Приди весна с радостью. Весенние заклички (веснянки)
ПЕРВАЯ ЗАКЛИЧКА ВЕСНЫ Громницы, Сретенье.
Громница - одно из званий Богоматери (Матери Богов Света) богини Зари, в этот день называемой также Царицей Молоньей или Меланьей. Громница - является предвестницей тепла, воплощая своим явлением Сретенье (Встречу) Зимы с грядущим Летом. Этот первый день в году - когда можно увидеть молнию и услышать раскаты грома.
Богиня Заря, своим Сретеньем с богиней Ладой предвещает явление Царя, и посему обрядовой основой Святодня Громницы, является заготовка Требы к предстоящему Дню бога Волоса (Велеса Сивого). Людям христианского вероисповедания гоже в этот день (либо 15 февраля, но не позднее) заготавливать (или приобретать) свечи, коим надлежит служить Требой на Власьев день (24 февраля). Эта Треба воздаётся во имя защиты (в этом году) всего сущего - служащего во благо человеку.
На смену холодному январю пришел февраль. В этот день Зима стареет, и дает отчаянный бой, выезжающей на Солнечную тропу, молодой Весне. Это сражение женских богинь является прямым наследием доведической эпохи. В этот день закликают Солнце, чтобы оно увидело свою сестрицу Весну. Устраивают игры - зимоборы, когда деревня разделяется на две партии, и они сталкивается стенка о стенку. При этом всерьез не бьются - толкаются и борются, так что трещат пуговицы, рукава и карманы
В это время бывает оттепель, ненастье и гром так, что не на долго просыпается Перун. Но если загремит гром, то год будет голодный. По этому поводу бывали плачь и вопли как на похоронах. Вместе с этим воплями гоняли Марену, чтоб уходила и не забрала с собой кого-нибудь. После этого дня начинаются февральские морозы, от которых трещат деревянные дома.
Зиму на вилы вздел Ярило. "Январю-батюшке - морозы, февралю - метели", приметили в народе. Но как бы ни было холодно и снежно, воздух уже весенний, ароматный: "Как февраль ни злись, как ты, март, ни хмурься, а весною пахнет" и еще добавляют: "Пришел февраль - рассек зиму пополам, медведю в берлоге бок согрел... и корове, и коню, и седому старику". Февраль и теплом приласкает, и морозом отдубасит. Если февраль холодный и сухой, август будет жаркий.
"Зима Весну встречает, заморозить красную хочет, а сама от своего хотения только потеет". "Велес сшиб рог с зимы". "Кончилась твоя власть, Зима! - Весна на пороге". Такие мысли приходят человеку накануне Сретенья, ведь Сретенье или среча по-славянски означает встречу, первую встречу Зимы и Весны. И хотя еще не все морозы оттрещали, не все вьюги отвеяли, но день становится заметно длиннее, а в воздухе уже пахнет весной. Сретенье - это первая закличка Весны, богини Живы и Ярила-солнца. Ярило - это уже не малыш Коляда, это яркое, ясное, ярое Солнце, которое оплодотворяет Землю весенним теплом, дарует Земле новую жизнь. И плодотворящий Велес готовится выйти из Земли, чтобы поддержать своих питомцев - травы и деревья, а также нарождающихся птичек и зверюшек.
Весну встречают блинами. Круглый, жаркий блин - символ Солнца. Трудно еще Солнцу растопить снежные заносы - надо дать ему горячих и румяных помощников. Каждая хозяйка печет блины по-своему, только ленивая берет блинную муку и разводит ее водой. Ритуальные блины замешивают на талой воде и пекут во всю сковороду. А что туда добавляется, одному Роду ведомо: греча и овес, яйца взбитые и масло, мед и пиво - все идет в дело. К блинам полагается творог как символ творения мира. Первый блин посвящается предкам - его отдают птицам. Хозяева же готовят брагу. Воду для браги берут колодезную или ключевую. Крутым кипятком заливают сено душистых трав и пережженные дочерна ржаные и пшеничные сухари, сюда же добавляют колоски и все хорошенько настаивают. Настой сливают в кадки и заправляют медом, хмелем, дрожжами, изюмом и оставляют бродить на три дня. Когда первая пена сходит на нет, заправляют новым медом и забраживают по второму разу.
Первыми закликают Весну малыши. Они забегают на пригорок, звенят в колокольчики, стучат в бубенцы. Повернувшись к Солнцу, причитают:
"Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
с великой милостью:
Со льном большим,
с корнем глубоким,
с хлебом великим."
