Отчеты о походах по реке собь. Записки водника
Собь пробила себе путь через водораздел Уральских гор . Начинаясь в Европе, Собь течет по Азии. Относится к бассейну реки Обь, являясь ее левым притоком.
Берет начало между двумя горными массивами – Собский и Рай-Из . Длина реки Собь 174 километра, а площадь бассейна 6350 квадратных километров. Ширина реки от 30 до 60 метров, в низовьях становится шире.
Первое описание реки относится к конце XVI века. Название произошло от старорусского слова, означающее имущество, пожитки, котомка. Ненцы называют реку Падьяха – котомочная река. Это свидетельствует о давнем использовании реки в транспортных целях. По ней проходил путь через «Камень» (Уральские горы) в Сибирь – Югру.
Замерзая в конце октября, Собь освобождается ото льда лишь в конце мая – начале июня. В июне она наиболее полноводна. Также может сильно разливаться после дождей. В своих верховьях и в среднем течении Собь – типичная горная река со стремительным течением, порогами, шиверами и перекатами. Один из наиболее сложных порог в поселке Харп с тремя ступенями (вторая категория сложности). В верховьях много мелей.
Река Собь привлекает многих туристов. Живописная и быстрая река отлично подходит для туристических сплавов. Вода в реке чистая, прозрачная, но очень холодная. Течение быстрое. Богата рыбой, в том числе хариусом и тайменем.
Перед туристами открываются грандиозные ландшафты Полярного Урала. При желании можно совершить радиальные выходы на близлежащие вершины и горные массивы. Популярны походы на водопад на ручье Северный Нырдвоменшор и горный массив Рай-Из.
По берегам реки Собь растет лиственничный лес, что решает проблемы с дровами, часто актуальные для широт Полярного Урала. Много ягод и грибов.
После устья левого притока речки Ханмей Собь попадает на Западно-Сибирскую равнину и приобретает равнинный характер.
Долина реки Собь делит Полярный Урал на северную и южную части, которые заметно отличаются друг от друга.
По перевалу в долине реки Собь Уральские горы пересекает железнодорожная ветка Трансполярной магистрали в Харп и Лабытнанги . Благодаря наличию железной дороги сюда просто добраться (в том числе здесь ходит поезд Москва – Лабытнанги и Воркута - Лабытнанги). Имеется одноименная станция Собь .
Туристы начинают сплавы от поселка Полярный (остановка 110 км), а заканчивают в поселке Харп . Протяженность этого участка реки – 46 километров, легко проходится за два дня. При желании можно продолжить сплав до поселка Катровож, но он находится в стороне от железной дороги и нужно будет договариваться о выброске.
Отправляясь на Полярный Урал, не забывайте теплые вещи, дождевики, средства от комаров!
Нитка маршрута
Станция Собь - река Собь↓ - река Хара-Маталоу - река Малая Хара-Маталоу - переход - река Бур-Хойла↓ - река Тань-Ю↓ - озеро Варча-То - река Варча-Ты-Вис↓ - река Войкар↓ - озеро Войкарский Сор - поселок Усть-Войкар
Маршрутная книжка №99-22
Руководитель похода - Соловьёв С. В.
Продолжительность активной части - 21 день
Описание маршрута
Река Собь (70 км вниз)
Река Собь - левый приток Оби, длина её на описываемом участке 70 км. Сплав начинается у станции Собь, где река, слившись с Большой Пайпудыней, из тундрового плоскогорья входит в узкую горную долину (2 км) и становится доступной для байдарок. От станции до реки 200 метров. Ширина реки 30-50 м, встречаются быстрые каменистые перекаты, имеющие форму зигзага с носами мелководьев. Проходить их следует по основной струе, иногда в конце струи небольшой прижим и валы. Часты шиверы, острова, берега поросли угнетённым притундровым лесом, склоны гор практически безлесные, лежат снежники. Течение - 9 км\ч. Такой характер река сохраняет до поселка Харп. Перекаты становятся более бурными, над водой нависают деревья, русло извилистое, долина сужается до 1 км.
Вблизи пос. Харп река выходит из гор, огибая хребет Рай-Из, и далее течёт по плоской, слегка покатой на юго-восток равнине, поросшей северным лесом. Напротив высокого обрыва левого берега у пос. Харп начинается порог. В каком-то из старых отчётов я встречал его название - «Инна». Он состоит из трёх каскадов:
- 1 каскад - 150 м. В русле беспорядочные камни, стоячие валы до 1 метра. Проход ближе к левому берегу или в центре порога.
- 2 каскад (через 200 м) - 100 м. Косые валы в конце порога. Проход по центру.
- 3 каскад (через 500 м) - 150 м. В центре порога камень-скала. Проход по центру. Большие стоячие валы (около 1,5 м).
1 и 3 каскады требуют просмотра.
В районе реки Енга-Ю бурный одноимённый перекат.
После впадения реки Ханмей ширина реки увеличивается до 50 м. Далее река однообразна, препятствий, за исключением отдельных камней, нет. Иногда справа открывается вид на Уральские горы, которые немного оживляют пейзаж.
Река Хара-Маталоу (21 км вверх)
Река Хара-Маталоу - один из наиболее крупных и живописных притоков реки Собь. Образуется слиянием Большой и Малой Хара-Маталоу и имеет длину 21 км. Река достаточно сложная для подъёма, порожистая.
Мы не можем описать первые три километра реки, т.к. изначально было запланировано идти с упакованными байдарками и рюкзаками по тропе вдоль реки, и поэтому первые километры мы срезали по старой вездеходной дороге, заплыв дальше устья Хары (так её иногда называют туристы). Вдоль левого берега действительно оказалась (как и рассказывали) хорошая тропа, но через 4 км она кончилась, пришлось собирать байдарки и поднимать их на бечеве.
В начале пути берега реки высокие, песчаные, у воды каменистые, сплошь заросшие густым лесом. Временами встречаются скальные выходы.
На 4-5 км река входит в узкую каньонообразную долину.
7-й км - значительное препятствие - порог Гагарина . Возможно потребуется обнос байдарок при подъёме бечевой.
8-й км - на правом берегу отвесная скала. Шиверы и перекаты следуют друг за другом, течение 9-10 км\ч.
13-й км - справа впадает ручей Макар-Рузь, не уступающий реке в полноводности. (Надо сказать, что он берёт своё начало из того же озера, что и река Собь).
Примерно через километр после впадения ручья - порог Титова (обнос). Количество шивер и перекатов увеличивается, по берегам часты скалы. Байдарки время от времени приходится переносить, т.к. воды становится всё меньше. Скалистые берега местами обрываются в воду отвесными скалами - «щёками», лес заметно редеет.
Река Малая Хара-Маталоу (9 км вверх)
Река Малая Хара-Маталоу - один из рукавов, образующих р. Хара-Маталоу. Длина реки 40 км. Из-за малого уровня воды и множества шивер скорость подъёма не превышает 1 км\ч.
