Реактивная система залпового огня БM‑21 "Град". Справка
Что собой представляет реактивная система залпового огня (РСЗО)? Каков радиус поражения установки «Град»? Эти важные вопросы мы рассмотрим далее максимально подробно. А сейчас необходимо запомнить, что РСЗО является комплексом вооружения, включающим пусковую многозарядную установку и реактивные снаряды (реактивные глубинные бомбы, неуправляемые ракеты), а также вспомогательные средства: транспортно-заряжающую и транспортную машины, иное оборудование.
РСЗО является реактивным оружием. Этой системой вооружены сухопутные армии, военно-морские флотилии и военно-воздушные силы большого количества государств.
Реактивный двигатель используется в реактивном снаряде, что исключает при выстреле влияние силы отдачи. Данный нюанс позволяет проектировать лёгкие, несложные и малогабаритные пусковые многоствольные конструкции.
Пусковые установки (ПУ) РСЗО устанавливаются на самоходные (гусеничные, колёсные) и буксируемые шасси, вертолёты, самолёты и корабли.
Кстати, новейшие РСЗО стреляют снарядами калибром до 425 миллиметров. Их предельная дальность стрельбы может достигать сорока пяти километров и более (до 400 километров на некоторых образцах). Они могут нести от четырёх до пятидесяти реактивных ракет, каждая из которых оснащена отдельной направляющей (трубчатой или рельсовой) для запуска.
«Катюша»
Во времена Великой Отечественной войны полевые артиллеристы обзаводились бесствольными системами, неофициально именуемыми «Катюшами». Первоначально их изготавливали как БМ-13, а далее как БМ-8, БМ-31 и так далее.
Вооружённые силы СССР весьма активно использовали эти установки в годы Второй мировой войны. Прозвище «Катюша» было довольно-таки популярным, поэтому в разговорной речи так стали называть и БМ-21 «Град», и послевоенные РСЗО на автошасси, и БМ-14.
Позднее, подобными прозвищами («Ванюша», «Андрюша») советские артиллеристы окрестили и другие установки: БМ-31 и остальные. Конечно, эти названия не столь знамениты.
История создания оружия
Работники газодинамической лаборатории В. А. Артемьев и Н. И. Тихомиров ещё в 1921 году начали проектировать для самолётов реактивные снаряды. Б. С. Петропавловский в 1929-1933 годах с другими работниками ГДЛ проводил публичные испытания реактивных ракет различного назначения и калибров. Специалисты в экспериментах использовали многозарядные и однозарядные авиационные и наземные пусковые станки.
В 1937-1938 годах на вооружение РККВФ были приняты реактивные снаряды. Необходимо отметить, что их разрабатывало РНИИ под управлением Г. Э. Лангемака. 82-мм ракетами РС-82 оснащали истребители И-153, И-15 и И-16: в летний период 1939 года их успешно использовали на реке Халхин-Гол в боях с японской армией.
В 1939-1941 годах сотрудниками РНИИ А. С. Поповым, В. Н. Галковским, А. П. Павленко и другими был спроектирован многозарядный пусковой аппарат, смонтированный на грузовом авто.
В 1941 году установки испытали на полигоне, и весьма успешно. Их обозначили БМ-13 - военная машина с 132-мм ракетами. Снаряды БМ-13 и пусковой аппарат, созданный на основе грузовой машины ЗИС-6 БМ-1, взяли на вооружение в 1941 году, 21 июня. Именно данный тип машин и получил знаменитое имя «Катюша».
БМ-13
Что такое БМ-13? Это боевой советский аппарат реактивной артиллерии, разработанный во времена Великой Отечественной войны. Это самая известная боевая машина СССР данного класса. Именно её народ прозвал «Катюшей».
На заводе Коминтерна, находящемся в Воронеже, впервые 27 июня 1941 года были созданы два пусковых агрегата БМ-13 на шасси авто ЗИС.
Устройство
БМ-13 - такая же, как установка «Град». Характеристики её совершенно бесхитростные. Это относительно простое оружие, в состав которого входят рельсовые направляющие и прицельное устройство. Для наводки используется артиллерийский прицел, подъёмный и поворотный механизмы. В задней части авто находятся два домкрата, которые используют для его устойчивости во время стрельбы. На одной машине можно размещать от 14 до 48 направляющих.
Оболочка реактивных снарядов выполнена в виде сварного цилиндра, разделённого на три секции - боевая часть, реактивное сопло и двигательное отделение (камера сгорания с топливом). Ракета РС-132 для конструкции БМ-13 изготавливалась весом 42,5 кг, диаметром 132 мм и длиной 0,8 метра. Внутрь цилиндра с оперением клали твёрдую нитроцеллюлозу. Боевая часть весила 22 кг. Взрывчатое вещество имело массу 4,9 кг: шесть гранат противотанковых весили столько же. Дальность стрельбы достигала 8,5 км.
Ракета М-31 для конструкции БМ-31 имела массу 92,4 кг, изготавливалась диаметром 310 мм и содержала 28,9 кг взрывчатой субстанции. Её дальнобойность достигала 13 км. Интересно, что у БМ-13 (16 ракет) залп длился от семи до десяти секунд, а у БМ-8 (24-48 ракет) - от восьми до десяти секунд. У БМ-31-21 время заряжания - от пяти до десяти минут.
Запуск осуществляла рукояточная электрокатушка, соединённая с контактами, размещёнными на направляющих, и батареей аккумулятора. Когда рукоять поворачивали, контакты замыкались по очереди и в очередном снаряде срабатывал пусковой пиропатрон. Если направляющих было большое количество, иногда использовали одновременно пару катушек.
В отличие от германского Nebelwerfer, БМ-13 имеет низкую точность и является площадным оружием, разбрасывающим колоссальное количество снарядов по территории. Отсюда следует, что точные удары, как у Nebelwerfer, совершать было нельзя. Заряд ВВ в два раза меньше, чем у ракеты Небельверфера, но он намного больше мог уничтожить техники без брони и живой силы.
Как смогли получить такой эффект? Да просто встречное движение детонации увеличивало газовый натиск взрыва. Подрыв ВВ происходил с двух сторон (длина полости для ВВ была немного больше длины детонатора). В тот момент, когда сталкивались две волны детонации, моментально возрастал газовый напор взрыва в месте их столкновения. Таким образом осколки корпуса получали внушительное ускорение и нагревались до восьмисот градусов: они имели великолепный зажигающий эффект.
Легенда
Кроме оболочки, разрывалась и часть камеры снаряда: её раскалял горевший внутри порох. По сравнению с артиллерийскими снарядами аналогичного калибра, это увеличивало осколочное воздействие в 1,5-2 раза. Благодаря данному нюансу появился миф о «термитном боезаряде» в ракетах «Катюш».
Примечательно, что «термитная» взрывчатка испытывалась весной 1942 года в Ленинграде, но, к сожалению, не нашла своего применения, так как мишени и так пылали после залпа БМ-13. Одновременное использование десятков снарядов также порождало интерференцию взрывных всплесков, что ещё более увеличивало поражающий эффект.
Эффект
БМ-8 (ЗИС-6) насчитывал пять - семь служащих:
- Командир орудия - один человек.
- Один водитель.
- Один наводчик.
- Заряжающие - от двух до четырёх человек.
9К51 «Град»
Что такое 9К51 «Град»? Это реактивная 122-мм система залпового огня (РСЗО) Советского Союза. Установка «Град» создавалась для поражения командных пунктов, открытой и скрытой живой силы, бронетранспортёров и небронированной техники в районе сосредоточения, артиллерийских и миномётных батарей, иных целей, решения многих задач в трудных боевых условиях.
Описание комплекса
Для стрельбы установки «Град» размещают в поле, вдали от жилых домов. Их так и называют - "реактивная полевая установка М-21". Конечно же, она более известна как РСЗО «Град» (индекс ГРАУ - 9К51). В её комплект входит оснащённое шасси «Урал-375Д», военное авто БМ-21 (индекс ГРАУ - 2Б5), неуправляемая ракета 122-мм М-21ОФ. Немного позже было разработано колоссальное количество 122-мм снарядов, сконструирована военная машина БМ-21-1, оснащённая доработанным шасси грузового авто повышенной проходимости «Урал-43202».
Снаряды в ящиках транспортируются в грузовых авто народно-хозяйственного значения. Снаряды без ящиков перевозятся машиной с набором стеллажей 9Ф37.
