Приспособленность организмов – результат действия факторов эволюции. Относительный характер приспособленности
Естественный отбор - движущая сила эволюции
Естественный отбор - это процесс, направленный на предпочтительное выживание более приспособленных и уничтожение менее приспособленных организмов. Более приспособленные особи имеют возможность оставить потомство. Материалом для отбора служат индивидуальные наследственные изменения. Вредные изменения снижают плодовитость и выживаемость особей, полезные - накапливаются в популяции. Отбор всегда имеет направленный характер: он сохраняет те изменения, которые наиболее соответствуют условиям окружающей среды, повышают плодовитость особей.
Отбор может быть индивидуальным, направленным на сохранение единичных особей с признаками, обеспечивающими успех в борьбе за существование в пределах популяции. Он может быть и групповым, закрепляющим благоприятные для группы признаки.
И. И. Шмальгаузен определил формы естественного отбора.
1. Стабилизирующий - направлен на поддержание средней нормы реакции признака против особей с крайними, отклоняющимися признаками. Отбор действует в постоянных условиях среды, консервативен, направлен на сохранение основных признаков вида в неизменности.
2. Движущий - приводит к закреплению уклоняющихся признаков. Отбор действует в изменяющихся условиях среды, приводит к изменению средней нормы реакции, эволюции вида.
3. Дизруптивный, разрывающий, - направлен на поддержание особей с крайними признаками и уничтожение особей со средними признаками. Действует в изменяющихся условиях, приводит к расколу единой популяции и образованию двух новых популяций с противоположными признаками. Отбор может привести к появлению новых популяций и видов. Например, популяции бескрылых и крылатых форм насекомых.
Любая форма отбора происходит не случайно, действует через сохранение и накопление полезных признаков. Отбор идет тем успешнее для вида, чем больше спектр изменчивости и больше разнообразие генотипов.
Приспособленность - относительная целесообразность строения и функций организма, являющаяся результатом естественного отбора, устраняющего неприспособленных особей. Признаки возникают в результате мутаций. Если они повышают жизнеспособность организма, его плодовитость, позволяют расширить ареал, то такие признаки "подхватываются" отбором, закрепляются в потомстве и становятся приспособлениями.
Виды приспособлений.
Форма тела животных позволяет им легко передвигаться в соответствующей среде, делает организмы малозаметными среди предметов. Например, обтекаемая форма тела рыб, наличие длинных конечностей у кузнечика.
Маскировка - приобретение сходства организма с каким-либо предметом окружающей среды, например, сходство с сухим листом или корой деревьев крыльев бабочки. Форма тела палочника делает его незаметным среди сучьев растений. Рыба-игла не видна среди водорослей. У растений форма цветка: положение на побеге способствует опылению.
Покровительственная окраска скрывает организм в окружающей среде, делает его незаметным. Например, белая окраска у зайца, зеленая - у кузнечика. Расчленяющая окраска - чередование светлых и темных полос на теле создает иллюзию светотени, размывает контуры животного (зебры, тигры).
Предостерегающая окраска указывает на наличие ядовитых веществ или специальных органов защиты, на опасность организма для хищника (осы, змеи, божьи коровки).
Мимикрия - подражание менее защищенного организма одного вида более защищенному организму другого вида (или предметам среды), что оберегает его от истребления (осовидные мухи, неядовитые змеи).
Приспособительное поведение у животных - это угрожающая поза, предупреждающая и отпугивающая врага, замирание, забота о потомстве, запасание корма, постройка гнезда, норы. Поведение животных направлено на защиту и сохранение от врагов и вредных воздействий факторов среды.
У растений также выработались приспособления: колючки предохраняют от поедания; яркая окраска цветков привлекает насекомых-опылителей; разное время созревания пыльцы и семязачатков препятствует самоопылению; разнообразие плодов способствует распространению семян.
Все приспособления имеют относительный характер, так как действуют в определенных условиях, к которым адаптирован организм. При изменении условий приспособления могут не защитить организм от гибели, а следовательно, признаки перестают быть приспособительными. Узкая специализация может стать причиной гибели в изменившихся условиях.
Причина возникновения приспособлений заключается в том, что организмы, не соответствующие данным условиям, погибают и не оставляют потомства. Организмы, выжившие в борьбе за существование, имеют возможность передать свой генотип и закрепить его в поколениях.
Окончание. См. № 21/2006
Приспособленность организмов –
результат действия факторов эволюции.
