Профессор плейшнер понял что явка провалена. Литературные, кинематографические и анекдотические персонажи
Штирлиц возвращался в Берлин. Он был задумчив и совсем немного, - расстроен. Безусловно, понимание того, что профессор Плейшнер оказался не предателем, радовала, но неприятный осадок остался. Это ж надо было так глупо попасться! Нет, Штирлиц не винил Плейшнера в рассеянности, в конце концов, он всего лишь профессор, а не кадровый разведчик, но всё же... Цветок этот проклятый, будь он неладен! Штирлиц покачал головой и невольно улыбнулся. Ему вспомнилась история двадцатилетней давности, приключившаяся с ним в Шанхае на заре его шпионской карьеры.
Они с тогдашним его напарником, выполнявшим обязанности связного, жили в небольшом двухэтажном доме, являвшегося одновременно и явочной квартирой для проезжих советских разведчиков. Согласно инструкции, на подоконнике на втором этаже должен был стоять цветочный горшок, означавший, что всё в порядке и можно заходить не опасаясь засады. Штирлиц как сейчас помнил небольшой невзрачный глиняный горшок с ярко-красной геранью, которую он сразу же невзлюбил, - по его мнению, она отвратительно пахла. На предложение сменить растение на что-нибудь менее экспрессивное, напарник со знанием дела ответил, что выбор пал именно на герань сразу по нескольким причинам: во-первых, она яркая и приметная, - такую даже самый рассеянный человек заметит, а во-вторых, - неприхотливая, что в непростых полевых условиях делало её практически незаменимой. К тому же, со слов местных жителей, она отгоняла насекомых. Штирлиц тогда только вздохнул, но спорить не стал. Однако, когда через день в доме появилась ещё одна точно такая же герань, поселенная на кухне, он всё-таки не выдержал:
- Зачем нам ещё один цветок? Ты решил разбить небольшой садик на крыше?
- Что б ты понимал! - связной и не подумал обидеться. - Вот ты смеёшься, а я пару лет назад, когда ещё в другом месте явочную квартиру держал, ждал как-то связного из Центра. Ночь на дворе, а я жду, уснуть не могу... ну вот и грохнул этот цветок проклятый с окна. Нечаянно, разумеется. Всё бы ничего, но он тогда тоже условным сигналом был. Я как подумал, что из-за моей оплошности связной подумает, что явка провалена и мимо пройдет, чуть не поседел. Вот и представь себе: время за полночь, а я мечусь по квартире в поиске хоть чего-нибудь, во что можно было цветок воткнуть. Думал, с ума сойду, но в итоге нашел какой-то ковшик, в него и запихнул. Связной потом, когда поближе эту композицию разглядел, очень удивился, но промолчал. С тех пор я всегда перестраховываюсь и держу два цветка: один рабочий, а второй... на всякий случай.
Они тогда посмеялись, и Штирлиц согласился, что излишняя предосторожность не помешает, - напарник у него молодой ещё совсем, мало ли что. Кто ж знал-то, что спустя пару недель с того разговора Штирлиц проснется от характерного звука удара и отборной русской брани, раздающийся под окном. Убедившись, что цветок свалился именно с их подоконника, Штирлиц не удержался от улыбки и невозмутимо поставил на его место «запасную» герань, а сам прихватил аптечку и спустился на первый этаж, - его неуклюжий напарник ухитрился прицельно опрокинуть цветочный горшок аккурат на голову остановившемуся под окном связному.
Очнувшись от воспоминаний, Штирлиц глянул в окно и с грустью подумал, что в этот раз условный знак исчез с подоконника не из-за оплошности держателя квартиры, а из-за обстоятельств куда более печальных. И с этим ему ещё только предстоит разобраться.
Первоапрельская статья-шутка
Чем знаменита Швейцария? Конечно же, своими многочисленными банками, где хранят деньги все миллионеры мира. Еще - своим Женевским озером, одним из прекраснейших озер Европы. Да, пожалуй, горнолыжными курортами в Альпах, равных которым нет больше нигде.
В декабре прошлого года в Швейцарии появилась новая достопримечательность. В столице Швейцарии Берне, на Цветочной улице открылся музей профессора Плейшнера. Да, да, того самого профессора, которого штандартенфюрер СС фон Штирлиц (он же полковник Исаев) отправил в качестве связного в Берн, а Плейшнер из-за склероза не заметил цветочного горшка на подоконнике - знака того, что явка провалена.
Швейцария - маленькая страна и в третьей мировой войне участия не принимала. Поэтому каждый герой, совершивший подвиг на территории Швейцарии, глубоко почитается швейцарцами. Профессор Плейшнер, отдавший жизнь за дело мира, - один из них. Швейцарцев не смущает, что это вымышленный литературный персонаж. Ведь в Лондоне имеется музей Шерлока Холмса на Бейкер-стрит, и то, что Холмса выдумал сэр Артур Конан-Дойль, не мешает англичанам гордиться своим знаменитым соотечественником.
Идея создания такого музея принадлежит Юргену Зенгелю, продавцу птичек, напротив магазина которого находился дом, откуда так удачно выпал профессор Плейшнер. Когда-то давно известный писатель Юлиан Семенов заходил в этот магазинчик, долго разглядывал дом напротив, что записывал в свой блокнот, после чего купил большого красного попугая. Попугай от писателя улетел и вернулся назад в магазин. Из общения с Юлианом Семеновым птица вынесла несколько фраз на русском языке, в том числе «Дай сухар-рик!», «Ну ты и жмотяр-ра!». Большинство остальных фраз - неприличные.
Через несколько лет после выхода книги «Семнадцать мгновений весны», очень популярной в Швейцарии, господин Зенгель скопил достаточно денег, купил дом напротив и, переоборудовав все внутри, стал директором музея. Знаменитый попугай сидит на жердочке в прихожей и, лениво приоткрывая один глаз, изредка восклицает на чистом русском языке: «Явка пр-ровалена!»
На церемонии открытия музея присутствовали президент Швейцарии, члены правительства, мэр Берна, владельцы крупнейших банков и посол России. Хотя на просьбу швейцарского правительства наградить профессора Плейшнера посмертно орденом Ленина правительство России не ответило, тем не менее посол России торжественно наградил Плейшнера медалью «За отвагу», которую посол лично купил у спекулянтов на Арбате.
Собственно, музей профессора Плейшнера можно было бы назвать музеем Исаева-Штирлица. Но скромные швейцарцы считают, что честь создания музея Штирлица принадлежит России, поэтому они выбрали себе героя попроще. Тем не менее в главном зале музея кроме самого Плейшнера стоят восковые фигуры знаменитого советского разведчика и его лучшего агента пастора Шлага, а также фигуры фашистов, с которыми Штирлицу приходилось общаться по работе - Мюллера, Бормана, Шелленберга, Айсмана, Холтоффа и даже Адольфа Гитлера. Гитлера швейцарцы не любят, поэтому некогда великий фюрер стоит лицом к стене, а каждый желающий может дать ему пинка за каких-то сто швейцарских франков.
