Общая характеристика психологии как науки. Основные отрасли психологии
Психология как наука о психических процессах, протекающих в человеке, позволяет рассмотреть особенности поведения человека в его общественной и личной жизни. Они имеют исключительно большое значение в обеспечении безопасности лично этого человека и окружающих его людей.
Психические явления – это постоянные регуляторы деятельности, возникающие в ответ на раздражения, которые действуют сейчас (ощущения, восприятия) или были когда-то, т.е. в прошлом опыте (память). Обобщающие эти воздействия и предвидящие результаты, к которым они приведут (мышление, воображение), усиливающие или ослабляющие, вообще активизирующие деятельность под влиянием одних воздействий и тормозящие ее под влиянием других (чувства и воля), обнаруживающие различие в поведении людей (темперамент, характер).
Неповторимое сочетание психологических особенностей – характера, темперамента, особенностей протекания психических процессов, совокупность преобладающих чувств и мотивов деятельности, сформировавшиеся способности – все это индивидуальность человека.
Психологическая характеристика темперамента определяется свойствами:
сензитивностью , которая определяет наименьшую силу внешних воздействий для возникновения какой-либо психической реакции, и скорость возникновения этой реакции;
реактивностью , т.е. степенью непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, угроза, резкий или неожиданный звук и т.п.);
активностью , под которой понимается степень энергичности воздействия на окружающий мир и преодоления препятствий, т.е. целенаправленность и настойчивость в достижении целей;
соотношением реактивности и активности , т.е. от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных обстоятельств или от стремлений человека;
темпом реакций , т.е. скоростью протекании психических процессов: скоростью движений, темпом речи, находчивостью, скоростью запоминания и т.п.;
пластичностью и в противоположность ригидностью , т.е. легкостью приспособления человека к внешним воздействиям и, наоборот, инертностью и косностью в поведении, суждениях, привычках;
экстраверсией и противоположное интроверсией , т.е. тем, от чего зависят суждения и поступки человека: от внешних впечатлений в данный момент (экстраверсия) или от образов и мыслей о прошлом и будущем (интроверсия);
эмоциональной возбудимостью , т.е. тем, насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции и с какой скоростью она возникает.
Преобладающее проявление тех или иных свойств позволяют определить тип темперамента.
Сангвиник – в основе лежит сильный, уравновешенный тип нервной системы. Это – повышенная реактивность, повышенная активность, что определяет возможность дисциплинированности, высокий темп реакций, высокая пластичность поведения, экстравертивность.
Холерик – в основе лежит сильный, неуравновешенный с преобладанием возбуждения тип нервной системы. Для холерика характерны высокая реактивность и активность с преобладанием реактивности, быстрый темп реакций. Несдержан, вспыльчив, нетерпелив. Менее пластичен, чем сангвиник, более ригиден, отсюда большая устойчивость и постоянство интересов.
Флегматик – в основе лежит сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы. У флегматика малая реактивность, малая эмоциональная возбудимость, высокая активность, замедленный темп реакций, малая пластичность и большая ригидность, преобладание интроверсии. Это определяет невозмутимость, выдержку, самообладание, слабое реагирование на внешние раздражители.
Меланхолик – в основе лежит слабый тип нервной системы. Малая реактивность, пониженная активность, медленный психический темп, высокая ригидность, интровертность – вот характеристика меланхолика. Он редко смеется, не уверен в себе, часто и легко теряется, не доводит работу до конца, если возбудится, то долго не может успокоиться, взяться за другую работу.
Под характером понимается совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются в типичных для данной личности способах деятельности, обнаруживаются в типичных обстоятельствах и определяется отношениями личности к этим обстоятельствам.
Выделяют интеллектуальные, эмоциональные и волевые черты характера. Кроме того, в структуре характера как целостной организации его свойств различают системы свойств, определяющих различными отношениями личности.
Свойства, выражающие отношение к другим людям (доброта, отзывчивость, требовательность, заносчивость и т.д.).
Свойства, выражающие отношение к труду (трудолюбие, лень, добросовестность, ответственность или безответственность и т.п.).
Свойства, выражающие отношение к вещам (аккуратность или неряшливость, бережное или небрежное обращение с вещами и т.д.).
Свойства, выражающие отношение к самому себе (самолюбие, честолюбие, тщеславие, гордость, самомнение, скромность и т.д.).
Психические свойства личности необходимы для организации профессионального отбора, для обучения, для воспитания. Они важны также для прогнозирования поведения человека в повседневной жизни и в критических ситуациях, когда действия и поступки человека определяют создание и развитие опасности для окружающих или, наоборот, недопущения и ликвидации опасности.
