Парис кем он был у греков. Елена (Гелена), самая красивая женщина в мире, ставшая причиной Троянской войны
Парис - в древнегреческой мифологии троянский царевич, сын Приама и Гекубы. Когда Гекуба была беременна, ей приснился страшный сон, что она родила горящий факел, от которого сгорела Троя. Прорицатели истолковали сон так: родившийся сын Гекубы станет виновником гибели Трои. Когда сын родился, Приам велел оставить его на горе Иде, надеясь, что ребёнка растерзают дикие звери. Однако мальчик был вскормлен медведицей и взят на воспитание пастухом, давшим ему имя "Парис" (по-фригийски "борец"). После того, как Парис храбро отразил нападение на пастухов шайки разбойников, он получил второе имя - "Александр" (т.е. "отражающий мужей").
Когда Александр Македонский прибыл в Трою, то ему показали лиру, на которой играл его тёзка - Александр-Парис, на что Александр Македонский сказал: "Я бы предпочел увидеть ту, на которой играл Ахилл" (как и Парис, Ахилл играл на лире, в отличие от прочих ахейских царей).
В бытность пастухом Парис вступил в брак с речной нимфой Эноной, у них был сын Кориф.
Ключевым в истории Париса стал конкурс красоты, получивший название "Суд Париса". Этот эпизод восходит, возможно, к ритуальным состязаниям в красоте, проходившим в храме Геры на острове Лесбос. Богиня раздора Эрида, обиженная тем, что её не пригласили на свадебный пир родителей Ахилла - Пелея и Фетиды, решила отомстить богам и подбросила пирующим яблоко с надписью "Прекраснейшей". Три богини - Гера, Афина и Афродита - вступили в спор, кому из них должно достаться яблоко (отсюда произошло выражение "яблоко раздора
"). Спорящие обратились к Зевсу, но тот, понимая, что своим выбором обидит двух богинь и наживет в их лице врагов, передал возможность выбора Парису. Зевс послал к Парису Гермеса, поручив тому сказать так: "Тебе, Парис, Зевс поручает рассудить богинь, спорящих о том, какая из них наикрасивейшая: ты ведь сам красив и сведущ в делах любви". Три обнаженные богини явились к Парису и стали сулить ему награды за выбор в пользу каждой из них: Гера обещала сделать его самым могущественным из земных царей, Афина - самым храбрым героем, а Афродита - обладателем самой красивой женщины - Елены . Парис выбрал Афродиту, которая стала его покровительницей, а Афина и Гера после этого стали врагами Трои и покровителями ахейцев.
Приам объявил о начале спортивных состязаний в Трое, посвященных погибшему сыну Приама, т.е. Парису. Парис решил принять в них участие и одолел всех соперников, включая сыновей Приама. Париса узнала его сестра, пророчица Кассандра , которая попыталась убить Париса, чтобы спасти Трою. Однако Приам и Гекуба радостно приняли вновь обретённого сына.
Когда Парис собрался за Еленой, то жена Париса Энона, обладавшая даром предвидения, всячески удерживала его, однако обещала в случае ранения Париса оказать ему помощь (Энону обучил искусству врачевания Аполлон в награду за её любовь). Парис не послушался жену и похитил Елену, в результате чего началась Троянская война.
Парис (Орландо Блум) и Елена (Диана Крюгер) в фильме "Троя" (2004)
В войне Парис не принимал активного участия, однако именно Парис стрелой из лука убил главного героя Троянской войны - Ахилла. Согласно мифу, Аполлон направил стрелу Париса в единственного уязвимое место на теле Ахилла - пятку. Сам Парис тоже получил смертельное ранение от стрелы. Эту стрела была выпущена Филоктетом из легендарного лука Геракла (Филоктет был лучшим другом Геракла и получил в подарок лук от знаменитого героя). Умирающий Парис приехал за помощью к своей первой жене - Эноне, однако та, не в силах простить измену, отказала ему. Когда Парис уехал, Эноной овладело раскаяние и она поехала в Трою спасти умирающего. Узнав о смерти Париса, Энона бросилась в его погребальный костёр.
Henry Justice Ford - Парис и Энона
Во время беременности им во сне Гекуба видела пожар, грозивший испепелить всю Трою . Она обратилась к прорицателю Эсаку,и он истолковал сон так, что сын, ожидаемый ею, будет виновником гибели Трои. Чтобы избежать такой беды, новорожденного мальчика Приам велел пастуху по имени Агелай бросить на горе Иде, надеясь, что он будет там растерзан зверями. Однако младенца вскормила медведица. Спустя пять лет Агелай нашел ребенка невредимым, взял его к себе. Агелай назвал мальчика Парисом и воспитывал его как собственного сына. Так рос сын троянского царя среди пастухов, вырос и стал красивым и мощным юношей. Парис храбро отражал нападения шайки разбойников на идейские стада, за что получил прозвище Александр, что означает «отражающий мужей». Его возлюбленной стала нимфа Энона, дочь бога реки Кербена.
Миф о Парисе
Парис был сыном троянского царя Приама и Гекубы. Перед тем как родиться ему, Гекуба видела страшный сон, который снотолкователи объяснили так: Гекуба родит сына, и сын тот уготовит гибель Трое и всему царству Приама. Лишь только родился младенец на свет, царь Приам призвал одного из пастухов своих, по имени Агелай, - и велел ему отнести новорожденного на вершину Иды и там бросить. Спустя пять лет Агелай нашел младенца невредимым: его вскормила медведица; пастух взял мальчика к себе, воспитывал его как собственного сына и назвал Парисом. Так рос сын троянского царя между пастухами, и вырос, и стал красивым и мощным юношей. Не раз случалось ему защищать стада и самих пастухов от нападения хищников и диких зверей; за мужество и силу, которую оказывал в подобных случаях Парис, он получил имя Александр. Мирно текли первые годы юности Париса; был он счастлив дружбою с нимфой Эноной, дочерью бога реки Кербена, - вместе бродили они по лесистым отрогам обильной потоками Иды, и не желал и не искал Парис другого счастья. Лучше было бы для него, если б он и навсегда остался в безвестности, не покидал бы тех мест, где прошли первые годы его безмятежно счастливой юности!
