Раритетная артиллерия в сирийской войне. Секретный сталинский заказ: Гром небесный Боеприпасы и баллистика
Несмотря на то, что 180-мм пушка С-23 была впервые замечена в 1955 году, история ее создания до сих пор остается туманной. Наиболее вероятно, С-23 – это морское орудие или орудие береговой обороны, переоборудованное в сухопутную крупнокалиберную артиллерийскую систему большой дальности. В течение многих лет на Западе о пушке С-23 было известно так мало, что она проходила под обозначением «203-мм пушка образца 1955 года». И только когда во время одного из вооруженных конфликтов на Ближнем Востоке были захвачены образцы С-23, выяснилось, что в действительности ее калибр равен 180 мм.
С-23 – это громоздкое и тяжелое орудие; его вес в боевом положении равен почти 21,5 тонны. Форма ствола длиной 48 калибров и расположение противооткатного механизма указывают на военно-морское происхождение орудия; массивный затвор оснащен винтовым механизмом, но дульный тормоз-«солонка», несомненно, сухопутный. Щит отсутствует; ствол установлен на массивный лафет с раздвижными станинами. При буксировке передок передвигается на отдельной колесной паре; для буксировки, как правило, используется тяжелый гусеничный тягач. При стрельбе колеса вывешиваются с помощью домкрата, поднимающего поддон. В походном положении ствол С-23 смещается назад на станины; передний скат с двойными шинами из сплошной резины.
Стандартным типом боеприпасов С-23 является осколочно-фугасный снаряд весом 88 кг, из которых 10 кг приходится на взрывчатое вещество. Максимальная дальность стрельбы таким снарядом составляет 30400 метров, но при использовании активно-реактивного снаряда с меньшим зарядом взрывчатого вещества дальность выстрела доходит до 43800 метров. В числе других типов применяемых боеприпасов - бетонобойный снаряд, предназначенный для разрушения укреплений и других долговременных сооружений. С-23 использует картузы с метательными зарядами различной мощности.
Судя по всему, 180-мм пушка С-23 никогда не выпускалась в больших количествах, и в настоящее время она практически полностью снята с вооружения в армиях стран СНГ. В свое время орудие экспортировалось в такие страны, как Индия и Сирия, но точных данных о том, имеется ли оно в Ираке, нет.
Первый опытный образец | Начало 50-х годов(?) |
---|---|
Начало серийного производства | 1953 год(?) |
Страны, в которых состоит на вооружении в настоящее время | Страны СНГ, Индия, Египет, Ирак(?), Сомали и Сирия |
Боевой расчет | 16 человек |
Полный боевой вес | 21450 кг |
Длина ствола | 8,8 м |
Общая длина орудия в походном положении | 10,485 м |
Ширина орудия в походном положении | 2,996 м |
Максимальная дальность стрельбы | 30400 м (ОФС); 43800 м (АРС) |
Начальная скорость снаряда | приблизительно 790 м/с (ОФС) |
Масса снаряда | 88 кг (ОФС) |
Максимальный угол склонения/возвышения, град. | -2/+50 |
Угол горизонтального наведения, град. | 44 |
В 1941—1944 годах Ленинград был спасен от полного разрушения германской тяжелой артиллерией сотнями тяжелых и сверхтяжелых орудий Балтийского флота — кораблей, фортов Кронштадта, железнодорожной артиллерии и пушек морского полигона. Сухопутных же орудий большой мощности не было ни под Ленинградом, ни под Севастополем.
Триплекс и дуплекс
Иосиф Виссарионович умел учиться на своих ошибках. Сразу же после падения Севастополя Сталин назначает начальником Центрального артиллерийского КБ (ЦАКБ) самого талантливого советского конструктора артиллерийских систем генерал-лейтенанта Василия Гавриловича Грабина и поручает ему разработку принципиально новых систем вооружения для сухопутных войск, флота и авиации.
В частности, Грабину было приказано создать две уникальные системы сверхмощных орудий — триплекс и дуплекс. Триплекс должен был состоять из 180-мм дальнобойной пушки, 210-мм гаубицы и 280-мм мортиры, которые позже получили индекс С-23, С-33 и С-43 (Буква «С» означала «Сталин»). Триплексом комплекс назвали потому, что все три системы должны были иметь разные стволы, но одинаковые лафеты и дополнительное оборудование. Аналогичная система дуплекс (210-мм пушка С-72 и 305-мм гаубица С-73) также должны были иметь единый лафет.
Мобильные мастодонты
Впервые для установки системы собой мощности не нужно было рыть большой котлован для большого металлического основания. Все орудия перевозились на колесном ходу с небывалой для того времени скоростью — до 35 км/ч. Время перехода из боевого в походное положение у триплекса составляло 30 минут, у дуплекса — 2 часа (у аналогичных зарубежных систем — от 6 до 24 часов). Стрельба производилась с грунта без проведения сложных инженерных работ.
Стволы орудий имели высокую баллистику при сравнительно малом весе — это достигалось за счет особого способа скрепления внутренних труб и кожухов. Наиболее интересны противооткатные устройства, состоявшие из гидравлических компрессоров, накатников и оригинальной конструкции сошников. Лучшие в мире пушки такого класса — немецкие и чешские — имели очень сложную систему двойного отката. Грабин же ухитрился воспроизвести обычную схему, как у полевых пушек.
Вес триплекса как в боевом, так и в походном положении составлял 19−20 тонн, а более массивные орудия дуплекса в походном положении разбирались на три части весом по 23−24 тонн каждая.
Казалось, все идет прекрасно, и в середине 1950-х годов Советская армия должна была получить первые серии орудий триплекса и дуплекса. Но тут вмешался так называемый человеческий фактор. Своими успехами в разработке орудий Грабин еще в ходе войны нажил себе непримиримых врагов-конкурентов.
Могущественные враги
Этими врагами были конструкторы-артиллеристы Иванов и Петров, а главное — нарком вооружений Дмитрий Устинов. Наконец, в конце 1940-х годов в числе недоброжелателей Грабина оказался и сам Берия, который считал, что артиллерия уже отжила свое. Здесь мы говорим не о Берия — чекисте, а о Берия — руководителе атомного проекта и кураторе работ над баллистическими, зенитными и крылатыми ракетами.
Конечно, потребовать у Сталина закрыть ЦНИИ-58 (переименованное ЦАКБ) или тем более арестовать его руководителя не могли ни Устинов, ни Берия. Но саботировали работу над орудиями триплекса и дуплекса они великолепно. Для Грабина наступила черная полоса.
Картузы
В большинстве стран мира для орудий большой мощности было принято картузное заряжание (метательный заряд помещался в тряпочной оболочке). Лишь германские конструкторы с начала ХХ века шли по другому пути и применяли раздельно-гильзовое заряжение (заряд помещался в металлическую гильзу).
Картузное заряжание имело много недостатков: сложный процесс заряжания и хранения боеприпасов, серьезные проблемы с обтюрацией пороховых газов. Во время Ютландского боя британские линейные крейсеры один за другим взлетали на воздух из-за возгорания тряпочных картузов, в то время как на германских кораблях, получавших аналогичные повреждения, заряды в гильзах упорно не желали воспламеняться. В Великую Отечественную войну свыше 95% отечественных орудий и 100% германских (кроме трофейных) имели гильзовое заряжание.