100 р бонус за первый заказ
Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line
Узнать цену
Полученные за последние два десятилетия результаты эмпирического изучения личности преступников в сравнении с законопослушными гражданами свидетельствуют о наличии некоторых отличительных черт в структуре личности.
Заслуживает внимания исследование ценностно-нормативной системы, проведенное А. Р. Ратиновым и его сотрудниками, которое выявило существенные различия между преступниками и законопослушными гражданами в уровне развития правосознания, в отношении к различным правовым институтам общества.
Так, максимальная солидарность с уголовным законом и практикой его применения выражена у законопослушных граждан и в значительно меньшей степени у преступников, хотя правовая осведомленность у них примерно одинакова, а отчасти (знание статей Уголовного кодекса) имеет и обратную зависимость.
Степень усвоения правовых ценностей и норм в качестве «своих» у преступников значительно ниже, чем у законопослушных граждан. Основным побуждением, удерживающим преступников от дальнейших противоправных действий, является боязнь нежелательных последствий, а не согласие с установленными нормами и правилами их соблюдения, как это характерно для законопослушных граждан.
Выявлены существенные различия в оценочном отношении к правоохранительным органам и их деятельности у обследованных групп. Преступники оценивают карательную практику как чрезмерно суровую, особенно по тем видам преступлений, за которые сами осуждены, относятся к органам правосудия настороженно, недоверчиво, что не свойственно для подавляющего большинства законопослушных граждан. Наиболее скептически к правоохранительным органам относятся корыстные преступники, наиболее отрицательно и враждебно - корыстно-насильственные.
Изучения специфики ценностно-нормативной системы личности преступника все же недостаточно для раскрытия его психологической сущности и соответственно выявления причин преступного поведения. Вот почему значительным вкладом является предпринятая под руководством Ю. М. Антоняна попытка исследования психологических особенностей преступников и их отдельных категорий. Была изучена группа лиц, совершивших общеуголовные преступления, т. е. убийства, изнасилования, хулиганства, кражи, грабежи, разбои, хищения имущества, а также нанесших тяжкие телесные повреждения. Контрольную группу составили законопослушные граждане. Отобранные группы изучались с помощью методики многостороннего исследования личности (ММИЛ), которая представляет собой адаптированный вариант Миннесотского многофакторного личностного опросника (ММРI).
Установлено, что преступники от непреступников на статистическом уровне отличаются весьма существенными психологическими особенностями, которые и обусловливают их противоправное поведение. «Иными словами, - отмечает Ю. М. Антонян, - понятие личности преступника может быть наполнено этим психологическим содержанием. Поскольку же указанные психологические черты участвуют в формировании нравственного облика личности, есть основания утверждать, что преступники от непреступников в целом отличаются нравственно-правовой спецификой».
Результаты исследования позволяют дать психологический портрет обследованных преступников и выделить характерные для них личностные черты.
Прежде всего преступников отличает плохая социальная приспособленность, общая неудовлетворенность своим положением в обществе. У них выражена такая черта, как импульсивность, которая проявляется в сниженном самоконтроле своего поведения, необдуманных поступках, эмоциональной незрелости, инфантилизме.
Нравственно-правовые нормы не оказывают на их поведение существенного влияния. Такие люди обычно или не понимают, чего от них требует общество, или понимают, но не желают эти требования выполнять. Поскольку у таких лиц нарушен или деформирован нормативный контроль, они оценивают социальную ситуацию не с позиций нравственно-правовых требований, а исходя из личных переживаний, обид, желаний. Словом, они характеризуются стойким нарушением социальной адаптации.
Им свойственны также нарушения в сфере общения: неспособность устанавливать контакты с окружающими, неумение встать на точку зрения другого, посмотреть на себя со стороны. Это в свою очередь снижает возможность адекватной ориентации, продуцирует возникновение аффективно насыщенных идей, связанных с представлением о враждебности со стороны окружающих людей и общества в целом. Все вместе взятое формирует такие черты, как погруженность в себя, замкнутость, отгороженность, с одной стороны, и агрессивность, подозрительность - с другой. В результате правильная оценка ситуации еще более затрудняется, поскольку поведением управляют аффективные установки, а поступки окружающих рассматриваются как опасные, угрожающие личности, что приводит к противоправным способам выхода из сложившейся ситуации.
Рассмотренные психологические черты присущи различным категориям преступников не в равной мере..
Корыстно-насильственные преступники образуют однородную группу с выраженными психологическими чертами. Им свойственны импульсивность поведения, пренебрежение к социальным нормам, агрессивность. Они отличаются наиболее низким интеллектуальным и волевым контролем. Для них характерна повышенная враждебность к окружению, а их преступные поступки выступают как постоянная линия поведения. Они с трудом усваивают нравственно-правовые нормы. Инфантильные черты, проявляющиеся в тенденции к непосредственному удовлетворению возникающих желаний и потребностей, сочетаются с нарушением общей нормативной регуляции поведения, неуправляемостью и внезапностью поступков. Они отличаются также значительной отчужденностью от социальной среды, в связи с чем у них снижается возможность адекватной оценки ситуации, общей ригидностью и стойкостью аффекта.
