Почему разругались нагиев и рост. Сергей рост: «хорошо, что мы не поубивали друг друга
Народная мудрость гласит, что если хочешь идти быстро – иди один, если хочешь идти далеко – идите вместе. Конечно же, не стоит воспринимать буквально, ведь речь идет скорее об абстрактном пути, ведущем к успеху, чем о настоящем пешем путешествии. История помнит много дуэтов и команд, которые начинали вместе, добивались каких-то результатов, а после - распадались, начав сольное плавание. К числу таких людей относится и Сергей Рост – российский актер и шоумен.
Детство и юность
Родился Сергей Титивин (так на самом деле зовут актёра) в городе Ленинграде. Произошло это событие 3 марта 1965 года. Родители мальчика - рядовые представители рабочей интеллигенции. Мать Раиса Ивановна имела украинские корни, а отец Анатолий Федорович - болгарские. Дед по отцовской линии - знаменитый архитектор.
В школьные годы Сергей комплексовал из-за веса и роста (нынешний рост – 165 см, вес неизвестен), поэтому много времени проводил в окружении книг. Любимые писатели мальчика в то время - , и . Русские писатели показали Сергею красоту родного языка, а зарубежные дали почувствовать вкус азарта и приключений.
![](https://i1.wp.com/24smi.org/public/media/resize/800x-/2017/9/21/06_y6nvCLu.jpg)
После школы Сергей поступил в Российский государственный институт сценических искусств на факультет сценографии и театральной технологии (кафедра театральной техники и технологии). Именно там состоялось знаковое событие - знакомство Титивина и , которое позже переросло в крепкую мужскую дружбу и совместную творческую деятельность. Еще будучи студентами, парни ставили дерзкие спектакли и миниатюры, чем порой шокировали своих педагогов и однокурсников.
![](https://i0.wp.com/24smi.org/public/media/resize/800x-/2017/9/21/04_Ymxg80R.jpg)
К слову, говорят, что это именно Нагиев порекомендовал Титивину использовать свой комплекс в своих же интересах - взять творческий псевдоним Сергей Рост. На последнем курсе Сергей и Дмитрий устроились ведущими на радио «Модерн», где проработали до 1996 года.
Фильмы и сериалы
В 1995 году друзья решили снять свой собственный сериал-ситком (сокращение от «ситуационная комедия»). Найдя продюсеров и съемочную группу, Нагиев и Рост начинают снимать свои первые миниатюры и скетчи, совмещая этот процесс с основной работой на радио.
![](https://i0.wp.com/24smi.org/public/media/resize/800x-/2017/9/21/09_sC6ekaO.jpg)
В 1996 году выходит первый выпуск их совместного проекта, который решено было назвать «Осторожно, модерн!». Зрители, пусть и неоднозначно, но приняли сериал, а позже даже полюбили. Такой результат пришелся Росту и Нагиеву по душе, поэтому в том же году парни ушли с радио, полностью переключившись на съемки новых эпизодов.
В 1997 году Рост и Нагиев попробовали себя в новых жанрах – триллере и боевике. Этим опытом стала известная лента «Чистилище», рассказывающая о боевых действиях в Чеченской Республике. Из-за своей реалистичности и псевдодокументальной стилистики съемки фильм даже запретили к показу на некоторых телеканалах.
![](https://i2.wp.com/24smi.org/public/media/resize/800x-/2017/9/21/10_10P4cgc.jpg)
В перерывах между сезонами «Осторожно, модерн!» Сергей выступает на театральных подмостках, а также пробует себя в качестве ведущего фестивалей и других мероприятий, за что в 2000 году получает премию «Лучший шоумен года». В 2002 году вместе с Нагиевым пробует запустить новый проект – «Камера, мотор», но добиться результатов, хоть немного сравнимых с их прошлым творением, не получается.
В 2003 Сергей Рост снимается в детективном сериале «Мангуст». Ему и до этого доводилось сниматься в детективных сериалах («Улицы разбитых фонарей», «Тайны следствия», «Сыщики»), то только сейчас он получил роль не эпизодического характера.
