Политическая культура. Типы политической культуры
Как уже было отмечено, политическая культура любой общности (от государства до отдельных национальных слоев и групп) формируется под воздействием многочисленных, разнообразных факторов. Это обстоятельство, очевидно, предопределяет и многообразие типов политической культуры. Дифференциация политических культур осуществляется в соответствии с тем или иным критерием. Таких критериев множество. Здесь будут приведены лишь основные.
Один из критериев - степень согласованности во взаимодействии политических субкультур в той или иной стране. На этом основании можно выделить два типа политической культуры: интегрированную (однородную) и фрагментарную (разнородную).
Интегрированная политическая культура характеризуется: тенденцией к единству в представлениях граждан относительно функционирования и возможностей политической системы страны; низким уровнем конфликтности и политического насилия, преобладанием гражданских процедур в разрешении конфликтов; лояльностью по отношению к существующему политическому режиму. Здесь особенно сказывается влияние экономических факторов. Политическая стабильность поддерживается высоким уровнем материального благосостояния, развитой системой социальной защиты населения, многочисленным средним классом, который выступает социальной основой политической стабильности.
Примером такого типа политической культуры может служить Великобритания. Основными ценностями граждан этой страны являются: представление о правительстве как действующем на общее благо, благосостояние и стабильность, широкое участие граждан в политическом процессе, представительность органов власти, традиции. Непреходящее значение для граждан Великобритании имеют представления о своей стране как о сообществе, империи, мировой державе, социальном государстве. Англичане гордятся тем, что их страна имеет высокую степень экономического развития, высокий доход на душу населения, практически полную грамотность. Далеко не последнюю роль в достижении такого уровня развития общества сыграла национальная политическая культура. Этот пример отчетливо показывает характер взаимовлияния экономических и политико-культурных факторов.
Фрагментарная политическая культура характеризуется отсутствием согласия граждан относительно политического устройства общества, расхождениями в вопросах понимания власти, социальной разобщенностью, отсутствием доверия между отдельными группами, лояльности к государственным структурам. Этому типу политической культуры присущи такие черты, как высокая степень конфликтности, применение насилия, отсутствие общепризнанных эффективных процедур улаживания конфликтов, нестабильность правительств. В качестве примера такого типа политической культуры можно привести политическую культуру Италии. На ее фрагментарность оказали влияние два основных фактора: сепаратизм католической церкви в довоенное и послевоенное время, разительное отличие региональных политических субкультур северных и южных областей.
Другим критерием выделения типов политической культуры являются базовые ценности, на которые ориентируется та или иная общность в политической деятельности или в политическом процессе. В соответствии с данным критерием можно выделить следующие три типа политической культуры.
Культура высокой гражданственности. Базовой ценностью в этом типе политической культуры является человек с его потребностями и интересами. Политическая система в целом и все ее структурные элементы носят демократический характер. Людям присуще чувство ответственности за все происходящее, а потому высока политическая активность участников политического процесса.
Элитарная политическая культура. Для нее характерно то, что в качестве базовой политической ценности воспринимается власть или властные структуры общества (государство, элиты). Человек выступает как средство для достижения цели, которую ставит политическая элита. Основная часть общества отстранена от решения политических проблем, уровень политической активности низкий.
Архаическая политическая культура. Главная.ценность носителей данного типа культуры - интересы этноса, к которому они принадлежат (род, племя, нация). Здесь индивид не осознает себя как личность и не отделяет себя от этнической общности. Еще одним критерием дифференциации политической культуры является характер поведения людей в той или иной политической системе. Этот критерий позволяет выделить два типа политической культуры: подданническую и гражданственную. Подданническая политическая культура характеризуется повиновением, подчинением, исполнением со стороны участников политического процесса, которые по сути превращаются в объекты принуждения. Для гражданской политической культуры характерны участие Людей в принятии решений, наличие возможностей и права выбора и контроля властных структур.
В качестве еще одного критерия для типологизации политической культуры выступает ориентация общества на те или иные регулятивные механизмы в рамках политической системы. История общества знает два основных регулятивных механизма - рынок и государство. Приоритетное использование того или другого механизма в политической жизни порождает соответствующие типы политической культуры - рыночной или бюрократической.
Рыночная политическая культура есть культура, рассматривающая политические процессы сквозь призму отношений купли-продажи, достижения выгоды как высшей цели политической деятельности. Политика есть разновидность бизнеса, сам политик - или "товар", или "бизнесмен". Политические решения - результат "торговой сделки". Эта культура ориентирована на конкурентную борьбу как универсальный принцип функционирования политической системы. Это культура индивидуализма, для которой высшей целью являются частные (реже групповые) интересы. Государство и другие политические структуры рассматриваются и оцениваются как средство реализации интересов.
Бюрократическая (этатистская) политическая культура - это культура, связывающая решение политических проблем с действием механизмов государственного регулирования и контроля за политическим процессом. Она ориентирована на ограничение и запрещение конкурентной борьбы. Интересы государства признаются преобладающими над частными интересами. Рациональность воспринимается как организованность (или "порядок") и бюрократизированное управление.
В итоге рассмотрения различных типов культур необходимо отметить, что в чистом виде названные типы встречаются очень редко. Можно говорить лишь о преобладании того или иного типа в смешанной политической культуре.
5. Основные пути формирования политической культуры
Условием формирования политической культуры людей является их включенность в политический процесс, взаимодействие с политической реальностью. В политическом процессе действует целый ряд институтов. С политической системой взаимодействуют различные сферы общественной жизни, все они в той или иной степени участвуют в формировании политической культуры, определяют основные направления этого процесса. Ими являются: целенаправленная образовательно-просветительская, духовно-идеологическая деятельность государства, политических партий, общественных организаций и движений, церкви, средств массовой информации, воздействие бизнеса, науки, образовательных учреждений, семьи, трудового коллектива, клубов и организаций по интересам.
Деятельность государства по определению моделей политического поведения, формированию и закреплению национальных политических символов посредством принятия законодательных актов определяет соответственно и важнейшие параметры политической культуры. Когда же государство принимает на себя идеологические функции, оно самым непосредственным образом активно включается в процесс формирования политической культуры. История располагает примерами того, что именно государству принадлежит не просто значительная, а определяющая роль в формировании национальной политической культуры. Весьма активно эту роль выполняло государство в бывших социалистических странах. Бывает и так, что государство на протяжении многих десятилетий может ограничиваться функцией "ночного сторожа", как, например, в США. Однако и в этих условиях национальная политическая культура была в огромной степени детищем своего государства. Конституция, Билль о правах, поправки к конституции, другие законы, свод общенациональных символов, официальные праздники с символическим подтекстом, как неотъемлемые черты американской политической культуры, создавались под эгидой этого самого "ночного сторожа".
Другой, не менее важный путь формирования политической культуры - политическая, идеологическая, воспитательная и организационная деятельность общественных организаций, в первую очередь партий. Они закладывают основы политического сознания граждан, их мышления и поведения. Именно деятельность политических партий формирует у граждан отношение к партиям и партийным системам, представления о месте партий в политической системе общества, об отношении между партиями и государством и т.п.
Активное участие церкви в повседневной политической жизни и продуцирование ею основных моделей политического мышления и поведения граждан также является одним из путей формирования политической культуры общества. На политическую культуру многих западных стран оказала глубокое воздействие протестантская церковь. Она настаивала на стремлении людей к жизни, ориентированной как на личное убеждение, так и на религиозную убежденность. Верующий обязан был работать, создавать своим трудом богатство, повиноваться закону и творить добро. М. Вебер объяснял эффективное развитие капитализма, в частности, тем, что называется "протестантской этикой". Протестантские ценности имели и политические следствия: люди, разделявшие их, побуждались к гражданским акциям. Протестантские церкви по существу были миниатюрными политическими системами со своими лидерами, комитетами, конфликтами, поиском путей согласия и т.п. Сами верующие возводили здания, нанимали проповедников, наблюдали за ведением хозяйственных дел. Таким образом, можно утверждать, что политическая культура участия во многом была предопределена религиозной культурой участия.
