Одкб расшифровка какие страны входят. Смотреть что такое "одкб" в других словарях
Название:
Организация Договора о коллективной безопасности, ОДКБ
Флаг/Герб:
Статус:
военно-политический союз
Структурные подразделения:
Совет коллективной безопасности (СКБ). В состав Совета входят главы государств-членов. Совет рассматривает принципиальные вопросы деятельности Организации и принимает решения, направленные на реализацию ее целей и задач, а также обеспечивает координацию и совместную деятельность государств-членов для реализации этих целей.
Совет министров иностранных дел (СМИД) - консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области внешней политики.
Совет министров обороны (СМО) - консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества.
Комитет секретарей советов безопасности (КССБ) - консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области обеспечения их национальной безопасности.
Генеральный секретарь Организации является высшим административным должностным лицом Организации и осуществляет руководство Секретариатом Организации. Назначается решением СКБ из числа граждан государств-членов и подотчётен Совету. В настоящее время им является Николай Бордюжа.
Секретариат Организации - постоянно действующий рабочий орган Организации для осуществления организационного, информационного, аналитического и консультативного обеспечения деятельности органов Организации.
Объединённый штаб ОДКБ - постоянно действующий рабочий орган Организации и СМО ОДКБ, отвечающий за подготовку предложений и реализацию решений по военной составляющей ОДКБ. С 1 декабря 2006 предполагается возложить на объединённый штаб задачи, выполняемые командованием и постоянной оперативной группой штаба коллективных сил.
Деятельность:
Обеспечение безопасности, интеграция вооруженных сил
Официальные языки:
Страны-участницы:
Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан
История:
15 мая 1992 года Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан подписали в Ташкенте договор о коллективной безопасности (ДКБ). Азербайджан подписал договор 24 сентября 1993 года, Грузия - 9 сентября 1993 года, Беларусь - 31 декабря 1993 года.
Договор вступил в силу 20 апреля 1994 года. Договор был рассчитан на 5 лет и допускал продление. 2 апреля 1999 года президенты Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана подписали протокол о продлении срока действия договора на следующий пятилетний период, однако Азербайджан, Грузия и Узбекистан отказались от продления договора, в этом же году Узбекистан присоединился к ГУАМ.
На московской сессии ДКБ 14 мая 2002 года было принято решение о преобразовании ДКБ в полноценную международную организацию - Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). 7 октября 2002 года в Кишинёве подписаны Устав и Соглашение о правовом статусе ОДКБ, которые ратифицированы всеми государствами-членами ОДКБ и вступили в силу 18 сентября 2003 года.
2 декабря 2004 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о предоставлении Организации Договора о коллективной безопасности статуса наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН.
16 августа 2006 года в Сочи было подписано решение о полноправном присоединении (восстановлении членства) Узбекистана к ОДКБ.
4 февраля 2009 года в Москве лидеры стран Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) одобрили создание Коллективных сил оперативного реагирования. Согласно подписанному документу, Коллективные силы оперативного реагирования будут использоваться для отражения военной агрессии, проведения специальных операций по борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, транснациональной организованной преступностью, наркотрафиком, а также для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
3 апреля 2009 представитель секретариата ОДКБ заявил, что Иран в перспективе может получить статус страны-наблюдателя в ОДКБ.
14 июня 2009 года в Москве состоялась сессия Совета коллективной безопасности государств, по решению которой должны были быть созданы Коллективные силы оперативного реагирования. Однако Беларусь отказалась от участия в сессии по причине разгоревшейся «молочной войны» с Россией, посчитав, что без прекращения действий, подрывающих основы экономической безопасности партнеров, принятие решений по другим аспектам безопасности не представляется возможным. Тем не менее решение о создании КСОР на саммите было принято остальными странами-членами, однако оно оказалось нелегитимным: в соответствии с пунктом 1 Правила 14 Правил процедуры органов Организации Договора о коллективной безопасности, утвержденных Решением Совета коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности о документах, регламентирующих деятельность Организации Договора о коллективной безопасности от 18 июня 2004 года, неучастие страны-члена организации в заседаниях Совета коллективной безопасности, Совета министров иностранных дел, Совета министров обороны, Комитета секретарей советов безопасности означает отсутствие согласия страны-члена организации на принятие рассматриваемых этими органами решений и соответственно отсутствие консенсуса для принятия решений в соответствии с Правилом 14. Таким образом, рассматриваемые 14 июня на саммите ОДКБ в Москве документы не могут считаться принятыми из-за отсутствия консенсуса. Помимо Беларуси, документ по КСОР не был подписан и Узбекистаном. На саммите в Москве документ одобрили пять из семи входящих в организацию стран: Россия, Армения, Киргизия, Казахстан и Таджикистан.
2 октября 2009 года информационные агентства, распространили новость о том, что Республика Беларусь присоединилась к соглашению о КСОР на основании заявления Президента РБ. Все процедуры по подписанию документов о КСОР на сегодняшний день завершены. Тем не менее, уже 6 октября выяснилось, что Беларусь так и не подписала соглашение о КСОР. Кроме того, Александр Лукашенко отказался от наблюдения за заключительной фазой учений сил оперативного реагирования ОДКБ, которые прошли 16 октября 2009 года на полигоне Матыбулак в Казахстане.
