Оон - универсальная международная организация. Проекты универсальной организации мира и международного сотрудничества К межгосударственным универсальным организациям относятся
Международные экономические организации (МЭО) регламентируют работу транснациональных корпораций, составляют соглашения о сотрудничестве, разрабатывают правовые нормы и упрощают работу на мировом рынке.
Глобализация экономики и появление новых отраслей увеличивает количество международных соглашений и особенностей сотрудничества между странами. Международные экономические организации (МЭО) регламентируют работу транснациональных корпораций, составляют соглашения о сотрудничестве, разрабатывают правовые нормы, чтобы сделать работу на мировом рынке более простой и выгодной.
Количество и состав МЭО меняется в зависимости от политической ситуации, особенностей развития глобального рынка и целей сотрудничества в организации. Например, ООН была создана для поддержания мира по окончании Второй мировой войны, однако со временем полномочия организации значительно расширились. В организационную структуру добавились десятки специализированных МЭО, работающих под эгидой ООН.
Разновидности МЭО
В зависимости от спектра решаемых задач, такие объединения государств разделяются на универсальные и специализированные.- Специализированные регулируют отдельные направления международной деятельности: торговлю (ВТО, ЮНКТАД), валютные отношения (МВФ, ЕБРР), экспорт сырья и материалов (ОПЕК, МССТ), сельское хозяйство (ФАО).
- Универсальные организации — крупные объединения, которые способствуют развитию международных отношений в целом, упрощают доступ на мировой рынок. Например, ОЭСР — Организация экономического развития и сотрудничества.
- Межгосударственные оформлены договорами, заключенными между несколькими странами (или их объединениями) для решения установленного списка задач. Например, система ООН включает десятки специализированных международных организаций, которые выпускают законодательные нормы для государств-участников.
- Неправительственные организации — объединения стран, не предполагающие заключение соглашений между властными структурами. Такой вид МЭО преследует гуманитарные цели (Комитет Красного Креста), расследует нарушения прав человека (Комитет по надзору в сфере прав человека), борется с цезурой (комитет Репортеры без границ), сохраняет культурное наследие (комитет Мемориал).
Функции МЭО
Все международные организации создаются для формирования единого мирового рынка, адаптированного к национальным законодательствам и их особенностям. Субъектами (участниками) МЭО могут быть отдельные государства или их объединения, а объектами (предметами сотрудничества) таких организаций становятся экономические отношения.В зависимости от правового статуса и перечня решаемых задач, выделяют пять основных функций МЭО.
- Решение задач, актуальных для всех стран мира: борьба с голодом, эпидемиями, бедностью, безработицей, обеспечение стабильного экономического развития. Такие вопросы решает ООН и ее специализированные организации, группа Всемирного банка, Евразийский экономический союз.
- Решение экономических, правовых и социальных проблем, актуальных для данного региона. Например, Европейский банк реконструкции и развития финансирует структурные изменения в экономике стран Центральной и Восточной Европы.
- Создание комфортных условий для ведения бизнеса в отдельном сегменте рынка. Такие организации объединяют несколько стран, выпускающих одну группу товаров для мирового рынка. Например, ОПЕК — объединение государств-экспортеров нефти, которая координирует продажи сырья, контролирует уровень цен на рынке.
- Неформальные и полуформальные группировки, которые созданы несколькими странами для решения узких проблем. Например, Парижский клуб кредиторов — финансовый союз лидирующих экономик для урегулирования выплаты долгов отдельных государств.
Введение…………………………………………………………………………………….3
1.ООН универсальный международный орган……………………………………………..5
1.1 История возникновения ООН………………………………………………………….5
1.2 ООН: понятие, уели и задачи…………………………………………………………12
2. Система главных органов ООН ………………………………………………………….16
2.1 Структура ООН и направленность деятельности ее органов ……………………...16
2.2 Вспомогательные органы ООН………………………………………………………21
3. Пути дальнейшего развития ООН ……………………………………………………….34
Заключение………………………………………………………………………………...37
Список использованных источников …………………………………………………....39
Введение
Тема данной курсовой работы обусловлена тем что, Организация Объединенных Наций не только занимает центральное место в системе межгосударственных организаций, но и играет исключительную роль в современном международно-политическом развитии. Созданная в 1945 г. как универсальная международная организация, имеющая своей целью поддержание мира и международной безопасности и развитие сотрудничества между государствами, ООН объединяет в настоящее время 192 страны мира.
Воздействие ООН на современные международные отношения весомо и многогранно. Оно определяется следующими основными факторами:
ООН является самым представительным форумом для дискуссий между государствами по актуальным проблемам международного развития.
Устав ООН является фундаментом современного международного права, своего рода общепризнанным кодексом поведения государств и их взаимоотношений; по нему сверяют другие международные договоры и соглашения.
ООН сама стала важным механизмом международного нормотворчества и занимает совершенно особое место среди других организаций - источников международного права. По инициативе и в рамках ООН заключены сотни международных конвенций и договоров, регулирующих положение дел в самых разнообразных сферах общественной жизни.
В принципах построения ООН (прежде всего в предоставлении особого статуса постоянным членам Совета Безопасности) нашли свое отражение объективные реалии международно-политической системы, а их изменение стало главным стимулом для ведущейся работы по реформированию этой организации.
Под сенью ООН существует большое число межправительственных организаций, осуществляющих регулирование международной жизни в рамках своего функционального предназначения.
ООН наделена исключительно важной компетенцией решать вопросы войны и мира, в том числе и путем использования вооруженной силы.
Целью данной работы является анализ статуса ООН, компетенции его главных органов на соответствие отнесения ее к универсальной международной организации.