Суд Париса
Однажды стоял он на вершине лесистой Иды, под тенью сосен и дубов, и играл на пастушеской свирели; вокруг него, на лугу, наелись быки и овцы. Вдруг видит Парис, что к нему идет вестник богов Гермес и с ним - три богини ; объятый страхом, юноша обратился в бегство, но Гермес остановил его и успокоил. «Не бойся, Парис, - вскричал Гермес, и не беги от нас! Этих богинь прислал к тебе Зевс : ты должен решить, которая из них превосходит других красотою; той, которую найдешь лучшей, и отдай это ».
Тут Гермес вручил Парису золотое яблоко и исчез. Богини приблизились к юноше, ставшему, по воле Зевса, судьей красоты их. Гера и Афина , верховные богини Олимпа , понадеялись на свое величие и достоинство и не употребили никаких средств, чтобы придать себе большую прелесть. Афродита же не так поступила: она надела блестящую, цветистую одежду, пропитанную благовониями весенних цветов; хариты и оры расчесали ее пышные кудри и украсили их цветами и золотом. Юноша Парис был так ослеплен лицезрением богинь, что не мог судить о виде и красоте их и думал только о достоинстве даров, которые обещали ему богини. Гера, могущественнейшая из богинь, первая подошла к Парису и обещала дать ему силу и власть, обещала сделать царем над Азией и Европой; воинственная Афина, богиня мудрости, подошла вторая и сказала, что готова дать ему славу побед, славу первого между героями и мудрецами; после Геры с Афиной к оробевшему юноше приблизилась Афродита, стоявшая доселе поодаль; ласково взглянув на Париса, она с улыбкой взяла его за руку и обещала ему величайшее счастье в любви - обладание Еленой , прелестнейшей из всех смертных жен, подобной красотою самой Афродите. Очарованный красотой богини и прельщенный ее обещаниями, Парис отдал яблоко Афродите. С тех пор она стала верной защитницей и помощницей Париса; Афина же и Гера возненавидели не только его, но и Трою, - с того часа стали они помышлять о том, как бы погубить отчизну Париса. Таким образом, яблоко Эриды было не только причиной вражды между первыми богинями Олимпа, но и породило распрю и гибельную, многолетнюю войну между двумя народами Европы и Азии. Начало же распрям положено было на брачном пиру родителей Ахилла, одного из славнейших героев Троянской войны.
Вскоре после этого события в судьбе Париса произошла перемена. Случилось это так. Гекуба не могла забыть о своем злополучном сыне, брошенном, по воле отца, в лесистых пустынях Иды; терзалась царица сердцем и не могла утешиться. Чтобы развеять ее печаль, Приам учредил в память сыну блистательные игры и назначил в награду победителю прекраснейшего быка из стад своих, пасшихся на Иде. Оказалось, что лучший из быков царя Приама был в стаде Париса; юноша не мог расстаться со своим любимцем и сам повел того быка в город. Когда увидел Парис состязания царевичей и знатнейших юношей Трои и соседних городов, захотелось и ему испытать свою силу; стал он бороться на тех самых играх, которые учреждены были ему в память, - и победил всех царевичей троянских, даже Гектора , Деифоба и Идопея. Это раздражило царственных юношей, и Деифоб извлек из ножен меч и намерен был поразить им дерзкого пастуха. Парис прибег тогда к алтарю Зевса; у алтаря стояла Кассандра , вещая дочь старца Приама: взглянув на юношу, она прозрела в нем Приамова сына, в память которому и установлены были игры. Велика была радость родителей, обретших сына; любуясь на него, они повели его в свои царственные чертоги. Кассандра, провидевшая будущие судьбы своего рода, противилась принятию Париса в дом Приама, но ее, по обыкновению, никто не хотел слушать. Приамовой дочери послан был от Аполлона дар провидения, но за ее непокорность вещий бог наложил на нее великую кару: никто не давал веры предсказаниям прозорливой девы.
Похищение Елены
Внезапное изменение в судьбе Париса, ставшего из бедного пастуха троянским царевичем, заставило его позабыть мечты о счастье, обещанном Афродитой; богиня сама напомнила ему наконец о поездке в Спарту , где жила Елена. Дочь Зевса и Леды , Елена, была супругой спартанского царя Атрида Менелая . Еще в годы первой молодости своей она славилась красотой по всей Элладе ; Тезей с Пирифоем похитили деву из Спарты, но Диоскуры Кастор и Полидевк , сыны спартанского царя Тиндарея , супруга Леды, освободили сестру из рук похитителей и возвратили ее в дом отца своего. В скором времени в Спарту отовсюду стали стекаться искатели руки Елены, и Тиндарей недоумевал, кого из них выбрать в зятья; кручинился он и не знал, что делать: казалось ему, что когда сделает он выбор, остальные женихи, оскорбленные отказом, поднимут спор и брань и станут мстить как ему, так и молодой чете. Тут мудрый Одиссей , царь Итаки, дал Тиндарею совет - предоставить выбор самой Елене, с женихов же взять предварительную клятву, что они не только не станут мстить тому, кого дева изберет себе в мужья, но даже, при нужде, будут оказывать ему помощь и защиту. Так и поступил Тиндарей. Женихи дали требуемую клятву, и Елена избрала себе в мужья Менелая. Перед смертью Тиндарей передал зятю власть над Спартой, сыновьям же своим, Кастору и Полидевку, предоставил Амиклы. Так стал Атрид Менелай царем спартанским.
