Перспективный план по взаимодействию с родителями средняя группа. Взаимодействие с родителями детей средней группы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«ЕРМАКОВСКАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД»
ДЖАНКОЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
(Средняя группа «Почемучки»)
2017 – 2018 учебный год
с. Ермаково
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «Ермаковская
начальная школа – детский сад»
Г.А. Бочарова
«____» _______________ 201__ г
Перспективный план работы с родителями
в средней группе «Почемучки» на 2017-2018 год.
Цель работы с родителями:
Установление сотрудничества детского сада и семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Повышать психолого-педагогическую культуру родителей;
Выявлять и транслировать положительный опыт семейного воспитания;
Содействовать сплочению родительского коллектива с целью предупреждения межличностных конфликтных ситуаций;
Способствовать установлению доверительных отношений между родителями и детским садом.
Ожидаемый результат:
Педагогическое просвещение родителей в соответствии с ФГОС ДО, привлечение семьи на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребенка, с целью раскрытия его способностей и возможностей.
Укрепление доверительных отношений между педагогами и родителями, что способствует созданию благоприятных условий для развития ребенка.
Заинтересованность родителей в процессе воспитания и обучения детей, их участие в полноценном воспитательном процессе.
Повышение профессионального уровня педагогов.
План проведения родительских собраний в 2017-2018 учебном году.
Месяц | Тема родительского собрания |
Сентябрь 2017 | Организационное: «Путешествие в страну знаний» Форма проведения: Педагогическая гостиная |
Январь 2018 | Текущее: «Поговорим о нравственности» Форма проведения: Круглый стол |
Итоговое: «Как повзрослели и чему научились наши дети за этот год. Организация летнего отдыха детей» Форма проведения: Дискуссия |
Работа с родительским комитетом:
ежемесячно, по мере возникновения организационных вопросов.
Разработка тематических консультаций и дополнительной демонстрационной наглядности для родителей:
регулярная смена информации в родительском уголке в соответствии с актуальными темами.
Месяц | Формы работы, содержание | Цель | Ответственный |
Сентябрь | Совместная подготовка к учебному году (обновление группового инвентаря, участка), создание тематических уголков в группе (физкультурный, театрально-музыкальный, уголок конструирования, уголок сенсорного развития, уголок развития речи, уголок природы, уголок сюжетно-ролевых игр, уголок дидактических игр, книжный уголок, уголок изодеятельности) | Нацелить, приобщить родителей к активной, совместной работе в новом учебном году по плану и правилам группы | Воспитатели, родители |
Материалы для оформления родительского уголка в групповой раздевалке «Сентябрь» | Воспитатели |
||
Оформление информационного стенда | Распространение педагогических знаний среди родителей. Активация родительского внимания к вопросам воспитания, жизни ребенка в детском саду. | Воспитатели |
|
Фотовернисаж «Вот и лето прошло!» | Родители, дети |
||
Консультация. «Особенности организации занятий детей 4-5 лет» | Информировать родителей о возрастных и индивидуальных особенностей своего ребенка | Воспитатели |
|
Беседа с родителями «Начинаем учиться вместе!» | Ознакомление родителей с планом на год. Привлечение родителей к участию во всех мероприятиях, обмен мнениями о делах группы прошлого года и рекомендации родителей на этот год | Воспитатели, родители |
|
Родительское собрание : «Путешествие в страну знаний». 1.1«Режим дня и его значение. Создание условий дома для полноценного отдыха и развития детей». 1.2. Проведение анкетирования, с целью получения новых сведений о родителях. | Расширение взаимодействия между воспитателем и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей. Познакомить родителей с задачами и особенностями образовательной работы, задачами МБОУ на новый учебный год | Воспитатели, родители |
|
Консультация «Портфолио дошкольника» | Предложить родителям новую полезную для детей и родителей деятельность – изготовление дошкольного портфолио. Рекомендации по изготовлению, оформлению, внесение в портфолио индивидуальных материалов из детского сада | Воспитатели |
|
Папка-передвижка «Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей» | Формировать у родителей потребность в здоровом образе жизни, помочь овладеть теоретическими и практическими навыками и знаниями об укреплении и сохранении здоровья | Воспитатели |
|
Участие в конкурсе открытки и поздравления «Мой любимый воспитатель» (ко Дню дошкольного работника) | Создание творческого союза воспитателя и семьи, их сотрудничества, творческого общения; повышение эффективности детско–родительских отношений и самооценки вклада родителей в воспитание и обучение ребенка. | Родители, дети |
|
Октябрь | Открытый диалог «Драчуны. Как исправить ситуацию» | Вовлечение родителей в педагогическую деятельность. Совместный поиск путей решения проблем воспитания. | Воспитатель, родители, у детей которых есть данные проблемы |
Индивидуальные беседы с родителями | Повернуть родителей лицом к ребёнку, защитить детей от неоправданных наказаний, грубостей, несправедливости, ориентировать родителей на учёт индивидуальности своего ребёнка | Воспитатели, родители |
|
Беседы с родителями на тему: «Что ВЫ знаете о своём ребёнке?» | Привлечение внимания родителей к проблемам в воспитании ребёнка | Воспитатели, родители |
|
Консультация для родителей: «Методы нетрадиционного рисования» | Ознакомление родителей с нетрадиционными техниками в рисовании, развивать желание познакомиться с деятельностью в детском саду. Воспитывать интерес и сплочённость | Воспитатели |
|
Материалы для оформления родительского уголка в групповой раздевалке «Октябрь» | Воспитатели |
||
Консультация «Развитие представлений о цвете, форме и величине посредством развивающих игр» | Дать углубленные знания о математических развивающих играх для родителей | Воспитатели, родители, дети |
|
Выставка рисунков и декоративно-прикладного творчества «Краски осени» | Повышение у дошкольников, педагогов, родителей интереса к изобразительному искусству, декоративно-прикладному творчеству. | Воспитатели, родители, дети |
|
Осенний утренник | Демонстрация творческих способностей детей, формирование творческих навыков и умений. Развитие взаимодействия родителей и работников МБОУ | ||
Ноябрь Ноябрь | Материалы для оформления родительского уголка в групповой раздевалке «Ноябрь» | Оказание помощи родителям в организации домашних развивающих занятия с ребенком, в выборе художественных произведений для чтения и заучивания, рекомендации по организации наблюдений за природой во время прогулок. | Воспитатели |
Индивидуальные беседы с родителями на тему: «Как правильно одеть ребёнка на прогулку» | «Что должно быть в шкафу?» | Воспитатели |
|
Наблюдение за игровой деятельностью детей в детском саду. | Расширение педагогических знаний и представлений родителей о роли игры в развитии ребёнка. | Воспитатели, родители |
|
Консультация для родителей «Леворукий ребенок» | Привлечение внимания родителей к проблемам ребёнка. | Воспитатели, родители |
|
Развлечение «День матери» | Вовлечение родителей в педагогическую деятельность. | Воспитатели, родители, муз.руководитель, дети |
|
Оформление наглядно – текстовой информации: «Если хочешь быть здоровым – закаляйся!» | Ознакомление родителей с приемами профилактики простудных заболеваний в осенне–зимний период | Медсестра, воспитатели родители |
|
Декабрь | Материалы для оформления родительского уголка в групповой раздевалке «Декабрь» | Оказание помощи родителям в организации домашних развивающих занятия с ребенком, в выборе художественных произведений для чтения и заучивания, рекомендации по организации наблюдений за природой во время прогулок. | Воспитатели |
Консультация «Роль книги в речевом развитии детей» | Формирование у детей богатого словарного запаса, развитие воображения и памяти, помочь узнать что-то новое. | Воспитатели |
|
Консультации « Береги себя» (охрана безопасности жизни – о чем можно побеседовать с ребенком) | Ознакомление родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада | Воспитатели |
|
Семейный творческий конкурс «Новогодняя фантазия» | Приобщить малоактивных родителей к совместной групповой деятельности, дать возможность всем семьям проявить творчество, воспитывать желание порадовать всех на празднике, сплочённость | Родители, дети |
|
