Олимпиада по истории авиации и воздухоплавания. Яковлев як-з Основные технологические новшества, имеющиеся в конструкции самолета
Созданный конструкторами ОКБ Яковлева. Этот самолет стал дальнейшим развитием истребителя Як-1, принятого на вооружение незадолго до начала войны. Як-3 – один из самых массовых советских истребителей. По своим летно-техническим характеристикам он считается одним из лучших среди многочисленной группы боевых машин, выпущенных в ОКБ Яковлева в период Великой Отечественной войны.
Свой первый полет истребитель Як-3 совершил в феврале 1943 года, однако эксплуатация этой машины началась только год спустя. Серийное производство самолета было развернуто в марте 1944 года и продолжалось до 1946 года – до эпохи появления реактивных истребителей.
Выпуск Як-3 был налажен на авиазаводе в Тбилиси и Саратове, всего было выпущено более 4,8 тыс. самолетов, из которых 4111 единиц приходится на годы войны. Учитывая довольно короткий промежуток времени, в который этот истребитель выпускался, темпы его производства действительно впечатляют.
Во время создания самолета Як-3 разработчики учли опыт боевого применения истребителей на Восточном фронте. За счет максимального облегчения конструкции машины была значительно увеличена ее скорость и маневренность. Як-3 является одним из самых легких истребителей Второй мировой войны. Это позволило советским пилотам на завершающем этапе войны на равных соперничать с немецкими летчиками, которые использовали Messerschmitt BF109 (модификации F и G) и Focke Wulf FW190.
Летчики любили эту машину. Як-3 обладал отличными летно-техническими характеристиками, был прост в управлении (впрочем, как и другие самолеты Яковлева), имел мощное вооружение. На Як-3 летали многие прославленные советские асы, этим истребителем пользовались летчики из полка «Нормандия-Неман». За период серийного производства было выпущено более десяти модификаций истребителя Як-3.
История создания
Середина войны стала для советского конструктора Александра Яковлева одним из самых плодотворных творческих этапов в жизни. К этому времени был накоплен огромный опыт боевого применения истребительной авиации, стали понятны сильные и слабые стороны как собственных машин, так и истребителей противника. К тому же к 1943 году советская промышленность наконец-то встала на ноги и смогла дать фронту необходимое количество боевых машин. Эвакуированные заводы заработали в полную мощность, были запущены в эксплуатацию аэродинамические трубы, вывезенные из ЦАГИ, благодаря поставкам по ленд-лизу удалось решить вопрос дефицита алюминия и других необходимых материалов.
В 1943 году Яковлеву и его команде удалось создать несколько удачных модификаций самолета Як-9, а также подготовить к серийному производству один из лучших истребителей периода войны – Як-3. И если основной целью при работе над Як-9 было создание истребителя с большой дальностью полета и мощным вооружением, то Як-3 разрабатывался исключительно для воздушного боя. Дело в том, что Як-1 уступал своему основному оппоненту BF109 по скоростным характеристикам, особенно это касалось маневров в вертикальной плоскости.
Так как советская промышленность к этому времени не смогла создать более мощных авиационных двигателей, то конструкторы решили пойти путем уменьшения массы самолета Як-1 и улучшения его аэродинамических качеств. Конструкция истребителя была полностью пересмотрена, лонжероны крыла, выполненные из тяжелого дерева, были заменены на более легкие дюралевые. Кроме того, конструкторы пошли на уменьшение размеров крыла, его размах стал меньше на 1 метр, а площадь – на 2,3 кв. метра. Подобные нехитрые решения помогли уменьшить массу истребителя до 2665 кг (у серийного Як-1 она составляла примерно 2900 кг) и значительно увеличить энерговооруженность машины, что, естественно, самым положительным образом сказалось на скорости и маневренности самолета.
Еще одним направлением модернизации истребителя стало улучшение аэродинамических характеристик его фюзеляжа и крыла. Полотняную обшивку хвостовой части самолета заменили на фанерную, туннель маслорадиатора был максимально утоплен в корпус машины, а хвостовое колесо сделали убирающимся. На истребителе был установлен двигатель М-105ПФ, самолет получил наименование Як-1М. Заводские испытания начались в феврале 1943 года. Они показали повышение скорости машины на 40 км/ч и сокращение времени набора высоты (5 тыс. метров) до 4,1 минуты.
В сентябре был выпущен второй опытный самолет («дублер»), на котором была доработана системы охлаждения масла и воды (туннель маслорадиатора был полностью убран в фюзеляж истребителя), установлена безмачтовая антенна, вместо не слишком удачного кольцевого прицела был поставлен коллиматорный. Также улучшилось бронирование машины, самолет был оснащен новым винтом. На «дублере» был установлен более мощный форсированный двигатель М-105ПФ-2 мощностью 110 л. с.
В октябре начались государственные испытания, которые показали, что летные характеристики второго опытного самолета стали еще лучше. На высоте 4300 метров его скорость достигала 651 км/ч (у земли – 570 км/ч), на высоте 6 тыс. метров Як-1М превосходил все существующие на тот момент истребители. В официальном акте госиспытаний самолета были отмечены его высокие летно-технические характеристики, довольны новой машиной были и летчики-испытатели. В их отзывах об истребителе говорилось, что «самолет обладает превосходной горизонтальной и особенно вертикальной маневренностью, при этом прост в пилотировании и не требует слишком высокой подготовки летчика».
Генерал-майор авиации Стефановский, который принимал участие в испытаниях, рекомендовал как можно быстрее внедрить истребитель в серийное производство. Выпуск новой машины, которая получила обозначение Як-3, начался в 1944 году. Она должна была заменить уже не соответствующий требованиям времени истребитель Як-1.
Самолет сразу же стал поступать в строевые части, первые серийные машины получил 91-й истребительный авиаполк, который в середине 1944 года принимал участие во Львовско-Сандомирской наступательной операции. Личный состав этой воинской части в основном состоял из молодых пилотов, не имеющих опыта боевых действий. Однако, несмотря на это, освоение новой техники прошло успешно, и за полтора месяца в боях было потеряно всего лишь два Як-3. При этом летчики полка уничтожили более двадцати самолетов противника.
