Понятие национальной и региональной безопасности. Региональная безопасность
Международная (глобальная и региональная) безопасность.
Неизбежное пересечение интересов государств в различных сферах (областях) международных отношений, являющееся источником кризисов и конфликтов, лежит в базе блокирования государств, имеющих совпадающие либо сходные интересы. Высшие интересы международного сообщества, а именно интересы выживания человеческой цивилизации, диктуют крайне важно сть формирования систем международной безопасности (глобальной и региональных), отвечающих чаяниям всех субъектов международных и военно-политических отношений.
Под международной безопасностью подразумевается такое состояние международных и военно-политических отношений, при котором гарантируется внешняя составляющая национальной безопасности каждой страны, а также практически исключается угроза войн и военных конфликтов в процессе разрешения международных и региональных противоречий.
Направленность внешней и внутриполитической деятельности каждого государства связана с объективно существующими национальными интересами страны, угрозами этим интересам и крайне важно стью противодействия этим угрозам.
национальная безопасность - состояние защищенности национальных интересов страны в условиях реальных и потенциальных угроз.
Формы систем поддержания международной безопасности бывают самыми различными, что обусловливается различной широтой их геополитического охвата͵ уровнем развития стран участниц, ориентацией (политической, экономической, военной и т.д.) и пр.
Роль международных региональных систем безопасности, их влияние на решение международных проблем должна быть также самой разнообразной и зависеть от ʼʼудельного весаʼʼ стран-участниц, их внутренней структуры и наличия механизмов контроля за соблюдением выработанного участниками курса.
Сегодня системой глобальной международной безопасности является ООН -всемирная организация суверенных государств, учрежденная на базе их добровольного объединения с целью поддержания мира и безопасности практически во всех аспектах. ООН относится к организациям, обладающим внутренней жесткой, утвержденной в международно-правовом плане структурой, требующей исполнения и контролирующей выполнение любой своей резолюции (даже путем применения военных и прочих силовых санкций).
Все остальные системы международной безопасности с некоторыми оговорками можно отнести к региональным. Здесь основное место в военном и политическом планах принадлежит блокам (союзам) государств, объединяемых относительной общностью интересов и угроз, предусматривающих жесткую координацию политической, экономической и военной деятельности.
К региональным системам безопасности можно отнести различного рода организации государств, основанные на этнокультурной близости, общности экономических и экологических интересов и т.д. Эти системы поддержания международной безопасности весьма мозаичны в плане своей внутренней структуры и международно-правового оформления.
Наиболее весомую роль в обеспечении международной безопасности играют межгосударственные системы с внутренней жесткой структурой, органами координации и контроля, явно выраженной политикой в военно-политическом и экономическом планах. Большую роль здесь также играет ʼʼудельный политический, экономический и военный весʼʼ ее участников. В настоящее время к этим организациям в Европе можно отнести НАТО (с 1949 ᴦ.) и Западно-Европейский Союз (с 1955 ᴦ.) включенный с некоторыми оговорками в ЕС (Европейский Союз).
Как правило, любая система коллективной (международной) безопасности имеет лидера (их должна быть несколько), который обеспечивает свое первенство в определении коллективной политики органа безопасности, главным образом за счёт своей военно-политической или экономической мощи.
А так как страна - участница международной организации стремится через это участие к достижению прежде всего собственной национальной безопасности, то направленность политики международного союза во всех областях международной и национальной безопасности отвечает прежде всего национальным интересам своего лидера.
В случае если рассмотреть под этим углом зрения национальные интересы США, являющиеся после распада СССР единственной военной сверхдержавой и основным ʼʼцентром силыʼʼ (наряду с интегрирующимися государствами Западной Европы и Японией) в экономической сфере, то становится очевидным, какое значение придают в Вашингтоне доминирующему участию страны в международных системах безопасности для удовлетворения своих национальных интересов и обеспечения национальной безопасности.
Как следует из американской ʼʼДирективы в области обороны на 1994-1998 гᴦ.ʼʼ, США стремятся ʼʼне допустить появления на территории бывшего Советского Союза... нового соперника, представляющего угрозу, аналогичную той, что исходила из СССРʼʼ, ᴛ.ᴇ. недопущения возрождения в России военной мощи бывшего СССР. При этом основная роль здесь отводится участию США в различных региональных военно-политических союзах, которые обеспечивают им (США) глобальный геостратегический контроль.
С этой целью США включают в сферу своих жизненно важных интересов многие регионы бывшего СССР, Прибалтику, Закавказье, государства Средней Азии, стремятся всеми силами приблизить границы НАТО к России путем принятия в НАТО бывших социалистических стран Восточной Европы. Осторожное отношение США к России проявляется также в нежелании делиться современными технологиями, уклонении от выполнения обещанной широкой экономической и финансовой помощи, резко возросшей активности разведывательной деятельности и т.д.
Включение стран Центральной и Восточной Европы, в т.ч. и республик бывшего СССР, в европейские структуры при одновременном ʼʼвытесненииʼʼ России из Европы может создать для нее серьезную угрозу как экономического, так и стратегического плана. Это, прежде всего, ограничение доступа страны к западноевропейскому рынку, оттеснение России от общеевропейских процессов и перспектива остаться один на один с динамичным исламским миром на Востоке.
В связи с этим для России целесообразно гибкое участие в региональных системах безопасности и только тех, которые имеют непосредственный контакт с российским геостратегическим пространством, с дальнейшим увеличением своего ʼʼудельного весаʼʼ в них.
Национальная безопасность государства Основные определения, понятия и содержание. Принципы обеспечения национальной безопасности
Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения понятие ʼʼнациональная безопасностьʼʼ. Оно достаточно прочно вошло в лексикон и жизнь современного общества и государства во многих странах мира.
Национальная безопасность - это защищенность жизненно важных интересов граждан, общества и государства, а также национальных ценностей и образа жизни от широкого спектра внешних и внутренних угроз, различных по своей природе (политических, военных, экономических, информационных, экологических и других).
Национальная безопасность - это состояние, при котором в государстве защищены национальные интересы страны в широком их понимании, включающем политические, социальные, экономические, военные, экологические аспекты, риски, связанные с внешнеэкономической деятельностью, распространением оружия массового поражения, а также предотвращения угрозы духовным и интеллектуальным ценностям народа.
Национальная безопасность тесно связана с национальными интересами страны, в т.ч. и за пределами ее территории. В каждом конкретном случае для ее обеспечения требуются особые методы деятельности, применение соответствующих специальных органов, сил и средства государства.
Впервые в политическом лексиконе понятие национальной безопасности было употреблено в 1 904 ᴦ. в послании президента США Теодора Рузвельта конгрессу США, где он обосновывал военную акцию присоединения зоны в районе будущего Панамского канала интересами национальной безопасности, национальными интересами.
Так, к примеру, в соответствии со ʼʼСтратегией национальной безопасности СШАʼʼ, определенной в послании президента США конгрессу в июле 1994 года, сказано, что ʼʼЗащита национальной безопасности народа, территории и образа жизни является главной задачей и конституционной обязанностью моей (ᴛ.ᴇ. президента) администрации.
Её главными целями являются:
Надежное поддержание безопасности, опираясь на боеготовые вооруженные силы;
Способствование оживлению американской экономики;
Содействие укреплению демократии за рубежом.