Задачей является показать особенность становления ООН как универсальной организации.
1 ООН универсальная международная организация
1.1История возникновения ООН
Система ООН зародилась более 100 лет назад как механизм управления мировым сообществом. В середине девятнадцатого столетия появились первые международные межправительственные организации. Появление этих организаций было вызвано двумя взаимоисключающими причинами. Во-первых, образованием в результате буржуазно-демократических революций, стремящихся суверенных государств, стремящихся к национальное независимости, и, во-вторых, успехами научно-технической революции, породившими тенденцию к взаимозависимости и взаимосвязанности государств.
Как известно, лозунг неотъемлемости и незыблемости суверенитета народа и государства был одним из наиболее значимых во времена буржуазно-демократических революций во многих европейских странах. Новый правящий класс стремился закрепить свое господство при помощи сильного, независимого государства. В то же время развитие рыночных отношений стимулировало ускорение научно-технического прогресса, в том числе в сфере орудий производства.
Научно-технический прогресс, в свою очередь, привел к тому, что интеграционные процессы проникли в экономику всех развитых стран Европы и вызвали всестороннюю связь наций друг с другом. Желание развиваться в рамках суверенного государства и невозможность делать это без широкого сотрудничества с другими независимыми государствами - и привела к появлению такой формы межгосударственных взаимосвязей, как международные межправительственные организации.
Вначале, главной целью межгосударственного сотрудничества в рамках международных организаций можно было считать контроль над интеграционными процессами. На первом этапе за межправительственными организациями закреплялась скорее техническо-организационная, чем политическая функция. Они были призваны развивать интеграционные тенденции с целью вовлечения государств-членов. Обычная сфера сотрудничества - связь, транспорт, отношения с колониями.
Вопрос о возникновении первой международной организации до сих пор остается спорным. Правоведы-международники чаще всего называют таковой Центральную комиссию судоходства по Рейну, возникшую в 1815 году. Кроме европейских и американских комиссий по международным рекам, характеризующихся строго специальной компетенцией, в 19 веке создавались так называемые квазиколониальные организации, такие как например Западный Ириан, который просуществовал недолго, а также административные союзы.
Именно административные союзы оказались наиболее подходящей формой развития межправительственных организаций.
По образу и подобию административных союзов, главной задачей которых было сотрудничество государств в специальных областях, межправительственные организации развивались в течении целого века.
Начало двадцатого столетия ознаменовало конец спокойного развития многих государств. Противоречия присущие началу развития капитализма породили мировую войну. Первая мировая война не только задержала развитие международных организаций, но и привела к роспуску многих из них. В то же время осознание губительности мировых войн для всей человеческой цивилизации оказало воздействие на на появление проектов создания международных организаций политической ориентации в целях предотвращения войн.
Идея создания глобальной межправительственной организации для предотвращения войн и поддержания мира занимала умы человечества с давних пор.
Один из таких проектов лег в основу Лиги Наций (1919) так и не ставшей эффективным инструментом политического и международного сотрудничества.
В целом за время от первой до второй мировой войны разработка проблем организации международного мира и безопасности двигалась весьма медленно.
Вторая мировая война в силу ее масштабов, методов террора, применяемых фашистскими армиями, дала мощный толчок правительственной и общественной инициативе по организации мира и безопасности.
На правительственном уровне вопрос создания организации международной безопасности возник, по сути дела, с первых дней войны.
В научной литературе существуют разногласия о том, кто из союзников и в каком документе первым предложил создание Организации Объединенных Наций. Западные ученые таким документом назвали Атлантическую хартию Рузвельта и Черчилля от 14 августа 1941 года. Советские исследователи вполне обоснованно ссылались на Советско-польскую декларацию от 04 декабря 1941 года.
Однако,14 августа 1941 г. президент США Франклин Делано Рузвельт и премьер-министр Соединенного Королевства Уинстон Черчиль подписали документ, где обязались “работать вместе с другими свободными народами, как в войне, так и в мире”. Свод принципов международного сотрудничества в поддержании мира и безопасности получил впоследствии название Атлантической хартии. Первые контуры ООН были начерчены на конференции в Вашингтоне на заседаниях, проходивших в сентябре-октябре 1944 г., где США, Соединенное Королевство, СССР и Китай договорились о целях, структуре и функциях будущей организации. 25 апреля 1945 г. делегаты 50 стран собрались в Сан-Франциско на Совещание Объединенных Наций (название впервые предложено Рузвельтом) и приняли Устав, состоящий из 19 глав и 111 статей. 24 октября Устав был ратифицирован 5-ю постоянными членами Совета Безопасности, большинством подписавших его государств и вступил в силу. С тех пор 24 октября в международном календаре называется Днем ООН.
Важным этапом на пути создания ООН стала конференция союзных держав в Москве в 1943 году.
В декларации от 30 октября 1943 года подписанной представителями СССР, США, Великобритании и Китая, эти державы провозгласили, что «они признают необходимость учреждения в возможно короткий срок всеобщей международной организации для поддержания международного мира и безопасности, основанной на принципе суверенного равенства всех миролюбивых государств, членами которой могут быть все такие государства - большие и малые».
Особенностями этой организации следует назвать ярко выраженный политический характер, проявляющийся в ориентации на вопросы мира, безопасности, и предельно широкую компетенцию во всех сферах межгосударственного сотрудничества. Эти характеристики не были свойственны прежним межправительственным организациям.
