Самая грузоподъемная ракета. Россия собирается создать самую тяжёлую в мире ракету-носитель
ТОП 10 САМЫХ БЫСТРЫХ РАКЕТ МИРА
Р-12У
Самая быстрая ракета средней баллистической дальности с максимальной скоростью 3,8 км в секунду открывает рейтинг самых быстрых ракет в мире. Р-12У являлся модифицированным вариантом Р-12. Ракета отличалась от прототипа отсутствием промежуточного днища в баке окислителя и некоторыми незначительными изменениями конструкции — в шахте нет ветровых нагрузок, что позволило облегчить баки и сухие отсеки ракеты и отказаться от стабилизаторов. С 1976 года ракеты Р-12 и Р-12У начали сниматься с вооружения и заменяться на подвижные грунтовые комплексы «Пионер». Они были сняты с вооружения в июне 1989 года, и в период по 21 мая 1990 года на базе Лесная в Белоруссии были уничтожены 149 ракет.
53Т6 «Амур»
Самая быстрая противоракета в мире, предназначенная для поражения высокоманевренных целей и высотных гиперзвуковых ракет. Испытания серии 53Т6 комплекса «Амур» были начаты в 1989 году. Её скорость составляет 5 км в секунду. Ракета представляет собой 12-метровый остроконечный конус без выступающих частей. Ее корпус изготовлен из высокопрочных сталей с использованием намотки из композиционных материалов. Конструкция ракеты позволяет выдерживать большие перегрузки. Перехватчик стартует со 100-кратным ускорением и способен перехватывать цели, летящие со скоростью до 7 км в секунду.
SM-65-«Атлас»
Одна из самых быстрых американских ракет-носителей с максимальной скоростью 5,8 км в секунду. Является первой разработанной межконтинентальной баллистической ракетой, принятой на вооружение США. Разрабатывалась в рамках программы MX-1593 с 1951 года. Составляла основу ядерного арсенала ВВС США в 1959—1964 годах, но затем была быстро снята с вооружения в связи с появлением более совершенной ракеты «Минитмэн». Послужила основой для создания семейства космических ракет-носителей Атлас, эксплуатирующегося с 1959 и поныне.
UGM-133A Trident II
Американская трехступенчатая баллистическая ракета, одна из самых быстрых в мире. Её максимальная скорость составляет 6 км в секунду. “Трезубец-2” разрабатывался с 1977 года параллельно с более легким “Трайдентом-1”. Принят на вооружение в 1990 году. Стартовая масса — 59 тонн. Макс. забрасываемый вес — 2,8 тонны при дальности пуска 7800 км. Максимальная дальность полета при уменьшенном числе боевых блоков — 11 300 км.
РСМ 56 Булава
Одна из самых быстрых твердотопливных баллистических ракет в мире, стоящая на вооружении России. Имеет минимальный радиус поражения 8000 км, примерную скорость 6 км/с. Разработка ракеты ведётся с 1998 года Московским институтом теплотехники, разработавшим в 1989—1997 гг. ракету наземного базирования «Тополь-М». К настоящему времени произведено 24 испытательных пусков «Булавы», пятнадцать из них признаны успешными (в ходе первого пуска запускался массогабаритный макет ракеты), два (седьмой и восьмой) — частично успешными. Последний испытательный пуск ракеты состоялся 27 сентября 2016 года.
Minuteman LGM-30G
Одна из самых быстрых межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования в мире. Её скорость составляет 6,7 км в секунду. LGM-30G «Минитмэн» III имеет расчетную дальность полета от 6000 километров до 10 000 километров в зависимости от типа боеголовки. Минитмен-3 стоит на вооружении США с 1970 года по сегодняшний день. Она является единственной ракетой шахтного базирования в США. Первый пуск ракеты состоялся в феврале 1961 года, модификации II и III были запущены в 1964 году и 1968 соответственно. Ракета весит около 34 473 килограмм, оснащена тремя твердотопливными двигателями. Планируется, что ракета будет стоять на вооружении вплоть до 2020 года.