Единственным преимуществом картузного заряжания оставался небольшой выигрыш в стоимости выстрела. Именно этим не преминули воспользоваться недруги Грабина (естественно, он создал системы триплекс и дуплекс с гильзовым заряжанием). Они развернули кампанию против конструктора: мол, не ценит народные деньги.
Ранее в подобных случаях волевой Василий Гаврилович шел лично к Сталину и доказывал свою правоту. Но тут он уступил и согласился переделать свои системы под картузы. На деле это обернулось тремя годами потерянного времени — пришлось вносить изменения в конструкцию стволов орудий, изготавливать их заново и вновь проводить заводские, полигонные, а затем и войсковые испытания.
Украшение парадов
Только в конце 1950 года первое картузное орудие — 180-мм пушка С-23 — прошла заводские испытания на Ржевке, июле 1951 года сделала 155 выстрелов в Туркестанском ВО, а в январе-феврале 1952-го — 70 выстрелов в районе станции Ага Забайкальской железной дороги.
К этому времени ЦНИИ-58 завершил технические проекты 210-мм гаубицы С-33 и 280-мм мортиры С-43 картузного заряжания, и заводу №221 («Баррикады») была заказана опытная серия из семи пушек С-23 и опытные образцы 210-мм гаубицы С-33 и 280-мм мортиры С-43.
К концу 1955 года орудия прибыли из Сталинграда в Москву — как раз к началу знаменитого хрущевского гонения на артиллерию. Было решено гаубицы С-33 и мортиру С-43 на вооружение не принимать, а выпущенные 180-мм пушки С-23 оставить на вооружении, но впредь не производить. Несколько раз пушки С-23 проходили на парадах по Красной площади, вызывая восхищение москвичей и удивление западных военных атташе.
Бульба
Еще более трагично сложилась судьба дуплекса. С 26 мая 1956 года по 13 мая 1957 года на полигоне Ржевка проходила испытания 305-мм гаубица С-73 с картузным заряжанием. Судя по отчету, гаубица стреляла отлично, но руководство полигона было настроено к ней крайне недоброжелательно. Не найдя ни одного недостатка в ходе испытаний, начальник полигона генерал-майор Бульба придрался к низкой проходимости крана АК-20, без которого невозможно перевооружение системы, и постановил «качающуюся часть гаубицы наложить на артсамоход типа объекта 271».
Более безграмотное решение трудно придумать. Ведь в финскую и Великую Отечественную войны СССР остался без 305-мм гаубиц особой мощности из-за такой же ошибки Тухачевского, потребовавшего переделать разборный буксируемый дуплекс Б-23 (305-мм гаубица и 203-мм пушка) в самоходные установки СУ-7. Работы шли с 1931 года по апрель 1938-го, после чего выяснилось, что 106-тонный самоход СУ-7 не держат мосты и установка не перевозится по железной дороге.
В итоге работы пришлось прекратить. Только после огромных и неоправданных потерь в финскую войну у нас приступили к работам над буксируемой разборной 450-мм гаубицей Бр-23, но завершить их помешала война.
Аналогична и судьба самого «объекта 271». Артсамоход, созданный под 406-мм пушку СМ-54, был чудовищным монстром, который не мог пройти через обычные мосты или под линиями электропередач, не вписывался в улицы городов, туннели под мостами, не мог перевозиться на железнодорожной платформе. По этим причинам он так и не был принят на вооружение.
В случае «выхода из строя крана АК-20» можно было в состав батареи С-73 ввести один, два или даже четыре запасных крана. Если плоха проходимость крана, то его элементарно можно поставить на шасси арттягача или танка. А вот если выйдет из строя двигатель артсамохода, что делать с монстром?
Как мог генерал-майор технической службы не понять, что С-73 — это не полковая и не дивизионная пушка, обязанная сопровождать наступающую пехоту, а штучное орудие! Пятьдесят 305-мм гаубиц могли за пару недель обратить в руины все ДОТы линии Маннергейма. Красная армия нуждалась как минимум в 100 таких орудиях.
Тем не менее Грабину пришлось вновь уступить генералам из ГАУ и заняться гигантскими самоходными артиллерийскими установками. На базе С-72, С-73 и С-90 в 1954—1955 годах в ЦНИИ-58 был разработан «Большой триплекс» — 210-мм пушка С-110А; 280-мм пушка-гаубица С-111А и 305-мм гаубица на едином самоходном лафете. Технический проект был направлен в Министерство оборонной промышленности 31 декабря 1955 года. Тут и подоспело постановление Хрущева о прекращении работ над тяжелой артиллерией.
Супероружие локальных войн
Формально Хрущев был прав — куда самым мощным орудиям Грабина против 50-мегатонной водородной бомбы и межконтинентальной ракеты Р-7! Но именно огромное разрушительное действие водородной бомбы исключило возможность ее применения.
Зато в локальных войнах второй половины ХХ века роль тяжелой артиллерии намного возросла по сравнению с войнами 1930-х годов и Второй мировой. В таких конфликтах, как, например, на Синайском полуострове, в Ливане, во время артиллерийских дуэлей между Северным и Южным Вьетнамом; в ходе «первой социалистической войны» между КНР и ДРВ, тяжелая артиллерия была единственным применяемым видом оружия.
В ходе локальных конфликтов пушки советского производства оказывались под огнем американских орудий, находившихся вне досягаемости их огня. По указанию ЦК КПСС на заводе «Баррикады» срочно приступили к восстановлению производства С-23. Сделать это было весьма непросто, поскольку значительная часть документации и технического оборудования была утеряна. Тем не менее коллектив завода успешно справился с поставленной задачей, и к 1971 году было изготовлено двенадцать 180-мм пушек С-23. К ним был разработан и запущен в серию активно-реактивный снаряд ОФ23 с дальностью 43,8 км.
Это были последние пушки великого артиллерийского конструктора Василия Грабина.
Несмотря на то что пушка С-23 калибра 180 мм была замечена в 1955 г., история создания данного орудия до настоящего времени остается весьма туманной. Вероятнее всего, С-23 является морским орудием или орудием береговой обороны, переоборудованным в крупнокалиберную сухопутную артиллерийскую систему большой дальности. Много лет на Западе о С-23 было так мало известно, что в зарубежной литературе проходила под обозначением «203-миллиметровая пушка обр. 1955 г.». И лишь когда во время одного из ближневосточных вооруженных конфликтов были захвачены образцы пушки С-23, выяснилось, что ее калибр в действительности равен 180 миллиметров.
