С какого момента считают 9 дней. Похоронное бюро "грааль"
Сегодня многих людей интересует вопрос, как поминать усопшего, как лучше организовать застолье, раздавать ли калачи и платки и зачем закрывать зеркала в доме?
Кто придумывает эти правила?
Предлагаю ознакомиться с советами по проведению похоронного обряда. Ведь поминовение умерших означает желание помочь душе человека и облегчить ее страдания.
Вокруг поминок много народных примет, которые стали традициями. Мы привыкли беспрекословно следовать им, пребывая в незнании и шоковом состоянии.
Многих людей можно понять, ведь они надеются, что таким образом отгонят беды от своей семьи. Вот некоторые из популярных суеверий.
ПОХОРОННЫЕ СУЕВЕРИЯ:
На похоронах нельзя есть вилками.
Родные не несут гроб, чтобы покойный не подумал, что его смерти рады.
Все зеркала в доме, где находится покойник, нужно закрывать черной тканью.
На поминальном обеде умершему отводится отдельное место за столом, с рюмкой спиртного, прикрытой кусочком хлеба, и тарелкой с ложкой.
Детям до 6 лет и беременным нельзя ходить на похороны.
Если покойник лежит в доме, там нельзя убирать, пока тело не вынесут за пределы помещения.
Всем, кто был на похоронах, нужно дать хлеб и платок.
Лавку, на которой стоял гроб, необходимо перевернуть на сутки и положить возле нее топор. Это делается для того, чтобы в доме не появился еще один покойник.
Нельзя оставлять в доме вещи, которые входили в контакт с уже мертвым человеком.
Дверь и ворота дома, где умер человек, следует держать открытыми три дня.
Верующие люди советуют не обращать внимание на суеверия, а советоваться с церковными служителями. Поминовение усопших — это, прежде всего, церковный молебен. «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Oтца Mоего Hебесного», — пишется в Eвангелии от Mатфея.
Согласно церковным учениям, поминать умерших надо в третий, девятый, сороковой дни после смерти и на годовщину. День смерти всегда считается первым. Самое главное не поминальная трапеза, а совместная молитва. Если твоя семья решила организовать обед в память усопшего, запомни несколько правил.
КАК ПРОВОДИТЬ ПОМИНАЛЬНЫЙ ОБЕД:
В особые дни поминовения (3-й, 9-й, 40-й и на годовщину) закажи в церкви панихиду и присутствуй на литургии, если она положена в этот день.
Посоветуйся со священником, на какой день можно перенести обед, если он приходится на большой праздник. Лучше всего проводить трапезу в субботу. Поминки в пост проводить тоже можно.
Не устраивай пышного застолья. «Если можешь помолиться за человека - помолись, не можешь помолиться - скажи о нём хорошо, не можешь сказать - подумай о нём хорошо».
В особый день поминовения следует зажечь свечу, купленную в церкви, и прочитать молитву: «Молитвами рождшия Тя Христе и Предтечи твоего, апостолов, пророков, иерархов, преподобных и праведных, и всех святых, усопшаго раба твоего упокой».
Перед принятием пищи, каждый, кто сидит за обеденным столом, должен прочитать «Отче наш». После трапезы проси у Бога за всех умерших: «Подаждь, Господи, оставление грехов всем прежде отшедшим в вере и надежди воскресения, отнем, братиям и сестрам нашим и сотвори им вечную память. Благословен еси. Господи, научи мя оправданием Твоим».
На поминальном столе не должно быть много еды. Первым блюдом, которое гости едят на поминках, является кутья (коливо, или сочиво) — отваренные зерна пшеницы или риса с мёдом и изюмом. Зерно является символом воскресения, а мёд — сладостью праведников в Царстве Божьем. Кутью желательно освятить во время панихиды, но если не получается, надо окропить святой водой.
Пищу с поминок можно раздать нуждающимся, выбрасывать ее нельзя.
Приносить еду на могилу покойника неправильно, это языческая традиция.
Поминки на годовщину после смерти делают скромными. В этот день соберитесь в тесном кругу близких и помяните усопшего общей молитвой, можно без трапезы.
