Прицельная дальность танка т 72. Сколько весит танк
Вес танка колеблется от 26 до 188 тонн, в зависимости от толщины брони и характера боевого снаряжения.
Танк – бронированная гусеничная машина с пушечным вооружением. Различают две группы танков:
Вес танка колеблется от 26 до 188 тонн.
- Боевые (основные) . Главными характеристиками таких моделей является внушительная огневая мощь, высокая устойчивость к поломкам и отличная скорость перемещения.
- Легкие . Используются в качестве оружия быстрого реагирования, а также в целях разведки. Как правило, такие машины обладают меньшей мощностью и толщиной защитной брони. Легкие модели танков можно транспортировать в места назначения с помощью водного, воздушного или железнодорожного транспорта.
Давайте сравним массу нескольких моделей боевых машин.
Сколько весит танк Т-90
Модель является усовершенствованным вариантом танка Т-72. Обладает высокими боевыми и техническими характеристиками, позволяющими выдерживать бои в любых климатических условиях.
Вес танка Т-90 - 46,5 тонн.
Вес танка Т-90 - 46,5 тонн. Боевая машина оснащена пусковой установкой 125-мм, предназначенной для поражения целей всех видов, а также прицельным комплексом и тепловизором. Танк обладает высокой скорострельностью, отличной скоростью (60 км), а в состав экипажа входит три человека.
Сколько весит танк Т-34
Т-34 – настоящая военная легенда. Производство первых «тридцатичетверок» началось в 1940 году, а к началу 1941 года на вооружении СССР было около 1225 единиц техники. Танк модели Т-34 на протяжении военных лет несколько раз изменял и совершенствовал свои технические характеристики. Поэтому масса в разные годы выпуска также была неодинаковой:
- Выпуск 1940 г – 26,3 т
- Выпуск 1941 г – 28 т
- Выпуск 1942 г – 28,5 т
- Выпуск 1943 г – 30,9 т
При этом в общей массе боевой машины вес гусениц занимает около 1150 кг. При сравнении веса боевой башни танка 1940 и 1942 годов, то заметна тенденция к увеличению – с 3200 до 3900 кг. Экипаж Т-34 включает стрелка-радиста, механика-водителя, заряжающего и командира.
Танк «Maus» был создан в 1943 году и его вес составлял около 188 тонн. Это настоящий «тяжеловес» немецкого танкостроения, длина пушки которого достигала 2,5м. А общая длина боевого «Мышонка» составляла около 11,5 м! В боекомплект машины входило две спаренные пушки (128-мм и 75-мм). Вместительность топливного бака «Мауса» - 2650 л. Количество членов экипажа – пять человек.
Это интересно!
На этих страницах вы можете узнать:
Сколько весит медведь
Сколько весит золото
Сколько весит борец сумо
Сколько весит облако
Сколько весит пианино
Несмотря на впечатляющие размеры и вес танка «Maus», почти все свободное место внутри занимали многочисленные приборы и детали. Так что экипажу боевой машины приходилось размещаться «по остаточному принципу».
По результатам полигонных испытаний «Маус» достиг хороших показателей: скорость 20 км/ч, преодоление подъема, вертикального препятствия высотой 76 см под углом 30 градусов, пересечение водной траншеи шириной 2 м.
Правда, все потраченные усилия по созданию и усовершенствованию типов этой модели пропали даром. В конце 1944 года по приказу Гитлера были прекращены работы над тяжелыми танками, а весной 1945 года опытные образцы типа 205 были подготовлены для обороны полигона в случае захвата Красной Армией. Два сохранившихся танка типа 205 после войны были перевезены в Ленинград, а оттуда – на танковый полигон в Кубинку.
Сколько весит танк АТ-2
Игра World of Tanks – прекрасная возможность хотя бы «виртуально» поуправлять танками и другой военной техникой. Танк АТ 2 является боевой единицей пятого уровня британской ветки развития (класс ПТ-САУ).
Общие характеристики «боевого монстра»: вес 44 тонны, орудие 57 мм, 26 выстрелов в минуту, скорость 20 км/ч. В состав экипажа входит четыре человека. Танк можно использовать для продавления флангов с вражескими боевыми единицам. Однако при этом следует позаботиться о своем прикрытии со стороны союзников. Точность орудия у АТ 2 небольшая, поэтому использование танка при дальних атаках не рекомендуется.
Вес танка АТ-2 44 тонны.
Теперь вы знаете, сколько весит танк, и как видите, его масса зависит от модификации. Кроме того, для определения веса танка не нужно его взвешивать, а достаточно рассчитать массу, учитывая плотность металла и вес боевого оснащения.
Еще до того, как началось серийное производство танков Т-62, главным конструктором Уральского вагонного завода Л. Н. Карцевым было предложено совершенствовать модель, установив на нее новый двигатель, более мощный, и более перспективную Именно так появился танк Т-72. Характеристика транспортного средства отмечала его как бронемашину большого размера.
Немного истории
Летом 1961 года были построены первые два экземпляра танка, причем они тестировались в ускоренном режиме - сначала на заводе, затем на полигоне. Объект отличался модернизированностью, но, несмотря на все его преимущества, заводом не было получено официальное разрешение на производство нового танка. Год за годом в модель вносились определенные изменения:
- Сначала был продуман экипаж танка Т-72, который состоял из трех человек - командира, наводчика и механика-водителя.
- Танк был оснащен пушкой с автоматом заряжания и броневой защитой на основе схемы НИИ стали.
- Ходовая часть модели планировалась весом не больше 40 тонн.
Но эти изменения не принимались, только были оставлены две бортовые коробки перемены передач.
Особенности компоновки танка
Т-72 - танк, отличающийся классической конструкцией, когда силовое отделение располагается на корме. Управление сосредоточено в носовой части транспортного средства, здесь же располагаются топливный бак, бак-стеллаж, щиток контрольных приборов механика-водителя, электроаппаратура.
Отделение управления состоит из сиденья механика, который и осуществляет управление танком Т-72. Над сиденьем водителя имеется люк. В шахту броневого листа установлен прибор, позволяющий вести наблюдение за ситуацией. Механик-водитель во время движения сидит, что обеспечивается продуманной конструкцией самого сиденья в днище танка.
