Противник интеграции в европе. Европейская интеграция: механизмы взаимодействия
В послевоенной охваченной «холодной войной* Европе сложились два противостоящих и соревнующихся между собой военно-политических и экономических блока. Не будем касаться военнызЛорганизаций, а выделим только сферу международной торговли. На западе континента с начала 50-х годов происходило поэтапное формирование Общего рынка ведущих европейских держав, на востоке Советский Союз примерно в это же время приступил к созданию другой региональной группировки - Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВа), объединившего страны, оказавшиеся в орбите его влияния. И хотя последняя после 40 лет существования распалась, история обоих экономических образований весьма поучительна и заслуживает изучения.
Рождение СЭВа в 1949 г. было вызвано наряду с экономическими соображениями явными политическими мотивами. Москва стремилась направить развитие стран Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы, освобожденных в ходе войны советской армией, по пути народной демократии и социализма, что вызвало противодействие западных держав и привело к «холодной войне» и торгово-экономической изоляции этих стран. Чтобы привязать их к себе и открыть им рынки сбыта и получения необходимого сырья и топлива, Советский Союз выдвинул план регионального сотрудничества и интеграции. В СЭВ вошли Албания (в 1963 г. вышла из него), Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, Чехословакия, а в последующем к нему
присоединились Монголия, Куба, Вьетнам.
По замыслу его основателей СЭВ должен был стать альтернативой международному капиталистическому разделению труда и служить примером нового типа международных экономических отношений. Идеи социалистической солидарности и взаимопомощи, планомерных торговых и расчетных отношений, выравнивания уровней развития были
декларированы в его уставных документах. Создаваемая региональная система экономического сотрудничества претендовала на то, чтобы стать прообразом будущего мирового социалистического хозяйства. Она представляла исключение из мировой практики рыночных отношений. Административно-плановое управление хозяйством в
странах-участницах и координация планов между ними определяли направления и объемы обмена товарами и услугами, а рыночные механизмы носили вспомогательный, во
всей мировой торговли и до 40% внешней торговли
стран-членов СЭВа, было невозможно. Поэтому и цены, и валютные курсы, и многие другие инструменты торговли на рынке СЭВа строились с оглядкой на мировую практику.
Приспосабливая их к требованиям планирования, лишая необходимой гибкости, связи со спросом и предложением,
участники СЭВа придавали механизму сотрудничества ква-
зирыпочный характер. Это был опыт региональной интеграции посредством плана, а не взаимного открытия рынков и
либерализации торговли.
Под влиянием как политических, так и экономических факторов произошла значительная переориентация внешней торговли членов СЭВа: две ее трети стали приходиться
в 70-е и 80-е годы на региональный рынок, а у Болгарии, Кубы, Монголии в 80-е годы его доля достигала 80%. Свертывание торговли с Западной Европой, США и рядом других развитых стран в немалой степени было результатом политики этих стран, ограничивавших в условиях «холодной войны» экспорт так называемых стратегических товаров за «железный занавес». Новейшие виды оборудования и технологии оказались недоступными для членов СЭВа,
вынуждая их к нелегальным способам приобретения и ориентации на самообеспечение. Поэтому регион СЭВа представлял собой скорее специфический анклав, чем интегральную часть мировой экономики.
Плановые механизмы, создавая предпочтительные условия сотрудничества, способствовали быстрым темпам экономического роста в Центральной и Восточной Европе, индустриализации аграрных стран, росту благосостояния населения. Комплекс отраслей тяжелой промышленности в Советском Союзе мог обеспечить растущие потребности
партнеров по СЭВу в импорте нефти, газа, электроэнергии, угля, железной руды, металла*, лесоматериалов, удобрений. С другой стороны, дефицит многих видов продовольствия,
изделий легкой промышленности, мебели на советском
рынке частично покрывали поставки из других стран СЭВа.
То же можно сказать о машиностроительной продукции,
приборах, химикатах из ГДР и Чехословакии. 268
СЭВ интенсифицировал развитие транспортной инфраструктуры в регионе, положил начало созданию сети трансграничных нефте- и газопроводов, линий электропередачи,
автомобильных дорог. В рамках этой организации настойчиво осуществлялась политика развития международной внутриотраслевой специализации и кооперации производства по типоразмерам продукции, а также по отдельным деталям, узлам и компонентам изделий. Это способствовало
созданию и развитию современных высокотехнологичных производств во всех странах-участницах. Той же цели отвечали различные формы научно-технического сотрудничества. Нельзя отрицать роль СЭВа в создании ряда современных промышленных производств в странах-членах, в развитии авиа- и автомобилестроения, электропики, химии и т.д.
Выгоды регионального сотрудничества проистекали не только из значительной взаимодополняемости отраслевых структур экономики стран СЭВа. Немалые преимущества давала система устойчивых и во многих случаях льготных
цеп взаимной торговли, а также заранее согласованный на годовые и более длительные периоды и гарантированный планами сбыт экспортной продукции и получение импортных товаров. До образования СЭВа торговля между его членами велась в текущих мировых ценах. В 1950-1951 гг., когда мировой рынок отреагировал на войну в Корее беспрецедентным взлетом цен, было решено сохранять во взаимной торговле уровень цен 1949 - начала 1950 г. Эти «стоп-цены* просуществовали вплоть до 1957 г., а при определении постоянных цеп на семилетний период - 19571965 гг. - использовались в качестве базы средние мировые цены 1957 г. На очередную пятилетку - 1966-1970 гг. - базой неизменных цен стали усредненные мировые цены 1960-1964 гг., а в следующие пять лет - цены 1965-1969 гг.