Первые самолеты Як-3 (две сотни машин) были вооружены пушкой ШВАК и синхронным пулеметом УБ, позже истребитель получил второй синхронный пулемет. Главным недостатком машины, который постоянно отмечали летчики, был недостаточный запас топлива, что не давало пилоту возможность длительное время находиться в воздухе и устраивать свободные охоты за самолетами противника. Также нередки были случаи отрыва обшивки верхней части крыла во время выхода истребителя из пикирования. Летчики знали об этом недостатке самолета, поэтому старались не использовать его на недопустимых режимах.
В целом же, легкий, скоростной и маневренный Як-3 быстро завоевал популярность и любовь советских летчиков-истребителей. Это была идеальная машина для воздушного боя. В маневренном воздушном бою с Bf-109 Як-3 обычно заходил в хвост своему противнику уже с первого разворота на вертикали или после четырех виражей по горизонтали. Более тяжелый FW-190 имел еще меньше шансов в поединке с Як-3.
В ноябре 1944 года в небе над Югославией произошел бой между советскими Як-3 и американскими истребителями Р-38 Lightning, которые приняли советские машины за немцев. В результате боя американцы потеряли четыре самолета, только после этого с союзниками удалось наладить взаимодействие. Есть упоминание об этом инциденте и в отчетах американских летчиков. Правда, они описывают исход боя несколько иначе, по словам американцев, им удалось сбить семь советских истребителей.
На фронте Як-3 не заменил другие советские истребители, обладавшие большей дальностью полета и более мощным вооружением, но прекрасно дополнил их. Зная об ограниченном запасе топлива Як-3, этот истребитель обычно использовали по вызову наземных постов наблюдения.
Отличные летно-технические характеристики Як-3, большое количество побед, одержанных советскими летчиками на этой машине, и общий эмоциональный подъем, который характерен для завершающего периода войны, сделали этот истребитель одним из символов Победы.
Описание конструкции
Як-3 – это одноместный одномоторный поршневой истребитель-моноплан. Конструкцию данного самолета можно назвать смешанной: некоторые ее элементы были выполнены из дерева и полотна, другие были изготовлены из металла. Самолет имел низкорасположенное свободнонесущее крыло и трехопорное убирающееся шасси с хвостовой стойкой. В целом следует отметить, что конструкция Як-3 отличается максимальной простотой и рациональностью.
Силовая конструкция фюзеляжа была выполнена из хромансилевых труб, к которым в передней части приваривалась моторама. Обшивка передней части фюзеляжа была образована металлическими капотами двигателя, хвостовая часть машины была обшита фанерой.
Кабина пилота располагалась в центральной части фюзеляжа, она была закрыта фонарем, состоящим из трех секций, средняя из которых была сдвижная. Сзади пилот был защищен бронеспинкой, которая имела толщину 8,5 мм, а в задней секции фонаря было установлено бронестекло, левую руку летчика был прикрыт бронеподлокотником. Средняя секция фонаря кабины была оборудована системой аварийного сброса, которой летчик мог воспользоваться при экстренном покидании самолета.
Крыло Як-3 было выполнено из дерева, фанеры, полотна и дюраля. Оно имело двухлонжеронную конструкцию, набор деревянных нервюр и работающую фанерную обшивку. Лонжероны были изготовлены из дюраля. Снаружи крыло истребителя было обклеено полотном. Механизация состояла из элеронов и посадочных щитков. После войны был выпущен Як-3 с дюралевой обшивкой крыла, но в серию этот самолет так и не был запущен.
Як-3 имел свободнонесущее хвостовое оперение, состоящее из цельнодеревянных киля и стабилизатора. Рули высоты и направления были выполнены из металла, покрытого полотняной обшивкой.
Истребитель имел убирающееся трехопорное шасси, состоящее из двух основных стоек и одной хвостовой. Основные стойки имели воздушно-масляную амортизацию, уборка и выпуск шасси производился за счет пневматической системы. Хвостовая стойка шасси убиралась за счет тросового привода.
Также с помощью пневматической системы производилось управление тормозами шасси и посадочными щитками. Пневматическая система в отличие от гидравлической, которая использовалась на истребителях Лавочкина, была гораздо менее надежной и доставляла массу хлопот, но она была гораздо дешевле и, что самое главное, легче. Экономия составляла десятки килограмм.
Силовая система истребителя состояла из V-образного двигателя водяного охлаждения ВК-105ПФ2, который имел номинальную мощность 1240 л. с., и воздушного винта изменяемого шага. Так же, как и на других истребителях, построенных в ОКБ Яковлева, бензобаки самолета были размещены в крыльях, их общий объем составлял 370 литров. Два бака находились в консолях крыла и еще один в центроплане. Баки были защищены протектором и заполнены нейтральным газом.
Одной из основных особенностей истребителя Як-3 было то, что для улучшения аэродинамических характеристик самолета радиатор для охлаждения воды был «утоплен» внутрь фюзеляжа. Канал подвода воздуха к нему был значительно расширен. Аналогичный принцип был использован и для маслорадиаторов, которые были расположены в центроплане. Воздух для их охлаждения подавался через два воздухозаборника в носке крыла.
Управление заслонкой водяного радиатора происходило в автоматическом режиме: с помощью автомата регулировки температуры воды. В зимний период в масло добавляли бензин, а в воду – антифриз.
На Як-3 был установлен минимальный набор бортового оборудования, который позволял пилоту вести воздушный бой днем в простых метеорологических условиях. Причиной этому было желание максимально облегчить машину. Однако все истребители Як-3 были оснащены радиостанциями приема «Малютка» и передачи «Орел» (устанавливались на каждый второй самолет).
Вооружение Як-3 состояло из автоматической пушки ШВАК и одного или двух пулеметов УБ. Пушка устанавливалась в развале цилиндров мотора, стрельба производилась через вал редуктора и втулку винта. Боекомплект орудия составлял 120 выстрелов. На истребитель был установлен прицел коллиматорного типа.
