Основные законы диалектики и их использование. Новый взгляд на основы философии
Основные законы диалектики - это то, что когда-то давно изменило взгляды людей на проблему развития. Их три, но они могут объяснить многое.
Основные обосновал Иммануил Кант - великий мыслитель, который внес значительный вклад в философию. Давайте обо всем по порядку.
Основные законы и категории диалектики
Что такое теория, в которой говорится о том, как происходит развитие всего сущего. Также данный термин используется для обозначения созданного на основании данной теории метода.
Данное направление философии отражает развитие духа, материи, познания, сознания и прочего через:
- категории;
- принципы;
- основные законы диалектики.
Главной проблемой в данном случае является вопрос о сущности развития. Вообще же под ним принято понимать изменение идеальных, а также материальных объектов. Имеется в виду не обыкновенное механическое изменение, а не что иное, как саморазвитие, позволяющее перейти объекту на новый уровень, на наиболее высокую степень организации. Развитие является высшей формой движения, в то время как движение является его основой.
Основные законы следующие:
1. Борьбы, а также единства противоположностей. Суть его заключается в том, что в основе всего лежат два противоположных начала. Эти начала находятся между собой в постоянном конфликте. При этом, их природа остается единой. В качестве примера можно назвать день и ночь, тепло и холод.
Их борьба становится внутренним источником энергии, движения и развития.
Важно отметить, что борьба может происходить по-разному. Речь о том, что она может быть выгодна сразу обеим сторонам, одна из сторон всегда побеждает, а вторая выступает только лишь раздражителем, борьба может идти до полного уничтожения какой-либо стороны. Также возможен нейтралитет, солидарность, содействие, мутуализм.
2. Перехода количественных качественные. Здесь вся суть в том, что качество - это определенная стабильная система каких-то характеристик, тождественных бытию. Под количеством же понимаются исчерпываемые параметры явлений или предметов. Также вводится такое понятие, как мера, то есть единство качества и количества. Данный закон основан на том, что при изменении количества непременно изменится и качество. Изменения эти не вечны - рано или поздно можно будет наблюдать изменение меры. Иначе говоря, изменения произойдут в самой системе координат. Точка изменения - узел.
Привести пример таких изменений можно следующий: постепенный нагрев воды приводит к увеличению ее температуры. Сто градусов по Цельсию - это узел. После достижения данной отметки вода начнет испаряться. Установлено, что изменения по данному закону происходят резко либо совершенно незаметно. В качестве примера последнего можно назвать эволюционное развитие.
3. Отрицание отрицания. Суть в том, что новое существует лишь до тех пор, пока не станет старым и его не заменит нечто более новое, которое будет существовать до тех пор, пока само не превратится в старое. В качестве примера можно назвать смену исторических формаций, смену вкусов и направлений в культуре, эволюцию рода.
Данный закон основан на том, что развитие идет по спирали, а не по линии, то есть повторяется одно и то же, но на разных уровнях. Важно понимать, что развитие может быть как нисходящим, так и восходящим.
Это все основные законы диалектики. Категории же ее следующие:
- содержание и форма;
- всеобщее, единичное, особенное;
- действительность и возможность;
- явление и сущность;
- случайность и необходимость;
- следствие и причина.
Но представители старшего поколения, если их «напрячь», всё же способны вспомнить формулировки трёх законов диалектики, хотя: хороши эти формулировки либо плохи? для чего и как пользоваться ими так называемому «простому человеку» в повседневной жизни? либо следует пользоваться иными - лучшими - формулировками? - они и под пыткой в своём большинстве не скажут.
Соответственно этому опыту якобы никчёмности диалектики, выработанному старшими поколениями, молодёжь, выросшая в эпоху после краха системы насаждения марксизма в СССР, воспитана еще «лучше»: в своем большинстве она даже поверхностно не знает смысла слова «диалектика».
На незнание такого рода можно было бы признать право, если бы не одно обстоятельство: слишком многие ныне живущие не задумываются об их личностной культуре осмысления Жизни, вследствие чего по существу пытаются каждый в одиночку пройти весь путь «от обезьяны до человека». Но в самом начале этого пути они застревают в паутине создаваемой ими же суеты и погибают, поскольку, игнорируя прошлый опыт человечества, автоматически воспроизводят в своей жизни заблуждения и ошибки прошлых поколений, усугубляя тем самым жизненные обстоятельства как для самих себя, так и для последующих поколений…»
Несколько слов в защиту философии
Прежде чем мы перейдем к сути рассматриваемого вопроса, придется сделать три небольших, но важных замечания.
Замечание первое. Каждый человек в своей повседневной жизни сталкивается с философией, и каждый человек - немножко философ. В древности все ученые в первую очередь были философами, а философия (или метафизика) - прародительница всех других наук (недаром при поступлении в аспирантуру требуется сдавать экзамен по философии). Одна из основных задач философии - поиски истины. Однако большинство людей относится к этой науке скептически, а некоторые философию невзлюбили еще в вузе. Если бы студентам-технарям (да и гуманитариям тоже) дали волю, они исключили бы этот предмет из списка изучаемых дисциплин. Вина в этом во многом лежит на преподавателях философии, которые уже на первом же занятии должны объяснить важность понимания основ философии в будущей жизни каждого человека. Причем не просто сказать, но и показать на практических примерах. Одним словом, проблема заключается не в самой философии, а в тех, кто ее преподает. Сейчас, к сожалению, польза от ее изучения сведена к минимуму.
Замечание второе. Многие недолюбливают философию потому, что подвергают сомнению ее полезность. Сравним, для примера, работу философа и программиста. Результат деятельности программиста можно увидеть и сразу же начать использовать. Результат деятельности философа может никогда и не пригодиться. Однако программисты в своей работе используют не только труды предыдущих «поколений» программистов, но и труды философов (методы научного познания, законы логики и т.д.) - о чем программисты уже не помнят. Плохой программист виден сразу, плохой философ - нет (возможно, по этой причине, среди философов часто попадаются «имитаторы»). Программист - это почти всегда узкий специалист, разбирающийся только в своем круге вопросов, философ же - «птица другого полета», решающий «нематериальные» проблемы.