После 1975 г. были предприняты меры по приближению
контрактных цен к текущим мировым для уменьшения негативных последствий «ножниц*- мировых цен, т.е. отставания их роста на сырье и топливо от увеличения цен на готовую продукцию. Торговые партнеры Советского Союза
получали от этого долгие годы огромные материальные
выгоды, которые по мере укрепления их экономики становились все менее оправданными.
Ныне опыт интеграции в рамках СЭВа принадлежит истории, по он не лишен поучительных сторон. Внесение плановых начал в формирование международного разделения труда, обеспечение гармонии интересов стран и выравнивание их экономических уровней, специализация и кооперация передовых производств - вес это актуально и сегодня в мировой экономике. Вместе с тем игнорирование роли рыночных рычагов и механизмов как внутреннего экономического развития, так и регионального сотрудничества
обусловило снижение эффективности интеграции и неудачу амбициозных планов на будущее. Но не только и не
столько это вызвало распад СЭВа и отказ от многих взаимных связей, вполне оправданных и взаимовыгодных. Главной причиной явились кардинальные политические перемены внутри соответствующих государств и в международных отношениях. Социалистическая система не выдержала соревнования с капиталистическим миром, слишком поздно и недостаточно успешно приступила к назревшим
реформам.
Наиболее успешным на протяжении последних четырех
десятилетий и убедительным примером возможностей региональной интеграции служит, несомненно, Европейский союз, объединяющий ныне 25 стран Европы.
Его становлению и укреплению способствовало благоприятное стечение
политических и экономических предпосылок. Лидеры
США и основных европейских государств понимали необходимость преодоления приведших к войне противоречий в
Европе, прежде всего между Германией и Францией, стремились создать условия для экономического, а в дальнейшем и политического сплочения западноевропейских государств. В желании усилить свое присутствие в Европе, помочь ей восстановить экономику и стать надежной преградой на пути распространения советского влияния США в апреле 1947 г. выдвинули «План Маршалла» (инициатор - госсекретарь США Дж. К. Маршалл), который вступил в действие в апреле 1948 г. Он предусматривал существенное вливание американских капиталов в разоренную войной
Европу, содействие в удовлетворении первоочередных ее нужд Б топливе, металле, продовольствии.
Первым шагом в строительстве будущего экономического сообщества явилось образование в 1951 г. Европейского
объединения угля и стали, ядром которого стали ФРГ и
Франция, но в которое вошли также Бельгия, Люксембург, Италия, Нидерланды. В 1957 г. участники этого объединения заключили в Риме договор о создании Европейского
экономического сообщества (ЕЭС), целью которого было формирование общего рынка. В 1973 г. к ЕЭС присоединились Великобритания, Дания и Ирландия, в 1981 г. - Греция, в 1986 г. - Испания и Португалия. После преобразования ЕЭС в 1992 Г. в Европейский союз на основе Маастрихтского договора, наметившего программу углубления интеграции вплоть до перехода к единой валюте, в ЕС были
приняты в 1995 г. Австрия, Финляндия и Швеция. Наконец 1 мая 2004 г. ЕС пополнился еще 10 новыми членами:
Венгрией, Кипром, Латвией, Литвой, Мальтой, Польшей, Словакией, Словенией, Чехией, Эстонией.
Региональной интеграцией оказались охвачены государства с населением 460 мдн. человек, экономическим потенциалом, сопоставимым с США и даже превосходящим их, с
более чем 40%-ной долей в мировой торговле товарами и услугами. На ЕС приходится чуть меньше половины всех прямых иностранных инвестиций. Эти цифры свидетельствуют об огромной экономической мощи, сосредоточенной в рамках ЕС и подпадающей под общие правила регулирования.
Для этого образованы соответствующие управленческие структуры и механизмы. Наряду с США ЕС выступает одним из главных действующих сил в глобальной экономике. Обширный региональный рынок, представляемый ЕС,
притягивает многие другие страны, которые стремятся к установлению с ЕС тех или иных форм сотрудничества и ассоциации. Среди #их Россия, многие африканские и латиноамериканские государства. ЕС, например, проводит политику привлечения к себе стран Южного Средиземноморья,
предоставляя им в рамках двусторонних договоров ряд преференций. Обсуждаются планы создания Евро-Средиземноморской зоны свободной торговли. Европейская интегра-
ция таким образом дает импульсы более широкому процессу экономической глобализации. Европа, разумеется, представляет особо благоприятную
территорию для разностороннего экономического взаимодействия стран. Здесь исторически сложились достаточно развитые культура и производство, сформировалась разветвленная транспортная, коммуникационная, банковская и другие инфраструктуры. Все это в послевоенных условиях облегчало сотрудничество на основе взаимовыгодного разделения труда и разносторонней кооперации не только в производстве, но и в науке и технике, а также в других сферах хозяйственной и общественной жизни. Вместе с тем реальная экономическая и политическая интеграции потребовали достаточно длительного времени и настойчивого, а порой и мучительного согласования несовпадающих национальных интересов. Как бы ни был уникален опыт становления ЕС, он вносит немало поучительного в теорию и практику образования региональных торгово-экономических образований и валютных союзов.