Кроме восковых фигур, в экспозиции музея находятся многочисленные экспонаты, имеющие непосредственное отношение к профессору Плейшнеру и его руководителю Штирлицу. Это макет глаз профессора, которые по одной из легенд Штирлиц поднял с мостовой, блок сигарет с ядом, который принял профессор перед тем, как выброситься из окна, лыжи пастора Шлага, на которых пастор так и не научился ходить, повязка одноглазого гестаповца Айсмана, осколки бутылки, которой Штирлиц дал по голове Холтоффу, отпечатки пальцев Штирлица, снятые Мюллером с чемодана русской радистки, сам чемодан с рацией, причем рация - в рабочем состоянии, левое переднее колесо от машины Штирлица. И многочисленные пароли, что явка провалена, о чем так любит сообщать попугай Юлиана Семенова. На одном окне стоят тринадцать цветочных горшков, на другом - тридцать три сломанных утюга. На специально вбитом в стенку гвозде висит настоящая фуражка штандартенфюрера СС фон Штирлица.
Директор музея господин Зенгель очень гордится своим собранием книг про Штирлица. В ней насчитывается около сорока изданий «Семнадцати мгновений весны» и множество изданий других книг, где также фигурирует советский разведчик. Особое место в коллекции занимают анекдоты про полковника Исаева. Их в коллекции директора музея около трехсот. Сам господин Зенгель русского языка не знает, но имеет переводы всех анекдотов на три государственных языка Швейцарии - немецкий, французский, итальянский. И хотя, по его признанию, русский юмор ему не понятен, директор музея неизменно сопровождает каждый анекдот громким счастливым смехом.
Стены музея расписаны сценами из жизни русского разведчика. Штирлиц стреляет в упор. Штирлиц отмечает 23 февраля, упав лицом в салат. Штирлиц раскидывает мозгами. Штирлиц в лесу натыкается на сук. Штирлиц отважно вскрывает сейф в бункере Гитлера. Гестапо обкладывает все выходы, а Штирлиц выходит через вход.
В одном из залов музея на большом экране телевизора непрерывно крутится фрагмент из советского фильма, где профессор Плейшнер попадает в засаду. Фашистская контрразведка уже почти празднует победу, ан нет! Облажавшийся с цветочным горшком, но храбрый профессор Плейшнер успевает достать из портсигара и съесть сигарету с ядом, заботливо выданную ему Штирлицем, а затем выпадает из окна, оставив нацистов с носом. Эта сцена неизменно вызывает у зрителей взрыв энтузиазма, они радостно хлопают в ладоши и идут в бар пить пиво.
На первом этаже музея расположен бар, в котором всегда имеется в продаже свежая русская водка, жигулевское пиво и папиросы «Беломор-канал», столь любимые советским разведчиком. Тут же можно откушать истинно русские блюда, такие как щи из квашеной капусты на слабеньком бульоне из костей, макароны по-флотски без мяса, бутерброды из кильки балтийской глазастой с сухим черным хлебом, яйца всмятку, яйца в мешочек, яйца вкрутую и взбитая яичница, компот из сухофруктов, разбавленный водой из-под крана, блины с кабачковой икрой, чай грузинский из веника первого сорта и много других деликатесов. В баре - уютный полумрак и постоянно звучит грустная музыка. «Не думай о секундах свысока…»
Вместо принятой в музеях мира книги отзывов для посетителей, господин Зенгель решил отвести для этой цели всю лестничную клетку, разрешив писать отзывы цветными фломастерами прямо на стенах. А так как в Швейцарию приезжает все больше и больше русских туристов и бизнесменов, то лестничная клетка понемногу становится похожа на типично русские подъезды, а господин Зенгель, наконец-то, начал по этим надписям учить русский язык.
Если судьба забросит вас в Берн, не забудьте посетить музей профессора Плейшнера, отдать дань уважения тем, кто когда-то отдал жизнь за наше светлое будущее…
И я там был, и водку пил, съел один блин, валюта кончилась, и больше ни на что денег не хватило. Пора бы и нам, великой Родине великого разведчика Штирлица , задуматься о том, чтобы создать подобный музей.
Раскрывающий очевидную, в общем-то, вещь: что такое «Оружие возмездия» до сего дня никому неизвестно.
«Последовавшее вскоре применение атомного оружия, начавшее новую эпоху в жизни человечества, окончательно отбросило вопрос об оружии возмездия в область малопонятных исторических загадок. С тех пор в большинстве исторических пособий под оружием возмездия понимаются те несовершенные и небезопасные в обращении ракеты, которые вермахт время от времени пускал через Ла-Манш; самое удивительное, что охотнее других такую версию приняли сами немцы». (В. Пелевин)
Правда, что именно скрывалось за этим названием Виктор Олегович вывернул по своему. Но мы то знаем Истинную Правду™;-)
Оружие возмездия
"- Вот что, - продолжал Мюллер. - Вам надлежит изучить эти дела - здесь работа штандартенфюрера Штирлица за последний год. Это дело, относящееся к оружию возмездия... то есть к атомному оружию... Он шел на конспиративную квартиру, адрес которой ему дал Штирлиц, по пустынной улице. Оглянувшись несколько раз, профессор вдруг - и снова неожиданно для себя - стал кружиться в вальсе. Он напевал себе под нос какой-то старинный вальс и упоенно кружился, по-старомодному пришаркивая мыском туфель и делая такие пробеги, которые - он это помнил - делали эстрадные танцоры в начале века.
У вас надежная крыша? Штирлиц продолжал размышлять: Плейшнер должен был выполнить мои поручения. Ни пастор, ни Плейшнер не знают, чему они дали ход в моей операции." (Юлиан Семенов. Семнадцать мгновений весны) |
Ну и сколько мы будем здесь просиживать штаны! - Зигфрид швырнул на стол револьвер, который он разбирал, смазывал и собирал каждый день по нескольку раз.
Гюнтер Шульц поднял глаза от газеты и вопросительно посмотрел на Зигфрида Вайбеля.
Достало уже сидеть здесь без дела! - В сердцах воскликнул тот. - Мне кажется, никто на связь не выйдет. Мы что-то не учли. Наверняка, здесь есть какой-нибудь сигнал о том, что явка провалена. Связник уже давно должен был здесь появиться.