В современных условиях одним из наиболее эффективных путей формирования политической культуры является информационно-коммуникативная деятельность средств массовой информации (СМИ). Не случайно их называют "четвертой властью". За этой метафорой скрывается реальная способность СМИ формировать основные политико-культурные ценности граждан, стереотипы политического поведения. С приходом в повседневную жизнь людей телевидения "четвертая власть" Заметно усилилась. Экран позволяет не только в вербальной, но и в визуальной форме внедрять в политическое сознание идеи, бывшие некогда весьма абстрактными. Использование СМИ для формирования политической культуры наиболее эффективно, так как они способны воздействовать на максимальное число людей в кратчайшие промежутки времени. Особенно важную роль в формировании политической культуры СМИ играют в переходные периоды жизни общества, что типично для современной России.
Не вызывает сомнений, что в странах с рыночной экономикой одним из путей формирования политической культуры является воздействие бизнеса на политические отношения.
Политическую культуру стран с тоталитарным или авторитарным военным режимом (например, бывшей Пруссии или нацистской Германии, во многом и СССР) невозможно понять без рассмотрения такого пути ее формирования, как перенос с большими или меньшими изменениями принципов, норм и моделей деятельности армии на политическую жизнь. Среди таких принципов - единоначалие, действие по команде, ограничение демократии, ориентация на использование силы, повышенная секретность и т. п.
Стихия общественно-политических движений, как показывает опыт многих стран, нередко рождает идеи, установки, модели поведения, которые прочно входят в национальную политическую культуру. Это еще один путь формирования политической культуры. В качестве примера можно привести установку российского менталитета на решение актуальных вопросов общественной жизни " всем миром ".
На один из путей формирования политической культуры указывал в свое время Конфуций. Он утверждал, что принципы семейных отношений переносятся на политическую жизнь, предопределяя тем самым ее культурное содержание.
В заключение рассмотрения вопроса о путях формирования политической культуры назовем еще один из них - это образовательный и воспитательный процесс в учебных заведениях. Ведь именно в рамках учебных заведений протекает значительная часть политического воспитания, целью которого является прежде всего подробное информирование о политической системе и ее нормах. Именно учебные заведения включают в программы обучения изучение истории отечества, обществоведение, которые повсеместно используются как средства утверждения патриотических ценностей, оправдания существующей политической системы и в конечном счете формирования добропорядочного, лояльного к власти гражданина.
6. Факторы, влияющие иа формирование политической культуры
Известно, что страны, имеющие аналогичные социально-политические системы, могут значительно отличаться друг от друга в политико-культурном отношении. Эти различия в политической культуре предопределены, помимо прочего, и так называемыми "внешними", то есть неполитическими, факторами: спецификой исторического развития, геополитического положения страны и в особенности экономическими факторами.
Исторический опыт во многом определяет качество политической культуры, тем более что он включает в себя и политический опыт страны. Особенно велика роль исторических событий с глубокими последствиями: войн, революций, национальных кризисов и т.п.
При проведении сравнительного анализа американской политической культуры и политических культур континентально-европейского типа, к примеру, необходимо учитывать, что в США формирование политической культуры после завоевания независимости в 1770 году происходило в более благоприятных условиях, чем в Европе. Феодальных пережитков в США было несравненно меньше, чем в Старом Свете. Таким образом, политическая культура США изначально несла в себе значительно меньше следов феодального прошлого. У американской буржуазии не было, как у европейской, мощного соперника в лице феодальной аристократии. Американская буржуазия не испытала такого давления со стороны рабочего движения, как европейская.
Другая особенность национальной истории США - постепенность освоения континента и включения в состав государства разнородных в культурно-политическом отношении регионов. Эта особенность также влияла на политическую культуру данной страны, определяя наличие региональных политических субкультур. Кроме того, необходимо добавить, что США складывались как страна иммигрантов. Следовательно, политическая культура США постоянно сталкивалась с новыми элементами, носителями которых были иммигранты из разных стран. А это требовало от государства пропаганды идеологии "американизма".
Все указанные особенности обусловили относительную децентрализацию политической власти, аморфность политических партий, ориентацию с самого начала на согласованность политических действий, а не на насилие, смелость в политическом экспериментировании. Эти черты характерны для американской политической культуры.
Континентально-европейские политические культуры выглядят несколько иначе. История развития европейских стран предопределила преобладание эклектичности в их политических культурах. Различия постепенно сглаживаются, но время от времени они дают о себе знать.
Политическая культура России тоже во многом определена историей ее развития. В частности, длительное существование монархии в России, отсутствие буржуазно-демократического опыта развития, переход от монархии к тоталитаризму с его вождизмом определили во многом такие черты российской национальной политической культуры, как вера в харизматического лидера, страх перед властью, социально-политическая апатия, высокая степень идеологизации общества, подмена принципов согласия нетерпимостью, поиск "врагов", уравнительная ориентация, и др. Вместе с тем великая история России определила в национальной политической культуре такие элементы, как требование высокой нравственности в политике (нечестные люди у власти в России презираются народом), ориентация на использование власти в общенациональных интересах, патриотизм, готовность к самопожертвованию ради общих интересов.
Геополитические факторы имеют не менее важное значение для процесса формирования политической культуры. Если рассматривать влияние их на примере США, то можно констатировать, что Соединенные Штаты развивались в отдалении от Европы и Азии как центров политической силы и культуры. Это обеспечивало безопасность США и предопределяло характер отношений с другими странами. Вспомним расхожую фразу американских политиков: "Национальные интересы США превыше всего!". Если прибавить к этому относительную слабость соседей, с которыми США приходилось взаимодействовать на севере и юге, то можно сделать вывод: ничто не препятствовало формированию гипертрофированных представлений американцев о собственной значимости. Специфика геополитического положения США определила очень важное для формирования их политической культуры следствие: США практически не знали войн. Вплоть до конца XIX века они не имели регулярной армии, отсюда отсутствие жестких милитаристских традиций в политической культуре. Деятельность, связанная с военной сферой, воспринимается американцами как своего рода бизнес. В Европе и Азии (в отличие от Америки) для развития милитаристских традиций сложились все соответствующие условия. Именно европейские страны положили начало двум мировым войнам.
Особую роль в формировании политической культуры играют экономические факторы. Как показывает исторический опыт, на уровень политической культуры общества непосредственное влияние оказывают: экономическая стабильность в обществе, достаточно совершенная система законов, регулирующих экономические процессы в обществе, экономическая свобода (в разумных границах), сильные позиции среднего класса и др.
Однако нельзя понимать влияние экономических факторов на формирование политической культуры грубо, упрощенно в том смысле, что любое изменение экономических отношений приводит к немедленному автоматическому изменению политической культуры. Необходимо иметь в виду, что в реальном общественно-историческом процессе происходит взаимовлияние экономических и политико-культурных факторов. И это взаимовлияние тоже в конечном счете сказывается на качестве политической культуры.
7. Политическая культура и избирательные кампании
Политическая культура общества проявляется во многих политических процессах и одновременно в существенной мере предопределяет их результат. К числу таких процессов несомненно относятся избирательные кампании.
Выборные кампании, будучи самым массовым и важным институтом политического участия, позволяют с достаточной степенью достоверности выявлять содержание, элементы и основные тенденции изменений политической культуры общества. С другой стороны, организация любых выборов требует учета уровня политической культуры избирателей. И этот фактор безусловно является одной из составляющих успеха той или иной политической силы на выборах.
Воспользуемся для примера итогами избирательных кампаний, прошедших в России в последние годы. Опыт их проведения показал, что политическая культура различных социальных групп российского общества имеет существенные различия. Это выражается в неодинаковой степени включенности в выборные процессы, в различной степени избирательной активности как социально-профессиональных, так и возрастных групп населения города и села. Это находит свое выражение и в различных политических позициях тех, кто участвует в выборах.
В принципе, данное положение является нормальным с точки зрения избирательного процесса в любой стране при достаточно высоком уровне развития политической культуры избирателя. Высокий уровень определяется совокупностью факторов, которые обусловливают его выбор. Важнейшими из этих факторов являются уровень осознания общественных потребностей (в условиях России речь идет о понимании характера и необходимости общественных перемен) и зависимость политического выбора от уровня ознакомления избирателя с программами, биографиями и личностными качествами кандидатов.
