Первым серийным плавающим танком в мире стал. Плавающий танк, который «утопили
Перед началом Второй мировой войны в Советском Союзе имелся большой опыт по созданию плавающей бронированной техники. В сорок первом году у Красной армии был крупнейший парк подобной техники, однако за время ведения боевых действий подавляющее большинство экземпляров уничтожили вражеские войска. Оставшиеся машины явно не соответствовали целям правительства и мало могли усилить армию. Образец ПТ-76 - плавающий танк, серийный выпуск которого был налажен в послевоенные годы. На его базе выпущено несколько модификаций. Рассмотрим характеристики и особенности амфибии.
История создания
Плавающий танк ПТ-76 планировалось оснастить пушкой калибром 76 мм. Он должен был быть способен транспортировать солидный запас боеприпасов и иметь возможность переброски на броне до двух десятков десантников. Разработкой новой техники занялось конструкторское бюро судостроительного комбината в Нижнем Новгороде («Красное Сормово»).
Первая пара опытных образцов была изготовлена в 1948 году. К сожалению, модели не прошли тестирование, после чего разработкой занялось ВНИИ транспортного машиностроения в Санкт-Петербурге (Ленинграде). Изготавливающим предприятием был назначен Сталинградский транспортный завод. Общее руководство проектом осуществлял Ж. Я. Котин. В свое время под его управлением создавались тяжелые В роли ведущего конструктора выступил Шамшурин Н. Ф.
Новый проект получил индекс 740. К лету 1950 года выпустили опытные экземпляры. В тяжелых испытаниях новая боевая машина на голову превзошла своего конкурента (К-90 от московских производителей), пройдя успешно все преграды. В августе 1951 года объект получил наименование "плавающий танк ПТ-76" и был принят на вооружение.
Конструкционные особенности
Рассматриваемая военная машина обладает классической компоновкой, относится к легкому классу. Бронированный корпус оборудован тремя отсеками:
- Отделением управления, размещенным в носовой части.
- Боевым отсеком, находящимся в центре корпуса, оборудованным башней конической конфигурации.
- Силовым отделением в корме корпуса. Здесь расположен дизельный мотор и пара водометных движителей (впервые использованных на базе такой техники).
В серийный выпуск машина была пущена уже в 1951 г. Массовое производство продолжалось до 1967 г. Всего с конвейера сошло около четырех тысяч экземпляров. В 1967 г. техника была снята с вооружения.
Танк ПТ-76: характеристики
Ниже приведены характеристики тактико-технического плана:
- Тип машины - плавающий танк.
- Год выпуска - 1951.
- Состав экипажа - три человека.
- Схема компоновки - классическая.
- Длина/ширина/высота - 6,91/3,18/2,19 м.
- Толщина брони - от 5 до 13 мм, в зависимости от расположения (нос, бока, днище, башня).
- База - 4,08 м.
- Колея - 2,74 мм.
- Просвет дорожный - 37 см.
- Тип брони - катанная гомогенная из стали повышенной прочности.
- Вооружение - нарезная пушка калибром 76 мм, пулемет СГМТ калибром 7,62 мм.
- Дальность выстрела - до 12 км.
- Тип прицела - телескопический марки ТШК-66.
- Силовая установка - дизельный мотор В-6 мощностью 240 лошадиных сил.
- Показатель скорости (максимальный) - 44 км/ч по суше, 10,2 км/ч - на плаву.
- Вес - 14 тонн.
- Преодолеваемый ров - 2,8 м.
- Запас хода по пересеченной местности/на плаву - 210/70 км.
- Подвеска - индивидуальная торсионного типа.
- Мощность удельная - 17,1 л. с/т.
Приспособления наблюдения и связи
Легкий плавающий танк ПТ-76 оборудован тремя перископическими устройствами, которые размещены во вращающейся башенке командира. Приспособления смонтированы плотно и обеспечивают качественный обзор довольно узкого сектора.
Приборы имеют пятикратное увеличение и поле зрения 7,5 градуса по горизонту. По бокам расположены перископы ТНП с однократным увеличением. Заряжающий для обзора местности может использовать только один поворотный прибор однократного увеличения МК-4. Он находится перед люком в башенной крыше.
В небоевых условиях механик-водитель ведет наблюдение за местностью через открытый люк. В боевых условиях для обзора служат три устройства типа ТНП. Для управления машиной в условиях плохой видимости или ночью предусмотрен бинокулярный прибор ночного видения ТВН-2Б. Он включает в себя инфракрасный фильтр, электронную начинку и оптику. Дальность видения составляет порядка 60 метров, при этом угол обзора составляет не более 30 градусов.
Танк ПТ-76: описание двигателя и ходовой части
По большому счету силовой агрегат рассматриваемой амфибии является модернизированным мотором танка Т-34. Коробка передач также заимствована у этой модели. Приличную скорость и хорошую маневренность на воде обеспечивают Благодаря этим элементам плавающий танк ПТ-76 мог без проблем преодолевать водоемы, заросшие кустарником.
При этом отмечается низкое удельное давление траков на почву, что гарантировало машине легкое пересечение сильно заболоченных территорий. Боевая амфибия стала компактнее и проще в обслуживании, а также получила гидравлические амортизаторы, взаимодействующие с индивидуальной торсионной подвеской. Эти узлы обеспечивали технике улучшение плавности хода и увеличение крейсерской скорости. Плавающий танк ПТ-76 С 60 оснастили системой защиты от ОМП и автоматическим противопожарным устройством. Техника отлично показала себя в форсированных маршах дальностью до 500 километров.
Модификации
На базе рассматриваемой машины выпущено несколько модификаций. Среди них:
- Модель с 76-миллиметровой пушкой Д-56ТМ с двухкамерным дульным тормозом. Кроме того, у нее появился эжектор, внутренняя рация, прибор ночного видения, противодымовое термическое приспособление. Высота корпуса увеличена на 13 миллиметров. Год усовершенствования - 1957.
- Модернизированный танк ПТ-76Б выпущен в 1959 году. Он оснащен двухплоскостным орудием Д-56ТС, стабилизирующим устройством СТП-2П, вентиляционной установкой с фильтрами. На поздних версиях устанавливался гирополукомпас.
- В 1967 году на рассматриваемом танке устанавливается курсовой пулемет ПКТ, Р-123. Машина состояла на вооружении разведывательных корпусов и в морской пехоте.
- На базе ПТ-76 создан пусковые установки для ракетных комплексов «Луна», дивизионный комплекс для разминирования УР-67.
Первое серьезное боевое столкновение ПТ-76 состоялось в марте 69-го года во Вьетнаме. Команда из двенадцати машин и бронетранспортеров атаковала американскую базу Бен-Хет с целью уничтожения пушечной батареи. Головной ПТ-76 подорвался на мине, однако экипаж не вышел из строя и продолжал вести огонь. Остальные машины вступили в противостояние со взводом «Паттон» и парой зенитных самоходных машин. Потери понесли обе стороны, но атака не продолжилась после потери двух танков и одного БТР.
Весной 65-го года Индия обратилась к СССР за помощью для получения защиты от возможного вторжения Пакистана. Первую партию амфибий Индия получила летом 65-го. Всего страна имела два полка таких машин общей численностью около 90 экземпляров.
В сентябре 1965 г. бригада ПТ-76 в составе седьмого индийского машинного полка атаковала захваченную пакистанцами деревню. В итоге противника удалось выбить, потеряв один танк со своей стороны. За время военных действий Индия лишилась около роты ПТ-76, некоторые из которых были захвачены
Участие в других военных конфликтах
Среди наиболее известных противостояний с участием рассматриваемой машины можно отметить следующие вооруженные конфликты:
- Война между Индией и Пакистаном в 1971 году. За четырнадцать дней боев было уничтожено и повреждено 13 танков ПТ-76, а пакистанцы потеряли все свои тяжелые машины. Это был один из весомых вкладов в победу.
- Война 1967 года (шестидневная) между Египтом и Израилем. У египтян в арсенале было 29 рассматриваемых машин. Однако они были использованы не по назначению. В результате две единицы уничтожены, 7 - брошено. Трофейные модели израильцы переработали и установили на них американское вооружение.
- Война судного дня в 1973 г. В ней ПТ-76 участвовали как со стороны Египта, так и со стороны Израиля.
- Кроме того, машины принимали участие в югославских войнах и противостоянии в Чечне.
В завершение
Сейчас легкий плавающий танк ПТ-76 и БТР-50 - великолепные и ненужные «поплавки». В СССР они сняты с вооружения в 1967 году. Тем не менее списанные машины получили популярность у стран ближнего Востока и активно использовались. Для своего времени данная техника проявила себя весьма успешно, причем как на суше, так и на воде.
Легкие плавающие танки активно экспортировались в государства варшавского договора, а также большинство просоветских африканских и юго-восточных стран. Трофейные египетские машины модернизировались израильскими инженерами, а Китай выпускал собственный аналог под индексом «тип-63».
Плавающие танки Второй мировой войны. Часть 1. СССР.
По опыту Первой мировой войны стало ясно, что следующий конфликт будет маневренным и неизбежно будет характерен массовым применением бронетехники. Однако, войска, действующие в Европе с ее реками и озерами, обязательно столкнулись бы с необходимостью преодоления водных преград.
Первыми к этому пришли британцы. Еще в Первую мировую у них были идеи о высадке морского десанта для того, чтобы обойти фланг немцев, примыкающий к Северному морю. Предполагалось снабдить танки Mk. X цилиндрическими понтонами и буксировать их кораблями. Однако, испытания провели в Темзе лишь в октябре 1918 года, когда война уже закончилась.