В июне 2010 года, в связи с ситуацией в Киргизии, связанной с противостоянием киргизской и узбекской диаспор, фактически приведшей Киргизию к состоянию гражданской войны, был экстренно созван Комитет секретарей советов безопасности. КССБ был созван для решения вопроса о военной помощи Киргизии, заключающейся в введении в страну частей КСОР. С этой просьбой к Президенту РФ Дмитрию Анатольевичу Медведеву обратилась и президент переходного периода Киргизии Роза Отунбаева. Следует отметить, что с аналогичным призывом ранее выступал президент Киргизии Курманбек Бакиев. Тогда, после отказа ОДКБ от содействия урегулированию ситуации в государстве-члене ОДКБ, резкой критике эту организацию подверг президент Беларуси Александр Лукашенко. . Между тем, ОДКБ помогала Кыргызстану: организовывала поиски зачинщиков беспорядков и координацию сотрудничества по пресечению деятельности террористических групп, которые фактически влияли на ситуацию из Афганистана, борьбу с наркомафией, работающей на юге Киргизии, контроль всех информационных источников, работавших на юге страны. Некоторые эксперты полагают, что ОДКБ поступила верно, что не послала силы КСОР в Киргизию, поскольку это бы ещё больше усугубило межнациональную ситуацию в стране.
28 июня 2012. Ташкент направил ноту с уведомлением о приостановлении членства Узбекистана в ОДКБ.
Организация Договора о коллективной безопасности является важным элементом международных отношений на постсоветском пространстве. В нее входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. О противодействии коллективным угрозам и перспективах сотрудничества «АС» рассказал начальник Объединенного штаба ОДКБ генерал-полковник Анатолий Сидоров.
- Анатолий Алексеевич, какова обстановка в зоне ответственности ОДКБ?
Военно-политическая обстановка, безусловно, достаточно сложная. С момента распада многополярной системы мироустройства уровень безопасности, как региональной, так и глобальной, к сожалению, по-прежнему остается достаточно низким. Непрекращающаяся борьба за передел сфер влияния, применение государствами Запада двойных стандартов в разрешении межгосударственных противоречий создают реальные предпосылки для возникновения военных конфликтов различного масштаба.
Все большую актуальность приобретают борьба с терроризмом и информационное противоборство как следствие возникновения качественно новых угроз, связанных с деятельностью экстремистских организаций и развитием информационных технологий.
Анализ угроз и тенденций развития обстановки лег в основу разработанной в 2016 году Стратегии коллективной безопасности ОДКБ на период до 2025 года. В документе определены стратегические цели и задачи организации в политической области, в сферах военной безопасности, противодействия транснациональным вызовам и угрозам, кризисного реагирования, миротворческой деятельности, а также внешнеполитического взаимодействия наших государств. Определены механизмы обеспечения коллективной безопасности.
В 2016 году главами государств - членов организации принято решение о создании Центра кризисного реагирования ОДКБ. На него возложены функции по информационно-аналитическому и организационному обеспечению принятия органами ОДКБ решений на совместные действия по предотвращению или урегулированию кризисных ситуаций, защите территориальной целостности и суверенитета государств ОДКБ.
Существенно изменена организационно-штатная структура Объединенного штаба. Созданы подразделения, обеспечивающие деятельность центра, разработаны новые алгоритмы совместной работы постоянных органов со структурами государственного и военного управления государств - членов ОДКБ. В целом, считаю, это позволило четко определить ориентиры развития организации на долгосрочную перспективу, а также создать механизмы раннего выявления возникающих угроз и адекватного реагирования на них.
В зоне ответственности ОДКБ Восточноевропейский, Кавказский и Центральноазиатский регионы коллективной безопасности. Какой требует повышенного внимания?
В каждом из этих регионов обстановка характеризуется неблагоприятными тенденциями. Но наиболее пристального внимания требует, на наш взгляд, Центральноазиатский регион. Именно там наиболее четко проявляется угроза международного терроризма и распространения религиозного экстремизма на постсоветское пространство.
Источником данной угрозы, безусловно, является Афганистан, где действуют около 70 тыс. боевиков, объединенных в более чем 4 тыс. отрядов и боевых групп. Основу антиправительственных группировок составляют формирования «Исламского движения талибов» общей численностью более 60 тыс. боевиков. В ряде провинций на юге и востоке страны они контролируют до 70% территории. Цель талибов - свержение действующего режима и восстановление теократического государства «Исламский эмират Афганистан».
Значительные усилия экстремистов направлены на взятие под полный контроль северных провинций. Успешное решение данной задачи позволит им обеспечить беспрепятственное прохождение наркотрафика по северному маршруту через территорию центральноазиатских республик и России, а также создать плацдарм для наступления в центральные районы Афганистана. Для этого лидеры талибов, с одной стороны, пытаются увеличить численность вооруженных формирований, а с другой - в интересах решения частных задач стремятся наладить эффективное взаимодействие с запрещенными в России региональными экстремистскими группировками, такими как «Исламское движение Узбекистана», «Хизб ут-Тахрир», «Лашкар-и-Тайиба» и др.
