Палестинское движение сопротивления. Организация освобождения палестины
ОРГАНИЗАЦИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ ПАЛЕСТИНЫ (ООП) создана в 1964. Объединяет большинство организаций Палестинского движения сопротивления и общественных палестинских организаций. Высший орган ООП - Национальный совет Палестины (НСП).
Организация освобождения Палестины
(ООП; Муназзамат ат-тах-рир аль-Филастыния), объединяет большинство организаций палестинского движения сопротивления (ПДС), борющегося за обеспечение законных прав арабского народа Палестины. ООП создана в 1964. На совещаниях глав арабских государств в Алжире (ноябрь 1973), в Рабате (октябрь 1974) и конференции мусульманских стран в Лахоре, (март 1974) ООП была признана единственным законным представителем арабского народа Палестины. ООП имеет свои официальные представительства почти во всех арабских странах, участвует в работе Лиги арабских государств. Имеются бюро ООП в ряде стран Европы и Азии. Вооруженные силы ПДС дислоцируются в Ливане, Сирии и некоторых др. арабских странах. Высшим органом ООП является Палестинский национальный совет (ПНС), который созывается, как правило, один раз в год. На сессиях ПНС избирается исполком ООП, осуществляющий политическое и организационное руководство деятельностью ООП между сессиями ПНС. С февраля 1969 председатель исполкома ≈ Ясир Арафат. Главные информационные органы ООП ≈ Палестинское информационное агентство (ВАФА) и еженедельник «Филастын ас-Саура» («Революционная Палестина»).
Википедия
Организация освобождения Палестины
Организа́ция освобожде́ния Палести́ны (ОО́П ) (, Муназза́ма ат-Тахри́р аль-Филастини́йя ) - политическая организация, претендующая на представление интересов арабов , живших на территории подмандатной Палестины до Арабо-израильской войны 1948 года, и их потомков.
Была основана в 1964 году решением Лиги арабских государств с целью «освобождения Палестины » и предоставления «законных прав арабскому населению Палестины» .
Программным документом ООП является Палестинская хартия, принятая Палестинским национальным советом в Каире в 1968 году и предусматривавшая ликвидацию Израиля, устранение сионистского присутствия в Палестине, и рассматривавшая Палестину как «неделимое региональное образование в границах, существовавших во времена Британского мандата ».
Первым председателем исполкома ООП был назначен Ахмед Шукейри (1964 - 1967), после него чуть больше года пост занимал Яхие Хаммуда. Третьим председателем исполкома ООП был с 1969 и до своей смерти в 2004 году лидер ФАТХа Ясир Арафат. С 2004 года по 2015 год председателем являлся Махмуд Аббас.
Военно-политические организации палестинских арабов, входящих в состав ООП, ответственны за убийство многих израильтян и граждан других государств, и были признан рядом стран террористическими. Сама она тоже считалась таковой до 1988 года.
В 1993 году, после того, как в ходе подготовки решений Соглашений в Осло ООП официально признало Резолюции 242 и Резолюции 338 Совета безопасности ООН, и официально заявила об отказе от стремления к уничтожению Израиля и методов террора, Израиль признал ООП партнером по переговорам.
На данный момент ООП действует легально и имеет статус наблюдателя в ООН. Ни в одной стране мира, в том числе в Израиле, ООП в настоящее время официально террористической организацией не объявлена.
Тем не менее, согласно ряду источников, до начала Второй Интифады и в её ходе, на территории Палестинской автономии под крылом ООП действовали террористические структуры (« Хамас », « Исламский джихад » и другие). И, несмотря на то, что отдельных боевиков сажают иногда в палестинские тюрьмы, тактика ООП и террористов эффективно координируется. Специалист по международному терроризму Александр Брасс утверждает, что формально покинув списки террористических организаций, ООП на самом деле не отказалась от терроризма и по-прежнему является «самой известной террористической макроорганизацией». Это мнение подтверждается также материалами судебного процесса «Соколов против Организации освобождения Палестины» в США, в котором рассматривались 5 терактов ООП в Иерусалиме в период между январём 2001 года и февралём 2004 года.
После соглашений Осло лидер ООП Арафат, в том числе и под давлением других стран осуждал теракты против граждан Израиля. Однако, согласно данным, представленным МИД Израиля, на деле - поощрял их:
""«В ходе военной операции „ Защитная стена “ получены явные доказательства того, что Палестинская автономия во главе с Арафатом обеспечивала поддержку и была активным участником террора. Арафат и его близкое окружение прямо отвечают за хладнокровное убийство мирных жителей Израиля»МИД Израиля: The Involvement of Arafat, PA Senior Officials and Apparatuses in Terrorism against Israel, Corruption and Crime, 6 May 2002
- Table of Contents
- Executive Summary
- General
- Chapter I - The Ideological Dimension - Education, Incitement, and Support by Senior PA officials
- Chapter II - The Financial Dimension - The Financing of Terrorism by PA Elements
- Chapter III - The Practical Dimension - PA and Fatah Security Apparatuses Support of Terrorism
- Chapter IV - The Al Aqsa Martyrs Brigades and Fatah are One and the Same, and Yasser Arafat is their Leader and Commander
- Chapter V - Arms Procurement by the PA in Violation of International Agreements
- Chapter VI - Cooperation between the PA and Terror Sponsoring States
- Chapter VII - Corruption in the PA
- Appendix - (Partial) Characteristics of the Terrorist Infrastructure which developed in the PA:
- Jenin - The Capital of the Palestinian Suicide Terrorists
- Nablus - The Main Infrastructure of Palestinian Terrorism
- Bethlehem - Mistreatment of the Christian Population.""
В декабре 2001 года Правительство Израиля объявило администрацию ПНА, возглавляемую Ясиром Арафатом, «организацией, поддерживающей терроризм». Военные подразделения при возглавляемом Арафатом движении ФАТХ, включая « Подразделение 17 » и « Танзим » были объявлены « террористическими организациями » и целями для военных акций.
ООП и исламистские террористические группировки - ХАМАС и Исламский Джихад всегда находились во враждебных отношениях, а по некоторым источникам, во время создания ХАМАСа Израиль предпочитал его ООП. Несмотря на это, в своих речах Арафат называл погибших террористов шахидами. Террориста ХАМАСа Ехию Айяша Арафат назвал на его похоронах «мучеником», а лидера ХАМАСа шейха Ясина в поминальной молитве после его гибели - «святым, который встретит в раю праведников и пророков». В тот же день он заявил, что «палестинский народ не откажется от идей Ясина, не отвернется от его целей…».
С июня 2007 года, после захвата ХАМАСом сектора Газа, ООП и ХАМАС находятся в состоянии, близком к гражданской войне.
ООП (ОРГАНИЗАЦИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ ПАЛЕСТИНЫ)
(PLO (Palestine Liberation Organization)) Была создана в 1964 г. по предложению президента Египта Гамаля Абделя Насера на встрече на высшем уровне глав арабских государств с целью создания государства для палестинских арабов и упразднения израильского государства. Король Иордании Хусейн опасался, что за этим скрывается идея "целостности Палестины". Западный берег реки Иордан был палестинской территорией, аннексированной его дедом, Амиром Абдуллой, в 1948 г. в результате первой арабо-израильской войны. В итоге слово "целостность" не было записано в Уставе ООП, а вместо него было использовано выражение "освобождение Палестины". Подразумевалось, что ООП должна играть действенную роль в освобождении Палестины, однако на самом деле правительства арабских стран и особенно президент Насер хотели отвлечь палестинцев от произвольного применения насилия. Они боялись, что активность палестинских партизан на территории Израиля, развернувшаяся в конце 1950-х гг. и грозившая стать реальной силой в региональной политике в 1960-х гг., могла вызвать ответные меры Израиля против арабских стран и втянуть правительства этих стран в войну, к которой они чувствовали себя не готовыми. В Национальном договоре определено, что палестинские арабы "являются частью арабской нации" и имеют законное право "на свою родину"; что палестинцы – это арабские граждане, постоянно проживавшие в Палестине до 1947 г. Их потомки также являются палестинцами. Палестинцами считаются и евреи палестинского происхождения при условии их лояльности по отношению к Палестине. Национальный договор объявил незаконными разделение Палестины и создание израильского государства. В Договоре отмечалось, что все палестинцы должны образовать единый фронт, чтобы добиться освобождения Палестины. В первые годы своего существования ООП приступила к созданию организационной структуры, в рамках которой могла бы проходить вся деятельность палестинцев: общественная, экономическая, политическая, культурная, образовательная и военная. ООП создала армию, части которой были приписаны к национальным армиям разных арабских стран. Несмотря на отсутствие суверенной территории, ООП периодически вела работу, направленную на обеспечение многочисленных нужд рассредоточенного палестинского населения. Она ставила своей целью подготовить палестинскую государственность и добиться создания государства в Палестине. С 1950-х гг. начала ослабевать вера в способность правительств арабских стран вернуть палестинские земли. Этот процесс ускорился унизительным поражением арабов в 6-дневной войне в июне 1967 г. Впоследствии отдельные группы палестинских партизан – федаинов, сформировавшихся за предыдущие десять или более лет, объединились, образовав Народный фронт освобождения Палестины (НФОП) под руководством д-ра Джорджа Хабаша, Демократический фронт освобождения Палестины (ДФОП), возглавляемый Наифом Хаватмехом, Народную партию, а также наиболее важную партизанскую группировку – Фатх (Палестинское национально-освободительное движение), созданную в 1957–58 гг., во главе с Ясиром Арафатом. На майском конгрессе ООП 1964 г. Фатх отстаивала доктрину необходимости вооруженной борьбы для возвращения Палестины. Поскольку число приверженцев федаинов росло, к 1968 г. им удалось добиться преобладающего влияния в ООП. На следующей сессии Палестинского национального совета (ПНС), состоявшейся в 1969 г., Ясир Арафат был избран председателем Исполнительного комитета. Начиная с этого времени, ООП привлекла в свои ряды многие организации федаинов, чьи лидеры были назначены членами Исполкома; "вооруженная борьба" стала стратегией ООП. Эта перемена в ООП произошла вследствие 6-дневной войны в июне 1967 г., в результате которой Израиль расширил свою территорию, установив контроль над Голанскими высотами, Западным берегом реки Иордан, включая весь Иерусалим, сектор Газа и Синайский полуостров. Обстановка в районе Суэцкого канала, разделявшего египетские и израильские позиции, несмотря на прекращение огня, оставалась напряженной. Стороны отказывались от переговоров. Иордания поняла, что федаины создали там государство в государстве, что еще больше ослабляло позиции короля Хусейна. Вслед за этим началась гражданская война в Иордании ("Черный сентябрь"), когда король Хусейн вместе с вновь сформированным правительством военных атаковал федаинов. В результате этой войны федаины были высланы из Иордании. В течение всей гражданской войны король не раз обращался к США за военной поддержкой, одновременно Израиль готовился прийти – в случае необходимости – ему на помощь. С избранием председателем Исполкома Ясира Арафата ООП стала самостоятельной силой, более неподконтрольной правительству ни одной из арабских стран. В ООП преобладала ориентация на вооруженную борьбу, однако между федаинами существовали разногласия по вопросам стратегии и тактики. Несмотря на то, что ООП добилась международного признания, она менее, чем когда-либо, была способна решить палестинскую проблему. Ясно, что в иорданском кризисе правительства арабских стран не были склонны позволить вовлечь себя в конфронтацию с Израилем, если бы они сами не сочли это необходимым. Кроме того, кризис в Иордании положил начало отношениям между США и Израилем, которые привели к стратегическому партнерству с увеличением объема помощи и продажи оружия Израилю. Это поставило палестинцев в условия, более, чем когда-либо, неблагоприятные для достижения их целей. В течение 1970–80-х гг., в ходе войны и в мирное время, ООП либо играла второстепенную роль, либо не играла никакой роли. Каждое из арабских правительств проводило по отношению к Израилю свою политику и ожидало, что ООП и палестинцы будут следовать его стратегии и любой тактике, какой бы оно ни придерживалось на данный момент. ООП, которую израильское правительство объявило террористической организацией, не могла быть участником переговоров. Дипломатические контакты и переговоры между США и ООП были ограничены рамками незаметных или секретных "теневых" каналов связи. Положение изменилось после того, как в 1988 г. король Хусейн прервал юридические и административные связи с территорией на Западном берегу реки Иордан. Тогда Ясир Арафат провозгласил существование палестинского государства на Западном берегу Иордана и в секторе Газа, а себя – его президентом. Вскоре после этого, к удовлетворению американского правительства, Ясир Арафат подтвердил, что ООП признает право израильского государства на существование в этом регионе, согласился с резолюциями ООН 242 и 338 и заявил об отказе от всех форм терроризма, после чего США сняли вето на ведение дел с ООП. Несмотря на то, что правительство США одобрило инициативы Ясира Арафата и дело дошло до "запуска" Мадридского мирного процесса, израильское правительство во главе с премьер-министром Ицхаком Шамиром по-прежнему не соглашалось на переговоры с ООП, т.к. такое согласие означало бы признание законности позиции ООП, предусматривавшей существование палестинского государства и возвращение палестинских беженцев. Пришлось пойти на несколько обходных маневров, прежде чем участники переговоров с израильской и палестинской сторон смогли собраться в одном зале. Так, была образована совместная иорданско-палестинская делегация, в которой все палестинцы были выходцами с оккупированных территорий и все были отобраны ООП. Для поддержки делегации на переговорах она назначила консультативную группу, в состав которой входили те представители, на участие которых не соглашалось израильское правительство: один – от Восточного Иерусалима и один член иорданской делегации от палестинской диаспоры. Таким образом, палестинцы имели на переговорах представительную команду, а израильтяне могли заявлять, что они не ведут дел с ООП и не признают Восточный Иерусалим частью оккупированных территорий. В 1993 г., когда заговорили о том, что вследствие войны в Персидском заливе ООП, поддержавшая Ирак во время его вторжения в Кувейт, лишилась финансирования находящихся у пролива государств, израильское правительство предложило ООП предоставить режим самоуправляющейся автономии сектору Газа и городу Иерихон на Западном берегу реки Иордан. Это предложение было поддержано Ясиром Арафатом и большинством членов Исполкома ООП, однако многие палестинцы, в т.ч. члены команды на переговорах, не поддержали его. Тем не менее 13 сентября 1993 г. в столице США Вашингтоне Ицхак Рабин и Ясир Арафат стали свидетелями подписания исторического соглашения о мире и признании каждой из сторон, а также о введении режима ограниченной автономии первоначально в двух районах оккупированных территорий. Весной 1994 г. палестинское самоуправление сделало первые неуверенные шаги в Иерихоне и секторе Газа.
- - «ВЕТКА ПАЛЕСТИНЫ», стих. Л.; вопрос о его датировке остается открытым. В прижизненном сб. стихов указан 1836...
Лермонтовская энциклопедия
- - ООП создана в 1964. Объединяет большинство организаций Палестинского движения сопротивления и общественных палестинских организаций. Высший орган ООП - Национальный совет Палестины...
Политология. Словарь.
- - нелегальное политич. объединение либеральных земцев и бурж. интеллигенции России в 1904-05. Создание его было подготовлено заграничным журналом росс. либералов "Освобождение"...
Советская историческая энциклопедия
- - Союз - тайное политическое сообщество в России...
- - тайное политическое сообщество в России...
Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
- - объединяет большинство организаций палестинского движения сопротивления, борющегося за обеспечение законных прав арабского народа Палестины. ООП создана в 1964...
Большая Советская энциклопедия
- - создана в 1964. Объединяет большинство организаций Палестинского движения сопротивления и общественных палестинских организаций. Высший орган ООП - Национальный совет Палестины...
Большой энциклопедический словарь
- - Где ты росла, где ты цвела? Каких холмов, какой долины Ты украшением была. М.Ю. Лермонтов. Ветка Палестины...