Папка-передвижка «Как встретить Новый год!», «Поздравление для всех!» | Развивать желание проводить активно совместные праздники, получать удовлетворение от подготовленных общим коллективом развлечений, воспитывать сплочённость. | ||
Новогодний утренник | Развивать желание проводить активно совместные праздники, получать удовлетворение от подготовленных общим коллективом развлечений, воспитывать сплочённость. Приобщение к участию, в украшение группы, зала | Воспитател и, муз.руководитель, дети |
|
Январь | Материалы для оформления родительского уголка в групповой раздевалке «Январь» | Оказание помощи родителям в организации домашних развивающих занятия с ребенком, в выборе художественных произведений для чтения и заучивания, рекомендации по организации наблюдений за природой во время прогулок | Воспитатели |
Индивидуальные беседы по теме «ЗОЖ» | Пропаганда здорового образа жизни. Привлечение внимания семьи к вопросам оздоровления детей в домашних условиях | Воспитатели, медсестра |
|
Родительское собрание: «Поговорим о нравственности» | Познакомить с наилучшими способами общения, наказания, поощрения детей, разъяснения им норм нравственности. Обсудить домашние проблемы в общении с детьми, предложить помощь на дому | Воспитатели, родители |
|
Памятки для родителей: «Искусство наказывать и прощать», «Как правильно общаться с детьми» | Индивидуальные беседы, обсуждение конкретных проблем, случаев | Воспитатели |
|
Индивидуальные беседы с родителями. Обсуждение особенностей поведения, характера и привычек ребёнка | Установление доверительных отношений с родителями. Демонстрация заинтересованности воспитателя в воспитании конкретного ребёнка | Воспитатель (для родителей, имеющих детей с проблемами в поведении, привычках) |
|
Февраль | Материалы для оформления родительского уголка в групповой раздевалке «Февраль» | Оказание помощи родителям в организации домашних развивающих занятия с ребенком, в выборе художественных произведений для чтения и заучивания, рекомендации по организации наблюдений за природой во время прогулок | Воспитатели |
Индивидуальная беседа о творческих способностях ребенка | Система воспитательно - образовательной деятельности по развитию детских способностей | Воспитатели |
|
Семинар-практикум «Играем с пальчиками» | Познакомить родителей с пальчиковыми играми, их влияние на развитие детей, мелкой моторики рук. | Воспитатели |
|
Консультация «Развиваем мелкую моторику рук» | Привлечение внимания родителей к проблемам ребёнка | Воспитатели |
|
Коллаж «Профессии настоящих мужчин» (фото-коллаж, иллюстрации, коллаж из рисунков, альбомов и др.) | Развивать желание порадовать пап своими поздравлениями, рисунками, добрыми пожеланиями | Воспитатели, дети |
|
Спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья» | Приобщение семей к здоровому образу жизни, активному отдыху, спорту. Включение родителей в совместную деятельность. | Родители, воспитатели, дети |
|
Март | Материалы для оформления родительского уголка в групповой раздевалке «Март» | Оказание помощи родителям в организации домашних развивающих занятия с ребенком, в выборе художественных произведений для чтения и заучивания, рекомендации по организации наблюдений за природой во время прогулок | Воспитатели |
Выставка детских работ «Мамы разные нужны, мамы всякие важны» (разнообразная техника) | Развивать желание порадовать мам своими поздравлениями, рисунками, добрыми пожеланиями | Воспитатели, дети |
|
Демонстрация творческих способностей детей, Формирование творческих навыков и умений, развитие эмоционального взаимодействия родителей, детей и работников МБОУ | Воспитатели, муз.руководитель, дети |
||
Консультация «Формирование самостоятельности у детей» | Усиленность ребенка в родительских видах деятельности во многом зависит от умения действовать самостоятельно | Воспитатели |
|
Оформление стенда с информацией: «В здоровом теле, здоровый дух» (из жизни детей в группе: закаливание, физкультурные занятия, игры на свежем воздухе) | Повышение педагогической культуры родителей | Воспитатели |
|
Анкетирование родителей: «Физическое развитие вашего ребенка» | Реализация единого воспитательного подхода по привитию детям здорового образа жизни детском саду и дома. | ||
Консультации для родителей: «Закаливание укрепляет организм» |
|||
Апрель | Материалы для оформления родительского уголка в групповой раздевалке «Апрель» | Оказание помощи родителям в организации домашних развивающих занятия с ребенком, в выборе художественных произведений для чтения и заучивания, рекомендации по организации наблюдений за природой во время прогулок | Воспитатели |
Индивидуальная беседа «Рассмотрим картинку вместе» | Воспитатели |
||
Правовое воспитание Статьи: «Четыре заповеди мудрого родителя!», «Искусство быть родителем!», «Понимаем ли мы друг друга?» | Познакомить родителей с Декларацией прав ребёнка, Всеобщей Декларацией Прав человека, дать знания о правовом воспитании детей. | Воспитатели, родители, дети |
|
Анкетирование родителей и детей: «Семья глазами ребёнка» по правовому воспитанию |
|||
Консультация «Играйте вместе с детьми» | Формировать у детей уровня развития познавательных интересов, путем наблюдения ребенка в разных видах познавательной деятельности | Воспитатели |
|
Консультация «Дисциплина на улице – залог безопасности» | Знакомство с требованиями программы воспитания и обучения в детском саду по правилам дорожного движения разработка методического обеспечения | Воспитатели |
|
Пополнить знания родителей в области обеспечения безопасности ребёнка, охраны его жизни и здоровья | Воспитатели |
||
«День открытых дверей» (просмотр различных видов физкультурных занятий, закаливающих процедур) | Знакомство родителей с задачами программы воспитания и обучения в детском саду по теме «физическое воспитание дошкольников в детском саду». Активизация педагогических знаний родителей | Воспитатели |
|
Материалы для оформления родительского уголка в групповой раздевалке «Май» | Оказание помощи родителям в организации домашних развивающих занятия с ребенком, в выборе художественных произведений для чтения и заучивания, рекомендации по организации наблюдений за природой во время прогулок | Воспитатели |
|
Итоговое родительское собрание: "Как повзрослели и чему научились наши дети за этот год. Организация летнего отдыха детей" | Демонстрация сформированных умений и навыков, знаний детей, развитие взаимодействия детей, родителей и работников ДОУ. Способствовать формированию коллектива группы. Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям в вопросах воспитания детей | Воспитатели, родители |
|
Папка-передвижка: «Что должен знать и уметь выпускник средней группы» | Дать информацию об успехах детей на конец учебного года, подготовить родителей к началу следующего года. Дать возможность обдумать и предложить новые виды деятельности на следующий год | Воспитатель |
|
Семейная акция «Мы выходим на субботник» | Привлечь родителей к подготовке участка к летнему периоду работы. Дать возможность проявить единство, творчество и заинтересованность в благоустройстве участка | Воспитатели, родители |
|
Оформление папки-передвижки: «Лето - пора отдыха!» | Оказать родителям помощь в решении данной проблемы | Воспитатели |
|
Памятка «Безопасность ребенка в быту» | Нацелить родителей проявлять особое внимание к особенно подвижным детям в весенний пожароопасный период по их безопасному поведению | Воспитатели |
|
Анкетирование «Что вы ждете от детского сада в будущем году?» | Выявить у родителей их удовлетворенность работой детского сада | Воспитатели, родители |
|
Помощь родителей в изготовлении и приобретении выносного материала на лето | Родители |
||
Проведение инструктажа по технике безопасности детей летом | Активизировать и обогатить знания родителей в области безопасности жизнедеятельности в летний период времени, направленные на предотвращение смертности и потерь здоровья детей от внешних факторов и причин | Воспитатели, родители |
|
Домашнее задание родителям на лето: сбор природного и бросового материала | Помощь и вовлечение родителей в жизнедеятельность группового сообщества | Родители |
Воспитатели: Жаркова Наталья Васильевна
Ваниева Эльвина Диляверовна
Взаимодействие с родителями детей средней группы.
Сентябрь -2016г.
Знакомство с семьёйОбразование родителей
Совместная деятельность
1.Социологическое исследование семей
1. Родительское собрание на тему: « Возрастные особенности детей 4-5 лет»
2. Консультации-
а) «Здоровые родители – здоровые дети» б) « О прививках»
в) «Роль семьи и детского сада в воспитании здорового ребёнка»
3.Оформление информационного стенда
-«Для Вас родители».