После этого они лепят снежных баб, съезжают с горок на санках - кто дальше. Взрослые запускают с горы горящее колесо. Его сделать очень просто - колесо густо обматывается сухим сеном, берестой, можно и бумагой. Колесо поджигают и отпускают под гору, приговаривая: "Колесо, гори, катись - с летом красным воротись..." Если колесо катится ровно, по дороге не затухает, значит и лето будет долгое, т╦плое.
Вторая закличка Весны, или праздник Лели или Сорок Сорок или закличка жаворонков, приходится на весеннее равноденствие 22 Марта.
Благослови, мати,
Ой, Лада мати,
Весну закликати!
Зиму провожати!
Делается уборка, выносится весь накопившейся за зиму хлам.
Женщины окуривают по углам дом вереском или можжевельником, зажигая его на сковороде. Затем все домашние скачут через этот огонь, чтобы очиститься от порчи и болезней. За вереском и можжевельником ходят в лес до восхода солнца с такими словами: “Царь лесной и царица лесная, дайте мне на доброе здоровье, на плод и на род”. Хвойными ветками украшают дом.
На Вторую закличку хозяйки пекут из ржаного или любого другого теста пичуг: жаворонков и грачей, внутрь закладывают конопляное или льняное семя, сверху обмазывают медом.
Согласно Славянским верованиям, в этот день из Светлого Ирия прилетают сорок птиц, знаменующих собой приближение Девы-Весны. На чьё поле птицы опустятся первыми, тому Боги пошлют в этот год особую удачу и добрый урожай. Заклички Весны, творимые с вершин холмов, с которых уже начал сходить снег, называемых в народе Ярилиными Плешами.
Крестьяне верили, что перелетные птицы проводят зиму в стране "вырей" или "ирей", находящейся за морем. Первыми возвращаются оттуда жаворонки или кулики, которые ведут за собой сорок птиц, несущих весну на своих крыльях. В старину страна "вырей" в народных представлениях связывалась с потусторонним миром, местом пребывания предков. В 19 в. перелетных птиц также часто называли "вырии", при этом считалось, что с приходом весны птицы, остававшиеся зимовать, тоже "выреют", т.е. смелеют, воодушевляются и начинают петь весенними голосами. Прилет первых птиц обычно соотносили с одним из весенних праздником, в который и закликали весну.
Ой ты, соловушка, ты, ранняя пташка,
Ой, что так рано с Вырия вышел?
Не сам вышел, Дажбог меня выслал
С правой рученьки, и ключик дал:
С правой рученьки - лето отмыкать,
С левой рученьки - зиму замыкать
В этот день хозяйки пекли из пресного теста «жаворонков», с которыми и совершался обряд Закличек. При этом считалось, что в полную силу весеннее тепло проявится лишь через 40 дней. В некоторых домах пекли сорок «орехов» из ржаной и овсяной муки, а потом в течение сорока дней бросали их по одному на улицу, «откупаясь» так от Мороза.
В народе говорили:
«На Сороки сорок птиц прилетает, сорок печуг на Русь пробирается»,
«На Сороки прилетел кулик из-за моря, принёс Весну из неволья»,
«На Сороки – прилёт жаворонков: сколько проталинок, столько и жаворонков».
Некоторые лепят птиц по образу и подобию, но делают и схематично: раскатывают тесто, из него вырезают треугольники - на вершине втыкают два зернышка-глаза, основание разрезают на несколько полосок: крайние заворачивают наверх, это крылья, а посередине - хвост. Печеных птах посылают родным и близким. Дети бегают по улицам с испеченными птицами, подбрасывают их вверх, разбрасывают крошки и кричат: “Жаворонки прилетите, красно лето принесите, зима надоела, весь хлеб поела”.
Обычно обряд закликания Весны проводят на возвышенном месте, (Красная Горка) на восходе Солнца. Приходят пораньше, чтобы на заре увидеть, как играет Солнце.
Солнышко, солнышко,
Красное ведрышко!
Выгляни из-за горы,
Да до вешней поры!
По игре Солнца судят, какой будет урожай или загадывают свою судьбу на ближайший год. При появлении Солнца женщины умываются с золота и серебра, чтобы стать богаче и краше. (положите украшения из золота или серебра в чашечку с водой для умывания- примечание Ю.В.)
Гори, Солнце, ярче -
Лето будет жарче!
А зима теплее,
А весна милее.
В лесу вырастут грибы,
В огороде бобы,
В поле рожь и ячмень,
Во саду зелен хмель.
На праздник приносят крашеные яйца (яйца-крашенки). Этот обычай не христианский(!), а старинный, природный, вызванный самой жизнью. Яйцо - символ мироздания на закличку красят во все цвета Солнца и Весны - красный, жёлтый, рыжий, зелёный. Яйца подкидывают вверх - кто выше подкинет, катают с горки - у кого дальше укатится. Стоящие рядом устраивают состязание: зажимают в руке яйцо и ударяют им об яйцо соседа*. Затем победившие, у кого яйцо не разобьётся, состязаются между собой, пока не останется один с неразбитым яичком. (* Разбивая яйцо, человек ритуально помогает родиться новому миру, новой Весне.) Победителям дают приз или качают их на руках.