«Сатана» SS-18 (Р-36М)
Самая мощная и быстрая ядерная ракета в мире со скоростью 7,3 км в секунду. Предназначена она, прежде всего, для того чтобы разрушать самые укрепленные командные пункты, шахты баллистических ракет и авиабазы. Ядерная взрывчатка одной ракеты может разрушить большой город, весьма большую часть США. Точность попадания - около 200-250 метров. Ракета размещается в самых прочных в мире шахтах. SS-18 несет 16 платформ, одна из которых загружена ложными целями. Выходя на высокую орбиту все головки «Сатаны» идут «в облаке» ложных целей и практически не идентифицируются радарами».
DongFeng 5А
Межконтинентальная баллистическая ракета с максимальной скоростью 7,9 км в секунду открывает тройку самых быстрых в мире. Китайская МБР DF-5 поступила в эксплуатацию в 1981 году. Она может нести огромную боеголовку на 5 мт и имеет диапазон более чем 12,000 км. У DF-5 отклонение приблизительно в 1 км, что означает, что у ракеты одна цель — уничтожать города. Размер боеголовки, отклонение и факт, что на её полную подготовку к запуску требуется всего час, все это означают, что DF-5 — карательное оружие, предназначенное для наказания любых потенциальных нападающих. Версия 5A имеет увеличенный диапазон, улучшение отклонения на 300 м и способность нести несколько боеголовок.
Р-7
Советская, первая межконтинентальная баллистическая ракета, одна из самых быстрых в мире. Ее предельная скорость составляет 7,9 км в секунду. Разработку и выпуск первых экземпляров ракеты осуществило в 1956—1957 годах подмосковное предприятие ОКБ-1. После успешных пусков она была использована в 1957 году для запуска первых в мире искусственных спутников Земли. С тех пор ракеты-носители семейства Р-7 активно применяются для запуска космических аппаратов различного назначения, а с 1961 года эти ракеты-носители широко используются в пилотируемой космонавтике. На основе Р-7 было создано целое семейство ракет-носителей. С 1957 по 2000 год выполнены запуски более 1800 ракет-носителей на базе Р-7, из них более 97 % стали успешными.
РТ-2ПМ2 «Тополь-М»
Самая быстрая межконтинентальная баллистическая ракета в мире с максимальной скоростью 7,9 км в секунду. Предельная дальность — 11 000 км. Несёт один термоядерный боевой блок мощностью 550 кт. В шахтном варианте базирования принята на вооружение в 2000 году. Метод старта — миномётный. Маршевый твёрдотопливный двигатель ракеты позволяет ей набирать скорость намного быстрее предыдущих типов ракет аналогичного класса, созданных в России и Советском Союзе. Это значительно затрудняет её перехват средствами ПРО на активном участке полёта.
Со времени первого полёта в космос человек стремился создать максимально мощные ракеты и доставить на орбиту как можно больше груза. Сравним все самые грузоподъёмные ракеты-носители в истории человечества.
23 ноября 1972 года был произведён ставший последним четвёртый пуск сверхтяжелой ракеты-носителя Н-1. Все четыре запуска были неуспешными и через четыре года работы по Н-1 были свернуты. Стартовая масса этой ракеты составляла 2 735 т. Мы решили рассказать о пяти самых тяжелых космических ракетах в мире.
Советская ракета-носитель сверхтяжёлого класса H-1 разрабатывалась с середины 1960-х годов в ОКБ-1 под руководством Сергея Королёва. Масса ракеты составляла 2735 тонн. Первоначально она предназначалась для вывода на околоземную орбиту тяжёлой орбитальной станции с перспективой обеспечения сборки тяжелого межпланетного корабля для полётов к Венере и Марсу. Поскольку СССР включился в «лунную гонку» с США программа Н1 была форсирована и переориентирована для полета на Луну.
Однако все четыре испытательных запуска Н-1 были неуспешными на этапе работы первой ступени. В 1974 году советская лунно-посадочная пилотируемая лунная программа была фактически закрыта до достижения целевого результата, а в 1976 году также официально закрыты и работы по Н-1.
«Сатурн-5»
Американская ракета-носитель «Сатурн-5» остаётся самой грузоподъемной, наиболее мощной, самой тяжелой (2965 тонн) и самой большой из существующих ракет, выводивших полезную нагрузку на орбиту. Она была создана конструктором ракетной техники Вернером фон Брауном. Ракета могла вывести на низкую околоземную орбиту 141 т и на траекторию к Луне 47 т полезного груза.