Церковь не одобряет употребления спиртного на поминках. Вино считается символом земной радости, а поминки — время для усиленной молитвы о человеке, который может тяжело страдать в загробной жизни. Оставлять на столе рюмку с водкой и кусок хлеба нельзя ни в коем случае, это пережиток язычества, и в верующих семьях так не делают.
Но что делать, если умерший был неверующим, некрещеным, самоубийцей или следовал другим религиозным учениям?
Вот как отвечает святой отец на этот вопрос:
«В храмах за таких людей не молятся и их не отпевают, но в случае с самоубийцами по благословению священников следует читать домашнюю молитву, не возбраняются и поминальные трапезы с родственниками. Следует посетить храм в Tроицкую родительскую субботу — в этот день церковь молится обо всех “от века почивших”, в том числе и об “иже во аде держим их”.
Подавать записки о самоубийце нельзя, а вот поучаствовать в службе и помолиться именно “обо всех” можно и даже нужно.
B память об иноверцах, нужно молиться о них и раздавать милостыню. Так как они никогда не были в лоне православной церкви, записки о них не подают и свечи не ставят».
Никто не живет на этой земле вечно, мы приговорены к летальному исходу. Но смерть — это рождение в новую жизнь, ведь умирает только физическое тело, а душа бессмертна. Людям суждено встретиться после кончины, но где, зависит от нас сейчас, от того, как мы проведем эту жизнь.
Молись и кайся, живи по заповедям и не проливай бесполезных слез об умерших.
Вспоминай их в домашней молитве или в храме.
НАСКОЛЬКО ВАЖНО ПОДАВАТЬ СОРОКОУСТЫ О УПОКОЕНИИ
Поучения старцев: насколько важно подавать сорокоусты об упокоении.
«Этот рассказ взят из книги - Современные старцы горы Афон, выпущенной издательством Русский Паломник.
Эта не выдуманная история на примере одного семейства, рассказывает насколько важно подавать сорокоусты об упокоении почивших христиан.
Итак, пришлось старцу Даниилу отправиться из монастыря Ватопед в родной город Смирну и пробыть там девять месяцев.
“Как только прибыл я (в Смирну), то счел долгом своим посетить Георгия, сына незабвенного Деметриуса”. (Деметриус был простым мирянином, но его великая вера и добродетельность дали ему “мудрость небесную”, и прославился он своими мудрыми советами и наставлениями. Его поучения укрепляли многие души, включая и душу старца Даниила в юные годы. “Я расспросил его подробно о смерти отца, о кончине которого знал от многих людей”.
В ответ на просьбу монаха Георгий в мельчайших подробностях описал кончину своего достопочтенного отца, слезами сопровождая воспоминания. И одна деталь настолько примечательна, что мы должны сейчас же рассказать о ней.
Достигнув заката земной жизни, богодухновенный Деметриус был предуведомлен о дне смерти своей, определенном ему Господом. В день тот он попросил одного благочестивого, чистого сердцем священника отца Деметриуса придти к нему.
“Я умру сегодня, отче, — сказал он. — Прошу тебя, скажи, что мне делать, когда наступят последние мгновения”.
Священник знал о его добродетельной жизни, знал, что он исповедовался, соборовался и несколько раз причастился. Но, выслушав просьбу, решил предложить следующее.
“Если пожелаешь, распорядись, чтобы по смерти твоей в каком-нибудь сельском храме совершили о тебе сорок литургий (сорокоуст)”. Умирающий с радостью принял совет священника. Немного помедлив, он призвал сына.
“Сын мой, я прошу тебя об одной услуге. Прошу тебя, чтобы по смерти моей ты заказал по мне сорок литургий в какой-нибудь сельской церкви”.
Тот ответил: “Благослови меня, отец мой, я обещаю исполнить твое желание”.
Через два часа Божий человек испустил дух. Без промедления его достойный сын обратился к отцу Деметриусу, не зная, что именно он присоветовал сорок литургий.
“Отец Деметриус, мой отец оставил мне распоряжение отслужиить за него сорок литургий где-нибудь за городом. И так как Вы иногда остаетесь в храме Святых Апостолов, я прошу Вас взять на себя труд отслужить их. Я позабочусь об оплате всех расходов”. Со слезами отвечал священник: “Дорогой Георгий, ведь это я твоему отцу дал такой совет, и пока я жив, всегда буду его поминать.. Но я не могу совершить эти сорок литургий, потому как раз сейчас матушка моя приболела. Тебе придется обратиться к другому священнику”.