Относительный характер приспособлений
11-й (9-й) класс (2 ч)
Урок 2. Механизм возникновения приспособлений и их относительный характер
Методическое обеспечение
На втором уроке по данной теме используются элементы технологии групповой мыслительной деятельности. Цель ее применения:
– активизация мыслительной
деятельности учащихся на уроках;
– развитие умения применять знания в новой
ситуации;
– формирование навыков устанавливать
причинно-следственные связи.
Применяемые техники обучения: «Кластери»; «Мысль по кругу»; работа по алгоритму; «Отчет по визитке».
Этапы работы:
– проверка домашнего задания;
– мотивация учебной деятельности: создание
проблемной ситуации, индивидуальная работа
учащихся;
– рассказ учителя; обучение учащихся схеме
анализа механизмов возникновения адаптации;
– совместное открытие знаний (деятельность
учащихся: деление на группы; работа в группах по
заданию учителя (как вариант лабораторной
работы), деятельность учителя: коррекция ответов
учащихся, направление работы групп);
– cамостоятельное применение знаний:
презентация своего материала каждой группой и
коллективное обсуждение;
– подведение итогов урока («Отчет по визитке»,
совместное формулирование выводов, внесение
учащимися изменений в свои записи).
Планируемый результат: показать необходимость знания механизмов возникновения приспособлений для объяснения действия естественного отбора.
Оценки за урок: за домашнее задание; за выступление от группы; за «Отчет по визитке»; за лабораторную работу – по итогам проверки тетрадей.
Материалы к уроку:
– дидактические карточки с
утверждениями, соответствующими точкам зрения
Линнея, Ламарка, Дарвина;
– схемы анализа механизмов возникновения
адаптации для каждой группы;
– таблицы, живые объекты или гербарии и чучела
для проведения лабораторной работы.
ХОД УРОКА
Жить – значит реагировать, а отнюдь не быть жертвой.
Проверка домашнего задания
Вариант 1. Взаимные приспособления у хищников и жертв.
Хищники
Развитие органов для захвата, удержания, умерщвления добычи (зубов, клюва, когтей).
Маскирующая окраска.
Развитие органов для преследования (быстрый и маневренный бег, плавание или полет).
Выделение парализующих ядов.
Выработка особых способов поведения (преследование, ожидание в засаде).
Плетение ловчих сетей (например, паутины).
Жертвы
Развитие органов защиты (жало, иглы).
Развитие органов механической защиты (панцирь).
Защитная окраска или отпугивающие рисунки (например, «глаза»).
Развитие органов для ухода от хищника (быстрый и маневренный бег, плавание или полет).
Выделение ядов, отпугивающих и раздражающих запахов.
Выработка особых способов поведения (затаивание, быстрое перемещение).
Строительство убежищ (например, домики ручейников).
Отсутствие органов передвижения и дистанционных органов чувств.
Отсутствие рта, кишечника.
Специальные органы прикрепления (присоски, крючки).
Отсутствие пигментации.
Анаэробность.
Большое число потомков, заботы о потомстве нет.
Смена поколений, сложный метаморфоз.
Смена хозяев.
Примеры организмов: аскарида, цепень, эхинококк и др.
Нет активного перемещения (например, насекомые без крыльев).
Специальные органы для приема пищи (колющий хоботок, сосущие органы).
Органы прикрепления на хозяина.
Многочисленное потомство.
Примеры организмов: вши, блохи, пиявки, постельные клопы и др.
Редукция органов ассимиляции.
Гетеротрофный тип питания.
Образование сосущих корней.
Многочисленные цветки и семена.
Мотивация учебной деятельности
Используется техника «Кластери» (от англ. clustery – растущий пучками, кистями, гроздьями). Это один из способов организации информации, как правило, в виде схемы, рабочей модели ситуации, древа понятий, терминологической карты.
Какие факторы необходимы для возникновения приспособлений? (Все предложения школьников фиксируются на доске.)
Учитель.
Как вам известно, наиболее
весомый вклад в развитие эволюционных
представлений в XVIII–XIX вв. внесли К.Линней, Ж.Б.
Ламарк, Ч.Дарвин. Эволюционная теория Дарвина
послужила основой для создания современной
синтетической теории эволюции (СТЭ).
Попробуйте распределить предложенные
утверждения по трем категориям:
– соответствует взглядам Линнея;
– соответствует взглядам Ламарка;
– соответствует взглядам Дарвина (СТЭ).