Боевое отделение
Боевому отделению в танке оставлено место в средней части корпуса и башне, которая отделяется от силового отделения специальной перегородкой. Продуманность конструкции обеспечивает удобное перемещение членов экипажа из отделений в отделения. Удобство и эргономичность - главные отличия, которыми может похвастаться танк Т-72. Характеристика его как боевого судна также впечатляет:
- Танк оснащен гладкоствольной пушкой в башне 125 мм, автоматом заряжения и приборами управления огнем.
- Справа от пушки оборудовано место командира, а слева сидит наводчик.
- На пушке с правой стороны имеется пулемет ПКТ, а над ним на специальных креплениях держится базовая труба прицела-дальномера.
- Рабочее место командира привлекательно оснащением: оно состоит из электромашинного стопора пушки, бака вертикального наведения, радиостанции, специального аппарата, через который снаружи подключается розетка десанта, карданного привода командирской башни.
- Башня командира накрывается крышкой с пластинчатым торсионом.
- Командирская башенка оснащена двумя приборами наблюдения ТНП-160 и командирским прибором ТКН-3.
Боевое отделение также оснащено приборами и механизмами, которые обеспечивают удобство эксплуатации танка.
Силовое отделение
Кормовая часть имеет силовое отделение. Двигатель танка Т-72 располагается с левого борта, а между ним и перегородкой для мотора находится система охлаждения, масляный фильтр, клапан расширительного бачка. С правой стороны установлен очиститель воздуха. Корпус имеет кормовой лист, где располагается система охлаждения. Также силовое отделение оснащено дополнительным и основным маслобаками, которые способствуют смазке двигателя. Силовое отделение закрыто крышкой. Расход топлива танка Т-72 на 100 км следующий:
- при движении на грунте - 260-450 л;
- на дороге с твердым покрытием - 240 л.
Особенности корпуса
Один из самых популярных советских танков - танк Т-72. Характеристика его как боевого была бы неполной, если не описать особенности корпуса. Корпус данной модели - это жесткая коробка, которая сварена из броневых листов. Здесь располагаются носовая часть, борта, корма, днище, перегородки вентиляции и мотора, а также крыша силового отделения.
Лобовой лист - это многослойная комбинированная преграда из стали и стеклотекстолита, толщина которой обеспечивает износостойкое покрытие. Борта корпуса усилены вертикальными броневыми листами, в средней части дополнены защитными планками. Их назначение - увеличить внутренний объем корпуса и установить на них башню. По всему периметру бортов приварены кронштейны, на которые крепятся направляющие колеса.
Т-72 - популярный танк СССР, который внушал уважение всему миру. Корма его корпуса представляет собой кормовой броневой лист. В качестве защиты установлена вентиляторная перегородка. Она представляет собой спиральный кожух, оснащенный съемными передними и боковыми листами. В кожухе имеется вентилятор системы охлаждения, а основное назначение перегородки - организовывать поток воздуха. Борта танка дополнены бортовыми экранами, имеющими толщину 3 мм и выполненными из сплава алюминия. Чтобы сохранить состояние танка во время движения по трудным участкам местности, экраны можно поставить в походное положение - поджать их к боковым пылевым щиткам. Когда танк Т-72 в бою, пылевые щитки могут быть развернуты вперед под углом в 60 градусов.
Как устроена башня?
Для ее создания использована фасонная отливка из броневой стали, сверху к ней приварена крыша, а также головки, которые защищают базовую трубу прицела-дальномера. Башня отличается монолитной конструкцией, толщина стенок которой варьируется. Передняя часть оснащена амбразурой, где устанавливается пушка, боковые поверхности - дуговыми щеками, которые играют важную роль для бронировки стенок корпуса.
Справа от пушки предусмотрено наличие амбразуры, где располагается спаренный пулемет. Слева от пушки имеется кронштейн, где крепится осветитель ночного прицела в сочетании с трубкой, через которую подводится к пушке электрический привод. Левая половина крыши имеет основание люка, где располагается наводчик. гидравлическим и ручным механизмом. Все это отличает танк Т-72, характеристика которого позволяет сделать вывод о боевых качествах бронемашины.
Вооружение танка
Башня танка оснащена гладкоствольной пушкой Д-81ТМ, с ним спарен еще один пулемет, причем они стабилизированы в две плоскости наведения. Ствол пушки - это труба, которая соединяется с кожухом, муфтой, казенником и механизмом продувания. Он, в свою очередь, состоит из шести сопел. Затвор пушки отличается полуавтоматическим режимом работы. Т-72 следующая:
- при стрельбе бронебойными подкалиберными и кумулятивными снарядами дальность составляет 4000 м;
- при использовании осколочно-фугасных снарядов ее значение достигает 5000 м;
- при стрельбе ночью она равна 800 м;
- если снаряды выстреливаются боковым уровнем с использованием осколочно-фугасным снарядов, дальность стрельбы может достигать 9400 м.
Нужно отметить, что при автоматическом заряжении пушка отличается боевой скорострельностью до 8 выстрелов в минуту, при ручном заряжении - 1-2 выстрела в минуту.
Т-72 обеспечивается монокулярным стереоскопическим прицелом-дальномером, оснащенным дополнительной независимой стабилизацией поля зрения. С помощью прицела измеряется дальность цели в диапазоне 1000-4000 м при точности в 3-5 процентов. Если стрельба ведется ночью, используется специальный ночной прицел с осветителем на основе ИК-фильтра.
Командирская башня оснащается зенитной установкой, которая позволяет стрелять по воздушным и наземным целям. В случае с Т-72 ТТХ танка следующие: по дальним воздушным целям стрельба ведется на расстоянии до 1500 м, по наземным - до 2000 м. Зенитная установка танка состоит:
- из пулемета НСВ 12,7 мм;
- люльки с противооткатным устройством;
- зенитного прицела;
- рукоятки, позволяющей наводить орудие горизонтально и вертикально;
- магазина для снарядов;
- уравновешивающего механизма.
