Полный гайд по военному вертолету в Rust. Rust: боевые вертолеты, новые PvP острова и многое другое Самый простой способ уничтожить вертолет rust
Rust. Вертолёт
Военный вертолёт в Rust - это обычный НПС, который спавнится через определённое количество реального времени (как правило, каждые 2-3 часа). В связи с тем, что периодичность спавна вертолёта доступна для любого администратора, то на некоторых определённых серверах вертолёт вполне может бороздить воздушные просторы либо чаще, либо же реже. Стоит отметить, что вертолёт на некоторых серверах вообще могут отключить. Например, после вайпа на определённое количество времени. Обычно это делают, чтобы новые игроки спокойно освоились и укрепились в мире, попутно обустроив свою базу.
Когда вертолёт появляется на сервере, то он начинает случайным образом летать по серверу от одного РТ к другому, тем самым патрулируя окрестности. Пролетая над вооружёнными игроками, вертолёт начинает следом атаковать каждого человека. Стоит отметить, что боевой вертолёт считает вооружённым того игрока, который будет иметь при себе оружие мощнее лука или если на игроке есть больше двух элементов одежды. Так что если у вас будет, как минимум, арбалет и тканевая одежда, тогда вертолёт начнёт атаковать персонажа.
Спрятаться от вертолёта можно в каком-нибудь здании, если вы не попались в его поле зрения. Также помогут спастись какие-нибудь большие скалы или же пещеры. Однако всё это не имеет никакого смысла, если вертолёт заметит вас, потому что он всё равно будет пытаться убить персонажа. Чтобы обезвредить противника, боевой вертолёт использует либо зажигательные, либо обычные ракеты или два пулемёта.
- Зажигательные ракеты не наносят никакого урона по каменным, металлическим и армированным постройкам. Однако все деревянные строения будут от зажигательных ракет стремительно терять ХП если рядом будет гореть пламя. Зажигательные ракеты также оставляют после себя пламя, которое наносит периодический урон всем тем игрокам, которые приближают к нему (к тому же, все трупы огонь со временем сжигает). Радиус поражения зажигательных ракет 1-2 метра. Потушить пламя можно лишь при помощи воды, но на этот процесс потребуется время + потребуется далеко не одно ведро воды.
- Обычные ракеты наносят урон всем типам строений (даже армированным). Например, точный залп ракет из вертолёта способен полностью разрушить каменную стенку. И это всё, что следует знать о данных ракетах.
- Пулемёты расположены по одному на каждую сторону. Стрельба - периодичная, потому что после определённого времени пулемёты уходят на кулдаун (откат), после чего снова начинают стрельбу. При этом вертолёт может стрелять с одного пулемёта, после чего сразу переключиться и начать стрелять из другого. Таким образом, один кулдаун не действует сразу на две пулемётные установки. Причём если вертолёт начал стрельбу, прекратить он её не может даже в том случае, если вы спрячетесь. Стрельба из вертолёта придерживается целиком и полностью написанного скрипта. Кроме того, область поражения у пулемётов ограниченная, поэтому он не может стрелять вверх, вниз и назад.
Секрет HP военного вертолёта
Если коротко, то у вертушки - 10.000 HP. Здоровье по меркам игры - колоссальное. Однако существует один нюанс в плане здоровья, о котором знают далеко не все игроки. Например, отдельное здоровье имеет каждый винт вертолёта. Центральный винт имеет около 1.200 HP, а задний - 500-550 HP. Такая погрешность в точных расчётах здоровья связана с тем, что невозможно определить точное количество урона по винту, однако даже такая информация полезна. Стрельба по винтам - не наносит дополнительный урон самому вертолёту. Однако уничтожение винтов - наносит огромный урон. Уничтожение одного винта влечёт за собой 5.000 урона вертолёту. Это значит то, что при уничтожении вертолёта следует фокусировать весь огонь на одном определённом винте.
Наиболее эффективное оружие и патроны
Rust. Гайды
Самый идеальный вариант оружия в бою против военного вертолёта - это определённо M249 или АКА (автомат Калашникова). Чтобы сагрить вертолёт на расстоянии пригодится в первую очередь болт, но при этом учтите, что в процессе перестрелки с вертолётом он практически бесполезен, поэтому его следом следует сразу спрятать (даже несмотря на то, что болт обладает крупным разовым уроном). Кроме того, не рекомендуется пользоваться пистолетами и пистолетами-пулемётами. Проблема таких категорий оружия в том, что вблизи данное оружие наносят ощутимый урон, но на расстоянии он будет в несколько раз меньше. Исключением является автомат Томпсона. К тому же, если установить ускоритель, тогда оружием можно будет даже пользоваться, как дополнительным, но только в том случае, если вертолёт подлетает близко к базе.