![](https://i2.wp.com/24smi.org/public/media/resize/800x-/2017/9/21/08_JeQeOnG.jpg)
В начале 2004 года выходит последний выпуск шоу «Осторожно, модерн! 2». Причиной этому становятся разногласия, возникшие между артистами. Суть конфликта заключалась в том, что Нагиев хотел стать главной звездой их шоу, а Роста оставить в качестве сценариста. По замыслу Дмитрия, в каждом новом выпуске к нему должны приходить разные артисты, потому что Сергей изжил себя как актер, и все его персонажи одинаковы.
![](https://i2.wp.com/24smi.org/public/media/resize/800x-/2017/9/21/05_8k3JiWy.jpg)
Роста это заявление повергло в шок, и не только своей дерзостью: Сергея поразил тот факт, что, отрабатывая совместно новогодние корпоративы, Дмитрий ни слова не сказал об этом. В итоге их дуэт распался. Карьеру Нагиева с этого момента и до премьеры телесериала «Физрук» в 2014 году сложно назвать удачной, однако у Сергея все сложилось еще плачевнее.
В 2005 году актер снимается в новом сезоне «Мангуста», а также в сериале «Право на любовь». В 2006 году Рост засветился в сериале «Слава богу, ты пришел», продлившемся до 2010 года. 2008 год принес актеру роли в «Ключи от счастья» и «Заповеднике страха». Следующий год – сериал «Мой». В 2010 была снята лента «Ловушка для Буратино», в которой Сергей тоже успел засветиться.
![](https://i0.wp.com/24smi.org/public/media/resize/800x-/2017/9/21/02_so8o82T.jpg)
В 2011 году состоялась премьера сериала «Такси», в котором Сергея задействовали как актёра и сценариста. Также в этом году состоялась премьера сериала «Детка», где компанию Сергею составил тезка – лидер группы «Ленинград» . В 2013 вышел «Поворот наоборот» - еще одна проходная лента с участием Роста.
Однако настоящий успех и полноценное возвращение на телеэкраны Сергею принес сериал «Лондонград. Занй наших!», первый сезон которого вышел в 2015 году. Этот сериал открыл актера для молодой публики – тем, кого родители отгоняли от экранов телевизоров во время просмотра «Осторожно, модерн!».
![](https://i2.wp.com/24smi.org/public/media/resize/800x-/2017/9/21/07_uK2EW5T.jpg)
После премьеры первого сезона на актера посыпались предложения сняться в полнометражном кино, что для Сергея, снимавшегося преимущественно в эпизодических ролях не самых популярных сериалов, стало глотком свежего воздуха в творчестве. К проектам этого периода относятся фильмы «Только не они» - фантастическая комедия, спродюсированная , и «Деньги», в котором компанию Росту составили народный артист и его сын .
Личная жизнь
Сергей часто называл себя влюбчивым, но при этом считал заядлым холостяком, что единогласно подтверждали друзья. Однако и на старуху бывает проруха. Во время гулянки у друзей Сергей знакомится с девушкой Олей, которая оказывается журналисткой. Приятно пообщавшись, они договариваются о встрече, на которой актер даст девушке интервью.
![](https://i2.wp.com/24smi.org/public/media/resize/800x-/2017/9/21/03_rAvCsTn.jpg)
Ольга покорила Сергея, поэтому он год добивался ее руки – приглашал в рестораны, водил в театр и кино на громкие премьеры и закрытые показы. В итоге девушка сдалась. 13 марта 2011 года у пары родилась дочь, которую Сергей и Ольга назвали Алисой.
Сергей Рост сейчас
К числу последних новостей о Сергее относятся премьеры фильмов «Когда я брошу пить» и «Спасти Пушкина», выходящие в 2017 году, а также спектакль «Заложи жену в ломбард», в котором дебютировала ведущая передачи «Орел и решка» .