«Сатурн-5» использовалась для реализации программы американских лунных миссий, в том числе с её помощью была осуществлена первая высадка человека на Луну 20 июля 1969 года, а также для выведения на околоземную орбиту орбитальной станции «Скайлэб».
«Энергия»
«Энергия» - советская ракета-носитель сверхтяжёлого класса (2400 т), разработанная НПО «Энергия». Она являлась одной из самых мощных ракет в мире.
Была создана как универсальная перспективная ракета для выполнения различных задач: носитель для МТКК «Буран», носитель для обеспечения пилотируемых и автоматических экспедиций на Луну и Марс, для запуска орбитальных станций нового поколения и т.д. Первый запуск ракеты состоялся в 1987 году, последний - в 1988 году.
«Ариан 5»
«Ариан 5» - европейская ракета-носитель семейства «Ариан», предназначенная для выведения полезной нагрузки на низкую опорную орбиту (НОО) или геопереходную орбиту (ГПО). Масса ракеты по сравнению с советскими и американскими не столь велика - 777 т. Производится Европейским космическим агентством. РН «Ариан 5» является основной ракетой-носителем ЕКА и останется таковой по крайней мере до 2015 года. За период 1995–2007 гг. было произведено 43 запуска, из которых 39 успешных.
«Протон»
«Протон» (УР-500, «Протон-К», «Протон-М») - ракета-носитель тяжёлого класса (705 т), предназначенная для выведения автоматических космических аппаратов на орбиту Земли и далее в космическое пространство. Разработана в 1961–1967 годах в подразделении ОКБ-23 (ныне ГКНПЦ им. М. В. Хруничева).
Чтобы спутник или корабль с космонавтами вышел на орбиту, он должен попасть в определенное пространство около Земли и достичь скорости 8 км/с. Эти задачи выполняют ракеты. Последние называют носителями, а спутник или корабль - полезным грузом. Из действующих, выведенных или спроектированных самая большая ракета - «Сатурн 5». Предлагаем вашему вниманию рейтинг ракет, сформированный в соответствии с их длиной.
10. «Ariane-5» - 46-52 м. Европейская ракета-носитель одноразового типа. Осуществлено 94 запуска, удачными оказались 90. Впервые использована в июне 1996 года. Предназначена для вывода объектов со средней или большой массой на орбиту. Одна ракета запускает 2-3 спутника и 8 небольших объектов.
Сумма затраченных средств на создание ракеты - 7 миллиардов американских долларов. Более 46% внесла Франция. Разрабатывают носитель совместно 1000 компаний. Создано несколько моделей. Стоимость одного запуска - 140-150 миллионов долларов. На основе ракеты создается «Ariane-6». Согласно последним прогнозам, ее запустят в 2020 году или позже.
9. «Спейс Шаттл» - 56,1 м. Космическое судно США, которое использовалось много раз. С 1981 по 2011 годы было совершено 134 запуска, из которых 132 удачных. Разработано согласно программе «Космическая транспортная система», согласно которой шаттлы - постоянные транспортировщики грузов с Земли в космос и обратно.
Разработка стартовала в 1971 году. Использованы некоторые технологические особенности топливной системы «Аполлон». Суммарно были построены 1 прототип и 5 кораблей, 2 из них разбились при использовании. 39 полетов на счету шаттла "Дискавери".
8. «Большой поход-5» - 57 м. Китайскую ракету-носитель запускали дважды: в ноябре 2016 и июле 2017 года. Название напоминает о Великом походе китайских коммунистов (1934-1936 гг.). Тогда перемещение войск состоялось под умелым руководством Мао Цзэдуна.
Топливо ракеты минимально сказывается на природе. Это керосин, жидкие водород и кислород. Хотя в предыдущих моделях серии использовался токсичный гептил. С 25 тоннами грузоподъемности «Великий поход-5» имеет почетное звание первой ракеты тяжелого класса КНР. Благодаря ей Китай наряду с РФ, США и ЕС относится к группе больших космических государств.
7. «Протон-М» - 58,2 м. С 2001 года по наши дни запустили 412 раз. Удачных - 365, неуспешных - 27, частично удачных - 20. Ракета создана усилиями работников ГКНПЦ им. М. В. Хруничева. Предназначена для запуска государственных спутников РФ и коммерческих объектов других стран. «Протон-М» - улучшенная модель «Протона-К». Более удобна в эксплуатации, меньше загрязняет окружающую среду и использует меньше энергии.
