Река Конда, Ханты-Мансийский автономный округ (Югра). Конда - витим - верхняя ангара - байкал
Конда
Конда
река, лп Иртыша; Ханты-Мансийский ао. Гидроним имеет многочисленные параллели в Сибири, на Урале, на С. европ. части России. По-видимому, в разных местах его происхождение различно. Конда , лп Иртыша, объяснялось из юж.-сшод. кундо "длинный" . По другой гипотезе предполагается образование из сев.-русск. диал. конда "мелкослоистая смолистая сосна, растущая на сухом месте" , перенесенного русск. переселенцами; характер лесной растительности по этой реке допускает такое объяснение,
Географические названия мира: Топонимический словарь. - М: АСТ . Поспелов Е.М. 2001 .
Ко́нда
левый приток Иртыша (Ханты-Мансийский авт. округ). Длина 1097 км, пл. басс. 72,8 тыс. км². Течёт по Кондинской низм. (зап. ч. Зап.-Сибирской равнины) в широкой плоской долине, русло очень извилистое. Басс. сильно заболочен, много озёр, особенно русловых ("туманов"), общей пл. 541 км²; на приустьевом участке – оз. Кондинский Сор, образовавшееся из-за подпора К. паводковыми водами Иртыша. Питание преим. снеговое. Сред. расход воды в 164 км от устья 231 м³/с. Продолжительное половодье, растягивающееся до глубокой осени, нередко река замерзает, не успев войти в берега. Ледостав с конца октября – начала ноября до конца апреля – середины мая. Сплавная, судоходна на 744 км от устья.
Словарь современных географических названий. - Екатеринбург: У-Фактория . Под общей редакцией акад. В. М. Котлякова . 2006 .
Синонимы :
Смотреть что такое "Конда" в других словарях:
Кондак, а … Русское словесное ударение
Конда: Реки Конда (приток Витима) приток Витима. Конда (приток Иртыша) приток Иртыша. Конда (приток Кети) (Малая Конда) приток Кети. Конда (приток Малой Кети) приток Малой Кети. Конда (приток Непы) приток Непы. Конда (приток Северной Двины) … Википедия
Река в Зап. Сибири, левый приток Иртыша. 1097 км, площадь бассейна 72,8 тыс. км². Средний расход воды 310 м³/с. Сплавная. Судоходна на 744 км от устья … Большой Энциклопедический словарь
Жен., архан. конга вологод., пермяц. боровая (не болотная) сосна, крепкая, мелкослойная и смолистая, растущая на сухом месте; древесина ее бывает красновата, и дерево также называют рудовым. | В вологод. иногда и сухой на корню, подстойный… … Толковый словарь Даля
КОНДА, река в Западной Сибири, левый приток Иртыша. 1097 км, пл. бассейна 72,8 т. км2. Средний расход воды 310 М3/с. Сплавная. Судо ходна на 744 км от устья. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история
Сущ., кол во синонимов: 2 река (2073) сосна (16) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Конда - река, лп Иртыша; Ханты Мансийский ао. Гидроним имеет многочисленные параллели в Сибири, на Урале, на С. европ. части России. По видимому, в разных местах его происхождение различно. Конда, лп Иртыша, объяснялось из юж. сшод. кундо длинный. По… … Топонимический словарь
Бревно крепкой сосны, вятск. (Васн.), кондовый прочный, плотный, крепкий, вологодск., вятск., сиб.; конговый – то же, вологодск. Диссимилировано из конга (см.), происходящего из фин. honka, род. п. hongan зрелая сосна, см. Калима 238. Коми… … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
Р. в России, в Западной Сибири, левый приток Иртыша. 1097 км, площадь бассейна 72,8 тыс. км2. Средний расход воды 310 м3/с. Сплавная. Судоходна на 744 км от устья. * * * КОНДА КОНДА, река в Зап. Сибири, левый приток Иртыша. 1097 км, площадь… … Энциклопедический словарь
Река в Ханты Мансийском национальном округе Тюменской области РСФСР, левый приток Иртыша. Длина 1097 км, площадь бассейна 72 800 км2. Течёт по западной окраине Западно Сибирской равнины. Очень извилиста. В бассейне много озёр (общая… … Большая советская энциклопедия
Книги
- Исландские саги. Ирландский эпос , . Исландский народ называют самым литературным народом мира. Его называют также народом поэтов. Страсть к сочинению стихов и к мастерству в стихосложении - исландская национальная черта.…
По одной из гипотез, слово «конда», «хонга» («сосна», «боровой лес») было заимствовано в севернорусских говорах из финского языка, в XV в. перенесено участниками русских экспедиций за Урал и закреплено в названии реки. Берега реки в её нижнем и среднем течении покрыты кондовыми, то есть крепкими, смолистыми хвойными лесами.