Вероятно, эти исследования и стали предпосылками к созданию британцами в 1919 году первого в мире плавающего танка. Машина передвигалась в воде благодаря перемотке гусениц. Средний танк получил незатейливый индекс «средний танк Д». Однако, как и разработки других государств (об этом мы расскажем ниже), этот танк не пошел в серию из-за своего несовершенства. А вот в 1929 году британцы все же построили по-настоящему годный амфибийный танк. Им стал разработанный фирмой «Виккерс-армстронг» танк, получивший название «Виккерс-Карден-Лойд» типов А4Е11 и А4Е12. Для достижения плавучести конструкторы максимально облегчили массу машины, установили под днище баки, а над гусеницами – поплавки-надкрылки из бальзы (древесина редкого южноамериканского дерева), корпус выполнили в форме корыта. По поверхности воды танк двигался благодаря гребному винту, который приводился в действие валом от коробки передач. На плаву машина поворачивала с помощью руля. Двигатель и трансмиссия размещались в машине справа, а башня и рубка водителя были смещены влево. Башня с пулеметом были позаимствованы у 6–тонного танка «Виккерс модель А». Карбюраторный двигатель Meadows EST мощностью 90 л.с. позволял танку массой 2,75 т. развивать скорость на суше до 64 км/ч, а в воде – до 9,7 км/ч.
Амфибия Карден-Ллойд на испытаниях в Финляндии, 1933 год.
Однако заветная плавучесть и подвижность таки были достигнуты в ущерб бронированию и вооружению, так что военные признали, что этот танк можно было использовать лишь в разведывательных целях. Лобовая броня машины составляла всего 9 мм и обеспечивала защиту лишь от бронебойных пуль на дальностях от 150 м. После начала серийного производства в июне 1931 года, британская армия заказала лишь 2 экземпляра данной машины. Еще по 2 танка заказали Таиланд и Нидерланды, а самая крупная партия из 29 машин отправились в Китай, где в 1937 году все они погибли в уличных боях с японскими милитаристами в Шанхае.
Советские плавающие танки
5 января 1932 года советская внешнеторговая фирма АРКОС заказала для СССР 8 плавающих танков, которые и были поставлены с 21 июня по 22 октября 1932. В то время в СССР было обычной практикой закупать британские и американские танки и на их базе проектировать свои. Так появились легкие танки Т-26 (вырос из купленного «Виккерс 6-тонн»), танкетка Т-27 (из танкетки «Карден-Ллойд») и знаменитые колесно-гусеничные БТ (из американского «Кристи»).
Не успели британцы поставить в СССР все 8 танков, как в августе 1932 в ОКМО завода «Большевик» (Ленинград) под руководством Н.В.Барыкова был создан плавающий танк Т-33, а на заводе №37 (Черкизов) под руководством Н.Н.Козырева – танк Т-41.
Отличия от британской машины у Т-33 были минимальны. В башню вместо британского пулемета установили советский ДТ с боекомплектом 2140 патронов. Перед башней установили волноотражающий щиток со смотровой щелью. Также заменили британский двигатель на «Форд-АА» мощностью 40 л.с. (т.е. более чем в 2 раза менее мощный, чем британский). Поплавки теперь заполнялись не дорогостоящей бальзой, а пробкой или сушеными водорослями. Машина незначительно потяжелела – до 3 т., и стала медленнее: на суше Т-33 развивал 45 км/ч, в воде – всего 5 км/ч. То есть, Т-33 лишь ухудшил показатели своего британского предка.
Т-41 тоже не был лучше британца. Он был создан в двух вариантах. Первый обладал хорошей плавучестью, однако был слишком высок. Винт не имел реверса (то есть, танк не мог плыть назад), а управляемость наплаву оставляла желать лучшего, что было вызвано тем, что рули находились не в потоке винта, а по бокам. Во втором варианте эти недостатки частично устранили, однако из-за плохо подобранной формы корпуса и центра тяжести при движении по воде нос танка зарывался в воду, а корма приподнималась. Тем более, имея тот же двигатель, что и Т-33, этот танк имел ее худшие скоростные показатели: 40 км/ч по суше и 4,5 км/ч по воде. В купе с узкими гусеницами от танкетки Т-27 это ухудшало подвижность машины на суше.
Прототип Т-33
Клепано-сварной корпус собирался из бронелистов при помощи стальных уголков. Чтобы обеспечить его герметичность в стыки устанавливались резиновые прокладки. Конструкторы полностью отказались от дополнительных поплавков, из-за чего возросла высота танка, сделав его более легкой мишенью на поле боя.
Козырев стремился максимально унифицировать танковые узлы с узлами грузовых автомобилей. Интересной особенностью машины было то, что топливо подавалось из 120-литрового бака в двигатель самотеком. Трансмиссия Т-41 была почти целиком заимствована от грузовика "Форд": автомобильное сцепление, главная передача дифференциала, КПП и карданный вал. Двигатель танка, в отличии от Т-33, устанавливался в кормовой части корпуса вдоль прямой оси.
Несмотря на недостатки Т-41, 12 экземпляров все же построили. Они участвовали в парадах, затем применялись в учебных целях. А один танк в 1945 году применялся для отработки доставки танков по воздуху посадочным способом.
Но ленинградцы тоже не остановились на Т-33. Использовав свои наработки, подвеску типа «Крупп», позаимствованную у немецких коллег в ходе военно-технического сотрудничества с Веймарской Германией, и двигатель «Газ-АА» (освоенный советской промышленностью аналог американского «Форд-АА») они создали прототип танка Т-37. Как и оба его предшественника танк в серию не пошел из-за своих технических недостатков.
Однако, ничто не проходит даром. Опыт, накопленный в битве за плавающий танк позволил конструкторам объединить усилия и используя компоновочную схему Т-41 и ходовую Т-37 создать подходящую машину.
Постановлением Совета труда и обороны (СТО) СССР от 11 августа 1932 года такой танк под индексом Т-37А принимался на вооружение РККА, причём на момент утверждения документа не было даже его опытного образца. Главным конструктором несуществующей пока ещё машины был назначен Н. Н. Козырев, а серийное производство планировалось развернуть на заводе № 37 в подмосковном Черкизове.
Корпус Т-37А собирался, как и корпус Т-41, с помощью стальных уголков. Толщина бронелистов составляла 4,6 и 8 мм. Башня имела цилиндрическую форму и была смещена вправо. В башне находился 7,62-мм пулемет ДТ с боекомплектом в 2142 патрона (34 магазина). Поворот башни осуществлялся вручную. Для наблюдения за полем боя в корпусе и башне имелись смотровые щели. Автомобильный карбюраторный 4-цилиндровый двигатель «Газ-АА» мощностью 40 л.с., располагался продольно относительно оси машины ближе к левому борту. Благодаря двигателю танк мог развивать скорость до 38 км/ч при запасе хода в 185 км. Трансмиссия состояла из автомобильного сцепления, 4-х скоростной коробки передач, карданного вала, главной передачи, конического дифференциала с колодочными тормозами привода водоходного движителя.
По воде Т-37А передвигался благодаря двухлопастному гребному винту. Поворот осуществлялся при помощи руля, установленного в потоке винта. Для откачки воды с днища машины имелся специальный насос. Танк мог развивать скорость на поверхности воды до 6 км/ч. На поздних серийных Т-37А для увеличения водоизмещения к надгусеничным полкам крепились поплавки, заполненные пробкой.
Подвеска – блокированная пружинная. На каждый борт по две двухкатковых тележки. Гусеница была мелкозвенчатой, изготовленной из ковкого чугуна. Масса – 3,2т, экипаж – 2 человека.
Т-37
Т-37А с башней Ижорского завода на плаву
До конца 1932 года планировалось выпустить первые 30 серийных Т-37А (следует заметить, что в литературе того времени Т-37А нередко именуются как Т-37). Корпуса на завод №37 присылал Подольский крекинго-электровозостроительный завод, а башни – Ижорский завод. План на 1933 год составлял 1300 танков Т-37А. Однако, все шло не так гладко. Т-37А был значительно сложнее выпускаемой до этого заводом №37 танкетки Т-27 (к тому же, она оставалась в производстве и отвлекала на себя часть сил и ресурсов). Технология производства штампованных цементированных бронелистов на заводе в Подольске была совершенно неотработанной, в результате чего требуемый результат приходилось достигать подгонкой по месту кустарными методами. В итоге, к 1 января 1934 года было выпущено всего 126 Т-37А (из них 2 Т-37ТУ – танки с радиостанцией 71-ТК-1). Часть танков приняла участие в параде 7 ноября 1933 года на Красной площади. Весь 1934 год на заводе боролись за увеличение числа собранных танков. Сменили начальство, увеличили штат работников, закупили станки за границей. Однако, ощутимых результатов не было. Также по ходу 1934 года в конструкцию Т-37А внесли очередные изменения: толщину бортов и лба увеличили до 10 мм, гнутую кормовую деталь бронекорпуса заменили на штампованную, надгусеничные поплавки теперь делали полыми, а не заполняли пробкой. В 1935 к производству корпусов подключили и Ижорский завод, и без того занятый заказами ВМФ СССР. Результат принесли лишь реорганизация и наращивание мощностей завода им. Орджоникидзе в Подольске, и в 1936 году программа производства Т-37А была полностью обеспечена корпусами. Однако, в 1936 году опыт эксплуатации Т-37А в войсках показал, что танк далек от совершенство и с производства его сняли. Всего в 1933-1936 году произвели 1909 линейных танка, 634 танка с радиостанцией и 75 химических (огнеметных) танков БХМ-4.
