Редактор печатных материалов функции уровень зарплаты. Редактор текста: кто это такой и что он делает? Особенности работы редактора – что делает редактор на интернет-ресурсе, графический редактор или редактор в издательстве
На вопрос, как научиться играть на барабанах, сложно ответить однозначно. Почти каждый барабанщик прошел тяжелый путь от простых рудиментов до невероятных соло. Но секрет успеха существует: играть вдумчиво и регулярно. И результаты не заставят себя ждать.
Чтобы стать крутым ударником, надо работать в трех направлениях, то есть развивать:
- чувство ритма;
- технику;
- умение импровизировать.
Только развив эти 3 навыка, вы взорвете публику на выступлениях. Часть начинающих барабанщиков работает только над техникой. С хорошим звуком даже простые ритмы звучат отлично, но без импровизации и умения сочинять партии далеко не уйти. Ринго Старр из The Beatles или Меган Уайт из White stripes играли просто, но их музыка вошла в историю.
Чтобы быстро развить все три умения, придется напрячься. В помощь вам упражнения и советы от известных ударников, которые помогут новичкам и тем, кто хочет двигаться дальше.
Импровизация и развитие музыкальности
Когда человек уже знает, как играть на барабанах, надо придумать, что играть. Все советуют слушать других музыкантов и снимать их партии. Это необходимо, но некоторые начинающие ударники просто копируют ритмы из любимых песен, даже не обратив внимания, подходят они для группы или нет.
Гэри Честер, знаменитый сессионный музыкант и один из лучших учителей, создал систему, чтобы развивать не только технику, но и музыкальное воображение. Книга New Breed требует больших усилий, зато после занятий с ней вы на практике узнаете, как написать барабанные партии.
Бобби Санабрия, известный барабанщик и перкуссионист, советует слушать музыку разных жанров, чтобы развить музыкальность. Начните осваивать перкуссию или другие музыкальные инструменты, например или . Тогда вам легче будет подобрать подходящую партию.
Кроме трех китов искусства игры на барабанах, существуют и другие. Каждому новичку нужно научиться:
- правильной посадке;
- хорошему захвату палочек;
- основам нотной грамоты.
Чтобы сидеть ровно и правильно держать палочки, просто следите за этим первый месяц занятий. Если вы будете играть неправильно, вы быстро придете к границам по скорости, а ваши грувы покажутся зрителям скучными. Переделывать неправильный захват и посадку сложно, так как ваше тело уже привыкло к этому.
Если вы пытаетесь развить скорость, играя неправильно, это может привести к туннельному синдрому. Трэвис Баркер, Томас Ланг, Крис Дэйв и другие знаменитости столкнулись с этой болезнью, потом они начали больше времени уделять захвату палочек и легкости игры.
Как начать заниматься?
Многие новички так и не начинают играть хорошо. Им хочется поскорее сесть за установку. Выстукивать простые упражнения на пэде по несколько часов подряд скучно, но иначе руки не усвоят все движения. Чтобы не потерять мотивацию, смотрите больше видео с мастерами, это безумно вдохновляет. Отрабатывайте упражнения под вашу любимую музыку - заниматься станет интереснее, а музыкальность будет постепенно расти.
Однозначного ответа на вопрос, как научиться играть на барабанах, нет, у каждого великого ударника есть особенное звучание. Советы, данные в статье, помогут вам по-настоящему зазвучать. Ежедневная практика иногда изнуряет, если играть невнимательно, думая о посторонних вещах. Занимайтесь вдумчиво, тогда упражнения станут интересными, а ваше умение будет расти каждый день.
Научитесь бороться с ленью и не бросайте, если что-то не получается.
Что такое парадидлы
Общепринято считать парадидлы - дробью. И Дейв Векл в своем первом видео наглядно демонстрировал справедливость этого утверждения. В идеале, это должна быть действительно дробь, но для того, чтобы она стала таковой, придется попотеть. И, по большей части, над автоматизмом их быстрого исполнения. Парадидлы - это штука исключительно зубрежки, отрабатываются они под минимальные bpm на метрономе, минимальные настолько, насколько вы будете в состоянии дождаться очередного клика.