С-23 тяжелое и громоздкое орудие; его масса в боевом положении равна почти 21,5 тыс. кг. Форма ствола, длина которого составляла 48 калибров, а также расположение противооткатного механизма являются указанием на военно-морское происхождение; массивный затвор имеет винтовым механизмом, однако дульный тормоз-«солонка» является, несомненно, сухопутным. Щит отсутствует; ствол устанавливается на массивный лафет имеющий раздвижные станины. Передок во время буксировки передвигается на отдельной колесной паре; как правило, для буксировки используется гусеничный тяжелый тягач. Во время стрельбы колеса вывешиваются при помощи домкрата, поднимающего поддон. Ствол С-23 в походном положении смещается на станины назад; передний скат имеет двойные шины из сплошной резины.
Стандартный тип боеприпасов пушки С-23 - осколочно-фугасный снаряд массой 88 кг, из которых на взрывчатое вещество приходится 10 кг. Максимальная дальность стрельбы при использовании данного снаряда составляет 30,4 тыс. м, однако при использовании активно-реактивных снарядов с меньшим зарядом ВВ дальность ведения огня составляет до 43,8 тыс. м. В числе других типов используемых боеприпасов – бетонобойный снаряд, который предназначен для разрушения укреплений а также других долговременных сооружений. В пушке С-23 используются картузы с метательными зарядами разной мощности.
180-миллиметровая пушка С-23, судя по всему, не выпускалась в значительных количествах, и сегодня ее практически полностью сняли с вооружения армий стран СНГ. Орудие в свое время экспортировалось в Индию и Сирию, однако точной информации о том, оно имеется в Ираке, нет.
В состав ствола пушки входили свободная труба, кожух, муфта, казенник и дульный тормоз. Затвор двухтактный поршневой с пластинчатым обтюратором. Все операции с пушкой, как и действия с затвором, производились вручную.
Тормоз отката канально-золотниковый гидравлический, с переменной длиной отката, которая зависит от угла возвышения. Накатник гидропневматический.
У подъемного механизма две скорости наведения и один сектор. Секторный поворотный механизм, располагался на верхнем станке, на лобовой коробке. Уравновешивающий механизм гидропневматический.
При переводе пушки в боевое положение из походного колеса вывешиваются при помощи гидравлических домкратов. Огонь велся лишь с сошниковых опор. Сошниковые опоры состояли из двух центральных и четырех боковых опор. Для стрельбы систему устанавливали на ровной площадке 8х8 м, по возможности выбиралась площадка с твердым грунтом. В случае установки пушки на мягком грунте использовались закапываемые в грунт спец. балки. Пушка устанавливалась на балку лобовой коробкой нижнего станка и крепилась цепями к ней.
Подрессоривание заднего и переднего ходов торсионное.
Передний ход в боевом положении отделяется от станин и отводится в укрытие вместе с тягачом.
Возка пушки с оттянутым стволом, нераздельная.
Прицельные приспособления: механический прицел С-85 имеющий орудийную панораму ПГ-IМ, прицельная трубка МВШП используемая для прямой наводки орудия.
Завод «Баррикады» в течении 1955 года сдал семь С-23. Выпущенные пушки было решено оставить на вооружении, однако дальнейшее производство прекратить. Несколько раз С-23 учувствовали в парадах на Красной площади, вызывая не только восхищение москвичей, но и удивление военных атташе из других стран.
О 180-миллиметровой С-23 вспомнили в 1960-1970-х гг., и завод «Баррикады» приступил к их экспортному производству. Пушки С-23, по сообщениям западной прессы, были поставлены в Сирию и активно участвовали в конфликте на Ближнем Востоке.
//"); //]]>
На заводе «Баррикады» по указанию ЦК КПСС в срочном порядке приступили к восстановлению производства пушек С-23. Произвести данные работы было достаточно трудно, так как значительная часть тех. документации и оборудования была утеряна. Несмотря на это коллектив завода справился с данной задачей, и уже к 1971 г. было изготовлено 12 180-миллиметровых пушек С-23. К данным пушкам был разработан и запущен в серийное производство активно-реактивный снаряд ОФ23 имеющий дальность полета 43,8 тыс. м.
Тактико-технические характеристики 180-миллиметровой пушки С-23:
Калибр – 180 миллиметров;
Длина ствола – 47,2 калибров (7170 мм);
Дальность стрельбы:
осколочно фугасным снарядом – 30390 м;
активно-реактивным снарядом – 43700 м;
Прицельная скорострельность – 0,5-1 выстрел в минуту;
Углы наведения:
горизонтальное наведение – 40 градусов;
вертикальное наведение – от -2 до +50 градусов;
Заряжание – раздельно-гильзовое;
Прицельные приспособления: орудийная панорама ПГ-1М, механический прицел С-85, прицельная трубка МВШП для ведения огня прямой наводки;
Масса в боевом положении – 19750 (21450) кг;
Длина короткого отката – 700 мм;
Длина длинного отката – 1350 мм;
Предельная длина отката – 1440 мм;
Длина в походном положении – 10490 мм;
Ширина в походном положении – 3025 мм;
Время перехода из походного в боевое положение – 30 минут;
Расчет – 14 (16) человек;
Тяга – тягач гусеничный АТ-Т;
Скорость буксировки по шоссе – до 35 км/ч;
Скорость буксировки по бездорожью – до 12 км/ч.
Боеприпасы:
- выстрел ВФ-572 имеющий фугасный снарядом Ф-572 (масса снаряда – 88 кг, масса взрывчатого вещества – 10,7 кг, дальность стрельбы – 30,39 км, начальная скорость – 860 м/с);
-выстрел ВГ-572 имеющий бетонобойный снаряд Г-572;
- выстрел ВОФ28 имеющий активно-реактивный фугасный снаряд ОФ43 (масса снаряда – 84 кг, масса взрывчатого вещества – 5,616 кг, дальность стрельбы – 43,7 км),
В начале 1970-х годов поставлялась в Египет, Индию, Ирак, Сирию и Сомали ПредыдущееСледующее
В послевоенные годы ГАУ тормозило работы по принятию на вооружение новых мощных орудий Грабина, и взамен них в 1947-1954 гг. провело на заводе «Баррикады» капитальный ремонт всех Б-4, находившихся на вооружении. К тому времени был принят на вооружение артиллерийский тягач АТТ, развивавший скорость до 35 км/ч. Но как только он начинал ехать быстрее 15 км/ч, ходовая часть Б-4 разрушалась. ГАУ потребовало от ЦНИИ-58 создать новый ход для Б-4. Резолюция Грабина была краткой: «Любая модернизация невозможна». Тогда за дело в инициативном порядке взялись конструкторы СКБ-221 завода «Баррикады», и в апреле 1954 г. разработка технического проекта нового лафета была закончена, а уже в декабре 1954 г. два опытных колёсных лафета с установленными на них 203-мм гаубицей Б-4 и 152-мм пушкой Бр-2 были поданы на испытания.
Новый лафет приняли на вооружение в 1955 г. 203-мм гаубица на нём получила индекс Б-4М, 152-мм пушка - Бр-2М, а 280-мм мортира - Бр-5М. Новые стволы гаубиц, пушек и мортир не производились, происходила лишь замена лафетов. Между тем состоявший на вооружении Красной армии ещё с довоенных времён триплекс в составе 203-мм гаубицы Б-4, 152-мм пушки Бр-2 и 280-мм мортиры Бр-5 был изначально сконструирован крайне неудачно, что подтвердилось в ходе Финской и Великой Отечественной войн. Разработка элементов нового триплекса была начата в ЦАКБе в 1944 г. Вместо громоздкого гусеничного хода Грабин задумал в новых системах применить единый колёсный лафет полевого типа с раздвижными станинами и мощными сошниками.