Вайбель вскочил и начал нервно ходить по комнате. - Может эта занавеска висит не так? А может этот идиотский цветок на подоконнике? Или закрытая форточка?
Но... - Вайбель хотел обратится к руководителю операции официально, но в который раз вспомнил, что не знает даже его звания. Только то, что это очень высокопоставленный чин СС, прибывший чуть ли не от самого рейхсфюрера Гиммлера, и которому надо подчинятся беспрекословно. Чертова конспирация!
Хорошо, Зигфрид. - Гюнтер Шульц отложил газету и достал пачку сигает. - Я понимаю ваше раздражение, и посвящу вас в некоторые детали. Вы нервничаете, поскольку думаете, что мы здесь находимся в обычной засаде, с которой справился бы любой рядовой агент. Но это не так. Вся судьба Великогерманской Империи находится сейчас в наших руках. На дворе уже март 45-того, и вам, как и мне, должно быть ясно, что Германия эту войну вот-вот проиграет.
Шульц затянулся сигаретой и, проигнорировав протестующий жест Зигфрида, продолжил:
У Германии есть только один шанс - тот о котором говорил наш великий фюрер - это оружие возмездия. Без этого оружия дни Третьего Рейха сочтены. И по нашим оперативным данным, лабораторный образец именно этого оружия связной должен доставить сюда.
Так мы здесь ждем ядерную бомбу! - воскликнул потрясенный Вайбель.
Мы называет этот объект - "препарат". До нас дошли сведения, что еще два года назад здесь, в Швейцарии, были проведены успешные лабораторные испытания "препарата", но, к сожалению, об этом пронюхали также и русские, и американцы. В Швейцарии находится глава американской разведслужбы в Европе Аллен Даллес. А это уже серьезно. Да и русские уже здесь. Даже кюре Норелли из представительства Ватикана в Швейцарии что-то разнюхивает. Но разработчики "препарата" - ученые, и не идут на контакт ни с одной воюющей стороной. К ним можно подобраться только через научные каналы, подослав к ним какого-нибудь профессора, например. Мы пока мы не знаем, кто они и где, сведения очень туманны. Более того, у нас есть сведения, что сам "препарат" был готов уже семь лет назад, но исследования были полностью засекречены швейцарскими спецслужбами. Похоже, что наши противники все же нашли лазейки и добыли "препарат". Но нам удалось накрыть эту явочную квартиру, и мы имеем шанс перехватить "препарат" здесь. Но даже это не главное. Главное - это имя изобретателя, которое мы так пока и не смогли выяснить. Теперь вам ясна важность нашей задачи?
Так это все-таки бомба? Или новое Фау? Или.. - Вайбель с трудом говорил от потрясения. - Я слышал недавно, что это миллионы зараженных чумой крыс, которых мы сбросим на Москву. Но это же чушь, конечно...
Этого не положено знать даже мне. Мы ведь просто солдаты Великой Германии, и у нас вполне определенная задача - захватить "препарат" и выяснить имя ученого, его открывшего. Кстати, - Шульц бросил на стол газету, которую читал до того, - взгляните на передовицу.
Газета была от 24 февраля 1945 года. Вайбель прочитал заголовок речи Гитлера: «Я уверенно смотрю в будущее. Мое Vergeltungswaffe («оружие возмездия») изменит обстановку в пользу Третьего Рейха!»
Видите, - продолжил Шульц, - мы сейчас единственная надежда фюрера и Германии. Мы не можем допустить никакой ошибки, все будущее зависит только от нас.
В этот момент раздался громкий стук в дверь. Это был не даже просто обыкновенный стук - как будто кто-то выбивал на двери барабанную дробь, подчиняясь некой мелодии. Шульц махнул рукой, показывая Зигфриду на соседнюю комнату, а сам пошел к двери.
***
Маленький, тщедушный и обычно тихий человек шел по пустынным улицам Берна, близоруко щурясь на таблички и номера домов. Впрочем, если бы его сегодня могли видеть те, кто его знал, они непременно обратили бы внимание на его странное поведение. Оглянувшись несколько раз, профессор Плейшнер вдруг - неожиданно даже для себя - стал кружиться в вальсе. Он напевал себе под нос какой-то старинный мотив и упоенно кружился, по-старомодному пришаркивая мыском туфель и делая такие пробеги, которые - он это помнил - делали эстрадные танцоры в начале века. Мир вокруг, наполненный волшебными звуками и красками, казался ему сегодня чудесным. Казалось, сам вкус свободы пьянил профессора.Вот, похоже, и нужная улица. Кажется, Штирлиц говорил что-то о цветах на окне? Да, действительно, сколько же здесь цветов! О Боже, как красивы все эти цветы вокруг! Какое буйство красок! Просто Цветочная улица! А вот птичий магазин. Какие там красивые разноцветные попугаи! Настоящие райские птицы! А вот и нужный дом, напротив магазина.
Дверь ему открыл высокий плотный мужчина.
Отто просил передать, - сказал профессор слова пароля, - что вчера вечером он ждал вашего звонка.
Заходите, - сказал мужчина, и Плейшнер зашел в квартиру, хотя он не имел права этого делать, не дождавшись отзыва; "Странно, я был дома, но, видимо, он перепутал номер".
Ну? - спросил высокий мужчина, когда они вошли в комнату. - Как он там?
Вот, - сказал Плейшнер, протягивая ему крохотную ампулу. - К сожалению, она треснула сегодня с утра, когда я распаковывал чемодан. Но пролилось совсем немного препарата, я вовремя заклеил трещину пластырем.
Высокий человек ушел в соседнюю комнату, передал ампулу своему помощнику и сказал:
Срочно в посольство. Передай нашим, чтобы организовали наблюдение за этим типом. Я задержу его и постараюсь с ним поговорить: он дилетант и его, видимо, используют, я его расшевелю...
Как себя чувствует ваш шеф? - спросил высокий, вернувшись. - Здоров?
Да, да, да - пропел Плейшнер, счастливо улыбаясь. - Все в порядке.
Хотите кофе?
Спасибо. С удовольствием.
Шульц ушел на кухню и спросил оттуда:
У вас надежная крыша?
О, да. Я живу на втором этаже, - растянулся в блаженной улыбке Плейшнер.
Шульц усмехнулся, выключая кофейную мельницу. Он угадал, этот посетитель действительно просто дилетант. Хотя ведет себя чересчур уж неадекватно даже для дилетанта. Может, играет?
Эти сволочи поят народ бурдой, а здесь продают настоящий бразильский.
Забытый вкус, - отхлебнув маленький глоток, согласился Плейшнер. - Я не пил такого кофе лет десять.
Греки научили меня запивать крепкий кофе водой. Хотите попробовать?
