Побороть коррупцию. Как Сингапур победил коррупцию
Софина Увгения Миркурьевна
Сочинение на тему: «Как побороть коррупцию?
Выполнила: ученица 11 класса Софина Евгения Миркурьевна
Учитель русского языка и литературы Марданова Гульназ МирхазияновнаТема моего сочинения - коррупция, ее последствия, противодействие коррупционным проявлениям - выбрана не случайно. Мы живём в очень сложное время, время экономических реформ и кризисов, время преобразований. Согласно исследованиям, коррупция является крупнейшим препятствием к экономическому росту и развитию, способным поставить под угрозу любые преобразования
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: Как побороть коррупцию?
На всех часах вы сможете прочесть
Слова простые истины глубокой:
Теряя время, мы теряем честь,
А совесть остается после срока.
Она живет в душе не по часам.
Раскаянье всегда приходит поздно.
А честь на час указывает нам
Протянутой рукою – стрелкой грозной;
Чтоб наша совесть не казнила нас,
Не потеряйте краткий этот час,
Пускай, как стрелки в полдень, будут вместе
Веленья вашей совести и чести.
С.Я. Маршак
Тема моего сочинения - коррупция, ее последствия, противодействие коррупционным проявлениям - выбрана не случайно. Мы живём в очень сложное время, время экономических реформ и кризисов, время преобразований. Согласно исследованиям, коррупция является крупнейшим препятствием к экономическому росту и развитию, способным поставить под угрозу любые преобразования. В Толковом словаре русского языка Ожегова С.И., Шведовой Н.Ю. дается такое определение термина "коррупция": "Коррупция- это моральное разложение должностных лиц и политиков, выраженное в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами".Употребление термина «коррупция» применительно к политике приписывается еще Аристотелю, который определял тиранию как неправильную, испорченную, т.е. коррумпированную форму монархии. В римском праве этим термином обозначалась деятельность нескольких лиц, направленная на нарушение нормального хода судебного процесса или управления обществом.Одно из наиболее коротких современных определений принадлежит Дж. Сентурия: злоупотребление публичной властью ради частной выгоды. Большинство исследователей сводят определение коррупции к взятке и злоупотреблению служебным положением. В этом же ключе определяют коррупцию и международные организации. В нашей стране с коррупцией ведётся решительная, бескомпромиссная борьба. Социальная сущность коррупции выражается в деградации аппарата публичной власти. Коррумпированный аппарат не пригоден для выполнения функций государства, и бесполезен для общества. Исторические корни коррупции, вероятно, восходят к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения. Дорогой подарок выделял человека среди других просителей и способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена. Поэтому в первобытных обществах плата жрецу или вождю была нормой. По мере усложнения государственного аппарата и усиления власти центрального правительства, появились профессиональные чиновники, которые, по замыслу правителей, должны были довольствоваться только фиксированным жалованием. На практике чиновники стремились воспользоваться своим положением для тайного увеличения своих доходов. Власти в разное время применяли различные наказания для виновных: от легкого штрафа или снятия с должностей до вечной ссылки с вырыванием ноздрей и отнятием «всего имения» или смертной казни путем повешения или даже четвертования. Тем не менее, взятки и прочие проявления коррупции по-прежнему процветают. Исследователь начала века П. Берлин объясняет это тем, что в России «взяточничество неразрывно сплелось и срослось со всем строем и укладом политической жизни».
Низшие слои чиновничества, не имея возможности быть одариваемыми сверху, прибегают к вымогательству по отношению к подчиненным. Кроме того, отмечается связь взяточничества и казнокрадства с политической благонадежностью. Создаются ситуации, когда на эти преступления власть смотрит сквозь пальцы в обмен на политическое угодничество.Чаще всего под коррупцией подразумевают получение взяток, незаконных денежных доходов, государственными бюрократами, которые вымогают их у граждан ради личного обогащения. Однако в более общем смысле слова участниками коррупционных отношений могут быть не только государственные чиновники, но и, например, менеджеры фирм, предприниматели.
