Отец иван владимирович цветаев. Цветаев - самое интересное в блогах Музей основанный и в цветаевым
В давние-давние времена, более века назад, когда Российская государственная библиотека еще не носила это имя, и даже еще не носила имя Ленина, присвоенное ей в советское время, а была Румянцевской библиотекой при Румянцевском же музее, одном из крупнейших культурных учреждений Москвы, возглавлял этот музей и, соответственно, библиотеку при нем Иван Владимирович Цветаев, известный потомкам как основатель Музея изобразительных искусств и отец поэтессы Марины Цветаевой. Профессор Московского университета и член-корреспондент Петербургской Академии наук И.В. Цветаев занимал пост директора Румянцевского музея и библиотеки в 1900-1910 годах, как раз в то время, когда с увлечением занимался строительством и формированием коллекций своего любимого детища - Музея изящных искусств. И дела в Румянцевской библиотеке несколько подзапустил...
Иван Владимирович Цветаев
Должной бдительности сотрудников во вверенном ему учреждении Цветаев не требовал (он вообще был большим либералом), и читатели библиотеки, пользуясь этим, без зазрения совести стали подтаскивать кое-что из фондов. То дорогое издание слямзят, то ценные гравюры из книги вырежут... Велимир Хлебников очень образно рассказывал, как его знакомый, поэт Петровский попался при раскурочивании книг, и ему пришлось спасаться от полиции. Выбежав из библиотеки, поэт-воришка кинулся по Волхонке к Храму Христа Спасителя и "трижды обежал золоченый, с тучами каменных духов храм Спасителя, прыгая громадными скачками по ступеням, преследуемый городовым за то, что выдрал из Румянцевского музея редкие оттиски живописи"
.
Здание Румянцевского музея и библиотеки (Пашков дом) в начале 20 века
За порчей библиотечных книг был застукан в читальном зале еще один поэт - символист Эллис (Лев Львович Кобылинский). Он был сыном основателя и руководителя одной из лучших московских гимназий Льва Поливанова, знаменитого педагога, воспитавшего множество выдающихся учеников (Брюсова, Волошина, Андрея Белого, шахматиста Алёхина и других). Из родного сына он тоже пытался сделать человека высокой культуры и незаурядную личность, и в чем-то преуспел, но не во всем. Дело в том, что Эллис был незаконнорожденным сыном своего отца, и это сильно осложнило ему жизнь, испортило характер и в конечном итоге отвратило от отцовских принципов. Друг Эллиса Андрей Белый говорил, что тот "ни в грош не ставил папашу".
Лев Иванович Поливанов скончался в 1899 году, но его имя и педагогическая слава в начале 20 века еще гремели по всей Москве. В каком-то смысле имя отца бросало свой отблеск и на Эллиса, хотя он, как незаконнорожденный, был записан на другую фамилию.
Лев Эллис
Москва в те времена была не такой громадной как сейчас. По переписи 1907 года в ней (вместе с пригородами) проживало 1 338 686 человек. Это без войск, но и все войска московского гарнизона добавляли лишь 28 000. Не удивительно, что представители московской интеллигенции, особенно, проживавшие в одном сегменте города, хорошо знали друг друга. Эллис был прекрасно знаком с дочерьми профессора Цветаева Мариной и Анастасией и даже имел на двух юных девушек определенное влияние. Модный поэт-символист, циник, поклонник Ницше, теории "аристократического индивидуализма" и любитель "ниспровергать основы", он был для них представителем богемной, взрослой и манящей жизни.
Стихи Эллиса вызывали у сестер восторг и в какой-то степени стали катализатором собственного творчества Марины. Эллису была посвящена юношеская поэма Марины Цветаевой "Чародей".
Он был наш ангел, был наш демон,
Наш гувернер - наш чародей,
Наш принц и рыцарь. - Был нам всем он
Среди людей!
Молодой символист ежедневно приходил в дом Цветаевых, хотя отец, по воспоминаниям Марины, "был в ужасе от влияния этого "декадента" на дочерей".