Кроме того, в Афганистане существенно активизировалась деятельность боевиков ИГИЛ (запрещена в РФ). Их численность, по различным оценкам, составляет более 4 тыс. человек. Хорошая конспирация, в том числе путем создания так называемых спящих ячеек, и налаженная агентурная сеть позволяют экстремистам использовать все более изощренные способы террора.
В конечном итоге деятельность указанных организаций способна существенно дестабилизировать обстановку в Центральной Азии и требует от нас постоянного внимания и принятия адекватных мер реагирования в рамках системы коллективной безопасности.
Есть ли опасность вторжения крупных формирований террористов через Афганистан на территорию среднеазиатских государств?
Конечно же, такая опасность существует. Руководство ИГИЛ предпринимает попытки расширить влияние прежде всего на северные провинции страны, не скрывая последующих планов по проникновению в центральноазиатские республики, Синьцзян-Уйгурский автономной район Китая и некоторые регионы России.
Основные цели экстремистов - вербовка боевиков для участия в конфликтах на Ближнем Востоке и получение дополнительных источников финансирования за счет взятия под контроль наркотрафика и другой криминальной деятельности, включая похищение людей, вымогательство, торговлю оружием. Для достижения этих целей лидеры ИГИЛ последовательно наращивают численность группировки в Афганистане, создают сеть лагерей подготовки и мест укрытия террористов. Боевики проникают в страну из зон иракского и сирийского конфликтов, а также с территории Пакистана под видом возвращающихся афганских беженцев.
Мы понимаем существующую опасность и предусмотрели комплекс мер, который обеспечивает наличие достаточного количества сил и средств для обеспечения безопасности государств Центральноазиатского региона, и в первую очередь Таджикистана, имеющего общую границу с Афганистаном.
- Что это за силы и насколько они боеспособны?
В Центральноазиатском регионе созданы Коллективные силы быстрого развертывания, которые способны оперативно противостоять проявлениям международного терроризма и другим угрозам безопасности. В их состав входят подразделения от вооруженных сил Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана. Общая численность группировки - около 5 тысяч человек. Это хорошо подготовленные и технически оснащенные, преимущественно десантно-штурмовые и горнострелковые подразделения.
В ОДКБ также созданы Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР), ставшие универсальным инструментом, позволяющим решать широкий спектр задач и адекватно реагировать на все существующие вызовы и угрозы. Для их комплектования все шесть государств ОДКБ выделили наиболее боеготовые и мобильные соединения, части и формирования сил специального назначения. Общая численность КСОР - около 18 тыс. человек.
Начиная с 2015 года по решению глав наших государств общее руководство Коллективными силами ОДКБ в регионах коллективной безопасности осуществляют соответствующие Объединенные стратегические командования военных округов Вооруженных сил России. Это значит, что для противодействия возможным угрозам со стороны Афганистана при необходимости будет задействован и потенциал нашего Центрального военного округа, силы и средства всех видов разведки, включая космическую, авиация, в том числе стратегическая, Ракетные войска и артиллерия, а также другие войска.
Об эффективности и боеспособности многонациональных воинских формирований свидетельствуют результаты внезапных проверок их готовности. Одна из них с участием воинских контингентов КСОР ОДКБ проводилась с переброской части сил на территорию Таджикистана. При этом самолетами военно-транспортной авиации и своим ходом были перегруппированы подразделения со штатным вооружением, техникой, боеприпасами и запасами материальных средств. На полигоне Харбмайдон, что в 15 километрах от таджикско-афганской границы, прошли тренировки по формированию и слаживанию командования, планированию совместной операции и выполнен ряд учебно-боевых задач с боевой стрельбой.
Общий и самый важный вывод по результатам проверки - воинские контингенты КСОР к выполнению задач готовы. Этот результат, несомненно, явился сдерживающим фактором и потребовал внесения соответствующих корректив в намерения международных террористических организаций в отношении Таджикистана.
Подобный сдерживающий характер имело проведенное по решению президентов в ноябре 2017 года также на территории Таджикистана внеплановое крупномасштабное учение КСОР ОДКБ. Необходимость его была обусловлена прежде всего угрозой со стороны группировки ИГИЛ, выдавливаемой из Сирии и Ирака на территорию Афганистана. В рамках учения на шести полигонах были задействованы более 5 тыс. военнослужащих, 1,5 тыс. единиц вооружения и техники, 77 летательных аппаратов, включая беспилотные. Участвовали подразделения из состава КСОР ОДКБ, а также Объединенной российско-таджикской группировки войск. Впервые отработаны вопросы прикрытия самолетов Ту-95МС дальней авиации России истребителями Су-30 сил воздушной обороны Казахстана. Бомбардировщики наносили ракетно-бомбовые удары по условным базам боевиков. Были также проведены пуски ракет оперативно-тактического комплекса «Искандер».
Таким образом, у ОДКБ вполне достаточно сил и средств для обеспечения безопасности наших государств - членов ОДКБ в Центральноазиатском регионе.
- Как оценивается обстановка на границе стран ОДКБ с Украиной?