Проектирование
Вообще установка «Град»создавалась в НИИ-147 для вооружения дивизионной артиллерии. Проектом руководил Ганичев А. Н., который в то время занимал должность главного конструктора. В работах также принимали участие смежные предприятия, среди которых присутствовали московское НИИ-6 и свердловское СКБ-203.
Сотрудники Центрального архива (г. Подольск), принадлежащего Министерству обороны, хранят данные, которые подтверждают, что снаряд установки «Град» изготавливался в различных модификациях:
- С пороховым стартовым комбинированным движком и маршевым ПВРД на твёрдом топливе: четыре гондолы с воздухозаборниками были автономно закреплены на его хвостовой части.
- Была создана ракета такой же системы, но имеющая некоторые отличные нюансы: горючее её маршевого движка концентрировалось в одной центральной секции, выполненной в виде двух цилиндров. Частично сгоревшие продукты через четыре отверстия вытекали в гондолы, где полностью сгорали в воздушном потоке.
- Установка «Град» использовала также снаряды с жёсткими стабилизаторами.
- Блок стабилизатора некоторых моделей ракеты был оснащён складывающимися лопастями.
Каков был итог проведённых работ? Специалистам удалось создать великолепную неуправляемую ракету М-210Ф (с ведущей осколочно-фугасной частью, оснащённой парой сварных рифлёных втулок, необходимых для повышения осколочного влияния) и двухкамерный ракетный двигатель с одним зарядом.
Серийное производство
Установка «Град» изготавливалась на заводе имени Ленина в Перми до 1998 года. Для армии СССР за всё время серийного выпуска было изготовлено 6536 боевых машин. Около 646 «железных драконов» было произведено на экспорт.
Необходимо отметить, что ракетная установка «Град» находилась на вооружении пятидесяти стран мира! К 1995 году более двух тысяч военных машин БМ-21 оказалось на вооружении многих государств. Изготовлением снарядов занималось НПО «Сплав»: более трёх миллионов разнообразных ракет для РСЗО «Град» создали специалисты этого предприятия.
Модели
Ракетная установка «Град» превратилась в базовую модель для многих отечественных систем, созданных для стрельбы реактивными неуправляемыми 122-мм снарядами. В данный список вошли БМ-21ПД «Дамба», «Град-ВД», лёгкая реактивная переносная система «Град-П», «9К54 Град-В», корабельная двадцатидвухствольная «А-215 Град-М», «9К59 Прима», «9К55 Град-1».
Некоторые зарубежные системы также создавались на основе БМ-21, а именно: RM-70/85, HADID, RM-70, Modular, Type 90, ВМ-11, Type 84, PRL113, Type 90A, Type 89, Type 81, «Град-1А БелГрад, Type 90B, Lynx (Naiza, «Найза»), RM-70/85М, PRL111, Type 83, APRA, WR-40 Langusta.
Итак, залповая установка «Град» изготовлена в следующих вариациях:
- Базовым вариантом является 9К51 «Град».
- Образец дальнейшего развития системы - 9К51М «Торнадо-Г». Это обновлённая военная машина 2Б17-1/2Б17М, оснащённая новейшими НУРС с увеличенной до сорока километров максимальной дальностью стрельбы.
- Десантируемая (облегчённая) модификация - это 9К54 «Град-В». Имеет боевую машину 9П125 с двенадцатью направляющими и транспортную машину с набором стеллажей 9Ф37В, созданную на базе грузового авто ГАЗ-66Б для ВДВ.
- Если необходимо нанести противнику гибельное поражение, установки «Град-ВД» к вашим услугам! Данные машины являются гусеничным вариантом системы «Град-В», укомплектованной военной машиной БМ-21ВД и транспортно-заряжающим авто, созданным на базе броневика БТР-Д.
- 9К55 «Град-1» является модификацией системы «Град», укомплектованной военной машиной 9П138 (36 направляющих) и транспортно-заряжающим аппаратом 9Т450, созданным на основе грузового авто ЗИЛ-131. Использовали грузовое авто, изготовленное не для дивизионной, а для полковой артиллерии, например, для морских пехотинцев.
- 9К55-1 «Град-1» является гусеничным вариантом системы «Град-1». Имеет боевую машину 9П139, изготовленную на базе шасси самодвижущейся гаубицы 2С1 «Гвоздика» (36 направляющих), и машину 9Т451, созданную на базе универсального тягача МТ-Лбу.
- Версией системы «Град» с усиленной огневой мощью является 9К59 «Прима». Данная система состоит из военной машины 9А51 (50 направляющих) и транспортно-заряжающей машины 9Т232М, созданной на базе грузовичка "Урал 4320".
- Белорусская версия системы «Град» с военной машиной БМ-21А, сооружённой на базе грузового авто МАЗ-6317-05 - РСЗО «Град-1А» (Белград).
- Украинское усовершенствование БМ-21 - это «Бастион-02» и «Бастион-01».
Общая характеристика
Что же собой представляет установка «Град»? Характеристики её довольно-таки интересные. Рассмотрим их более подробно. Этой машиной вооружали армию в 1963 году. Для залпа ей необходимо сорок 122-мм снарядов.
Предельная дальность установки «Град»достигает сорока километров. Минимальное расстояние поражения цели составляет примерно 1,6 км. Артиллерийские элементы собираются на модернизированных типах шасси грузовых авто и «Урал-4320», и «Урал-375»: данный нюанс зависит от модели.
Как правило, модель «Град-1» создаётся на базе ЗИЛ-131. Эти военизированные авто обычно передвигаются со скоростью 75-90 км/ч. Укомплектована система комплексом автоматического управления огнём «Виварий».
Белорусский вариант
А как выглядит белорусская модификация этого «железного зверя»? Военную машину РСЗО «Град-1А» (БелГрад) смонтировали на шасси грузового авто МАЗ-6317. Её наивысшая скорость перемещения - 85 км/ч, ходовой запас равен 1200 км. Радиус поражения установки «Град» достаточно велик - до 1000 м, весит она 16,45 т, а расчёт состоит из шести человек. Она может перевозить одновременно шестьдесят ракет! Время перезарядки - всего семь минут.
Необходимо отметить, что обстрел из БМ-21 имеет ужасные последствия. Установки «Град» имеют колоссальную разрушительную силу и, как правило, заставляют врага капитулировать.
В войнах на территории Южной Осетии и Донбасса широко применялась система «Град». Что это превосходная система для пуска реактивных снарядов, знают военные в более чем полусотне стран мира. Производство этих машин уже давно прекращено, но они переживут еще не одно военное столкновение в разных концах планеты.
«Град»: система залпового огня
Под названием «Град» известна советская машина для стрельбы реактивными снарядами. Составляющими частями системы являются:
- Грузовой автомобиль для передвижения установки;
- Механизм для запуска снарядов;
- Система управления.
К месту учений или боевых действий снаряды подвозятся как обыкновенными гражданскими транспортными средствами повышенной грузоподъемности, так и специализированными военными грузовиками.
Боеприпасы, применяемые в «Граде», имеют чрезвычайно высокое осколочное действие, из-за чего достигается значительная степень поражения живой силы противника. Заряд всегда один, но объем его может регулироваться.
Для запуска его используется двигатель, построенный по реактивному принципу: из задней части его вырывается сгоревшее топливо, что и обеспечивает высокую скорость и дальность. Для улучшения аэродинамики имеются складные «крылья».
Система «Град»: технические характеристики
Боевая машина состоит на вооружении многих стран мира вот уже более 50 лет - и в первую очередь благодаря впечатляющим техническим показателям:
- Для передвижения применяется грузовик «Урал» повышенной проходимости. Шасси его построено по формуле «6 на 6 », благодаря чему ему не страшны ни грязь, ни песок, ни снег, ни крутые спуски и подъемы. Известны также его высокие качества по преодолению достаточно глубоких водных преград.
- Двигатель располагает почти 200 л. с., что позволяет машине развивать на хорошей дороге до 75 км/ч.
- Максимальный снаряженная масса боеприпасов достигает рекордных 11 тонн, а в боевом положении показатель увеличивается еще на 3 тонны.
- Размеры системы, в сравнении с аналогами, достаточно компактны: длина около 7 м, ширина - 2,5 м, высота - немногим более 3 м. Все это делает машину чрезвычайно маневренной и без преувеличения юркой, что очень важно в условиях боевых действий.
