Оаг год создания. Организация Американских Государств (ОАГ) и ее роль в международных отношениях
ТАСС-ДОСЬЕ. 27 апреля 2019 года власти Венесуэлы объявили, что страна больше не является членом Организации американских государств.
Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об организации и причинах решения, принятого Венесуэлой.
Об организации
Организация американских государств (ОАГ, исп. Organizacin de los Estados Americanos, англ. Organization of American States) - ведущий межправительственный форум стран Западного полушария. Была основана 30 апреля 1948 года в ходе 9-й межамериканской конференции в Боготе (Колумбия) на базе Панамериканского союза, учрежденного в 1889-1890 годах (первое межгосударственное объединение в регионе). После создания ОАГ Союз стал ее постоянным административным органом, в 1970 году переименован в Генеральный секретариат. С 2015 года его возглавляет Луис Альмагро (Уругвай).
Основные задачи ОАГ - поддержание мира и безопасности в Западном полушарии, урегулирование споров между государствами-членами, защита территориальной целостности и организация совместных действий в случае агрессии, а также развитие сотрудничества в политической, экономической и культурных сферах.
Рабочие языки организации испанский, английский, французский и португальский. Штаб-квартира ОАГ находится в Вашингтоне (округ Колумбия, США).
Участниками организации являются 35 государств Северной, Южной и Центральной Америки.
По статье 6 Устава ОАГ любое независимое американское государство, желающее вступить в организацию, должно направить соответствующую ноту генеральному секретарю. Это государство обязуется выполнять все условия ОАГ, прежде всего, касающиеся коллективной безопасности. Согласно статье 148, Устав может быть денонсирован любым из государств-членов посредством письменного уведомления секретариата. Через два года после этого он теряет свою силу в отношении денонсирующего государства.
Кризис в Венесуэле
В связи с резким ухудшением экономического положения на фоне падения цен на нефть (ее экспорт приносит более 90% валютных доходов бюджета) в 2014 году по стране прокатилась волна массовых антиправительственных протестов. В декабре 2015 года на выборах в Национальную ассамблею (НА, однопалатный парламент) победила коалиция оппозиционных президенту Николасу Мадуро (на посту с 2013 года) партий - "Блок демократического единства". После этого в стране разразился внутриполитический кризис.
В 2017 году Мадуро учредил Конституционную ассамблею, орган, фактически заменивший парламент. Это привело к новому витку противостояния исполнительной и законодательной властей и второй волне массовых протестов (апрель-август 2017 года). Жертвами противостояния стали более 120 человек.
В условиях острого институционального кризиса в стране были проведены выборы президента, по итогам которых Мадуро был переизбран на второй срок. Это не устроило оппозицию, которая не признала результатов голосования. В итоге после инаугурации Мадуро в январе 2019 года лидер оппозиции и спикер НА Хуан Гуайдо провозгласил себя исполняющим обязанности президента (в этом качестве его признали более 40 стран). Эти события также сопровождались массовыми выступлениями как сторонников, так и противников Мадуро. По данным Управления комиссара ООН по правам человека, в ходе протестов погибли не менее 40 человек, задержано не менее 850.
Венесуэла и ОАГ
События в Венесуэле вызвали критику со стороны стран региона. 26 апреля 2017 года ОАГ приняла решение провести заседание глав МИД стран-участниц "по ситуации в Боливарианской Республике" без ее согласия. В ответ на это Николас Мадуро распорядился начать процедуру вывода страны из блока.
В 2018 году ОАГ признала нелегитимным новый срок Николаса Мадуро на посту президента. В поддержку этого решения высказались 19 стран - участниц ОАГ, 6 - были против, 8 - воздержались, представитель еще одной не присутствовал на голосовании. 14 сентября 2018 года генеральный секретарь ОАГ Луис Альмагро заявил, что нельзя исключать возможности проведения военной интервенции в отношении Венесуэлы для разрешения кризиса в этой стране.