Плейшнера сейчас все веселило, он ходил легко, и думал легко, и дышал легко. Он рассмеялся:
Я ни разу не пил кофе с водой. Постойте! А какой замечательный цвет у этой воды. Как она переливается всеми красками! А какие песни она поет! - Плейшнер огляделся вокруг и внезапно вскочил с кресла. - А эти бабочки! Они же просто великолепны! Я сейчас поймаю вон ту, большую. Нет, стой, стой!
Плейшнер, размахивая воображаемым сачком, бросился к окну. Остолбеневший Шульц был слишком шокирован и сбит с толку таким поведением профессора, чтобы успеть ему помешать.
***
Даже в полете из окна Плейшнер продолжал ловить бабочку. Подбежавший к окну Шульц увидел его тело, распластавшееся внизу на улице, но не заметил, как визитка Альфреда Хофманна выпала из кармана профессора и, подхваченная шаловливым ветром, полетела вдаль...© Абсентис (and © Юлиан Семенов, 43% текста дословно)
Но, как известно, в каждой шутке только доля шутки;-) Пройдет много лет, прежде чем в своей монографии "История шизофрении", изданной в Париже в 1992 году, известный французский психиатр профессор Ж. Гаррабе задастся вопросом:
В 1938 г. Столл и Хофманн осуществили синтез диэтиламида лизергиновой кислоты, который через четверть века приобретет известность в виде аббревиатуры ЛСД. Подчеркнем, что лизергиновая кислота является характерным ядром алкалоидов пурпурной спорыньи. Впервые была установлена точная химическая структура молекулы в веществе растительного происхождения, способная вызывать галлюцинации у того, кто это вещество съедает. Это открытие осталось незамеченным, может быть, вследствие времени, когда оно было сделано. Верно то, что это отравление, эрготизм или «антонов огонь» было редчайшим, и ни одна из воюющих сторон не догадалась использовать ЛСД как химическое оружие, способное вызвать у противника умопомешательство. Химия головного мозга и война. История шизофрении Гаррабе Ж.)
Куда ведут всех гостей Риги? Конечно, в Старую Ригу! А там – на главную советскую киношную улицу: Яуниела (Новая улица). Она же - Блюменштрассе, она же – Бейкер-стрит. Давно обещал немного рассказать о ней. 39 лет назад, по вечерам, в СССР все поголовно прилипали к голубым тогда еще экранам и запойно смотрели «17 мгновений весны» (с 11 по 24 августа показали все 12 серий). Кто из молодежи не смотрел – рекомендую. Причем, черно-белую, оригинальную версию. О советском разведчике полковнике Исаеве - штандартенфюрере СС Штирлице, весной 45-го срывающем вместе со своими помощниками сепаратные переговоры англо-американцев с представителями руководства фашистской Германии…
вот она - Цветочная (Блюменштрассе) из фильма "17 мгновений весны"... (shukach.com)
и она же, но Бейкер-стрит - в "Шерлоке Холмсе и доктора Ватсоне"...(tripevent.ru)
она же - в минувшее воскресенье... Улица не пешеходная, редкие вагончики с экскурсантами и автомобили (в Старую Ригу въезд платный и ограничен) как-то протискиваются между кафеюшками. Не в сезон их убирают и Яуниела как-бы становится шире, доходя до своего привычного киношного формата...
Но начнем мы с первого похода профессора Плейшнера (замечательного Евгения Евстигнеева) на Цветочную. Сейчас здесь в гостинице "Юстус" (хотя в сериале псевдоним Штирлица - Юстас) находится ресторан "Алекс" (псевдоним руководителя в аппарате советской разведки в Москве):
справа - то самое здание, в котором находилась явочная квартира...
В 7-й серии Плейшнер в Берне подписывает международную телеграмму. Голос Ефима Копеляна за кадром: «Плейшнер выполнил первое задание Штирлица. Через день в Москве прочтут это сообщение «Гиммлер через Вольфа в Берне вышел на переговоры с Даллесом. Юстас." Плейшнер шел на конспиративную квартиру по адресу, который ему дал Штирлиц. До встречи ему оставалось еще полчаса…."
На 50-й минуте серии Плейшнер добрался до Цветочной.Ему бы пройти до конца этого здания, в котором с краю находился птичий магазин:
вот в этом окне, в котором в фильме были расставлены клетки с птицами, и сейчас отражается то самое окно напротив, на подоконнике которого справа от женской головы стоял горшок с розами - знак провала...
эти окна крупным планом - цветка, как видим, нет ни в одном. Явка вновь работает!))
Сейчас здесь под окнами конспиративной квартиры, как и в советское время, ресторан. Но - другой. Тот, который назывался "У Кристапа", славился своим разливным пивом, рыбными деликатесами и крокетами из лосятины...
Плейшнер должен был посмотреть на окно, но он напрочь забыл об этом. (кадр из фильма, источник - progulka.lv)
подъезд, куда направился связной...
Плейшнер заходит в явочную квартиру, не дождавшись отзыва на пароль… «Это была уже вторая его ошибка, - звучит голос Копеляна за кадром. - Пьяный воздух свободы сыграл с профессором Плейшнером шутку. Явочная квартира советского разведчика была провалена фашистами. И сейчас здесь ждали гостей. Первым гостем оказался связной Штирлица профессор Плейшнер."
В 9 серии при втором походе на Блюменштрассе на Плейшнера взнезапно находит озарение, и он вспоминает, что не исполнил предписаний Штирлица…
короткий ролик на 29 секунд – явка провалена...
На 22 минуте 12 серии Штирлиц (мудрый Вячеслав Тихонов) приезжает на Цветочную, узнав в пансионате, в котором останавливался Плейшнер, что тот погиб, выбросившись из окна подъезда... Штирлиц заходит в птичий магазин и видит сквозь окно цветочный горшок... А "падал" Плейшнер, раскусивший перед этим ампулу с ядом, сюда, на мостовую:
Но внутренности подъезда снимались совсем на другой улице Старой Риги - Пилс (Замковой):
Возвратимся однако на Яуниела, которая появилась в Риге, несмотря на свое название - Новая - в 1599 году. Длина ее - 230 метров. Посмотрим на нее со стороны Домской площади:
А теперь пройдемся уже по Бейкер-стрит. Сейчас здесь выставлены столики от ресторанов, а не в сезон картинка почти такая же, как в фильме "Шерлок Холмс и Доктор Ватсон". Они и ходили по этой улице, и ездили в кэбах:
кадр из фильма (archdesignfoto.com)
Но жили друзья в совершенно ином доме, который находится в крохотном дворике сразу за "птичьим магазином":
А это - входная дверь, которую частенько отворяла миссис Хадсон:
Эта же дверь в фильме была выкрашена в другой цвет и обзавелась львами и ажурными заборчиками по бокам... Здесь запечатлен эпизод, когда Стемфорд приводит Ватсона к Холмсу, где доктор впервые знакомится со своим будущим другом и напарником. (lioracompany.com)
А теперь я вам покажу еще несколько мест, где снимались "17 мгновений".