Основные снаряды
Одна из мощных боевых бронемашин России всех времен - Т-72. Вооружение танка предполагает наличие следующих снарядов:
- автомата АКМС 7,62 мм;
- сигнального пистолета;
- 10 ручных гранат.
Танк имеет двухплоскостной электрогидравлический стабилизатор вооружения, который сочетается с оптическим прицелом-дальномером. Главные задачи этого комплекса следующие:
- Автоматически удерживать пушку и пулемет в определенном положении при движении танка.
- Наводить стабилизированную пушку и пулемет, плавно регулируя скорость наведения.
- Наводить нестабилизированную пушку в горизонтальной плоскости.
- Создавать целеуказание от командира танка к наводчику.
- Аварийно поворачивать башню от механика-водителя.
С помощью стабилизатора обеспечиваются угловые скорости, на основе которых наводится пушка вертикально в автоматическом режиме. С составе боекомплекта танка - 39 выстрелов к пушке, 2000 патронов к пулемету ПКТ, 300 патронов к автомату, 12 патронов для сигнального пистолета и 300 патронов для зенитного пулемета.
Особенности заряжения
На танке Т-72 имеется электромеханический комплекс, который автоматически заряжает пушку. Он состоит из вращающегося транспортера, механизма подъема кассет, механизма удаления поддонов, досылателя, электромашинного стопора пушки, запоминающего устройства и пульта управления.
Боевой танк СССР оснащен вращающимся транспортером, который монтирован на корпусе машины и включает в себя каркас, электромеханический привод, настил, механизм закрывания окна выдачи со створками, стопор и ручной привод. В каркасе размещаются 22 кассеты, сам он является цельной сварной конструкцией. Кассета представляет собой сваренные две трубы и нужна для размещения выстрела разных типов.
Особенности силовой установки
Устройство танка Т-72 предполагает наличие модифицированной силовой установки. Она представляет собой дизельный мотор мощностью 780 л.с., который дополнен системой жидкостного охлаждения и приводным центробежным нагнетателем. Масса двигателя составляет 980 кг, он установлен в силовом отделении. Многотопливный мотор может работать на дизеле разных марок, бензине и керосине. Но основной вид топлива - дизельное. Система питания двигателя танка состоит из 4 внутренних и 5 наружных топливных баков.
Чтобы обеспечивалась очистка воздуха, который поступает в цилиндры двигателя, танк дополнительно оснащается двухступенчатым очистителем воздуха, который удаляет пыль из пылесборника. Очистка выполняется в несколько циклов, после чего очищенный на 99,8 процентов воздух поступает в двигатель.
Устройство танка Т-72 предполагает наличие системы смазки и охлаждения. Система смазки является циркуляционной и комбинированной, а система охлаждения - жидкостной и закрытой, она дополняется принудительной циркуляцией. Специальная система подогрева разогревает двигатель и обслуживает его системы перед запуском.
Танк Т-72 оснащен механической трансмиссией с гидравлическим управлением, включающей в себя гитару и две коробки передач. Гитарой называется шестеренчатый редуктор, который передает крутящий момент к коробкам передач.
Ходовая часть и оборудование
Боевой вес танка Т-72 составляет 44,5 тонны, при этом ходовая часть - это шесть двухскатных обрезиненных опорных катков и три односкатных катка, ведущее колесо заднего расположения, направляющее колесо с кривошипным механизмом. Танк имеет индивидуальную которая усиливается гидравлическими амортизаторами и шестью опорными катками. Гусеницы имеют мелкие звенья с числом траков в них 97.
Из дополнительных устройств на танке можно отметить радиостанцию и рассчитанное на четырех абонентов. Радиостанция работает как приемопередатчик и телефон, обеспечивая дальность связи до 20 км. Радиостанция функционирует на 1261 рабочей частоте, при этом прием и передача сигнала ведутся на общей частоте.
Защитные системы
Несмотря на то что вес танка Т-72 был внушительным, он оснащался дополнительными системами, которые защищали бронемашину от оружия массового поражения. Системы способны защитить танк и его внутреннее оснащение от ударной волны, радиации при ядерном взрыве, обеспечивая безопасность экипажа при воздействии отравляющих веществ или биологического оружия.
Защита от ударной волны выполняется продуманной броней, а также качественной герметизацией. Внутри танка используется специальный надежный материал, при этом боевое отделение и отделения управления надежно герметизируются. Система защиты выступает в качестве световой и звуковой сигнализации, контролирует уровень радиации и избыточность давления внутри танка и наличие отравляющих веществ снаружи него.
Противопожарная система представляет собой три двухлитровых баллона, которые наполнены огнегасящим составом, а также три трубопровода, которые соединяют баллоны и отделения, и девять термодатчиков. Специальная система многократного действия служит надежной защитой от дыма. Она работает на дизельном топливе.
Из дополнительного оборудования танков Т-72 можно отметить систему для подводного вождения, которая позволяет преодолевать водные преграды на глубине 5 м и ширине до 1000 м. В состав этого оборудования входят также спасательные жилеты, противогазы, рассчитанные на всех членов экипажа.
Модификации танка Т-72
Всего за годы выпуска танк был представлен в восьми основных модификациях: и их разновидностях. Кроме того, он активно продавался за границу в такие страны, как Чехословакия, Польша, ГДР, Венгрия и Болгария. По состоянию на 2007 год эти бронемашины состояли на вооружении целого ряда стран - Азербайджана, Алжира, Вьетнама, Ливии, Македонии, Киргизии и многих других. Танк Т-72 активно использовался во многих странах как основа большого количества инженерных, специальных и боевых машин.
Т-72 - это уральский танк, который долгое время считался одним из самых мощных и надежных не только в СССР, но и в мире. Модернизированные версии до сих пор производятся во многих странах, при этом постоянно совершенствуются системы управления и силовое оборудование.
Т-72 «Урал» — самый массовый основной советский боевой танк второго поколения. Принят на вооружение в Советской Армии 7 августа 1973 года.
Ниже дан краткий обзор особенностей российских модификаций танка Т-72, выпускаемого УралВагонЗаводом, подготовленный на форуме pikabu.ru блогером zhuravkofff , за что ему большое спасибо.