- - палести́ны мн. устар...
Толковый словарь Ефремовой
- - Организ"ация освобожд"ения Палест"...
- - палест"ины, -"ин, ед. ч. -"...
Русский орфографический словарь
- - ПАЛЕСТИНЫ palestines. Пирожки сладкие, . Зеленко 1902 476...
Исторический словарь галлицизмов русского языка
- - места глухие, отдаленные Ср. Отец Павла Афанасьевича, узнав также о прибытии Василия, отправился в Лучиновку с намерением поздравить любезного гостя с прибытием в родные палестины. Тургенев. Три портрета...
Толково-фразеологический словарь Михельсона
- - Въ нашихъ палестинахъ мѣста глухія, отдаленныя. Ср. Отецъ Павла Аѳанасьевича, узнавъ также о прибытіи Василія, отправился въ Лучиновку съ намѣреніемъ: поздравить любезнаго гостя съ прибытіемъ въ родныя палестины...
- - Скажи мнѣ, вѣтка Палестины, Гдѣ ты росла, гдѣ ты цвѣла? Какихъ холмовъ, какой долины Ты украшеніемъ была. М. Ю. Лермонтовъ, Вѣтка Палестины...
Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)
- - См....
Словарь синонимов
"ООП (ОРГАНИЗАЦИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ ПАЛЕСТИНЫ)" в книгах
Глава 165 ООП - Организация Освобождения Палестины. Резня В Мюнхене (1972)
Из книги Еврейский мир автора Телушкин ДжозефГлава 165 ООП - Организация Освобождения Палестины. Резня В Мюнхене (1972) Большинство с удивлением узнают о том, что Ясир Арафат не был основателем Организации освобождения Палестины. Это сделал Ахмад Шукейри, председатель-учредитель ООП. Когда его однажды спросили, что бы
I. «ПАЛЕСТИНЫ ПЕСНЬ»
Из книги Миры и столкновенья Осипа Мандельштама автора Амелин ГригорийI. «ПАЛЕСТИНЫ ПЕСНЬ» Только здесь, на земле, а не на небе… Осип Мандельштам Понять смысл текста мы можем лишь уяснив его внутреннюю структуру, не редуцируемую к внетекстовой реальности (биографической, социальной, претекстовой и т. д.). Но один из парадоксов текста
IV. Организация шпионства в военное время. - Общие основания. - Отправление шпиона (лазутчика) на работу и возвращение его. - Организация шпионства в кампании 1870–1871 гг. - Организация шпионства японцами в войну 1904~1905 гг. - Проект систематичной организации. - Денежные расходы. - Переход шпионс
Из книги Тайные разведки (военное шпионство) автора Клембовский В НIV. Организация шпионства в военное время. - Общие основания. - Отправление шпиона (лазутчика) на работу и возвращение его. - Организация шпионства в кампании 1870–1871 гг. - Организация шпионства японцами в войну 1904~1905 гг. - Проект систематичной организации. - Денежные
165. ООП – Организация освобождения Палестины. Резня в Мюнхене (1972)
Из книги Еврейский мир [Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии (litres)] автора Телушкин Джозеф165. ООП – Организация освобождения Палестины. Резня в Мюнхене (1972) Большинство с удивлением узнают о том, что Ясир Арафат не был основателем Организации освобождения Палестины. Это сделал Ахмад Шукейри, председатель-учредитель ООП. Когда его однажды спросили, что было бы
БЕРЕГА ПАЛЕСТИНЫ
Из книги Конец Великолепного века, или Загадки последних невольниц Востока автора де Нерваль Жерар7 ЗАВОЕВАНИЕ ПАЛЕСТИНЫ
Из книги Крестовые походы. Миф и реальность священной войны автора Виймар Пьер7 ЗАВОЕВАНИЕ ПАЛЕСТИНЫ По пути они овладели многими городами на побережье, но оставили самые большие крепости, которые требовалось долго осаждать, и поспешили к Иерусалиму. Окружив его стены, на которые они многократно бросались приступом, они овладели городом через
Камни Палестины
Из книги Великий Александр Македонский. Бремя власти автора Елисеев Михаил БорисовичКамни Палестины При рассказе о посещении Великим Завоевателем Иерусалима сразу же возникает вопрос – когда он в него пришел? Дело в том, что основной источник по этому вопросу, Иосиф Флавий, указал, что: «Александр же, взяв Газу, поспешил по направлению к Иерусалиму».
Проклятие Палестины
Из книги Крестовые походы. Войны Средневековья за Святую землю автора Эсбридж ТомасПроклятие Палестины В суматохе начала 1240-х годов возвысился один Айюбид - аль-Салих Айюб, старший сын аль-Камиля. К 1244 году аль-Салих укрепил свои позиции в Египте, но, сделав это, уступил Дамаск своему дяде Исмаилу. Имея целью восстановить свою власть в Сирии, аль-Салих,
Мильке и организация Освобождения Палестины
Из книги Секреты Штази. История знаменитой спецслужбы ГДР автора Келлер ДжонМильке и организация Освобождения Палестины Желание Мильке укрепить связи своего министерства с арабскими террористами значительно усилилось, когда он 12 августа 1979 года принял главу разведки ООП Абу Ийяба (это был военный псевдоним Салаха Халафа). На встрече также
Организация освобождения Палестины
Из книги Большая Советская Энциклопедия (ОР) автора БСЭ Из книги автораПриложение 1. Палестинские террористические организации, в разное время входившие в состав Организации Освобождения Палестины или находившиеся в оппозиции:
Из книги автораПриложение 1. Палестинские террористические организации, в разное время входившие в состав Организации Освобождения Палестины или находившиеся в оппозиции: 1. ФАТАХ (Народно Освободительное Движение Палестины). FATAH (Palestine National Liberation Movement). Самая крупная террористическая
Откуда взялась Организация освобождения Палестины и каковы ее цели?
автора Нетаниягу БеньяминОткуда взялась Организация освобождения Палестины и каковы ее цели? Ложный редукционизм (“обманная логика”) является главным средством развернутой арабами кампании против Израиля. Суть его в том, что сложный процесс искусственно упрощается, сводится к какой-либо
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. ХАРТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОСВОБОЖДЕНИЯ ПАЛЕСТИНЫ.