Дальнейший ход подготовки новой международной межправительственной структуры хорошо известен и подробно описан во многих историко-правовых исследованиях. Важнейшими этапами в создании ООН обоснованно называют конференцию в Думбартон-Оксе (1944 г.), на которой были согласованы основные принципы и параметры механизма деятельности будущей организации. Крымская конференция в Ялте в феврале 1945 года, с участием глав трех правительств - советского, британского и американского - обсудила предложенный конференцией в Думбартон-Оксе пакет документов, дополнив его в ряде пунктов, и приняла решение о созыве конференции Объединенных Наций в США в апреле 1945 года.
Это решение реализовалось на конференции в Сан-Франциско, проходившей с 25 апреля по 26 июня 1945 года и завершившейся принятием учредительных документов Организации Объединенных Наций. 24 октября 1945 года после передачи на хранение пятью постоянными членами Совета Безопасности и большинством других государств ратификационных грамот Устав ООН вошел в силу.
Появление новой международной организации, с созданием которой связывались ожидания прочного мира, давало надежду и на развитие сотрудничества всех государств в вопросах экономического и социального развития.
Следует отметить, что первоначально представления об объеме компетенции новой межправительственной организации у государств-союзников в значительной мере не совпадали. Советское правительство рассматривало ООН в первую очередь как организацию по поддержанию международного мира и безопасности, призванную уберечь человечество от новой мировой войны. И союзными государствами такая ориентация рассматривалась как одна из важнейших, что позволило достаточно бесконфликтно договориться о создании совета Безопасности - органа широкой компетенции в вопросах мира и безопасности. В то же время советский проект Устава ООН, предложенный в Думбартон-Оксе, предусматривал, что «организация должна быть именно организацией безопасности и к ее компетенции не следует относить вопросы экономические, социальные и вообще гуманитарные, для этих вопросов должны быть созданы специальные, особые организации».
Классической международной межправительственной организацией универсального типа является Организация Объединенных Наций. С ООН связано соглашениями более 130 специальных организаций, действующих для решения конкретных вопросов. Это различные программы, фонды и специализированные учреждения, имеющие собственный членский состав, руководство и бюджет. Программы и фонды ООН финансируются за счет добровольных, а не начисленных взносов. Специализированные учреждения являются независимыми международными организациями, финансируемыми как за счет добровольных, так и обязательных взносов .
Попытки формирования глобальной международной организации предпринимались и раньше, после Первой мировой войны, реализуясь в основании Лиги Наций - предшественницы ООН. Однако именно Вторая мировая война поставила вопрос о совместном решении проблем мира и безопасности еще более жестко, впервые в истории способствуя созданию действительно универсальной международной организации с ведущей ролью стран-победительниц. Решение о создании ООН было окончательно принято союзниками по антигитлеровской коалиции в 1945 г., когда стал понятен исход Второй мировой войны. Однако уже в августе 1941 г. Президент США Ф. Д. Рузвельт и премьер- министр Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии У. Черчилль подписали Атлантическую хартию, обозначившую направления международного сотрудничества с целью поддержания международного мира и безопасности. Впоследствии всеобщее следование идее глобальной международной организации многократно подтверждалось в совместных декларациях союзнических государств. В январе 1942 г. было впервые использовано предложенное Ф. Д. Рузвельтом словосочетание “объединенные нации", представителями 26 союзных государств подписана Декларация Объединенных Наций в поддержку Атлантической хартии. В октябре 1943 г. на Московской конференции, в декабре 1943 г. на Тегеранской конференции, в сентябре - октябре 1944 г. на конференции в Вашингтоне, а в феврале 1945 г. на Ялтинской конференции США, Соединенное Королевство, СССР и другие страны неоднократно подтверждали готовность к созданию ООН. Были разработаны цели и структура Организации. Устав ООН, принятый на конференции в Сан-Франциско в апреле, 24 октября 1945 г. был ратифицирован постоянными членами Совета Безопасности ООН и другими подписавшими его государствами и вступил в силу. С тех пор 24 октября ежегодно отмечается как День ООН .
В январе 1946 г. создаются основные действующие органы, формируется организационная структура ООН. Впервые созываются Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности, принимаются первые резолюции, назначается Генеральный секретарь, принимается Всеобщая декларация прав человека. В Уставе ООН сформулирована миссия этой международной организации - для чего она создается, какие цели и функции реализует в своей деятельности: “Организация Объединенных Наций преследует четыре цели: поддерживать международный мир и безопасность; развивать дружественные отношения между нациями; сотрудничать в разрешении международных проблем и в поощрении уважения к правам человека; быть центром для согласования действий наций” . Выражение миссии предполагало наиболее общие формулировки, отражающие направленность и предназначение создаваемой международной организации. Конкретизация миссии была осуществлена в главах Устава, посвященных целям и принципам ООН, провозгласивших “суверенное равенство” “миролюбивых государств” - членов ООН и “решение международных споров только мирными средствами”. Конечно, декларируемые цели впоследствии были неоднократно нарушены различными странами - членами ООН, на протяжении второй половины XX и XXI вв. неоднократно прибегавшими далеко не к мирным средствам разрешения споров и осуществлявшими бомбардировки других стран без мандата ООН. Однако с самого начала своей деятельности именно ООН выступала главным наднациональным арбитром, устанавливавшим правила международного взаимодействия и способствовавшим урегулированию международных конфликтов.