Частично, бедой Т-37А были требования заказчика – максимальное использование автомобильных деталей в конструкции. В то время были доступны два двигателя от грузовиков – ЗиС-5 и ГАЗ-АА. При этом, ЗиС-5 был слишком тяжел и велик для танкетки. Двигатели серии ГАЗ были подходящими по габаритам, однако имели малую мощность – всего 40-50 л.с. Отсюда исходили и слабое бронирование, и слабое вооружение, и небольшая скорость.
Помимо двигателей проблемой были и расположенные снаружи тормоза механизмов поворота. При движении по воде тормоза намокали, и на некоторое время танк становился неуправляемым. Также проблемой были поломки дифференциалов задних мостов от грузовиков.
Учения 30-х годов показали недостаточную надежность гусеничного движителя (траки и пальцы гусеничных лент часто ломались при движении по бездорожью). Руководство РККА испытывало интерес к колесно-гусеничным танкам и планировало в будущем всю бронетехнику РККА сделать колесно-гусеничной. Такие эксперименты проводили и над Т-37А. Машины Т-37Б и Т-37В были признаны неудачными и проект закрыли. Также проводились опыты по установке на шасси танка Т-37А пушки калибром 45-мм и превращения машины в САУ. Однако, из-за массы недостатков идея развития не получила.
Вернемся же к 1932 году, когда был создан прототип среднего плавающего танка ПТ-1, разработанного советскими оружейниками самостоятельно. История этой машины началась в 1930 году, когда было разработано тактико-техническое задание на средний плавающий танк. Машина должна была вооружаться 45-мм пушкой и тремя пулеметами, защищена от поражения 37-мм снарядами на дистанциях свыше 1000 м, при этом иметь массу не более 20 т, вмещать 6 членов экипажа и развивать скорость на суше 30 км/ч. Работами руководил Н.А.Астров (кстати, работу он начал, находясь в тюрьме по ложному обвинению) и уже осенью 1932 года опытный экземпляр был готов.
Форма корпуса обеспечивала хорошую остойчивость на плаву и малое сопротивление в движении на плаву. Двигался в воде танк благодаря гребным винтам. Для создания запаса плавучести предусматривались дополнительные водоизмещающие емкости по бортам корпуса.
В цилиндрической башне устанавливалась 45-мм пушка 20К образца 1932 года, с ней был спарен пулемет ДТ. Боекомплект пушки составлял 88 выстрелов. Часть боекомплекта пушки находилась в небольшой нише в корме башни. Еще два пулемета располагались по бортам башни в шаровых установках и еще один в лобовом листе корпуса справа. Стволы пулеметов защитили кожухами для защиты от попадания воды на плаву. Боекомплект пулеметов составлял 3402 патрона.
По периметру корпуса располагалась поручневая антенна радиостанции 71-ТК-1. В кормовой части корпуса располагался карбюраторный двигатель М-17Ф мощностью 500 л.с. и агрегаты силовой передачи: главный фрикцион сухого трения, коробка передач с механизмом поворота, в качестве которого использовался двойной дифференциал, две коробки отбора мощности на гребные винты и две бортовые передачи.
Как и танки серии БТ машина была колесно-гусеничной. С каждого борта имелись по четыре сдвоенных прорезиненных опорных катка большого диаметра. Передняя и задняя пары катков были управляемыми. При движении без гусениц ведущими были все опорные катки. К каждом присутствовал редуктор.
Танк имел экипаж 4 человека (напомним, в тактико-техническом задании значились 6 членов экипажа), массу 14,2 т, максимальная толщина брони составляла 10 мм. На гусеницах танк развивал 62 км/ч, на колесах – целых 90 км/ч, на плаву – 6 км/ч.
Большинство узлов были изготовлены на заводе «Красный пролетарий». До этого танки на этом заводе не выпускались. Бронекорпус изготовили на Ижорском заводе. Конструкция отличалась высоким качеством, что было необычно для молодой советской промышленности, переживавшей детские болезни.
Осенью 1932 года танк продемонстрировали партийному руководству, присутствовал и сам Сталин. С завода «Красный пролетарий» на Хамовнический плац, где должна была проходить демонстрация машины, танк перегнали прямо по улицам Москвы без особых мер предосторожности. На показе Сталин не одобрил установку бензинового авиационного двигателя («А ведь обещали дизельный!») и удалился со словами «Продолжайте». Работы по ПТ-1 так и продолжались до 1934 года. В частности, был создан улучшенный ПТ-1А. Корпус удлинили, броню увеличили до 13-15 мм (соответственно, возросла и масса – до 15т). ПТ-1А оставили лишь один гребной винт, ввели механизм отключения поворота задних колес, упростили трансмиссию, отказавшись от привода передних опорных катков, заменили гребневое зацепление гусениц цевочным. Теперь, если танк терял одну из гусениц, за счет дифференциала можно было синхронизировать работу гусеничного и колесного движителей. Были убраны бортовые башенные пулеметы – их эффективность в бою вызывала сомнение. За счет них увеличили боекомплект пушки до 96 выстрелов и пулеметов – до 4851 патрона. Предполагалось производить танк как в плавающем, так и в сухопутном варианте. В постановлении СТО РККА «О системе танкового вооружения РККА» от 13 августа 1933 года говорилось: «С 1934 года начать постепенное внедрение в производство в качестве оперативного танка плавающей машины ПТ-1 с таким расчетом, чтобы с 1936 года полностью перейти на развернутое производство этого танка на базе и за счет производства танка БТ». Однако, ПТ-1 так и не пошел в серийное производство. Он проиграл соревнование танкам серии БТ, в основном из-за большей сложности конструкции, в частности элементов трансмиссии и приводов управления. Помимо того, танки ПТ-1 и ПТ-1А имели малый запас плавучести (то есть, живучести наплаву в случае пробоины) и неудовлетворительную проходимость на суше. Постановление СТО РККА от 19 июня 1935 года гласило: «оставить на вооружении танк БТ.
Отказаться от замены его на ПТ-1». Над неплавающими вариантами ПТ-1 работы продолжались (ИТ-3, Т-29-4, Т-29-5), но в серию они так и не пошли.
ПТ-1
Однако, ПТ-1 был не единственной колесно-гусеничной плавающей разработкой советских инженеров. В 1934 году на московском заводе №37 имени С.Орджоникидзе под руководством Н.Н.Козырева (напомним, он руководил работами над плавающим Т-41) и на ленинградском заводе №186 имени С.М.Кирова (бывший ОКМО) под руководством М.П. Зигеля параллельно были изготовлены два образца танка, получившего индекс Т-43 (не путать со средним Т-43, разрабатывавшемся позже на базе Т-34). Оба танка были явно созданы под влиянием все той же британской машины «Карден-Ллойд». Оба танка были снабжены двигателями «Газ-АА». Один из прототипов передвигался по воде благодаря гребному винту, другой же прототип использовал довольно оригинальную схему: на ведущих колесах вместо спиц были лопасти, струи воды от которых, направлялись назад с помощью специальных кожухов. Однако, сложность конструкции, плохая проходимость по суше и другие недостатки не позволили выйти этим машинам из стадии прототипов.
Итак, побывав в серийном выпуске, первая амфибия Красной Армии Т-37А была снята с производства в 1936 году. Причиной тому послужила разработка более совершенного плавающего танка. В 1934 году главным конструктором завода №37 стал вышеупомянутый Н.А.Астров, который не только разрабатывал ПТ-1, но и участвовал в модернизации Т-37А. В том же году был разработан прототип плавающего танка под заводским индексом «09А», а в июне 1935 года он уже испытывался в войсках, где получил индекс Т-38. Выпуск начали на заводе ГАЗ в конце 1935 года. До 1 февраля 1936 года там было выпущено 40 машин (из них приняли 36), после этого выпуск продолжили на заводе №37, где к лету 1936 года Т-38 полностью сменил на сборочных линиях своего предшественника Т-37А. До конца 1937 года успели выпустить 1063линейных танка Т-38 и 165 танков Т-38РТ («радийный танк») с радиостанциями 71-ТК-1.
Танк позаимствовал у Т-37А башню, однако теперь она располагалась не на правой, а на левой стороне корпуса. Место механика-водителя перенесли слева на право. Вооружение осталось тоже – пулемет Дегтярева танковый, боекомплект – 1512 патронов (24 магазина). Корпус имел форму аналогичную корпусу Т-37А, только стал ниже и шире. Доработали трансмиссию и тележки подвески. Проблемный дифференциал был заменен на многодисковые бортовые фрикционы, а отбор мощности на гребной винт осуществлялся через специальный редуктор. Эти меры позволили значительно улучшить маневренность танка.