Устье около километра завалено камнями, что сильно препятствует движению. Первые километры после устья даются сравнительно легко, потом глубина реки существенно уменьшается, появляются «горки», байдарки приходится часто перетаскивать. Ширина реки 10-15 м, глубина 20-30 см, русло изобилует многочисленными перекатами. Берега, в основном, тундровые, лесотундровые, долина узкая, на берегах лежит снег.
На 4-м км река левым берегом огибает высоту. На 7-8 км разбивается на рукава, очень мелко. Подъём заканчивается у левого притока - ручья Оник-Шор. Лучше остановиться за ручьём, где река подходит к высоте, покрытой лесом, здесь меньше проблем с дровами. Впереди видна г. Пай-Ер, на её фоне, в левой стороне, вырисовывается гора 935м, оттуда берёт своё начало Бур-Хойла.
Переход на Бур-Хойлу (18 км)
Во время разведки дороги на Бур-Хойлу была произведена корректировка маршрута, и взамен прежнего пути (через оз. Хойла-Ты (на карте Хуланлор), описание можно найти в литературе) был выбран новый. Это было вызвано более удобной дорогой, с меньшим уклоном и заболоченностью. Новый путь повлёк за собой некоторое удлинение маршрута (как пешей, так и водной его части), но, как нам кажется, в итоге оказался более удобным и менее трудоёмким.
Переход начинается от ручья Оник-Шор и проходит по хорошо накатанной вездеходной дороге вдоль Малой Хара-Маталоу. Кроме двух-трёх заболоченных участков, дорога удобна для передвижения. Вскоре, через 7-8 км, она выходит на абсолютно безлесную, тундровую, слегка холмистую равнину с отдельными небольшими озёрами в зоне видимости. Однако они довольно далеки, а на всём протяжении пути, за исключением самого его конца, нет никаких ручьёв, где можно было бы набрать воды. Это заставляет брать её с собой, тем более, что за один день с большим грузом переход преодолеть сложно.
Подойдя к Бур-Хойле, нужно форсировать её, соблюдая правила безопасности, т.к. река очень бурная. Байдарки можно оставить на берегу, а место для лагеря выбрать в 100 метрах от реки. Здесь в полной мере можно насладиться панорамой Уральского хребта, простирающегося вдоль всего горизонта. Отлично берёт крупный хариус. Единственное, что доставляет неудобства, так это отсутствие дров - куда ни кинь взгляд, лишь угнетённые одиночные ели нарушают гладь тундры.
Река Бур-Хойла (25 км вниз)
Река Бур-Хойла берёт своё начало с предгорий горы Пай-Ер, истоки её находятся на высоте 878 м. Река тяжела для передвижения. В начале движения Бур-Хойла мелкая (глубина не превышает 0,3 м), мелководные шиверы и перекаты следуют друг за другом. Примерно через 1,5 км первый обнос - «горка» 150 м. С 4-го км глубина реки незначительно увеличивается, но всё равно часто приходится выпрыгивать из байдарки, что бы уберечь её от повреждений.
Начиная с 8-го км, река превращается в сплошную цепь мелководных шивер - «горок». Часть их преодолевают проталкиванием байдарок, часть - обносят по берегу. (Тот или иной способ передвижения выбирают, исходя из возможностей передвижения.) Примерно с этого же километра на берегах появляется лесотундра, уменьшается, а вскоре и исчезает вовсе, проблема дров для костра. Между «горками» река стремительно мечется в каменисто-галечном русле по шиверам и перекатам, не давая расслабиться.
На 13-м км длинная «горка», оканчивающаяся бурным сливом. На 15-м км лесотундра меняется на тайгу, а вода в реке на километр уходит под камень. Этот участок желательно обнести по тропе вдоль левого берега. И, наконец, 18-й км - последняя, двухкилометровая «горка». Здесь разгруженные байдарки можно провести, избежав полного обноса. В её конце мощный длинный слив, осложнённый многочисленными камнями, его интересно пройти в байдарке.
Далее река несколько успокаивается, и на оставшихся километрах лишь несложные шиверы и перекаты препятствуют продвижению группы, воды для нормального сплава становится вполне достаточно. Спуск по Бур-Хойле заканчивается «горкой» в «Пятиречье», перед прохождением которой желателен осмотр.
Река Тань-Ю (75 км вниз)
На 42-м км от своего истока река Бур-Хойла на участке в 500 м последовательно принимает несколько рек: Левую Пайеру, Правую Пайеру, Хойлу и далее именуется рекой Тань-Ю . Место слияния этих рек называют «Пятиречьем». Его можно назвать одним из красивейших мест на маршруте. Стоит подняться на скалу напротив впадения рек, чтобы полюбоваться открывающейся панорамой.
Проходить участок реки после «горки» до поворота за скалу желательно после предварительного просмотра, т.к. здесь несколько весьма сложных мест с многочисленными камнями. Сразу за поворотом, на левом берегу, можно организовать стоянку для ловли хариуса на реках и ручьях Пятиречья. (Ниже по течению хариуса будет меньше, а после впадения р. Сезым-Югана он исчезнет вовсе.)
Верховья реки Тань-Ю бурные, и, хотя не наблюдается ярко выраженных порогов, её мощные перекаты доставят истинное удовольствие от долгожданного сплава.
Сплавляться желательно с фартуком и в спасжилетах (стоячие валы на перекатах достигают 1 м).
Наиболее сложные препятствия находятся на участке до впадения реки Лагорта-Ю, хотя и дальше река ещё долго не теряет своих спортивных качеств. Просматривать перекаты не имеет смысла, ориентироваться вполне можно с воды. Через 10 минут после впадения Лагорты-Ю на правом берегу изба с баней, русло здесь шириной 50-60 м, течение 7-8 км\ч.
На 24-м км Тань-Ю принимает мутный таёжный приток Сезым-Юган. В месте впадения его большой остров делит Сезым на две протоки. Здесь можно хорошо половить щуку и окуня. Надо помнить, что от Сезым-Югана хариуса в реке нет.
Вскоре на резком повороте влево появляется хорошее место для стоянки, пренебрегать им не стоит, т.к. дальше Тань-Ю входит в заболоченные таёжные берега, практически не дающие возможности для организации нормального лагеря. Перекаты исчезают вовсе, а ширина реки увеличивается до 70-80 м, течение ослабевает, и вскоре Тань-Ю представляет собой медленно текущую в однообразных заболоченных берегах речку.
Справа начинает проглядывать хребет Манюко-Мусюр, появляются открытые участки. Постепенно русло расширяется до 100 и более метров, а течение практически исчезает. Часты заливы, острова, берега понижаются, вместо густой тайги - заросли ивняка, ольхи, берёзы.
Перед озером Варча-То на правом берегу сохранились две рыболовецких избы, третью несколько лет назад пустили на дрова. (В советское время на Варча-То рыболовецкая артель ловила к правительственному столу пыжьяна.)
Если группа не планирует в один день пройти ещё и озеро, то в избах можно устроить ночёвку, тем более что других удобных мест для стоянки нет.