Согласно Уставу, шестью главными действующими органами ООН являются: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и социальный совет, Совет по опеке, Международный суд и Секретариат . Генеральная Ассамблея действует на сессионной основе, состоит из представителей всех государств- членов, проводит очередные сессии один раз в год. Также предусмотрена возможность созыва Генеральным секретарем специальных сессий Генеральной Ассамблеи по требованию Совета Безопасности или большинства членов ООН. На сессиях Генеральной Ассамблеи каждое государство - член ООН имеет один голос и может быть представлено в составе не более пяти делегатов и пяти заместителей. В настоящее время членами ООН являются 193 государства (14 июля 2011 г. 193-м государством, вошедшим в число членов ООН, стала Республика Южный Судан).
Работа сессий Генеральной Ассамблеи осуществляется в рамках шести комитетов, в которые могут входить делегаты из различных стран - членов ООН. Первый комитет занимается политическими вопросами, проблемами безопасности и разоружения, Второй комитет - экономическими и финансовыми вопросами, Третий комитет - социальными, гуманитарными и культурными вопросами, Четвертый комитет - вопросами международной опеки и территорий, Пятый комитет - административными и бюджетными вопросами, Шестой комитет - правовыми вопросами. Помимо комитетов, Генеральной Ассамблеей могут формироваться отдельные вспомогательные комиссии и конференции, например Комиссия по правам человека при Экономическом и социальном совете, экономические комиссии, Комиссия по международному праву, Комиссия по проблемам разоружения, Конференция ООН по торговле и развитию. В системе ООН комиссии и конференции выполняют функции координационных центров, обеспечивающих работу по соответствующим направлениям и проблемам развития. На основе исследований проблем по ключевым направлениям международного сотрудничества Гене- ральная Ассамблея представляет странам - членам ООН обоснованные рекомендации.
Установленный порядок предполагает принятие решений по вопросам поддержания мира и безопасности Советом Безопасности, состоящим из 15 членов. В соответствии с Уставом, именно на Совет Безопасности возлагается главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности (ст. 24). Все члены ООН соглашаются подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их (ст. 25). В то время как другие органы ООН выносят рекомендации государствам-членам, только Совет Безопасности (СБ) обладает полномочиями принимать решения, которые государства-члены после этого обязаны выполнять по Уставу . В настоящее время, как и ранее, со времени основания ООН, в число постоянных членов СБ ООН входят Китай, Российская Федерация, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты и Франция. Каждый из десяти непостоянных членов СБ ООН избирается сроком на два года (пять непостоянных членов ежегодно). Сегодня в их число входят Ангола, Венесуэла (Боливарианская Республика), Египет, Испания, Малайзия, Новая Зеландия, Сенегал, Украина, Уругвай и Япония . Избрание непостоянных членов СБ ООН осуществляется по географическому принципу: пять непостоянных членов избираются от государств Азии и Африки, два - от государств Латинской Америки, два - от государств Западной Европы и других государств, и один - от государств Восточной Европы. Совет Безопасности выносит Генеральной Ассамблее рекомендации относительно назначения нового Генерального секретаря и приема новых членов в состав ООН. Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности избирают судей Международного суда .
Именно Совет Безопасности играет ведущую роль в определении наличия угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии, дает рекомендации или принимает решение о том, какие меры следует предпринять (ст. 39 Устава ООН). Он призывает стороны урегулировать спор мирным путем и рекомендует методы или условия урегулирования (ст. 33 Устава ООН). В своей практической деятельности для поддержания мира и безопасности СБ ООН нередко прибегает к санкциям, в том числе санкционирует военные операции против государств-нарушителей, введение миротворческих формирований в зоны конфликта, организацию постконфликтного урегулирования, введение международной администрации в зонах конфликта. Для этого государства-члены предоставляют в распоряжение СБ ООН “по его требованию и в соответствии с особым соглашением или соглашениями необходимые для поддержания международного мира и безопасности вооруженные силы, помощь и соответствующие средства обслуживания, включая право прохода” (ст. 43 Устава ООН).
Чтобы иметь возможность совместных международных принудительных действий, члены Организации Объединенных Наций поддерживают в состоянии немедленной готовности контингенты национальных военно-воздушных сил. Численность и степень готовности этих контингентов и планы их совместных действий определяются Советом Безопасности с помощью Военно-штабного комитета (ст. 45-46 Устава ООН). В случае спора между государствами именно Совет Безопасности заявляет требования о мирном урегулировании спора и рекомендует процедуры и способы мирного урегулирования. При нарушении мира и актах агрессии он принимает решение о квалификации деяний как агрессии, подписывает с государствами - членами ООН соглашения о предоставлении ими вооруженных сил, применяет сформированные вооруженные силы для разъединения, наблюдения и обеспечения безопасности.
Поддержание мира и обеспечение международной безопасности со стороны ООН и других международных организаций может осуществляться по нескольким направлениям. В этой связи следует упомянуть прежде всего концепцию превентивной (предупредительной) дипломатии, участники которой стремятся предупредить возникновение споров между сторонами, не допустить перерастания уже имеющихся споров в конфликты или ограничить масштаб конфликтов после их возникновения. Первоначально идея “превентивной дипломатии” была высказана в 1960 г. в период холодной войны на 15-й сессии Генеральной Ассамблеи Генеральным секретарем ООН Д. Хаммаршельдом. Она состояла в том, чтобы предупреждать локальные конфликты или препятствовать их разрастанию вследствие вмешательства сверхдержав на той или иной стороне. С тех пор политика “превентивной дипломатии” многократно осуществлялась в различных странах. По завершении холодной войны концепция превентивной дипломатии была снова взята на вооружение после выступления Генерального секретаря ООН Б. Бутроса-Гали в 1992 г. В докладе перед Генеральной Ассамблеей превентивная дипломатия была определена как деятельность в целях предупреждения возникновения споров между сторонами, недопущения перерастания существующих споров в конфликты и ограничения масштабов конфликтов после их возникновения .