Парис, при помощи защитницы своей Афродиты, построил у подножия Иды крепкий корабль - на том корабле собирался он плыть в Грецию и привезти Елену в Трою. Любящая и преданная нимфа Энона, провидя замыслы Париса, плакала и молила его остаться дома; но глух был юноша к ее мольбам. Хотя Энона и примирилась со своей судьбой, но не перестала отговаривать Париса от поездки в Спарту: провидела она, какую гибель уготовит он родной земле, если похитит жену Менелая. И прозорливец Гелен, вещий сын Приама, предостерегал брата и пророчил ему несчастья и гибель; но Парис, побуждаемый Афродитой, не внимал ничему и, радостный, полный светлых надежд, сел на корабль и поплыл к берегам прекрасной Эллады. Со скорбью в сердце взглянула Кассандра на парус отплывающего корабля и, обращаясь к отцу и ко всему собравшемуся народу, воскликнула: «Горе, великое горе родной земле и нам, ее чадам!
Вижу я: пламенем объяты святыни Илиона, и сыны его, распростертые во прахе, исходят кровью; вижу: победители влекут за собою рыдающих жен и дев - влекут их из разрушенной Трои в далекую чужбину на позорное, тяжкое рабство!» Так восклицала Кассандра; но зловещим словам ее и на этот раз никто не дал веры.
Во время плавания Париса на море поднялась страшная буря; но не смутился он перед той бурей, не потерял отваги и смело плыл дальше к берегам Греции. Плывя мимо берегов фессалийской земли, он издали видел высокие бойницы Фтии, родины Ахилла, видел потом Саламин и Микены, где жили в то время Аякс и Агамемнон, и прибыл наконец в Лаконский залив, в который изливает свои волны Эврот, многоводная река Спарты. Здесь, при устье Эврота, вышел Парис на берег и, вместе с Энеем, сопутствовавшим ему по воле матери своей Афродиты, пошел по долине реки внутрь страны. В Амиклах посетили они Диоскуров, братьев Елены, и были радушно приняты ими. Потом оба отправились в Спарту, к царю Менелаю. Достойный властитель встретил пришельцев за порогом своего дома, дружески приветствовал их и ввел под свою кровлю. Во время обеда Парис в первый раз увидел хозяйку дома Елену и поднес ей дорогие дары. Красота Елены очаровала его; со своей стороны и Елена не осталась равнодушной к своему гостю. В скором времени Менелаю явилась нужда ехать на Крит. Не предчувствуя никакой беды, он беззаботно стал собираться в путь и перед отъездом поручил жене усердно заботиться о гостях во все время, пока они будут оставаться под кровом его дома. Лишь только Менелай отплыл, Парис стал убеждать Елену бежать с ним в Трою, в царство отца его Приама. Елена согласилась и, покинув дом супруга и малолетнюю дочь свою Гермиону, последовала за чужеземным юношей, успевшим совершенно овладеть ее сердцем. Перед отплытием Парис завладел множеством драгоценностей, принадлежавших Менелаю, и перенес их на корабль свой.
Во время обратного плавания Париса к берегам Трои корабль его был внезапно остановлен божественным старцем Нереем. Всплыл Нерей из пучины морской и, поднявшись над волнами, остановил корабль и изрек похитителю Менелаевой жены пророческое слово: «На погибель себе везешь ее в дом свой! Сильной ратью встанут эллины и пойдут вслед за вами; расторгнут они союз ваш и сокрушат древнее царство Приама. Горе! Сколько пота прольют мужи, сколько трудов понесут всадники и кони их, сколько героев дарданских падет в кровавых сечах! Яростью кипит Паллада и облекается уже в шлем свой и в доспехи. И тщетно будешь ты надеяться на помощь Афродиты; тщетно станешь уклоняться от битв, хорониться в своем дому от тяжеловесных копий и кносских стрел: прахом и кровью покроются твои юные кудри. Или не страшны тебе ни Одиссей с Нестором, ни Аякс с Тидеевым сыном Диомедом? Как робкая лань от волка, побежишь ты в бою от Тидида! Гнев Пелида Ахилла замедлит гибель Илиона, но когда исполнится время - пламя пожрет твердыни Пергама, в прах падет Илион и погибнет царство Приама!» Так провещал Нерей и снова погрузился в водную пучину. Устрашил он беглецов появлением своим и предсказанием, но ненадолго: скоро забыли они про него и беззаботно плыли дальше. На третий день пути прибыли они к берегу Трои: Афродита управляла их плаванием и послала им попутный ветер.
Троянская война
Предсказание Нерея сбылось. Из-за поступка Париса вспыхнула жестокая Троянская война. Парис принимал мало участия в последовавших битвах и лишь после настойчивых и оскорбительных увещаний брата Гектора вступил в единоборство с Менелаем, кончившееся тем, что Афродита спасла своего любимца от неминуемой смерти.
Поединок с Менелаем
И когда обе рати сблизились, из рядов троянских выступил вперед Парис; у него за плечами, прикрытыми леопардовой шкурой, висел лук, при бедре - меч, в руках у него было два острых копья. Высоко поднимая те копья, он стал вызывать храбрейших из ахейцев на единоборство с собой. Когда увидел его, гордо выступающего перед ратью, Менелай, возрадовался он, как радуется голодный лев, неожиданно набредший на лакомую добычу, на рогатого оленя или горную серну; замыслил он тут же отомстить похитителю и быстро, во всеоружии, спрыгнул с колесницы на землю. Но лишь заприметил его Парис - побледнел от страха и бросился назад в ряды троянцев так же стремительно, как отскакивает назад путник, внезапно увидевший перед собой ехидну. Мужественный Гектор возмутился робостью брата и стал его корить и позорить горькими словами: «Жалкий Парис, герой лишь по виду, женолюбец! Лучше бы тебе не родиться на свет или умереть безбрачным! Лучше бы это было для тебя, чем служить поношением и позором для целого света! Слышишь, ахейцы издеваются над тобой и говорят, что очень ты красив с виду, а нет в тебе ни силы, ни отваги. Трус! Ведь хватило ж у тебя храбрости плыть за море, в чужую землю, и похитить красавицу, сестру и невестку мощных воителей - что ж не вышел ты теперь на бой с Менелаем! Узнал бы ты, у кого похитил жену: не помогли бы тебе ни кифара, ни дар Афродиты - пышные кудри и красота. Робок троянский народ, а то давно бы им надо побить тебя камнями за те беды, которые навлек ты на них!» Устыженный, отвечал ему Парис: «Гектор, ты вправе хулить меня! Непреклонно твое сердце и нелюбовно ко мне; но не порочь ты даров Афродиты: благодатны дары бессмертных. Если желаешь, чтобы я вышел на бой, вели успокоиться и ахейцам, и троянцам: я выйду перед ратью и сражусь с Менелаем. Кто из нас победит - пусть возьмет тот и Елену, и все сокровища. Вы же заключите тогда мир: вы мирно владейте Троей, а ахейцы пусть плывут назад, в Ахайю».