Перед тем, как ознакомитесь со списком оружия и урона, который оно наносит вертолёту, помните, что необязательно пользоваться наиболее мощным оружием, ведь иногда лучше использовать среднее скорострельное оружие, чем мощное и медленное. С автоматом Томпсона или SMG в руках вы потратите меньше ресурсов на патроны. Плюс ко всему скорострельность этих видов оружия компенсирует разницу в уроне с наиболее мощными вариантами пушек. Таблица оружия и урона:
- Винтовка - 75 урона;
- Пулемёт М249 - 65 урона;
- Арбалет - 60 урона;
- Револьвер «Питон» - 55 урона;
- Штурмовая винтовка (Автомат Калашникова) - 50 урона;
- Охотничий лук - 50 урона;
- М92 Беретта - 45 урона;
- Полуавтоматическая винтовка - 40 урона;
- Полуавтоматический пистолет - 40 урона;
- Штурмовая винтовка LR-300 - 40 урона;
- Пистолет-пулемёт Томпсона - 37 урона;
- МП5 - 35 урона;
- Обычный револьвер - 35 урона;
- Самодельный пистолет-пулемёт - 30 урона.
Отдельного внимания заслуживает таблица разных видов патронов и урона от них при стрельбе с автомата Калашникова. Благодаря таблице можно понять, что разница между всеми видами патронов не слишком существенная, поэтому если у вас проблемы с патронами и ресурсами, можно спокойно пользоваться и обычными патронами. Поскольку зажигательные, разрывные и скоростные патроны, как правило, в разы дороже обычных патронов.
- Патрон 5.56-мм (Зажигательный) - 56 урона;
- Патрон 5.56-мм (Разрывной) - 53 урона;
- Патрон 5.56-мм (Скоростной) - 50 урона;
- Патрон 5.56-мм (Обычный) - 50 урона.
Как уничтожить военный вертолёт?
Как правило, сбивать вертолёт в одиночку - это сплошное самоубийство. Поэтому опытные игроки знают, что необходимо либо собрать группу надёжных игроков, либо вступить в клан. Для битвы с вертолётом выстраивается огромная крепость в виде прямоугольникам размерами 8х8. На нижних этажах ставятся кровати и сундуки с патронами, отхилом, оружием и бронёй. Верхний этаж крепости - это широкая площадка, которая имеет 4 свободных хода на крышу. Никаких люков присутствовать не должно. Только лестницы. На крыше, как правило, строится большое количество разнообразных второстепенных объектов: окна, рамы, фреймы, лестницы. В общем, всё, где можно спрятаться обычному игроку. Главное, чтобы выход с крыши был в свободном и быстром доступе, дабы проще было убегать от ракет. В таких условиях вертолёт сбивается группой игроков максимально быстро и никто, как правило, не умирает. Разумеется, чтобы выстроить такую базу, необходимо иметь большую группу игроков или клан, поэтому ниже приведены общие рекомендации для небольших групп и команд, которые помогут выстроить крепость, сбить вертолёт и собрать лут:
- Высота постройки должна составлять минимум три этажа, но самый оптимальный вариант составляет семь-восемь этажей;
- Размер строения - это не самая важная деталь. Главное, чтобы выходов на крышу было несколько. Как минимум, должно быть два выхода. Идеальный вариант - это на один выход больше количества игроков в группе. Таким образом, никто друг другу мешать не будет. И если один из выходов будет недоступен из-за зажигательного огня, будет доступен всегда другой;
- Крыша постройки обязана быть заставлена разнообразными объектами. Внутри должно быть большое количество проходов, чтобы в случае чего очередной ракетный залп вертолёта никак не помешал перемещениям;
- Постройка должна обязательным образом состоять из металла. Однако самым идеальным вариантом будет отдельно отведённая постройка, которая создана специально для битвы с вертолётом, при этом, которая никак не связана с основной постройкой (базой);
- Не забудьте обязательно поставить несколько кроватей, обязательно парочку ящиков с отхилом, ящики с патронами, оружием и запасной бронёй;
- Обязательно перед боем обсудите с остальными игроками то, по каким местам вертолёта будете вести огонь, но в любом случае это должны быть винты, потому что здоровья у них немного и после уничтожения отнимают приличное количество здоровья у вертолёта.
Как правильно лутать военный вертолёт?
Rust. Гайд для новичков
Обыскивать военный вертолёт, как какой-нибудь ящик, не получится. Обязательно необходимо придерживаться тактики, а она строго зависит от того, сколько игроков у вас в команде. Если у вас большая группа (клан), тогда всё просто:
- Первым делом важно несколько игроков оставить на крыше постройки. Если группу маленькая, но способная, тогда можно оставить одного самого меткого и опытного игрока на крыше, чтобы он прикрывал остальных. Если же группа большая, тогда можно оставить 2-3 человек. Все эти игроки должны контролировать ситуацию внизу, попутно отстреливая врагов с болтов или калашей;
- Остальные игроки должны отправиться к сбитому вертолёту и дождаться около него того момента, когда он потухнет, чтобы залутать все ящики (как правило, всего выпадает четыре вертолётных сундука);
- Игроки внизу должны при этом обязательно потушить огонь вокруг. Потушить горящие ящики - невозможно. Можно лишь дождаться момента, когда они все перестанут гореть (этот процесс занимает 2-3 минуты);
- Лутать сундуки следует обязательно через ПКМ (правую кнопку мыши). Почему? Таким образом, застаканные патроны вместе с ракетами остаются в одном слоте, чего нельзя сказать об обычным способе лутания;
- И будьте внимательными. Звуки взрывов и вообще вся перестрелка с вертолётом будут раздаваться на весь сервер, поэтому многие игроки придут в надежде забрать лут. Они могут выскочить из-за камней, кустов и т.п.