- Наконец, самое главное - качество стрельбы. А оно у «Града» выше всяких похвал. За несколько минут грузовое средство передвижения превращается в мощное боевое орудие. Для поражения пехоты и боевой техники используются снаряды 122 калибра, вылетающие каждые полминуты. Дальность стрельбы (в зависимости от модификации) колеблется от 4 до 45 км. Площадь возможного поражения пехоты залповым огнем достигает 14,5 гектар.
Историческая справка
Данный шедевр военно-технической мысли обязан своим появлением уральскому научно-исследовательскому институту под кодовым номером 147. В 1957 году возникла потребность создания нового типа боевой машины, которая сочетала бы преимущества полноприводного вездехода и маневренной залповой установки.
Выбор пал на группу ученых под руководством тогдашнего светила инженерного дела Александра Ганичева. Именно им удалось разработать такой снаряд, который имел следующие преимущества:
- Наличие уникальных по тому времени складных лопастей, что позволило размещать на установке несколько десятков снарядов;
- Новый метод изготовления корпуса путем вытяжки под воздействием высоких температур;
- Движение каждой пущенной «ракеты» стабилизируется путем вращения (придается во время запуска) и благодаря отменным аэродинамическим характеристикам (обеспечиваются наличием крыльев).
- Пороховой заряд также отмечен новаторскими идеями и разрабатывался сразу несколькими отечественными НИИ.
Полученная машина встала в строй вместо устаревшей БМ-14.
Боеприпасы для «Града»
В «Граде» применяются боеприпасы, которые состоят из трех основных частей:
- Боевая составляющая - активная взрывающая часть, которая предназначена для поражения сил противника.
- Двигатель - построен по реактивному принципу (так же, как и любой космический корабль). В свою очередь, состоит из емкости с горючим и устройств для «зажигания» и отвода горящих газов.
- Стабилизатор - для лучшего качества и дальности полета.
В середине 50-х дальность боеприпаса весом чуть более 60 кг не превышала пары десятков километров. Для нанесения удара на близкий объект снаряды обвешивали специальными кольцами: чем ближе находился враг, тем больше колец требовалось.
Конвейерное производство боеприпасов было налажено в 1960-е. С тех пор советские инженеры создавали их многочисленные разновидности с различными полезными качествами:
- Поражение химическими веществами;
- Создание массивной дымовой завесы, фактически «ослепляющей» противника;
- Нарушение радиосвязи;
- Уничтожение противотанковых бомб.
Модификации оружия
Производство «Градов» велось на протяжении 28 лет - почти до самого развала СССР. За несколько десятков лет в первоначальное изобретение уральских ученых было привнесено немало доработок.
На базе исходной 21-й боевой машины были созданы:
- Машина с уменьшенным весом для использования в воздушно-десантных войсках:
- Версия для морских пехотных войск;
- Вездеходный вариант с «гусеницей» вместо колесной базы;
- Усовершенствованные машины с повышенной дальностью и огневой мощью;
- В начале нового тысячелетия уже российские инженеры сделали возможным ведение огня с применением технологий спутникового позиционирования;
- Система для поражения вражеских субмарин «Дамба» производилась специально для охраны водных рубежей России;
- Модификация с 50 ракетами на борту (имела кодовое название «Прима», но так и не вышла за пределы конструкторских бюро ввиду развала Советского Союза).
Более полувека на страже границ России стоит система «Град». Что это мощнейшая установка, способная остановить даже самого грозного супостата, не секрет, пожалуй, ни для кого. Но не стоит забывать и о том, что это еще одно замечательное изобретение советских ученых, которое значительно продвинуло военную промышленность.
Видео: как стреляет СЗО «Град»
В это видео будет показано, как работает и производит выстрелы система «Град», история ее изобретения:
9К51 «Град» — это 122-мм реактивная система залпового огня производства СССР. Функционал заключается в поражении БТР и небронированной техники в зоне сосредоточения, укрытой и открытой живой силы, командных пунктов, минометных и артиллерийских батарей и остальных целей, и в решении других задач в разнообразных условиях боевой обстановки.
1. Фотографии
2. Видео
3. Общая характеристика
Взята на вооружение в 1963 году. Общее число снарядов для залпа: 40. Дальность поражения цели – 1,6-40 км. Артиллерийская часть устанавливается на доработанных шасси грузовиков Урал-4320 либо Урал-375 в зависимости от модификации. Такая же модификация, как Град-1, устанавливается на ЗИЛ-131. Скорость – от 75 до 90 км/ч. Система снабжена комплексом автоматизированного управления огнем «Виварий».
4. Состав комплекса
В полевую реактивную систему М-21 (РСЗО «Град») входит боевая машина БМ-21 и 122-мм реактивный неуправляемый снаряд М-21ОФ.
Если снаряды перевозятся в ящиках, то для этого могут применяться грузовики народнохозяйственного назначения, а если без них – то транспортные машины со стеллажами 9Ф37. М-21 была создана в целях вооружения дивизионной артиллерии в НИИ-147 (ОАО «НПО «СПЛАВ»), расположенном в Туле и смежных предприятий, в том числе СКБ-203 в Екатеринбурге и НИИ-6 в Москве.
По информации центрального архива Минобороны РФ, в процессе работ шла проработка несколько типов реактивных снарядов:
- со стартовым комбинированным пороховым двигателем и маршевым прямоточным воздушно-реактивным двигателем на твердом топливе в виде четырех гондол с воздухозаборниками, автономно закрепленными в ходовой части
- снаряд по такой же конструкции с той особенностью, что в нем твердое топливо маршевого двигателя содержится в одном центральном отсеке в виде двух цилиндров, а в случае неполного сгорания его продукты выводились посредством четырех отверстий в гондолы, где догорали в воздушном потоке
- снаряд с жёсткими стабилизаторами
- снаряд со складывающимися лопастями блока стабилизатора.
Итогом сделанных работ стал реактивный неуправляемый снаряд М-21ОФ. Он оборудован ракетным двухкамерным двигателем и головной осколочно-фугасной частью с одним зарядом, но неодинаковых по размерам с блоком стабилизатора со складывающимися лопастями и твердым баллиститным топливом во всех камерах.
5. Тактико-технические характеристики
5.1 Размеры
- Длина в походном положении, см: 735
- Ширина в походном положении, см: 240
- Высота в походном положении, см: 309
- Клиренс, см: 40.
5.2 Вооружение
- Калибр, мм: 122
- Количество направляющих: 40
- Дальность стрельбы мин., км: КАС: 2,5; ОФС: 4; УАС: 1,6
- Дальность стрельбы макс., км: КАС: 33; ОФС: 40; УАС: 42
- Площадь поражения, км²: 145
- Максимальный угол возвышения, град: 55
- Точность (рассеивание), м: при максимальной дальности СКО по дальности равнялось 1/130, боковое - 1/200.
- Прицел: орудийная панорама ПГ-1М
- Перевод системы из походного положения в боевое не свыше чем, с.: 210
- Время залпа, с: 20.
5.3 Подвижность
- Тип двигателя: Урал-375
- Мощность двигателя, л.с.: 180
- Максимальная скорость по шоссе, км/ч: 75
- Запас хода по шоссе, км: 750
- Колёсная формула: 6×6.
5.4 Остальные параметры
- Классификация: реактивная система залпового огня
- Шасси: грузовиков Урал-4320 и Урал-375Д
- Масса без снарядов и расчета, т: 10,87
- Масса в боевом положении, т: 13,7
- Экипаж, чел.: 3
6. Серийное производство
Серийный выпуск БМ-21 производился на Пермском заводе имени Ленина до 1988 года. За это время в СА поступило 6536 единиц. В зарубежные государства было поставлено как минимум 646 машин. По состоянию на 1995 год свыше двух тысяч машин состояли на вооружении пятидесяти государств. На НПО «Сплав» было произведено свыше 3 млн реактивных разнообразных снарядов, предназначенных для РСЗО Град».
6.1 Варианты
Система стала основой для таких отечественных систем, предназначенных для стрельбы 122-мм реактивными неуправляемыми снарядами: 9К54 Град-В, 9К55 Град-1, Град-ВД, 9К59 Прима, А-215 Град-М, БМ-21ПД Дамба, переносная лёгкая реактивная система Град-П.
Также в это число входят такие зарубежные системы, как: Type 84, Type 81, Type 83, Type 89, Type 90, Type 90B, Type 90A, APRA, RM-70/85М, RM-70, RM-70/85, PRL113, PRL111, HADID, Modular, BM-11, Град-1А БелГрад, Lynx» (Naiza), WR-40 Langusta.