угол Амату (Ремесленной) и МЕйстару (Мастеровой) – Штирлиц идет на встречу с Борманом (на заднем фоне здание Малой Гильдии) (progulka.lv)
здесь ракурс чуть другой, и деревья заслоняют Малую Гильдию, и на каменном ограждении возвели металлический забор...
это знаменитый "Кошкин дом" (с кошками на башенках). У этого здания Штирлиц садился в машину к Борману...
Вход в "музей природы", в котором Штирлиц ждал, подъедет ли Борман на встречу
А так это выглядело в фильме (на кадре на заднем плане видна надпись по-латышски - "ремонтная матсерская")). Снимок прислала подруга по ЖЖ Рената , как и два последующих кинокадра:
На 28 минуте в 11 серии по ЗИргу (Лошадиной) идут ополченцы на фронт, а Кэт выходит из арки с двумя детьми на руках и смотрит на солдат - пожилых и юнцов. Кэт ждет более минуты, пока не пройдет последний мальчишка в форме не по росту и со шмайсером в руках:
Кэт с детьми появляется в проеме арки...
так эта улица выглядит в наши дни...
вот эта арка, в которой стояла русская радистка, которую потом вывезет из Германии Штирлиц... На дальнем плане виднеется Домский собор...
здесь, у здания монастыря (госпиталя в фильме), примыкающего к Домскому собору, Штирлицу с Кэт и детьми придется притормозить и ждать, пока из санитарных машин будут вытаскивать носилки с ранеными. Когда один из грудничков заплачет, а военный-постовой вперится в машину взглядом, Штирлиц сдаст назад, развернется и уедет... Памятник немецкому просветителю Гердеру в фильме завалят мешками с песком по самую голову... Любопытно, что рижский бюст сделан в свое время со слепка верхней части памятника Гердеру в Веймаре.
Любимые фразы из фильма:
А вас, Штирлиц, я попрошу остаться… еще на одну минуту. (Мюллер)
Мы все под колпаком у Мюллера. (Штирлиц)
Да будет вам, Штирлиц, и так в ушах звенит. (Мюллер, в ответ на "Хайль Гитлер!")
Верить в наше время нельзя никому, даже самому себе. Мне - можно. (Мюллер)
В любви я - Эйнштейн! (дама с лисой)
Эта травка хорошо помогает от почек. У вас не болят почки? Жаль. (фрау Заурих)
"Композитор Микаэл Таривердиев вспоминал, что для знаменитых «Семнадцати мгновений весны» было написано несколько песен, но в фильм вошло только две: знаменитые «Мгновения» и «Песня о далёкой родине».
По первоначальной задумке в кафе «Elefant» Штирлиц должен был встретить жену с сыном. У мальчика в руках была игрушка - клоун с металлическими тарелочками. Одна из тарелочек отвалилась. Штирлиц незаметно подобрал её и сделал брелок.
Понимая, что в этой сцене всё внимание зрителей будет обращено на ребёнка, режиссёр Татьяна Лиознова изменила сценарий. Исчезла сюжетная линия, и пришлось отказаться от одной песни. В первых сериях фильма остался лишь брелок, который Штирлиц постоянно вертит в руках. А от песни сохранилась пронзительная мелодия «Дороги»
Список второстепенных персонажей романов о Максиме Исаеве (Штирлице) , написанных заслуженным деятелем искусств , лауреатом Государственной премии РСФСР Юлианом Семёновым . В представленном списке все персонажи разбиты на две категории - вымышленные и реально существовавшие, обе разбиты на подкатегории по национальностям - русские, американцы, англичане, испанцы и немцы . В каждой подкатегории персонажи расставлены в алфавитном порядке. В списке упомянуты персонажи, появившиеся минимум в двух книгах о Штирлице, как в повествовании, так и в воспоминаниях Штирлица, также оставлены персонажи, появлявшиеся в популярном телесериале «Семнадцать мгновений весны ».
Значение для мировой детективной литературы
В контексте разговора о персонажах романов Юлиана Семенова небезынтересно привести строки из письма Жоржа Сименона , которому Семёнов при встрече подарил переводное издание одной из своих книг о Штирлице :
Количество персонажей, их человеческая жизненность произвели на меня огромное впечатление. Я вынужден был вновь взглянуть на титульный лист, чтобы удостовериться, что там стоит слово „роман“, - настолько жизненно произведение. Я, который никогда не мог создать ничего, кроме коротких историй с всего несколькими персонажами, был приятно поражён этой книгой, увлекающей читателя так, что он не может оторваться от неё ни на одну ночь, пока не прочтёт до конца. Жорж Сименон |
По мнению литературного и кинокритика Владимира Березина в «Семнадцати мгновениях » все персонажи архетипичны : Шелленберг как версия Мюллера, Мюллер как версия Шелленберга, радистка и Холтофф, чья главная функция - подставить голову, и среди них - Плейшнер как кажущаяся трагическая версия пастора Шлага. И над всем этим кукловод Штирлиц, будто могущественный Кристофер Робин . Как заметил в интервью журналу «Огонёк » Сергей Урсуляк , - режиссёр сериала 2009 года о приключениях молодого Максима Исаева, - герои Семёнова умны и обаятельны .
Советский и российский литературный критик Лев Аннинский отмечает, что концепция человека у Юлиана Семенова, на первый взгляд, противоположна той жертвенности, которую проповедовали иные его коллеги. Здесь не мучаются гамлетовским вопросом: кому ты нужен? Семёновские герои - «люди категорического склада характера», они знают, чего они хотят. Здесь не изъявляют покорной готовности! «раствориться» во имя будущего. Тут предпочитают быть сильными. «Сильный мужчина» - вот герой Семёнова. «Сильный мужчина может дать пощёчину за дело, но он никогда не обидит…», - думает о герое его подруга. По мнению Аннинского, герои здесь не готовятся умилённо лечь под кувалду судьбы - здесь готовятся взять судьбу в свои руки: «Самое главное - уверенно желать. Только тогда сбывается желаемое… Человек всегда должен знать, что всё будет так, как он задумал…» Кем-кем, а покорным винтиком, «издержкой производства», рабом судьбы семёновского героя не назовешь. Это - хозяин жизни, хозяин уверенный, из тех, чью психологию в прошлом веке определяли как наполеоновский комплекс .