Замечание третье. Широко распространено мнение, что философия - очень трудная для изучения и понимания наука. Это не так: та философия, которая изучается в вузе, не сложнее других предметов (все зависит от прикладываемых усилий).
Что такое диалектика?
В древности диалектикой называли искусство вести диалог и спор. Ныне этот термин может звучать так - наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Или, проще говоря, диалектика - это учение о развитии всего сущего. Существует два общих метода изучения окружающего нас мира: метафизический (господствовавший до середины XIX века) и диалектический. Диалектический метод, в отличие от метафизического (где объекты и явления рассматриваются отдельно друг от друга, без учета их взаимных связей), позволяет более точно представлять окружающий мир, так как учитывает не только все виды и формы взаимодействий между предметами/явлениями, но и то, что сами взаимодействия непрерывно изменяются.
Первый закон: единство и борьба противоречий
Единство и борьба противоположностей - всеобщий закон действительности и ее познания человеческим мышлением. Каждый объект содержит в себе противоположности, которые находятся в неразрывном единстве, взаимопроникают друг в друга и взаимоисключают друг друга не только в разных но и в одном и том же отношении. Их единство относительно, их борьба абсолютна. Борьба противоположностей означает, что противоречие непрерывно разрешается и столь же непрерывно воспроизводится, а это ведет к превращению старого предмета в новый. Этот закон объясняет тем самым объективный внутренний «источник» всякого движения (отвечает на вопрос «почему?»), позволяет понять движение как самодвижение.
На бытовом уровне этот закон хорошо иллюстрируется на примере человека, вся жизнь которого состоит из борьбы противоположностей. В каждом человеке сочетаются хорошие и плохие качества. В одной ситуации человек будет вести себя как «человек», в другой нет; сегодня он один, завтра - другой; окружающая среда постоянно меняет человека, но и он постоянно ее меняет…
Второй закон: переход количественных изменений в качественные
Качество - это существенная определенность предмета, в силу которой он является данным, а не иным предметом и отличается от других. Количество - это определенность вещи, благодаря которой (реально или мысленно) ее можно разделить на однородные части и собрать эти части воедино. Существуют и другие определения. Качество - это система определенных свойств и характеристик предметов, явлений. Количество - это исчисляемые параметры.
Мера - единство качества и количества. Нарушение меры приводит к изменению данного предмета/явления, к превращению его в другой предмет/явление. Это происходит тогда, когда количественные изменения достигают определенной границы и превращаются в качественные. Один человек, например, подчиняется одним законам, а вот толпа существует по несколько иным законам. Момент перехода из одного качественного состояния в другой называется скачок. Он может быть эволюционным или революционным. Кстати, смысл управления заключается в том, чтобы предвидеть, в каком направлении двигается управляемая система и предупреждать возможные изменения. Этот закон отвечает на вопрос «каким образом?» происходит движение и развитие.
Третий закон: отрицание отрицания.
Новое всегда заменяет старое, потом само старее и заменяется новым, которое, в свою очередь… (при этом в новой форме удерживаются ценностные качества старой формы). То есть отрицание само подвергается отрицанию.
Третий закон диалектики отвечает на вопрос «Куда? По какому пути?» все движется и развивается (графически это можно представить в виде спирали). Логическая схема закона: тезис (утверждение), антитезис (отрицание утверждение), синтез (отрицание отрицания). Смысл этого закона можно легко понять на следующем примере. Маркс (создатель современной материалистической диалектики), отрицал идеалистическую диалектику Гегеля. Но диалектика Маркса вряд ли бы появилась без диалектики Гегеля.
И еще один пример. В философском словаре, изданном в 1963 году (в отличие от издания 1955 года), статья «Сталин» исчезла (а он, замечу, был хорошим философом). В эти же годы освобождения от «культа личности» советский народ заодно «освободили» от сталинского наследия. В результате теоретическая база строительства социализма-коммунизма была отброшена к Марксу и Ленину, чьи теории к тому времени порядком устарели и требовали изменений. Сталин же понимал, что экономическая политика СССР должна измениться. Однако бюрократическая верхушка СССР предпочла «забыть» наработки Сталина и вернулась к марксизму-ленинизму (фактически, «откатившись» на несколько десятилетий назад). С тех пор, как известно, несмотря на постоянно изменяющиеся реалии, в Советском Союзе теоретическая база практически не подвергалась пересмотру.
P.S. Основные черты диалектического метода.
1. Диалектический материализм (д/м) рассматривает природу как единое целое, где предметы и явления зависят друг от друга, друг друга обусловливают - все находится в связи и взаимодействии.
2. Д/м рассматривает природу как непрерывность движения, изменения, обновления, где всегда что-то возникает и развивается, что-то разрушается и отживает свой век - все находится в движении и изменении.
3. Д/м рассматривает природу как процесс, в котором в результате накопления незаметных и постепенных количественный изменений совершается скачкообразный переход от незначительных, скрытых количественных изменений к изменениям открытым, коренным, качественным - количественные изменения переходят в качественные. Развитие не есть простое повторение пройденного, а постепенное движение от низшей ступени к высшей, движение не по кругу, а по восходящей линии (по спирали).
4. Д/м исходит из того, что предметам и явлениям природы присущи внутренние противоречия, что все имеет свою отрицательную и положительную сторону, свое отживающее и развивающее и что борьба между ними составляет внутренне содержание процесса развития, превращения количественных изменений в изменения качественные - борьба противоположностей ведет вперед.
Примечания:
Отрывок из работы «Диалектика и атеизм: две сути несовместны».
www.dotu.ru/files/dialectica_book.zip
Вернее с теми вопросами, которые она изучает.
Философия (по Аристотелю) - умозрительное понимание первых основ и причин.
«Имитатор» - человек, имитирующий свою деятельность. Таких людей полно в бюрократических системах.
Развитие - закономерное качественное изменение объектов, результатом которого является переход этих объектов на иную (необязательно высшую) ступень организации.
См. его работу «Экономические проблемы социализма».
Из «Краткого философского словаря», год издания 1955.
80398 просмотров
Написал(а) Бобби Гонтарски
, в 2010-09-28 16:02:27
Очень интересная статья, спасибо. |
х
Написал(а) э , в 2010-10-07 16:33:21 |
1. Диалектика понимает мир исходя из особых законов.