И когда выяснилось, что именно Лев Львович Кобылиский, то есть, тот самый пресловутый Эллис, так давно раздражавший Ивана Владимировича, привел в негодность библиотечные книги, сделав из них вырезки, разгневанный отец как тигр кинулся на своего недруга.
Эллису всерьез грозил суд, более того, Цветаев поднял шумиху в прессе. Эллиса объявляли вором, человеком лишенным всяческой культуры, моральных принципов, порядочности и воспитания... Многие от него отвернулись, имя Эллиса-Кобылинского было скомпрометировано. Иван Владимирович Цветаев рассчитывал, что и дочери теперь начнут презирать Эллиса и откажутся от дружбы с ним. Но реакция получилась обратная. Скандал только оттолкнул девочек от отца. Марина тогда написала про своего друга:
БЫВШЕМУ ЧАРОДЕЮ
Вам сердце рвёт тоска, сомненье в лучшем сея.
— «Брось камнем, не щади! Я жду, больней ужаль!»
Нет, ненавистна мне надменность фарисея,
Я грешников люблю, и мне вас только жаль.
Стенами тёмных слов, растущими во мраке,
Нас, нет, — не разлучить! К замкам найдём ключи
И смело подадим таинственные знаки
Друг другу мы, когда задремлет всё в ночи.
Свободный и один, вдали от тесных рамок,
10
Вы вновь вернётесь к нам с богатою ладьёй,
И из воздушных строк возникнет стройный замок,
И ахнет тот, кто смел поэту быть судьёй!
— «Погрешности прощать прекрасно, да, но эту —
Нельзя: культура, честь, порядочность… О нет».
15
— Пусть это скажут все. Я не судья поэту,
И можно всё простить за плачущий сонет!
У Эллиса нашлись и другие друзья (в том числе, друзья его покойного отца), которые постарались замять скандал, доказывая, что он, как поэт, просто человек рассеянный, и вырезки собирался делать из собственного экземпляра книги, принесенного с собой (??) в библиотеку, и просто перепутал казенное издание с личным... А Андрей Белый даже стал распускать слухи, что господин Цветаев и Эллис оказались соперниками в любви к одной и той же даме, и именно успех Эллиса в амурных делах стал скрытым поводом для скандала... Впрочем, в сплетнях и слухах вообще недостатка не было. В результате дело повернулось плохо для самого Цветаева - он, как человек, ввязавшийся в непонятный скандал с душком, потерял свой высокий пост в Румянцевском музее. (То ли он украл, то ли у него украли... Но что-то такое было!). Успокоиться он не мог до самой своей смерти, которая последовала через три года. Румянцевский музей он называл: "музеем, из которого меня выгнали". Впрочем, и Музей изящных искусств, построенный его тщанием, принес ему много проблем и неприятностей, подорвавших здоровье.
Музей изящных искусств им. Александра III (Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина)
А Эллис в 1910 году пытался сделать Марине предложение. Но у юной поэтессы уже были другие планы на собственное будущее...
искусствовед (с 1880-х годов),
Основатель нынешнего ГМИИ им. Пушкина, его директор и куратор(с 1890-х годов)
Иван Владимирович Цветаев (1847−1913) — искусствовед, ученый-историк, археолог, филолог, профессор и,наконец, создатель и первый директор Музея изящных искусств имени императора Александра III при Московском императорском университете (теперь — Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина).
Один из четырех сыновей сельского священника (мать умерла рано), Иван Владимирович тоже готовился к духовной службе. Однако же в юности он основательно увлекся изучением латыни и древнегреческого, и это несколько увело его от богословия — к великолепной, сияющей античности. Следовательно, на классическое отделение Санкт-Петербургского университета.
Это цитата сообщения
Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.
Основателем знаменитого музея, который отмечает в эти дни свой сотый День Рождения и по праву считается одним из крупнейших в нашей стране и в мире, является историк искусства, педагог Иван Владимирович Цветаев (1847-1913). Сын простого сельского священника, который добился всего в своей жизни благодаря собственным природным дарованиям, труду и упорству, он всегда мечтал создать в Москве музей изящных искусств, который стал бы подлинной сокровищницей античного, средневекового и современного искусства.