Парадидлы - это что-то вроде доктора Айболита для больных гиппопотамов-двоек и вялых однобоких и бездинамичных ритмов. После парадидлов барабанщик как правило начинает думать совсем в ином ключе и меняется настолько круто, что, иной раз, участники его группы начинают скучать по прошлому — «монотонному» чемпиону-одиночнику, пронизывающему их композиции большой унылой концентрацией исключительно .
Начинайте разбирать парадидлы «на сухую», т. е. без привязки к метроному - просто тыкая их в резину. Правая, левая, правая, правая (тут чешете колено и зеваете) — Левая, правая, левая, левая. Т.е. задача просто разобрать этот пук нот. Для начала пропойте их вслух в духе: «Та-ту-та-та-Ту-та-ту-ту». Очень важно прочувствовать мелодику каждого парадидла, так как она у каждого - индивидуальная. Также будет полезным пробовать играть парадидлы, перенося руки на разные инструменты. Далее, когда легкое понимание посетит ваш организм и вселит в него надежды, вы врубаете настолько медленный , между кликами которого вы, не спеша, сумеете, к примеру, проверить почту и начинаете клик в клик пытаться все это соединить.
Как настроить барабаны — достаточно частый и проблемный вопрос: ведь хочется понимать, что именно изменяется, к примеру, если сильно затянуть резонаторный пластик, а ударный — расслабить, или наоборот. В этом уникальном видео уроке мы с вами собственными ушами услышим — что же конкретно изменяется при различных настройках томов, рабочего барабана, бас бочки. Дело в том, что из этого небольшого исследования я и сам многое услышал и понял, ибо здесь все наглядно и понятно. Не взял на себя смелость делать какие-либо выводы, потому как настройка барабанов — это дело исключительно персональное, поэтому свобода выбора — за вами!
Также я готовлю новый сабж по методам записи, обработки и мастеринга барабанов, но запишу его по мере высвобождения от основных рабочих обязанностей (заканчиваю очередной клиентский сайт).
Сегодня я напросился в гости к одному старому знакомому, чью, очень мощную надо сказать, игру я (ровно как многие любители советского метала), слушали еще со школьной скамьи. Павел Дробан — барабанщик популярной в совковое время дум-металл группы Melissa. Его биография примечательна, например, тем, что он начинал свой путь барабанным техником Парка Горького, а, забросив барабаны, этот человек некоторое время проработал финансистом в банке; сейчас он реально может отремонтировать вам любой ноут, фотик, телефон, монитор или что угодно, и у него совершенно адский удар (вот уж где в практике), но самым удивительным лично для меня было наблюдать его (вместе с убежденными металлистами из группы «Мелисса») — на инструментальной подтанцовке М.Шуфутинского.
И, вопреки тому, что этого человека я знаю достаточно давно, почему-то только сейчас я обратил внимание на какую-то завуалированную интеллигентность, часто свойственную людям советского времени, на трезвость и натуральность его взглядов, которые невозможно не разделять. И, пока некоторые продолжают заплывать жиром за игрой в LineAge, лично вы сегодня узнаете:
1. Вступительная речь на манер Н. Дроздова и Melissa на подтанцовке у М. Шуфутинского
2. Каким должен быть настоящий метал?
3. Детали записи барабанов первого альбома Melissa
4. Как надо себя вести, чтобы избежать встречного вопроса «я — или барабаны»?
5. Любимые барабанщики Павла Дробана.
6. Как это «играть вперед» и «играть назад»? Барабанщики с гипероттягом.
7. Проблемы современной записи барабанов, почему все стало одинаковым?
8. Барабанный стул — зачем?
9. . Зачем брать палку традиционным замком?
10. Фишки от Павла Дробана, как надо правильно играть SKA
11. Бюджетный трек с Павлом Дробаном.