Закон – это объективные не зависящие от воли человека, общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей.
Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики и др.) своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они:
– охватывают все сферы окружающей действительности;
– раскрывают глубинные основы движения и развития их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового.
Выделяются три базовых закона диалектики:
– единства и борьбы противоположностей;
– переход количества в качество;
– отрицания отрицания.
2. Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу, например: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т.д.
Можно также выделить различные виды борьбы:
– борьба, приносящая выгоду обеим сторонам, например, постоянное соревнование, где каждая сторона «догоняет» другую и переходит на более высокую качественную ступень развития;
– борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является «раздражителем» для победившей стороны. Благодаря чему, победившая сторона переходит на более высокую ступень развития;
– антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой.
Кроме борьбы возможны иные виды взаимодействия:
– содействие , когда обе стороны оказывают встречную помощь друг другу без борьбы;
– солидарность, союзничество, когда стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном направлении;
– нейтралитет, когда стороны имеют различные интересы, не содействуют друг другу, но и не борются между собой;
– мутуализм – полная взаимосвязь, когда для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга.
3. Вторым законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные.
Качество – стабильная система определенных характеристик и связей предмета.
Количество – исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т.д.).
Мера – единство количества и качества.
При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество. При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название «узлов», а сам переход в иное состояние понимается в философии как «скачок».
Например, если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры – температуру, то вода будет изменять свое качество – станет горячей. При достижении температуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды – она перейдет в пар. Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар, т.е. переход одной меры качества в другую – скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед.
В природе не всегда удается определить узловой момент. Переход количества в принципиально новое качество может произойти:
– резко, одномоментно;
– незаметно, эволюционно.
4. Закон отрицание отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.
Примеры:
– смена общественно-экономических формаций;
– «эстафета поколений»;
– смена вкусов в культуре, музыке;
– ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникновение новых.
Отрицание старых форм новыми является причиной и механизмом поступательного развития. Однако вопрос о направленности развития – дискуссионный в философии. Выделяются следующие основные точки зрения:
– развитие – только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, то есть восходящее развитие;
– развитие может быть как восходящим, так и нисходящим;
– развитие хаотично, не имеет никакой направленности.
Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим, хотя общая тенденция все же восходящая. Например:
а) организм человека развивается, крепнет – восходящее развитие;
б) затем развиваясь, слабеет, дряхлеет – нисходящее развитие.
Таким образом, развитие идет не линейным образом по прямой, а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне.
Принципы диалектики
Основными принципами диалектики являются:
– принцип всеобщей связи . Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимозависимость всех его компонентов, таких как предметы, явления, процессы. Наиболее распространенный вид связи – внешние и внутренние. Например:
а) внутренние связи человеческого организма как биологической системы;
б) внешние связи человека как элементы социальной системы.
– принцип системности . Системность означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно, образуют целостную систему. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность;
– принцип причинности. Причинность означает наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина порождает следствие, а связи именуются причинно-следственными;
– принцип историзма . Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира:
а) вечность, неуничтожимость истории и мира;
б) его существование и развитие во времени, которое длится всегда.
– сущность и явление;
– причина и следствие;
– единичное, особенное, всеобщее;
– возможность и действительность;
– необходимость и случайность.
Детерминизм и телеология
1. Все явления и процессы в мире связаны между собой. Онтологический принцип детерминизма выражает эту взаимосвязь и отвечает на вопрос, существует ли в мире упорядоченность и обусловленность всех явлений, или же мир это неупорядоченный хаос. Детерминизм – это учение о всеобщей обусловленности явлений и событий.
2. Первоначальные представления о связи между явлениями и событиями появились в силу особенностей практической деятельности человека. Повседневный опыт убеждал, что события и явления связаны друг с другом, и некоторые из них взаимно обусловливают друг друга. Это обыденное наблюдение выразилось в древней максиме: ничто не возникает из ничего и не превращается в ничто.
Центральным ядром детерминизма служит положение о существовании причинности , т. е. такой связи явлений, в которой одно явление (причина) при вполне определённых условиях с необходимостью порождает, производит другое явление (следствие).
3. Совершенно верные и адекватные представления о взаимной связи всех явлений и событий в философии привели к неверному выводу о существовании в мире тотальной необходимости и об отсутствии случайности. Такая форма детерминизма получила название механистического.
Механистический детерминизм трактует все типы взаимосвязи и взаимодействий как механические и отрицает объективный характер случайности. Один из сторонников этого типа детерминизма Бенедикт Спиноза считал, что случайным мы называем явление только по причине недостатка наших знаний о нем.
Одним из следствий механистического детерминизма является фатализм – учение о всеобщей предопределенности явлений и событий, причем предопределенности не обязательно божественного характера.
4. Ограниченность механистического детерминизма ясно обнаружилась в связи с открытиями в квантовой физике . Оказалось, что закономерности взаимодействий в микромире невозможно описать с точки зрения принципов механистического детерминизма. Новые открытия в физике поначалу привели к отказу от детерминизма, однако позже способствовали формированию нового содержания этого принципа.
5. Новые физические открытия и обращение философии XX века к проблемам человеческого бытия прояснили содержание принципа индетерминизма.
Индетерминизм – это онтологический принцип, согласно которому между явлениями и событиями нет всеобщей и универсальной взаимосвязи. Индетерминизм отрицает всеобщий характер причинности. Согласно этому принципу, в мире существуют явления и события, появляющиеся без всяких причин, т.е. несвязанные с другими явлениями и событиями.
В философии XX столетия, обратившейся к проблемам человеческой свободы, к изучению бессознательной психики, и отказавшейся от отождествления личности только с разумом, позиции индетерминизма заметно усилились. Индетерминизм стал крайней реакцией на механицизм и фатализм. Философия жизни и философия воли, экзистенциализм и прагматизм ограничили сферу детерминизма природой, для понимания событий и явлений в культуре предложили принцип индетерминизма.
6. Близкое, но нетождественное детерминизму понятие, используемое в философии – понятие телеологии. Телеология – это учение о целесообразности всего существующего. Сам термин в широкое пользование был введен Кантом, однако принципы целесообразного объяснения мироустройства широко применялись уже в мифологии (антропоморфизм) и ярко представлены в философии Древней Греции, в частности у Аристотеля.