Литературные, кинематографические и анекдотические персонажи
Возвращаясь к Максиму Исаеву в молодые годы, до того, как он стал Максом Отто фон Штирлицем, следует упомянуть и о персонажах ранних произведений о разведчике Исаеве. Как отмечает обозреватель «Комсомольской правды» Оксана Кальнина, в романах , «Пароль не нужен» и ряде других ранних произведений, читатель быстро отвлекается от однозначности оценок - настолько захватывает сюжет. Постепенно «краснота» или «белизна» персонажей отходит на второй план. А вперёд выступают вполне себе общечеловеческие мотивы, которые движут героями. Любовь к близким и родине, ненависть к врагам, боязнь за свою жизнь и прочие. Но такими персонажи показаны в книге. В последней киноадаптации - сериале Сергея Урсуляка «Исаев» акценты совсем другие. С первых минут фильма становится ясно: настоящие герои - на стороне белых . Белые офицеры перед расстрелом ведут себя с честью и достоинством. А красные босяки куражатся над беззащитными пленными, а оплеуха приводит их предводителя в состояние жалкой бабской истерики. Следователь ВЧК Будников, в книге показанный настоящим профессионалом, действующим не в лоб, а умно и тонко, - в фильме показан настоящим солдафоном, умеющим только держать и не пущать . Тем не менее, с развитием сюжета все усложняется: среди «красных» много умных и симпатичных персонажей, а бывшие белые занимаются бандитизмом и ностальгией. Во второй половине сериала («Пароль не нужен») делается акцент на ум и талант Блюхера и Постышева , из-за чего множество царских офицеров переходит на сторону красных.
Отдельно следует упомянуть воплощение персонажей в советских анекдотах . Как отмечает Юрий Гладильщиков, - сотрудник отдела искусств журнала «Итоги», - анекдоты о том, какого цвета трусы у Мюллера - стали циркулировать в народе вместе с выходом сериала, не в последнюю очередь, благодаря игре прославленных советских актёров . В итоге, Мюллер известен российской аудитории больше как персонаж анекдотов про Штирлица, чем как реальная личность .
Вымышленные
Немцы
Как отмечает культурный обозреватель Владимир Шухмин, во многом именно благодаря таким кинематографическим персонажам как Айсман (Леонид Куравлёв) и Шелленберг (Олег Табаков) немцы перестали восприниматься как жупел, как «мировые волки», а напротив оказались «своими», и в целом способствовали росту интернационализма на отдельно взятой 1/6 суши . И Мюллеру (Леонид Броневой), и Шелленбергу искренне сопереживали. Они не воспринимались как фашисты, - пишет Юрий Гладильщиков .
Айсман, Курт
Из партийной характеристики члена НСДАП с 1939 года Айсмана, оберштурмбанфюрера СС (IV отдел РСХА): «Истинный ариец. Характер, приближающийся к нордическому, стойкий. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Безукоризненно выполняет служебный долг. Беспощаден к врагам рейха. Спортсмен, отмеченный приказами на соревнованиях стрелков. Отменный семьянин. Связей, порочащих его, не имел. Отмечен наградами рейхсфюрера СС…»
Айсман (его фамилия в переводе с немецкого означает "Ледяной человек") был человеком Мюллера, работал вместе со Штирлицем в Испании в тридцать седьмом, и поэтому отказался вести его дело в начале сорок пятого («Семнадцать мгновений весны»). Мюллер нашёл для этого дела Холтоффа, а Айсман занялся этим делом сам, по собственной инициативе. После войны работал, пройдя денацификацию, в концерне Дорнброка, был одним из приближённых к главе концерна. Был арестован Исаевым в самолёте, за создание нелегального ядерного оружия, когда попытался взорвать Исаева (Исаев пересел со своего рейса на рейс Айсмана, захватив с собой бомбу, но не сказав, что она уже обезврежена, а Айсман, зная, что самолёт взорвут с земли над границей, дал показания (которые записали на плёнку на земле) и только тогда Исаев дал ему возможность передать по радио, чтобы взрыв «отменили») («Бомба для председателя »).
В фильме «17 мгновений весны» Айсмана сыграл Леонид Куравлёв . В 1997 году в новогоднем музыкальном фильме «Старые песни о главном 3 » Леонид Куравлёв повторил роль.
Крайн, Барбара
(Из партийной характеристики на члена НСДАП с 1944 года Барбары Беккер, унтершарфюрера СС (IV отдела РСХА): «Истинная арийка. Характер - нордический, стойкий. Безукоризненно выполняет служебный долг. С товарищами по работе ровна и дружелюбна. Спортсменка. Беспощадна к врагам рейха. Незамужняя. В порочащих связях не замечена…»)
Семнадцать мгновений весны
Девушка, самоуверенная и циничная, искренне верующая в идею Гитлера . Была приставлена охранять Кэт («17 мгновений весны») вместе с Гельмутом. Спорила с Кэт относительно идеологий воюющих стран. Убита Гельмутом во время жестокого допроса Кэт. В экранизации носит фамилию Крайн; при этом один из доносов на пастора Шлага тоже подписан Барбарой Крайн.
В фильме «17 мгновений весны» роль Барбары исполнила Ольга Сошникова .
Гаузнер, Густав
Офицер Абвера, майор, завербовавший Кристину Кристиансен. В 1938 году сопровождал Шелленберга в Италию. Обеспечивал безопасность Гитлера. Убит людьми Гелена.
Гельмут Кальдер
Пастор Шлаг
Пастор, арестованный за антигитлеровскую пропаганду. Его фамилия в переводе с немецкого языка означает «Удар». Освобождён Штирлицем для игры Шелленберга («17 мгновений весны»): пастор должен был отправиться в Швейцарию и осуществлять задуманную Шелленбергом «операцию прикрытия» переговоров Вольфа. Он должен был создавать видимость переговоров, входя в контакты с известными пацифистами, а затем погибнуть. Однако Штирлиц скорректировал план. Шлаг в Швейцарии фактически действовал в интересах советской разведки и остался жив. Будучи одним из самых симпатичных персонажей, пастор Шлаг обязан своим существованием критику Льву Аннинскому , зашедшему как-то к Юлиану Семёнову на огонёк, когда тот готовил материал к роману .