- «Режим дня»
4.Выставка детского творчества Воспоминание о лете», «Осень золотая».
5. Уголок здоровья (сан.бюллетень) «Закаливание детей»
6.Знакомство с уставными документами и локальными актами ДОУ;
7.Заключение договоров родительского согласия.
1.Создание библиотеки.
Участие в подготовке групповой комнаты к новому учебному году.
Привлечь родителей к подготовке физкультурного досуга «Заюшкина избушка»
Спортивный праздник «Здравствуй, Осень»
Октябрь 2016г.
Знакомство с семьёйИнформирование родителей о ходе образовательного процесса
Совместная деятельность
Анкетирование «Бережём здоровье с детства»
Общее родительское собрание «Основные направления образовательной и оздоровительной работы с детьми на 2016-2017 учебный год»
Отчёт о проделанной работе за 2015-2016 учебный год, результаты мониторинга.
Консультации: «Роль семьи и д/с в воспитании здорового ребёнка»
«Оздоровительные прогулки»
«Роль папы в воспитании ребёнка»
«Нарушение опорно – двигательного аппарата»
«Поиграй со мной. Подвижные игры с детьми на воздухе».
Уголок здоровья (сан. бюллетень) «Питание детей»
Изготовление поделок для выставки «Что нам осень подарила?»
Привлечь родителей к подготовке физкультурного досуга «Осень»;
«В гостях у Айболита»
Привлечь родителей к организации ярмарки «Золотая осень»
Ноябрь – 2016г.
Знакомство с семьёйИнформирование родителей о ходе образовательного процесса
Совместная деятельность
Анкетирование «Какая практическая помощь по вопросам воспитания и обучения вам необходима?»
Стенд «Мамочка милая моя»- посвящен дню Матери.
«Времена года»
Приглашение родителей на праздник «День Матери»
Консультации: «Воспитание у ребёнка интереса к книге»;
«Гигиеническое воспитание детей – предпосылка формирования здорового ребёнка»
«Респираторные вирусные и энтеровирусные инфекции»
Выставка работ посвященных дню Матери «Это сделано руками наших мам»
Организация выставки детского творчества. «Цветы для мамы»
Привлечение родителей к организации: 1.Оздоровительного досуга: «Вечерняя сказка»;
2.Физкультурный досуг: «Весёлые старты»;
3. Праздник «День Матери».
Привлечь родителей к изготовлению атрибутов к с/р игре «Мы повара» (колпаки, фартуки)
Декабрь – 2016г.
Информирование родителей о ходе образовательного процессаОбразование родителей
Совместная деятельность
Беседа «Воспитание доброжелательности в общении» (индивидуальная с родителями Гриши Ш., Ромы Г.)
Консультации:
а) «Обучение детей к.г.н., которые нужно выполнять перед сном, перед тем как сесть за стол».
б) «Как вести себя взрослым, когда ребёнок играет»
в) Консультация для родителей в период резкого понижения температуры воздуха.
День открытых дверей.
Групповое родительское собрание «Движение и здоровье»
Показ фрагментов физкультурных занятий с использованием нетрадиционного оборудования.
Выставка работ, выполненных детьми совместно с родителями: «Зимняя сказка».
Привлечение родителей к изготовлению нестандартного оборудования для игр по физическому развитию детей.
Привлечение родителей к организации: 1.Физкультурного занятия на свежем воздухе « В гости к ёлке»
2.Праздника: «К нам приходит Новый год»
3. Развлечение «Что вам нравится зимой»
Украшение группы к Новому году.
Привлечение родителей:
1. К оформлению альбома «Виды транспорта»;
2. Изготовление атрибутов к игре «Шофёры» и привлечь детей к элементарной помощи.
Январь – 2017г.
Знакомство с семьёйИнформирование родителей о ходе образовательного процесса
Совместная деятельность
Анкетирование «Формирование гражданской идентичности у дошкольника»
Беседы с родителями о состоянии здоровья детей по заключению медсестры д/сада.
Общее родительское собрание «Роль семьи в воспитании маленького гражданина»
Род. витрина «Зимние игры и развлечения»
Сан. бюллетень «Грипп и его профилактика»
«Изготовление чесночных кулончиков для профилактики гриппа»
Подготовка для родителей антропометрических данных.
Привлечение родителей к организации физкультурного праздника «Ура, каникулы!»
День здоровья «Здравствуй, зимушка Зима»
Февраль – 2017г.
Знакомство с семьёйИнформирование родителей
о ходе образовательного процесса
Образование родителей
Совместная деятельность
Беседа с родителями Максима Г., Даниила К. «Чтобы ребёнок соблюдал все правила поведения за столом»
Беседа с родителями о состоянии здоровья детей по заключению медсестры д/с».
Род. витрина «Как уберечь детей от простуды»
Консультация: а) «Профилактика плоскостопия»
б) «Закаливание»
Родительская гостиная «Герои в нашей семье»
Выставка поделок «Папа может, папа может всё, что угодно»
Развлечение « Мы играем»
Привлечение родителей в организации: 1.физкультурного досуга «Зимние забавы»
Привлечь родителей к изготовлению атрибутов к игре «Магазин»
Привлечь родителей к организации спортивно – музыкального праздника «Масленица»
Март_2017г.
Знакомство с семьёйИнформирование родителей о ходе образовательного процесса
Совместная деятельность
Анкетирование родителей по вопросам физического развития детей.
Беседа с родителями о состоянии здоровья детей по заключению м/сестры д/с»
Стенд «Мамочка милая моя».
Консультация «Физическое воспитание ослабленных и часто болеющих детей».
Консультация: «Бытовой травматизм, меры предупреждения. Оказание первой помощи»
Консультация: «Режим дня»
Наглядно-информационный стенд «Как повысить иммунитет»; «Лук от семи недуг»
Привлечь родителей к организации:
1.Музыкально-физкультурного развлечения «Моя мама лучше всех»;
2. Физкультурного досуга «В гостях у мяча»
Привлечь родителей к изготовлению атрибутов к п/игре «Птички и кошка»
Апрель – 2017г.
Знакомство с семьёйИнформирование родителей о ходе образовательного процесса
Совместная деятельность
Беседа с родителями о состоянии здоровья детей по заключению м/сестры д/с.
Беседа на тему: «Витамины круглый год»
Опрос «Удовлетворённость родителей качеством образовательных услуг в ДОУ».
Папка – передвижка «Окружающий мир и возможные опасности для жизни и здоровья ребёнка»
День открытых дверей «Наш детский сад принимает гостей»
Привлечь родителей к организации физкультурного досуга:
1.«В гостях у цирка»
2.День здоровья. Музыкально – физкультурное развлечение «Спорт – это сила и здоровье»
Субботник по благоустройству групповых участков
Выставка работ, выполненных детьми совместно с родителями: «Космические дали»
Предложить родителям изготовить атрибуты к спортивной игре «Заяц и волк»
Май – 2017г.
Информирование родителей о ходе образовательного процессаОбразование родителей
Совместная деятельность
1.Беседы с родителями о состоянии здоровья детей по заключению м/сестры д/сада».
2. Общее родительское собрание. Итоги года: воспитание, обучение, развитие воспитанников. Результаты диагностики состояния здоровья детей.
3. Групповое родительское собрание: «Чего мы достигли за год»
4. Памятки: « ОБЖ и другие», « Нельзя и надо».
5. Сообщение «Организация летнего отдыха в МБДОУ»
Консультация «Ребёнок идёт в поход»
6.Сан.бюллютень «Контрастное воздушное и водяное закаливание»
1.Дискуссионный клуб «Безопасность по дороге от дома до детского сада».
2.Родительская гостиная «Не забудем их подвиг великий»
3.Сюжетно – игровое занятие с родителями «Путешествие в весенний лес»
1.Выставка работ, выполненных детьми совместно с родителями «Этот день Победы…»
2.Субботник по озеленению территории д/с
3.Привлечение родителей к организации:
1).физкультурного досуга «Путешествие по физкультурной площадке»
2).Спортивного праздника «Весёлые старты»
МКДОУ»Калачеевский детский сад№1 общеразвивающего вида»
Перспективный план по работе с родителями в средней группе на 2017-2018 год
Цель:
Способствовать установлению сотрудничества детского сада и семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
— повышать психолого-педагогическую культуру родителей;
— выявлять и транслировать положительный опыт семейного воспитания;
— содействовать сплочению родительского коллектива с целью предупреждения межличностных конфликтных ситуаций;
— способствовать установлению доверительных отношений между родителями и детским садом.