Признаюсь честно, когда я отрабатывал сей сабж на практике в далекой студенческой юности, я возлагал на него большие надежды. Дело в том, что именно этой нехитрой фичей я мог смело «разрывать» и выпендриваться перед барабанными сверстниками, которые считали, что такие «штучки» играются исключительно через две бочки (некоторые до сих пор думают, что я использовал кардан). Именно возможность исполнять скоростные брейки — лишь одной ногой, в условиях традиционной установки, от внешнего вида которой веет одинокое спокойствие и от которой, уж точно, никто не ждет такого количества посыпалова — позволяет производить, хоть и дешевый, но весьма устойчивый эффект на окружающих. «Ну нихрена сибе» — слышно в зале, и вы дерзко улыбаетесь собственной хитрости. Другие барабанщики, с которыми вы разделяете сцену, скромно опускают взгляды и судорожно прячут фирменные барабанные перчатки Ahead прочь от вашего взора. А хитрости, по сути-то никакой тут и нет. Все, что вам нужно — это научиться заполнять — быстрой (и главное — ровной) . Все остальное — это четко отработанный сиквенс.
И пока многие из нас ринулись в википедию искать смысл этого загадочного слова, те кто забил и остался — чуть ниже узнают, что в этом видеоуроке:
1. Второе направление развитие двоек на педалях и в чем заключалось первое?
2. Роль ровности исполнения ножной двойки в заполнениях ею ручной «клади».
3. Стоит ли переигрывать ноги? Как правильно вставать с занятий, стоит ли в полной мере удовлетворяться от занятий?
4. Квартоли через бочку. Упражнения.
5. Барабанщиская хитрость — отработка упражнений 4/4 в триольном счете.
6. Сикстольные брейки через одну бочку. Упражнения на сикстоли.
7. Пенотольные заполнения и вытекающие из него брейки.
8. и вытекающие из него шаффлы и роккерские ритмы. Фича Джона Бонема в Good Times, Bad Times
Новые упражнения на развитие техники игры двоек спешат на помощь! На это раз мы с вами будем отрабатывать контроль (управляемость) исполнения в триольном размере (где — ох, как часто их надо будет применять), и сделаем мы это за счет очень мощного триольного упражнения, которое само по себе звучит весьма убойно и легко применимо в ритмах и брейках. Лично я им пользуюсь постоянно во время игры, поэтому рекомендую заострить ваше внимание на нем и разобрать это дело как следует. Речь идет о дроби с двойкой в одной руке и — в другой. Рисунок этот прекрасен тем, что помимо легкости ввинчивания этого хозяйства в 4/4 (в силу того, что ведущей оказывается всегда правая рука), в нем есть пространство для акцентов, особенно во втором, где смещен. Быстро играть такую штуку после небольшой практики не составит никаких проблем, а соединив их вместе в единую дроб вы получите очень эффектную соло-сбивку.
И пока поисковые боты пытаются хоть как-то расшифровать вышесказанное, ниже вы узнаете что:
1. Что будет с «эшафотом», если мы выкинем оттуда «дырку» и переведем в триоль?
2. «Тройбаны» с правой и левой руки. Что они развивают?
3. Почему правой рукой следует придерживаться сильной доли?
4. Триольная двойка — чем она так сложна? Раскрытие ладони.
5. Что бы произошло, если эти «тройбаны» играть одиночными?
6. Практическое применение, трюки и смещение акцента.
7. Как следует повышать скорость занятий и правила переноса холодильника марки «зил».
8. Соединяем первое и второе упражнение — аццкий соло-брейк!
9. Анонс следующих упражнений.
10. Обнадеживающее PS
Привет, други! Наконец я смонтировал сей урок, посвященный одной из самых проблемных зон нашей с вами барабанной техники — двойкам в ногах, рецепт приготовления которых, вероятно, переходит от бабушек — к внукам и достать его внятную форму зачастую весьма проблематично. Это достаточно странно, потому как важность двоек в ногах в значительной степени превышает важность . Не владея двойным ударом в ноге практически невозможно исполнять ритмы (большую их часть), а какие возможности это открывает для всякого рода брейков и поливалова! Это один из самых часто задаваемых вопросов в Интернете, и это совершенно справедливо. И, пока некоторые с открытым от удивления ртом бреют бороду пультом от телевизора, а некоторые жуют шнур от наушников, это не помешает им узнать о том, что..
Две главные составляющие музыки – это мелодия и ритм. За последний в “живых” группах отвечают барабанщики (или ударники). Барабаны и бас составляют ритм-секцию коллектива. В отличие от той же бас гитары, их отчетливо слышно в любом миксе. Без барабанов музыка звучит скучно и блекло – ритм придает песням динамику и выразительность.