Стратегия национальной безопасности формулируется исходя из американских интересов и ценностей, распространяется на политическую, военную и экономическую сферы и направлена на достижение приоритетных целей:
Укрепление безопасности;
Обеспечение процветания страны;
Развитие демократии.
Рассмотрим саму категорию ʼʼнациональной безопасности (силы) государстваʼʼ. Наиболее обобщенным среди всех исследований, пожалуй, являются разработки японских ученых, которые по заказу Национального управления экономического планирования подготовили концепцию ʼʼкомплексной национальной силыʼʼ. Она является, по мнению специалистов, синтезом традиционных и новых подходов.
Как следует из таблицы 1., индекс (показатель) ʼʼкомплексной национальной силыʼʼ состоит из трех крупных составных частей, включающих разнообразные компоненты. Центральное место в показателе ʼʼкомплексной национальной силыʼʼ занимает категория ʼʼспособность вносить вклад в международное сообществоʼʼ. Здесь имеются в виду финансово-экономические, научно-технические и политико-дипломатические возможности государств инициировать создание и развитие международных социальных и экономических проектов, систем, организаций, корпораций.
Третья категория оценивает потенциал ʼʼвозможного силового давленияʼʼ, ᴛ.ᴇ. способность государства навязывать свою волю другим странам. При этом имеется в виду, что каждое государство руководствуется своими собственными интересами и в то же время стремится подчинить себе другие страны.
Средняя взвешенная всех трех составных показателя ʼʼкомплексной национальной силыʼʼ для каждой страны является индексом этой ʼʼсилыʼʼ.
Все международные сравнения в таблице представлены в форме индексов, в которых показатели лидирующей страны принимались за 100 (данные за 1985-1986 гᴦ.)
Таблица 1. Компоненты показателя и индекс ʼʼнациональной силы государствʼʼ | ||||||
Япония | США | Англия | ФРГ | Франция | СССР | |
1. Способность вносить вклад в международное сообщество | ||||||
1. Базовый потенциал | ||||||
1.1. Экономическая сила | ||||||
1.2. Финансовая мощь | ||||||
1.3. Наука и технология | ||||||
2. Возможности реализации базового потенциала в мировом масштабе | ||||||
2.1. Валютно-финансовые ресурсы | ||||||
2.2. Консенсус по вопросам международной политики | ||||||
2.3. Способность эффективно действовать на международной арене | ||||||
Итоговая оценка | ||||||
II.Способность к выживанию | ||||||
1. Географические условия | ||||||
2. Численность населения | ||||||
3. Природные ресурсы | ||||||
4. Экономическая сила | ||||||
5. Оборонительные силы | ||||||
6. Национальная мораль | ||||||
7. Дипломатия и сотрудничество в области обороны | ||||||
Итоговая оценка | ||||||
Ш.Возможность силового давления | ||||||
1. Военная сила | ||||||
2. Стратегические материалы и технология | ||||||
3. Экономическая власть | ||||||
4. Дипломатические возможности | ||||||
Итоговая оценка | ||||||
Индекс ʼʼкомплексной национальной силыʼʼ (средняя взвешенная всех трех итоговых оценок) |
Нация (страна, государство) находится в состоянии безопасности , когда ей не приходится приносить в жертву свои национальные интересы, чтобы избежать худшего, и когда она в состоянии, руководствуясь национальными целями, защитить эти интересы посредством политических, экономических, социально-психологических, военных и других действий.
Так как жизнь народа развертывается в различных сферах и в каждой из них возможно действие неблагоприятных факторов, национальная безопасность предстает как многоплановая и многосторонняя характеристика. В содержательном плане она включает в себя следующие виды:
Экономическую, - Социальную, - политическую; - Военную, - экологическую, - правовую; - технологическую; - культурную; - интеллектуальную; - информационную; - демографическую; - генетическую, - психологическую и др.
При этом рассмотрение национальной безопасности (силы) любой страны следует начать с выяснения ее национальных интересов.
Понятие, сущность и содержание ʼʼнациональных интересовʼʼ
Национальные интересы для любой страны - это объективный фактор, обусловленный всей совокупностью ее жизненных потребностей. Их содержание, свое у каждой страны и обусловливает, какой должна быть политика государства, чтобы
Его целостность и благополучие были надежно обеспечены и защищены,
Ее граждане жили в уважаемом во всем мире государстве,
А руководство и внешнеполитические деятели выполняли свое призвание представлять и отстаивать интересы во всех уголках планеты.
В национальных интересах аккумулируется отношение нации ко всей совокупности общественно-политических институтов, материальных и духовных ценностей.
К числу коренных, основополагающих национальных интересов относятся: территориальная целостность страны, государственное самоопределение и политическое самоуправление народа, достойное место в мировом сообществе среди других подобных образований, процветание страны и населения на базе обеспечения прав личности и благополучия всех составляющих его социальных групп.
В пространственно-географическом плане сфера национальных интересов не ограничивается пределами национальной территории. Процессы, развертывающиеся в различных регионах традиционного и нового зарубежья, могут самым непосредственным и существенным образом влиять на состояние нации, возможности и перспективы ее развития и, следовательно, на понимание и определение национальных целей. Соответственно этому говорят о внутренней безопасности и внешней безопасности. Для понимания и обеспечения последней исключительно важное значение имеют географические и геостратегические представления о месте и роли нации (страны) в мире.
В процессе формулирования национальных интересов безусловно должен использоваться и зарубежный опыт. 26 июля 1947 года конгрессом США был принят закон № 257 ʼʼО национальной безопасностиʼʼ.
Национальные интересы США, официально отраженные в стратегии национальной безопасности, предполагают:
Создание новой международной системы в соответствии с собственными ценностями и идеалами;
Сохранение лидерства в политической, экономической, технологической и военной сферах;
Сдерживание любой агрессии, которая может угрожать безопасности США и их союзников;
Занятие твердой позиции в отношении стремления других государств достичь военного превосходства;
Эффективное противостояние угрозам (помимо вооруженного конфликта) безопасности США, ее граждан и их интересам;
Стремление к политическому решению региональных конфликтов;
Поддержание военного баланса сил в регионах для сдерживания попыток какого-либо государства добиться доминирующего положения;
Обеспечение надежного получения информации и осуществления глобальной разведки по всем возможным источникам угроз национальной безопасности США, включая развитие технологий, торговлю, международные финансы, распространение оружия, наркотиков, соблюдениё соглашений, противодействие иностранным разведкам.
Большое место в системе национальной безопасности, по словам политических лидеров США, отводится содействию развития сильной, процветающей и конкурентоспособной экономики; обеспечению доступа к иностранным рынкам, источникам энергии, природным ископаемым, океанам и космическому пространству.
Международная (глобальная и региональная) безопасность. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Международная (глобальная и региональная) безопасность." 2017, 2018.
Алехнович Сергей Олегович, кандидат философских наук.
Подчеркнем, что понятие "национальная" применимо только к безопасности отдельной, конкретной страны или - теоретически - к тесному, на уровне полноценной федерации, союзу независимых государств. Например , формально Россия с Белоруссией создают союзное государство. Фактически состояние этого союза не дает оснований говорить в полной мере о национальной безопасности именно союза.
