Осенние наблюдения в средней группе. Планирование прогулок в средней группе на октябрь
Прогулка (осень) средняя группа 1. Наблюдение за облаками. Цель: Познакомить с различными природными явлениями. Учить устанавливать причинно-следственную связь: дует ветер – облака плывут. Продолжить учить различать на что похожи облака. Развивать фантазию и воображение. Воспитывать чувство прекрасного. - Ребята, послушайте загадку и попробуйте отгадать: Пушистая лошадка, А может бегемот, А может просто ватка Под нами вдаль плывет. (Облако) - Правильно вы отгадали. А что же такое облака? - Какого цвета бывают облака? (Белого) - Как вы думаете какие они еще бывают? (Пушистые, мягкие, ватные) - Посмотрите на них внимательно, что делают облака? (Плывут, идут) - А как же они плывут? (Медленно, быстро) - От чего это зависит? (От ветра) - Правильно. Дети если ветер сильный, то облака плывут быстро, но а если ветер не сильный, то облака плывут медленно. Давайте еще раз посмотрим внимательно на что похожи облака? (На лошадку, …) - Ребята, а у меня еще один вопрос, а что такое туча? - Давайте я вам стихотворение прочитаю, а вы потом скажите, что такое облако и туча, чем они отличаются. Почему бывают тучи? И бывают облака? Потому что тучи – круче, Облака летят, пушинки, Тучи грозные висят, Там, ведь мокрые дождинки Нас водой облить хотят. Если взять и выжать тучи И немного подсушить, Облака, тогда получим, И не будет дождик лить. - Понравилось стихотворение? (Да) - Про что это стихотворение? (Про облако, про тучу) - И чем же они отличаются? (Облака мягкие, пушистые, белые, тучи густые, грозные, дождевые) - Молодцы! Что вы запомнили из нашей беседы? 2. Малоподвижная игра. «Необычные мячики» (3 раза) Цель: Развивать зрительно-двигательную координацию, общую и мелкую моторику, ловкость. Совершенствовать умение кидать мяч в цель. Ход игры: Берут корзину и складывают туда маленькие мячики. Воспитатель достает из корзины мячики и кидает их детям, а они в свою очередь должны их ловить. Затем дети закидывают маленькие мячики в корзину, а воспитатель должен корзиной ловить эти мячи. 3. Трудовая деятельность. Сгребание в кучу сухих опавших листьев. Цель: Приучать работать в коллективе, оказывать помощь взрослым. Развивать умение доводить начатое дело до конца. Прививать любовь к труду в коллективе. 4. Индивидуальная работа. «С облака на облако» Цель: Развивать умение прыгать с одного места на другое двумя ногами (с одного обруча на другого). Доставить радость от игры. Повысить двигательную активность. 5. СТД. «Кто первый?» Цель: Найти дерево, которое раньше всех готовится к осени (береза, осина). Собрать опавшие листья этих деревьев и составить самый красивый букет. 6. Подвижная игра. «Облако и туча» (5-6 раз) Цель: Приучать детей внимательно слушать воспитателя, выполнять действия в соответствии с сигналом. Учить ориентироваться в пространстве, находить облако и тучу. Развивать наблюдательность и внимание. Воспитывать желание все делать правильно. Ход игры: На одной стороне веранды рисунок тучи, на другой – облако. Дети бегают по центру. Воспитатель говорит: «Облако!», дети бегут к рисунку облако, если говорит: «Туча!», дети бегут к рисунку тучи. Выносной материал. Для трудовой деятельности: метелка, грабли, ведерки. Для самостоятельной игры: рули, машинки, пистолеты, формочки для песочницы. Для подвижной игры: плакат облако и тучи, мячи, корзина, обручи. Прогулка (зима) средняя группа 1. Наблюдение за березой. Цель: Продолжить знакомить с характерными особенностями березы, по которым ее можно выделить среди других деревьев. Формировать знания о жизни деревьев зимой. Развивать внимательность. Воспитывать желание любоваться красотой дерева. - Ребята, я вам хочу рассказать одно стихотворение. Послушайте внимательно и скажите про что оно? Серебром покрыты Тонкие березы, Словно поседели И уснули в грезах. Словно наступила В их душе зима, Инеем укрыла, Снегом замела. Вам, березы, грустно – Птицы не щебечут, Неуютно, пусто, Будто бы – навечно. - Понравилось вам стихотворение? - Про что оно? (Про березу, про зиму) - А кто мне может показать березу? - Правильно, молодец! Но как ты узнал, что это дерево – береза? (Ствол белый) - Умница. У березы ствол белый с черными полосками. А еще какой он? (Узкий) - А ветки какие? (Тоненькие) - Правильно, ребята. Береза она тонкая, высокая, красивая, недаром ее называют «русская красавица». - Давайте погладим березу и скажем: «Милая береза, не замерзай, радуй всех людей» - Ребята, я хочу вам задать еще один вопрос: чего не хватает березе? (Листочков) - Куда же они делись? (Опали) - Почему? (Потому что уже зима) - А когда же появиться они? (Весной) - Да, ребята, осенью листья опали, зимой отдыхает наша береза, весной распустит листочки. 