Ожидаемый результат:
Педагогическое просвещение родителей в соответствии с ФГОС ДОУ, привлечение семьи на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребенка, с целью раскрытия его способностей и возможностей.
Укрепление доверительных отношений между педагогами и родителями, что способствует созданию благоприятных условий для развития ребенка.
Заинтересованность родителей в процессе воспитания и обучения детей, их участие в полноценном воспитательном процессе.
Повышение профессионального уровня педагогов.
План проведения родительских собраний
в 2017-2018 учебном году.
Средняя группа.
Месяц Тема родительского собрания
Сентябрь 2017 Организационное.
«Задачи воспитания и обучения на учебный год»
Февраль 2018 Текущее.
«Безопасность жизнедеятельности ребенка»
Май 2018 Итоговое.
«Как повзрослели и чему научились наши дети за этот год. Организация летнего отдыха детей»
Работа с родительским комитетом:
ежемесячно, по мере возникновения организационных вопросов.
Разработка тематических консультаций и дополнительной демонстрационной наглядности для родителей:
регулярная смена информации в родительском уголке в соответствии с актуальными темами.
Сентябрь
1. Оформление «Уголка для родителей»: «Режим дня», «Рекомендации психолога, логопеда», «Задачи на новый учебный год», «Учите и читайте вместе с нами», «Наши именинники», «Объявления», «Здоровейка», «Расписание НОД».
2. Фоторепортаж «Вот оно какое, наше лето!
3. Папка-передвижка «Возрастные характеристики детей 4-5 лет».
4. Организационное родительское собрание: «Задачи воспитания и обучения на учебный год».
5. Консультация «Игры в кругу семьи».
6. Памятка «Спортивная форма на занятиях физической культурой».
7. Консультация для родителей «Зачем малышу театр?»
1. Совместная работа детей и родителей «Дары осени». Оформление выставки.
2. Консультация «Игрушки для детей 4-5 лет».
3. Фотовыставка, посвященная Дню пожилых людей.
4. Консультация «Здоровьесберегающие технологии. Пальчиковая гимнастика».
5. Консультация «Личная гигиена дошкольника».
6. Памятка «Искусство наказывать и прощать».
7. Консультация «Витамины для детей».
1. Консультация «О необходимости вакцинации против гриппа».
2. Консультация «Правила хорошего тона с младенчества».
3. Памятка «Формирование здорового образа жизни у детей».
4. Консультация для родителей «Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни».
5. Памятка для родителей по формированию привычки к здоровому образу жизни.
6. Стенгазета, посвященная Всемирному дню ребенка.
7. Оформление выставки ко Дню Матери «Моя мама — лучшая самая!»
8. Заседание родительского комитета (подготовка к проведению новогоднего утренника).
1. Памятка для родителей «Тема: Зима».
2. Папка-передвижка «Новый год».
3. Привлечение родителей к оформлению группы и зала к Новому году.
4. Выставка рисунков и поделок «Волшебница Зима!».
5. Выпуск Новогодней газеты с приглашением на утренник.
6. Консультация: «Как одевать детей в холодное время года».
7. Консультация: «Как одеть ребенка в детский сад».
8. Консультация: «Как провести выходной день с детьми».
9. Консультация: «Закаливание детей дошкольного возраста в домашних условиях».
10. Консультация: «Профилактика простудных заболеваний у детей дошкольного возраста».
11. Привлечение родителей к зимним постройкам на участке.
12. Конкурс новогодних кулинарных рецептов (создание сборника).
1. Фоторепортаж в рубрике «Делимся семейным опытом!»
«Как организовать выходной день с ребенком».
2. Консультация: «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи детей дошкольного возраста».
3. Памятка «Как определить темперамент ребёнка?».
4. Анкета «Любит ли фантазировать Ваш ребенок?»
1. Стенгазета «Вести с прогулки».
2. Консультация для родителей «Отец как воспитатель».
3. Фотовыставка «Папа может всё что угодно!».
4. Консультация: «Роль подвижных игр в жизни детей дошкольников».
5. Участие в музыкально-физкультурном развлечении «Наши защитники».
6. Консультация: «Хитрая математика для дошкольников».
7. Проведение родительского собрания: «Безопасность жизнедеятельности ребенка».
1. Совместная с родителями подготовка к утреннику 8 марта.
2. Выпуск праздничной газеты (поздравление, приглашение).
3. Совместное создание в группе мини-огорода.
4. Папка-передвижка «Масленица».
5. Консультация: «Так ли важно рисование в жизни ребенка?».
6. Консультация: «Как правильно учить с детьми стихотворение».
7. 27 марта день театра. Советы родителям: как творчески развивать ребенка.
1. Фотовыставка «Из жизни нашей группы».
2. Консультация: «Речевая культура ребенка рождается в семье».
3. Консультация: «Безопасность детей — забота взрослых».
4. Консультация: «Болезни грязных рук».
5. Участие в спортивном мероприятии «День здоровья».
6. Выставка детского творчества «Весна пришла!».
7. Озеленение и благоустройство участка и территории совместно с родителями.
1. Проведение итогового родительского собрания: «Как повзрослели и чему научились наши дети за этот год. Организация летнего отдыха детей».
2. Консультация: «Чем заняться детям летом?».
3. Консультация: «Доврачебная помощь ребенку при неотложных состояниях».
4. Беседы с родителями, дети которых будут посещать детский сад в летний период.
5. Домашнее задание родителям на лето: сбор природного и бросового материала.
Календарное планирование взаимодействия с семьями
1.«Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста»2.»Роль игрушки в развитии ребенка»
3«Одежда детей в осенний период»
4.«Профилактика вирусных заболеваний»
воспитатели
октябрь
Консультация
1. «Детский этикет»
2. «Как общаться со сверстниками»
3 «О необходимости проводить вакцинацию против гриппа»
4. «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста»
воспитатели
Медсестра
Выставка детских работ
«Осень, осень в гости просим»
воспитатели
Беседа
«Одной левой»
воспитатели
Выставка работ из овощей и фруктов
«Дары осени»
воспитатели
Тематические осенние праздники
«Осень золотая»
муз. руковод.
воспитатели
ноябрь
Посещение детей на дому
«Знакомство с условиями быта ребенка в семье»
воспитатели
Беседа
«Вам, родители»
воспитатели
Открытые закаливающие мероприятия во всех возрастных группах
«Будь здоров»
воспитатели, ст. медсестра
Фотовыставка
«Наши домашние любимцы»
Консультации
1. «Играйте вместе с детьми»
2. «О профиликтике детской тревожности»
3. «Здоровье всему голова»
4. «Воспитание у детей культуры поведения за столом»
воспитатели
декабрь
Выставка детских работ
«Зимняя сказка»
Воспитатели
Собрание № 2
«Роль семьи в речевом развитии ребенка»
МК по нетрадиционным техникам рисования – «Опускаем руки в краску»
Воспитатели
Конкурс с участием детей и родителей
«Лучшая новогодняя поделка»
Воспитатели и родители
Консультации
1 «Совместное чтение книг, как средство развития устной речи»
2. «Развитие творческих способностей ребенка»
3.«Сенсорное и речевое развитие детей»
4.«Формирование у детей трудовых навыков»
Воспитатели
Совместное оформление группы к новому году
«Зимняя сказка»
Родители,
воспитатели
Утренник
«Новогодняя сказка»
Воспитатели муз.руковод.