Совмещать понятия региональной и национальной безопасности, на наш взгляд, нельзя еще и потому, что в любом регионе между странами существуют противоречия, возникают конфликты, даже вооруженные. Поэтому национальные правительства, поддерживая процессы политической, гуманитарной интеграции, решительным образом не желают ставить национальную безопасность в сильную зависимость от внешних факторов. Это нежелание проявляется еще контрастнее, чем "экономический национализм" <1>.
<1> См.: Мамедов З. Региональная безопасность в контексте Баку-Тбилиси-Джейхан // Обозреватель. Observer. 2005. N 7.
Например . Россия и Китай являются крупнейшими государствами, соседствующими со странами Центральной Азии. И от того, смогут ли они разумно построить свои отношения, будут зависеть их стратегическое партнерство и ситуация в этом регионе. Развивая стратегическое партнерство в рамках ШОС, обе стороны должны осознавать, что интересы России и Китая в регионе не во всем совпадают, каждый отстаивает и защищает свои национальные интересы, а мотивация к сотрудничеству имеет свои нюансы <2>.
<2> См.: Клименко А. Стратегическое партнерство между Россией и Китаем в Центральной Азии и некоторые пути совершенствования региональной системы безопасности // Проблемы Дальнего Востока. 2005. N 2.
В России, на наш взгляд, термин "региональная безопасность" не вполне подходит для использования внутри страны, хотя и может, на наш взгляд, быть одной из характеристик состояния составляющих частей единого государства. Это могут быть как отдельные субъекты Федерации, так и их группы. Сегодня группы определяются, как правило, рамками семи федеральных округов, но это правило не обязательно.
Группы территориально и количественно могут быть меньше округа, а могут и значительно больше. Главное - в регионе должны объективно существовать угрозы и опасности, характерные для всех составляющих региона и чем-то отличающиеся от "набора" опасностей других регионов. Например , для Сибири и Дальнего Востока острой проблемой стала неконтролируемая миграция граждан КНР - китаизация. На Северном Кавказе опасности иного рода.
Исследователи отмечают, что для современного состояния Российской Федерации обеспечение национальной безопасности на региональном и субрегиональном уровнях предполагает защиту следующих жизненно важных интересов <3>:
<3> См.: Концепция внешней политики Российской Федерации. М.: РАГС, 2000; Региональная безопасность: геополитические и геоэкономические аспекты (теория и практика): Монография. М.: Изд-во РАГС, 2006. 262 с.
- обеспечение стабильного и безопасного окружения, а также продвижение и закрепление военно-политических и экономических позиций России на мировой арене на основе использования механизмов регионального сотрудничества;
- развитие всесторонних (политических, экономических, научных, в области обороны, экологии и др.) взаимовыгодных связей с новыми независимыми государствами на постсоветском пространстве и участие в развитии интеграционных процессов между ними на взаимовыгодной основе;
- урегулирование этнополитических конфликтов в СНГ;
- обеспечение безопасности внешних границ Содружества;
- урегулирование статуса и положения российских войск, размещенных за пределами России;
- обеспечение прав российских граждан и соотечественников в странах СНГ и Балтии;
- возможность скоординированных действий государств при ликвидации последствий крупных аварий и стихийных бедствий на геополитическом пространстве СНГ.
В пограничной сфере, например, тоже можно говорить о региональной безопасности, исследователи, например, считают, что в этом случае угрозы национальной безопасности исходят от:
- территориальных притязаний сопредельных государств; противоправной деятельности международных террористических организаций;
- транснациональных преступных группировок, занятых в сфере контрабандного перемещения через государственную границу наркотических средств, оружия и боеприпасов, материальных и культурных ценностей, хищения природных ресурсов и незаконной миграции <4>.
В обеспечении национальной, в том числе экономической, безопасности Российской Федерации большую роль играют все без исключения регионы. Но среди них самую большую нагрузку несут на себе приграничные регионы. Непосредственное примыкание приграничных территорий к государственной границе само по себе образует вызов не только их экономической безопасности, но и превращает регионы в проводники такого вызова для всей России в целом. Этим определяется в первую очередь геостратегическое значение таких регионов, одним из которых является российский Дальний Восток.
В обеспечении безопасности восточных границ Российской Федерации Дальний Восток играет ведущую роль, так как этот регион представляет собой форпост России в далеко не самом простом регионе мира. Дальний Восток является основным транспортным коридором продвижения российских товаров на один из самых перспективных и емких рынков мира - Азиатско-Тихоокеанский.
Вместе с тем решение проблем безопасности в регионе все еще связано с переходным характером его экономики.
Снижают уровень безопасности некоторые неблагоприятные факторы, один из которых является прямым следствием распада СССР и центробежных стремлений вновь образованных регионов РФ. В итоге ослабли экономические связи Дальнего Востока с другими регионами России. В целом Дальневосточный федеральный округ является сейчас одной из наименее развитых территорий Российской Федерации в социально-экономическом отношении, что конечно же не способствует упрочению национальной безопасности Российской Федерации <5>.
<5> См.: Чиркин А.Б. Экономическое значение Дальнего Востока для безопасности РФ // Внешнеэкономический бюллетень. 2005. N 7.
Вообще, обеспечение необходимого уровня национальной безопасности есть функция государства, и только его.
На этом можно было бы и закончить тему. Но при несовершенстве федеративного устройства России, при сложном социально-экономическом положении страны, при фактическом неравноправии ее регионов и постоянно вспыхивающих "угольках сепаратизма" сама постановка вопроса о безопасности регионов, с одной стороны, вполне оправданна, с другой - реально и гипотетически способна привести к очень серьезным последствиям, а значит, требует тщательной проработки и весьма "тонких" подходов.
Когда речь идет о конкретной территории, например, субъекта Российской Федерации, то, на наш взгляд, следует говорить о безопасности региона.
Мы вновь возвращаемся к проблеме "Центр - регионы". Внутри государства в целях обеспечения безопасности личности, общества и государства на федеральном уровне действуют Законы РФ: "О безопасности", "О милиции", "О государственной границе Российской Федерации", "О пожарной безопасности", "О безопасности дорожного движения", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "Об обороне", Федеральный конституционный закон "О чрезвычайном положении" <6>.
<6> Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 16; 1992. N 15; 1993. N 10, 30, 31, 50; Собрание законодательства РФ. 1994. N 35; 1996. N 17; 1998. N 4, 46; 2001. N 23; 2002. N 1.
Утверждены Концепция национальной безопасности Российской Федерации <7>, Доктрина информационной безопасности Российской Федерации и приняты другие меры.
<7> Собрание законодательства РФ. 1997. N 52. Ст. 5909; 2000; N 2. Ст. 170.
Возникает вопрос: достаточно ли этих документов для решения проблемы национальной безопасности и на уровне региона или в каждом из них должны быть разработаны свои концепции?
По мнению исследователей (Н. Соловьев), серьезную угрозу внутренней безопасности Российской Федерации представляют следующие проблемы.
Радикальная направленность деятельности некоторых общественно-политических объединений, молодежных организаций, выступающих с антиправительственных и националистических позиций. Все явственней обозначается тенденция нарастания экстремистских проявлений на религиозной основе.
Одна из проблем религиозного экстремизма состоит в использовании исламского фактора антироссийскими политическими силами для дестабилизации социально-политической обстановки в стране. Действия исламских экстремистов направлены прежде всего на возбуждение сепаратистских настроений и межнациональных противоречий в отдельных регионах России.