2. Малоподвижная игра. «Ветер качает березу» (5-6 раз) Цель: Научить детей качаться плавно влево-вправо, вперед-назад как береза, менять быстроту движения в зависимости от сигнала. Развивать двигательные навыки. Воспитывать желание быть лучше всех. Ход игры: Дети встают в круг. Изображают дерево. Воспитатель говорит: «Ветерок», дети качаются не сильно влево-вправо, вперед- назад. Воспитатель говорит: «Ветрище», дети начинают качаться сильно. 3. Трудовая деятельность. Очистка участка от снега. Цель:Продолжить учить правильно пользоваться лопатой. Развивать желание помочь взрослым в уборке территории от снега. Воспитывать трудолюбие. 4. Индивидуальная работа. «Добеги до березы» Цель: Учить бегать вперед с парой и останавливаться, дойдя до цели. Развивать ловкость и двигательные навыки. 5. СТД. «Следопыты» Цель: Учить искать на участке, на площадке следы птиц. И попробовать нарисовать на снегу такие же следы. 6. Подвижная игра. «Снежинки и ветер» (4 раза) Цель: Учить эмоционально выполнять движения; быстро ориентироваться, собираясь в круг. Развивать выносливость. Ход игры: Дети свободно располагаются по всей площадке, они – «снежинки». Выполняют движения по тексту: Снежинки, снежинки По ветру летят. Снежинки, снежинки На землю хотят! А ветер все дует Сильней и сильней! Снежинки кружатся Быстрей и быстрей! Вдруг ветер утих, Стало тихо вокруг Снежинки слетелись, В большой снежный ком!!! Бегут к воспитателю, образуя вокруг него большой круг. Воспитатель постоянно меняет местоположение. Выносной материал. Для трудовой деятельности: лопатки. Для самостоятельной игры: клюшки, шайбы, санки, ледянки. Для игры: палочки-снежинки. Прогулка (весна) средняя группа 1. Наблюдение за весеннем солнцем. Цель: Продолжить учить детей замечать и называть состояние погоды: светит солнце. Уточнить знания о том, что весной солнце светит ярко, начинает припекать. Учить устанавливать причинно-следственную связь: светит солнце – становится теплее. Поддерживать радостное, благодатное, доброе настроение. - Ребята, я хочу вам загадать одну загадку, а вы попробуйте ее отгадать. Тает снежок, Ожил лужок, День прибывает – Когда это бывает? (Весной) - Правильно. А давайте вспомним весенние признаки. (Тает снег, солнце светит ясно, …) - Молодцы, все правильно сказали. Посмотрите, пожалуйста, на небо. (Невозможно посмотреть) - Почему? (Солнце ярко светит) - А почему оно светит так ярко? (Потому что наступила весна) - Да, ребята, все в природе взаимосвязано. Вот наступила весна и солнышко засветило ярко-ярко. И день поэтому какой у нас? (Теплый, солнечный, хороший) - А вспомните как светило солнце зимой? (Мало) - И какие дни были зимой? (Холодные, пасмурные) - Правильно. Значит нам солнышко зачем нужен? (Чтоб тепло дарить) - Да, наше солнышко огромное, раскаленное, и хотя оно находится оченьочень далеко, оно нас согревает, обогревает всю землю, посылая ей лучи. - Давайте, ребята, все вместе расскажем стихотворение, которое выучили «Солнышко»: Я пуская теплый лучик К вам в оконное стекло, Выплываю из-за тучек, И становится светло! Я ведь солнышко, я грею Птичек, дерево, ручей … И нисколько не жалею Золотых своих лучей! - Ребята, посмотрите солнышко услышало наше стихотворение и засветило ярче. Давайте похлопаем себе и солнышке громко-громко. 2. Малоподвижная игра. «Солнышко и дождик» (4 раза) Цель: Закрепить умение ходить хороводным шагом; разбегаться только по сигналу. Развивать умение ориентироваться в пространстве. Ход игры: Дети встают по кругу и выполяют движения по содержанию текста: Смотрит солнышко в окошко Светит в нашу комнатку. (Идут по кругу) Мы захлопаем в ладоши, Очень рады солнышку. Топ-топ-топ-топ! Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп! На сигнал «Дождь идет, скорей домой!», дети собираются вокруг воспитателя. На сигнал «Солнышко светит» игра начинается снова. 3. Трудовая деятельность. Уборка участка от мусора. Цель: Учить детей работать сообща, добиваться выполнения задания общими усилиями. Воспитывать желание трудиться. Развивать желание держать участок в чистоте. 4. Индивидуальная работа. «Прыжок к солнышку» Цель:Совершенствовать умение прыгать с места на место на двух ногах – энергично отталкиваться и правильно приземляться. Развивать ловкость. 5. СТД. Рисование палочками на песке. Цель: Вызвать интерес к рисованию веселого солнышка, играющего с колечками, с лучиками. Создать условаия для самостоятельного рисования на песке полосками. Развивать воображение и фантазию. 6. Подвижная игра. «Солнечные зайчики и тучка» (3 раза) Цель: Знакомить детей с явлениями природы, знать, что делают «солнечные зайчики» и «тучка», уметь их изображать, двигаться легко и непринужденно, прыгать на полусогнутых ногах. Ход игры: Дети – «солнечные зайчики» располагаются по площадке, в стороне стоит ребенок – «тучка». Дети выполняют движения в соответствии с текстом. Солнегные зайчики Скачут по дорожке Солнечные зайчики Берегите ножки. Тучка по небу гуляет. «Тучка» ходит вокруг них и говорит: И зайчаток догоняет! Если только догоню, Всез зайчат защекочу! «Зайцы» убегают на места, а «тучка» тихонько щекочет. Считалка для выбора «тучки»: Мы собрались поиграть, Ну, кому же начинать? Раз, два, три, Начинаешь ты. Выносной материал. Для трудовой деятельности: лопатки, метелки, совочки, ведерки. Для самостоятельной деятельности: мячи, машинки, скакалки, палочки для рисования. Для подвижной игры: маска тучки.
Прогулка №1 «Наблюдение за сезонными изменениями в природе»
Цели:
— формировать представления об изменениях в природе (день стал короче, ночь длиннее);
— учить различать и характеризовать приметы ранней осени, узнавать их в стихотворениях;
Ход наблюдения
Миновало лето,
Осень наступила.
На полях и в рощах
Пусто и уныло.
Птички улетели,
Стали дни короче.
Солнышка не видно,
Темны-темны ночи.
Воспитатель загадывает детям загадки.
Висят на ветке золотые монетки. (Осенние листья.)
На потолке, в уголке висит сито — не руками свито. (Паутина.)
Без рук, а холст ткет. (Паук.)
Воспитатель рассказывает детям о приметах. Сентябрь — зоревник, хмурень; холодник и холодень-батюшка сентябрь, да кормить горазд, зовут его «запевалой осени» и «злато- цветником»; травы в лугах, полях, лесах высыхают, желтеют, и становится золотистой листва деревьев и кустарников.
Сентябрь — первый осенний месяц. В начале месяца выдаются еще теплые солнечные деньки. Небо сверкает синевой, на ней сквозят золотыми узорами листья кленов и берез. Воздух чист, прозрачен, летают серебряные нити паутины. Такие дни называют «бабьим летом».
Почему сентябрь называют «златоцветником»?
Какие дни сентября называют «бабьим летом»?
Какие знаете признаки «бабьего лета»?
Трудовая деятельность
Уборка мусора на участке.
Цель: воспитывать стремление к труду.
Подвижные игры
«Гуси», «Пастух и стадо».
Цели:
— совершенствовать координацию движений;
— развивать ловкость, пространственную ориентировку.
Индивидуальная работа
«Поймай мяч».
Цель: развивать ловкость.
Самостоятельные игры с выносным материалом.
Прогулка №2 «Наблюдение за цветником»
Цель: формировать представления детей о том, что цветы — живые, они растут и изменяются. Ход наблюдения
Растения на клумбе хорошо росли, цвели, пока было тепло, много света и воды; теперь дни становятся короткими, воды много, но тепла мало, цветы увядают, на месте их образуются семена, из которых могут появиться новые растения.
Осень наступила,
Высохли цветы.
И глядят уныло
Голые кусты.
Воспитатель задает детям вопросы.
Какими стали цветы на клумбе?
Почему они завяли?
Что надо сделать, чтобы весной цветы снова выросли? (Собрать семена.)
Трудовая деятельность
Сбор цветов в коробочки.
Цель : учить различать зрелые семена от незрелых.
Подвижные игры
«Утята», «Птицы и дождь».
