Отечественное оружие и военная техника. Универсальные балочные держатели под
6 декабря 1996 на авиасалоне «Аэро-Индия» в городе Бангалор состоялась презентация первого советского командно-ударного вертолета ОКБ Н.И.Камова Ка-52, получившего название «Аллигатор». В конце нынешнего десятилетия он станет одним из главных ударных средств армейской авиации.
Маневр в условиях низкого бюджета
Перестройка, а затем и буйный период первоначального накопления капитала спутали ОКБ Камова все карты. В 1984 году здесь начали реализовывать проект «В-60», который предполагал создание командного вертолета, предназначенного для ведения разведки на поле боя, выдачи целеуказания и обеспечения групповых действий боевых ударных вертолетов типа Ми-26 и Ка-50. Однако финансирование резко иссякло, и стало понятно, что разработку принципиально новой машины ОКБ не потянет.
Был принят компромиссный вариант, который, как показали результаты его реализации, оказался даже лучше первоначально запланированного. Было решено глубоко модернизировать ударный Ка-50 «Черная акула», дополнив его функцией командного вертолета. С этой целью на машине был установлен специализированный оптико-электронный и радиолокационный комплекс. А это в свою очередь «подтянуло» и боевые возможности Ка-52 как ударного вертолета, предоставив ему возможность вести боевые действия в любых погодных условиях и в любое время суток.
Также было добавлено второе место для оператора-штурмана. При этом компоновка кабины, избранная генеральным конструктором Сергеем Викторовичем Михеевым, оказалась уникальной, нигде более не встречающейся. Два члена экипажа были размещены рядом, «бок о бок», а не один за другим с возвышением второго кресла над первым. Таким образом, сразу убивались три зайца. Во-первых, повышалась слаженность работы экипажа. Во-вторых, не потребовалось устанавливать вторую приборную панель. В-третьих, повышалась выживаемость машины. При боковом попадание снаряда в кабину, осколки принимал на себя один из членов экипажа, заслоняя собой второго. Это, конечно, может показаться жестоким, однако у войны своя логика и своя нравственность.
И на суше, и на море
Первый опытный образец, построенный в разгар «лихих девяностых» был на 85% сделан из узлов Ка-50. И в декабре 1996 года, когда машина еще ни разу не поднималась в воздух, вертолет представили на индийском авиасалоне. Поскольку «Аллигатор» был продолжением линии «Черной акулы», о достоинствах которой все были прекрасно осведомлены, то он был воспринят специалистами как очередной прорыв российских вертолетостроителей.
На снимке: боевой вертолет Ка-50, прозванный среди профессиональных военных «Черной акулой» /Фото: Роман Денисов /ТАСС
Однако когда летом следующего года дело дошло до полетов первого опытного образца, выяснилось, что по летным характеристикам он несколько проигрывает Ка-50. И это было предсказуемо, поскольку был увеличен вес машины, а также расширена кабина в связи с установкой второго кресла. Но с этим недостатком вскоре справились, установив более сильный двигатель ВК-2500 ОКБ Климова со взлетной мощностью, равной 2500 л.с. и 2700 л.с. – с чрезвычайной.
Вполне понятно, что громадное значение для командного вертолета имеет навигационное, радиолокационное и связное оборудование. И конструкторы, чтобы сделать верный выбор на первом образце установили сразу несколько обзорно-прицельных систем с целью выбора наиболее оптимального варианта оборудования.
Несмотря на неполное финансирование проекта, работы по созданию «Аллигатора» не прерывались. Летные испытания винтокрылой машины, начавшиеся летом 1997 года, потребовали от конструкторов внесения ряда изменений как в конструкцию, так и в приборное оснащение.
Так, например, была существенно переработана геометрия носовой части фюзеляжа, что позволило довести аэродинамику вертолета до уровня Ка-50. Теперь немного потяжелевший Ка-52 способен выполнять тот же самый набор уникальных фигур пилотажа. К ним относится, например, «воронка»: вертолет перемещается в боковом полете по широкому кругу над наземной целью с наклоном вниз и с точным прицелом на нее. Что позволяет эффективно уклоняться от средств ПВО.