Первый этап модернизации завершился в 2004 году, второй - в 2007 году, третий - в 2008 году, а 4 этап продолжается. «Протон-М» используется для запуска спутниковой системы «Глонасс» и объектов военных нужд России. Благодаря ракете-носителю территория РФ покрыта сетью спутниковой связи.
6. «Атлас-5» - 58,3 м. Впервые запущена в августе 2002 года. Тогда на орбиту вывела коммерческий спутник Hot Bird. Суммарное количество запусков - 71. Из них только один частично неудачный: спутник не попал на желаемую орбиту, но используется по назначению.
Разработана как ответ на увеличение количества запусков россиянами, китайцами и европейцами. Создала новую ракету компания Lockheed Martin. Главная задача последней - уменьшение стоимости запуска. Поэтому ракету разрабатывали на основе последних версий семейства - «Атлас-2» и «Атлас-3». Также заимствовали особенности кораблей «Space Shuttle».
5. «Falcon Heavy» - 70 м. Запуск планируется на 2017 год. Предполагается, что модель будет выводить объекты массой до 64 тонн на низкую орбиту, до 27 т - на геопереходную, до 17 т - на Марс, до 3,5 т - на Плутон. О создании ракеты стало известно в апреле 2011 года. Тогда в компании SpaceX заявляли, что работы будут завершены через два года. Но дата запуска постоянно менялась.
Во время пробных испытаний в середине 2015 года произошла авария. Разработчики решили дорабатывать Falcon 9 и изменили место запуска. Но и в начале осени 2016 года снова произошла авария. Поэтому Falcon Heavy будет запущен с обновленного после взрыва Falcon 9 комплекса SLC-40.
4. «Дельта IV» - 63-70,7 м. Впервые запущена в 2002 году и продолжает использоваться в США. Принадлежит к семейству «Дельта» компании Boeing. Последний раз поднималась в воздух 19 марта 2017 года. Создана в соответствии с программой развития одноразовых ракет-носителей. Назначение - запуск коммерческих спутников и военных объектов США.
Указанный диапазон длины объясняется наличием 5 моделей ракеты. От варианта носителя зависит и стоимость, которая колеблется в пределах от 164 до 400 миллионов долларов. Лидирует в мире среди ракет всех времен по суммарному показателю выведенного на орбиту полезного груза.
3. «Space Launch System» -102,32 м. Супертяжелая ракета-носитель, которая разрабатывается в США. Предназначена стать преемницей «Арес-5», которую отменили вместе с программой «Созвездие». Первый запуск планировали на 2014 год, затем перенесли на 2017, а пока предполагается, что он состоится в 2018-м.
Тогда ракета выведет на орбиту корабль MPCV, база которого - «Орион» из программы «Созвездие». Среди действующих «SLS» будет самой большой грузоподъемной ракетой на момент запуска. В целом по показателю займет 4 место в мире, уступая американской «Сатурн-5» и созданным в СССР «Н1» и «Энергии».
2. «Н1» - 105,3 м. Ракета времен СССР сверхтяжелого класса. Активно разрабатывалась с 1969 по 1974 годы. Создавалась в ОКБ-1, которым руководили Сергей Королев и Василий Мишин. Предназначалась для вывода на орбиту космической станции массой в 75 т. В дальнейшем должна была содействовать полетам к ближайшим относительно Земли планетам - Марсу и Венере. После проигрыша СССР в лунной гонке назначение программы «Н1» изменили. Ракету планировали использовать как носитель экспедиционного космического корабля «Л-3».
«Н1» четыре раза не прошла первую стадию испытаний. В 1974 году СССР свернул программу относительно путешествия человека на Луну. С тех пор работы по «Н1» не проводили, хотя официально прекратили в 1976 году. Информация о ракете находилась в тайне до 1989 года. Название ракеты - первая буква слова «носитель» и порядковый номер разработки. На Западе именовали как SL-15 или G-1e.