Вместе с гитарой и басом, барабаны составляют классическое трио инструментов, без которых не обходится ни одна группа. Поэтому, количество желающих научиться игре на ударных предостаточно. Но позволить себе купить ударную установку могут не все. Виной тому их немалая стоимость и традиционная “любовь к музыке” соседей новоиспеченного ударника. Кроме того, учиться играть на ударных трудно, больно и сильно изматывает. При неправильном подходе, путь от зеленого новичка до властелина ритма займет годы. Поэтому разберемся, как быстро научиться играть на барабанах с нуля и без самих барабанов.
Знакомство с барабанами
Для начала нужно познакомиться с инструментом. Лучше сделать это лично: посидеть, потрогать, постучать. Но если такой возможности нет, то на первое время будет достаточно и заочного знакомства.
Когда новичок смотрит на ударную установку (она еще называется “кухня”), то видит две вещи: барабаны и тарелки. Это и есть главные элементы, из которых состоит барабанная установка.
Барабаны делят на три вида:
- Бас-бочка. По ней играют специальной колотушкой, которая приводится в движение педалью. Бочка нужна, чтобы издавать глухой низкий звук. Бас-бочка – это “бум”.
- Малый барабан. Еще он называется рабочим. Яркий и сочный “тыщ”, который слышно на записях – на его совести.
- Том-томы. Эти барабаны нужны для дополнительного заполнения и украшения ритмического рисунка. Классический вариант включает в себя три тома: два подвесных и один напольный.
Видов тарелок несравнимо больше. Но начинающему барабанщику достаточно знать о четырех: хай-хете, райде, крэше и сплэше. Главная тарелка – это хай-хет. Он представляет собой набор из двух тарелок, закрепленных на отдельной стойке с педалью. Хет выполняет роль метронома – по нему отстукивают основной ритм. Похожую роль играет и райд. А остальные тарелки нужны для расстановки акцентов.
Постановка рук и координации движений
Парадоксально, но на первых порах барабаны новичку не понадобятся. Первостепенная задача ученика – поставить руки и развить координацию движений между конечностями. Для этих целей нужно регулярно выполнять базовые упражнения. Отработайте правильную посадку, отбивайте ритм по коленям или по пэду – специальной резиновой тарелке, которая имитирует малый барабан. Поможет тут следующее упражнение:
- Начните отбивать правой рукой простой ритм “четыре четверти”. Для этого просто считайте “раз-два-три-четыре” и делайте по удару на каждый счет.
- Затем начните отбивать восьмые ноты: “раз-и-два-и-три-и-четыре”. Удары так же идут на каждый счет.
- Добавьте удар левой рукой на каждую слабую долю. Слабые доли приходятся на “два” и “четыре”.
- Затем, добавьте удар по воображаемой бочке на каждую сильную долю. Сильные доли – “один” и “три”.
Упражняйтесь так до тех пор, пока движения не отработаются до автоматизма. Как только эту случится, можете принимать поздравления – вы освоили простейший ритмический рисунок. А это важный шаг на пути к званию современного Бадди Рича.
Выполнять такие упражнения на развитие чувства ритма и координации – критически важно для новичка. Они помогут заложить основы техники, которую потом предстоит оттачивать в занятиях на настоящей установке. Кроме того, знание основ поможет не потеряться в момент, когда вы наконец получите доступ к вожделенной “кухне”.
Кроме того, важно обзавестись метрономом и подходящими палочками. Насчет метронома вопросов не возникает, а вот выбору палочек можно посвятить отдельную статью. Тем не менее, осветим главные моменты:
Подберите палочки подходящего размера. Новичкам рекомендуют отталкиваться от размера 5А. Но это не правило, и если держать палочки другой длины и толщины удобнее – берите их.
Покупайте качественные изделия. Не экономьте – плохие палочки ограничивают в технике, быстро ломаются, а самые дешевые экземпляры станут причиной появления заноз.
Практика
Самый простой ответ на вопрос “как быстро научиться играть на барабанах с нуля” – пойти к преподавателю. Это решение сэкономит кучу времени и нервов. Грамотный преподаватель поможет новичку освоить азы техники, укажет на огрехи и ошибки.