Употребляемые сокращения: НКДЗ (Навесной Комплект Динамической Защиты), ВДЗ (Встроенная Динамическая Защита), ВЛД (Верхняя Лобовая Деталь), НЛД (Нижняя Лобовая Деталь), ТПН (Танковый Прицел Ночной), ОПТВ (Оборудование Подвойного Вождения Танка).
T-72A
Т-72Б (образца 1984 г), T-72B
принят на вооружение в 1984 г
(Т-72Б обр. 1989)
Т-72БМ (фото В.Кузьмина, )
последовательный РМШ ()
В дополнение к вышеизложеному:
Т-72Б3 - это капитальный ремонт с бюджетной модернизацией ранее выпущенных машин.
В Алабино на полигоне учебного комплекса Таманской дивизии продемонстрирована последняя модификация «семьдесятдвойки» - танк Т-72Б3, внешне отличавшийся новейшим многоканальным прицелом наводчика «Сосна-У» и отсутствием ИК-прожектора Л-4А «Луна» рядом с маской пушки. По сравнению с Т-72Б3 первых серий башня на месте ИК-прожектора Л-4А «Луна» прикрыта блоками ВДЗ «Контакт-5».
Танк получил новую 125-мм пушку 2А46М-5, новую радиостанцию УКВ диапазона Р-168-25У-2 «Акведук», новое противопожарное оборудование (ППО) и новый многоканальный прицел наводчика (ПНМ) «Сосна-У». Прицел имеет 4 канала: оптический, тепловизионный, канал лазерного дальномера и канал управления противотанковыми управляемыми ракетами (ПТУР). ПНМ «Сосна-У» установлен вместо штатного прицела-прибора наведения 1К-13-49. Старый прицел наводчика 1А40-1 оставлен на штатном месте в качестве запасного.
Место установки ПНМ «Сосна-У» в танке Т-72Б3
()
Командир получил прибор ТКН-3МК с системой «Дубль», обеспечивающей возможность ведения огня командиром. На танке Т-72Б3 установлена встроенная динамическая защита (ВДЗ) «Контакт-5», а не новая ДЗ «Реликт», которая защищает танк от современных тандемных боеприпасов; танк не получил закрытой зенитно-пулемётной установки (ЗПУ) - осталась открытая ЗПУ с ручным управлением. Вместо 1000-сильного двигателя В-92С2, который установлен на Т-90А (Объект 188А) и на модернизированном Т-72БА (Объект 184А), на Т-72Б3 остался капитально отремонтированный В-84-1 мощностью 840 л.с. Поэтому характеристики подвижности не возросли. Танк не оснащается приемниками ГЛОНАСС/GPS.
Т-72Б3 на полигоне в Алабино, август 2013 (
Появившийся в начале 70-х годов прошлого столетия основной советский танк Т-72 стал одной из самых массовых машин в мире – «Уралвагонзавод» собрал не менее 30 тыс. экземпляров танка. Кроме того, лицензии на производство машины имелись у ряда государств, которые не менее нескольких тысяч танков.
Техника советского производства поставлялась во многие государства и принимала участие во всех более или менее значимых вооруженных конфликтах. Танки Т-72 прекрасно проявили себя в этих боях. Например, в ходе боев 1982 года в долине Бекаа не было зафиксировано ни одного случая сквозного пробития лобовой брони советского танка.
Немного истории
Причиной создания Т-72 стало затянувшееся внедрение Т-64 – нового основного танка Советской Армии. Машина оснащалась оригинальным дизельным двигателем 5ТДФ со встречным движением поршней, для сборки которого было развернуто особое производство в Харькове. Однако потенциал завода обеспечивал выпуск машин только в мирное время, любое увеличение производства машин приводило к дефициту силовых установок.
В качестве альтернативы стала рассматриваться версия танка с более простым дизелем В-45, который был освоен промышленностью. Танк предполагалось выпускать на заводе в Нижнем Тагиле.
Первые наработки КБ Морозова по оснащению танков Т-64 дизелем В-45 относятся к 1961 году. В результате к 1967 году были построены три машины под обозначением «объект 436», которые прошли комплекс интенсивных испытаний. После этого двигатель и трансмиссию поставили на модернизированный танк Т-64А.
Так на свет появился «объект 438», который испытывался в 1967-68 гг. На основе Приказа министра оборонной промышленности была собрана партия машин «объект 439», которые немного отличались от предшественников. Испытания показали идентичность характеристик машин с дизелями В-45 и 5ТДФ.
Но по ряду причин «объект 439» не пошел в производство в Нижнем Тагиле.
Одной из причин называют конкуренцию между танкостроителями из разных КБ. На Урале решили создать новую машину, основанную на узлах собственного «объекта 167», дополненного автоматом заряжания. Но часть решений по корпусу и башне было заимствовано у Т-64, хотя детали были невзаимозаменяемыми. Полученная машина получила обозначение «объект 172М», который и стал тем самым Т-72, получившим приставку «Урал».
В 1973 году «Уралвагонзавод» собрал первую серийную партию танков из 30 экземпляров, а в следующем году началось полноценное производство. Запуск в серию Т-72 стал возможен благодаря маршалу Гречко, который активно пролоббировал интересны «Уралвагонзавода». Параллельное производство Т-64А и Т-72, машин одного уровня и назначения, имевших крайне низкую степень унификации, является нонсенсом для советской военной техники.
Модификации и опытные версии
На основе машины Т-72 создано несколько десятков опытных и серийных модификаций. Сразу после начала серийного выпуска появились проекты переоснащения танка другим орудием. В первой половине 70-х годов был создан единичный танк «объект 172МН», отличавшийся установкой нарезного 130-мм орудия модели 2А50. Тогда же велись эксперименты по установке гладкоствольной 125 мм пушки 2А49. В серию эти машины не попали.
Интересным экспериментом стал «объект 186», оборудованный 16-цилиндровым дизелем с Х-образным расположением цилиндров. Мотор развивал мощность до 1200 л.с., но оказался крайне ненадежным.