Однако Георгий, зная великое благочестие отца Деметриуса и преданность ему своего отца, настаивал, пока не уговорил его. Священник, придя домой, сказал супруге и дочерям:
“Я должен совершить сорок литургий за душу доброго христианина Деметриуса. Поэтому сорок дней не ждите меня дома, я буду в храме Святых Апостолов”.
И начал он усердно совершать литургии. Совершил уже тридцать девять, последняя пришлась на воскресный день. Но в субботу вечером у него так страшно разболелись зубы, что он вынужден был пойти домой. Он стонал от боли. Супруга предложила вызвать врача, чтобы тот удалил зуб.
“Нет, — ответил отец Деметриус. — Завтра я должен совершить последнюю литургию”.
Однако в середине ночи боль настолько усилилась, что пришлось-таки вызвать врача и удалить зуб. И так как было кровотечение, священник решил отложить последнюю литургию до понедельника.
В субботу днем Георгий приготовил деньги для оплаты труда священника и намеревался отдать их ему на следующий день. В ночь на воскресенье он стал на молитву. Ночная тишина способствовала молитвенному настроению. Прошло долгое время, он устал и прилег на кровать, припоминая добрые дела и наставления своего благословенного батюшки. На ум пришла и такая мысль: “Действительно ли сорок литургий помогают душам умерших или церковь предписывает их для утешения живущих? ” И в этот момент задремал.
Он увидел себя в прекрасном месте, в месте такой неописуемой красоты, которую на земле и не встретить. Однако чувствовал себя недостойным находиться в таком святом райском месте, и его охватил страх, что его должны изгнать оттуда до глубин адских. Но он укрепился такой мыслью: “Если Господь Всемогущий привел меня сюда, Он смилуется надо мной и даст еще время на покаяние, ведь я еще не умер и не разрешился от тела”.
После этой утешительной мысли увидел идущий издали чистейший и ярчайший свет, сияющий гораздо сильнее, чем солнце. Он побежал навстречу к нему и с невыразимым удивлением увидел зрелище невиданной красоты. Перед ним простирался огромный то ли сад, то ли лес, благоухающий чудесным незнакомым ароматом. Он подумал: “Так вот он, Рай! О, какое блаженство ожидает тех, кто праведно поживет на земле!”
С изумлением и наслаждением рассматривая эту неземную красоту, обратил внимание на прекраснейший дворец исключительного архитектурного изящества, стены которого сияли ярче золота на солнце и бриллиантов. Невозможно описать его красоту человеческими словами. Он стоял пораженный и безмолвный. Подойдя поближе — о, радость! — увидел отца своего, светоносного и сияющего, у двери дворца.
“Как ты попал сюда, дитя мое?” — спросил отец мягко и с любовью.
“Милость Спасителя нашего Христа и заступничество Его Матери, которую я сугубо почитаю, дали мне место это. Сегодня я должен был войти во дворец этот, но так как строитель, сооружавший его, нездоров — сегодня у него вырвали зуб, — сорок дней строительства не закончены. Потому я войду в него завтра”.
После этих слов Георгий проснулся с ощущением чуда, со слезами, но несколько озадаченный. Остаток ночи не спал, непрестанно творил молитвенные славословия Всемогущему Богу. Утром пошел на литургию в собор святой Фотинии. После, взяв просфору, вино и свечу, отправился в район Миртакии, где находилась церковь Святых Апостолов. Он нашел отца Деметриуса в келлии, сидящим на стуле.
Священник с радостью приветствовал его и сказал, не желая огорчить: “Я только что пришел с Божественной литургии. Сейчас сорок литургий совершены”.
Тогда Георгий стал в подробностях описывать видение, бывшее у него ночью. Когда дошел до описания того, что вступление его отца во дворец было отложено из-за зубной боли строителя, священник исполнился страхом, но вместе и радостью, и ощущением чуда. Он встал и сказал:
“Дорогой мой Георгий, я — строитель, который трудился над возведением дворца. Сегодня я не совершил литургию из-за вырванного зуба. Видишь, мой носовой платок весь в крови. Я сказал тебе неправду, потому что не хотел расстраивать тебя”.