Какой лут выпадает с военного вертолёта?
Начать, пожалуй, стоит с того, что со всех деталей вертолёта можно добыть определённые ресурсы при помощи кирки. Как правило, добывается в большом количестве мвк, металл и уголь. Однако опытные игроки разбивают лишь хвост и корпус вертолёта. Остальные части не приносят большого количества лута. Ниже приведена таблица с наиболее ценным лутом, который выпадает с вертолёта:
- Глушитель, подствольный фонарик, голографический прицел - шанс выпадение 64%;
- Взрывчатка с таймером (С4) (2шт.), Ракета (3 шт.) - шанс выпадения 52%;
- Патрон 5.56-мм (Обычный - 240 шт., Зажигательный - 120 шт., Скоростной - 60 шт., Разрывной 80 шт.) - шанс выпадения 50%;
- Скоростная ракета (4 шт.), зажигательная ракета (6 шт.) - шанс выпадения 48%;
- Пистолетный патрон (Обычный - 200 шт., Зажигательный 80 шт., Скоростной - 60 шт.) - шанс выпадения 34%;
- Пулемёт М249 и патроны к нему (50 шт.) - шанс выпадения 26%;
- Лазерный прицел, 4х-кратный прицел - шанс выпадения 25%;
- Камера видеонаблюдения, компьютер наведения - шанс выпадения 22%;
- SMG и патроны к нему (20 шт.) - шанс выпадения 16%;
- МР5А4 и патроны к нему (30 шт.) - шанс выпадения 12%;
- М92 Беретта и патроны к нему (30 шт.) - шанс выпадения 12%;
- Автомат Томпсона и патроны к нему (15 шт.) - шанс выпадения 10%.
Почему не стоит сбивать вертолёт в одиночку?
И напоследок стоит объяснить, почему не стоит пытаться уничтожить вертолёт в одиночку и почему это практически невозможно. Во-первых, если север является клановым, тогда вертолёт не получится сбить, потому что будет постоянное количественное превосходство со стороны противника. Во-вторых, даже если удастся каким-то чудом сбить спокойно вертолёт, вероятность залутать его - ничтожная (опять-таки потому что на место крушения точно придёт большое количество игроков). В-третьих, даже если север не клановый, конкуренция всё равно огромная, потому что слишком ценный лут выпадает с вертолёта.
Приветствую вас, друзья! Раст меняется и мы вместе с ним. Уже давно есть определённый набор команд для Rust New (известный как Experimental ранее)! Мы решили для вашего удобства использовать прежние страницы Rust Legacy с разделением их на Rust Experimental и Rust Legacy.
Чтобы использовать в Rust консольные команды, необходимо , нажав на клавиатуре клавишу F1 (вне зависимости от версии Rust).
Значения команд можно разделить на несколько видов:
- — Логический — может иметь два значения: включить и выключить . Значение true (или, что то же самое, 1) задействует параметр, значение false (или, что то же самое, 0) отключает.
- — Числовой — Значения могут быть как положительными, так и отрицательными. Учтите, что в некоторых командах диапазон возможных значений ограничен их функциональностью.
- — имя игрока.
- — Steam ID (номер профиля в Steam)
- — текстовый. Здесь можно разместить любой текст.
- — В данном параметры допускаются только цифровые значения не >1.
Некоторые команды используются только для клиента, некоторые только в консоли сервера, а третьи — в обоих случаях.