Озеро Варча-То - река Варча-Ты-Вис (16 км)
На 75-м км река Тань-Ю практически без течения вливается в мелководное озеро Варча-То . На байдарках необходимо пройти всё озеро. Берега низкие (левый берег заболочен), глубина не превышает 1 м.
Справа довольно живописно протянулась невысокая цепочка гор. Пересекать озеро желательно в тихую погоду, общее направление движения Ю-З-З. Байдарки лучше всего направить на небольшой скалистый остров в левой стороне озера, расположенный примерно на середине пути. На острове нужно сделать остановку и решить, как двигаться дальше. Есть два варианта дальнейшего продвижения:
- Идти вдоль левого берега и искать исток Варча-Ты-Виса за островами, поросшими лесом. Тут есть вероятность ошибиться и попасть в протоку, вытекающую из болота и расположенную в 200 метрах левее истока реки. Чтобы этого не произошло, нужно помнить о довольно сильном течении Варча-Ты-Виса.
- Взять направление на гору, напоминающую своей формой колокол. Тут есть опасность промахнуться и уйти правее, тогда придется долго плутать в поисках речки.
Как видно, у каждого варианта есть свои недостатки, выбор оставляем за туристами. В хорошую погоду озеро можно пройти за 2 часа.
Варча-Ты-Вис - короткая (11 км) речка с быстрым течением и многочисленными перекатами. Перекаты, в основном, чистые, несложные и преодолеваются по основной струе. Ширина реки 25-30 м, берега крутые, сплошь заросшие тайгой. Временами справа видны горы. В километре от истока, на правом берегу изба егеря, сюда с Усть-Войкара изредка заходят моторные лодки. Перед впадением в Войкар река начинает сильно петлять, течение убыстряется и, наконец, Варча-Ты-Вис под прямым углом впадает в Войкар. В месте впадения, на правом берегу, запертая на замок изба, здесь хорошее место для стоянки. Здесь же можно попытаться половить тайменя, щуку.
Река Войкар - озеро Войкарский Сор (65 км + 20 км)
смотреть карты ,
Река Войкар - крупный приток Оби, берёт своё начало на Восточном склоне Уральского хребта и имеет длину 140 км. Наш маршрут проходит по среднему и нижнему участку реки. В районе впадения Варча-Ты-Виса ширина Войкара 70-80 м, течение 6 км\ч. Отсюда до Войкарского Сора 65 км, берега реки каменистые, в начале сплава крутые.
В трёхстах метрах после начала движения остров разделяет реку на две протоки. Вопреки рекомендациям предыдущих отчётов, считаю, что проходить лучше по левой. Здесь больше воды и меньше камней. На первых 30 км в русле часты перекаты, сначала довольно мощные, а в конце еле заметные. Они часто заканчиваются прижимом или косыми валами (иногда и тем, и другим).
Русло постепенно расширяется до 100 метров, берега понижаются. Течение остаётся всё таким же сильным почти до самого конца реки. На 30-м км сплава, после впадения Ламбей-Югана, на правом берегу видна лежащая буровая вышка. Временами встречаются избушки охотников, перекаты за Ламбей-Юганом полностью исчезают, лишь изредка встречаются отдельные камни. За 9-10 км до пос. Юган-Горт река расширяется до 150-200 метров и начинает петлять среди многочисленных островов. На этих островах можно организовать отличные стоянки. Берега здесь уже глинистые, глинисто-песчаные, иногда у воды выходы камней.
В посёлке Юган-Горт (на карте Вершина-Войкар) сохранилось 2-3 жилых дома, остальные заколочены. Продукты купить нельзя, магазин только в пос. Усть-Войкар.
Озеро Войкарский Сор. Проходить надо только в абсолютно безветренную погоду. Озеро очень мелкое, глубина его в средней части не превышает 0,5 м, это вызывает крутые беспорядочные волны. От посёлка нужно держаться левого берега, на входе в Сор стоит чум и изба оленеводов. Войдя в озеро, в зависимости от уровня воды нужно либо искать фарватер, либо двигаться к мысу, носящему название «Лиственный». На мысу желательно сделать днёвку, здесь великолепное место для отдыха. Отсюда виден другой мыс, за ним посёлок Усть-Войкар. Поход заканчивается в посёлке Усть-Войкар, откуда попутным транспортом можно доехать до крупного посёлка Шурушкары и далее до Салехарда.
Возможно удлинение активной части маршрута за счёт самостоятельного сплава по Малой Горной Оби - одному из рукавов реки Обь - до поселка Шурушкары.
Август 1999 года
Картографический материал
- Участок маршрута:
- Участок маршрута:
- Участок маршрута:
- Участок маршрута:
Записки водника. Полярный Урал. Одиночный сплав по реке Собь
Видео со сплава - https://www.youtube.com/watch?v=8RZGF_wJEZQ&t=1s (1 часть)
Вещи собраны. Кроме основного рюкзака, со мной поедет лодка в гермомешке. Плюс тубус со спиннингом, палатка и сумка с едой в поезд. В общем, вещей будет предостаточно. Поеду я в купе, на верхней полке. В Нижнем Новгороде очень душно, а в квартире, вообще невозможно находиться, сижу весь сырой. Завтра отправляюсь в 16.10.
Заброска
Нижний меня провожает дождём, чуть похолодало до +20. Провожают меня родители. Сажусь на поезд Нижний Новгород - Воркута и еду до станции Сейда. Купе забито, со мной ещё едет женщина с ребёнком и бабуля, все они едут до Воркуты. Скучно. Лежу, читаю.
Скука продолжается. Я сплю, лежу, читаю. Поел пару раз. Ночью зашло много ребятни и вагон превратился в “детский сад”.
В 5 утра подъём. Поел пюре б/п. И стал готовиться к выходу. В 6.10 я перетащил все вещи в тамбур и ждал выхода. В 6.35 приехали, станция Сейда. Я выгрузился и сразу налетела мошка, пришлось переодеваться. Дотащил вещи до лавочки и там встретил нижегородцев. Они тоже едут на Собь, только на другом поезде и едут до п. Харп. До 11.15 читал книжку. Пришёл поезд и я загрузился. Поезд Москва - Лабытнанги. Еду до станции Полярный Урал. В купе была мама с сыном. Лена и Стас. Они из Салехарда, едут до Лабытнанги, а от туда на пароме в Салехард. Поболтали, о всяком. Цены говорят, намного выше чем у нас и температура суровее, до - 40 точно доходит, а то и больше.
В купе меня покормили гречей с курицей. И в 14.15 я вышел. Стас помог вытащить вещи. Стоянка 2 минуты.
После выгрузки я отправился к речке Собь, идти до неё около 1,5 км.
Шёл в две ходки, всё дотащить невозможно. Недалеко от речки находится обелиск “Европа - Азия”. Сделал несколько фоток.
Пейзаж обалденный, погода отличная. Горы кругом. Дошёл до Соби, всего прошёл 4,5 км. Рядом была какая то группа, видать они возвращались с горного похода. Я накачал лодку и переправился на правый берег речки, кругом горная тундра, деревьев нет вообще.