Обрадовался Гектор таким словам брата, вышел вперед перед ратью и успокоил троянцев. Ахейцы же, увидев Гектора, стали целиться в него копьями и камнями; но громко воскликнул к ним Агамемнон: «Стойте, арговяне! Не мечите копий, сыны Ахайи! Гектор хочет говорить с нами». Ахейцы остановились и смолкли, и Гектор стал в середине между двумя враждебными ратями и сообщил предложение Париса. Молча стояли ахейцы, наконец Менелай прервал молчание и сказал: «Внимите же теперь и мне: сердце мое больше чем у кого-либо из вас томится печалью. Кажется, близок теперь конец бедам, переносимым нами из-за вражды между мной и Парисом; один из нас - тот, кого обречет судьба, - должен погибнуть; вы же, не медля, примиряйтесь и кладите конец многолетней войне. Несите, троянцы, двух агнцев: белого - в жертву Солнцу, черного - в жертву матери Земле; мы, ахейцы, заколем третьего - Крониду Зевсу. Призовите сюда и старца Приама - пусть сам он скрепит нашу клятву, да будет она непреложна: сыны его горделивы и вероломны».
Так говорил Менелай, и радостью исполнились троянцы и ахейцы, надеясь на скорый конец изнурительной для обоих народов брани. Сошли воители с колесниц, сняли с себя доспехи и положили их на землю. Гектор послал в город двух глашатаев - принести жертвенных агнцев и вызвать Приама. Агамемнон велел Талфибию принести агнца из стана ахейцев.
Старец Приам ужаснулся при вести о поединке, но велел запрячь коней в колесницу. И когда кони были впряжены, Приам вместе с Антенором, почетнейшим из троянских старцев, взошел на колесницу и через Скейские ворота направил коней в поле. Приблизясь к войску, они сошли с колесницы и пошли между рядами троянцев и ахейцев. Им навстречу тотчас же встали царь Агамемнон и Одиссей; вестники привели жертвенных животных, смешали в одной чаше вино и окропили той смесью руки царей. Тут Агамемнон обнажил острый нож, который у него всегда висел при ножнах меча, и срезал у агнцев с голов прядь шерсти: вестники разделили срезанную прядь между вождями троянцев и ахейцев. После того, подняв руки, Агамемнон воззвал к богам: «Мощный Зевс, преславный, великий! Ты, Гелиос, всевидящий и всеслышащий! Реки, Земля и вы, подземные боги, каратели клятвопреступлений! Будьте все вы свидетелями и храните нашу клятву. Если Парис умертвит Менелая, пусть удержит и Елену, и все сокровища; мы тогда отплывем назад в Аргос. Если же Менелай умертвит Париса, граждане Трои должны возвратить Елену и все богатства и заплатить арговянам надлежащую пеню - такую, чтобы память о ней сохранилась до поздних потомков наших. И если Приам и сыны его не пожелают выплатить пени - я останусь здесь и не положу меча до тех пор, пока не достигну, чего хочу».
После этих слов пересек он ножом жертвенным животным гортани и, объятых предсмертным трепетом, положил их на землю. Черпая кубком вино из чаши, стали все возливать его на жертву, вознося громкие молитвы богам:
«Ты, славный Зевс, - говорили троянцы и ахейцы, - и вы все, бессмертные боги! Пусть у нарушителей клятвы нашей мозг разольется по земле, как это вино, - у них, и у детей их». После этого старец Приам обратился с речью к обеим ратям: «Внемлите моему слову, троянцы и ахейцы; я удалюсь отсюда, возвращусь снова в холмистый Илион - нет у меня сил смотреть, как станет биться сын мой с царем Менелаем. Ведает Зевс и другие бессмертные, кому из двух предназначен смертный конец в этом бою». Сказав это, он положил на колесницу жертвенных агнцев и, взойдя на нее вместе с Антенором, погнал коней назад в Илион.
Тогда Гектор с Одиссеем стали измерять место битвы и положили в шлем жребий - дабы решить, кому первому бросить в противника копье. Народ же воздевал к богам руки и так взывал к ним: «Мощный, многославный Зевс! Кто из них двух виновник всех распрей и бед - пусть, пораженный, низойдет в область Аида; нам же ты даруй мир и крепкую дружбу». Так молились троянцы и ахейцы. А Гектор, отвернувшись, сотрясал в это время жребий в шлеме; и выпал из шлема жребий Париса. Воины расселись рядами, каждый возле коня своего и своих доспехов; бойцы же стали готовиться к бою. Во всеоружии выступили они на середину боевого поля - гневом блистали их грозные очи; близко сошлись они и, потрясая копьями, стали на указанных местах. Первый пустил копье Парис и ударил Менелая в щит, но не пробил щита: согнулось копье, ударясь о твердую медь. Тогда поднял копье Менелай. «Всевластный Зевс! - воскликнул он. - Помоги мне покарать оскорбившего меня! Пусть позднейшие потомки наши ужасаются и не дерзают воздавать злом за приязнь и добродушное гостеприимство». С этими словами бросил он копье и ударил им Париса в блестящий щит: пробило копье щит, и броню, и хитон на теле Париса; сам же он избежал, однако, гибели, подавшись в сторону. Стремительно обнажил Менелай меч и ударил им по шлему врага; но меч разбился о шлем, раскололся на куски и выпал из рук бойца. «Зевс зложелатель, за что лишил ты меня победы?» - воскликнул Менелай, подняв взор к небу, и бросился снова на противника, схватил его за пышногривый шлем и повлек за собой, к рядам ахейцев. Тут и погубил бы он противника, и стяжал бы себе великую славу, если бы не спасла Приамова сына Афродита: оборвала она ремни, которыми крепко привязан был шлем под подбородком Париса, и освободила его. Шлем один и остался в сильной руке Менелая. Полный гнева, бросил его Менелай к рядам данайцев - они его подняли; сам же герой ринулся снова на Париса. Но Афродита одела своего любимца темным облаком и, незримого, унесла в полную благовония опочивальню его, потом привела к нему Елену, все еще стоявшую на Скейской башне вместе с другими троянками. Войдя в опочивальню, Елена села против супруга, отвернула от него очи и стала корить его: «Ты воротился с боя? О, лучше бы тебе погибнуть от руки могучего мужа, бывшего мне прежде супругом! Не сам ли ты хвалился прежде, что ты сильнее Менелая и победишь его в бою? Ну, ступай, вызови его еще раз на бой. Нет, впрочем, лучше лежи здесь и не осмеливайся биться с Менелаем, а то укротит тебя его копье». Отвечал ей Парис: «Не печаль ты мне сердце упреками. Сегодня Менелай победил меня благодаря помощи Афины; придет время, и победа будет за мной; и мне покровительствуют боги».