- 9К51 Град — основной вариант
- 9К51М Торнадо-Г — последующее развитие: модернизация БМ 2Б17-1/2Б17М, с НУРС с наибольшей дальностью стрельбы, увеличенной до 40 км.
- 9К54 Град-В — облегченная (десантируемая) модификация с БМ 9П125 с двенадцатью направляющими и транспортной машиной со стеллажами 9Ф37В на основе грузовика ГАЗ-66Б для военно-десантных войск
- Град-ВД — это гусеничный вариант «Град-В» с БМ-21ВДс двенадцатью направляющими и транспортно-заряжающей машиной на основе БТР-Д
- 9К55 Град-1 — это модификация системы «Град» с БМ 9П138 с тридцатью шестью направляющими и транспортно-заряжающей машиной 9Т450 на основе грузовика ЗИЛ-131 для полковой артиллерии, к примеру, для морской пехоты
- 9К55-1 Град-1 – это гусеничный вариант «Град-1» с БМ 9П139 на основе шасси гаубицы 2С1 Гвоздика с тридцатью шестью направляющими и транспортно-заряжающей машиной 9Т451 на основе многоцелевого тягача МТ-ЛБу
- 9К59 Прима – это модифицированная «Град» с увеличенной огневой мощью. В ее составе содержится транспортно-заряжающая машина 9Т232М на основе грузовика Урал 4320 и БМ 9А51 с пятьюдесятью направляющими
- РСЗО Град-1А (БелГрад) – модификация системы «Град», созданная в Белоруссии. Установлена БМ-21А на шасси грузовика МАЗ-6317-05. Экипаж – 6 чел. Перевозимый запасной боекомплект – 60 ракет. На перезаряжание уходит семь минут. Масса – 16450 кг. Наибольшая скорость — 85 км/ч. Запас хода: 1200 км.
- Бастион-01,02 – модернизации, созданные в Украине.
6.2 Модификации боевых машин
- 2Б5 — БМ-21 с реактивной системой залпового огня 9К51 на шасси Урал-375Д
- 2Б17 — БМ-21-1 с реактивной системой залпового огня 9К51 на шасси Урал-4320
- 2Б17-1 — модернизированная БМ-21-1 с реактивной системой залпового огня 9К51М «Торнадо-Г» на шасси Урал-4320
- 2Б17М — модернизированная БМ-21-1 с реактивной системой залпового огня 9К51М «Торнадо-Г» на шасси Урал-4320
- 2Б26 — БМ-21 с реактивной системой залпового огня 9К51 на шасси КамАЗ-5350.
7. Боевое применение
- Пограничный конфликт на острове Даманский
- Афганская война
- Карабахский конфликт (со стороны Азербайджана)
- Первая Чеченская война
- Вторая Чеченская война
- Война в Южной Осетии
- Гражданская война в Ливии
- Гражданская война в Сирии
- Вооружённый конфликт на востоке Украины (обе стороны).
Массово применялись в Сомали, Анголе и в ходе других конфликтов.
После «Катюши», реактивной пусковой установки БМ-13, прославившейся на полях сражений Великой Отечественной войны, наиболее известная отечественная реактивная система залпового огня (РСЗО) - БМ-21 «Град». На сегодняшний день это самая массовая и наиболее распространенная в мире РСЗО, ставшая основой при создании многих зарубежных конструкций.
После окончания Великой Отечественной войны советское военное руководство, учитывая успешный опыт применения реактивной артиллерии в ходе боевых действий, поставило перед конструкторскими коллективами задачу не только модернизировать существующие системы реактивной артиллерии, но и разработать новые. Новые образцы вооружения создавали с учетом сведений, ставших доступными после изучения трофейной немецкой техники и технической документации аналогичных образцов вооружения. В 1948 году в НИИ-I Государственного комитета по оборонной технике приступили к проектированию 140-мм турбореактивного неоперенного снаряда ТРС-140 на основе немецкой 158,5-мм турбореактивной мины. Одновременно в СКБ-1 Министерства оборонной промышленности под руководством В.П. Бармина начали создавать артиллерийскую часть боевой машины реактивной артиллерии под разрабатывавшийся в НИИ-I снаряд.
Артиллерийская часть включала пакет из 16 гладкоствольных труб диаметром 140,3 мм и длиной 1370 мм, расположенных в два ряда на сварной трубчатой ферме, смонтированной на поворотной платформе. Новая боевая машина была принята на вооружение в 1952 году под названием БМ-14-16 (индекс ГРАу - 8у32) и конструктивно представляла собой артиллерийскую часть, установленную ка шасси автомобиля ЗИС-151.
Шасси автомобиля было снабжено двумя откидными домкратами, кабина защищена двумя передними и двумя боковыми бронещитками, откидывавшимися на крышу. Топливный бак машины помещался в бронированном кожухе. За кабиной размещались запасные колеса, сиденья для боевого расчета, ящики для инструмента и принадлежностей, брезентового чехла и катушки дистанционного управления запуском с кабелем длиной 60 м.
Основным типом боеприпасов БМ-14 был 140-мм турбореактивный осколочно-фугасный снаряд М-14-ОФ с головным взрывателем В-14 (ОФ-949). В 1955 году были разработаны 140-мм турбореактивные снаряды: дымовой М-14-Д (Д-494), снаряженный желтым фосфором, и химический М- 14-С. Стабилизация снаряда в полете достигалась его вращением за счет истечения пороховых газов через 10 наклонных отверстий в сопловом дне снаряда под углом 22° к его продольной оси. Следует подчеркнуть, что применение направляющих трубчатого типа стало впоследствии основным для всех советских боевых машин реактивной артиллерии.
После завершения производства автомобилей ЗИС-151 (ЗИЛ-151) был налажен их выпуск на шасси автомобиля ЗИЛ-157, а потом, в середине 1960-х годов, и ЗИЛ-131. Боевые машины на шасси ЗИЛ-157 получили название БМ-14М (2Б2), а на шасси ЗИЛ-131 - БМ-14ММ (2Б2Р). На основе БМ-14 были созданы и производились буксируемая установка РПУ-14 и боевая машина БМ-14-17 (8У36) на шасси автомобилей ГАЗ-63 и ГАЗ-66. У установки БМ-14-17 число труб увеличилось на одну, а вес пусковой установки уменьшился почти на 3 т. Блок стволов в БМ-14-17 в отличие от БМ-14 был помещен не в ферму, а в люльку, представлявшую собой жесткую сварную коробку. Люлька образовывала качающуюся часть установки и размещалась на основании, похожем на станок артиллерийского орудия.
Боевые машины БМ-14 различных модификаций состояли на вооружении реактивных артиллерийских полков стрелковых, а затем и мотострелковых дивизий. Их производство завершилось во второй половине 1960-х годов. Установки БМ-14 экспортировались в страны-участницы организации Варшавского договора, а также в Алжир, Анголу, Вьетнам, Египет, Камбоджу, Китай, КНДР, Кубу, Сирию, Сомали и некоторые другие. В армиях многих стран эти боевые машины состоят на вооружении и поныне.
Реактивная система залпового огня БМ-21
БМ-21 "Град"Реактивная система залпового огня БМ-21 предназначалась для замены дивизионной системы БМ-14 первого послевоенного поколения. Проектирование системы, получившей название «Град», началось в 1960 году после соответствующего постановления Совмина СССР. Головным разработчиком было НИИ-147 (ныне - ГНПП «Сплав») в Туле, которым руководил А.Н. Ганичев. Пусковую установку проектировало СКБ-203 (Свердловск), твердотопливные заряды -НИИ-6 (Москва),а снаряжение боевых частей - ГСКБ-47 (Москва).
Две первые опытные установки на шасси грузового автомобиля высокой проходимости «Урал-375» с мягким верхом кабины были изготовлены к концу 1961 года, тогда же они прошли заводские испытания. Государственные полигонные испытания РСЗО «Град» начались I марта 1962 года на артиллерийском полигоне Ржевка под Ленинградом. На них было запланировано произвести 663 выстрела реактивными снарядами и совершить пробег в 10 ООО км. Опытная машина тогда еще под индексом 2Б5 прошла 3380 км, после чего на ней произошла поломка лонжерона шасси. Испытания приостановили, вскоре было доставлено новое шасси. На этой машине также были поломки, в том числе появились прогибы заднего и среднего мостов, произошел изгиб карданного вала. Вскоре все выявленные недостатки конструкции шасси были устранены. После завершения всего комплекса испытаний постановлением правительства от 28 марта 1963 года «Град» был принят на вооружение. В том же году РСЗО была продемонстрирована в Кубинке председателю Совмина СССР Н.С. Хрущеву.