Консольные команды Rust New или просто Rust
Общие команды (основные)
Команда | Тип | Описание команды |
client.connect
:
connect : |
Клиент (К) | Команда подключения клиента к серверу. Обязательно нужно указывать IP-адрес и порт сервера в формате IP:порт. |
client.disconnect
disconnect |
К | Отключение клиента от сервера. |
chat.say | К | Выводит вашего сообщения в чат. |
clperf
global.clperf global.perf |
К | Выводит данные о производительности клиента. |
find
global.find |
К/Сервер (С) | Отображает список доступных консольных команд и их описание. Следует помнить, что некоторые из них имеют административный статус, поэтому будут недоступны. |
quit
global.quit |
К | Закрывает игровой клиент. |
sleep
global.sleep |
К | Укладывает игрового персонажа спать. |
wakeup
global.wakeup |
К | Отменяет действие предыдущей команды, пробуждая персонажа ото сна. |
Команды настройки клиента
Команда | Тип | Описание команды |
aianimation.groundorient | К | |
aianimation.qualitydistance | К | Регулировка шага расстояния, на котором качество LOD-текстуры изменится. |
aianimation.speedscale | К | Включает или выключает анимацию перемещения животных. |
audio.game | К | Примечание: Если вы хочется сделать громкость выше, пробуйте значение 5 или 10. Если нужно сделать пониже, так же выставляйте -5 или -10. |
audio.ambience | К | Включает или выключает звук окружения. |
audio.master | К | Регулирует общую громкость в игре. |
audio.music | К | Регулирует громкость музыки в игре. |
audio.speakers | К | Регулирует громкость голосов других игроков. |
audio.voice | К | Регулирует громкость микрофона. |
chat.add | К | отправляет аргумент в чат как сообщение |
chat.enabled | К | Включает или выключает игровой чат. |
chat.open | К | Отображает окно чата. |
client.fps | К | Отображает FPS клиента в консоли по состоянию на момент ввода команды. |
client.report | К | Создаёт отчет о работе клиента и сохраняет его в папке, где установлена игра. Аргумент определяет время тестирования клиента. |
fps.graph | К | Показывает простой график с кадрами клиента внутри интерфейса игры. |
fps.limit | К | Если не требуется большое количество кадров в секунду, к примеру, в связи с производительностью компьютера, можно задать лимит кадров. По умолчанию ограничение не установлено. Максимальное значение — 100. |
censornudity
entity.nudge |
К | Включение-отключение цензуры модели персонажа |
colliders
global.colliders |
К,С | Отвечает за количество коллайдеров. Значение 0 полностью отключает их. |
effects.aa | К | Включение/выключение полноэкранного сглаживания |
effects.ao | К | Включение/отключение Ambient Occlusion |
effects.color | К | Включение/отключение коррекции цвета |
effects.footsteps | К | Включает или выключает следы на земле. |
effects.gibs | К | Включение/отключение фрагментации при разрушении строений. |
effects.maxgibs | К | Задание максимального количества фрагментов здания при разрушении, высокое значение может привести к сильным фризам. |
effects.lensdirt | К | Включение/отключение эффекта «пыльной линзы» |
effects.motionblur | К | Включение/отключение размытия движения |
effects.shafts | К | Включение/отключение объёмного света |
effects.vignet | К | Включение/отключение виньетирования |
graphics.af | К | Включение/отключение анизотропной фильтрации |
graphics.branding | К | Включение/отключение брендинга (плашки с версией игры в правом верхнем углу экрана) |
graphics.chat | К | Включение/отключение чата |
graphics.dof | К | Включение/отключение глубины резкости |
graphics.drawdistance | К | Настройка дистанции прорисовки |
graphics.fov | К | Настройка угол обзора от первого лица. Чем выше число, тем больше угол обзора. Чем меньше число, тем меньшую область изображения видно на экране. |
graphics.hud | К | Включение/отключение интерфейса пользователя |
graphics.lodbias | К | Настройка дальности смены LOD-моделей разного уровня |
graphics.parallax | К | Включение/отключение параллакс-мэппинга |
graphics.quality | К | настройка общего качества графики (от 0 до 5, 0 — самое низкое качество и большая производительность) |
graphics.shaderlod | К | Настройка дальности отрисовки шейдерных эффектов |
graphics.shadowdistance | К | Настройка дальности прорисовки теней, большое значение может снижать FPS |
graphics.shadowlights | К | Настройка качества отрисовки теней |
graphics.uiscale | К | Настройка масштаба интерфейса |
gc.collect | К | Выгрузка «мусорных» данных из оперативной памяти |
input.flipy | К | |
physics_iterations
global.physics_iterations |
К | |
physics_steps
global.physics_steps |
К | Количество шагов персонажа за секунду |
terrain.pvt terrain.quality | К | Включение виртуального текстурирования |
voice.distance | К | дистанция, на которой слышен голос |
voice.loopback | К | слышать звук с собственного микрофона |
Команды для разработчиков
Команда | Тип | Описание команды |
developer
global.developer |
К | Показывает некоторую информацию для разработчиков. |
vis.attack | К | Отображает траекторию полёта пуль., работает только в режиме разработчика (developer) или отладки. |
vis.damage | К | Отображает нанесённый урон, работает только в режиме разработчика (developer) или отладки. |
vis.metab | К | Отображает информацию по метаболизму, работает только в режиме разработчика (developer) или отладки. |
vis.triggers | К | Отображает триггеры, работает только в режиме разработчика (developer) или отладки. |
debugmode
global.debugmode |
К | |
dev.culling | К | |
dev.hidelayer | К | |
dev.netgraph | К | Отображает качество связи с сервером. |
dev.sampling | К | |
dev.shaderlod | К | Команда больше не поддерживается. |
dev.showlayer | К | Отображает количество игроков на сервере. |
dev.togglelayer | К | |
cui.test | К/С | |
data.export | К | |
ddraw.arrow | ||
ddraw.line | ||
ddraw.sphere | ||
ddraw.text | ||
entity.debug_toggle | К | Включение отладки объектов |
Админские команды
Список команд, который доступен только администраторам серверов.