В то время как Парис находился в доме Елены, Менелай, подобно хищному зверю, рыскал по рядам троянского войска, озираясь кругом, не увидит ли где противника; но ни один из троянцев и никто из союзников не мог указать ему Париса. Никто не скрыл бы его теперь из дружбы: всем троянцам стал он ненавистен, как смертная гибель. Наконец Агамемнон громким голосом воскликнул: «Внемлите мне, троянцы с данайцами и вы, союзники! Победа, бесспорно, осталась на стороне Менелая; итак, выдайте нам арговянку Елену со всем похищенным у Менелая богатством и заплатите нам немедленно должную пеню». На эти слова царя Агамемнона ахейцы отвечали громкой хвалой ему, троянцы же не сказали ни слова.
Из войска троянцев вылетела стрела, которая ранила Менелая. Это сделало продолжение войны неизбежным.
Вскоре Парис был смертельно ранен Филоктетом; стрела была ядовитая, и он обратился к своей первой супруге Эноне за исцелением, но она отказала ему в помощи, и он умер от раны. Энона не пережила смерти своего всё ещё любимого супруга.
Парис вырос красивым и сильным. Его первой женой стала нимфа родника Энона. В этой пастушеской обстановке застали его три богини, Гера, Афина и Афродита, пришедшие к нему за решением спора о том, кто из них прекраснейшая. Желая склонить Париса на свою сторону, Гера обещала сделать его самым могущественным из земных царей, Афина – самым храбрым героем, Афродита – обладателем самой красивой женщины. Парис признал прекраснейшей из богинь Афродиту, которая и помогла ему потом увлечь Елену и сделать ее своей женой (Гомер, Илиада, XXIV 25-30; Еврипид, Андромаха, 274-308). Однако прежде чем это случилось, произошло узнавание Париса родителями и его возвращение в Трою в качестве царского сына: во время спортивных состязаний в Трое он был опознан сестрой – пророчицей Кассандрой, пытавшейся убить Париса, чтобы спасти Трою. Однако родители, обрадованные тем, что нашли сына, давно ими оплаканного, с радостью приняли его в дом (Гигин, Фабулы, 91).
Вопреки предостережениям Эноны, Парис, по совету Афродиты, отправился в Амиклы, покинув любившую его нимфу. Наделенный богиней Афродитой всеми чарами красоты и прелести, он понравился гостеприимным хозяевам и особенно прельстил Елену. Между тем Менелай отправился на Крит, а Диоскуры были заняты спором с афаридами; воспользовавшись отсутствием защитников Елены, Парис убедил ее бросить дом супруга и отплыл с ней ночью в Азию, взяв много сокровищ из дворца Менелая. Этот поступок Париса послужил поводом к Троянской войне. В последовавших битвах Парис принимал мало участия и лишь после настойчивых и оскорбительных увещаний брата Гектора вступил в единоборство с Менелаем, кончившееся тем, что Афродита спасла своего любимца от неминуемой смерти (Гомер, Илиада, VI 321-341, 517-525).
При взятии города греками он был ранен Филоктетом; стрела была ядовитая, и Парис обратился к своей первой супруге за исцелением, но она отказала ему в помощи и он умер от раны (Аполлодор, V 8). Энона не пережила своего все еще любимого супруга. Такова, в общих чертах, мифическая биография Париса. Как герой азиатских сказаний, Парис был женственным богом красоты и изнеженности, хотя в минуту необходимости он не лишен отваги. В нем сказываются те же типические особенности, что и в Дионисе, Лидийском Геракле и Сарданапале; Парис является полным контрастом Ахиллу и Менелаю, чисто эллинским героям, олицетворявшим собой мужественность и силу.
Версия, связанная с пребыванием Париса на горе Иде и последующим опознанием царского сына, возникла, очевидно, не ранее 6 века до нашей эры и в литературе была впервые обработана в не дошедших до нас трагедиях "Александр" Софокла и Еврипида. Затем эта версия оказалась господствующей, так как хорошо сочеталась с рассказом о суде Париса. Именно этот эпизод, восходящий, возможно, к древнему обычаю женских ритуальных состязаний в красоте, засвидетельствованному в храме Геры на соседнем с Фригией острове Лесбос, оказался одним из самых излюбленных как в античном, так и в изобразительном искусстве нового времени.
Елена (Гелена), греч. - дочь Зевса и Леды, прекраснейшая из смертных женщин.
Леда была женой спартанского царя Тиндарея и родила ему дочь Клитеместру и сына Кастора. Но, кроме того, Леда пленила своей красотой Зевса и от него тоже родила двоих детей: Елену и Полидевка. Тиндарей благоразумно не стал возражать против приумножения его семьи Зевсом и воспитывал всех детей, и своих, и чужих, наилучшим образом. С сыновьями у него проблем не было: оба стали славными героями и попали на небо в виде созвездия Близнецов, или . С Клитеместрой все было в порядке, пока она не вышла замуж за Агамемнона. А вот Елена потрепала нервы своим близким.