Рождение Европейского союза, представляющего ныне
не только экономическое и валютное, но и политическое объединение государств, сопровождалось, с одной стороны, совместным решением крупных и жизненно важных производственных и технических проблем, а с другой - поэтапным созданием механизмов и правил международного сотрудничества, гармонизацией национальных законодательств, выработкой общей политики. И то, и другое происходило параллельно и в тесной взаимоувязке. Чтобы выстоять в состязании с другими центрами экономической силы, прежде всего с США, нужно было извлекать максимальные преимущества из региональной интеграции.
Общий рынок стал зоной, не только не знающей таможенных барьеров на пути движения между его участниками
товаров, капиталов,7рабочей силы, но и защищенной от внешней конкуренции общим тарифом и некоторыми нетарифными ограничениями. Создание таможенного союза открыло дорогу другим интеграционным начинаниям. Чтобы придать справедливый характер конкуренции на этом рынке, стали постепенно проводиться в жизнь меры по унификации внутренней экономической политики. Отстраивались наднациональные регулирующие органы - Европейская экономическая комиссия, выполняющая роль международного правительства, Европейский парламент как
законодательный и контролирующий орган и другие совместные институты и организации.
Одновременно объединялись усилия в развитии важнейших отраслей экономики. Помимо опыта сотрудничества в
угольной и металлургической промышленности кардинальное значение имели договоренности по поддержке сельского хозяйства в ряде стран-членов, обеспечению надежного энергоснабжения стран сообщества, созданию атомной
энергетики, расширению и улучшению работы транспортной системы, развитию конкурентоспособного гражданского авиастроения, помощи в преодолении экономической отсталости отдельных регионов. Страны ЕС стремятся к
проведению согласованной промышленной политики, чтобы идти в ногу с современным научно-техническим прогрессом, быстрее и с меньшими затратами переходить на
новые технологии. Решение обостряющейся энергетической проблемы тргбует расширения виерегионалыюго сотрудничества, прежде всего с Россией. В этой сфере, как и
в ряде других областей, ЕС испытывает вызовы экономической глобализации, сталкивается с необходимостью
взаимодействия с производителями и экспортерами энергии, а также энергосберегающих технологий в других частях мира.
На новую ступень интеграционное сотрудничество поднимает переход ведущих стран ЕС к использованию единой валюты - евро. Это смогли сделать страны, экономики и финансовые системы которых удовлетворяли установленным требованиям в отношении уровня инфляции, государственной задолженности, бюджетного дефицита и учетных
Создание ОВППБ
Для развития интеграции в военной сфере был проделан уже большой путь. Однако, этого недостаточно, ибо интеграция на таком уровне является самой сложной. Термин общей внешней политики и политики безопасности появился в 1992 году в Маастрихтском договоре Евросоюза, где была впервые поставлена задача решения оборонных проблем (такие попытки впервые предпринимались еще в 1954 году, когда парламент Франции отверг проект единого оборонительного сообщества в Европе).
Поэтому, для того, чтобы интеграция в сфере обороны была успешна, предлагается закончить интеграцию на политическом и экономическом уровнях. Уже Жан Монне ставил вопрос перехода от экономики к политики, а потом и к оборонным проблемам. «В.Хальштейн сравнивал тогда интеграцию с трёхступенчатой ракетой, в которой первая ступень является экономической, вторая - политической, а третья - военной».
Экономическая интеграция началась с заключения договора об объединении рынка угля и стали в 1951 году. Следующей ступенькой оказался Римский договор в 1957 году о создании Европейского экономического сообщества (ЗЕС) и Европейского сообщества по атомной энергетики. Экономическую интеграцию можно считать удачной, однако политическая до сих пор остается на «сугубо консультативной основе».
В 90е гг. 20 века возник вопрос о безопасности из-за окончания холодной войны, распада СССР, объединения Германии. В связи этих преобразований на международной арене вопрос о безопасности становился все актуальнее, и необходимо было искать пути его решения.
Ответом на происшедшие изменения стало принятие Маастрихтского договора, в котором провозглашалась идея создания общей внешней политики и политики безопасности. В него вошли 55 статьей, и они поделены на 6 разделов, один из которых полностью относится к ОВППБ.
Основные положения договора определяют цели и задачи ОВППБ:
- 1. Союз способствует выработке многосторонних решений общих проблем, в том числе в рамках Организации Объединенных Наций.
- 2. Союз определяет и проводит общую политику и мероприятия, стремясь обеспечить высокий уровень сотрудничества во всех сферах международных отношений в целях:
- а) защиты своих ценностей, основополагающих интересов, своей безопасности, независимости и целостности участников;
b) консолидации и поддержки демократии, правового государства, прав человека и принципов международного права;
с) сохранения мира, предотвращения конфликтов и укрепления международной безопасности в соответствии с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций, а также принципами Хельсинского Заключительного акта и целями Парижской хартии, включая те, которые относятся к внешним границам;
d) поддержки устойчивого развития в экономическом, социальном и экологическом плане развивающихся стран, ставя основной целью искоренение бедности;
е) поощрения интеграции всех стран в мировую экономику, в том числе за счет постепенной отмены препятствий международной торговле;
f) содействия выработке международных мер по сохранению и улучшению качества окружающей среды и надежному управлению мировыми природными ресурсами для того, чтобы обеспечить устойчивое развитие;
g) оказания помощи населению, странам и регионам, которые сталкиваются с катастрофами, вызываемыми природными факторами или человеком; и
h) развития международной системы, основанной на усиленном многостороннем сотрудничестве и хорошем глобальном управлении.