Цели:
— упражнять в беге, лазании, прыжках;
— воспитывать ловкость, быстроту.
Подвижные игры
«Подбрось — поймай», «Найди, где спрятано».
Цели:
— упражнять в бросании и ловле мяча;
— учить ориентировке в пространстве.
Индивидуальная работа
«Собери игрушки».
Цель: развивать внимательность.
Прогулка №3 «Наблюдение за вороной»
Цели:
— расширять знания о вороне;
— воспитывать любознательность и интерес к жизни птиц.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
Как выглядит ворона?
Чем она питается?
Зимующая или перелетная эта птица?
Как ворона кричит?
Ворона — крупная птица. Голова, клюв, горло, крылья, хвост и лапы у вороны черные, а все остальное серое. Ворона хитрая, ловкая и находчивая птица. Зимует и живет она рядом с человеком. Ворона обычно сидит на контейнерах для мусора и свалках, где всегда есть чем поживиться, ведь ворона — птица всеядная. Кричит она «кар-кар».
Хромая старая ворона
Давно живет в саду моем.
В густых зеленых ветках клена
Она построила свой дом.
Трудовая деятельность
Сбор семян цветов.
Цель : развивать желание выполнять работу дружно.
Подвижные игры
«Птичка и кошка», «Цветные автомобили».
Цель : учить двигаться врассыпную, не наталкиваясь друг на друга.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: закреплять умения прыгать на одной ноге (правой и левой).
Прогулка №4 «Наблюдение за погодой»
Цель: закреплять знания о сезонных изменениях в жизни растений.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
Какое сейчас время года?
Как вы догадались?
А знаете, куда мы сейчас пойдем?
Что растет в огороде?
Как можно назвать все это одним словом?
Кто из вас знает загадки про овощи?
Где растут овощи?
Каждая группа овощей растет на своей грядке. Осенью огородники собирают урожай овощей, затем их консервируют. Овощи растут на земле и в земле. Сегодня мы с вами соберем овощи и отнесем их на кухню, чтобы повар приготовил нам из них обед. Чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи».
Трудовая деятельность
Коллективный труд по сбору урожая овощей.
Цель : учить работать сообща.
Подвижная игра
«Огуречик, огуречик».
Цели:
— учить быстро выполнять действия по сигналу;
— улучшать координацию движений, умение придать броску силу.
Индивидуальная работа
Цель: развивать координацию движений, умение придавать силу броску.
Прогулка №5 «Наблюдение за воробьем»
Цели:
— углублять знания об особенностях внешнего вида воробья, жизненных проявлений;
— активизировать внимание и память детей.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
Как выглядит воробей?
Чем он питается?
Как передвигается?
Как поет?
Воробей — маленькая бойкая птичка. Спинка у воробья коричневая, с широкими продольными черными полосками. Хвост и крылышки темно-бурые, украшенные рыжеватой каймой, подбородок и горло — черные, а вот голова серая. Воробей — проворная птица, не боясь прыгает возле ног человека, клюет из собачьей миски, подбирает крошки, семечки, зернышки. Он везде хорошо приспосабливается к привычкам человека. Поют воробьи «чик-чирик».
Трудовая деятельность
Сбор урожая свеклы.
Цели:
— приучать к труду;
— побуждать оказывать помощь взрослым.
Подвижные игры
«Найди себе пару».
Цель: учить быстро двигаться по сигналу, меняя направление движения.
«Поймай мяч».
Цели:
— продолжать закреплять навыки подбрасывания и ловли мяча двумя руками;
— воспитывать внимание и ловкость.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: учить ходьбе по наклонной доске.
Прогулка №6 «Наблюдение за березой»
Цели:
— продолжать знакомить с характерными особенностями березы, по которым ее можно выделить среди других деревьев;
— воспитывать желание любоваться красотой дерева.
Ход наблюдения
Стоит Алена — платок зеленый,
Тонкий стан, зеленый сарафан. (Береза.)
О каком дереве говорится в загадке?
Какой высоты береза?
Где ствол у березы широкий, а где — узкий?
Ветки у березы толстые или тонкие?
А листья можно достать?
Какого цвета ствол березы?
Какой ствол у березы?
Как можно сказать про березку?
Какого цвета листья у березы?
Предложить детям полюбоваться красотой березы. Можно ее обнять, погладить и сказать: «Расти, милая березонька, радуй добрых людей».
Трудовая деятельность
Сбор урожая овощей.
Цели:
— приучать коллективно трудиться на участке;
— формировать навыки коллективного труда.
Подвижная игра
«Зайцы и волк».
Цели:
— продолжать развивать двигательную активность детей;
— приучать к самостоятельному выполнению правил.