Когда профессор приступал к осуществлению своей мечты, он не располагал ни коллекциями, ни деньгами. Строился музей, главным образом, на частные средства.
Марина Цветаева так писала об этом периоде жизни своего отца: « Сидит он у какой-нибудь московской купчихи, потягивает чаек и улещает: « Таким образом, матушка, всем радость будет, и польза…».
И. В. Цветаев - основатель и первый директор музея
Однако необходимо отметить, что свою лепту внесло и государство. Государь Император Николай Второй повелел выделить из казны на строительство музея 200 тысяч рублей. Было принято решение о том, что музей будет именоваться Музеем Изящных искусств имени Императора Александра Третьего.
Деньги Иван Владимирович стал собирать еще задолго до закладки музея. Жертвовали на строительство музея не только представители купечества, но и издатель К. Т. Солдатенков, П. М. Третьяков, известный богач-меценат П. И. Харитенко, князья Юсуповы и многие другие. Главным, выражаясь современным языком, спонсором создания музея выступил Ю. С. Нечаев- Мальцов. Имена жертвователей присваивались тем залам, которые они финансировали.
17 августа 1898 г.состоялась торжественная закладка музея. Здание решено было построить в классическом, античном стиле по проекту архитектора Р. И. Клейна. На облицовку фасада шёл белый мрамор, цоколь облицовывался сердобольским гранитом, из южной Венгрии привозили мрамор для облицовки колон, главной лестницы, балюстрад.
Парадная лестница
Знаменитый "Итальянский дворик" музея
К концу 1902 г. здание было возведено, но отделочные работы продолжались еще 10 лет. К сожалению, здание несколько раз горело, экспонаты, которые с таким трудом собирал Иван Владимирович, гибли, и их приходилось восстанавливать, что причиняло профессору глубокую душевную скорбь.
Музей в 1912 году - в день открытия
Наконец наступил торжественный и долгожданный день открытия музея. Это произошло 31 мая (по старому стилю) 1912 г. Церемонию почтили высочайшим присутствием члены императорской семьи: государь император Николай Александрович, вдовствующая императрица Мария Федоровна, Великие Княжны - Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия.
Примечательно, что открытие музея было также приурочено к вековому юбилею победы в Отечественной войне над армией Наполеона.
Императорская Семья на церемонии открытия
В 1932 году музей был переименован и получил то название, которое носит, по сей день.
Уже более полувека его бессменным директором является Ирина Александровна Антонова.
Сейчас в этом замечательном музее представлена уникальная коллекция слепков с прославленных произведений архитектуры от античности до эпохи Возрождения. Здесь представлена также замечательная коллекция подлинных египетских древностей, античных ваз, прекрасных произведений итальянской живописи 13 - 14 веков и множество других шедевров мирового искусства и культуры.
Жемчужины живописной коллекции
Как тут ни вспомнить замечательное высказывание И. Е. Репина, который писал: « Вот честь и слава Цветаеву! Как собрано, как собрано! И все это так размещено, так преподнесено…».
А Марина Цветаева (ещё в далеком 1936 году!) с гордостью писала о Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, что это музей, « стоять имеющий, пока Москва стоит…».
Посещение этого прекрасного музея оставило в моей душе очень глубокое и приятное впечатление!
Вторник, 04 Января 2011 г. 18:15 ()Родившись в семье бедного священника начальное образование Иван Владимирович Цветаев получил в Шуйском духовном училище, состоящем из трех отделений со сроком учебы в каждом 2 года, которое продолжил во Владимирской семинарии, в которой также проучил...
Метки: |
При Московском императорском университете (ныне Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина). Отец поэтессы Марины Цветаевой .