Негативное влияние на общественно-политическую ситуацию в стране оказывает неблагоприятное развитие миграционных процессов в Российской Федерации. Не во всем отвечают интересам социально-экономического развития масштабы и направления потоков внутренней миграции. Отсутствие миграционной мотивации населения затрудняет решение задачи обеспечения рабочей силой отдаленных регионов страны и снижения в них демографических проблем. Вместе с тем неконтролируемый процесс переселения некоторых этноконфессиональных групп на исконные территории коренных народов России ведет к углублению конфликтов в сфере общественно-политических отношений, создает предпосылки к обострению межконфессиональных противоречий. Отмечается избыточная концентрация незаконных иммигрантов в промышленно развитых и наиболее благоприятных по природно-климатическим условиям регионах Центра и Юга России, что, в свою очередь, ведет к росту социальной напряженности, осложнению криминальной обстановки, формированию теневого сектора экономики. По различным оценкам, в народном хозяйстве страны занято от 3 до 5 млн. иностранных рабочих <8>.
<8> См.: Соловьев Н. Некоторые проблемы обеспечения национальной безопасности России в современных условиях // Вестник аналитики. 2003. N 2 (12).
Остается напряженной криминальная обстановка. Объективными индикаторами криминальной напряженности, в частности, служит сохраняющееся высокое количество или увеличение числа тех преступлений, которые в наименьшей степени подвержены различным формам манипуляции при регистрации, прежде всего умышленных убийств, причинения тяжкого вреда здоровью, изнасилований, разбоев и грабежей и грабежей, краж транспортных средств и некоторых других видов тяжких преступлений.
Серьезную угрозу национальной безопасности страны по-прежнему представляет организованная преступность. Происходит дальнейшая консолидация преступных сообществ на межрегиональном и международном уровнях. Отмечены факты, когда под контроль организованных преступных групп переходят наиболее прибыльные предприятия различных отраслей российской экономики. Остается острой проблема снижения количества преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
Возросла угроза террористических актов, которые становятся все более дерзкими, сопровождаются многочисленными человеческими жертвами <9>.
<9> См.: Там же.
Жизнь диктует потребность разработки и принятия на региональном уровне нормативных актов, направленных на координирование и консолидирование усилий общества по обеспечению защищенности субъектов Российской Федерации от внешних и внутренних угроз, устойчивого развития каждой республики, края, области, а также жизни здоровья, прав и свобод граждан, проживающих на их территории <10>.
<10> См.: Романов И.А. Пограничная безопасность регионов востока России // Власть. 2003. N 1; Алехнович С.О. К проблеме анализа угроз региональной безопасности Российской Федерации // Современное право. 2003. N 5.
Как должны выглядеть эти документы, какие проблемы решать? При их создании каждый субъект Российской Федерации сталкивается с трудностью определения оптимального соотношения между компетенцией Федерации и собственными полномочиями и возможностями. Конституция Российской Федерации неоднозначно распределяет компетенцию Федерации и ее субъектов, в том числе в области обеспечения безопасности.
Четко к ведению Российской Федерации (ст. 71) отнесены оборона и безопасность, а к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72) - общественная и экологическая безопасность.
Положения пп. "б", "д", "з" и "к" ст. 72 Конституции Российской Федерации относят к предметам совместного ведения "защиту прав и свобод человека и гражданина", "обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности", "режим пограничных зон", "охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности", "осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидации их последствий", "административное и административно-процессуальное законодательство".
Авторы высказываются за то, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют возможность принимать не противоречащие федеральным законам правовые акты по вопросам обеспечения региональной безопасности <11>.
<11> См.: Административно-правовые основы обеспечения безопасности в Российской Федерации. Омск, 1997. С. 7.
Остается нерешенным вопрос о подведомственности иных видов безопасности: экономической, информационной, духовной и др. Правомерно ли понимать названные виды безопасности частями общей безопасности, тем самым относить их к компетенции Российской Федерации? Являются ли они предметом совместного ведения или их следует рассматривать как самостоятельные виды безопасности, относящиеся к исключительной компетенции субъектов Российской Федерации <12>?
<12>
Следует отметить, что наряду с широким использованием права издания правовых актов по вопросам обеспечения безопасности своего региона отдельные субъекты Российской Федерации в поисках реальной помощи обращаются в федеральные органы власти, самостоятельно не принимая решительных мер по устранению возникающих угроз безопасности на местах. Это, как отмечают исследователи, свидетельствует об "инфантилизме властей субъектов Федерации, их стремлении переложить ответственность за возможные последствия на федеральный центр" <13>.
<13> См.: Алехнович С.О. Основные направления формирования системы правового обеспечения региональной безопасности Российской Федерации // Законодательство и экономика. 2002. N 12.
Вопросы начинаются уже на стадии подготовки документа. Единой методики нет, сферы, подлежащие контролю, весьма различны (экономическая, экологическая, информационная, радиационная, общественная, личная и т.п.), различны и субъекты принятия решений.
На наш взгляд, за основу принятия подобных концепций можно взять разработку специалистов Омской области, которые считают, что структура документа должна иметь следующие составляющие: определение субъектов обеспечения безопасности; программу реализации отдельных направлений (концепции и планы); систему мониторинга показателей жизнедеятельности области; акты, принимаемые субъектами обеспечения безопасности в порядке реагирования на превышение допустимых значений показателей жизнедеятельности области; общественные отношения в сфере безопасности области.
Главную роль в этом механизме играет собственно концепция. От качества ее содержания зависит состояние остальных элементов. Среди субъектов обеспечения безопасности руководящая и координирующая роль принадлежит коллегиальному органу - Совету безопасности Омской области <14>.
<14> См.: Косицин И.А. Концепция безопасности Омской области // Международные юридические чтения (15 апреля 2004 г.). Омск: ОЮИ, 2004. Ч. 2.
Еще одно значимое, на наш взгляд, предложение, разработчиком которого является Ассоциация "Безопасность жизнедеятельности". Новаторская суть ее предложений заключается в разработке и реализации проекта, касающегося вопросов оценки состояния защищенности населения и территории субъектов РФ и муниципальных образований от соответствующих угроз.
При этом предусматривается подготовка комплексного документа - Декларации безопасности субъекта РФ (муниципального образования), в котором дается объективная оценка состояния защищенности населения и территорий, определяется приоритетность задач и перечень программных мер по обеспечению безопасности, как одной из основных целей активной политики государственной власти.
Данная Декларация создается на основе специально разработанной "Методики интегральной оценки уровня защищенности населения и территорий субъектов и муниципальных образований Российской Федерации", рекомендованной Центром стратегических исследований гражданской защиты МЧС России.
Отдельным приложением возможна разработка "Паспорта безопасности" в соответствии с методическими рекомендациями МЧС России во исполнение решения совместного заседания Совета безопасности и президиума Государственного Совета по обеспечению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения страны от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений (протокол от 13 ноября 2003 г. N 4).
В результате данной работы получается документ, дающий исчерпывающий анализ имеющегося состояния безопасности в природной и техногенной сферах, в области экономики, в социальной и экологической сферах, а также прогнозы о возможных угрозах и стратегических рисках регионов, таких как террористические и криминальные угрозы, угрозы в коммунально-бытовой и жилищной сферах, угрозы социального и политического характера, угрозы в информационной сфере <15>.