Конда начинается из болот на увале Люливмор (возвышенность Сибирские Увалы). Впадает в Иртыш слева в 90 км от его устья, у с. Тюли. Длина реки 1097 км, площадь бассейна 73,4 тыс. км 2 (по другим данным, 72,8 тыс. км 2) – 3-й по площади бассейна (после Тобола и Ишима) и 4-й по длине приток Иртыша. Наиболее крупные притоки Конда принимает в среднем течении: реки Ах и Кума (402 км) (правые) и Мулымья (698 км от устья) и Большой Тап (587 км) (левые).
Водосбор расположен в пределах Кондинской низменности, заболоченной и покрытой елово-лиственичной тайгой. Бассейн сильно заболочен и заозёрен. Болотами покрыто 70% площади бассейна, площадь озёр – 6%. Речная долина в верховье Конды слабо выражена, в среднем и нижнем течении асимметрична. Левый берег Конды в основном низкий, пойменный, незаметно сливается с окружающей местностью, почти повсеместно затопляется при высоких уровнях воды. Правый склон долины крутой, высотой от 7–8 до 45 м. Пойма в верховьях реки узкая, в среднем течении расширяется до 12 км, в нижнем – до 20–30 км, сложена супесчано-песчаными и торфянистыми грунтами, покрыта смешанным заболоченным лесом. Высота поймы 3–4 м, на ней – многочисленные озёра, в том числе крупные, до 10 км в диаметре (Шаимский Туман, Леушинский Туман, Турсунтский Туман и др.).
Русло свободно меандрирующее (коэффициент извилистости 1,5–2,1), с пойменно-русловыми разветвлениями и пойменной многорукавностью. Некоторые рукава (Ворья) длиной до 50 км, отходят от русла на 15 км. На протяжении первых 350 км Конда – небольшая (шириной 20–40 м) таёжная река с глубоким извилистым руслом, засорённым корягами и заломами. В среднем течении, ниже г. Урай, ширина реки возрастает до 80–130 м, на приустьевом участке 250–600 м. Глубины на перекатах 0,7–2 м, на плёсах 5–7, в низовьях до 12 м. Второстепенные рукава в маловодные годы в сентябре–октябре пересыхают. Скорости течения изменяются от 0,2 до 0,5 м/c на плёсах до 0,6 до 0,8 м/с на перекатах. Русловые отложения песчаные, в нижнем течении преимущественно глины и плотные илы. В 11 км от устья располагается Кондинский Сор – проточное озеро длиной 25 км и шириной в половодье 8 км. В половодье озеро представляет собой мелководный разлив площадью более 140 км 2 ; в межень здесь образуется лабиринт узких, мелких, извилистых проток , разделённых низкими песчаными отмелями и осерёдками.
Конда – река с западносибирским типом водного режима . Питание смешанное с преобладанием снегового. Сток зарегулирован многочисленными озёрами и болотами, из-за чего половодье длительное, до четырех месяцев (май–август), с относительно медленным подъёмом и затяжным спадом уровней. Летне-осенняя межень выражена только в верхнем течении, её продолжительность 40–70 суток. В годы с частыми паводками , когда спад половодья затягивается до ледостава , летне-осенняя межень может не наблюдаться. Высота дождевых паводков 20–30 см, в отдельные годы – 100–200 см. С наступлением ледостава наблюдается повышение уровней, затем следует его спад до минимальных значений к концу зимы. Размах колебаний уровней воды в течение года на реке невелик, он увеличивается вниз по течению реки с 2,5 до 3,6 м, и лишь в отдельные годы в низовьях достигает 7–8 м.
Среднемноголетний расход воды в устье равен 310 м 3 /с (9,784 км 3 /год), максимальный – до 2000 м 3 /с. Река замерзает в ноябре, вскрывается в конце апреля – мае. Весенний ледоход продолжительностью 3–5 суток обычно проходит спокойно, без образования заторов . При высоких уровнях на Иртыше подпор распространяется вверх по Конде почти на 100 км. Пойма Конды заливается водой на длительное время – до четырёх месяцев.