9 апреля 2019 года ОАГ признала в качестве постпреда Венесуэлы назначенного Национальной ассамблеей Густаво Тарре Брисеньо. Министерство иностранных дел Боливарианской Республики осудило это решение, назвав его "грубым манипулированием, шантажом и давлением на государства-члены, способствующим реализации целей Вашингтона", признавшего Гуайдо законным и.о. президента. Вместе с тем было заявлено о намерении страны 27 апреля 2019 года ратифицировать документ о выходе из ОАГ, "учитывая, что Боливарианская Республика Венесуэла не может оставаться в организации, стоящей на коленях перед имперскими и господствующими интересами администрации США".
Год образования -1948.
Число членов
-35*.
Размещение руководящих органов
-
Вашингтон (США).
Рабочие языки
- английский, французский,
португальский, испанский.
Организация американских государств (ОАГ) образована 30 апреля 1948 г. на 9-й Межамериканской конференции в Боготе (Колумбия) на базе Панамериканского союза, существовавшего с 1889 г. В состав ОАГ входят 35 стран Нового Света: Антигуа и Барбуда, Аргентина, Багамские Острова, Барбадос, Белиз, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гаити, Гайана, Гватемала, Гондурас, Гренада, Доминика, Доминиканская Республика, Канада, Колумбия, Коста-Рика, Куба, Мексика, Никарагуа, Панама, Парагвай, Перу, Сальвадор, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, США, Суринам, Тринидад и Тобаго, Уругвай, Чили, Эквадор, Ямайка. В 1962 г. под давлением США было приостановлено членство в организации Кубы, но некоторые латиноамериканские страны сохранили с Гаваной дипломатические отношения. На настоящий момент экономический и политический бойкот Кубы из стран ОАГ последовательно поддерживают лишь США.
Высший орган ОАГ - Генеральная Ассамблея. 38-я ее сессия состоялась в колумбийском Медельине в начале июня 2008 г. Постоянно действующий орган - совет, состоящий из представителей стран-участниц в ранге послов. В структуру совета входят комиссии (по континентальной безопасности, политико-правовым, административно-бюджетным вопросам и др.) и рабочие группы. Административный орган ОАГ - Генеральный секретариат. В 2005 г. генеральным секретарем избран Хосе Мигель Инсульса (Чили).
В основном декларируемом направлении деятельности ОАГ - укреплении демократии и обеспечение прав человека в Американском регионе - видно активное участие дипломатии США. Основным «демократизатором» здесь, понятно, выступают США. В стремлении Вашингтона урегулировать внутриполитические конфликты в своей части света больше усматривается не радение за лучшую жизнь латиноамериканцев, а беспокойство за судьбу проамериканского «Pax Americana» , обоснованного еще доктриной Монро полуторавековой давности. Главный рычаг политического влияния на «недемократические режимы» - резолюция Генеральной Ассамблеи ОАГ № 1080, устанавливающая порядок реагирования на нарушения конституционного строя в странах континента, и Вашингтонский протокол, которым введена в действие «демократическая статья», предусматривающая приостановление участия государств в ОАГ в случае неконституционных изменений демократического порядка (чаще всего - это военные перевороты). В последние годы особое внимание «демократической общественности» уделяется Гаити и Венесуэле.
Среди других основных тем повестки дня ОАГ - проблемы борьбы с наркобизнесом, терроризмом, незаконным оборотом оружия, коррупцией, последствиями стихийных бедствий. После терактов в США в сентябре 2001 г. активизировалась деятельность Межамериканского комитета по борьбе с терроризмом.