Серийный Т-38
Однако, в остальном военные не сильно хвалили новую машины. После масштабных учений 1937 года они заявили, что Т-38, как и его предшественник не может перевозить на броне даже двоих пехотинцев – малое водоизмещение приводило к тому, что перегруз в 120 кг приводил к захлестыванию водой люка командира. По рекомендации автобронетанкового управления (АБТУ) для повышения водоизмещения на Т-38 цепляли списанные поплавки от Т-37А, однако это мало помогало. Вызывало претензии не только поведение танка на воде – на суше он тоже был недостаточно хорош. Т-38 имел плохую проходимость по пересеченной местности – следствие малой удельной мощности, к тому же машина частенько «разувалась» (теряла гусеницы). Далекой от совершенства была система охлаждения двигателя, приводившая к частым перегревам и выходам из строя агрегата. После учений 1937 года Т-38 объявили небоеспособным, а на завод №37 отправили комиссию НКВД. По результатам разбирательств заводу поручили провести модернизацию танка. Кроме того, было поручено снизить стоимость танка за счет унификации некоторых деталей с легким артиллерийским тягачом «Комсомолец». Лишь к весне 1938 ослабленный репрессиями конструкторский коллектив завода смог представить прототипы модернизированного Т-38. Помимо того, коллектив завода был занят вышеупомянутым «Комсомольцем» и колесно-гусеничным плавающим танком Т-39. Итак, два прототипа получили индекс Т-38М-1 и Т-38М-2. На обоих были установлены новые двигатели ГАЗ-М1 мощностью 50 л.с.. Трансмиссию позаимствовали у «Комсомольца». Помимо того, от тягача были взяты ведущие колеса и тележки подвески. Улучшили охлаждение двигателя, вместо деревянных надгусеничных полок ввели металлические. Для улучшения проходимости внедрили новую гусеницу с более высокими гребнями и усиленными пальцами. Установили дополнительный топливный бак от «Комсомольца», увеличили комплект пулемета на 630 патронов (10 магазинов). Оба прототипа были очень похожи. Борт Т-38М-1 стал шире на 100мм, а Т-38М-2 – всего на 75мм. При этом, водоизмещение Т-38М-1 увеличилось на 600кг, а у Т-38М-2 – на 450 кг. К тому же, на Т-38М-1 установили более низкий ленивец (на 13 см), что позволяло снизить продольные колебания при движении, к тому же установили менее массивную радиостанцию.
Испытания по новой методике АБТУ показали, что конструкторы на правильном пути. Однако, на испытаниях выявились и многочисленные огрехи и дефекты, что привело к тому, что Н.А. Астров был арестован. Однако, ему удалось доказать свою невиновность и вернуться на пост главного конструктора завода №37. На вооружение РККА в 1939 году был принят танк Т-38М, являвшийся своеобразным гибридом двух прототипов – от Т-38М-1 взяли корпус, от Т-38М-2 – ходовую часть, добавили улучшенную башню, увеличили боекомплект. Также, первым из малых танков РККА Т-38М получил огнетушитель. Однако, выпущено было всего 10-15 танков Т-38М. Причиной тому стал переход на производство более совершенного плавающего танка. Кстати, в то же время из имеющихся бронекорпусов 1937 года выпуска собрали еще 112 танков Т-38.
Т-38 на испытаниях
Как и в случае с Т-37А, на базе «тридцатьвосьмого» пытались делать САУ, однако ни к чему серийному не пришли. Помимо того, проходили опыты по установке на Т-38М более мощного пулемета ДК калибром 12,7 мм, пушки ТНШ калибром 20-мм (Т-38Ш), огнемета (ХТ-38) а также опыты по увеличению бронирования танка путем экранирования бронелистами и железобетоном. Ничто из этого не вышло за стадию прототипа.
В 1939 году проходили опыты по авиадесантированию танков Т-37А и Т-38. Предполагалось сбрасывать танки на воду с бомбардировщиков ТБ-3, которые несли танки под брюхом между шасси. Т-37А сбрасывали без экипажа. Танк приводнился удачно, однако затонул из-за незагерметизированных смотровых щелей. Т-38 сбрасывали прямо с экипажем. Танк остался на плаву, однако экипаж получил травмы. Опыты по авиадесантрованию были признаны неудачными, однако уже в ходе Великой Отечественной войны 5 танков перебрасывали по воздуху во время высадки воздушного десанта под Мценском в битве под Москвой.
Сброс танка Т-37А с тяжелого бомбардировщика ТБ-3
Вероятно, по причине того, что завод ГАЗ после выпуска 36 единиц Т-38 лишился права на их выпуск, конструкторы этого завода взялись за выпуск собственного плавающего танка. Машина получила интересный индекс ТМ («Танк Молотова») и представляла собой машину на базе Т-37. Танк был длиннее, на нем параллельно были установлены два двигателя ГАЗ-М1, машина использовал много деталей грузовиков ГАЗ-АА и ГАЗ-ААА, в качестве органа управления был установлен руль. Танк плавал лучше, чем Т-37А, однако не был лучше Т-38 и в серийный выпуск не поступил.
На смену Т-38М в серийном производстве пришел плавающий Т-40. Однако, и этому танку не суждено было быть разработанным без сопутствующих проблем и сложностей. А в 1937 году ГАБТУ РККА выдало новое тактико-техническое задание на создание легкого плавающего разведывательного танка. Заводу №37 было поручено спроектировать колесно-гусеничный плавающий танк, массой около 5т., оборудованный дизельным двигателем мощностью минимум 150 л.с. Проект получил индекс Т-39. Однако подобных двигателей в то время в СССР не было, что Н.А. Астрову и приходилось доказывать заказчику. В ответ было поручено разработать тот самый дизель. И все же, в апреле 1938 года задание изменили – теперь танк должен быть гусеничным, а двигатель – бензиновым. Также указывалась броня не менее 13мм, вооружение, представленное 12,7-мм и 7,62-мм пулеметами, масса около 4,8 т. Так, на заводе №37 началась разработка проекта «010». В отличие от Т-37А и Т-38 этот танк не являлся разработкой на базе британского «Карден-Ллойда», а был абсолютно новой машиной. В дальнейшем, он получил индекс Т-40.
Т-40
Однако опыт создания и модернизации многострадальных Т-37А и Т-38 очень пригодился конструкторам. Огромное внимание уделили эргономике. Теперь механик-водитель и командир находились в одном отделении (в Т-38 их разделял двигатель), башня находилась ближе к центру (смещена влево на 25 см). Смотровой люк разместили так, чтобы его не захлестывали волны. В отличие от открытой установки гребного винта на более ранних машинах, здесь винт находился в специальной гидродинамической нише, которая защищала винт от механических повреждений. Впервые в советском танкостроении на танк установили торсионную подвеску (в последствии она оказалось более эффективной, чем тележечная). Танк собирался из катаных бронеплит толщиной 5-20 мм. Бронеплиты соединялись сваркой и болтами. Часть бронеплит имела рациональные углы наклона. Конфигурация бронеплит была достаточно сложной, причиной чему служила возможность плавать.
Вооружение составлял 12,7-мм пулемет ДШК (боекомплект 500 патронов) и спаренный с ним 7,62-мм ДТ (2016 патронов). Для стрельбы из пистолетов в корпусе имелись специальные отверстия, закрытые бронепробками. Также в боекомплект входили гранаты Ф-1.
Силовая установка была представлена рядным четырехтактным 6-цилиндровым карбюраторным двигателем ГАЗ-11 (советский аналог американского «Доджа»), мощностью 85 л.с. Двигатель позволял танку развивать скорость 44 км/ч по шоссе и около 20 км/ч по пересеченной местности. На плаву танк развивал скорость 6 км/ч. Танк мог выполнять свои боевые задачи при волнении воды до 3 баллов. Характеристики позволяли перевозить на броне 2-3 пехотинцев в полном снаряжении, что было невозможно на Т-38. Для движения по воде в туман танк был оборудован магнитным компасом. Для экстренного покидания тонущей машины экипаж снабжался двумя спасательными поясами. Танк имел низкое удельное давление на грунт, что позволяло Т-40 чувствовать себя уверенно на грунтах со слабой несущей способностью.
Запас хода по грунту составлял 220 км, что достаточно много, особенно учитывая разведывательное назначение машины.
Прототип был готов весной 1939 года. Однако, от завода ГАЗ все еще не были получены двигатели ГАЗ-11 – их производство только налаживалось. Для испытаний Т-40 оснастили двигателями «Додж» - аналогичными тем, что в будущем будет производить ГАЗ. В ходе испытаний оперативно выявили и устранили недостатки. В частности, немного увеличили корпус и катки, заменили трехлопастный винт на более эффективный четырехлопастный.
Т-40 во время битвы под Москвой.
Т-40 был принят на вооружение 19 декабря 1939 года. Серийное производство планировалось развернуть с октября 1940 года. Летом 1940 на завод №37 с визитом приехали нарком обороны С.К. Тимошенко и начальник генштаба Г.К. Жуков. Последний проявил заинтересованность в Т-40.
До начала войны было произведено 279 единиц Т-40. После начала войны выпустили еще 16 танков. В июле 1941 года, когда Красная Армия отступала на всех фронтах под мощными ударами вермахта, по инициативе начальника Научно-технического комитета ГАБТУ РККА полковника Н.А.Афонина был разработан сухопутный вариант танка Т-40. Водоходные способности танка не были востребованы в оборонительной войне, так что решено было снять гребной винт с карданным валом, коробка отбора мощности, водоходные рули, откачивающий насос, теплообменник, волноотражательный щиток и компас. За счет всех этих узлов и агрегатов конструкция танка упрощалась и облегчалась. Благодаря этому, бронирование довели до 13-15 мм в самых проблемных местах танка. Новый танк, созданный в условиях военного времени получил индекс Т-40С. На базе Т-40С были созданы первые в мире ракетные системы залпового огня на танковом шасси – на крышу устанавливались направляющие для реактивных снарядов. Машина имела индекс БМ-8-24. Позже танк лишили и ненужной для сухопутной машины гидродинамической ниши гребного винта. Благодаря этому перекомпоновали внутреннее устройство машины, к тому же еще немного увеличили бронирование. Эта машина называлась Т-30. С сентября 1941 года на Т-30 начали устанавливать 20-мм пушку ШВАК-Т (она же ТНШ). Позже из Т-30 «вырос» довольно удачный легкий танк Т-60. Всего было произведено 295 Т-40, 136 Т-40С (44 танка переделаны в «катюши»), 335 танков Т-30.