Для командиров танковых соединений предназначался командирский вариант машины с обозначением Т-72К, оснащенный набором навигационного оборудования и радиостанциями. Для работы с места станция использовала дополнительную антенну высотой 10 м, обеспечивавшую связь на расстоянии 300 км. Установка энергоемкого оборудования привела к сокращению числа укладок и возимый боекомплект составляет 31 выстрел.
В 1979 году в производство пошел танк Т-72А, отличавшийся от предшественника улучшенными прицельными приспособлениями, модернизированной пушкой, установкой запуска , доработанным дизелем и другими узлами. На базе модернизированной версии строилась командирская машина Т-72АК с сокращенным до 36 снарядов боекомплектом. Для работы расширенного электронного комплекса использована автономная генераторная установка с приводом от небольшого двигателя.
Для экспорта предлагался вариант Т-72М, отличавшийся схемой защиты башни и боекомплектом. Немного позднее, в 1982 году, его сменил Т-72М1, оснащенный дополнительным листом толщиной 16 мм, смонтированным на лобовой части корпуса. Комбинированная броня башни также получила внутренние стержни с песчаным наполнителем.
С 1985 года на внутренний рынок стали поступать танки Т-72АВ с навесными контейнерами динамической защиты, а немного позднее начался выпуск Т-72Б. Машина отличается модернизированной пушкой, приспособленной для пуска противотанковых управляемых ракет, а также 840-сильным дизелем В-84-1. Из-за изменения схемы защиты форма башни стала более округлой. Командирский вариант машины стал называться Т-72БК.
В начале 90-х годов на танки стали ставить встроенную динамическую защиту, позаимствованную у .
Новая версия получила обозначение Т-72Б образца 1989 года, встречается неофициальный индекс – Т-72БМ. Экспортный вариант машины Т-72Б стал обозначаться как Т-72С (или Т-72М1М).
Впоследствии были разработаны программы модернизации до стандарта Т-72Б2, а затем и Б3. Основной упор при улучшении сделан на применение современного электронного и прицельного оборудования, а также установку систем активной защиты.
Кроме боевых танков на базе Т-72 строился ряд вспомогательных и инженерных машин. Среди них можно отметить эвакуационный тягач БРЭМ-1, машину для укладки мостов МТУ-72. Шасси Т-72 послужило базой для самоходной установки МСТА-С.
Конструкция
Корпус танка Т-72 изготовлен методом сварки из катанных и обрезанных в размер листов броневой стали. Верхний лобовой лист корпуса имеет комбинированную схему защиты. Толщина листа составляет 200 мм, что соответствует 550-600 мм обычной брони (расположенной под тем же углом к нормали). Лист включает в себя внешний и внутренний стальные слои, между которыми размещен стеклотекстолит. Нижний лист выполнен из обычной броневой стали толщиной 85 мм.
Бортовая броня Т-72 установлена вертикально, имеет толщину 80 мм в районе обитаемых отсеков и 70 мм – в районе моторно-трансмиссионного отсека. Внутренняя часть брони в обитаемых отделениях имеет покрытие, защищающее от поражения нейтронным излучением. Под нижним лобовым листом установлен бульдозерный отвал, позволяющий отрыть защитный окоп для установки танка. В зависимости от твердости грунта на выполнение земляных работ уходит 20…25 минут.
Для дополнительной защиты по бортам машины Т-72 установлены четыре плоских щитка, выполненных из легкого сплава на основе алюминия.
Перед началом боевых действий щитки отводятся вперед на угол 60⁰, обеспечивая защиту бортовой брони танка от поражения кумулятивными боеприпасами. Позднее от такой конструкции отказались в пользу сплошного экрана, изготовленного из армированной тканью резины.
Начиная с версии танка Т-72АВ, пошедшей в серию в 1985 году, на лобовую часть корпуса и башню стала устанавливаться дополнительная динамическая защита из отдельных контейнеров. Также стал монтироваться дополнительный 20 мм лист брони, уложенный на верхний основной лист корпуса.
На танке Т-72 применена литая башня с переменной толщиной стенок. Бронезащита обычного типа, лобовая часть имеет толщину до 280 мм. Позднее, с началом выпуска версии Т-72А, стала применяться комбинированная броня с установкой песчаных стержней. Применение такой брони улучшило устойчивость к попаданиям снарядов. Одновременно произошло изменение формы передней части башни, где появились выступы («скулы»).
В состав экипажа танка Т-72 входят три человека. Рабочее место механика-водителя размещено по центру корпуса в носовой части. Над механиком имеется отдельный люк, выполненный в верхней плите корпуса. Сидение опущено практически на самый пол, чем обеспечено сидячее положение механика.
На многих иностранных образцах водитель размещается в боевом положении полулежа, что негативно сказывается на комфорте работы.
По сторонам от рабочего места водителя размещены три внутренних топливных бака. Управление танком ведется двумя рычагами и педалями.
В башне Т-72 расположены места двух членов экипажа танка, причем наводчик размещен в левой части, а командир – в правой. На крыше башни установлена поворотная командирская башенка, оснащенная парой приборов для наблюдения. Вне боевой обстановки командир сидит на башне машины, прикрытый съемным щитком. Для обеспечения связи имеется радиостанция стандарта УКВ. Между башней и отделением управления имеется узкий проход.
Теоретически, там может пройти человек, но фактически для этого требуется определенная тренировка. Опыт боевого применения танка Т-72 показал, что вытащить раненого механика-водителя через этот проход невозможно. Эвакуация выполняется через штатный люк в крыше.
В кормовой части корпуса машины размещено силовое отделение, с поперечно установленным двигателем. В качестве силового агрегата на танках Т-72 используется 780-сильный V-образный 12-цилиндровый четырехтактный дизельный двигатель В-46-6, оснащенный центробежным нагнетателем воздуха с приводом от коленчатого вала. Мотор имеет принудительное жидкостное охлаждение. Конструктивно дизель является развитием танкового мотора В-2, опробованного еще на Т-34 и БТ-7.