Команда | Тип | Описание |
---|---|---|
ownerid
global.ownerid |
С | Даёт заданному игроку права администратора. |
removeowner
global.removeowner |
С | Снимает права администратора с заданного игрока. |
moderatorid
gloval.moderatorid |
К,С | Даёт выбранному игроку права модератора. |
removemoderator
gloval.removemoderator |
К,С | Команда позволяет снять права модератора с определённого игрока. |
god
dmg.godmode |
К | Команда включает или выключает «God» мод для администратора. |
readcfg | С | Загрузить конфигурацию сервера. |
restart
global.restart |
С | Перезагрузить сервер. После ввода команды, тайм-аут перед перезагрузкой сервера составляет 60 секунд. |
save.all | К,С | Сохраняет карту мира и инвентарь игроков. |
notice.popupall | С | Отправляет всплывающее посередине экрана сообщение всем игрокам. |
sleepers.on
global.sleepers.on |
С | Включает или выключает спящих игроков на сервере. |
status
global.status |
С | Показывает список игроков, которые в данный на сервере. |
teleport | К | Телепортирует к указанному игроку. |
teleport
teleport.toplayer |
К | Телепортирует игрока 1 к игроку 2. |
teleport.topos [X] [Y] [Z] | К | Телепортирует игрока по заданным координатам. |
teleport2me | К | Телепортироует игрока к себе. |
teleportany | К | Телепортирует к ближайшему животному. |
players
global.players |
К, С | Выводит список подключённых на данный момент игроков и всю информацию о них (ник, Steam-ID, пинг, местоположение, время в онлайне). |
users
global.users |
К, С | Просмотр детальной информации об игроке. |
admin.mutechat | К, С | Блокировка чата игроку. |
admin.mutevoice | К, С | Блокировка голосового чата для данного игрока. |
admin.unmutechat | К, С | Разблокировка чата для игрока. |
admin.unmutevoice | К, С | Разблокировать голосовой чат игроку. |
kick
global.kick |
К, С | Отключает определённого игрока от сервера. |
kickall
global.kickall |
К, С | Отключает всех игроков от сервера. |
kill
global.kill |
К, С | Убивает определённого игрока. |
ban
global.ban |
К, С | Заблокировать игрока на сервере. |
banid
global.banid |
К, С | Заблокировать игрока на сервере по Steam ID, где Desc — указание причины блокировки. |
banlist
global.banlist |
К, С | Показать список заблокированных Steam ID. |
unban
global.unban |
К, С | Разбанить определённого игрока. |
unbanall
global.unbanall |
К, С | Разбанить всех ранее заблокированных игроков. |
listid
global.listid |
К, С | Показать список заблокированных Steam ID в компактном виде. |
banlistex
global.banlistex |
К, С | Показать список заблокированных игроков. Выводит Steam ID, имя игрока и причину блокировки. |
inv.giveall | К, С | Даёт всем игрокам заданный предмет. |
inv.giveplayer | К, С | Даёт заданный предмет указанному игроку. |
inventory.endloot | К | |
inventory.give | К | отсутствует, предмет появится в инвентаре администратора. Если инвентарь переполнен, предмет не будет получен. |
inventory.giveall | К,С | Позволяет раздать всем игрокам определённый предмет. |
inventory.givebp | К | Позволяет выбранному игроку положить в инвентарь рецепт любого предмета в любом количестве. Если параметр не задан , предмет появится в инвентаре администратора. Если инвентарь переполнен, предмет не будет получен. |
inventory.giveid | К | Позволяет выбранному игроку положить в инвентарь любой предмет в любом количестве. Если параметр не задан, предмет появится в инвентаре администратора. Если инвентарь переполнен, предмет не будет получен. |
craft.cancel | К,С | Отменяет процесс крафта для всех игроков на сервере.
Примечание: |
craft.complete | К,С | Завершает процесс крафта для всех игроков на сервере.
Примечание: команду рекомендуется использовать перед рестартом сервера, для предотвращения «дюпа» игровых предметов. |
craft.add | К,С | |
craft.canceltask | К,С | |
craft.instant_admins | К,С | Инстакрафт без модификаций. Включает быстрый крафт, при котором любой предмет крафтится за 2 секунды. Работает только для администраторов сервера. |
craft.instant | К,С | Инстакрафт без модификаций. Включает быстрый крафт, при котором любой предмет крафтится за 2 секунды. |
craft.timescale | К,С | Настраивает скорость крафта (0.5 = быстрее вдвое). |
env.addtime | К,С | |
env.day | К,С | |
env.month | К,С | |
env.year | К,С | |
env.time | К,С | Настраивает время суток (внутриигровое) (24-часовой формат). |
env.timescale | К,С | Настраивает скорость смены дня и ночи. |
falldamage.enabled | К,С | Включает или выключает урон от падения с большой высоты. |
falldamage.max_vel | К,С | Настраивает максимальный урон от падения. |
falldamage.min_vel | К,С | Настраивает минимальный урон от падения. |
heli.call | К,С | Вызов вертолёта |
heli.calltome | К,С | Вызов вертолёта к вашему местоположению. |
heli.lifetimeMinutes | К,С | Указывает интервал между появлениями вертолёта. 0 — отключает вертолёт. |
heli.bulletAccuracy | К,С | Коэффициент точности стрельбы вертолёта. По умолчанию — 2 (50%). Чем больше значение, тем меньше точность. |
heli.bulletDamageScale | К,С | Настройка силы атаки вертолёта. Чем больше значение, тем мощнее атака. |
heli.strafe | К,С | |
decay.debug | К,С | |
decay.scale | К,С | |
client.maxunack | К,С | Устанавливает планку количества рассинхронизаций с игроком, при котором сервер начинает считать себя перегруженным. |
client.prediction | К,С | |
construct.frameminutes | К,С | Регулирует время до начала распада. |
ai.move | К,С | Включает и отключает работу животных.