Власти Украины последовательно наращивают усилия по приведению вооруженных сил к стандартам НАТО. С этой целью активно привлекаются финансовые средства западных государств, иностранные советники и инструкторы. В конечном итоге создаются условия для использования Украины и ее вооруженных сил в качестве одного из основных так называемых партнеров НАТО по противодействию России и ее союзникам. Вместе с тем мы не драматизируем ситуацию, а следим за ее развитием в интересах адекватного реагирования на возможные угрозы.
- Каков общий состав сил и средств ОДКБ? Планируется ли увеличивать их численность?
Общая численность Коллективных сил ОДКБ, созданных на многосторонней основе, составляет свыше 26 тыс. военнослужащих. Кроме названных мною Коллективных сил оперативного реагирования и Коллективных сил быстрого развертывания в 2010 году завершено формирование Миротворческих сил ОДКБ, в состав которых государствами выделены на постоянной основе военный, милицейский (полицейский) и гражданский персонал общей численностью около 3600 человек. Основу этих сил составляет военный компонент. 23 декабря 2014 года принято решение о создании Коллективных авиационных сил. В их состав вошли самолеты и вертолеты военно-транспортной, транспортной и специальной авиации.
Кроме Коллективных сил ОДКБ, созданных на многосторонней основе, в Восточноевропейском регионе в рамках Союзного государства Белоруссии и России, а также в Кавказском регионе на основе двусторонних соглашений Армении и России созданы соответствующие региональные группировки войск.
На двусторонней основе создана и развивается Единая региональная система ПВО Белоруссии и России, подписаны и ратифицированы соглашения о создании подобных российско-казахстанской и российско-армянской систем ПВО. На многосторонней основе ведется работа по созданию Объединенной системы ПВО в Центральноазиатском регионе.
В целом создан достаточный потенциал для реагирования на возникающие угрозы. Сегодня мы работаем прежде всего над повышением качества подготовки и технической оснащенности имеющихся сил и средств, совершенствованием их структуры.
- Каков механизм принятия решения на применение вооруженных сил ОДКБ?
Основной формой подготовки предложений для принятия решения на применение сил и средств является механизм совместных консультаций представителей государств. Они могут проводиться на различных уровнях. Началом работы является официальное обращение за помощью одного или нескольких государств. Совет коллективной безопасности принимает решение на применение сил и средств и оказание необходимой помощи на основании предложений Совета министров обороны и Комитета секретарей советов безопасности ОДКБ, которые готовятся совместно с Объединенным штабом и Секретариатом организации.
Механизм кризисного реагирования постоянно отрабатывается на совместных деловых играх, штабных тренировках, в ходе которых исследуются вопросы сокращения сроков подготовки предложений и принятия решения на применение сил и средств.
- Какие учения ОДКБ запланированы на 2018 год?
В 2018 году мы продолжим практику проведения мероприятий совместной подготовки на едином фоне условной военно-политической и стратегической обстановки в рамках совместного оперативно-стратегического учения «Боевое братство-2018». Будет отработан весь комплекс мероприятий по предотвращению (сдерживанию), разрешению военного конфликта и восстановлению мира. Совместные учения пройдут на территории Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана.
Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) — военно-политический союз, созданный бывшими советскими республиками на основе Договора о коллективной безопасности (ДКБ), подписанного 15 мая 1992 года. Договор продлевается автоматически каждые пять лет.
Члены ОДКБ
15 мая 1992 года Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан подписали в Ташкенте договор о коллективной безопасности (ДКБ). Азербайджан подписал договор 24 сентября 1993 года, Грузия — 9 сентября 1993 года, Белоруссия — 31 декабря 1993 года.
Договор вступил в силу 20 апреля 1994 года. Договор был рассчитан на 5 лет и допускал продление. 2 апреля 1999 года президенты Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана подписали протокол о продлении срока действия договора на следующий пятилетний период, однако Азербайджан, Грузия и Узбекистан отказались от продления договора, в этом же году Узбекистан присоединился к ГУУАМ.
На московской сессии ДКБ 14 мая 2002 года было принято решение о преобразовании ДКБ в полноценную международную организацию — Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). 7 октября 2002 года в Кишинёве подписаны Устав и Соглашение о правовом статусе ОДКБ, которые ратифицированы всеми государствами-членами ОДКБ и вступили в силу 18 сентября 2003 года.
16 августа 2006 года в Сочи было подписано решение о полноправном присоединении (восстановлении членства) Узбекистана к ОДКБ.
Россия в последнее время связывает большие надежды с этой организацией, рассчитывая с её помощью укрепить свои стратегические позиции в Центральной Азии. Россия считает этот регион зоной собственных стратегических интересов.
В то же время здесь на территории Киргизии размещается военно-воздушная база США Манас, и Киргизия не намерена делать что-либо для её закрытия.Таджикистан в начале 2006 дал согласие на существенное наращивание расположенной на его территории французской военной группировки, действующей в составе коалиционных сил в Афганистане.