![](https://i1.wp.com/24smi.org/public/media/resize/800x-/2017/9/21/02_7DYMBe3.jpg)
Фото: Alice Florizelle
Известный российский актер, шоумен и режиссер Сергей Рост в интервью «ЯрКубу» рассказал о серьезных ролях в карьере и отношении к желтой прессе, а также признался, что счастлив в семье и мечтает о втором ребенке.
Сергей Рост долгое время оставался закоренелым холостяком. Несколько лет назад актер женился, у Сергея и Ольги растет дочка Алиса. Как подчеркивает сам актер, он рад, что семья и ребенок в его жизни появились в зрелом возрасте.
- Семья - большое счастье в моей жизни. Однако появись она, когда мне было лет 20, я бы не так остро воспринимал и, возможно, не столь ценил бы домашний уют. Тогда семья, быть может, даже помешала бы мне.
- Многое изменилось в вашей жизни с рождением дочери?
- Дочь дает мне те эмоции, которые не может дать никто и ничто вокруг. Полагаю, что я - хороший отец.
- Не хотите еще одного ребенка?
- Хотелось бы, еще парочку. Не имеет значения, мальчик это будет или девочка.
Фото: http://lifenews.ru/ http://7days.ru/
- Это планы или желание?
- И планы, и желание. Теперь осталось убедить в них мою супругу, на которую и так выпадает немалая доля ответственности и нагрузок по дому.
- Как распределяете обязанности по дому в семье?
- Самую тяжелую работу, к счастью, выполняют бытовые приборы. Право нажимать на кнопочки оставила за собой жена. Готовить мне также не разрешают, так что, можно сказать, я свободен от домашних хлопот.
В сериале «Универ» Сергей Рост играет роль главного редактора желтой газеты . Актер уверен, что влияние бульварной прессы на молодежь носит все более негативный характер.
фото: http://www.vokrug.tv/
- Таких газет, как показано в «Универе», становится все больше. При этом даже элитные российские газеты и журналы не гнушаются пасть столь низко, чтобы писать «желтые» статьи. Но самое прискорбное то, что главные герои телепередач на многих каналах теперь не космонавты, писатели или ученые, а фрики, насильники и другие люмпены. Печально видеть, как ведущий федерального канала, не будем говорить имен, под бурные овации объявляет что-то в духе: «А сейчас в студии появится женщина, которая утопила своего ребенка».
- «Желтизна» уже крепко сидит в нашей ментальности?
- Да, а наши дети и вовсе воспитываются на фоне этой «желтизны». Многим продолжает казаться, что это вполне нормально, а потом мы удивляемся, откуда в подростках столько жестокости. Вспомните, хотя бы, скандальное видео, на котором школьницы избивают одноклассницу, а затем выкладывают ролик в интернет.
Сергей Рост - известный комедийный актер, но в его карьере были и серьезные роли. В культовом фильме «Чистилище» (1997 год) про Чеченскую войну Сергей сыграл роль наводчика-оператора танка .
фото: https://krumax.org
- В то время мы с Дмитрием Нагиевым были известными комиками, и многие скептически отнеслись к тому, что режиссер фильма Александр Невзоров позвал нас на видные роли. Он не испугался и настоял на своем. Как оказалось, поступил верно.
- Насколько тяжелыми были съемки?
- Невзоров боролся за правду на съемках. Все актеры на площадке были прокопчены дымом, нас поливали настоящей кровью животных. Смог был настолько густым, что невозможно порой было даже дышать. Я помню абсолютное погружение в картину, в ней очень много эмоциональных моментов, не прописанных в сюжете словами. «Чистилище» был знаковым фильмом в свое время, люди до сих пор его помнят.
Те, кто прошел ту войну, с особым чувством относятся к этому фильму. Бывает, что в театре или просто на улице ко мне подходят мужчины с суровыми выражениями лиц, многие - со шрамами, и благодарят за роль, которую я сыграл. Они признаются, что «Чистилище» оказался весьма схожим с реальными событиями и атмосферой.