В бассейне и долине Конды разрабатываются крупные Шаимское и Урайское нефтегазовые месторождения (более 30 лицензионных участков), располагаются многочисленные вахтовые посёлки, создана развитая инфраструктура нефте- и газодобычи: скважины, автодороги, компрессорные станции, трубопроводы, технологические площадки. Сохраняется традиционное охотничье-промысловое и оленеводческое хозяйство, рыболовство имеет промышленное значение. Судоходство, в том числе пассажирское, осуществляется от устья до пос. Шаим. Продолжительность навигации 170–175 дней в году. По Конде и её притоку Ах перевозится большое количество леса в плотах (более 1 млн т), транспортируется нефть с Шаимского месторождения, стройматериалы, оборудование, другие грузы. Гарантированные габариты водного пути обеспечиваются от г. Урай до устья на протяжении 676 км, в том числе с минимальными глубинами 120–140 см. Судовой ход поддерживается землечерпанием (до 3 тыс. м 3 на 1 км трассы) и выправительными работами.
На берегах реки находятся: г. Урай, крупные посёлки Зеленоборск, Половинка, Кондинское, Междуреченский, Мулымья, Луговой, многочисленные национальные сёла и деревни.
Один из крупнейших притоков Иртыша, протекающий в пределах Ханты-Мансийского автономного округа - река Конда. Фото, точное местоположение истока и устья, а также подробную информацию о водном режиме данного водотока вы найдете в нашей статье. Какие населенные пункты находятся на Конде, и каковы особенности рыбалки на этой реке? Об этом мы также расскажем вам далее.
Река Конда (ХМАО): основные статистические данные
Конда - относительно крупная река в границах ХМАО, левый приток Иртыша (бассейн Оби). На картосхеме ниже водоток выделен фиолетовым маркером. Основные статистические данные:
- Общая длина - 1097 км.
- Площадь бассейна - 72,8 тыс. кв.км.
- Падение - 110 метров.
- Величина уклона - 0,1 м/км.
- Среднегодовой расход воды - 342 куб. м/сек.
Главные притоки Конды - Ух, Эсс, Нерпалка, Кума, Калым, Юконда, Мулымья и Мордъега. На реке находится город Урай, а также ряд поселков и деревень (Зеленоборск, Назарово, Луговой, Междуреченский, Выкатной, Кандинское и другие). Река Конда является судоходной на 750 км от устья (до поселка Шаим).
В долине Конды осуществляется активная разработка нескольких нефтегазовых месторождений. Присутствует соответствующая инфраструктура: скважины, компрессорные станции, трубопроводы и подъездные дороги. В бассейне реки развито оленеводство и рыболовство.
Характер русла, исток и устье
Река Конда вытекает из болот, расположенных на возвышенности Люлимвор, и далее течет по Кондинской низменности. Точные координаты истока: 61° 26′ 44″ с. ш.; 64° 29′ 48″ в. д. В верхнем течении это неширокая (не более 40 метров) извилистая река, русло которой сильно засорено корягами. В среднем течении ее ширина увеличивается до 120 метров, а в нижнем - вплоть до 500-600 метров.
Глубина реки варьируется от 0,7 до 12 метров. Скорость течения изменяется от 0,2 м/с на плесах до 0,8 м/с на перекатах. Русловые отложения представлены преимущественно песком, глиной и илом плотной консистенции.
Долина Конды слабо выражена в рельефе. Левый берег реки низкий и практически сливается с окружающими ландшафтами, правый - более приподнят, местами обрывистый. Водосборный бассейн представляет собой сильно заболоченную местность, поросшую хвойным и смешанным лесом. густо изрезана небольшими озерами, болотцами и многочисленными рукавами.
Примерно в 15 километрах от устья река Конда образует проточное вытянутое в плане озеро - Кондинский Сор (см. снимок ниже). Параметры этого водоема непостоянны, в период половодья он достигает в ширину восьми километров. В межень он представляет собой сеть узких и извилистых проток, разделенных песчаными отмелями и островками.
Конда впадает в Иртыш в 45 километрах от города Ханты-Мансийска. Берега реки в этом месте высокие и очень крутые. Географические координаты точки устья: 60° 42′ 23″ с. ш.; 69° 40′ 13″ в. д.