С этой точки зрения политическая культура российского электората также неоднородна. Наличие большого количества избирателей с низкой политической культурой, делающих свой выбор на основе иррациональных критериев (эмоциональность, идеологическая, духовная, национальная нетерпимость, незнание основных программных положений кандидатов), представляет собой опасность, так как российское общество в определенном смысле становится политически непредсказуемым. А это, в свою очередь, предопределяет кризисный характер его развития.
Вместе с тем прошедшие в России свободные, демократические (начиная, пожалуй, с 1989 года) выборы и референдумы показали, что в России сформировался слой избирателей, уровень политической культуры которых позволяет им компетентно сделать свой выбор. Для этого слоя людей характерно достаточно отчетливое осознание характера социально-экономических реформ, определяющих в основе политические программы кандидатов. Такие избиратели оценивают позиции того или иного кандидата по основным общественным проблемам и сравнивают их со своими собственными взглядами. Если точка зрения избирателя совпадает или близка к программным положениям кандидата, то выбор в пользу такого кандидата и его программы по указанному критерию вполне компетентен. В основе подобного выбора лежит способность избирателя разобраться в политической ситуации. Это относительно широкий слой, и очень важно, что его электоральное поведение предсказуемо, стабильно. В этом один из признаков высокого уровня политической культуры.
Прошедшие выборы показали также, что политическая культура российского электората формируется и повышается от выборов к выборам в том смысле, что постепенно выкристаллизовываются политические ориентации избирателей.
Избирательная кампания 1989 гола характеризовалась тем, что экономическая и политическая ситуации в стране не позволяли избирателю проявить свой политико-культурный потенциал компетентности даже при его наличии. Основная часть электората была заинтересована тогда в решении насущных жизненных проблем: обеспечение продовольствием, товарами первой необходимости, решение жилищных проблем, улучшение экологической ситуации, обеспечение порядка в обществе и т.п. На это делался упор и в программах кандидатов. Программы практически ничем не отличались друг от друга. Политические пристрастия кандидатов и избирателей не имели в то время существенного значения (если этому вообще придавалось какое-либо значение). Поэтому выбор избирателя зависел больше от оценки личности кандидата, его политического имиджа, нежели от его программы. В то же время избиратели по-разному относились к аналогичным личностным качествам кандидатов, если они имели различный политический статус. Тот, кто уже находился у власти, был в наименее выгодном положении. Ему предъявлялись претензии избирателей, обсуждалось, все ли возможное он сделал, пребывая во властных структурах. Таким образом, россияне в 1989 году голосовали прежде всего за открытых, искренних, смелых людей. С их деятельностью в высших эшелонах власти связывались надежды на выход из кризиса, в который страна еще только вступала, надежды на реформирование политической системы.
Выборы 1990 года выявили наличие прогрессивных тенденций в развитии политической культуры российских избирателей. Большинство избирателей сделали свой выбор в пользу тех кандидатов, которые знали нужды избирателей и отразили их в своих программах. Но самое главное: многие избиратели связывали свой выбор с принадлежностью кандидата к тому или иному политическому блоку (напомним, что основными политическими силами тогда были КПСС и "Демократическая Россия"). Именно в тот период политического развития России и определились основные политические ориентации электората (западники, левые и правые популисты, государственники, коммунисты, экологисты, национал-патриоты и т.д.).
Выборы 1993 года показали, что указанная тенденция в развитии политической культуры усилилась. Этому способствовала и сама избирательная система, в соответствии с которой часть депутатов нижней палаты парламента избиралась по пропорциональной системе, то есть по партийным спискам.
Однако итоги выборов 1993 года, в соответствии с которыми в парламенте оказались кандидаты с крайними популистскими, националистическими, демагогическими лозунгами, свидетельствуют и о наличии негативных аспектов в политической культуре российского общества. Главная проблема заключается в том, что основные слои и группы общества еще не осознали своих особых политических интересов. Процесс определения политических интересов в России протекает вяло, что находит свое выражение в аморфности, рыхлости политических партий. Партии должны быть способны не только отразить интересы отдельных групп населения, но и определить место и значение этих интересов в" системе общественных потребностей, а исходя из этого -обосновать цели и перспективы общественного развития, пути решения насущных проблем. Партия, участвующая в выборах, не может в своей предвыборной программе ориентироваться на некие абстрактные формулы (даже если они и очень научны). Избиратель должен почувствовать, что именно эта партия защищает его интересы. В этом случае он вряд ли будет голосовать за демагога, обещающего все и вся, для того чтобы выразить протест против своей политической незащищенности. Только так можно предопределить цивилизованные формы участия избирателей в выборах и высокий уровень их политической культуры.
8. Современные концепции политической культуры
Трактовка политической культуры отличается чрезвычайно широким спектром мнений, формулировок, разного рода определений. В рамках данного параграфа приведены различные подходы западных и отечественных политологов к определению политической культуры.
Психологический подход (школа Г. Алмонда): политическая культура рассматривается как набор психологических ориентации на социально-политические объекты и процессы.
Комплексный, обобщающий подход (Д. Мервик, Р. Такер, Л.Диттмер): политической культуре приписывается все происходящее в политике. Она либо идентифицируется с политической системой, как у Д. Мервика, либо сводится к политическим отношениям, как у Р. Такера, а в конечном счете не имеет специфического содержания.
Объективистская (нормативная) трактовка (Л. Пай, Д. Пол). Политическая культура определяется как совокупность принятых политической системой норм и образцов политического поведения.
Эвристическая концепция (С. Хантингтон): политическая культура понимается как гипотетическая нормативная модель желательного поведения.
Социопсихологический подход (Р. Карр, Д. Гарднер, Ю. Тихомиров): политическая культура определяется как установочная поведенческая матрица, в пределах которой расположена и функционирует политическая система. В подобных концепциях акцент делается на объективных социальных факторах, определяющих сущность политической культуры.
Аксиологическая трактовка: политическая культура представляется как совокупность ценностей определенного порядка. "Бинарный" вариант данной трактовки включает в политическую культуру как положительные, так и отрицательные ценности. "Прогрессистский" вариант характеризует политическую культуру только как совокупность положительных политических ценностей.
Политическая культура
Политический опыт
Политическое сознание
Идеологический компонент политического сознания
Эмоционально-психологический компонент политического сознания
Политическое поведение
Политические традиции
Политические знания
Политические убеждения
Политические ценности
Политические ориентации и установки
Политические субкультуры
Культура высокой гражданственности
Элитарная политическая культура
Архаическая политическая культура
Интегрированная политическая культура
Фрагментарная политическая культура
Подданническая политическая культура
Гражданственная политическая культура
Смешанная политическая культура
Политическое участие
Политическая культура избирателя
Познавательная функция политической культуры
Интегративная функция политической культуры
Коммуникативная функция политической культуры
Нормативно-регулятивная функция политической культуры
Воспитательная функция политической культуры
Политическая социализация
Вопросы и учебные задания
1. Какое место в политической системе общества занимает политическая культура?
2. В каком соотношении находятся понятия "культура" и "политическая культура"? ""
3. Какое влияние на политическую культуру оказывают так называемые "внешние факторы", и прежде всего экономические?
4. Как происходит формирование политической культуры?
5. Что собой представляет сущностная структура политической культуры? Какие основные элементы она в себя включает?
6. Что является основой развития политической культуры?
7. В каких формах фиксируется политический опыт? Какие из них наиболее значимы?
8. Что такое политическое сознание? Какова его структура?
9. В каком смысле существующие политические организационные и процедурные институты политической системы являются элементами политической культуры общества?
10. Почему политическое поведение является важнейшей характеристикой политической культуры?
11. Чем определяется политическое поведение участников политического процесса?
12. Каковы функции политической культуры, подчеркивающие ее значение в политической системе общества?
13. Что такое политическая субкультура?
14. Какие типы политической культуры являются наиболее значимыми?
15. Каковы основные пути формирования политической культуры?
16. Чем определяется уровень политической культуры избирателя?
17. Постройте основные типологические модели политической, культуры.
18. Приведите примеры влияния политической культуры общества на ход предвыборной кампании и результаты выборов.
Литература для более глубокого изучения темы я отдельных ее вопросов
Баталов Э. Политическая культура как социальный феномен// Вестник МГУ. Сер. 12. М., 1995. № 5. Баталов Э. Политическая культура современного американского общества М., 1990.