Поставил палатку. Сварил суп на газу. Вода чистейшая, прозрачная, очень вкусная. Завтра, рано утром, думаю подняться на горку, если конечно позволит погода. Под вечер налетела мошка. Немного донимает. В 22.00 по местному времени ложусь спать. Разница с Москвой +2 часа.
“Преодолей себя”
Ночью шёл дождь, и он не давал вылезти из палатки. До 10 утра я валялся, затем вылез и увидел, что горы в тумане.
Их вообще не видно. Восхождения не будет! Я сварил рис - 2 порции. Одну порцию съел, а другую убрал в термос. Мошки практически нет. Холодно. После обеда я стал собираться, пора выплывать. Все упаковал и начал проводить лодку.
Так как, здесь река не сплавная, это была мука. Прошел несколько поворотов, проводя лодку. Много больших камней лежат в русле реки, преграждая путь. Проводить не возможно. Один раз, чуть не упал в воду, хорошо что были забродные сапоги.
В общем, я решил обноситься по берегу. Всего сделал 9 полноценных ходок, но так как вещей было много, то мне пришлось бегать туда - сюда. То есть на выходе, получилось 27 ходок. Всего прошел примерно 10 км. Но продвинулся, примерно на 3,3 км. Не густо. Пока таскался, на несколько минут зарядил дождь. К тому же, меня пытались атаковать 3 чайки. Но вскоре они улетели.
Кроссовки промокли. Таскался я по тундре, так что ж было всё легко, единственной проблемой было преодоление четырёх ручьёв. Затем подойдя к Соби, я увидел, что можно попробовать возобновить сплав, так как речка, стала слегка пошире и здесь нет таких огромных камней.
И всё получилось. Конечно, пару раз пришлось вылезти и провести лодку, но плыть уже можно. Попадаются перекатики, там хорошо несёт.
В “затишках” течения нет. Проплыл пару островов, один раз сел на мель - пришлось выталкивать лодку. И проплыв примерно 3 километра, я встал на стоянку на правом берегу.
Вдоль речки виднеются деревья. Завтра начнётся настоящий сплав. На стоянке, на газу сделал чай и ем рис с вяленным мясом. Тундра. Красота кругом. Красивая долина реки и горы, вот что находится рядом со мной. Если завтра погода позволит, попробую залезть на близлежащую горку. Много мошки вылетело, особенно когда нет ветра. Около 23 часов, по местному времени отправляюсь спать. Изредка проезжают поезда. Розовый закат появился. Сегодня попробовал морошку, но она уже отходит. Вкус напоминает перетёртые яблоки.
“Отличный сплавной день”
Ночью прохладно, залез в спальник с головой. Проснулся в 6 утра. Вылез из палатки, посмотрел на горы. Часть гор под облаками, тогда ещё посплю, никуда не полезу. В 8.15 решил вылазить из палатки. Погода пасмурная, прохладно.
На горелке, сделал две порции риса. Одну съел, другую убрал в термос. Затем стал собираться. Со стоянки, взял несколько камешков.
В 11 утра выплыл. Проплыл несколько перекатиков. Выглянуло солнце, тучи отступают. Затем ещё несколько быстрин, несёт как на трамвае. Главное в камень не угодить, нужно быть всегда начеку!
Впереди появилась утиная стая, несколько поворотов, я так и плыл за ними. Но когда к ним приближался, они ныряли в воду. Затем приплыл в посёлок Полярный - станция 110 км. Вышел на берег, посмотрел на него издалека и поплыл дальше.
Местами встречаются мели. Несколько раз приходилось выходить и толкать лодку. Потом прошёл левый приток, речку Большую Пайпудыну. И чуть проплыв дальше, увидел двух рыбаков на лодках.
Виды кругом обалденные, ветерок сдул всю мошку. Тундра отступает, а горы и сопки приближаются.
Проплыв 35 километров, я решил слазить на сопку, которая находится справа. Тут же, буквально в двухстах метрах находится станция Собь. Вещи оставил на берегу, а ценные вещи взял с собой. Лодку привязал и полез вверх. Высота перед подъёмом была 122 метра. Время 16.00. Поднимаюсь быстро, ведь иду налегке. Но идти мешает кустарник. Поднявшись метров на 100. Я увидел обалденный вид.
А через 38 минут от начала подъёма, я уже был наверху. Высота 340 метров. Красота! Видна пройденная долина реки. Пофотографировав и поснимав пейзажи, я начал спускаться.
Спустился в 17.05. Всего прошёл 2 км 250 метров. Пока я лазил, проплыли два рыбака, которых я ранее видел. Они сворачивали лодки около моста. Спросил про улов. Сказали чуть поймали, есть даже крупная рыба. Какая именно не знаю, но думаю что хариус. Когда я грузился, то обронил в воду навигатор, хорошо что нашёл. Надо быть внимательнее и закрывать карманы.
Проплываю мост, горы и сопки окружают меня со всех сторон. Очень красивые места! Местами хорошо несёт. Справа находится высокая гора. Скорее всего, это гора Поур - Кей, высота её 876 метров. А рядом находится сопка.
В 19.00 я решил встать на стоянку, на правый берег. Благо там стоянка обустроена, есть очаг. Сразу собрал дров, развёл костёр и поставил чай. Сделал выстрел из ракетницы в воду. Минут через 10 приехала “шишига”, на “косу” рядом со мной. Как? Затем переехала на другую сторону и скрылась.
Я попил чайку, поел рис из термоса с вяленным мясом и в 22.40 ложусь спать. На небе бело - жёлтый закат.
“Дождливый день”
В три утра проснулся, вылез из палатки и увидел что всё в тучах. Часть гор не видно. Возможно, пойдёт дождь. Я отправился в палатку, досыпать. Спал до 10.20. Два раза лил дождь. Но когда я вылез из жилья, его уже не было, развёл костёл и начал варить две порции гречки. В это время дождь начал моросить. Гречка сварилась около 12 дня. Дождь усилился. Я поел и поставил делаться чай. Выпив кружку чая, дождь загнал меня в палатку около 13 часов. Лежу, отдыхаю. В 13.50 он закончился. Полежав ещё минут 40, я стал складываться. Надо плыть дальше!
В 15.45 выплываю. На открытых участках сильный ветер, очень мешает плыть, скорость 1-2 км/ч. Но виды красивые, хотя часть гор скрыта под облаками. На некоторых перекатах удаётся разогнаться. Затем на берегу встретил туриста, он показался из палатки. Плывёт до Харпа, ловит хариуса. Кстати, сегодня я тоже собрал спиннинг, нацепил ядовитую Blue Fox №2 и пробую ловить - но ничего не клюёт.
Собь в некоторых местах бьётся на рукава, куда хочешь, туда и плыви. Затем вижу ещё двух рыбаков, тут находится станция 134 километр, тоже ловят хариуса. Один клюнул. Мужик сказал, что видел “подводников”, которые ему сказали, что ныряли в яму, хариус говорят есть, но не берёт.