Картина Антонио да Корреджо «Леда и лебедь», 1531.
Елена была еще подростком, а о ее красоте уже пошла такая слава, что афинский царь Тесей с помощью своего друга Пирифоя похитил ее. Правда, Кастор и Полидевк вскоре освободили сестру и вернули ее домой. Спустя некоторое время в Спарте появились новые претенденты на ее руку, потом еще и еще. В конце концов, там собрались чуть ли не все ахейские цари и царевичи, которым приспичило жениться. Их споры из-за Елены грозили ввергнуть в войну всю Грецию. Катастрофу предотвратила идея царя Итаки Одиссея, по тем временам весьма оригинальная. Хитроумный Одиссей предложил Тиндарею пренебречь всеми династическими и политическими соображениями и предоставить Елене право выбора: пусть подберет себе жениха по своему вкусу. А остальные женихи поклянутся признать ее выбор, не поднимать оружия против ее избранника и даже прийти ему на помощь, если таковая понадобится.
Картина Франческо Приматиччо «Похищение Елены», 1530–1539.
Счастливцем (или несчастливцем - трудно сказать), на котором остановилась Елена, оказался Менелай, брат . После свадьбы у них родилась дочь , потом умер Тиндарей, и Менелай взошел на его трон. Все шло тихо-мирно, и ни Елена, ни Менелай не подозревали, что готовит им судьба.
Все началось со свадьбы фтийского царя Пелея с морской богиней Фетидой, на которой гуляли все боги. В пещеру кентавра Хирона, где проходила свадьба, не пригласили только богиню раздора Эриду, известную своим склочным характером. Оскорбленная Эрида все-таки умудрилась затеять склоку, проявив тонкое понимание женской психологии: она подбросила на пир золотое яблоко с надписью: «Прекраснейшей!» так, что оно оказалось между Герой, и Афродитой. К яблоку тут же потянулись три руки - естественно, каждая из богинь считала себя самой красивой. Разгорелся спор, в решение которого даже верховный бог предпочел не вмешиваться. Предвидя осложнения, он велел Гермесу взять яблоко раздора и вместе с тремя богинями отправиться на гору Иду под Троей, где живет пастух по имени Парис. Вот он пусть и решит спор, как большой ценитель женской красоты.
Картина Питера Пауля Рубенса «Суд Париса», 1639.
О Елене Парис тогда еще понятия не имел, но это уже было делом Афродиты. По воле судьбы Парис вскоре пришел в Трою, был узнан, признан и по рекомендации Афродиты отправился в Спарту, знаменитую красотой своих женщин.
Царь Менелай принял Париса и сопровождавшего его Энея с почестями, достойными гостей из славной Трои. На пиру в честь троянцев Менелай представил их Елене. Очутившись лицом к лицу с прекраснейшей из женщин, Парис тут же возгорелся любовью к ней. Елене он тоже понравился. На другой день Менелай извинился перед гостями; неотложные дела призывали его на Крит. Он пожелал гостям приятного времяпрепровождения, а Елене наказал заботиться о гостях и выполнять все их пожелания. Если Елена истолковала наказ супруга слишком широко, то виновата в этом прежде всего богиня любви Афродита. Она пробудила в Елене такую любовь к Парису, что та забыла о супруге, о дочери, о родине и тайно отплыла с ним в Трою.
Получается, что Елена ушла с Парисом добровольно. Но другая версия утверждает, что Парис принудил ее к этому и даже похитил силой. Неизвестно также, отплыли ли они прямо в Трою. Говорят, они сначала отбыли в свадебное путешествие в Египет, потом провели какое-то время в Сидоне и только через несколько лет прибыли в Трою. Как бы то ни было, Елена исчезла из Спарты - а вместе с нею и царская сокровищница.
Кадр из фильма «Троя» 2012 года: Парис (Орландо Брум) и Елена (Диана Крюгер).
Естественно, Менелай этого не потерпел и отправился в Микены, к своему брату Агамемнону, за советом и помощью. Агамемнон посоветовал ему взять с собой Одиссея и попытаться решить дело с троянским царем Приамом по-доброму, а если Приам откажется вернуть Елену и спартанскую казну, то пригрозить ему войной. Приам отказал Менелаю в его требованиях, и Агамемнон перешел от угроз к делу: попросил помощи у всех ахейских царей, которые некогда обещали помогать Менелаю как супругу Елены (как видите, эта оговорка оказалась весьма дальновидной), а также к другим дружественным державам. Откликнулись все - явились лично или послали своих сыновей, и каждый привел с собой войско. В отправилась стотысячная союзная армия, возглавляемая Агамемноном.
Так началась из-за Елены и Париса долгая, кровавая война, закончившаяся гибелью Трои и лучших ахейских мужей. Елена вскоре пожалела о своем поступке, принесшем столько бед ее старой и новой родине. Правда, царь Приам никогда и ни в чем не упрекал ее, но она знала, что вся Троя ненавидит ее, видя в ней причину войны. Каждая женщина, потерявшая мужа или сына, всем своим видом давала ей это понять. К тому же Елена быстро отрезвела от любви к Парису, так как оказалось, что он отнюдь не был ее идеалом мужчины. Конечно, Парис был красавец и тщательно следил за своей внешностью, но в остальных отношениях не шел ни в какое сравнение с ее первым мужем. За время войны ее чувства охладели, и на смену им пришло презрение. В бою Парис не всегда отличался отвагой, а мужчина, который не ведет себя мужественно, в глазах женщины теряет все.
Картина Антона Лосенко «Прощание Гектора с Андромахой», 1773.