Серийный выпуск боевых машин БМ-21 начался в 1964 году на Пермском машиностроительном заводе имени В.И. Ленина (завод №172). Уже на ноябрьском военном параде 1964 года первые серийные БМ-21 прошли по Красной площади.
Первоначально для РСЗО БМ-21 был разработан 122-мм осколочно-фугасный неуправляемый реактивный снаряд 9М22 (М-21-ОФ) с взрывателем МРВ (9Э210), конструкция которого повлияла на развитие послевоенной реактивной артиллерии. По предложению главного конструктора НИИ-147 А.Н. Ганичева, корпус снаряда изготавливается не традиционным резанием из стальной болванки, а высокопроизводительным методом раскатки и вытяжки из стального листа. Такой способ используют при производстве гильз артиллерийских боеприпасов. Другая особенность реактивного снаряда РСЗО БМ-21 - складывающиеся плоскости стабилизатора, которые в закрытом положении удерживаются специальным кольцом и не выходят за габариты снаряда. Стабилизация снаряда в полете обеспечивается как с помощью стабилизатора, так и за счет вращения снаряда вокруг его продольной оси. Начальное вращение, полученное в результате взаимодействия ведущего штифта снаряда и винтового П-образного паза направляющей, поддерживается в полете с помощью лопастей стабилизатора, расположенных под углом 1° к продольной оси снаряда.
Длина снаряда - 2870 мм, а полная масса - 66 кг. Головная часть массой 18,4 кг содержала 6,4 кг взрывчатки. По осколочному действию снаряд 9М22 был в два раза эффективнее снаряда М-14-ОФ, а по фугасному - в 1,7 раза. Воспламенение порохового заряда снаряда производится пирозапалами, срабатывающими под воздействием импульсов тока от токораспределителя системы управления огнем. Ракетный пороховой заряд состоит из двух цилиндрических шашек: головной и хвостовой - общей массой 20,45 кг.
Снаряд 9М22 оснащался головными взрывателями ударного действия с дальним взведением МРВ и МРВ-У. Взрыватели имеют три установки: на мгновенное действие, на малое замедление и на большое замедление. Взведение взрывателя производится после схода с направляющей на расстоянии 150-450 м от боевой машины.
Снаряд 9М22 имеет баллистический индекс ТС-74. Максимальная дальность стрельбы снарядом 9М22 - 20,4 км, а минимальная дальность фактически превышает 5 км. Теоретически можно стрелять и на 1,5 км, но при этом рассеивание снарядов составляет многие сотни метров. При максимальной дальности рассеивание по дальности составляло 1/130, а боковое - 1/200. Скорость схода снаряда с направляющих - 50 м/с, а максимальная скорость - 715 м/с.
Конструкция БМ-21 "Град"
|
||
Боевая машина БМ-21 одного из подразделений ФАПЛА - военной организации Народного движения за освобождение Анголы (МПЛА). 1976 год. | Боевая машина БМ-21 армии Ирака. 1991 год. | Боевая машина БМ-21 в стандартном трехцветном камуфляже Советской армии конца 1980-х - начала 1990-х годов. |
122-мм реактивная система залпового огня БМ-21 «Град» (9К51) предназначена для поражения живой силы, легкобронированной и небронированной техники, артиллерийских и минометных батарей, командных пунктов и других целей в ближайшей тактической глубине.
СЗО «Град» состоит из пусковой установки (боевой машины) на шасси автомобиля «Урал-375Д» («Урал-4320»), 122-мм неуправляемых реактивных снарядов, системы управления огнем и транспортно-заряжающей машины. Для подготовки данных для стрельбы в составе батареи РСЗО БМ-21 имеется машина управления IBI10 «Береза» на шасси автомобиля ГАЗ-66. Артиллерийская часть пусковой установки служит для наведения снарядов на цель и запуска их реактивного двигателя. Наведение пакета труб в вертикальной и горизонтальной плоскостях производится с помощью электропривода и вручную. Подъемный механизм расположен в центре основания, его коренная шестерня входит в зацепление с зубчатым сектором люльки. При наведении коренная шестерня вращает зубчатый сектор, и качающейся части боевой машины придаются углы возвышения. Поворотный механизм расположен в левой стороне основания. Его коренная шестерня входит в зацепление с неподвижным внутренним кольцом погона, обкатывается по нему и тем самым приводит во вращение поворотную часть боевой машины. Механизмы наведения позволяют наводить пакет направляющих в вертикальной плоскости в диапазоне углов от 0 до +55°. Угол горизонтального обстрела равен 172° (102° влево от автомобиля и 70° вправо). Основной способ наведения -от электропривода.
Уравновешивающий механизм служит для частичного уравновешивания качающейся части боевой машины и расположен в люльке. Он состоит из двух одинаковых торсионов - пакетов стальных пластин, работающих на кручение. Один конец торсиона закреплен в люльке, а второй конец системой рычагов соединяется с основанием.
Прицельные приспособления состоят из механического прицела, панорамы ПГ-1М и коллиматора К-1. Автомобиль имеет капотную компоновку. Для увеличения проходимости применены полный привод, короткие передний и задний свесы, односкатная ошиновка, система регулирования давления в шинах (от 0,5 до 3,2 кгс/см 2). Герметизация агрегатов позволяет преодолевать водные преграды глубиной до 1,5 м.
Силовая установка состоит из 8-цилиндрового V-образного четырехтактного карбюраторного двигателя ЗИЛ-375 мощностью 180 л.с. Для работы в условиях низких температур (до - 50°С) устанавливался предпусковой подогреватель П-100. Сцепление двухдисковое сухое. Коробка передач пятиступенчатая с синхронизаторами на II, III, IV и V передачах. На автомобилях до 1965 года выпуска устанавливались раздаточные коробки с принудительно подключаемым передним мостом. Рычаг раздаточной коробки имел три положения: передний мост выключен; передний мост включен, межосевой дифференциал заблокирован; передний мост включен, межосевой дифференциал разблокирован.
В 1965 году была введена новая раздаточная коробка упрощенной конструкции с постоянно включенным передним мостом и несимметричным блокируемым межосевым дифференциалом планетарного типа. Рулевое управление снабжено гидроусилителем. Передний мост неотключаемый, с дисковыми (сухариковыми) шарнирами равных угловых скоростей. Рабочий тормоз барабанный на все колеса с раздельным пневмогидравлическим приводом. Часть автомобилей оснащалась лебедкой для самовытаскивания с тяговым усилием 7 т (устанавливалась в передней части).
Тактико-технические характеристики БМ-21 | |
Масса без снарядов и расчета, кг | 10 870 |
Масса в боевом положении, кг | 13 700 |
Длина в походном положении, мм | 7 350 |
Ширина в походном положении, мм | 2 400 |
Высота в походном положении, мм | 3 090 |
Клиренс, мм | 400 |
Калибр, мм | 122 |
Количество направляющих | 40 |
Дальность стрельбы минимальная, м | 3 000 |
Дальность стрельбы максимальная, м | 20 400 |
Площадь поражения, га | 14,5 |
Максимальный угол возвышения, град | 55 |
Расчет боевой машины, чел | 3 |
Перевод системы из походного положения в боевое не более, мин | 3,5 |
Время залпа, с | 20 |
Максимальная скорость по шоссе, км/ч | 75 |
Запас хода по шоссе, км | 750 |
Модернизация Град
Для воздушно-десантных войск создали более легкую установку БМ-21 В «Град-В» (9К54) на шасси автомобиля ГАЗ-66Б, в которой число 122-мм стволов было уменьшено с 40 до 12. Шасси ГАЗ-66Б стало основой транспортной машины 9Ф37В для одновременного подвоза 24 реактивных снарядов к пусковой установке «Град-В».
В 1980-х годах для замены дивизионной РСЗО «Град» в НПО «Сплав» (главный конструктор Г.А. Денежкин) разработали систему 9К59 «Прима». Входящая в нее боевая машина 9А51 имеет большее число направляющих для реактивных снарядов - 50 стволов. Благодаря новым конструктивным решениям система 9К59 «Прима» позволяет при решении боевых задач сократить наряд боевых машин в 5-19 раз по сравнению с РСЗО 9К51 «Град», имеет в 7-8 раз большую площадь поражения и в 4-5 раз меньшее время пребывания на боевой позиции при той же дальности стрельбы. «Приму» приняли на вооружение в 1988 году, но в связи с сокращением расходов на оборону и развалом СССР ее серийный выпуск так и не начали.