Читайте также
- Ярославский областной суд оставил без изменений решение о назначении штрафа Кириллу Попутникову за фото здания ярославского УМВД с оскорбительной надписью
- Почему вопрос объединения Волковского и Александринки остался подвешенным? Разбор
- Ярославский перевозчик - о переходе на регулируемый тариф, достаточной цене проезда, налогах и гарантиях власти
- «Мы хотим, чтобы наши дети жили достойно». Кто в Ярославле занимается с особыми ребятами
- Отделение «Альянса врачей» в Ярославле: что это за организация, зачем нужна и как вступить
- «Я оптимист: мы дойдем до края и оттуда начнем двигаться». Цитаты Александра Архангельского из выступления в Ярославле
При проверке колеса обозрения в Ярославле выявлены грубые нарушения требований безопасности - правительство
Стали известны предварительные результаты проверки колеса обозрения в Ярославле. Административно-технический надзор нашел нарушения требований безопасности. Об этом сообщили в правительстве области.
Алиса Шер о своих отношениях с бывшим мужем, популярным ТВ-ведущим программы "Окна", питерским актером и шоуменом Дмитрием Нагиевым рассказывает охотно, недавно даже книгу написала о своей семейной жизни. Наш корреспондент встретился с автором книги. Высокая, эффектная, не просто общительная, а заполняющая своей энергией и низким тембром голоса все пространство, - такова Алиса Шер, экс-жена Дмитрия Нагиева (их брак продлился 18 лет). А также популярная радиоведущая, актриса, что, впрочем, тоже в прошлом, так как теперь Алла Николаевна Нагиева (так написано на ее визитке) - директор ресторана-гостиницы "Смольнинская" администрации Санкт-Петербурга.
- Алиса, ваш идеал мужчины, конечно, Нагиев?
Для меня идеал мужчины - Александр Розенбаум. Как человек умеет проживать свою жизнь! Крупная фигура. Я считаю, Розенбаум поет душой, а вот у Высоцкого все было на надрыве. Совершенно спокойно отношусь и, скажем, к Андрею Миронову, - поэтому я даже не читала мемуаров Татьяны Егоровой "Андрей Миронов", хотя нас уже сравнивают...
- Алиса, вы долго писали свои мемуары?
Весну 2004 года. Издатели ни строчки не сократили и не изменили. Твердый переплет, на обложке - фотография Нагиева. Дима сейчас на гребне. Все ждут каких-то закулисных подробностей его жизни, тем более что он никогда не афишировал то, что женат. Он считает, что для звезды наличие жены да еще счастье в семейной жизни - это моменты, которые вовсе не привлекают зрительскую аудиторию, а Нагиев всегда умел отсекать лишнее...
Я собиралась написать книжку честную, "прикольную", но она получилась еще и серьезной. О любви. Может быть, для коммерческого успеха это лишнее. Трудно сказать, какой будет реакция читателя, когда вместо обилия постельных и закулисных сцен он натолкнется на мои рассуждения о странностях любви.
- В книге Нагиев на ваш вопрос о том, что для него всего важней, отвечает: "Слава и деньги", а потом уже семья... Алиса, но разве можно так ставить вопрос перед мужчиной?
Может, это и глуповатый вопрос, однако из таких конкретных "выборов" и складывается жизнь каждого из нас. Пойти в выходные на работу или остаться дома? Впрочем, сейчас, занимаясь любимым делом, я бы, наверное, тоже выбрала первое...
- Алиса, у вас нет такого ощущения, что ТВ-программу "Окна" Нагиев перерос?
Я, собственно, и пишу об этом. Но есть-то надо! Деньги всем нужны, а звездам нужны еще и большие деньги. Замечу, что Дима невероятно удачлив - от мелочей до масштабных вещей.
- Какое будущее ждет Нагиева?
Я ему всячески желаю будущего в другом качестве - актерском. Причем он перерос звание "звезды сериалов". Приятно, что сейчас Дима у Владимира Бортко в "Мастере и Маргарите" играет роль Иуды рядом с подлинными "звездами" кино.
- Когда произошел ваш разрыв?
Четыре года назад.
- Что послужило причиной?
Димина полигамность. Сейчас я не осуждаю его за измены. Вообще человек по сути своей полигамен.