январь
Выставка детских работ
«Зимушка, зима»
Воспитатели
Индивидуальная беседа
«Закаливание ребенка»
Воспитатели
Оформление зимнего участка
«Ледяная сказка» постройка снежных и ледяных фигур
Воспитатели
родители
Консультации
1. «Советы родителям гиперактивных детей»
2. «Чесночницы-одна из мер профилактики вирусных инфекций»
3. «Как сделать зимнюю прогулку с ребенком приятной и полезной»
4. «Совместные игры с родителями»
воспитатели
февраль
Выставка детских работ
«День защитника отечества»
Воспитатели
Посещение на дому
«Знакомство с условиями быта»
Воспитатели
Праздник
«День защитника Отечества»
муз. уководитель
воспитатели
Выставка совместных с родителями поделок
«Военная техника»
воспитатели
Консультации
1. «Роль отца в семье»
2. «Дети наше повторение. Работа над своими ошибками»
3. «Методы, повышающие познавательную активность дошкольников»
4. «Ой мороз, мороз!»
воспитатели
март
Беседа
«Мифы о болезня: как их развеять»
Воспитатели
Собрание № 3
«Эмоционально- коммуникативное развитие детей средствами игры»
Игра с родителями «Завтрак для ребенка»
Анкетирование «Растим детей здоровыми»
Воспитатели,
Папка-раскладушка
«Весна-красна»
Воспитатели
Праздник
Выставка
«Для любимой мамочки»
Консультации
1. «Здоровье и время года. Весенняя усталость»
2. «Телевидение и дети»
3. «Профилактика детского травматизма»
воспитатели
газета
«Доброе слово о маме»
воспитатели
апрель
Беседа
Воспитатели
Выставка поделок
«Загадочный космос»
Воспитатели
Субботник на участке группы
Привлечение родителей
Консультации
2. «Музыка и дети»
3. «Дорожная азбука»
4. «Застенчивый ребенок»
воспитатели
май
Выставка детских работ
«День Победы»
воспитатели
Анкетирование
«Воспитатель глазами родителей»
Воспитатели
Беседа
«Профилактика кишечных инфекций»
Воспитатели
Собрание № 4
Итоги образовательной работы с детьми за прошедший учебный год. Отчет о проделанной работе родительского комитета
О подготовке к новому учебному году
Консультации
1.«Играйте вместе с детьми»
2.«Летние виды закаливания»
3. «Пойте ребенку песни»
4. «Родителям о правилах дорожного движения»
воспитатели
Фотовернисаж
«Вот и стали мы на год взрослей»
воспитатели
Подготовка к участию в конкурсе
«День добрых дел» по благоустройству территории детского сада
Воспитатели
родители
Родители - самые главные люди в жизни ребёнка, именно от их заботы и поддержки зависит его благополучие. С приходом малыша в детский сад эта связь не должна ослабевать. И для полноценного развития своего сына или дочери мамы и папы должны активно участвовать в жизни ДОУ. В средней группе ребята становятся более самостоятельными, любознательными, быстрыми темпами развивается их речь, но в то же время дети ещё слишком увлечены играми и имеют неустойчивое внимание. Задача воспитателя - помочь родителям преодолеть эту двойственность, лучше понять своё чадо, а также консультировать их по самым разным аспектам детского воспитания.
Теоретические аспекты работы с родительским коллективом в детском саду
В целом работа с родителями в дошкольном учреждении направлена на решение следующих задач:
- Помочь мамам и папам разобраться в различных аспектах дошкольной педагогики и психологии.
- Предотвращать неверные действия по отношению к малышу. Ведь в зависимости от типа характера и темперамента ребёнка к нему требуется определённый подход.
- Привлечь семью к сотрудничеству - совместному решению задач воспитательного и образовательного характера (изготовление дидактических материалов, атрибутов для игр, оказание детям помощи в освоении образовательных областей, участие в проведении досуговых и открытых мероприятий).
- Способствовать сближению родительского коллектива.
В настоящее время педагогами разработано множество эффективных форм взаимодействия с родителями с целью вовлечения их в воспитательно-образовательный процесс. Среди них можно выделить привычные и нетрадиционные.
Это разделение весьма условно, поскольку в последнее время многие новаторские идеи укореняются и часто практикуются у педагогов.
Традиционные формы взаимодействия
- Беседы (как групповые, так и индивидуальные) - наиболее доступная форма налаживания контакта с семьёй. В ходе них воспитатель доносит до родителей определённую информацию, выслушивает их точку зрения, отвечает на вопросы. Индивидуальный подход здесь особенно важен, поскольку все взрослые, как и дети, разные, имеют свои характеры, установки, личные и профессиональные предубеждения. Начинать беседу следует с нейтральных вопросов, плавно переходя к главной теме. Даже если педагог хочет указать на недостатки в поведении конкретного ребёнка, то начать разговор нужно с его личностных достоинств. Примеры тем для бесед: «Воспитание трудолюбия у дошкольника», «Как помочь малышу стать более самостоятельным», «Почему важно закаливание».
- Тематические консультации. В отличие от беседы, они нацелены на то, чтобы дать родителям конкретный квалифицированный совет. Консультации также бывают групповыми и индивидуальными, плановыми и внеплановыми. Примеры: «Тестопластика для малышей 4–5 лет», «Трудовое воспитание ребёнка пятого года жизни», «Как развивать дома математические способности».
- Родительское собрание - самая привычная форма работы. Как правило, собрания проводятся 1 раз в квартал (при желании педагога это можно делать чаще) и представляют собой обсуждение накопившихся вопросов. Однако, чтобы родители положительно относились к этому мероприятию, оно должно быть интересным, творческим, а не просто сводиться к монотонному перебиранию текущих проблем.
- Участие семьи в проектной и экспериментальной деятельности группы. Мамы и папы собирают необходимую информацию, создают собственные презентации, красочные коллажи, стенгазеты, делают вместе с детьми поделки, рисуют картины. Примеры такой работы - создание семейной рукотворной книги (например, на тему здорового образа жизни), стенгазеты о том, как семья проводит досуг, поделки из природного материала на тему «Дары осени».
- Трудовая деятельность родителей. Это работа по озеленению детского сада, нарядному оформлению участков, участие в экологических акциях («Кормушка для птиц», «Дары золотой осени» - сбор природного материала для детских поделок).
- Мини-отчёты. Это регулярное (например, еженедельное) информирование родителей о жизни их детей в детском саду: что нового узнали, за какими явлениями наблюдали, какую песню выучили и т. д. Воспитателю лучше это делать в письменной форме и размещать информацию для ознакомления в раздевалке.
- Спортивные досуги - очень полезные мероприятия для укрепления семейных отношений, пропаганды здорового образа жизни. Малыши всегда получают яркие позитивные эмоции от соревнований, в которых принимают участие его мама и папа. Такие мероприятия непременно несут в себе атмосферу праздника. Но нужно помнить, что любые соревнования повышают вероятность детских переживаний, поэтому ведущий-педагог должен умело расставлять нужные акценты.
- Мастер-классы для родителей. Их может проводить воспитатель (например, обучение какой-нибудь нетрадиционной изобразительной технике для занятий с детьми дома), логопед (артикуляционная гимнастика для становления правильного произношения), медсестра (массаж ушных раковин для стимуляции биологически активных точек, закаливающий массаж стоп, упражнения для кистей рук, дыхательная гимнастика, упражнения для снятия зрительного утомления).
- Открытые просмотры для родителей. В ходе таких занятий мамы и папы получают представление об образовательной деятельности в дошкольном учреждении. Педагог же может предоставить родителям роль стороннего наблюдателя либо задействовать их в ходе занятия (ответы на вопросы, которые вызывают затруднение у детей, помощь в изготовлении поделки и пр.).
- Анкетирование. Эта форма работы позволяет выявить мнение родителей по конкретной проблеме: воспитатель предлагает письменно ответить на ряд вопросов. Особенно эффективно анонимное анкетирование, позволяющее получить порой негативные, но честные ответы.
- Посещение семьи. Цель такой деятельности - ознакомиться с условиями, в которых воспитывается конкретный ребёнок (в случае необходимости организуются повторные посещения). Разновидностью является обследование семьи для оказания материальной помощи, воздействия на родителей, защиты детских прав.
- Сайт ДОУ. Каждый детский сад обязательно имеет в интернете свой официальный сайт, на котором должна быть рубрика «Ответы на вопросы» либо «Форум», где родители могут выйти на контакт с администрацией, чтобы задать вопрос, внести предложения и пр.