Баталов Э. Советская политическая культура (к исследованию распадающейся парадигмы)//0бщественные науки и современность. 1994. № б.
Бирюков Н., Сергеев В. Парламентская деятельность и политическая культура//Общественные науки и современность. 1995. № 1.
Владикова Ю. Культура и политическая культура. Философия в современном мире. М., 1989.
Гаджиев К. Политическая культура: концептуальный аспект// Полис. 1991. №6.
Городецкая И. Массовое политическое сознание и "третьи" партии в Великобритании. Рабочий класс и социальный прогресс:
Ежегодник. М.. 1990.
Гудименко Д. Политическая культура России: преемственность эпоху/Полис. 1994. № 2.
Гудименко Д., Родионов А. Конфликт и консенсус в политической культуре ФРГ//МЭ и МО. 1993. № 7.
Денисов А. Политическая культура//Международная жизнь. 1990. №10.
Джунусов А. Политическая культура: концептуальные аспекты//Социально-политический журнал. 1944. № 11-12.
Комолое М. Демократическая политическая культура: американский опыт//Вестник МГУ. Сер. 12.1991. № 5.
Каменская Г. Политическая культура США//МЭ и МО. 1993. № 6.
Кейзеров Н. Общественные интересы и политическая культура. Государство и общество: Ежегодник. 1984. М., 1985.
Кейзеров Н. О соотношении гражданской и политической культуру/Социально-политические науки. 1991. № 7.
Козьмихин И. Традиции, идеология и право в политической культуре//Вестник Ленингр. ун-та. Сер. 6. 1989. Вып.4.
Марченко Г. Формирование этнополитических идей//Социально-политический журнал. 1994. №9-10.
Маслова А., Маслова О. От социального конформизма к политическому участию//Вестник МГУ. Сер. 12. М., 1982.
Мельвиль А., Никитин А. Ростки новой гражданской культуры?// Полис. 1991. №2.
Осипова Е. Социология английской политической культуры// Социс. 1992. № 9.
Пивоваров Ю. Две политические субкультуры пореформенной России: проблемы взаимодействия. Ретроспективная и сравнительная политология. Публикации и исследования. М., 1991. Вып.1.
Политическое просвещение россиян нельзя откладывать/Полис. 1992. № 3.
Рябов А., Чистяков В. Политическая культура//Вестник МГУ. Сер. 12. М., 1994. №1.
Сиверцев М. Российская политическая культура и перспективы многопартийности//США: экономика, политика, идеология. 1993. №1.
Старостина Е. Политическая культура Испании//МЭ и МО. 1994. №2.
Такер С. Роберт. Политическая культура и лидерство в Советской России. От Ленина до Горбачева (главы из книги)//США: экономика, политика, идеология. 1990. № 1-6.
Тотьмянин Н. Основные аспекты политической культуры и социализации американцев//США: экономика, политика, идеология. 1995. №1.
Фадеев Д. Демократизация и политическая культура (опыт послевоенной Германии)//Вестник МГУ. Сер. 12.1993. № 2.
Фарукшин М. Политическая культура общества//Социально-политические науки. 1991. № 4.
Степень интереса к политике,
Удовлетворенность политическим режимом,
Участие в избирательной кампании,
Членство в политической партии,
Ценностная система.
На уровне личности политическая
Культура проявляется как
Кодекс ее поведения, стиль
Деятельности как участника
Политического процесса.
С17: Политическая культура современного российского общества.
Политическая культура – интегральная характеристика политического образа жизни нации, социальной группы. - Это способ взаимодействия в сфере власти:
Между правящей и неправящей частями населения;
Между людьми внутри политического сообщества.
Промежуточное географическое положение России между Европой и Азией издавна сделало ее местом пересечения двух социокультурных типов: европейского и азиатского (или, по терминологии К. Кантора, личностно-центрического, ставящего в центр внимания личность, ее свободу, естественные права и т.д., и социоцентрического, ориентирующегося на общество, коллектив, государство). Взаимодействие этих двух социокультурных типов в российском обществе предполагает не просто их переплетение и взаимообогащение, но и непрерывную борьбу между ними. Возникающая на этой основе двойственность, противоречивость и конфликтность политической культуры наиболее рельефно проявляется и сейчас в противоборстве «западников» и «почвенников», западной модели развития и модели самобытного пути России.
Радикальные изменения основ экономической, социальной, политической и духовной жизни, массовые перемещения в Россию различных групп населения из ближнего зарубежья и возникновение вследствие этого новых межэтнических, демографических, территориальных и иных образований;
Изменение и усложнение социальной структуры общества, появление в ней новых социальных групп, рост имущественного неравенства, усиление вертикальной и горизонтальной мобильности;
Переоценка на основе расширения информации уроков прошлого, настоящего и перспектив будущего.
Все эти процессы диктуют необходимость серьезной модификации мировоззренческих, оценочных и поведенческих ориентиров людей, т.е. всех компонентов политической культуры. Свое предназначение в качестве инструмента консолидации общества и его переустройства политическая культура может выполнить лишь при условии преодоления конфронтационности различных направлений в ней, при условии их взаимодействия на основе общей объединяющей идеи, поиски которой сегодня активно предпринимаются всеми политическими силами в нашей стране.
Формирование новой политической культуры – длительный процесс. Он зависит от нескольких факторов: динамики смены поколений; характера политической социализации молодежных групп; направления и темпов развития новых экономических и политических отношений в стране; целенаправленного формирования политической культуры, соответствующей демократической политической системе.
-Происходящие политико-культурные изменения дают основания полагать, что в современной России формируется гражданская культура, которая будет носить смешанный, более или менее сбалансированный характер. Это объясняется наличием трех источников:
+ первый – современная отечественная политическая практика, реализуемая в нормативных актах и в неформализованных обычаях;
+ второй – зарубежный опыт и политическая культура, главным образом западная. Сегодня заимствование и освоение европейско-американских образцов идет хаотично и бессистемно. Время будет корректировать этот процесс, но, скорее всего, Запад и впредь останется для России источником формирования гражданской культуры;
+ третий – национальная традиция. Политическая культура российского общества, обладающего многовековыми традициями, развивается на основе преемственности. При всех видимых отличиях советской политической культуры от дореволюционной первая наследовала второй. Более того, некоторые элементы советской культуры были измененной формой традиционной культуры, адаптированной к условиям XX в.
Традиционное и индустриальное общества дали современному миру два основных типа политической культуры: тоталитарный и демократический.
Для тоталитарного типа советского периода характерны: унифицированность политического сознания и поведения, жесткость предписаний со стороны государства, расхождение слова и дела как у политической элиты, так и у рядовых граждан. Демократическая политическая культура предполагает плюрализм политических субъектов, мнений, установок, типов поведения. Она включает в себя толерантность, означающую не просто терпимость к чему-то или кому-то иному, но и готовность взаимодействовать с оппонентом.
Переходное состояние российского общества определяет и переходный характер политической культуры в нем, наличие элементов тоталитарной культуры и демократической. Часто применительно к политической культуре постсоветской России используется термин «авторитарно-коллективистская».
- В России существуют все типы политической культуры и ее субкультур: патриархальная, подданническая, активистская. Однако доминируют патриархально-подданническая и подданническо-активистская .
В результате воздействия множества факторов как исторического, так и современного плана политическая культура современного российского общества внутренне противоречива. В ней представлено множество субкультур – авторитарная и демократическая, элитарная (политической элиты, чиновничества) и массовая (рядовых граждан), либеральная и консервативная, социалистическая и буржуазная и т.д. Своя субкультура присуща каждой социальной группе: молодежи и пенсионерам, предпринимателям и маргиналам, рабочим и интеллигенции.
- Особо следует отметить то обстоятельство, что в России политическая культура носит фрагментный характер – различные группы общества вырабатывают разные модели культурного развития. Существует четыре основных типа:
1) связанный с природно-географическими различиями регионов России, которые порождают экономические различия;
2) связанный с языковыми и этническими особенностями;
3) социально-экономическая субкультура, связанная с различиями в стиле жизни наряду со спецификой интересов;
4) религиозная субкультура, возникающая в том случае, когда религия выступает в качестве всепронизывающей культурной субстанции.