Как же можно бороться с коррупцией и ее причинами? Есть ли пути её искоренения? Способы борьбы с коррупцией вытекают из ее причин. Это:
Усовершенствовать законы
Уменьшить количество чиновников
Повысить зарплату (для действительно необходимых лиц)
Повысить эффективность работы правоохранительных органов в деле борьбы с коррупцией.
Открытость в СМИ
Не давать и не брать взяток
Ужесточить наказания за коррупцию
Воспитание нетерпимости в обществе к коррупции и уважения к закону
На сегодняшний день неизвестны методы в педагогике и менеджменте, которые бы гарантировали, что человек будет идеальным чиновником. Однако существует множество стран с весьма низким уровнем коррупции. Более того, известны исторические примеры, когда действия, направленные на снижение коррупции, привели к значительным успехам: Сингапур, Гонконг, Португалия, Швеция. Это однозначно говорит в пользу того, что методы борьбы с коррупцией существуют.С формальной точки зрения, если не будет государства - не будет и коррупции. Способность людей на данном этапе развития эффективно сотрудничать без государства подвергается очень сильным сомнениям. Тем не менее, в условиях когда коррупция распространена практически везде, роспуск коррумпированных органов власти представляется одним из действенных радикальных способов от неё избавиться. Суть проблемы при борьбе с коррупцией сформулировал Джеймс Мэдисон: «Если бы людьми правили ангелы, ни в каком надзоре над правительством - внешнем или внутреннем - не было бы нужды. Но при создании правления, в котором люди будут ведать людьми, главная трудность состоит в том, что в первую очередь надо обеспечить правящим возможность надзирать над управляемыми; а вот вслед за этим необходимо обязать правящих надзирать за самими собой».
Коррупция это негативное явление. Она подрывает устои общества, создает угрозы развитию, способствует падению доверия к государственным органам, разрушает экономику, нравственность общества. От нас зависит - в каком государстве мы будет жить: честном или коррумпированном? По коррупции в мире судят о том, можно ли приличному человеку, приличной фирме или приличному государству иметь дело с той или иной страной. Хотите, чтобы с нашей Россией имели дело приличные партнеры, - будьте честными. Быть честным выгодно.
Молодость! Возьми с собой в дорогу
Самую заветную мечту,
За людей душевную тревогу,
Сердца жар и мыслей красоту,
Мудрость чувства,
Стойкость в бурях жизни,
Мужество во всем и до конца,
Верность другу,
Преданность Отчизне,
Имя гражданина и борца.
А.П.Аношкин
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Тат.Шуранская средняя общеобразовательная школа Муслюмовского муниципального района РТ
Сочинение на тему: «Как побороть коррупцию?
Выполнила: ученица 11 класса Софина Евгения Миркурьевна
Учитель русского языка и литературы Марданова Гульназ Мирхазияновна
2011-2012 уч.год
История знает много примеров, когда люди пригодили к власти, используя популяреные лозунги. Вспомните хотя бы «борца с коррупцией» депутата Лукашенко. Именно призывы с ней бороться, помогли ему стать президенто Белоруссии. Поэтому так важно, чтобы кандидат в президенты России, пусть даже на следующих выборах выступал с четкой программой борьбы, а люди его поддерживающие, могли вынудить исполнять обещания. О такой реальной программе коротко расскажет Н. Жданкин, академик РАЕН
«Когда деньги говорят, тогда совесть молчит»
Русская пословица
Коррумпированность во власти и в социальной сфере в России достигла уровня, при котором страна несет серьезнейшие потери в экономике, в эффективности управления, в качестве жизни, в доверии к государственным институтам. Мы уже подошли к той опасной черте, за которой начинается хаос и неразбериха, когда люди, недовольные действиями власти, выходят на улицу и требуют от слов, которые уже давно всем надоели, перейти к делу. Нужна реальная и не виртуальная борьба с коррупцией.
Как показывают исследования, доля откатов все растет: по оценкам фонда ИНДЕМ только в деловой сфере России объем коррупции вырос между 2005 и 2011 годами примерно с 33 до 316 млрд. долларов США в год (не включая коррупцию на уровне политиков федерального уровня и бизнес-элиты), то есть почти в 10 раз. По оценке того же фонда, средний уровень взятки, которую российские бизнесмены дают чиновникам, вырос в тот же период с 10 до 136 тыс. долларов (более, чем в 13 раз).