Град-1 П
В 1976 году на вооружение Советской армии была принята РСЗО «Град-1», с боевой машиной 9П138, которая имела меньшую полную массу и уменьшенное до 36 количество направляющих труб, с реактивными снарядами типа 9М28 и транспортной машиной 9Т450. Во время Вьетнамской войны по просьбе правительства ДРВ в СССР создали переносной комплекс «Град-П», или «Партизан». На переносной пусковой установке 9П132, весившей всего 35 кг, установили одну трубчатую направляющую. Расчет состоял из двух человек.
Боевое применение
В 1970-1990-х годах комплекс «Град» использовался почти во всех локальных конфликтах в мире, в различных климатических условиях, включая экстремальные. Боевое крещение реактивная система залпового огня БМ-21 «Град» получила в ходе советско-китайского вооруженного конфликта на острове Даманский на реке Уссури. Как известно, активная фаза противостояния началась 2 марта 1969 года.
Бой за остров
В этот день, нарушившие границу СССР китайские солдаты, расстреляли группу советских пограничников. Своего апогея конфликт достиг 15 марта, когда китайцы бросили в бой несколько пехотных рот при поддержке нескольких артиллерийских батарей. Бой за остров с использованием бронетехники (бронетранспортеров и танков Т-62) продолжался несколько часов. В бою погиб начальник Иманского погранотряда полковник Д.В. Леонов.
В это время на командном пункте ждали указаний из Москвы. По данным разведки, китайцы, убедившись в том, что остров прикрывают только незначительные силы пограничников, готовились атаковать Даманский крупными силами пехоты. Ситуацию мог спасти лишь массированный артудар. Командующий Дальневосточным военным округом генерал-лейтенант О.А. Лосик еще накануне приказал развернуть в районе Даманского 135-ю мотострелковую дивизию, имевшую помимо всего прочего дивизион установок залпового огня БМ-21 «Град». Тогда это было секретное оружие, до того нигде не применявшееся. Лосик и представители КГБ бомбардировали Москву запросами на применение этого оружия против нападавших китайцев. Но ответа не было.
«Армейцы сели на нашу линию связи, и я слышал, как командиры полков крыли свое начальство за нерешительность, - вспоминал начальник политотдела Иманского погранотряда подполковник А.Д. Константинов. - Они рвались в бой, но были связаны по рукам и ногам всевозможными директивами».
Десятиминутный огонь
К 17.00 советские пограничники были вынуждены оставить остров. Китайцы усилили минометный огонь. Пограничники ответить не могли, так как не имели артиллерии. Ситуация ухудшалась час от часа. Гибель Леонова, потеря нескольких БТР стали последней каплей, переполнившей чашу терпения командующего ДВО О.А. Лосика. Москва молчала, и командующий округом принял единоличное решение - поддержать пограничников. Командиру 135-й мотострелковой дивизии был дан приказ подавить живую силу и огневые средства противника артогнем, а затем атаковать силами 2-го батальона 199-го мотострелкового полка и мотоманевренных групп 57-го погранотряда.
Примерно в 17.10 артиллерийский полк, несколько минометных батарей и дивизион установок «Град» 135-й дивизии открыли огонь. Он продолжался 10 минут. Удары были нанесены на глубину в 20 км по китайской территории. Войскам противника, выдвигавшимся к Даманскому, был нанесен большой ущерб. Его резервы, пункты боепитания, склады были уничтожены.
Одновременно в атаку двинулись 5 танков, 12 БТР и 2 мотострелковые роты 199-го мотострелкового полка и одна мотоманевренная группа пограничников. Китайцы были выбиты с Даманского острова. Следует подчеркнуть, что решающее моральное воздействие на китайских солдат, подавившее их волю к сопротивлению, оказал огонь установок «Град».
Страны и тактика
Боевая машина БМ-21 «Град-1» иракской армии, захваченная силами антииракской коалиции в ходе операции «Буря в пустыне».В дальнейшем тактика применения «Град» была различной. В 1975-1976 годах в Анголе боевые действия носили маневренный характер. Сплошного фронта не было. Как правительственные войска и кубинские добровольцы, так и их противники использовали только отрядно-колонные способы передвижения. Крупные операции по окружению не проводились. Обычно завязывались встречные бои враждебных колонн, двигающихся навстречу друг другу. Затем применялся метод «выталкивания» противника и его преследование. Как известно, рассеивание реактивных снарядов по дальности во много раз превышает боковое рассеивание, то есть места падения снарядов образуют сильно вытянутый эллипс. Поэтому вытянутая колонна войск противника во встречных боях в Анголе представляла собой идеальную цель.
В Афганистане же, наоборот, огонь чаще всего велся по площадям, включая населенные пункты. В Афганистане наши артиллеристы впервые стали применять стрельбу из установок «Град» под малыми углами возвышения и прямой наводкой.
Отряды ООП в Ливане использовали тактику кочующих установок. Удар по израильским войскам наносила всего одна установка БМ-21, которая затем сразу же меняла позицию.
В ряде конфликтов «Град» применялся обеими сторонами. Так, СССР поставил в Сомали батарею из четырех БМ-21. Но основная партия БМ-21, отправленная морем, попала в Эфиопию, а позже приняла участие в боевых действиях против Сомали.
- в Азербайджане (53 единицы),
- Алжире (48),
- Анголе (50),
- Армении (47),
- Афганистане,
- Белоруссии (208),
- Болгарии (222),
- Боснии и Герцеговине (4),
- Бурунди (12),
- Венгрии (62, все на хранении),
- Вьетнаме (350),
- Египте (60),
- Замбии (30, из них 12 боеспособных),
- Израиле (58),
- Индии (около 150),
- Иране (100),
- Йемене (280, из них 150 боеспособных),
- Казахстане (57),
- Камбодже (8),
- Камеруне (20),
- Кипре (4),
- Киргизии (21),
- Республике Конго (10),
- Демократической республике Конго (10),
- КНДР,
- Кубе,
- Ливане (25),
- Ливии (около 230),
- Македонии (6),
- Мали (2),
- Марокко (35),
- Мозамбике (12),
- Монголии (130),
- Мьянме,
- Нагорно-Карабахской республике,
- Намибии (5),
- Никарагуа (18),
- Перу (14),
- Приднестровской Молдавской республике,
- Польше (219),
- России (около 2500),
- Сирии (около 300),
- Судане,
- Таджикистане (10),
- Танзании (58),
- Туркмении (56),
- Уганде,
- Узбекистане (36),
- Украине (332),
- Хорватии (40),
- Эритрее (35),
- Эфиопии (около 50),
- Южной Осетии (2 на 2009 год).
Видео (а как без него )
Залп российских БМ-21 "Град" 9 августа 2008 года, Южная Осетия, около 14.00 часов дня, по позициям грузинской армии и артиллерии на Присских высотах.
Зарубежные аналоги системы Град
По официальной лицензии артиллерийскую часть БМ-21 производили только в Чехословакии. Во многих странах пакеты стволов с полученных из СССР установок переставляли на различные шасси. За рубежом создавали и пиратские копии.
Однако были разработаны и две оригинальные системы, которые могут использовать снаряды 21 «Град»:
Реактивная система залпового огня FIROS (Field Rocket System - полевая реактивная система) была создана итальянской фирмой PD Difesa е Spazio SpA (в настоящее время Simmel Difesa SpA). Разработка первого варианта этой системы, получившей обозначение FIROS-25, началась в 1976 году,а в 1981-м завершился полный цикл испытаний. Система FIROS-25 предназначалась для экспорта и поставлялась для вооруженных сил Объединенных Арабских Эмиратов, а также предположительно в Сирию и Ливию. В дальнейшем был разработан усовершенствованный вариант системы с большей дальностью стрельбы и номенклатурой боеприпасов.
Боевые машины обоих вариантов системы FIROS разработаны по классической схеме с размещением артиллерийской части на задней части шасси автомобиля. В состав артиллерийской части боевых машин систем FIROS-25/30 входит поворотная рама, на которой установлены два пакета трубчатых направляющих (по 20 штук в каждом пакете) калибра 122 мм. На поворотной раме смонтированы также механизмы наведения и система запуска ракет. Механизмы наведения позволяют наводить пакет направляющих в вертикальной плоскости в диапазоне углов от 0 до +60°. Угол наведения в горизонтальной плоскости составляет ±105°. Артиллерийская часть может быть смонтирована на доработанных шасси практически любых трехосных автомобилей повышенной проходимости грузоподъемностью 10 т. Двигатель и кабина управления ПУ размещаются в передней части установки и по желанию заказчика могут быть снабжены легкой броневой защитой. Боевая машина, состоящая на вооружении итальянской армии, выполнена на шасси грузового автомобиля Iveco (6 х 6) и обладает достаточно высокой скоростью движения и хорошей проходимостью по пересеченной местности. Масса БМ - 17,3 т.