<15> См.: Колесников В.М. Каждому региону нужен "паспорт безопасности" // Право и безопасность. 2006. N 1.
На наш взгляд, следует идти в этом направлении.
Тема №7. РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬКАК КОМПОНЕНТ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ЕЕ СВЯЗЬ
С НАЦИОНАЛЬНОЙ И ГЛОБАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ
Учебные вопросы:
7.2. Глобальная безопасность
Литература:
Логунов А.Б. Региональная и национальная безопасность:
Учебное пособие. - М.: Вузовский учебник. - с. 432, 2009
Институт иностранных языков
Сухомлин О.А.
7.1. Международная безопасность
Система международных отношений - функциональная совокупность
субъектов (государств, наднациональных институтов и вненациональных
организаций), вовлеченных в отношения противодействия и
сотрудничества друг с другом, определяемых их интересами и
возможностями.
Наиболее важные проблемы международных отношений - проблемы
войны и мира.
Российский университет дружбы народов
Институт иностранных языков
Сухомлин О.А.
«Региональная и национальная безопасность»
Тема №7. РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ7.1. Международная безопасность
Международный конфликт рассматривается в качестве особого
политического отношения двух или более сторон - народов,
государств, групп государств, концентрированно воспроизводящего в
форме косвенного или непосредственного столкновения интересов,
целей, практических действий сторон лежащие в основе этих
отношений объективные и субъективные - экономические,
политические, идеологические, национальные (племенные),
религиозные или иные по природе и характеру противоречия и
соответствующие отношения.
Международный конфликт выступает в двух основных стадиях:
1) споры - невооруженная стадия,
2) войны (военные, вооруженные конфликты) - вооруженная стадия.
Российский университет дружбы народов
Институт иностранных языков
Сухомлин О.А.
«Региональная и национальная безопасность»
Тема №7. РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ7.1. Международная безопасность
Международная безопасность - это состояние международных
отношений, при котором обеспечивается нормальная
жизнедеятельность мирового сообщества, стабильное развитие и
сотрудничество народов, государств, международных объединений,
надежная защищенность жизненно важных интересов каждого из них от
возникающих угроз.
Она основывается:
на принципах мирного сосуществования;
нормах международного права;
активизации всех форм позитивного международного
взаимодействия.
Российский университет дружбы народов
Институт иностранных языков
Сухомлин О.А.
«Региональная и национальная безопасность»
Тема №7. РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ7.1. Международная безопасность
Содержание международной безопасности определяется:
взглядами государств на международные условия, оптимальные для
реализации их национальных интересов;
сущностью имеющихся политических проблем - международных
ситуаций, в рамках которых отсутствует совпадение национальных
интересов двух и более сторон (т.е. системы противоречий на
международной арене);
характером деятельности государств, направленной на решение
международных проблем.
Российский университет дружбы народов
Институт иностранных языков
Сухомлин О.А.
«Региональная и национальная безопасность»
Тема №7. РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ7.2. Глобальная безопасность
Глобальные проблемы (глобальные вызовы) - это процессы и явления,
которые оказывают свое действие на всю человеческую цивилизацию,
затрагивают интересы всех стран и народов, усиливая их
взаимозависимость и одновременно их уязвимость.
Глобальные проблемы формируются в двух принципиальных сферах
человеческого развития:
1. взаимодействия природы и общества и
2. сфере общественных взаимоотношений.
Российский университет дружбы народов
Институт иностранных языков
Сухомлин О.А.
«Региональная и национальная безопасность»
Тема №7. РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ7.2. Глобальная безопасность
Глобальная безопасность - это состояние защищенности мирового
сообщества в целом от угроз, исходящих от какого-либо его члена
(государства или организации) или их совокупности, а также от
негативных (угрозообразующих) процессов, связанных с развитием
человеческой цивилизации или природными и внеземными
катаклизмами.
Российский университет дружбы народов
Институт иностранных языков
Сухомлин О.А.
«Региональная и национальная безопасность»
Тема №7. РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ7.3. Региональная безопасность
Критерии определения регионов по Б.М. Рассету:
социальная и культурная однородность стран;
сходство государственного и экономического устройства;
политическая и экономическая взаимозависимость;
географическая общность
Российский университет дружбы народов
Институт иностранных языков
Сухомлин О.А.
«Региональная и национальная безопасность»
Тема №7. РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ7.3. Региональная безопасность
Регион - это часть стратегического района (континентального
района) с прибрежными водами морей и океанов, внутренними морями и
воздушным пространством, в пределах которой располагается
значительная часть военно-экономического потенциала одного или
нескольких государств, а в случае развязывания военных действий
(агрессии) будут вестись крупномасштабные операции всех видов
вооруженных сил и достигаться стратегические цели войны.
Регионы, будучи частью стратегического района, в свою очередь,
состоят из стратегических направлений и районов.
Российский университет дружбы народов
Институт иностранных языков
Сухомлин О.А.
10. «Региональная и национальная безопасность»
Тема №7. РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ7.3. Региональная безопасность
2. Подсистема взаимоотношений (связей) между субъектами
международных отношений. Их характеристикой выступает
международная стабильность.
3. Подсистема регуляторов международных отношений - всеми
признаваемые, закрепленные принципы, нормы и правила поведения.
Российский университет дружбы народов
Институт иностранных языков
Сухомлин О.А.
11. «Региональная и национальная безопасность»
Тема №7. РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ7.3. Региональная безопасность
Система международных отношений как совокупность трех подсистем.
1. Подсистема субъектов международных отношений, обладающих
интересами, международными статусом и имиджем.
Статус определяется «полнотой» суверенитета:
Негативный суверенитет - формальное признание со стороны
других государств и определенная доля способности господствовать
над своей территорией
Позитивный суверенитет - способность государства распоряжаться
собой
Операционный суверенитет - предполагает уступку части прав на
свободу действий в обмен на допуск к принятию решений совместно с
другими государствами в соответствии с межгосударственными
договорами
Российский университет дружбы народов
Институт иностранных языков
Сухомлин О.А.
12. «Региональная и национальная безопасность»
Тема №7. РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ7.3. Региональная безопасность
Регион - относительно самостоятельная подсистема международных
отношений, объединенных, прежде всего, общностью определенных,
присущих именно данному региону политических проблем и
соответствующих им отношений взаимозависимости.
Региональный комплекс безопасности - группа государств, чьи
восприятия безопасности и взаимных опасений настолько переплетены,
что их проблемы национальной безопасности не могут рассматриваться
и решаться по отдельности, т.е. это определенная форма
взаимозависимости государств, проявляющаяся в плане как
соперничества, так и общих интересов безопасности.
Российский университет дружбы народов
Институт иностранных языков
Сухомлин О.А.
13. «Региональная и национальная безопасность»
Тема №7. РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ7.3. Региональная безопасность
Региональная безопасность - состояние отношений в рамках
конкретного регионального комплекса безопасности, при котором для
всех относящихся к нему государств, народов, граждан, общественных
институтов и групп обеспечивается защищенность их жизненно важных
интересов, надежное существование и стабильное развитие.
Российский университет дружбы народов
Институт иностранных языков
Сухомлин О.А.