Необходимой мерой в развитии правового общества и ухода от коррумпированной системы является создание понятного, ясного законодательства, без двойных стандартов, противоречий и белых пятен. И безусловного его исполнения.
Основными причинами проблемы коррупции являются:
– Менталитет российского населения.
– Низкая зарплата населения вообще и чиновников в частности.
– Слабое уголовное законодательство и слабая судебная система.
– Нестабильное экономическое положение в стране.
– Отсутствие реального контроля гражданского общества над работой органов власти на всех уровнях.
– Высокая степень госрегулирования всех уровней экономической жизни.
Что предстоит добиться:
1. Изменение ментальности общества в отношении коррупции
– В первую очередь, осознание обществом, что коррупция является не российской нормой, а реальной проблемой, которую необходимо решать.
– Пропаганда мысли, что дача и получение взятки являются уголовным преступлением.
– Пропаганда идеи (СМИ, печатные издания, Интернет), что коррупция не только влияет на отдельного человека и чиновника, но и ухудшает положение страны в целом.
– Информационное обеспечение граждан - анализ законов с целью разъяснения тонкостей правовой системы для обычных граждан, не имеющих высшего юридического образования.
– Создать специальные программы на телевидении, говорить больше и чаще о проблемах коррупции, что с ней ведется борьба. Население будет ощущать собственную защищенность, будет понимать, что власть не бездействует, и это будет иметь положительный результат, так как граждане будут меньше давать взятки.
2. Изменение отношения чиновников к взяточничеству
– Пропаганда идеи, что взяточничество является преступлением, за которое предусмотрена двухсторонняя уголовная ответственность (взяткополучателя и взяткодателя).
– Пропаганда положительного образа бюрократа и чиновника, создание норм их ответственности.
– Показательные процессы не только за взятки в особо крупных размерах, но и за бытовую коррупцию или за взяточничество в деловой среде, например, в налоговой системе. Но только за реальные акты взяточничества.
– Специальные проверки чиновников на склонность к коррупции путем проведения провоцирующих мероприятий, создание системы «коррупционный полиграф».
– Создание ясных стандартов исполнения должностными лицами своих обязанностей и строгий надзор над каждым служащим (с системой видеонаблюдения) и пр.
3. Повышение контроля гражданского общества над работой органов власти на всех уровнях
– Введение ступенчатой системы санкций за коррупцию в отношении чиновников.
– Устранение правовых пробелов в законодательстве и в его исполнении.
– Устранение двойных стандартов и противоречий в законодательстве, защищающих коррупционеров.
– Популяризация идеи правового общества.
– Развитие у людей идеи необходимости контроля над работой органов власти на всех уровнях и пр.
4. Снижение роли государственного регулирования в экономической сфере
– Смягчение правил для получения лицензий, разрешений, допусков и т. д., чтобы снизить роль чиновников.
– Ввести подачу документов, деклараций в налоговые органы, регистрационные органы через Интернет.
– Разработать эффективную стратегию развития России, цель которой - уход от сырьевой зависимости экономики и переход на инновационные рельсы.
4) Развивать конкурентоспособность страны, так как тем самым снижается объем необходимых властных полномочий и сокращаются возможности добиться преимущественного положения на рынке посредством протекционного регулирования.
5) Разработать эффективную промышленную политику развития производства с учетом интересов всего населения России и пр.
Одним из важных вопросов является государственное регулирование рынков. Сторонники свободного рынка указывают, что уменьшение роли государства и рост конкуренции способствуют снижению коррупции. Действительно, для всех стран с низкой коррупцией характерна относительно свободная экономика. Плановая же экономика, характеризующаяся монопольной властью чиновников, порождает стимулы для взяточничества.