Основной вопрос телеологии - для чего, ради какой цели совершается тот или иной процесс. Главное для телеологии - приписывание цели природе, перенос на неё способности к целеполаганию, которая в действительности присуща лишь человеческой деятельности.
Вопросы и задания
1. В чем сущность философской категории «бытие»?
2. Раскрыть сущность понятия «материи» как философской категории.
3. Составить таблицу «Сознание. Общее понятие, основные подходы, происхождение».
4. Раскрыть понятие диалектики как теории развития всего сущего.
5. Составить таблицу «Основные законы, принципы и категории диалектики».
6. Объяснить разницу между детерминизмом и телеологией.
Тема 2.2. Гносеология – теория познания
1. Гносеология как направление в философии.
2. Понятие познания.
3. Точки зрения на процесс познания.
4. Принципы современной гносеологии.
5. Практика как критерий истины.
1) Закон единства и борьбы противоположностей.
Этот закон является «ядром» диалектики, т.к. определяет источник развития, отвечает на вопрос, почему оно происходит.
Противоречие – это взаимодействие противоположных сторон, свойств и тенденций в составе той или иной системы или между системами. Диалектическое противоречие есть только там, где есть единство и развитие (*левая и правая стороны дома, черное и белое – это противоположности, которые не демонстрируют действие этого закона).
В развитии противоречий можно выделить несколько этапов: тождество – различие – противоположность – противоречие – разрешение противоречия – новое тождество - ...
Понятие «тождество» обозначает одинаковость предмета или явления по отношению к самому себе или к другому предмету или явлению. Действительность постоянно изменяется, поэтому тождество всегда относительно, оно порождает различия.
Различие – это первый этап развития противоречия, это отношение нетождественности объекта самому себе или другому объекту. Различия бывают внешними (между отдельными предметами или явлениями) и внутренними (данная вещь превращается во что-то иное, оставаясь на данном этапе самой собой), несущественными (не затрагивающими глубинные, определяющие связи) и существенными.
Следующая ступень развития противоречия – противоположность – это предельный случай существенных различий. Противоположность предполагает наличие двух взаимообусловленных сторон, которые по отношению друг к другу выступают как «свое иное» (Гегель). Противоположности образуют единое целое, понятие «единство противоположностей» обозначает устойчивость объекта. И в то же время они взаимоисключают друг друга (в этом их «борьба»). Поэтому наличие противоположностей делает неизбежным их столкновение, т.е. переход к следующему этапу – противоречию.
Чтобы стать источником развития, противоречие должно разрешиться.
Основные формы разрешения противоречий:
Компромисс борющихся сторон, их адаптация или взаимопереход друг в друга на более высоком уровне,
Победа одного и уничтожение другого,
Гибель обеих противоположностей и коренное преобразование системы.
[*Пример 1: появление нового вида в органической природе. Исходный вид приспособлен к среде. Существует гармония (тождество) между видом и средой, а также тождество данного вида самому себе, т.е. его устойчивость. Изменение среды ведет к появлению несоответствия между видом и средой (внешние различия), это вынуждает живую систему (вид) изменять свое качество (несоответствие своего нового состояния старому, т.е. внутреннее различие). При нарастании новых качеств они вступают в противоречие с исходными. С другой стороны, старые качества, оказавшись неприспособленными к измененной окружающей среде, вступают в противоречие с этой средой. Действие естественного отбора ликвидирует нежизнеспособную форму, продолжает существование новый вид, сложившийся в результате нарастания внутренних изменений. Этот же пример демонстрирует противоречие изменчивости и наследственности в живой природе: живой организм невозможен без единства этих противоположных тенденций, и в ходе эволюции разрешение данного противоречия согласуется с потребностями развития всей системы в целом.
Пример 2: социальные конфликты, их возникновение, развитие и разрешение].
Закон единства и борьбы противоположностей в медицинском познании проявляется в следующем:
На уровне взаимодействия организма и среды - это состояние относительного равновесия организма с окружающей средой, устойчивость состояния организма в постоянно изменяющейся внешней среде, которое выражается в одном из важнейших понятий теоретической медицины – «гомеостаз» (состояние равновесия организма, которое служит условием нормального режима жизнедеятельности, что клинически соответствует состоянию здоровья);
На уровне организма проявляется в таких явлениях, как ассимиляция (усвоение организмом внешних по отношению к нему веществ) и диссимиляция (распад веществ в организме), которые в единстве составляют обмен веществ, являющийся основным свойством жизнедеятельности организма; норма и аномалия, целостность и дискретность и др.;
На уровне психофизиологии - это все явления, связанные с социально-биологической дисгармонией.
2) Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
Этот закон определяет механизм развития, отвечает на вопрос, каким образом оно происходит.
Качество – это совокупность всех свойств объекта в их целостности, определяющая его функциональное назначение. Свойство – это способ проявления определенной стороны объекта по отношению к другим объектам, с которыми он взаимодействует. Качество указывает на единство свойств объекта, характеризует его относительную устойчивость. Качество дает возможность отличать один предмет от другого.
Количество – это совокупность однородных элементов, составляющих в своей целостности определенное качество. Количество выражает внешние взаимоотношения предметов, их частей, свойств или связей и проявляется как число (если их можно сосчитать), величина (если их можно измерить), объем, степень проявления свойств.
Качество и количество образуют неразделимое единство. Это единство выражается в понятии «мера». Мера – это границы, в пределах которых при количественных изменениях предмет или явление сохраняет свое качество.
[Идея меры интересовала философов с древности (Фалес: «Мера – наилучшее»; Демокрит: «Если перейдешь меру, то самое приятное станет самым неприятным», Платон: «Мера – середина между избытком и недостатком»; Августин: «Мера – это количественная граница данного качества, это то, больше чего или меньше чего оно не может быть»).]
Процесс развития представляет собой процесс взаимного перехода количественных и качественных изменений.
В системе происходит постепенное накопление количественных изменений (это может быть: -изменение числа элементов в системе,
Изменение скорости движения,
Изменение объема информации,
Изменение степени проявления какого-л. качества и т.д.)