Доводка Ка-52 до его нынешнего уровня, можно сказать, идеального командно-ударного вертолета продолжалась до 2006 года. В 2008 году началось серийное производства «Аллигатора». На вооружение армейской авиации он поступил в 2011 году. На настоящий момент в ВВС России эксплуатируются 68 этих вертолетов. Согласно контракту с Оборонпромом ОКБ Камова поставит в российскую армию 146 «Аллигаторов». 32 из них будут иметь корабельную модификацию Ка-52К, они изготавливаются для размещения на «Мистралях».
На снимке: боевой вертолет Ка-52 «Аллигатор» на палубе противолодочного корабля Северного флота «Вице-адмирал Кулаков» /Фото: Лев Федосеев/ТАСС
Приобретение нового качества
Главным отличием Ка-52 от Ка-50 является мощная авионика. По мере продвижения изделия от опытного образца к серийно выпускающимся вертолетам она постоянно улучшалась по мере разработки новейших средств навигации, разведки, целеуказания и противостояния средствам наведения противника.
Самой «свежей» в приборном комплексе является РЛС РН01 «Арбалет», разработанная компанией «Фазотрон-НИИР» специально для Ка-52 и впоследствии примененная на Ка-60. Серийное производство началось в 2011 году. «Арбалет» способен сопровождать на проходе до 20 целей. При этом танк обнаруживается на расстоянии 12 км, штурмовик – 15 км, ракета «Стингер» - 5 км. РЛС предупреждает о приближении препятствий типа проводов ЛЭП за 500 м. При этом погрешность измерения расстояния до цели не превышает 20 м, а угловые погрешности – до 12 минут. «Арбалет» обслуживает прицельную и навигационную системы, участвует в противоракетной защите, предупреждает о препятствиях и опасных метеообразованиях.
В носовой части вертолета установлена оптико-электронная система ГОЭС-451 Уральского оптико-механического завода, запущенная в производство в том же 2011 году. Оснащена ТВ-камерой (с широким и узким полем зрения), тепловизором, лазерным дальномером-целеуказателем, датчиком лазерного облучения и системой наведения ПТУР. А совсем недавно визуальную систему дополнили еще и системой ТОЭС-520, использующуюся для ночных полетов. В ней задействованы более чувствительные ТВ-камера и инфракрасная камера. Помимо этого пилоты оснащены очками ночного видения. ГОЭС-451 позволяет обнаруживать цели днем на расстоянии до 10 км, ночью – 6 км. Использование ТОЭС-520 улучшает эти характеристики.
Все «щупальца» системы прицеливания и пилотирования (ИК, РЛС, ТВ, лазер) сведены к интегрированному бортовому комплексу электронного оборудования с открытой архитектурой «Аргумент-52». В распоряжении пилотов имеются пять цветных ЖК-дисплеев на приборной доске плюс один монитор меньших размеров между ног на месте левого летчика. Также имеется индикатор на фоне лобового стекла ИЛС-31 для левого пилота. В стадии внедрения находится система нашлемного целеуказания.
ЛТХ Ка-52
Длина – 16 м
Высота – 5 м
Диаметр главного винта – 14,5 м
Масса пустого – 7800 кг
Максимальная взлетная масса – 11300 кг
Масса боевой нагрузки – 2800 кг
Максимальная скорость – 350 км/ч
Крейсерская скорость – 250 км/ч
Дальность – 520 км
Статический потолок – 3600 м
Динамический потолок – 5500 м
Максимальная скороподъемность – 10 м/сек
Допустимый угол крена - +/-70 град
Допустимый угол тангажа - +/-60 град
Стрелковое вооружение – подвижная 30-мм пушка с боекомплектом из 460 снарядов
Ракетное вооружение:
- противотанковые УР «Вихрь» или «Штурм-В», 12 шт., дальность стрельбы 8000 м, бронепробиваемость 950мм
- неуправляемые ракеты 80-мм 80 шт. или 122-мм 20 шт.
- 4 управляемые ракеты «Игла-В»
- контейнеры с пушками или пулеметами.
Ка-52К "Катран"
Разработка и производство
История эксплуатации
Общие проектные данные
Двигатель
Лётно-тактические характеристики
Вооружение
Встроенное вооружение
- 30-мм автоматическая пушка 2А42.
История создания
В ноябре 2009 года в ходе визита в Санкт-Петербург корабля Mistral ВМС Франции отрабатывалась посадка Ка-52 на полетную палубу корабля.