Заклички приобретают обращение к птицам: жаворонкам, куликам, грачам.
Жаворонки прилетайте
Зиму белу прогоняйте
Гули - гули
Зиму белу прогоняйте
Весну красну созывайте
Гули - гули
Весну красну созывайте
Землю нашу одевайте
Гули - гули
Землю нашу одевайте
Все поляны согревайте
Гули - гули
Все поляны согревайте
Солнце мило приглашайте
Гули - гули
Птицы прилетают из-за моря, с ирия, туда же отправляется и зима:
Лето, лето, пойди сюда! А ты, зима, ступай за моря!…
На равноденствие Земля уже пробуждается и прослеживается момент отмыкания Весны, Лета, Земли и замыкания, закрывания Зимы.
Уж ты пташечка, ты залетная!
Ты слетай на синё море,
Ты возьми ключи весенние,
Замкни зиму, отомкни лето!
ТРЕТЬЯ ЗАКЛИЧКА ВЕСНЫ
Третья закличка на Благовещение. Вербохлёст. Ляльник. Великодень. Это уже поистине весенний праздник. Его проводят у живого дерева, которое наряжают, украшают.
Загодя вкапывают столбы, навешивают веревки, прикрепляют доски - возводятся качели. Без катания на качелях, хороводов, игр аграрной и брачной обрядности, обливания водой не обходится ни один весенний праздник.
К празднику пекут традиционное весеннее печево - “кресты”: такие квадратные печенья с четырьмя точками-зернышками, разделёнными крестом - символ плодородия. Раньше такие “кресты” толкли до крошек и смешивали с посевными семенами - для лучшего урожая.
Праздник начинается караваем. Каждый отламывает себе кусочек хлеба, который делится на три части: одна отдается Земле-плодородице, другая - Огню, дарителю жизни. Последний кусочек каждый съедает сам.
Весна красна, тёплое летице,
Ой, лёли, лёли, тёплое летице!
Лето тёплое, зима холодная,
Ой, лёли, лёли, зима холодная!
Зароди, лето, жито густое,
Ой, лёли, лёли, жито густое!
Жито густое, колосистое,
Ой, лёли, лёли, колосистое!
Лада-хороводница вносит в круг вербные ветки.
Без вербы - не весна.
Верба распутицу несёт, гонит с реки последний лёд.
Если хорошо верба цветет - пашня будет удачной.
Со стародавних времен люди видели в вербе могучую жизненную силу и в момент цветения вербы стегали ею детей, больных и всех, кому хотели передать эту силу.
Будь здоров на весь год!
Будь так весел как весна!
Будь так крепок, как зима!
Будь здоровый, как вода,
Будь богатый, как земля,
А расти как верба!
Когда хлестают друг друга вербными прутиками по спине и по плечам, приговаривают: “Не я бью, верба бьёт”, “Хвора в лес, а здоровье в кости”, “Как вербочка растёт, так и ты расти”, “Верба-хлёст, бей до слез, будь здоров!”.
После играют в весенние игры: Родничок, Заря-заряница, Верба и др.
Парни качают своих Лель на качелях. На костре готовят яичницу или омлет.
Многие сейчас испытывают неподдельный интерес к традициям своих предков, стараются узнать о них побольше, по возможности, следовать им. Но сведения о том, как жили славяне, каких Богов почитали, какие праздники в какое время отмечали, разрознены. Кто-то искренне пытается докопаться до сути, а другой норовит придумать всякую отсебятину и выдать её за истину.
Заклички – это стихотворные, чаще песенные просьбы, обращения к силам природы: солнцу, ветру, дождю, радуге, временам года. Самыми известными являются весенние заклички, связанные с приходом весны. Считалось, что смена времен года не может произойти сама собой, поэтому народ выходил на улицу звать, встречать, «заклинать» весну.
Если с крупными праздниками, существует некоторая определенность, то события не менее значимые, но незаслуженно забытые, заводят многих «знатоков» славянской мифологии в тупик. Так, Заклички весны когда только в интернете не рекомендуют проводить. У каждого свои доводы, постоянно возникают споры по поводу дат.
Издательство «Северная сказка», собирая на российском севере рассказы из первых рук, точно знает, что все эти пересуды напрасны. Заклички весны в древности на Руси проводились три раза. И каждый раз в них вкладывался собственный, важный для жизни людей смысл.