14. «Региональная и национальная безопасность»
Тема №7. РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ7.4. Коллективная безопасность
Исторически сложившиеся формы коллективной безопасности:
1) групповые - интегрирующие возможности группы государств в
противовес прочим государствам (группам государств) для
некоординированного использования при достижении групповых целей
или защиты от общей угрозы;
2) универсальные - основанные на добровольно взятых
заинтересованными государствами обязательствах и практических
мерах по поддержанию международной безопасности согласованными
усилиями.
Российский университет дружбы народов
Институт иностранных языков
Сухомлин О.А.
15. «Региональная и национальная безопасность»
Тема №7. РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ7.4. Коллективная безопасность
Принцип коллективной безопасности подразумевает такую систему
международного сотрудничества, при которой агрессия против одного
из ее участников расценивается как агрессия против всей системы.
Российский университет дружбы народов
Институт иностранных языков
Сухомлин О.А.
16. «Региональная и национальная безопасность»
Тема №7. РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ7.4. Коллективная безопасность
- это формальные ассоциации государств, созданные в интересах
обеспечения безопасности или повышения международного статуса
каждого из них посредством скоординированного использования (или
предотвращения использования) военной силы против других
государств (вне зависимости от того, насколько четко эти государствапротивники определены).
Российский университет дружбы народов
Институт иностранных языков
Сухомлин О.А.
17. «Региональная и национальная безопасность»
Тема №7. РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ7.4. Коллективная безопасность
Групповые системы коллективной безопасности
Их признаками выступают:
система военно-политических соглашений между ограниченным
числом государств;
ориентация на защиту интересов группы государств
преимущественно военными средствами;
наличие конкретного противника;
скоординированность действий в отношении вопросов коллективной
безопасности.
Российский университет дружбы народов
Институт иностранных языков
Сухомлин О.А.
18. «Региональная и национальная безопасность»
Тема №7. РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ7.4. Коллективная безопасность
Групповые системы коллективной безопасности
военно-политические союзы
Их различают по:
количеству участников (дву- и многосторонние);
международно-правовому оформлению (формальные и
неформальные);
степени интеграции (военные блоки и коалиции).
Российский университет дружбы народов
Институт иностранных языков
Сухомлин О.А.
19. «Региональная и национальная безопасность»
Тема №7. РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ7.4. Коллективная безопасность
Групповые системы коллективной безопасности
военно-политические союзы
Военный блок - военно-политический союз государств,
предусматривающий координацию их политической, экономической и
военной деятельности. Они создаются в мирное время при обострении
международной обстановки как наднациональный инструмент
обеспечения групповой безопасности на достаточно длительный срок.
Коалиции - временные военно-политические объединения государств,
создаваемые для подготовки и ведения войн.
Российский университет дружбы народов
Институт иностранных языков
Сухомлин О.А.
20. «Региональная и национальная безопасность»
Тема №7. РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ7.4. Коллективная безопасность
Концепции, объясняющие формирование союзов:
концепция баланса сил;
концепция коалиционного поведения;
концепция национальных особенностей;
концепция «истоков».
Российский университет дружбы народов
Институт иностранных языков
Сухомлин О.А.
21. «Региональная и национальная безопасность»
Тема №7. РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ7.4. Коллективная безопасность
предполагают совместное запрещение применения силы или угрозы ее
применения в отношениях между государствами, а также принятие
коллективных мер для предотвращения и подавления актов агрессии.
Российский университет дружбы народов
Институт иностранных языков
Сухомлин О.А.
22. «Региональная и национальная безопасность»
Тема №7. РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ7.4. Коллективная безопасность
Универсальные системы коллективной безопасности
Глобальным и главным инструментом универсальной коллективной
безопасности выступает Организация Объединенных Наций (ООН) -
всемирная организация суверенных государств, в основу деятельности
которой положена идея такого регулирования взаимоотношений между
государствами, которое способно исключить из международной жизни
вооруженные конфликты, обеспечить широкое мирное сотрудничество.
Среди целей ООН главной является поддержание международного мира
и безопасности и принятие для этого эффективных коллективных мер
(ст. 1 Устава ООН).
Российский университет дружбы народов
Институт иностранных языков
Сухомлин О.А.
23. «Региональная и национальная безопасность»
Тема №7. РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ7.4. Коллективная безопасность
1. Оказание содействия и разработка рекомендаций, касающихся
процессов разоружения и регулирования вооружений (ст.11, 26 й 47
Устава ООН). Эти вопросы находятся в ведении Генеральной Ассамблеи
ООН (ГА ООН), главного совещательного органа Организации.
2. Предотвращение и урегулирование международных споров и
конфликтов (гл. VI Устава ООН). Совет Безопасности ООН (СБ ООН),
единственный орган ООН, который согласно ее Уставу располагает
правом принятия решений, обязательных для всех ее участников.
3. Действия в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов
агрессии (п.4 ст.2 Устава ООН). Находятся в исключительном ведении СБ
ООН
Российский университет дружбы народов
Институт иностранных языков
Сухомлин О.А.
24. «Региональная и национальная безопасность»
Тема №7. РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ7.4. Коллективная безопасность
Система мер по обеспечению коллективной безопасности (Устав ООН):
предусматривает меры по использованию региональных организаций
безопасности (гл. VIII Устава).
В соответствии с гл. VIII Устава ООН допускается существование только таких
региональных соглашений и органов, деятельность которых совместима с
целями и принципами ООН.
Требования к региональным организациям:
Действия этих соглашений не должны быть распространены за пределы
данного района.
Эти соглашения не должны противоречить целям и принципам Устава.
СБ должен быть полностью информирован о действиях, не только
предпринятых, но намечаемых в силу региональных соглашений для
поддержания международного мира и безопасности.
Российский университет дружбы народов
Институт иностранных языков
Сухомлин О.А.
25. «Региональная и национальная безопасность»
Тема №7. РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ7.4. Коллективная безопасность
Коллективная безопасность - это совокупность нормативных,
организационных (институциональных) и практических мероприятий,
основанных на сотрудничестве государств по поддержанию
международного мира, предотвращению и устранению угрозы миру, а
в случае необходимости - подавлению актов агрессии и оказанию
коллективной помощи, в том числе военной, ее жертве.
Российский университет дружбы народов
Институт иностранных языков
Сухомлин О.А.
26. «Региональная и национальная безопасность»
Тема №7. РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ7.4. Коллективная безопасность
Характерные положения договоров о коллективной безопасности:
не прибегать к силе или угрозе силой;
разрешать споры только мирными способами;
активно сотрудничать в деле устранения любой опасности
международному миру, оздоровления международной обстановки;
нападение какого-либо третьего государства на одно из государств
системы коллективной безопасности считается нападением на все
государства системы.
Российский университет дружбы народов
Институт иностранных языков
Сухомлин О.А.
27. «Региональная и национальная безопасность»
Тема №7. РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ7.4. Коллективная безопасность
Организационные формы коллективной безопасности
групповые системы - военные блоки
региональные системы коллективной безопасности
формы кооперативной безопасности
международные неправительственные организации
частные лица
Российский университет дружбы народов
Институт иностранных языков
Сухомлин О.А.