3. Союз соблюдает принципы и преследует цели, указанные в параграфах 1 и 2, при разработке и реализации своей внешнеполитической деятельности в различных сферах, регулируемых настоящим разделом и частью пятой Договора о функционировании Европейского Союза, а также при разработке и реализации других направлений своей политики применительно к их внешнеполитическим аспектам.
Таким образом, в основные положения вошли такие задачи как:
- 1. укрепление безопасности стран-участниц ЕС;
- 2. сохранение мира и международной безопасности;
- 3. повышение роли институтов ЕС в определении его единой внешней политики;
- 4. создание Подразделения по планированию новой политики и раннему предупреждению с целью анализа международных событий и выработке решений;
- 5. введение поста Верховного представителя по вопросам общей внешней политики и политики безопасности.
- 6. защита общих ценностей в соответствии с Уставом ООН;
Этот договор впервые вел понятие трех опор Европейского Союза:
- - Европейские сообщества;
- - Общая внешняя политика и политика в области безопасности (ОВПБ, ЕПБО);
- - Общая политика в области внутренних дел и правосудия.
Предусматривалось также создание Европейского оборонного агентства в рамках Маастрихтского договора, что позволило определить военный потенциал стран-участниц, а также следить за выполнением обязательств участниками. Создание основ для военной интеграции в соответствии с принципами устава ООН для предотвращения конфликтов и поддержания мира - являлась одной из главных задач, поставленных в договоре.
Однако в 1992 году механизм ОВППБ походил больше не на интеграционный, а на межправительственный из-за того, что правительства старались максимально сохранить суверенитет своей страны во внешнеполитической сфере. Тогда как частичный отказ от него является залогом успеха интеграционных процессов. Безусловно, Маастрихтский договор способствовал переходу интеграции на новый уровень.
Тем не менее, кризис в Югославии в начале 1990х гг. и его последствия показали, что ЗЕС пока не в состоянии решать военные конфликты без помощи НАТО. Вместо ожидаемого «прорыва», основную роль в решении этого конфликта сыграли США. Это показало недостаточно высокий уровень интеграции в военной сфере.
Следующим шагом стал Амстердамский договор, заключенный в 1997 году. В нем четко установлены условия вступления в ЕС, Европейский совет получил полномочия для формирования единой стратегии ОВППБ, ЗЕС интегрировал в структуру Евросоюза и стал частью Европейской политики безопасности и обороны (ЕПБО).
«Новой точкой отчета при проведении ЕПБО в жизнь стала встреча французского президента Ж.Ширака с британским премьером Т.Блером в декабре 1998г. в Сен-Мало. Решения, принятые там и поддержанные остальными членами ЕС, были конкретизированы на франко-германской встрече в Тулузе 29 мая саммитах Евросовета в Кёльне 4июня и в Хельсинки в декабре 1999г. На основе этих документов создавались постоянные органы ЕПБО - Комитет по политике и безопасности, Военный комитет и Военный штаб».
Формирование вооруженных сил стало основной целью, сформулированной на саммите в Хельсинке в 1999 году. Однако результат поставленных задач был весьма неоднозначен. Главными трудностями на пути интеграции в военной сфере оказались оппозиция США и непосредственно раскол внутри самого ЕС. НАТО относилось с предельной настороженностью к созданию европейской интеграции в данной сфере: США хотели оставаться сверхдержавой, не разделяя ответственность за осуществление мировой политики и сферы влияния. НАТО опасались чрезмерной автономности в оборонной сфере.
Поэтому в декабре 2000 году был предпринят еще один шаг на пути к созданию ОВППБ в виде Ниццкого договора. По договору, реформировалась институциональная структура Союза: изменения в численном составе, в количестве голосов в Совете ЕС, в процедуре голосования, так же реформировалась судебная система ЕС. Основной же целью договора стало завершение процесса подготовки к функционированию институтов, начатого в Амстердамском договоре.
Важным событием для Франции же стал провал «договора, учреждающего Конституцию для Европы» на референдуме весной 2005 году. Инициатором этого договора была Франция, которая хотела занять политическое лидерство в евростроительстве. Поэтому когда в мае 2007 года Николя Саркози стал президентом Франции, сменив на посту главу государства Жака Ширака, ему пришлось искать новые пути для достижения роли лидера объединенной Европы.
Николя Саркози объяснил, что причина неудачи Конституции заключалась в том, что расширение числа государств-членов, почти вдвое в 2004, было недостаточно продуманным.
Следующий шагом на пути к европейской интеграции стал Лиссабонской договор в 2007 году, который учел все ошибки провала Конституции. В целом, этот договор соответствовал первоначальной программе Саркози. Предшественник Олланда обладал «еврооптимизмом» и активно участвовал совместно с немецкий канцлером А.Меркель и с британским премьер-министром Г.Брауном в составлении Лиссабонского договора.
Однако «звездным часом европейской политики Саркози призвано было стать председательство Франции в Евросоюзе 1 июля по 31 декабря 2008 года» 26 . Тем не менее, из-за глобального финансово-политического кризиса ни у Франции, ни у других членов Союза не было материальных возможностей для решения амбициозных задач французского президента. Таким образом, планам Саркози не суждено было реализоваться.