В ходе последующих модернизаций стал применяться дизель В92С2, построенный на том же блоке цилиндров, но оборудованный турбокомпрессором. Мощность силовой установки выросла до 1000 л.с. Моторный отсек танков Т-72 позволяет герметизировать стыки и преодолевать водные преграды глубиной до 5 м по дну. Предварительно на машину устанавливается дополнительное оборудование.
В качестве топлива могут использоваться различные сорта дизельного топлива, авиационный керосин, низкооктановый бензин сорта А-72, а также смеси этих сортов топлива.
Внутри танка Т-72 расположены топливные баки, вмещающие 705 литров топлива. Снаружи могут монтироваться четыре бочки емкостью 200 или 275 литров.
Двигатель машины запускается при помощи электрического стартера, который при работе мотора выполняет функции генератора. При работе стартера используется напряжение 48В, в остальных цепях нормой считается напряжение 22-29В. Для питания стартера используются четыре аккумуляторные батареи.
Трансмиссия танка Т-72 включает в себя гитару, которая передает крутящий момент на две бортовые коробки передач. На выходных валах коробок машины установлены бортовые редукторы, передающие вращение на ведущие колеса. Гитара танка представляет собой односкоростной повышающий редуктор, оборудованный местами для установки компрессора, генератора и вентилятора радиаторов системы охлаждения.
Бортовые коробки передач Т-72 построены на основе планетарных редукторов, обеспечивают семь скоростей переднего и одну скорость заднего хода. Управление переключением скоростей гидравлическое, в состав коробки входит бортовой фрикцион. Применение разнесенных коробок позволяет управлять поворотом танка включением пониженной передачи в отстающей гусенице. За счет этого имеется семь различных радиусов разворота машины.
Дополнительный бортовой редуктор также построен по планетарной схеме, служит для понижения частоты вращения ведущего колеса. Несмотря на идентичность схемы трансмиссии, узлы танков Т-64 и Т-72 не взаимозаменяемы.
Ходовая часть танка Т-72 оснащена индивидуальными торсионами, дополненными лопастными гидравлическими амортизаторами на первых двух передних и последнем заднем катке. Торсион расположен поперек танка на протяжении всей ширины корпуса. На торсионах машины установлены балансиры с двухдисковыми опорными катками, имеющими внешнюю амортизацию в виде резинового бандажа.
Для ограничения хода подвески Т-72 имеются отбойники, в которые упираются балансиры.
Катки имеют спаренную схему, изготовлены из алюминиевого сплава. Каждый борт машины имеет по шесть опорных катков. Ведущие колеса расположены сзади, оборудованы сменными зубчатыми венцами. Спереди используются литые направляющие колеса, оснащенные кривошипом для обеспечения натяга гусеницы. Гусеничная лента цевочного зацепления набрана из 97 звеньев, имеющих ширину 580 мм.
Существует вариант гусеницы с открытым шарниром или с резинометаллическим узлом (РМШ). Из-за различной конструкции траков отличаются зубчатые венцы ведущих колес. Верхняя ветвь гусеницы опирается на три ролика, оборудованных внутренним амортизатором.
Основным вооружением танка Т-72 является 125 мм пушка Д-81ТМ (позднее стала применяться модель 2А46), оборудованная стволом с гладким внутренним каналом. Пушка имеет встроенный двухосевой электрогидравлический стабилизатор, позволяющий вести прицельный огонь в движении. В состав боекомплекта машины (44 выстрела, на ранних образцах – 39) входят различные снаряды, а также ракеты. На модификации Т-72Б применено модернизированное орудие 2А46М-5, использующее более эффективные боеприпасы.
Установленный на танке электромеханический автомат заряжания позволяет вести огонь с частотой до 8 выстрелов в минуту. Снаряды и заряды расположены раздельно в два яруса на горизонтальном лотке, угол заряжания постоянен.
Гильза имеет частично сгорающую при выстреле конструкцию – от нее остается только донце, которое выбрасывается наружу. За счет выброса остатков гильзы удалось снизить загазованность внутреннего объема танка Т-72 при стрельбе. На лотках автомата заряжания уложены 22 снаряда и заряда. Остальной боекомплект машины размещен в укладках, смонтированных в башне и корпусе. По мере расходования снарядов, экипаж укладывает боекомплект в лотки автомата.
При переходе на ручное заряжание частота стрельбы снижается до 2 выстрелов в минуту. Стабилизированный прицел со встроенным дальномером (на ранних машинах применялся обычный оптический) позволяет вести огонь в дневное время на дистанцию 4000…5000 м. Дальность стрельбы в ночное время – до 2000 м.
Для подсветки целей в ночное время применен инфракрасный прожектор.
На ранних машинах Т-72 он установлен на фронтальной части башни левее пушки, но затем его перенесли на точку, расположенную над амбразурой спаренного пулемета. Модернизация была проведена с целью повышения безопасности механика-водителя, поскольку имелись случаи нанесения смертельных травм прожектором. При использовании дополнительного прицельного оборудования пушка Т-72 допускает ведение огня осколочно-фугасными снарядами на расстояние 9…10 км.
В одной установке с пушкой установлен 7,62 мм пулемет ПКТ с ленточным питанием. Одна лента включает в себя 250 патронов. Всего в танке Т-72 хранится восемь лент. Пулемет позволяет вести огонь на дистанцию до 1800 м (с помощью дальномерного прицела). Для защиты от атак с воздуха имеется 12,7 мм пулемет «Утес», смонтированный в специальной установке на командирской башенке машины. Установка имеет прицел, допускающий ведения огня и по наземным целям.
Пулемет имеет ленточное питание, в одной ленте имеется 60 патронов. Возимый боекомплект включает в себя пять лент. Внутри танка укреплен один автомат АКМС калибра 5,45 мм, а также сигнальный 26 мм пистолет-ракетница. Для ближней обороны имеются 10 осколочных гранат Ф-1. Для расчистки дорог от мин используется трал моделей КМТ-5 или 6.
Технические характеристики
Сравнение технических характеристик с британским танком Challenger 1 показывает, что советская машина имела вес на 20 тонн меньше. Кроме того, на «англичанине» применялась нарезная пушка калибром 120 мм, неспособная к пуску ракет. Да и распространенность Challenger (построено всего 420 машин) не идет ни в какое сравнение с Т-72.