Усиливается внимание ОАГ к проблематике континентальной безопасности. Основой военного сотрудничества стал Межамериканский договор о взаимопомощи, он же Пакт Рио, подписанный в Рио-де-Жанейро в 1947 г. Однако в последние годы латиноамериканские страны призывают США пересмотреть устаревшие договоренности Пакта, они справедливо указывают на чрезмерную роль их северного соседа в механизмах поддержания безопасности. Бразилия, Мексика, Венесуэла и другие оппоненты США не заинтересованы в пересмотре ведущей роли ОАГ в системе межамериканской безопасности и ее подмене силовым блоком. В 2004 г. Мексика вышла из Пакта Рио.
Перспективы : В будущем возможно возвращение Кубы в состав ОАГ как полноправного члена. Это может произойти как в результате нажима на США стран Латинской Америки, так и в результате трансформации самого кубинского режима в более правый. При условии завоевания полного суверенитета в ОАГ могут войти заморские владения Франции (Мартиника, Гваделупа, Гвиана и др.), Великобритании (Бермудские Острова, Монтсеррат и др.), Нидерландов (Аруба, Кюрасао и др.), США (Пуэрто-Рико и Виргинские Острова).
Современная энциклопедия
- (ОАГ) создана в 1948 на 9 й Межамериканской конференции в Боготе. 35 членов латиноамериканских государств, США и Канады (1994). Высший орган ОАГ Генеральная ассамблея министров иностранных дел, исполнительный орган Постоянный совет ОАГ (в… … Большой Энциклопедический словарь
ОАГ создана в 1948 на 9 й Межамериканской конференции в Боготе. 35 членов латиноамериканских государств, США и Канады (1994). Высший орган ОАГ Генеральная ассамблея министров иностранных дел, исполнительный орган Постоянный совет ОАГ (в… … Политология. Словарь.
- (ОАГ; Organizacion de los estados americanos, Organization of American States), основана в 1948 на 9 й Межамериканской конференции в Боготе. В составе ОАГ 35 членов: латиноамериканского государства, США и Канада (1994). Основные цели поддержание… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
- (ОАГ; исп. Organización de los estados americanos, англ. Organization of American states, фр. Organisation des États américains, порт. Organização dos Estados Americanos), создана 30 апреля 1948 на 9 й Межамериканской конференции в Боготе… … Википедия
Организация американских государств - (ОАГ; исп. Organización de los Estados Americanos, англ. Organization of American States), региональная международная организация, объединяющая страны Латинской Америки, Карибского бассейна и США. Создана 30 апреля 1948 на 9 й Межамериканской… … Энциклопедический справочник «Латинская Америка»
- (ОАГ; Organización de los estados americanos) создана 30 апреля 1948 на 9 й Межамериканской конференции (См. Межамериканские конференции) в Боготе (Колумбия) на базе Панамериканского союза (См. Панамериканский союз), существовавшего с… … Большая советская энциклопедия
- (ОАГ). Созд. 30 апр. 1948 на 9 й Межамер. конференции в Боготе (Колумбия). Чл. ОАГ являются (1966) США и 19 латиноамер. гос в (все, кроме Кубы, Барбадоса, Гвианы, Ямайки и Тринидада и Тобаго). США используют ОАГ как орудие для борьбы против нац.… … Советская историческая энциклопедия
- (ОАГ) региональная межправительственная организация, созданная в 1948 г. и включающая большинство стран Западного полушария. ОАГ действует на основе устава в редакции 1970 г., а т.ж. Межамериканского договора о взаимной обороне 1947 г. Членами… … Энциклопедический словарь экономики и права
Организация американских государств - (ОАГ) (Organization of Amercan States, OAS)Organization of Amercan StatesOAS, региональная организация 35 стран Латинской Америки и Карибского бассейна. Первоначально основанная в 1890г. в значительной степени с целью развития экономических и… … Страны мира. Словарь
Книги
- Современное международное право о защите окружающей среды и экологических правах человека , А. М. Солнцев. В монографии исследуется возникновение и развитие системы экологических прав человека, выявляются отдельные виды экологических прав человека, анализируются международно-правовые и…
Вариант № 1 (кратко).