Помимо разработки собственно плавающих танков, советские инженеры занимались разработкой оборудования для того, чтобы заставить плавать сухопутные БТ-5 и Т-26. В основном, такими работами занимались в понтонно-переправочном отделении НИИТ полигона РККА. Занимались такими проектами и в войсках. В сентябре 1935 года в мастерских Приморской группы было испытано «Приспособление для плава легких танков», предложенное А.Ф.Кравцевым. Приспособление состояло из двух лодок, прикрепленных к расположенным поперек корпуса танка двум балкам. Передвижение на плаву осуществлялось с помощью вращения гусениц, оснащенных двойными «автоматическими» траками конструкции А. Ф. Кравцева. Двойные «автоматические» траки предназначались и для преодоления танком участков местности с низкой несущей способностью. Управление на плаву осуществлялось с помощью бортовых фрикционов. Для лучшей управляемости на плаву в корме танка устанавливался наружный штурвал, связанный тягами с пером водоходного руля. 29 сентября два легких танка – БТ-5 и Т-26 должны были переплыть Амурский залив к северо-западу от Владивостока. При скорости ветра, достигавшей 3,5 баллов, танк БТ-5 за 4 часа успешно преодолел вплавь 14 км.
БТ-5 с оборудованием для плаванья
Танк оборудовался данным приспособлением в течение 20 минут командой из восьми человек. Скорость движения по воде составляла 2,5 км/ч. Громоздкость и отсутствие преимуществ над паромными переправами РККА не дали проекту получить развитие. Позже предлагали оборудовать танки складными, надувными или съемными поплавками, однако и эти идеи не прижились. Самой интересной разработкой можно считать ПХТ – оборудование для подводного хода танков. Эта страница советского танкостроения является малоизвестной, и принято считать, что первыми ездить танки по дну заставили немцы. Однако, в 1933 году был создан БТ-5ПХ («подводного хода»). Герметичность танка обеспечивалась резиновыми уплотнениями с дополнительной прокраской сварных швов и стыков свинцовым суриком. Маска пушки герметизировалась с помощью сальника и чехла (при испытании пушка на машине не устанавливалась). Погон башни герметизировался резиновой трубкой диаметром 10–15 мм, в которую ручным насосом закачивался воздух до давления 1–2 кгс/кв. см. Полученная таким способом герметичность обеспечивала поворот башни. Боковые жалюзи над радиаторами были закрыты герметично двумя металлическими 5-мм листами с двумя патрубками (диаметром 175 мм), соединенными с трубой диаметром 300 мм для подвода охлаждающего воздуха. Жалюзи над трансмиссией также герметично были закрыты металлическим листом, на котором для отвода нагретого воздуха, устанавливалась вторая труба диаметром 300 мм. Длина отводящей и подводящей труб составляла 2 м. При установке оборудования с машины снимался глушитель, а выхлопные трубы заменялись более длинными (до 1400 мм). На концах выхлопных труб устанавливались обратные клапана для предотвращения проникновения забортной воды в цилиндры двигателя в случае его остановки. Воздухопитающая труба для экипажа диаметром 200 мм была установлена на крыше башни вместо перископического прицела. С помощью установленного оборудования танк мог преодолевать водные преграды глубиной до 4 м и шириной до 40м. Экипаж должен был находиться в респираторах типа С-Ш-1, в противном случае, происходило отравление угарным газом. Связь с экипажем осуществлялась с помощью проводного телефона. Скорость движения танка под водой составляла 3 км/ч. Танк с установленным оборудованием не мог вести огонь из основного вооружения. Демонтаж оборудования осуществлялся на сборном пункте машин в течение 25–30 минут. Интересно, что в 1934 году проводились даже психо-физиологические исследования по изучению физиологического состояния экипажа при форсировании водной преграды. Такие же эксперименты проводились над легким Т-26, машина получила индекс Т-26ПХ. В целом, эти опыты сочли удачными, однако серийно танки не переоборудовались, и об их боевом применении данных нет.
Т-26ПХ
Боевое применение плавающих танков и организационно-штатная структура
Т-37А поступали на вооружение танковых, стрелковых, кавалерийских и воздушно-десантных войск. В танковых войсках Т-37А – с 1934 года, в механизированных бригадах создан взвод разведки (3 танка Т-37А). В 1935 году количество танков во взводе разведки увеличили до 5. Довольно быстро выясняется, что Т-37А не может применяться вместе с танками БТ и Т-26 вместе по причине слабой проходимости и малой скорости плавающего танка на суше. В 1939 году и Т-37А, и Т-38 выводят из штата танковых бригад. О них вспоминают во время Советско-финской войны – местность в Финляндии изобиловала озерами и реками. Решено сформировать специальные батальоны плавающих танков, по 54 танка в каждом. По окончанию войны эти батальоны расформировали.
Летом 1940 года в СССР начато формирование механизированных корпусов. В организационно-штатной структуре нашлось место и для амфибий – в разведывательных батальонах моторизованных дивизий имелась танковая рота с 17 Т-38. Однако, в реальности плавающих танков в составе мехкорпусов могло быть как больше, так и меньше.
Когда после начала Великой Отечественной войны началось спешной формирование танковых батальонов, то они обладали довольно пестрым набором моделей танков. В них могли включаться и устаревшие Т-37А, и Т-38.
В стрелковых подразделениях плавающие танки тоже появились в 1934 году. Они имелись как в танковых батальонах стрелковых дивизий, так и в танковых ротах разведывательных батальонов. В 1940 году из состава стрелковых дивизий вывели танковые батальоны, плавающие танки остались лишь в танковых ротах разведывательных батальонов. По новому штату в них было 12 линейных плавающих танков и 4 радийных. В июле 1941 года танки полностью исключили из состава стрелковых дивизий.
В ВДВ плавающие Т-37А и Т-38 появились в 1936 году. 16 танков состояли в мотомеханизированном батальоне авиадесантной бригады. Весной 1941 были сформированы 5 отдельных воздушно-десантных корпусов, в каждом по отдельному танковому батальону из 50 Т-38.
В кавалерийских дивизиях с 1934 года плавающие танки имелись в составе механизированных полков (25 танков Т-37А или Т-38). В 1938 года плавающие танки исключили из кавалерийских дивизий, но в некоторых они имелись вплоть до 1941 года.
Первое боевое применение Т-37А относят к боям на Халхин-Голе в мае-сентябре 1939 года. 8 машин имелось в составе 11-й танковой бригады 57-го Особого корпуса, еще 14 танков прибыли в составе 82-й стрелковой дивизии в июле. В основном танки применялись для поддержки пехоты. Водоходные свойства танка не нашли применения в монгольских степях, однако он проявил свою плохую проходимость в песках. Проявилась и плохая защита – 17 из 25 имевшихся танков были потеряны безвозвратно. Здесь следует признать, что применение плавающих танков на театре военных действий, где очень мало водоемов, еще и в целях, для которых они не предназначены, вызывает, по меньшей мере, удивление.
Т-37А использовались и во время польской кампании. В ходе боев близ Хелма были потеряны 3 танка. В отчёте о действиях танковых войск о них было сказано: «Танки Т-37А в ходе маршей часто выходили из строя, проходимость низкая, отставали даже от пехотных подразделений».
30 ноября 1939 года разразилась Советско-финская война. Казалось бы, вот он шанс плавающих танков – Карельский перешеек изобилует озерами. В составе Ленинградского военного округа было 435 Т-37А и Т-38, т.е. 18,5% от общего числа танков. Здесь они часто использовались как для разведки и охранения, так и для поддержки пехоты.
Например, 2 декабря 1939 года взвод танков Т-38 был послан в разведку к станции Ино. В ходе выполнения задачи они натолкнулись на пехотный батальон финнов с артиллерией, пытавшийся зайти в тыл советским войскам. Плавающие танки приняли ночной бой с превосходящими силами противника. Атака финнов была сорвана, артиллерия подбила 3 танка Т-38.
Иногда они выполняли и свою прямую задачу - форсировали водные преграды. Однако броня не защищала даже от мелкокалиберных противотанковых пушек, а пулеметное вооружение позволяло поражать лишь пехоту и небронированные цели. Опять-таки, в лесистой заснеженной местности проявились плохие ходовые качества и низкая надежность. В Зимней войне были потеряны 94 плавающих танка. В качестве трофеев финнам достались 29 танков Т-37А и 13 Т-38. Впоследствии, они использовались в войне против СССР.
К началу Великой Отечественной войны в РККА 36% парка плавающих танков нуждались в серьезном ремонте. Остальные машины также были довольно-таки изношены. С началом войны плавающие танки не использовались по своему прямому назначению. Пулеметное вооружение не позволяло бороться с бронетехникой немцев, а броня не спасала от снарядов. Большинство танков были потеряны к весне 1942 года. Оставались они лишь на Ленинградском и Карельском фронтах, где интенсивность боев была меньше.