Прошел один год после президентских выборов, Олланд продолжает путь, намеченный Саркози в рамках ОВППБ. Однако нынешний президент в «Белой книге» заявляет, что импульс к интеграции на военном уровне должен исходить от Европейского Совета. Ибо сегодня на пути к интеграции существует много препятствий и разногласий. Поэтому Ф.Олланд предлагает создать «Белую книгу» для ЕС, с тем, чтобы четко сформулировать стратегические цели, которые поспособствуют строительству устойчивого мирового порядка.
Европейская интеграция развивалась в особых условиях, сочетания которых нет ни в одном другом регионе мира. Наиболее важным из них являются следующие.
Высокоразвитая рыночная экономика. Даже после Второй мировой войны страны Западной Европы представляли собой самую передовую в индустриальном плане часть континента и занимали 2-е место в мире по экономической мощи. Практика показывает, что возможность создания успешного интеграционного объединения напрямую зависит от уровня промышленного развития участвующих в нем государств. Страны, производящие широкий спектр готовых (и особенно технически сложных) изделий, объективно заинтересованы в развитии международной промышленной специализации и кооперации. Наоборот, страны, экспортирующие минеральное сырье и сельскохозяйственные товары, конкурируют друг с другом на рынках однотипной продукции. Все они нуждаются в промышленных товарах, которые не производят сами. Поэтому, создав интеграционное объединение, такие государства не получают крупных выгод, а оборот их взаимной торговли остается незначительным.
На момент создания ЕЭС все участвовавшие в нем государства имели сложившуюся рыночную экономику. Интеграция между странами с рыночной экономикой развивается за счет межфирменных связей, а интеграция стран с плановой экономикой - за счет межгосударственных связей. В рамках СЭВ каждый год подписывались двусторонние протоколы о взаимных поставках, в которых утверждались объемы, номенклатура и ориентировочная цена товаров. Такая система позволила странам СЭВ легко пережить распад Бретгон-Вудской валютной системы в 1971 г. и нефтяные кризисы 1970-х годов. С окончанием холодной войны социалистическое содружество распалось, страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) начали переход к рынку. Не имея под собой прочных межфирменных связей, социалистическая экономическая интеграция прекратила свое существование.
Крайне сложно, вернее, почти невозможно интегрировать страны, имеющие многоукладную экономику с элементами феодального натурального хозяйства. Многочисленные попытки создать экономические объединения в Африке и Латинской Америке потерпели неудачу именно по этой причине. Пока в мире нет примеров успешной интеграции стран с непохожими хозяйственными укладами.
Полицентрическая структура. Особенностью ЕС было также наличие нескольких сильных стран примерно одного размера. Вначале это были Франция, Германия и Италия, позже к ним присоединились Великобритания и Испания. Данная особенность - большая редкость для региональной группировки. В настоящее время она характерна только для ЕС и отчасти для АСЕАН. В НАФТА безусловным лидером является США, в СНГ - Россия, в Меркосур - Бразилия, в ЭКОВАС - Нигерия.
Полицентрическая структура является ключевой предпосылкой для создания в группировке наднациональных органов власти. Если в объединении преобладает одна страна, это не позволяет справедливо распределить голоса в общем законодательном органе. Если использовать принцип «одна страна - один голос», крупнейшее государство теряет возможность адекватно представлять интересы своего населения на уровне объединения. При распределении же голосов в зависимости от численности населения малые страны не могут активно влиять на политику группировки. Конечно, наличие наднациональных органов - не обязательное условие интеграции. Однако без них трудно обойтись на высоких уровнях интеграции.
Нынешняя ситуация в Евросоюзе далека от той, которая существовала в 1970-е и 1980-е годы. Из пятнадцати стран, вступивших в ЕС в 1995, 2004 и 2007 гг., только две (Польша и Румыния) имеют среднюю, по европейским меркам, численность населения. Из остальных тринадцати пять насчитывают от 8 до 10 млн человек, а восемь - от полумиллиона до 5,5 млн жителей. Новое распределение сил между большими и малыми государствами-членами серьезно осложняет работу институтов ЕС.
Общая культура и история. Сегодняшняя Европа представляет собой конгломерат многочисленных народов и культур, который складывался на протяжении более двух тысячелетий их совместного существования и взаимодействия. Трудно или даже невозможно дать точное и непротиворечивое определение того, что представляет собой современная европейская цивилизация. Однако несомненно и то, что она существует как обособленное целое. Имеющаяся на этот счет обширная научная литература выявляет несколько основных характеристик. В их числе: демократия и права человека; система разделения властей и правовое государство; политическая традиция (социальный контракт Ж.-Ж.Руссо); городская автономия и развитое местное самосознание; понятие собственности как абсолютного права и рыночная экономика.
Историческую основу современной европейской культуры составляет общее для всей Европы наследие Античности (переводы древнегреческих и римских писателей, философов, математиков и естествоиспытателей, а также античная мифология, архитектура и скульптура); средневековая схоластическая философия; готика; искусство ренессанса и барокко; романтизм; идейное наследие эпохи Просвещения; христианство, прежде всего католицизм и с XVI в. протестантизм. Добавим, что почти все народы Европы (кроме басков) говорят на языках, принадлежащих к индоевропейской семье, прежде всего на языках романской, германской и славянской групп, которые имеют много общего.
В Средние века институциональной основой европейского единства служила, наряду с католической церковью, система образования, которая была практически интернациональна: студенты и профессора путешествовали из университета в университет.