Образована в 1948 г. (Боготский Устав), объединяет 34 страны Американского континента (Канада присоединилась в 1989 г.), включая государства Карибского бассейна. В 1962 г. исключено правительство Кубы, хотя государство Куба остается членом. ОАГ управляется Генеральной Ассамблеей, собирающейся один раз в год. В 2009 г. правительство Гондураса объявило о выходе страны из этой организации. В случае необходимости созываются консультативные встречи министров иностранных дел. Постоянный Совет заседает в Вашингтоне. В составе организации имеется также Генеральный секретариат и Межамериканский Суд по правам человека, образованный в 1978 г. Цель ОАГ - поддержание мира и безопасности на Американском континенте, профилактика напряженности и мирное разрешение конфликтов, совместные действия в случае агрессии. Свое происхождение ОАГ ведет от Международного союза американских республик, созданного в 1890 г. Данный Союз опирался на доктрину Монро, суть которой сводится к тому, что агрессия против одного государства расценивается как агрессия против всех. В Союзе 1890 г. главенствующую роль играли США; такое положение сохранено в Боготском Уставе, причем настолько, что американская позиция считается инструментом американского господства в Латинской Америке. Начиная с 1980-х гг. многие страны Латинской Америки, вставшие на путь демократии, добиваются приема в ОАГ, чему уже было посвящено несколько международных встреч. Организация сыграла важную роль (посредничество, контроль за выборами) в восстановлении мира в Центральной Америке и в урегулировании кризиса на Гаити. ОАГ находится сегодня в центре дебатов по долгам Латинской Америки и по проблемам наркотиков в регионе. (****По мнению Чавеса, ОАГ стоит на защите интересов, в первую очередь, США и по-прежнему очень далека от идей интеграции Латинской Америки.
В конце 2011 года в противовес ОАГ было создано Сообщество латиноамериканских и карибских государств (СЕЛАК), объединившее 33 страны региона, причем без участия США и Канады).
Вариант № 2
Организация была создана в целях достижения среди его государств-членов, как это предусмотрено в статье 1 Устава, "Поддерживать мир и справедливость, способствовать солидарности, укреплять сотрудничество и защищать свой суверенитет, свою территориальную целостность, и независимость". ОАГ объединяет 35 независимых государств Северной и Южной Америки и является главной политической, юридической и социальной силой в полушарии. Организация использует четыре направления для эффективного осуществления своей основной цели, исходя из её основных принципов: демократии, прав человека, безопасности и развития.
До 1962 Куба как член ОАГ принимала участие в её работе. На Генеральной ассамблее ОАГ в апреле 1971 учрежден институт постоянных наблюдателей ОАГ, которыми стали ряд стран Западной Европы, Канада, Япония, Израиль, всего – 67, в том числе – ЕС.
Основными органами ОАГ в соответствии с её новым уставом (от 1970) являются: Генеральная ассамблея (высший орган, определяет общую деятельность ОАГ и её политику), созывается ежегодно, поочерёдно в столицах стран-членов; Консультативное совещание министров иностранных дел; Постоянный совет (предоставлено право разрешать споры и конфликты между членами); Экономический и социальный совет; Совет по культуре, науке и образованию; Юридический комитет; Межамериканская комиссия по правам человека, Специализированные организации. Центральным постоянным административным органом ОАГ является Генеральный секретариат. В системе ОАГ созываются специализированные конференции, и функционируют специализированные учреждения: Межамериканский институт сельскохозяйственных наук. Панамериканская организация здравоохранения. Межамериканский институт гребенка. Панамериканский институт географии и истории. Межамериканский институт по проблемам индейцев и др.
Формально провозглашенными целями ОАГ являются : поддержание «мира и безопасности» на континенте, урегулирование споров между государствами-членами мирным путём; организация совместных действий против агрессии; разрешение общими усилиями государств-членов политических, юридических и экономических проблем, стоящих перед американскими государствами.