Индивидуальная работа
«Самый быстрый».
Цель : упражнять в беге, выполняя задания на совершенствование умения ориентироваться в пространстве (меняя на бегу направления), в прыжках (подскок на двух ногах).
Прогулка №7 «Наблюдение за собакой»
Цели:
— формировать представление о внешнем виде собаки;
— воспитывать потребность заботиться о домашнем животном.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек.
Две медали на груди,
Лучше в дом не заходи. (Собака.)
Как выглядит собака?
Где она живет?
Чем питается?
Кто ухаживает за собакой?
Собака — преданный друг человека. Пес Шарик большой, шуба густая, теплая, коричневого цвета. Голова у Шарика большая, мордочка вытянутая, на голове висячие уши белого цвета; красивый хвост колечком, когда радуется, виляет хвостом. У него четыре лапы с когтями, покрытые шерстью, чтобы зимой не замерзали.
Трудовая деятельность
Сбор шишек и листьев.
Цель : побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений.
Подвижная игра
«Лохматый пес».
Цель: учить двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения.
Индивидуальная работа
Ходьба по короткой и длинной дорожке.
Цель : закреплять представления о длине.
Прогулка №8 «Наблюдение за собаками»
Цели:
— расширять представления о породах собак;
— воспитывать заботливое отношение к животным.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
Какие породы собак вы знаете?
Какую пользу они оказывают людям?
Каких только собак не бывает: служебные, охотничьи, декоративные. И все они верно служат человеку. Овчарки помогают пограничникам охранять границу, стерегут отары овец. Лайки помогают охотникам выслеживать зверя в лесу. Декоративных собак — пуделей, болонок и др. держат дома, потому что они красивы и умны.
Это — пес сторожевой,
Он может лаять как живой.
Но он не лает потому,
Что мы понравились ему.
Трудовая деятельность
Расчистка дорожек от листьев.
Цель : прививать любовь к труду в коллективе.
Подвижная игра
«Догони меня».
Цель: учить быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве, развивать ловкость.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: закреплять навыки метания предметов на дальность.
Прогулка №9 «Наблюдение за пожарной машиной»
Цели:
— расширять знания о роли машин и их механизмах;
— воспитывать любознательность.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
Почему весь транспорт пропускает вперед машины с сиренами?
Почему у автомобиля спереди и сзади имеются мигалки?
Для чего пожарной машине длинная раздвигающаяся лестница?
Почему пожарные работают в касках?
Машины с сиренами спешат на помощь людям. Мигалки предупреждают о том, что машина поворачивает направо или налево. Раздвигающаяся лестница нужна для тушения пожара в многоэтажном доме. Каски защищают голову от падающих предметов.
Трудовая деятельность
Сбор мусора на территории.
Цели:
— вызывать желание трудиться в коллективе.
Подвижные игры
«Ловишки», «Подбрось — поймай».
Цель: развивать самостоятельность в организации подвижных игр.
Индивидуальная работа
Ходьба на носках.
Цель: закреплять умение ходить с согласованным движением рук и ног.
Прогулка №10 «Наблюдение за воробьем»
Цели:
— продолжать закреплять и систематизировать знания о воробье;
— обогащать словарный запас художественным словом о воробье;
— активизировать внимание и память.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадки, предлагает ответить на вопросы.
Угадайте, что за птица
Скачет по дорожке,
Словно кошки не боится —
Собирает крошки,
А потом на ветку — прыг
И чирикнет «чик-чирик»! (Воробей.)
Чик-чирик —
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (Воробей.)
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает,
По полям кочует —
Коноплю ворует! (Воробей.)
Какие изменения произошли в жизни воробья с приходом весны?
Где любят жить воробьи — в лесу или по соседству с людьми? Почему?
Кого боятся воробьи?
Чем они питаются?
Какого они размера?
Как люди должны заботиться о птицах?
Трудовая деятельность
Подметание дорожек на участке.
Цель : воспитывать трудолюбие, желание помогать взрослым.
Подвижные игры
«Птичка в гнездышке».
Цели:
— учить по сигналу прыгать на двух ногах;
— развивать ловкость, внимательность, координацию движений.
«Лягушки».
Цели:
— учить выполнять движения в соответствии с текстом;
— выполнять прыжки, отталкиваясь одновременно двумя ногами, спрыгивать мягко;
— уметь занять свободное место на бревне.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель : совершенствовать навыки катания обруча в произвольном направлении.
Прогулка №11 Наблюдение за березой
Цели:
— продолжать знакомить с характерными особенностями березы, выделяя признаки живого;
— воспитывать бережное отношение к дереву.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку.