Из книги Место под солнцем автора Нетаниягу БеньяминПРИЛОЖЕНИЕ 5. ХАРТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОСВОБОЖДЕНИЯ ПАЛЕСТИНЫ. (принято в 1964 году, пересмотрено в 1968)Данный Устав будет называться "Палестинским Национальным Уставом (Аl-Мihaq Al-Watani Al-Filastini)Статья 1Палестина является родиной арабского народа Палестины, неотъемлемой частью великой
ГУЛАГ ПАЛЕСТИНЫ
Из книги 2008_4 (553) автора Газета ДуэльГУЛАГ ПАЛЕСТИНЫ ОТРЫВКИ ИЗ КНИГИЧто такое «Гулаг Палестины»?C тех пор, как первая редакция была завершена, труд этот подвергался такому остракизму, как, пожалуй, ни один другой труд на русском языке.«ГУЛАГ Палестины» - это собрание тысяч (!) подлинных материалов, которые
организация освобождения палестины
(Munazzamat At–Tahrir Filastiniyah) – ООП. Создана в 1964 на совещании арабских лидеров, чтобы представлять интересы 2–х млн. палестинских арабов, изгнанных со своих земель. При создании ООП возглавил Ахмад Шукейри, руководство осуществляется Национальным советом Палестины. Первоначально ООП строилась по географическому принципу, с 1968 в организации представлены различные партизанские движения. ООП ставила целью ликвидацию Государства Израиль, изгнание из Палестины большинства еврейских переселенцев и создание «демократического и светского государства». Средство достижения целей – вооруженная борьба с Израилем, осуществляющаяся рейдами партизан. Главные группы: Движение национального освобождения Палестины, Народный фронт освобождения Палестины, аль–Сайка (Авангард народно–освободительной войны), Фронт народной борьбы, Демократический фронт освобождения Палестины. Под руководством ООП действовали террористические группы «Черный сентябрь» и НФОП–ГК. Фракции ООП отличались идеологически и тактикой, некоторые открыто признавали тактику терроризма. Умеренные фракции ООП высказывались за переговоры с еврейскими поселенцами и включение их поселений в состав Палестинского государства; радикалы высказывались за насильственное уничтожение Израиля и создание светского государства с равными правами для всех верующих. Деятельность ООП финансировалась союзными арабскими режимами и частными пожертвованиями палестинцев. В 1969 организацию возглавил лидер ФАТХ (крупнейшая фракция ООП) Ясир Арафат. Главные базы партизанских формирований ООП, откуда проводились вооруженные операции против Израиля, находились в Иордании, В 1970–71 король Иордании Хусейн провел армейскую операцию против ООП; после чего организация перенесла штаб–квартиру и боевые отряды в Ливан. НФОП и другие группировки сотрудничали с европейскими ультралевыми и ультраправыми (найдя общий язык на основе антисемитизма) террористическими группировками, главным образом Италии, Австрии, Германии, стремясь создать террористическую сеть, охватывающую Европу и Средиземноморье. В 1972 террористы группы «Черный сентябрь», филиала ФАТХ, созданного для совершения акций международного терроризма, убили 9 израильских спортсменов на Олимпиаде в Мюнхене. В 1974 ООП приняла решение перейти от исключительно террористических методов действия к стратегии, включающей политические мероприятия, что стало причиной раскола в рядах Палестинского движения сопротивления и образования «Фронта отказа». В 1974 ООП признана арабскими странами и ООН в качестве единственного законного представителя палестинского народа, Арафат выступил на Генеральной Ассамблее ООН. Продолжающиеся атаки ООП с территорий Ливана, оккупированных Сирией, заставили Израиль осуществить вторжение в Ливан в 1982. Бейрут, где находилась штаб–квартира ООП, был окружен, большинство палестинцев выехали в дружественные арабские страны. Арафат обосновался в Тунисе, откуда осуществлял руководство организацией и борьбу с просирийски настроенными членами ООП. Израильскими бомбардировщиками 1.10.1985 была атакована и разрушена штаб–квартира ООП в Тунисе. В дек. 1987 по призыву Арафата начинается Интифада в секторе Газы – невооруженное восстание арабов. Интифада приняла формы бойкота товаров Израиля, атаки израильских поселенцев, демонстрации и т. п. На совещании Национального совета Палестины, проходившего в Алжире в 1988, были признаны резолюции ООН 242 и 338, призывавшие Израиль очистить занятые территории. Вскоре Арафат объявил о признании права Израиля на существование и отказался от ведения террористической деятельности, что позволило начать мирный процесс. 15.11.1988 ООП провозгласила создание Государства Палестина, 2.4.1989 Национальный совет Палестины избрал Арафата его президентом. В 1993 Арафат и руководители Израиля ведут переговоры, которые закончились признанием Израилем ООП и договором на дальнейшее развитие сотрудничества, что позволило в 1996–97 осуществить реальные действия по созданию Временной палестинской автономии.Аливаиви А.М.
Аливаиви Асаад Мохаммед / Aliwaiwi Asaad Mohammad – доктор исторических наук, доцент, Открытый университет Аль-Кудс, г. Иерусалим, Палестина
Аннотация:
в 2014 году исполнилось 50 лет со дня создания одной из самых масштабных организаций ближневосточного региона, которая не воспринималась израильскими спецслужбами на первом этапе ее существования как угроза своему государству и вплоть до 1988 г. «неофициально» считалась террористической. Речь идет об Организации освобождения Палестины (ООП), признанной Израилем в качестве партнера по переговорам лишь с 1993 г. Сегодня ООП способна трансформироваться в механизм организации национального государства Палестина.
Abstract:
2014 marked 50 years as from the date of the founding of one of the large-scale organizations in the Middle East region. From the start it wasn’t considered by Israeli secret services to be the threat to their State but up to 1988 it was “unofficially” regarded as terror organization. This refers to the Palestine Liberation Organization (PLO), recognized by Israel as negotiating partner only in 1993. Today PLO is able to transform into the formatting mechanism of the national Palestinian State.
Ключевые слова:
палестинская национальная автономия (ПНА), Организация освобождения Палестины (ООП), Движение за национальное освобождение Палестины (ФАТХ), Палестинский национальный совет (ПНС), ХАМАС, ООН.
Key Words:
palestine National Autonomy (PNA), Palestine Liberation Organization (PLO), Palestine National Liberation Movement (FATAH), Palestine National Council (PNC), HAMAS, UN.
История Палестинского национального движения берет начало в противостоянии арабских стран британскому колониализму и сионизму. После поражения в Первой арабо-израильской войне 1948 г. решение палестинской проблемы стало задачей арабских режимов. С этого времени палестинцы нуждались в руководящей силе, способной провести их сквозь перипетии межарабских противоречий. В данной статье рассматривается идеологическая трансформация политической линии ООП от концепции строительства будущего государства посредством полного освобождения всех палестинских территорий к государству с территорией, ограниченной Западным берегом реки Иордан и Сектором Газы, а также необходимые шаги, направленные на реформирование организации в процессе создания независимого Палестинского государства.
Методология исследования основана на структурно-функциональном анализе, нацеленном на рассмотрение способов сохранения и регулирования палестинской политической системы, а также на количественной оценке тех изменений, к которым эта система может приспособиться и в дальнейшем трансформироваться в политическую систему независимого государства. В процессе исследования рассматриваются функциональные зависимости элементов политической системы: взаимодействие властных институтов, удовлетворение ими ожиданий политических субъектов; определение степени адаптации системы к нестабильной социально-политической среде.
Отношение арабских стран и мирового сообщества к ООП, созданной в 1964 г. на I съезде Палестинского Национального Совета (ПНС), было противоречивым. По замыслу президента Египта Г.А. Насера роль создаваемой ООП должна была заключаться в борьбе с режимом Иордании и в противовесе популярному в палестинской среде (одновременно антинассеристскому) Движению за национальное освобождение Палестины (ФАТХ) . К тому же в планах арабских режимов было установление контроля над множеством различных палестинских групп сопротивления с помощью ООП. Не в последнюю очередь создание этой организации было нацелено если и не на уничтожение Израиля, то на нанесение ему максимального вреда.
На практике подобные стремления нашли отражение в Палестинской национальной хартии от 1964 г. и в ее последующей редакции от 1968 г. Так, в основополагающем документе ООП были зафиксированы следующие положения: декларация Бальфура (Ст. 18) и документ о британском мандате объявлялись недействительными, создание Израиля – нелегальным, так же как и резолюция ГА ООН от 1947 г. о разделе Палестины (Ст. 19). Освобождение Палестины должно быть осуществлено посредством вооруженной борьбы (Ст.8,9). Сионизм объявлялся фашистским и расистским движением, а освобождение Палестины должно было привести к уничтожению сионистского и империалистического присутствия на палестинской земле (Ст. 22) .
В 1964 г., во время работы I учредительного съезда Палестинского национального совета (ПНС) были сформированы основные институты власти ООП.
Палестинский национальный совет – верховный законодательный представительный орган всего палестинского народа, призванный контролировать деятельность исполнительной власти, определять основные направления политики ООП в административной, военной, экономической областях .
С 1969 г. ПНС избирал из своих рядов Исполнительный комитет ООП (Исполком), неизменным председателем которого с 1969 г. был Я. Арафат. Исполком являлся реальным руководящим органом ООП, который представлял организацию на международной арене, отвечал за принятие бюджета, а также контролировал деятельность различных департаментов ООП . В последующем в число основных функций Исполкома входила реализация политических решений, принятых ПНС и Центральным комитетом ООП (ЦК) – промежуточным органом между ПНС и Исполкомом ООП, представлявшим собой консультативный орган, 16 членов которого назначались ПНС по рекомендации Исполкома .