Плыву дальше. Собь петляет среди гор, очень красиво. Ещё бы погода была солнечной. В 18.30 опять начало моросить. Мелкая - мелкая противная морось. Двигаясь дальше, справа на высоком берегу увидел резиновую лодку. Затем сразу же быстрый и мощный перекат. Волны довольно большие. Немного покачало.
Дальше идёт поворот налево и высокий правый берег. Смотрю, виднеется открытое пространство, надо посмотреть стоянку. Здесь две стоянки и обе грязные, мусор валяется, банки, бутылки. Решил встать на дальней стоянке. Перенёс вещи и лодку. Дров здесь практически нет, всё вычещенно. Поставил палатку. Налетело много мошки, особенно где нет ветра. Поверхность для палатки не удобная - камни. Но как - нибудь расположусь. Решил с костром не возиться, дрова сырые. Еда и так есть в термосе, а вместо чая, попью воды.
В палатке перекусил и в 21.00 лёг спать. С трудом верится что завтра будет хорошая погода. Через 40 минут начался ливень с громом и молниями. Но к полуночи, он закончился.
“Горный массив Рай - Из. Пгт. Харп”
В 9 утра встаю, дует сильный ветер. Мошки нет. Развожу костёр. Горит плохо, дрова сырые. Варю гречку - 2 порции. Пасмурно, но иногда выглядывает солнце. К 11.00 я поел и начинаю собираться. Сегодня мне надо пройти пгт. Харп.
В 11.50 выплываю и буквально через 500 метров, появился горный массив Рай - Из. Он тянется на 55 километров. Сверху стекают водопады. Красиво!
Залез на высокий берег сфотографироваться.
А вот около 14.00 выглянуло солнце. На одном из поворотов встретил туристов на катамаране, они плывут до Харпа. Затем Собь начинает, близко подходить к Рай - Изу. Я забрался на берег, и пошёл осмотреться. Тут накатанная дорога, наверно из Харпа, но до него ещё около 15 км. Этот массив состоит из больших и маленьких валунов, повсюду валяются камни, несколько штук взял на память. Затем поплыл дальше. Незаметно проплыл станцию 141 км - Красный камень. Солнце светит, погода наладилась. Решил искупаться, вода холодная, течение сильное. По камням заходить неудобно.
Поплыл дальше, рыбачу, но поклёвок нет. Собь иногда бьётся на разные рукава. Чуть не доходя до Харпа, такая же ситуация, я поплыл по правому рукаву, на выходе он оказался мелким, пришлось лодку протаскивать. Подплывая к Харпу, с левой стороны пошёл забор. Если смотреть прямо, то видны дома. Затем слева показалась наблюдательная вышка и купол церкви, здесь находится зона строгого режима, тут сидят опасные преступники, в том числе здесь сидел Платон Лебедев.
Затем показалась первая ступень порога, я посмотрел его и прошёл. Далее ещё две ступени порога, вторая идёт на повороте направо, а третья на выходе. И третья, вроде бы мощнее. Я решил его обнести справа, минут за 30 управился. Время уже 17.30. Тут же прошла двухместная байдарка. Плыву дальше, метров через 150 поворот налево и перекат, затем ещё один. Далее идет мост и ещё порог, байдарочники осматривают его. Я к ним подплыл и поздоровался. Максим и Елена, плывут от станции 110 км, до Катровожа. Этот порог можно идти как слева, но там опаснее, а можно справа. Я пошёл справа, тут довольно мощный слив. Здесь я решил лодку провести, благо верёвка то есть. Далее запрыгнул в лодку и поплыл. В конце порога, есть неплохие валы. Немного поболтало.
Справа впадает речка Енгаю. Перекат, несёт очень быстро. Плыву, рыбачу, но безрезультатно. Высматриваю стоянку.
В итоге, в 19.00 нашёл стоянку на правом берегу. Место отличное, есть кострище и скамейка. Сразу сделал чай, затем поел гречку. Проплыли лодочники, на двух лодка с мотором, встали где - то недалеко от меня. Затем прошла байдарка, с Максимом и Леной.
В 22.00 пошел порыбачить, ничего, только блесну зацепил. Но 15 минут порыбачил. В 22.30 пошел спать. Облачности практически нет, был красивый розово - желтый закат. Прям не знаю, какую завтра погода ждать…
11 Августа (чт.) (5 день пути) (Проплыл 36,2 км. Всего 103 км)
“Первая рыба. Северная природа”
Проснулся около 6. Смотрю светло, но прохладно. Впервые с утра светит солнце. В 6 встаю, развожу костёр и начинаю готовить суп - харчо. Сегодня суповой день. К 8 утра поел, съел 1,5 порции. Одну порцию залил в термос. После завтрака начинаю собираться. Сегодня моя цель, проплыть речку Ханмей и поставить лагерь около притока Орехъёган. Оттуда я собираюсь сходить к тундровым озёрам. Плыть около 30 км.
Сплавляться начал в 9.50. Солнце, погода отличная. Течение хорошее, перекаты. Собь петляет, иногда разбивается на несколько рукавов.
Проплыв километров 5, на левом берегу встретил уже знакомую байдарку. Причалил, немного поговорили.
Продолжив движение, вскоре они меня обогнали. Пробую рыбачить, но тишина.
Преодолев 13 километров, смотрю, стоит байдарка, рыбачат, но не клюёт. Максим и Лена, кстати, из Москвы. Проплыв метров 150, смотрю в Собь что - то впадает. Трава примята, значит, тут народ рыбачил. Здесь на стыке Соби и притока, идёт свал и ямка, течение сильное. Кинул несколько раз - тишина, сместился чуть пониже…Есть, хариус.
Ура! Первый хариус - на 400 грамм. Больше не клюёт. Зову москвичей, у них клюнул один, но поменьше. А я, поплыл дальше.
Следующая цель речка Хамней, плыву туда. Встречаются длинные прямые, берега практически все похожие. Стоянок не видно. Затем показались две лодки, ловят хариуса, плывут до Лабытнанги. Но они на моторе. Ещё чуть проплыв, появились две надувные байдарки. Два мужика в возрасте, тянут байдарки против течения. Говорят, были на речке Хараматалоу.
Видна стоянка. Попробую порыбачить в устье, течение мощное. Чуть повыше есть затишок, там малёк плескается. Видно щука гоняет. Несколько забросов и есть поклёвка, приятное вываживание - щука на 1 кг 250 грамм. Пока отцеплял блесну, плывут москвичи, зову на рыбалку. У Максима клюнул мелкий хариус. Затем я ещё пробую, несколько забросов и есть вторая щука, но эта поменьше. Её я отпустил, мне столько рыбы не надо, а “москвичи” взять её не захотели. Хватит рыбачить. Немного поболтали, я перекусил и выдвинулся дальше.
Пока рыбачил, две лодки опять меня обогнали. Места однообразные пошли, гор не хватает. Местами, пейзаж напоминает наши равнинные речки. Но тут, несёт быстрее. В какой - то момент, Собь опять разбилась на два рукава, я решил идти справа, хотя видел, что основной ход левый.