Фотогалерея: традиционные формы работы с семьёй
Индивидуальная беседа - самая доступная форма установления контакта и доверительных отношений Участие родителей в проектной деятельности группы позволяет им лучше узнать своих детей В ходе мастер-классов родители могут научиться рисовать в определённой технике Физкультурный досуг с участием пап можно приурочить ко Дню Матери Родительское собрание - наиболее традиционная форма взаимодействия родителей и ДОУ Открытые занятия дают родителям представление об образовательном процессе в ДОУ
Наглядные средства взаимодействия с семьёй
При работе с родительским коллективом важную роль играет наглядность. Так, в раздевалке каждой возрастной группы должен располагаться тематический стенд с различной полезной информацией (которая периодически меняется), уголок здоровья, а также папки-передвижки на актуальные в данный момент темы.
Интересная идея - поставить для родителей «Ящик предложений» или «Шкатулку для вопросов», куда они могут опускать записки со своими предложениями, идеями, пожеланиями, делиться мыслями и переживаниями с педагогом.
Фотогалерея: наглядные средства в работе с родителями
Родители оставляют воспитателю в импровизированном почтовом ящике свои пожелания и рекомендации Популярная форма наглядности - тематический стенд, куда воспитатель регулярно помещает актуальную информацию Воспитатель обязательно оформляет для родителей уголок здоровья, где даёт им полезные рекомендации Сегодня воспитатель может приобрести или оформить самостоятельно папки-передвижки практически на любую тему
Нетрадиционные формы работы
Чтобы разнообразить работу с родителями, сделать её более интересной, воспитатель прибегает к нетрадиционным формам взаимодействия.
- День открытых дверей в средней группе. Для взрослых это уникальная возможность почувствовать себя дошкольниками, прожить один день их жизнью. Родители могут при этом выполняют роль сторонних наблюдателей либо занимают более активную позицию: делают зарядку, помогают няне накрыть на стол, идут на прогулку, участвуют в занятии.
- Презентация детского сада. Родители знакомятся с дошкольным учреждением, уставом, программой, получают информацию по платным услугам, смотрят группы, фрагменты занятий по различным образовательным отраслям. В средней группе вполне можно провести такое мероприятие (тем более что есть дети, которые начинают посещать детский сад именно с этого возраста).
- Дежурства. По желанию родителей воспитатель привлекает их к участию в прогулках с дошкольниками, экскурсиях. В ходе такой деятельности мамам и папам не следует вмешиваться в педагогический процесс, свои пожелания или замечания они могут позднее озвучить воспитателю или заведующему.
- Экскурсии или маршруты выходного дня. Воспитатель организует совместные с родителями посещения памятных мест родного края, походы на природу (с малышами пятого года жизни уже можно устраивать прогулки в близлежащие скверы, парки и пр.). Такие мероприятия способствуют сближению детей и взрослых, патриотическому воспитанию.
- Семейные спектакли. Родители наравне со своими детьми разыгрывают спектакли для остальных воспитанников группы, педагогов (по сюжетам знакомых детям сказок, в средней группе это «Три поросёнка», «Гуси-лебеди» и др.). Для взрослых такая деятельность - источник эмоциональных переживаний, неожиданных открытий.
Фотогалерея: нетрадиционные формы работы с родителями
Совместные экскурсии способствуют ещё большему сближению детей и взрослых На Дне открытых дверей родители имеют возможность понаблюдать за режимными моментами, занятиями, прогулкой и пр Семейные спектакли для родителей - это уникальная возможность раскрыть себя с неожиданной стороны
Работа логопеда с родителями малышей пятого года жизни
В средней группе к работе с родителями воспитатель может подключить логопеда. Это обусловлено тем, что у ребёнка пятого года жизни быстрыми темпами развивается речь, её фонетический, грамматический строй, обогащается словарный запас. И именно в этом возрасте появляются определённые проблемы - неправильное произношение отдельных звуков. По достижении ребёнком 5 лет самое время начинать коррекционную работу, ведь в этом возрасте учитель-логопед и проводит диагностику.
Специалист может выступить перед родителями на одном из собраний и дать им ценные советы и рекомендации (темы выступлений: «Роль семьи в коррекции речевых нарушений у малыша», «Значение пальчиковой гимнастики для развития речи дошкольника», «Как развивать речь ребёнка по пути из детского сада домой», «Возрастные нормы общения дошкольников в коллективе»), в случае необходимости проводит индивидуальные консультации («Как заниматься с малышом дома», «Практические приёмы автоматизации конкретных звуков»).
На родительском собрании логопед может устроить мини-выставку «Логопедические игры и развивающие пособия».
Логопед активно использует и наглядность, например, может подготовить для родителей папку-передвижку «Способы развития связной речи ребёнка и включение его в диалог» или «Этот непослушный грамматический строй» (дать представление об основных грамматических ошибках и способах их преодоления). В средней группе желательно выделить в раздевалке специальный уголок логопеда, где учитель будет давать родителям ценные рекомендации по речевому развитию дошкольников.
В уголке логопеда родители могут найти важную информацию и советы по развитию речи ребёнка
Фотогалерея: мини-выставка логопедических игр и развивающих пособий
На родительском собрании логопед может провести небольшой обзор игр, помогающих корректировать речевые нарушения В логопедическое лото можно играть дома всей семьёй Всевозможные пособия, тренирующие мелкую моторику малыша, оказывают положительное влияние на его речевое развитие Игра «Звуковые ходунки» закрепляет навыки правильного произношения звуков
Специфика организации родительского собрания
Родительское собрание - довольно ответственное мероприятие для воспитателя, требующее тщательной подготовки. Нюансы подготовки заключаются в следующем:
- Примерно за неделю до мероприятия можно раздать родителям анкеты по актуальной теме для заполнения дома. Результаты будут использоваться непосредственно на собрании. Например, если будет обсуждаться тема здорового образа жизни в семье, то анкетирование поможет выяснить, какой процент семей в группе делают по утрам зарядку, как семья проводит выходные дни - отдыхая активно или пассивно. Исходя из этого, воспитатель делает выводы и даёт рекомендации.
- Удачная идея - сделать для каждой семьи приглашения, к примеру, в виде тематической аппликации. Дети должны обязательно принимать участие в их изготовлении.
- Воспитатель может напечатать оригинальные памятки по теме собрания. Они должны быть краткими по содержанию, а текст набран крупным шрифтом.
- Заинтересовать родителей предстоящим мероприятием помогут выставки по теме собрания (например, выставка логопедических игр и пособий).
- Оригинальный способ заинтересовать родителей - записать на магнитофон детские ответы по теме собрания (например, какие трудовые поручения они выполняют дома).
- Можно изготовить самодельный плакат, где символически будут обозначены ключевые моменты обсуждаемой темы.
- Непосредственно перед собранием педагог должен позаботиться об уютном освещении, удобном размещении родителей. Так, столы и стулья можно расставить по кругу и поставить на них карточки с Ф.И.О. родителей, позаботиться о ручках и бумаге для заметок. Если мероприятие предполагает элементы мастер-класса, то заранее готовятся краски, карандаши, пластилин и прочие принадлежности.
Благодаря оформленным пригласительным на собрание родители более ответственно отнесутся к предстоящему мероприятию
Структура родительского собрания
Традиционно родительское собрание включает в себя три части: вводную, основную и заключительную. По продолжительности мероприятие продолжается не более 1 часа, ведь родители собрались после рабочего дня, когда концентрация внимания снижается.
- Вводная часть нужна для того, чтобы организовать гостей, сконцентрировать их внимание и привнести атмосферу взаимного доверия. Один из приёмов - создание соответствующего музыкального фона (спокойная классическая музыка). Понятно, что родители уже давно знакомы с воспитателем, однако если это первое собрание в новом учебном году, то педагогу стоит сказать несколько слов о себе (например, о своих последних достижениях, выигранных конкурсах, собственных методических разработках, приоритетных принципах воспитания и пр.). Это особенно актуально, если группа пополнилась новыми воспитанниками и, соответственно, новыми родителями. Затем педагог озвучивает тему собрания. Даже если оно затрагивает много вопросов, тема должна быть конкретной: воспитательная, образовательная проблема, подготовка к празднику и т. д.