Фактически, Исполком выполнял функции правительства, и неофициально считался таковым, в то время как отряды ООП выступали в качестве политических партий. Ведение вооруженной борьбы придавало легитимность не только отдельным отрядам ООП, позволяя им участвовать в работе Исполкома (независимо от своей численности), но и всей организации. Те же отряды, которые не вели вооруженной борьбы, в Исполкоме не были представлены, даже если их численность была достаточно велика, как, например, Коммунистическая партия. Лишь после эвакуации ООП из Ливана в 1982 г. применение вооруженных методов борьбы перестало быть необходимым условием представительства в Исполкоме. Поэтому, начиная с 18-й сессии ПНС, коммунисты участвуют в работе Исполкома. Только на 19-й сессии ПНС 15 ноября 1988 г., когда была принята Декларация Независимости Палестины, Исполком официально был наделен полномочиями правительства вплоть до формирования правительства в изгнании, в котором выделялись только две должности – Председатель Государства Палестина (Ясир Арафат) и министр иностранных дел (Фарук Каддуми).
ООП представляла интересы двух миллионов палестинских арабов диаспоры. Под этой организацией понимался весь палестинский народ и государственное образование с президентским правлением и со столицей в Иерусалиме (здесь же была расположена постоянная штаб-квартира Исполкома). ООП создала для отдаленных друг от друга палестинских общин необходимые интегрирующие институты, организовывая палестинские коммуны в структурированное политическое сообщество. Институты ООП обеспечивали жизненно необходимые связи не только между различными палестинскими коммунами диаспоры, но также между диаспорой, с одной стороны, и палестинцами на территории Израиля, Иордании и Египта, с другой . Организацией поддерживалась и развивалась палестинская национальная идентичность.
Тем не менее, ООП не отличалась сплоченностью и единством мнений, поскольку действующие фракции организации разнились в идеологическом и тактическом плане. Таким образом, параллельно с институциональным оформлением самой ООП, являвшейся с 1964 г. управляющим органом как военизированных, так и гражданских групп, на палестинской арене шел параллельный процесс создания общественно-политических и партизанских организаций, которые изначально не поддерживали поставленные перед ООП задачи.
Умеренные фракции ООП высказывались за переговоры с еврейскими поселенцами и включение их поселений в состав Палестины; радикалы признавали тактику терроризма, выступали за насильственное уничтожение Израиля и создание светского государства с равными правами для всех верующих .
Вообще, одной из главных причин начала активной организационной деятельности самих палестинцев, как и в случае создания ООП, можно считать закат идей панарабизма в результате разгрома арабских армий израильскими войсками в июне 1967 г. и занятия Израилем территорий Западного берега реки Иордан и Сектора Газы. Теперь к цели «освобождения палестинских земель» добавилась промежуточная цель – ликвидация последствий 1967 г. – которая могла быть достигнута путем возвращения потерянных земель в новой войне или с помощью мирных переговоров с Израилем.
Поражение в Шестидневной войне привело к некоторой радикализации и политической трансформации палестинской идентичности, что сказалось на смещении акцента в идеологии ООП с «общеарабского» на палестинский фактор. Так, если в Национальной Хартии Палестины от 1964 г. подчеркивался арабский характер Палестинской проблемы, то в новой редакции Хартии от 1968 г. – палестинский. В стратегии и политике ООП произошли изменения. Так, до 1969 г. в ООП допускалось решение палестинской проблемы путем самоопределения палестинцев и возможного присутствия еврейской общности на арабской земле. После – целью ООП стало создание на всей территории Палестины демократического, прогрессивного, светского государства, в котором евреи и арабы являлись бы его гражданами. По этой причине идеология военной борьбы партизанского толка, пропагандируемая лидерами ФАТХ, привела к тому, что на V сессии ПНС, проходившей в Каире в феврале 1969 г., произошло официальное занятие ключевых позиций в институтах ООП представителями ФАТХ. Исполком ООП с 1969 г. вплоть до своей смерти возглавлял Ясир Арафат.
Под эгидой ООП помимо ее крупнейшей фракции – ФАТХ, объединились многие военно-политические организации палестинских арабов (в том числе и террористические группы): Народный фронт освобождения Палестины (НФОП), НФОП – Главное командование, Демократический фронт освобождения Палестины (ДФОП), «Аль – Саика» (авангард «Народно-освободительной Войны»), «Арабский фронт освобождения» (АФО), «Палестинский Народный Фронт Борьбы», «Действующая организация за освобождение Палестины» (ДООП). Многочисленным палестинским организациям для борьбы с популярностью ФАТХ необходимо было иметь убедительную идеологию и большое количество представителей.
Таким образом, ООП являлась коалицией из восьми партизанских отрядов, придерживавшихся противоположных идеологических и политических взглядов – от правых до крайне левых, от исламских до марксистско-ленинских. Некоторые из палестинских групп находились под патронажем зачастую противоборствующих между собой арабских режимов. В этих условиях три главных фактора обеспечивали единство ООП: стремление к созданию Палестинского государства, харизма лидера Ясира Арафата и относительно демократический характер властных институтов ООП .
Международная обстановка на протяжении всей истории ООП приводила к столкновению организации с серией вызовов, влиявших на внутрипалестинские политические процессы.
Изгнание из Иордании, а также неудачная попытка бойкотирования выборов, проходивших в 1972 г. на Западном берегу реки Иордан, привели ООП к политическому кризису. К тому же, после войны Ссудного дня 1973 г. для ООП существовала угроза заключения арабскими государствами мирных договоров с Израилем и возвращения занятых Израилем в войне 1967 г. Западного берега к Иордании. В связи с этим руководство ООП приняло на вооружение предложение лидера ДФОП Н. Хаватме о взятии под контроль организации любой освобожденной территории бывшей подмандатной Палестины. Таким образом, в случае вывода израильских войск из Западного берега реки Иордан и Сектора Газы, эти районы автоматически переходили бы под контроль ООП, а не Иордании и Египта. Это позволило бы избежать невозможного для ООП мирного договора с Израилем, а также являлось претензией на любую освободившуюся территорию .
В июне 1974 г., приказав организациям ООП воздерживаться от вооруженных действий за пределами Израиля и палестинских территорий, Арафат принимает программу, в которой впервые заявляет о возможности политического пути решения палестинской проблемы. В Каире XII съезд ПНС принял предложенный ФАТХ «Ступенчатый план» («План десяти пунктов»), приведший к расколу в рядах ООП и во всем национально-освободительном движении. Основные пункты Плана сводились к тому, что ООП выступает против связывания палестинского вопроса только с «проблемой беженцев», а создание независимого палестинского национального правительства на Западном берегу и в Секторе Газы является программой-минимум. Программа-максимум заключалась в создании Палестинского демократического государства на всей территории Палестины, включая восточные территории Иордании, а любой диалог арабских стран с Израилем рассматривался не более как политическая стратегия по окончательному уничтожению Израиля .
В соответствии с целями программы-максимум во время встречи в Рабате в октябре 1974 г. лидеров двадцати арабских государств, произошло признание ООП «единственным законным представителем народа Палестины», за которым последовало и международное признание организации (Лига Арабских Государств, Движение неприсоединения, Организация Исламская Конференция, Организация Африканского Единства) .
Вообще, ООП создала элементы завершенного по своей конструкции государства. В рамках ООП сформировался привилегированный политический класс и стабильная бюрократическая элита. ООП обладала такими атрибутами государства, как контроль над территорией. Национальная Хартия ООП имела все формальные признаки конституции независимого государства.
После 1982 г. ООП перебазировалась в Тунис, в организации произошел раскол и ухудшились отношения с сирийским руководством. С этого времени началось сближение ООП с Иорданией. На XVII сессии ПНС в Аммане в 1984 г. король Хусейн предложил палестинцам совместный подход к Ближневосточному урегулированию, зафиксированный в Амманском соглашении 1985 г. и подразумевавший самоопределение палестинцев в рамках конфедерации Иордании и создаваемого палестинского государства.