Немного пришлось по петлять, в некоторых местах вообще не было течения, а затем эта протока сузилась и всё таки, соединилась с основным руслом. Скоро должен быть приток Орехъёган.
Опять две развилки, решаю плыть по левой. А в правую протоку, как раз впадает речка Орехъёган. В общем, я его даже не видел. Плыву и ищу стоянку, на высоком берегу не возможно, кусты. А на песчаном берегу, с дровами проблема. Всё таки, я решил на песке остановиться.
Время 21.00. Быстро насобирал дров. Но их не много. Развёл огонь, поставил палатку и сделал чай. Затем делаю уху, рыбы много. Рыбу варю в две порции. Уха наваристая. Съел пол щуки и хариуса. Бульон и остальная рыба на завтра. Интересный был денёк. А закат вообще обалденный. Вожусь с дневником и картами. Только около часа ночи, лёг спать.
“Река Хараматалоу. Река Луппайёган”
Проснулся в 7.30. В палатке жарко, припекает. На улице солнце, тепло. Живности в виде комаров и мошки, пока не видно. Развожу костёр, надо подогреть уху. В это время снимаю тент от палатки, всё в конденсате, пускай сохнет. Затем поел. Два куска щуки и немного бульона оставил на перекус. В 8.30 пошёл порыбачить. Вчера возле лагеря плескался малёк. Но ничего не клюнуло. Буду собираться, скоро поплыву. На озёра решил не ходить, не хочется продираться через кусты. Лучше порыбачу, в устье речки Хараматалоу.
В 10 часов выплыл, плыву, рыбачу, но тишина. Течение есть, пока несёт. Жарко сегодня, остановится искупаться, вода холодная, но всё равно приятно.
Под правым берегом, оказался затишок. Смотрю, рыбка выпрыгивает. Там целая стая. Кидаю блесну, но не берут. Здесь маленький хариус плавает, всё - таки одна поклёвка была. Как - то тяжело плывётся, в некоторых местах течение слабое. Далее идёт поворот направо, там стоит группа на двух катамаранах с моторами. Машу им рукой. Далее идёт затяжной поворот налево, с высоким правым берегом. Красиво, но течение слабое.
Доплыл до правого притока Соби, речки Хараматалоу. Это очень известная речка, в узких кругах. Покидал блесну, ничего. Перекусил ухой и поплыл.
Дальше идёт несколько поворотов в разную сторону. Речка мечется туда - сюда.
Меня обогнал лодочник на моторке. Затем ещё один. Течение местами есть, а где - то очень слабое. Перекаты очень редко встречаются. Около 17.00 доплыл до правого притока Соби, речки Луппайёган. Здесь изба и баня. Всё, тут останавливаюсь на стоянку.
Сразу пошёл на рыбалку. С первого заброса “в затишке” взял щурёнок. Его отпустил. Затем ещё один. Его тоже отправил плавать дальше. Мне щуки, больше не надо. Возможно, это был тот же щурёнок. Больше не клюёт.
Затем подъехали катамаранщики. Тоже рыбачат. Только чуть в другом месте. Затем на моторке рыбак приехал. Знакомимся, Виктор из пгт. Харп. Говорит, что щука не клюёт, малька объелась. А так, тут ловят щук на 6 - 8 кг. Спросил про “москвичей” на байдарке, говорит, что видел их около р. Хараматалоу. Значит, скоро приплывут. Виктор, рыбачит на большую “колебалку”. А я, “вертушку” кидаю. И есть, попался окунь на 400 грамм. Ура! Будет, окунь на рожне. Виктор поплыл, а я принялся делать чай.
Дрова свежие, сырые. Очень плохо горят и не колются. Чай готов, смотрю, плывут москвичи, Максим и Лена. Зову и их к себе в лагерь. Угощаю чаем, разговариваем. Завтра у них по плану днёвка, будет баня. Выбрасываться с речки, хотят 18 августа, а я 15 августа. Максим пошёл порыбачить, с первого заброса клюнула маленькая щучка, её отпустили. Больше ничего нет.
Они поплыли дальше, им надо ещё, найти стоянку. Ну а я, занялся окунем и рисом. Сделал рожён и стал окуня запекать. А рис, я поставил на газовую горелку. Костёр ели горит. Окунь получился на “ура”. Очень вкусно! Затем поел риса, а вторую порцию убрал в термос. Поставил палатку и в 23.40 пошёл спать. Под вечер вылетела мошка, было очень неприятно.
“Северный олень. Опять рыба”
Проснулся в 5.30 и пошёл на рыбалку. Было две поклёвки, но ничего не вытащил. Минут 40 рыбачил. Затем пошёл есть рис, а заодно ещё риса отварил и убрал в термос. Начинаю собираться. Перед отплытием, покидал блесну, минут 20. Клюнул чебак, рыбка похожая на плотву. Её отпустил, точнее она сама отпустилась, прям на берегу.
В 9.30 выплыл, течение не сильное, но есть. Много длинных прямых, утомительно плыть.
Встретил лодку рыбаков из Харпа. Проплыв 7 км, на правом берегу увидел “москвичей”. Плыву к ним. Они говорят: -“Олень, олень”. И действительно, на противоположном берегу пасётся молодой северный олень. Пофотографировал его и поснимал на видеокамеру.
Причаливаю, меня угощают малосольным хариусом и чаем с печеньем и шоколадом. Спасибо! Хариус вкусный, впервые ем такое блюдо. Максим говорит, что поймал две щуки, взвешиваем, на 3 и на 2 кг. Неплохо. Место здесь хорошее для рыбалки, как раз небольшой заливчик. Я тоже решил порыбачить. И минут через семь, клюнула щука на 2,2 кг. Ура!
Хотел её выпустить, так как с рыбой возиться не хочется, но она не уплывает. Пришлось забрать. Максим мне её разделал, почистил и разделал на филе. Спасибо!! Итого чистого мяса 1,3 кг. Много, но ничего съем.
Поднялся сильный боковой ветер, меня сдувает к левому берегу. Проплыла моторка, поздоровались. Собь здесь широкая, метров 80 - 100 в ширину, это большой коридор для ветра. Затем, меня всё - таки догнали байдарочники. Плывём дальше.
На левом берегу, расположились уже знакомые катамаранщики. Собь делает резкий поворот налево, а правый берег высокий. Идёт перекат, плюс ветер в спину, несёт здесь хорошо, около 11 км/ч. Чуть проплыв, байдарочники всё - таки встали на левом берегу. Я тоже причалил. Перекусил рисом с вяленным мясом, немного поболтали. Попрощались, теперь точно в этом походе больше не увидимся.
Затем поставил палатку и лёг. Начал подниматься ветер, я пошёл укреплять палатку и умудрился порезать ногу топором, который лежал в тамбуре остриём к верху. Ранка не большая, но неприятно. Одному надо аккуратней. Ранку обработал и в 23.30 ложусь.
До села Катравож, остаётся совсем немного. Всю ночь, был мощнейший ветер.
