Платье с использованием матросских татуировок эльза скиапарелли. Эльза Скиапарелли
В творчестве талантливой итальянки сплелись классицизм, неистовство, эксцентричность и остроумие. Каждая её коллекция производила сенсацию. Для неё не существовало ничего невозможного. Она открыла один из первых в мире бутиков и заложила основы и принципы того, что в будущем станет именоваться «прет-а-порте».
(Elsa Schiaparelli ) — это
- Женщина, с которой соперничала Шанель, сотрудничал Дали и у которой практиковался Живанши.
- Женщина, подарившая модницам шляпки-таблетки, цвет фуксии и желание быть неповторимой.
![](https://i1.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/4714/80087663.164/0_5d1c6_aa153101_L.jpg)
Но, к сожалению, имя этой талантливой женщины сегодня несколько подзабыто, а в 20-30-х гг. её ставили в один ряд с самыми знаменитыми мастерами высокой моды.
Эльза Скиапарелли родилась в Риме, выросла в интеллектуальной и несколько эксцентричной среде, что наложило свой отпечаток на творчество модельера. Достаточно сказать, что её дядя - знаменитый астроном Джованни Скиапарелли, открывший «каналы» на Марсе.
Безоблачное детство сменили суровые будни юности. Брак Эльзы оказался неудачным, и после развода она осталась в Париже одна с маленькой дочерью на руках. Но она была молодой, решительной и уверенной, что найдёт собственное место в жизни. Однажды у неё гостил друг из Америки, и Эльза обратила внимание на его свитер, простой и вместе с тем элегантный. Как выяснилось, такие свитеры вяжет живущая буквально в двух шагах армянская эмигрантка, которая и стала первым соратником Скиапарелли. Вместе они разрабатывали модели свитеров и платьев. Сегодня шерстяное платье чёрного цвета, украшенное белым бантом наподобие бабочки, кажется достаточно заурядным, но в 1927 г. такой наряд был настоящим откровением.
![](https://i0.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/5413/80087663.164/0_5d136_d02127ba_L.jpg)
Ещё большего успеха Эльза добилась, работая со спортивной одеждой. Ей удалось получить большой заказ от магазина «Strauss». Над его исполнением трудилась чуть ли не вся армянская община Парижа (точнее, её женская часть). Заказ принёс Скиапарелли известность, а армянское семейство, с которым она многие годы поддерживала дружбу, смогло даже открыть собственную фабрику трикотажных изделий.
Модный Дом Скиапарелли начал свою жизнь в трёх комнатках на Рю-де-ля-Пэ. Над входом была вывеска: «Для спорта», через несколько лет её знал уже весь мир.
В первой коллекции свитеров Эльза использовала мотивы африканского искусства и работы художников-кубистов. Следующая коллекция вызвала шок - её Скиапарелли выполнила по рисункам матросских татуировок. Там были змеи, якоря, сердца, пронзённые стрелами, и т.п. Она же первая ввела рисунок, получивший название «рыбий хребет», и изображения омаров, которые с трикотажных изделий впоследствии перешли на шёлк и купальные костюмы.
![](https://i0.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/4421/80087663.164/0_5d137_69d38c30_L.jpg)
Скиапарелли увлекалась авиацией. После перелёта Чарлза Линдберга через Атлантику (1927 г.) она показала серию моделей, которые легли в основу стиля пилот, дожившего до нашего времени.
Проработав несколько лет со спортивной одеждой, Скиапарелли пробует силы в создании вечерних туалетов. И здесь достигает успеха. Её простое длинное платье-футляр из чёрного крепа в сочетании с белым жакетом и шарфом, перекинутым через спину, стало эталоном элегантности. Все кутюрье так или иначе повторяли эту идею.
В 1934 г. Скиапарелли переезжает на Вандомскую площадь - центр времяпрепровождения богатой публики. Там она открывает бутик (один из первых в мире) - магазин, торгующий небольшими сериями авторской одежды. Бутик предлагал вечерние нарядные свитеры, которые носили с длинными юбками, блузами и бижутерией. Использование бижутерии вместо настоящих драгоценностей вызвала немало насмешек у коллег-модельеров, но покупательницы были в восторге.
![](https://i1.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/4423/80087663.164/0_5d139_d3c2a603_L.jpg)
К середине 30-х тт. талант Эльзы Скиапарелли достиг расцвета. Каждая ее коллекция производила сенсацию. Коллекция под названием «Остановись, смотри и слушай» продемонстрировала дождевики, трактованные как вечерняя одежда, вышитые сари и множество других находок. Особенно поразили всех платья с пуговицами в форме французского луидора. «Достаточно посмотреть коллекцию Скиапарелли, чтобы увидеть причину кризиса воочию », - иронизировала одна из известных газет, намекая на девальвацию национальной валюты. В этой и последующих коллекциях даже в вечерних туалетах Эльза начала использовать застёжки-молнии. Выглядели они в те времена несколько грубо, и потому эффект от такого сочетания был для публики неожиданным и новым.
Скиапарелли работала и в других странах. В Германии, например, она показала такие коллекции, как «Языческая», «Музыкальные инструменты», «Бабочки». Женщины, одетые в эти модели, напоминали образы с полотен Боттичелли. «Астрологическая коллекция» представила наряды, расшитые знаками Зодиака, изображениями Луны и Солнца.
![](https://i2.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/5413/80087663.164/0_5d138_fe6c4099_L.jpg)
Но, пожалуй, самая знаменитая - «Цирк» (источником вдохновения послужил знаменитый американский цирк «Barnum»), Салон для её показа был декорирован известным дизайнером Жаном Мишелем Франком. Изображенные на одежде клоуны, слоны, гимнасты на трапециях (пуговицы повторяли их формы) как бы случайно складывались в слова: «Осторожно, окрашено». Сумки имели вид воздушных шаров, перчатки выглядели как белые гетры, конусообразные головные уборы напоминали рожок мороженого. Скиапарелли была первой, кто превратил обычное дефиле (показ модной одежды) в яркое, праздничное шоу.
Эльза Скиапарелли любила создавать коллекции в сотрудничестве с людьми искусства. С ней работали писатель, художник и театральный деятель Жан Кокто, художники Сальвадор Дали и Кес ван Донген, фотографы Хорст П. Хорст и Мэн Рей.