Психологический профиль насильников характеризуется такими чертами, как склонность к доминированию и преодолению препятствий. У них самая низкая чувствительность в межличностных контактах (черствость), и в наименьшей степени выражены склонность к самоанализу и способность поставить себя на место другого. Интеллектуальный контроль поведения такой же низкий, как и у корыстно-насильственных преступников. Для них характерна нарочитая демонстрация мужской модели поведения, о чем свидетельствует и характер совершенного ими преступления (изнасилование), в котором сексуальные мотивы выражены в меньшей степени, а в большей - утверждение себя в мужской роли. Им присущи также импульсивность, ригидность, социальная отчужденность, нарушение адаптации.
В значительной степени черты, присущие всем преступникам, выражены у убийц. Вместе с тем у них имеются выраженные однородные личностные свойства.
Убийцы - это чаще всего импульсивные люди с высокой тревожностью и сильной эмоциональной возбудимостью, которые в первую очередь концентрируются на собственных переживаниях, а в поведении руководствуются только своими интересами. У них отсутствует представление о ценности жизни другого человека, малейшее сопереживание. Они неустойчивы в своих социальных связях и отношениях, склонны к конфликтам с окружающими. От других преступников убийц отличает эмоциональная неустойчивость, высокая реактивность поведения, исключительная субъективность (предвзятость) восприятия и оценки происходящего. Они внутренне неорганизованны, их высокая тревожность порождает такие черты, как подозрительность, мнительность, мстительность, которые в большинстве случаев сочетаются с беспокойством, напряженностью, раздражительностью.
«Среда, - отмечает Ю. М. Антонян, - ощущается убийцами как враждебная. В связи с этим у них затруднена правильная оценка ситуации, и эта оценка легко меняется под влиянием аффекта. Повышенная восприимчивость к элементам межличностного взаимодействия приводит к тому, что индивид легко раздражается при любых социальных контактах, ощущаемых как угроза для него».
Такие люди обладают ригидными (косными) представлениями, которые с трудом поддаются изменению. Все затруднения и неприятности, с которыми они сталкиваются в жизни, рассматриваются ими как результат чьих-то враждебных действий. В своих неудачах они обвиняют других, чем снимают с себя бремя ответственности.
Наиболее чувствительны убийцы к сфере личной чести, у них болезненное самолюбие в сочетании с завышенной (неадекватной) самооценкой. Постоянное аффективное переживание, что менее достойные имеют значительно больше благ, чем они, вызывает желание защитить свои права, и они могут разыгрывать роль «борцов за справедливость». Поэтому «справедливое» убийство они могут совершить не только при разбоях, когда как бы перераспределяются ценности, но и из мести или ревности, когда якобы отстаивается личная честь, и даже при учинении хулиганских действий.
Убийцам свойственны эмоциональные нарушения, психологическая и социальная отчужденность, трудности в установлении контактов, замкнутость и необщительность. Указанные лица испытывают также трудности в усвоении нравственно-правовых норм. Чаще всего они совершают преступления в отношении того или иного человека или ситуации в связи с накопившимся аффектом, не видя при этом (или не желая видеть) другого способа разрешения конфликта.
Убийцам свойственно наделять других людей (по механизму проекции) чертами, побуждениями, свойственными им самим, а именно: агрессивностью, враждебностью, мстительностью. Это приводит к тому, что окружающих они начинают воспринимать как враждебных и агрессивных. В силу этого, совершая акт насилия, убийца считает, что он таким образом защищает свою жизнь, свою честь, а также интересы других людей. Таким образом, этих лиц отличает не только высокая восприимчивость в межличностных отношениях, но и их искаженная оценка. Насильственные действия с их стороны обычно происходят по принципу «короткого замыкания», когда даже незначительный повод тут же вызывает разрушительные акты.
Усредненный психологический портрет лиц,осужденных за несколько умышленных убийств, выглядит следующим образом: возраст 35 - 37 лет, ранее один-два раза судимый, в том числе за насильственное преступление, склонность,к злоупотреблению алкоголем, к импульсивным проявлениям агрессивности и конфликтности, осужден за умышленное убийство, часто с особой жестокостью. По характеру замкнут, аутичен (погружен в себя), пессимистичен, испытывает трудности в общении и адаптации, чувство вины завышено, чувствителен, раздражителен, склонен к аффективным реакциям, мнителен, тревожен, замкнут на чувственном восприятии реальности, с пониженным, часто подавленным фоном настроения. Общая агрессивность в целом снижена, но с врожденной склонностью к словесной агрессии, уровень эротизма завышен, уровень интеллекта ниже среднего, мыслительная деятельность снижена, логическое мышление часто блокируется аффективными переживаниями. Обнаруживается робость, неуверенность в себе, заниженная самооценка сочетается с переоценкой личных страданий с целью избежать или уменьшить ответственность за содеянное.