Первоначально 180-мм и 210-мм пушки разрабатывались под шифром Н6-277. Как триплекс тема сформировалась в 1945 г., когда был выполнен аванпроект триплекса из 180-мм пушки Г6.536, 210-мм гаубицы Г6.536-I и 280-мм мортиры Г6.536-II. В 1947 г. проект был доработан. В состав системы была включена и 203-мм пушка-гаубица, но систему по-прежнему продолжали именовать триплексом. Состав системы на 1947 г.: 180-мм пушка С-23, 210-мм гаубица С-23-I, 280-мм мортира С-23-II, 203-мм пушка-гаубица С-23-IV. Лафет для всех систем единый. Предварительная подготовка позиции требовалась только для установки дополнительной лобовой сошниковой опоры при стрельбе со слабого грунта. Установка системы на позиции благодаря наличию гидравлических устройств для оттягивания ствола, подъёма хобота на передок и выключения подрессоривания производились силами расчёта. Возка системы нераздельная за тягачом АТТ.
С 29 мая 1948 г. по 16 марта 1949 г. все четыре системы «триплекса» прошли полигонные испытания на ржевском полигоне под Ленинградом. На испытаниях выявился ряд конструктивных недостатков триплекса, и орудия отправили в Подлипки на доработку. Затем все системы вновь отправили на Ржевку. Доработанные образцы имели прежние индексы с добавлением буквы «А». 280-мм мортира С-23А-II и 203-мм пушка-гаубица С-23А-IV испытывались на лафете №1 с 22 июля 1949 г. по 28 февраля 1950 г. 203-мм гаубица полигонные испытания не выдержала, и работы по ней были прекращены. 180-мм пушка С-23А и 210-мм гаубица С-23А-I на лафете №2 прошли полигонные испытания в январе 1950 г.
В 1950 г. прошли войсковые испытаний орудий триплекса на полигонах в Луге и около станции Перкьярви на Карельском перешейке. После проведения очередных малых контрольных испытаний на полигоне Ржевка на войсковые испытания последовательно подавались двухорудийные батареи 210-мм гаубиц, батарея 180-мм пушек, батарея 280-мм мортир и 203-мм гаубица-пушка с лафетом № 1. Каждый раз батарея комплектовалась путём наложения на два имеющихся лафета стволов, проходивших полигонные испытания, и дополнительно изготовленных ЦНИИ-58 «батарейных» стволов калибра 180 мм, 210 мм и 280 мм.
Тут следует сделать маленькое лирическое отступление. В нашем ГАУ периодически возникала эпидемия картузомании, то есть патологической страсти к картузному заряжанию. Преимущество у него только одно - некоторое снижение стоимости выстрела, а вот недостатков более чем достаточно - оно усложняет заряжание орудий, хранение боеприпасов, а также создаёт серьёзные проблемы с обтюрацией пороховых газов. Первая попытка перевести на картузное заряжание 152-мм гаубицу-пушку МЛ-20 и другие системы, предпринятая ещё до войны, закончилась провалом, и вот в 1950 г. спецы из ГАУ решили ещё раз наступить на те же грабли. Жертвой этого стали орудия триплекса. Дальнейшие испытания стала проходить только 180-мм пушка «0966» с картузным заряжанием на лафете №1. Остальные стволы и лафет №2 остались на Ржевке, где их использовали для отстрела боеприпасов и т. п.
В 1953 г. ЦНИИ-58 были разработаны технические проекты 210-мм гаубицы С-33 и 280-мм мортиры С-43 картузного заряжания, имеющие общий лафет со 180-мм пушкой картузного же заряжания. Заводу №221 ГАУ заказало опытную серию из семи пушек С-23 и опытный образец 210-мм гаубицы С-33 и 280-мм мортиры С-43. Все они, естественно, имели картузное заряжание. В апреле 1955 г. из Сталинграда в Москву были отправлены первые четыре 180-мм пушки С-23, изготовленные заводом №221. А в июне того же года в столицу отправились стволы 210-мм гаубицы С-33 и 280-мм мортиры С-43, под которые имелся лишь один лафет. К концу 1955 г. завод №221 сдал ещё четыре пушки С-23. Полигонные испытания гаубицы С-33 и мортиры С-43 были закончены в октябре 1955 г. К этому времени Хрущёв и К° начали гонения на артиллерию. Было решено 210-мм гаубицу С-33 и 280-мм мортиру С-43 на вооружение не принимать, а малую серию 180-мм пушек С-23 оставить на вооружении, но впредь не производить.
В итоге восемь пушек С-23 поступили на вооружение одной из частей Московского ВО. Вскоре одну гаубицу С-33 переделали в С-23 (заменили свободную трубу и произвели ещё ряд мелких переделок). Таким образом, всего 180-мм пушек стало девять. Несколько раз пушки С-23 проходили на парадах по Красной площади, вызывая восхищение москвичей и удивление западных военных атташе. К 1967 г. пушки С-23 были выведены из боевого состава. Но вот грянула «шестидневная война». Израильтяне заняли господствующие над сирийской территорией Голанские высоты и установили там американские 175-мм самоходные пушки М107, имевшие дальность стрельбы 32 км. Таким образом, они получили возможность безнаказанно внезапно открывать огонь по сирийским военным объектам - штабам, РЛС, позициям зенитных ракет, аэродромам... А «великий и могучий Советский Союз» ничем не мог помочь братьям-арабам, так как высокоточных ракет у нас тогда не было, а дальнобойную артиллерию погубил Хрущёв.
И вот по указанию ЦК КПСС на заводе «Баррикады» (№221) срочно приступили к восстановлению производства С-23. Сделать это было весьма непросто, поскольку значительная часть документации и технического оборудования была утеряна. Тем не менее коллектив завода успешно справился с поставленной задачей. До 1971 г. для Сирии было изготовлено двенадцать 180-мм пушек С-23.
Тактико-технические характеристики 180-миллиметровой пушки С-23:
Калибр – 180 миллиметров;
Длина ствола – 47,2 калибров (7170 мм);
Дальность стрельбы:
осколочно фугасным снарядом – 30390 м;
активно-реактивным снарядом – 43700 м;
Прицельная скорострельность – 0,5-1 выстрел в минуту;
Углы наведения:
горизонтальное наведение – 40 градусов;
вертикальное наведение – от -2 до +50 градусов;
Заряжание – раздельно-гильзовое;
Прицельные приспособления: орудийная панорама ПГ-1М, механический прицел С-85, прицельная трубка МВШП для ведения огня прямой наводки;
Масса в боевом положении – 19750 (21450) кг;
Длина короткого отката – 700 мм;
Длина длинного отката – 1350 мм;
Предельная длина отката – 1440 мм;
Длина в походном положении – 10490 мм;
Ширина в походном положении – 3025 мм;
Время перехода из походного в боевое положение – 30 минут;
Расчет – 14 (16) человек;
Тяга – тягач гусеничный АТ-Т;
Скорость буксировки по шоссе – до 35 км/ч;
Скорость буксировки по бездорожью – до 12 км/ч.