О необходимости “расширения арсенала превентивной дипломатии” говорил в докладе “Превентивная дипломатия: достижение результатов”, посвященном памяти бывшего Генерального секретаря ООН Д. Хаммаршельда Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун в 2011 г. Превентивная дипломатия нередко оказывается одним из немногих путей сохранения мира, а следовательно, спасения жизней людей и предотвращения тяжких экономических последствий. Ведь в среднем издержки гражданской войны поглощают более чем 30-летний рост объема валового внутреннего продукта (ВВП) развивающейся страны. Кумулятивные издержки, связанные с наиболее жестокими и продолжительными гражданскими войнами, составляют десятки миллиардов долларов США, а процесс восстановления до первоначального уровня роста занимает в среднем 14 лет. Усилия же по предупреждению кризисов могут быть гораздо менее дорогостоящими . Генеральный секретарь ООН отметил, что, несмотря на серьезные проблемы, которые по-прежнему препятствуют достижению успеха в области превентивной дипломатии, коллективные усилия все же привели к тому, что число конфликтов малой интенсивности, начавшихся в период 2000-2009 гг., составило примерно половину от числа таких конфликтов, начавшихся в 90-е гг. прошлого столетия. За этот же период количество новых конфликтов высокой интенсивности (изначально таковых или переросших в таковые) также сократилось с 21 до 16*.
Идея превентивной дипломатии реализуется несколькими способами. Прежде всего для поддержания мира и приведения враждующих сторон к соглашению с помощью мирных средств осуществляются миротворческие операции. Они могут реализовываться посредством превентивного размещения в проблемных регионах миссий наблюдателей - военного, полицейского и гражданского персонала ООН. Созданные для реагирования на кризисные ситуации и значительно различающиеся в целях и масштабах деятельности политические миссии в проблемных регионах проводят различную работу, способствующую предотвращению потенциальных конфликтов. Их сотрудники участвуют в оказании добрых услуг, взаимодействуют с правительствами вовлеченных стран, помогают осуществлять мирные инициативы сторон потенциального конфликта. Значимым направлением предотвращения выступает “превентивное разоружение” - сбор и уничтожение оружия, находящегося в руках потенциальных участников различных сторон конфликта. Конечно, предотвращение конфликта и недопущение насилия являются некоторым идеальным вариантом. В случае если превентивных мер оказывается недостаточно или они предпринимаются слишком поздно, для прекращения столкновений и примирения требуются переговорный процесс, дипломатические усилия и посредничество. На всех стадиях конфликта важны политические действия и решения по устранению противоречий, лежащих в основе конфликта.
Урегулированию конфликтов между сторонами способствует применение многонациональных сил под командованием ООН - миротворчество. Не располагая постоянным международным во-
оружейным контингентом военного или полицейского характера, в своей деятельности ООН использует миротворческие силы, добровольно предоставляемые государствами-членами. Миротворческие операции позволяют создавать буферные зоны между воюющими сторонами и играют роль нейтральной третьей стороны для установления и сохранения режима прекращения огня. Также они могут оказывать помощь в проведении выборов и в обезвреживании смертоносных наземных мин . Миротворческие операции проводятся силами ООН с 1948 г. Со времени Первой арабо-израильской войны на Ближнем Востоке действует миссия ООН для наблюдения за выполнением условий перемирия. Начиная с 1949 г. до настоящего времени группа военных наблюдателей ООН в Индии и Пакистане играет важную роль в установлении мира в Джамму и Кашмире.
Существуют два вида миротворческих операций: миссии наблюдателей и операции с участием миротворческих сил. Наблюдатели безоружны, а военнослужащие миротворческих сил ООН оснащены легким вооружением, которое они могут применять исключительно в целях самообороны. Миротворцев ООН легко узнать по эмблеме ООН и голубым беретам, которые они носят, находясь на службе. Голубые каски, ставшие символом миротворцев ООН, надеваются во время любых операций, когда существует опасность. Миротворцы носят национальную форму. Правительства, предоставляющие войска, сохраняют полный контроль за своими воинскими контингентами, несущими службу под флагом ООН .
Прекращению военных конфликтов способствует активная миротворческая деятельность генеральных секретарей ООН, которые, согласно ст. 99 Устава ООН, уполномочены “доводить до сведения Совета Безопасности о любых вопросах, которые могут угрожать поддержанию международного мира и безопасности”. По просьбе Совета Безопасности Генеральный секретарь может назначать представителей, посредников, координаторов для оказания содействия Совету в урегулировании ситуаций, представляющих угрозу для международного мира и безопасности. Известны случаи, когда Совет Безопасности обращался к Генеральному секретарю с просьбой использовать механизм добрых услуг и принять непосредственное участие в решении того или иного вопроса . Яркими примерами содействия генеральных секретарей и их специальных посланников в поиске решений проблем являются прекращение войны между Ираном и Ираком и достижение соглашения о выводе советских войск из Афганистана в 1988 г. Недавними примерами длительного личного участия Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна в миссии добрых услуг и переговорном процессе на Кипре (а до него других генеральных секретарей начиная с 1964 г.) служат многочисленные встречи с лидерами общин киприотов-греков и киприотов-турок на основе соответствующих резолюций Совета Безопасности.