- Основную часть стоит разделить на 2–3 этапа. Воспитатель освещает теоретические аспекты темы, приводит практические примеры воспитания малышей в семье и детском саду, разбирает конкретные педагогические ситуации. При этом родители должны выступать не пассивными слушателями, а задавать вопросы, участвовать в дискуссии. В основной части также обсуждаются организационные моменты по поводу предстоящих досуговых мероприятий, экскурсий и пр. (этот раздел ещё называют «Разное»). Часть из этих вопросов можно вынести в отдельное обсуждение с родительским комитетом в другое время.
- На заключительном этапе собрания воспитатель подводит итоги встречи, озвучивает принятые решения по всем обсуждаемым вопросам (они должны быть чёткими, конкретными и обязательно фиксироваться в протоколе). Закончить мероприятие следует на позитивной ноте: мини-конкурсом рисунков (например, на тему «Моя семья»), устроить чаепитие, дегустацию витаминных травяных напитков, канапе из фруктов и пр.
Закончить родительское собрание можно душевным чаепитием
Рассказывая о неправильных поступках детей, педагог не должен упоминать их фамилий (это делается в индивидуальной беседе). Тем более недопустимы поучения и упрёки в адрес родителей.
Приёмы повышения интереса родителей на собрании
- Вовлечение гостей в дискуссию (воспитатель добивается, чтобы было высказано несколько точек зрения).
- Совместное решение педагогических ситуаций из семейного опыта (например, ребёнок отказывается выполнять трудовые поручения, не желает слушать сказки, предпочитая им просмотр мультфильмов, не хочет быть вежливым).
- Обращение к прошлому опыту взрослых. Воспитатель просит мам и пап вспомнить, какими они сами были в детском возрасте, как вели себя в той или иной ситуации.
- Примеры из художественной литературы (например, рассказ В. Осеевой «Печенье», где затронута проблема жадности и неуважительного отношения к старшим, Л.Н. Толстого «Косточка», в котором ребёнок не говорит правду).
- Чтобы проиллюстрировать свои идеи, педагог использует аудио- и видеозаписи, фото и интервью воспитанников, графики, схемы.
- Элементы арт-терапии (родителям схематически предлагается изобразить совместный с детьми отдых, то, что наиболее важно в жизни их семьи и т. п.).
- Разыгрывание педагогических ситуаций (взрослый выполняет роль ребёнка). Например, требуется установить контакт с плачущим ребёнком, объяснить малышу, что не нужно стесняться выступить на утреннике.
- Различные игровые моменты. Например, родители встают в круг, а воспитатель передаёт мячик. Каждый должен сказать пожелание детям и педагогу на предстоящий учебный год. Другой пример - упражнение «Как хорошо было летом!»: педагог просит встать тех, кто летом купался с детьми в море, читал им книги, ходил с ними в лес или на рыбалку, купил своему ребёнку игрушку для развития двигательной активности и т. д.
- Поощрение - средство побуждения родителей к деятельности и стимулирования к дальнейшему сотрудничеству. Обычно имеет место на итоговых собраниях. Это могут быть грамоты вместе с символическими подарками, сладостями.
Фотогалерея: игровые моменты на собраниях
Если на собрании затрагивается тема дыхательной гимнастики, то родителям можно предложить игровое упражнение «Кто надует самый большой шарик» Лепестки с пожеланиями внесут в собрание радостную душевную нотку Выполняя физкультминутку, родители смогут почувствовать себя дошкольниками
Нетрадиционные формы родительских собраний
- «Конференция». Примерно за 2 недели до мероприятия воспитатель даёт родителям задание - поразмышлять над рядом вопросов. Например, с какого возраста нужно прибегать к помощи логопеда, как корректировать речь ребёнка в домашних условиях и т. п. Непосредственно на собрании мамы и папы высказывают свою точку зрения, приводят факты, примеры из жизни. Воспитатель же координирует обсуждение, направляет его с помощью вопросов.
- «Аукцион». Это импровизированная «продажа» полезных советов, например, на тему того, как приучить ребёнка к самостоятельности, самообслуживанию, как развивать у него математические способности. Собрание проходит в форме игры, где за каждую ценную рекомендацию выдаются фишки. Советы, которые набрали максимальное число фишек, затем оказываются на стенде «Копилка семейного опыта».
- «Душевный разговор». В таком необычном собрании задействуются те родители, чьи дети имеют какую-то общую проблему (например, излишне застенчивые, испытывающие трудности в общении с одногруппниками или же, наоборот, агрессивные). Этот вопрос всесторонне обсуждается, рекомендуется пригласить специалиста (в приведённых примерах - психолога).
- Тренинги. Родители при помощи воспитателя (или детского психолога) оценивают разные способы воздействия на малыша. Например, подбирают наиболее подходящие формы обращения, смягчают грубоватые выражения. Например, вместо того чтобы заявить сыну или дочери «Почему ты снова не прибрал свои игрушки?» лучше сказать «Я уверен, что эти игрушки послушаются своего хозяина и отправятся на своё место». Такие мероприятия дают родителям возможность лучше понять своего ребёнка, убедиться, почему недопустимо говорить: «Мне за тебя стыдно!» или «Мне всё равно, что ты хочешь!».
В ходе психолого-педагогического тренинга родители оценивают разные способы воздействия на ребёнка
Образец протокола родительского собрания
Протокол N. родительского собрания группы ___ от « »____________20__года. Тема:___________________________ Присутствовало:. _____человек. Отсутствовало:. _____человек. Приглашённые: (Ф.И.О., должность). Повестка родительского собрания: 1… 2… 1. По первому вопросу слушали: (Ф.И.О., должность). Она (он) …. (краткое изложение главной мысли выступающего). Далее воспитатель предложил родителям совместно обсудить данный вопрос, высказать своё мнение, предложения, замечания, вопросы и т. п. (В протоколе секретарь конкретно указывает, кто (Ф.И.О.) и какие мысли высказывал, предлагал, выражая несогласие и по какому вопросу.) Принятие решения путём голосования. За - _____человек, против - ______человек (конкретно Ф.И.О. родителя). Постановили: принять единогласно (принять большинством голосов, не принять). 2. По второму вопросу слушали:.____(аналогично по всем вопросам повестки). Решение собрания: 1. ___Ответственный___ (Ф.И.О.). Срок исполнения___ 2___Ответственный___ (Ф.И.О.). Срок исполнения___ 3___Ответственный___(Ф.И.О.). Срок исполнения___ Председатель:__________(подпись)______________(расшифровка). Секретарь:___________(подпись) ________________(расшифровка). |
Тематика родительских собраний в средней группе
Приведём перечень тем, по которым можно провести родительское собрание в средней группе:
- «Возрастные особенности ребёнка пятого года жизни».
- «Каким должен быть компетентный родитель».
- «Счастливый ребёнок бывает лишь в счастливой семье».
- «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста».
- «Роль режима дня в жизни дошкольника».
- «Здоровый образ жизни зарождается в семье» (к собранию можно привлечь медсестру ДОУ).
- «Роль артикуляционной гимнастики в преодолении речевых нарушений у малышей пятого года жизни».
- «Движение - Жизнь».
- «Успехи нашей группы».
- «Осторожность на дороге».
- «Как помочь ребёнку в освоении математических знаний».
- «Воспитываем маленького патриота».
- «Знакомим детей с природой родного края».
Темы родительских собраний, которые можно провести в нетрадиционной форме:
- «Мужское плечо»: собрание отцов (круглый стол).
- «Дорога к здоровью, силе и бодрости» (мастер-класс).
- «Пока не поздно»: воспитание у воспитанников средней группы любви к природе (тренинг, семинар-практикум).
Таблица: пример конспекта родительского собрания в средней группе
Автор | Гаврилина Н.А., воспитатель МДОУ «Детский сад №1 комбинированного вида», ЗАТО Шиханы, Саратовская область |
Название | «Счастливый ребёнок - в счастливой семье» |
Ход собрания |
|
Как провести открытое занятие для родителей в средней группе
Необычная и эффективная форма работы с родителями в дошкольном учреждении - это их приглашение на открытые занятия. Таким образом мамы и папы могут своими глазами увидеть, как их малыши получают знания. В средней группе уже можно практиковать такие мероприятия, поскольку ребята стали более взрослыми, самостоятельными, и присутствие папы и мамы на занятии не вызовет у них слёз (как это бывает в более раннем возрасте).
