Река Собь: природные условия, особенности рыбной ловли, советы путешественникам. Отчет: Пеше-водный поход по Полярному Уралу - от Соби до Войкара Поход по реке собь
Река Собь является левым притоком Оби. Она берет свое начало на западном склоне Уральских гор, пересекает хребет и течет уже по восточному склону. У реки Собь всегда было большое транспортное значение, т.к. она являлась одной из немногих дорог из Европы в Азию и обратно. Даже железная дорога от станции Сейда до Харпа проложена именно вдоль русла Соби. В верховьях река Собь имеет типичный горный характер с каменистым дном, чистой и прозрачной водой, быстрым течением. Напротив поселка Харп есть знаменитый порог, который при высокой воде может представлять из себя серьезное препятствие. В Соби водится европейский хариус и щука (в нижнем течении). Также может попасться таймень, чир, пелядь и даже муксун. В поселке Харп стоит Собский рыборазводный завод, в задачи которого входит восстановление популяции ценных видов рыб в Нижне-Обском бассейне (муксуна, пеляди, чира, нельмы, осетра). В нижнем течении Собь приобретает черты типичной равнинной реки: пологие берега, широкое русло, скорость течения заметно снижается, по берегам преимущественно лиственничный лес и кустарник. В сезон много грибов и ягод (черника, брусника, морошка). В нижнем течении водится в основном щука, плотва, окунь. Щуки довольно много и она крупная, в среднме 7-8 кг, встречаются экземпляры до 12 кг. На данной странице мы предлагаем рыбалку на реке Собь от поселка Харп до поселка Катравож. Этот рыболовный тур на Собь получается самым недорогим и демократичным, т.к. заброска на маршрут предполагается по железной дороге, т.е. без привлечения дорогостоящей гусеничной техники, колесной техники или еще более дорогого вертолета.
Программа рыбалки на реке Собь и ее притоке Хараматолоу
Это единственный наш рыболовный тур, где встреча группа происходит не на вокзале, а прямо в поезде. Наш проводник подсядет в поезд к проезжающей мимо группе и произойдет это на вокзале города Инта. Проводник будет со всем скарбом: с катамаранами, с кемпинговым оборудованием и т.д.
Наши туристы вместе с проводником (-ами) проедут около 8 часов от Инты до станции Харп. В Харпе группу будет встречать машина, которая отвезет всех на берег реки Собь. Группу высадят на берег чуть ниже знаменитого порога, который располагается ниже моста через реку. Порог временами бывает серьезным и его сложность доходит до 2-3 категории, поэтому, нет смысла лишний раз рисковать и проходить его по воде. Лучше уж встать на весла ниже порога.
На берег Соби группа совместно с проводником собирает катамараны, укладывает вещи. Параллельно готовится обед. После обеда - начало сплава по реке Собь.
Одна из причин, почему мы выбрали точкой старта станцию Харп, является тот факт, что от Харпа Собь уходит в сторону от железной дороги и протекает по абсолютно диким и нетронутым местам Полярного Урала. Никакого соседства с железной дорогой и никакого антропогенного влияния!
Второй, третий и четвертый день рыбалки на Соби будут посвящены сплаву и, собственно, рыбалке на европейского хариуса и щуку. Примерно через 25 км сплава от Харпа группа проплывает мимо устья реки Ханмей. Тут обязательно надо сделать остановку, а в идеале, даже сделать дневку на этом месте и пройтись вверх по течению Ханмея, чтобы порыбачить на хариуса.
Ниже Харпа на 43 километра (18 км от устья Ханмея) нашим туристам придется проплывать мимо устья еще одной замечательной реки - Хараматалоу. Хараматалоу так же следует уделить внимание и обязательно подняться выше ее порогов - там отличная рыбалка на трофейного хариуса!
Ниже реки Хараматалоу характер реки Собь поменяется и она из горной превратится в типичную равнинную реку с широким руслом, пологими берегами и кустарниками по берегам. Рыбалка будет в основном на щуку и хариуса будет встречаться все меньше и меньше. Для разнообразия рациона обязательно надо заглянуть в лес в поисках грибов и морошки (если будет подходящий сезон).
На пятый, шестой и седьмой день сплава группа рыбаков выйдет на среднее и нижнее течение реки Собь. В основе своей попадаться на крючок будут щуки, немного белорыбицы (плотва, окунь) и возможен таймень (но к вылову он, как известно, запрещен и его обязательно надо отпускать)
Река Собь на этом участке становится полноводной и нашим туристам будут встречаться местные рыбаки, которые поднимаются на моторных лодках и даже катерах от Катравожа или даже от населенных пунктов, расположенных на Оби. В общем, рыбацкая жизнь в нижнем и среднем течении Соби кипит и бурлит! Самое интересное в том, что рыбы хватает всем. Щуки так много, что еще никто не уезжал с Соби без рыбы.
Все наши группы сплавляются на катамаранах (мы не используем байдарки и рафты). Как показала практика, катамаран это лучшее средство сплава по рекам Урала. Он достаточно устойчив, прост в сборке и эксплуатации и в собранном виде занимаем минимум места. Для сплава по реке Собь подходит идеально. При желании наших туристов мы можем катамараны снабдить небольшими лодочными моторами, что позволит проходить бесперспективные для рыбалки участки быстрее, не задерживаясь.
В течении этой рыбалки сплавом группа в обязательном порядке сделает одну, а может и две, дневные стоянки. Во время стоянки организовывается туристическая баня, туристы отдыхают, совершают прогулки в виде радиалок к озерам и старицам Соби (иногда в старицах водится особо крупная щука).
Восьмой день последний и он будет посвящен выходу с маршрута. По идее, уже вечером седьмого дня группа должна подойти к поселку Катравож и встать лагерем неподалеку от него.
Утром восьмого дня наши туристы загружаются с лодки или в катер (с ним будет предварительная договоренность) и начинают спуск по Оби от поселка Катравож до поселка Лабытнанги. Обь имеет очень широкое русло и при сильном ветре тут зачастую поднимается волна. Нередки случаи, когда лодки и даже катера переворачиваются на этой волне. Поэтому, в лодке или на катере надо обязательно находиться в страховочном жилете! Ни в коем случае нельзя пренебрегать правилами безопасности.
По прибытию в Лабытнанги группу наших туристов встретит автомобиль и отвезет вещи и людей на жд-станцию "Лабытнанги". Если позволит время, то наши гости могут на пароме (ходит через каждые 15 минут) переправиться в Салехард (находится на другом берегу Оби) и посетить Обдорский острог, пофотографироваться возле статуи мамонта и просто посмотреть город Салехард. Вечером отправление поезда из Лабытнанги. В Инте наш проводник сойдет с поезда (вместе со всем скарбом), а наши гости поедут дальше, домой.
2 Августа. С утра сборы, еще раз посмотрев не забыли ли чего.В Сыктывкаре садимся в машины и едем до г Микунь. В Микуне по знакомству оставляем машины под охрану.И садимся уже в поезд Москва-Воркута. В виду того что с билетами была засада приобрели билеты с пересадками и в общем вагоне. На поезде доезжаем до ст Сейда и пересаживаемся в др поезд Воркута-Лабытнанги. Проехав несколько часов мы приезжаем к ст Собь. На ней мы сходим. Не много перекурив, отдохнув от выгрузки многочисленного багажа и инвентаря.Начинаем двигаться к реке на стапель. От станции до реки около 100 метров. Накачав катамаран, загрузившись, мы перекусили.Кто то макнув боевых 100 гр за приезд.И в путь.Тронулись мы уже под вечер, около 18 часов вечера.По началу мы плыли как то не слажено. Как в басне про «Лебедь, щука и рак»))).Но всё же привыкли.Плыли мы примерно до 22 часов.По тихоньку уже стемнело.И мы решили вставать лагерем.Развели костер, поужинав.Устроились на ночлег.Берег скажу не впечатлил.Камни, галька.Спали как йоги.Но это не омрачило наши ожидания.По утру мы проснувшись, по завтракав.Мы засобирались дальше.Обогнали группу с города Иваново и наших попутчиков с города Тверь.Мы ли в приподнятом настроении. Красотища неописуемая.
Горы прямо у подножия шли.Вода чистейшая как слеза.Сплавлялись и любовались Полярно Уральскими красотами.За первый день мы дошли до водопада «РАй Йз». Обычно туристы поднимаются туда в гору.Там находится нефритовый водопад.Но мы не стали терять время.Так как мы совершили ошибку, пробрели билеты на обратный путь заранее.И время у нас должно было быть на всякий случай в запасе.От ст Собь и примерно до пос Харп рыбы пока нет.И мы шли просто любуясь красотами местного пейзажа.Далее опять стоянка.Все так же как и предидущая. Ужин, сушка одежды, и ночлег.И опять же на утро мы пошли дальше.Команд нам по пути встречалось не мало.Даже и не вспомнить кто откуда.И вот не много не до ходя до Харпа стала проявлять себя рыба. И мы с радостью приступили к рыбалке.
Попался самый крупный за всю нашу поездку хариус.Дальше мы шли и рыбачили.Перед Харпом зона строгого режима, прям по берегу. И за колючкой видна златоглавая часовня.Как раз когда мы её проплывали с нее доносился колокольный звон. В Харпе находится магазин.Так что если вдруг надо пополнить припасы или что то вдруг забыли взять, можно приобрести там.Но цены сразу скажу по выше к примеру чем в Сыктывкаре. Пример… Хлеб в Сыктывкаре буханка 21 рубль, в Харпе 50рублей. Ну такая же история с остальными продуктами.Магазин находится в метрах 300-500 от берега, по дороге.На месте сразу ясно будет.Именно перед порогами. Так же в Харпе имеется сложность маршрута.Порог 2 категории.Можно пройти его по берегу, а если адреналина в крови мало как у нас было, то по реке.Да и нам легче было так как река из за жаркого лета высохла на минус метр.В общем прошли мы порог и встретили еще группу из Белорусии.Дальше цель устье Хараматолоу. Там не редки поимки тайменя.Но у нас была др цель.Пройдя устье с пару км.На высоком берегу мы встали на стоянку.Я за ранее это место для себя изучал еще находясь у себя в городе.В общем там есть старая вездеходка.