Примечание: При установке значения команды false, животные останавливаются на месте. Любые перемещения, реакции, анимация животных выключаются. |
ai.sensetime | К,С | |
ai.think | К,С | Включает и отключает интеллект животных. |
chat.serverlog | С | Включает и отключает логирование чата в игре.
Примечание: Запись ведётся в файл chat.Log, который находится в корневой директории вашего сервера. |
maxthreads | S | Позволяет администраторам, которые имеют более одного сервера на машине, настраивать потребление ресурсов ядра для каждого сервера. |
nametags.enabled | С | Скрывает мета-теги сервера. |
report
global.report |
S | Создаёт файл отчета reportDATETIME.txt в корневом каталоге сервера. |
skincol
global.skincol |
С помощью этой команды администратор может изменить свой цвет кожи. -1 = автоматический выбор. 0 = скин белого человека. 1 = чернокожий скин. | |
skinmesh
global.skinmesh |
С помощью этой команды администратор может изменить текстуру лица. | |
skintex
global.skintex |
С помощью этой команды администратор может изменить текстуру кожи. | |
truth.enforce | С | Сервер будет автоматически выкидывать игроков, делающих «странные вещи». |
water.quality | S | Регулирует качество погодных явлений. |
weather.clouds | К,С | Регулирует степень облачности. Допустимые значения — от 0 до 9. Чем выше значение, тем сильнее погодное явление. Значение 0 — отключает облака. |
weather.fog | К,С | Регулирует степень тумана. Допустимые значения — от 0 до 9. Чем выше значение, тем сильнее погодное явление. Значение 0 — отключает туман. |
weather.rain | К,С | Регулирует степень дождя. Допустимые значения — от 0 до 9. Чем выше значение, тем сильнее погодное явление. Значение 0- отключает дождь. |
weather.wind | К,С | Регулирует степень ветра. Допустимые значения — от 0 до 9. Чем выше значение, тем сильнее погодное явление. Значение 0 — отключает ветер. |
world.monuments | Включает монументы на карте. |
terrain.pvt false или true
Если выключить данный параметр, то это сильно повысит FPS. Дело в том, что PVT — это технология, смешивающая разные текстуры (например разные биомы) так, чтобы это выглядело нормально. А вообще, эта команда управляется в меню F2 под названием Pprocedural Virtual Texturing (PVT).
graphics.quality 1 — 5
Команда меняет качество графики. 1 — ничего особенного для производительности, 5 — фантастика для глаз!
Консольные команды старого доброго Rust Legacy
Команды для игроков
ВНИМАНИЕ! Запись вида true/false не означает, что так и надо писать, это значит у команды есть два возможных значения! Вводить надо либо true, либо false. И ещё, если ник игрока содержит пробелы, необходимо заключать его в кавычки!
- Для того, чтобы убить себя введите консольную команду suicide ;
- Для того, чтобы включить/выключить траву введите grass.on false true/false (иногда срабатывает не с первого раза, пробуйте туда-сюда для достижения желаемого результата);
- Для того, чтобы включить/выключить движение травы введите grass.displacement true/false ;
- Для подключения к серверу введите net.connect IP (где IP — адрес сервера в виде 192.168.1.1, команда удобна в случае, когда вам лень искать в списке нужный сервер);
- Чтобы выйти из игры Rust введите в консоли команду exit или quit ;
- ВНИМАНИЕ! Для отключения/включения цензуры введите в консоли команду censor.nudity false/true (данная команда и веселит и приносит пользу, т.к. голых игроков легче различать на большом расстоянии);
- Чтобы включить/выключить интерфейс игры введите gui.show или gui.hide ;
- Отключиться от текущего сервера можно командой консоли net.disconnect ;
- А подключиться к последнему посещенному серверу просто введите в консоли команду net.reconnect .
Остальные консольные команды в Раст (Rust), а их не так и много, для игроков не несут особого значения, поэтому мы их подробно рассматривать не будем, а просто перечислим: terrian.idleinterval 0-100, gui.show_branding, gui.hide_branding.
Команды для чата в игре Rust:
Чат вызывается простым нажатием клавиши Enter во время игры.