Склонен пренебрегать нравственно-правовыми нормами, ориентирован в первую очередь на получение личной выгоды. Внутренне недисциплинирован, поведение часто мотивируется случайными влечениями, индивидуалист, пренебрегает коллективными интересами. Уровень самоконтроля снижен, стремится приспособиться к условиям особо строгого лишения свободы. Необходимость постоянного сдерживания и самоконтроля часто вызывает тревожные, невротические реакции.
Почти для всех осужденных характерно наличие тяжелых психотравм, вызванных совершенным преступлением, арестом, вынесением смертного приговора, ожиданием того, будет расстрел приведен в исполнение или нет; длительным, в отдельных случаях даже до пяти лет, нахождением в камере смертников.
Подводя итог сказанному, можно сделать следующие выводы:
Среди умышленных преступников имеется значительное число лиц, которые обладают однородными психологическими чертами, такими, как импульсивность, агрессивность, асоциальность, гиперчувствительность к межличностным взаимодействиям, отчужденность, плохая социальная приспособляемость.
Психологические особенности умышленных преступников можно рассматривать как предрасположенность к совершению преступления, то есть как свойства личности, понижающие криминогенный порог.
С учетом рассмотренных данных о нравственных и психологических чертах преступников можно утверждать, что личность преступника отличается от личности законопослушного негативным содержанием ценностно-нормативной системы и устойчивыми психологическими особенностями, сочетание которых имеет криминогенное значение и специфично именно для преступников. Эта специфика их нравственно-психологического облика является одним из факторов совершения ими преступлений, что отнюдь не является психологизацией причин преступности, поскольку нравственные особенности складываются под влиянием тех социальных отношений, в которые был включен индивид, то есть имеют социальное происхождение.
Рождаясь, новая личность получает в дар уникальный характер. Человеческая натура может состоять из черт, унаследованных от родителей, а может проявляться в совершенно ином, неожиданном качестве.
Натура не просто обуславливает поведенческие реакции, она специфично влияет на манеру общения, отношение к окружающим и собственной персоне, к работе. Черты характера человека создают у личности определенное мировоззрение.
От характера зависят поведенческие реакции человека
Эти два определения создают путаницу, ведь оба они участвуют в формировании личности и поведенческих реакций. На самом деле характер и темперамент разнородны:
- Характер формируется из перечня определенных приобретенных качеств психического склада личности.
- Темперамент – качество биологического характера. Психологи выделяют четыре его вида: холерик, меланхолик, сангвиник и флегматик.
Имея одинаковый склад темперамента, индивидуумы могут обладать абсолютно разным характером. Но темперамент оказывает важное влияние на вырабатывание натуры – сглаживая либо обостряя ее. Также и человеческая натура непосредственно воздействует на темперамент.
Что такое характер
Психологи, говоря о характере, подразумевают определенное сочетание черт индивидуума, стойких в своем выражении . Эти черты максимально воздействуют на поведенческую линию личности в разноплановых отношениях:
- среди людей;
- в рабочем коллективе;
- к собственной личности;
- к окружающей действительности;
- к физическому и умственному труду.
Слово «характер» греческого происхождения, означает оно «чеканить». В обиход это определение ввел естествоиспытатель Древней Греции, философ Теофраст. Такое слово действительно, очень точно дает определение натуре индивидуума.
Теофраст первым ввел в обиход термин «характер»
Характер будто прорисовывается в качестве уникального рисунка, он рождает неповторимую печать, которую в единичном экземпляре носит личность.
Говоря проще, характер – совокупность, объединение устойчивых индивидуальных психических характеристик.
Как понять натуру
Чтобы понять, какой натурой обладает индивидуум, нужно проанализировать все его поступки. Именно поведенческие реакции определяют примеры характера и характеризуют личность.
Но такое суждение чаще бывает субъективным. Далеко не всегда человек реагирует так, как подсказывает ему интуиция. На поступки влияет воспитание, жизненный опыт, обычаи той среды, где личность проживает.
Но понять, каким нравом обладает человек можно. Наблюдая и анализируя долгое время поступки определенной личности, можно выявить отдельные, особенно устойчивые черты. Если личность в совершенно разных ситуациях ведет себя одинаково, проявляя схожие реакции, принимает такое же решение – это и говорит о присутствии у него определенной натуры .