Однако случаи применения плавающих танков по назначению все-таки имели место быть. Например, в августе-сентябре 1942 года 29 амфибий пересекли Неву и захватили плацдарм. Вскоре плацдарм был эвакуирован, потери среди плавающих танков составили 6 штук, причем все потеряны из-за поломок.
Летом 1944 года было принято решение задействовать все имеющиеся Т-37А, Т-38 и Т-40 Ленинградского и Карельского фронтов в операции по захвату плацдарма на реке Свирь. Помимо 40 плавающих танков в операции должны были принимать участие 100 амфибийных автомобилей Ford GPA, поставленных в СССР по ленд-лизу из США (о них мы расскажем ниже). На автомобилях реку должен был форсировать пехотный десант. Река Свирь в этом месте имела ширину от 250 до 400 метров, глубину до 5 - 6,5 метров и скорость течения более 0,4 м/с. На подготовку операции ушли всего сутки. Утром 21 июля 1944 года началась трехчасовая артподготовка. Танки и автомобили начали пересекать реку еще до окончания артподготовки. Они вели огонь из пулеметов сходу, затем прорвали проволочные заграждения и совместно с десантниками зачистили вражеские траншеи. Плацдарм был захвачен. Потери составили всего 5 машин.
Младшие братья советских плавающих танков.
Параллельно с плавающими танками в СССР разрабатывались и плавающие бронеавтомобили. Заставить их плавать было еще сложнее, чем проделать это с танками. Бронеавтомобили имели большие колеса и ниши для них, центр тяжести был расположен высоко. Все это затрудняло создание остойчивого водоизмещающего корпуса с хорошими гидродинамическими свойствами.
В 1932 году Техническим отделением ЭКО ОГПУ ЛВО был разработан проект броне-авто-водо-машины. В том же году опытный образец изготовили на заводе «Большевик». Машина получила индекс БАД-2 («бронеавтомобиль-дрезина»).
БАД-2
Корпус был сварен из 6-мм броневых листов и имел нос с остроскульными обводами для улучшения водоходных качеств. Машина имела колесную формулу 6х4. При необходимости, на колеса задних несущих осей надевались гусеницы. Так как БАД-2 проектировалась, в том числе, и как дрезина, то колеса можно было заменить железнодорожными скатами. Движение на плаву осуществлялось при помощи гребного винта, поворачивала на плаву машина благодаря передним колесам. Машина весила 4,6 т. (больше, чем плавающие танки), и ее двигатель мощностью 40 л.с. позволял ей разгоняться на колесах по шоссе до 60 км/ч, с надетыми гусеничными цепями – до 50 км/ч, на рельсах – до 90 км/ч, на плаву – до 6 км/ч.
При этом, вооружение у машины было куда более серьезным, чем у советских плавающих танков – БАД-2 имела две башни, расположенные в два яруса вдоль оси корпуса. В передней конической башне размещалась 37-мм пушка Б-3, созданная на базе немецкого орудия фирма «Райнметалл». В цилиндрической кормовой башне располагался пулемет ДТ, помимо него таковой был и у водителя в лобовом бронелисте. Боекомплект составлял 60 выстрелов для пушки и 3000 патронов для пулеметов. Помимо того, имелись два баллона для постановки дымовой завесы. Экипаж состоял из 4 человек.
Впервые БАД-2 была показана на параде 1 мая 1933 года в Ленинграде и даже переплыла Неву на глазах у изумленной публики. Однако военных не устраивала броневая защита и ненадежность машины (в основном, из-за перегрева двигателя) и на вооружение ее не приняли.
В 1935 году был разработан новый плавающий бронеавтомобиль ПБ-4. От плавных обводов корпуса отказались. Броню увеличили до 7 мм, масса возросла до 5,28 т., из-за чего ухудшилась плавучесть, и по бокам корпуса пришлось устанавливать заполненные пробкой понтоны. Вооружение усилили: вместо 37-мм ввели 45-мм пушку 20К образца 1932 года. Двигатель «Газ-А» мощностью 40 л.с. имел хорошо продуманную систему охлаждения, в том числе ввели теплообменник для охлаждения двигателя на плаву при помои забортной воды. Скорость на плаву была еще меньше, чем у предшественника и составляла всего 4 км/ч. Выпустили всего 5 экземпляров для испытаний – военных не устраивала недостаточная надежность, удельная мощность и несовершенная форма корпуса.
ПБ-4 (вверху) и ПБ-7 (внизу)
Потомок ПБ-4 – плавающий бронеавтомобиль ПБ-7 избавился от некоторых болезней предка – за счет более совершенной формы корпуса уменьшилась масса – до 4,5 т., что позволило отказаться от поплавков-понтонов и незначительно увеличить толщину брони до 8 мм. Способствовал этому и двигатель «Газ М-1» мощностью 50 л.с. Однако бронемашина лишилась орудия – вместо него в башне устанавливали 7,62-мм скорострельный пулемет ШКАС. Однако ПБ-7 не смог избавиться от всех недостатков предшественников, а в купе с пулеметным вооружением это никак не способствовало принятию на вооружение. В войска плавающие бронеавтомобили так и не поступили.
Лёгкий плавающий танк ПТ-76 - самый массовый в мире плавающий танк. Разработан в 1949-1950 годах ВНИИ транспортного машиностроения совместно с ЧКЗ. Принят на вооружение Советской Армии 6 августа 1951 года. Серийно производился на СТЗ (с 1961 г. - ВгТЗ) с 1951 по 1967 год. На момент разработки тактико-технических требований танком ПТ-76 предполагалось вооружать амфибийные части сухопутных войск, предназначавшиеся для форсирования без подготовки водных преград на Центрально-европейском ТВД в случае войны с НАТО. Для этой же цели создавались бронетранспортёр БТР-50, плавающие автомобили МАВ и БАБ, а также гусеничный транспортер К-61.
Однако уже в начале 1950-х годов планы использования танка подверглись корректировке - ПТ-76 стали поступать на вооружение разведывательных подразделений танковых и мотострелковых полков Советской Армии, а также в части морской пехоты ВМФ. За время серийного производства было выпушено около 5000 танков ПТ-76.
Лёгкий плавающий танк ПТ-76 Компоновка танка классическая: в передней части корпуса расположено отделение управления, за ним следует боевое отделение, в кормовой части корпуса находится МТО. Понтонообразный герметичный закрытый корпус имеет сварную конструкцию. Необходимость обеспечения большого водоизмещающего объема корпуса при сохранении относительно малой боевой массы танка обусловило использование листовой броневой стали небольшой толщины: наклоненный под углом 80,5° к вертикали верхний лобовой лист корпуса имеет толщину 10 мм, нижний лобовой лист имеет толщину 13 мм, а выполненная в виде усеченного конуса башня сварена из броневой стали толщиной 10-20 мм. В верхнем лобовом листе корпуса на продольной оси танка смонтирован люк механика-водителя, оборудованный перископическими приборами наблюдения. Чтобы носовая часть не зарывалась при входе танка в воду, впереди установлен волноотражательный шит с приводом из отделения управления.
В боевом отделении установлена двухместная башня с 76,2-мм пушкой Д-56Т с щелевым дульным тормозом реактивного типа (с 1957 г. - Д-56ТМ с двухкамерным активным дульным тормозом и эжекционным устройством для продувки канала ствола) и спаренным с нею 7,62-мм пулеметом СГМТ.
В моторно-трансмиссионном отделении продольно установлен 6-цилиндровый дизельный двигатель В-6, развивающий при 1800 об/мин максимальную мощность 240 л.с. Двигатель снабжен эжекционной системой охлаждения, защитой от попадания в него воды и форсуночным подогревателем (для облегчения запуска двигателя в холодное время). В состав механической трансмиссии входят главный фрикцион сухого трения, пятиступенчатая коробка переключения передач, бортовые фрикционы и редукторы, а также редукторы отбора мощности на водометные движители.
В ходовой части применена индивидуальная торсионная подвеска. С каждого борта имеется по шесть однорядных обрезиненных опорных катков, которые для создания дополнительного запаса плавучести выполнены пустотелыми. В узлах подвески 1-го и 6-го опорных катков с каждого борта установлены гидравлические амортизаторы. Поддерживающие катки отсутствуют. Ведущие колеса расположены сзади. Гусеничная цепь стальная мелкозвенчатая.
Лёгкий плавающий танк ПТ-76Водные преграды танк преодолевает вплавь с использованием гидрореактивных водометных движителей. Через два окна в днище корпуса насосы водометов засасывают воду и подают ее к расположенным в корме патрубкам. Выходя из этих патрубков со значительной скоростью, вода создает реактивную тягу, двигающую танк вперед. При этом конструкторы предусмотрели возможность направления воды в так называемые «трубы заднего хода», которые подают воду не назад, а вперед, к окнам, находящимся в бортах корпуса. При этом образуется реактивная тяга, обеспечивающая задний ход танка. Развороты на плаву осуществляются за счет изменения режима работы водометов.
Модификации
ПТ-76 (объект 740) - первый серийный вариант. Боевая масса: 14 т. Габариты: 7625x3180x2195 мм. Вооружение; 76-мм пушка Д-56Т и спаренный пулемет СГМТ; боекомплект 40 выстрелов и 1000 патронов. Двигатель В-6. Радиостанция 10-РТ-26Э (с 1957 г. - Р-113) и ТПУ-47 (с 1957 г. - Р-120). Серийное производство с 1951 по 1962 год.