Нас останавливают какие-то страхи, воспитание, порядочность, - продолжает Алиса Шер. - Жаль, раньше я не понимала и не принимала этого. Не собери я его вещи, мы могли быть вместе и по сей день, потому что знакомы со студенческих времен, прошли все испытания, потому что у нас растет замечательный сын Кирилл.
В свои пятнадцать Кира - точная копия отца по характеру. Ну а Дима - копия своего отца. У них очень сильная кровь. Думаю, это от смешения кровей и национальностей. У Нагиевых в роду есть и немцы, и латыши, и арабы... Глаза у Димы как омут. А в человеке глаза - главное.
- Говорят, из-за вас, Алиса, поссорились Нагиев и Сергей Рост, после чего ТВ-шоу "Осторожно, модерн!" прекратило существование...
Чепуха! Я никакого отношения к распаду программы "Осторожно, модерн!" не имела. Я занималась в ресторане кастрюлями.
- Почему же передача изменила формат?
Потому что Сережа Рост, извините, мухой на стекле выдрючивался - отказался сниматься на тех условиях, которые предложил ТВ-канал.
- Как Рост отреагировал на критику в его адрес в вашей книге?
Запугивает меня в своих интервью. Обещает ответить на мои "инсинуации" в троекратном размере... Но что он может сделать? Обнародовать весь список любовниц Димы или соврать что-то про меня?
Сергей говорит, что, мол, тоже книжку напишет. Так за чем дело - пиши книжку, снимай свою ТВ-программу, прояви себя как яркая индивидуальность, выйди из тени Нагиева, и я же первая изменю о тебе мнение. Но вряд ли он способен на такие подвиги, не тот человек. И мне его просто жалко...
- Поклонницы больше не беспокоят?
Волнами. Сначала молчат в трубку, а потом как ляпнут: "Ночной дозор, выходите из тьмы!" В два часа ночи . Сейчас вновь какое-то обострение, приходится выключать домашний телефон.
- А теперь вы ждете, что Дима вернется...
Почему вы так решили?
- Этим заканчивается книжка...
Понимаете, это же не чисто мемуарная литература. И если бы книга закончилась тем, что у меня появился новый муж, все наладилось, то это был бы смазанный конец...
- Вы пишете о том, что книгой хотели подвести черту под своим прошлым...
А может, все только начинается? С одной стороны, мы с Димой такие разные, с другой - очень похожие. Но главное: между нами есть почти кармическая связь...
- Читал ли Дима вашу книгу?
Нет, не читал. И уж, конечно, не продюсировал (улыбается).
- А может случиться, что так и не прочитает?
Конечно, может.
- А жаль. Ведь книжка получилась о высокой, даже не без ноток трагизма любви.
Почему трагизм? Любовь - такое чувство, когда живешь, не задумываясь: страдаешь ли ты или вполне счастлив...
Как любой начинающий писатель, я хочу продолжения. Меня уже обвиняют в том, что спекулирую на имени Нагиева. Надеюсь, тот, кто удосужится прочесть книгу, поймет, что это не так. Просто это была самая удобная тема для моей первой книги. А дальше- как Бог даст... Темы Нагиева больше касаться не буду. Хватит с меня и мемуаров. У меня есть идея романа...
ИЗ КНИГИ
"Естественно, все свои похождения Дима называл "дружбой", убеждая в том, что я обладаю чрезмерно богатой фантазией. А я покупалась на эту незамысловатую мужскую лесть, и дилемма - признаться себе в отсутствии фантазии или в беспочвенности подозрений - решалась всегда в пользу последних. По крайней мере не так обидно.
Тем не менее любовных историй у Димы было пруд пруди.
Как-то в пик нашего безденежья к Диме, ожидавшему меня в Катькином садике, подсела красивая женщина. Они разговорились о жизни, о том, о сем... А потом она спрашивает:
Не хочешь поработать?
А что за работа?
Да здесь, рядом. Пойдем, посмотришь. Работа непыльная...
Я, - говорит Дима, - учусь в театральном институте .