Взаимопониманию жителей Европы способствовало широкое распространение латыни, служившей средством межнационального общения среди ученых, юристов, врачей, университетских преподавателей и студентов. До начала XVIII в. на латыни издавалась научная литература, писались и защищались диссертации, велась научная переписка и диспуты. Своего рода виртуальной основой европейского единства является общая греко-латинская основа научной, политической и правовой терминологии, а также общая (также имеющая античное происхождение) система художественных образов.
Многонациональная, густонаселенная Европа, ограниченная в землях и сырьевых ресурсах, давно нуждалась в объединении, о котором издревле мечтали политики и мыслители, продвигавшие идею единой Европы (подробнее см. гл. 4). Однако именно в Европе оформившаяся в XIX в. система национального государства привела к двум мировым войнам. Оборотной стороной национального суверенитета (в его неограниченной форме) стали агрессия, фашизм и подавление прав человека.
Горький опыт первой половины XX в. показал, что региону нужна такая система международных отношений, которая перенесла бы на межгосударственный уровень уже укоренившиеся во многих странах правила демократии и принципы разделения властей, свойственные правовому государству. Настало время ограничить национальный суверенитет и сознательно делегировать его часть наднациональным органам. Первым шагом в этом направлении стал договор о Европейском объединении угля и стали (ЕОУС) 1951 г. Участвовавшие в нем Франция и Германия - недавние противники в войне - добровольно передавали под общий контроль стратегические отрасли: угольную и сталелитейную. Интеграция базировалась на таких элементах западноевропейского общества, как правое государство, многовековой опыт совместного существования народов, культурная и религиозная общность, традиции европейской идеи и уроки двух мировых войн.
Особенности послевоенного положения Европы также способствовали успешному продвижению интеграции.
Во-первых, западноевропейские страны должны были восстановить разрушенное войной хозяйство. Сделать это автономно, без активной торговли и промышленного сотрудничества с соседями было невозможно. За время войны Европа утратила позицию мирового экономического лидера, ее место заняли Соединенные Штаты. Чтобы не оказаться в глубокой экономической зависимости от США, западноевропейские государства должны были объединить свои усилия.
Во-вторых, исход войны привел к резкому укреплению СССР и формированию в Центральной и Восточной Европе советского блока. В 1949 г. был создан Совет экономической взаимопомощи, в 1955 г. подписан Варшавский договор. Раскол континента на два лагеря и начало холодной войны еще больше подтолкнули западноевропейские страны к консолидации и созданию собственного блока.
В-третьих, после войны заметно ослабло влияние европейских метрополий - Великобритании, Франции, Нидерландов и Бельгии - на свои колонии в Африке и Азии. В 1945 г. независимость от Голландии провозгласила Индонезия. Франция оказалась втянута в две колониальные войны, закончившиеся ее поражением: в 1946-1954 гг. во Вьетнаме и в 1954-1962 гг. в Алжире. В 1947-1950 гг. независимость от Британии получили Бирма (ныне - Мьянма), Пакистан и Индия. В 1951 г. самостоятельной стала Ливия, принадлежавшая ранее Италии. В 1960 г. независимости добились почти все колонии Франции в Западной и Экваториальной Африке, а также Бельгийское Конго (ныне - Заир). Западная Европа рисковала потерять традиционные рынки сбыта своих товаров, а также источники получения дешевого сырья и колониальных товаров. Создание интеграционного объединения давало шанс компенсировать эти потери.
С моей точки зрения, невозможно, чтобы Европа долго оставалась «зависимой» от Соединенных Штатов экономически - почти исключительно от их кредитов, в отношении безопасности - от их военной силы.
Действия стран Западной Европы, чтобы быть на уровне обстоятельств и угрожающей нам опасности, а также на уровне американских усилий, должны стать объединенными действиями Западной федерации, создание которой является обязательным условием успеха.
Монне Жан. Из письма к Роберу Шуману, 1948 г.
Выводы, проблемы, тенденции
1. Становление и распространение региональной интеграции как явления происходят во второй половине XX в. в тесной связи с развитием процессов глобализации. Интеграция основывается на общих экономических и политических интересах соседствующих государств и на осознании ими единства своей будущей исторической судьбы. Активно действующее интеграционное объединение позволяет сместить баланс выгод и издержек глобализации в пользу стран-членов.
2. Региональная интеграция способствует решению нескольких крупных задач: достижению и поддержанию политической стабильности в регионе, развитию экономики и росту благосостояния участвующих стран, а также укреплению позиций группировки в мире. Для успеха интеграции необходимо соблюдение определенных условий, в том числе наличие коллективной ответственности, существование эффективного механизма принятия и исполнения решений, а также постепенное движение от простых форм интеграции к сложным.
3. Деятельность интеграционной группировки порождает устойчивые противоречия. Их источником становятся несовпадение общих и национальных интересов, необходимость делегировать национальный суверенитет наднациональным органам, сложности с поддержанием единого темпа интеграции всеми ее участниками, а также потребность обеспечивать общественную поддержку интеграционных планов.
4. Успех Европейского Союза стал возможен благодаря уникальному сочетанию в Европе факторов, способствовавших интеграции. В их числе наличие развитого промышленного потенциала, присутствие в объединении нескольких крупных стран одинакового размера, тесная культурная и историческая общность европейских народов, а также особенности послевоенного положения Западной Европы. Однако в начале XXI в. баланс сил между крупными и малыми участниками ЕС оказался нарушенным, а европейские культурные традиции подвергаются растущему влиянию извне.
Контрольные вопросы
1. Какие выгоды и риски несет в себе глобализация?