Увлечение сюрреализмом отразилось на творчестве Эльзы. Особенно поражали головные уборы; шляпа-баранья отбивная, шляпа-туфля, шляпа-телескоп… всего не перечислить. Клапаны карманов на костюмах напоминали ящики, вызывая ассоциации с картинами и скульптурой Дали. Дали придумал для неё сумку в виде телефона из чёрного бархата с золотой вышивкой, Кокто - мотивы для вышивок, а Жан Хуго изобрёл пуговицы, представлявшие собой маленькие скульптуры. Они и по сей день являются маркой Дома Скиапарелли. Пожалуй, самую сюрреалистическую вещь сделали Луи Арагон и Эльза Триоде - они собрали ожерелье из таблеток аспирина.
![](https://i0.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/5823/80087663.164/0_5d13a_82267c35_L.jpg)
Скиапарелли много работала для звёзд кино и театра. Кэтрин Хепберн, например, заявляла, что её карьера по-настоящему взлетела вверх только тогда, когда она начала одеваться у этого модельера, Эльза создала имидж блистательному Гари Куперу, а также Марлей Дитрих, Мишель Морган и другим актёрам.
Еще одна звезда кино, чей имидж волей случая оказался тесно связан с Домом Скиапарелли, - Мэй Уэст. «Она послала мне размеры своей знаменитой фигуры и для большей убедительности свой гипсовый слепок в позе Венеры Милосской», - писала в автобиографии Скиапарелли. Эта, как бы мы сейчас сказали, китчевая вещь вдохновила художницу Леонор Фини на создание флакона для первых духов Скиапарелли - легендарных «Shoking». Впоследствии всем духам Дома Скиапарелли были даны названия, начинающиеся на букву S. Первые духи для мужчин «Suff» имели флакон в виде курительной трубки. Идея флакона для «Roi Soleil» принадлежала Дали.
![](https://i0.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/4526/80087663.164/0_5d13b_7713e67c_L.jpg)
Война вмешалась в судьбы миллионов людей, в том числе и в жизнь Эльзы Скиапарелли. В 1939 г. она сокращает производство, а с началом оккупации Парижа (1940 г.) уезжает в США, где у неё было много друзей. Несколько лет работает в Америке, оставив в Париже своим заместителем менеджера Беттину Берджери. После освобождения Франции (конец 1944 г.) Эльза возвращается, чтобы снова взять бразды правления в свои руки.
Но времена изменились. В конце 40-х гг. взошла звезда Кристиана Диора. Стиль нью-лук завладел умами всех женщин. Скиапарелли решила, что ей пора уйти из мира моды. Окруженная людьми искусства, она до конца дней делила себя между прекрасным парижским домом на Рю-де-Берри и усадьбой в Тунисе.
Как-то Эльза заметила, что моделирование одежды - «самое трудное и неблагодарное искусство, потому что вскоре после того, как платье появится на свет, оно становится вещью прошлого ». И всё же она была не права. Подлинное произведение искусства не стареет. Творчество Скиапарелли и сегодня изучают все, кто решил посвятить себя нелёгкому искусству кутюрье.
Карьера в мире моды у Эльзы Скиапарелли началась с того момента, когда она познакомилась с великим Кутюрье Полем Пуаре. Поль Пуаре заметил молодую женщину, которая примеряла длинное чёрное бархатное пальто. Он загляделся на её грациозные движения, жесты, на то, с каким пониманием искусства она это делает. Подойдя к ней, спросил, почему она его не купит. Что могла ответить Эльза, у которой не было ни гроша в кармане. Поль Пуаре подарил ей это пальто, которое стало первым и не последним его подарком. А самый главный его подарок в её жизни было то, что он сумел разглядеть в ней творческую натуру, художника, которым впоследствии стала Эльза, и вдохновил её на эту деятельность.
А начиналось всё так. Эльза родилась в Риме в 1890 году, в обеспеченной семье в среде образованных и талантливых людей. Она была поэтической и творческой натурой одновременно, интересовалась музыкой, театром и литературой. Но ни чем не занялась всерьёз, хотя писала даже стихи, которые были одобрены критикой, но осуждены родственниками за излишнюю, как им показалось страстность. В 23 года она была отправлена в Лондон, чтобы помочь одной даме в создании приюта для детей - сирот. К тому времени Эльза заинтересовалась философией и стала посещать теософские лекции, где её как-то представили докладчику графу Уильяму де Вендту де Керлору. Граф был необычайно красив и сразу же покорил сердце нежной и впечатлительной девушки. Эльза стала его женой. Но счастье прошло почти мгновенно, сразу же после свадьбы. Родители Эльзы не одобрили её выбор, но помешать скоропалительной свадьбе не успели.
Уильям обладал притягательной силой для женщин. Эльзе часто приходилось дожидаться своего супруга, которому никак не везло с работой, зато с любовными приключениями у него складывалось как нельзя лучше. Спрос в Лондоне на лекции этого «интеллектуала» несколько упал, шла война, и молодая пара перебралась в Нью-Йорк. Здесь граф решил предоставить Эльзу самой себе, тем более, что приданое её было уже прожито, и она не представляла для Уильяма никакого интереса. У Эльзы к тому времени родилась дочь, надо было думать о её и своём содержании. Молодая женщина в поисках работы проводила дни за днями и, таким образом, вошла в круг близких по духу ей людей, художников, писателей. В 1922 году ей помогли переехать в Париж, где она также завязала знакомства с творческими и талантливыми людьми, среди которых Пикассо, Кокто, Андре Жид, Франсис Пикабия, Игорь Стравинский и Коко Шанель.
Как-то Эльза обратила внимание на свитер одного из своих друзей. Оказалось, что такие свитеры вяжет одна армянка, живущая неподалёку. Именно эта женщина и стала её первым партнёром в мире моды. Они вместе разработали серию моделей одежды, и скоро заказов было так много, что пришлось приглашать на помощь чуть ли ни всю женскую половину армянской общины. Вместе с ними Эльза приобрела славу и деньги. А её чёрное трикотажное платье с белым бантом в виде бабочки принесло неслыханный успех. Затем последовал большой заказ от известной американской фирмы спортивной одежды «Strauss» на целую партию свитеров. Эльза открывает свой собственный магазин на Рю-де-ля-Пэ Эльза «Для спорта». Она выпускает коллекции за коллекцией, в которых завораживают и интригуют мотивы африканских узоров, матросских татуировок, затем следует целая серия моделей, посвящённая авиации. А далее Эльза создаёт длинное чёрное платье из крепа с белым жакетом и шарфом, узкое облегающее платье из белого крепдешина с жакетом, полы которого перекрещивались на спине. Эти модели имели громадный успех и повторялись в тех или иных интерпретациях многими знаменитыми кутюрье.