В границах определенной меры качественная характеристика объекта сохраняется. Однако на определенном уровне изменений количественные изменения переходят границу меры – это приводит к возникновению нового качества. Процесс перехода от одной меры к другой, превращения старого качества в новое называется «скачок».
(Пример: в границах 0 - 1000 вода сохраняет свою качественную определенность; при нагревании изменяются некоторые свойства - температура и скорость движения молекул, но вода остается водой; при 1000 количественные показатели этих свойств переходят границу меры и происходит скачок – вода переходит из жидкого в парообразное состояние.)
Существуют различные виды скачков:
Постепенный - длительный во времени, его границы не имеют четкого выражения (*возникновение жизни на земле, *происхождение человека, образование новых видов растений и животных и т.д.);
Мгновенный - характеризуется быстрыми темпами, высокой интенсивностью и четко выраженными границами.
Процесс развития представляет собой единство прерывного и непрерывного. Непрерывные изменения – это постепенные количественные изменения и связанные с ними изменения отдельных свойств в рамках данного качества. Непрерывность в развитии выражает относительную устойчивость мира. Прерывность означает переход в новое качество и выражает изменчивость мира.
Закон перехода количественных изменений в качественные проявляется при изучении соотношения здоровья и болезни. Философское понятие «мера» соответствует медицинскому «норма» (в состоянии здоровья, в подборе лекарственных средств и др.).
3) Закон отрицания отрицания .
Этот закон определяет направленность развития, выражает преемственность в развитии, определяет связь нового и старого.
При метафизическом подходе отрицание понимается как простое уничтожение старого новым. В диалектике отрицание рассматривается как необходимый момент развития, условие качественного изменения объекта.
Отрицание отрицания, или двойное отрицание представляет собой снятие – т.е. сохранение некоторых элементов или свойств старого объекта в составе нового.
Впервые закон отрицания отрицания был сформулирован Гегелем, который представил его в виде триады: тезис – антитезис – синтез. Антитезис отрицает тезис, а синтез объединяет тезис и антитезис на более высоком уровне. Синтез является началом новой триады, т.е. становится новым тезисом.
(Пример Гегеля: почка исчезает, когда распускается цветок, т.е. цветок отрицает почку, в момент появления плода отрицается цветок. Эти формы развития вытесняют друг друга как несовместимые. В то же время они необходимы для существования друг друга, представляют собой элементы органического единства, их равная необходимость и составляет жизнь целого.)
Появление нового одновременно и отрицает старое, и утверждает его через снятие, т.е. сохранение положительного, необходимого для существования нового. В этом состоит преемственность в развитии. Мир в настоящем есть результат прошлого и основа для будущего. Социальная форма преемственности, форма передачи человеческого опыта называется традицией.
Закон отрицания отрицания в медицинском познании проявляется в нескольких аспектах:
Позволяет раскрыть тенденции развития болезни и выздоровления, последить взаимосвязь и преемственность различных этапов этих процессов. В этом аспекте философской триаде «тезис – антитезис – синтез» соответствуют понятия «здоровье – болезнь – выздоровление» или «естественная микрофлора человека – воздействие антибиотика – измененная микрофлора»;
Связан с наследованной обусловленностью патологических процессов и заболеваний;
Связан с процессом смены научных теорий.
Заключение
Диалектика представляет собой открытую целостную органическую систему, совокупность устойчивых связей и отношений между элементами которой образует структуру диалектики. Она внутренне субординирована, имеет свою иерархию и подразделяется на структурные слагаемые, которые в зависимости от гносеологических и мировоззренческих функций представляют собой принципы, законы и категории.
Принципы – это всеобщие и универсальные, основополагающие и смыслообразующие идеи и установки, которые определяют роль и участие, смысл и направление всех прочих форм в процессе познания. Они имеют статус философских аксиом, т.е. задают начальные условия познания, обусловливают его характер, пределы и теоретический потенциал.
В любом процессе развития законы диалектики выступают в органическом единстве, но в то же время каждый из них раскрывает определенную сторону в развитии.
Процесс развития предметов и явлений многомерен. Основные законы диалектики необходимым образом реализуются в нем, но не исчерпывают собой всех существенных характеристик развития. Поэтому помимо трех основных законов диалектика включает в себя и неосновные законы, содержание которых выражается через соотношение так называемых парных категорий.
ДИАЛЕКТИКА (греч. - искусство вести беседу)- теория и метод познания действительности, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Термин “Диалектика” в истории философии употребляется в различных значениях. Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений, способ ведения ученой беседы, ведущий к истинным определениям понятий. Платон называл диалектику как логический метод, с помощью которого на основе анализа и синтеза понятий происходит познание истинно сущего - идей, движение мысли от низших понятий к высшим. Софисты придали термину «диалектика» дурной оттенок, называя ее - искусство представлять ложное и сомнительное за истинное, мегарцы диалектику называли искусство спора. Диалектика в философии Аристотеля - способ доказательства, когда исходят из положений, полученных от других, и достоверность которых неизвестна. Аристотель различал 3 типа умозаключений: аподиктические, пригодные для научного доказательства, диалектические, применяемые в споре, и эристические. В диалектическом доказательстве исходят из вероятных суждений и приходят к вероятным заключениям. Истину можно обнаружить посредством диалектического умозаключения только случайно. Эристическое умозаключение ниже диалектического, ибо оно приходит к заключениям, которые имеют только кажущуюся вероятность.
В средние века в философии термин “Диалектика” употреблялся в самых различных значениях. Иоанн Скотт называл диалектику особое учение о сущем, Абеляр - искусство различения истины и лжи. Термин «Диалектика» употреблялся в значении “логика”, а иногда под диалектикой подразумевали искусство дискутирования.
В философии Канта диалектикой называется логика видимости, ко-торая не приводит к истине. Когда общая логика из канона превращается в органон для созидания утверждений, претендующих на объективность, она становится диалектикой.
По Гегелю, диалектика- своеобразный и единственно правильный метод познания, противоположный метафизике. Метафизическая или догматичная философия основывается на рассудочном познании явлений, когда фиксируются отдельные свойства предмета независимо друг от друга. Догматическая философия держится односторонних определений рассудка и исключает противоположные им определения. Догматизм всегда допускает одно из двух противоположных определений, например, что мир или конечен, или бесконечен.