Профессор Плейшнер
Профессор Плейшнер был завербован Штирлицем после смерти старшего брата профессора, который многие годы являлся его помощником в антифашистском движении. Штирлиц принял решение привлечь профессора, так как в связи со смертью Эрвина Кина и исчезновением Кэт у него почти не было каналов связи, кроме пастора Шлага. Штирлиц решил сделать себе запасной канал и для этого дал задание Плейшнеру отправиться в Берн, признавшись, что он является советским разведчиком. Плейшнеру уже доводилось бывать в застенках гестапо (а именно в концлагере Дахау, хотя концлагеря не были в ведомстве тайной полиции!), откуда он вернулся почти со сломленным духом. Человек глубоко интеллигентный, он плохо ориентируется в обществе и предпочитает сидеть в библиотеке, работать над своими научными трудами. Режим нацистов ему отвратителен, однако он не имеет никакой возможности выражать это. Предупредив Штирлица, что в случае провала он может «не выдержать», Плейшнер всё же без колебаний соглашается сотрудничать с ним. В Берне ему нужно отправить шифрованную телеграмму (с этой частью миссии он справляется успешно) и встретить резидента в явочной квартире. К сожалению, в результате своей оплошности опьянённый воздухом свободы Плейшнер не замечает условного сигнала о том, что явочная квартира провалена, и раскрывает себя нацистам (впрочем, Штирлица он при всём этом не выдаёт). Когда он понимает это, то предпочитает покончить с собой, чем снова оказаться в нацистской тюрьме.
Профессора Плейшнера и его умершего брата играет Евгений Евстигнеев .
Рольф, Юрген
Сотрудник Гестапо, подчинённый Мюллера. «Разрабатывал» дело русской пианистки - радистки Кэт. Чтобы выжать информацию из Кэт, начал пытать её ребёнка. Убит охранником конспиративной квартиры Гельмутом.
Холтофф, Вильгельм
Сотрудник Гестапо, подчинённый Мюллера. Вёл дело Штирлица, когда его отказался взять Айсман, после войны не проходил денацификацию, а скрылся под фамилией Гельтофф. Стал работать в полиции, одновременно работая на Дорнброка («Бомба для председателя»), убит, когда выяснилось, что он помогал Штирлицу выследить Айсмана.
Американцы
Кристиансен, Кристина
Жена Пола Роумэна. Была «подсадной уткой», которую люди Гелена подвели Роумэну. Впоследствии он вместе со своим другом полковником Эронимо раскрыл обман и помог ей порвать с гестаповцами. Во время операции по разоблачению нацистов, проводимой Роумэном и Штирлицем, ушла вместе с Элизабет Спарк на яхте в море, чтобы быть вне досягаемости (кем?).
Роумэн, Пол
Один из главных персонажей романов о Штирлице, не снискавший, правда, всеобщей известности из-за того, что книги с его участием не были ни разу экранизированы [ ] . Впервые он появляется в книге «Экспансия-I», и с этой же книги работает вместе со Штирлицем в разоблачении скрывающихся нацистов. Вскоре женился на Кристине Кристиансен. Судьба после похищения Мюллера неизвестна.
Спарк, Грегори
Друг Роумэна, помогал ему в работе по разоблачению нацистов. Остался добровольно в заложниках в Гаване, в самый ответственный момент - похищение Мюллера. Согласно «Отчаянию», застрелился после гибели семьи, которая погибла из-за срыва операции (Штирлиц был похищен советскими агентами, и звено цепи выпало - Роумэн не смог предать Мюллера правосудию, а люди Даллеса [наверно, помощники адвоката, ведь в эти годы А.Даллес работал адвокатом!] нанесли ответный удар).
«Я пытался найти Вас и Пола повсюду. Я пишу туда, где, быть может, вы сейчас находитесь. После гибели моих детей и жены хочу передать Вам и Полу мое проклятие. Я пишу это за несколько минут до того, как нажму спусковой крючок пистолета. Я проклинаю Вас не как Брунна, а как носителя идеи добра и справедливости. Такой идеи нет, не было и не будет на этой земле. Я прощаю Вам лично то зло, которое Вы мне причинили. Но Вам никогда не будет прощения Божьего. Человек да соразмеряет силы свои! Грегори Спарк»
Отчаяние, письмо М. Брунну
Спарк, Элизабет
Жена Грегори Спарка, вместе с Кристиной Кристиансен ушла в море на яхте, чтобы быть вне досягаемости людей Даллеса и мафии, но всё равно погибла.
Эр, Джек
Молодой ветеран войны, пошедший на работу в ФБР. Наивен, простодушен хотя и морально силён [ ] . После того, как Роумэн представил ему доказательства предательства Макайра, уволился и открыл частное детективное бюро. Убит бывшими коллегами по приказу Фрэнка Визнера.
Русские
Ванюшин, Николай Иванович
Редактор газеты во время переворота во Владивостоке. Дружил с Исаевым, который впоследствии часто вспоминал его. По определению Исаева - жертва эпохи, классический русский интеллигент. Стал много пить, после того, как увидел, что белые не лучше красных. Застрелился, когда Владивосток пал, не пожелав уходить в эмиграцию («Пароль не нужен »).
Владимиров, Владимир Александрович
Отец Владимирова-Исаева-Штирлица. По национальности - русский. Профессор права Петербургского университета, уволен за свободомыслие и близость к кругам социал-демократии. Привлечён в революционное движение Георгием Плехановым . Меньшевик, знал Ленина , дружил с Мартовым . Находился в Швейцарии в эмиграции вместе с сыном, после революции вернулись в Россию. В 1921 году отправляется в Сибирь , но погибает там от рук бандитов («Бриллианты для диктатуры пролетариата»). После за границей Владимиров (уже Штирлиц) часто мысленно общался с ним, когда не мог ни с кем поговорить по-русски («Семнадцать мгновений весны» , «Экспансия» , «Отчаяние»). В экранизациях романа («Бриллианты для диктатуры пролетариата» и «Исаев») Владимирова сыграли соответственно Николай Волков (ст.) и Юрий Соломин .
Гаврилина, Александра Ивановна
Жена Исаева, мать Исаева-младшего. Дочь профессора Гаврилина. В 1922 году во Владивостоке вынуждено рассталась со своим мужем, так как Исаев получил задание командования уходить вместе с белогвардейцами в Китай , чтобы в Шанхае получить новую «легенду», превратившись в Макса Отто фон Штирлица. В 30-е - начале 40-х годов проживала со своим сыном Исаевым-младшим в Москве, работая преподавателем. От том, что её муж жив, узнала в 1940 году, тогда же Гаврилиной были переданы награды Исаева-Штирлица: два ордена Ленина и орден Красного Знамени (этот факт упоминается в романе «Майор Вихрь»). После окончания Великой Отечественной войны Гаврилиной сообщили, что её муж и сын погибли. Не выдержав этой страшной вести, Гаврилина стала выпивать, превратившись в алкоголичку. В 1947 году, когда Исаев-Штирлиц был арестован в Южной Америке и перевезён в Москву, им было устроено свидание. После безуспешной попытки некоторых руководителей МГБ использовать Гаврилину в игре против Исаева, Александра Ивановна была расстреляна вместе со своим сыном. Приказ о расстреле Исаевых визировал лично И. В. Сталин . («Отчаяние»).