(Учащиеся работают самостоятельно.)
Утверждения
1. Приспособления возникают в
результате новых мутаций.
2. Приспособленность организмов – проявление
изначальной целесообразности.
3. Организмы обладают врожденной способностью
изменяться под воздействием внешней среды.
4. Приспособления закрепляются в результате
естественного отбора.
5. Одна из движущих сил эволюции – стремление
организмов к совершенству.
6. Движущая сила эволюции – естественные законы
природы.
7. Одна из движущих сил эволюции – упражнение и
неупражнение органов в определенных условиях
среды.
8. Движущая сила возникновения приспособленности
– Бог.
9. Приобретенные в ходе взаимодействия особи со
средой признаки передаются по наследству.
Ответ: Линней – 2, 8; Ламарк – 3, 5, 7, 9; СТЭ – 1, 4, 6.
Проверка выполнения задания проводится с использованием техники «Мысль по кругу». Цели этой техники: не бояться ошибок; научиться слушать другого; уметь анализировать и обобщать услышанный материал.
Номера утверждений выписываются на доске, затем первый ученик любого ряда (по выбору учителя)
называет, чьим взглядам, по его мнению, соответст-вует первое утверждение. Ответ сокращенно записывается напротив № 1. По такой же схеме производится опрос дальше, до последнего ученика. Затем подсчитывается число голосов по каждому пункту, определяется истина, на основе которой заполняется таблица «Возникновение приспособлений».
Таблица. Возникновение приспособлений
По Карлу Линнею |
По Жану Батисту Ламарку |
По Чарлзу Дарвину |
1. Приспособленность организмов – проявление изначальной целесообразности. 2. Движущая сила возникновения приспособленности – Бог. |
1. Организмам присуща врожденная способность изменяться под воздействием внешней среды. 2.Движущие силы эволюции – стремление организмов к совершенству и упражнение и неупражнение органов в определенных условиях среды. 3. Приобретенные в ходе взаимодействия особи со средой признаки передаются по наследству. |
1. Приспособления возникают в результате мутаций и закрепляются естественным отбором. 2. Движущая сила эволюции – естественные законы природы. |
Пользуясь данными таблицы, попробуйте ответить на вопрос: каков механизм возникновения приспособлений?
После обсуждения учитель пишет на доске название темы урока и схему анализа механизмов возникновения адаптации.
В первоначальный кластер вносятся изменения: наиболее важные для формирования приспособлений факторы обводятся в рамку, остальные стираются.
Учитель.
В больших популяциях
направляющим фактором эволюции является
естественный отбор, а в малых – дрейф генов,
действие которого в больших популяциях
ослаблено. Следует учитывать, что дрейф генов
далеко не всегда приводит к адаптации
организмов: он даже может оказаться губительным
для популяции, ухудшая ее приспособленность к
условиям среды.
Кроме этого, необходимо помнить, что еще Ч.Дарвин
подчеркивал, что все приспособления, сколько бы
совершенными они ни были, носят относительный
характер. Естественный отбор формирует
приспособление к конкретным условиям
существования (в данное время и в данном месте), а
не ко всем возможным условиям среды.
Доказательствами относительности
приспособлений могут служить следующие факты
(запись в тетрадях):
1. Защитные приспособления оказываются неэффективными в необычных условиях: например, при задержке выпадения снега вовремя перелинявший на зиму заяц-беляк хорошо виден на фоне темной земли.
2. Проявление инстинктов у животных может оказаться нецелесообразным: например, мелкие птицы продолжают тратить силы на выкармливание кукушонка, который выкинул их потомство из гнезда.
3. Полезные для одних целей органы и структуры могут оказаться вредным в других условиях – например, крылья стрижа обеспечивают ему очень быстрый и маневренный полет, но не позволяют взлететь, если птица случайно окажется на земле (стрижи гнездятся только на высоких обрывах); яркая окраска самца павлина обеспечивает ему успех у самок, но одновременно привлекает хищников.
Затем учитель советует школьникам внести изменения в название изучаемой темы: «Механизм возникновения приспособлений и их относительный характер»
Далее каждому ученику в случайном порядке выдается карточка, содержащая идеограмму (рисунок, краткую запись) определенного организма. Ребята, получившие одинаковые карточки, объединяются в группы и получают задание.