Под обозначением FIROS-30 в 1987 году реактивную систему залпового огня приняли на вооружение итальянской армии. По состоянию на 2002 год было произведено 146 боевых i модификаций FIROS-25/30. На международном рынке вооружений FIROS-25/30 испытывает серьезную конкуренцию со стороны системы «Град» и ее копий, а также вариантов на ее основе, выпускаемых в различных странах мира. С учетом проведенной модернизации БУИ-2 / и снарядов для нее, РСЗО FIROS-25/30 проигрывает российскому аналогу почти по всему спектру эксплуатационных характеристик и боевых качеств.
В 1995 году происходили возгорания и детонации реактивных снарядов FIROS-25, находящихся на хранении в вооруженных силах ОАЭ. По утверждению представителей фирмы-разработчика, указанные инциденты были связаны с нарушением температурного режима при хранении в условиях жаркого климата. В конце 1996 года в ОАЭ системы FIROS-25 были выведены из эксплуатации.
Следует подчеркнуть, что системы FIROS-25/30 не имели значительного коммерческого успеха. Итальянская армия не возобновила закупок FIROS-30, в связи с переходом на единую для стран НАТО 227-мм систему залпового огня MLRS.
Турецкий вариант
Турецкая фирма Roketsan Missiles Industries Inc. разработала РСЗО Т-122 Sakarya, которая в настоящее время находится в серийном производстве и поступает на вооружение сухопутных войск Турции. Система постоянно совершенствуется: созданы новые образцы боеприпасов, система управления огнем, модернизирована боевая машина. Перспективным решением является замена пакета направляющих труб двумя моноблоками из 20 одноразовых транспортно-пусковых контейнеров, что значительно повышает надежность и уменьшает время перезаряжания боевой машины. Модернизированный вариант впервые был продемонстрирован на выставке IDEF-2005.
Боевая машина Т-122 выполнена на шасси немецкого грузового автомобиля повышенной проходимости MAN (колесная формула 6x6) различных модификаций. Артиллерийская часть ранних вариантов БМ включает два полупакета по 20 трубчатых направляющих в каж-дом, поворотное основание с механизмами наведения и прицельными приспособлениями, а также электротехническую и гидравлическую аппаратуру. Трубчатые направляющие устанавливаются и выверяются с помощью легкой структурной рамы. Перезаряжание осуществляется вручную.
Последние варианты боевой машины Т-122 оснащаются двумя моноблоками из 20 одноразовых транспортно-пусковых контейнеров (ТПК), изготавливаемых из полимерных композитных материалов. Они устанавливаются на боевую машину с помощью бортового крана БМ. Время перезаряжания составляет в этом случае около 5 минут. Моноблоки снаряжаются реактивными снарядами на за-воде-изготовителе и герметизируются. Снаряды не требуют технического обслуживания в течение всего срока эксплуатации, введение данных во взрыватель реактивного снаряда при подготовке к стрельбе осуществляется дистанционно с помощью системы управления огнем. Эта технология обеспечивает повышенную мобильность БМ, возможность установки моноблока на различные типы носителей, простоту хранения и заряжания. Снабженные силовыми приводами механизмы наведения позволяют наводить пакет направляющих в вертикальной плоскости от 0° до максимального угла возвышения +55°. Угол горизонтального наведения составляет ±110° от продольной оси машины. Электрические и механические приводы разработаны с учетом размещения на различных пусковых установках. Панорамный прицел установлен на левой стороне боевой машины. При переводе БМ в боевое положение четыре гидравлических домкрата, смонтированные по обеим сторонам машины, опираются на землю. Позади основной кабины расположена полностью закрытая кабина для размещения расчета. Штатный расчет БМ состоит из пяти номеров (в боевых условиях может быть сокращен до трех). Модификации машины могут оснащаться бронированными кабинами и оборудоваться системами защиты от оружия массового поражения, а также системой кондиционирования. На крыше кабины устанавливается 7,62-мм пулемет.
Площадь поражения полным залпом БМ (40 фугасных реактивных снарядов) составляет 250 тыс. м 2 на дальности от 3 до 40 км. Время развертывания БМ на огневой позиции составляет менее 15 минут и около 5 минут при использовании спутниковой навигационной системы. Выполнение боевой задачи осуществляется как самостоятельно, так и в составе батареи. Командный пункт батареи обеспечивает управление шестью БМТ-122 и средствами поддержки.
122-мм реактивные снаряды фирмы Roketsan унифицированы со снарядами российской РСЗО БМ-21 «Град» и могут использоваться в составе этой системы или ее многих вариантов, собираемых в различных частях мира. В свою очередь БМТ-122 может использовать все типы боеприпасов, разработанные для БМ-21.
Для поражения пехоты, уничтожения опорных пунктов, уничтожения технических средств противника, в СССР создана РСЗО «Град».
Мобильность установки, время подготовки к стрельбе, дистанция поражения целей, обеспечивают высокую эффективность боевого применения. В настоящее время, на вооружение во многих странах мира. С успехом используется при проведении локальных войн, в том числе гражданском конфликте на Востоке Украины.
История создания БМ-21 «Град»
Использование принципа пуска боеприпаса по направляющим для доставки средств уничтожения, использовалось с древних времён. Так историю представляют следующие события:
- Подобного типа установки, в виде одноосной возницы, на которой размещался щит с углублениями для направления движения стрел, появился в пятнадцатом веке на корейской земле во время правления короля Сенджона Великого. Боевая часть представляла зажженные наконечники, пуск осуществлялся путём поджога порохового заряда, дальность стрельбы не превышала пятисот метров.
- В девятнадцатом веке армия Великобритании использовала более совершенный вариант такой установки. При этом дальность полёта боевой части была увеличена, но точность стрельбы не позволяла вести прицельный огонь, а громоздкая конструкция ограничивала возможности маневрирования.
- Во время Второй Мировой войны труд советских инженеров позволил создать пользующуюся заслуженным уважением реактивную установку БМ-13 «Катюша». Она стала базовой конструкцией, на основе которой начала создаваться военная техника «Град».
- В 1960 году НИИ-147, во исполнение требований руководства политбюро СССР начата разработка конструкции системы залпового огня нового поколения и боеприпасов к ней.
- 1963 год — опытный образец М-21 успешно прошёл испытания, в результате которых подтвердились заявленные ТТХ «Града», система залпового огня поставлена на вооружение в МО СССР.
- 1964 год — организовано массовое производство.
Боевая машина «Град 21» (БМ-21)
За прошедшее время система залпового огня «Град» неоднократно использовалась при возникновении локальных конфликтов и показала свою эффективность в любых полевых условиях.
Описание боевой машины «Град 21»
Боевая машина «Град 21» одним полным залпом (40.0 выстрелов) способна уничтожить живую силу, лёгкие фортификационные сооружения, технику на открытых площадках и в капонирах противника на площади примерно 7,2 га, при рассеивании в глубину до 130.0 метров, по фронту 200.0 метров.
примерная площадь поражения полным залпом «Град 21»
В состав одной установки БМ-21 «Град» входит следующее:
- платформа на базе ЗиЛ-131, «Урал-375Д»;
- реактивные снаряды (двухступенчатые пороховые ракеты «Град») 122.0 мм;
- платформа ГАЗ-66 с пунктом управления 1В110 «Береза»;
- автомобиль обеспечения боеприпасами и заряжания вооружения.
Конструкция
Особенности конструкции представлены следующим:
- на шасси Урала, в грузовой части, устанавливают артиллерийское вооружение, включающее 40.0 направляющих для пуска ракет (четыре ряда по десять штук);
- направляющие смонтированы совместно с механизмами поворотов, подъёмным устройством, прицелом и прочим технологическим оборудованием;
- прицеливание производится изменением положения блока направляющих с помощью электрических приводов (вертикаль — 0.0-55.0 0 ; горизонталь — 70.0 0 вправо, 102.0 0 влево);
- управление пусками осуществляется из кабины или удалённо — по радиусу на дистанции до 50.0 метров;
- один залп полным пакетом артиллерии «Град» стреляет за 20.0 секунд;
- скорость передвижения БМ-21 может составлять 90.0 км/ч.