Особенности водного режима
Конда - река со смешанным питанием (с преобладанием снежного). Период половодья приходится на май-август, осенняя межень длится от 40 до 65 суток, но часто прерывается кратковременными паводками (до 10-25 сантиметров в высоту). В отдельные годы межени на Конде может не быть, в таких случаях половодье плавно переходит в фазу зимнего ледостава. Роль регуляторов стока в Конде играют многочисленные озера и болота.
В целом значения среднегодовой амплитуды колебаний воды изменяются от 250 см в верховьях до 360 см в низовьях реки. Рекордный перепад был зафиксирован в 1957 году на участке Алтай - Болчары (почти 500 сантиметров).
Для Конды характерно явление шуги (образование рыхлых скоплений льда на поверхности русла). Как правило, шуга на реке наблюдается от 3 до 8 дней. Весенний ледоход обычно длится не более пяти дней. Чаще всего он проходит спокойно, без образования крупных заторов.
Река Конда: рыбалка и ихтиофауна
Воды реки богаты рыбой. Здесь водится окунь, щука, карась, язь, лещ и сорога. Благодаря хорошей кормовой базе отдельные особи вышеперечисленных видов достигают колоссальных размеров. На нерест в Конду также заходит стерлядь и нельма. Однако ловля этой рыбы здесь запрещена.
В общем и целом, рыбалка на Конде - увлекательное и интересное занятие. Глубина русла реки редко превышает восемь метров. Ловить рыбу можно как с берега, так и с моторных лодок. Река изобилует множеством мелких рукавов, стариц и затонов, где можно отыскать немало мест для удачной рыбалки.
На правом берегу Конды, близ поселка Луговой, есть несколько пойменных озер. Вода в них чрезвычайно чистая и прозрачная. Эти озера - отличное место для рыбалки с небольших лодок. Здесь прекрасно ловится щука и окунь. По слухам, из этих озер можно выудить щуку весом до 30 килограммов.
По материалам районных газет «Ленинская трибуна»
и архивных документов
Кондинский край не знал других видов транспорта, как гужевой (лошади) и лодки вплоть до 1896 года.
В один из июньских дней 1896 года жители села Нахрачи были удивлены тем, что лошади, пасущиеся на лугу, с храпом и ржанием примчались в село. Спустя некоторое время сельчане, толпой собравшиеся на берегу, с любопытством наблюдали за небольшим, пароходом, который медленно, пыхтя и шлепая широкими плицами, поднимался по Конде.
Это был «Доброжелатель», зафрахтованный купцом Сыромятниковым для доставки казенной муки. Секрет испуга лошадей стал ясен. «Доброжелатель» был первым самоходным судном, осмелившимся отправиться по таежной реке.
С тех пор из Тобольска пароходы прибывали ежегодно. Нахрачинцы были очевидцами прибытия пароходов «Три святителя», «Александр». В 1899 году прибыл паровой катер «Коля», который буксировал баржу с товарами тавдинского торговца Зуева.
Весной 1901 года пароход торгового дома «М. Плотников и сыновья» — «Березовец» с грузом муки дошел до села Леуши. А в 1902 году, оставив груз муки в Леушах, «Березовец» подался до села Шаим. Обратным рейсом купцы за бесценок скупали у местного населения и вывозили пушнину, соленую, копченую, вяленую, сушеную рыбу, ягоды, грибы, орехи.
Начальный период судоходства по реке Конде описывается в исследовательской монографии корреспондента музея антропологии и этнографии имени Петра Великого при Императорской Академии наук А. А. Дунина-Горкавича «Тобольский Север», которая была издана в 1910 году.
А. А. Дунин-Горкавич в 1902 году на борту парохода «Березовец» поднялся до села Шаима и подробно описал жизнь, быт, культуру, обычаи хантов и манси.
Маломощные пароходы, естественно, не могли загрузиться потребным количеством продуктов для местного населения. За навигацию завозилось не более 8—9 тысяч пудов муки.
С наступлением устойчивых морозов тихие зимние юрты и паулы (деревни) оживлялись и походили на ярмарку. Это являлись купцы или их приказчики, прибывшие с обозом продуктов с берегов Иртыша по первому санному пути.
Обозы прибывали в Болчары, Нахрачи, Леуши, Шаим и другие деревни. И не только с берегов Иртыша. Из Тавды, Ивделя, Серова, Тагила, Верхотурья и Ирбита.
Кроме муки, соли, сахара, табака, чая и пороха они не забывали привозить и водку, которая являлась надежной посредни-цей при закупке пушнины, рыбы и ягод.