Стоят столбы белые,
На них шапки зеленые,
Летом мохнатые,
Осенью желтоватые. (Береза.)
Дети подходят к березе, здороваются, любуются красотой осеннего дерева. Воспитатель задает детям вопросы.
Какие изменения произошли с деревом?
Что произошло с листьями березы?
Какого они цвета?
Много или мало листьев на березе?
Когда дует ветер, что происходит с листьями?
Предложить детям собрать букет из опавших листьев. Еще раз отметить, какого цвета листья. Какие признаки того, что береза живая, можно назвать?
Трудовая деятельность
Сгребание опавших листьев граблями.
Цель : приучать доводить начатое дело до конца.
Подвижная игра
«Найди свой цвет».
Цель : искать свой цвет по сигналу воспитателя.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель : добиваться улучшения техники ходьбы: четкого и широкого шага, хорошей осанки, естественной работы рук.
Прогулка №12 «Наблюдение за листопадом»
Цели:
— знакомить с многообразием красок золотой осени, понятием «листопад»;
— воспитывать любовь к природе.
Ход наблюдения
Воспитатель предлагает детям отгадать, о каком времени года идет речь в стихах.
Вдруг похолодало, вдруг загрохотало,
Полетели листики, листики, листики.
Поля опустели и ливни рекою,
А это, скажите мне, время какое? (Осень.)
Золотые тихие рощи и сады,
Нивы урожайные, спелые плоды.
И не видно радуги, и не слышен гром,
Спать ложится солнышко
Раньше с каждым днем. (Осень.)
Воспитатель рассказывает детям о приметах. В сентябре лес реже и птичий голос тише, синица просит осень в гости, и лист на дереве не держится.
Воспитатель задает детям вопросы.
Почему осень называют золотой?
Какое явление называют листопадом?
Как вы думаете, что будет сниться осенним листьям?
Трудовая деятельность
Уборка мусора на огороде.
Цель: закреплять навыки работы на огороде.
Подвижные игры
«Ловишки», «Найди свой домик».
Цель: развивать ловкость, умение быстро действовать по сигналу, точно соблюдать правила игры.
Индивидуальная работа
Прыжки на месте на одной ноге.
Цель: развивать ловкость.
Прогулка №13 «Наблюдение за автомобилями»
Цели:
— учить различать автомобили по их назначению;
— формировать интерес к профессии водителя, стремление освоить его трудовые действия.
Ход наблюдения
Воспитатель предлагает понаблюдать за автомобилями, движущимися по улицам города. Рассмотреть их внешний вид, ответить на вопросы.
Какие виды транспорта вы знаете? (Наземный, подземный, водный, воздушный.)
Какие функции выполняет та или иная машина?
Их видно повсюду, их видно из окон,
По улице движутся длинным потоком.
Они перевозят различные грузы —
Кирпич и железо, зерно и арбузы.
За эту работу мы их полюбили,
Они называются... (автомобили).
Трудовая деятельность
Сбор и вынос в определенное место сухих листьев, подметание дорожек. Цели:
— приучать к чистоте и порядку;
— закреплять умение трудиться в коллективе.
Подвижные игры
«Цветные автомобили».
Цель : продолжать развивать двигательную активность с помощью игр с предметами (рулями).
«Лиса в курятнике».
Цели:
— совершенствовать умение быстро действовать по сигналу;
— развивать ловкость.
Индивидуальная работа
Прыжки с места на двух ногах — энергично отталкиваться и правильно приземляться.
Цель: развивать ловкость.
Прогулка
Весна.
Наблюдение за солнцем.
Цель: Продолжать учить детей замечать и называть состояние погоды: светит солнце. Уточнить знания детей о том, что весной солнце светит ярко, начинает припекать. Учить устанавливать причинно-следственную связь: светит солнце – становится теплее. Поддерживать радостное, благодатное, доброе настроение. Способствовать длительному пребыванию детей на свежем воздухе.
Самостоятельная деятельность детей: вынести совочки, формочки, ведёрки, лопаточки для игры с песком. Предложить детям сделать из песка пирожные.
Наблюдение за солнцем.
Вопросы:
1. Посмотрите, ребята, на небо. Что вы видите? (Солнце, облака).
2. Какое солнце? (Круглое, яркое, жёлтое, большое).
3. На что солнце похоже? (На шар).
4. Какая сегодня погода? (Тёплая).
5. Почему на улице тёпло? (Светит и греет солнышко).
Да, солнышко греет и обогревает нашу землю. И на улице тепло.
Художественное слово:
Солнце греет с высоты,
Расцвели уже цветы.