Старца Даниила глубоко взволновал этот рассказ. Под конец Георгий предложил ему посетить отца Деметриуса, который подвизался тогда в приходе св. Иоанна Богослова. Священник подтвердил подлинность и сказал записать все как очень поучительное. Так и совершилось, раз уж мы нашли ее в рукописях. В конце старец Даниил приписал карандашом: “Записанное я слышал в 1875 году, в октябре. Наш незабвенный Деметриус почил в 1869″.
Есть такая традиция: поминать умершего человека на третий, девятый и сороковой дни после кончины. В эти дни кто идет на кладбище да раздает по соседям конфеты и выпечку “за царствие небесное”, кто застолья устраивает, а кто и церковь посещает поставить свечечку за упокой или даже заказать отпевание. А почему именно в эти дни, кто-нибудь задумывался? Мало кто. У нас ведь как — все говорят, что нужно, вот и делаем. Но я все-таки за то, чтоб уже раз делаешь, то осознанно, с пониманием.
Как считать поминальные дни?
В первую очередь поминальные дни нужно правильно отсчитать. А то получается какая-то неразбериха: одни на третий день поминают, другие через три дня, а некоторое вообще от похорон считают. Рассказываю, как правильно: дни поминок считают не со следующего дня после смерти, а с того же. То есть день смерти включается. Ну например, если человек умер 5 числа, считаем 3 дня — пятое, шестое, седьмое — значит, седьмого третий день. Также со дня кончины считаются и 9 и 40 дни .
Значение 3, 9, 40 дня в православии
В православных источниках, а именно в Апостольских правилах, есть наставления совершать третины, девятины и сороковницы по усопшим — то есть поминать умерших в эти самые три дня. А значение их так описывается:
![](https://i1.wp.com/ritualblog.ru/wp-content/uploads/2015/12/raiskie-krasoty-300x225-1-300x225.jpg)
Священнослужители так говорят: нет более справедливого суда, чем Суд Господень, поэтому прежде чем предстать перед ним, каждый имеет шанс и проститься со своей мирской жизнью и узнать, что такое Рай и Ад. Эти дни отводятся душе для того, чтобы можно было переосмыслить свою жизнь, понять, стоило ли совершать те поступки, которые мы совершали, и что уготовлено после смерти за наши мирские наслаждения. А ведь и правда, справедливо.
Но если говорить начистоту, в Библии загробная жизнь практически не описывается. И тому, что сказано в Апостольских правилах, в самом Писании нет ни доказательств, ни опровержений. Встречается много трактовок, почему именно 3, 9 и 40 дней , но конкретно ничего не говорится…
А знаете, что еще? Оказывается, традиция поминать усопших в те самые три поминальных дня восходит своими корнями еще во времена, когда на Руси не было принято христианство. Может в этом и кроется ответ?.. Но об этом я расскажу в своей следующей публикации.
Поминки (9 дней) - следующий обязательный этап после погребения. Хотя возник он в христианской религии, придерживаются этой традиции все. Так как провести поминки 9 дней? Каковы особенности ритуала?
Поминальная служба
Если усопший был христианином, то обязательно нужно сходить в храм. Считается, что
в это время душа еще может посещать места своего земного обитания. Она доделывает ту работу, которую человек не успел провести при жизни. С кем-то прощается, у кого-то просит прощения. Молебен, проведенный в это время по всем церковным традициям, способствует успокоению души, ее соединению с Богом.
Желательно, чтобы поминки (9 дней) и родственники начали с обращения к Господу. В коротенькой молитве следует попросить Всевышнего о прощении всех грехов усопшего, помещении его в Царствие Небесное. Это всегда было частью обряда. В храме ставят свечки за помин души. Для этого есть специальное место. Если не знаете, то посоветуйтесь со служителем храма. Но обычно определить его можно самостоятельно. Платформа для имеет прямоугольную форму (все остальные - круглую). Рядом есть напечатанный текст молитвы. Не поленитесь, прочтите ее.
Что означают поминки 9 дней?