Однако особенность современного этапа развития политической культуры российского общества состоит не столько в разнообразии субкультур, сколько в том, что значительное их число охвачено скрытой или явной борьбой, находится в конфронтации друг с другом. Основными линиями конфликтов выступают демократизм/авторитаризм, социализм/капитализм, централизм/регионализм, глобализм/изоляционизм, анархизм/этатизм и т.д. Многообразие таких линий свидетельствует об отсутствии политического базового консенсуса, общенационального согласия, в конечном итоге о болезненном разладе между различными социальными группами, ставящими под сомнение успешность реформирования общества, социальную и политическую стабильность в нем.
Особенностями политической культуры современного российского общества являются:
1) отсутствие устойчивой традиции участия основной массы населения в политической жизни;
2) политическая инфантильность значительной части населения, доверчивость;
3) беззаконие и произвол властей в центре и на местах при проведении политических акций;
4) слабость политических партий и движений;
5) раскол общества на два враждебных лагеря, два типа сознания и политической культуры;
6) неприятие западных традиций.
Таким образом, политическая культура современного российского общества находится в состоянии своего становления, испытывая серьезное воздействие со стороны геополитических и исторических факторов и радикальных преобразований, происходящих сегодня в обществе. Специфика, обусловленная своеобразием исторического развития, позволяет говорить об особом генотипе российской политической культуры.
С18: Теории политической элиты.
Элита означает лучший, отборный, избранный. В повседневном общении этим словом можно охарактеризовать самые различные предметы и явления (например, элитный клуб, элитное зерно и т.д.).
Политическая элита – слой управленцев, обладающих ресурсами власти, для которых политика – это профессия.
В настоящее время существует много школ и направлений в развитии теории элит. Идеи Г. Моски, В. Парето, Р. Михельса и других, входящих в так называемую макиавеллистскую школу, объединяет то, что ими признавались:
§ элитарность любого общества, его разделение на властвующее творческое меньшинство и пассивное большинство;
§ особые психологические качества элиты (природный дар и воспитание);
§ групповая сплоченность и элитарное самосознание, восприятие себя особым слоем;
§ легитимность элиты, признание массами ее права на руководство;
§ структурное постоянство элиты, ее властных отношений. Хотя персональный состав элиты постоянно меняется, отношения господства и подчинения в своей основе остаются неизменными;
§ формирование и смена элит происходит в ходе борьбы за власть.
Кроме макиавеллистской школы в современной политологии и социологии существуют и многие другие теории элит. Например,ценностная теория исходит из того, что элита является наиболее ценным элементом общества и се господствующее положение отвечает интересам всего общества, потому что это наиболее продуктивная часть общества.
Согласноплюралистическим концепциям в обществе существует множество элит в различных сферах жизнедеятельности. Конкуренция между элитами позволяет массам контролировать деятельность элит и не допускать складывания единой господствующей группы.
- Политическая элита делится на две основные категории. К первой принадлежат чиновники государственных органов и работники аппаратов партий и движений. Они назначаются на свои должности руководителями организаций. Их роль в политическом процессе сводится в основном к подготовке политических решений и юридическом оформлении уже принятых решений.
- Ко второй категории относятся публичные политики , для которых политика не только профессия, но и призвание. Они не назначаются на должности, а завоевывают свое место в политической структуре в открытой политической борьбе.
Кроме того, политическая элита делится на правящую и оппозиционную (контрэлиту), на высшую, среднюю и административную.
В целом же элита является необходимым элементом в организации и управлении любого общества, любой социальной общности. Поэтому надо бороться не против элиты, а за качества самой элиты, чтобы ее формировали наиболее активные, инициативные, компетентные и обладающие моральными качествами люди. Одна из трагедий современного российского общества заключается в том, что у нас пока еще не сформировалась элита, отвечающая перечисленным выше требованиям. Поэтому можно согласиться с мнением Ж. Т. Тощенко, который считает, что нельзя называть элитой каждую обладающую политической властью группу и «что нами правят - и в политике, и в экономике - не элиты, а группы людей, к которым наиболее применимы и соответствуют их духу, целям и методам работы такие понятия, как «клика», «кланы», «касты». Они характеризуют специфические социальные образования, сплоченность которых базируется на корпоративном сознании, а не на общественных интересах».
Существуют три основных метола выявления политической элиты:
§ позиционный анализ - определение элиты по занимаемым позициям (должностям) в формальной политической структуре;
§ репутационный анализ - выявление тех групп политиков, которые вне зависимости от занимаемых формальных позиций оказывают реальное влияние на политический процесс;
§ анализ принятия решений - выявление тех политиков, которые реально принимают важнейшие политические решения.
Имеются и другие методы выявления политической элиты, напримерэкспертный анализ, социологический опрос и пр.
С19:Типология, функции и характерные черты политических элиты
Политическая элита – слой управленцев, обладающих ресурсами власти, для которых политика – это профессия.
4 вида политической элиты: +государственные должности. +государственные служащие. +выборные должности. +освобожденные работники политических партий
Функции политической элиты: +стратегическая. +организационная +интегративная.+коммуникативная
По уровню властных полномочий: правящая, оппозиционная
По уровню компетенции: федеральная (высшая),региональная, муниципальная, местная
- Типология политической элиты по методам управления
Доминантная – элита плюралистическая и мобильная по составу, доминантная по идеологическим установкам, конценсусная по методам управления,
Демократическая – законодательная, исполнительная и судебная ветви власти.
Технологии взаимодействия федеральной политической элиты и населения
Избирательная кампании
Референдумы
Связь депутатов с избирателями
Прямые линии, изучение почты
Общественные приёмные
Электронные технологии
Взаимодействие с политическими партиями
Мониторинг общественного мнения
Средства массовой информации
С20: Гражданское общество и государство.
Гражданское о́бщество - это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. Согласно классической схеме Дэвида Истона, гражданское общество выступает как фильтр требований и поддержки общества к политической системе.
Развитое гражданское общество является важнейшей предпосылкой построения правового государства и его равноправным партнером. Гражданское общество можно определить также как совокупность неполитических отношений, то есть общественных отношений вне рамок властно-государственных структур, но не вне рамок государства как такового
- Признаки гражданского общества:
· наличие в обществе свободных владельцев средств производства;
· развитая демократия;
· правовая защищённость граждан;
· определённый уровень гражданской культуры;
· высокий образовательный уровень населения;
· наиболее полное обеспечение прав и свобод человека;
· самоуправление;
· конкуренция образующих его структур и различных групп людей;
· свободно формирующиеся общественные мнения и плюрализм;
· сильная социальная политика государства;
· многоукладная экономика;
· большой удельный вес в обществе среднего класса.
Функции гражданского общества: + Защита частных сфер жизни людей; + Сдерживание политической власти от абсолютного господства путем контроля за соблюдением конституционных принципов правового государства и разделения властей;+Стабилизация общественных отношений и процессов; +Постоянная мирная борьба за внедрение в жизнь конституционного принципа правового государства.
Итак,в чём же состоит единство и что различает государство и гражданское общество? Единство государства и гражданского общества состоит прежде всего в том, что они являются частями неразрывного целого. Этим целым выступает общество как единый организм. Одну часть составляет социально - экономическая и духовная сферы, другую - политическая сфера жизни. Причём гражданское общество - первооснова политической системы, им обусловливается и определяется государство. В свою очередь, государство как институт обеспечивает условия бытия и функционирования гражданского общества. Важно также отметить, что государство есть официальное выражение гражданского общества, его политическое бытие.
Единство государства и гражданского общества выражается и в обеспечении прав личности. Гражданское общество обеспечивает права человека, государство - права гражданина. В обоих случаях речь идёт о правах личности: в первом случае о её правах как отдельного человеческого существа на жизнь, свободу, стремление к счастью и т. д., а во втором - о политических правах. Личность, её право на самореализацию выступают в качестве основополагающего условия существования как гражданского общества, так и правового государства.
В то же время государство и гражданское общество отличаются друг от друга. Государство - это форма политической организации общества. Общество же - это система связей и отношений между людьми на основе совместной деятельности. В гражданском обществе эти отношения и связи приобретают новое качество. Они базируются на развитых формах самоорганизации и саморегуляции. Высшей ценностью гражданского общества признаются человек, его права и свободы. Гражданское общество - сфера проявления и реализации индивидуальных, групповых и региональных интересов, государство же - область выражения и защиты общих интересов. В гражданском обществе преобладают горизонтальные, координационные связи, отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными равноправными партнёрами. В структурах государства доминируют связи соподчинительные, иерархические, вертикальные.