По ней можно пройти с 25 мин И ты уже на реке Хараматолоу, не далеко от порога Гагарина.Это вверху от устья Хары примерно на 8км. Так мы сократили очень много.Люди туда поднимались целый день с лодками, катамию.Но мы пошли с Соби напрямую пешком и за 25 мин.Решили мы подняться дальше порога Гагарина.Но встретили группу людей с Зеленограда.И те нам сказали что выше идти смысла нету.Река совсем обмелела и её практически нету. Из за сильно жаркого лета в горах снег растаял и уже не подпитывает реки.В итоге мы пошли обратно но уже с рыбалкой.Половив еще хариуса мы подошли к точке которой вышли еще с утра.И мы направились обратно в лагерь.Там нас ожидал Рома, член нашей команды который остался охранять вещи и катамаран.Пообедав мы загрузили всё в кат и поплыли дальше.Река становилась довольно таки уже спокойной всё чаще.Потом уже по курсу река Луппайоган, Черная еще её так называют. На устье этой речки стоит биобаза. Там имеется баня, изба. Осмотрев всё это дело баню мы топить не стали.так как до нас по бывали там вандалы.Помыться в ней я думаю реально но надо наводить хороший порядок.Что нам не дали мошка и гнус.Только там я узнал что такое северная мошка.Нас прям аж выгнали они на тот берег.И мы остановились на ночлег на том берегу, любуясь избой и баней))). Находясь прямо на устье реки Луппайеган, я заметил интересную вещь.С лева река светлая, чистая прозрачная.А как только река впадает уже черная.Именно там у нас появились поимки щук.С одного места мы поймали штук щук на 2 кг.Мы поплыли дальше.Дальше наша цель была Вездеход старый, заброшеный.Про него я знал изучая за ранее отчеты.Именно с него должна была клевать уже трофейная щука.
И вот мы его нашли.Он находится на правом берегу примерно в 3км от черной реки.Щука у нас клевала не важно.До шли мы потом до щучьих ям.Они находятся уже на широком участке реки.За резким поворотом.Примерно в 3-5 км от старого вездехода.Там мы и встали на ночлег.И там же встретили местных рыбаков приплывших с Катровожа по спинить.Они рассказали нам что вода поднялась Обь подпирает, примерно на метр.И погода жуткая.Видимо поэтому клев щуки сошел на ноль.А так обычно встанет моторка со спинингом и натягает щуки аж 300 кг.Конечно аж глаза на лоб лезут.Но там в ямах щука 7 кг это обычное дело.Сколько в яме щук, только богу известно.короче много.на сллед день мы поплыли дальше уже не особо рыбача.В переди нас ждал пос Катровож.Встретили мы команду с Украины.И те нам сказали что если мы поторопимся то успеем на пссажирский катер до гЛабытнанги. А так обычно туристы могут нанять местных.Те отвезут в Лабытнанги за 1500-2000рублей.Можно с ними торгануться.Но мы решили с экономить на этом и успеть на катер.Цена его 150р. В общем мы поднажали и приплыли даже раньше.Сам катер уже стоял на берегу.Но он отплывает только завтрашним днем.Мы переночевали не подалеку от села.На утро устроились на палубе катера и в путь.Приплыли в г Салехард по Оби.Дальше паром Салехард-Лабытнанги.На грузовом пароме бесплатно.И на вокзале нам еще предстояло ппровести одну ночь.А пока мы походили по городу посмотрели местные достопримечательности.Зашли местному торговцу рыбой не далеко от вокзала.Прикупили у него рыбу Муксуна.На утро сели в поезд и домой.От поздки я получил массу впечатлений.И решил для себя что на след год я обьязательно приеду еще. Возможно и с женой.
Излюбленным местом для путешественников на Полярном Урале является долина реки Собь. Необозримый простор, поражающий воображение, полудикая природа, холодная, но кристально чистая вода и много свежего воздуха - вот что ждет путников, первый раз решивших туда отправиться.
Местоположение
Река Собь находится в районе Ямало-Ненецкого автономного округа. Ее истоки берут свое начало от восточных хребтов Полярного Урала, проходят межгорные склоны через поселок городского типа Харпи далее впадая в Обь, являясь ее левым притоком.
Рекой Собь Полярный Урал разделен на абсолютно разные друг от друга по геологическому строению стороны. Водоем располагается как раз в его центральной части. Ширина горной местности с севера доходит до 125 км. Для нее характерно разделение долинами с высотой перевалов в районе 200 метров. Западная сторона имеет достаточно резкие и крутые склоны. Южные вершины такие как Пайер, Тельпос-Из достигают высотой до 1617 м.
Немного истории
Самое ранее упоминание о водоеме относится к концу XI началу XII веков. Этимология названия сохранила в себе старорусские корни. На древне-новгородском наречии словом «собь» обозначали «пожитки, котомки, имущество».
Предположительным объяснением такого имени является транспортная функция реки в те времена. Мимо горных массивов Урала или «Камня» (прежнее название) пролегал водный путь из Европы в Азию. Здесь проходили китайцы, европейцы, персы, русичи, викинги - искали следы идола «золотая баба». Зимой и летом по реке осуществлялась переправа людей, перевозящих свои вещи, имущество, другие всевозможные грузы. В народе река Собь так до сих пор и называется, «котомочной». Позднее вдоль ее русла от станции Сейда до Харпа были построены железнодорожные пути.
Основные характеристики
Река Собь огибает с востока и вплоть до впадения в Обь. Длина ее русла достигает 185 км. Ширина водоема неодинакова на всем протяжении, и составляет от 30 до 60 метров, расширяясь к низовью. До дна около 1,5-2 м. Общая площадь бассейна -5 892 квадратных километров.
Питание в основном снеговое. Период половодья выпадает на жаркие дни июня и июля, в это время происходит таяние снежных горных вершин. После затяжных дождей нередки разливы. Чаще всего замерзание происходит к концу октября.
Вода очень холодная, гладкая и достаточно прозрачная. Верховье и середина представляют собой типичную горную реку с бурным характером течения, со множеством перекатов. Его скорость достигает до 5 км/ч. Один из наиболее крутых порогов расположен вблизи поселка городского типа Харп. Нижняя часть обладает всеми качествами равнинной реки, имея пологую береговую линию, широкое русло, более медленное течение.