Иван Владимирович Цветаев | |
---|---|
Дата рождения | 17 мая (1847-05-17 ) или 16 (28) мая |
Место рождения | Дроздово , Шуйский уезд , Владимирская губерния |
Дата смерти | 30 августа (1913-08-30 ) (66 лет) или 12 (25) сентября (66 лет) |
Место смерти | |
Страна | |
Научная сфера | история , археология , филология , искусствоведение |
Место работы |
Варшавский университет , Университет св. Владимира , Московский университет |
Альма-матер | Санкт-Петербургский университет |
Учёное звание |
заслуженный профессор (1898) , член-корреспондент СПбАН |
Научный руководитель |
Н. М. Благовещенский , К. Я. Люгебиль |
Известные ученики |
Н. И. Радциг А. В. Назаревский |
Известен как | создатель и первый директор Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина |
Награды и премии | |
Медиафайлы на Викискладе |
Биография
Иван Цветаев родился в семье сельского священника Владимира Васильевича Цветаева (1818-1884) и его жены Екатерины Васильевны (1824-1859). Мать рано умерла, отец один воспитывал четверых сыновей, отправив их впоследствии по духовной линии. Иван учился шесть лет в Шуйском духовном училище, затем ещё шесть - во Владимирской духовной семинарии . После этого поступил в Медико-хирургическую академию , но по состоянию здоровья оставил её и перешёл в Императорский Санкт-Петербургский университет на классическое отделение историко-филологического факультета. Окончил университет в 1870 году со степенью кандидата . С 1871 года преподавал греческий язык в 3-й Санкт-Петербургской гимназии , а в 1872 году стал доцентом Варшавского университета , там же, в Варшаве , защитил магистерскую диссертацию - «Cornelii Taciti Germania. I. Опыт критического обозрения текста» (Варшава, 1873). В 1874 году отправился в зарубежную командировку в Италию для изучения древних италийских языков и письменности.
В 1876 году был зачислен доцентом Императорского университета св. Владимира в Киеве, но уже через год был приглашён в Московский университет для преподавания латинского языка на кафедре римской словесности.
В 1888 году был избран почётным членом Болонского университета . В 1889 году перешёл работать на кафедру истории и теории искусств Московского университета . Заслуженный профессор Московского университета (1898) . Некоторое время плотно сотрудничал с журналом «Филологическое обозрение ».
В 1894 году, на первом съезде русских художников и любителей художеств, созванном по случаю дарения Москве картинной галереи братьев Третьяковых , Цветаев произнёс речь, в которой призвал к созданию нового музея изящных искусств в Москве. По инициативе профессора был объявлен конкурс на лучший проект музея. Победил в конкурсе проект Р. И. Клейна . В 1897 году он знакомится с миллионером Ю. С. Нечаевым-Мальцовым , который стал главным финансовым покровителем музея. В августе 1899 года состоялась торжественная закладка музея. 31 мая 1912 года Музей изящных искусств был открыт. «Наш гигантский младший брат» - называла его Марина Цветаева. Собственно, вначале это был музей античного искусства: вторая в России после Эрмитажа коллекция оригиналов и слепков греческой скульптуры, которые могли бы служить образцами для развития художественного вкуса. По воспоминаниям его дочери Марины Цветаевой , ряд из этих работ был выполнен в существующей до настоящего времени художественной мастерской в Шарлоттенбурге . Часть слепков из коллекции созданного им музея составляет основу Университетского музея РГГУ .
Семья
Первый брак (1880-1890) - с Варварой Дмитриевной Иловайской (1858-1890), дочерью историка Д. И. Иловайского . Дети от этого брака:
- Валерия Цветаева (1883-1966) - организатор, руководитель и один из педагогов Государственных курсов искусства движения (20-е - 30-е годы , на базе ВХУТЕМАС , г. Москва).
- Андрей Цветаев (1890-1933); В. Д. Иловайская умерла через несколько дней после рождения Андрея.
Второй брак (1891-1906) - с Марией Александровной Мейн (1868-1906). Дети:
- Марина Цветаева (1892-1941) - русский поэт, прозаик, переводчик, одна из самых самобытных поэтов Серебряного века .
- Анастасия Цветаева (1894-1993) - русская писательница.
Память
- На фасаде Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве установлена мемориальная доска в его честь.