А она ласково улыбается:
Ну что ж, практически по профессии.
Там, куда она его привела, снимались первые отечественные порнофильмы. Дима по моральным соображениям отказался, но ужасно страдал, потому что эта работа могла кардинальным образом повлиять на наш семейный бюджет. Не знаю, правильно ли он поступил. И дело, разумеется, не в деньгах, а в том, что мировой порнографический кинематограф в связи с его отказом очень многое потерял".
"На радио он попал благодаря дружбе с Климушкиным. Климушкин и Титивин, впоследствии ставший Ростом, учились в одной школе. А так как Климушкин с Димой ходили вместе в баню, то и Сережа присоединился к их компании. Но говорить о близкой дружбе, существовавшей между ним и Димой, ей-Богу, более чем странно.
По моим ассоциациям, Сережа Рост похож на гриб, что вырастает на дереве. Пока сидит на этом дереве, питается от него - размножается и растет. Стоит с дерева снять - вряд ли он куда-то годен. Разве что пепельницу из него сделать... "
"До прихода на радио я думала, что нормальных людей больше, чем ненормальных. Может быть, именно поэтому никогда не ревновала Диму к поклонницам. У такого человека, как мой муж, они просто должны быть, и это нормально...
Но, казалось, в нашей квартире нет ни одного места, которое бы не просматривалось в бинокль или, что намного эффективнее, в подзорную трубу с крыши высотного дома напротив. Те же, у кого не было технического оборудования, в домашних тапочках стояли под нашими дверями. Наверное, потом, объединив визуальные материалы и аудиоэффекты, эти девочки составляли наиболее полную картину нашей жизни. Впечатления, нужно сказать, самые ужасные. Представьте себе: все, что бы ты ни делал, становится достоянием каких-то посторонних людей".
Садчиков Михаил
Газета "Труд"
Вы родились в семье инженеров. Как родители относились к вашему желанию стать артистом?
Папа считал, что артистами становятся только по блату. Зато мама с раннего детства культивировала во мне мечту о сцене. Все домашние праздники превращались в мои творческие вечера. Я пел, плясал, читал стихи и даже собственные сочинения. Уже в четыре года понимал, что смешно, а что нет. Большим успехом пользовался мой авторский монолог «Все беды от женщин». Кроме того, я не выговаривал букву «р», и взрослым нравилось, как звучали в моем произношении слова типа «ребята» и «ребро». В школьные годы я прошел кастинг в престижную театральную школу-студию при Дворце пионеров имени Жданова. При хорошем аттестате у меня был неуд по поведению: от моих комментариев хохотал весь класс и уроки превращались в балаган. Учителя были уверены, что я стану артистом, однако приемные комиссии театральных институтов Москвы и Ленинграда были противоположного мнения. Я весил пятьдесят килограммов, был метр шестьдесят ростом и явно не походил на Евгения Урбанского и других героев советского кино - мне сказали, что я талантливый, но некрасивый, поэтому взяли на специализацию «актер кукольного театра». К слову, мои любимые актеры Сергей Гармаш, Зиновий Гердт и Валерий Гаркалин тоже были актерами театра кукол, естественно, я мечтал быть похожим на них. После второго курса я перевелся на режиссуру, где внешность не имеет значения.
Радио «Модерн» стало стартовой площадкой для многих популярных шоуменов, от Геннадия Бачинского до Сергея Шнурова. Как изменилась ваша жизнь с работой в легендарной команде?
Во времена моего выпуска из театрального в стране была разруха, есть было нечего, рубль ничего не стоил, примерно как и сейчас. Меня не приняли в академические театры, и это стало преимуществом. Я был свободен. Американцы говорят: «Тебя не приняли? Здорово! Впереди столько возможностей!». Большой удачей стал пройденный кастинг на должность ведущего программ на только что открывшемся радио «Модерн». Кроме меня в команду попали Алла Довлатова, Гена Бачинский, Яна Ермолаева и Дима Нагиев. Основатель и руководитель радиостанции Тамара Петровна Людевиг дала нам установку: «Вы должны держать внимание слушателей! Как? Я не знаю! Делайте, что считаете нужным». И мы пустились во все тяжкие, проверяя границы возможного. Мы были революционерами, до этого в формате постоянных импровизаций на радио никто не работал. Позднее Тамара Людевиг благословила нас на создание собственной телепрограммы. Я стал актером и сценаристом, Анна Пармас - режиссером и сценаристом, Дима - секс-символом. Благодаря продюсеру Михаилу Галкину наше трио оказалось на канале СТС, делая самое популярное в стране шоу «Осторожно, Модерн!».