Боеприпасы:
- выстрел ВФ-572 имеющий фугасный снарядом Ф-572 (масса снаряда – 88 кг, масса взрывчатого вещества – 10,7 кг, дальность стрельбы – 30,39 км, начальная скорость – 860 м/с);
-выстрел ВГ-572 имеющий бетонобойный снаряд Г-572;
- выстрел ВОФ28 имеющий активно-реактивный фугасный снаряд ОФ43 (масса снаряда – 84 кг, масса взрывчатого вещества – 5,616 кг, дальность стрельбы – 43,7 км),
210-ММ ПУШКА «У-3» (В-3)
История создания пушки
Устройство пушки
[Таблица 102]
Данные 210-мм пушки V-3
Калибр, мм 210
Длина нарезной части, мм 8237
Число нарезов 64
Глубина нареза, мм 3,15
Ширина нареза, мм 5,7
Угол ВН, град -4° +45°
Угол ГН. град 360°
Угол заряжания, град +7°
Высота линии огня, мм… 2250
Пушка V-3
Таблица 103
Боеприпасы и баллистика
[Таблица 103]
Ствольная повозка со стволом
История создания мортиры
Таблица 104Калибр, мм 210,9
Длина ствола, мм/клб. 6510/31
Число нарезов 64
Глубина нареза, мм 2.4
Ширина нареза, мм 5,6
Ширина поля, мм 3,9
Угол ВН, град 0°: +70°
Угол ГН, град.:
без перестановки хобота 16°
с перестановкой хобота 360°
Высота линии огня, мм.. 1890
Высота системы в боевом
положении при 0° 2640
Ширина хода, мм 2168
Вес системы, кг:
в боевом положении.. 16.700
Расчет, чел 12-15
[Таблица 105]
A. Снаряды
[Таблица 106]
Таблица 105 Таблица 106
Снаряд | ||||
Нач. скорость, м/с | Дальность, м | Нач. скорость, м/с | Дальность, м | |
1 | 225 | 4650 | 218 | |
2 | 256 | 5850 | 247 | |
3 | 290 | 7325 | 281 | |
4 | 355 | 980 | 344 | |
5 | 440 | 12.500 | 426 | |
6 | 565 | 16.700 | 550 | 16.700 |
История создания
Таблица 107Состав системы на 1947 год:
С-23 180-мм пушка
С-23-I 210-мм гаубица
С-23-II 280-мм мортира
C-23-IV 203-мм пушка-гаубица
Таблица 108
Данные орудий | С-23 | С-23-1 | C-23-II | C-23-IV |
Калибр/мм | 180 | 210 | 280 | 203 |
-2°+50° | -2°; +70° | -2°; +70° | -2°; +70° | |
±20° | ±20° | ±20° | ±20° | |
Вес в походном положении, кг | 19.850 | 19.350 | 19.450 | 19.450 |
Вес в боевом положении, кг | 19 750 | 19.260 | 19.360 | 19,360 |
860 | 625 | 360 | 805 | |
Вес снаряде максимальный, кг | 83 | 133 | 246 | 100 |
Дальность максимальная, м | 30,000 | 20,450 | 10.600 | 26.500 |
Дульная энергия, тм | 3330 | 2650 | 1625 | 3310 |
Скорость буксировки, км/ч | 35 | 35 | 35 | 35 |
Время перевооружения, мин | 30 | 30 | 30 | 30 |
Данные систем | С-33 | С-43 |
Калибр, мм | 210 | 280 |
21.5 | 21,0 | |
Вес фугасного снаряда, кг | 134 | |
625 | ||
20,07 | ||
154 | 246 | |
575 | 356 | |
10.65 |
[Таблица 108]
[Таблица 109]
Устройство 180-мм пушки С-23
Таблица 110 Данные 180-мм пушки С-23Калибр, мм 180
Число нарезов 40
Глубина нареза, мм 3,6
Ширина нареза, мм 8,9
Ширина поля, мм 5,23
Угол ВН, град 0°; +55°
Угол ГН, град 40°
Длина отката, мм:
при углах от 0° до 30° 1350
при углах от 30° до 55° 700
предельная 1440
высота по стволу 2690
ширина системы 3025
длина с тягачом ATT 20.200
Ширина хода, мм:
заднего 2195
переднего 2470
Клиренс 400
Вес системы, кг:
в боевом положении 21.500
в походном положении 21.200
Расчет, чел 14
Таблица 111 Снаряды пушки С-23
Индекс снаряда | Вес снаряда, кг | Длина, клб | Вес ВВ, кг | Взрыватели | |
Фугасный (ВФ-572) | Ф-572 | 88 0 | 4.7 | 10.696 | |
Бетонобойный (ВГ-572) | Г-572 | 97.5 | 4,8 | 7,352 | ДБТ |
ОФ23 | 84,0 | В-429 |
Скорость возки, км/ч:
по шоссе до 35
по бездорожью до 12
Таблица 112
Индекс снаряда | Заряд | Вес заряда, кг | Начальная скорость, м/с | Дальность, м | Давление в канале, кг/см г |
Ф-572 | Полный | 29,7 | 860 | 30 390 | 3200 |
№1 | 28.37 | 828 | 28 400 | ||
№2 | "25,35* | 741* | "23 800 | ||
№3 | 22,33* | 662 | 24 000 | ||
Г-575 | № 1 | 28,37 | 805 | 27 380 | |
№2 | 25,35 | 726 | 23 400 | ||
№3 | 22,35 | 650 | 20 000 | ||
ОФ23 | Специальный | 30,35 | около 43 800 |
Боеприпасы и баллистика
[Таблица 111,112].
История создания дуплекс
1*
406-мм пушка CM-54
Вячеслав Шпаковский
Примечания:
Тяжелая артиллерия советского периода
Окончание. Начало см. «ТиВ» №№ 9. 10/98, №№ I. 2. 3. 7/99
210-ММ ПУШКА «У-3» (В-3)
История создания пушки
210-мм пушка V-3 была создана фирмой Шкода в конце 40-х годов. Пушка представляла собой дальнейшее развитие 210 мм пушки Бр 17. Характерным внешним отличием V 3 от Бр 17 было наличие дульного тормоза. Пушка V-3 отличалась от своей старшей сестры Бр- 17 улучшенной баллистикой, меньшим весом, упрощенной системой заряжания и лучшей проходимостью повозок на походе. В 1950 году на русском языке было издано руководство службы V 3. Кстати, в отечественной документации пушку величали и V 3, и В-3. Мушка V-3 испытывалась в СССР, но серийно у нас не производилась. Документов о принятии ее на вооружение автором не найдено.
Устройство пушки
Ствол состоял из свободной грубы, кожуха, казенника и дульного тормоза. Казенник навинчен на кожух. Дульный тормоз двухкаморный, по обеим сторона его расположено по два окна. Крутизна нарезов постоянная. Затвор поршневой двухтактный с пластинчатым обтюратором типа Банжа. Действия с затвором только вручную.