В то же время, в Дамаске в 1985 г. параллельно с официальным Исполнительным комитетом ООП создается Палестинский фронт национального спасения, в состав которого вошли такие организации как НФОП (Ж. Хабаша) и «Аль-Саика». Безрезультативность Амманских соглашений в виду непризнания их Израилем и США и ухудшение палестино-иорданских отношений застопорило Ближневосточное урегулирование.
К 1987 г. удалось преодолеть разногласия между палестинскими организациями в рамках ООП. Арафат вновь был избран председателем Исполкома ООП. Вызовом для ООП явился спад накала освободительной войны на оккупированных территориях. Отказ от насилия и признание плана ООН о разделе исторической Палестины, что шло вразрез с изначальными стратегическими целями организации, явились институциональным ответом на данный вызов .
Летом 1988 г. Иордания признала стремление ООП к созданию государства Палестина, отказалась от пятилетнего плана развития Западного берега реки Иордан распустила парламент, в котором половина мест предназначалась для представителей оккупированных палестинских территорий. Таким образом, король Иордании больше не претендовал на Западный берег реки Иордан .
Событие исторического значения произошло в Алжире в 1988 г. на XIX внеочередном съезде ПНС: было объявлено о признании Государства Израиль, хотя и без определения четких границ. Генеральная Ассамблея ООН признала одностороннее провозглашение Государства Палестина. С этого момента обозначение Палестина стало использоваться в ООН вместо ООП, хотя желанный статус «государства-наблюдателя не члена ООН» был присвоен лишь в 2012 г. . У ООП было 97 дипломатических представительств, причем два – в государствах – постоянных членах СБ ООН – в Китае и России. Более 130 государств объявили о своем признании Палестинского государства, провозглашенного ПНС 15 ноября 1988 года .
«Декларация независимости» Палестины 1988 г. не только продемонстрировала политическую гибкость руководства ООП, но и свидетельствовала о возросшей религиозности палестинского общества. В отличие от предыдущих значимых политических документов, декларация начиналась с «бисмилляха» (исламской фразы, с которой начинается каждая сура Корана – «Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного»). Документ содержал также многочисленные ссылки на религиозные тексты. Так, Палестина определялась как «земля трех монотеистических религий», при этом полностью цитировалась сура Корана.
Провозглашение государства в границах 1967 г. (что составляло 78% от отстаиваемых палестинских территорий) явилось следствием радикального изменения в политической линии палестинского руководства и готовности сесть за стол переговоров с Израилем, о чем и было объявлено в 1991 г. в Алжире.Внутри палестинского политического истеблишмента не было единства мнения относительно подобных принципиальных вопросов. К примеру, Эдвард Вади Саид, один из самых известных членов ПНС – вышел из состава Совета из-за несогласия с позицией Ясира Арафата, поддержавшего Саддама Хусейна во время первой Войны в Заливе. Впоследствии, он был против подписания соглашения в Осло, которое делало, по его мнению, невозможным возвращение палестинских беженцев на территории, занятые Израилем в 1967 г. .
Успехи на международной арене сочетались с негативными для ООП событиями. Так, за высылкой из Иордании последовало изгнание из Бейрута и бегство в Тунис. В последующий период ООП пострадала от распада СССР и всего социалистического блока. На региональном уровне упадок Арабской лиги означал для организации, помимо всего прочего, потерю арабской коллективной поддержки интифады, самой организации и мирных инициатив. Война в Персидском заливе повлекла за собой враждебное к ООП отношение некоторых арабских стран в связи с проиракской позицией ее руководства. Из Кувейта была выслана большая часть палестинской общины, что означало потерю существенной финансовой и политической поддержки ООП и палестинцев на оккупированных территориях. В 1990-1991 гг. ООП практически находилась в осадном положении. В этой ситуации, оккупированные палестинские территории (ОПТ) стали основным источником общественной поддержки для институтов ООП. ОПТ сыграли важную роль в легитимизации движения сопротивления.
Интифада (1987 – 1993 гг.), начавшаяся на оккупированных территориях в то время, когда поддержка арабских стран была на самом низком уровне, существенным образом повлияла на поддержание статуса ООП как единственного представителя палестинского народа . Еще одним следствием интифады явилось сочетание воинственной риторики с политическим реализмом, что привело к началу переговоров о мире с Израилем в 1991 г. и изменению стратегии ООП. Новый институциональный этап в истории ООП обусловливался сложным сочетанием факторов .
Проблема организации заключалась в том что, принятие ею новой стратегии не повлекло за собой необходимых структурных реформ. Организация не проявляла должной гибкости в быстро меняющемся международном и региональном политическом окружении. На повестку дня встала проблема бюрократизации, организационного развития, структуры и роли национальных институтов, таких как ПНС, Центральный комитет и др. Особенно остро стояли вопросы взаимоотношения между руководством ООП в изгнании и лидерами организации на ОПТ, рассматривавшихся не как основная арена действия, а как источник поддержки. Несмотря на созревшую необходимость демократизации отношений между двумя частями ООП, центр принятия решений и его механизмы остались без изменений. Это явилось основным фактором, приведшим организацию к кризису.
Дело в том, что резко отличные условия существования палестинцев диаспоры и проживающих на оккупированных территориях привели к различиям в их развитии. Ведь палестинцы диаспоры не проживают в единой общественно-экономической формации, а социально и экономически интегрированы в страны их проживания (в наибольшей степени в Иордании). Лишь в лагерях беженцев наблюдаются какие-то черты сообщества. К тому же палестинские сообщества диаспоры неизбежно рассматриваются местными властями как дестабилизирующий фактор, поэтому они юридически и политически ограничены в своих действиях. Политические организации ООП инициировали такие институты «гражданского общества» как молодежные и женские ассоциации, клиники, милицию, общественные комитеты, фабрики и ремесленные мастерские, что способствовало росту общинной идентификации палестинцев именно в тех странах, где ООП имела какое-то влияние и дружественные отношения с местным правительством.
Палестинцы на ОПТ напротив, никогда не прекращали своего бытия в виде подлинного общества, укорененного в земле, со своей экономикой, сельским хозяйством, промышленностью и сферой услуг, гражданскими институтами, со своими ценностями, социальной структурой. Сама их жизнь способствовала формированию массовых организаций и развитию общественного участия в процессе принятия решений, таких как народные комитеты во время интифады.
В то время как на «оккупированных территориях» условия способствовали формированию одних институтов, в диаспоре ООП постепенно бюрократизировалась в связи с необходимостью выполнения полугосударственных функций. К тому же этому способствовали успехи на дипломатическом поприще с организацией многочисленных диппредставительств по всему миру, а также обучение за счет государств социалистического блока палестинских кадров, впитавших в различной степени высоко бюрократизированную структуру общества этих стран.
Бюрократизация не была ограничена руководящим аппаратом, этот процесс затронул массовые организации и профсоюзы диаспоры, где их роль стремительно размывалась. Действительно, полугосударственные функции ООП дублировались различными политическими организациями. Вместе с ростом бюрократического аппарата началось отчуждение социальной базы организаций от их руководства, в том числе и по причине ориентации последнего более на политические вопросы, нежели на социально-экономические нужды населения.
Другой причиной, негативно повлиявшей на процесс подлинного представительства палестинского общества в массовых организациях диаспоры, явилась «система квот». Членством в ПНС обладали палестинцы из различных сообществ, находящихся в ссылке. Несмотря на то, что конституция ООП предусматривала проведение выборов членов ПНС, на практике кандидаты проходили в «парламент в ссылке» по результатам договоренностей между руководством различных организаций сопротивления. В силу того, что позиции в главных общественных институтах заполнялись не посредством выборов, сложно было объективно определить степень поддержки, которой пользовалась та или иная партия и на этой основе применить систему пропорционального представительства. Более того, некоторые фракции, спонсируемые арабскими государствами, были непропорционально представлены в определенных институтах ООП и в руководящих органах массовых организаций скорее в силу конъюнктурной целесообразности, нежели с учетом палестинских национальных интересов.