Диалектический метод в противоположность метафизическому основывается на разумном познании, рассматривает предмет в единстве его противоположных определений. Диалектика - метод познания, посредством которого постигается с высшей точки зрения единство противоречий. Идеалистическая концепция диалектики у Гегеля - учение о самодвижении понятий; метод диалектики раскрывает истинное содержание предмета и, следовательно, показывает неполноту односторонних определений рассудка.
Открытые Гегелем и мистифицированные им законы диалектики были заново выведены К.Марксом и Ф.Энгельсом из социальной и природной действительности. Было доказано, что “…в природе сквозь хаос бесчисленных изменений пробивают себе путь те же диалектические законы движения, которые и в истории господствуют над кажущейся случаностью событий…”
В марксистской философии термин «диалектика» употребляется в значении теории и метода познания явлений действительности путем постижения самодвижения предмета на основе внутренних противоречий. Марксистская диалектика исходит из признания постоянного становления, развития явлений материального мира. Развитие - это не просто движение, под которым разумеется любое изменение, а такое движение, конечным результатом которого является восхождение от простого к сложному, от низшего к высшему. Это восхождение носит сложный характер. Вскрыть объективные законы столкновения, развития различных форм и видов материи – задача диалектика, как науки. Сама идея развития всего существующего имеет историю своего развития, о чем свидетельствует пройденный философией путь. Причем главной в истории формирования этой идеи является мысль о противоречиях всего существующего, борьбе противоположностей, как источнике развития.
Принципы диалектики конкретизируются в ее законах. Традиционно закон определяется как «необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями».
Все многообразие законов, действующих в мире, можно классифицировать по различным основаниям. По степени общности выделяют следующие законы:
Специфические или частные, действующие в ограниченных областях, например, закон естественного отбора;
Общие, присущие целому ряду сфер бытия, например, закон сохранения энергии;
Всеобщие, универсальные, действующие во всех сферах бытия. Это законы диалектики, названные марксизмом «основными», «главными».
Всеобщность законов диалектики заключается не в их приложимости ко всему и вся, а в том, что они детерминируют тенденции самовоспроизводства мира. Их универсальность выражается не в их вездесущности, а в объективной неизбежности закономерного взаимодействия мировых явлений.
Другой особенностью законов диалектики является их вероятностная, статистическая природа. И еще одна особенность законов диалектики заключается в том, что их формулировки носят качественный характер и не содержат в себе какие-либо количественные константы.
В любом процессе развития законы диалектики выступают в органическом единстве, но в то же время каждый из них раскрывает определенную сторону в развитии.
Законы диалектики, представляют собой особый вид суждений. Законов целое множество, есть и не познанные.Рассмотрим три основополагающих закона диалектики.
Наиболее общими законами диалектики являются: переход количе-ственных изменений в качественные, единство и борьба противоположно-стей, отрицание отрицания.
В своем происхождении, историческом развитии и соотношении, внутренней взаимосвязи категории и законы субъективной диалектики представляют собой логическое выражение объективной диалектики мира и его познания в динамике их развития.
Эти законы выражают универсальные формы, пути и движущую силу развития материального мира и его познания и являются всеобщим методом диалектического мышления. В этих законах диалектики конкретизируются ее основные категории в их историческом становлении и соотношении. Открытие и научное обоснование основных законов диалектики обогатило понимание содержания и связи ранее известных категорий, развитие которых подчинено этим универсальным законам. Законы диалектики представляют собой логичное выражение существенного в развитии.
Движущую силу развития выражает закон единства и борьбы проти-воположностей. Сущность этого закона состоит в том, что предметы и яв-ления объективного мира в процессе своего развития, вытекающего из взаимодействия и противоречия между различными предметами и явле-ниями и различными сторонами внутри предметов и явлений, переходят из состояния незаметного, несущественного различия составляющих данное явление сторон, тенденций к существенным различиям моментов целого и к противоположностям, которые вступают между собой в противоречие, борьбу, составляющую внутренний источник развития данного явления. Каждый предмет содержит в себе иное самого себя. Внутренняя противо-речивость любого объекта состоит в том, что в едином предмете в одно и то же время имеет место и взаимопроникновение и взаимоисключение противоположностей. Развитие возможно только благодаря противоречию, т. е. возникновению активного взаимодействия, столкновения, борьбы противоположностей. Борющиеся противоположности находятся между собой в единстве в том смысле, что они присущи одному предмету, явле-нию. Противоречие, выражающееся в борьбе противоположностей в рамках данного единства, составляет источник развития.
Будучи отраженным в системе теоретического знания, этот закон входит основным стержнем или ядром в диалектический метод научного познания. В собственном смысле диалектика есть изучение противоречия в самой сущности предметов. Диалектика, таким образом, дает возможность усматривать стимулы развития мира внутри самого мира.
Следует знать, что противоречия могут разрешаться, а могут не разрешаться, и в зависимости от этого, роль противоречия в развитии будет существенно различной. Противоречие нередко является тормозом движения и побуждает двигаться вспять и назад. Так, например, аэродинамическое торможение искусственного спутника Земли с низкой орбитой, вызванной силой сопротивления верхних слоев атмосферы, замедляет скорость и постепенно гасит кинетическую энергию летящего спутника. В результате под воздействием притяжения Земли он рано или поздно упадет на ее поверхность и прекратит существование. Движение прекращается в результате возникновения и разрешения противоречия между силами инерции летящего по орбите спутника и силами сопротивления среды.
Таким образом, противоречие может выступать и двигателем, и тормозом движения (нередко одновременно), и эта его роль зависит от конкретного содержания, масштаба и способа разрешения. Но главным результатом разрешения противоречий развития должно быть продвижение вперед и рождение вследствие этого новых, отличных от прежних еще большей глубиной, силой и масштабом противоречий, т.е. создание предпосылок для дальнейшего движения и развития.