- Для отправки сообщения определенному игроку пишем в чат /msg Ник игрока Ваше сообщение ;
- А для выделения своего сообщения фиолетовым цветом пишем в чат /me Ваше сообщение ;
Консольные команды для админа сервера Rust:
- Вход на сервер (в Rcon) по паролю осуществляется с помощью командыrcon.login Ваш пароль ;
- Количество игроков на сервере (online) смотрим командой status ;
- Всплывающее окно с сообщением всем игрокам отправляем при помощи команды notice.popupall «Текст всплывающего сообщения» ;
- А всплывающее окно с сообщением от имени SERVER CONSOLE — say «Сообщение» ;
- Подсмотреть все консольные команды можно, набрав в консоли find * ;
- Выкидываем игрока с нашего сервера командой kick Имя игрока ;
- Баним игрока командой ban Имя игрока (заметьте, что при этом игрок не выкидывается с сервера);
- Баним игрока по id игрока в Steam banid steamid «Причина» ;
- Всех разбанить можно консольной командой unbanall ;
- Сохранить мир с инвентарем игроков можно командой save.all ;
- Телепортировать Игрока 1 к Игроку 2 можно с помощью команды teleport.toplayer Ник игрока 1 Ник игрока 2> ;
- Телепортировать Игрока по координатам можно с помощью команды teleport.topos Ник игрока ;
- Чтобы дать Игроку что-либо, нужно написать inv.giveplayer Ник игрока Предмет Количество ;
- А чтобы дать всем, пишем inv.giveall Предмет Количество ;
- Режим Бога — dmg.godmode true/false ;
- Мгновенное завершение крафтинга у всех игроков — crafting.complete ;
- Отмена крафтинга у всех игроков — crafting.cancel ;
- Чтобы включить/выключить мгновенный крафтинг в игре прописываем в консоли команду crafting.instant true/false ;
- То же, что и предыдущий пункт, но только для админов — crafting.instant_admins true/false ;
- Задать скорость крафтинга на сервере можно командой crafting.timescale Значение (1 — начальное время, 0.5 — половина);
- Зовем самолет поддержки (airdrop) — airdrop.drop ;
- Устанавливаем минимальное число игроков, начиная с которого самолет будет сбрасывать «добро» — airdrop.min_players Количество ;
- Вызываем к себе машину! командой vehicle.spawn (машинка в игре не ездит… багует… можно просто посидеть, ну или с горки спустить);
- Даем имя серверу — server.hostname Название ;
- Устанавливаем максимальное количество игроков на сервере — server.maxplayers Значение ;
- Превращаем Rust в Sims))) Оключаем PVP — server.pvp ;
- Включаем/выключаем тела «спящих» игроков (тех игроков, которые вышли из игры) командой консоли sleepers.on true/false ;
- Меняем скорость смены дня и ночи — env.timescale Значение (по умолчанию равно «0,0066666667»);
- Задаем время суток — env.time Значение ;
- Включаем/выключаем чат при помощи команды chat.enabled true/false ;
- Задаем значение скорости распада построек — decay.decaytickrate Значение (по умолчанию 300);
- Скорость восстановления здоровья меняется командой decay.deploy_maxhealth_sec Значение (по умолчанию = 43200);
- Включить или выключить урон от падений с высоты можно командой falldamage.enabled true/false ;
- Время блокировки рюкзака, упавшего с игрока — player.backpackLockTime Время в секундах (0 — выключено, по умолчанию 300);
- Задаем расстояние слышимости голосового чата — voice.distance <значение> ;
- Максимальный урон от падения — falldamage.max_vel Значение (по умолчанию = 38);
- Минимальный урон от падения — falldamage.min_vel Значение ; (по умолчанию = 24)
Вот, собственно, пока и все! Пользуйтесь на здоровье! Удачи вам на просторах игры Rust, выживайте и другим помогайте. Ну или что вы там ещё делаете, главное — не читерите! =)
Как вызвать вертолет, и другие команды администратора смотрите в этой статье.
Ударный вертолет (Attack Helicopter) - по своей сути является NPC. Прилетает со стороны моря примерно раз в сутки (раз 24-48 часов на Savage Island). Время его патрулирования составляет 15 минут. Вертолет обычно летает по/от берега вдоль некоторых значимых мест, таких как аэродром или промзона. Он агрессивен только к вооруженным игрокам и всегда атакует их как только обнаружит оружие в руках.
Вертолет имеет два пулемета (предположительно M249) и неуправляемые зажигательные ракеты, что позволяет ему уничтожать постройки любых типов.
Уничтожить вертолет в одиночку практически невозможно , поэтому против него часто формируются боевые группы. С уничтоженного вертолета можно получить «Высококачественный лут» например камеру видеонаблюдения или компьютер наведения. Но самое главное что уничтожение вертолета является единственным способом получить пулемёт M249
Как сбить вертолет
Вертолет имеет 10000 единиц прочности. Просто стрелять на вскидку смысла не имеет. У него есть определенные слабые места. Необходимо выцеливать ротор главного и рулевого винта и двигатель.
Команды администратора
heli.call — Вертолет начинает патрулирование по своему маршруту.
heli.calltome — Вертолет прилетает на к вашему месту дислокации.
heli.strafe —
heli.bulletAccuracy — коэффициент определения точности стрельбы вертолета. По умолчанию стоит 2 (50%). Высчитывается по формуле:
Accuracy = 100% / n
где n — является коэффициентом. т.е чем выше цифра, тем меньше точность.
heli.bulletDamageScale — Сила атаки вертолета. По умолчанию 1. Чем выше цифра, тем сильнее атака.