Задание: пользуясь приобретенными на уроке знаниями, объяснить, как могли возникнуть:
– полосы на шкуре у тигра (1-я группа);
– длинные уши у зайца (2-я группа);
– покровительственная окраска у кузнечика (3-я
группа);
– хобот у слона (4-я группа);
– густой мех у песца (5-я группа).
Примечание: набор заданий может быть и другим – в зависимости от имеющихся в кабинете биологии пособий (таблиц, иллюстраций, живых растений или гербариев и чучел).
На доске учитель пишет алгоритм, согласно которому необходимо провести анализ объекта.
Учащиеся работают в группах: делают записи в тетрадях; готовят, а затем представляют свой материал (делегатом от группы может быть любой ученик). После каждого выступления организуется коллективное обсуждение.
На завершающем этапе урока используется прием «Отчет по визитке»: и формулируются и записываются в тетрадь выводы, соответствующие материалам этого и предыдущего уроков, т.е. по теме в целом).
Отчет по визитке:
– на всех учащихся заготовлен
комплект «визитных карточек» с фамилиями и
именами;
– перед началом урока все визитки
перетасовываются и кладутся стопкой на стол
учителя;
– владелец верхней карточки должен выступить в
конце занятия с резюме по теме урока.
До конца урока докладчик не известен, поэтому прием увлекает ребят своей игровой стороной и предполагаемой ответственностью. Интерес повышается и в случае, если учитель выступает в этой игре как участник и кладет свою визитку в общую стопку.
После мини-отчета осуществляется совместное формулирование выводов:
– любой вид живых организмов
приспособлен к тем условиям, в которых он
обитает;
– приспособления организмов к среде обитания
проявляются на всех уровнях организации –
биохимическом, цитологическом, гистологическом,
анатомическом;
– физиологические адаптации – пример отражения
структурных особенностей организации в данных
условиях существования;
– забота о потомстве возникает как способ
обеспечения выживания вида на фоне высокой
степени развития нервной системы и является
одной из форм физиологических адаптаций;
– любые приспособления относительны и
целесообразны только в конкретных условиях
существования.
Таким образом, приспособленность – это относительная целесообразность строения и функций организма, являющаяся результатом естественного отбора, устраняющего неприспособленных к данным условиям существования особей.
Домашнее задание
1. Проанализируете следующие термины и запишите возникающие ассоциации в тетрадь:
1-й вариант – преадаптация;
2-й вариант – дезадаптация.
2.
1-й вариант – наличие панциря у наземных черепах;
2-й вариант – постоянный рост резцов у грызунов.
Примечание: некоторые классы испытывают затруднения при коллективной работе, поэтому урок можно провести в виде самостоятельной работы с учебником, при этом полезно будет использовать таблицу «Возникновение приспособлений».
3. Объясните, как могла возникнуть полосатая окраска у тигра, длинные уши у зайца и хобот у слона с точки зрения:
1-й вариант – Линнея;
2-й вариант – Ламарка;
3-й вариант – синтетической теории эволюции.
4. Объясните относительность следующих приспособлений:
1-й вариант – отсутствие или недоразвитие органов чувств у пещерных животных;
2-й вариант – листья-иголки у кактуса;
3-й вариант – мощный слой жира у северных китов.
Методика работы с лабиринтами:
лабиринт состоит из утверждений, с которыми учащийся либо соглашается, либо нет;
в зависимости от решения, он двигается по лабиринту согласно стрелкам, выходя на правильный ответ или попадая в тупик;
дойдя до последнего утверждения, ученик должен получить некий код – цифровой или, как в данном случае, буквенный.
Примечание: при верном выполнении данного лабиринта получается слово «адаптация», написанное в обратном порядке, чтобы исключить угадывание («яицатпада»).
Разделы: Биология
Цели урока:
- повторение и закрепление знаний о движущих силах эволюции;
- сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания, знание о механизмах возникновения приспособленности как результата эволюции;
- продолжить развитие умений использовать знания теоретических закономерностей для объяснения явлений, наблюдаемых в живой природе;
- сформировать конкретные знания о приспособительных особенностях строения, окраски тела и поведения животных.
Оборудование:
Таблица “Приспособленность и ее относительный характер”, фотографии, рисунки, коллекции организмов растений и животных, карточки для выполнения тестов, презентация.
1. Повторение изученного материала:
В форме фронтальной беседы предлагается ответить на вопросы.