Испокон веков внимание разума привлекали как противоречивость характеризуют диалектическую суть взаимодействия элементов бытия, мировоззрения и методологии познанания и действия. Противоречивость бытия познается лучше тогда, когда мы знаем что такое противоречие. Противоречие представляет собой определенный тип взаимодействия различных и противоположных сторон, свойств, тенденций в составе той, или иной системы или между системами, процесс столкновения противоположных стремлений и сил. Абсолютно тождественных вещей не бывает: они различны внутри себя и между собой. Диалектическими противоположностями называются одновременно взаимо –исключающие и взаимопредполагающие друг друга стороны, тенденции того или иного целостного, изменяющегося предмета (явления, процесса). Формула «Единства и борьбы» противоположностей выражает напряженное взаимодействие «полярных» свойств, изложений движения, развития. «Растение, животное, каждая клетка в каждое мгновение в своей жизни тождественны с собой и тем не мение отличаются от самих себя благодаря усвоению и выделению веществ, благодаря знанию, образованию и отмиранию клеток, благодаря происходящему процессу циркуляции -словом, благодаря сумме непрерывных молекулярных изменений которые составляют жизнь и общие итоги которых выступают воочию, в виде жизненных фаз: эмбриональная жизнь, юность, половая зрелость, процесс размножения, старость, смерть». Используя закон единства и борьбы противоположностей всеобщего и вообще любой объект в частности, можно расценивать их как соединение двух гипотетических начал - мужского и женского. Мужчина и женщина отнюдь не демонстрируют наличие сугубых противоположностей, напротив, человек с любой точки зрения - анатомической, психологической, Философской - есть подвижный результат двух начал. Даже если вспомнить миф о Меркурии – две Земли переплетаются в не поддающихся узорах, и только тогда, когда Апполон бросает золотой жезл, они образуют вокруг него гармоническую фигуру. Любая ориентация, стремление определяет мужское в мужчине, женское в женщине. Движение слева направо, вверх, от центра к периферии - мужское. Справа влево, вниз, от периферии - женское.
Отсюда минимум два вывода:
1) любое «слева» уже подразумевает «направо»;
2) любое «вверх» имеет смысл, если известен «низ».
Все направления легитимны (-по закону) тогда, когда имеется центр. Противоречие - выражает внутренний источник всякого развития, движения. Познание внутреннего (сущностного) и внешнего (формального) противоречия отличает диалектику от метафизики. «Диалектика есть изучение противоречия в самой сущностей предметов» «Диалектическое противоречие есть единство взаимоисключающих (взаимно друг друга обуславливающих), т.е. взаимодействующих противоположностей». «Единство тождества и различия - такова диалектическая форма противоречия» Противоположности характеризуются как взаимообусловленные и взаимодействующие стороны диалектического противоречия. Противоположности, по словам Гегеля, «имеют против себя» не просто иное, а «свое иное ».Диалектика противоречия отражает двойственное отношение внутри целого:
1.Единство противоположностей.
2.Их борьбу.
Типы (виды) противоречий:
а) внутренние и внешние.
Внутренние противоречия -это противоречия между элементами структуры; а внешние -это противоречия различных систем, явлений. Общество и природа, организм и среда.
б) Основные и не основные, главные и неглавные.
Пример: Взаимные превращения нейтрона, протона, электрона, мезона в ядре атома представляют собой процесс непрерывного возникновения и разрешения противоречий, но это не приведет к изменению атома - полярность ядра электронные оболочки остаются.
Развитие как движение от простого к сложному, от низшего к выс-шему, от старого качественного состояния к более высокому, новому каче-ству есть одновременно и непрерывный, и прерывный процесс. При этом количественные изменения явлений до известного предела носят характер относительно непрерывного роста одного и того же по своему качеству объекта, который, изменяясь количественно в пределах одной и той же ме-ры, не перестает быть тем, что он есть. Только на определенной ступени развития, при определенных условиях объект теряет свое прежнее качество и становится новым. Развитие, таким образом, есть единство прерывности и непрерывности, революционного, скачкообразного и эволюционного изме-нения явлений.
Закон количественных и качественных изменений имеет категории:
Качество- это совокупность свойств, указываемых на то, что представляет собой вещь, чем она является.
Количество-это совокупность свойств, характеризующих величину вещи, ее размеры.
Качество -такая определенность предмета (явления, процесса), которая характеризует его как данный предмет, обладающий совокупностью присущих ему свойств и принадлежащий к классу однотипных с ним предметов.
Количество-характеристика по степени развития или интенсивности присущих им свойств, выражаемая в величинах и числах. Каждая отдельная вещь обладает бесчисленным количеством свойств, единство
Закон перехода количественных изменений в качественные показы-вает, как осуществляется возникновение нового. Согласно этому закону накопление количественных изменений в состоянии любого объекта приводит к скачкообразным качественным изменениям. Для уяснения содержания данного закона необходимо усвоить категории «качество», «свойство», «количество».
Качество выражает внутреннюю определенность предметов, явлений, их черты, свойства и структуру, благодаря которым предметы являются сами собой и отличаются друг от друга. Качественная определенность включает свойства предметов, явлений в их совокупности. Свойство – признак выявления качества предмета, характеризующий его отдельную сторону. Каждый предмет обладает многими качествами, единство которых выражает их качество. Свойства вещей, предметов, явлений объективны.
Качество и свойство нельзя рассматривать в отрыве от количества. Количество – это определенность предмета со стороны его величины и объема, степени развития и интенсивности присущих ему свойств.
Количество и качество органически связаны между собой, они не могут существовать друг без друга. Количество и качество соотносятся в понятии «мера». Мера – это своего рода граница, в пределах которой предмет остается самим собой. Так, мерой ртути в жидком состоянии является температура от минус 39 до 375 градусов (по Цельсию).
Количественные изменения происходят постепенно, а качественные преобразования совершаются резче, быстрее, скачкообразно. Скачок представляет собой универсальную форму перехода от старого качества к новому. Он выражает перерыв непрерывности, перерыв постепенности и начало возникновения нового качества.
Взаимоотношение количественных и качественных изменений осуществляется в форме революции и эволюции. Примером первой формы служат изменения, происходящие в микромире, акт атомного взрыва, процесс превращения одних химических элементов в другие. Вторую форму можно проиллюстрировать на примере возникновения жизни на Земле, переход от мануфактуры к крупной машинной промышленности. Таким образом, революция – стадия коренных качественных изменений в различных областях мира. Стадия медленных, незаметных количественных накоплений, изменение несущественных для данного предмета свойств, признаков, черт называется эволюцией.