2. Как связаны между собой региональная интеграция и глобализация?
3. Как и какие задачи помогают решать своим участникам интеграционные объединения, существующие в разных частях мира?
4. Всегда ли существование регионального объединения предполагает ограничение национального суверенитета его участников?
5. Чем отличается зона свободной торговли от общего рынка?
6. Как наличие традиций правового государства способствовало развитию западноевропейской интеграции?
Достижения и противоречия европейской интеграции
Сближение стран Европы принесло им значительные выгоды. Компании и фирмы государств ЕЭС, зная, какое количество продукции они могут выпустить и продать в рамках установленных для них квот, стремились повысить свою прибыль за счет ускоренной модернизации производства. Перемещение рабочей силы в более богатые страны позволяло решать проблемы занятости в менее развитых государствах. Наиболее отсталым регионам оказывалась помощь в рамках общеевропейских программ развития.
Не все страны Западной Европы присоединились к европейской интеграции. Норвегия в 1972 и 1994 гг., по итогам проведенных в ней референдумов, отказалась стать членом «единой Европы». От вступления отказалась Швейцария. Швеция, в 1995 г. вошедшая в Евросоюз, испытала значительные экономические трудности.
Дело в том, что под влиянием интеграции постепенно сложилась единая модель экономической политики , общая для всех развитых евроатлантических стран. Государства, не соответствовавшие ей (более высокий уровень государственного вмешательства в экономику, другая социальная политика и т.д.), неизбежно сталкивались с большими проблемами. Так, после вступления Швеции в ЕС из страны начался отток капитала в другие страны Евросоюза, где налоги были ниже.
Проведение прежней особой социальной и экономической политики в отдельной стране, вступившей на путь интеграции, стало невозможным. Удачные решения незамедлительно заимствуются партнерами, неудачные, вызывая отток капиталов, вынужденно пересматриваются. Кроме того, каждый участник интеграции обязан выполнять решения наднациональных органов, что также ограничивает возможности осуществления социально экономических экспериментов. Это стало важнейшей причиной сближения позиций по принципиальным вопросам общественного развития основных политических партий всех стран Западной Европы вне зависимости от их идеологий и программ.
Развитиеевропейской интеграции идет по двум
основным направлениям.
Во-первых , за счет дальнейшего углубления интеграции. Был повышен статус Европейского парламента, который со времени создания ЕЭС быллишь форумом общения представителей национальных парламентов входивших в него стран. В1979 г. прошли первые прямые выборы в Европарламент. В1993г., согласно Маастрихтским соглашениям (подписаны в 1992 г. в голландском городе Маастрихте), был образован Европейский союз (ЕС) . В 1995 г. начали претворяться в жизнь Шенгенские соглашения , отменявшие визовый контроль на территории Евросоюза. Граждане стран ЕС получили право участвовать в выборах в местные органы власти в любой из них. Складывается единая европейская система правовых норм. В 1997 г. в Амстердаме страны ЕС договорились проводить согласованную политику в области безопасности и обороны. В 1998 г. был учрежден Европейский центральный банк , а в 2002 г. введена общая валюта - евро . Исключением стали Дания, Швеция и Великобритания, сохранившие свои денежные единицы.
Во-вторых , за счет включения новых членов . Для стран, которые по уровню и характеру экономического развития не готовы к полной интеграции, была введена система ассоциированного членства . Она подразумевает льготный режим в торгово-экономических отношениях со странами Европейского сообщества, поэтапное продвижение к полноправному членству. Статус ассоциированных членов получили Турция, многие бывшие колонии Франции в Северной Африке (Марокко, Тунис), восточноевропейские государства. В 2004 г. в Евросоюз было принято 10 новых государств - Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия и Эстония. В 2007г. в ЕС вступили Болгария и Румыния. Для всех этих стран установлен переходный период, в течение которого они должны привести свое законодательство, финансы и экономику в соответствие с требованиями единой Европы. Расширение ЕС за счет менее развитых государств привело к большим трудностям. Необходимость направить значительную помощь из бюджета ЕС на поддержку новых, экономически слабых участников интеграции вызвала тревогу у западноевропейцев. Они опасались падения уровня жизни и наплыва дешевой рабочей силы из Восточной Европы.
Возросшее влияние «евроскептиков», как называют противников дальнейшей интеграции, сказалось на итогах референдумов 2005 г. по Конституции Единой Европы. Большинство избирателей во Франции и Голландии отклонили предложенный проект. Однако ведущие политики стран ЕС полагают, что это временные трудности, которые будут преодолены.
Начало западноевропейской интеграции положил подписанный в 1951 и вступивший в силу в 1953 Парижский договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). В 1957 был подписан Римский договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС), вступивший в силу в 1958. В этом же году образовалось Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Таким образом, Римский договор объединил три крупные западноевропейские организации – ЕОУС, ЕЭС и Евратом. С 1993 Европейское экономическое сообщество переименовали в Европейский Союз (ЕС), отразив в изменении названия повышение степени интегрированности стран-участниц.
На первом этапе западноевропейская интеграция развивалась в рамках зоны свободной торговли. В этот период, с 1958 по 1968, в Сообщество входили только 6 стран – Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург. На начальном этапе интеграции между участниками были отменены таможенные пошлины и количественные ограничения на взаимную торговлю, но каждая страна-участница еще сохраняла свой национальный таможенный тариф в отношении третьих стран. В этот же период началась координация внутренней экономической политики (прежде всего, в сфере сельского хозяйства).