а) Назовите единственную направляющую движущую силу эволюции.
б) Что является поставщиком материала для отбора в популяции?
в) Известно, что наследственная изменчивость, поставляющая материал для отбора, случайна и не направлена. Каким образом естественный отбор приобретает направленный характер?
г) Дайте объяснение с эволюционных позиций следующему выражению: “Отбору подвергаются не отдельные гены, а целостные фенотипы. Фенотип выступает не только объектом отбора, но и выполняет роль передатчика наследственной информации в поколениях”.
По мере постановки вопроса его текст выводится на экран (используется презентация)
2. Учитель подводит беседу к формулировке темы урока.
В природе существует несоответствие между способностью организмов к неограниченному размножению и ограниченностью ресурсов. Это является причиной…? борьбы за существование, в результате которой выживают особи наиболее приспособленные к условиям окружающей среды. (Вывод схемы на экран, учащиеся записывают в тетрадь)
Итак, одним из результатов естественного отбора можно назвать развитие у всех живых организмов адаптаций – приспособлений к среде обитания, т.е. приспособленность – результат действия естественного отбора в данных условиях существования.
(Сообщение темы урока, запись в тетради)
Подумайте и попытайтесь сформулировать в чем заключается сущность приспособленности к условиям среды обитания? (Вместе с учащимися учитель дает определение приспособленности, которое записывается в тетрадь, вывод на экран слайда)
Приспособленность организмов или адаптации – совокупность тех особенностей их строения, физиологических процессов и поведения, которые обеспечивают для данного вида возможность специфического образа жизни в определенных условиях окружающей среды.
Как вы считаете, какое значение приспособленность имеет для организмов?
Значение: приспособленность к условиям среды повышает шансы организмов на выживание и оставление большого числа потомства. (Запись в тетради, вывод на экран слайда)
Возникает вопрос, как образуются приспособления? Попробуем объяснить образование хобота у слона с точки зрения К. Линнея, Ж.Б.Ламарка, Ч.Дарвина.
(На экране фотография слона и формулировка поставленного вопроса)
Предположительные ответы учащихся:
По Линнею: приспособленность организмов – проявление изначальной целесообразности. Движущей силой является Бог. Пример: слонов, как и всех животных создал Бог. Поэтому все слоны с момента возникновения обладают длинным хоботом.
По Ламарку: идея о врожденной способности организмов изменяться под воздействием внешней среды. Движущей силой эволюции является стремление организмов к совершенству. Пример: слоны при добывании пищи вынуждены были постоянно вытягивать свою верхнюю губу, чтобы достать пищу (упражнение). Этот признак передается по наследству. Так возник длинный хобот слонов.
По Дарвину: среди множества слонов были животные с хоботами разной длины. Те из них, у кого хобот был немного длиннее, более успешно добывали себе пищу и выживали. Этот признак передавался по наследству. Так, постепенно, возник длинный хобот слонов.
Какое объяснение более реально? Попробуем описать механизм возникновения приспособлений. (На экране схема)
3. Многообразие адаптаций.
На столах учащихся рисунки, коллекции, иллюстрирующие различные приспособления организмов к окружающей среде. Работа парами или группами. Ученики описывают адаптации, называют их сами или с помощью учителя. На экране данные приспособления появляются по ходу беседы.
1. Морфологические адаптации (изменения строения тела).
- обтекаемая форма тела у рыб и птиц
- перепонки между пальцами у водоплавающих животных
- густой шерстный покров у северных млекопитающих
- плоское тело у придонных рыб
- стелящаяся и подушкообразная форма у растений в северных широтах и высокогорных районах
2. Маскировка: форма тела и окраска сливаются с окружающими предметами (слайд).
(Морской конек, палочники, гусеницы некоторых бабочек).
3. Покровительственная окраска:
развита у видов, которые живут открыто и могут оказаться доступными для врагов (яйца у открыто гнездящихся птиц, кузнечик, камбала). Если фон среды не является постоянным в зависимости от сезона года – животные меняют свою окраску (заяц беляк, русак).
4. Предостерегающая окраска:
Очень яркая, характерна для ядовитых и жалящих форм (осы, шмели, божья коровка, гремучие змеи). Часто сочетается с демонстративным отпугивающим поведением.