Праздники предков: Заклички весны - когда звать Весну?
Читая дальше рассказ о Закличках весны, не стоит удивляться тому, что память людская, напрочь забыв об истоках возникновения весной праздничного настроения, сохранила потребность отмечать отдельные вехи обновления природы после долгой зимы.
Заклички весны в стародавние времена проводились три раза и все три раза были связаны со встречей птиц.
Первые заклички делали 8 марта, в тот период, когда синички рассаживались погреться под лучами яркого солнышка. С нетерпением ожидая наступления тепла, люди пекли фигурки пернатых, прятали в них важные для жизни предметы: ключи, деньги, подбрасывали эти сокровища вверх и кричали:
«Провожу зиму до бору, а сама вернусь до дому».
Все действия сопровождались звуками гуделок, свистулек. Они помогали зиму из своего края прогнать, освободить весне дорогу. Главными действующими лицами на празднике были девушки и женщины – вот вам и международный женский день!
На вторые заклички весны люди собирались в день весеннего равноденствия – 22 марта. Здесь и объяснять ничего не надо. В этот день красавица Лёля-Весна полностью вступала в свои права, зима покидала землю. По этому случаю пекли фигурки птиц с распахнутыми крыльями: жаворонков и грачей. Больше всего на Руси почитали птицу жаровонка, как первого вестника весны. Малыши делали своими руками игрушки-«жавороночки». Вместе со взрослыми пекли их из теста. Детворе поручалось отнести «птиц» родным и близким. Веселая ватага носилась по улицам подбрасывала лакомство в воздух рассыпала вокруг крошки. Считалось, что жаворонки, которые слетятся на угощение, принесут лето. Такое печенье получал каждый член семьи и, выйдя на улицу, подбрасывал его в воздух с такими приговорками:
"Жаворонки, жавороночки! Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое, у несите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила, р уки, ноги отморозила"."Жаворонки-жавороночки! Перепелки-перепелочки!
Прилетите к нам, принесите нам весну теплую,
лето плодородное Весну с дождем, лето с травами.
Весну с солнышком, лето с зернышком"."Жаворонок, жаворонок! На тебе зиму, а нам лето! На тебе сани, а нам телегу!"
Готовились к празднику заранее: выкидывали из дома скопившийся за зиму хлам, окуривали все углы тлеющим вереском или можжевельником.
В марте зима уходила неохотно. В марте и даже в апреле заморозки были явлением частым, поэтому мороз тоже, как на Святках, было принято закликать-заговаривать. Специально испеченные колобки выбрасывали на улицу, приговаривая:
“Мороз Красный нос, вот тебе хлеб и овес! А теперь убирайся подобру-поздорову!”
Варили овсяный кисель, выставляли его в миске на крыльцо с приговором:
“Мороз-мороз, не тронь мой овес, приходи кисель есть!”
Наконец, в мае, с прилетом куликов раздавались над землей третьи Заклички весны. По этому случаю пекли для птиц особое угощение – куличи (при появлении новой религии эту традицию не удалось уничтожить – её присвоили). К этому времени уже появлялась высокая трава, куликам было раздолье. Жизнь, лето вступали в свои права, природа готовилась к продолжению рода.
КаленДарь наших ПраЩуров
Заклички Весны - 3, 9 и 25 березозола
Первую закличку Весны, обычно проводят 3 Березеня (мрта).
И хотя еще не все морозы оттрещали, не все вьюги отвеяли, но день становится заметно длиннее, а в воздухе уже пахнет весной. На праздник выезжают на природу, на холм. Форма одежды и настроение - праздничные. С собой берут гуделки и сопелки, дудочки и свистульки - весну гукать; крупы разные - холм кормить. Для трапезы припасают хлеба, пироги, блины, сложную кашу, яйца, молочные продукты (творог, сыр, молоко), пиво-квас.
Первыми закликают Весну малыши. Они забегают на пригорок, звенят в колокольчики, стучат в бубенцы. Повернувшись к Солнцу, причитают:
"Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
с великой милостью:
Со льном большим,
с корнем глубоким,
с хлебом великим."
После этого они лепят снежных баб, съезжают с горок на санках - кто дальше.
Обрядовые действа на первую закличку весны.
Гнать зиму: зиму гонят кочергой, из-под лавок, печей, выметают метлой из дома, со двора, стучат мётлами и палками по заборам, воротам, выкидывают (сжигают) старые веники, лапти, вещи. “Вон, зима, из хаты, а лето в хату”, “Провожу зиму до бору, а сама вернусь до дому”.