Т-72 | Challenger 1 | M1 Abrams | |
---|---|---|---|
Длина корпуса, мм | 6670 | - | 7925 |
Длина общая (с развернутой вперед башней), мм | 9530 | 11500 | 9766 |
Ширина по экранам, мм | 3460 | 3520 | 3653 |
Высота, мм | 2190 | 2490 | 2400 |
Боевая масса, кг | 41000 | 62000 | 54400 |
Максимальная скорость движения по шоссе, км/час | 50 | 56 | 72 |
Запас хода по шоссе, км | 700 | 400 | 480 |
Высота преодолеваемой стенки, м | 0,85 | 0,9 | 1,24 |
Ширина преодолеваемого рва, м | 2,8 | 2,8 | 2,74 |
Американский Abrams, оснащенный газотурбинным двигателем, заметно превосходит отечественную машину по скорости движения, уступая по дальности хода. На версии М1 применялась 105 мм нарезная пушка, уступавшая по характеристикам советской гладкоствольной. Позднее стало устанавливаться 120 мм гладкоствольное орудие, уравнявшее шансы соперников. Большим плюсом американских машин является система кондиционирования воздуха в боевых отделениях, снижающая утомляемость экипажей на маршах.
Несмотря на свой почтенный возраст, танк Т-72 «Урал» остается востребованной машиной.
Этому способствуют многочисленные программы модернизации, которые позволяют повышать характеристики машины. Более того, существуют доработанные версии танка, предлагаемые для экспорта в страны НАТО.
Примером может служить украинский танк Т-72-120, оснащаемый 120 мм гладкоствольным орудием КБМ-2. И эта разработка далеко не единична. Поэтому можно с уверенностью сказать, что Т-72 продержится в боевом строю еще не один десяток лет.
Видео
Основной боевой т а н к Т 72 фото
Самый массовый и известный в мире танк второго поколения. Состоит на вооружении России и ещё 30 стран мира.
Создан на базе танка Т-64А
. Разрабатывался в КБ Уралвагонзавода с 1967 по 1972 г. как «объект 172», после модернизации «объект 172М». С ноября заводские испытания. В 1972 г. установочная партия из 15 машин совместно с танками Т-64А и Т-80 прошли многомесячные войсковые тесты. По их результатам он был рекомендован для принятия на вооружение под обозначением Т-72 «Урал».
танк Т-72 фото всех модификаций было выпущено около 30 тысяч за 25 лет
Танк серийно производился на УВЗ с 1974 по 1992 г., с 1978 по 1990 г. на ЧТЗ.
Общее количество выпущенных Т-72 оценивается в 20000-25000 штук. Машина также выпускалась в Чехословакии, Польше, Югославии, Индии, Иране и без лицензии в Китае.
Т-72 на фото имел системы ядерной, биологической и химической защиты
Танк имеет классическую компоновку.
т 72 характеристики
Экипаж состоит из трёх человек.
Автомат заряжания заменил одного из членов экипажа, скорострельность составила 8 выстрелов в минуту
Корпус Т-72 представляет собой коробчатую конструкцию из листов и плит катанной гомогенной и комбинированной брони.
Основной танк Т-72А фото
. Начало 1980-х гг.
Т-72 на параде в Восточном Берлине 1984 год
Комбинированная броня корпуса состоит из 80-мм стального наружного, 105-мм стеклотекстолитового и 20-мм стального внутреннего слоев. У танка Т-72А она изменена на слои толщиной 60+100+50 мм и усилена приваркой 30 мм броневой плиты. У Т-72Б лобовое бронирование корпуса дополнительно повышено добавлением 20-мм броневого листа. Позднее корпус Т-72Б получил навесную динамическую защиту «Контакт», затем «Реликт».
фото танк Т-72, 41,5 тонны стали и композитной брони
Моторно-трансмиссионное отделение отделяется от боевого броневой перегородкой. Но боекомплект все так же находится в боевом, ахиллесова пята всех танков советской, а теперь уже и российской постройки. Боевая масса танка Т-72А 41,5 т.
Т-72 сравнительно короток, мало места внутри танка, как следствие очень низкий профиль, 125мм Д-81ТМ, гладкоствольная пушка, труба над башней позволяет переходить реки в брод
Башни первых серий выполнены литыми, сложной конструкции. В 1979 г. принимается на вооружение танк Т-72А с комбинированной бронёй башни. Передняя её часть имела толщину 280 мм.
вид на место командира танка Т-72АГ
В отделении управления, справа от места механика-водителя, находится топливный бак и бак-стеллаж, слева топливный бак, щиток контрольных приборов и аккумуляторные батареи.
торсионная подвеска обеспечивает машине отличную плавность хода т 72
Над его сиденьем имеется смотровой люк, а в днище корпуса, за сиденьем, люк запасного выхода. В верхнем наклонном листе корпуса укреплён прибор наблюдения механнка-водителя ТНПО-168В.
В башне танка т 72 фото
, установлена 125-мм гладкоствольная пушка Д-81ТМ. В боекомплект танка входят 44 выстрела раздельного заряжания с бронебойно-подкалнберными, кумулятивными и осколочно-фугасными снарядами. На танке используется электромеханический автомат заряжания. 22 артвыстрела из боекомплекта размещены в кассетах вращающейся боеукладки.
Танк T-72 нижний лобовой лист, оборудование для самоокапывания (которое в сложенном состоянии является дополнительной броневой защитой)
Для наведения пушки на цель установлен дневной стериоскопический прицел- дальномер. В командирской башенке Т-72 находятся два прибора наблюдения ТНП-160, командирский прибор наблюдения ТКН-3 и ночной прицел. В качестве источника инфракрасного света используется осветитель «Луна». С пушкой спареп 7,62-мм пулемёт ПКТ. На открытой турелыюп установке в качестве зенитного применяется пулемёт НСВТ- 12,7 «Утёс» с коллиматорным прицелом и наводкой вручную. На башне размещены дымовые гранатомёты. Их количество зависит от модификации машины.