В регионах международных конфликтов действуют миссии специальных (личных) представителей, посланников и советников Генерального секретаря ООН. Так, в резолюции 1244 от 10 июня 1999 г. Совет Безопасности ООН уполномочил Генерального секретаря учредить международное гражданское присутствие в Косово - Специального представителя Генерального секретаря ООН и Миссию Организации Объединенных Наций по делам временной администрации в Косово (МООНК). После вступления в силу 15 июня 2008 г. новой конституции задачи Миссии были существенно скорректированы в направлении содействия безопасности, стабильности и уважения прав человека. Согласно резолюции 1528 от 27 февраля 2004 г., Совет Безопасности постановил учредить Операцию Организации Объединенных Наций в Кот-д’Ивуаре (ОООНКИ). После президентских выборов 2010 г. в Кот-д’Ивуаре и последовавшего за ними политического кризиса ОООНКИ во главе со Специальным представителем Генерального секретаря в Кот-д"Ивуаре продолжала проводиться в стране с целью защиты гражданского населения, содействия оказанию гуманитарной помощи, поддержки ивуарийского правительства в осуществлении программы разоружения, демобилизации и реинтеграции комбатантов, а также помощи в области прав человека. Резолюцией 1401 от 28 марта 2002 г. учреждена Миссия Организации Объединенных Наций по содействию Афганистану (МООНСА) во главе со Специальным представителем и Главой Миссии Генерального секретаря по Афганистану . К сожалению, далеко не все миссии ООН были успешными. Так, в 1993 г. не достигла своих целей миссия ООН в Сомали. В 1994 г. миссия ООН оказалась недостаточной для предотвращения геноцида в Руанде. В 1999 г. действия миссии ООН также не смогли воспрепятствовать гражданской войне на Балканах.
После стабилизации ситуации или завершения конфликта, в том числе благодаря миротворчеству, становится возможным осуществление миростроительства как последовательности действий, направленных на предотвращение рецидивов столкновений между противоборствовавшими сторонами и постепенный переход к миру. В структуре ООН действуют Комиссия по миростроительству и Управление по поддержке миростроительства (УПМ). В состав Управления входят Секция поддержки Комиссии по миростроительству, Секция планирования политики и Секция финансирования в целях поддержки миростроительства. Управление также помогает поддерживать мир в пострадавших от конфликтов странах путем мобилизации международной поддержки усилий в области миростроительства, прилагаемых национальными сторонами, которые несут за них ответственность. Эта помощь включает в себя предоставление поддержки Комиссии по миростроительству в ее работе и мобилизацию усилий системы Организации Объединенных Наций от имени Генерально- го секретаря, а также (в партнерстве с внешними субъектами деятельности) разработку стратегий миростроительства, мобилизацию ресурсов и усиление международной координации. Надежной основой для этой поддержки является функция Управления как методического центра, располагающего информацией об извлеченных уроках и передовых методах миростроительства . Миростроительство осуществляется в виде поддержки органов власти и структур гражданского общества, заинтересованных в упрочении мира в регионе, в контроле над уничтожением оружия и содействии адаптации участников военных действий к мирной жизни. Миссии по миростроительству были развернуты ООН в 7 странах и субрегионах Азии и в 11 странах и субрегионах Африки. В настоящее время продолжают действовать политические миссии ООН в Афганистане и на Ближнем Востоке, Ираке, Ливане и Центральной Азии, в Бурунди, Гвинее-Бисау, Западной Африке, Ливии, Сомали, Сьерра-Леоне и Центрально-Африканской Республике (Миссия ООН по содействию Сомали была учреждена в 2013 г.).
За годы существования деятельность Организации Объединенных Наций по поддержанию мира и безопасности неоднократно претерпевала изменения. В годы холодной войны каждая из сторон стремилась активно использовать ООН и право вето в Совете Безопасности для реализации своих интересов. В 1963 г. происходит увеличение числа членов Совета Безопасности с 11 до 15, вызванное необходимостью вовлечения развивающихся стран, освободившихся от колониальной зависимости, равно как и общего возрастания числа государств - членов ООН. В это же время были введены действующие до настоящего времени региональные квоты по избранию непостоянных членов Совета Безопасности для государств Азии, Африки, Латинской Америки, Восточной Европы и Западной Европы.
По завершении холодной войны полномочия ООН еще более усиливаются вследствие расширения круга контролируемых вопросов в направлении санкционных, экономических и административных решений. Разрушение биполярной структуры мировой политики и экономики не могло не сказаться на деятельности ООН как универсальной организации, регулирующей международные отношения во всем мире. Следствием разрушения Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений для ООН стало стремление ряда стран к увеличению собственного представительства в ООН и ее руководящих органах. Оно особенно проявилось в призывах к реформированию ООН и критике института постоянного членства в Совете Безопасности со стороны различных стран с целью их собственного вхождения в число постоянных членов. Также существуют проблемы лоббирования и лучшего финансирования миротворческих операций, более “выгодных” с точки зрения политических интересов ряда стран во главе с США.
В 1979 г. проблема представительства государств в Совете Безопасности и возможности его расширения была вынесена на рассмотрение 34-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. В 1993 г. в ходе 48-й сессии была принята резолюция Генеральной Ассамблеи “Об учреждении Рабочей группы открытого состава для рассмотрения всех аспектов вопроса о расширении членского состава Совета Безопасности и других вопросов, касающихся Совета Безопасности”. В данной резолюции шла речь о повышении эффективности и географической представленности регионов в Совете Безопасности, но не было определено, какими методами и в каких формах следует осуществлять реформирование .