- В Тарусе (Калужская область), в доме, где некогда жила семья Цветаевых, создан музей. В городском парке Тарусы установлен памятник дочери ученого-искусствоведа - Марине Цветаевой. В 2010 году в городе также открыт памятный бюст самому Ивану Владимировичу.
- В честь И. В. Цветаева назван астероид (8332) Ivantsvetaev, открытый Л. Г. Карачкиной и Л. В. Журавлёвой в Крымской Астрофизической Обсерватории 14 октября 1982 г.
Сочинения
Основные труды Ивана Цветаева посвящены античной филологии, изучению италийских языков, а также искусства, культурной и общественной жизни древних народов.
- Сборник осских надписей с очерком фонетики, морфологии и глоссарием, К., 1877;
- Путешествие по Италии в 1875 и 1880 гг. - Москва, 1883. - , II, 196, II с.
- Inscriptiones Italiae mediae dialecticae…, v. , Lipsiae, 1884–85;
- Inscriptiones Italiae inferioris dialecticae, Mosquae, 1886;
- Учебный атлас античного ваяния, в. 1–3, М., 1890–1894;
- «Комитет по устройству музея античного искусства в Москве» (М., 1893), «Художественный музей Московского университета» («Московские ведомости » и «Русские Ведомости », 1894);
- «Проект положения о комитете для устройства при Московском университете музея изящных искусств» (Москва, 1896);
- «Записка о музее изящных искусств» (М., 1898);
- Московский публичный и Румянцовский музей: К открытию их 24 октября 1900 г. - Москва: Унив. тип., 1900. - 27 с.
- «Экспедиция Н. С. Нечаева-Мальцева на Урал» (М., 1900).
- Из жизни высших школ Римской империи. М., 1902.
- Дело бывших министра народного просвещения тайного советника А. Н. Шварца и директора Румянцовского музея тайного советника И. В. Цветаева, заслуженных профессоров Московского университета . В дополнение к книге проф. И. Цветаева: «Московский публичный и Румянцевский музеи. Спорные вопросы. Опыт самозащиты». - Лейпциг, 1911. - 28 с.
Примечания
- идентификатор BNF : платформа открытых данных - 2011.
- Ныне - Шуйский район , Ивановская область
- Цветаев Иван Владимирович // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред.
Иван Владимирович Цветаев (4 мая 1847, Дроздово, Шуйский уезд, Владимирская губерния - 30 августа 1913, Москва) - российский учёный-историк, археолог, филолог и искусствовед, член-корреспондент Петербургской Академии наук (с 1904 г. по разряду классической филологии и археологии), профессор Московского университета (с 1877), тайный советник, создатель и первый директор Музея изящных искусств имени императора Александра III при Московском императорском университете (ныне Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина).
Биография
Иван Цветаев родился в семье сельского священника Владимира Васильевича Цветаева (1818-1884) и его жены Екатерины Васильевны (1824-1859). Мать рано умерла, отец один воспитывал четверых сыновей, отправив их впоследствии по духовной линии. Иван учился шесть лет в Шуйском духовном училище, затем ещё шесть - во Владимирской духовной семинарии. После этого поступил в Медико-хирургическую академию, но по состоянию здоровья оставил её и перешёл в Императорский Санкт-Петербургский университет на классическое отделение историко-филологического факультета. Закончил университет в 1870 году, получив степень кандидата. С 1871 года преподавал греческий язык в 3-й Санкт-Петербургской гимназии, а в 1872 году стал доцентом Варшавского университета, там же, в Варшаве, защитил магистерскую диссертацию - «Cornelii Taciti Germania. I. Опыт критического обозрения текста» (Варшава, 1873). В 1874 году отправился в зарубежную командировку в Италию для изучения древних италийских языков и письменности.
В 1876 году был зачислен доцентом Императорского университета св. Владимира в Киеве, но уже через год был приглашён в Московский университет для преподавания латинского языка на кафедре римской словесности.