Выползли букашки
Из цветочной чашки.
Солнцу очень рады
Муравьёв отряды.
А.С. Уфимцева
Солнышко лучистое,
Любят тебя дети.
Нет теплее солнышка
Ничего на свете.
Л. Чадова
Воспитатель: У солнышка есть лучики, очень тёплые. Спустились они на землю и стали гулять. Вот и к нам они в гости заглянули. Протяните, дети, к солнышку, к его лучикам свои ладошки.
Вы вокруг все посмотрите,
Лицо к солнцу поднимите.
Потяните руки, дети -
Оно ласково нам светит.
Чувствуете, солнце греет,
Лицо на солнце наше млеет.
И деревья, и цветы,
И травинки, и кусты –
Дружно тянутся к нему…
Догадайтесь, почему?
А.С. Уфимцева
Воспитатель: Солнышко приглашает вас поиграть.
Подвижная игра: «Солнышко». (Л. Чадова)
Цель: Учить детей согласовывать свои движения с текстом, воспитывать стремление активно включаться в игру.
Солнышко лучистое,
Мы тебя встречаем!
Солнышко лучистое,
В гости приглашаем!
Дети манят солнышко руками к себе.
Солнышко лучистое,
Попляши-ка с нами!
Мы в ладошки хлопаем,
Топаем ногами!
Дети хлопают в ладоши, топают ногами.
Трудовая деятельность:
Цель: Продолжать воспитывать у детей желание участвовать в труде, оказывать помощь взрослым. Приучать соблюдать чистоту и порядок на участке, побуждать. Учить детей работать сообща, получать радость от выполненного труда и его результата.
Воспитатель: Ребята, дворник у нас старенький и не успевает убрать мусор с участков. Ему очень трудно наклоняться за каждым камнем и палкой – посмотрите, как их много на нашем участке. Давайте поможем дворнику собрать камни и палки. Вы у меня сильные и быстрые.
Д/игра «Кто быстрее наполнит ведёрко».
Подвижная игра: «Солнышко и дождик».
Цель: Учить детей бегать легко, не наталкиваясь друг на друга, выполнять движения в соответствии с текстом. Учить быстро реагировать на сигнал, ориентироваться в пространстве.
Солнце ярко в небе светит,
На прогулку вышли дети.
Дети гуляют по участку.
Туча солнце вскоре скрыла,
Стало грустно и уныло.
Дети остановились и насторожились.
Дождь по крыше застучал,
Детей под зонтики загнал.
Дети бегут под зонтик.
(А.С. Уфимцева).
Прогулка 10
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СОЛНЦЕМ
Цели : формировать умение видеть красоту неба; развивать творческое воображение; вызвать желание фантазировать.
Ход прогулки
– Где светит солнышко утром? Куда садится вечером? Какие места участка освещены солнцем во время утренней прогулки, какие – во время вечерней? Сравните.
Вывод: солнце совершает определенный путь, световой день становится все короче и короче.
Дети приходят в детский сад и уходят домой, когда темно.
Закрепить представления о свойствах солнечных лучей. Если будет возможно поиграть с солнечным зайчиком, показать детям солнечный спектр.
Наблюдение за небесными светилами
Цель : приучать любоваться красотой луны и звезд.
Обратите внимание на глубокое темное небо, на котором появляется тонкий серебристый серп – месяц. Это луна – только маленькая. Проследите за всеми изменениями луны: от появления месяца до полнолуния, отметьте ее цвет. Когда светит полная луна, вокруг светло, видны все предметы. Осенью на темном небе особенно ярко светят звезды. Обратить внимание, что они разные, большие и маленькие, и светят по разному: одни ярче, другие более тускло.
Приметы: если солнце взошло быстро и светит ярко – погода переменится; солнце в туман садится – к дождю; ночное небо звездное – будет солнечная, морозная погода; луна в тусклой дымке – к ненастью.
Поговорки и пословицы: в ноябре рассвет с сумерками среди дня встречается; ноябрь – сумерки года.
Стихотворение.
ОСЕНЬ
Что ни день – то резче ветер
Рвет в лесу листву с ветвей…
Что ни день – то раньше вечер,
А светает все поздней.
Медлит солнышко, как будто
Подниматься силы нет…
Потому и всходит утро
Над землей почти в обед.
И. Мазнин
Загадки.
На тарелке колобок – золотой горячий бок.
А тарелка голубая – не видать конца и края.
(Солнце и небо.)
Лишь солнце погасло и стало темно,
Как по небу кто-то рассыпал зерно.
Какое? Не знаю…
Но лишь добавляю, что было блестящим
И ярким оно.
(Звезды.)