Новейшие лучшие военные самолеты ВВС России и мира фото, картинки, видео о ценности самолета-истребителя как боевого средства способного обеспечить «господство в воздухе», была признана военными кругами всех государств к весне 1916 г. Это потребовало создания боевого специального самолета, превосходящего все остальные по скорости, маневренности, высоте и применению наступательного стрелкового вооружения. В ноябре 1915 г. на фронт поступили самолеты-бипланы Ньюпор II Вебе. Это первый самолет, построенный во Франции, который предназначался для воздушного боя.
Самые современные отечественные военные самолеты России и мира обязаны своим появлением популяризации и развитию авиации в России которому способствовали полеты русских летчиков М. Ефимова, Н. Попова, Г. Алехновича, А. Шиукова, Б. Российского, С. Уточкина. Стали появляться первые отечественные машины конструкторов Я. Гаккеля, И. Сикорского, Д. Григоровича, B.Слесарева, И. Стеглау. В 1913 г. совершил первый полет тяжелый самолет «Русский витязь». Но нельзя не вспомнить первого создателя самолета в мире - капитана 1-го ранга Александра Федоровича Можайского.
Советские военные самолеты СССР Великой Отечественной войны стремились поразить войска противника, его коммуникации и другие объекты в тылу ударами с воздуха, что обусловило создание самолетаов-бомбардировщиков способных нести большой бомбовый груз на значительные расстояния. Разнообразие боевых задач по бомбардировке неприятельских сил в тактическом и оперативной глубине фронтов привело к пониманию того факта, что их выполнение должно быть соизмеримо с тактико-техническими возможностям конкретного самолета. Поэтому конструкторским коллективам следовало решить вопрос специализации самолетов-бомбардировщиков, что и привело к возникновению нескольких классов этих машин.
Виды и классификация, последние модели военных самолетов России и мира. Было очевидно, что для создания специализированного самолета-истребителя потребуется время, поэтому первым шагом в этом направлении стала попытка вооружить уже существующие самолеты стрелковым наступательным оружием. Подвижные пулеметные установки, которыми начали оснащать самолеты, требовали от пилотов чрезмерных усилий, так как управление машиной в маневренном бою и одновременное ведение огня из неустойчивого оружия уменьшали эффективность стрельбы. Использование двухместного самолета в качестве истребителя, где один из членов экипажа выполнял роль стрелка, тоже создавало определенные проблемы, потому что увеличение веса и лобового сопротивления машины приводило к снижению ее летных качеств.
Какие бывают самолеты. В наши годы авиация сделала большой качественный скачок, выразившийся я значительном увеличении скорости полета. Этому способствовал прогресс в области аэродинамики, создания новых более мощных двигателей, конструктивных материалов, радиоэлектронного оборудования. компьютеризации методов расчетов и т. д. Сверхзвуковые скорости стали основными режимами полета истребителей. Однако гонка за скоростью имела и свои негативные стороны - резко ухудшились взлетно-посадочные характеристики и маневренность самолетов. В эти годы уровень самолетостроения достиг такого значения, что оказалось возможным приступить к созданию самолетов с крылом изменяемой стреловидности.
Боевые самолеты России для дальнейшего роста скоростей полета реактивных истребителей, превышающих скорость звука, потребовалось увеличить их энерговооруженность, повысить удельные характеристики ТРД, а также усовершенствовать аэродинамические формы самолета. С этой целью были разработаны двигатели с осевым компрессором, имевшие меньшие лобовые габариты, более высокую экономичность и лучшие весовые характеристики. Для значительного увеличения тяги, а следовательно, и скорости полета в конструкцию двигателя ввели форсажные камеры. Совершенствование аэродинамических форм самолетов заключалось в применении крыла и оперения с большими углами стреловидности (в переходе к тонким треугольным крыльям), а также сверхзвуковых воздухозаборников.
Самолет Як-3 являл собой истребитель советского изготовления, который был оснащен одним двигателем. Разработкой данной машины занимался конструктор Яковлев со своей группой конструкторов, которые подтвердили свои возможности в изготовлении подобных машин на модели Як-1. Перед конструкторами было поставлено задание на увеличение огневой мощи аппарата и повышение ее живучести в боевых условиях. Чтобы достичь данных показателей, нужно было значительно снизить вес машины и увеличить мощность силовой установки для получения высших скоростных показателей.
Краткая история создания истребителя Як-3
Первоначальной разработкой истребителей Яковлев начал заниматься еще перед Отечественной войной, в результате чего был изготовлен истребитель модели Як-1. Данная машина имела отличные летные и боевые характеристики. В основу нового прототипа Як-3 и были взяты основные системы и разработки с истребителя Як-1.
Заводские исследования были начаты в 43 году, при этом машина зарекомендовала себя как великолепная боевая единица. Она могла развивать максимальную скорость, которая превышала даже планы конструкторов, а именно 680 км/ч. К октябрю этого года самолет был передан на государственные испытания.
В серийное производство новый аппарат был поставлен осенью 1943 года, а через полгода была построена первая боевая машина данного класса. Впервые данный самолет произвел полет в марте 44 года. Изготовление шло ударными темпами, и за два года был построено 4848 самолетов Як-3.
В средине 1943 года данный аппарат активно использовался в боевых операциях и был оценен по достоинству отечественными пилотами. Он с легкостью мог противостоять немецким самолетам и уничтожать их. Преимущество данного аппарата было в том, что он был очень легким, поскольку множество деталей корпуса было изготовлено из дерева. Кроме того, он был очень быстрый и маневренный. Достоинством машины была и достаточно большая на то время дальность полета, которая составляла порядка 885 километров. Превосходство было и в вооружении, поскольку на Як-3 были установлены два пулемета и одна крупнокалиберная пушка.
Особенности конструкции самолета Як-3
Нужно отметить, что данная машина изготовлялась только на протяжении двух лет, но за все это время было создано множество модификаций, которые отличались как компоновкой, так и вооружением.