28. «Региональная и национальная безопасность»
Тема №7. РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ7.4. Коллективная безопасность
Практические мероприятия коллективной безопасности:
переговорные процессы в области регулирования вооружений и
разоружения;
миротворчество (посредничеством и мониторингом выполнения
соглашений, превентивной дипломатией);
поддержание мира (миротворческими и гуманитарными
операциями), а также принудительными мерами, в том числе
коллективными действиями по отпору агрессору;
миростроительство (помощь в восстановлении государственных
институтов, наблюдение за выборами, борьба с наземными минами и
т.п.).
Российский университет дружбы народов
Институт иностранных языков
Сухомлин О.А.
29. «Региональная и национальная безопасность»
Тема №7. РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ7.4. Коллективная безопасность
Концепция безопасности на основе сотрудничества
базируется на дипломатических мерах в обеспечении безопасности.
Здесь значима роль превентивной дипломатии, мер доверия,
диалоговых и многосторонних форм сотрудничества, консультаций.
Российский университет дружбы народов
Институт иностранных языков
Сухомлин О.А.
30. «Региональная и национальная безопасность»
Тема №7. РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ7.4. Коллективная безопасность
Концепция «человеческой безопасности»
безопасность индивидов имеет в настоящее время тенденцию к
снижению, особенно по причине растущего числа внутренних
конфликтов.
Российский университет дружбы народов
Институт иностранных языков
Сухомлин О.А.
Современное понимание национальной безопасности отражает тесную взаимосвязь и взаимообусловленность безопасности личности и общества на всех уровнях - от международного до конкретного локального или регионального уровня.
К сожалению, Концепция национальной безопасности Российской Федерации не уделяет должного внимания региональным аспектам обеспечения национальной безопасности. Надо откровенно признать, что нынешняя Концепция национальной безопасности России свидетельствует о недооценке деятельности по реализации жизненно важных интересов личности, социальных групп на региональном и местном уровнях. Создается впечатление, что интересы людей защищаются и могут реализовываться только на федеральном уровне. Однако это не так. Человек живет в конкретной местности, в конкретном регионе и требует для обеспечения своей жизнедеятельности каждодневного удовлетворения материальных, эстетических и духовных потребностей не на уровне федерального центра, а на более низких уровнях обеспечения своей безопасности.
Среди принципов обеспечения безопасности личности и общества в Концепции недостает принципа взаимозависимости безопасности нации и безопасности конкретного региона. К сожалению, наше законодательство в области национальной безопасности, которое затрагивает практически все сферы общественных отношений, обходит своим вниманием проблемы, связанные с федеративным устройством государства. Региональные и местные аспекты обеспечения внутренней безопасности, не говоря о внешней, не нашли отражения в основных правовых актах и нормативных документах.
Если понятие «национальная безопасность» охватывает все уровни социума (от государства до личности), то региональная безопасность объемлет лишь часть территории Российской Федерации и социальную общность, проживающую на ней.
При рассмотрении проблем региональной безопасности представляется вполне обоснованным и логичным под регионом понимать субъект Федерации. Это связано с тем, что именно органы власти субъектов Федерации являются основным субъектом обеспечения региональной безопасности и основным агентом региональной политики в целом.
Каких-либо нарушений с методологической точки зрения при этом нет. Просто нужно признать и нормативно утвердить, что регион - это сложная социально-экономическая и политическая система, в структурном отношении совпадающая с единицей административно-территориального и национально-территориального деления России как федеративного государства.
Таким образом, под региональной безопасностью понимается защищенность интересов субъекта Федерации от внутренних и внешних угроз. Внешними угрозами при этом являются те угрозы, источники которых располагаются за пределами данного субъекта Федерации.
Крупные города, являющиеся субъектами Федерации, формально могут быть отнесены как к региональным, так и к муниципальным образованиям.
Проблемы безопасности мегаполисов - экономической безопасности, борьбы с преступностью, продовольственного обеспечения, предупреждения чрезвычайных ситуаций, эколого-медицинских, атомных источников энергии - имеют несколько иное содержание и пути решения, чем в малых городах или сельских районах.
В муниципальных образованиях, включающих малые города, сельские населенные пункты, существуют свои, специфические угрозы жизненно важным интересам личности и социальной общности данного территориального образования: безработица, отсутствие необходимой социально-бытовой инфраструктуры; относительная недоступность медицинской помощи, других услуг, низкий уровень коммуникаций, удаленность от учреждений культуры и т.д.
Это свидетельствует, что региональная безопасность затрагивает все без исключения сферы жизнедеятельности региона, в соответствии с которыми она может классифицироваться по видам как и национальная безопасность в целом
В связи с наличием как внутренних, так и внешних угроз региональная безопасность должна обеспечиваться силами и " средствами данного субъекта Федерации в тесном взаимодействии и при поддержке соответствующих сил и средств федеральной центра и других субъектов Федерации, где располагаются источники угроз. В общем виде система обеспечения региональной безопасности в субъекте Федерации выглядит следующим образом.
Эффективность деятельности этой системы в значительной степени зависит от соответствующей правовой базы и механизма ее реализации. Однако существующая законодательная и нормативно-правовая база, а также организационные формы деятельности государственной власти и местного самоуправления в области обеспечения региональной безопасности еще не отработаны.
Экономические основы федеральных отношений, складывающиеся в современных условиях на уровне регионов, нуждаются в системе надежных регуляторов, чтобы обрести возможность с минимальными потерями выдерживать перегрузки колебаний экономической конъюнктуры.
Одним из важнейших таких регуляторов может явиться экономический федерализм. Он станет путем к выходу из кризиса, одновременно обеспечив солидную базу для упрочения и развития экономической составляющей национальной безопасности России.
В целом же следует особо подчеркнуть, что в последние годы крайне острой становится проблема регионального сепаратизма, тесно связанная с процессом формирования в нашей стране подлинного федеративного государства. При этом еще немногие понимают, что создание федеративного государства не решает проблемы развития федеративных отношений в стране, затрагивающей все слои нашего общества. Реальная федерация может возникнуть только в результате такой трансформации политических, экономических, социальных, этнических, религиозных и других интересов, которая убедит большинство населения в необходимости федеративного устройства нашей страны. Отсутствие такой трансформации интересов порождает угрозу самому процессу реформирования страны, ограничивая возможности формирования единого экономического, правового, информационного пространства. Поэтому сегодня проблема федерализма является главной, основополагающей из всех, с которыми столкнулась Россия в начале XXI в. Все другие проблемы по отношению к проблеме федерализма являются частными. Судьба федерализма - это судьба существования России как государства.
Самой главной угрозой стабильности и безопасности практически всех регионов следует признать недопустимо высокий уровень безработицы, убыточность предприятий и смертность населения. Эти угрозы являются основным тормозом социально-экономического развития страны и преградой на пути осуществления реформ. Во многих регионах страны в настоящее время доля убыточных предприятий достигает 50-60% от общего количества предприятий и организаций.
Поэтому в существующих условиях приоритетным направлением в деятельности всех органов государственной власти, как в центре, так и на местах, должна стать борьба с угрозами безопасности различного характера, обеспечение внутренней безопасности. Это реальный путь преодоления кризисных явлений и ускорения развития страны.
В качестве важнейшего направления совершенствования организационно-правовой базы по обеспечению безопасности на уровне субъектов Федерации следует признать разработку Концепции региональной безопасности применительно к каждому субъекту Федерации.