Механизм горизонтального наведения имел две скорости. Механизма для быстрого привода ствола в положение для заряжания не было.
Основание состояло из неподвижной и вращающейся частей. В боевом положении основание опускалось в котлован глубиной 600 мм. Внутри основания помещался шаровой погон, допускающий возможность поворота пушки на 360°. На шаровой погон основания опирался поворотный круг. По обеим сторонам поворотного круга имелась площадка для расчета.
Задняя часть поворотного круга (хоботовая опора) съемная с опорной плитой на конце. Сверху к хоботовой опоре прикреплены железные рельсы, по которым накатывалась тележка для заряжания.
Поворотный механизм имел две скорости наведения, привод ручной. Система вообще не имела электродвигателей. При горизонтальном наведении системы надо было сначала поднять опорную плиту, а перед выстрелом опустить ее вновь.
Приспособления для заряжания включали в себя рельсовый путь, расположенный на поворотном круге основания, и тележку для заряжания. На тележку вручную укладывался снаряд и один полузаряд. При стрельбе полным зарядом второй полузаряд подносился к орудию одним номером расчета. Пять номеров расчета накатывали тележку со снарядом к орудию по рельсовому пути. На конечном участке пути наклон тележки соответствовал углу заряжания орудия, т. с. 7". В последний момент накатывания тележки ее опора входила в затворное гнездо ствола. Для ускорения заряжания орудию придавали две тележки. Досылку снаряда в камору производили 6-7 человек вручную с помощью прибойника.
Система в походном положении состояла из трех специальных повозок: повозки ствола, повозки станка, повозки основания. Ствол имел специальную повозку, а станок и основание имели только колесные хода и сами составляли корпуса повозок. Каждая повозка перевозилась отдельным тягачом с необходимыми приспособлениями для перевода системы из походного положения в боевое, с инструментом и принадлежностью для разборки и сборки отдельных групп системы и запасными частями. Приспособления, инструмент и принадлежность могли перевозиться и на отдельно выделенных автомашинах.
Корпуса ходов повозок снабжались пневматическими шинами. Хода повозок имели независимое подрессоривание, рессоры листовые.
[Таблица 102]
210-мм пушка V-3 в боевом положении
Данные 210-мм пушки V-3
Калибр, мм 210
Длима ствола с дульным тормозом, мм/кпб 11 442/54.5
Длина нарезной части, мм 8237
Крутизна нарезов, град 6°38"13"
Число нарезов 64
Глубина нареза, мм 3,15
Ширина нареза, мм 5,7
Угол ВН, град -4° +45°
Угол ГН. град 360°
Угол заряжания, град +7°
Длина отката при углах возвышения, мм:
0°; +15°30" (длинный откат) 1080-1270
22°19"; +45° (короткий откат) 765-890
Высота линии огня, мм… 2250
Вес системы в боевом положении без дополнительного груза: упорных плит, забиваемых башмаков, кг около 38.000
Вес системы в боевом положении с вышеперечисленным, кг около 41.000
Вес системы в походном положении, кг 55.500
Примечание: *- При стрельбе полным зарядом система устойчива при углах от +6° до +45°.
Пушка V-3
Таблица 103 Таблица стрельбы фугасной гранатой
Боеприпасы и баллистика
Снаряд фугасный (чешский) весом 135 кг с двумя взрывателями, головным CHVZR-50 и донным DZDR 58.
[Таблица 103]
Таблицы стрельбы пушки V 3 изданы в 1950 году.
В СССР для пушки V-3 был спроектирован новый выстрел с фугасным снарядом. Работы по нему были прекращены 15.02.1961 г.
Ствольная повозка со стволом
211-мм немецкая мортира обр. 1918 года в боевом положении
211-ММ НАРЕЗНАЯ МОРТИРА ОБР. 1918 ГОДА
История создания мортиры
211-мм (21-см) мортира обр. 1918 года была создана фирмой Круппа. На вооружение германской армии она поступила в 1939 году и изготавливалась до конца войны. К 1 июня 1941 г. в германской армии было 388 мортир обр. 1918 года, а к 1 февраля 1942 г. – 404 мортиры.
В 1940 году в СССР на АНИОПе испытывались две немецкие 211-мм мортиры. К 1 мая 1945 г. в составе РВГК имелось 16 трофейных 211-мм мортир обр. 1918 года.
Устройство 211-мм мортиры обр. 1918 года
Тело мортиры состояло из ствола моноблока, кожуха и казенника. Затвор клиновой горизонтальный.
Особенностью устройства мортиры являлось применение двойного отката: ствол откатывался по люльке, а люлька вместе со стволом и верхним станком – по нижнему станку лафета, чем достигалась хорошая устойчивость мортиры при стрельбе. Уравновешивающий механизм гидропневматический толкающего типа.
Стрельба мортиры велась с поддона. В походном положении мортира перевозилась на двух подрессоренных повозках – лафетной и ствольной. На короткие дистанции со скоростью не выше 4-6 км/час допускалась возка мортиры в нераздельном виде.
Для производства заряжания мортира переводилась к углу заряжания 0°. Заряжание производилось при помощи кокора, на котором уложен снаряд и который поднимался к казенной части орудия четырьмя номерами орудийного расчета. Снаряд досылался при помощи ручного прибойника.
Таблица 104 Данные 211-мм мортиры обр. 1918 годаКалибр, мм 210,9
Длина ствола, мм/клб. 6510/31
Число нарезов 64
Глубина нареза, мм 2.4
Ширина нареза, мм 5,6
Ширина поля, мм 3,9
Угол ВН, град 0°: +70°
Угол ГН, град.:
без перестановки хобота 16°
с перестановкой хобота 360°
Высота линии огня, мм.. 1890
Высота системы в боевом
положении при 0° 2640
Ширина системы максимальная, мм 2700
Ширина хода, мм 2168
Вес системы, кг:
в боевом положении.. 16.700
в походном положении при нераздельной возке 17.900
в походном положении двух повозок 22.700
Скорострельность, выстр./мин 1 выстрел за 2 минуты
Расчет, чел 12-15
Время перевода системы из походного положения в боевое, мин около 30
Скорость буксировки при раздельной возке, км/час до 20
Боекомплект и баллистика 211-мм мортиры
[Таблица 105]
A. Снаряды
Б. Заряжание раздельно гильзовое. Длина гильзы 410 мм. Зарядов 6.
Веса зарядов: 2,48 – 15,8 кг диглеголевого пороха
2,195-14,05 кг нитроглицеринового пороха
[Таблица 106]
B. Таблицы стрельбы Мортира обладала устойчивостью при стрельбе на 1,2, 3 и 4 зарядах при всех углах возвышения, а при стрельбе на 5 и 6 (полном) зарядах она была устойчива лишь при углах возвышения, больших 7,5°.