Парис, правда, имел в войне немало успехов; но ни один из них не был достигнут благодаря его личной отваге. Он даже убил величайшего ахейского героя Ахилла, но не в единоборстве, а выпущенной из укрытия стрелой, полет которой направлял . Его самого ждала подобная же смерть: когда он прохаживался по городским стенам, отравленная стрела, выпущенная Филоктетом, нанесла ему неизлечимую рану. Тяжко мучаясь, Парис сбежал из Трои на гору Иду и умер там, покинутый всеми. Его бывшие друзья-пастухи нашли его, скорченного, в кустах и устроили ему скромные похороны. Елена не пришла к его погребальному костру: она тем временем утешилась с младшим братом Париса, но и это продолжалось недолго. При взятии Трои Менелай убил Деифоба в ее спальне.
Для самой Елены встреча с Менелаем, как ни странно, закончилась благополучно. Менелай не сомневался, что Парис увел ее силой, и был убежден, что гибель Трои - достойное возмездие за горькие вздохи и страдания любимой и любящей жены. Разумеется, Елена не стала разуверять его и выразила бурную радость по поводу того, что он наконец-то освободил ее. Она торжественно взошла на корабль Менелая и отплыла с ним в Спарту.
Однако родные края Елена снова увидела лишь спустя еще семь лет. Буря разметала флот спартанцев, а корабль Менелая лишился кормчего и, в конце концов, оказался в устье Нила. Так Елена вновь попала в Египет, знакомый ей по свадебному путешествию с Парисом. Долгие годы она скиталась вместе с Менелаем по разным краям, побывала и в Сидоне, потом опять вернулась в Египет. Здесь Менелай богатыми жертвоприношениями богам обеспечил себе счастливое возвращение на родину. На прощание египетская царица Полидамна подарила Елене чудесное лекарство из золы волшебных трав: тот, кто выпивал его, растворенное в вине, забывал обо всех былых страданиях. Достаточно было одной рюмки чудо-лекарства, чтобы Елена забыла о своих троянских мужьях, а Менелай - о злоключениях, которые он претерпел ради Елены.
На фото: сцена из адаптированной версии спектакля «Троянки» режиссера Лейга Стимбека, Институт театра в Заге, Германия, 2013 год. В роли Елены - актриса Лекси Филлипс.
По возвращении в Спарту Елена и Менелай зажили счастливо и дружно, как прежде; это счастье продолжалось и после смерти, так как боги перенесли их в Элизий, где дни проходят в вечном блаженстве.
Елена - одна из самых значительных фигур греческих мифов и до сих пор остается символом прекрасной и легкомысленной женщины. За последние два с половиной тысячелетия образ Елены претерпел ряд превращений. Гомер говорил о ней не без симпатии. Еврипид в трагедии «Троянки» (415 до н. э.) осуждал за то, что Елена избежала наказания, хотя и была причиной гибели Трои, а пострадали из-за нее остальные троянские женщины. Но в трагедии «Елена» (412 до н. э.) он же высказал мнение, что Елена вообще не была в Трое, а после бегства из Спарты осталась в Египте, где вела добродетельную жизнь в ожидании Менелая. Похоже, что в данном случае Еврипид следовал примеру поэта Стесихора (7-6 вв. до н. э.), к которому охотно обращались авторы трагедий. Рассказывают, что Стесихор в одном из своих произведений оскорбительно высказался о Елене, после чего Елена и Диоскуры ослепили его. Узнав о причине своего недуга, Стесихор написал знаменитую палинодию (поэтическое отречение, опровержение), в которой выдвинул версию, что в Трое была не Елена, а ее призрак, созданный Зевсом и Герой, в то время как сама Елена находилась в Египте. Тогда к Стесихору вернулось зрение.
После Еврипида Софокл в трагедии «Свадьба Елены» (не сохранилась) изобразил Елену любящей женой. Философ Горгий в «Речи о Елене» (нач. 4 в. до н. э.) защищал тезис, что бегство Елены от супруга не заслуживает отрицательной оценки. Овидий относился к Елене с пониманием («Героини»), Вергилий ее осуждал. Еще более противоречивыми бывают трактовки у современных романистов, поэтов и композиторов.
Кадр из фильма «Елена Троянская» 2003 года. В роли Елены – актриса Сиенна Гиллори.
Поскольку прекрасная женщина, да еще, как говорится, «с прошлым», всегда влечет к себе художника, Елена - один из наиболее часто изображаемых античных персонажей, причем в самой разнообразной технике: от ваз, рельефов и даже мозаики из речной гальки («Похищение Елены», 3-2 вв. до н. э., обнаружена в македонской Пелле) до гобелена «Похищение Елены», который был изготовлен китайскими ткачами по европейскому рисунку в начале 17 в. в португальском Макао и в 1966 г. был выставлен в Нью-Йорке. Одноименная картина одного из учеников Фра Анжелико (возможно, это работа Гоццоли), созданная в середине 15 в., - первое из известных нам произведений искусства на античную тему после многовекового перерыва.
Судьбе Елены посвящено много художественных и музыкальных произведений. Оффенбах в оперетте «Прекрасная Елена» (1864) изображает ее как «фривольную и падкую на удовольствия женщину, какие были всегда и всюду», а Глюк в опере «Парис и Елена» (1770) - как «благородную и гордую женщину, которая в конце концов поддается страсти, пробужденной изобретательностью влюбленного юноши». Р. Штраус написал оперу «Елена Египетская» на текст Гофмансталя, следующего версии Софокла. Как видим, многие пытались рассмотреть проблему и так и этак, не обращая внимания на слова Геродота: «Мужи благоразумные не заботятся о похищенных женах: ведь если б они не захотели, то не были бы похищены».
Кадр из фильма «Елена Троянская» 1956 года. В роли Елены – актриса Россана Подеста.
Выражение «прекрасная Елена» стало нарицательным: «Влюбленный … В цыганке видит красоту Елены» - В. Шекспир, «Сон в летнюю ночь» (1596).