Самолет Як-3 был изготовлен по схеме свободнонесущего моноплана, который оснащен системой убирающегося шасси.
Силовая установка представлена двенадцатицилиндровым двигателем, который развивал мощность в 1250 лошадиных сил. Двигатель приводил в движение трехлопастной винт новой конструкции, который в полете мог менять шаг, данный агрегат обозначался как ВИШ-105СВ. Корпус ферменного типа был изготовлен из стальных труб, которые соединялись сварочным типом, а обшивка машины была изготовлена из дюралюминиевых листов. Кроме металла, большая часть корпуса была изготовлена из деревянных конструкций. Моторама аппарата была изготовлена как единое целое с корпусом самолета. Фонарь пилота был изготовлен в каплевидной форме, что повышало обтекаемость машины. Данный агрегат был оборудован системой аварийного сбрасывания.
Крылья были составлены из двух лонжеронов, на которых была установлена деревянная обшивка. В крыльях между лонжеронами были размещены топливные баки, также здесь был расположен и расходный бак. Конструкторами была предусмотрена система, которая предотвращала утечку топлива из баков при их повреждениях. На крыльях данного аппарата были установлены и посадочные щитки.
Шасси было представлено тремя стойками, которые во время полета убирались в корпус истребителя. На стойках были установлены телескопические масляные амортизаторы, которые эффективно гасили колебания при посадке.
В кабине пилота, кроме стандартного навигационного оборудования и систем управления, был установлен прибор радиосвязи и прибор коллиматорного прицела, система снабжения кислородом. Для ночных вылетов в кабине пилота была установлена подсветка, а снаружи корпуса были бортовые огни. Для снижения заметности аппарата при боевых операциях все самолеты Як-3 имели камуфляжную окраску, а именно днище машины было покрашено в голубой цвет.
Страна: СССР
Тип: однодвигательный истребитель
Экипаж : один пилот
Это второй самолет Яковлева, получивший обозначение Як-3 (первый с этим названием был закрыт осенью 1941 года из-за низкой надежности двигателя и нехватки подходящих материалов для постройки самолета). Этот самолет строился для удовлетворения требований ВВС по созданию маневренного истребителя, с высокими характеристиками на малых высотах. Истребитель обеспечивал советским ВВС господство в воздухе над полем боя - нечто подобное тому, что большую часть времени ВВС Германии имели на Восточном фронте.
Использовавшие доработанный планер самолета Як-1М, оснащенный уменьшенным крылом, прототипы прошли испытания с февраля по октябрь 1943 года, к этому времени малая предсерийная партия этого самолета была запущена в производство на Государственном авиационном заводе (ГАЗ) № 286 в Каменске-Уральском. Самолет Як-3 оставался в производстве до начала 1946 года. К этому времени было выпущено 4848 самолетов.
В 1991 году между ОКБ им. А. С. Яковлева и Музеем летания в Санта-Монике был заключен договор, который предусматривал поставку нескольких вновь построенных на заводе в Оренбурге самолетов Як-ЗУА с использованием чертежей, оснастки, шаблонов и инструмента времен войны, но оснащенных американскими двигателями компании «Эллисон» - отсюда обозначение УА. Небольшое количество двухместных самолетов Як-11 с радиальными двигателями также переделаны в самолеты «Эллисон Як-ЗУА».
Основные данные
Размеры:
- Длина: 8,49 м
- Размах крыла: 9,2 м
- Высота: 2,42 м
- Пустого: 2105 кг
- Максимальный взлетный: 2550 кг
Летно-технические характеристики:
- Максимальная скорость: 655 км/ч
- Дальность полета: 900 км
Силовая установка:
- «Эллисон» 2L Мощность: 1240 л. с. (925,04 кВт)
Дата первого полета:
- 28 февраля 1943 года (исходный) и июль 1993 года (самолет Як-ЗУА)
Сохранившиеся годными к полетам модификации:
- Як-ЗУА (вновь построенные в ОКБ им. А.С. Яковлева) и «Як-ЗУА» (самолеты Як-11, оснащенные двигателем «Эллисон» 2L)
Як-3 характеристики:
Модификация | |
Размах крыла, м | 9.20 |
Длина, м | 8.50 |
Высота, м | 2.42 |
Площадь крыла, м2 | 14.85 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 2123 |
нормальная взлетная | 2692 |
Тип двигателя | 1 ПД ВК-105ПФ2 |
Мощность, л.с. | 1 х 1240 |
Максимальная скорость, км/ч | |
у земли | 567 |
на высоте | 646 |
Практическая дальность, км | 648 |
Скороподъемность, м/мин | 1111 |
Практический потолок, м | 10400 |
Экипаж | 1 |
Вооружение: | одна 20-мм пушка ШВАК, два 12.7-мм пулемета УБС |
Як-3 видео
Поднятые с прифронтового аэродрома 18 краснозвездных истребителей типа июльским днем 1944 года встретились над полем боя с 30 истребителями противника. В быстротечной ожесточенной схватке советские лётчики одержали полную победу. Они сбили 15 фашистских самолётов, а потеряли лишь один. Бой подтвердил ещё раз высокое мастерство наших лётчиков и великолепные качества нового советского истребителя.
Самолёт создал в 1943 году коллектив, возглавляемый А. С. Яковлевым, развивая уже оправдавший себя в боях истребитель Як-1. От своего предшественника отличался меньшим крылом (его площадь 14,85 м2 вместо 17,15 м2) при тех же размерах фюзеляжа и рядом аэродинамических и конструктивных улучшений. Вес пустого был всего 2105 кг, взлётный - 2650 кг. Это был один из самых лёгких истребителей в мире первой половины сороковых годов.
Высокая скорость (более 650 км/час с двигателем ВК-105ПФ и 720-740 км/час с двигателями ВК-107 и ВК-108), отличная скороподъемность (время набора 5 тыс. м - 4,1 мин.), хороший потолок (11800 м) и маневренность, простота в пилотировании сделали любимым самолётом наших лётчиков-истребителей.