Для усиления позиций ОДКБ Россия предлагает провести реформирование коллективных сил быстрого развертывания Центральноазиатского региона. Эти силы состоят из десяти батальонов: по три от России и Таджикистана, по два — от Казахстана и Киргизии. Общая численность личного состава коллективных сил — около 4 тыс. человек. Авиационная составляющая (10 самолетов и 14 вертолетов) находится на российской авиабазе Кант в Киргизии.
Рассматривается предложение о расширении сферы деятельности коллективных сил — в частности, предполагается их применение в Афганистане.
В связи с вступлением в ОДКБ Узбекистана отмечается, что ещё в 2005 году узбекские власти выступили с проектом создания международных «антиреволюционных» карательных сил на постсоветском пространстве в рамках ОДКБ. Готовясь к вступлению в эту организацию, Узбекистан подготовил пакет предложений по её усовершенствованию, включающий создание в её рамках разведывательной и контрразведывательной структур, а также разработку механизмов, которые бы позволяли ОДКБ давать государствам Центральной Азии гарантии внутренней безопасности.
Возглавляет организацию ее генеральный секретарь. С 2003 года это Николай Бордюжа. Как это водится сейчас, он выходец из «органов», генерал-полковник погранвойск. Последние пару лет до развала СССР он работал начальником отдела кадров КГБ. После 1991 года командовал погранвойсками, недолгое время был главой президентской администрации при Борисе Ельцине, секретарем Совета безопасности. Словом, опытный товарищ.
Все участники «семерки», за исключением, пожалуй, Казахстана, находятся в сильной политической, экономической и военной зависимости от Москвы и нуждаются в ее дипломатическом прикрытии.
- Задачи ОДКБ напрямую взаимосвязаны с интеграционными процессами на постсоветском пространстве, и эта взаимосвязь крепнет. Продвинутость военно-политической интеграции в формате ОДКБ способствует развертыванию интеграционных процессов, реально формирует «интеграционное ядро» в СНГ, способствует оптимальному «разделению труда» в Содружестве. Что касается места и роли ОДКБ в Евразийском союзе, если таковой будет образован, то они могут быть весьма существенными, поскольку зона ответственности Организации охватывает обширные пространства Евразии, а деятельность Организации направлена на создание системы коллективной безопасности в Европе и Азии , - заявил Николай Бордюжа, комментирую цели создания ОДКБ для прессы.
5 сентября на саммите в Москве лидеры стран-членов Организации договора о коллективной безопасности приняли декларацию, в которой осудили Грузию за агрессию, поддержали действия России и выступили «за обеспечение прочной безопасности для Южной Осетии и Абхазии». Страны ОДКБ предостерегли НАТО от расширения на Восток и объявили о планах укреплять военную составляющую организации.
Как и Шанхайская организация сотрудничества, ОДКБ высказалась за активную роль России по содействию миру и сотрудничеству в регионе. Однако главного - совместного признания членами Организации двух закавказских республик - не случилось.
Президент России еще раз заявил о необходимости укреплять военную составляющую ОДКБ. Собственно, ничего необычного в этом нет, ведь ОДКБ - военная организация, созданная для защиты стран-участниц от внешних посягательств. Существуют и взаимные обязательства на случай нападения на одного из членов организации. Как признался сам Медведев, именно эта тема стала главной во время его переговоров с коллегами.
Основная же часть документа была посвящена нынешней обстановке в мире и роли в нем самой ОДКБ. В первых же строках декларации лидеры стран ОДКБ извещают мировое сообщество о том, что отныне они «полны решимости придерживаться тесной координации внешнеполитического взаимодействия, линии на поступательное развитие военного и военно-технического сотрудничества, совершенствование практики совместной работы по всем вопросам». При этом, заявив о твердом намерении обеспечивать безопасность в зоне своей ответственности, «семерка» предостерегла от посягательств на эту зону, откровенно дав понять, как она будет сотрудничать: «Серьезный конфликтный потенциал накапливается в непосредственной близости от зоны ответственности ОДКБ. Члены ОДКБ призывают страны НАТО взвесить все возможные последствия расширения альянса на Восток и размещения новых объектов ПРО у границ государств-членов».
Договор о коллективной безопасности подписан 15 мая 1992 г. в Ташкенте главами шести государств-участников СНГ – Армении, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Узбекистана. В сентябре 1993 г. к нему присоединился Азербайджан, в декабре 1993 г. – Грузия и Белоруссия. Договор вступил в силу для всех девяти стран в апреле 1994 г. сроком на пять лет. В апреле 1999 г. Протокол о продлении Договора о коллективной безопасности подписали шесть из них (кроме Азербайджана, Грузии и Узбекистана).
14 мая 2002 г. была учреждена Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), объединившая Армению, Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Россию и Таджикистан. В июне 2006 г. было принято Решение
«О восстановлении членства Республики Узбекистан в ОДКБ», однако в декабре 2012 г. членство этой страны было приостановлено. В настоящее время в состав ОДКБ входят шесть государств – Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан.
7 октября 2002 г. в Кишиневе принят Устав ОДКБ. В соответствии с ним основными целями Организации являются укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов, приоритет в достижении которых государства-члены отдают политическим средствам.