Качественные превращения возможны лишь как отрицание старого состояния. Противоречивость вещи означает, что она содержит в себе свое собственное отрицание. Диалектика рассматривает отрицание как условие и момент связи нового со старым, отрицаемого и отрицающего. Эта связь обусловливается действием закона отрицания отрицания. Согласно этому закону всякая последующая фаза развития предмета отрицает предыдущую таким образом, что удерживает, сохраняет все необходимые положительные моменты последней.
Всякое развитие есть определенным образом направленный процесс. Эту сторону развития выражает закон отрицания отрицания. Каждое явле-ние относительно и в силу своей конечной природы переходит в другое явление, которое при определенных условиях может стать противополож-ностью первого и выступить в роли его отрицания. Отрицание составляет необходимое условие развития, поскольку оно есть не только отрицание старого, но и утверждение нового. Но процесс развития не останавливается на этом. Вновь возникшее качество также переходит в иное качество. От-рицание снимается вторым отрицанием, а вся цепь развития представляет собой процесс отрицания отрицания. В результате этого нарастающего от-рицания отрицания получается движение предмета от простого к сложному, от низшего к высшему с элементами повторения пройденного, временного отступления назад и т. д. Закон отрицания отрицания дает обобщенное выражение развития в целом, вскрывая внутреннюю связь, поступательный характер развития; он выражает такой переход явлений из одного качеств. состояния в другое, при котором в новом качестве воспроизводятся на более высоком уровне некоторые черты старого качества. Словом, этот закон выражает и процесс коренного изменения старого качества, повторяющуюся связь между различными этапами развития, т. е. основную тенденцию развития и преемственность между старым и новым.
Развитие совершается так, что высшая ступень развития выступает как синтез всего предшествующего движения в его снятом виде. Каждый момент развития, как бы он ни был отличен от предыдущего, происходит из него, яв-ляется результатом его развития, поэтому заключает, сохраняет его в себе в преобразованном виде. В сущности он есть это первое, ставшее иным. Из этого вытекает важное требование к научному познанию, выступающее в качестве метода: только то историческое познание может быть плодотвор-ным, которое каждый момент исторического развития рассматривает как результат предшествующего момента и в органичной связи с ним.
В материалистической диалектике отрицание рассматривается как необходимый момент развития, условие качественного изменения вещей. Отрицание означает превращение одного предмета в другой при одновременным переходе первого на положение подчиненного и преобразованного элемента в составе второго, что называется снятием. Диалектическое отрицание включает в себя триединный процесс:
1) деструкции (разрушения, преодоления, изживания), прежнего;
2) кумуляции (накопление, суммирование) - (частичного сохранения,
препятственности, трансляции);
3) конструкции (формирования, создания нового). Отрицание отрицания предполагает цикличность, относительную повторяемость, поступаемость.
Примеры диалектического отрицания в истории России:
1.Переход от языческой веры к православной - Крещение Руси - это поворот к Западу отрицанием Востока.
2. Татаро-монгольское иго -переход от феодального Запада к азиатскому Востоку.
3. Петровские реформы - ориентировка России с Востока на Запад.
4. Революция 1917 года -вектор времени снова направляется с Запада на Восток.
5. Идет перестройка - признаки идеализации Запада.
Отрицание отрицания как категория диалектики отражает процесс перехода уже полученной второй противоположности, теперь уже в свою противоположность. При этом происходит не полное отрицание предыдущего состояния, а переход к новому циклу развития с воспроизведением в качестве его существенных моментов некоторых свойств и отношений предыдущей стадии.
Реальным аналогом отрицания отрицания и в природе и в обществе служат в частности спиралевидные процессы, сочетающие в себе цикличность, относительную повторяемость и поступательность. Каждый цикл выступает как виток в развитии, а спираль – как цепь циклов.
Характерная черта процесса отрицания отрицания – это его необратимость, т.е. такое развитие, которое в качестве общей тенденции не может быть движением вспять, от высших форм к низшим, от сложных к простым. Это объясняется тем, что каждая новая ступень, синтезируя в себе все богатство предыдущих, составляет основу для еще более высоких форм развития.
Рассмотренные черты отрицания отрицания ярко проявляются в развитии познания. Так при исследовании природы света вначале была выдвинута идея о том, что он есть поток световых корпускул, частиц. Затем возникает противоположная ей волновая теория. Физика ХХ века столкнулась с тем фактом, что ни один из этих взглядов сам по себе не объясняет реальности. Поэтому выдвигается новая теория, которая рассматривает свет в единстве его корпускулярно-волновых свойств.
Таким образом, новое в мире появляется не иначе как с помощью отрицания и становится результатом отрицания отрицания. Действие закона отрицания отрицания обнаруживается не в каждый момент, а лишь в целостном, относительно завершенном процессе развития.
Диалектическое мышление как реальный познавательно-творческий процесс возникло вместе с человеком и обществом. Мера диалектичности человеческого мышления определяется уровнем развития общественной практики и соответственно степенью познания диалектики бытия, адекват-ное отражение которого является необходимым условием разумной ориен-тации человека в мире и преобразования его в интересах людей.
Три основных закона диалектики дают целостную картину всего процесса развития познания. Процесс познания начинается с раскрытия внешних связей и отношений изучаемого объекта, уточнения его качественной и количественной определенности, закономерной связи между качеством и количеством. Выявлением таких закономерных связей завершается первая ступень исследования, которая в научном познании осуществляется на эмпирическом уровне.
В силу диалектического единства внешнего и внутреннего познание внешних связей выступает первым условием исследования внутренней причинной связи и объяснения уже установленных фактов.
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., 2000.
2. Глобальный эволюционизм. Философский анализ. – М., 1994.
3. Князева Е.Н., Курдюмов С.А. Синергетика: начала нелинейного мышления // Общественные науки и современность. – 1993. – №2.
4. Кохановский В.П. Философия и методология науки. – Ростов-на-Дону, 1999.
5. Материалистическая диалектика. Краткий очерк теории, – М., 1985.
6. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. – М., 1986.
7. Поппер К. Р., Что такое диалектика // Вопросы философии. – 1995. – №1.
8. Сложные системы и нелинейная динамика в природе и обществе // Вопросы философии. – 1995.
9. Спор о диалектике // Вопросы философии. – 1995. – №1.