Почти одновременно с ЕЭС, с 1960, начала развиваться другая западноевропейская интеграционная группировка – Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ). Если в организации ЕЭС главенствующую роль играла Франция, то инициатором ЕАСТ стала Великобритания.
Второй этап западноевропейской интеграции, таможенного союза, оказался самым продолжительным – с 1968 по 1986. В этот период страны-члены интеграционной группировки ввели единые внешние таможенные тарифы для третьих стран, установив уровень ставок единого таможенного тарифа по каждой товарной позиции как среднее арифметическое национальных ставок. Сильный экономический кризис 1973–1975 несколько затормозил интеграционный процесс, но не остановил. С 1979 начала действовать Европейская валютная система.
Успехи ЕЭС сделали его центром притяжения для других западноевропейских стран. Важно отметить, что большинство стран ЕАСТ (сначала Великобритания и Дания, затем Португалия, в 1995 сразу 3 страны) «переметнулись» в ЕЭС из ЕАСТ, доказав тем самым преимущества первой группировки перед второй. По существу, ЕАСТ оказался для большинства его участников своего рода стартовой площадкой для вступления в ЕЭС/ЕС.
Третий этап западноевропейской интеграции, 1987–1992, ознаменовался созданием общего рынка. Согласно Единому европейскому акту 1986 было намечено формирование в ЕЭС единого рынка как «пространства без внутренних границ, в котором обеспечивается свободное движение товаров, услуг, капиталов и гражданских лиц». Для этого предполагалось ликвидировать пограничные таможенные посты и паспортный контроль, унифицировать технические стандарты и системы налогообложения, провести взаимное признание образовательных сертификатов. Поскольку мировая экономика переживала подъем, все эти меры удалось осуществить довольно быстро.
Четвертый этап западноевропейской интеграции, развитие экономического союза, начался с 1993 и продолжается до сих пор. Главными его достижениями стали завершившийся в 2002 переход на единую западноевропейскую валюту, «евро», и введение с 1999, согласно Шенгенской конвенции, единого визового режима. В 1990-е начались переговоры о «расширении на восток» – приеме в ЕС экс-социалистических стран Восточной Европы и Балтии. В результате в 2004 в ЕС вступили стразу 10 стран, увеличив число участников этой интеграционной группировки до 25. Членство в АТЭС в эти годы тоже расширялось: к 1997 там состояла уже 21 страна, включая Россию.
В перспективе возможен и пятый этап развития ЕС , Политический союз, который предусматривал бы передачу национальными правительствами надгосударственным институтам всех основных политических полномочий. Это означало бы завершение создания единого государственного образования – «Соединенных Штатов Европы». Проявлением этой тенденции является рост значения наднациональных органов управления ЕС (Совета ЕС, Европейской комиссии, Европарламента и др.). Главной проблемой является трудность формирования единой политической позиции стран ЕС по отношению к самому главному их геополитическому сопернику – США (особенно ярко это проявилось во время вторжения США в Ирак в 2002): если страны континентальной Европы постепенно усиливают критику претензий Америки на роль «мирового полицейского», то Великобритания остается твердым союзником США.
Что касается ЕАСТ, то эта организация не продвинулась далее организации беспошлинной торговли, в ее рядах в начале 2000-х остались только четыре страны (Лихтенштейн, Швейцария, Исландия и Норвегия), которые тоже стремятся влиться в ЕС. Когда Швейцария (в 1992) и Норвегия (в 1994) проводили референдум о вступлении в Союз, противники этого шага одержали победу лишь с небольшим перевесом. Можно не сомневаться, что вскоре ЕАСТ полностью сольется с ЕС.
Помимо ЕС и «отмирающего» ЕАСТ есть и другие, более мелкие западноевропейские блоки типа Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург) или Северного совета (страны Скандинавии).
Когда существовал социалистический лагерь, то была предпринята попытка объединить их в единый блок не только политически, но и экономически. Организацией, регулирующей экономическую деятельность социалистических стран, стал созданный в 1949 Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Его следует признать первым послевоенным интеграционным блоком, опередившим появление ЕЭС. Первоначально он создавался как организация социалистических стран только Восточной Европы, но позже в него вошли Монголия (1962), Куба (1972) и Вьетнам (1978).
В 1990–2000-е надежды на экономическую интеграцию России со странами Восточной Европы оказались окончательно похороненными. В новых условиях некоторые возможности для развития экономической интеграции сохранялись только в отношениях между бывшими республиками СССР.
Первой попыткой создания на постсоветском экономическом пространстве нового жизнеспособного экономического блока был Союз независимых государств (СНГ), объединивший 12 государств – все экс-советские республики, кроме стран Балтии. В 1993 в Москве все страны СНГ подписали договор о создании Экономического союза для формирования на рыночных основах единого экономического пространства.
Следующим опытом экономической интеграции стали российско-белорусские отношения. Близкие отношения России и Белоруссии имеют не только экономическую, но и политическую основу: из всех постсоветских государств Белоруссия в наибольшей степени симпатизирует России. В 1996 Россия и Белоруссия подписали Договор об образовании Сообщества суверенных республик, а в 1999 – Договор о создании Союзного государства России и Белоруссии, с наднациональным органом управления. Таким образом, не пройдя последовательно всех интеграционных ступеней (не создав даже зоны свободной торговли), обе страны сразу приступили к созданию политического союза.