В христианстве достаточно подробно описан путь души к Господу. Так, первые дни Ангелы показывают ей, какова жизнь в Раю. Девятый же является временем, так сказать, экзамена. Душа предстает перед Господом, который определяет ее дальнейшую судьбу. Считается, что грешники боятся и мучаются, наконец, осознав, сколь бездарно они
тратили свои силы. Праведники также могут страдать от неведения, будет ли их жизненный путь одобрен Господом. Помощь душе усопшего крайне необходима именно в этот период. Родственники своими молитвами могут помочь ей очиститься и получить «пропуск» в Рай.
В христианских традициях поминки 9 дней считаются очень важными, так как это последний долг, завершающий этап земного существования души. После того как Господь определит ее в Рай или Ад, помочь ей живущие практически не смогут. Священнослужители говорят, что 9 дней - это почти праздник! Так как в это время душа обретает свой приют. Нужно обязательно помолиться, чтобы ее пребывание в том мире оказалось комфортным.
Поминальный обед
Поход на кладбище - это в основном для самых близких. А тех, кто захочет выразить свое уважение усопшему и членам его семьи, приглашают на Проводят его скромно. Готовят первое, второе и компот. В
христианстве неприняты ни всяческие закуски и салаты, ни спиртное. Традиции со ста граммами и кусочком хлеба возникли в очень тяжелые времена, когда не было иного способа снять напряжение. Сейчас употреблять спиртное на поминках нет необходимости, да и не приветствует.
Из «излишеств» допустима только выпечка. Так, обычно делают пирожки или булочки и подают к столу. Все должно проходить спокойно и скромно. Это не показатель бедности. Скорее, таким образом демонстрируется признание бренности всего физического перед духовным. За столом всем желающим предоставляют слово, чтобы выразить свою скорбь, разделить уверенность в том, что душа попадет в Рай, просто вспомнить о человеке, который недавно покинул этот мир.
Поминальное угощение
Но обед сейчас устраивают далеко не все. Кому-то не хватает времени, иные не хотят лишних хлопот. Церковь не настаивает на твердом соблюдении именно этой традиции.
Совместную трапезу вполне позволительно заменить угощением. Что это такое? Нужно приготовить такую еду, которой уместно и удобно угостить людей без приглашения в дом, и так провести поминки 9 дней. Что раздают? Обычно печенье и конфеты. Самый простой вариант - купить необходимое в магазине. Рекомендуется испечь пирожки или печенье самостоятельно. Считается, что такими действиями вы выражаете большее почтение усопшему. Раздать приготовленное можно на работе, во дворе бабушкам и деткам.
А как подсчитать нужный срок?
С этим люди часто путаются. Лучше всего обратиться к Батюшке, который Он поможет разобраться со сроками, подскажет, в какой день что отмечать. В связи с важностью для души знать нужно точно, когда проводить поминки 9 дней. Как считать самостоятельно? Первым считается день, когда человек скончался. От него и нужно вести отсчет. Душа с момента смерти начинает свое путешествие по Царству Ангелов. Помощь ей необходима именно в девятый день (и до этого). Не пропускайте никаких сроков, даже если смерть наступила перед полуночью. Первый день - дата смерти. Важными потом являются третьи, девятые и сороковые сутки. Вычислить их нужно сразу и записать, чтобы не забыть. Это те даты, которые обязательно нужно отметить.
Кого приглашают на поминки
Члены семьи и друзья - это те люди, которые обязательно должны участвовать в печальной трапезе. Они и сами это знают. Души требуют встретиться и поддержать
друг друга в горе. Но поминки 9 дней после смерти - это такое мероприятие, на которое приходят без приглашения. Непринято прогонять того, кто захотел принять в нем участие, даже если это совершенно посторонние люди. Логика такова: чем больше человек станут молиться о спасении души усопшего, тем легче ей попасть в Рай. Поэтому прогонять кого-то недопустимо, даже греховно.
Постарайтесь угостить как можно больше людей. И если на поминальный обед всех приглашать необязательно, то конфеты можно раздать всем, кого встретите в этот день. Строго говоря, на мероприятие приглашать непринято. Люди сами должны поинтересоваться, когда оно будет проходить (и вообще, планируется или нет). Для удобства организаторы чаще всего сами берут на себя ответственность и обзванивают всех, кто проявил желание помянуть усопшего.