И в заключение: сегодня мы не сомневаемся, что троянская война когда-то произошла (скорее всего, в сер. 13 в. до н. э.), но Елену мы можем спокойно исключить из числа причин этой войны. Ради одной-единственной женщины, хотя бы и такой прекрасной, как заверяет нас Гомер, не станут выводить в море более тысячи кораблей с сотней тысяч воинов на палубе. Вероятнее всего, троянская война была самой обычной (разве что необычайно широкомасштабной) разбойничьей экспедицией европейских греков к своим малоазийским соплеменникам с целью поживиться легендарными богатствами «города царя Приама». Что город был в самом деле богатый, подтвердили раскопки Г. Шлимана, который в 1871-1878 гг. обнаружил в развалинах Трои девять кладов огромной ценности. А ведь это были, бесспорно, лишь крохи, упавшие со стола завоевателей. Впрочем, и они исчезли в Берлине в конце второй мировой войны.
Смерть Париса
Сон оказался вещим. Филоктет, излечившись от раны, присоединился к греческому войску и вызвал своими отравленными стрелами большой переполох в стане врага. Одна из этих стрел попала в Париса, яд проник в кровь, причиняя ему неимоверные страдания. Парис вспомнил о своей первой любви, нимфе Эноне, которая умела излечивать любые раны и болезни. Однажды она сказала ему, что, если его ранят, он должен будет немедленно послать за ней. Парис велел привести к нему Энону, но она, оскорбленная тем, что он бросил ее ради Елены и не вспоминал о ее существовании, пока ему не пришла в этом нужда, отказалась помочь ему, и Парис умер в ужасных муках. Едва он скончался, Энона пожалела о своем жестоком решении и, когда пламя погребального костра охватило его тело, бросилась в огонь и сгорела, прильнув к своему неверному возлюбленному.
Два Приамовых сына уже погибли, но Троя еще сопротивлялась. Теперь оракул предсказал грекам, что ею не удастся овладеть до тех пор, пока Палладий – священная статуя Минервы, которая, как говорили, упала прямо с неба, – будет стоять в городском храме. Тогда Улисс и Диомед, переодевшись, ночью вошли в город и после многих приключений принесли драгоценную статую в греческий лагерь.
Из книги Болезнь и Смерть автора Феофан ЗатворникСмерть при кораблекрушении - смерть равномученическая Милость Божия буди с вами! Поразила вас участь "Русалки", и бывших на ней… Кого же она не поразили?! Все поражены, - и больше всех Государь… Но не имеем ли мы возможности найти утешение в обетованиях христианских?!
Из книги Брошюры 1-6 и Выпуск №4 Российское Философское общество РАН автора Лайтман МихаэльСмерть человека – смерть тела или души? Не человек умирает, а его биологическое тело. Изначально все мы ощущаем только наше тело – земные желания. Затем в нас возникает желание к высшему.Это не земное желание, а начало духовного – желание Творца. Если человек развивает в
Из книги В начале было Слово… Изложение основных Библейских доктрин автора Автор неизвестенСмерть первая и смерть вторая. Вторая смерть в конце тысячелетнего царства будет окончательным возмездием для всех нераскаявшихся грешников. Те, чьи имена не вписаны в книгу жизни, погибнут второй смертью в конце тысячелетнего царства (см. главу 26 этой книги). После этой
Из книги Сознание говорит автора Балсекар Рамеш Садашива Из книги Инструкция для бессмертных или что делать, если Вы всё-таки умерли… автора Сысоев Даниил Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий ПавловичИдеальная смерть. Страшная смерть Теперь, какая смерть лучше? Самая лучшая смерть для христианина, конечно, мученическая за Христа Спасителя. Это самая наилучшая смерть, которая возможна для человека в принципе. Некоторые посылали соболезнования в Оптину пустынь после
Из книги Революция пророков автора Джемаль ГейдарКакие события сопутствовали рождению троянского царевича Париса? Незадолго до появления на свет Париса его мать Гекуба увидела сон, будто она родила пылающий факел, грозивший уничтожить Трою. Троянский царь Приам, ее супруг, которому она рассказала свой сон, тут же
Из книги Борьба с грехом автора Дьяченко Григорий МихайловичКто была первая возлюбленная Париса? Первой возлюбленной Париса стала Энона – родниковая нимфа с горы Ида, дочь речного бога Кебрена. Парис тогда был еще на положении раба и ничего не знал о своем царственном происхождении. Вместе они пасли скот и охотились на горе Ида. От
Из книги Мифы и легенды Греции и Рима автора Гамильтон ЭдитСМЕРТЬ 1. Мираж жизни противостоит только чисто внешнему исчезновению.2. Оно не имеет отношения к истинной смерти.3. Спящее существо лишено знания и предчувствия того, чем является истинная смерть.4. Спящему существу доступно только знание и предчувствие гибели.5. Гибель
Из книги Труды автора Сурожский Митрополит Антоний9. Объяснение слов: «Единым человеком грех в мир вниде, и грехом смерть, и тако смерть во вся человеки вниде, в нем же вси согрешиша» (Рим. V, 12) (О вменении греха Адама всем потомкам его).Под миром апостол разумеет не один род человеческий, а целый земной мир, потому что
Из книги Комментарии к жизни. Книга вторая автора Джидду Кришнамурти Из книги Современная культура и Православие автораСмерть{25} Меня просили сказать нечто о смерти – о подготовке к ней и о том, как можно думать о смерти и встречать ее. В завершение я хотел бы поговорить о некоторых обрядах Православной Церкви, связанных со смертью, о том, что происходит с телом усопшего и как мы относимся к
Из книги Православие и творчество (сборник) автора Николаева Олеся Александровна Из книги Православие и свобода автора Николаева Олеся АлександровнаСмерть автора как "смерть Бога" В онтологической модели постмодернистского сознания культура (мир) предстает в виде текста. Литературное произведение отныне - это не авторски организованные слова, своеобразно выражающие "теологический смысл" ("сообщение" Автора-Творца)
Из книги автораСмерть Автора как «смерть Бога» В онтологической модели постмодернистского сознания культура (мир) предстает в виде текста. Литературное произведение отныне – это не авторски организованные слова, своеобразно выражающие «теологический смысл» («сообщение»
Из книги автораСмерть Автора как «смерть Бога» В онтологической модели постмодернистского сознания культура (мир) предстаёт в виде текста. Литературное произведение отныне? это не авторски организованные слова, своеобразно выражающие «теологический смысл» («сообщение»