Под влиянием жены - Варвары Дмитриевны Иловайской - охладевает к древней филологии, и переходит «от древней литературы к античной вещи». С 1881 года Цветаев работал в Московских Румянцевском и Публичном музеях в Москве (с 1900 по 1910 год был директором Румянцевского музея). В 1888 году стал почётным членом Болонского университета. В 1889 году перешёл работать на кафедру истории и теории искусств Московского университета. Заслуженный профессор Московского университета (1898). Некоторое время плотно сотрудничал с журналом «Филологическое обозрение».
В 1894 году, на первом съезде русских художников и любителей художеств, созванном по случаю дарения Москве картинной галереи братьев Третьяковых, Цветаев произнёс речь, в которой призвал к созданию нового музея изящных искусств в Москве. По инициативе профессора был объявлен конкурс на лучший проект музея. Победил в конкурсе проект Р. И. Клейна. В 1897 году он знакомится с миллионером Ю. С. Нечаевым-Мальцевым, который стал главным финансовым покровителем музея. В августе 1899 года состоялась торжественная закладка музея. 31 мая 1912 года Музей изящных искусств был открыт. «Наш гигантский младший брат» - называла его Марина Цветаева. Собственно, вначале это был музей античного искусства: вторая в России после Эрмитажа коллекция оригиналов и слепков греческой скульптуры, которые могли бы служить образцами для развития художественного вкуса. По воспоминаниям его дочери Марины Цветаевой, ряд из этих работ был выполнен в существующей до настоящего времени художественной мастерской в Шарлоттенбурге. Часть слепков из коллекции созданного им музея составляет основу Университетского музея РГГУ.
Похоронен на Ваганьковском кладбище.
Память
- На фасаде Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве установлена мемориальная доска в его честь.
- В Тарусе (Калужская область), в доме, где некогда жила семья Цветаевых, создан музей. В городском парке Тарусы установлен памятник дочери ученого-искусствоведа - Марине Цветаевой. В 2010 году в городе также открыт памятный бюст самому Ивану Владимировичу.
- В честь И.В. Цветаева назван астероид (8332) Ivantsvetaev, открытый Л. Г. Карачкиной и Л.В. Журавлевой в Крымской Астрофизической Обсерватории 14 октября 1982 г.
Сочинения
Основные труды Ивана Цветаева посвящены античной филологии, изучению италийских языков, а также искусства, культурной и общественной жизни древних народов.
- Сборник осских надписей с очерком фонетики, морфологии и глоссарием, К., 1877;
- Учебный атлас античного ваяния, в. 1-3, М., 1890-1894;
- Из жизни высших школ Римской империи. М., 1902;
- Inscriptiones Italiae mediae dialecticae…, v. , Lipsiae, 1884-85;
- Inscriptiones Italiae inferioris dialecticae, Mosquae, 1886;
- «Комитет по устройству музея античного искусства в Москве» (М., 1893), «Художественный музей Московского университета» («Московские ведомости» и «Русские Ведомости», 1894);
- «Проект положения о комитете для устройства при Московском университете музея изящных искусств» (Москва, 1896);
- «Записка о музее изящных искусств» (М., 1898);
- «Экспедиция Н. С. Нечаева-Мальцева на Урал» (М., 1900).
Семья
Первый брак (1880-1890) - с Варварой Дмитриевной Иловайской (1858-1890), дочерью историка Д. И. Иловайского. Дети от этого брака:
- Валерия Цветаева (1883-1966) - организатор, руководитель и один из педагогов Государственных курсов искусства движения (20-е - 30-е годы, на базе ВХУТЕМАС, г. Москва).
- Андрей Цветаев (1890-1933); В. Д. Иловайская умерла через несколько дней после рождения Андрея.
Второй брак (1891-1906) - с Марией Александровной Мейн (1868-1906). Дети:
- Марина Цветаева (1892-1941) - русский Поэт, прозаик, переводчик, одна из самых самобытных поэтов Серебряного века.
- Анастасия Цветаева (1894-1993) - русская писательница.