После того как в мае 2011 года на вооружение ВВС Российской Федерации поступили первые Ка-52 глава Рособоронэкспорта Анатолий Исайкин на международном авиасалоне во французском Ле Бурже 20 июня 2011 года сообщил о планах по размещению на кораблях типа «Мистраль» ВМФ России морской модификации многоцелевых боевых вертолётов Ка-52 «Аллигатор». Новая машина должна будет получить наименование Ка-52К (К - корабельный). Необходимость появления морской версии этой машины была обусловлена тем, что Ка-52 себя очень хорошо зарекомендовал и в сухопутном варианте и использование готовых успешных схем в морской авиации давало большие преимущества военно-морскому флоту.
26 июля 2011 года генеральный конструктор ОКБ им. Камова Сергей Михеев сообщил о планах по постройке и испытаниях первой партии вертолётов Ка-52К.
В начале сентября 2011 года пресс-служба Западного военного округа сообщила, что в Баренцевом море прошли учения с участием вертолёта Ка-52К (прототип борт №061), в ходе которых он впервые совершил посадку на палубу БПК "Вице-адмирал Кулаков". Испытания проходили в водах Кольского залива и Баренцева моря. По итогам объявлено о возможности эксплуатации подобных вертолетов с кораблей ВМФ России.
Производство
Контракт на поставку 32 палубных вертолетов Ка-52К министерство обороны России подписало 8 апреля 2014 года. Заказ на их постройку размещен на Арсеньевском авиационном заводе (Приморье). Первые четыре опытные машины по договору с ОАО «Камов» должны быть поставлены до конца октября 2014 года. Сумма контракта на эти четыре машины составила 3 396 млн.руб, то есть по 849 млн. за один вертолет (НДС не облагается). Еще 12 вертолетов должны быть изготовлены в 2015 году.
Вертолёты должны войти в состав авиагрупп двух строившихся во Франции для ВМФ России вертолётоносных десантных кораблей-доков типа «Владивосток» или использоваться на возможных будущих проектах российских авианосцев или вертолётоносцев. Планируется, что на каждый ДКВП будет оснащен 8 вертолетами Ка-52К и 8 боевыми машинами Ка-29. Первый полк морской авиации, укомплектованный Ка-52К, будет базироваться на Камчатке.
Описание конструкции
Соосная схема КА-52К обеспечивает высокую маневренность вертолету и дает ему возможность перемещаться в боковом направлении со скоростью до 80 км/час и двигаться назад со скоростью до 90 км/час. Изменение движения на противоположное осуществляется за несколько секунд. Эти свойства дают вертолету возможность совершать непредсказуемые для противника маневры. Машина является многоцелевым всепогодным двухместным вертолетом. Этот вертолет предназначен для использования в том числе и в ночных условиях, когда без второго члена экипажа, выполняющего функции оператора, уже не обойтись. Ка-52К, как и его сухопутный собрат Ка-52 "Аллигатор" был создан на базе серийного боевого вертолета Ка-50, и унаследовал около 85% примененных на Ка-50 технических решений. Вертолет имеет двухместную кабину и может пилотироваться любым из пилотов.
Тактико-технические характеристики
Указанные ниже характеристики соответствую модификации Ка-52 Длина: 16,0 м Длина фюзеляжа: 14,2 м Размах крыла: 7,3 м Масса топлива во внутренних баках: 1487 кг (1732 кг в 4 х 500 л ПТБ) Силовая установка: 2 × турбовальных ВК-2500 производства «ОАО "Климов"» Мощность двигателей: 2 × 2400 л. с. (на взлётном режиме) на чрезвычайном режиме: 2 x 2700 л. с. на крейсерском режиме: 2 x 1750 л. с. Максимально допустимая скорость: 350 км/ч Практическая дальность: 460 км Скороподъёмность: 12 м/с MCA (H=0) Максимальная эксплуатационная перегрузка: +3,5 gВертолет отличается от базовой модели наличием механизма складывания лопастей и консолей крыльев, а так же усиленным шасси и дополнительной антикоррозийной обработкой. На вертолете предполагается использование двухдиапазонной РЛС разработки "Фазотрон-НИИР".