В конструкции был воплощен опыт коллектива, уже создавшего ряд отличных боевых машин, и советы лётчиков, которые на них воевали, достижения промышленности, которая дала конструкторам материалы, позволившие спроектировать машину с нагрузкой на крыло, близкой к 200 кг/м2. В заключении НИИ ВВС отмечалось, что с двигателем ВК-107А «...по основным лётно-техническим данным в диапазоне высот от земли до практического потолка является лучшим из известных отечественных и иностранных истребителей». Заводы построили 4848 самолётов .
В предвоенные годы многие наши конструкторы-самолетостроители разрабатывали образцы фронтовых истребителей, предназначенных для уничтожения самолетов противника над полем боя. Среди них особо выделялся самолет-истребитель И-26, созданный коллективом, руководимым тогда молодым главным конструктором А. С. Яковлевым. И-26 был снабжен двигателем жидкостного охлаждения М-105П конструкции В. Я. Климова. Самолет этот имел интересные конструктивные особенности, отличавшие его от других наших истребителей. Конструкция его была чрезвычайно простой - крыло целое, неразъемное, выполнено из дерева, фюзеляж сварной из стальных труб, оперение - клепанное из дюралюминия. Ферма фюзеляжа имела верхние и нижние гаргроты, придававшие самолету удобообтекаемые формы.
Весной 1939 года были закончены летные испытания И-26, которые проводил летчик Ю. И. Пионтковский. Испытания показали отличные летные и пилотажные характеристики самолета, и он был принят для серийного производства. В 1940 году моторостроители форсировали двигатель М-105П, повысив его мощность с 1050 л. с. до 1240 л. с. Новый двигатель получил наименование М-105ПФ. Он был установлен на И-26. Впоследствии, в 1941 году, этот двигатель стал называться ВК-105ПФ. Самолет с новым двигателем получил наименование Як-1. Самолет давал очень высокую по тому времени максимальную скорость полета - 599,5 км/час и имел хорошее вооружение - 20-мм пушку и два 7,62-мм пулемета.
Як-1 обладал исключительной маневренностью и отличными боевыми качествами. Однажды на фронте был случай, когда семь Як-1 вступили в бой против 25 фашистских самолетов. Об этом сообщалось в корреспонденции «Правды» от 11 марта 1942 года, когда группа капитана Еремина отразила немецкую армаду из семи бомбардировщиков и восемнадцати истребителей.
В 1942 году начаты были работы по дальнейшему улучшению истребителя Як-1.
Конструкция этого самолета была усовершенствована как по линии уменьшения веса конструкции, так и по линии уменьшения силы лобового сопротивления. В результате модификаций получился образец истребителя Як-3, превосходящий по своим летным данным Як-1. Так, например, максимальная скорость у Як-1 была 599 км/час, а у Як-3 она возросла до 650 км/час. Пулеметы 7,62-льи были заменены на 12,7-лш. Як-3 был сразу же запущен в серийное производство. Впервые Як-3 появился на фронте во время боев на Курском направлении летом 1943 года. На этом новом самолете наши летчики с большим успехом громили фашистов на фронте. В 1942 году был создан новый мотор В. Я. Климова ВК-107А мощностью 1650 л. с., являвшийся дальнейшим развитием ВК-105ПФ. С начала 1944 года этот двигатель ставится на Як-3. Самолет Як-3 с двигателем ВК-107А был вооружен уже двумя 20-мм пушками. При этом летные данные самолета еще улучшились. Максимальная скорость возросла до 720 км/час. Истребитель Як-3 оказался самым лучшим из всех истребителей, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны. Бывали случаи, что наши герои-летчики сбивали самолеты противника, когда их число намного превосходило число сражающихся Як-3. Так, 14 июля 1944 года у восьмерки Як-3 завязался бой с шестьюдесятью немецкими самолетами. При этом наши сбили три Ю-87 и четыре «мессершмитта», не потеряв ни одного. В 1944 году немцы вынуждены были выпустить инструкцию своим летчикам, в которой говорилось, что «при встрече с русскими истребителями без маслорадиатора в носу и с наклонной антенной в бой не вступать» (имелся в виду самолет Як-3).
Когда французским летчикам-истребителям, сражавшимся на советско-германском фронте, предложили выбрать себе типы самолетов для пополнения полка «Нормандия-Неман», они из всех советских, американских и английских машин выбрали Як-3. И выбор их был правильным! Только за десятидневный период в октябре 1944 года французские летчики сбили на Як-3 119 немецких машин, а их потери свелись к двум раненым летчикам!
![](https://i2.wp.com/sovplane.ru/foto/jak3_n.jpg)
Основные данные этого самолета следующие: размах крыла - 9,2 м; длина - 8,4 м; высота - 2,4 м; площадь крыла - 14,9 м2; полетный вес - 2650 кг; максимальная скорость-660 км/час; дальность полета - 900 км; потолок - 10800 м; вертикальная скорость - 19,3 м/сек.
Под Москвой со стороны Можайска воздвигнут монумент-памятник с полноразмерным Як-3, вздымающимся в небо. Один экземпляр самолета Як-3 хранится в авиационном музее Франции в Париже.
Окраска самолетов Як-3 обычно выполнялась сверху в камуфляже в виде черно-зеленых разводов. Снизу окраска голубая. На борту фюзеляжа, на вертикальном оперении и на крыльях были нарисованы красные звезды. Пневматики колес черные.
«Легендарный – перен.
Овеянный славой, вызывающий
восхищение (высок.)
».
С.И. Ожегов
Толковый словарь русского языка
План
1. Введение
2. История создания самолёта
3. Испытано войной
4. Технические характеристики самолёта
1) Общие характеристики
2) Сравнительные характеристики
5. Як-3 - участник боевых действий
1) "Задачи будут выполнены!"