Обрядовое деревце. Небольшую ёлочку украшают лентами, бумажными цветами, овощами и колокольчиками. Ёлку носят по селу, возят на санях, потом приносят туда, где весну кликают, втыкают в каравай. Возле ёлки и трапезничают. Ранее не срубали дерева, в качестве обрядового использовали живое деревце.
Выкапывают небольшую ямку, в которую ссыпают гроши, пшено да мак, кашу из многих зерен - на богатый урожай. Ямку закапывают.
Весну греет - костёр из соломы.
В традиционной культуре пение воспринимается как действие, обладающее огромной силой - и созидательной и разрушительной - в зависимости от того, на что оно направлено, произведено ли с соблюдением правил и т.п. Сила и энергия поющего голоса всегда была действенным инструментом славянской магии и широко применялась в весенних обрядах.
Хороводные и другие игры.
Нам Весну гукать,
Зиму провожать
Гу-гу-гу
С песнями, цветами,
С ливнями, журавлями
Гу-гу-гу
Ай лели-лели, Зиму провожати!
Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
С радостью великою,
С милостью богатою.
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным.
Лето, лето, поди сюда!
А ты, зима, ступай за моря!
Надоела нам, надоскучилась,
Эх, рученьки приморозила,
Все суставчики перезнобила,
Метель глазки повыхлёстывала.
Весна, весна, что ты нам принесла?
- Принесла я вам четыре угодья, ой, ладо моё!
Первое угодье - воды половодье, ой, ладо моё!
Второе угодье - пахарево поле, ой, ладо моё!
Третье угодье - скотинушку в поле, ой, ладо моё!
Четвёртое угодье - народу доброе здоровье, ой, ладо моё!
Первое угодье -
В лугах половодье
Второе угодье -
Солнце на подворье!
Третье угодье -
Зеленое раздолье!
Вторые заклички Весны.
Обычно на 9 Березеня (Но по просторам нашей страны, по местам, возможны разные варианты, вплоть до 22 Березеня)
Золотыми переливами еще блестит на солнце ледяные сосульки, под ногами хрустит снежное покрывало, а деревья находятся еще в сонной дремоте, но по лесу уже тонкими протяжными звуками разносятся весенние призывы. Ууууу…..» - распевают женские голоса, на все лады, закликая скорейшей приход Весны. Сильные, призывные звуки, мечутся среди деревьев, возносятся к небу. Это не песни, это особые фразы, произносимые речитативом наполненные особым ритмом и силой слов.
Наши предки считали, что для прихода Весны, ее необходимо было позвать, для этого пекли особое печенье - Жаворонки, играли в весенние игры и зазывали Весну, кликали, то есть кричали заклички.
Закличек было много, каждая из них имела свой ритм и заканчивалась особыми высокими звуками «аууу..», «гууу», «гу-гу», «гули-гулиии».
Жаворонки прилетайте
Зиму белу прогоняйте
Гули - гули
Зиму белу прогоняйте
Весну красну созывайте
Гули - гули
Весну красну созывайте
Землю нашу одевайте
Гули - гули
Землю нашу одевайте
Все поляны согревайте
Гули - гули
Все поляны согревайте
Солнце мило приглашайте
Гули - гули
Уж ты пташечка, ты залетная!
Ты слетай на синё море,
Ты возьми ключи весенние,
Замкни зиму, отомкни лето!
Нам Весну гукать,
Зиму провожать
Гу-гу-гу
С песнями, цветами,
С ливнями, журавлями
Гу-гу-гу
Солнышко, солнышко,
Красное ведрышко!
Выгляни из-за горы,
Да до вешней поры!
Благослови, мати, Весну закликати!
Ай лели-лели, Весну закликати!
Весну закликати, Зиму провожати,
Ай лели-лели, Зиму провожати!
Зимочку в возочке, Летечко в челночку,
Ай лели-лели, Летечко в челночку!
Для закликания Весны наши предки забирались на крыши домов, сараев, вершины холмов, деревья и другие природные возвышенности, наполняя воздух непрерывным гуканьем и распевами. Вибрации создаваемые такими общенародными творениями закличек синхронизировались с ритмами природы, благотворно влияя на здоровье людей. Накричавшись, заклички (нужно было произносить их громко, чтобы звуки были слышны далеко), наигравшись с печеньем жаворонками, которые пеклись так же для зазывания Весны. Печеных птичек съедали, отдавали скоту, оставляли на деревьях для птиц, прилетевших с весной. Таким образом посредством пищи, звуков, ритмов и вибрации, сила пробуждающейся природы касалась каждого, не только людей, но и животных.
Гори, Солнце, ярче -
Лето будет жарче!
А зима теплее,
А весна милее.
В лесу вырастут грибы,
В огороде бобы,
В поле рожь и ячмень,
Во саду зелен хмель.