Пассажирского транспорта и в помине не было. Население от села до села продолжало ездить на самодельных лодках, а зимой по-прежнему — на лошадях.
Ф.109.Оп.2.Д.917.Л.1.Группа подростков 16-17 лет на лошадях на лесоповале в с.Леуши. 1952 год
После победы Великой Октябрьской социалистической революции и окончании гражданской войны ежегодно, с 1923 года, буксирные пароходы с баржами, загруженными продовольственным грузом, стали приходить в таежные поселения. На основании решения XII съезда РКП (б) в северных районах были созданы кооперативы и предприятия государственной торговли. Фактории и кооперативы делали годовой запас промышленных и продовольственных товаров, охотничьих припасов и орудий лова почти во всех деревнях от Алтая до Шаима.
Заготовительные организации летом отгружали пушнину, кожсырье, сушено-вяленую рыбу, орехи.
Мороженая рыба, ягода и дичь в зимнее время вывозились с низовьев Конды на Тобольск, а с верховьев — на Урал.
О скорости движения судов того времени можно судить по такому примеру. С открытием навигации 1926 года жители с. Нахрачи со дня на день ожидали пароход. Наступил июнь, но парохода все еще не было. Наконец, 6 июля рыбак из села Есаул (Ильичевка) в осиновке (лодке) на веслах поднялся до села Нахрачей и сообщил радостную весть о том, что пароход идет. Он опередил приход парохода почти на 3 часа.
Известие о прибытии парохода для жителей с. Нахрачи (Кондинска) и других населенных пунктов было радостным событием. Одевшись в нарядное, как на праздник, все жители от мала до велика спешили на берег.
В июле 1926 года при содействии Комитета Севера кондинцы получили первый почтовый катер «Письмоносец», который регулярно возил почту из Реполова. До «Письмоносца» в летнее время почту доставляли из с. Демьянское и с. Болчары за 50 верст пешком по болотистым тропам, а затем ее развозили на лодках. В зимнее время почту привозили на лошадях.
Летом 1926 года в распоряжение исполкома районного Совета был направлен тихоходный небольшой катер «Сиротка», у которого «крейсерская» скорость против течения не превышала пять километров. «Сиротка» буксировал небольшой паузок, выполнял транспортные и рейдовые работы.
В 1927 году флот Конды пополнился небольшим, на 20-30 человек, почтово-пассажирским катером «Уралец», курсировавшим от г.Ханты-Мансийска до районного центра с.Нахрачи (в настоящее время п.Кондинское), а в 1930 — 1933 годах — катерами «Кондинец» и «Подбельский» и другими судами. Теперь с наступлением навигации Конда оживала. Курсирование пароходов по реке для кондинцев становилось уже привычным явлением.
Ф.109.Оп.2.Д.169.Л.1. Водное транспортное средство "Молтобот" во время перевозки пассажиров по р.Конде
До 1936 года движения пассажирского транспорта практически не было. Но капитаны грузовых пароходов "Красная звезда», «Шлеев», «Туринец» и других, которые каждый год приходили с грузом товаров, всегда находили на бортах своих судов места пассажирам.
Начало регулярному пассажирскому движению положил пароход «Омич». С тех пор отпала необходимость многодневных изнурительных поездок на лодках. Прописку на Конде затем получили пассажирские пароходы - «Баррикадист» и «Храбрый». [ 1 ]
Из отчет ов Кондинского райисполкома за 1931-1935 годы мы узнаем, что р айон обслуживается одним почтовым отделением и 5-ю агентствами. Доставка почтовой корреспонденции в летний период времени осуществляется катерами и лодками. Летом движение почты проходит значительно хуже, нежели зимой, но и в этом отношении за истекшие 5 лет име лись большие достижения, а именно - с 1931 по 1934 годы почтовая корреспонденция в район доставлялась катерами Госпара, благодаря им обмен почты осуществлялся от 8 до 12 раз. В 1935 году этот обмен был уже доведен до 28 раз и в 1936 году почтовое отделение добилось своих 4 катеров, в результате чего нужно ожидать повышение обмена почтовой корреспон денции. В зимний период времени движение почты более регулярно на лошадях .