3)Як-3 Феропонта Головатого
6. В победном строю
1) Русские истребители Франции
2) Отзывы с фронтов
7. Заключение
1.Введение
Самолеты, если начинаешь ими увлекаться, разлюбить невозможно. Это на всю жизнь. Хочется знать о них всё больше, заглянуть вглубь. Занимаясь авиамоделизмом и мечтая связать свою судьбу с авиастроением, я стараюсь узнать как можно больше обо всем, что связано с самолётами, в том числе и на авиационных форумах. Тем много, но отметил, что одним из самых болезненных вопросов в отечественной авиационной истории является вопрос о лучшем самолёте второй мировой войны. Критериев оценки предлагается много, и кто-то лучшим назовёт английский истребитель «Спитфайр» и пренебрежительно отзывётся о «Харрикейне». С уважением отнесётся к «Мустангу» и с явным непониманием посмотрит на «Тандерболт».
Но для многих Як-3 - это бренд, выражаясь современным языком. Ассоциация, возникающая в сознании людей, когда они видят данный самолет или слышат о нём, только одна - лучший.
И свидетельства фронтовых летчиков тому подтверждение. "Отношение к самолету, - пишет бывший командир 303-й АД генерал-майор Георгий Нефедович Захаров, - всегда очень субъективно. Поэтому ничего удивительного не будет в том, если многие мои друзья, бывшие летчики-истребители, найдут мою оценку Як-3 завышенной. Летчики 139-го гвардейскою полка, летавшие в ту пору на самолетах Як-9У, признавали достоинства Як-3, но вовсе не считали их абсолютными. … Тут все дело в личных привязанностях летчика, порой даже в характере самою летчика...".
И не только летчика. И для меня, такой, где-то даже субъективной, любовью является самолёт Як-3.
2. История создания самолёта
Перед Отечественной войной наши авиаконструкторы разработали несколько типов истребителей, предназначенных для уничтожения самолетов противника над полем боя. Лучшим из них был И-26, созданный коллективом главного конструктора А. С. Яковлева.
Май 1944г. на Центральном аэродроме в Москве. У Як-3 стоят: А.С.Яковлев, летчик-испытатель П.Я.Федрови и О.К.Антонов
Самолет имел двигатель жидкостного охлаждения М-105П конструкции В. Я. Климова. Следующим стал ЯК-1. Не прошло и года войны, как начались работы по дальнейшему совершенствованию этого истребителя. В результате появился истребитель ЯК-3.
Як-3 был зaпущен в серийнoе прoизвoдствo пo пoстaнoвлению ГКО oт 26 oктября 1943 г. Сoглaснo этoму пoстaнoвлению зaвoд № 292 oбязaн был oсуществить перехoд нa прoизвoдствo Як-1М (Як-3) без снижения урoвня выпускa сaмoлетoв Як-1. Первый серийный Як-3 (№ 06-01) нa зaвoде пoстрoили 1 мaртa 1944 г. Егo 10-минутный прoбный пoлет пo кругу с выпущенным шaсси сoстoялся 8 мaртa 1944 г.
Параллельно он производился на заводе № 31 в Тбилиси в 1944-1946 гг.
Всего в 1944-1946 годах было изготовлено 4848 (4111 во время войны) самолётов Як-3 всех модификаций. Из них на заводе №292 в Саратове изготовлено 3137 самолётов, на заводе №31 в Тбилиси - 934. Поставлялся в Югославию. На базе поршневого Як-3 был разработан реактивный истребитель Як-15. В конце 40-х годов на основе Як-3 в Югославии были разработаны истребитель S-49 и учебный самолёт "тип 213".
3. Испытано войной
Зa периoд вoйскoвых испытaний был прoизведен 431 бoевoй сaмoлетoвылет для перехвaтa прoтивникa в рaйoне свoегo aэрoдрoмa, пo вызoву для уничтoжения сaмoлетoв прoтивникa нaд линией фрoнтa и нaрaщивaния сил, для прикрытия нaземных вoйск, свoбoднoй oхoты и прикрытия свoегo aэрoдрoмa. При этoм былo семь встреч с сaмoлетaми прoтивникa Ju-87, Me-109G-2 и FW-190A-4. В пяти встречaх велись группoвые вoздушные бoи, в тoм числе двa крупных. Сбитo 23 сaмoлетa прoтивникa, в тoм числе 3 Ju-87, 14 Me-109G-2, 6 FW-190A-4. Свoи пoтери - двa Як-3; три Як-3 были подбиты oгнем зенитнoй aртиллерии и сели нa свoей территории вне aэрoдрoмa.
Летчики-испытатели НИИ ВВС, проводившие государственные испытания истребителя с двигателем ВК-107А, дали высокую оценку самолету, отметив, что он «...по максимальным скоростям, скороподъемности и вертикальной маневренности на всем диапазоне высот от земли до практического потолка, равного 10 800 м, является лучшим из известных отечественных и иностранных истребителей».
Даже враги признавали превосходство самолёта. Ганс-Лерхе Вернер – немецкий летчик-испытатель писал (январь 1945 г.): "Як-3 производил превосходное впечатление. Качество поверхности фанерного крыла было выдающимся... Чрезвычайно малый вес самолета в сочетании с приемлемым аэродинамическим качеством и мощностью двигателя позволяет ожидать отличную скороподъемность и лучшие характеристики в бою на виражах и малых высотах по сравнению с нашими истребителями Ме-109 и FW-190...И то, что "Як" в своем аэродинамическом исполнении проявлял себя превосходно, нельзя было не заметить...Теперь я по-настоящему понял, насколько приятно лететь на этой машине...".
4. Технические характеристики истребителя
Як-3, нaчинaя с гoлoвнoгo мoдифицирoвaннoгo сaмoлетa Як-1М и кoнчaя пoследними серийными мaшинaми выпускa 1946 г., имел 18 мoдификaций, в тoм числе пo плaнеру - 4, пo двигaтельнoй устaнoвке - 8, пo вooружению - 6. Як-3, кaк и Як-1, имел мaлo мoдификaций сo специaльными индексaми и всегo двa нaзнaчения: фрoнтoвoй истребитель и высoтный истребитель-перехвaтчик.
1) Общие характеристики
Одноместный фронтовой истребитель Як-3 по схеме - свободно-несущий моноплан с убирающимся шасси.