ПТ-76Б (объект 740Б) - высота корпуса увеличена на 130 мм, удлинена носовая часть, для лучшего схода воды задней части крыши корпуса придан небольшой обратный наклон. Пушка Д-56ТС с двухплоскостным стабилизатором, система ПАЗ, дополнительные топливные баки. Серийное производство с 1958 по 1967 год.
С 1967 года на всех ранее выпушенных танках устанавливались пулеметы ПКТ, радиостанции Р-123 и ТПУ Р-124. Пушки Д-56Т заменялись на Д-ЗбТМ.
Производство танков ПТ-76 завершено. С вооружения Российской Армии танк снят, но еще находится на вооружении некоторых подразделений Внутренних войск МВД РФ.
Боевое крещение ПТ-76 получили в 1965 году во время индо-пакистанского конфликта в штате Кашмир. Вновь индийская армия применила эти машины в ходе войны с Пакистаном в 1971 году. ПТ-76 совершили продолжительный марш в Восточной Бенгалии (ныне Бангладеш), форсировав множество водных преград и длительное время двигаясь на плаву. В результате индийские войска смогли зайти во фланг пакистанцам и сломить их сопротивление. Пакистанцы, в свою очередь, применили против индусов китайские плаваюшие танки Type 63.
ПТ-76 участвовали во всех арабо-израильских войнах, начиная с 1967 года.
В первый день "Войны судного дня" в 1973 году 130-я египетская механизированная бригада, оснащенная советскими плавающими танками, форсировала Суэцкий канал и вторглась на Синайский полуостров. Весьма успешно, впрочем. использовали трофейные ПТ-76 и израильтяне. В частности, 16 октября израильский отряд из 7 танков ПТ-76, сопровождаемый пехотой на 8 плавающих бронетранспортерах БТР-50 вплавь форсировал Большое Горькое озеро. На захваченный ими плацдарм в течение двух последующих суток на самоходных паромах было переброшено до 100 средних танков, и нанесен мошный удар во фланг и тыл египетским войскам.
Landing Vehicle Tracked .
Для проведения десантных операций в бассейне Тихого океана в США в 1942-1943 гг. были разработаны и выпускались в большом количестве плавающие транспортеры серии LVT четырех модификаций LVT (1), LVT (2), LVT (3) и LVT (4). Они представляли собой небронированные или частично бронированные машины, движение по воде которых обеспечивалось за счет перемотки гусениц. Для огневой поддержки и сопровождения десантников на базе транспортеров LVT (2) и LVT (4) были разработаны плавающие танки LVT (А)(1) и LVT (А)(4).
Танк LVT (А)(1) имеет полностью закрытый бронированный корпус и башню кругового вращения с 37-мм пушкой и спаренным с ней пулеметом. Кроме того, на башне и в люке за башней монтировались в турельных установках два 12,7-мм зенитных пулемета. Танк LVT (А)(4) создан на базе транспортера LVT (4). Он вооружен 75-мм гаубицей, установленной в открытой сверху литой башне кругового вращения. Кроме гаубицы, танк был вооружен тремя пулеметами: два монтировались на башне, а один устанавливался в шаровой опоре в лобовом листе корпуса. Оба плавающих танка отличались хорошими мореходными качествами, слабым бронированием и недостаточной подвижностью на суше, так как используемые на плаву гусеницы мало пригодны для движения на суше из-за сравнительно высоких гребных лопаток. Но, несмотря на эти недостатки, танки сыграли важную роль в многочисленных десантных операциях, проводившихся армией и флотом США в бассейне Тихого океана. Всего в годы войны было выпущено более 18500 плавающих танков, которые состояли на вооружении отдельных батальонов плавающих танков (по 72 плавающих танка в каждом батальоне).
С началом Второй мировой войны в США была начата разработка так называемых десантных гусеничных машин LVT, которые представляли собой небронированные или частично бронированные плавающие транспортеры и изготовленные на их базе легкие плавающие танки. По конструкции корпуса, ходовой части, обеспечению плавучести, используемым агрегатам силовой передачи плавающие танки аналогичны транспортерам, на базе которых были изготовлены, разница заключается в наличии у танков бронирования, пушечного или гаубичного вооружения, устанавливаемого в башне, а также в компоновке основных агрегатов машины. Так, если у транспортеров в связи с наличием откидной кормы двигатели монтировались в передней части, то на всех плавающих танках двигатели располагались в корме.
Корпуса плавающих машин строились с расчетом облегчения движения их по воде. Из плавающих только транспортер LVT(A)2 имел бронирование; корпуса других плавающих транспортеров были выполнены из стальных небронированных листов. Плавающие транспортеры или не имели вооружения или же были вооружены несколькими пулеметами. Вместимость их, включая трех членов экипажа, составляла 24-27 человек. Грузоподъемность варьировалась от 2 до 4 т. Боевой вес машин находился в пределах 11-16,5 т. Удельное давление на грунт составляло 0,5-0,6 кг/см.
Корпуса плавающих танков сваривались с помощью электросварки из броневых листов толщиной 6,3-мм и 12,7-мм. Плавающие танки серии LVT(A) вооружались 37-мм пушкой или 75-мм гаубицей, установленной в открытой башне, и несколькими пулеметами. Экипажи танков состояли из 6 человек, боевой вес машин колебался в пределах 14-18 т. Для обеспечения надежной плавучести к бортам корпусов плавающих танков почти по всей длине крепились металлические понтоны, с внешней стороны которых были предусмотрены прямоугольные вырезы для удобства посадки экипажа в машину. Внутри понтоны делились перегородками на отсеки. Необходимость размещения десанта и обеспечения достаточного водоизмещения обусловила большие габаритные размеры. Длина машины - около 8 м, ширина - 3,3 м, высота - 3 м.
Силовые передачи плавающих машин состояли из главного фрикциона, пятискоростной коробки передач, двойного дифференциала, который использовался в качестве механизма поворота, и бортовых редукторов. Особенностью американских легких плавающих танков и транспортеров являлось отсутствие гребного винта и рулей поворота. Движение плавающих машин как по воде, так и по суше осуществлялось посредством гусениц, траки которых шириной 360-мм были снабжены резко выступающими съемными лопатками. Поворот осуществляется торможением или полной остановкой одной из гусениц.
В 1943-1944 годах в США были приняты на вооружение плавающие танки LVT(A)1 и LVT(A)4 .
Танк LVT(A)1 в отличие от транспортера LVT2, на базе которого он был построен, имел полностью бронированный закрытый корпус и вращающуюся башню, заимствованную у легкого танка М3, в которой устанавливались 37-мм пушка и спаренный с ней 7,62-мм пулемет. Пушка снабжена гироскопическим стабилизатором в вертикальной плоскости наведения. В качестве дополнительного вооружения устанавливался один зенитный пулемет в башне танка и один на круглом люке в кормовой части (за башней). Пулеметы монтировались в турельных установках, Максимальная толщина брони - 12,7-мм.
Кормовые люки предназначались для посадки и высадки экипажа и десанта и для погрузки грузов. Компоновка агрегатов в этом танке осталась та же, что и в транспортере LVT2, т. е. двигатель располагался в корме танка. Благодаря короткому периоду проектно-конструкторских работ и отличной организации производства фирма Borg Warner в сжатые сроки выпустила 509 плавающих танков LVT(A)1.
Танк LVT(A)4 был построен на базе плавающего транспортера LVT(4). В открытой башне этого танка, позаимствованной у самоходной установки М8, устанавливалась короткоствольная 75-мм гаубица с начальной скоростью снаряда 381 м/сек и дальностью стрельбы 8680 м. Кроме гаубицы, танк был вооружен тремя пулеметами, два из которых устанавливались в башне в специальных установках и один в шаровой установке в лобовом листе подбашенной коробки. Корпус танка LVT(A)4 был бронированным, Максимальная толщина брони корпуса достигала 13-мм, а башни - 25,4-мм. Вес этого танка по сравнению с LVT(A)1 возрос до 18 т, а скорость движения снизилась до 24 км/час на суше и до 11 км/час на воде. Запас хода танка LVT(A)4 на суше составил 240 км, на воде - 160 км.
Компоновка основных агрегатов силовой передачи и двигателя в танке LVT(A)4 отличалась от компоновки их на транспортере LVT(4), а именно: моторное отделение располагалось сзади и в нем устанавливался тот же двигатель, что и на транспортере LVT(4), мощностью 250 л. с. Танк оборудовался радиостанцией. Всего было построено 1890 плавающих танков LVT(A)4. Следующая модификация LVT(A)5 отличалась лишь стабилизированной гаубицей и электрическим приводом вращения башни. Эта машина была изготовлена в 269 экземплярах.
Попытка усилить вооружение LVT(A)4 привела к созданию модификации с башней от танка М24. В январе 1945 г. был построен один прототип, который отличался также новой надстройкой корпуса. Улучшенный LVT(A)4 вполне неплохо показал себя на испытаниях, однако из-за окончания войны серийно он не строился.
Первый опыт по установке огнеметного вооружения на LVT(A)1 был сделан в 1942 г. Вместо 37-мм пушки на машину устанавливался огнемет Е14-7R2. Всего построили 9 огнеметных LVT(A)1, но в боевых условиях их не использовали. В 1944 г. было разработано ещё два варианта огнеметной машины на основе LVT(A)1 и LVT4. Вместо 37-мм пушки и 75-мм гаубицы на них устанавливался огнемет Е-7. Модификации с канадским огнеметом Ronson мало чем отличались от предыдущих, только на LVT1 и LVT2 брансбойт-огнемета устанавливался у левого борта в передней части корпуса.