США неоднократно навязывали ОАГ решения в целях укрепления своих позиций в Латинской Америке. Под их нажимом ОАГ приняла ряд резолюций, направленных на подавление освободительного движения на континенте, попустительствовала империалистической агрессии в Гватемале (1954), Панаме (1964), Доминиканской Республике (1965). В январе 1962 на 8-м консультативном совещании министров иностранных дел под давлением США Куба была незаконно исключена из ОАГ.
На этом совещании была принята резолюция о создании Специального консультативного комитета по обеспечению безопасности, деятельность которого направлена против международного коммунистического движения.
С начала 70-х гг. в латиноамериканских странах усилилось стремление к проведению независимого внешнеполитического курса. На сессиях Генеральной ассамблеи ОАГ политика США в Латинской Америке стала подвергаться резкой критике; ставился вопрос о восстановлении членства Кубы в ОАГ, об отмене санкций против Кубы (май 1972, ноябрь 1974), но он ещё не получил положительного решения. Некоторые латиноамериканские страны выступали с открытыми обвинениями против США за их дискриминационную политику в отношении Латинской Америки. На 3-й сессии Генеральной ассамблеи ОАГ (4-14 апреля 1973) многие представители латиноамериканских стран выступили с предложениями о реорганизации ОАГ, с тем чтобы строить межамериканские отношения на основе «множества идеологий» («идеологического плюрализма»), признания за всеми латиноамериканскими государствами права участвовать в межамериканской системе, независимо от существующего в них политического строя. На этой сессии была одобрена резолюция о создании Специальной комиссии из представителей всех стран-членов ОАГ для изучения межамериканской системы и выработки мер по её структурной перестройке.
Эпоха холодной войны наложила серьезный отпечаток на деятельность ОАГ. ОАГ неоднократно использовался Вашингтоном для давления на неугодные режимы и организации интервенций в целях их замены, в последствии для изоляции Кубы. Военный конфликт Аргентины и Великобритании из-за Фолклендских островов, когда США приняли сторону Великобритании, невзирая на Пакт Рио (Договор о взаимопомощи, военном сотрудничестве и безопасности 1947г.)
Фактически следует признать тот факт, что все интеграционные объединения стран Латинской Америки нацелены по большей части на отход от курса в фарватере США, на объединения в которых США не будет! Тот же, МЕРКОСУР создавался, как альтернатива НАФТА, где ведущую роль играет США. Латиноамериканские страны (Бразилия, Аргентина) посредством интеграционных объединений стремятся «увести» менее развитые страны от проамериканской ориентации, объединить латиноамериканские страны единым флангом, США же стремится «разделять и властвовать» (и это в рамках одно организации), заключать двусторонние договоры и пр., стремится вновь к размежеванию региона, что сильные страны региона понимают и реагируют соответственно. Потому ОАГ, как организация имеет на данный момент слабую динамику развития, и внимание ей со стороны стран ЛА уделяется лишь по остаточному принципу.
На данный момент, в современных условиях ОАГ перестала быть инструментом вульгарного давления с Севера и более широко используется для конструктивного диалога и в этом большая заслуга дипломатии ведущих латиноамериканских стран. Однако события последнего десятилетия показывают, что ОАГ не в состоянии действовать достаточно эффективно при урегулировании сложных конфликтных ситуаций. Об этом говорит и ее неудачный миротворческий эксперимент в Колумбии, и безуспешная попытка содействовать преодолению политического кризиса в Венесуэле (2002). Латиноамериканские страны стремятся «выжать» все возможно от США в рамках данной организации (как и от ЕС во время саммитов), а это в частности - привлечение внимание к социальным проблемам латиноамериканского региона - бедность, социальная незащищенность, развитие инфраструктуры. Взамен США беспокоит проблема терроризма, но в особенности наркотрафика.