Вооружение
Стрелково-пушечное: 1 × 30-мм пушка 2А42 (боезапас - 460 снарядов; селективное боепитание, переменный темп стрельбы) Точки подвески: 4 или 6 (начиная с 2012 года) Боевая нагрузка: 2000 кг Управляемые ракеты: ракеты «воздух-земля»: 4 х 6 ПТУР «Вихрь»-1 или Штурм-ВУ (с лазерной системой наведения, полуавтоматическая многоканальная) ракеты «воздух-воздух»: Игла-В - 2 х 2 шт. (размещаются не на пилонах); Неуправляемые ракеты: С-8 калибра 80-мм (4 х 20 шт.) или С-13 калибра 130-мм (4 х 5 шт.)
Номенклатура вооружений Ка-52К, как и Ка-52 обширна: подвижная пушечная установка с пушкой 2А42 калибра 30 мм и боекомплектом 460 снарядов, ПТУР «Вихрь» с лазерно-лучевым каналом управления, блоки НАР калибра 80 мм, авиабомбы, пушечные контейнеры и другое оружие общей массой до 2 000 кг. Так же Ка-52К может принимать на борт ракеты управляемые ПТУР «Атака» типа 9М120-1 (9М120-1Ф) разработки ФГУП «КБМ» с лазерной системой наведения, управляемые ракеты класса «воздух-воздух» ближнего боя «Игла-В», а также неуправляемые ракеты «воздух-земля». В перспективе планируется применение и управляемых ракет класса «воздух-земля». ПТУР «Вихрь», разработанные тульским КБ приборостроения, имеют стартовую массу 42 кг и тандемную кумулятивную боевую часть, могут поражать бронированные цели (танки, БМП и т. п.) на дальности до 8 км, при этом толщина пробиваемой брони достигает 900 мм. Ракеты «Игла-В», созданные в коломенском КБ машиностроения на базе ЗУР переносного зенитного ракетного комплекса сухопутных войск «Игла-1», имеют всеракурсную двухцветную тепловую головку самонаведения; масса ракеты 10,7 кг, боевой части - 1,27 кг, высота поражаемых целей от 10 до 3 500 м, скорость 0 (вертолёт на висении) до 1440 км/ч, перегрузка до 5-6, дальность пуска от 800 до 5 200 м.
В перспективе планируется оснащение Ка-52К новыми, ещё более эффективными системами вооружения. Помимо выполнения разведывательно-ударных функций, Ка-52К может выполнять роль учебно-тренировочной машины, чему способствует полностью дублированная система управления в сочетании со схемой расположения членов экипажа рядом, плечом к плечу.
Ка-52К будет оборудован радиолокационной станцией «Арбалет». Вертолёт имеет бронированную кабину экипажа. Катапультирование членов экипажа (при помощи катапультируемых кресел К-37-800М) из кабины возможно на высотах от 0 до 4100 м. Ведение огня и управление вертолётом (в том числе одновременное) может осуществлять как командир экипажа, так и оператор систем вооружения.
Ка-52К (с б/н 96) оборудован бортовым комплексом обороны Л370В52 (разработки НИИ «Экран» г. Самара). Не исключено, что Ка-52К получит еще и дополнительные возможности по применению непосредственно противолодочного вооружения.
Аварии и проишествия
В районе Выхино-Жулебино 29 октября в 15.40 мск произошла авария вертолета Ка-52К "Катран" , который пилотировали опытнейшие летчики-испытатели: пилот-испытатель Юрий Тимофеев и его штурман Владимир Юртаев. В качестве базовой была выбрана одна из посадочных площадок холдинга, расположенная за МКАД на восточной окраине столицы. Экипаж "Катрана", благополучно завершив очередной испытательный полет, попытался зависнуть на высоте около 60 метров над посадочной площадкой, чтобы от этой точки начать снижение. Однако вместо того чтобы замереть в воздухе, машина начала раскручиваться вправо. В сложившейся ситуации пилот Тимофеев, по мнению его коллег, предотвратить неконтролируемое вращение машины уже не мог, и принял решение резко увеличить вертикальную скорость машины - иначе говоря, фактически заставил вращающийся "Катран" камнем падать вниз. Пилот и штурман получили компрессионные переломы позвоночника и чудом остались живы. Из загоревшейся машины раненых едва успели вытащить подоспевшие спасатели. Результаты расследования официальной комиссии Министерства промышленности и торговли РФ - причиной аварии вертолета Ка-52, произошедшей в московском районе Жулебино 29 октября, явилось «разрушение тяги управления шагом верхнего несущего винта вследствие дефекта, допущенного в ходе производства детали».