Гидрография реки Собь представлена множеством различных притоков. Их число насчитывается более 20, среди которых Сормасъеган, Евлычъеган по левую сторону, Харосим, Лупайеган - по правую. Однако основными притоками считаются Орехъеган (на 83 км), Хара-Матолоу(на 74 км), примыкающие справа, а также Ханмей (на 93 км) и Большая Пайпудына (на 153 км), слева.
Река Собь: условия климата и природа
Неслучайно этот уголок природы пользуется большой популярностью у многих туристов. Окруженная со всех сторон вершинами гор, с изредка тающим белоснежным покровом, река Собь - завораживающе прекрасна. Невысокие берега и многочисленные островные зоны в основном покрыты густым лесным массивом. В этих местах преобладают ели, лиственница, часто встречаются березовые рощи и заросли ивы. Прогулки по лесу не оставят никого равнодушным, особенно во второй половине летних месяцев, когда тундра богата изобилием брусники, голубики, морошки, свежих грибов. Крутые склоны долины в большинстве своем представляют безлесье.
На территории бассейна находятся залежи уникальных природных ископаемых, таких как уран, нефрит, мрамор, бариты, яшма и другие. Периодически в добывается качественный гравий и песок.
Река Собь объединяет суровые климатические условия сибирского антициклона и европейских воздушных вихрей. Поэтому данный регион имеет холодные, но очень снежные зимы. А постоянный сильный ветер определяет характер и скорость течения реки. Температурные показатели также неустойчивы, и могут быть различны в горах и на равнине. Зимой средняя температура составляет минус 20 °С, однако нередко шкала на градуснике опускается до минус 40°С. Весна, осень и лето очень короткие. Несколько приятных летних дней резко может прерваться проливными дождями, градом и невыносимым холодом.
Несмотря на то, что вода здесь практически круглый год ледяная, в водоеме кипит жизнь. Разнообразная речная фауна, где встречаются ценнейшие породы рыб, является постоянным местом как летней, таки подледной рыбалки. Природа Приуралья способна одарить своими плодами не только местных жителей, но и многочисленных путешественников и туристов.
Виды туризма
Обладая поистине живописной береговой линией в большинстве своем представленной горной местностью, река Собь имеет огромную популярность среди искателей приключений.
Путешествие представляет особый интерес для любителей экотуризма. Грандиозные ландшафты и полярные пейзажи позволяют отдыхающим оценить поистине дикую и практически нетронутую красоту. Совершив вдоль реки Собь поход, можно оценить неповторимые виды окрестных природных объектов. Чаще всего экологические туры включают экспедиции к горным вершинам, расположенным вдоль береговой зоны. С высоты по-особенному завораживающе открывается вид на удивительные просторы и ледяную водную гладь.
Одной из наиболее знаменитых возвышенностей, где любят бывать туристы, является плато Рай-Из. Здесь, среди горных озер и нефритового водопада, остается лишь позабыть обо всем и наслаждаться красотой. Другим природным объектом, который также не оставит никого равнодушным, является водопад на ручье - Северный Нырдвоменшор.
Неотъемлемый интерес для туристов представляет и водная фауна данной местности. Она представлена разнообразными видам рыбы, среди которых немало ценных и специально выведенных пород. В отношении водного промысла данная местность является особенно интересной.
Однако заполярная экзотика Ямала привлекает отдыхающих не только рыбалкой. Она манит туристов и необыкновенной чистотой водоемов и свежего воздуха. К одним из самых востребованных и захватывающих видов времяпрепровождения можно отнести сплав по реке Собь. Обычно он совершается на катамаранах.
Каждый желающий может подобрать для себя понравившийся туристический пакет. Необходимо подготовить документы и совершить увлекательное путешествие под чутким руководством опытного гида. По реке Собь одиночный заплыв также возможен.
Самое подходящее время для данного вида отдыха — это сезон половодья, который приходится на первые числа июня. В это время еще практически нет гнуса, вода принимает хорошо, погода не так сурова. А если запланировать поездку на последние летние месяцы, можно насладиться не только красивой природой, но и запастись на зиму ягодами и грибами.
Особенности рыбной ловли
Рыбалка на реке Собь как нельзя кстати подходит, если заезжего путника интересует не только сам улов, но и удивительная атмосфера вокруг.
Приуральский край славится не только обилием грибов, ягод, но и богатой водной фауной. Провести время с пользой на свежем воздухе и наловить крупной рыбы для отдыхающих не составит никакого труда. Здесь можно поймать хариуса, щуку, таймень. Даже несмотря на популярность среди гостей именно этого вида туризма, рыба в этих местах не переводится. Каждый сможет увести достойный улов, не испытывая при этом никакого конкурентного прессинга.
В начале маршрута, до притока Хара-Матолоу, по большей части попадается хариус. Однако рыба бывает достаточно привередлива, но терпение и особый подход принесут немалый результат.
Далее в устье можно устроить небольшой отдых, пройтись вверх к порогам Гагарина и Титова. Рыбалка на этом промежутке маршрута знатная, хариус плывет «прямо в руки». Водоемы ниже по притоку станут настоящим подарком для любителей щуки. Именно здесь можно рассчитывать на крупный улов. Средняя особь весит 6-8 кг, но нередко попадаются достаточно тяжелые, весом до 12 килограммов.
Не исключено, что на крючке могут оказаться такие виды рыб как пяледь, чир, мускун, нельма, осетр, так как на территории Харпа действует Собский рыборазводный комбинат, занимающийся увеличением популяции и восстановлением ценнейших видов рыбы Нижне-Обского бассейна.