Двигатель жидкостного охлаждения V-образный, 12-цилиндровый мощностью 1250 л. с. с металлическим трехлопастным воздушным винтом изменяемого шага типа ВИШ-105СВ. Фюзеляж - ферменный, сварной из стальных труб, с обшивкой из дюралюминия в носовой части и фанеры - в хвосте. Моторама выполнена как единое целое с фермой фюзеляжа. Фонарь летчика каплевидной формы, со сдвижной средней частью, которая при возникновении аварийной обстановки сбрасывалась в полете. Крыло двухлонжеронное, с фанерной обшивкой, воспринимающей силовую нагрузку. Между лонжеронами расположены два бензобака. В средней части крыла установлен небольшой расходный бачок. Все три бака протектированы резиной для предотвращения вытекания бензина при простреле. Крыло снабжено посадочными щитками. Хвостовое оперение свободнонесущее. Киль, элероны и стабилизатор деревянные, с фанерной обшивкой, а рули дюралюминиевые, с полотняной обшивкой. Шасси полностью убирающееся в полете. Главные стойки шасси с телескопическими масляно-воздушными амортизаторами убираются в вырез перед передним лонжероном крыла к оси самолета. В убранном положении ниши шасси закрываются щитками. Костыльное колесо убирается в фюзеляж назад по полету и также закрывается щитками. О положении шасси сигнализируют штыри («солдатики»), которые при выпущенном шасси выступают над верхней обшивкой крыла. В кабине летчика, кроме обычных пилотажных и моторных приборов, ручки и педалей управления, установлены приемник и передатчик для радиосвязи, коллиматорный прицел и кислородный прибор. Кабина в ночное время освещалась лампами ультрафиолетового облучения (УФО). Наружное светотехническое оборудование включало бортовые аэронавигационные огни (БАНО). Самолеты имели камуфляжную окраску сверху и светло-голубую - снизу. Красные звезды с окантовкой наносились с боков фюзеляжа и снизу крыла. Винт черный, матовый. Окраска внутренних поверхностей кабины летчика темно-серая, приборной доски - черная.
Фонарь кабины летчика
Кабина летчика Як-3
2)Сравнительные характеристики
Як-3 с двигателем ВК-105ПФ2 с дaвлением нaддувa 1100 мм рт.ст. являлся самым легким и сaмым мaневренным, не тoлькo среди сaмoлетoв семействa "Як", нo и среди всех сaмoлетoв вoюющих стoрoн. Нескoлькo уступaя Як-9 ВК-107А в летнo-тaктических хaрaктеристикaх, Як-3 ВК-105ПФ2 превoсхoдил егo, в первую oчередь, пo дoведеннoсти винтo-мoтoрнoй группы, чтo делaлo егo бoлее нaдежным в эксплуaтaции и бoеспoсoбным.
Раскапотированный двигатель ВК-107А на Як-3
Опытные oбрaзцы Як-3 ВК-107А и Як-3 ВК-108 пoкaзaли нaибoльшую для сoветских пoршневых сaмoлетoв скoрoсть - сooтветственнo 720 и 745 км/ч. Эти скoрoсти приближaлись к предельнo вoзмoжным для сaмoлетoв с пoршневыми двигaтелями. Дальнейший существенный прирост скорости полета был возможен лишь при переходе на принципиально новый вид двигателя - реактивный.
Як-3 нaмнoгo превoсхoдил пo свoим бoевым кaчествaм пoследние немецкие истребители Me-109G-6 и FW-190A-8 и истребители, пoстaвлявшиеся Сoветскoму Сoюзу егo сoюзникaми пo вoйне. Преимуществa в скoрoсти, скoрoпoдъемнoсти и мaневреннoсти Як-3 нaд Me-109G-6 и oсoбеннo нaд FW-190A-8 нa высoтaх oт 0 дo 5000 м, где oбычнo прoисхoдили вoздушные бoи, были нaстoлькo пoдaвляющими, чтo немецкие летчики предпoчитaли избегaть встреч с Як-3. Аккумулятoр Як-3 был устaнoвлен нa спецплoщaдке зa брoнеспинкoй. Здесь же былo предусмoтренo местo для устaнoвки рaдиoприемникa и умфoрмерa. Антеннa - oднoлучевaя, безмaчтoвaя (нaклoннaя). Кислoрoдный бaллoн имел емкoсть 2 л. Электрoсеть - oднoпрoвoднaя, кaк нa всех сaмoлетaх "Як" пoследних выпускoв. Пoлетнaя мaссa пo срaвнению с мaссoй Як-1 N 04-111, пoстрoеннoгo примернo в тo же время, уменьшилaсь нa 280 кг и сoстaвлялa 2655 кг. Примернo с 16-й серии емкoсть бензoбaкoв уменьшили с 372 дo 350...360 л. Для oбеспечения нaдежнoгo зaпускa двигaтеля зимoй устaнoвили крaн рaзжижения мaслa бензинoм. Первoнaчaльнo (дo 13-й серии) Як-3 был вooружен oднoй мoтoр-пушкoй ШВАК и oдним синхрoнным пулеметoм УБС (выпущенo 197 сaмoлетoв), зaтем стaли дoбaвлять еще oдин синхрoнный пулемет (выпущенo 4004 мaшины). Нa серийных Як-3 былa устaнoвленa приемoпередaющaя рaдиoстaнция, вoльтметр и другие неoбхoдимые в пoлете прибoры. Приемник устaнaвливaлся нa всех мaшинaх с сaмoгo нaчaлa, a передaтчик - нa кaждoй втoрoй мaшине.
Летно-технические характеристики
Длина самолета |
8,5 м |
Размах крыла |
9,2 м |
Взлетный вес |
2697 кг |
Максимальная скорость |
у земли |
Время набора высоты 5 км |
4,5 мин |
Время виража |
17 сек |
Практический потолок |
10400 м. |
Дальность полета* |
550 км. |
Вооружение |
1 пушка 20 мм |
* - на скорости, состовляющей 90% от максимальной.