В результате экспертных оценок программных идей лидером оказалась идея «Разработка и реализация стратегии развития России, нацеленной на экономический рост. Уход от сырьевой направленности российской экономики». 2-е место заняла идея «Ужесточение материальной ответственности за коррупцию вплоть до полной конфискации незаконно нажитого имущества», а 3-е место досталось идее «Развитие конкуренции политической и экономической. Регулярная ротация власти во всех эшелонах управления. Повышение прозрачности и открытости власти». Вот это тройка лидеров.
Подробнее с программой можно ознакомиться на сайте http://сайт/home/today/#P9
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .
За каких-нибудь 40 лет Сингапур из отсталой азиатской страны превратился в развитую мировую державу. Ключ к успеху – борьба с коррупцией. Репрессии? Власти Сингапура нашли более эффективные методы.
Тяжелое наследство
К моменту обретения независимости (1965 г.) Сингапур находился в плачевном состоянии – бедность большей части населения, казнокрадство и взяточничество были неотъемлемой частью жизни государства. Стране катастрофически не хватало природных ресурсов – импортировать приходилось даже пресную воду и строительный песок. Британские колониальные власти хоть и оставили в наследство действенную систему управления, но она была бессильна перед тем уровнем коррупции, который захлестнул Сингапур. Борьбу со злоупотреблениями в органах власти сильно осложняло то, что многие чиновники были вовлечены в коррупционную схему. Развитию коррупции способствовал скромный заработок государственных служащих в сравнении с сотрудниками коммерческого сектора. Более того, значительная часть населения имела чрезвычайно низкий уровень образования и правовой культуры. В такой ситуации взятки были единственным средством повысить свой достаток.
Политическая воля
Человеком, которому удалось переломить ситуацию в стране стал Ли Куан Ю. Со своей партией «Народное действие» в июне 1959 года он победил на выборах и занял должность премьер-министра. «Группа буржуазных, получивших английское образование, лидеров» – как называла себя новая партия – не медля приступила к наведению порядка в социальной, правовой и экономической сферах. Решимость, с которой Ли Куан Ю начал свои реформы, лучше всего характеризует его высказывание: «Хочешь победить коррупцию, будь готов отправить за решётку своих друзей и родственников». Отныне в стране правил Закон. Перед ним были все равны – будь-то чиновник среднего звена или член парламента. По мнению нового правительства, чтобы справиться с должностными преступлениями нужно было под корень ликвидировать прижившуюся схему: власть – деньги – коррупция. Для этих целей Министерством финансов была разработана специальная антикоррупционная программа, которая включала в себя ряд мер. Вот некоторые из них: – обеспечение прозрачности контроля нижестоящих чиновников вышестоящими; – ведение ротации чиновников, чтобы избежать формирование коррупционных связей; – проведение внезапных инспекций – совершенствование процедур взаимодействия с гражданами и организациями с целью исключения бюрократических проволочек; Партия Ли Куан Ю также заботилась о формировании независимых и объективных СМИ, которые беспристрастно бы освещали все коррупционные скандалы.
Прежде всего – достаток
Одной из важнейших мер эффективного противодействия коррупции стало повышение зарплат чиновникам. «Они это заслужили своей порядочной и честной работой», – так рассуждал Ли Куан Ю. По мнению политика, если госслужащим не доплачивать, то врядли удастся избежать «утечки мозгов» в коммерческий сектор. Именно стабильная и обеспеченная власть – залог успешного управления страной. Повышение достатка чиновников быстро дало о себе знать – на государственную службу перешли лучшие специалисты. А с наступлением бурного экономического подъема заработная плата чиновников стала расти пропорционально доходам частного сектора. Дело в том, что Ли Куан Ю видоизменил традиционную схему доходов высших должностных лиц. Теперь пересмотр жалованья министров, судей и высших государственных служащих стал автоматически привязанным к сумме налогов на доходы, уплачиваемой частным сектором. Формула зарплат чиновников, работающая до сих пор, выглядит так: уровень оклада гос служащего определялся как 2/3 дохода работника частного сектора сопоставимого ранга, отмеченного им в налоговой декларации.