Исаев, Александр Максимович (Владимиров, Александр Всеволодович)
Исаев, Александр Максимович | |
---|---|
Создатель | Юлиан Семёнов |
Произведения | «Майор Вихрь», «Отчаяние» |
Пол | мужской |
Дата рождения | 1923 |
Дата смерти | 1947 |
Семья | мать (Александра Исаева), отец (Максим Исаев) |
Род занятий | разведчик |
Сын Исаева-Штирлица, родился во Владивостоке в 1923 году. Работал в разведке, оперативный псевдоним - Гришанчиков Коля. Был заброшен в Краков в 1944 году («Майор Вихрь»), где первый и единственный раз в жизни встретился с отцом. После войны был арестован, сошёл с ума от пыток. Руководство пыталось использовать его в игре против Исаева (нарезать его фразы и сделать иллюзию телефонного звонка из лагеря с очень большими помехами), но Исаев-старший понял обман. Расстрелян.
Англичане
Сэмел, Майкл
Английский журналист, который напечатал статью о Штирлице, как нацистском преступнике. Потом уже, когда Роумэн представил ему доказательства невиновности Штирлица, изменил свою точку зрения и попытался напечатать статью в защиту последнего. Однако ему помешала сделать это мафия, которая надавила на него («Экспансия»). Судя по размышлениям Штирлица в романе «Отчаяние», Сэмел сумел пережить все приключения, связанные с поиском нацистов:
…Я совершенно один в этом незнакомом мне, новом, неизбывно родном, русском городе, повторил себе Исаев; если бы меня вывезли из тюрьмы в Германии - допусти на миг такое, - я бы знал, к кому мне припасть: тот же Пастор Шлаг , актер из «Эдема» Вольфганг Нойхарт… Господи, стоит только броситься в толпу, проскочить сквозь проходные дворы Берлина, известные мне как пять пальцев, оторваться от этого «Иванова», и я бы исчез, затаился, принял главное решение в жизни и начал бы его исподволь осуществлять… И в Лондоне я бы нашёл Майкла, того славного журналиста, который прилетел с Роумэном в аргентинскую Севилью, и в штатах - Грегори Спарка или Кристину , и в Берне - господина Олсера, продавца птиц на Блюменштрассе, а к кому мне припасть здесь?! Ведь я даже не знаю адреса Сашеньки и сына ! Да и дома ли они?!
- «Отчаяние»
Испанцы
Клаудиа
Любовница Штирлица, впервые появляется в книге «Испанский вариант». Затем прилетает к нему в Южную Америку, чтобы помочь ему в качестве связника, но её перехватывает испанский резидент, Клаудиа погибает, не желая выдавать Штирлица. У неё были ярко-зелёные глаза, из-за чего Штирлиц называл её «Ящерка».
Полковник Эронимо
Сотрудник Испанских спецслужб, близкий друг Роумэна, помогал ему в отслеживании контактов Кристины Кристиансен.
Реально существовавшие
Третий Рейх
Борман, Мартин
Борман - скорее, эпизодический персонаж Семёнова, однако, в его книжной биографии имеются значительные отличия от биографии официальной. Например, согласно «Приказано выжить», Гитлер не сам совершает самоубийство, а его убивает Борман, увидев, что фюрер не в состоянии сделать это сам . Кроме того, Борман не погибает 1 мая 1945 г. в Берлине, а спасается, уйдя вместе с Мюллером на подводной лодке в Южную Америку. Хотя официальная версия смерти Бормана была опубликована после смерти Семенова.
Вольф, Карл
Карл Вольф ведёт сепаратные переговоры с Алленом Даллесом, но благодаря Штирлицу переговоры сорваны. Вольф возвращается в Берлин. Снова Вольф появляется в публицистической книге Семёнова «В поисках Янтарной комнаты».
Мюллер, Генрих
Настоящий Генрих Мюллер (слева) и его кинематографический образ, воплощённый Леонидом Броневым . |
Генрих Мюллер участвует в романах «Семнадцать мгновений весны», «Приказано выжить», «Экспансия». Он предстаёт достойным противником, умным и сильным, именно он сумел разоблачить Штирлица («Приказано выжить»). В телефильме его сыграл Леонид Броневой . Под руководством Мюллера работали другие персонажи Семёнова - Рольф , Айсман , Холтофф . Поскольку о том, что случилось с реальным Мюллером после войны, известно мало, Семёнов представляет альтернативный вариант - во время взятия Берлина Мюллер и Борман бежали из окружённого города в Южную Америку. Впоследствии Мюллер был арестован Штирлицем и Роумэном, дальнейшая судьба, после расставания Роумэна (который охранял пленного) и Штирлица (который отправился в советское консульство и не вернулся) неизвестна («Экспансия - III »).
Несмотря на сходство всех остальных персонажей с их историческими подлинниками, только лишь между Мюллером и блестяще исполнившим его роль Леонидом Броневым нет портретного сходства. Фильм курировали консультанты из КГБ , они же предоставили фотографии всех исторических персонажей фильма. Всех - кроме Мюллера. Как выглядел Мюллер, никто не знал, даже режиссёр Лиознова, и, возможно, даже автор сценария Юлиан Семенов, хотя он был своим человеком в кабинетах КГБ . Броневой вспоминал : «Архивный портрет моего героя Генриха Мюллера мне так и не показали. Я до сих пор понятия не имею, как он выглядит. Я играл роль по-написанному, так, как было в сценарии, чисто интуитивно».
И тем не менее, после выхода осенью 1973 года телефильма «Семнадцать мгновений весны », Мюллер, по словам Михаила Веллера , вдруг стал любимым героем советского народа . Картина снималась в течение трёх лет, и потом, посмотрев её целиком, Броневой обнаружил, что роль у него там совсем небольшая. Она состояла всего лишь из нескольких эпизодов: проход по коридору, фразы по телефону, несколько незначительных реплик и только в последних сериях два больших монолога. И тем не менее шеф гестапо группенфюрер СС Мюллер в исполнении Броневого получился удивительно ярким, умным, хитрым, достойным партнером супергероя Штирлица. Зритель это почувствовал сразу, и среди всех героев главные симпатии получили двое - Штирлиц Тихонова и Мюллер Броневого. Они же стали героями многочисленных анекдотов, главным образом, остроумных и доброжелательных . Как отмечает киновед Ромил Соболев, в телефильме «Семнадцать мгновений весны» нет плохих актёров, но Мюллер Броневого, по мнению Соболева, получился особенно удачно, даже несмотря на то, что где-то он актёрски даже слишком «обытовлен», «оводевилен », так что порой утрачивается его суть, его должность - главы