Обязательно ли ехать на кладбище
Строго говоря, поминки 9 дней не включают такой поход в перечень непременных мероприятий. Церковь считает, что на погосте покоятся бренные останки, которые не имеют особого значения. Приветствуется поход в храм, молитвы. Но обычно люди и сами хотят посетить место последнего приюта дорого человека. Туда приносят цветы и конфеты. Тем самым как бы отдается дань уважения покойному. Но это важнее для
живых, нежели для усопшего.
Ни в коем случае не нужно нести на кладбище спиртное. Это строго запрещается Церковью! Если решили, что вам обязательно нужно посетить в этот день кладбище, то позаботьтесь о соответствующей одежде. Наряды должны быть скромными, не кричащими. Наличие траурной символики также желательно. Женщины повязывают траурные платочки. Мужчины могут надеть темные пиджаки. Если жарко, то на левое предплечье повязываются черные платки.
Как подготовить дом к поминкам?
В этот день зажигают лампадки, ставят на видное место фотографию покойного с траурной ленточкой. Зеркала закрывать уже не стоит. Это делается, только пока тело находится в доме. Естественно, в этот день не принято включать музыку, смотреть веселые фильмы и передачи.
Перед иконой можно поставить стакан воды и хлеб как знак помощи душе, находящейся в странствии по пока неведомому миру. Желательно, чтобы в доме царила обстановка строгости. Если вы пригласили людей к обеду, то побеспокойтесь об их удобствах. Обычно с пола убирают ковры, чтобы можно было ходить по дому в обуви. Еще необходимо поставить возле фотографии покойного небольшую вазу или тарелочку. Туда будут класть деньги. Это делается в том случае, когда приходит много людей, в том числе и посторонних для домочадцев. Они могут выразить желание пожертвовать некоторую сумму на памятник. А отдать деньги родственникам не всегда удобно.
В православии 40 дней со дня смерти — очень значимая дата. Именно по окончании этого времени душе покойного предстоит получить окончательное решение, где она будет пребывать — в раю или аду. Если душа умершего не может самостоятельно улучшить свое положение, то помочь в этом должны родственники. В данной статье пойдет речь, как правильно рассчитать 9 и 40 дней со дня смерти в православии. Ответы на эти волнующие вопросы дадут батюшки.
Что такое 9 и 40 дней со дня смерти?
По христианским обычаям, 3 день, 9 день и 40 день после смерти очень важны. Но все же большую важность имеет 40-й день, так как это та самая грань, когда решается судьба души человеческой. В церкви говорят, что это так называемая невозвратная точка для души. Некоторые люди утверждают, что 40-й день после смерти более трагичен, нежели сами похороны.
Но все же стоит немного вернуться назад. На третий день после смерти душа попадает на поклонение к Богу. После чего, 6 дней ангелы демонстрируют душе усопшего красоту рая. На 9-й день после поклонения Богу отводится она в ад, где на протяжении 30 дней демонстрируются разные комнаты и места, где мучаются грешники.
Как поминать усопшего на 9-й день?
Как правило, в этот день на поминальном обеде должен стоять стакан воды с ломтиком хлеба на нем. Также родственники должны заказать молебен в церкви и поставить свечки за упокой души. За столом обычно собирают только близких и родственников, но и друзей усопшего не запрещено приглашать.
Женщины за столом должны сидеть в черных платках. Если же говорить о блюдах на 9-й день после смерти, то на столе обязательно должна быть кутья, компот и любая каша. Можно в отдельную тарелку положить любимые лакомства умершего, в знак уважения. Любой алкоголь в эту дату на столе категорически запрещен.
Как поминать усопшего на 40-й день?
В первую очередь, необходимо молиться Высшим силам, чтобы уговорить их предоставить усопшему место в раю. Кроме этого, можно замолить и некоторые свои грехи. Также в пользу спасения души умершего можно в молитве отказаться временно от вредных привычек. Немаловажным в этот день будет сам процесс проведения поминания. Все присутствующие за столом должны быть православными верующими. Не нужно воспринимать поминки как очередное семейное застолье, где можно говорить о насущных проблемах.