«Бюро по расследованию заразной жадности»
От британского колониального правительства сингапурцам досталось Бюро по расследованию коррупции (БРК), которое в народе называли «Бюро по расследованию заразной жадности». Директор Бюро за свою деятельность нес непосредственную ответственность перед премьер-министром страны. Основные функции БРК – рассмотрение жалоб о злоупотреблении служебным положением, случаях халатности, небрежности и взяточничества, допущенных государственными служащими. Бюро было наделено авторитарными полномочиями. Оно имело право без решения суда задерживать и обыскивать подозреваемых в коррупционной деятельности, проверять их банковские и долевые счета. Бюро также могло вести дело в отношении родственников подозреваемого, вызывать на допрос любых свидетелей, а также расследовать правонарушения, возникшие по ходу изучения дела. БРК было в праве привлечь к ответственности абсолютно любого гражданина независимо от его статуса, ранга и вероисповедания. Исключения для высших госслужащих, что, к примеру, существует в России, не делалось. Но особо пристальное внимание уделялось сотрудникам тех государственных органов, которые по долгу службы занимают потенциально коррупциогенные должности. Чиновник, который был уличен в коррупционной деятельности лишался работы, пенсии и всех льгот. Есть интересные цифры, приведенные сотрудниками Гарвардского университета. Они подсчитали, что снижение коррумпированности страны с уровня Мексики до уровня Сингапура обеспечит государству экономический эффект, сопоставимый с возрастанием суммы налогов на 20%. К примеру, в России эта сумма перекроет бюджетные ассигнования в науку, образование и здравоохранение вместе взятые.
Закону подчиняются все В 1989 году БРК посчитало, что минимальная сумма штрафа за коррупционную деятельность недостаточна и увеличило ее с 10 тыс. до 100 тыс. сингапурских долларов. Кроме этого, дача ложных показаний или попытка ввести следствие в заблуждение стала караться тюремным заключением и штрафом в 10 тыс. сингапурских долларов. От всевидящего ока этого карающего органа не мог укрыться даже сам премьер-министр. БРК не раз проводило расследования и в отношении Ли Куан Ю, и в отношении членов его семьи, правда, результатов они не имели. Но за время деятельности БРК было отправлено за решетку несколько федеральных министров, общественных деятелей, глав профсоюзов и топ-менеджеров государственных компаний. Вот одна из нашумевших историй, когда пред судом предстал крупный государственный чиновник – глава министерства охраны окружающей среды Ви Тун Бун. В 1975 году он с семьей предпринял поездку в Индонезию. Но поездка была оплачена не из собственного кармана чиновника, а подрядчиком, строившим ему жилье, интересы которого Ви Тун Бун представлял перед государственными служащими. Более того, министр также получил от подрядчика особняк стоимостью 500 тыс. сингапурских долларов и два кредита, которые он оформил на имя своего отца на общую сумму 300 тыс. сингапурских долларов для спекуляций на фондовом рынке. После обвинения и судебного процесса Ви Тун Бун был приговорен к четырем годам и шести месяцам лишения свободы. Приговор был обжалован. Суд обвинение оставил в силе, хотя срок заключения сократил на 18 месяцев.
Как победить коррупцию
Коррупция - это взятки государственными чиновниками всех уровней за оказанные ими услуги самым разным организациям бизнеса и криминала. В основном они связаны с распределением государственных бюджетных средств в отраслях народного хозяйства, а также других важнейших показателей (тарифы, квоты, налоги и т.п.), влияющих на экономику страны в целом. Результатом существования коррупции является фактически развал системы управления отраслями и страны в целом, так как выделяемые государством бюджетные средства на те или иные программы не достигают своего целевого назначения и происходит финансовый перекос во всех отраслях народного хозяйства и сферах управления не в пользу развития экономики страны. Из-за коррупции в стране существует скорее система «откатов», чем рыночная. По существу система «откатов» подрывает основы демократии и является угрозой существованию демократического государства в России. Возможно - ли и как победить коррупцию? Да, возможно!
Бытует мнение, что коррупция происходит из-за жадности, нечестности, желания быстро обогатится, отсутствия должного контроля за выполнением чиновничеством возложенных на него обязанностей, незначительной зарплатой по сравнению с чиновниками бизнеса, плохой работой фискальных и правоохранительных государственных органов, молчаливой круговой порукой руководителей всех уровней и т. п. Конечно, эти факторы сами по себе оказывают влияние на усиление коррупции, но не являются определяющими.