Идея расширения численного состава Совета Безопасности широко дискутируется на различных уровнях и в различных странах. Еще до окончания холодной войны со стороны США звучали призывы к включению в Совет Безопасности Германии и Японии. Сегодня США выступают “мягким противником” предоставления ФРГ места постоянного члена Совета Безопасности ООН из-за опасений по поводу собственного исключительного влияния. Современный проект США предполагает увеличение состава Совета Безопасности ООН на два постоянных и два или три непостоянных члена. В американской политической элите нередко раздаются голоса о “завершении исторической миссии” и “ненужности” ООН, о необходимости создания новой универсальной международной организации “на демократических началах”, т. е. без включения не только в состав руководящего органа по безопасности, но и в число государств-членов России и Китая. Подобные идеи отражают стремление к усилению собственной власти, вседозволенности и неподконтрольности любым формам надзора со стороны международного сообщества и каким бы то ни было международным мандатам.
Наибольший прогресс в отношении реформирования ООН был достигнут к 2005 г., когда Генеральный секретарь Кофи Аннан выступил с докладом “При большей свободе”, содержащим предложения по поводу реформирования ООН. В докладе были представлены два варианта преобразования Совета Безопасности: иметь шесть новых постоянных членов плюс четыре новых непостоянных члена без права вето или же вариант нового порядка избрания состава Совета Безопасности без расширения числа постоянных членов. В том же году с идеями нового порядка формирования Совета Безопасности выступили Германия, Япония, Бразилия, Индия, предложив увеличить число постоянных членов до 11, а непостоянных до 14. В то же время африканские государства Гана, Нигерия, Сенегал и ЮАР, акцентируя внимание на том, что страны континента не представлены среди постоянных членов Совета Безопасности, как на ранних этапах существования ООН и в самой этой международной организации, предложили расширить состав постоянных и непостоянных членов Совета Безопасности до 26. Согласно их общему мнению, это могло быть сделано в том числе за счет присутствия двух африканских стран в числе постоянных и двух - среди непостоянных членов. Напротив, Италия, Китай, Южная Корея, Канада, Мексика, Аргентина, Пакистан и другие региональные державы выступили против создания новых постоянных мест в Совете Безопасности ООН (в том числе против вхождения Германии), зато предложили расширить состав Совета Безопасности до 25 членов за счет увеличения числа непостоянных членов на десять стран.
Поддерживая идею реформирования ООН с целью большего вовлечения в ее руководящие структуры, прежде всего Совет Безопасности, представителей различных развитых и развивающихся стран, Российская Федерация не раз призывала к достижению “широкого согласия” по данному вопросу. По мнению министра иностранных дел РФ С. В. Лаврова, “для реформы Совета Безопасности ООН необходим компромисс между двумя пока непримиримыми подходами к категориям расширения... Одна группа стран абсолютно настаивает на том, чтобы были созданы новые постоянные места, а вторая - считает, что категорически нельзя допускать создания новых постоянных мест и что нужно искать решение через расширение количества непостоянных членов” . Сложная структура и взаимоисключающие интересы государств - членов ООН как крупнейшей международной организации обусловливают необходимость длительного поиска консенсусов и компромиссов. Несмотря на проблемы и разногласия, миротворческая деятельность ООН для большинства государств-членов по-прежнему является не только наивысшей ценностью, но и альтернативой произволу одной страны или группы стран в международных отношениях. Разумное реформирование Организации Объединенных Наций могло бы способствовать более оперативному и результативному реагированию на международные кризисы и конфликты.
Что касается марксистской литературы, то качества государства как организации неоднократно отмечались в работах В.И. Ленина (присутствовало и само слово «организация»). Термины «государство - машина угнетения», «аппарат», даже «дубина» в руках одного класса против другого широко использовались в марксистской литературе. Исследовались и некоторые отличия этой организации, скажем, от родового строя, но основное внимание уделялось ее социальному характеру. На социальном признаке в марксистской литературе основаны все главные классификации государственности.
Обычным было понятие государства как политической организации , но трактовалось оно тоже неодинаково. В определениях, приводимых в философских и политических словарях, издававшихся в СССР, понятие государства как политической организации нередко расширялось по существу до отождествления его с самим обществом, политически (государственно) организованным, говорилось, что «… государство - политическая организация общества. При этом речь шла, разумеется, об обществе в целом, а не об одной из его политических организаций. Такой подход в известной мере коренился в некоторых высказываниях основоположников марксизма в тот период развития, когда политические партии еще не приобрели большого влияния, а другие объединения не играли значительной политической роли.
Ныне в государствоведческих исследованиях на первый план все чаще стали выдвигаться не вопросы политической организации общества, а проблемы политической власти в нем. При этом определение государства как политической) организации или даже как одной из политических организаций в обществе не раскрывает в достаточной мере всего набора его организационных свойств. Часто встречающаяся характеристика государства как политического учреждения, института (особой формы организации) тоже не вполне самодостаточна - ведь существует множество других политических институтов. В поисках дефиниции не помогают, как отмечалось, и ссылки на разделение населения по административно-территориальным единицам, ибо этот признак не имеет универсального характера. Иерархическая структура государственных органов, на которую иногда ссылаются, не может служить критерием разграничения: она имеется и в других организациях (хотя и с неодинаковым значением этой иерархии). Не помогают также ссылки на принудительный характер власти (хотя и по-своему, но родительская и корпоративная власти тоже имеют принудительный характер).