В Церкви говорят о категорическом запрете на поминках употреблять алкоголь. Кроме этого, запрещается петь песни и проявлять любые признаки веселья. К сожалению, многие православные мало чего об этом знают, а еще меньше придерживаются церковных традиций.
Как считать 9 и 40 дней после смерти?
Некоторые люди не знают, как правильно считать 9 и 40 дней после смерти. Для того, чтобы не ошибиться, мы узнали подробности у батюшки. По словам священнослужителя, день смерти необходимо также учитывать при проведении подобных расчетов. К примеру, если человек скончался 31 октября, то 9 день — 8 ноября. Тоже самое касается и 40 дней. В нашем случае, это будет 9 декабря.
Дни поминок: 9, 40 дней и 1 год после смерти . Дни поминовения усопших и святых у православных . Родительская суббота. Поминки в пост. Поминки в день похорон .
Дни поминовения усопших у православных
Поминать ушедшего из жизни человека - это своеобразная миссия, нечто обязательное, но в то же время выполняемое без принуждения - в память о близком человеке, которого нет рядом, но который навсегда остается в сердцах помнящих о нем людей.
Поминать усопшего принято в день похорон , которые по христианской традиции приходятся на третий день после смерти, на девятый и сороковой дни , а также спустя год после утраты .
Поминки на 3 и 9 день после смерти
Поминальный день
после похорон очень важен. Собравшиеся проводить усопшего в последний путь возносят Богу молитвы об успокоении его души. В этот день принято накрывать большой поминальный стол
(о том, каким он должен быть, можно узнать на странице « ») и не спеша проводить трапезу, во время которой присутствующим дается возможность выразить свое горе и сказать несколько теплых слов об ушедшем человеке. Как оформить приглашение на поминки — читайте в статье . О том, как сформулировать свои мысли на поминках и какие подобрать слова, читайте на странице « ».
Поминки на девятый день лучше проводить в узком кругу
- с родными и близкими, - читая молитвы и воскрешая в памяти эпизоды жизни усопшего, характеризующие его с самых лучших сторон. В этот день можно посетить могилу покойного, освежить цветы и еще раз мысленно «поговорить» и попрощаться с дорогим человеком.
40 дней и 1 год (годовщина)
Поминки на 40 день (или сороковины ) не менее значимы, чем мероприятия, проводимые в день похорон. Согласно православным верованиям, в сороковины душа ушедшего человека предстает перед Богом и решается ее судьба, куда она последует - в рай или ад. В этот день родственникам и близким следует приготовить большой поминальный стол и пригласить всех, кто знал покойного и хотел бы его помянуть. В сороковины принято посещать могилу усопшего и читать молитвы за упокой его души.
Панихида об усопших
Через год после смерти
необязательно проводить поминки для большого количества людей, достаточно собраться за семейным столом
и почтить память ушедшего человека. Вместе с тем, в годовщину смерти следует посетить могилу покойного
и при необходимости навести там порядок. Спустя год после пережитого печального события на могиле можно посадить цветы, хвою, подкрасить ограду или, если памятник был временный, заменить его постоянным гранитным или мраморным монументом.
Нужно ли на поминки ходить в церковь
Поминки на 3, 9, 40 дни, а также 1 год спустя предполагают у православных христиан проведение церковных служб. Посещая храм, близкие и родственники покойного ставят свечи, читают молитвы и организуют панихиды. Но добавим, что об этом можно позаботиться не только в поминальные, но и в обычные дни . Так, зажечь свечку и помолиться в церкви можно, если вас что-то беспокоит и снова нахлынули чувства об ушедшем человеке. Воздать молитвы в храме можно в день рождения покойного, в день, на который выпали его именины, и в любое другое время , когда вам этого захочется. Совершать молитвы в дни поминок можно дома самим или пригласив священнослужителя.
Зачем надо молиться об усопших
И напоследок. Дни поминовения следует встречать и провожать в хорошем расположении духа, не держа ни на кого обиды, тем более на почившего человека. В поминки также принято раздавать милостыню нуждающимся и угощать поминальными блюдами всех, кто окружает вас в этот день, - соседей, коллег, друзей.