“Хорошая рыбалка”
Проснулся в 8.30. Развёл костёр, разогрел уху. Поел, остальное убрал в термос. Погода хорошая, солнце, но ветер. Тяжело будет плыть по широкой реке. Начинаю собираться. Сегодня надо встать на стоянку недалеко от Катравожа, а завтра узнавать и договариваться о выброске в Лабытнанги.
В 10.50 выплыл, сразу начинаю рыбачить. Поставил ”колебалку” Mepps Syclops - 2, весит она 17 грамм. Буду ловить как местные. Вначале несёт хорошо, течение есть, к тому же ветер в спину помогает. Впереди небольшой перекат, кидаю, есть рыба. Это окунь, крупный, грамм на 300 точно. Отпускаю и ловлю дальше. Через несколько минут закидываю блесну в “затишок”, под левый берег. Есть ещё один окунь, но чуть поменьше. Вот это интересная рыбалка пошла. Окуня отпустил, не хочу с рыбой возиться.
Собь делает поворот налево, вода помутнела, не то что в горах. Глубоко здесь наверно, как раз щучьи места пошли. И действительно, заброс и есть поклёвка, это щука. Сопротивляется. Вроде, неплохая. Вытаскиваю, взвешиваю 1,9 кг. Нормально. Глубоко заглотила, блесну ели вынул. Хочу отпустить, а она не плывёт, всплывает брюхом, прям как вчера. Придётся опять есть рыбу.
Плыву дальше, река делает длинный поворот налево. Смотрю, на правом берегу рыбаки стоят, думаю надо к ним подойти и щуку отдать, а заодно спросить про выброску из Катравожа. Поздоровался, щука не нужна, у самих есть. Они сами из Салехарда. Про Катравож говорят, что там можно договориться с местными. Предлагали поесть и выпить. Но нет, я поплыл дальше. Собь широкая, метров 100, если не больше. Много моторок ездит. Воскресенье, люди рыбачат, отдыхают. Тепло, солнце хорошо печёт.
Затем идёт долгий поворот направо и минут через 15, на левом берегу показался домик, наверное зимовье. Ели плыву, течение как - будто нет вообще. Впереди стоит остров, Собь бьётся на две протоки, плыву по правой. Здесь как раз стоят знакомые катамаранщики. Проплыв ещё немного, решил вставать справа на повороте, берег здесь хороший для стоянки. Вдали стоит какой - то корабль с краном, наверное земснаряд.Время только 15.20, а я уже на стоянке. Нормально. До Катравожа около 15 км. А мне ещё с щукой возиться. Я сразу наварил чай, залил его в бутылку и стал заниматься щукой. Буду варить. А сам пока перекушу ухой из термоса.
Потом отварил щуку. Несколько кусков съел, вкусно! Делал не уху, а чисто щуку отваривал с приправой. Потом пошёл порыбачить, рядом с лагерем. Итог, два неплохих окуня, которых отпустил. Клевал бы у нас такой окунь, вот это была бы рыбалка. Затем в лагере доел щуку и отварил гречку на завтра. И снова на рыбалку. Подъехали знакомые мужики, которые отказались от щуки. Они предлагали, подвести меня прям сейчас до Салехарда. Но я, отказался. Спасибо. Приятно! Завтра в Катравоже договорюсь.
Ничего больше не клюнуло и я пошёл в лагерь. Все прибрал, спиннинг сложил и 22.30 лёг спать. Завтра будет ранний подъём.
(с. Катравож. г. Лабытнанги)
Проснулся в 5.30. Прохладно, но надо вставать. В палатке поел гречку из термоса. Потом от палатки отстегнул тент, пускай сохнет. Начал собираться. Всё, крайний день сплава настал. Плыву в Катравож.
Течения нет. Идёт длинная прямая. Рядом с лагерем, оказывается стоял домик, наверно зимовье. Плыву к земснаряду. На правом берегу, мужик щуку вытаскивает, но она не большая. Поздоровался.
Потом река, делает длинный поворот направо. Ширина метров 200. Плыть вообще не интересно! Только рыбачить неплохо. Плыву медленно, скорость 3 - 4 км/ч. Да ещё ветерок присутствует. Иногда встречаются рыбаки. У них спрашиваю про заброску в Лабытнанги. Говорят, там можно договориться.
Длинные однообразные прямые, сменяются затяжными поворотами. На повороте направо, стоит большое деревянное здание. Это вроде ледник или склад. Затем у меня произошел конфуз. Половина левого весла, вместе с лопастью уплыла, пришлось раздеваться и плыть за ней. Хорошо, что она не тонет. Догнал её, причалил на берег. Болтик вылетел, наверное в верховьях расшатался на камнях и перекатах. Вместо него вставил веточку. Вроде держится, до конца сплава должен дотянуть.
И тут пошла прямая и длинный поворот налево. Виднеются антенны, дома стоят. Вот и всё! Я в селе Катравож. За сегодня проплыл 17,5 километров. А всего 180,8 километров. За 9 ходовых дней.
Сразу у местного спросил, как можно уехать, он сказал, что теплоход сегодня ушёл, с утра. Он ходит 3 раза в неделю. Подъехала ещё лодка, они меня направили к мужикам на берегу. Говорят могут довести, но лучше подождать ещё народ. Так будет дешевле. В общем я складываюсь, сушу лодку. Приплыл я сюда примерно в 13.30. Около 16.00 всё таки поехали в Лабытнанги. Загрузились в “казанку” с 40 - ка сильным мотором Yamaha и в путь. За 1 час и 5 минут доехали с ветерком.
Я в Лабытнангах. Проезд стоил 4000 рублей. Дальше сажусь на такси и еду на ж/д вокзал за 200 рублей. А там уже отдыхает другая группа сплавщиков, тоже нижегородцы. Билет не купил, так как касса закрыта. Завтра с утра куплю. Расположился прям на вокзале, в комнате отдыха. Сутки 1500 рублей. Вот такой денёк. Завтра поезд. Приключения закончены.
Выброска.
С утра купил билет. Сначала еду до станции Сейда, на поезде Лабытнанги - Воркута, цена 1462 рубля. Еду в купе. В Сейде пересадка на поезд Воркута - Нижний Новгород, цена 5114 рубля, тоже купе. Выехал из Лабытнанги 16.08.2016 в 10:45, приехал в Нижний Новгород 18.08.2016 в 9:10. Поход закончен.
Собь - река, берущая своё начало на восточных склонах южной части Полярного Урала. Собь проходит через пгт Харп.
Собь является левым притоком Оби и впадает в неё около посёлка Катровож.
Длина 185 км, площадь водосбора 5890 км². Питание реки преимущественно снеговое. Половодье в июне - июле. Средний многолетний годовой расход воды (расчётный) около 50 м³/с, объем годового стока 1,5 км³. Основные притоки: слева - Ханмей и Большая Пайпудына, справа - Орехъеган и Хараматолоу .