На наш взгляд организационные качества государства имманентно присущи его универсальному для данного общества (очерченного государственными границами) характеру. В эту организацию входят все находящиеся на данной территории лица, независимо от того, желают или не желают они этого: граждане, лица без гражданства, с двойным (множественным) гражданством, иностранцы. Они уплачивают на содержание этой организации не добровольные (как во многих партиях), а обязательные взносы (налоги), освободиться от которых, да и то не всегда, они могут, лишь покину! территорию данной организации. Во многих случаях различные сборы уплачиваюТ’1ГТра:я^^ за пределами своего государства, если они, например, получают заработную плату от государства или имеют определенные виды собственности на территории государства (последнее относится и к иностранцам). Все другие общественные объединения находятся в зависимости от этой организации невзирая на то, разделяют они ее цели и задачи или борются против нее (их деятельность регулируется законами, принятыми государственными органами). В зависимости находятся и все юридические лица, сами органы государства. Физические лица могут покинуть эту организацию, отказавшись от гражданства и эмигрировав из страны, но эта связь не будет разорвана окончательно, если в прежнем государстве останется, например, недвижимая собственность. Юридические лица выходят из-под ее власти, прекращая свое существование.
В современном социально асимметричном обществе нет другой аналогичной универсальной организации. Универсальная организация предгосударственного родового общества, племенная организация населения существуют в иных условиях и построены на иных принципах, имеющих неполитический характер. «Универсальные» международные организации (например, ООН) в принципе никогда не являлись универсальными: какие-то государства не входят в число их членов, да и организации эти совсем иного качества, чем государство.
Лишь в некоторых африканских странах как социалистической ориентации (ориентированных на тоталитарный социализм), так и ориентации капиталистической (формы искаженного, тоталитарного капитализма в политическом строе) были предприняты попытки создать еще более универсальную организацию, чем государство. Так, Гвинейская Народная Революционная Республика при режиме Секу Туре была провозглашена »партией-государством» (это нашло отражение и в конституции 1982 г.). Согласно этой концепции, как было сказано в преамбуле упомянутой конституции, государство отождествляется с партией. Были созданы единые, слитные партийно-государственные структуры и органы власти в масштабе страны и на всех уровнях административно-территориального деления. Аналогичный порядок (также при существовании единственной партии) был конституционно закреплен в Республике Заир, где лозунг капиталистического развития в экономике сочетался с тоталитарным режимом. Согласно ст. 32 конституции 1980 г. (аналогичный порядок устанавливали и другие, более ранние конституционные акты) в обществе существовал единственный политический институт - Народное движение революции. Все жители страны автоматически считались его членами, а парламент, правительство, суды - его органами. Эти суперуниверсальные формы были во многом искусственными явлениями и, продержавшись по два с половиной десятилетия, исчезли (в Гвинее - в результате военного переворота 1984 г., в Заире - в итоге массовых народных выступлений в начале 90-х годов). Качества государства как универсальной организации предполагают исследование вопроса о пределах и эффективности такой универсальности. В отечественной послеоктябрьской литературе вопрос о пределах универсальности связывался чаще всего с социальными аспектами: с исследованием роли государства как главного орудия по преобразованию общества на новых началах. Пределам его вмешательства в общественную, а иногда и личную жизнь в государствоведческой литературе почти не ставилось преград. Лишь в правовой литературе в связи с обсуждением вопроса о правовом регулировании говорилось об объективных пределах последнего. Что же касается вопросов о влиянии количественных параметров государства (численность населения, размеры территории и др.) на его эффективность, то они в такой постановке вопроса фактически не обсуждались.
В зарубежной литературе пределы универсальности государства связывались с двумя аспектами: его ролью и количественными критериями, причем последние рассматривались обычно в связи с процессами возникновения новых государств в результате краха колониализма. Вопрос о роли государства в разные периоды решался неодинаково: от концепции невмешательства и роли «ночного сторожа» до тотального огосударствления жизни, включая многие частные стороны (фашистские концепции, мусульманские фундаменталистские доктрины). Количественные критерии использовались преимущественно на базе опыта малых африканских стран. В частности, утверждалось, что государство может быть эффективной универсальной организацией, если численность его населения не менее 15 млн. человек. Были и другие взгляды, касавшиеся плотности населения на территории, но в целом они опирались на частичный опыт, высказывались попутно и имели в основном умозрительный характер.
Более основательно, в основном в международно-правовой литературе, разработан взгляд о соотношении универсальности государства и этноса. Считается, что любой этнос, сознающий себя в качестве нации, вправе создавать свою суверенную или автономную организацию публичной политической власти, и это право признается и защищается мировым сообществом. Не может быть никаких юридических аргументов против политического самоопределения любой, даже
самой малочисленной, нации, если при этом не нарушаются права человека и права проживающих вместе с ней других этносов . Правда, вопрос об эффективности и даже жизнеспособности малого государства при этом не ставился, а само понятие этноса, народности, нации и особенно этноса, осознающего себя нацией, остаются в литературе довольно неопределенными (правда, эти последние проблемы уже выходят за сферу юридических наук).
Из сказанного видно, что проблема универсальности государства, ее различные аспекты на конкретном страноведческом материале в государствоведении в должной мере еще не разработаны. Между тем многие из таких вопросов в условиях современных тенденций «суверенизации», распада ряда федераций и образования новых малых (а иногда и очень малых, преимущественно островных) государств имеют весьма важное практическое значение. Актуальны они и для России, стран СНГ, на территории которых проживают многие десятки наций и этносов, стремление отдельных лидеров которых максимально отгородиться от своих соседей часто приводит к общей разрухе.
Словом, исследование разносторонних качеств универсальности государственной организации, ее пределов и эффективности приобретает важнейшее теоретическое и практическое значение. Однако, совокупный предмет общей теории государства и права очерчен определенными рамками, общая же политология вряд ли имеет возможность заниматься этим: у нее свои задачи. Видимо, лишь формирование особой отрасли знаний - сравнительного государствоведения может продвинуть нас вперед в решении этих теоретических и прикладных задач.
Похожая информация.