Птицы прилетают из-за моря, с ирия, туда же отправляется и зима:
Лето, лето, пойди сюда! А ты, зима, ступай за моря!…
Весна, приди, три угодья принеси!
Первое угодье -
В лугах половодье
Второе угодье -
Солнце на подворье!
Третье угодье -
Зеленое раздолье!
Жаворонки- жаворонушки
Прилетайте из дальней сторонушки
Принесите Весну красную
Унесите Зиму студеную!
Уж ты пташечка,
Ты залётная!
Ты слетай
На сине море,
Ты возьми
Ключи весенние,
Замкни зиму,
Отомкни лето!
Жавороночек на приталинке
Распевает, распевает,
Он зовет себе, он зовет себе
Весну красную, весну красную.
Не лежать снежкам во чистом поле
Растопиться, растопиться,
Во синё море, во синё море
Укатиться, укатиться.
Жаворонок, жаворонок!
На тебе зиму, а нам лето!
На тебе сани, а нам телегу!
Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.
Жавороночки-полетовочки,
Прилетите к нам,
Принесите нам
Весну красную,
Лету теплую!
Нам зима надоела,
Весь хлеб у нас поела,
Всю скотинку поморила.
Жаворонушки,
Мои матушки,
Прилетите ко мне,
Принесите ко мне
Весну красную,
Лето теплое,
С сохой, с бороной
И с кобылой вороной,
С жеребеночком — Вороненочком!
Жаворонушки
На соломушке,
Прилетите к нам,
Принесите нам
Лето теплое,
Соху, борону,
Унесите от нас
Зиму холодную,
Зиму холодную —
Донце с гребнем.
Нам зима надоела,
Весь хлеб поела.
Ой, весна, ой, красна!
Ты когда, весна, пришла!
Когда старые старухи
На завалины сидели,
На завалины сидели,
Кулаками землю били,
Кулаками землю били,
Про невесток говорили:
“У меня была сноха неурядливая:
Посновала она кросна —
Им девятая весна.
На прошестке у ней
Трава выросла пырей,
Под подножками у ней
Клушка вывела детей”.
Лето, лето красное, поди сюда,
А ты, зима, ступай на море,
Ты и так нам, зима, надоскучила,
Ручки с ноженьками обморозила,
Метель глазки повыхлестала,
Хлеба с солью много покушали.
Уж вы ластушки, вы касатушки,
Прилетите-ка вы к нам,
Принесите-ка вы нам
Лето теплое, весну красную
Под крылышком, под бутылышком.
Соха с бороной, езжай на поле,
Напаши, наборонуй
Хлеба родного, умолотного,
Зернистого, колосистого.
Ты пчелынъка,
Пчелка ярая!
Ты вылети заморе,
Ты вынеси ключики,
Ключики золотые.
Ты замкни зимынъку,
Зимынъку студеную!
Отомкни летечко,
Летечко теплое,
Летечко теплое,
Лето хлебородное!
Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам, принесите нам
лето теплое.
Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с огромною милостью:
Со льном большим,
С корнем глубоким,
С хлебом великим.
Весна, весна, на чем подошла?
На чем подошла-подъехала?
На чем подошла-подъехала?
— На сошечке, на бороночке,
на веничке.
Жаворонки прилетите,
Студёну зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела,
И соломку подбрала,
И мякинку подняла.
Уж вы, кулички - жаворонки,
Солетайтеся, сокликайтеся.
Жаворонок, жаворонок!
Возьми себе зиму,
А нам отдай весну.
Возьми себе сани,
А нам отдай телегу.
Жаворонки, жаворонки,
Дайте нам лето,
А мы вам зиму,
У нас корма нету!
Жаворонки, жаворонки,
Прилетайте к нам,
Приносите нам Весну-красну,
Красну солнышку,
Тёплу гнёздышку!
Жаворонки, прилетите,
Красну Весну принесите.
Принесите Весну на своем хвосту,
На сохе, бороне,
На овсяном снопе.
Жив жаворонок
По полю летает
Зёрнышки собирает,
Весну закликает!
Летел кулик
Из-за моря,
Принёс кулик
Девять замков
- Кулик, кулик
Замыкай зиму,
Отпирай весну,
Тёплое лето!
Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью!
С радостью, с радостью,
С великою милостью!
Со льном высоким,
С корнем глубоким!
С хлебами обильными!
С калиной-малиною!
С черной смородиною,
С грушами, со яблочками!
С цветами лазоревыми,
С травушкой-муравушкой!
Весна, весна красивая!
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с радостью,
С великой милостью:
Уроди лён высокий,
Рожь, овёс хороший!
Чу, виль-виль
Весна пришла
На колясочках,
Зима ушла
На саночках!