«Система квот» действовала и на ОПТ, однако не в такой степени как в диаспоре. На «оккупированных территориях» только группы с определенным количеством сторонников могли быть представлены в различных национальных органах (или, например, в массовых организациях). Более того, каждая из политических групп, функционировавших на территории, создавала свои собственные массовые организации, профессиональные ассоциации и союзы. Одной из причин была невозможность этих групп работать открыто на территориях из-за репрессий со стороны израильских властей. Наконец, на ОПТ конкуренция в виде демократических выборов с целью контроля над общественными и профессиональными организациями национального масштаба делала эти группы заинтересованными в расширении общественной поддержки. Однако конкурентная борьба между политическими фракциями ООП привела к росту бюрократизации и к упразднению народных комитетов (во время интифады), которые отличались своей демократической структурой и были открыты для представителей всего общества.
Столь необходимая в период становления ООП «квотная система» со временем привела к тому, что рычаг принятия решений по вопросам национального масштаба перешел от представителей палестинских общин к представителям политических фракций, а именно к руководству доминирующей фракции. Соперничество между различными левыми группами использовалось лидерами ФАТХ в целях сохранения главенствующих позиций движения. «Квотная система» наряду с высоко централизованным управлением всех фракций ООП, привела к ослаблению позиций национальных органов и общественных ассоциаций. ФАТХ было не заинтересовано в отмене «системы квот», а остальные группировки так и не предоставили единой политической программы по демократизации политической системы посредством проведения выборов представителей ведущих институтов ООП.
С началом интифады и в связи с косностью структур ООП, их слабой адаптивной способностью к изменениям, вызванным интифадой, а также отсутствием баланса во взаимоотношениях между руководством организации и национальным движением на территориях, закономерным стал рост политического ислама на ОПТ.
Возросшее влияние ХАМАС обусловлено все тем же кризисом в палестинском национальном движении. ООП не демонстрировала способность к мобилизации населения внутри и за пределами ОПТ в силу усиливающейся изоляции бюрократических структур от проблем палестинских сообществ. Как следствие в обществе утвердилось отношение к политическим институтам ООП как к нечто формальному, с авторитарным процессом принятия решений, с принципами фаворитизма и коррупцией.
Возвышение политического ислама происходило на основе того, что под вопрос ставились фундаментальные основы палестинского национализма. Вместо фракционной концепции общества и в качестве альтернативы светскому национализму ООП предлагался ислам. Более того, политический ислам отвергал плюралистическую сущность будущего палестинского общества в пользу тоталитарного его характера, отвергающего «территориальный» национализм. Угроза для ООП, связанная с возвышением ХАМАС, могла быть нивелирована лишь путем реструктуризации ООП и модернизации палестинской политической системы.
Подобная необходимость становилась еще более насущной в связи с участием ООП в переговорах с Израилем в качестве представителя всего палестинского народа. «Соглашения Осло», в результате которых была создана Палестинская национальная автономия (ПНА), привели к тому, что ООП к середине 1990-х, по сути, растворилась в ПНА. Хотя формально деятельность ООП продолжается и по сей день.
Как бы там ни было, по мнению историка Г.Г. Косача, ООП свою задачу выполнила: «были демаркированы границы Западного берега реки Иордан и Сектора Газы – тех палестинских регионов, где возникла автономия». ООП позволила палестинскому обществу, оставшемуся в Палестине, стать «центральным звеном, определяющим деятельность... диаспоры» .
Историческая значимость ООП не могла не снизиться с момента превращения ПНА в центральный элемент палестинской политической системы. В рамках ПНА были сформированы политические институты, представлявшие интересы населения Западного берега реки Иордан и Сектора Газы, вследствие чего произошло разрушение предыдущего институционального единства и закрепление разделения палестинского сообщества. Сложилась ситуация, при которой около 40% палестинцев (с Западного берега реки Иордан и Сектора Газы) участвовали в демократических парламентских и президентских выборах, в то время как остальная часть населения не имела возможности избирать своих представителей и таким образом участвовать в политической жизни общества.
Основной проблемой ООП явился вопрос ее легитимности. ПНС утратил статус всепалестинского представительного института власти на фоне возвышения политического ислама, поставившего под вопрос фундаментальные основы палестинского национализма. В обществе усиливалось критическое отношение к политическим институтам ООП как к формальным, коррумпированным, практикующим принципы фаворитизма и авторитарные методы принятия решений. Институциональный кризис ООП усугубили следующие факторы: раскол между «внешней» и «внутренней» палестинскими политическими элитами; политическое и территориальное разделение между Западным берегом реки Иордан и Сектором Газы в 2007 г.; разрушение политического плюрализма в двух анклавах; различная степень авторитарности правящих движений в каждом из них; истечение сроков полномочий как президента ПНА, так и членов ПЗС. Не существовало легитимного и реально действующего регулятивного органа способного контролировать оба палестинских правительства.
Достигнутая договоренность между ХАМАС и ФАТХ о формировании правительства национального единства, так же как и введение «чрезвычайного положения», являются техническими решениями, которые не способствуют преодолению институционального кризиса. Сложная политическая ситуация, сложившаяся вследствие выборов 2006 г., требует фундаментальной трансформации политических институтов ПНА и ООП.
Отсутствие четкой иерархии власти вследствие постоянной отсрочки даты выборов, размывание граней между ООП и ПНА, институциональная коррупция – все это повышает степень уязвимости палестинцев на переговорах перед манипуляциями со стороны их израильских и западных коллег. С ослаблением роли Исполкома ООП, бездействием ПНС, а также отсутствием функционирующего ПЗС процесс принятия решений в переговорах с израильскими властями сконцентрировался на председателе Исполкома ООП (одновременно – президенте ПНА – М. Аббасе). На него же направлено все давление, особенно со стороны США и Израиля. К тому же палестинская проблема, объединявшая арабов в течение нескольких десятилетий, отодвигается на второй план в результате обострения внутриполитической ситуации во многих арабских странах. Палестинцы, при отсутствии прежней поддержки арабского мира, становятся все более уязвимыми перед давлением Израиля и вынуждены переориентироваться на новые политические силы в арабском мире.
«Внешние угрозы» обостряют необходимость реформирования палестинской политической системы. В процессе реорганизации ООП ее штаб-квартиру следовало бы перенести за пределы Палестины, например, в столицу Иордании, Амман. Деятельность институтов ПНА возможно было бы переориентировать на предоставление муниципальных функций (здравоохранение, образование, коммунальные услуги и проч.). Модернизированная палестинская политическая система сможет избежать стоящих перед ее институтами угроз. Очевидно, что восстановление ООП на действительно представительной основе, наряду с продуманной институциональной реформой является основным условием укрепления позиций палестинцев в требовании реализации «права на возвращение», а также сильных позиций палестинской стороны в переговорах с Израилем о строительстве независимого государства Палестина.
Для любой серьезной реформы ООП в качестве приоритетной задачи необходима трансформация ПНС в полноценный парламент или Национальную ассамблею с четкими законодательными функциями. Работа ПНС должна основываться на проведении регулярных сессий и функционировании постоянных комитетов, деятельность которых затрагивала бы различные аспекты жизни палестинского общества. Мандат законодательной власти должен исходить от различных палестинских сообществ (палестинцев, проживающих в Израиле, в диаспоре, а также на Западном берегу реки Иордан и в Секторе Газы), которые должны иметь возможность избрать своих представителей в ПНС пропорционально своей численности и влиянию. При этом необходимо учитывать, что проведение выборов в ПНС на Западном берегу реки Иордан проблематично из-за ареста израильскими властями кандидатов от ХАМАС; в Иордании – из-за угрозы лишения палестинцев иорданского гражданства; в Сирии – в силу гражданской войны. Однако все эти препятствия преодолимы в случае наличия политической воли. Как бы там ни было, Палестинскому национальному совету необходимо перейти от «системы квот» на демократический отбор, например, посредством дважды применимой при избрании депутатов ПЗС системы прямых выборов. В тех районах, в которых невозможно проведение выборов, следует установить иные демократические процедуры избрания членов ПНС. Палестинские делегаты от Сирии и Иордании могли бы быть «отобраны», а не избраны. Современные технические возможности позволяют организовать, к примеру, интернет-голосование в диаспоре. В целях проведения выборов можно было бы использовать данные агентства ООН по делам беженцев для составления списка потенциальных избирателей среди беженцев, проживающих в арабских странах. Целесообразнее было бы проведение своими силами переписи населения, а не использование израильских данных (в том числе касающихся топографии и проблемы водных ресурсов).