Обычная борьба с коррупцией путем выявления отдельных взяточников не дает гарантии снижения общей численности коррупционеров. Практика показывает, что число раскрытых преступлений на почве взяток растет, но спада коррупции вовсе не ощущается, а скорее наоборот (в одной из программ ТВЦ « Точный расчет» говорилось, что примерно 80% чиновников берут взятки). Так в чем же проблема? А проблема состоит именно в том, что борьба ведется не с причиной, способствующей появлению коррупции, а с её следствием. Борьба ведется с чиновниками - носителями коррупции, при этом причина остается незыблемой. Причина же, способствующая возникновению коррупции проста и состоит в том, что государственные принципы работы чиновников и их права остаются во все времена неизменными (от зарождения государства и по-ныне). Права начальствующих чиновников всех уровней, несмотря на бесчисленные реорганизации и всевозможные перестановки, слияния, разъединения и т. п., остаются неизменными: они делят бюджетные средства, разрешают или запрещают, согласовывают или нет, подписывают или нет, выделяют или отказывают и т. д. и т.п. Всё это и является объективной основой для возникновения коррупции. Все негативные человеческие факторы являются всего лишь вторичными, поскольку они не смогли бы проявить себя без обладания установленными государством правами или попросту - властью. Вот почему стремление к власти, добиться по возможности наиболее высоких должностей для нечистоплотных людей является главной целью в жизни.
Чтобы исключить попадание таких людей во власть следует радикально изменить права начальствующих чиновников. Прежде всего надо устранить из многочисленных прав чиновников всех уровней основное - право распределять что либо. Право распределения - самое сильное, самое властное, именно это право является изначально источником появления коррупции. На нём и держится коррупция. Если исключить это право коррупция исчезнет сама собой, она потеряет всякий смысл. По существу произойдет радикальное изменение в деятельности исполнительной власти - вместо административного командования она будет повернута на путь организации экономики страны во всех ее сферах и уровнях. В этом собственно и должна быть главная функция чиновника любого ранга - организовывать экономику, а не командовать ею.
Необходимо классифицировать распределительные права по степени их важности во всех сферах экономики (промышленности, сельском хозяйстве, органах государственного управления, армии и военных отраслях промышленности, государственной безопасности, правоохранительной деятельности, законотворчестве, здравоохранении, образовании и т. д.). Далее следует принять решение - какие виды распределительных прав на текущий момент следует сохранить. Во всех остальных случаях распределение должно осуществляться другими методами и абсолютно гласно на всех уровнях. Вопрос о том как делить здесь не рассматривается, поскольку вариантов возможно множество (от коллегиальных до конкурсных).
Можно предположить, что в результате внедрения предлагаемого способа борьбы с коррупцией значительно сократится количество начальствующих чиновников за ненадобностью. Весь исполнительный аппарат власти сократится, так как выявится, что некоторые структуры только дележом и занимаются. Многие должности будут сокращены, иные чиновники уйдут сами, так как многие потеряют «кормушку». Да и функции чиновников определятся более четко. Главной обязанностью чиновников на всех уровнях станет организация эффективной экономики. И ничего более. Поскольку численность аппарата управления резко сократится появится возможность значительного повышения зарплаты чиновникам. Возможно она станет выше уровня, чем в любой другой стране. Разумеется, что должности при этом необходимо будет занимать не по назначению, а по конкурсу.
Чиновники всех уровней потеряют возможность «брать», а бизнесу некому будет «давать». Несомненно, в обществе произойдет оздоровление экономической, социальной и политической ситуаций (последняя вообще или вскоре исчезнет, или существенно изменится, так как при нормальной рыночной экономике не нужна и даже невозможна ненормальная политическая ситуация в стране). Нет сомнения: исчезнет коррупция - резко сократится количество других видов преступлений.