Таблица 105 Таблица 106
Снаряд | Осколочно-фугасные снаряды весом 113 кг | Бетонобойные снаряды весом 121,4 кг | ||
Нач. скорость, м/с | Дальность, м | Нач. скорость, м/с | Дальность, м | |
1 | 225 | 4650 | 218 | |
2 | 256 | 5850 | 247 | |
3 | 290 | 7325 | 281 | |
4 | 355 | 980 | 344 | |
5 | 440 | 12.500 | 426 | |
6 | 565 | 16.700 | 550 | 16.700 |
Примечание: У немцев была принята обратная нумерация зарядов Таким образом, у 211-мм мортиры немецкий заряд N« 6 соответствовал нашему полному, заряд № 5 нашему № 1 и т. д.
БОЛЬШОЙ ТРИПЛЕКС НИИ-58 (С-23, С-33, С-43)
История создания
Разработка элементов нового триплекса была начата в 1944 году в ЦАКБ иод руководством В.Г. Грабина. Первоначально 180-мм и 210 мм пушки разрабатывались под шифром Н6-277. Как триплекс тема окончательно сформировалась в 1945 году, когда был выполнен аванпроект триплекса из 180-мм пушки Г6.536, 210-мм гаубицы Г6.536-1 и 280-мм мортиры Г6.536-II.
В 1947 году проект был доработан. В состав системы была включена и 203-мм пушка-гаубица, но система по- прежнему именовалась триплексом.
Таблица 107Состав системы на 1947 год:
С-23 180-мм пушка
С-23-I 210-мм гаубица
С-23-II 280-мм мортира
C-23-IV 203-мм пушка-гаубица
Таблица 108
Данные орудий | С-23 | С-23-1 | C-23-II | C-23-IV |
Калибр/мм | 180 | 210 | 280 | 203 |
Углы наведения по вертикали, град | -2°+50° | -2°; +70° | -2°; +70° | -2°; +70° |
Углы наведения по горизонтали, град | ±20° | ±20° | ±20° | ±20° |
Вес в походном положении, кг | 19.850 | 19.350 | 19.450 | 19.450 |
Вес в боевом положении, кг | 19 750 | 19.260 | 19.360 | 19,360 |
Начальная скорость снаряда, м/с | 860 | 625 | 360 | 805 |
Вес снаряде максимальный, кг | 83 | 133 | 246 | 100 |
Дальность максимальная, м | 30,000 | 20,450 | 10.600 | 26.500 |
Дульная энергия, тм | 3330 | 2650 | 1625 | 3310 |
Скорость буксировки, км/ч | 35 | 35 | 35 | 35 |
Время перевооружения, мин | 30 | 30 | 30 | 30 |
Данные систем | С-33 | С-43 |
Калибр, мм | 210 | 280 |
Вес системы в боевом положении, т | 21.5 | 21,0 |
Вес фугасного снаряда, кг | 134 | |
Начальная скорость г, фугасного снаряда, м/с | 625 | |
Дальность фугасным снарядом, км | 20,07 | |
Вес бетонобойного снаряда, кг | 154 | 246 |
Начальная скорость бетонобойного снаряда, м/с | 575 | 356 |
Дальность бетонобойным снарядом, км | 10.65 |
Пушка С-23 в походном положении
180-мм пушка С-23 в боевом положении
Лафет для всех орудий единый. Установка на позиции должна была производиться силами расчета и не требовала предварительной се подготовки. Возка системы раздельная.
[Таблица 108]
В 1953 году проект систем был окончательно завершен, и они в очередной раз получили новые индексы: С- 23 – 1 80 мм пушка; С-33 – 210-мм гаубица и С-43 – 280~ мм мортира. Изготовление всех трех систем было поручено заводу «Баррикады» (по договору от 10 сентября 1953 г.). Зарядами триплекса занималось НИИ 6.
В 1955 году завод «Баррикады» сдал семь пушек С-23, одну гаубицу С- 33 и одну мортиру С-43.
[Таблица 109]
Первоначально заряжание всех систем триплекса было раздельно-гильзовым. Однако из-за патологического пристрастия ГАУ к картузам был разработан вариант С-23, С-33 и С-43 с картузным заряжанием.
О С-23 вспомнили в начале 70-х годов, когда арабам было нечего противопоставить 175-мм израильским пушкам M107, стрелявшим на дальность 32 км. Тогда по постановлению Совета Министров СССР заводу «Баррикады» пришлось срочно восстанавливать производство 180-мм пушек С- 23 для поставки на Ближний Восток.
По сообщениям западной печати, 180 – мм пушки С-23 были поставлены в Сирию и принимали активное участие в Ближневосточном конфликте.
Устройство 180-мм пушки С-23
Ствол пушки состоял из свободной трубы, кожуха, муфты, казенника и дульного тормоза. Затвор поршневой двухтактный с пластинчатым обтюратором. Действия с затвором, как, впрочем, и все остальные операции с пушкой, производились вручную. Тормоз отката гидравлический, с переменной длиной отката. Накатник гидропневматический.
Подъемный механизм имел один сектор и две скорости наведения. Поворотный механизм секторного типа, расположен на лобовой коробке верхнего станка. Уравновешивающий механизм гидропневматического типа.
При переводе пушки из походного положения в боевое колеса вывешиваются с помощью гидравлических домкратов. Стрельба могла вестись только с сошниковых опор. Сошниковые опоры включали в себя две центральные опоры и четыре боковые опоры. Для стрельбы система устанавливалась на ровной площадке размером 8 г 8 метров, по возможност и с твердым грунтом. При установке пушки на мягком грунте использовались специальные балки, закапываемые в грунт. Пушка лобовой коробкой нижнего станка устанавливалась на балку и крепилась к ней цепями.
Подрессоривание переднего и заднего ходов системы торсионное. В боевом положении передний ход отделялся от станин и отводился вместе с тягачом в укрытие.
Возка системы нераздельная с оттянутым стволом.
Прицельные приспособления состояли из механического прицела С -85 с орудийной панорамой ПГ-1М и прицельной трубки МВШП для прямой наводки пушки.