Дидактическая игра «Догони свою тень».
Цель : познакомить с понятием света и тени.
Ход игры:
Воспитатель . Кто отгадает загадку?
Я иду – она идет,
Я стою – она стоит,
Побегу – она бежит.
(Тень.)
В солнечный день, если вы встанете лицом, спиной или боком к солнышку, то на земле появится темное пятно, это ваше отражение, оно называется тенью. Солнце посылает на землю свои лучи, они распространяются во все стороны. Стоя на свету, вы закрываете путь лучам, они освещают вас, но на землю падает ваша тень. Где еще есть тень? На что похожа? Догони тень. Потанцуем с тенью.
Дидактическая игра «Лето или осень?».
Подвижные игры «Ловишки», «Охотник и зайцы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект прогулки 2-я младшая группа. Наблюдение за солнцем.
Прогулка-путешествие по разным станциям. На станциях дети наблюдают за солнцем, отмечают признаки весны, вспоминают названия цветов, рисуют и выкладывают из камешков солнце, играют в подвижную игру "С...
Наблюдение за солнцем во 2-й младшей группе
Цель: Формировать представление о том, что когда светит солнце - на улице тепло, поддерживать радостное настроение.Обратить внимание на то, что когда светит солнышко на улице тепло. Отметить, что лето...
Прогулка №16
«Мы поможем »
Цель : закрепить знания детей об овощах, их форме, величине, цвете.
Ход прогулки
Воспитатель предлагает детям сходить к огородным грядкам и пона блюдать, чем заняты там старшие дети. Идет сбор урожая. Педагог расска зывает, как все лето старшие дети вместе со взрослыми трудились, поли вали грядки, и вот теперь, когда наступила осень, овощи созрели. «Давайте мы вам поможем!» - предлагают малыши. Старшие не против.
Дети принесли большую корзину для овощей. Начинается работа. Вос питатель уточняет: «Это красные помидоры. Где они растут: на дереве или на кусте?» Какого цвета, какой формы помидоры - на эти вопросы дети с удовольствием отвечают сами. Они могут при сравнении двух помидоров точно ответить воспитателю, какой меньше или больше, легче или тяжелее.
Затем все с интересом отыскивают среди листвы огурцы. Дети рассуж дают, почему огурцы трудно отыскать. «Наверное, балуются, вот и прячут ся!» - дружно решают они. Старшие дети сравнивают два огурца: какой длинней или короче, тяжелей или легче. Что отыскали - все в корзину.
Все любуются капустой, которая уселась посреди грядки, отдыхает, греется на солнышке и не хочет уходить. «Мы сами ее ни за что не выта щим!» - решают дети, оставив попытки справиться с упрямицей. Педагог предлагает: «Расскажите, какая капуста?» Дети отвечают: «Белая и зеле ная, круглая, тяжелая и упрямая, не слушается!» Воспитатель помогает вытащить капусту. Ее кладут к остальным овощам.
Воспитатель продолжает: «А есть еще овощи, которые зарылись в зем лю и сидят там в темноте. Спрятались! Давайте отыщем их!» Предлагает потянуть за веселый кудрявый хвостик. Дети осторожно тянут, но не зна ют, что вытянут. Оказалось, это морковка! Да такая большая, оранжевая. Ну просто красавица! И зачем такая красавица в землю зарывается! Одна морковка большая, а другая маленькая. «Это дочка!» - объясняют дети.
На соседней грядке тоже только листья видны. Может, и здесь кто-то спрятался? Потянули дети, вытащили круглую, бордовую свеклу. Стали думать, какой же «хвост» потянуть, чтобы вытащить свеклу покрупнее. Решали, выбирали, потянули, а оказалось, что вторая свекла мельче и лег че. Дети сами это определили, сравнивая с первой. Малыши благодарят старших детей за то, что им разрешили на грядках потрудиться.
Дети возвращаются на участок, рассаживаются вокруг стола, а педагог раскладывает на подносе овощи и читает стихотворение Ю. Тувима «Ово щи». Затем спрашивает всех: «Какие из этих овощей можно есть сырыми, но помытыми?» Дети пробуют понемножку огурцов, помидоров, мор ковки, капусты. Уточняют, что заяц бы обрадовался: на подносе есть его любимое угощение. Еще раз вспоминают и уточняют, какие овощи растут на земле, а какие прячутся в земле.
Трудовая деятельность: помочь старшим детям
Цель: воспитывать желание помогать ближним
Подвижные игры
« Лохматый пес »
Цель: учить детей передвигаться по площадке, следуя указани ям, которые даются в игровой форме. Материал: крупная игрушечная собачка.