Если к позаниматься с преподавателем не получится, нужно наладить правильный подход к занятиям. Речь здесь пойдет о практике на настоящей ударной установке, но эти рекомендации применимы и к занятиям с пэдом.
Играйте под метроном. Для ударника метроном незаменим. Как бы хорошо барабанщик не чувствовал ритм, риск “поплыть” при игре остается.
Посвящайте время отработке базовых элементов. Даже профессиональным музыкантам нужно возвращаться к азам. Следите за собой и за своей техникой. Огрехи в технике выливаются в зажатость, потерю скорости, усталость и ошибки в игре. Для прогресса важны и посадка, и хват палочек, и сила удара.
Разминка обязательна. Чтобы разогреть конечности, начинайте практическую сессию с отработке простых ритмов, вроде того, что разобран выше. Начинайте в комфортном темпе и постепенно ускоряйтесь. Кроме того, можно усложнять упражнение, добавляя удары по разным тарелкам или томам.
Развивайте координацию. При игре на ударных задействованы все конечности и важно добиться их независимости. Для этого добавьте к базовым упражнениям открытие и закрытие хай-хета левой ногой.
Не гонитесь за скоростью. Если в выбранном темпе играть не комфортно (чувствуется усталость или зажатость мышц), уменьшите темп метронома. С развитием техники скорость придет сама.
Как научиться играть на барабанах руками
Ударные инструменты не ограничиваются барабанными установками. Кроме самих барабанов, к ним относят и перкуссию. Это ударные инструменты, которые отличаются по конструкции от классических барабанов: дарбуки, джембе, бонго, тамбурины и другие. Ответ на вопрос, как научиться играть на таких барабанах руками один – играть. Принципы игры на перкуссионных инструментах такие же. Единственное отличие – звук извлекается не палочками, а руками и зависит от места, по которому бьет исполнитель.
Появиться желание научиться играть на барабанах может у любого подростка после посещения концерта или просмотра фильма о жизни музыкантов. Это желание похвальное. Занятия музыкой – дело хорошее. Но с другой стороны есть несколько отрицательных моментов, и не остановиться на них в самом начале статьи было бы неправильно.
Не стоит падать на пол и биться в истерике, купите установку и все. Так не бывает. Сначала подумайте, есть ли у Вас талант, можете ли Вы писать песни… Кроме того, учтите:
Хорошая ударная установка стоит недешево.
Для достижения результата необходимо несколько лет учиться. Иначе Вы будете просто стучать и извлекать звуки, а не играть на барабанах.
Показать свое умение родственникам, друзьям или подруге можно только на концерте. Барабаны с собой не возьмешь. Это не баян и не гитара.
Репетиции в домашних условиях – занятие не тихое. Возможны конфликты не только со своими домашними, но и с соседями, вплоть до прихода работников правоохранительных органов.
Занятий по самоучителям будет недостаточно, чтобы понять, как научиться играть на барабанах. Занятия с непрофессионалами могут привести не только к отсутствию результата, но и к травмам. Не усмехайтесь, бывает и такое. Следует записаться в музыкальную школу или нанять квалифицированного репетитора.
Если Вы не испугались начала статьи, и дочитали до этого места, значит, твердое намерение играть на барабанах имеется. Теперь собираем деньги на установку и ищем ближайшую музыкальную школу или репетитора. Быть хорошим барабанщиком очень круто и заманчиво. Многие музыкальные коллективы нуждаются в таких исполнителях. Достаточно пообщаться на специализированных форумах, и Вы увидите перспективы своей будущей деятельности.
Но это в обозримом будущем. А пока приступаем к обучению. Далее приведены два пункта, как следует поступать, если нет возможности сразу купить барабанную установку, и если таковая возможность имеется.
Как научиться играть на барабанах, если нет возможности приобрести полноценную установку.
Если по каким-то причинам нет возможности играть на полноценной установке, то можно обратить внимание на тренировочный пэд. Внешний вид этого приспособления Вы можете видеть на фото. Это своеобразный тренажер. Громких звуков он не издает, но отрабатывать такие навыки, как чувство ритма или хлесткость можно запросто. Чтобы понять, как научиться играть на барабанах, это самый подходящий вариант для новичков. Стоимость такого пэда относительно небольшая. В зависимости от производителя, комплектации, наличия стойки и палочек, колеблется в пределах 30…40 долларов.