Таблица 110 Данные 180-мм пушки С-23Калибр, мм 180
Длина ствола с дульным тормозом, мм/клб 8649/48
Объем зарядной каморы, дм³ 42,4
Крутизна нарезов постоянная, клб 25
Число нарезов 40
Глубина нареза, мм 3,6
Ширина нареза, мм 8,9
Ширина поля, мм 5,23
Угол ВН, град 0°; +55°
Угол ГН, град 40°
Длина отката, мм:
при углах от 0° до 30° 1350
при углах от 30° до 55° 700
предельная 1440
Длина системы в боевом положении при 0°, мм 14.000
Габариты в походном положении, мм:
высота по стволу 2690
длина системы без тягача 13.050
ширина системы 3025
длина с тягачом ATT 20.200
Ширина хода, мм:
заднего 2195
переднего 2470
Клиренс 400
Вес системы, кг:
в боевом положении 21.500
в походном положении 21.200
Скорострельность, выстр/мин 0,5-1
Расчет, чел 14
Таблица 111 Снаряды пушки С-23
Тип снаряда (индекс выстрела) | Индекс снаряда | Вес снаряда, кг | Длина, клб | Вес ВВ, кг | Взрыватели |
Фугасный (ВФ-572) | Ф-572 | 88 0 | 4.7 | 10.696 | В-491, редко встречались РШ-2 |
Бетонобойный (ВГ-572) | Г-572 | 97.5 | 4,8 | 7,352 | ДБТ |
Осколочно-фугасный активно-реактивный (ВОФ-28) | ОФ23 | 84,0 | В-429 |
Время перехода из походного положения в боевое, мин 30
Время перехода из боевого положения в походное, мин 30
Скорость возки, км/ч:
по шоссе до 35
по хорошим булыжным дорогам до 30
по бездорожью до 12
Таблица 112 Таблица стрельбы 180-мм пушки С-23
Индекс снаряда | Заряд | Вес заряда, кг | Начальная скорость, м/с | Дальность, м | Давление в канале, кг/см г |
Ф-572 | Полный | 29,7 | 860 | 30 390 | 3200 |
№1 | 28.37 | 828 | 28 400 | ||
№2 | "25,35* | 741* | "23 800 | ||
№3 | 22,33* | 662 | 24 000 | ||
Г-575 | № 1 | 28,37 | 805 | 27 380 | |
№2 | 25,35 | 726 | 23 400 | ||
№3 | 22,35 | 650 | 20 000 | ||
ОФ23 | Специальный | 30,35 | около 43 800 |
Боеприпасы и баллистика
[Таблица 111,112].
БОЛЬШОЙ ДУПЛЕКС НИИ-58 (С-72 И С-73)
История создания дуплекс
Большой дуплекс в составе 210 мм пушки и 305~мм гаубицы на едином лафете начал разрабатываться ЦНИИ 58 под руководством В.Г.Грабина еще в 1946 году под индексами Г- 18-110 и Г-18-110Г.
В начале 1949 года 210 мм буксируемая пушка получила индекс С-72, а повозка к ней – С-74. Л 305 мм буксируемая гаубица получила индекс С- 73, а повозка к ней – С-75. Для дуплекса был предусмотрен единый лафет Г 0914.
Опытный образец 305 -мм гаубицы С-73 имел «классический» лафет с двумя станинами, щитом и одной боевой осью. В боевом положении система опиралась на опорную плиту. Ствол имел дульный тормоз, подобный тормозу пушки С-23.
Заказ на изготовление опытных образцов 210 мм пушки С-72 и 305 мм гаубицы С-73 был дан заводу «Баррикады». В 1954 году один опытный образец С 72 и один опытный образец С 73 прошли заводские испытания, затем обе системы были возвращены на «Баррикады». 24 ноября 1955 г. обе системы были вновь отправлены на полигон С- 72 для проведения заводских испытаний, а С 73 на государственные испытания.
210-мм пушка С 72 испытывалась фугасными снарядами весом 133 кг, снаряженными 16,8 кг взрывчатого вещества и бетонобойными снарядами весом 154 кг. Кроме того, разрабатывался 210-мм активно реактивный снаряд чертежа 5735.
В мае 1954 г. НИИ-58 был закончен технический проект наложения 280 мм пушки С 90 на лафет большого дуплекса (то есть С-72 и С-73). Пушка С-90 должна была стрелять фугасным снарядом весом 246 кг на дальность 32 км. Вес пушки с лафетом в боевом положении около 62 тонн. Заводу «Баррикады» был дан заказ изготовить ствол 280-мм пушки С-90 и наложить ею на лафет «большого дуплекса» к 1 июня 1955 г.
Из-за позиции руководства во главе с Хрущевым ни одна система (С-72, С-73 и С -90) на вооружение не поступила. Кроме того, в ЦНИИ – 58 в 1954- 1955 гг. был разработан «Большой триплекс» – 210-мм пушка С 110А; 280-мм пушка гаубица С 111А и 305 мм гаубица на едином самоходном лафете. Технический проект самоходного триплекса был направлен в Министерство оборонной промышленности 31 декабря 1955 г. Данными о дальнейшей судьбе проекта автор не располагает.
1* Грабин в 1949 году работал над «малым» дуплексам: 130-мм и 152-мм буксируемыми пушками (С-69 и С-69-1 соответственно)
406-мм пушка CM-54
406-мм пушка CM-54. Вид сзади
406-ММ САМОХОДНАЯ ПУШКА CM-54 (2А3)
В 1954 году началось проектирование нарезной 406-мм самоходной пушки для стрельбы ядерными боеприпасами. Артиллерийскую часть проектировало ЦКБ 34 и присвоило ей свой индекс СМ-54. В 1955 году завод № 221 изготовил 406-мм баллистический ствол СМ-Э124, на котором была проведена отработка выстрелов к СМ 54. 3 августа 1954 г. на заводе № 221 была сдана первая артиллерийская часть пушки СМ-54.
Разработка шасси самоходной установки велась в КБ Кировского завода в Ленинграде. Это шасси получило название «Объект 271». Для об. 271 была разработана новая восьмикатковая ходовая часть с опускающимися ленивцами и гидроамортизаторами, частично поглощающими энергию отдачи. Тем не менее после выстрела установка на несколько метров откатывалась назад на гусеницах. Угол поворота был очень мал и имел электрический привод наведения. Подъемный механизм имел гидравлический привод. Моторно-силовая установка была заимствована от танка Т-10.
406-мм самоходная пушка CM-S4
Монтаж первой пушки СМ-54 на шасси об. 271 был завершен 26 декабря 1956 г. на Кировском заводе. ГАУ присвоило установке свой индекс – 2A3. Вес установки составил 64 тонны. Вес снаряда пушки – 570 кг, а максимальная дальность стрельбы – 25,6 км.
Всего Кировский завод сдал 4 самоходных 406-мм пушки.
406-мм самоходная пушка 2АЗ вместе с 420- мм самоходным минометом 2Б2 в 1957 году прошли на параде на Красной площади в Москве, чем произвели фурор среди иностранных журналистов и отечественных обывателей. Некоторые иностранные специалисты высказали мнение, что показанные на параде машины – просто бутафория, рассчитанная на устрашающий эффект.
Однако это была вполне реальная, отстрелянная на полигоне система. Другой вопрос, что мобильность установки оставляла желать лучшего. Она не могла проходить по улицам малых городов, по проселочным мостам, под мостами, линиями электропередач и т. д. Ни по этим параметрам, ни по дальности стрельбы она не могла конкурировать с дивизионной тактической неуправляемой ракетой «Луна». Поэтому на вооружение установка 2АЗ не поступила. А «последний из могикан» монстр СМ-54 покоится на смотровой площадке Центрального музея вооруженных сил в Москве. На табличке к оной пушке до сих пор отсутствует ее название и характеристики – система продолжает быть «секретной».
Вячеслав Шпаковский
- Таежный чай: состав, показания и условия хранения сбора Таежный чай
- Какое мясо самое полезное для человека?
- Приметы на благовещение пресвятой богородицы, а также обряды и запреты Благовещение обычаи и приметы что можно делать
- Сбор грибов: общие правила и советы начинающему грибнику Сон грибы собирать в лесу