Гражданское общество и государство различаются своим внутренним строением, выполняемыми функциями. Поскольку структура и функции государства были нами рассмотрены, остановимся на структуре и функциях гражданского общества.
-В любом случае гражданское общество - это развитое, стабильное, благоустроенное общество с достаточно высоким уровнем жизни людей. Становление такого общества - магистральная и долговременная задача россиян.
Итак, рассмотрение темы государства позволяет сделать следующие выводы. Государство является основнымэлементом политической системы общества, особая форма организации политической власти, характеризующаяся определённой территорией, населением, обладающая суверенитетом, монополией на легальное применение силы, физического принуждения и осуществляющая управление обществом с помощью специального механизма (аппарата).
Существуют различные типы государств (рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое). Различаются государства по формам правления (по способу организации верховной государственной власти, принципам взаимоотношений её органов, степени участия населения в их формировании: республика и монархия) и формам государственного устройства (по административно - территориальной организации государства, взаимоотношению центральных и региональных органов: унитарное, федеративное и конфедеративное).
Правовое государство - это такое государство, в котором верховенство принадлежит закону, принятому демократическим путём. В нём не только провозглашаются, но и обеспечиваются права и свободы личности. Гражданское общество включает в себя систему социальных связей, в которой формируются и реализуются экономические, профессиональные, культурные, религиозные и иные интересы людей.
С21 + С22*********Политическое сознание
n Политическое сознание отражает отношение различных групп населения к общественному строю, к системе собственности и власти, к государству, политическому режиму, партиям и общественным движения.
n Функции политического сознания
Ø политическое целеполагание
Ø нормотворческая
Ø научно-познавательная
n Уровни политического сознания
+Обыденный : знания, чувства, настроения,мнения.
Похожая информация.
Современная политическая культура отражает сложность и многообразие современного этапа политического развития человечества. Самопонятие политической культуры возникла прежде всего из потребности найти существенные отличительные признаки в функционировании современных политических систем. Поэтому политическая культура предполагает существование различных типов политической культуры. Критерии построения типологии многообразны. Наиболее простые критерии связаны с подразделением политических культур по названиям конкретных обществ (например, политическая культура России или Франции), регионов (например, европейская политическая культура), по классовой сущности политических систем (социалистическая политическая культура, буржуазная политическая культура), по историческим этапам развития человеческого общества (политическая культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества).
Внутри наций по степени консенсуса между членами общества относительно основополагающих политических ценностей и правил политической игры политические культуры делятся на конфликтные (фрагментированные) и консенсусные (интегрированные). Если в стране налицо глубокие расхождения в политических установках и они сохраняются в течении длительного времени, в ней могут развиваться особые субкультуры.
Особую известность и распространение получила типология, предложенная Г. Алмондом и С. Вербой в упомянутой уже работе «Гражданская культура». Анализируя функционирование политических систем
Англии, Италии, ФРГ, США и Мексики, они выделили три идеальных типа (в смысле М. Вебера) политической культуры: Приходской (parachial), или провинциальный (общинный, ограниченный, местный) - доминирует в обществах, где нет самостоятельных, т.е. отделенных от общества политических институтов. Население не обладает необходимым набором знаний и не разбирается в политике, не интересуется ею и не связывает перемены в своей жизни с политической системой.
Разделение властей отсутствует, вождь или иное лицо, олицетворяющее собой власть, рассматривает и решает все вопросы общественной жизни единолично. Подчинения (subject), или подданнический (покорности) - характерен для обществ, в которых население политически пассивно и смиренно ждет милости от начальства или государства. Они достаточно хорошо понимают устройство своей политической системы, склонны к подчинению установленным правилам политической игры и не считают себя способными оказать влияние на господствующую власть. Участия (participant), или партисипантный - характерен для обществ, в которых гражданин политически грамотен и активен. Он рационален и прагматичен, считает, что рядовой член общества в состоянии повлиять на принятие политических решений вне зависимости от того, нравится ли ему то, как работает политическая система и ее представители на местах или нет. В результате социологического исследования политической культуры ученые обнаружили, что даже в ведущих демократических странах сосуществуют различные типы политических культур (приходская, подчинения и участия). Поэтому в реальности для этих стран характерны смешанный или сбалансированный тип политической культуры, который они назвали гражданской культурой. Она господствует в тех странах, где, по мнению Алмонда, соотношение трех типов политической культуры примерно выглядит следующим образом: 10% населения придерживается приходской культуры, 30% - подчинения и 60% - участия.
Ученые считают, что гражданская политическая культура, в которой политическая активность или вовлеченность в политику и рациональность уравновешены пассивностью, традиционностью и обязательства-
ми по отношению к местным ценностям, обеспечивает необходимую
стабильность в развитии демократии.
В середине 90-х годов голландские ученые Хьюнкс и Хикспурс усовершенствовали типологию политических культур Алмонда и Вербы, дополнив ее новыми типами, отражающими изменившуюся композицию культур к концу XX в.Согласно этим ученым, совокупность всех типов делится на две
группы - пассивные и активные политические культуры.
К пассивным типам относятся уже известные политические культуры из типологии Алмонда и Верба (приходская и подчинения), а также новая подгруппа типов, названная «культурой наблюдателей» Последняя отличается от первых двух более высоким уровнем субъективного политического интереса к политическим явлениям. Общей
характерной чертой всей группы этого типа является политическая апатия.
К активным типам политической культуры относятся следующие культуры:
- протестная , характеризующаяся низким уровнем политических
интересов и доверия власти;
- клиентистская , отличающаяся низким уровнем политических ин-
тересов, но высоким доверием к власти;
- автономная , определяющаяся средним уровнем политических ин-
тересов и низким уровнем политического доверия;
- гражданская , характеризующаяся средним уровнем политических
интересов и высоким уровнем доверия к власти;
- партиципатная (участия), отличающаяся высоким уровнем поли-
тических интересов и низким уровнем политического доверия;
- гражданская партиципатная , выделяющаяся высоким уровнем
субъективных политических интересов и высоким уровнем полити-
ческого доверия.
Общей характерной чертой этой группы типов является высокий уровень участия в политике, убежденность людей в своей возможности реально влиять на принятие политических решений.
Политическая культура современной России В настоящее время можно с уверенностью сказать, что реальные
результаты политики, проводившейся в России после крушения коммунистического режима, оказались весьма далекими от ожидаемых и развеяли многие надежды, которые возлагало общество на избавление от тоталитарной системы. Становление демократических норм общественной жизни столкнулось с многочисленными проблемами как субъективного, так и объективного порядков. Новая
власть в своей политике демократических преобразований не сумела учесть весьма существенные особенности российской политической культуры.
Если посмотреть на результаты социологического исследования, проведенного в России (1996 г.) по методике выявления идеальных типов политических культур и сравнить с аналогичными исследованиями на Западе, то можно увидеть, что большинство нашего населения (70% от опрошенных) разделяют пассивную культуру, т.е. господствующей культурой в российском обществе является культура наблюдателей (56%). Напомним, что эта культура характеризуется достаточно высоким уровнем политического интереса к политике и различной степенью политического доверия, но низким уровнем участия в политических акциях. В развитых демократических странах к этому типу культуры принадлежат всего от 2 до 6% населения. Пропорции представителей других типов этой группы - приходской (9%) и подчинения (5%) - примерно соответствуют ситуации в развитых демократических странах.
Что касается принадлежности россиян к активным типам политических культур, то ситуация в этой области отражается в следующих данных: гражданская культура - 2% (в США - 26%, Италии - 5%), гражданская партиципатная - 1% (США - 8%, Италии - 1%), участия - 5% (США -7%, Италии -5%), клиентистская - 0 (США -17%. Италии - 15%), автономная - 22% (США и Италии - 16%.), протестная - 0 % (США - 16%, Италии - 42%)". С точки зрения другой типологии, политическую культуру современной России можно отнести к фрагментированному типу культуры, которая характеризуется отсутствием согласованных процедур разрешения политических конфликтов, консенсуса по основополагающим политическим ценностям, относительно высоким уровнем насилия. Таким образом, можно сделать вывод, что, выбрав демократический путь развития, страна пока еще не имеет для этого соответствующей политической культуры. Политическую культуру вообще нельзя выбрать.