К которой предъявляются более жесткие требования. Машины эксплуатируются в условиях повышенной влажности, ветров, перепадов температур, которые негативно влияют на ходовые узлы, двигатель и электрическое оборудование. О рассматриваемом вертолете известно не так много, но он считается достойным последователем аналогичной марки под названием Ка-52 «Аллигатор», обладает современным вооружением и считается одним из лучших в своем классе.
С чего все начиналось?
Осенью 2009 года военные провели испытательные полеты предшественника Ка-52К, с целью посадки его на корабль французского производства «Мистраль». С учетом всех нюансов было принято решение оборонным комплексом России о создании вертолета, специально предназначенного для посадки на палубу кораблей и взлета с нее. В июле 2011 года началась разработка такой машины.
Уже через несколько месяцев прошли первые испытания обновленного «Аллигатора», которые состоялись в Баренцевом море с участием боевого корабля «Адмирал Кулаков». В целом тестирование завершилось успешно, вследствие чего было объявлено о возможности эксплуатации и принятии на вооружение вертолета Ка-52К «Катран».
Производство первых моделей
Первую партию по заказу министерства обороны РФ начали проектировать в апреле 2014 года. Это был контракт на тридцать два летательных аппарата, которые начали строить в Приморье, на Арсеньевском авиационном комбинате. Согласно договору, первая партия из четырех вертолетов должна была выйти на испытания осенью две тысячи четырнадцатого года. Данная партия модификаций Ка-52К обошлась почти в три с половиной миллиона рублей. Еще дюжина машин планировалась к выходу в полет в начале 2015 г.
Основное предназначение вертолетов - комплектование авиагрупп десантно-вертолетных кораблей типа «Владивосток», а также использование их на будущих проектах авианосцев. Предполагают, что первый подобный полк базироваться будет в районе Камчатки.
Конструкционные особенности
Вертолет Ка-52К имеет соосную конструкционную схему, которая обеспечивает высокую маневренность и возможность перемещения при сильном боковом ветре около ста километров в час. Смена движения «вперед/назад» происходит буквально за считанные секунды. Такая особенность позволяет летательному аппарату выполнять совершенно непредсказуемые маневры, вопреки ожиданиям противника.
Двухместный аппарат причислен к многоцелевому всепогодному классу вертолетов. Машина предназначена для проведения любых задач не только днем, но и в ночное время. Во втором случае координировать действия и полет помогает второй член экипажа. Пилотироваться летательный аппарат может любым из пилотов, создан он, как и его собрат «Аллигатор», на базе Ка-50, но с определенными модификациями, которые составили около двадцати процентов различных доработок.
Параметры тактико-технического плана
Палубный вертолет Ка-52К обладает следующими ТТХ:
- общая длина составляет шестнадцать метров;
- аналогичный показатель фюзеляжа - 12,2 м;
- размах крыла - 7 300 миллиметров;
- вместимость внутренних топливных резервуаров - 1732 кг;
- силовой агрегат - парный турбированный мотор ВК-2500;
- общая мощность моторов (взлет/чрезвычайный режим/крейсерский полет) - 4800/540/3500 лошадиных сил;
- показатель скорости по максимуму - триста пятьдесят километров в час;
- дальность полета практическая - 460 км;
- степень максимальной перегрузки при эксплуатации - 3,5.
Вертолет Ка-52К отличается от базовой модели наличием уникального устройства для складывания лопастей, а также консолей каждого крыла. Кроме того, он имеет усиленное шасси и добавочную обработку контактирующих с атмосферой частей антикоррозийными компонентами. Возможна установка на борт локационной станции с двумя диапазонами марки «Фазотрон-НИИ».
Боекомплект
Летательный боевой аппарат Ка-52К, вооружение которого весьма разнообразно, оснащен радиолокационной системой "Арбалет", оборонным комплексом Л-370В52. Кроме того, имеется стрелковая пушка на 460 зарядов, ракеты класса «воздух-воздух», «воздух-земля» с лазерным наведением, а также неуправляемые ракеты калибром 80 и 130 миллиметров.
Вертолет оборудован бронированной кабиной. Члены экипажа при необходимости могут катапультироваться с высоты от одной до четырех тысяч метров. Для этого предусмотрены специальные кресла К-37-800М. Вести огонь и управлять аппаратом может первый летчик или его помощник-оператор. В дальнейшем планируется оснащение вертолета еще более эффективным вооружением. Кроме того, КА-52К может служить в качестве тренировочной машины. Этому способствует дублирующая система управления и наведения.