Началась её карьера Кутюрье. В 30-х годах Эльзу Скиапарелли знал весь мир. Пресса восхищалась её творчеством, её оригинальностью, а художники испытывали к ней магическое влечение - где, как ни здесь, они могли блеснуть своим талантом и фантазией.
Её первой знаменитой клиенткой становится сценаристка Голливуда Анита Лус, а затем звёзды Джоан Кроуфорд и Грета Гарбо. Известность и деньги позволили ей открыть в 1934 году свой бутик на Вандомской площади Парижа, который был один из первых бутиков по продаже авторских моделей. Эльза не готовилась стать модисткой или кутюрье, но она стала знаменитой кутюрье. Её безумные шокирующие модели шляп были тогда самые известные и востребованные. В моде 30-х годов с её практичностью в комплект одежды непременно входили перчатки и шляпка. Какие только шляпки ни придумывали себе женщины, но коллекция Эльзы произвела сенсацию.
Да разве только шляпки в форме телескопа или телефона и даже туфли, а что вы скажете по поводу шляпы - баранья отбивная!! А вечерние туалеты! Эльза любила экстравагантность, она сотрудничала со многими художниками, среди них были: Мэн Рей, Сальвадор Дали, фотограф Хорст П. Хорст, Кес ван Донген, Жан Кокто и другие. Со многими из них её связывала дружба до конца жизни. Эльза первая превратила показ мод в праздничное шоу. В её творчестве сплелись и классицизм, и эксцентричность, и остроумие. Именно она заложила принципы того, что впоследствии стало называться «прет-а-порте».
Эльза Скиапарелли первая использовала изображения на тканях в виде газетных статей, надписей, на одежде изображались животные, растения; пуговицы также повторяли эти изображения. Особенно поразили всех пуговицы в форме луидора. А Жак Хуго сделал пуговицы в виде маленьких скульптур. Вышивка занимала не последнее место, использовались не только нитки, но и стразы, бисер, перья (Эльза очень любила украшать изделия вечерних туалетов перьями). Стразы нашивались с металлическими блёстками на дорогие ткани, что восхищало женщин. Её великолепное лоскутное платье создавало иллюзию потёртости (вспомните моду «панков» в 60-е годы) или брюки - шорты «капри», которые модны сегодня. В создании «поношенных тряпок» помогали ей её друзья - художники, для них она была идеальным партнёром.
Любимый цвет Эльзы - розовый. Этот цвет она использовала для всего: от упаковок до богато расшитых вечерних платьев. Когда она совместно со своими творческими друзьями занялась парфюмерией, розовый цвет и здесь присутствовал… Многие вещи, созданные ею, принесли ей успех и всемирную славу. Эльза в своих коллекциях использовала обычные предметы, но в совершенно другом контексте, что называется сюрреализмом. Как говорила сама Эльза, что для неё слово «невозможно» не существует. Поэтому аспирин мог превратиться в ожерелье, а обыкновенные жуки и пчёлы служили для модных украшений.
В каждой детали она видела находку для своей фантазии и в этом ей помогали её друзья - художники. Например, Луи Арагон и Эльза Триоле создали ожерелье из таблеток аспирина. А благодаря тому, что звезда экрана Мей Уэст отправила ей размеры своей фигуры в гипсовом слепке в позе Венеры, Эльза Скиапарелли и художница Леонор Фини создали флакон первых духов - «Shoking» в виде фигурки женщины. А флакон духов для мужчин «Roi Soleil» Сальвадор Дали сделал в виде курительной трубки.
Эльза Скиапарелли была великим кутюрье 30-х годов, её дружбой гордились известные писатели, художники, актёры. У неё одевались такие звёзды, как Марлен Дитрих, Гари Купер, Кэтрин Хепберн, Мишель Морган и другие.
Во время войны в 40-х годах Эльза Скиапарелли эмигрировала в США, а когда возвратилась назад, она нашла, что мир моды изменился, и в этом мире она себя не увидела. Последняя демонстрация её коллекций произошла в 1953 году. После этого Эльза Скиапарелли решила оставить себе только занятия с созданным парфюмом, который ей приносил всегда хороший доход и общение со своими творческими друзьями.
Вышивки для ее костюмов рисовал Жан Кокто, а идеи для платьев и аксессуаров подсказывал Сальватор Дали.
Эльза была настоящим кладезем идей. Скиапарелли придумала ставить в костюмы подплечники, чтобы сделать визуально уже талию. Она же стала вшивать в одежду молнии, как декоративный элемент. Придумала принт на ткани "газета". Ввела в моду "шокирующий розовый цвет".
Она хотела шокировать, и её последняя коллекция называлась «Шокирующая элегантность», а её биография - «Шокирующая жизнь».
Эльза Скиапарелли - женщина, которой можно восхищаться и при восхождении её звезды и при закате. Восхищаться тем, как могла эта нежная душой и сильная характером маленькая женщина выдержать испытания, посланные ей в жизни, а взлетев на вершину пьедестала с достоинством покинуть её, оставив место для тех, других, пришедших ей на смену, таких же великих и достойных кутюрье.
Эльза Скиапарелли родилась в 1890 году в Риме, в старинном палаццо Корсини (Palazzo Corsini, Rome) - теперь там находится Национальная галерея старинного искусства. Её отец был интеллектуалом, учёным, преподавал в университете. Его брат, Джованни Скиапарелли (Giovanni Schiaparelli) , был известным астрономом, много времени посвящавшим исследованию Марса и полагавшим, что тот обитаем. Мать Эльзы происходила из неаполитанской аристократической семьи. Главной красавицей в семье считалась её старшая сестра Беатрис, а маленькая худенькая Эльза с тяжёлой нижней челюстью считалась гадким утёнком. Природа, не наградившая будущую звезду моды физической красотой, подарила ей характер и незаурядное воображение, любопытство, способность представлять обыденное в новом свете! Еще с детства все увиденное и услышанное оставляло глубокий след в сознании Эльзы, например, ей хотелось лично испытать те удивительные явления, о которых ей доводилось услышать, к примеру, прыгнуть с парашютом, поэтому, смастерив парашют из зонта, она прыгнула с ним в открытое окно со второго этажа. Под впечатлением от библейских рассказов, которые читались детям дома, Эльза решила вслед за Иисусом попробовать ходить по воде. Она нашла подходящее, как ей казалось, место и осторожно ступила в поблескивающую «воду», которая оказалась негашеной известью! Спасли ее чудом. Увлеклась поэзией, в четырнадцать лет, Эльза начала писать стихи о любви и страсти. Ей казалось, что она очень хорошо разбирается в это сфере человеческих чувств. Её кузен нашел издателя, выпустившего сборник лирики юной поэтессы, что вызвало настоящий семейный скандал. Эльзу отправили в швейцарскую монастырскую школу со строжайшим уставом, откуда, она вскоре вернулась. Отец, навестив дочь, которая устраивала голодовки, понял, что в таком месте её оставлять нельзя. Когда пришло время, Эльза Скиапарелли , которую в мире моды чаще называли Скиап, нашла способ стать прекрасной и незабываемой! Интерес к одежде Эльза проявляла с детства. На чердаке, где её мать хранила свои старые наряды, она подолгу любовалась найденными сокровищами. После учебы в Римском университете, где будущая кутюрье изучала философию, Эльза решила жить самостоятельно и отправилась в Лондон, в качестве гувернантки.
В свободное время она посещала лондонские оперные спектакли, музеи и различные лекции. На одной из лекций, посвящённой теософии, Эльза познакомилась с лектором, неким авантюристом по имени Вильгельм де Вендт де Керлор (Wilhelm de Wendt de Kerlor) . Он сделал ей предложение на следующий же день после первой встречи. Брак оказался столь скоропалительным, что возмущённая семья Скиапарелли не успела помешать ему. Через некоторое время супружеская чета перебралась в Нью-Йорк. Их совместная жизнь не удалась. Муж, оказавшийся довольно мутной личностью и большим любителем приключений, покинул Эльзу вскоре после рождения дочери. Она сталась в Нью-Йорке одна, с крошечным ребёнком на руках. Позднее выяснилось, что у Марии Луизы Ивонн (Maria Luisa Yvonne Radha), которую в семье называли Го-го, детский церебральный паралич. Надо было думать, как зарабатывать на себя и ребёнка. В 1922 году Эльза переехала в Париж и нашла работу у антикваров. Однажды вместе с подругой она пришла в Дом моды Поля Пуаре (Paul Poiret) , наряды, которые создавал великий модельер, потрясли её. Эльза решила заниматься модой. Вскоре, в 1926 году, ей удалось открыть собственный Дом моды на Рю-де-ля-пэ (Rue de la Paix) , и продемонстрировать там свой знаменитый свитер с вывязанным белым бантом. Такой свитер ручной работы она увидела на подруге американке, которая рассказала, что купила его у армянской эмигрантки, зарабатывающей на жизнь вязанием. Эльза разыскала мастерицу и начала заказывать у неё свитеры с белыми бантами и другими придуманными уже ею самой рисунками. Свитеры имели успех, заказы поступали один за другим. Американский «Вог» назвал эту модель «шедевром». Первые коллекции новоявленного кутюрье, состояли из свитеров, которые были выполнены в африканском стиле, а также в стиле кубизма с крепдешиновыми юбками. Для создания следующих своих работ Скиапарелли обратила внимание на татуировки матросов. На одежде появились рисунки в виде змей, сердец, пронзенных стрелами, якорей, а также рисунок под названием «рыбий хребет» – все это вызвало шок. Она предлагала носить трикотажные платья и свитеры в горошек и полоску, с рисунками, имитирующими банты и воротники.
В 1929 году Эльза открыла магазин «Pour le Sport»(«Всё для спорта»), где продавались готовые костюмы для гольфа, тенниса, катания на коньках и пляжного отдыха, свитеры с узорами, платья из джерси. Придуманный ею повседневный костюм из 6 предметов можно было носить целый день по-разному, комбинируя вещи. Скиапарелли совсем не умела шить, но неплохо рисовала. Она смело экспериментировала, опираясь на собственные представления о прекрасном. Источником вдохновения служили сюрреализм и дадаизм, Скиап активно сотрудничала с художниками - Сальвадором Дали (Salvador Dalí) , Леонор Фини (Leonor Fini) , Альберто Джакометти (Alberto Giacometti) , Мерет Оппенгейм (Méret Oppenheim) , Кристианом Бераром (Christian Bérard), а также с драматургом, писателем и художником Жаном Кокто (Jean Cocteau ), и многими другими. Одни помогали ей оформить ателье, другие рисовали дизайн для украшений, третьи делали рекламные рисунки. В 1930-е годы Дом моды Скиапарелли стал одним из ведущих в Париже. В длинном списке ее клиенток значились - герцогине Виндзорская (Wallis Simpson Duchess of Windsor) , Грета Гарбо (Greta Garbo), Марлен Дитрих (Marlene Dietrich), Джоан Кроуфорд (Joan Crawford), Мэй Уэст (May West) , Клодетт Кольбер (Claudette Colbert), Норма Ширер (Norma Shearer). В ее одежду влюбились американская писательница Анита Лус (Anita Loos) и главный редактор парижского Harper"s Bazaar Дэйзи Феллоуз (Daisy Fellowes ), одна из самых больших модниц того времени. Еще одна модная икона, Диана Вриланд (Diana Vreeland) , даже посвятила Скиапарелли в 1937 году свою знаменитую колонку «Почему бы вам не?..», упомянув один из фирменных приемов дизайнера: «Почему бы вам не носить с черными повседневными костюмами бежевые чулки в крупную сетку?»
Мэй Уэст, являвшаяся секс-символом 1930-х годов, часто заказывала наряды у Скиапарелли, но не хотела ходить на постоянные примерки, поэтому прислала модельеру в мастерскую гипсовый слепок, повторяющий ее фигуру в позе Венеры Милосской. Этот слепок впоследствии вдохновил Эльзу Скиапарелли на создание флакона для своих первых духов. Это был оригинальный аромат «Шокинг» («Shoking»), созданный знаменитым парфюмером Жаном Карлесом (Jean Carles). А идею с флаконом, который представлял собой стеклянный женский торс с букетом вместо головы, воплотила в жизнь французская художница Леонор Фини. В начале 1930-х годов Скиап занялась вечерними нарядами, своё первое вечернее платье она описывала так: «Простое, узкое, прямое, до пола платье из чёрного крепдешина, жакет из белого крепдешина с длинными полами, которые перекрещивались на спине, но завязывались спереди. Всё предельно строго, к чему я и стремилась. Платье оказалось самым большим успехом в моей карьере, его воспроизвели повсюду, во всём мире».
Скиапарелли была одной из первых кутюрье, ставших включать в коллекции чисто экспериментальные модели, не предназначенные для реальной жизни. Экспериментировала она, как правило, с новыми нетрадиционными материалами и цветовыми сочетаниями, необычными деталями, активно используя жатую вискозу и прочие фактурные ткани, твид для вечерних жакетов, войлок и вискозное трикотажное полотно, синтетические ткани. В 1934 году был выпущен новый материал под названием родофан (Rhodophane) , такого же типа, как и целлофан, из которого Скиапарелли смоделировала кейп (накидку) для вечернего платья («Стеклянная коллекция»). Она пускала в ход нейлон, бумагу, целлофан, клеёнку. Даже работая с традиционными тканями, Скиап зачастую использовала их необычным образом, например, из тафты, обработанной таким образом, чтобы та стала водонепроницаемой, делала дождевики. Пуговицы на её одежде всегда были нетрадиционными, они могли представлять собой всё, что угодно – фигурки животных, насекомых, сказочных персонажей, могли быть сделаны из золотых монет, из дерева, из пластика, но ни одна пуговица не выглядела так, как должна выглядеть пуговица. В качестве рисунка для ткани Скиапарелли могла выбрать принт в виде отпечатков хвалебных и ругательных газетных статей о её творчестве или украсить ткань изображением женского профиля, нарисованного Жаном Кокто.
В 1935 году у Скиапарелли появились модели женской одежды с застежками-молниями. Застёжка молния, создание которой началось ещё в XIX веке, в 20-е годы начала применяться для дорожных сумок и резиновых сапожек, а в 1930-е в мужских брюках, но категорически не приживалась в дамской одежде, считаясь грубой и вульгарной, некоторые производители пытались вставить молнию на женские платья, но успехом нововведение не пользовалось. Скиапарелли не могла обойти своим вниманием новаторскую застёжку и начала вставлять её в спортивную одежду, а потом и в платья, и как утилитарную деталь и в качестве декоративного элемента, но сделать широко популярной молнию в 1930-е годы так и не удалось.
В 1936 году Скиапарелии продемонстрировала кричаще-яркий розовый оттенок, ставший её фирменным цветом – шокирующий розовый (shocking pink). В её коллекциях стали появляться платья, жакеты, шляпки, а также аксессуары и косметика цвета «Шокинг». Скиап говорила о нём: «Яркий, невозможный, дерзкий, привлекательный, жизнеутверждающий, как будто соединились воедино весь свет, все птицы и все рыбы в мире… шокирующий цвет». Свою автобиографию, яркую, как этот розовый, она впоследствии назовёт «Моя шокирующая жизнь». Скиапарелли любила экспериментировать с цветом, использовать сложносочиненные яркие сочетания, например - пурпурный, темно-красный и оливковый, или модель из бирюзового льна отделать вельветовым кантом виноградного цвета, а к черному платью предложить контрастные чулки красного цвета. Нестандартный подход Эльзы к моде сразу привлек внимание Кармел Сноу, возглавлявшей тогда американский Harper"s Bazaar. Сноу стала в своем роде покровительницей модельера. Обе были страстными поклонницами сюрреализма. Одежда Скиапарелли не просто регулярно появлялась на страницах Harper"s Bazaar - по просьбе Кармел ее снимали Ман Рей (Man Ray) и Жорж Хойнинген-Хьюэн (George Hoyningen-Huene) , рисовали Леонор Фини и Ван Донген (Kees van Dongen) .
В 1935 году Эльза Скиапарелли перебралась на Вандомскую площадь, заняв помещение, модного дома Луизы Шеруи (Louise Chéruit). Силуэты её нарядов часто с широкими плечами, подчёркивавшими узкие бёдра, необычные детали, аксессуары, материалы и рисунки на ткани стали узнаваемыми, ими восхищались, их копировали. В её бутик заходили не только купить что-нибудь, но и полюбоваться необычной обстановкой, проникнуться царящей в этом месте атмосферой весёлого безумия, чего стоило одно только ярко-розовое чучело медведя в светло-лиловом атласном пальто! Эльза обожала эпатировать и удивлять. Когда она продемонстрировала раздельный купальный костюм телесного цвета, публика на пляже остолбенела. Она удивляла купальниками с более открытой, чем было принято, спиной, в которых прозрачные бретели, не мешавшие загару, экстравагантными принтами на платьях, шарфами и съёмными меховыми воротниками, шляпкой в виде вязаного колпачка-трубы, которую можно было укладывать на голове несколькими способами (модель, оказавшаяся настолько популярной, что однажды Скиап не выдержала и приказала уничтожить все остававшиеся экземпляры). В её модном доме стали шить твидовые юбки-брюки и брючные костюмы для женщин, несмотря на то, что эти предметы гардероба, начавшие проникать в женскую моду в середине XIX века, но упорно считающиеся исключительно мужскими, вызывали в обществе споры и раздор. Скиапарелли создавала одежду, которая была одновременно и авангардной и удобной.
Когда в конце 1920-х разразился финансовый кризис, бизнес Скиап практически не пострадал, ведь она, в отличие от многих своих коллег, наряду с эксклюзивными дорогими нарядами, делала и простые функциональные вещи, которые вполне были доступны покупателю среднего достатка. В 1930-х годах в художественных кругах начала витать мысль об ироничном, ка бы игровом отношении к моде, Скиапарелли п одной из первой уловила эту тенденцию, стараясь придать модной одежде оттенок иронии. Например, на свет появилась знаменитая шляпа в виде поношенной туфли из зеленого вельвета или цвета «шокинг», идею которой Скиап подала жена Сальватора Дали Гала. Сотрудничество Эльзы Скиапарелли с Сальвадором Дали было чрезвычайно плодотворным, Именно под влиянием сюрреалистических идей Скиапарелли создала свои самые знаменитые вещи - платье «Лобстер» с принтом в виде огромного красного лобстера, которое продемонстрировала светскому обществу Уолиис Симпсон накануне свадьбы с герцогом Виндзорским, платье «Слёзы», платье «Скелет» и прочие знаменитые творения. Эльза также работала с Жаном Кокто и Кристианом Бераром. Скиапарелли одной из первых начала создавать тематические коллекции и давать им названия среди них были «Стой, смотри и слушай», «Бабочки», «Современная комедия, «Музыка», «Возвращение тюрнюра», «Цирк», «Астрологическая коллекция», «Язычник» и др. Активно прибегая к сюрреалистическим мотивам, Скиап создавала классические костюмы, которые застегивались на пуговицы в виде различных фигурок, например, знаков зодиака (в коллекции «Астрология»), гимнастов или цирковых лошадей (в коллекции «Цирк»), придумывала карманы, похожие на выдвижные ящики и цветочные вазы. Ее экстравагантные аксессуары, маскировались под другие предметы - платок был упаковкой аспирина, сумка – телефоном, шляпа – котлетой, и т.д.
Еще в начале 1920-х годов, в сфере ювелирного искусства произошли революционные изменения, дизайнеры стали использовать кристаллы, стразы, эмали, алюминий и прочие недорогие материалы, ранее не применяющиеся в этой сфере. Скиапарелли с интересом включилась в создание, как она сама их назвала, «нежелательных ювелирных украшений». Для бижутерии Эльза нередко использовала нетрадиционное - китайские эмали, фарфор, стекло, хрусталь, алюминий, пластик. Авторские работы Скиап, продававшиеся в её бутике, модные парижанки постепенно стали приобретать вместо драгоценностей. Эти украшения обрели своих почитателей. Зато коллеги модельеры нередко иронизировали по поводу творений Эльзы. В последние предвоенные годы Эльза Скиапарелли выпустила ослепительно красивую осеннее-зимнюю коллекцию, которая называлась «Астрология». Состояла она по большей части из жакетов, украшенных ручной вышивкой из золотой парчи. На одежде были изображены знаки гороскопа и небесные тела. Рисунки были созданы компанией «Лесаж» (Lesage) - известнейшим парижским домом вышивки.
Конец блестящей карьере Эльзы Скиапарелли положила Вторая мировая война. Первое время она ещё оставалась в Париже, и её весенняя коллекция 1940 года была посвящена военной теме. Затем Скиапарелли уехала в Нью-Йорк и оставалась в США до конца войны. Дочь Эльзы вступила в американский Красный Крест, работавший за границей, а сама Скиапарелли стала работать в секции женщин-добровольцев «Рошамбо», готовящихся к работе в Северной Африке. После войны Эльза Скиапарелли вернулась в Париж. Мир изменился, изменения коснулись и моды . Началось время Кристиана Диора (Christian Dior ) и его нового стиля «Нью лука», очень далёкого от того, что любила и чувствовала сама Эльза. Некоторое время она еще работала, стараясь вписаться в новую реальность, но финансовых трудностей становилось всё больше. В 1954 году Скиапарелли закрыла свой дом моды, оставив только выпуск духов и женских аксессуаров в США, и полностью посвятила себя семье - дочери и двум внучкам.
Дочь Эльзы Скиапарелли , оправившись от тяжёлых недугов детства, дважды выходила замуж, родила двух дочерей - Марису (Marisa Berenson) и Берри (Berry Berenson). Берри Беринсон после продолжительной карьеры фотомодели и актрисы стала фотографом, её работы публиковались в ведущих глянцевых, модных и новостных журналах США, а Мариса Беринсон стала одной из известнейших актрис и фотомоделей США. В 1973 году Эльза Скиапарелли скончалась в Париже, и, согласно её просьбе, знаменитого некогда кутюрье похоронили в пижаме её любимого цвета - «шокирующего розового». Эльза Скиапарелли является одной из самых ярких фигур в мире моды ХХ столетия.
![](https://i0.wp.com/casual-info.ru/yenisite.resizer2/resizer2GD.php?url=/wiki/name/schiaparelli/schiaparelli_2.jpg)
Биографии знаменитостей
2866
10.09.14 11:06
Современным модницам имя Эльзы Скиапарелли мало о чем говорит, а в первой четверти ХХ столетия эта талантливая итальянка была известным дизайнером одежды. Именно она ввела в обиход понятие «прет-а-порте», а карьера легендарного кутюрье Юбера Живанши формировалась под началом Скиапарелли.
Биография Эльзы Скиапарелли
Простой вязаный свитер
Эльза родилась в Риме 10 сентября 1890-го. Она рано впитала в себя дух этого древнего города, музея под открытым небом. А внутренний мир малышки формировался под влиянием достаточно богемной среды, в которой она росла. Из семьи Скиапарелли большей известности добился (кроме самой Эльзы) ее родной дядя, брат отца – Джованни Скиапарелли, ученый-астроном.
В 24 года девушка стала женой швейцарского аристократа. Граф де Керлор был человеком своеобразным, «Теософское общество» было для него важней молодой жены и маленькой дочери Ивонн. Вскоре последовал развод.
Экс-графиня была не из тех, кто опускает руки при жизненных неурядицах. Оставшись с дочкой в Париже, она растворилась в поиске идей, которые помогут не только заработать на кусок хлеба, но и дадут ей самовыразиться. Первой партнершей по бизнесу Скипарелли стала эмигрантка, зарабатывающая вязанием. Свитер, вышедший «из-под спиц» этой армянки, очень понравился будущему модельеру, и она предложила соседке сотрудничество. Их вязаные платья и джемпера стали «писком моды» конца 1920-х годов.
Открытие Модного дома
Успех принесла и коллекция спортивной одежды для фирмы «Strauss». Эльза после этого смогла открыть собственный Модный дом (амбициозную девушку приютила улица Рю-де-ля-Пэ), а армянка со своими подругами – фабрику трикотажа.
Модели, вышедшие из-под рук Скиапарелли, были смелыми и дерзкими. Для одной коллекции свитеров она черпала вдохновение у кубистов и брала за основу национальные африканские мотивы. Для другой – татуировки французских моряков (якоря, змеи, омары, сердца). А после легендарного перелета Линдберга через Атлантический океан в творчестве Эльы Скиапарелли был сделан упор на авиационную тематику.
Спортивная одежда сделала кутюрье знаменитой, теперь она могла уже поэкспериментировать и в другой области. Вечерние туалеты итальянки тоже привлекли внимание публики – например, платье-футляр или белый шарф, перекинутый через плечо, взяли «на вооружение» многие красотки.
В 1934-м году модельер открывает свой бутик на Вандомской площади. Серии одежды от Скиапарелли пользовались небывалым спросом. Она смогла сделать свитер вечерним нарядом: в сочетании с элегантными юбками и яркой бижутерией это выглядело весьма изысканно.
Шок и феерия
Эльза любила шокировать публику. Так, она первая начала сочетать, казалось бы, не сочетаемое: шик нарядной одежды, легкие ткани и грубоватые застежки-«молнии». Удивили всех и платья, украшенные пуговицами в виде французского луидора. Очень необычными были вещи из «Астрологической коллекции». Но одежда из коллекции «Цирк» была верхом изобретательности: сумки, словно воздушные шары, костюмы с изображениями акробатов, клоунов, слонов. Это было феерично!
Сюрреалистические мотивы нашли свое отображение в шляпках от Скиапарелли. Можете себе представить, например, головной убор в форме телескопа? Или в виде туфли? Человек общительный и открытый, Эльза довольно легко сходилась с людьми, с ней были рады сотрудничать многие знаменитости. Например, своими идеями с модельером делились драматург и режиссер Жан Кокто, великий Сальвадор Дали, фотохудожник Мэн Рей. А пуговицы в виде мини-скульптурок «изобрел» для кутюрье Жан Гюго. Одевались у Скиапарелли Кэтрин Хепберн (на заре славы), Гари Купер, Мишель Морган.
Фигура кинозвезды Мэй Уэст стала моделью для флакона дебютных духов Эльзы Скиапарелли, «Shoking».
Потрясения Второй мировой
Вторая мировая заставила Скиапарелли сократить производство. Когда Париж оккупировали фашисты, модельер покинула его и переехала в США. Но там она занималась благотворительностью, устраивала мероприятия, которые могли бы привлечь внимание американцев к нуждам обездоленных французов.
Как только Париж был освобожден, Эльза сразу же вернулась в любимый город. Но после ужасов войны приоритеты людей поменялись, и на прежнюю эксцентрику у кутюрье уже не было ни вдохновения, ни сил. Подросли и более амбициозные конкуренты. Поэтому последняя коллекция итальянки была показана публике в 1953-м.
Ей было отмерено еще 20 лет жизненного пути. В свои 82 она лежала в гробу в розовых шелках – того самого шокирующего цвета, который сама же и сделала модным. Это был последний «выход» одного из самых талантливых модельеров довоенной эпохи.
Затем Скиапарелли удалось получить крупный заказ от фирмы «Strauss» на спортивную одежду , над выполнением которого трудились почти все женщины армянской общины Парижа. Этот заказ помог Эльзе получить широкую известность, а армяне смогли открыть свою трикотажную фабрику.
После спортивной одежды Эльза принимается за вечерние платья, совершив очередную революцию: чёрное платье-футляр , жакет и белый шарф перекинутый через спину.
В 1937 году Скиапарелли выпустила в продажу аромат «Shocking», дизайн флакона для которых, вдохновясь силуэтом Мэй Уэст , создала художница Леонор Фини .
К 1938-1939 годам относятся коллекции «Цирк» и «Король-Солнце».
При создании своих коллекций Скиапарелли сотрудничала с такими художниками, как Сальвадор Дали , Жан Кокто , Кеес ван Донген , Кристиан Берар , Марсель Верте и Жан Клеман (фр. Jean Clemént ). Луи Арагон и Эльза Триоле дали ей идею ожерелья из таблеток аспирина. Её модели фотографировали Хорст П. Хорст , Ман Рэй , Сесиль Битон и граф Этьен де Бомон . Результатом увлечения Скиапарели сюрреализмом и дадаизмом стали коллекции одежды и аксессуаров, выделяющиеся своей необычностью. Её головные уборы - шляпа-баранья отбивная, шляпа-туфля, шляпа-телескоп - эпатировали публику. Украшая свои творения самыми обыденными предметами из повседневной жизни, модельер тем самым стремилась объединить реальность и высокое искусство. Считая, что новые недорогие ткани помогут стереть различия между классами, она старалась использовать искусственные материалы, которые лишь начинали завоёвывать рынок :483-485 .
Среди клиенток Скиапарелли были представительницы аристократических семейств, герцогиня Виндзорская , Кэтрин Хепберн , Марлен Дитрих , Мишель Морган , Мэй Уэст , Норма Ширер , Глория Свенсон , Сесиль Сорель и другие звёзды театра и кино.
Эльза Скиапарелли скончалась 13 ноября 1973 года в Париже , через двадцать лет после выпуска своей последней коллекции. Её похоронили в шёлковом костюме «шокирующего» розового цвета, введённом в моду ею же.
В доме моды Скиапарелли в качестве ассистента начинал свою карьеру Юбер де Живанши .
Семья
В 1914 году Эльза вышла замуж за швейцарского графа Гийома де Вендт де Керлора, члена Теософского общества . У супругов родилась дочь Ивонн («Гого»), однако их брак вскоре распался. Дочери «Гого» - Мариса и Берри Беренсон - стали известными актрисами кино и фотомоделями.
Работа в театре
- - «Дьявол и Господь Бог» Ж.-П. Сартра в постановке Луи Жуве , в ролях - Мария Казарес и Пьер Брассёр
В кинематографе
- - костюмы для фильма «Пигмалион »
Напишите отзыв о статье "Скиапарелли, Эльза"
Ссылки
Примечания
Литература
Скиапарелли, Эльза. Моя шокирующая жизнь / пер. с фр. А. А. Бряндинский. - М . : Этерна, 2008. - 336 с. - (Mémoires de la mode). - 3 000 экз. - ISBN 978-5-480-00189-1 .
Отрывок, характеризующий Скиапарелли, Эльза
Война 1812 го года, кроме своего дорогого русскому сердцу народного значения, должна была иметь другое – европейское.За движением народов с запада на восток должно было последовать движение народов с востока на запад, и для этой новой войны нужен был новый деятель, имеющий другие, чем Кутузов, свойства, взгляды, движимый другими побуждениями.
Александр Первый для движения народов с востока на запад и для восстановления границ народов был так же необходим, как необходим был Кутузов для спасения и славы России.
Кутузов не понимал того, что значило Европа, равновесие, Наполеон. Он не мог понимать этого. Представителю русского народа, после того как враг был уничтожен, Россия освобождена и поставлена на высшую степень своей славы, русскому человеку, как русскому, делать больше было нечего. Представителю народной войны ничего не оставалось, кроме смерти. И он умер.
Пьер, как это большею частью бывает, почувствовал всю тяжесть физических лишений и напряжений, испытанных в плену, только тогда, когда эти напряжения и лишения кончились. После своего освобождения из плена он приехал в Орел и на третий день своего приезда, в то время как он собрался в Киев, заболел и пролежал больным в Орле три месяца; с ним сделалась, как говорили доктора, желчная горячка. Несмотря на то, что доктора лечили его, пускали кровь и давали пить лекарства, он все таки выздоровел.
Все, что было с Пьером со времени освобождения и до болезни, не оставило в нем почти никакого впечатления. Он помнил только серую, мрачную, то дождливую, то снежную погоду, внутреннюю физическую тоску, боль в ногах, в боку; помнил общее впечатление несчастий, страданий людей; помнил тревожившее его любопытство офицеров, генералов, расспрашивавших его, свои хлопоты о том, чтобы найти экипаж и лошадей, и, главное, помнил свою неспособность мысли и чувства в то время. В день своего освобождения он видел труп Пети Ростова. В тот же день он узнал, что князь Андрей был жив более месяца после Бородинского сражения и только недавно умер в Ярославле, в доме Ростовых. И в тот же день Денисов, сообщивший эту новость Пьеру, между разговором упомянул о смерти Элен, предполагая, что Пьеру это уже давно известно. Все это Пьеру казалось тогда только странно. Он чувствовал, что не может понять значения всех этих известий. Он тогда торопился только поскорее, поскорее уехать из этих мест, где люди убивали друг друга, в какое нибудь тихое убежище и там опомниться, отдохнуть и обдумать все то странное и новое, что он узнал за это время. Но как только он приехал в Орел, он заболел. Проснувшись от своей болезни, Пьер увидал вокруг себя своих двух людей, приехавших из Москвы, – Терентия и Ваську, и старшую княжну, которая, живя в Ельце, в имении Пьера, и узнав о его освобождении и болезни, приехала к нему, чтобы ходить за ним.
Во время своего выздоровления Пьер только понемногу отвыкал от сделавшихся привычными ему впечатлений последних месяцев и привыкал к тому, что его никто никуда не погонит завтра, что теплую постель его никто не отнимет и что у него наверное будет обед, и чай, и ужин. Но во сне он еще долго видел себя все в тех же условиях плена. Так же понемногу Пьер понимал те новости, которые он узнал после своего выхода из плена: смерть князя Андрея, смерть жены, уничтожение французов.
Радостное чувство свободы – той полной, неотъемлемой, присущей человеку свободы, сознание которой он в первый раз испытал на первом привале, при выходе из Москвы, наполняло душу Пьера во время его выздоровления. Он удивлялся тому, что эта внутренняя свобода, независимая от внешних обстоятельств, теперь как будто с излишком, с роскошью обставлялась и внешней свободой. Он был один в чужом городе, без знакомых. Никто от него ничего не требовал; никуда его не посылали. Все, что ему хотелось, было у него; вечно мучившей его прежде мысли о жене больше не было, так как и ее уже не было.
– Ах, как хорошо! Как славно! – говорил он себе, когда ему подвигали чисто накрытый стол с душистым бульоном, или когда он на ночь ложился на мягкую чистую постель, или когда ему вспоминалось, что жены и французов нет больше. – Ах, как хорошо, как славно! – И по старой привычке он делал себе вопрос: ну, а потом что? что я буду делать? И тотчас же он отвечал себе: ничего. Буду жить. Ах, как славно!
То самое, чем он прежде мучился, чего он искал постоянно, цели жизни, теперь для него не существовало. Эта искомая цель жизни теперь не случайно не существовала для него только в настоящую минуту, но он чувствовал, что ее нет и не может быть. И это то отсутствие цели давало ему то полное, радостное сознание свободы, которое в это время составляло его счастие.
Он не мог иметь цели, потому что он теперь имел веру, – не веру в какие нибудь правила, или слова, или мысли, но веру в живого, всегда ощущаемого бога. Прежде он искал его в целях, которые он ставил себе. Это искание цели было только искание бога; и вдруг он узнал в своем плену не словами, не рассуждениями, но непосредственным чувством то, что ему давно уж говорила нянюшка: что бог вот он, тут, везде. Он в плену узнал, что бог в Каратаеве более велик, бесконечен и непостижим, чем в признаваемом масонами Архитектоне вселенной. Он испытывал чувство человека, нашедшего искомое у себя под ногами, тогда как он напрягал зрение, глядя далеко от себя. Он всю жизнь свою смотрел туда куда то, поверх голов окружающих людей, а надо было не напрягать глаз, а только смотреть перед собой.
Он не умел видеть прежде великого, непостижимого и бесконечного ни в чем. Он только чувствовал, что оно должно быть где то, и искал его. Во всем близком, понятном он видел одно ограниченное, мелкое, житейское, бессмысленное. Он вооружался умственной зрительной трубой и смотрел в даль, туда, где это мелкое, житейское, скрываясь в тумане дали, казалось ему великим и бесконечным оттого только, что оно было неясно видимо. Таким ему представлялась европейская жизнь, политика, масонство, философия, филантропия. Но и тогда, в те минуты, которые он считал своей слабостью, ум его проникал и в эту даль, и там он видел то же мелкое, житейское, бессмысленное. Теперь же он выучился видеть великое, вечное и бесконечное во всем, и потому естественно, чтобы видеть его, чтобы наслаждаться его созерцанием, он бросил трубу, в которую смотрел до сих пор через головы людей, и радостно созерцал вокруг себя вечно изменяющуюся, вечно великую, непостижимую и бесконечную жизнь. И чем ближе он смотрел, тем больше он был спокоен и счастлив. Прежде разрушавший все его умственные постройки страшный вопрос: зачем? теперь для него не существовал. Теперь на этот вопрос – зачем? в душе его всегда готов был простой ответ: затем, что есть бог, тот бог, без воли которого не спадет волос с головы человека.