Всего за время второй мировой войны было выпущено около 18500 десантных гусеничных машин. Они широко использовались на тихоокеанском театре военных действий. При этом плавающие танки выполняли, по существу, роль самоходной артиллерии, поддерживающей своим огнем высадку десанта. Вследствие больших габаритов, слабого бронирования и ограниченной маневренности на суше они не могли успешно применяться в боевых действиях сухопутных войск. Эти машины использовались главным образом в десантных операциях по захвату и удержанию плацдарма на морском побережье. В 1944-1945 годах десантные гусеничные машины использовались в Европе, в частности при форсировании Рейна в марте 1945 года, Организационно они были сведены в батальоны плавающих танков и бронетранспортеров.
В США была предпринята попытка создать плавающие самоходные пушки для обеспечения операций по форсированию водных преград и высадке десанта. Эксперименты проводились на опытных образцах самоходных пушек Т86 и Т87, созданных на базе противотанковой 76,2-мм САУ М18. Плавучесть машин обеспечивалась стальными понтонами, имевшими большие размеры и допускавшими ведение огня из пушек на плаву. Однако эти машины не были приняты на вооружение.
Для проведения десантных операций в бассейне Тихого океана в США в 1942-1943 гг. были разработаны и выпускались в большом количестве плавающие транспортеры серии LVT четырех модификаций LVT (1), LVT (2), LVT (3) и LVT (4). Они представляли собой небронированные или частично бронированные машины, движение по воде которых обеспечивалось за счет перемотки гусениц. Для огневой поддержки и сопровождения десантников на базе транспортеров LVT (2) и LVT (4) были разработаны плавающие танки LVT (А)(1) и LVT(A)(4).
Оба плавающих танка отличались хорошими мореходными качествами, слабым бронированием и недостаточной подвижностью на суше, так как используемые на плаву гусеницы мало пригодны для движения на суше из-за сравнительно высоких гребных лопаток. Но, несмотря на эти недостатки, танки сыграли важную роль в многочисленных десантных операциях, проводившихся армией и флотом США в бассейне Тихого океана. Всего в годы войны было выпущено более 18500 плавающих танков, которые состояли на вооружении отдельных батальонов плавающих танков (по 72 плавающих танка в каждом батальоне).
Плавающий танк — танк, способный самостоятельно преодолевать водные преграды посредством удержания на поверхности воды и вести бой на суше и воде. Для этого применялись две основные схемы - придание танку собственной плавучести за счет большого объема корпуса, либо при помощи присоединения к нему дополнительных, обычно, сбрасываемых, понтонов. Основным недостатком обеих схем была невозможность дать такому танку адекватную защищенность и вооружение. При попытках увеличить бронирование, в первом случае танк получался слишком большим и неповоротливым (а защищенность только страдала от его больших размеров), а во втором, понтоны получались недопустимо громоздкими и неповоротливыми и занимали слишком много места на борту десантного корабля. Поступательное движение танков по воде создавалось водоходным движителем, в качестве которого применяются гребные винты, гусеничные цепи, водометы и т.д.
Опыты по созданию плавающих танков начали проводить после Первой мировой войны в Англии и СССР. Однако в довоенный период полноценные серийные машины были созданы лишь советской промышленностью. Великобритания, Германия, США и Япония к активной разработке подключились в различное время длящейся войны. При этом каждая страна видела свое назначение плавающего танка. В СССР он предназначался для фронтовой разведки с возможностью преодоления встретившихся естественных препятствий, а также для борьбы с десантами, пехотой и кавалерией противника, боевого охранения и сопровождения механизированных колонн, наконец, для осуществления связи. Великобритания и США строили танки для морских десантных операций. Германия, отказавшись от высадки десанта на Британские острова – отказалась и от строительства плавающих танков.
В предвоенные годы и в период войны 4 страны выпустили 8 378 плавающих танков 10 типов в 15 модификациях.
Ориентировочное количество плавающих танков использовавшихся в войне в разрезе стран (без трофейных и переданных/полученных)
Краткая характеристика создания и развития плавающих танков в различных странах выглядит следующим образом.
Первым серийным танком Великобритании была разработка фирмы «Vickers» в 1931 году под обозначением А4-Е1/А4Е12. Базой для его создания послужил трактор Vickers-Carden-Lloyd. Танк плавал за счет максимального облегчения веса, дополнительных баков (установленных под дном корпуса) и поплавков-надкрылков, прикрепленных над гусеницами. Винт приводился в движение валом от коробки передач. Повороты на плаву обеспечивались рулем. Боевое отделение, сдвинутое назад, было рассчитано на одного человека. Вооружались танки одним 7,7-мм пулеметом. Ввиду отсутствия интереса у военных Британии танки были проданы на экспорт в Китай, Голландию, Финляндию и Сиам. Танки имели невысокие ходовые данные, недостаточное бронирование и слабое вооружение.
В период войны, не сумев создать полноценного плавающего танка, британцы применили систему «Duplex Drive» (DD) для придания плавучести танкам. Она устанавливалась на стандартные танки и состояла из складного водонепроницаемого экрана, устанавливавшегося на корпус танка, и в разложенном виде создававшего достаточное водоизмещение для поддержания танка на плаву, а также гребного винта с системой отбора мощности от двигателя. Система DD также использовалась в некоторых эпизодах Второй мировой войны войсками США и Канады в сочетании танками «Sherman».
Германия для форсирования пролива Ла-Манш танками разрабатывала несколько различных вариантов их «мореходности». Так на легкий танк Pz-II одевался плоский понтон с вырезом посередине. Понтон имел обтекаемую носовую часть. Передвижение по воде производилось с помощью двух гребных винтов, приводимых в действие с помощью зубчатых колес, находившихся в зацеплении с гусеницами танка. Эта конструкция позволяла Pz-II плыть со скоростью 12,5 км/ч. После выхода на берег поплавки сбрасывались не более, чем за полторы секунды.
Второй вариант для этого танка предполагал монтаж на борта танка поплавков, крепившиеся к продолжениям осей поддерживающих роликов, корпус герметизировался. Передвижение по воде со скоростью 10 км/ч осуществлялось благодаря вращению гусениц, поворот за счет остановки одной из гусениц.
В 1940 году танки Pz-III модификаций F, G и H были переоборудованы в так называемые Tauchpanzer III (ныряющий танк). При этом на танки устанавливалось оборудование для подводного вождения танка. Предполагалось доставить танки баржами к побережью Великобритании, опустить их на дно Ла-Манша, откуда они уже своим ходом достигнут берега и вступят в бой. Для этого закрывались воздухозаборники, выхлопная
труба снабжалась клапаном, а все щели уплотнялись специальными резиновыми накладками. Воздух в танк поступал через шнорхель – специальная трубка с поплавком. Для навигации под водой имелся гирокомпас. Танк мог ехать по дну на глубинах до 15 м, причем перед погружением необходимо было провести разведку дна.
Подобные системы были разработаны и для тяжелых танков Pz-VI и даже было выпущено 495 серийных машин. Однако двигатель их и так был не в состоянии эффективно тянуть массу танка, а оборудование лишь ухудшало ситуацию. Поэтому многие экипажи сами демонтировали это оборудование в полевых условиях.
Некоторые образцы переоборудованных плавающих танков принимали участие в эпизодах военных действий на Восточном фронте при форсирование рек Ю.Буг и Днепр.
В СССР конструкторские работы по строительству плавающего танка начали проводить с конца 1931 г. Последовательно построив три неудачных образца «Т-33», «Т-41» и «Т-37» в 1932 г. на вооружение был прият четвертый вариант – Т-37А. Однако полноценное серийное производство танков за весь период их выпуска (1932-1936 гг.) наладить так и не удалось. Во время производства танка вносилось множество изменений, которые привели в конечном итоге к созданию новой машины – Т-38. При сохранении прежней компоновки новый танк, стал ниже и шире, что повысило его остойчивость на плаву, а улучшенная система подвески позволила увеличить скорость и плавность хода. Вместо автомобильного дифференциала на танке Т-38 использованы в качестве механизма поворота бортовые фрикционы. При производстве танка широко использовалась сварка. Машина была принята на вооружение 1936 году и находилась в производстве до 1939 года.
Несмотря на большие ожидания, Т-38 не оправдал их. Он имел слабое вооружение и бронирование; раздельное размещение механика-водителя и командира машины, приводило к тому, что при гибели или ранении первого выводило весь танк из строя; недостаточная плавучесть, не позволяющая взять на борт груз или десантников. Не раз на учениях и экспериментах танки типа Т-38 тонули из-за плохой герметизации корпуса или небольшой набежавшей волны.
Всех тих недостатков был лишен новый танк — Т-40, который выпускался в 1940-1941 гг. Не найдя применение танку в оборонительных боях, в начале войны их выпуск был прекращен.
В период войны советские плавающие танки по своему назначению практически не использовались, а применение в качестве танков непосредственной поддержки пехоты привело к быстрому исчезновению машины, как типа вооружения. Несмотря на крайнюю необходимость подобной машины в наступательных операциях, производство танка не возобновлялось.
США, готовясь к десантным операциям на островах Тихого океана и в Европе, создали серию плавающих боевых машин на базе гусеничного транспортера LVT. Они отличались хорошими мореходными качествами, но на суше были малоподвижны и (ввиду слабого бронирования и больших размеров) очень уязвимы для огня противника. Эти так называемые танки, а также танки «Sherman», оснащенные системой «DD» участвовали во всех десантных операциях союзников во Второй мировой войне.