5. Мимикрия:
сходство в окраске, форме тела незащищенных организмов с защищенными (муха-журчалка и пчела, тропические ужи и ядовитые змеи; цветки львиного зева похожи на шмелей – насекомые пытаются завязать брачные отношения, что способствует опылению; яйца, откладываемые кукушкой). Подражатели никогда не превосходят численностью вид-оригинал. Иначе предупреждающая окраска потеряет смысл.
6. Физиологические адаптации:
приспособленность процессов жизнедеятельности к условиям обитания.
- накопление жира пустынными животными перед наступлением засушливого сезона (верблюд)
- железы, избавляющие от избытка солей у рептилий и птиц, обитающих у моря
- сохранение воды у кактусов
- быстрый метаморфоз у пустынных амфибий
- теплолокация, эхолокация
- состояние частичного или полного анабиоза
7. Поведенческие адаптации:
изменения поведения в тех или иных условиях
- забота о потомстве улучшает выживание молодых животных, повышает устойчивость их популяций
- образование отдельных пар в брачный период, а зимой объединение в стаи. Что облегчает пропитание и защиту (волки, многие птицы)
- отпугивающее поведение (жук-бомбардир, скунс)
- замирание, имитация ранения или смерти (опоссумы, земноводные, птицы)
- предусмотрительное поведение: спячка, запасание корма
8. Биохимические адаптации:
связаны с образованием в организме определенных веществ, облегчающих защиту отврагов или нападение на других животных
- яды змей, скорпионов
- антибиотики грибов и бактерий
- кристаллы щавелевокислого калия в листьях или колючках растений (кактус, крапива)
- особая структура белков и липидов у термофильных (устойчивых к высоким температурам)
и психрофильных (холодолюбивых), позволяющая организмам существовать в горячиз источниках, вулканических почвах, условиях вечной мерзлоты.
Относительный характер приспособлений.
Предлагается обратить внимание на таблицу: заяц. Незаметный для хищников на снегу, хорошо заметен на фоне стволов деревьев. Вместе с учащимися приводятся другие примеры: ночные бабочки собирают нектар со светлых цветков, но и летят на огонь, хотя и гибнут при этом; ядовитых змей поедают мангусты, ежи; если кактус обильно поливать – он погибнет.
Какой вывод можно сделать?
Вывод: любое приспособление целесообразно только в условиях, в которых оно сформировалось. При изменении этих условий адаптации теряют свою ценность или даже приносят вред организму. Следовательно – приспособленность носит относительный характер.
При изучении темы мы опирались на учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Оно объяснило механизм возникновения приспособленности организмов к условиям обитания и доказало, что приспособленность всегда носит относительный характер.
4. Закрепление знаний.
на столах учащихся листы с тестами и карточки для ответов.
1 вариант.
1. Явление, которое служит примером маскировочной окраски:
а) окраска пятнистого оленя и тигра;
б) пятна на крыльях некоторых бабочек, похожие на глаза позвоночных животных;
в) сходство окраски крыльев бабочки пиериды с окраской крыльев несъедобной бабочки геликониды;
г) окраска божьих коровок и колорадского жука.
2. Как современная наука объясняет формирование органической целесообразности:
а) является результатом активного стремления организмов приспособиться к конкретным условиям среды;
б) является результатом естественного отбора особей, оказавшихся более приспособленными, чем другие, к условиям среды благодаря наличию у них случайно возникших наследственных изменений;
в) является результатом непосредственного влияния внешних условий на развитие у организмов соответствующих признаков;
г) она была изначально предопределена в момент создания творцом основных видов живых существ.
3. Явление. Примером которого служит сходство мухи-львинки и ос по окраске брюшка и форме усиков:
а) предостерегающая окраска;
б) мимикрия;
в) приспособительная окраска;
г) маскировка.
4. Пример покровительственной окраски:
5. Пример предостерегающей окраски:
а) ярко-красная окраска цветка у розы;
г) сходство в окраске и форме тела.
2 вариант.
1. Главный эффект естественного отбора:
а) повышение частоты генов в популяции, обеспечивающих размножение в поколениях;
б) повышение частоты генов в популяции, обеспечивающих широкую изменчивость организмов;
в) появление в популяции генов, обеспечивающих сохранение признаков вида у организмов;
г) появление в популяции генов, обусловливающих приспособление организмов к условиям обитания;
2. Пример покровительственной окраски:
а) зеленая окраска у певчего кузнечика;
б) зеленая окраска листьев у большинства растений;
в) ярко-красная окраска у божьей коровки;
г) сходство в окраске брюшка у мухи-журчалки и осы.