Туризм
Река популярна среди туристов, истоки расположены в горной местности. По долине реки проходит основная часть железнодорожной ветки, которая представляет собой действующий участок Трансполярной магистрали (в настоящее время - Северной железной дороги). Действующий участок Трансполярной магистрали целиком - это железнодорожная ветка Чум - Лабытнанги (иначе обозначаемая Сейда - Лабытнанги, поскольку на станции Чум товарные операции не производятся). Та часть действующего участка, при строительстве которой были использованы преимущества рельефа реки Собь, - это перегон Елецкая - Харп. Благодаря хорошей транспортной доступности пользуется популярностью у туристов-водников, которые пролагают по ней маршруты 1-4 категорий сложности.
Река Собь является левым притоком Оби. Она берет свое начало на западном склоне Уральских гор, пересекает хребет и течет уже по восточному склону. У реки Собь всегда было большое транспортное значение, т.к. она являлась одной из немногих дорог из Европы в Азию и обратно. Даже железная дорога от станции Сейда до Харпа проложена именно вдоль русла Соби. В верховьях река Собь имеет типичный горный характер с каменистым дном, чистой и прозрачной водой, быстрым течением. Напротив поселка Харп есть знаменитый порог, который при высокой воде может представлять из себя серьезное препятствие. В Соби водится европейский хариус и щука (в нижнем течении). Также может попасться таймень, чир, пелядь и даже муксун. В поселке Харп стоит Собский рыборазводный завод, в задачи которого входит восстановление популяции ценных видов рыб в Нижне-Обском бассейне (муксуна, пеляди, чира, нельмы, осетра). В нижнем течении Собь приобретает черты типичной равнинной реки: пологие берега, широкое русло, скорость течения заметно снижается, по берегам преимущественно лиственничный лес и кустарник. В сезон много грибов и ягод (черника, брусника, морошка). В нижнем течении водится в основном щука, плотва, окунь. Щуки довольно много и она крупная, в среднме 7-8 кг, встречаются экземпляры до 12 кг. На данной странице мы предлагаем рыбалку на реке Собь от поселка Харп до поселка Катравож. Этот рыболовный тур на Собь получается самым недорогим и демократичным, т.к. заброска на маршрут предполагается по железной дороге, т.е. без привлечения дорогостоящей гусеничной техники, колесной техники или еще более дорогого вертолета.
Программа рыбалки на реке Собь и ее притоке Хараматолоу
Это единственный наш рыболовный тур, где встреча группа происходит не на вокзале, а прямо в поезде. Наш проводник подсядет в поезд к проезжающей мимо группе и произойдет это на вокзале города Инта. Проводник будет со всем скарбом: с катамаранами, с кемпинговым оборудованием и т.д.
Наши туристы вместе с проводником (-ами) проедут около 8 часов от Инты до станции Харп. В Харпе группу будет встречать машина, которая отвезет всех на берег реки Собь. Группу высадят на берег чуть ниже знаменитого порога, который располагается ниже моста через реку. Порог временами бывает серьезным и его сложность доходит до 2-3 категории, поэтому, нет смысла лишний раз рисковать и проходить его по воде. Лучше уж встать на весла ниже порога.
На берег Соби группа совместно с проводником собирает катамараны, укладывает вещи. Параллельно готовится обед. После обеда - начало сплава по реке Собь.
Одна из причин, почему мы выбрали точкой старта станцию Харп, является тот факт, что от Харпа Собь уходит в сторону от железной дороги и протекает по абсолютно диким и нетронутым местам Полярного Урала. Никакого соседства с железной дорогой и никакого антропогенного влияния!
Второй, третий и четвертый день рыбалки на Соби будут посвящены сплаву и, собственно, рыбалке на европейского хариуса и щуку. Примерно через 25 км сплава от Харпа группа проплывает мимо устья реки Ханмей. Тут обязательно надо сделать остановку, а в идеале, даже сделать дневку на этом месте и пройтись вверх по течению Ханмея, чтобы порыбачить на хариуса.
Ниже Харпа на 43 километра (18 км от устья Ханмея) нашим туристам придется проплывать мимо устья еще одной замечательной реки - Хараматалоу. Хараматалоу так же следует уделить внимание и обязательно подняться выше ее порогов - там отличная рыбалка на трофейного хариуса!
Ниже реки Хараматалоу характер реки Собь поменяется и она из горной превратится в типичную равнинную реку с широким руслом, пологими берегами и кустарниками по берегам. Рыбалка будет в основном на щуку и хариуса будет встречаться все меньше и меньше. Для разнообразия рациона обязательно надо заглянуть в лес в поисках грибов и морошки (если будет подходящий сезон).
На пятый, шестой и седьмой день сплава группа рыбаков выйдет на среднее и нижнее течение реки Собь. В основе своей попадаться на крючок будут щуки, немного белорыбицы (плотва, окунь) и возможен таймень (но к вылову он, как известно, запрещен и его обязательно надо отпускать)
Река Собь на этом участке становится полноводной и нашим туристам будут встречаться местные рыбаки, которые поднимаются на моторных лодках и даже катерах от Катравожа или даже от населенных пунктов, расположенных на Оби. В общем, рыбацкая жизнь в нижнем и среднем течении Соби кипит и бурлит! Самое интересное в том, что рыбы хватает всем. Щуки так много, что еще никто не уезжал с Соби без рыбы.
Все наши группы сплавляются на катамаранах (мы не используем байдарки и рафты). Как показала практика, катамаран это лучшее средство сплава по рекам Урала. Он достаточно устойчив, прост в сборке и эксплуатации и в собранном виде занимаем минимум места. Для сплава по реке Собь подходит идеально. При желании наших туристов мы можем катамараны снабдить небольшими лодочными моторами, что позволит проходить бесперспективные для рыбалки участки быстрее, не задерживаясь.
В течении этой рыбалки сплавом группа в обязательном порядке сделает одну, а может и две, дневные стоянки. Во время стоянки организовывается туристическая баня, туристы отдыхают, совершают прогулки в виде радиалок к озерам и старицам Соби (иногда в старицах водится особо крупная щука).
Восьмой день последний и он будет посвящен выходу с маршрута. По идее, уже вечером седьмого дня группа должна подойти к поселку Катравож и встать лагерем неподалеку от него.
Утром восьмого дня наши туристы загружаются с лодки или в катер (с ним будет предварительная договоренность) и начинают спуск по Оби от поселка Катравож до поселка Лабытнанги. Обь имеет очень широкое русло и при сильном ветре тут зачастую поднимается волна. Нередки случаи, когда лодки и даже катера переворачиваются на этой волне. Поэтому, в лодке или на катере надо обязательно находиться в страховочном жилете! Ни в коем случае нельзя пренебрегать правилами безопасности.
По прибытию в Лабытнанги группу наших туристов встретит автомобиль и отвезет вещи и людей на жд-станцию "Лабытнанги". Если позволит время, то наши гости могут на пароме (ходит через каждые 15 минут) переправиться в Салехард (находится на другом берегу Оби) и посетить Обдорский острог, пофотографироваться возле статуи мамонта и просто посмотреть город Салехард. Вечером отправление поезда из Лабытнанги. В Инте наш проводник сойдет с поезда (вместе со всем скарбом), а наши гости поедут дальше, домой.