Если нет возможности или желания приобретать пэд, то можно собрать импровизированную установку из подручных средств. Для этого подойдет все, что может издавать звуки при ударе. Куски пластика, фанеры, старые автомобильные шины. Словом, голь на выдумку хитра. Установку можно попытаться сделать самостоятельно из всего похожего на этот инструмент. Многие известные музыканты именно так и начинали учиться играть на барабанах.
Хорошим вариантом может служить обучение игре на барабанах в школьном кружке или ДК. Для новичков это самый идеальный вариант. В таких коллективах, обычно имеется руководитель, который может научить азам.
Если нет возможности приобрести барабанную установку в сборе, то можно покупать ее по частям. Один за другим. Но делать это необходимо с прицелом на возможность собрать все в единое целое. Каждый барабан должен стать составной частью установки.Ударная установка фото
Как научиться играть на барабанах, если имеется возможность приобрести полноценную установку.
В любом случае, стоит записаться в музыкальную школу или заниматься с репетитором. Без соответствующих знаний добиться положительного результата не добьетесь. Даже обладая хорошей и дорогой установкой, зная специфические словечки, имея собственную группу, без соответствующих знаний максимально Вы сможете стать посредственным самоучкой. Под руководством грамотного учителя научитесь не только играть на барабанах, но и правильно сидеть и двигаться за ударной установкой. Наче есть вероятность через несколько лет превратиться в инвалида. Этому может способствовать неоптимальное положение рук и ног, неверно поставленная мелка моторика, долгое нахождение в не совсем естественной позе и ограниченность движений – это пути в инвалидное кресло.
Со всей серьезностью отнеситесь к приобретению ударной установки. Можно пообщаться на форумах, почитать музыкальную литературу. Необходимо получить определенную теоретическую базу. На форумах всегда подскажут, где можно дешевле купить барабанную установку, на каких фирмах стоит остановить свой выбор, на какие моменты следует обратить особое внимание.
Стоимость ударной установки может колебаться в довольно больших пределах. Но меньше 600…700 баксов хороший инструмент стоить не может. Нужно быть готовым к подобным растратам. Для того, чтобы научиться играть на барабанах, нужно иметь достойный инструмент. Он приобретается не на один день. Хорошая барабанная установка прослужит верой и правдой несколько лет. Но следует уточнить, при бережном отношении к инструменту.
Не лишним будет прислушаться и к советам продавца-консультанта в музыкальном магазине. Даже если у Вас имеется сформировавшееся мнение на счет барабанной установки. Любая информация лишней не будет. В специализированных магазинах обычно работают люди, знающее свое дело. Попросите протестировать заинтересовавший Вас инструмент. И звучание, и внешний вид должны соответствовать желаниям будущего музыканта. Следует обратить внимание на тот факт, что подобные проверки устраивались не один раз. Состояние кожи или пластика на барабанах может быто не лучшим. Попросите заменить их. Если Вы будете приобретать, то продавцы обычно делают это без проблем. Во время обучения такую операцию придется проводить самостоятельно. Считается, что раз в месяц нужно менять старый пластик на новый.
То, о чем мы говорили, только теоретическая подоплека. Как играть на барабанах, Вы поймете только во время практических упражнений. Есть множество специализированных видеоуроков и обучающих сайтов. Но только под присмотром специалиста можно понять, как играть на барабанах. Все видеоресурсы интернета могут быть только помощниками, а не учителями.
Мы можем посоветовать несколько таких помощников, которые помогут понять, как научиться играть на барабанах. Посмотрите.
Freedrumlessons – хороший, познавательный сайт. Имеются видеоуроки по игре на барабанах. Описаны многие школы и методики обучения.
Drumbum – тоже интересный и полезный ресурс. Также есть видеоуроки по разным школам игры на барабанах.
Tunadrum – интересное и понятное описание, как правильно настроить барабаны. Да, этот музыкальный инструмент, как и другие тоже настраивается.