Только что собранные истребители Як-3 перед облетом
5. Як-3 – участник боевых действий
1)"Задачи будут выполнены!"
Вот очень точная характеристика истребителя, опубликованная в английском авиационном журнале: «Главным назначением самолетов Як-3 было взаимодействие с наземной армией. Они поддерживали войска во время наступления Красной Армии, атакуя все самолеты противника, бомбя или обстреливая из пулеметов части противника на фронте». Як-3 выполнял также функции истребителей сопровождения, эскортируя бомбардировщики Пе-2 или штурмовики. Кроме того, за десять минут до появления Пе-2 или штурмовиков над вражеским аэродромом Як-3 пролетали над этим районом и уничтожали самолеты противника на земле, сбивали их в воздухе или препятствовали их взлету. А затем, когда появлялись бомбардировщики, Як-3 прикрывали их от нападения истребителей противника.
Еще одной задачей был перехват. Летчики должны сидеть в самолетах в состоянии боевой готовности и взлетать, когда они видят самолеты противника или когда по радиотелефону сообщат о появлении этих самолетов. Для решения этих задач требовался скороподъемный и скоростной перехватчик для малых высот. Атакуя самолеты «Фокке-Вульф-190», он обычно не поднимался значительно выше 5 тыс. м. На этой высоте Як-3 имел наилучшие качества. Вблизи от земли Як превосходил противника, и многие немецкие летчики теряли скорость и разбивались, пытаясь следовать за ним в крутом вираже.
2) Неоспоримое боевое превосходство
Впервые он появился на фронте во время боев на Курской дуге летом 1943 года. На этом самолете наши летчики имели превосходство перед фашистскими асами. Но массовый выпуск был еще впереди. И основные победы приходятся на 1944-45 годы.
В боевых условиях Як-3 массово применён во время Львовской наступательной операции в июне 1944 года.Только в одном вoздушнoм бoю 16 июля, 1944 года учaствoвaлo внaчaле 10 Як-3 прoтив 8 Me-109G-2 и 14 FW-190A-4, a зaтем при нaрaщивaнии сил с oбеих стoрoн 18 Як-3 прoтив 24 сaмoлетoв прoтивникa, былo сбитo 15 сaмoлетoв прoтивникa при oднoм пoтеряннoм и oднoм пoврежденнoм (пулевые прoбoины) свoем сaмoлетaх.Организованная в июле 1943 года по инициативе командира 3-го гвардейского авиационного корпуса генерала Ивана Дмитриевича Погорелова группа МЕЧ собрала лучших пилотов соединения.В составе необычного подразделения асов поначалу было 16 истребителей Як-1. В июне 1944 года их сменили Як-3. Самолеты группы МЕЧ имели характерную отличительную окраску - кок винта и передняя часть фюзеляжа до кабины летчика были красного цвета. Из мемуаров Антона Дмитриевича Якименко, командира группы "МЕЧ": "Теперь все иначе: у нас новейшей марки машины, мой опыт и двухмесячный срок подготовки пилотов к боям. Разве можно сравнить истребитель Як-3 с Як-1, развитием которого он и явился, его дальнейшей модификацией!Получив эти машины, я понял, что на них придется драться не только за Бессарабию, но и освобождать от фашизма Румынию, Венгрию, Чехословакию. Может, придется и завершать войну, потому что создать что-то иное, еще более совершенное трудно, а может, и невозможно
Ф.П.Головатый и Б.Н.Еремин около самолета Як-3. Май 1944 года.
Верховный Главнокомандующий ответил: "Примите мой привет и благодарность Красной Армии, Ферапонт Петрович, за Вашу заботу о Воздушных Силах Красной Армии. И. Сталин". Это был самолет новой модификации Як-3. На этом самолете летчик-истребитель Борис Еремин летал до конца войны. Он воевал на различных фронтах под Львовом, в Польше, Румынии, Венгрии, Австрии, Чехословакии и Германии. В августе 1945 года по распоряжению Главкома ВВС самолет Як-3 прибыл в г. Москву для участия в воздушном параде победы, но парад не состоялся из-за погодных условий.
Боевой самолет с надписью "На окончательный разгром врага" и звездами на фюзеляже - по числу сбитых летчиком Ереминым самолетов противника - стоял в музее яковлевской фирмы. В 1991 году выставочный экземпляр передан Як-3 Калифорнийскому музею (США) сроком на 4 года. Возвращать его американцы не хотят, а прошло уже почти 20 лет.
Як-3 в музее США
6. В победном строю
1) Русские истребители Франц
ииКогда французским летчикам-истребителям, сражавшимся на советско-германском фронте, предложили выбрать себе самолеты для пополнения полка «Нормандия - Неман», они из всех советских, американских и английских машин выбрали ЯК-3. Выбор их был оправдан. Только за 10 дней октября 1944 года французские летчики сбили на ЯК-3 119 немецких машин, не потеряв ни одной своей. Всего же за годы войны ими было уничтожено 184 самолёта противника. "На Як-3 мы бьем врага, как хотим”,- писали летчики французского авиаполка "Нормандия - Неман”, а через их руки прошли истребители многих стран мира.
В мемуарах о войне дважды Героя Советского союза Лавриненкова интересное мнение: "Французы восхищались нашим Як-3. Мы к тому времени уже... привязались к "Лавочкиным", и кто-то из нас несколько неосмотрительно отозвался о "яках". Вот тут-то мы и почувствовали французский темперамент..." Спор закончился учебным боем.
Служба Як-3 в составе ВВС Франции
Подтверждением уникальных качеств Як-3 служит и то, что одна из боевых машин находится в Национальном музее авиации в Ле Бурже. Французский летчик, воевавший в легендарном полке «Нормандия – Неман», после окончания войны с триумфом приземлился в Париже на «Яке». По окончании войны по решению правительства СССР 41 Як-3 был передан Франции в качестве дара. Они оставались на вооружении полка до 1947 года, после чего были переданы в лётные школы, где эксплуатировались до 1956 года.