О сновной тяговой силой на лесозаготовках явля лся собственный обоз лесной конторы, состоящий из 195 лошадей, не обеспечивающий вывозку, т.к. из этого числа 32 лошади «совершенно уже непригодны по своему предельному возрасту и подлежат выбраковке ». В разделе отчета Кондинского райисполкома «Транспорт» указано: «В 1935 году строительство располагало своим транспортом при наличии 9 раб очих лошадей, которыми и выполнялись все транспортные работы по строительству …»
Лето 1941 года. Война. Снова трудности, которые не обошли транспорт.
В сводном отчете по Кондинскому району за май 1942 года «О наличии и техническом состоянии автомобилей, тракторов...», имеются сведения, что на весь район имелось только два грузовых автомобиля: ГАЗ - АА, ГАЗ - 42, в графе "Прочие специальные автомобили" указан 1 автомобиль. Тракторов было больше. Тракторов колесных СТЗ 15/30, СХТЗ - 5; тракторов гусеничных "Сталинец" - 12; СТЗ-НАТИ карбюраторные - 1; ХТЗ - НАТИ - 2.
Ф.3.Оп.1.Д.8.Л. 79. Отчет о техническом состоянии технических средств за 1942 год
На тракторах работали не только мужчины, но и женщины. В 1941 году Кондинский районный исполнительный комитет утверждает план подготовки механизаторских кадров для МТС на 1941-1942 год в количестве: школа механизации сельского хозяйства - 7 чел., из них женщин - 5 чел.; механиков - 1 чел., из них женщин -1 чел; бригадиров тракторных бригад - 4 чел., из них женщин - 3 чел.; комбайнеров - 2 чел, из них женщин - 1 чел.
В годы Великой Отечественной войны движение по реке не прекращалось.
Внимание кондинцев в то время привлек 32-сильный пароход «Гашунии». В Кондинское он прибыл перед самой войной. Когда-то он принадлежал тобольскому купцу Новицкому Ефиму Тимофеевичу и приносил ему немалые барыши.
Ф.109.Оп.2.Д.734.Л.1.Рисунок Хомякова А.Н. - «Пароход Гашунин» в период навигации обеспечивало сбор рыбы с мелких приёмных пунктов.
«Гашунина» по праву северяне называли вездеходом. Почти всю рыбу, вылавливаемую в верховьях Конды, ее притоках и примыкающих к речкам озерах, доставлял на баржах в рыбозавод. Он смело заходил на протоки, ловко и хитро обходил мели.
Ф.109.Оп.2.Д.228.Л.1. Команда парохода "Гашунин" во время отдыха на берегу.
В нижнем ряду в центре - капитан И.М. Ильин
С 1942 года, в течение 14 лет бессменным капитаном парохода «Гашунин» был Иван Матвеевич Ильин. В 1959 году пароход списан.
Летом 1946 года над Кондинским долго кружился первый самолет ПО -2. Затем неожиданно для всех он снизился над деревней Вачкур и приземлился на картофельное поле. Пилотом на нем был земляк кондинцев Герой Советского Союза летчик Петр Яковлевич Панов, родители которого в то время жили в Вачкуре.
Послевоенный период на Конде характеризуется оживлением воздушного транспорта. В 1947-1948 годах тишину таежной Конды нарушил гул самолетов ША-2, По-12, которые периодически привозили и увозили грузы, прилетали они и по санзаданию, а в летнее время охранили лес от пожаров.
Зимой 1949 года установилось регулярное грузопассажирское движение самолетов АН-2 и ЯК-12. Правда, из-за отсутствия летней площадки они летали только в зимнее время.
Ф.109.Оп.2.Д.294.Л.1.Самолет АН-2 во время погрузки рыбы
Развитие лесной промышленности, открытие уникальных месторождений нефти и газа предопределили широкий размах транспортного освоения Тюменского Севера. Летом 1959 года началось круглогодовое транспортное движение самолетов АН -2 с Кондинского и Луговского аэропортов. Впервые на Тюменском Севере начал строиться нефтепровод Шаим-Тюмень. По летней Конде днем и ночью на мощных судах поступали грузы с оборудованием и строительным материалом для нефтяников, рыбаков и лесозаготовителей.
В 1961 — 1962 годах на участках нашего района началось строительство теперь уже железных дорог Ивдель-Обь и Тавда-Сотник. Стальные пути упорно и настойчиво рассекали лесные массивы. Вековая тайга покорно расступилась. 6 ноября 1967 года забит серебряный костыль на станции Устье-Аха железной дороги Тавда - Сотник....