В 2017 г. ОДКБ отметила 25-летие подписания Договора о коллективной безопасности и 15-летие создания Организации. В принятой президентами юбилейной Декларации отмечается, что ОДКБ является динамично развивающейся основой равноправного сотрудничества, обеспечивающей своевременное и адекватное реагирование на меняющуюся ситуацию в мире, а сформированная нормативно-правовая база Организации позволяет вывести сотрудничество государств-членов ОДКБ на качественно новый уровень, закрепить общность стратегических целей и трансформировать ОДКБ в одну из действенных многофункциональных структур, обеспечивающих безопасность на региональном уровне.
Высшим органом ОДКБ, рассматривающим принципиальные вопросы деятельности Организации, является Совет коллективной безопасности (СКБ) , состоящий из глав государств. Председателем СКБ является глава председательствующего в Организации государства (с 8 ноября 2018 г. – Киргизия). В заседаниях СКБ могут принимать участие министры иностранных дел, министры обороны, секретари советов безопасности государств-членов, Генеральный секретарь Организации и приглашенные лица. Сессии СКБ ОДКБ проводятся не реже одного раза в год. На сессии СКБ ОДКБ (8 ноября 2018 г.) подписаны протоколы о внесении изменений в уставные документы, согласно которым членом Совета может быть глава правительства. Протоколы подлежат ратификации. В силу пока не вступили.
Консультативными и исполнительными органами ОДКБ являются Совет министров иностранных дел (СМИД), осуществляющий координацию внешнеполитической деятельности государств-членов ОДКБ; Совет министров обороны (СМО), обеспечивающий взаимодействие государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества; Комитет секретарей советов безопасности (КССБ) , курирующий вопросы обеспечения национальной безопасности. Заседания данных органов проводятся не реже двух раз в год.
В период между сессиями СКБ координация деятельности ОДКБ возлагается на Постоянный Совет (действует с марта 2004 г.), который состоит из постоянных и полномочных представителей государств-членов.
Постоянно действующими рабочими органами ОДКБ являются Секретариат и Объединенный штаб Организации (действуют с января 2004 г.).
Сформированы Военный комитет при СМО, Координационный совет руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков государств-членов ОДКБ (КСОПН), Координационный совет руководителей компетентных органов государств-членов ОДКБ по вопросам борьбы с незаконной миграцией (КСБНМ) и Координационный совет по чрезвычайным ситуациям государств-членов ОДКБ (КСЧС). При СМИД ОДКБ с 2006 г. действует Рабочая группа по Афганистану. При СМО ОДКБ в 2016 г. создана Рабочая группа по координации совместной подготовки военных кадров и научной работы. При КССБ ОДКБ функционируют Рабочая группа экспертов по вопросам борьбы с терроризмом и экстремизмом и Рабочая группа по информационной политике и безопасности. В декабре 2014 г. принято решение о создании Консультационного координационного центра ОДКБ по вопросам реагирования на компьютерные инциденты. С октября 2017 г. в тестовом режиме начал работу Центр кризисного реагирования ОДКБ.
Развивается парламентское измерение ОДКБ. 16 ноября 2006 г. на базе МПА СНГ в Санкт-Петербурге создана Парламентская Ассамблея ОДКБ (ПА ОДКБ), являющаяся органом межпарламентского сотрудничества Организации. 20 мая 2019 г. в Бишкеке состоится очередное заседание ПА ОДКБ. В период между пленарными заседаниями деятельность ПА ОДКБ осуществляется в формате Совета Парламентской Ассамблеи и Постоянных комиссий (по вопросам обороны и безопасности, по политическим вопросам и международному сотрудничеству, по социально-экономическим и правовым вопросам), проводятся заседания Информационно-аналитического правового центра Ассамблеи и Экспертно-консультативного совета при ПА ОДКБ.
24 ноября 2016 г. Председателем ПА ОДКБ был избран Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В.Володин.
Статус наблюдателя при ПА ОДКБ имеют Народная Скупщина Республики Сербия, Волеси Джирга Национальной Ассамблеи Исламской Республики Афганистан, Парламентское Собрание Союза Белоруссии и России. Представители Кубы и других стран участвуют в заседаниях ПА ОДКБ в качестве гостей.
ОДКБ осуществляет свою деятельность в сотрудничестве с различными международными и региональными организациями.
С 2 декабря 2004 г. Организация имеет статус наблюдателя в ГА ООН. 18 марта 2010 г. в Москве подписана Совместная декларация о сотрудничестве между Секретариатами ООН и ОДКБ, которая предусматривает налаживание взаимодействия между двумя организациями, в частности, в сфере миротворчества. В ее развитие 28 сентября 2012 г. в Нью-Йорке подписан Меморандум о взаимопонимании между Секретариатом ОДКБ и Департаментом операций ООН по поддержанию мира. В ходе 71-й сессии ГА ООН в ноябре 2016 г. принята резолюция о сотрудничестве ООН с ОДКБ, в которой ОДКБ рассматривается как организация, способная дать адекватный ответ на широкий спектр вызовов и угроз в зоне своей ответственности. Очередную аналогичную резолюцию планируется принять в ходе текущей
73-й сессии ГА ООН. Поддерживаются продуктивные контакты с другими ооновскими структурами, включая Контртеррористический комитет СБ ООН, Управление ООН по наркотикам и преступности.