Высокие рейтинги этого бюджетного трэш-сериала, съемки которого проходили в хрущевке в спальном районе Петербурга, стали логичным продолжением успеха на радио?
Сначала мы играли скетчи на заданную тему, потом появилась единая сюжетная линия. К «Осторожно, Модерн! - 2» мы пришли уже после кризиса 1998 года - и без того малый бюджет был урезан, наши герои превратились в соседей по многоквартирному дому. В это же время команда «Осторожно, Модерн!» создала суперпопулярное ток-шоу «Однажды вечером». Что касается «Осторожно, Задов!», это был полный провал. Дима хотел доказать, что обойдется без меня и Пармас, что весь наш предыдущий успех - только его заслуга. Увы, он ошибался. Рейтинги «Задова» были неприлично низкими. Вместе со мной и Анной из скетчкома ушел весь юмор и задор, остался только секс-символ. Я не дождался от бывшего друга звонка с извинениями и тяжело переживал разрыв c Нагиевым и утрату проекта, имевшего большое будущее. Потом какое-то время жил в Москве: работал на радио «Маяк», делал программы «Очевидец» и «Шестое чувство» на канале «Рен ТВ». У меня было много проектов, которые не увидели свет. В кино снимался, однако удачных ролей не было. Впору было спиться, обозлиться на весь мир, но появление любимой жены и рождение дочери придали сил. Я открыл для себя театр, стал играть во множестве антрепризных спектаклей и сделал несколько постановок в качестве режиссера. Сейчас я продолжаю писать сценарии полнометражных фильмов, в основном комедий.
Сериал «Лондонград» канала СТС показывает историю агентства по решению проблем русских в столице Англии под руководством героя Никиты Ефремова. Как вы попали на этот проект?
Перед пробами я переоделся в рубашку, жилетку, надел цацки, а по дороге купил гамбургер, решив, что мой герой Брикман должен постоянно есть. После моего монолога сценарист и режиссер Дима Киселев зааплодировал: «Вот она, петербургская школа! Вот как надо!». Меня утвердили.
Перед интервью я узнала, что ваша настоящая фамилия Титивин.
Теперь я и по паспорту Рост, жена захотела, чтобы у нашей дочери была такая фамилия. В русской традиции использовать псевдонимы: и Станиславский был Алексеевым. Мои коллеги, которые выросли в СССР, часто удивляются: «У тебя была русская фамилия, а ты сменил ее на еврейскую?! Ну ты дурак!». Недавно узнал, что меня внесли в список «Самые знаменитые евреи Петербурга». Ну что ж, значит, так оно и есть. (Смеется.)
Когда в прессе появилась информация о том, что распался популярнейший теледуэт Дмитрия Нагиева и Сергея Роста, а передача «Осторожно, модерн!» на канале СТС прекратила существование, на коллегу и студенческого друга Нагиева обрушился шквал телефонных звонков с просьбой прокомментировать ситуацию.
По версии многих журналистов, разрыв произошел именно по его инициативе, однако Сергей Рост хранил молчание, отказываясь от всяких разговоров на эту тему. «Все мои так называемые интервью на данную тему, которые до этого момента появлялись в прессе, - фальсификация!» - заявил Рост в эксклюзивном интервью «Экспресс-Газете».
Теперь же «количество явно заказных публикаций, где я представлен склочником, рвачем и предателем, превысило все мыслимые пределы, мне приходится взять слово. Чтобы избежать эмоций, обратимся к фактам».