Иван Владимирович Цветаев, филолог, специалист по древнеитальянским языкам,
археолог, основатель и первый директор Музея изящных искусств
(ныне Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина)
Память – духовная составляющая жизни нации. Она хранит в своём арсенале события, лица, судьбы, историю… Историю создают люди. Одни из них рождаются в переломные моменты и ведут за собой тысячи других: они выигрывают сражения, изменяют границы государств, строят города, покоряют морские просторы и горные вершины, и их имена остаются в истории, других природа щедро одаривает талантами, и они пишут стихи, музыку, создают прекрасные полотна, и их имена тоже прочно входят в историю, в память человеческую.
Но бывают удивительны люди… Они не вершат судьбы других, не ведут за собой полки, не покоряют народы - они помогают сохранить саму историю, то прекрасное, что веками создавалось и веками преумножалось человечеством. Эти люди, как правило, трудолюбивы, готовы жертвовать своим временем, средствами, а иногда и собой, своим здоровьем ради достижения поставленной цели, а ещё – они удивительно скромны… Именно к таким людям относится Иван Владимирович Цветаев, филолог, признанный в Европе специалист по древнеитальянским языкам, археолог, основатель и первый директор Музея изящных искусств (ныне Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), директор Румянцевского музея в 1900-1910 годах, отец русского поэта Марины Цветаевой (именно поэтом она называла себя) и писательницы, мемуаристки Анастасии Цветаевой!
Сама Марина Ивановна писала о своём отце: «…сын священника Владимирской губернии, европейский филолог (его исследование «Осские надписи» и ряд других), доктор honoris causa Болонского университета, профессор истории искусств сначала в Киевском, затем в московском университетах, директор Румянцевского музея, основатель, вдохновитель и единоличный собиратель первого в России музея изящных искусств…». Надо native купить пока еще весь снег не еще лежит.
Цветаевский род берёт начало из центра одной из крупнейших в мире равнин - Русской, из междуречья Волги и Клязьмы, где расположена Ивановская область, «Оттуда - из села Талицы, близ города Шуи, наш цветаевский род. Священнический….» - так писала Марина Ивановна о своих истоках. Иван Владимирович родился в семье бедного священника в деревне Дроздово Ивановской области в 1847 году. Кроме него у Владимира Васильевича и Екатерины Васильевны Цветаевых было шестеро детей, однако, трое из них умерли в младенческом возрасте. Остались сыновья - Петр, Иван, Федор и Дмитрий. Это о них много позже Марина Цветаева напишет:
У первой бабки -
четыре сына,
Четыре сына - одна лучина,
Кожух овчинный, мешок
пеньки, -
Четыре сына - да две руки!
Как ни навалишь им
чашку - чисто!
Чай, не барчата! - Семинаристы!
Дети рано лишились матери. Она умерла молодой. Когда Ивану исполнилось шесть лет, Цветаевы переехали в Талицы, сейчас это село Ново-Талицы близ города Иваново. Отец Ивана Владимировича, священник Владимир Васильевич Цветаев (1818-1884) был назначен на службу в Николаевский храм Талицкого погоста в 1853 году. Три поколения семьи Цветаевых с 1853 по 1928 гг. жили в доме, стоящем на высоком берегу над речкой Вергузой, которая, затопляя весной в половодье низинные окрестные луга, дала название этим местам - Талицы... Дом сохранился, сейчас в нём находится музей семьи Цветаевых, открытый в мае 1995 года.
Начальное образование И. В. Цветаев получил в Шуйском духовном училище, продолжил его во Владимирской семинарии. Преобладающее значение в учебном курсе семинарии занимали богословские науки, но в значительном объёме преподавались и науки общеобразовательные, входящие в курс классических гимназий, благодаря чему Иван Владимирович получил возможность изучать древние языки: древнееврейский, древнегреческий и латынь.
Получив среднее образование, И. В. Цветаев поступил в Медико-хирургическую академию, однако из-за слабого зрения и склонности к изучению гуманитарных наук (ещё в Шуйском духовном училище увлёкся изучением латыни и латинской литературы) перешёл в Петербургский университет на классическое отделение историко-филологического факультета, обучение на котором закончил в 1870 году с золотой медалью и степнью кандидата и был оставлен в университете для подготовки к профессорскому званию.