Номенклатура вооружения
В перспективе, да и в принципе, боевые вертолеты Ка-52К «Катран» могут оснащаться следующими боекомплектами:
- подвижной тридцатимиллиметровой пушечной установкой;
- противотанковым комплексом «Вихрь» с лазерным наведением;
- авиабомбами разного калибра;
- системами ближнего боя «Игла», "Атака" (с управляемыми ракетами), «КБМ» с лазерно-лучевым управлением;
- другим оружием, рассчитанным на такой класс летательных аппаратов.
В зависимости от типа применяемого оружия, высота поражения целей составляет от десяти метров до трех с половиной километров. При использовании ПТУР «Вихрь» дистанция поражения цели составляет порядка восьми километров. При этом толщина пробиваемой брони - девяносто сантиметров.
Модернизация
Корабельный вертолет Ка-52К своими превосходными характеристиками обязан не только конструкторскому бюро «Камов», но и специалистам концерна радиоэлектронных технологий (КРЭТ). Они разработали уникальную авионику для машины. Это означает, что бортовая радиолокационная станция может функционировать в сантиметровых частотах. В результате дальность ее действия возрастает до двухсот километров, что в два раза выше обычных стандартов.
Вертолет способен осуществлять боевые операции практически при нулевой видимости, независимо от погодных условий. Наведение на цель ракет и координаты мишени указывает специальная система «Охотник», работающая по лазерно-лучевому принципу. Эффективно борется с радиопомехами конструкция «Арбалет». Примечательно, что сто процентов оборудования произведено в России и оно не имеет мировых аналогов. Сотрудники «КРЭТ» и в дальнейшем планируют разрабатывать уникальные системы для оснащения вертолета КА-52К «Катран».
Особенности винта
По причине ограниченного пространства для посадки летательных агрегатов на палубу авианосцев, большую роль играет конструкция несущего винта. Чем меньше он, тем проще спрятать технику в ангар и разместить на палубе большее количество боевых единиц. Также важны особенности крыла, которое играет основную роль в аэродинамике современных вертолетов.
«Катран» оснащен компактно складывающими лопастями. Эта идея использовалась и ранее, но на рассматриваемой модификации процесс занимает всего несколько секунд. Вкупе с возможностью уменьшать габариты при помощи перемещения консолей крыльев в плоскости, агрегат вполне пригоден для эффективного использования на кораблях типа «Мистраль».
Сравнения с конкурентами
В восьмидесятых годах состоялся конкурс между КБ Миля и Камова. Соревновался модифицированный вертолет Ми-24 и Ка-50, известный впоследствии, как «Черная акула». Конструкторы из бюро Миля усовершенствовали нос аппарата, убрали грузовой отсек, установили новые системы управления и ведения боя, а также добавили больше электронной начинки.
Камовцы выбрали другой путь. Они представили чертежи, основанные на совершенно новой конструкции. Предполагалось, что вертолет будет управляться одним пилотом, при этом на нем существенно усилена броня. В качестве вооружения выступают, кроме стандартных пушек и пулеметов - управляемые ракеты. В итоге революционная идея была реализована. Через несколько лет на базе «Черной акулы» появились еще более современные машины с улучшенными параметрами Ка-52 и Ка-52К, кабина которых рассчитана на двух пилотов.
Происшествия
Вертолет КА-52К, характеристики которого мы рассмотрели, все-таки попал в аварию. Случилось это в 2013 году в районе Жулебино. Пилотировали машину опытнейшие летчики-испытатели. После очередного удачного маневра они решили зависнуть над посадочной площадкой (ориентировочная высота - шестьдесят метров).
Однако вертолет по непонятной причине начал раскручиваться. В результате летчики направили машину камнем вниз, чтобы избежать случайных жертв. Испытатели чудом выжили, хоть и получили множественные переломы. Комиссия по расследованию инцидента приняла решение, что причиной аварии стало разрушение тяги направляющей штанги верхнего винта из-за производственного дефекта детали.
Итог
Российский боевой ударный вертолет палубного базирования Ка-52К является одним из лучших в своем роде по многим параметрам. Некоторое оснащение не имеет аналогов в мире. Стоит отметить, что буква «К» в названии обозначает «корабельный». Машина специально разработана для взлета и посадки практически с любых кораблей, предназначенных для этих целей.