В октябре 2007 г. подписан Меморандум о взаимопонимании между Секретариатом ОДКБ и Секретариатом ШОС. В декабре 2009 г. – Меморандум о сотрудничестве между Секретариатом ОДКБ и Исполнительным комитетом СНГ. 28 мая 2018 г. подписан Меморандум о взаимопонимании по вопросам сотрудничества и взаимодействия между Секретариатом ОДКБ, РАТС ШОС и АТЦ СНГ. В апреле 2019 г. состоялась встреча генеральных секретарей СНГ, ШОС и ОДКБ.
Поддерживаются контакты с ОБСЕ, Организацией исламского сотрудничества, Международной организацией по миграции и другими международными структурами. ОДКБ выступает за развитие диалога с АСЕАН и Африканским союзом.
По мере развития Организации укрепляется её договорно-правовая база, которая помимо уставных документов насчитывает порядка 50 различных соглашений и протоколов. Основополагающее значение имеют комплекс решений СКБ ОДКБ о создании коллективных сил, внешнеполитической координации, Стратегия коллективной безопасности, Антинаркотическая стратегия, Дорожная карта по формированию условий для использования миротворческого потенциала ОДКБ в интересах глобальной миротворческой деятельности ООН и др.
Военное сотрудничество в формате ОДКБ осуществляется в соответствии с принятым в 2012 г. Решением СКБ ОДКБ «Об Основных направлениях развития военного сотрудничества государств-членов ОДКБ на период до 2020 года».
Сформированы компоненты силового потенциала системы коллективной безопасности ОДКБ.
В 2001 г. для обеспечения безопасности государств-членов ОДКБ в Центральноазиатском регионе созданы Коллективные силы быстрого развертывания (КСБР). Многофункциональным компонентом системы коллективной безопасности ОДКБ стали сформированные в 2009 г. Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ, включающие воинские контингенты и формирования сил специального назначения. Созданы Миротворческие силы (МС) Организации, соответствующее Соглашение о которых вступило в силу в 2009 г. В целях повышения оперативности действий коллективных сил в соответствии с решением СКБ ОДКБ, принятым в 2014 г., завершено формирование Коллективных авиационных сил (КАС) ОДКБ.
Определен и нормативно закреплен состав сил и средств системы коллективной безопасности, на регулярной основе ведется их совместная оперативная и боевая подготовка.
С 1 октября по 2 ноября 2018 г. на территории России, Казахстана и Киргизии состоялись оперативно-стратегические учения с контингентами ОДКБ «Боевое братство – 2018», включавшие тактико-специальное учение «Поиск-2018» с силами и средствами разведки (1-5 октября, Казахстан), «Воздушный мост – 2018» с Коллективными авиационными силами (1-14 октября, Россия), «Взаимодействие – 2018» с Коллективными силами оперативного реагирования (10-13 октября, Киргизия), «Нерушимое братство – 2018» с Миротворческими силами ОДКБ (30 октября – 2 ноября, Россия).
18 - 23 мая 2018 г. в Алматинской области Республики Казахстан прошли учения спецподразделений МВД из состава формирования сил спецназначения «Кобальт-2018».
В сфере военно-технического сотрудничества совершенствуются механизмы поставок союзникам вооружения и спецтехники, оказания военно-технической помощи государствам-членам ОДКБ, организована совместная подготовка военных кадров. Утверждена концепция подготовки военных кадров. С 2006 г. работает Межгосударственная комиссия по военно-экономическому сотрудничеству ОДКБ. 8 ноября 2018 г. сессии СКБ ОДКБ принято Решение о назначении на этот пост заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Ю.И.Борисова.
20 ноября 2012 г. вступил в силу подписанный на сессии СКБ ОДКБ (декабрь 2011 г.) Протокол о размещении объектов военной инфраструктуры на территориях государств-членов ОДКБ, в соответствии с которым решения
о размещении на территории государств-членов ОДКБ объектов военной инфраструктуры «третьих» стран могут приниматься только при отсутствии официальных возражений со стороны всех государств-членов Организации.
В рамках КСОПН (создан в 2005 г.) функционируют три Рабочие группы: по координации оперативно-розыскной деятельности, по обмену информационными ресурсами и по подготовке кадров. Председатель Координационного совета – Статс-секретарь-заместитель Министра внутренних дел России И.Н.Зубов.
Основополагающим документом в сфере антинаркотической деятельности ОДКБ является утверждённая на декабрьской (2014 г.) сессии СКБ ОДКБ в Москве «Антинаркотическая стратегия государств-членов ОДКБ
на 2015-2020 гг.». С 2003 г. на территории государств-членов ОДКБ проводится международная комплексная антинаркотическая операция «Канал» (с 2008 г. преобразована в постоянно действующую). Всего с 2003 по 2019 гг. проведено 30 этапов операции «Канал». В результате последнего этапа «Канал-Центр» (26 февраля - 1 марта с.г.) из незаконного оборота изъято 11,5 тонн наркотиков, выявлено 784 наркопреступления, возбуждено порядка 4 тыс. уголовных дел.