В среднем дошкольном возрасте уже можно устраивать открытые просмотры для родителей
За несколько дней до открытого просмотра педагог сообщает родителям тему занятия, его программные задачи, предлагает обратить внимание на то, какие приёмы будут использоваться, как будет стимулироваться интерес дошкольников. Очень важный момент - заранее предупредить мам и пап, чтобы они не отвлекали ребят, не делали им замечаний, не задавали вопросов. Также важно заранее продумать, как разместить гостей в группе: если им предоставлена просто роль сторонних наблюдателей, то сидеть родители должны позади детей. В некоторых случаях воспитатель включает родителей в образовательный процесс: они отвечают на вопросы, вызывающие затруднение у малышей, помогают им изготовить поделку. При выполнении продуктивной деятельности мама или папа сидит рядом со своим ребёнком.
В ходе продуктивной деятельности каждая мама помогает своему ребёнку
Открытый просмотр с участием мам и пап отличается от обычного открытого занятия тем, что педагог даёт гостям разъяснения в начале и в конце мероприятия. Это вступительная беседа и заключение в доступной для родителей форме: в начале мероприятия воспитатель рассказывает, чем ребята будут заниматься, а в конце подводит итоги, оценивает детские старания, проявление их активности, самостоятельности. Если какие-то дети испытывали трудности, то объясняются их причины (например, у ребёнка ещё недостаточно развита диалогическая речь или у него не совсем получается работать с ножницами).
В финале мероприятия нужно предоставить слово гостям, чтобы они поделились своими впечатлениями, отметили положительные стороны, возможно, выделили недостатки. Воспитатель же, в свою очередь, даёт ценные советы и рекомендации: какие увиденные педагогические приёмы можно использовать дома.
Очень важно донести до родителей, что домашние занятия с малышом (рисование, создание поделок, физические упражнения) бесценны для его развития и достижения максимальных результатов.
Таблица: конспект открытого занятия для родителей в средней группе
Автор | Елизарова С.Ю. |
Название | «Моя семья» |
Ход занятия | Воспитатель и дети заходят в группу, дети становятся в круг и берутся за руки. Воспитатель проговаривает стихотворение: Вот и мы, и ты и я. Мы - одна семья! Улыбнись тому, кто слева. Улыбнись тому, кто справа. Мы - одна семья! В.: Сегодня у нас гости, давайте поздороваемся с ними. Ребята, как вас можно назвать одним словом? Дети: Семья. В. (обращая внимание на фотографии): Узнали ли вы кого-нибудь на этих фотографиях? Да, это я. Вы узнали меня. А этих людей вы знаете? Конечно, нет. Эти люди вам не знакомы, для вас это чужие люди. Но не для меня. Для меня это самые дорогие люди. Это члены моей семьи. Это наша большая и дружная семья. Ребята, я не зря поместила фотографии на домике. Как вы понимаете, что такое семья? Дети отвечают. В.: Семья - это дом. Семья - это мир, где любовь, дружба и забота. У каждого человека есть семья. Бывают семьи большие, бывают маленькие. Главное - не количество членов семьи, а то, как они относятся друг к другу. Ребята, я вас познакомила со всеми членами своей семьи, а кто расскажет о своей семье? (Дети знакомят со своими родителями). В.: Спасибо, ребята. Пальчиковая гимнастика: Раз, два, три, четыре, Кто живёт в моей квартире? Раз, два, три, четыре, пять, Всех могу пересчитать: Папа, мама, брат, сестрёнка, Кошка Мурка, два котёнка, Мой щенок, сверчок и я, Вот и вся моя семья! В.: Семья - это самое дорогое, что есть у человека. Ребята, неслучайно у русского народа так много пословиц и поговорок о семье. Кто из родителей знает пословицы о семье? Родители называют пословицы:
В.: Пословиц вы знаете много. А теперь, ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Какая моя семья»? (игра с мячом в кругу). |
Перспективный план работы с родителями в средней группе
В начале учебного года воспитатель составляет перспективный план работы с родителями на год, где прописывает цели и задачи, а также все запланированные мероприятия с указанием времени проведения.
Таблица: пример перспективного плана в средней группе
Автор | Светлана Гудкова, воспитатель, г. Воронеж |
Цель работы с родителями | Установление сотрудничества детского сада и семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста. |
Задачи |
|
Месяц | Мероприятия |
Сентябрь | 1. Родительское собрание: «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания». 2. Беседа с родителями: «Организация самообслуживания в детском саду и дома». 3. Папка-передвижка: «Чтобы дети не болели». |
Октябрь | 1. Консультация: «Детские вопросы и как на них отвечать». 2. Беседа с родителями: «Такие разные дети». 3. Выставка осенних поделок: «Осенний калейдоскоп». |
Ноябрь | 1. Семинар-практикум: «Трудовое воспитание детей в ДОУ». 2. Развлечение: «Осень золотая». 3. Папка-передвижка: «Рекомендации родителям по укреплению здоровья детей». 4. Развлечение: «День матери». |
Декабрь | 1. Родительское собрание: «Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего возраста. Пересказ как одна из форм развития речи и памяти». 2. Мастерская Деда Мороза: «Зимние фантазии». 3. Информационный стенд: «Безопасный Новый год». 4. Утренник: «Здравствуй, Новый год!» |
Январь | 1. Консультация: «Воспитание любознательности у ребёнка в саду и дома». 2. Развлечение: «Колядки». 3. Папка-передвижка: «Воронеж - город воинской славы!» 4. Информационный стенд: «Профилактика зрения». |
Февраль | 1. Круглый стол: «Что такое ЗОЖ». 2. Фотовыставка: «Мой папа - защитник!» 3. Помощь родителей в расчистке снега на участках. 4. Спортивный праздник ко Дню защитников Отечества. 5. Развлечение: «Масленица». |
Март | 1. Консультация: «Воспитание у детей внимания и усидчивости». 2. Стенгазета: «Моя любимая мама». 3. Информационный стенд: «Добрые советы родителям». 4. Утренник: «8 Марта - праздник мам». |
Апрель | 1. Беседа с родителями: «Осторожно, улица!». 2. Выставка: «Навстречу весне». 3. Посадка деревьев на участке. |
Май | 1. Родительское собрание: «Наши достижения». 2. Папка-передвижка: «День Победы». 3. Озеленение участка, посадка цветов на клумбах. |
Июнь | 1. Консультация: «Лето красное - пора прекрасная». 2. Развлечение ко Дню защиты детей. 3. Папка-передвижка: «Первая помощь при ссадинах, порезах, укусах пчёл». |
Июль | 1. Практикум для родителей по летнему отдыху детей: «Мы любим отдыхать». 2. Папка-передвижка: «Первая помощь при солнечном ударе». |
Август | 1. Беседа: «Закаливание в летний период». 2. Папка-передвижка: «Съедобные грибы». 3. Праздник Нептуна. |
Видеоматериалы по теме
Работа с родителями - одно из важных направлений работы ДОУ. Всегда полезно и интересно ознакомиться с опытом коллег в этом направлении.
Беседа-практикум для родителей средней группы на тему «Общение с детьми» - видео
Детско-родительское занятие по изобразительному творчеству в средней группе - видео
«Тётя Весельчак»: совместный танец малышей и мам на утреннике в средней группе - видео
Фотоотчёт о проделанной работе с родителями в средней группе - видео
Дошкольная педагогика сегодня уделяет всё больше внимания взаимосвязи ДОУ и семьи. Участие родителей в жизни детского сада помогает им лучше понять своих детей, преобразовать теоретические знания в радость общения со своим малышом. Это особенно актуально для среднего дошкольного возраста, который считается сложным в плане психического развития ребёнка. Задача педагога - не только регулярно проводить родительские собрания, но и привлекать мам и пап к участию в спортивных праздниках, совместной творческой деятельности, семейных спектаклях, изготовлению поделок - любому продуктивному взаимодействию с детьми.
- Таежный чай: состав, показания и условия хранения сбора Таежный чай
- Какое мясо самое полезное для человека?
- Приметы на благовещение пресвятой богородицы, а также обряды и запреты Благовещение обычаи и приметы что можно делать
- Сбор грибов: общие правила и советы начинающему грибнику Сон грибы собирать в лесу