Независимо от результатов выборов в ПНС не менее важным является сам политический процесс. Если удастся возродить ПНС в качестве верховного легитимного политического органа палестинской политической системы, с участием в нем исламистов и организацией региональных представительств, это будет означать согласие всех палестинских политических групп с необходимостью формирования объединенной, легитимной, демократической политической системы Палестины. Каким бы образом не было организовано избрание ПНС, Исполкома ООП и его председателя, возвращение на политическую арену ООП как воплощения географической, религиозной и политической идентичности палестинского народа будет иметь далеко идущие последствия. ООП способна трансформироваться в механизм организации национального государства Палестина.
Литература
- Андреев В.В . Основные этапы эволюции политического лидерства в Палестинском национально-освободительном движении // Политическая элита Ближнего Востока. М., 2000.
- Брасс А . Палестинские истоки. М.: Олма-Пресс образование, 2004.
- Голосование в ООН по признанию Палестины может пройти 15 или 29 ноября: [Электронный ресурс]. 30.10.2012. Режим доступа: (Дата обращения: 03.09.2014).
- Косач Г.Г. Организация освобождения Палестины: путь к созданию национальной государственности // Ближний Восток и современность. Сб. ст. (вып. 11). М., 2001, с. 142-164.
- Ланда Р.Г . История арабских стран. М.: Вост. ун-т, 2005.
- . [Электронный ресурс]. 28.11.12. – Режим доступа: (Дата обращения 05.09.2014).
- Хантингтон С . Политический порядок в меняющихся обществах. М., 2004.
- Эпштейн А. Исламский форпост в Газе и ближневосточная политика // Космополис. 2007. №2 (18). Режим доступа: (Дата обращения 05.09.2014).
- Anthony B. Tirado Chase. Edward Said"s Anti-Oslo Writings // Middle East Quarterly. March 1997. Vol. IV. No. I. – Режим доступа: . (Дата обращения 06.09.2014).
- Eric Rouleau. The Future of the PLO // Foreign Affairs. Fall, 1983. – Режим доступа: . (Дата обращения 07.09.2014).Helen Chapin Metz, ed. Jordan : A Country Study. Washington: GPO for the Library of Congress. – 1989. Режим доступа: (Дата обращения 07.09.2014).
- Jamil Hilal. Palestinian answers in the Arab Spring. Режим доступа: (Дата обращения 05.09.2014).
- Jamil Hilal. PLO Institutions: The Challenge Ahead // Journal of Palestine Studies, Vol. 23, No. 1 (Autumn, 1993).
- Jean Shaoul. The political failure of the PLO and the origins of HAMAS. [Электронный ресурс]. World Socialist Website. Режим доступа: (Дата обращения 09.09.2014).
- Kurz, Anat . Fatah and the politics of violence: Institutionalization of a popular struggle. Sussex Academic Press. 2005.
- October 1974 Rabat Arab Summit Conference. Palestine facts. – Режим доступа: (Дата обращения 08.09.2014).
- Palestine National Charter of 1964. Режим доступа. . (Дата обращения 11.09.2014).
- Palestine National Council. Режим доступа: (Дата обращения 10.09.2014).
- Palestinian Organizations and Parties. Режим доступа: . (Дата обращения 11.09.2014).
- State of Palestine. Permanent Observer Mission to the United Nations. Режим доступа: (Дата обращения 12.09.2014).
- 10 Point Program of the PLO (1974). – Режим доступа. (Дата обращения 11.09.2014).
ООП - создана в 1 964 г. Объединяет большинство организаций Палестинского движения сопротивления и общественных палестинских организаций. Высший орган - Национальный совет Палестины.
Отличное определение
Организация освобождения Палестины
(Munazzamat At–Tahrir Filastiniyah) – ООП. Создана в 1964 на совещании арабских лидеров, чтобы представлять интересы 2–х млн. палестинских арабов, изгнанных со своих земель. При создании ООП возглавил Ахмад Шукейри, руководство осуществляется Национальным советом Палестины. Первоначально ООП строилась по географическому принципу, с 1968 в организации представлены различные партизанские движения. ООП ставила целью ликвидацию Государства Израиль, изгнание из Палестины большинства еврейских переселенцев и создание «демократического и светского государства». Средство достижения целей – вооруженная борьба с Израилем, осуществляющаяся рейдами партизан. Главные группы: Движение национального освобождения Палестины, Народный фронт освобождения Палестины, аль–Сайка (Авангард народно–освободительной войны), Фронт народной борьбы, Демократический фронт освобождения Палестины. Под руководством ООП действовали террористические группы «Черный сентябрь» и НФОП–ГК. Фракции ООП отличались идеологически и тактикой, некоторые открыто признавали тактику терроризма. Умеренные фракции ООП высказывались за переговоры с еврейскими поселенцами и включение их поселений в состав Палестинского государства; радикалы высказывались за насильственное уничтожение Израиля и создание светского государства с равными правами для всех верующих. Деятельность ООП финансировалась союзными арабскими режимами и частными пожертвованиями палестинцев. В 1969 организацию возглавил лидер ФАТХ (крупнейшая фракция ООП) Ясир Арафат. Главные базы партизанских формирований ООП, откуда проводились вооруженные операции против Израиля, находились в Иордании, В 1970–71 король Иордании Хусейн провел армейскую операцию против ООП; после чего организация перенесла штаб–квартиру и боевые отряды в Ливан. НФОП и другие группировки сотрудничали с европейскими ультралевыми и ультраправыми (найдя общий язык на основе антисемитизма) террористическими группировками, главным образом Италии, Австрии, Германии, стремясь создать террористическую сеть, охватывающую Европу и Средиземноморье. В 1972 террористы группы «Черный сентябрь», филиала ФАТХ, созданного для совершения акций международного терроризма, убили 9 израильских спортсменов на Олимпиаде в Мюнхене. В 1974 ООП приняла решение перейти от исключительно террористических методов действия к стратегии, включающей политические мероприятия, что стало причиной раскола в рядах Палестинского движения сопротивления и образования «Фронта отказа». В 1974 ООП признана арабскими странами и ООН в качестве единственного законного представителя палестинского народа, Арафат выступил на Генеральной Ассамблее ООН. Продолжающиеся атаки ООП с территорий Ливана, оккупированных Сирией, заставили Израиль осуществить вторжение в Ливан в 1982. Бейрут, где находилась штаб–квартира ООП, был окружен, большинство палестинцев выехали в дружественные арабские страны. Арафат обосновался в Тунисе, откуда осуществлял руководство организацией и борьбу с просирийски настроенными членами ООП. Израильскими бомбардировщиками 1.10.1985 была атакована и разрушена штаб–квартира ООП в Тунисе. В дек. 1987 по призыву Арафата начинается Интифада в секторе Газы – невооруженное восстание арабов. Интифада приняла формы бойкота товаров Израиля, атаки израильских поселенцев, демонстрации и т. п. На совещании Национального совета Палестины, проходившего в Алжире в 1988, были признаны резолюции ООН 242 и 338, призывавшие Израиль очистить занятые территории. Вскоре Арафат объявил о признании права Израиля на существование и отказался от ведения террористической деятельности, что позволило начать мирный процесс. 15.11.1988 ООП провозгласила создание Государства Палестина, 2.4.1989 Национальный совет Палестины избрал Арафата его президентом. В 1993 Арафат и руководители Израиля ведут переговоры, которые закончились признанием Израилем ООП и договором на дальнейшее развитие сотрудничества, что позволило в 1996–97 осуществить реальные действия по созданию Временной палестинской автономии.