Веками сложившаяся исполнительная власть в России, основанная на праве распоряжаться и распределять, полученном от верховной власти, в нынешних условиях во многом устарела и становится больше тормозом в развитии экономики нежели движущим началом. Из-за этого плохо развивается бизнес. Назрела необходимость в коренных изменениях как в функциях управления страной так и в структуре государственных учреждений, их много и зачастую они дублируют друг друга. Право распределять в наше время может иметь довольно узкий круг высокопоставленных руководителей государства. Все остальные должны быть ориентированы в основном на отслеживание ситуации в рыночной экономике и её организацию во всех сферах народного хозяйства. При этом, контрольная функция должна остаться за государством.
Возможен и другой путь искоренения коррупции - разработка нормативов направления бюджетных средств в конкретные сферы экономики. Но этот путь сложный и трудоёмкий, кроме того нормативы необходимо периодически корректировать. Разработка и поддержание нормативов в дееспособном состоянии потребует значительных затрат. Но зато использование нормативов в планировании просто и не требует никаких противоречивых споров.
Как видим, коррупцию можно победить довольно просто, выбив из под нее объективный наиболее сильный действующий фактор - власть распределять. Требуется только желание и воля. В принципе государство распределяет все, но важнейшей сферой являются бюджетные средства страны на всех уровнях. Вот с этого и надо начинать. Отмена права распределять (или вообще распоряжаться бюджетными средствами) практически исключит возможность давать и брать взятки, а значит средства пойдут туда, где наиболее нужны. Лозунг «борьба с коррупцией» по существу есть пустой звук, на так называемую борьбу с коррупцией тратятся огромные людские и материальные ресурсы, а толку чуть. А надо лишь ограничить властные функции чиновников и результат появится сразу.
Элькин Э. З.
Тяжелое наследство
К моменту обретения независимости (1965 г.) Сингапур находился в плачевном состоянии – бедность большей части населения, казнокрадство и взяточничество были неотъемлемой частью жизни государства. Стране катастрофически не хватало природных ресурсов – импортировать приходилось даже пресную воду и строительный песок.
Британские колониальные власти хоть и оставили в наследство действенную систему управления, но она была бессильна перед тем уровнем коррупции, который захлестнул Сингапур. Борьбу со злоупотреблениями в органах власти сильно осложняло то, что многие чиновники были вовлечены в коррупционную схему.
Развитию коррупции способствовал скромный заработок государственных служащих в сравнении с сотрудниками коммерческого сектора. Более того, значительная часть населения имела чрезвычайно низкий уровень образования и правовой культуры. В такой ситуации взятки были единственным средством повысить свой достаток.
Политическая воля
Человеком, которому удалось преломить ситуацию в стране стал Ли Куан Ю. Со своей партией «Народное действие» в июне 1959 года он победил на выборах и занял должность премьер-министра. «Группа буржуазных, получивших английское образование, лидеров» – как называла себя новая партия – не медля приступила к наведению порядка в социальной, правовой и экономической сферах.
Решимость, с которой Ли Куан Ю начал свои реформы, лучше всего характеризует его высказывание: «Хочешь победить коррупцию, будь готов отправить за решётку своих друзей и родственников». Отныне в стране правил Закон. Перед ним были все равны – будь-то чиновник среднего звена или член парламента.
По мнению нового правительства, чтобы справиться с должностными преступлениями нужно было под корень ликвидировать прижившуюся схему: власть – деньги – коррупция. Для этих целей Министерством финансов была разработана специальная антикоррупционная программа, которая включала в себя ряд мер. Вот некоторые из них:
– обеспечение прозрачности контроля нижестоящих чиновников вышестоящими;
– ведение ротации чиновников, чтобы избежать формирование коррупционных связей;
– проведение внезапных инспекций
– совершенствование процедур взаимодействия с гражданами и организациями с целью исключения бюрократических проволочек;
Партия Ли Куан Ю также заботилась о формировании независимых и объективных СМИ, которые беспристрастно бы освещали все коррупционные скандалы.