В операции приняли участие правоохранительные, пограничные, таможенные органы, службы безопасности, подразделения финансовых разведок государств-членов ОДКБ. Наблюдателями выступили представители правоохранительных органов Афганистана, Великобритании, Ирана, Италии, КНР, Монголии, США, Турции, Франции и сотрудники УНП ООН, Интерпола, ОБСЕ, Программы предотвращения распространения наркотиков в Центральной Азии, Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма, Комитета глав правоохранительных подразделений таможенных служб СНГ, РАТС ШОС, Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств-участников СНГ, Центра криминальной разведки по борьбе с наркотиками Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива.
В сфере противодействия незаконной миграции граждан третьих (по отношению к ОДКБ) стран под эгидой Организации функционирует Координационный совет руководителей компетентных органов государств-членов ОДКБ по вопросам борьбы с незаконной миграцией (КСБНМ), а также Рабочая группа, членами которой являются руководители структурных подразделений органов внутренних дел, служб безопасности, миграционных и пограничных служб. С 2008 г. проводятся оперативно-профилактические мероприятия «Нелегал», цель которых – выявление и пресечение нарушений миграционного законодательства. С 2018 г. «Нелегалу» придан статус постоянно действующей операции. Пресечены сотни тысяч преступлений в этой области, задержано свыше 1 600 лиц, находившихся в международном розыске. В рамках операции «Нелегал-2018» выявлено свыше 73 тыс. нарушений миграционного законодательства лицами третьих стран, выявлены сомнительные финансовые операции, вскрыты каналы торговли людьми, возбуждено порядка 1 550 уголовных дел.
На регулярной основе ведутся специальные мероприятия, направленные на выявление и пресечение каналов вербовки граждан в ряды террористических организаций, действенная работа по предотвращению проникновения в ЦАР боевиков из зон вооруженных конфликтов. В апреле-мае 2019 г. впервые проведен комплекс оперативно-профилактических мероприятий по перекрытию каналов вербовки, въезда-выезда граждан государств-членов ОДКБ для участия в террористической деятельности, а также нейтрализации ресурсной базы международных террористических организаций на пространстве ОДКБ под наименованием «Наемник».
В целях борьбы с преступлениями в информационной среде осуществляется операция «ПРОКСИ» (с 2014 г. – на постоянной основе). В 2018 г. в результате операции было выявлено 345207 информационных ресурсов, направленных на разжигание национальной и религиозной розни, распространяющих идеи террористической и экстремистской направленности в интересах преступных групп и др. Приостановлена деятельность 54251 ресурса и возбуждено 720 уголовных дел. В результате противодействия использованию сети Интернет для незаконного оборота наркотических средств, психотропных и психоактивных веществ выявлено 1832 противоправных информационных ресурса, из них заблокировано 1748, вскрыто 560 фактов преступной деятельности. Возбуждено 594 уголовных дела. По выявленным фактам, свидетельствующим о преступной деятельности, связанной с незаконной миграцией и торговлей людьми в государствах - членах ОДКБ, возбуждено 120 уголовных дел.
Внешнеполитическая координация выстраивается на основе ежегодных планов консультаций представителей государств-членов ОДКБ по вопросам внешней политики, безопасности и обороны, а также перечней тем совместных заявлений. Регулярный характер приобрели рабочие встречи на уровне министров иностранных дел государств-членов ОДКБ на «полях» сессии Генеральной Ассамблеи ООН и СМИД ОБСЕ.
В сентябре 2011 г. приняты «Коллективные указания постоянным представителям государств-членов ОДКБ при международных организациях» (актуализированы в июле 2016 г.). Проводятся координационные встречи послов государств-членов в третьих странах. В 2018 г. решено назначить в загранучреждениях лиц, ответственных за взаимодействие по вопросам сотрудничества в рамках ОДКБ.
С 2011 г. на различных международных площадках принято порядка 80 совместных заявлений государств-членов ОДКБ.
26 сентября 2018 г. в Нью-Йорке «на полях» 73-й сессии ГА ООН проведена традиционная рабочая встреча министров иностранных дел государств-членов ОДКБ. Состоялся обмен мнениями по приоритетным вопросам повестки дня ООН, взаимодействия ОДКБ с ООН, борьбы с терроризмом и обеспечения региональной безопасности, обсужден ход подготовки к предстоящему заседанию Совета коллективной безопасности (СКБ) ОДКБ. Приняты совместные заявления «О положении в Афганистане, усилении позиций ИГИЛ в северных провинциях страны и росте наркоугрозы с территории ИРА», «Об усилиях по стабилизации обстановки на Ближнем Востоке и Северной Африке», «Об активизации сотрудничества ОДКБ с региональными организациями и структурами».
Очередное заседание СКБ ОДКБ состоялось 8 ноября 2018 г. в Астане. Принята итоговая декларация саммита ОДКБ, а также заявление глав государств-членов ОДКБ о скоординированных мерах в отношении участников вооруженных конфликтов на стороне международных террористических организаций. Совет утвердил пакет документов о правовом оформлении статуса наблюдателя и партнера ОДКБ и ряд других документов в сфере военного сотрудничества, кризисного реагирования, противодействия международному терроризму, незаконной миграции.