Зная, какие черты характера проявляются и преобладают у личности, можно предсказать, как проявить она себя в той или иной ситуации.
Характер и его черты
Черта характера – важная часть личности, это стабильное качество, которое определяет взаимодействие человека и окружающей реальности. Это определяющий метод разрешения возникающих ситуаций, поэтому психологи рассматривают черту натуры, как прогнозируемое личностное поведение.
Разнообразие характеров
Особенности нрава человек приобретает в процессе всего жизненного срока, нельзя относить отдельные черты натуры к врожденным и характерологическим. Чтобы проанализировать и дать оценку личности, психолог не просто определяет совокупность индивидуальных особенностей, но и выделяет отличительные их признаки.
Именно черты характера определяются как первенствующие при изучении и составлении психологической характеристики личности.
Но, определяя, оценивая человека, изучая черты поведения в социальном плане, психолог использует и знание содержательной направленности натуры. Оно определяется в:
- сила-слабость;
- широта-узость;
- статичность-динамичность;
- цельность-противоречивость;
- целостность-раздробленность.
Такие нюансы и составляют общую, полную характеристику определенного человека.
Перечень черт личности
Человеческая натура – сложнейшее совокупное объединение своеобразных черт, образующееся в уникальную систему . Этот порядок включает наиболее яркие, устойчивые личностные качества, выявляющиеся в градациях взаимоотношений человек-общество:
Система отношений | Присущие черты индивидуума | |
Плюсовые | Минусовые | |
К собственной личности | Привередливость | Снисходительность |
Самокритичность | Самовлюбленность | |
Кротость | Хвастливость | |
Альтруистичность | Эгоцентризм | |
К окружающим людям | Общительность | Замкнутость |
Благодушие | Черствость | |
Искренность | Лживость | |
Справедливость | Несправедливость | |
Содружественность | Индивидуализм | |
Чуткость | Черствость | |
Учтивость | Беспардонность | |
К работе | Организованность | Расхлябанность |
Обязательность | Бестолковость | |
Исполнительность | Неряшливость | |
Предприимчивость | Инертность | |
Трудолюбие | Ленивость | |
К предметам | Экономность | Расточительство |
Тщательность | Нерадивость | |
Опрятность | Халатность |
Помимо черт характера, включенных психологами в градацию отношений (отдельной категорией) были выделены проявления натуры в моральной, темпераментной, познавательной и стенической сфере:
- моральная: гуманность, жесткость, искренность, добродушие, патриотичность, беспристрастность, отзывчивость;
- темпераментная: азартность, чувственность, романтичность, оживленность, восприимчивость; страстность, легкомысленность;
- интеллектуальная (познавательная): аналитичность, гибкость, пытливость, находчивость, деловитость, критичность, вдумчивость;
- стеническая (волевая): категоричность, настойчивость, упертость, упрямство, целеустремленность, робость, смелость, самостоятельность.
Многие ведущие психологи склоняются к мнению, что некоторые черты личности следует выделять в две категории:
- Продуктивные (мотивационные). Такие черты подталкивают человека к совершению определенных поступков и действий. Это цель-черты.
- Инструментальные. Придающие личности во время какой-либо деятельности индивидуальность и способа (манеры) действия. Это способы-черты.
Градация черт характера по Олпорту
Теория Олпорта
Известный американский психолог Гордон Олпорт, эксперт и разработчик градаций личностных особенностей индивидуума, черты личности распределил на три класса:
Доминирующий . Такие черты ярче всего выявляют поведенческую форму: поступки, деятельность определенной личности. К ним относятся: доброта, эгоизм, жадность, скрытность, мягкость, скромность, алчность.
Обычный . Они одинаково проявляются во всех многочисленных сферах жизни человека. Это: гуманность, честность, великодушие, зазнайство, альтруизм, эгоцентризм, радушие, открытость.
Второстепенный . Эти нюансы не оказывают особенного влияния на поведенческие реакции. Это не доминанты в поведении. К ним можно отнести музыкальность, поэтичность, старательность, исполнительность.
Между существующими у человека чертами натуры формируется прочная взаимосвязь. Эта закономерность и формирует окончательный характер индивидуума.
Но любая существующая структура имеет собственную иерархию. Не стал исключением и склад человека. Этот нюанс отслеживается в предложенной структуре градации у Олпорта, где второстепенные черты могут подавляться доминирующими. Но чтобы предугадать поступок личности, необходимо заострить внимание на всю совокупность черт натуры .
Что такое типичность и индивидуальность
В проявлении натуры каждой личности всегда находит отражение индивидуального и типичного. Это гармоничное объединение личностных качеств, ведь типичное служит основой для выявления индивидуального.