Прежде всего – достаток
Одной из важнейших мер эффективного противодействия коррупции стало повышение зарплат чиновникам. «Они это заслужили своей порядочной и честной работой», – так рассуждал Ли Куан Ю. По мнению политика, если госслужащим не доплачивать, то врядли удастся избежать «утечки мозгов» в коммерческий сектор.
Именно стабильная и обеспеченная власть – залог успешного управления страной.
Повышение достатка чиновников быстро дало о себе знать – на государственную службу перешли лучшие специалисты. А с наступлением бурного экономического подъема заработная плата чиновников стала расти пропорционально доходам частного сектора.
Дело в том, что Ли Куан Ю видоизменил традиционную схему доходов высших должностных лиц. Теперь пересмотр жалованья министров, судей и высших государственных служащих стал автоматически привязанным к сумме налогов на доходы, уплачиваемой частным сектором. Формула зарплат чиновников, работающая до сих пор, выглядит так: уровень оклада госслужащего определялся как 2/3 дохода работника частного сектора сопоставимого ранга, отмеченного им в налоговой декларации.
«Бюро по расследованию заразной жадности»
От британского колониального правительства сингапурцам досталось Бюро по расследованию коррупции (БРК), которое в народе называли «Бюро по расследованию заразной жадности». Директор Бюро за свою деятельность нес непосредственную ответственность перед премьер-министром страны. Основные функции БРК – рассмотрение жалоб о злоупотреблении служебным положением, случаях халатности, небрежности и взяточничества, допущенных государственными служащими.
Бюро было наделено авторитарными полномочиями. Оно имело право без решения суда задерживать и обыскивать подозреваемых в коррупционной деятельности, проверять их банковские и долевые счета. Бюро также могло вести дело в отношении родственников подозреваемого, вызывать на допрос любых свидетелей, а также расследовать правонарушения, возникшие по ходу изучения дела.
БРК было в праве привлечь к ответственности абсолютно любого гражданина независимо от его статуса, ранга и вероисповедания. Исключения для высших госслужащих, что, к примеру, существует в России, не делалось. Но особо пристальное внимание уделялось сотрудникам тех государственных органов, которые по долгу службы занимают потенциально коррупциогенные должности.
Чиновник, который был уличен в коррупционной деятельности лишался работы, пенсии и всех льгот.
Есть интересные цифры, приведенные сотрудниками Гарвардского университета. Они подсчитали, что снижение коррумпированности страны с уровня Мексики до уровня Сингапура обеспечит государству экономический эффект, сопоставимый с возрастанием суммы налогов на 20%. К примеру, в России эта сумма перекроет бюджетные ассигнования в науку, образование и здравоохранение вместе взятые.
Закону подчиняются все
В 1989 году БРК посчитало, что минимальная сумма штрафа за коррупционную деятельность недостаточна и увеличило ее с 10 тыс. до 100 тыс. сингапурских долларов. Кроме этого, дача ложных показаний или попытка ввести следствие в заблуждение стала караться тюремным заключением и штрафом в 10 тыс. сингапурских долларов.
От всевидящего ока этого карающего органа не мог укрыться даже сам премьер-министр. БРК не раз проводило расследования и в отношении Ли Куан Ю, и в отношении членов его семьи, правда, результатов они не имели. Но за время деятельности БРК было отправлено за решетку несколько федеральных министров, общественных деятелей, глав профсоюзов и топ-менеджеров государственных компаний.
Вот одна из нашумевших историй, когда пред судом предстал крупный государственный чиновник – глава министерства охраны окружающей среды Ви Тун Бун. В 1975 году он с семьей предпринял поездку в Индонезию. Но поездка была оплачена не из собственного кармана чиновника, а подрядчиком, строившим ему жилье, интересы которого Ви Тун Бун представлял перед государственными служащими.
Более того, министр также получил от подрядчика особняк стоимостью 500 тыс. сингапурских долларов и два кредита, которые он оформил на имя своего отца на общую сумму 300 тыс. сингапурских долларов для спекуляций на фондовом рынке. После обвинения и судебного процесса Ви Тун Бун был приговорен к четырем годам и шести месяцам лишения свободы. Приговор был обжалован. Суд обвинение оставил в силе, хотя срок заключения сократил на 18 месяцев.