Передвижение по водному маршруту
Железнодорожная станция «Полярный Урал» на реке Собь, или «101» км является стартовой точкой водного маршрута. Конечным пунктом назначения выступает поселок городского типа Харп.
По длине заплыв составляет 46 километров и в общей сложности занимает около двух дней. Вдоль левого берега по пути следования, располагаются железнодорожные пути. Верховье достаточно мелковато и нередко можно сесть на мель, поэтому, зачастую в самом начале пути используется ручная проводка водного транспорта. Этот момент обязательно стоит учесть и, собираясь в дорогу, взять с собой сапоги с высоким голенищем, чтобы не промокнуть и не околеть в ледяной воде.
Достигнув притока Большая Пайпудына, можно насладится окружающими красотами уже сидя в катамаране.
Левый приток Хамней еще более полноводный, ширина его русла - до 60 метров, а перекаты становятся глубже. Далее по правой стороне появляются другие притоки, один из самых крупных - Хара-Матолоу, в ширину достигает 200 метров.
Особенности реки возле поселка Харп
Неподалеку от поселка Харп на реке Собь, по левой береговой линии, расположен так называемый Харпский трехступенчатый порог, длинной в 500 метров, со множеством разбросанных камней. Данные особенности обеспечили водоему вторую категорию по сложности преодоления.
На всем протяжении водной глади попадаются большие одиноко стоящие камни, шивверы, маленькие островки из галечной насыпи. Глубина реки неоднородная, начинается с 30 сантиметров в верховье и достигает двух метров вдоль притоков.
Совершая одиночный сплав по реке Собь, классический маршрут можно продолжить до устья, где водоем впадает в бескрайние воды Оби, к рыбацкому поселку Катравож. Оттуда, договорившись с местными жителями о катере, легко добраться до речных портов Салехарда и Лабытнанги.
Путь к долине
Добраться до заветного маршрута возможно только по железной дороге. Или же другим способом, если вы являетесь обладателем вездехода.
Железнодорожный транспорт в ту сторону идет либо с Москвы, либо с Воркуты. К начальной точке туристической экспедиции лучше всего добираться поездом Москва - Лабытнанги. Еще один вариант, начать свое путешествие с Воркуты. Добраться до нее можно также поездом, который идет по пути следования из многих городов, в том числе Нижнего Новгорода, Кирова, Адлера и других. Дальний состав Воркута-Лабытнанги отправляется каждый день и доставит туриста до первой остановки - «Собь». Начиная с верховья мимо Харпа и заканчивая устьем неподалеку от рыбацкого поселка Катравож, маршрут составляет более 150 километров. На катере местных жителей можно добраться по Оби в Лабытанги на железнодорожный вокзал.
Необходимо учитывать, что расположение к Северному Ледовитому океану в непосредственной близости, делает Ямало-ненецкий автономный округ пограничной зоной. А это в свою очередь предполагает для отдыхающих соблюдение определенных условий, а именно оформление специального пропуска. Однако эта процедура не быстрая, и поэтому следует побеспокоиться заранее. Оформлением документов занимается пограничное управление ФСБ. Для граждан РФ разрешительная бумага выдается в течение месяца, а иностранным лицам придется подождать около 60 дней.
Для того чтобы отдых стал по-настоящему запоминающимся, выбирайте для поездки на Полярный Урал летние месяцы - июнь, июль, август.
Обеспечение продуктивного времяпрепровождения и безопасность в ходе похода обуславливается рядом важных условий, среди которых:
- наличие комфортной, теплой одежды и обуви;
- очки с ультрафиолетовым фактором и защитный крем для тела;
- правильно подобранное снаряжение в зависимости от сложности и длительности маршрута;
- антимоскитные сетки и мази;
- продуманный рацион питания на весь период пребывания (ни в коем случае не употреблять алкоголь).
По территории следует передвигаться только при ясной погоде и хорошей видимости. Испытывая некомфортное состояние или почувствовав себя плохо, всегда нужно остановиться и сделать небольшой привал.
Купаться или даже умываться в реке опасно. Вода ледяная, дно практически по всему периметру каменистое и скользкое, а течение достигает 6 м/с.Также новичкам не рекомендуется оправляться в путь в полном одиночестве, так как не исключены случаи получения каких-либо травм или потери ориентира.
Во время похода нельзя заведомо создавать провокационные и опасные для себя и окружающих моменты.
При возникновении сложной чрезвычайной обстановки и невозможности разрешить проблему своими силами, важно не терять самообладания. Постараться как можно быстрей найти способ сообщить о своем положении спасателям и не менять местоположения до их приезда.
Испытать непередаваемые ощущения и получить бурю позитивных эмоций, можно даже будучи абсолютным новичком, не имея опыта или знающего проводника рядом.
Чтобы получить определенные знания о местности, необходимо воспользоваться любым доступным средством из современных информационных технологий. И только изучив детальные отчеты постоянных туристов, взяв с собой необходимые в дороге вещи и оборудование, в том числе навигацию, следует оправляться в путь. Главным условием для осуществления любой задумки или заветной мечты является сильное желание, к которому требуется приложить максимум усилий, и тогда все непременно получится.
Нитка маршрута
Станция Собь - река Собь↓ - река Хара-Маталоу - река Малая Хара-Маталоу - переход - река Бур-Хойла↓ - река Тань-Ю↓ - озеро Варча-То - река Варча-Ты-Вис↓ - река Войкар↓ - озеро Войкарский Сор - поселок Усть-Войкар
Маршрутная книжка №99-22
Руководитель похода - Соловьёв С. В.