Весна-красна, на чём пришла?
На сошочке, на бороночке,
На лошадиной голове,
На овсяном снопочку,
На ржаном колосочку,
На пшеничном зёрнышку-у-у.
Полно, беленький снежочек,
На талой земле лежать!
Время, беленький снежочек,
Время таять-пропадать,
Во долинушку стекать
И сыру землю питать!
Весна, Весна,
На чём пришла,
На чём приехала?
На белом коне,
На сохе бороне
На кобыле вороной
В Колеснице золотой
Перепёлки, жаворонки,
Вы слетайтеся!
Вы в края свои родные собирайтеся!
Люту зиму, да студёну Унесите!
А Весну, Весну-Красну нам принесите!
Ты приди Весна В Края наши Родные
Принеси тепло и жито хлебородные
Дай нам жито золотое, колосистое
Жито доброе, густое, ядренистое!
Весна - Красна!
Жива млада!
Приди же к нам!
К лесам-полям!
На наши Нивы,
Мару отрини!
Нам принеси ты
Хлеба обильны
Травы высоки
Корни глубоки
Тепло и силу
Любовь и милу!
Вторая закличка Весны, имеет второе название Сороки или закличка жаворонков.
Благослови, мати,
Ой, Лада мати,
Весну закликати!
Зиму провожати!
Делается уборка, выносится весь накопившейся за зиму хлам.
Женщины окуривают по углам дом вереском или можжевельником. Хвойными ветками украшают дом.
Хозяйки пекут из ржаного или любого другого теста пичуг: жаворонков и грачей, внутрь закладывают конопляное или льняное семя, сверху обмазывают медом.
Согласно Славянским верованиям, в этот день Заклички Весны, творят с вершин холмов, с которых уже начал сходить снег, называемых в народе Ярилиными Плешами.
Итак, в этот день хозяйки пекли из пресного теста «жаворонков», с которыми и совершался обряд Закличек. При этом считалось, что в полную силу весеннее тепло проявится лишь через 40 дней. В некоторых домах пекли сорок «орехов» из ржаной и овсяной муки, а потом в течение сорока дней бросали их по одному на улицу, «откупаясь» так от Мороза.
Умелицы лепят птиц по образу и подобию, но делают и схематично: раскатывают тесто, из него вырезают треугольники - на вершине втыкают два зернышка-глаза, основание разрезают на несколько полосок: крайние заворачивают наверх, это крылья, а посередине - хвост. Печеных птах посылают родным и близким. Дети бегают по улицам с испеченными птицами, подбрасывают их вверх, разбрасывают крошки и кричат: “Жаворонки прилетите, красно лето принесите, зима надоела, весь хлеб поела”.
Обычно обряд закликания Весны проводят на возвышенном месте, (Красная Горка) на восходе Солнца. Приходят пораньше, чтобы на заре увидеть, как играет Солнце.
Солнышко, солнышко,
Красное ведрышко!
Выгляни из-за горы,
Да до вешней поры!
По игре Солнца судят, какой будет урожай или загадывают свою судьбу на ближайший год. При появлении Солнца женщины умываются с золота и серебра, чтобы стать богаче и краше. (положите украшения из золота или серебра в чашечку с водой для умывания)
На праздник приносят крашеные яйца (яйца-крашенки). Этот обычай не христианский, а старинный, природный, вызванный самой жизнью. Яйцо - символ мироздания на закличку красят во все цвета Солнца и Весны - красный, жёлтый, рыжий, зелёный. Яйца подкидывают вверх - кто выше подкинет, катают с горки - у кого дальше укатится. Стоящие рядом устраивают состязание: зажимают в руке яйцо и ударяют им об яйцо соседа. Затем победившие, у кого яйцо не разобьётся, состязаются между собой, пока не останется один с неразбитым яичком. (Разбивая яйцо, человек ритуально помогает родиться новому миру, новой Весне.) Победителям дают приз или качают их на руках.
Третья закличка, обычно 25 Березеня. Вербохлёст.
Это уже поистине весенний праздник. Люди рады, что Весна пришла. Его проводят у живого дерева, которое наряжают, украшают.
Загодя вкапывают столбы, навешивают веревки, прикрепляют доски - возводятся качели. Без катания на качелях, хороводов, игр аграрной и брачной обрядности, обливания водой не обходится ни один весенний праздник.
К празднику пекут традиционное весеннее печево. Праздник начинается караваем. Каждый отламывает себе кусочек хлеба, который делится на три части: одна отдается Земле-плодородице, другая - Огню, дарителю жизни. Последний кусочек каждый съедает сам.
Весна красна, тёплое летице,
Ой, лёли, лёли, тёплое летице!