В Концепции должны быть достаточно подробно определены жизненно важные интересы жителей, социальных общностей, субъектов РФ в целом, угрозы этим интересам, направления обеспечения безопасности по важнейшим сферам жизнедеятельности: экономическая, социальная, внутриполитическая, общественного порядка, природная и техногенная, экологическая, оборонная, духовной жизни, культуры и науки, информационная. Все эти меры позволят быстрее перейти к научному управлению обществом на основе социальных интересов, возродить подлинное могущество нашей страны и гарантированно обеспечить безопасность нации
Заключение
По итогам работы можно сделать следующие выводы:
1. Система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации создается и развивается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, федеральными программами в этой области.
2. Национальная безопасность содержит систему корреляционных элементов, которая содержит определенные методы, средства и формы, а также комплекс теоретических понятий и установок социально-политических и правовых учреждений, позволяющие продуктивно реагировать на возникающие опасности и угрозы.
3. Угроза национальной безопасности есть ничто иное как угроза политической, социальной, экономической, экологической, военной и т.д. сферам жизни граждан.
4. Угрозы национальной безопасности связаны с интересами не только внутри страны, но и за пределами её территории.
5. Виды национальной безопасности: экономическая, внешнеэкономическая, военная информационная, демографическая, экологическая.
6. Региональная безопасность - это защищенность интересов субъекта Федерации от внутренних и внешних угроз. Внешними угрозами при этом являются те угрозы, источники которых располагаются за пределами данного субъекта Федерации.
7. Муниципальный уровень национально безопасности включает проблемы безопасности крупных городов, районов, других поселений, имеющих статус муниципальных образований.
8. Самая главная угроза безопасности на региональном и местном уровне - это непозволительно высокий уровень безработицы, убыточность предприятий и смертность населения.
Список литературы
1. Прохожее А.А. Человек и общество: законы социального развития и безопасности. М., 2002
2. Закон Российской Федерации «О безопасности» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 15. Ст. 769.
3. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. М., 2000.
4. Проблемы внутренней безопасности России в XXI веке. М., 2001.
5. Возжеников А.В., Прохожее А.А. Система жизненно важных интересов Российской Федерации: сущность, содержание, классификация, механизм согласования. М., 1998.
6. Проблемы внутренней безопасности России в XXI в.: Материалы научно-практической конференции, Москва, РАГС, 10- 11 декабря 2002 г. М., 2003.
7. Возжеников А.В. Национальная безопасность России: методология исследования и политика обеспечения. М., 2002
8. Всероссийский форум «Стратегия обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в современном мире». М., 2004.
9. Прохожев А.А., Карманова И.А. Регионы России: развитие и безопасность. М., 2004.
Похожая информация.
Под региональной безопасностью подразумевают систему соотношений между странами тех или иных регионов мира, при которых государства располагают возможностью суверенного определения форм и путей своего экономического, политического и культурного развития, свободны от угрозы войн, экономических и политических диверсий, а также вмешательства в их внутренние дела. Региональная безопасность является органической частью международной безопасности и формой реализации безопасности национальной. Согласно Уставу ООН допускается создание региональных соглашений и институтов, если они не противоречат целям и принципам ООН. Объединение стран в региональные группы осуществляется, как правило, на добровольной основе, преследуют мирные цели. Необходимость и вытекающая отсюда специфика региональной безопасности заключена в культурно-историческом, экономическом и политическом многообразии современного мира, несмотря на его целостность и взаимозависимость. Геополитические различия и международной разделение труда рождает региональную общность военных, политических и экономических интересов стран, что закрепляется созданием их военно-политических и политико-экономических союзов, блоков, организаций (НАТО, СНГ, ЕС и т.д.). Помимо этого данная общность выражается в межгосударственных договорах и соглашениях (к примеру, договоры о создании безъядерных зон). В современном мире действует ряд традиционных систем региональной безопасности - к примеру, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Организация Африканского единства (ОАЕ), ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и др. Современные системы региональной безопасности корректируются в соответствии с глобальными переменами в международной политике после распада СССР и окончания "холодной войны". Одной из главных задач России в этой связи является участие в создании эффективной общеевропейской системы безопасности на евразийском пространстве СНГ, а также в становлении системы Азиатско-Тихоокеанской системы безопасности.
К объектам региональной безопасности можно отнести личность, ее права и свободы, общество, его материальные и духовные ценности, государство, его конституционный строй, независимость и территориальная целостность. Под субъектами региональной безопасности в первую очередь нужно отнести государство, осуществляющее свои полномочия через органы законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. А также региональные организации, которые занимаются данной проблемой. Субъекты безопасности действуют на международной арене в соответствии со своими целями и интересами.
Система обеспечения национальной безопасности: сущность, структура, роль государства.
В политике безопасности должна предусматриваться система мер, блокирующая причины всех видов опасности, с которыми столкнулось человечество. С уменьшением роли военных средств обеспечения безопасности увеличивается роль невоенных средств обеспечения безопасности. Невоенные средства обеспечения безопасности – это по существу всё, чем располагает государство за вычетом военной силы, а также международные факторы, на которые можно опереться в противодействии военным угрозам. Во-первых - это совокупность политических, экономических, научно – технических, духовно-культурных, информационных, гуманитарных возможностей страны для интегрирования её в мировую жизнь, развития всесторонних связей, укрепляющих доверие, снижающих военное сопротивления, воздвигающих барьеры для силовой политики.
Во-вторых, к ним относятся миротворческие элементы международной политической системы, соответствующие глобальные организации и движения, политико-правовые и нравственные нормы, мировое общественное мнение, которые направляют развитие военно-политических отношений государств в русло недопущения воин и военных конфликтов. В-третьих, это международный авторитет и положение государства в мировом сообществе, его духовно-нравственный облик. По данным учёных можно насчитать около 200 видов невоенных средств обеспечения безопасности. Но среди этих средств ведущая роль принадлежит непосредственно политическим средствам. Сейчас употребляются такие политические инструменты обеспечения безопасности, как договоры и соглашения о сокращении вооружений, о военно-политическом сотрудничестве, создаются новые организации и институты в виде межгосударственных и региональных центров по предупреждению военных конфликтов, контроля за военной деятельностью государства. Но возможности политических средств в обеспечении безопасности, конечно не беспредельны. Система мер по достижению целей государства, защите его интересов и отражению угроз в сочетании с их ресурсным обеспечением составляют стратегию обеспечения безопасности.
Мероприятия стратегии обеспечения безопасности могут быть сведены в пять групп:
Политические (от дипломатических нот до "психологической войны" и убийства неугодных политических деятелей)
Военные (от "демонстрации флага" до применения ядерного оружия)
Экономические (от отказа в поставках определенных видов технологий до полной экономической блокады)
Социальные (от помощи бедным до расстрела забастовщиков)
Экологические (от запрета производства фреонов до вывоза ядовитых отходов в другие страны), для всех мер по обеспечению безопасности свойственна большая взаимозависимость. Основным методом обеспечения безопасности, несомненно, является предупреждение развития конфликтных отношений между государствами. Одним из наиболее распространенных способов такого предупреждения является введение международных ограничений (так называемых "барьеров") на ту или иную деятельность. Примером подобных барьеров служат договоры о нераспространении ядерного оружия и ракетных технологий, о запрещении ядерных испытаний, о прекращении использования фреонов в производственных целях и т.п.