Что такое типичный характер . Когда у личности существует определенный набор черт, одинаковых (общих) для конкретной группы людей – такой склад называется типичным. Он как зеркало, отражает принятые и привычные условия существования конкретной группы.
Также типичные черты зависят от склада (определенного типа натуры). Они же являются условием для появления поведенческого типа характера, в категорию которого «записывают» человека.
Поняв, какие именно признаки присущи данной личности, человеку можно составить усредненный (типичный) психологический портрет и присвоить определенный тип темперамента. Например:
Положительное | Отрицательное |
Холерик | |
Активность | Несдержанность |
Энергичность | Вспыльчивость |
Общительность | Агрессивность |
Решительность | Раздражительность |
Инициативность | Грубость в общении |
Импульсивность | Неустойчивость поведения |
Флегматик | |
Настойчивость | Низкая активность |
Работоспособность | Медлительность |
Спокойствие | Малоподвижность |
Выдержанность | Необщительность |
Надежность | Индивидуализм |
Добросовестность | Ленивость |
Сангвиник | |
Общительность | Неприятие монотонности |
Активность | Поверхностность |
Доброжелательность | Отсутствие настойчивости |
Приспосабливаемость | Плохая усидчивость |
Жизнерадостность | Легкомыслие |
Смелость | Опрометчивость в поступках |
Находчивость | Неумение сосредотачиваться |
Меланхолик | |
Чувствительность | Замкнутость |
Впечатлительность | Низкая активность |
Исполнительность | Необщительность |
Сдержанность | Ранимость |
Сердечность | Застенчивость |
Аккуратность | Плохая работоспособность |
Такие типичные черты характера, соответствующие определенному темпераменту, наблюдаются у каждого (в той либо иной степени) представителя группы.
Индивидуальное проявление . Отношения между личностями всегда носит оценочную характеристику, они проявляются в богатом разнообразии поведенческих реакций. На проявление индивидуальных черт индивидуума оказывает большое влияние возникающие обстоятельства, сформированного мировоззрения и определенного окружения.
Эта особенность находит отражение в яркости различных типичных черт индивидуума. Они неодинаковы по интенсивности и развиваются у каждой личности индивидуально.
Некоторые типичные черты настолько мощно проявляются у человека, что они становятся не просто индивидуальными, а уникальными.
В этом случае типичность перерастает по определению в индивидуальность. Эта классификация личности помогает выявить отрицательные характеристики индивидуума, которые мешают проявлять себя и добиваться определенного положения в обществе.
Работая над собой, анализируя и исправляя недостатки в собственном характере, каждый человек создает ту жизнь, к которой он стремится.
В течение многих тысячелетий малопонятные психические явления люди обозначали собирательным понятием "душа". Субъективность, интимно-личностная специфика психических проявлений делали их таинственными и непостижимыми. Существовало верование в то, что человек состоит из плоти (тела) и бесплотной души. Смерть человека связывали с тем, что душа покидает его тело. Но постепенно накапливались знания о психике человека - сначала эмпирические, а затем и научные.
Психология как учение о душе возникла более двух тысяч лет назад в качестве составной части философских учений древнегреческих и древневосточных мыслителей. (Термин "психология" был введен лишь в XVII в.)
Первая систематизация знаний о психике была осуществлена выдающимся древнегреческим философом Аристотелем (384 - 322 гг. до н. э.) в трактате "О душе". По Аристотелю, душа - не бесплотная сущность, а способ организации живого тела и его поведения. "Душа движет живое существо решением и мыслью". Это утверждение - одно из основных достижений научной мысли Древней Греции. Так был сделан прорыв в анималистической трактовке души как особого существа, живущего в теле человека.
Аристотель первым провозгласил функциональную взаимосвязь души (психики) и тела (организма). "Душа проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, движущей, разумной", - утверждал Аристотель. Его учение о растительной, животной и разумной душе утвердило принцип развития психики от низших форм к высшим.
Психологические взгляды Аристотеля основывались на естествоведческой основе (в молодые годы он изучал медицину.) Аристотель заложил психологическое направление в философии. Им была дана первая классификация психических явлений. Интегрировав достижения античной мысли о психике, Аристотель своими трудами на многие столетия определил развитие психологии. Кроме трактата "О душе" психологические взгляды Аристотеля содержатся во многих других его произведениях - "Этика", "Риторика", "Метафизика", "История животных".
Древние греки под душой понимали движущее начало всех вещей. Им принадлежит учение о всеобщей одушевлённости материи - гилозоизм (от греч. hyle - вещество и zoe - жизнь) : весь мир - универсум, космос - изначально живой, наделённый способностью ощущать, запоминать и действовать. Границы между живым, неживым и психическим не проводились. Всё рассматривалось как порождение единой первичной материи (праматерии). Так, по мнению древнегреческого мудреца Фалеса, магнит притягивает металл, женщина притягивает мужчину, потому, что магнит, как и женщина, обладает душой. Гилоизм впервые "поставил" душу (психику) под общие законы естества. Этим учением утверждался непреложный и для современной науки постулат об изначальной вовлечённости психических явлений в кругооборот природы. В основе гилозоизма лежал принцип монизма.