Люди являются продуктом культуры. Они формируются внутри существующей культуры и не могут подходить к ней извне, чтобы выбрать наиболее привлекательную для себя политическую культуру.
На протяжении полувека в стране господствовала культура тоталитарного типа, которая к тому же включила в себя и господствую-
1 См.: Рукавишников В.О., Халман Л., Эстер П. Политические культуры и со-
циальные изменения. Международные сравнения. - М., 1998. - С. 194.
щие на протяжении сотен лет традиционные культурные образы и символы, стереотипы мышления и нормы политического поведения.
Власть только наполнила старые формы новым содержанием. Характерные черты этой культуры, которые сдерживают становление политической демократии, демократической культуры в современной России и во многом объясняют ее нынешнее состояние, заключаются вследующем:
- высокая степень идеологизации и мифологизации политической
жизни (Москва - третий Рим, СССР - оплот и надежда всего про-
грессивного человечества);
- ориентация граждан на власть как наивысший авторитет и соот-
Тип политической культуры обусловлен многообразием политических систем, различием в уровне социально-экономического, политического и культурного развития обществ и их исторических традиций. Из всего существующего многообразия политология выделяет две основные модели политической культуры - тоталитарно-авторитарная и либерально-демократическая.
Тоталитарно-авторитарная модель политической культуры во главу угла ставит коллективистские качества гражданина над его индивидуальными качествами. Этой модели присущи следующие характерные черты: политическое сознание и ценности общества формируются централизованно, государством, государственные интересы важнее интересов отдельных людей, социальных групп (основные ценности: порядок, лояльность, политическое доверие, поддержка государственной политики, единая идеология, политическое единство); политическое информирование общества дозированно и одно- канально, монопольно регулируется властями, активно практикуется политическая цензура; политический язык стандартизирован и скуден (ему присущи категоричность, а нередко и ограниченность, шаблонность, соответствующая символика маловариантна, однообразна и редко обновляемая); политическая культура общества формируется “сверху вниз” на безальтернативной основе; уровень политической культуры большей части общества невысок, политико-культурный прогресс малодинамичен.
Либерально-демократическая модель политической культуры ориентирована на обеспечение политических прав и свобод гражданина, регламентацию жизнедеятельности общества исключительно через правовое регулирование. Этой модели присущи следующие характерные черты: политические сознание и ценности общества формируются децентрализованно (многоканально), из многообразных источников; уровень приоритетности государственных интересов зависит от степени их совпадения с интересами общества, его социальных групп, граждан (основные ценности: права человека, свобода, плюрализм в идеологии, политике, экономике, демократия, правопорядок, неприкосновенность частной жизни и частной собственности, приоритетность общественного мнения, гражданское общество, экология и др.); политическое информирование общества многоканально и альтернативно, политическая цензура минимальна, применяется в основном к информации радикального и экстремистского толка; существует свобода слова и печати, однако ее уровень зависит от финансовых возможностей источников политической информации, их доступа к средствам массовой коммуникации (прежде всего к телевидению), а также от величины аудитории и тиража изданий; политический язык обширен и нестандартен, непрерывно совершенствуется и обогащается, политическая символика многовариантна, развивается в режиме модернизации; политическое поведение многообразно; политическая культура общества находится на достаточном уровне, ей присущ определенный прогресс.
Наряду с уровнями и моделями в политической культуре выделяются два основных типа, которые различаются по особенностям и специфике взаимодействия с внешней политикокультурной средой и с другими политико-культурными образованиями, а также по своему внутреннему содержанию.
Закрытый тип, который отличается политической замкнутостью, ориентированностью на собственные политические ценности и нормы, развитием в режиме политико-культурной автономии, приверженностью к собственным этническим, религиозным, идеологическим, историческим, социальным традициям, невосприимчивостью к другим системам политических норм и ориентации.
Открытый тип, отличается восприимчивостью к ино- культурному опыту, высокодинамичной политической жизнью, многообразием политического процесса и высоким уровнем социально-политической мобильности, имеет богатые политические обычаи и традиции, корректируемые в соответствии с изменяющимися реалиями, развивается в режиме постоянного самореформирования.
По ориентации общества на те или иные регулятивные механизмы в рамках политической системы выделяют рыночный и бюрократический типы политической культуры. Рыночная политическая культура есть культура, рассматривающая политические процессы сквозь призму отношений купли-продажи, достижения выгоды как высшей цели политической деятельности. Политика есть разновидность бизнеса, сам политик - или “товар”, или “бизнесмен”. Политические решения - результат “торговой сделки”. Бюрократическая (этатистская) политическая культура - это культура, связывающая решение политических проблем с действием механизмов государственного регулирования и контроля за политическим процессом. Она ориентирована на ограничение и запрещение конкурентной борьбы. Интересы государства признаются преобладающими над частными интересами. Рациональность воспринимается как организованность и бюрократизированное управление.
Одним из распространенных подходов к классификации политической культуры является подход, предложенный Г. Алмондом и С. Вербой, согласно которому выделяют три так называемые чистые типа политической культуры.
Патриархальная, которая существует в обществе с неразвитой культурой, а также в котором идет процесс становления политической системы. У людей - носителей этого культурного типа отсутствует политическая активность, разборчивость, интерес к политическим ценностям, нормам и институтам, распространена политическая наивность, аполитичность, их политические взгляды “растворены” в религиозных и социальных стереотипах и традициях.
Подданническая, сущность которой в предпочтении ее носителей подчиняться властям, не пытаться оказывать воздействие на власти политическими методами, имеющимися в их распоряжении, не иметь активной гражданской позиции, стремиться к самоотстранению от каких-либо механизмов политической системы и активного участия в политической жизни.
Активистская, которая отличается отчетливой ориентацией гражданина на действенную личную роль в политической жизни общества, на обретение достаточного личного статуса в политической системе.
Согласно концепции Г. Алмонда и С. Вербы идеальные типы политической ориентации в чистом виде на практике не встречаются, они сосуществуют и не вытесняют друг друга. Поэтому ученые ввели понятие “гражданской культуры” как смешанной политической культуры. Такая культура характерна для демократической политической системы. “Идеальный” гражданин, считают Г. Алмонд и С. Верба, должен оказывать давление на власть и в то же время сохранять к ней лояльность, быть активным, но не проявлять активность постоянно. Именно гражданственность политической культуры, по их мнению, является прочной основой демократических политических режимов.
В контексте концепции политической культуры Г. Алмонд объяснил различную эффективность схожих политических институтов, действующих в разных странах, и выделил четыре типа политических систем:
- - англо-американские политические системы, характеризуемые гомогенной и секуляризованной политической культурой;
- - континентальные западноевропейские системы с фрагментарной политической культурой, состоящей из смешанных политических субкультур;
- - доиндустриальные и частично индустриальные политические системы с дифференцированными политическими культурами;
- - тоталитарные политические системы с гомогенной политической культурой, “гомогенность в которых искусственна”.
В политологии существуют и другие классификации типов политических культур. Так, в частности, наряду с типами политической культуры в общечеловеческом политико-культурном пространстве наблюдаются и политические субкультуры. Этим понятием обозначаются системы политических ориентаций и моделей поведения, характерные для социальных групп и общностей, которые отличаются в этом качестве от других социальных субъектов и нации в целом. Политические субкультуры порождаются социально-экономической, социально-этнической, институциональной, социально-территориальной и культурностатусной стратификацией общества. К числу наиболее важных и ярко выраженных из них относятся следующие.
Политическая субкультура Запада, которая имеет следующие характерные черты: используется преимущественно “партиципаторная” модель политического участия, основной элемент политики - индивид, устойчивые традиции политической демократии, индивид уже “пресыщен” политикой, западные религии формируют открытый тип участия в политике, ориентированный на изменения, легко усваивающий новые элементы, преобладание модернизма в общей и политической культуре, общегосударственных интересов, возрастание роли политических лидеров в силу распространения СМИ и снижения роли и значения политических объединений, наличие многочисленного “среднего класса” и соответствующего его интересам политического менталитета.