1. «Сатурн-5» -110 м. Впервые использовалась 9 ноября 1967 года, а последний раз - в 1973 году. Лидирует среди запущенных по показателю грузоподъемности. В середине прошлого века разрабатывалась в рамках программы «Аполлон», которая предусматривала путешествие людей на Луну.
Относилась к однопусковым, поскольку сразу позволяла отправлять нужные для полноценной экспедиции корабли. А это до 50 тонн массы! Космический корабль крепился к третьей ступени ракеты, а лунный модуль размещался внутри адаптера.
Также однажды была использована двухступенчатая модель ракеты. Тогда на орбиту вывели первую орбитальную станцию США «Скайлэб».
Крупнейшие космические державы продолжают разрабатывать новые ракеты-носители. Поэтому через десяток лет может измениться даже текущий лидер данного рейтинга.
Знаете ли вы, какой стране принадлежит самая быстрая ракета в мире? Конечно же, это Россия, что опять же вызывает чувство гордости за нашу страну. Американцы, которые постоянно пытаются быть первыми в мире и принимают самое непосредственное участие в гонке вооружений, сделали заявление, что именно они создали самую быструю ракету в мире. Но действительно ли это так? Давайте в этом разбираться.
Именно эту противоракету еще советского производства можно назвать самой быстрой ракетой в мире, поскольку максимальная скорость полета ее равняется примерно 5 км/сек (или более 19500 км/час). Согласитесь, что такая скорость просто невероятно огромна! Эту противоракету начали разрабатывать еще в 1971 году, а на вооружение она была поставлена в 1989 году. 53Т6 в длину составляет 10 метров, ее диаметр равняется одному метру, а масса ракетного оружия равна 10-ти тоннам. До своей максимальной скорости ракета разгоняется всего за каких-то 3 секунды, при этом перегрузка, которую она испытывает, составляет больше 100 g. На высоту тридцать километров 53Т6 поднимается за пять секунд.
Когда проводились испытания противоракеты, очевидцы отмечали, что невозможно было заметить, как она выходит из ШПУ, и сложно было проследить все моменты ее полета. Вот насколько высока ее скорость!
Главное предназначение этой противоракеты состоит в ближнем перехвате баллистических ракет. Перехват цели может быть осуществлен на высоте 15-30 километров, а показатель дальности перехвата равняется 80-100 километрам. Таким образом, противоракета прекрасно может справиться с высокоманевренными и высотными гиперзвуковыми объектами. На данный момент 53Т6, несмотря на столь давнее происхождение, используется для обороны нашей столицы.
Технические параметры противоракеты 53Т6 длительное время находились под знаком «совершенно секретно», да и сегодня есть немало вопросов относительно «начинки» этого оружия. Летные характеристики данной противоракеты поистине уникальны – в целом мире не найти ничего подобного. Наши конструкторы постарались на славу!
Именно об этой ракете и идет речь в начале статьи – американцы объявили, что ее можно смело отнести к разряду самых быстрых ракет в мире. Создавая эту гиперзвуковую ракету с крыльями, американские разработчики задались целью сократить время полета высокоточных крылатых ракет. Конечно, они смогли сделать то, что задумали, – их ракета полетела со скоростью, которая в пять раз превышает скорость звука. Однако, это все же не столь быстро, как летает российская противоракета – максимальная скорость X-51F Waverider составляет 7000 км/час, что, конечно, можно назвать поистине отличной скоростью, но она гораздо ниже скорости российской противоракеты.
Первые испытания американской ракеты проводились в 2007 году (правда, проверялся лишь один из двигателей). Полномасштабные испытания американцам удалось провести через два года – тогда создатели прикрепили X-51F Waverider к бомбардировщику В-52. Именно при этом полете ракета показала мощную скорость, которая в пять раз превысила звуковую. Однако проверка этой самой быстрой ракеты в мире прошла не очень успешно, поскольку создатели несколько раз столкнулись с некоторыми препятствиями, которые даже заставляли отложить испытания.
В результате ракету все же удалось запустить с бомбардировщика и зафиксировать необходимые показатели. Однако в дальнейшем она должна была опуститься на дно Тихого океана, но этого не случилось, так как из-за некоторых сбоев разработчикам пришлось послать системе ракеты сигнал к самоуничтожению. А заняли испытания этой ракеты 200 секунд, что для ракет подобного типа является немалым временем.