Продолжительность активной части - 21 день
Описание маршрута
Река Собь (70 км вниз)
Река Собь - левый приток Оби, длина её на описываемом участке 70 км. Сплав начинается у станции Собь, где река, слившись с Большой Пайпудыней, из тундрового плоскогорья входит в узкую горную долину (2 км) и становится доступной для байдарок. От станции до реки 200 метров. Ширина реки 30-50 м, встречаются быстрые каменистые перекаты, имеющие форму зигзага с носами мелководьев. Проходить их следует по основной струе, иногда в конце струи небольшой прижим и валы. Часты шиверы, острова, берега поросли угнетённым притундровым лесом, склоны гор практически безлесные, лежат снежники. Течение - 9 км\ч. Такой характер река сохраняет до поселка Харп. Перекаты становятся более бурными, над водой нависают деревья, русло извилистое, долина сужается до 1 км.
Вблизи пос. Харп река выходит из гор, огибая хребет Рай-Из, и далее течёт по плоской, слегка покатой на юго-восток равнине, поросшей северным лесом. Напротив высокого обрыва левого берега у пос. Харп начинается порог. В каком-то из старых отчётов я встречал его название - «Инна». Он состоит из трёх каскадов:
- 1 каскад - 150 м. В русле беспорядочные камни, стоячие валы до 1 метра. Проход ближе к левому берегу или в центре порога.
- 2 каскад (через 200 м) - 100 м. Косые валы в конце порога. Проход по центру.
- 3 каскад (через 500 м) - 150 м. В центре порога камень-скала. Проход по центру. Большие стоячие валы (около 1,5 м).
1 и 3 каскады требуют просмотра.
В районе реки Енга-Ю бурный одноимённый перекат.
После впадения реки Ханмей ширина реки увеличивается до 50 м. Далее река однообразна, препятствий, за исключением отдельных камней, нет. Иногда справа открывается вид на Уральские горы, которые немного оживляют пейзаж.
Река Хара-Маталоу (21 км вверх)
Река Хара-Маталоу - один из наиболее крупных и живописных притоков реки Собь. Образуется слиянием Большой и Малой Хара-Маталоу и имеет длину 21 км. Река достаточно сложная для подъёма, порожистая.
Мы не можем описать первые три километра реки, т.к. изначально было запланировано идти с упакованными байдарками и рюкзаками по тропе вдоль реки, и поэтому первые километры мы срезали по старой вездеходной дороге, заплыв дальше устья Хары (так её иногда называют туристы). Вдоль левого берега действительно оказалась (как и рассказывали) хорошая тропа, но через 4 км она кончилась, пришлось собирать байдарки и поднимать их на бечеве.
В начале пути берега реки высокие, песчаные, у воды каменистые, сплошь заросшие густым лесом. Временами встречаются скальные выходы.
На 4-5 км река входит в узкую каньонообразную долину.
7-й км - значительное препятствие - порог Гагарина . Возможно потребуется обнос байдарок при подъёме бечевой.
8-й км - на правом берегу отвесная скала. Шиверы и перекаты следуют друг за другом, течение 9-10 км\ч.
13-й км - справа впадает ручей Макар-Рузь, не уступающий реке в полноводности. (Надо сказать, что он берёт своё начало из того же озера, что и река Собь).
Примерно через километр после впадения ручья - порог Титова (обнос). Количество шивер и перекатов увеличивается, по берегам часты скалы. Байдарки время от времени приходится переносить, т.к. воды становится всё меньше. Скалистые берега местами обрываются в воду отвесными скалами - «щёками», лес заметно редеет.
Река Малая Хара-Маталоу (9 км вверх)
Река Малая Хара-Маталоу - один из рукавов, образующих р. Хара-Маталоу. Длина реки 40 км. Из-за малого уровня воды и множества шивер скорость подъёма не превышает 1 км\ч.
Устье около километра завалено камнями, что сильно препятствует движению. Первые километры после устья даются сравнительно легко, потом глубина реки существенно уменьшается, появляются «горки», байдарки приходится часто перетаскивать. Ширина реки 10-15 м, глубина 20-30 см, русло изобилует многочисленными перекатами. Берега, в основном, тундровые, лесотундровые, долина узкая, на берегах лежит снег.
На 4-м км река левым берегом огибает высоту. На 7-8 км разбивается на рукава, очень мелко. Подъём заканчивается у левого притока - ручья Оник-Шор. Лучше остановиться за ручьём, где река подходит к высоте, покрытой лесом, здесь меньше проблем с дровами. Впереди видна г. Пай-Ер, на её фоне, в левой стороне, вырисовывается гора 935м, оттуда берёт своё начало Бур-Хойла.
Переход на Бур-Хойлу (18 км)
Во время разведки дороги на Бур-Хойлу была произведена корректировка маршрута, и взамен прежнего пути (через оз. Хойла-Ты (на карте Хуланлор), описание можно найти в литературе) был выбран новый. Это было вызвано более удобной дорогой, с меньшим уклоном и заболоченностью. Новый путь повлёк за собой некоторое удлинение маршрута (как пешей, так и водной его части), но, как нам кажется, в итоге оказался более удобным и менее трудоёмким.
Переход начинается от ручья Оник-Шор и проходит по хорошо накатанной вездеходной дороге вдоль Малой Хара-Маталоу. Кроме двух-трёх заболоченных участков, дорога удобна для передвижения. Вскоре, через 7-8 км, она выходит на абсолютно безлесную, тундровую, слегка холмистую равнину с отдельными небольшими озёрами в зоне видимости. Однако они довольно далеки, а на всём протяжении пути, за исключением самого его конца, нет никаких ручьёв, где можно было бы набрать воды. Это заставляет брать её с собой, тем более, что за один день с большим грузом переход преодолеть сложно.