Дальнейшее развитие гилоизма связано с именем Гераклита, рассматривавшего универсум (космос) как вечно изменяющийся (живой) огонь, а душу как его искру. ("Наши тела и души текут, как ручьи") . Им впервые была высказана мысль о возможном изменении, а следовательно, и закономерном развитии всего сущего, в том числе и души. Развитие души, по Гераклиту, происходит через себя: "Познай самого себя") . Философ учил: "По каким бы дорогам ни шёл, не найдёшь границ души, так глубок её Логос".
Идея развития в учении Гераклита "перешла" в идею причинности Демокрита. По Демокриту, душа, тело и макрокосмос состоят из атомов огня; случайными нам кажутся только те события, причину которых мы не знаем; согласно Логосу нет беспричинных явлений, все они - неотвратимый результат соударения атомов. Впоследствии принцип причинности назвали детерминизмом.
Принцип причинности позволил Гиппократу, дружившему с Демокритом, построить учение о темпераментах. Нарушение здоровья Гиппократ соотносил с дисбалансом различных "соков", присутствующих в организме. Соотношение этих пропорций Гиппократ назвал темпераментом. Названия четырёх темпераментов дошли до наших дней: сангвинистический (преобладает кровь), холерический (преобладает жёлтая желчь) , меланхолический (преобладает чёрная желчь) , флегматический (преобладает слизь). Так была оформлена гипотеза, согласно которой бесчисленные различия между людьми умещались в несколько общих картин поведения. Тем самым Гиппократ положил начало научной типологии, без которой не возникли бы современные учения об индивидуальных различиях между людьми. Источник и причину различий Гиппократ искал внутри организма. Душевные качества ставились в зависимость от телесных.
Идея организации (системности) Анаксагора, идея причинности Демокрита и идея закономерности Гераклита, открытые две с половиной тысячи лет назад, стали на все времена основой познания душевных явлений.
Поворот от природы к человеку был совершён группой философов, названных софистами ("учителями мудрости"). Их интересовала не природа с её не зависящими от человека законами, а сам человек, которого они называли "мерой всех вещей". В истории психологического познания был открыт новый объект отношения между людьми с использованием средств, доказывающих любое положение, независимо от его достоверности. В связи с этим детальному обсуждению были подвергнуты приёмы логических рассуждений, строение речи, характер отношений между словом, мыслью и воспринимаемыми предметами. На передний план выступили речь и мышление как средства манипулирования людьми. Из представлений о душе исчезали признаки её подчинённости строгим законам и неотвратимым причинам, действующим в физической природе, так как язык и мысль лишены подобной неотвратимости. Они полны условностей в зависимости от человеческих интересов и пристрастий.
«Сократ был мастером устного общения, пионером анализа, цель которого - с помощью слова обнажить то, что скрыто за покровом сознания. Подбирая определённые вопросы, Сократ помогал собеседнику приоткрыть эти покровы. Создание техники диалога впоследствии стали называть сократическим методом. В его методике таились идеи, сыгравшие через много столетий ключевую роль в психологических исследованиях мышления».
Во-первых, работа мысли изначально носила характер диалога. Во-вторых, она ставилась в зависимость от задач, создающих препятствие в её привычном течении. Именно с такими задачами ставились вопросы, вынуждая собеседника обратиться к работе собственного ума. Оба признака - диалогизм, предполагающий, что познание изначально социально, и детерминирующая тенденция, создаваемая задачей, - стали в XX веке основой экспериментальной психологией мышления.
Работа по построению предмета психологии принадлежал Аристотелю, древнегреческому философу и естествоиспытателю, жившему в IV веке до н.э., открывшему новую эпоху в понимании души как предмета психологического знания. Не физические тела и не бестелесные идеи стали для него источником знания, а организм, где телесное и духовное образуют нераздельную целостность. Душа, по Аристотелю, это не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. "Правильно думают те, - говорил Аристотель, - кому представляется, что душа не может существовать без тела и не является телом". Психологическое учение Аристотеля строилось на обобщении медико-биологических фактов. Но это обобщение привело к преобразованию главных принципов психологии: организации (системности) , развития и причинности.