Как часто любит говорит А.Ю. на данный момент у США и Обамы нет четкого политического курса по отношению к странам Латинской Америки, «не знает как к ним подобраться».
Организация американских государств
Организа́ция америка́нских госуда́рств (ОАГ; исп. Organización de los Estados Americanos, англ. Organization of American States), региональная международная организация, объединяющая страны Латинской Америки, Карибского бассейна и США. Создана 30 апреля 1948 на 9-й Межамериканской конференции в Боготе (Колумбия) на базе существовавшего с 1890 Панамериканского союза. В состав ОАГ входят (1979): Аргентина, Барбадос, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гаити, Гватемала, Гондурас, Гренада, Доминиканская Республика, Колумбия, Коста-Рика, Мексика, Никарагуа, Панама, Парагвай, Перу, Сальвадор, Сент-Люсия, Содружество Доминики, США, Суринам, Тринидад и Тобаго, Уругвай, Чили, Эквадор, Ямайка. До 1962 в работе ОАГ в качестве её члена участвовала Куба. В 1971 учреждён институт постоянных наблюдателей при ОАГ, которых аккредитовали Бельгия, Гайана, Израиль, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, ФРГ, Франция, Швеция, Япония. Местопребывание основных органов ОАГ Вашингтон.
Формально провозглашёнными целями ОАГ являются: поддержание мира и безопасности на континенте; мирное урегулирование споров между государствами-членами; организация совместных действий против агрессии; решение общими усилиями государств-членов стоящих перед ними политических, экономических, правовых проблем; содействие социальному, экономическому, культурному развитию стран участниц организации.
Первоначально принципы деятельности и структура ОАГ определялись уставом 1948, в основу которого был положен Межамериканский договор о взаимной помощи (Рио-де-Жанейро пакт 1947). В соответствии с этим уставом основными органами ОАГ являлись: Межамериканская конференция (высший орган; созывалась 1 раз в 5 лет). Консультативное совещание министров иностранных дел, Совет ОАГ (постоянный исполнительный и административный орган во главе с председателем, избиравшийся ежегодно), Панамериканский союз Генеральный секретариат (постоянный орган ОАГ во главе с секретарём, избирался на 10 лет) и др.
На 3-й чрезвычайной Межамериканской конференции (Буэнос-Айрес, февраль 1967) был подписан протокол реформы устава ОАГ (Протокол Буэнос-Айреса 1967), который внёс изменения в структуру ОАГ. В соответствии с протоколом (вступил в силу 27 февраля 1970) органами ОАГ являются:
Генеральная ассамблея (ГА), высший орган ОАГ, определяет общую политику организации. Сессии ГА проводятся ежегодно в странах участницах ОАГ поочерёдно. ГА компетентна рассматривать любой вопрос, касающийся отношений между американскими государствами. Решения ГА принимаются большинством голосов, за исключением тех случаев, когда в соответствии с уставом требуется наличие 2 / 3 голосов.
Консультативное совещание министров иностранных дел, созывается для рассмотрения особо важных вопросов. При совещании функционирует Консультативный комитет обороны, состоящий из высших военных представителей государств членов ОАГ.
Постоянный совет, состоящий из представителей стран-участниц в ранге послов. Уполномочен содействовать мирному разрешению споров между государствами, входящими в ОАГ, посредством своего спец. органа Межамериканского комитета по урегулированию споров мирными средствами. Постоянный совет может временно действовать как консультативный орган. Руководит деятельностью Генерального секретариата ОАГ.
Межамериканский экономический и социальный совет, координирует проведение мероприятий экономического и социального характера. Собирается ежегодно. В период между сессиями действует Постоянная исполнительная комиссия.
Межамериканский совет по образованию, науке и культуре. Межамериканский юридический комитет, координирует деятельность по разработке и кодификации норм международного права, изучению юридических проблем интеграции в странах Латинской Америки, возможностей унификации их законодательства. Межамериканская комиссия по правам человека.