Современные образцы (в соответствии с доработанными ТТХ БМ-21) оснащены системами управления пуском ракет, которые позволяют произвести прицеливание по спутниковым координатам во время движения, непосредственно из кабины Урала.
Тактико-технические характеристики БМ-21 «Град» (ТТХ РСЗО)
Основные характеристики РСЗО «Град» представлены следующей таблицей:
Масса без загрузки и персонала, кг | 10870 |
Масса при готовности к пуску, кг | 13700 |
Длинна, м | 7.35 |
Ширина, м | 2.4 |
Высота, м | 3.09 |
Калибр, мм | 122 |
Направляющие, шт. | 40 |
Минимальная дистанция поражения цели, м | 3000 |
Максимальная дистанция поражения цели, м | 20400 |
Площадь сплошного поражения, гектары | 14.5 |
Угол превышения, градусов | 55 |
Экипаж, человек | 3 |
Положение «к бою», минут | 3.5 |
Залп, время, секунд | 20 |
Скорость передвижения, км/ч | 75 |
Максимальная дальность марша, км | 750 |
Сведения о ТТХ БМ-21 «Град» систематизированы с использованием открытых источников.
Боевое применение
В период боевых действий активное применение комплекса РСЗО «Град» позволило эффективно решать тактические задачи по подавлению огневых точек, уничтожению подразделений противника:
- в 1969 году при решении разногласий с КНР в отношении острова Даманский на границе с Китаем возник вооружённый конфликт, при этом он был захвачен противником, но применение «Града» позволило снизить потери, зачистив территорию фугасными зарядами;
- 1975-1976 гг . в вооружённом конфликте на территории Анголы, установка успешно использовалась для уничтожения колонн, а также зачистки укреплённых противником районов;
- применение «Градов» при выполнении интернационального долга в Афганистане характеризовалось тем, что установка использовалась для ведения огня прямой наводкой;
- при приведении антитеррористической операции в Чеченской республике, установки использовались для поражения целей в труднодоступных, горных районах, а также мест массового размещения боевиков;
- БМ-21-1 широко использовалась при локальных конфликтах в Карабахе, Осетии, Сомали, Сирии Ливии;
- с 2014 года используется в гражданской войне на Украине, где применение реактивной установки зафиксировано с обеих сторон конфликта.
Следует отметить, что с семидесятых годов прошлого столетия «Грады» экспортировались в более семидесяти стран мира, в рамках войсковых договоров поставок вооружения.
Модификации боевых машин
Боевое применение реактивных систем позволило, исходя из особенностей выполняемых артиллерийскими подразделениями задач, усовершенствовать характеристики БМ-21 «Град» (ТТХ) и разработать модифицированные модели военной техники, в их числе:
Модификация | Особенности, отдельные параметры |
9-К-51 «Град» — базовая модель | |
9-К-51-М «Торнадо-Г» — дальность стрельбы до 40.0 километров | |
9-К-54 «Град-В» — облегчённая модель (12.0 направляющих, платформа ГАЗ-66 для подразделений десанта) | |
«Град-В-Д» — гусеничная платформа «Град-В», транспортировка боеприпасов и заряжание осуществляется с базы БТР-Д | |
9-К-55 «Град-1» - модель с 36.0 направляющими. Транспортировка БК и заряжание осуществляется 9Т450 на платформе ЗИЛ-131. Применяется артиллерией полка в интересах специальных подразделений при точечных операциях | |
9-К-55-1 «Град-1» — платформа на шасси «Гвоздики». 36 направляющих, доставка БК и заряжание на платформе МТ-ЛБ | |
9-К-59 «Прима» — представляет моделей с повышенным огневым ударом противника. 50 направляющих. Высокая проходимость платформы | |
Град-1А «БелГрад» — белорусская модернизация. Платформа МАЗ-6317-05. Обслуживает личный состав из шести человек. Резервный боекомплект составляет шестьдесят единиц. Время приведения в боеготовность после стрельбы не менее шести минут. Запас хода 1200.0 км, развивает скорость не более 85.0 км/ч | |
«Бастион» — результат модернизации украинских разработчиков. Используется артиллерия «Град» на шасси КрАЗа |
Представлен не полный список вариантов модернизации. Течением времени претерпевали изменения системы управления, наведения, использование базовых платформ и иных конструкционных узлов и механизмов.
Зарубежные аналоги системы «Град»
Официальное разрешение на производство артиллерийской базы БМ-21 получило только оборонное министерство Чехии. Несмотря на это, известно немало случаев и попыток скопировать технические характеристики системы «Град» и внедрить их в собственную военную технику. Лидерами откровенного плагиата являются реактивные установки:
- производства Италии. На вооружении с 1981 года. Но основной целью было оснащение подразделений ОАЭ, Ливии. Боевая часть размещена классически – на задней части трёхосной автомобильной платформы, на поворотном механизме. Тактико-технические характеристики представлены — двумя группами по 20.0 направляющих каждая, калибр 122.0 мм, угол прицеливания ниже показателей отечественного «Града». Отдельные образцы комплектовались лёгкой броневой защитой. Общая масса снаряженной установки составляет не менее 17.3 тонн. Отмечались факты самопроизвольной детонации боеприпасов. Официальная причина — несоблюдение температурного режима хранения. В 1996 году снят с производства заводом изготовителем.
- градобойный вариант турецких разработчиков. До настоящего времени применяется как основное тактическое оружие страны. С течением времени постоянно модернизируется. В последнее время изменены система наведения, открытия огня и управления. Сокращено время приведение в боевое положение после стрельбы (перезагрузка), за счёт применения полипропиленовых контейнеров, используемых одновременно для транспортировки и выстрелов.
- немецких разработчиков. В качестве автомобильной платформы используется база авто «MAN» (6/6). Боевая часть состоит из двух пакетов по 20 направляющих. Аппаратная часть осуществляет контроль прицеливания с применением электронных систем управления. Последняя модернизация позволила использовать контейнеры ракет из композитных материалов. Углы прицеливания меньше, чем у «Града». Наведение производится из кабины экипажа, которая может противостоять воздействию оружия массового поражения и оборудоваться лёгким бронированием. Дополнительное вооружение — пулемёт 7.62 мм на крыше экипажа — артиллерист может его использовать, не выходя из защищенной части кабины.
Вместе с тем, по мнению иностранных специалистов, современные ТТХ РСЗО «Град», имеют значительные преимущества перед иностранными образцами аналогичного вооружения.
Таблицы стрельбы БМ-21 «Град»
Наименование боеприпаса | Вес ракеты, кг | Масса исполняющей части, кг | Масса взрывчатого вещества, кг | Дальность полёта, км |
9-М-22 осколочно-фугасный (ОФ) | 65.72/66 | 18.4 | 6.4 | 5.0/20.4 |
9-М-22-У-1 (ОФ) | 66.6 | 18.4 | 6.4 | 5.0/20.4 |
9-М-28-Ф (ОФ) | 56.5 | 21 | 6.02 | 4.0/15.0 |
9-М-521 (ОФ) | 66.0 | 21 | 15.0/40.0 | |
9-М-522 (ОФ) | 70.0 | 25 | 4.5 | 8.0/37.5 |
«Угроза-1-М» (управляемый) | 66 | 21 | 5,0 | 1,6..42 |
9-М-22-С (зажигательный) | 66.0 | 17 | 5.94 | 1.5/19.89 |
9-М-28-С (зажигательный) | 53.0 | 17.8 | 5.94 | 1.65/15.07 |
9-М-28-Д (агитационный) | 52.3 | 17 | 0.142 | 1.65/15.42 |
9-М-42 (осветительный) | 27.0 | 10.0/5.0 | ||
9-М-519 (создающие помехи) | 66.0 | 18.4 | 4.5/18.3 |
Сведения про таблицы стрельбы БМ-21 «Град» взяты из общедоступных источников.
Боевая техника и характеристики систем залпового огня «Град», находящихся на вооружении Армии нашей страны, в полной мере соответствуют требованиям ведения артиллерийских атак для решения как тактических, так и стратегических задач.
Иностранным производителям ещё долго не удастся достигнуть уровня современных РСЗО «Смерч», «Ураган» и другие подобных систем.
Видео
Ночной учебный пуск РСЗО БМ-21 «Град»: