План конспект экскурсии в начальной школе. Конспект осенней экскурсии в лес в начальных классах «Экологическая тропа
Тип экскурсии : сезонная, исследовательская.
Тема экскурсии: Зима.
Цель: научить получать знания о зиме в ходе непосредственных наблюдений
и исследований в природе.
Задачи: Образовательные: сформировать представления о зиме как времени года, о типичных зимних явлениях; научить проводить научные исследования в природе и правильно фиксировать результаты.
Воспитательные: - укреплять здоровье детей в процессе проведения наблюдений природы в парке, увлекать детей красотой зимней природы; воспитывать эстетическое и нравствен ное отношение к родной природе.
Развивающие: - развивать познавательную активность детей,
интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы; способствовать сплочению отношений между детьми.
Оборудование: лопата, снегомерная рейка (линейка), термометр, корзина, блокнот.
Ход экскурсии:
Общее введение:
М. Слово - учителя.
У.: Ребята, сегодня я приглашаю вас в гости, а к кому вы догадайтесь сами.
У леса на опушке жила зима в избушке
Она снежки солила в березовой кадушке.
Она сучила пряжу, она ткала холсты,
Ковала ледяные да над речкою мосты.
Д.: К зиме
У.: Верно, мы с вами отправимся в гости к зимушке-зиме. Но так как, у зимы есть много тайн и загадок, мы разделимся на три группы, чтобы все эти загадки разгадать. И каждая группа получит свое индивидуальное задание.
Инструкция 1.
Наблюдения за жизнью животных города зимой .
1.Наблюдения за птицами:
Примерный размер (в сравнении с эталонами – воробей, ворона, курица);
Цвет птицы;
Что ест;
Где сидит;
Чем занята;
Зарисовать следы птицы;
Зарисовать траекторию (путь, линию) полета.
2.Наблюдения за млекопитающими:
Назвать животное;
Чем занято животное;
Зарисовать следы.
Инструкция 2.
Изучение снежного покрова
1. Цвет снега.
2. Определить влажность снега (Для этого почерпните лопатой немного снега, наклоните лопату. Если снег полностью ссыпается с лопаты - он сухой; если на лопате остаются комочки снега - влажный; если с лопаты льется вода, а снег собирается комом - он сырой).
3. Определить твердость снега (Если в снег легко входит вся ладонь - он мягкий, если в снег входит только палец - он твердый, а если в снег входит только острый предмет (лопата, нож) - он жесткий).
4. Глубина снега (С помощью снегомерной рейки (линейки) определить глубину снега на разных участках парка: под деревьями, под кустарниками, на ровной поверхности; почему показатели разные?).
5. Выкопать снежный шурф (яму) до почвы, одну сторону ямы разровнять линейкой вертикально, рассмотреть слои снега.
7. Зарисовать слои снега в соответствии с их толщиной.
8. Описать особенности зимней погоды в соответствии со слоями снега (Чистый слой говорит о снегопаде, грязный слой говорит о ясной погоде, которая наблюдалась текущей зимой).
9. Определить температуру снега у поверхности почвы, у поверхности снежного покрова (Почему она разная, почему у поверхности почвы температура выше, какое значение имеет снег в живой природе?)
Инструкция 3.
Деревья и кустарники зимой.
1.Зарисовать силуэт дерева, кустарника (не менее 5).
2. Назвать растение.
3. Собрать плоды растений.
Силуэты растений можно не только зарисовать, но и сфотографировать. С каждого дерева или кустарника надо собрать плоды, для этого есть корзинка, в которую будет удобно складывать все, что вы соберете. Это могут быть крылатки клена, ясеня, коробочки жасмина и сирени, могут быть и соплодия – сережки березы, рябины и липы.
У.: Ребята, а теперь от каждой группы выберите человек а , который будет ответственный за оборудование, выданной каждой группе . ( 2 группе выдается термометр, лопатка, снегомерная рейка (линейка).
3 группе выдается корзинка ) .
У.: А сейчас мы тихо пойдем на пришкольную территорию, где уже ждет нас тетушка зима, и понаблюдаем за природой . В озьмите с собой блокноты, чтобы фиксировать данные. Через 20 минут встречаемся в классе, и будем делиться полученными знаниями.
3.Самостоятельная работа учащихся по инструкциям:
М. Самостоятельная работа учащихся по инструкциям.
Учитель следит за дисциплиной и если нужно помогает учащимся. Ученики исследуют природу по инструкции, записывают свои наблюдения.
Беседа по итогам наблюдений:
М. Беседа.
Д.: На пришкольной территории нам встретились 2 дерева
и 2 кустарника.
1.Лип а - дерево, которое скидывает листву на зиму.
На ветках остаются ягодки.
![](https://i0.wp.com/ds03.infourok.ru/uploads/ex/0d94/0000d0e3-71a45643/hello_html_m79b51a8d.jpg)
В зимний период остаются крылатки .
![](https://i0.wp.com/ds03.infourok.ru/uploads/ex/0d94/0000d0e3-71a45643/hello_html_m442314f5.jpg)
4. Сирень - кустарник, который скидывает листву на зиму. Зимой на ветках остаются плоды – коробочки
.
У.: Спасибо, ребята. А сейчас мы послушаем о наблюдениях за жизнью животных.
Д.: Первым, кто нам встретилась, была собака. В о время наблюден ий собаки играли друг с другом.
Птиц мы наблюдали таких:
Синица: размер - с воробья; цвет - спинка черная, брюшк о - зеленовато-желтое. В момент наблюдения синичка кушала зернышки. Траектория полета волнообразная угловатая .
Воробей – серо-коричневого цвета. Мы видели несколько воробьев. Они сидели на ветке дерева плотно друг к другу, вероятно грелись. Траектория полета очень похожа на синицу, но у воробья длина волны больше.
Голубь. Размер - похож на ворону, цвет серый, имеют сизую шейку. Во время наблюдений сидели около урны с мусором и клевали хлеб. Траектори я полета волнообразная, плавная.
Подробно рассмотреть наши наблюдения вы можете по нашим зарисовкам:
У.: Ну и наконец, послушаем о наблюдениях за снежным покровом.
Д.: Мы изучали снежный покров. Определили, что цвет снега серый. Он влажный, так как на лопате оставались комочки снега. В снег легко входила вся ладонь значит он мягкий. С помощью линейки мы определили глубину снега на разных участках парка: под деревьями – 50 см, под кустарниками – 50 см, на ровной поверхности – 45см. Глубина разная, потому что деревья и кустарники задерживают снег, а на ровной поверхности его выдувает ветер. Мы выкопали снежный шурф до почвы и увидели, что почва покрыта коркой льда, зелёной травы не видно. Мы подсчитали количество слоев: белых – 4, серых - 3, черных – 3. Всего 10 слоев снега. Ещё мы измерили температуру снега у поверхности почвы – 1,5° С и у поверхности снежного покрова – 7° С. Температура у поверхности почвы всегда выше, так как снег сохраняет тепло исходящее от почвы. По слоям снега мы выявили следующие особенности зимней погоды в этом году: в ноябре и начале декабря были мощные снегопады, о чем говорит белой слой снега в 25 см; в конец декабря была переменная погода; новогодний снегопад составляет 3 см белого снега; до середины января стояла ясная морозная погода; конец января был бесснежным, поэтому слой снега черный и составляет 3 см; до середины феврале наблюдались снегопады, поэтому слой белого снега составляет 7 см.
5. Подведение итогов.
Отметка и оценка деятельности школьников учителем
КОНСПЕКТ УРОКА-ЭКСКУРСИИ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ «КРАСОТА ДОНА ВЕСНОЙ»
Возрастной диапозон : учащиеся 1 класса
Цель : провести наблюдения за весенними изменениями в живой и неживой природе, создание условий для формирования представлений у учащихся об основных признаках наступления этого времени года, формирование представлений учащихся об особенностях реки Дон в весеннее время года, развитие навыков ориентирования на местности.
Задачи
: 1.Познакомить с главной рекой казаков - Доном, передать его красоту, величие, познакомить с водными обитателями, рассказать о течении реки (медленное, быстрое, донести, что река – это богатство донского края.
2. Расширять знания детей о значении реки в жизни людей, растений, животных.
3. Воспитывать чувство гордости за свой край, любви к своей малой Родине.
Создать условия для развития УУД:
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, испытывать чувство гордости за красоту родной природы,формулировать самому простые правила поведения в природе;
Регулятивные УУД: оценивать правильность выполнения действий, определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.
Коммуникативные УУД : сотрудничество в поиске и сборе информации, продолжать учить работать в группе, умение договариваться.
Познавательные УУД: отличать новое от уже известного с помощью учителя, ориентироваться в своей системе знаний, извлекать необходимую информацию; находить ответы на вопросы используя информацию, полученную на уроке-экскурсии.
Методы: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, словесные, наглядные, практические.
Тип урока: урок получения новых знаний, урок развития умений и навыков.
Форма урока: урок-экскурсия по набережной города Ростова- на - Дону.
Для проведения урока необходимо: карточки с заданиями, блокноты для фиксирования наблюдений, карандаши, карта – путеводитель Ростовской области.
Место проведения: набережная города Ростова- на – Дону.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся научатся наблюдать за состоянием погоды, за весенними явлениями природы, оценивать воздействие пробуждения природы на человека, использование учащимися приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни; обогащение словарного запаса.
Метапредметные: уметь получать информацию из практической деятельности; быть толерантным к мнению одноклассников; уметь контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения задания.
Хронометраж занятия: 45 минут.
Сценарий урока-экскурсии «Красота Дона весной»
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Самоопределение к деятельности.
Сегодня у нас необычный урок-урок-путешествие по набережной города Ростова-на-Дону. А по какой причине мы туда отправимся вы узнаете, когда наш ученик прочитает стихотворение автора А.Гарнакерьян (ученик читает стихотворение)
От облаков и солнца стала
Волна степной реки светлей.
Еще в ней есть и блеск металла,
И хмурость предвесенних дней.
Последний лед ушел к низовью,
На берег высыпал народ.
И бредят девушки любовью,
Той, что нечаянно придет.
Нет парусника в отдаленье,
Рыбачьих шхун и грузных барж,
Но я своим воображеньем
Дорисовал донской пейзаж.
Шумят на побережье клены,
В привычный рейс идут суда,
И стала сказочно зеленой
На редкость чистая вода.
Любуюсь выдуманным видом,
Мигают бакенов огни,
Ведь мы и будущее видим
Через сегодняшние дни.
О какой реке говориться в стихотворении? (О реке Дон)
А какое время года сейчас у нас наступило? (Весна)
Итак, весна пришла в наши края и мы отправимся в гости к ней, прогуляемся по набережной нашего города,.Мы понаблюдаем, как изменилась природа с приходом этого прекрасного времени года, а главное как изменилась река Дон, на береге которой стоит наш город Давайте возьмем с собой блокноты, ручки, для того чтобы записать те ихменения, которые мы с вами увидим.
3.Работа по теме урока.
Подготовка к экскурсии
(Сообщается место проведения экскурсии, маршрут движения, повторяются правила дорожного движения, правила поведения на природе.)
О чем мы должны помнить,путешествуя по городу? (В лесу не шумят,не ломают ветки деревьев,не мусорят,не срывают цветы,травы)
А еще нельзя трогать руками незнакомые растения, которые могут быть ядовитыми. Давайте еще вспомним правила пользования компасом и местные природные признаки ориентирования, чтобы попробывать применить их в нашем путешествии.
Вы готовы отправиться в путь? (ответы детей)
(Перед началом экскурсии учитель настраивает детей на то,что им предстоит на экскурсии)
1.Увидеть изменения,которые произошли в природе по сравнению с зимой.
2.Понаблюдать за погодой и сравнить ее с погодой,которая была зимой.
3.Понаблюдать,изменились ли почки лиственных деревьев и кустарников, появились ли на них цветки и листья.
4.Посмотреть,изменился ли внешний вид хвойных деревьев.
5.Обратить внимание,появились ли цветущие травянистые растения.
6.Понаблюдать,как изменился внешний вид реки Дон.
7.Выяснить,прилетели ли какие-нибудь перелетные птицы,послушать их голоса.
8.Обратить внимание,произошли изменения в жизни зимующих птиц и зверей.
Экскурсия
Прибыв на место назначения. Набережную реки Дон.
Ребята, мы пришли «в гости» к Дону-батюшке, давайте несколько минут им полюбуемся и поздороваемся, словами Александра Пушкина:
Блеща средь полей широких,
Вон он льется!.. Здравствуй, Дон!
От сынов твоих далеких
Я привез тебе поклон.
или словами казачьей песни:
Как ты, батюшка, славный, тихий Дон.
Ты кормилец наш, Дон Иванович,
Про тебя лежит слава добрая.
Слава добрая, речь хорошая…
Ты широкий и глубокий
Величавый Тихий Дон.
Край казачий, край раздольный,
Низкий наш тебе поклон.
-
А знаете,почему Дон Ивановичем зовут?
(учитель рассказывает легенду «Почему Дон Ивановичем зовут»?)
Рассказывают, было у старика Ивана два сына: одного звали Шат, другого Дон. Шат был старше, сильнее, а Дон – меньшой сын – послабее. Жили одной семьей поначалу, дружно жили, да только пришло время расстаться: подросли, сыновья, пора им судьбу свою пытать. Вывел отец их за окошко, велел слушать его во всем и дорогу каждую указал. Только Шат не послушался отца, начал тропки полегче искать, с пути сбился да и заблудился в болотах. А Дон Иванович шел туда, куда отец наказывал, и всю Россию прошел, стал знатен и славен.
Сказка сказкой, а выдумки в ней нет!
Ребята, у нас будет пять остановок, каждая из которой имеет свое название. Мы будем фиксировать свои наблюдения и выполнять задания на карточках,которые я подготовила.
Остановка «Неживая природа весной»
Карточка №1.Изменения в неживой природе.
Какая погода сегодня?Сравните ее с зимней погодой.
Чем отличается весеннее небо по цвету и облачности от зимнего?
Как светит солнце? Изменилась ли весной высота солнца над горизонтом и продолжительность дня?
Как изменилась почва и внешний вид реки?
А теперь давайте определим с помощью поза с какой стороны солнце.
Продолжаем путешествие (продолжаем прогулку по набережной Дона)
Остановка. «Деревья и кустарники весной»
Карточка №2. Изменения деревьев и кустарников.
Найдите хвойное дерево и скажите, изменилось ли оно по сравнению с зимой.(Учащиеся находят дерево и зарисовывают его)
Найдите лиственное дерево и кустарник. Как изменились они с приходом весны?
Рассмотрите почки на дереве и кустарнике.Как изменились они по сравнению с зимой.Распустились в это время листья на деревьях и кустраниках? Если да, давайте определим,название этих растений. (Дети зарисовывают почки растений).
Рассматривая стволы деревьев, давайте определим стороны горизонта (записи фиксируются в блокнотах)
Остановка «Река Дон »
Карточка №3 Изменения происходящие с рекой весной.
Осмотрите внешний вид реки. Как изменилась он с приходом весны?
Давайте понаблюдаем. .Как тает лёд на реке с приходом весны?
Вспомните, чем может быть опасно сильное пополнение реки, ее выход из берегов. Расскажите как этого избежать.
Остановка «Птицы и животные весной. Обитатели донских глубин»
Карточка №4 Изменения в жизни животных и птиц. Обитатели донских глубин.
Каких птиц вы увидели во время экскурсии? Какие изменения произошли в их жизни с приходом весны?
Увидели ли вы птиц,которых не наблюдали зимой? Давайте определим их название.
Увидив как рыбаки рыбачат на берегу реки, что вы можете сказать об обитателях донских глубин? Назовите названия рыб, обитающих а реке Дон. Покажите их на картинках (учитель показывает картинки рыб).
Наше путешествие подходит к концу и конечная остановка называется
«Красота Дона весной» (Учитель проводит коллективное обсуждение каждого задания.Ученики отчитываются о своих наблюдениях,делается коллективный вывод).
Давайте поделимся на группы и составим рассказ на тему «Весна в Донском крае» (каждая группа за определенное время должна составить подробный и красочный рассказ о весне. Затем рассказы зачитываются, анализируются, учитель выделяет наиболее удачные фрагменты каждого рассказа).
Отправляемся обратно в путь! Сегодня вы для себя сделали много открытий, своими глазами увидели и понаблюдали за изменениями в живой и неживой природе. А главное увидели много нового и интересного.
4.Подведение итогов урока
(Этот этап проводится в школе.На доске составляется схема «Красота Дона весной, наблюдаемые на экскурсии». На листах А4 обучающиеся иллюстрируют понравившийся момент экскурсии. Затем проводиться викторина на тему «Дон в разные времена года»).
Цели экскурсии:
- развитие интереса детей к изучению природы родного края;
- воспитание умения видеть в самом обычном необычное и удивительное;
- углубление имеющихся знаний о родном крае;
- воспитание нового экологического сознания через природу родного края;
- сплочение родительского и ученического коллективов.
Оборудование:
- кормушки для птиц, изготовленные детьми на уроках труда;
- корм для птиц;
- красные флажки;
- санки, ледянки.
Место проведения: лыжная база «Снежинка».
План экскурсии
1. Вводная беседа.
Учитель: Какое основное условие безопасности движения?
Дети: Знание правил ПДД.
Учитель: Как двигаемся по загородной дороге?
Дети: Если нет пешеходной дорожки, то идем по обочине навстречу движения транспорта.
Учитель: Как переходим улицы?
Дети: По пешеходным дорожкам или возле светофора, если их нет - перекрываем дорогу красными флажками.
2. Построение детей и родителей под лозунг:
Главное - вместе! Главное - дружно!
Главное - с сердцем горячим в груди!
Главное - руку подать другу, если другу трудно в пути!
3. Переход на лыжную базу.
4. Конкурс знатоков.
Учитель: Сейчас мы с вами находимся в заснеженном лесу.
Чародейкою зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
Лес уснул, но жизнь в нем продолжается.
Класс делится на две команды, в каждой из которых есть взрослые. Обеим командам дается задание: определить, какие деревья находятся рядом с ними и дать как можно больше информации о роли и применении их в жизни человека.
Информация для дополнения.
- Береза - лечит, греет, освещает, светолюбивая, на Земле 120 видов берез.
Липа - лечит, раньше обувала (делали лапти), 50 видов деревьев.
Клен - барометр, перед дождем плачет, из древесины делают музыкальные инструменты.
Дуб - долгожитель, боится холода, 450 видов, может прожить 1000 - 2000 лет. Священное дерево, ему поклонялись и славяне и римляне.
Осина - столовая для зайцев, бобров, осей, белок, тетеревов, глухарей.
Сосна - 100 видов, богата витамином «С», убивает вредные бактерии.
Учитель: Кто знает, как можно ориентироваться по деревьям в лесу?
Ответы: Муравьи возводят муравейники с южной стороны деревьев; мох на деревьях растет с северной стороны; кольца на пеньках с северной стороны уже.
Учитель: А вы знаете, ребята, что береза тоже может указать где север, а где юг. На стволах берез сгустки черных пятен выступают с севера.
Дается оценка по итогам первого конкурса.
Учитель: Лес - это не только деревья, но еще и дружная семья зверей и птиц. Сейчас мы с вами не услышим громкого пения птиц, как летом, но зато мы можем почитать страницы лесной жизни прямо на снегу. Приступим ко второму вопросу для наших знатоков.
Командам дается задание найти и запомнить следы зверей и птиц на снегу за определенное время.
Дополнительная информация:
Зимой лоси сбрасывают рога (на базе «Снежинка» можно отыскать лежбище лося).
Подводятся итоги второго конкурса.
4. Телеграмма.
Учитель: Ребята, посмотрите, на ветке висит лист бумаги - что это?
Дети читают телеграмму: «Нужна помощь! Голодно! Все семена и ягоды засыпаны снегом. Помогите нам!».
Учитель: Ребята, кто мог послать эту телеграмму? Кому в эти зимние месяцы приходится очень туго, ведь за короткий зимний день надо успеть найти пищу, чтобы продержаться всю зимнюю ночь?
Дети читают стихотворение о птицах:
Дети вместе с родителями вывешивают кормушки, засыпают корм, привязывают сало к веткам.
Дополнительная информация.
Для корма пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, тыквы, арбуза. Воробьи клюют овес, пшено, крошки пшеничного хлеба. Ржаные крошки для птиц не годятся, особенно в морозы, так как закисают в зобу у птиц, что может привести ее к гибели.
Общее подведение итогов по результатам конкурсов и помощи птицам дают родители.
5. Зимние забавы.
Учитель: Есть хорошая пословица: кончил дело - гуляй смело!
Дети вместе с родителями выбирают место для скатерти-самобранки и горки для игр. Назначаются костровые, ответственные за хворост, игровики. Разжигается костер. Дети носят чистый снег для приготовления чая. Пока чай закипает, дети катаются на санках и ледянках, устраиваются эстафеты: «кто проедет дальше», «чей поезд длиннее», «лабиринт», «через туннель».
Устраивается веселое чаепитие.
Уборка места отдыха.
Сбор детей и родителей.
Напоминание правил безопасного передвижения.
6. Возвращение участников экскурсии в школу.
7. Домашнее задание : нарисовать рисунок по теме «Секреты зимнего леса».
О себе: увлекаюсь краеведением, туризмом. Имею дипломы участника Всероссийского фестиваля педагогических идей «Открытый урок», грамоты МОиН РТ педагога-консультанта поисково-исследовательских работ. Фото автора
В зависимости от места в учебной программе экскурсии могут быть трех типов:
- Вводная экскурсия проводится в начале изучения новой темы. Например, первый урок биологии в 5 классе по разделу «Растения», посвященный разнообразию мира растений, можно провести на природе, на пришкольном участке, в ботаническом саду. Дети ознакомятся с травами, кустарниками и деревьями, уточнят понятия о светолюбивых и теневыносливых, дикорастущих и культурных, лиственных и хвойных растениях.
- Экскурсия по определенной теме . Например, тема «Творчество С.Т. Аксакова» изучается в Литературном музее.
- Итоговая экскурсия , систематизирующая знания по разделу или курсу. Последние в учебном году уроки биологии и географии, посвященные взаимодействию человека и природы, лучше провести на экологической тропе.
Подготовка к уроку-экскурсии
- Организационно-мотивационная часть . Учитель сообщает учащимся тему, цель, задачи урока, знакомит с основными вопросами и объектами экскурсии, напоминает о технике безопасности. На этом этапе можно дать ребятам карточки, на вопросы которой они должны ответить в ходе показа или после него, заранее сообщить виды творческих работ.
- Актуализация опорных знаний . Нужно вспомнить основные моменты, связанные с темой экскурсии.
- Непосредственно экскурсионная часть , в которой ученики должны не просто оставаться зрителями и слушателями, а как можно активнее участвовать: , делать записи, зарисовки, фотографировать, изучать (смотреть, трогать, наблюдать, измерять и др.).
- Обобщение и систематизация знаний, . Происходит обобщение и систематизация полученных знаний, выделяется главное. Ученики делятся своим мнением, впечатлениями.
- Итоги . Учитель оценивает работу учащихся, дает : сделать фотоотчет, презентацию, выпустить стенгазету, оформить стенд, написать сочинение, составить отчет и др. Наиболее интересные работы можно разместить на сайте школы, чтобы с ними могли ознакомиться другие ученики и родители.
Куда можно оправиться на экскурсию
Объект экскурсии выбирается в зависимости от цели и задач урока. Иногда может быть достаточно выйти на пришкольный участок, чтобы ознакомиться с растущими там видами растений, с сезонными изменениями в природе или посмотреть, как проводятся наблюдения над погодой в метеоплощадке.
Во многих школах есть свои школьные музеи краеведческого направления, где также можно проводить такие уроки.
Интересны уроки-экскурсии по городу , когда изучаются исторические памятники, знаменательные места. Важно только не увлечься и не затянуть ее, лучше подготовить серию небольших маршрутов, чем один долгий и утомительный.
Много полезной и интересной информации можно получить в музеях.
Объектами экскурсий могут быть учебные заведения, промышленные, сельскохозяйственные и транспортные предприятия. И конечно, памятники природы родного края.
Если же возможности побывать на нужных объектах нет, то на помощь придут . Многие музеи на своих сайтах предоставляют такую возможность. А при изучении географии и истории с помощью современных компьютерных технологий можно посетить практически любую точку мира.
Уроки-экскурсии: универсальная форма для всех школьных предметов
Подобрать тему для урока-экскурсии можно практически по любому предмету. Исторические памятники, музеи, улицы, названные именами героев, можно посетить на уроках истории . Парки, зоосады, природные объекты ждут юных биологов .
На уроках географии можно совершить экскурсию на практически любую форму рельефа, гидрографический объект (реку, озеро). Ребята не только любуются красотой природы и слушают рассказ учителя, но проводят измерения (например, размеры озера, температуру воды в нем, скорость течения реки и т. п.), съемку участка местности, изучают почвенный профиль. География населения и хозяйства России уже подразумевает посещение предприятий.
Уроки русского языка и литературы можно проводить в виде экскурсии в библиотеку, в дома-музеи писателей и поэтов. Это же касается и преподавания родных языков .
Такие предметы как физика, химия, технология требуют хотя бы одной экскурсии в год на предприятия. Там ученики смогут воочию убедиться, как работают физические и химические законы при разных технологических процессах. Это способствует также и профессиональной ориентации учеников старших классов. Привлечение к проведению урока специалистов, которые могут досконально объяснить процесс и которым обычно дети задают вопросов больше, чем учителю, только повысит эффективность экскурсии.
И очень большие возможности для экскурсий открывает изобразительное искусство . Это и художественные музеи, и дома-музеи, и путешествия по местам, изображенным художниками-земляками, и объекты старинной и современной архитектуры.
В большинстве сельских школ есть маршрут для экскурсий, где можно расширить и углубить знания по естественным наукам. Это экологические тропы. На ней лучше проводить интегрированные уроки химии, биологии, географии .
Для учеников начальных классов найдется довольно много экскурсионных объектов и внутри школы. Им будет интересно посетить учебные кабинеты любых «взрослых» предметов, школьный музей, мастерские, компьютерные классы, посмотреть школьную столовую «изнутри». А для первоклассников после изучения букваря можно устроить очень полезную экскурсию в библиотеку . Здесь экскурсию по разделам библиотеки могут провести герои любимых книг, библиотекарь объяснит, как искать книгу по каталогу. А в конце ребят торжественно посвятят в читатели.
Ошибки при проведении урока-экскурсии
Иногда проведенная экскурсия не достигает поставленной цели этому могут быть следующие причины:
- Учитель увлекается рассказом в ущерб показу, что нарушает принцип наглядности. Если есть возможность, дети должны все посмотреть, понюхать, потрогать, пощупать, «попробовать на зуб». Они сами должны убедиться в свойствах предмета, лично ознакомиться с ним. Разумеется, речь не идет о музейных экспонатах под стеклом.
- Не соблюдается логика показа объектов, нарушена хронология, перепутана последовательность. А это вносит сумятицу и затрудняет восприятие.
- Объекты показываются каждый по отдельности, не связанно друг с другом. Получается своего рода калейдоскоп, в котором трудно найти общее для всех элементов.
- Ученики — пассивные получатели знаний, не вовлечены в познавательную деятельность. Чтобы такого не было, учитель должен при подготовке к уроку-экскурсии грамотно подготовить вопросы и задания для учащихся, точно поставить перед ними четкую цель и объяснить задачи.
Урок-экскурсия — действенная форма занятия как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Она помогает связать теорию и практику, учебу с жизнью. И конечно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.