29 января 1968 года в п.Мортка пришёл первый пассажирский поезд из уральского города Тавда. Расписание поезда было установлено два раза в сутки - днём и ночью .
Ф.109.Оп.2.Д.868.Л.1.Тепловоз и пассажирский поезд Свердловской железной дороги на железнодорожных путях станции Устье-Аха
Жители п. Междуреченский дождались курсирования пассажирских поездов только в 1970 году. [ 7 ]
Источники:
1. Шафиков И. От Кондинска до Москвы одни сутки// Ленинская трибуна. - 26 марта. - № 36. - С. 2. КРА Ф.58.Оп.1. Д.59
2. КУ «Государственный архив Югры». Ф. 184. Оп. 1. Д. 6. ЛЛ. 38, 48, 74, 124, 253, 381.
3. КРА Ф.3.Оп. 1. Д.8
4. КРА Ф.1.Оп.1. Д.52
5. КРА Ф.58.Оп.1. Д.49
6. КРА Ф.58.Оп.1. Д.50
7. КРА Ф.58.Оп.1. Д.59
Река Конда в окрестностях г. Урай |
|
Река Конда. Урай. |
|
Река Конда, отмели. |
|
Река Конда. |
|
Река Конда. Сухой Бор. |
|
Река Конда. Залив Золотое Дно. |
|
Река Конда. Шаим. |
Осенью и зимой на Конду ездят за налимом. В реке нерестятся стерлядь и нельма, но лов этих рыб на реке запрещен.
Направление от Екатеринбурга:
Тюмень
Расстояние до ближайшей точки подъезда (в диапазоне):
свыше 300км
Как доехать:
Из Екатеринбурга едем в сторону Тавды, дальше - по маршруту: Герасимовка - зимник через Карабашку - Куминский - Мортка. Далее по асфальту поворачиваем направо на Междуреченский. По объездной минуем Междуреченский и едем в направлении пос. Луговой. Не доезжая Лугового, сворачиваем по указателю «База Конда». Дорога от Екатеринбурга до турбазы «Конда» составляет около 650 км, из которых 150 км придется преодолеть по зимникам.
В стоящий на Конде Междуреченский из Екатеринбурга можно добраться и поездом «Екатеринбург - Устье-Аха», следуя до конечной станции, которая, собственно, находится в поселке городского типа Междуреченский. Из поселка ходят рейсовые автобусы в Урай - ещё один город на реке Конде.
Глубины средние верховья/низовья: до 14м
Протяженность: 1097км
Притоки: основные - Мулымья, Большой Тап, Юконда, Большой Тетёр, Ах, Кума, Евра, Эсс, Катым, Ейтья
Истоки: 61°26′44″ с.ш. 64°29′48″ в.д. (болота возвышенности Люлимвор - Кондинская низменность (водораздел р. Малая Сосьва))
Ширина в верхнем/среднем/нижнем течении (м): 15-20/150-300/от 5
Средняя скорость течения (кроме перекатов): 0,16-0,5
Площадь бассейна: 72,8км 2
Культурный отдых: турбаза "Конда" в окрестностях пос. Луговой и др.
Плата: Бесплатно
Географические координаты истока и устья: Широта: 60°35′4″N (60.58447) Долгота: 63°48′53″E (63.814764)
Устье: 60°42′23″ с.ш. 69°40′13″ в.д. (р. Иртыш)
Перепад высот от устья до истока: 110 м
Населенные пункты на берегу: Зеленоборск, Шаим, Чантырья, Урай, Междуреченский, Кондинское, Болчары и др.
Возможность сплава: есть
Маршруты для сплава и стоянки:
В последнее время весьма популярен маршрут от реки Омутья.
Возможность использования мотолодок: да
Особенности:
Река Конда - левый приток р. Иртыш, протекающий преимущественно по территории ХМАО. В верховьях - таежная извилистая река с глубоким руслом, непроходимая для плавсредств из-за обилия коряг и заломов. Ниже озера Турсунский Туман по Конде появляется возможность сплава. В среднем течении русло реки остается извилистым, берега пологие, поросшие смешанным лесом. В нижнем течении русло Конды расширяется до 400 м, здесь много островов. Недалеко от устья реки лежит проточное озеро Кондинский Сор.
Половодье на реке продолжается с мая по август. Питание реки осуществляется за счет атмосферных осадков (преимущественно - снега).
В верховьях реки водятся бобры.