Эта статья не закончена и нуждается в доработке.
Вы можете помочь нам закончить эту статью, оставив замечание или комментарий ниже.
Мы также набираем редакторов в команду. Если у вас есть возможность и желание стать частью большого проекта, мы будем рады принять вас в ряды нашей команды. Подробнее
Ударный вертолет (Attack Helicopter) - по своей сути является NPC. Прилетает со стороны моря примерно раз в сутки (раз 24-48 часов на Savage Island). Время его патрулирования составляет 15 минут. Вертолет обычно летает по от берега вдоль некоторых значимых мест, таких как аэродром или промзона. Он агрессивен только к вооруженным игрокам и всегда атакует их как только обнаружит оружие в руках.
Вертолет имеет два пулемета (предположительно M249) и неуправляемые зажигательные ракеты, что позволяет ему уничтожать постройки любых типов.
Уничтожить вертолет в одиночку практически невозможно, поэтому против него часто формируются боевые группы. С уничтоженного вертолета можно получить "Высококачественный лут" например камеру видеонаблюдения или компьютер наведения . Но самое главное что уничтожение вертолета является единственным способом получить пулемёт M249
Как сбить вертолет
Вертолет имеет 10000 единиц прочности. Просто стрелять на вскидку смысла не имеет. У него есть определенные слабые места. Необходимо выцеливать ротор главного и рулевого винта и двигатель.
Команды администратора
- heli.call - Вертолет начинает патрулирование по своему маршруту.
- heli.calltome - Вертолет прилетает на к вашему месту дислокации.
- heli.strafe -
- heli.bulletAccuracy - коэффициент определения точности стрельбы вертолета. По умолчанию стоит 2 (50%). Высчитывается по формуле:
т.е чем выше цифра, тем меньше точность.
- heli.bulletDamageScale - Сила атаки вертолета. По умолчанию 1. Чем выше цифра, тем сильнее атака.
Список изменений (Updaye Log)
- Исправили баги с пулемётами вертолёта (не наносили урона строй. блокам).
- Исправлены баги с лутом вертолёта (иногда ящики были пустыми).
Наверное, каждый игрок Rust хотя бы раз слышал, что в игре есть некая десантная поддержка, в виде ящиков выпадающих из самолета, но не все до конца понимают, откуда именно они берутся. Для новичков прилет самолета – это вообще целое событие. Зрелище, нужно признать, и вправду поражает – над головами всех игроков сервера пролетает реалистичный самолет, напоминающий аэроплан и сбрасывает огромные ящики с «добром» на парашютах. Неудивительно, что многих игроков интересует ответ на вопрос «Как вызвать самолет в Rust?»
Как вызвать самолет в игре
Если вы только начали играть и хотите вызвать , то мы настоятельно не рекомендуем вам этого делать. Если издалека все выглядит более ли менее пристойно, то едва приблизившись к месту, куда собственно и упадут ящики с боеприпасами, броней и стройматериалами, вы поймете, что оказались в кромешном аду. Безостановочные выстрелы, раскатистые взрывы и море крови – вот что ожидает любого участника этого «шоу». Ведь прибытие самого аэроплана на богом забытый остров – это не только долгожданная доставка ценных вещей, но и столкновение всех игроков сервера, которые решили бросить вызов судьбе.Можно сказать, что вызов самолета в Rust контролируется строго администрацией сервера. Но не всегда. К примеру, если на игровой сервере находится определенное количество игроков, то аирдроп будет посещать остров каждый час. Причем это необходимое количество игроков должно пробыть в игре не менее часа, только в этом случае произойдет сброс ценных грузов.
Хотя в Rust вызвать самолет можно и другими способами. Один из самых популярных – использование дымовой шашки (), но найти ее не так то и просто. Эта своеобразная гранатная шашка, которая при детонации начинает дымиться, тем самым вызывая вспомогательный самолет.
Как заполучить шашку в мире Rust
1. Можно выбить из зомби, в качестве дропа, но для этого вам придется перебить не менее 1000+ штук, ведь шанс выпадения дымовой шашки из зомби очень мал.
2. Также можно обшаривать сундуки. Их понадобится перешерстить не меньше.
3. Самый оптимальный вариант (но в то же время – самый тяжелый) – найти дымовую шашку в ящиках, сброшенных с того самого самолета, ради вызова которого, собственно, она и нужна. Какой-то замкнутый круг, в самом деле.
Теперь то вы знаете, как вызвать airdrop в Rust, а значит, выживать в игре станет намного проще.
- Таежный чай: состав, показания и условия хранения сбора Таежный чай
- Какое мясо самое полезное для человека?
- Приметы на благовещение пресвятой богородицы, а также обряды и запреты Благовещение обычаи и приметы что можно делать
- Сбор грибов: общие правила и советы начинающему грибнику Сон грибы собирать в лесу