3. Пример маскировки:
а) зеленая окраска у певчего кузнечика;
б) сходство в окраске брюшка у мухи-журчалки и осы;
в) ярко-красная окраска у божьей коровки;
4. Пример предостерегающей окраски:
а) ярко-красная окраска у цветка розы;
б) ярко-красная окраска у божьей коровки;
в) сходство в окраске у мухи-журчалки и осы;
г) сходство в окраске и форме тела гусеницы бабочки-пяденицы с сучком.
5. Пример мимикрии:
а) зеленая окраска у певчего кузнечика;
б) ярко-красная окраска у божьей коровки;
в) сходство в окраске брюшка у мухи-журчалки и осы;
г) сходство в окраске и форме тела гусеницы бабочки-пяденицы с сучком.
Карточка для ответов:
1 2 3 4 5 а б в г
Домашнее задание:
- параграф 47;
- заполнить таблицу по параграфу 47:
Какие особенности она имеет? Как проявляется относительный характер приспособленности кактуса, хамелеона, черепахи?
Организмы и внешняя среда
Каждый отдельный вид живых существ имеет свой ареал обитания. В его пределах действуют различные факторы, которые обладают особенными характеристиками, например, определенной температурой воздуха, соленостью почв или воды, определенными обитателями.
Чтобы выжить в конкретной среде, организм должен приспособиться к ней. Тот, кто сделает это максимально эффективно, сможет выжить и завести потомство. Растения, животные и даже люди в ходе эволюции выработали различные инструменты, помогающие им адаптироваться.
Формировались данные инструменты постепенно. Виды, у которых было какое-нибудь преимущество в строении или окраске, выживали в определенных условиях лучше других. Полезные черты передавались по наследству и становились более выраженными. Со временем нужные признаки стали характерными для всех представителей вида или популяции.
Относительный характер приспособленности
Приспособленностью называется наличие у животных или растений признаков, которые соответствуют их образу жизни и среде, в которой они находятся. Например, тело рыб имеет обтекаемую форму и покрыто слизью, чтобы легче передвигаться в воде. У арктических медведей белый окрас, чтобы максимально сливаться с окружающей средой.
Однако выработанные вспомогательные механизмы у представителей живой природы не абсолютны, а относительны. Почему приспособленность имеет относительный характер? Все просто. Если организм адаптируется к конкретным условия среды, то к другим условиям он может оказаться неподготовленным. обычно изменяются быстрее, чем организмы, которым для этого нужно пройти хотя бы несколько поколений.
Относительный характер приспособленности проявляется также в том, что, имея надежное средство защиты от одних врагов (яркую окраску, шипы или яд), можно попасть в сети к другим. Так, яд многих змей поражает мелкую добычу, отпугивает крупных млекопитающих, однако не останавливает ежей и мангустов, которые питаются змеями. Подробные примеры рассмотрим далее.
Кактусы
Отличный пример выживания в суровых условиях демонстрируют растения Они прекрасно себя чувствуют в среде, невыносимой для многих живых существ. Растения распространены в пустынях и полупустынях, горах, саваннах, засушливых лесах.
Мощный мясистый стебель позволяет накапливать много влаги из воздуха, а в колючки, не дают ей испаряться. Кроме того, острые колючки отпугивают желающих полакомиться кактусом. Сильно развитые корни, достающие до глубинных подземных вод, насыщают растение водой.
Таким образом, растение полностью подготовлено к жизни в регионах, где осадки выпадают крайне редко. Относительный характер приспособленности кактуса заключается в том, что при смене условий, например при наступлении затяжных ливней, растение может погибнуть от чрезмерного поступления воды в организм.
В комнатных условиях все преимущества кактуса утрачиваются и становятся нейтральными. Мощный стебель и колючки уже не будут нести в себе тех важных для выживания функций, останется только эстетический аспект.
Хамелеоны
Большую часть времени хамелеоны проводят на деревьях, лазать по ним хамелеонам помогают гибкие конечности. Пальцы животных срослись, образовав две почти противопоставленные группы (по виду напоминают клешню), хвост закрученный и длинный - все это позволяет с легкостью обхватывать ветви и перемещаться по ним.
Относительный характер приспособленности хамелеона заключается именно в его окрасе. Естественный цвет животного максимально маскирует его под окружающую среду, делая незаметным для хищников. Но хамелеоны часто изменяют окрас, используя его как средство общения.