«Ничто не предвещало нашего разрыва»
«В новогоднюю ночь мы с Дмитрием отработали в элитном подмосковном клубе «Дворянское гнездо» - вели шоу с участием «БониМ», «Оттавана», «ВиаГры» и других артистов. Ничто не предвещало нашего разрыва. 16 января я был приглашен на встречу с неким доверенным лицом Нагиева. До этого Дмитрий никогда со мной через посредников не общался. Мне было заявлено следующее: Дмитрия Владимировича, дескать, не устраивает передача «Осторожно, модерн!» в нынешнем виде. Он желает сделать из нее что-то вроде «Нагиев-шоу», где все главные роли отходят к нему, а вокруг его персоны должны крутиться мегазвезды уровнем не ниже Киркорова. Возможно, и мне будет позволено появляться в некоторых эпизодах - ну, там, кофе подать или еще что… Зато Дмитрий Владимирович разрешает мне продолжать писать сценарии, потому что у меня это хорошо получается. И деньгами обещает не обидеть. Я вежливо ответил, что всегда считал себя равноценным партнером Нагиева. И что весь смысл программы «Осторожно, модерн!» (название, кстати, придумано мной) как раз и заключался в том, что два равных партнера играют абсолютно все роли - за эту «фишку» зрители ее и полюбили. И другие варианты мне обсуждать не интересно.
Нагиев общался с Ростом через посредника
Сергей Рост утверждает, что после этого письма он старался побеседовать с самим Нагиевым, но это ему не удалось: «Я попытался с ним связаться, но к телефону никто не подходил. Я послал ему несколько сообщений, которые, я уверен, он получил, но и они остались без ответа. Потом у нас были еще две встречи с доверенным лицом. Он говорил, мол, предложение очень хорошее и никто не понимает, почему я отказываюсь. Действительно, мудрено понять! Представляете, если б одному из создателей программы «Городок» Илье Олейникову сделал бы подобное предложение Юрий Стоянов!»
«Экспресс-газета» приводит слова посредника Нагиева, которые якобы были произнесены им на последней встрече с Ростом: «Вот ты любишь Нагиева, а я его терпеть не могу! Он говно, подонок! Но я с ним буду работать, потому что под него сейчас дают больше денег, чем под тебя».
По словам Роста, после разрыва с Нагиевым его поддержал Александр Цекало, ныне один из руководителей СТС. «Цекало сказал, «что сам пережил нечто подобное, когда расставался с Лолитой. Она ведь была ему не только женой, но и партнером по дуэту «Академия». Предлагал любую помощь. Но вопреки некоторым публикациям мне никто с СТС бешеных гонораров не сулил», - утверждает Рост.
Бывший партнер о программе «Осторожно, Модерн!» без Роста
О новой продукции Дмитрия Нагиева его бывший партнер говорить отказался, сославшись на то, что попросту не видел выпусков программы «Модерн» без Роста:
«Нагиев неоднократно мне заявлял: «Если что-то буду делать без тебя, то это будет совсем другой проект». Некий деятель из его окружения договорился до того, что меня в передачу взяли из жалости, что я не только бездарный актер, но и к сценариям имел мало отношения. А ведь даже прапорщика Задова, которого Дима до сих пор играет, придумали мы с режиссером программы Анной Пармас! Говорят: кто мешал Росту сниматься в сериалах, работать в других передачах, как это делал Нагиев? Знаете, Семен Альтов на спор попробовал написать сценарий к «Модерну». На это у него ушло два месяца. После чего он признался, что не понимает, как можно это делать каждую неделю. А нам с Пармас иногда приходилось писать по несколько сценариев! Кстати, я делал это всегда бесплатно, получая деньги только как актер».
- Все о выращивании кроликов на мясо: советы и рекомендации Выращивание кроликов на мясо лучшая порода
- Почему крольчиха ест своих крольчат?
- Почему крольчиха разбрасывает крольчат сразу после окрола
- Советский меринос: характеристика продуктивности тонкорунных овец и особенности ухода за ними Животное меринос