Политическая субкультура Востока, которая имеет следующие характерные черты: используется преимущественно “подданническая” политическая культура, существеннейший элемент политики - общность (клановая, этническая, профессиональная, семейная и т. д.), устойчивые традиции авторитарного правления, индивид не приобщен к политике, восточные религии формируют “осторожное” отношение к политике, нацеленное на воссоздание отношений и институтов по традиционному образцу; в особых условиях эта приверженность традициям становится фанатичной, устойчивость общей и политической культуры, первостепенная роль национально-этнического фактора, возрастание роли политических лидеров в силу повышения роли парий и движений в политике, резкий “разрыв” между элитами и массами и соответствующий им политический менталитет.
По степени согласованности взаимодействия политических субкультур в той или иной стране У. Розенбаум выделил два типа политической культуры: интегрированная (однородная) и фрагментарная (разнородная). Интегрированный тип политической культуры характеризуется наличием сравнительно высокой степени общественно-политического согласия по основополагающим вопросам политического устройства, преобладанием гражданских процедур в улаживании споров и конфликтов, низким уровнем политического насилия и высокой степенью многообразия политической жизни. Фрагментарная политическая культура отражает раскол общества, сильную поляризацию составляющих его социальных групп, маргинализацию общества, харизматичность, т. е. ориентацию не на политические объединения и их программы, а на конкретных политиков, обладающих в глазах общества (социальных групп, отдельных граждан) исключительными талантами, достоинствами и “доблестями”.
Таким образом, сегодня существует достаточно много различных подходов к типологии и классификации политических культур.
Контрольные вопросы и задания
- 1. Охарактеризуйте понятие политической культуры и дайте ее общую характеристику.
- 2. Какова внутренняя структура политической культуры?
- 3. Как соотносится между собой политическая культура и мораль, политическая культура и правовое сознание?
- 4. Каковы проблемы формирования политической культуры в современной России?
- 5. Какова политическая культура студенческой молодежи в современной России?
— это система идей, отношений между людьми и результатов их активного взаимодействия с природой. Все части культуры переплетены в сложное целое. Совокупность учреждений, отношений, идей, функционально связанных с неким элементом культуры, называется культурным комплексом . Например, если принять за отдельный элемент культуры, то все учреждения, обычаи, традиции, идеи, связанные с формулированием, пропагандой и реализацией правовых норм, образуют правовой культурный комплекс.
Политическая культура — представляет собой систему устойчивых политических убеждений, образцов коллективной жизни субъектов, в том числе моделей функционирования политических институтов, обеспечивающий безопасность сообщества.
Убеждения состоят из обоснованных опытом представлений и понятий о различных аспектах политической жизни: о политической системе и ее институтах, политическом режиме, механизме органов власти, носителях властных полномочий и т. д. Основное место в политических убеждениях принадлежит политическим ценностям. Характер политических ценностей особенно ярко проявляется в отношении субъектов к политическим символам: флагу, гимну и гербу государств, партий и других политических организаций.
Образцы коллективной жизни — это предписываемые органами власти, а также реально сложившиеся формы отношений между субъектами политики и соответствующие этим отношениям социальные институты.
Типология политической культуры
Существуют различные типологии политической культуры , в частности типология исторической преемственности.
Тип п олитической культуры |
Разновидности |
Основные характеристики |
Традиционная |
|
|
Демократическая |
|
|
Автократическая |
|
|
В современной политической культуре обычно выделяют две основные разновидности: демократическую культуру и автократическую. Большинство исследователей считают первую доминирующим типом, вторую — второстепенным.
Основные черты современной демократической политической культуры:
- традиционализм в виде архаичных элементов, унаследованных от прошлой политической культуры (лояльность, почтительность к власти, законопослушание и др.);
- морализм , выражающий приверженность к общечеловеческим нравственным ценностям;
- индивидуализм , стоящий на позициях того, что основная ценность политической культуры — частные интересы, в отличие от коллективных; тяготение к отношениям, основанным на доверительных личных контактах и обязательствах;
- политический активизм , состоящий в убеждении, что деятельное участие во всех сферах жизни может принести личный успех.
В последние десятилетия под влиянием различных альтернативных движений (антивоенных, феминистских, молодежных, экологических и др.) демократическая политическая культура вобрала в себя новые ценности: терпимость к инакомыслию, гражданское согласие, падение авторитета иерархической власти и др.
Автократический тип политической культуры в основном представлен двумя разновидностями: авторитарной и тоталитарной политическими культурами.
Идеал автократической политической культуры - государство с сильной и неконтролируемой властью , которая почти исключает права и свободы граждан. Авторитаризм отражает неудовлетворенную потребность в стабильности, опоре и объединяет всех тех, кто опасается социально-политических и экономических изменений независимо от своего социального статуса. Сущность авторитарной политической культуры — безграничное слияние общественного сознания с субъектом власти — лидером политической партии или монархом с сильным волевым характером.
Для субъектов тоталитарной культуры значимо, прежде всего, то, что нисходит от носителя власти. Тоталитарная политическая культура характеризуется полным отсутствием плюрализма в сфере политических отношений. Инакомыслие не только подавляется, но и предупреждается.
Каждому обществу соответствует свой тип политической культуры, обусловленный историческими особенностями. Выделяют три чистых типа политической культуры :
- патриархальную , когда у людей отсутствует интерес к своей политической системе. В патриархальных общинах политическая ориентация на племенных вождей не отделена от их религиозных, социально-экономических и иных ориентаций;
- подданническую , которая отличается сильной ориентацией на политическую систему, но слабым участием людей в ее функционировании. Здесь уже существуют специализированные политические институты, на них ориентируются члены общества, проявляя при этом разные чувства (от гордости до неприязни) и воспринимая их как законные или незаконные;
- активистскую , в рамках которой людей интересует не только то, что политическая система дает им, но и то, могут л и они игратьак- тивную роль в этой системе, выполнять свои гражданские права и обязанности.
Типы политических культур
Политическая культура в ходе своей исторической эволюции проходит сложный процесс формирования и развития. Для каждой исторической эпохи, для каждого вида политических систем и социальных сообществ характерным является свой тип политической культуры. Общепринятой считается типологизация политических культур, предложенная Г. Алмондом и С. Вербой:
1. патриархальный тип - для него характерны: низкая компетентность в политических проблемах, отсутствие интереса граждан к политической жизни, ориентация на местные ценности — общину, род, племя и т. д. Понятие о политической системе общества и способах ее функционирования полностью отсутствует. Члены сообщества ориентируются на вождей, шаманов и других значимых, по их мнению, личностей;
2. подданнический тип - ориентируется на интересы государства, но личная активность невысокая. Такой тип хорошо усваивает исполнительские роли и функции, поэтому легко поддается манипулированию со стороны различного рода политиканов, чиновников, политических авантюристов. Индивидуальная политическая активность достаточно низкая, интерес к политике слабый. Понятие о политической системе уже присутствует, но представление о возможностях как-то повлиять на власть отсутствует;
3. активистский тип - предполагает активную включенность граждан в политический процесс, участие в выборе органов власти и стремление повлиять на разработку и принятие политических решений. Интерес граждан к политике достаточно высокий, они хорошо информированы о структуре и функциях политической системы и стремятся реализовать с помощью конституционных прав свои политические интересы.
Определить реальное состояние политической культуры общества довольно сложно, особенно если в этом обществе отсутствуют демократия и гласность. Многие десятилетия советские идеологи марксизма пытались доказать, что уровень развития политической культуры в СССР значительно выше, чем в буржуазных странах. При этом в качестве главного аргумента они указывали на то, что социализм (в соответствии с марксистской теорией) является более высокой стадией развития общества. Однако утвердившиеся с конца 80-х гг. XX в. в России демократия и гласность показали, что состояние политической культуры в нашей стране находится на достаточно низком уровне развития. По данным исследований, проведенных автором в начале 90-х гг., примерно 40-45 % взрослого населения России можно отнести к активистскому типу политической культуры, 30-35 % — к подданническому и 20-25 % — к патриархальному типу.
Любое современное общество, любая политическая система представляют собой сложную структуру, состоящую из различного типа политических субкультур, и от того, какой тип политической культуры доминирует в обществе, во многом зависит форма политической системы и политический режим власти.