Подойдя к Бур-Хойле, нужно форсировать её, соблюдая правила безопасности, т.к. река очень бурная. Байдарки можно оставить на берегу, а место для лагеря выбрать в 100 метрах от реки. Здесь в полной мере можно насладиться панорамой Уральского хребта, простирающегося вдоль всего горизонта. Отлично берёт крупный хариус. Единственное, что доставляет неудобства, так это отсутствие дров - куда ни кинь взгляд, лишь угнетённые одиночные ели нарушают гладь тундры.
Река Бур-Хойла (25 км вниз)
Река Бур-Хойла берёт своё начало с предгорий горы Пай-Ер, истоки её находятся на высоте 878 м. Река тяжела для передвижения. В начале движения Бур-Хойла мелкая (глубина не превышает 0,3 м), мелководные шиверы и перекаты следуют друг за другом. Примерно через 1,5 км первый обнос - «горка» 150 м. С 4-го км глубина реки незначительно увеличивается, но всё равно часто приходится выпрыгивать из байдарки, что бы уберечь её от повреждений.
Начиная с 8-го км, река превращается в сплошную цепь мелководных шивер - «горок». Часть их преодолевают проталкиванием байдарок, часть - обносят по берегу. (Тот или иной способ передвижения выбирают, исходя из возможностей передвижения.) Примерно с этого же километра на берегах появляется лесотундра, уменьшается, а вскоре и исчезает вовсе, проблема дров для костра. Между «горками» река стремительно мечется в каменисто-галечном русле по шиверам и перекатам, не давая расслабиться.
На 13-м км длинная «горка», оканчивающаяся бурным сливом. На 15-м км лесотундра меняется на тайгу, а вода в реке на километр уходит под камень. Этот участок желательно обнести по тропе вдоль левого берега. И, наконец, 18-й км - последняя, двухкилометровая «горка». Здесь разгруженные байдарки можно провести, избежав полного обноса. В её конце мощный длинный слив, осложнённый многочисленными камнями, его интересно пройти в байдарке.
Далее река несколько успокаивается, и на оставшихся километрах лишь несложные шиверы и перекаты препятствуют продвижению группы, воды для нормального сплава становится вполне достаточно. Спуск по Бур-Хойле заканчивается «горкой» в «Пятиречье», перед прохождением которой желателен осмотр.
Река Тань-Ю (75 км вниз)
На 42-м км от своего истока река Бур-Хойла на участке в 500 м последовательно принимает несколько рек: Левую Пайеру, Правую Пайеру, Хойлу и далее именуется рекой Тань-Ю . Место слияния этих рек называют «Пятиречьем». Его можно назвать одним из красивейших мест на маршруте. Стоит подняться на скалу напротив впадения рек, чтобы полюбоваться открывающейся панорамой.
Проходить участок реки после «горки» до поворота за скалу желательно после предварительного просмотра, т.к. здесь несколько весьма сложных мест с многочисленными камнями. Сразу за поворотом, на левом берегу, можно организовать стоянку для ловли хариуса на реках и ручьях Пятиречья. (Ниже по течению хариуса будет меньше, а после впадения р. Сезым-Югана он исчезнет вовсе.)
Верховья реки Тань-Ю бурные, и, хотя не наблюдается ярко выраженных порогов, её мощные перекаты доставят истинное удовольствие от долгожданного сплава.
Сплавляться желательно с фартуком и в спасжилетах (стоячие валы на перекатах достигают 1 м).
Наиболее сложные препятствия находятся на участке до впадения реки Лагорта-Ю, хотя и дальше река ещё долго не теряет своих спортивных качеств. Просматривать перекаты не имеет смысла, ориентироваться вполне можно с воды. Через 10 минут после впадения Лагорты-Ю на правом берегу изба с баней, русло здесь шириной 50-60 м, течение 7-8 км\ч.
На 24-м км Тань-Ю принимает мутный таёжный приток Сезым-Юган. В месте впадения его большой остров делит Сезым на две протоки. Здесь можно хорошо половить щуку и окуня. Надо помнить, что от Сезым-Югана хариуса в реке нет.
Вскоре на резком повороте влево появляется хорошее место для стоянки, пренебрегать им не стоит, т.к. дальше Тань-Ю входит в заболоченные таёжные берега, практически не дающие возможности для организации нормального лагеря. Перекаты исчезают вовсе, а ширина реки увеличивается до 70-80 м, течение ослабевает, и вскоре Тань-Ю представляет собой медленно текущую в однообразных заболоченных берегах речку.
Справа начинает проглядывать хребет Манюко-Мусюр, появляются открытые участки. Постепенно русло расширяется до 100 и более метров, а течение практически исчезает. Часты заливы, острова, берега понижаются, вместо густой тайги - заросли ивняка, ольхи, берёзы.
Перед озером Варча-То на правом берегу сохранились две рыболовецких избы, третью несколько лет назад пустили на дрова. (В советское время на Варча-То рыболовецкая артель ловила к правительственному столу пыжьяна.)
Если группа не планирует в один день пройти ещё и озеро, то в избах можно устроить ночёвку, тем более что других удобных мест для стоянки нет.
Озеро Варча-То - река Варча-Ты-Вис (16 км)
На 75-м км река Тань-Ю практически без течения вливается в мелководное озеро Варча-То . На байдарках необходимо пройти всё озеро. Берега низкие (левый берег заболочен), глубина не превышает 1 м.