Лето тёплое, зима холодная,
Ой, лёли, лёли, зима холодная!
Зароди, лето, жито густое,
Ой, лёли, лёли, жито густое!
Жито густое, колосистое,
Ой, лёли, лёли, колосистое!
Лада-хороводница вносит в круг вербные ветки.
Без вербы - не весна.
Верба распутицу несёт, гонит с реки последний лёд.
Если хорошо верба цветет - пашня будет удачной.
Со стародавних времен люди видели в вербе могучую жизненную силу и в момент цветения вербы стегали ею детей, больных и всех, кому хотели передать эту силу.
Будь здоров на весь год!
Будь так весел как весна!
Будь так крепок, как зима!
Будь здоровый, как вода,
Будь богатый, как земля,
А расти как верба!
Когда хлестают друг друга вербными прутиками по спине и по плечам, приговаривают: “Не я бью, верба бьёт”, “Хвора в лес, а здоровье в кости”, “Как вербочка растёт, так и ты расти”, “Верба-хлёст, бей до слез, будь здоров!”.
Вот пришла весна,
Весна красная,
Ай, люли-люли,
Весна красная.
Принесла весна
Золотые ключи,
Ай, люли-люли,
Золотые ключи.
Ты замкни, Весна,
Зиму лютую.
Отомкни, Весна,
Тепло летечко,
Ай, люли-люли,
Тепло летечко.
Весенние заклички.
Цель:
Расширять представления детей о приметах весеннего цикла, развивать образное мышление, приобщать детей к культуре и традициям русского народа.
Задачи: Развивать:
вокальные навыки,
музыкальные творческие способности,
умение взаимодействовать в коллективе,
умение, верно, оценивать свои действия и действия товарищей.
Педагог
.Загадка.
Педагог.
Отгадайте, ребята, загадку:
"Как на масляной неделе,
Вдоволь мы чего поели?" Дети отвечают (Блинов, пирогов, оладий и т.д.). Правильно, ребята Проводили зиму с почетом.
Педагог.
Кто-то бросил нам в окошко,
Посмотрите, письмецо.
Может, это лучик солнца,
Что щекочет мне лицо?
Может, это воробьишко,
Пролетая, обронил?
Может, кот письмо, как мышку,
На окошко заманил?
Ребята, вам хочется узнать от кого пришло письмо? Адрес наш: Детский сад "Аленушка". Отправитель – Весновка – свистунья. Достает письмо и предлагает прочитать его кому-либо из детей.
Здравствуйте, ребята!
Зиму вы уже прогнали,
А меня еще не звали.
Я пробудилась ото сна.
Спешу на песен зов!
Весна.
На Руси всегда очень серьёзно относились ко времени, предшествующему лету - красавице Весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем.
Весну закликали несколько раз. Зачастую закличку Весны в первый раз начинали тогда, когда это показывала сама природа: снега тают, с крыш капает, птицы прилетают и начинают петь по-весеннему. Но, тем не менее, существуют даты, которые считаются для заклички наиболее подходящими. Одна из таких дат – 22 марта. Второй раз Весну звали-закликали именно в этот день .
22 марта - этот день совпадает с астрономическим днем весенного равноденствия - днем, когда наступает Весна, днем, когда длина светлого времени суток равна длине темного времени суток. Считалось, что с этого момента свет и тепло начинают прибывать, а тьма и холод уходить… В этот день на Руси праздновали .
В русском народе говорят, что птицы приносят на своих крылья настоящую, теплую весну. У русских повсюду существовала вера в то, что 22 марта из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них – жаворонок или кулик.
Обрядовое дерево
Праздник встречи Весны проводили у обрядового деревца, которое украшали лентами, бумажными цветами, колокольчиками. Обрядовое дерево носили по селу, чтобы украсить его мог каждый, а потом украшенное дерево приносили туда, где весну кликают.
Выпекание жаворонков
Чтобы приблизить приход весны, хозяйки в этот день пекли из пресного или кислого теста птичек - "жаворонков", которых называли детьми или братьями перелетных птиц, их рассаживали на проталинах, крышах, деревьях и стогах.
Печеных птах посылали родным и близким, чтобы весна, свет и тепло пришли и к ним.
Птичек раздавали детям, и те с криком и смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. Для этого печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на плетень, подбрасывали кверху и выкрикивали песенки-заклички.
Заклички (Прослушивание)
Хоровод «Ручеек»
Хоровод-игра «Ручеёк» - это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки.
Нужно встать парами, взяться за руки и поднять их вверх, чтобы получился ручеёк. Под пение (музыку) ведущий входит в ручеёк и берёт себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирая себе кого захочет.
Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. С ним приходит весна
Возвращаемся в группу и лепим птичек