Некоторые виды способны перекрашиваться практически во все цвета. Так они выражают свою реакцию на смену освещения, влажности или появление других животных. В момент опасности «ящерица» испытывает стресс и может стать ярко красной или желтой, выдав себя, вместо того чтобы слиться с обстановкой и спрятаться.
Черепахи
Уникальные по своему строению пресмыкающиеся - это черепахи. Туловище животных находится в плотном панцире, покрытом кожей или роговыми щитками. Он немного напоминает скорлупу, так как состоит из верхней и нижней части.
Черепаха не просто расположена внутри панциря, она представляет с ним единое целое. Верхняя часть «каркаса» срослась с позвоночником животного, нижняя часть образована ключицей и брюшными ребрами. Черепаху невозможно вытащить из «дома» не покалечив её.
В случае опасности животное прячет голову и конечности внутрь. Как проявляется относительный характер приспособленности в этом случае? Хищники не могут разгрызть панцирь или выковырять черепаху из него. Но орлы поднимают ее высоко над землей, отпускают, чтобы панцирь разбился, а затем съедают свою добычу.
Заключение
Приспособленностью организмов является соответствие их внешнего и внутреннего строения, поведения среде, в которой они обитают. Она формируется в ходе длительного исторического процесса и является важным фактором эволюции.
Относительный характер приспособленности состоит в том, что характерные признаки организма могут помогать ему только в определенных условиях и ситуациях. При изменении внешних факторов приспособления могут быть неэффективными, а иногда и вредить своему хозяину.
Относительный характер приспособленности
Развитие органов для захвата, удержания, умерщвления добычи (щупальцы).
Маскирующая окраска.
Выделение парализующих ядов.
Выработка особых способов поведения (ожидание в засаде).
Механизм возникновения приспособлений
Согласно учению Чарльза Дарвина в условиях естественного отбора выживает самый приспособленный. Следовательно, именно отбор - основная причина возникновения разнообразных приспособлений живых организмов к среде обитания. Объяснение возникновения приспособленности, данное Чарльзом Дарвином, в корне отличается от понимания этого процесса Жаном Батистом Ламарком, который выдвинул идею о врожденной способности организмов изменятся под влиянием среды только в полезную для них сторону. У всех известных осьминогов меняющаяся окраска надежно защищает их от большинства хищников. Трудно представить, что образование такой изменяющейся окраски вызвано прямым влиянием среды. Только действием естественного отбора можно объяснить возникновение такого приспособления: далеким предкам осьминога могло бы помочь выжить даже простая маскировка. Постепенно, в течение миллионов поколений, оставались в живых только те особи, которые случайно оказывались обладателями все более и более развитой окраски. Именно им удалось оставить потомство и передать ему свои наследственные особенности.
Соответствуя конкретной среде обитания, приспособления теряют свое значение при ее изменении. Доказательством относительного характера приспособленности могут быть следующие факты:
защитные приспособления от одних врагов оказываются не эффективными от других;
проявление инстинктов у животных может оказаться нецелесообразным;
полезный в одних условиях орган становится бесполезным и даже относительно вредным в другой среде;
возможны и более совершенные приспособления к данной среде обитания.
Некоторые виды животных и растений быстро размножались и широко распространялись в совершенно новых для них районах земного шара, куда были случайно или намеренно завезены человеком.
Таким образом, относительный характер приспособленности противоречит утверждению об абсолютной целесообразности в живой природе.
Такие приспособление как покровительственная окраска возникала путем постепенного отбора всех тех мелких уклонений в форме тела, в распределении определенных пигментов, во врожденном поведении, которые существовали в популяциях предков этих животных. Одной из важнейших характеристик естественного отбора является его кумулятивность - его способность накапливать и усиливать эти уклонения в ряду поколений, слагая изменения отдельных генов и контролируемых ими систем организмов.
Естественный отбор подхватывает все те мельчайшие изменения, которые усиливают сходство в окраске и форме с субстратом, сходство между съедобным видом и тем несъедобным видом, которому он подражает. Следует учитывать, что разные виды хищников пользуются разными методами поиска добычи. Одни обращают внимание на форму, другие на окраску, одни обладают цветным зрением, другие нет. Поэтому естественный отбор автоматически усиливает, насколько это возможно, сходство между имитатором и моделью и приводит к тем изумительным адаптациям, которые мы наблюдаем в живой природе.