Справа довольно живописно протянулась невысокая цепочка гор. Пересекать озеро желательно в тихую погоду, общее направление движения Ю-З-З. Байдарки лучше всего направить на небольшой скалистый остров в левой стороне озера, расположенный примерно на середине пути. На острове нужно сделать остановку и решить, как двигаться дальше. Есть два варианта дальнейшего продвижения:
- Идти вдоль левого берега и искать исток Варча-Ты-Виса за островами, поросшими лесом. Тут есть вероятность ошибиться и попасть в протоку, вытекающую из болота и расположенную в 200 метрах левее истока реки. Чтобы этого не произошло, нужно помнить о довольно сильном течении Варча-Ты-Виса.
- Взять направление на гору, напоминающую своей формой колокол. Тут есть опасность промахнуться и уйти правее, тогда придется долго плутать в поисках речки.
Как видно, у каждого варианта есть свои недостатки, выбор оставляем за туристами. В хорошую погоду озеро можно пройти за 2 часа.
Варча-Ты-Вис - короткая (11 км) речка с быстрым течением и многочисленными перекатами. Перекаты, в основном, чистые, несложные и преодолеваются по основной струе. Ширина реки 25-30 м, берега крутые, сплошь заросшие тайгой. Временами справа видны горы. В километре от истока, на правом берегу изба егеря, сюда с Усть-Войкара изредка заходят моторные лодки. Перед впадением в Войкар река начинает сильно петлять, течение убыстряется и, наконец, Варча-Ты-Вис под прямым углом впадает в Войкар. В месте впадения, на правом берегу, запертая на замок изба, здесь хорошее место для стоянки. Здесь же можно попытаться половить тайменя, щуку.
Река Войкар - озеро Войкарский Сор (65 км + 20 км)
смотреть карты ,
Река Войкар - крупный приток Оби, берёт своё начало на Восточном склоне Уральского хребта и имеет длину 140 км. Наш маршрут проходит по среднему и нижнему участку реки. В районе впадения Варча-Ты-Виса ширина Войкара 70-80 м, течение 6 км\ч. Отсюда до Войкарского Сора 65 км, берега реки каменистые, в начале сплава крутые.
В трёхстах метрах после начала движения остров разделяет реку на две протоки. Вопреки рекомендациям предыдущих отчётов, считаю, что проходить лучше по левой. Здесь больше воды и меньше камней. На первых 30 км в русле часты перекаты, сначала довольно мощные, а в конце еле заметные. Они часто заканчиваются прижимом или косыми валами (иногда и тем, и другим).
Русло постепенно расширяется до 100 метров, берега понижаются. Течение остаётся всё таким же сильным почти до самого конца реки. На 30-м км сплава, после впадения Ламбей-Югана, на правом берегу видна лежащая буровая вышка. Временами встречаются избушки охотников, перекаты за Ламбей-Юганом полностью исчезают, лишь изредка встречаются отдельные камни. За 9-10 км до пос. Юган-Горт река расширяется до 150-200 метров и начинает петлять среди многочисленных островов. На этих островах можно организовать отличные стоянки. Берега здесь уже глинистые, глинисто-песчаные, иногда у воды выходы камней.
В посёлке Юган-Горт (на карте Вершина-Войкар) сохранилось 2-3 жилых дома, остальные заколочены. Продукты купить нельзя, магазин только в пос. Усть-Войкар.
Озеро Войкарский Сор. Проходить надо только в абсолютно безветренную погоду. Озеро очень мелкое, глубина его в средней части не превышает 0,5 м, это вызывает крутые беспорядочные волны. От посёлка нужно держаться левого берега, на входе в Сор стоит чум и изба оленеводов. Войдя в озеро, в зависимости от уровня воды нужно либо искать фарватер, либо двигаться к мысу, носящему название «Лиственный». На мысу желательно сделать днёвку, здесь великолепное место для отдыха. Отсюда виден другой мыс, за ним посёлок Усть-Войкар. Поход заканчивается в посёлке Усть-Войкар, откуда попутным транспортом можно доехать до крупного посёлка Шурушкары и далее до Салехарда.
Возможно удлинение активной части маршрута за счёт самостоятельного сплава по Малой Горной Оби - одному из рукавов реки Обь - до поселка Шурушкары.
Август 1999 года
Картографический материал
- Участок маршрута:
- Участок маршрута:
- Участок маршрута:
- Участок маршрута:
Собь - река, берущая своё начало на восточных склонах южной части Полярного Урала. Собь проходит через пгт Харп.
Собь является левым притоком Оби и впадает в неё около посёлка Катровож.
Длина 185 км, площадь водосбора 5890 км². Питание реки преимущественно снеговое. Половодье в июне - июле. Средний многолетний годовой расход воды (расчётный) около 50 м³/с, объем годового стока 1,5 км³. Основные притоки: слева - Ханмей и Большая Пайпудына, справа - Орехъеган и Хараматолоу .
Туризм
Река популярна среди туристов, истоки расположены в горной местности. По долине реки проходит основная часть железнодорожной ветки, которая представляет собой действующий участок Трансполярной магистрали (в настоящее время - Северной железной дороги). Действующий участок Трансполярной магистрали целиком - это железнодорожная ветка Чум - Лабытнанги (иначе обозначаемая Сейда - Лабытнанги, поскольку на станции Чум товарные операции не производятся). Та часть действующего участка, при строительстве которой были использованы преимущества рельефа реки Собь, - это перегон Елецкая - Харп. Благодаря хорошей транспортной доступности пользуется популярностью у туристов-водников, которые пролагают по ней маршруты 1-4 категорий сложности.