Но представители военно-воздушных сил США после запуска гиперзвуковой крылатой ракеты были счастливы, поскольку это имеет немалую значимость для создания реактивных самолетов. Но испытания ракеты предстоит продолжить – так американцы планируют создать мощное оружие, с помощью которого можно будет в кратчайшие сроки наносить удары по любой точке Земли.
Таким образом, можно сделать вывод, что самая быстрая ракета в мире все же принадлежит Российской Федерации. И зная, что такое чудо нашей российской (даже советской) техники, защищает нашу Родину, мы можем быть совершенно спокойными.
40 лет назад, 21 февраля 1969 года, космодром замер в ожидании. Самая большая ракета в мире "Н-1" должна была стартовать в космос. Ее называли Царь-ракетой. Планировалось, что именно этот гигант выведет на орбиту тяжелый межпланетный корабль, который полетит к Луне, Венере, Марсу.
Размеры ракеты впечатляют до сих пор: 5 ступеней, 105 метров в высоту - почти небоскреб, масса - свыше 200 тонн. Сложно представить ракету мощнее. Когда "Н-1" впервые выехала из монтажно-испытательного корпуса, испытатели замерли. Вот она – Царь-ракета! Мощь советской державы. Самый большой носитель в мире. "Все испытатели называли ее "Белая лебедь" - ракету Н-1, до того она была мощна, красива и, действительно, представляла собой уникальный технический комплекс", - вспоминает Сергей Тихонов, ветеран космодрома Байконур.
Романтик Сергей Королев мечтал о Марсе. Еще задолго до полета Юрия Гагарина, вместе с пилотируемой "Р-7" он задумывал сверхтяжелую ракету для межпланетных полетов. Но лунная гонка, в которую был втянут Советский Союз, расставила приоритеты: быть первыми на Луне. Секретная разработка получила кодовое наименование "Н-1". Н – от слова "носитель".
"Это был самый грандиозный космический проект XX века. У всех, кто занимался этой программой, не было сомнений, что ракета полетит и полетит успешно", - рассказывает Владимир Бугров, ветеран РКК "Энергия".
Из-за гигантских размеров собирали ее здесь же, на космодроме. Соблюдая традиции, разбили бутылку шампанского, при этом нарушив два правила. Вместо женщины разбил ее мужчина и разбил об установку вертикализации, а не о корпус ракеты.
В этот день, 40 лет назад, все ждали триумфа. Казалось - победа близка. Ракета пролетела 69 секунд и упала в 50 километрах от старта – подвели двигатели первой ступени и система управления. "Этот первый пуск не рассматривался как неудача. Была отработана заправка, подготовка пуска и сам пуск", - пояснил Григорий Сонис, ветеран космодрома Байконур.
Через полгода подготовили к старту новую "Н-1". Баллистики даже рассчитали время для пуска, чтобы как можно точнее облететь Луну. Однако на высоте 200 метров снова отключаются двигатели и ракета падает на старт вместе с 3 тысячами тонн топлива. В начале 70-х предприняты еще две попытки запуска. Ракеты погибали на стадии работы первой ступени. "До окончания первой ступени не хватило всего 7 секунд. Автоматика сработала, отключилась первая ступень. И опять был пуск аварийным", - говорит Сергей Тихонов.
Пятый пуск "Н-1" уже со штатным лунным комплексом был назначен на конец 74-го года. Почти все были уверены в успехе. На ракете стояли совершенно новые кузнецовские многоразовые двигатели. Но судьбу "Н-1" уже решили: прекратить все работы. Вопрос остался открытым: почему не стали запускать уже построенные ракеты? "Вот это было, конечно, непонятно, - говорит Нина Омысова, главный инженер Байконурского филиала "ЦСКБ-Прогресс". - Когда лежало собранное изделие, со всеми улучшениями, говорили, что это политика". Проект "Н-1" официально был закрыт лишь через два года в 1976-м. Все готовые ракеты "Н-1" уничтожены.
- Все о выращивании кроликов на мясо: советы и рекомендации Выращивание кроликов на мясо лучшая порода
- Почему крольчиха ест своих крольчат?
- Почему крольчиха разбрасывает крольчат сразу после окрола
- Советский меринос: характеристика продуктивности тонкорунных овец и особенности ухода за ними Животное меринос