По Аристотелю уже само слово "организм" следует рассматривать в связи с родственным словом "организация", которое имеет значение "продуманное устройство", которое подчиняет себе свои части для решения какой-либо задачи; устройство этого целого и его работа (функция) неразделимы; душа организма - это его функция, деятельность. Трактуя организм как систему, Аристотель выделял в ней различные уровни способностей к деятельности. Это позволило подразделять возможности организма (заложенные в нём психологические ресурсы) и их реализацию на деле. При этом намечалась иерархия способностей - функций души:
- а) вегетативная (имеется у животных, растений и человека);
- б) чувственно-двигательная (имеется у животных и у человека);
- в) разумная (присущая только человеку).
Функции души - уровни её развития, где из низшей и на её основе возникает функция более высокого уровня: вслед за вегетативной формируется способность ощущать, из которой развивается способность мыслить. В отдельном человеке при его превращении из младенца в зрелое существо повторяются те ступени, которые прошёл за свою историю весь органический мир. Впоследствии это было названо биогенетическим законом.
Объясняя закономерности развития характера, Аристотель утверждал, что человек становится тем, что он есть, совершая те или иные поступки. Мысль о формировании характера в реальных поступках, которые у людей всегда предполагают нравственное отношение к ним, ставило психическое развитие человека в причинную, закономерную зависимость от его деятельности.
Раскрывая принцип причинности, Аристотель показал, что "природа ничего не делает напрасно"; "нужно видеть то, ради чего совершается действие". Он утверждал, что конечный результат процесса (цель) заранее воздействует на его ход; психическая жизнь в данный момент зависит не только от прошлого, но и желаемого будущего.
Аристотеля по праву следует считать отцом психологии как науки. Его работа "О душе" - первый курс общей психологии, где он изложил историю вопроса, мнения своих предшественников, объяснил отношение к ним, а затем, используя их достижения и просчёты, предложил свои решения.
Психологическая характеристика личности предполагает довольно широкий охват критериев, исходя из которых можно говорить об особенностях того или иного человека. Во всем мире не найти двух людей, которые будут схожи по всем параметрам – каждый уникален из нас и отличается от всех остальных.
Общая характеристика личности
Характеристика личности в психологии охватывает все варианты существенных особенностей, которые проявляются регулярно. Так, например, каждый человек может случайно забыть нужную информацию, но не всем свойственна забывчивость вообще. Единичные ситуации не говорят о наличии черты . Характеристика конфликтных личностей будет содержать такие черты, как вспыльчивость и раздражительность, но это не значит, что каждый человек, который способен разозлиться на другого, будет конфликтной личностью.
Стоит отметить, что все свойства человек получает по мере накопления жизненного опыта. Они могут меняться в течение жизни, а не являются постоянной величиной. Способности, интересы, характер – все это может изменяться с течением жизни. Пока личность существует, она развивается и изменяется. Считается, что ни одна из черт личности не может быть врожденной – все они приобретаются в течение жизни. При рождении человек наделен лишь физиологическими особенностями, в которые входят работа органов чувств, нервной системы и головного мозга, и их особенности представляют собой задатки развития характера.
Характеристика творческой личности: интересы и склонностиЛюбой человек в той или иной мере является творческим, но у одних это выражено сильнее, у других – слабее. В зависимости от того, в какой области лежат интересы человека, можно назвать общую направленность личности.
Интерес – это стремление обращать внимание на некий объект регулярно, тенденция и тяга к ознакомлению с информацией относительно него. Так, например, человек, который интересуется кино, будет стремиться чаще посещать кинотеатр, знать имена популярных актеров, и даже в разговорах не о кино, такой человек будет выделять для себя информацию, которая попадает в область его интересов.
Склонность – это стремление заниматься определенной деятельностью. Например, человек, который интересуется гитарой, будет слушать великих гитаристов, смотреть концерты и т.д. А человек, который имеет склонность к гитаре, будет сам учиться играть, осваивать инструмент. При этом важно отметить, что интерес может существовать отдельно от склонности, но иногда они могут соединяться.
Психологическая характеристика личности: способности и одаренностьВ психологии способностями называют психические свойства, благодаря которым человек способен успешно выполнять конкретный вид деятельности (или нескольких). Например, зрительная память – важная способность для художника, а эмоциональная память – для творчества поэта.
Если же у человека есть совокупность задатков, которые необходимы для развития способности, это называют одаренностью.
Психологическая характеристика личности: темпераментПринято различать 4 основных типа темперамента: меланхолический, сангвинический, холерический и флегматический:
- Холерик - человек быстрый, вспыльчивый, эмоциональный.
- Сангвиник - человек быстрый, но его чувства не так сильны и быстро меняются.
- Меланхолик - человек, сильно переживающий из-за каждого события, но не стремится выражать .
- Флегматик - человек медлительный, спокойный, уравновешенный, его сложны и почти невозможно разозлить.
В бесчисленных комбинациях этих и других характеристик определяется индивидуальность каждого живущего на Земле человека.