количество дымовых гранатометов зависит от модификации машины Т 72
На танке установлен 12-цилиидровый многотопливный дизель В-46 с трансмиссмей и приводным центробежным нагнетателем мощностью 780 л.с. С 1984 г. на Т-72А - дизель В-84 мощностью 840 л.с. Двигатель установлен в моторном отделении поперёк оси танка.
брэм 1 создана на базе шасси основного танка Т-72 фото, на вооружение принята в 1975 г
Подвеска катков независимая торсионная с гидроамортизаторами. Ходовая часть состоит из шести опорных обрезиненных, трёх поддерживающих катков на борт, направляющих и ведущих колёс со съёмными венцами.
танк Т-72 слабая защищённость бортовой проекции этого танка, борта защищены резиновыми экранами, разве что от летящей грязи, но никак не от снарядов противника
Гусеницы с резинометаллическими шарнирами. Опорные катки выполнены из алюминиевого сплава, остальные - стальные. Скорость машины по шоссе до 60 км/ч. Запас хода 500 км.
Параметр | Т-72Б | Т-72 модернизированный |
Боевая масса, т | 44,5 | не более 46 |
Пушка, марка | 2А46М | 2А46М-5 |
Калибр, мм | 125 | 125 |
Зенитная пулемётная установка | открытого типа | закрытого типа с дистанционным управлением |
Модульная ДЗ | «Контакт-V» | «Реликт» |
Автоматизированная система постановки завес | нет | есть |
Система электромагнитной Защиты |
нет | есть |
Дневной прицел | Прицельный комплекс 1А40-1 | Многоканальный прицел наводчика «Сосна-У» с визирным и ТПВ-каналами, лазерным дальномером и лазерными каналом управления ракетой |
Ночной прицел | ППН 1К13-49 электронно-оптический монокулярный перископический | |
Дальность обнаружения и распознавания цели типа «танк» ночью, м | 1300 | не менее 3300 |
Режим дублированного управления вооружением с места командира | нет | есть |
Прицел-дублёр | нет | прицел-дальномер ТПД-К1 |
Баллистический вычислитель | нет | электронный цифровой с комплектом датчиков |
Автомат сопровождения цели | нет | электронный цифровой с обработкой видеоизображения от ТПВ-канала прицела «Сосна-У» |
Информационный канал управления ракетой | входит в состав ППН 1К13-49 | входит в состав многоканального прицела наводчика «Сосна-У» |
Максимальная дальность стрельбы управляемой ракетой, м | до 4000 (днем, с места) |
до 5000 (днём и ночью, с места и с ходу) |
Радиостанция, марка | Р-173 | Р-168-25УЕ-2 |
Наличие заранее подготовленных частот | 4 | 64 |
Режим технического Маскирования |
нет | есть |
Режим ППРЧ (программная перестройка рабочей частоты) | нет | есть |
Скорость передачи и приёма цифровой информации, бит/с | цифрового канала связи нет | до 16000 |
Навигационная аппаратура, тип | нет | комбинированная (GPS и одометрическая) |
Аппаратура внутренней связи и коммутации, марка | Р-174 | Р-168 АВСК-Б |
Словесная разборчивость, % | 90 | 94 |
Максимальное число абонентов, подключаемых в сеть внутренней связи | 6 | 10 |
Двигатель, марка | В-84-1 | В-92С2 |
Мощность, л.с. | 840 | 1000 |
Удельная мощность, л.с./т | 18,9 | не менее 21,8 |
Максимальная скорость по шоссе, км/ч |
60 | 65 |
T-72С в целях сохранения превосходства на поле боя создана более совершенная модель, в нем сохранены все положительные черты базового танка, несмотря на наличие динамической защиты бортовая проекция по прежнему уязвима
Танк комплектовался радиостанцией Р-123М, переговорным устройством, системой противоатомной защиты, автоматической системой пожаротушения, оборудованием подводного вождения, устройством для самоокапывания.
Т-72М1М экспортная модернизация танка Т-72М1
На части танков можно устанавливать колейные ножевые минные тралы.
Т-72С первый в мире ракетно-пушечный танк, поставляемый на рынок превосходит танк Т-72М1 по огневой мощи, защите подвижности отличается от предков установкой принципиально новых узлов
«Семьдесят второй» выпускался в большом количестве модификаций. На сей день его производство завершено.
В ходе эксплуатации и боевого применения выявилась крайняя взрывоопасность Т-72, похоже это становится визитной карточкой всей серии, Т-90 создан на основе той же семьдесят второй, имеет те же проблемы с боеукладкой, расположена в боевом отделении
На 2010 г. в России в эксплуатации находилось 2 тыс. машин Т-72 и 7 тыс. в резерве. Несмотря на проведенные модернизацию, танк имеет несколько принципиальных уязвимостей. Слабая защита боковой проекции , боеукладка совмещена с боевым отделением экипажа (детонация ведет к полному уничтожению танка, вместе с экипажем), низкая стартовая скорость , ускорение 0-32 км/ч за 12 сек, французский , Abrams 7,2 сек, ну и за 10 сек.
Сирийцы усиливают защиту бортов танка Т-72 путём установки решёток
Ополчение из Донецка и Луганска, также усиливает защиту бортов своих танков решетками, Импровизированная навесная защита танка Т-72, все так же мало эффективна против комулятивного заряда как и во времена второй мировой войны
Танк Т-72Б3 после обстрела в борт старыми РПГ под Илловайском, оторванная башня похоже становится визитной карточкой танкостроения
Модернизированный танк Т-72Б "Белый орел"от ОАО Оборонсервис, все те же недостатки конструкции, слабая защищённость бортовой проекции, борта защищены резиновыми экранами и модулями динамической защиты до середины борта танка, разделение боекомплекта модернизацией не решить
Т 72 момент выстрела фото
Столь большой выпуск, большая часть из них по прежнему находится в эксплуатации, служит объектам для вливаний в модернизацию танка. Этим занимаются как наши предприятия, так и белорусские, украинские, различные концерны из Франции, США, Канады и конечно же, Китая.