Генеральный секретариат, постоянный центральный орган ОАГ, осуществляет контроль за исполнением постановлений ГА, Консультативного совещания министров иностранных дел и советов ОАГ. Возглавляется генеральным секретарём, избираемым ГА сроком на 5 лет.
Специализированные конференции, созываются для обсуждения определённых аспектов межамериканского сотрудничества в области экономики, здравоохранения, образования, транспорта и др.
Специализированные учреждения, создаются на основе многосторонних межправительственных соглашений. В их числе: Межамериканский институт сельскохозяйственных наук, Панамериканская организация здравоохранения, Межамериканская комиссия женщин, Межамериканский институт защиты детей, Панамериканский институт географии и истории, Межамериканский индеанистский институт.
Специализированные агентства, комиссии: Межамериканский совет обороны (вырабатывает рекомендации по совместной обороне и борьбе с так называемой подрывной деятельностью; попытки США превратить совет в постоянный орган с широкими полномочиями наталкиваются на противодействие латиноамериканских стран), Межамериканский статистический институт, Межамериканская комиссия по атомной энергии. Бюджет ОАГ складывается из ежегодных взносов государств-членов (свыше 60% бюджета покрывают США).
США постоянно использовали ОАГ в качестве орудия экономической, политической и идеологической экспансии в ЛА. Выдвинутая правящими кругами США «доктрина первоочередного разбирательства в ОАГ» пыталась сделать разрешение спорных вопросов, возникающих между государствами членами ОАГ, сферой компетенции исключительно ОАГ, изъяв их из рассмотрения Совета Безопасности ООН. Под нажимом США ОАГ осуществила ряд акций по подавлению освободительного движения на континенте, попустительствовала агрессии США в Гватемале (1954) и Панаме (1964), участвовала в интервенции США в Доминиканской Республике (1965), во время которой под эгидой ОАГ были созданы (на временной основе) так называемые «межамериканские вооружённые силы» , приняла ряд антикоммунистических резолюций. После победы Кубинской революции (1959), в обстановке роста антиимпериалистических настроений в Латинской Америке, правящие круги США активизировали свою деятельность внутри ОАГ, с тем чтобы сохранить её под своим влиянием, придать своей политике видимость «общеамериканской» и под флагом ОАГ подавить антиимпериалистическое движение на континенте. На основании так называемой доктрины несовместимости, согласно которой государство, вступившее на социалистический путь развития, «не может принимать участия в работе ОАГ и её органов», 8-е Консультативное совещание министров иностранных дел стран членов ОАГ в Пунта-дель-Эсте (Уругвай) под нажимом США приняло 30 января 1962 незаконное решение об исключении из ОАГ «нынешнего правительства» Кубы. В 1964 ОАГ приняла решение о разрыве странами членами организации дипломатических и торговых отношений с Кубой. Этому решению не подчинилась Мексика, сохранившая свои отношения с Кубой. В дальнейшем всё большее число латиноамериканских стран высказывалось за отмену антикубинских санкций. США стремились использовать ОАГ для пропаганды реакционных теорий «панамериканской солидарности» (см. Панамериканизм), «географического детерминизма», «экономическая взаимозависимости» и др., направленных на идеологическое разоружение латиноамериканских народов и оправдание экспансионистской политики американского империализма.
Со второй половины 60-х гг. усилилось стремление ряда латиноамериканских стран к проведению независимого внешнеполитического курса, обострились противоречия между латиноамериканскими странами и монополистическими кругами США. В этой обстановке США начали выступать с планами расширения военно-политических функций ОАГ. Латиноамериканские страны, напротив, стремились к усилению эффективности ОАГ в решении социально-экономических проблем и превращению её в орган равноправного межамериканского сотрудничества. Отражением этих противоречий явился, в частности, Протокол Буэнос-Айреса 1967. Помимо организационных изменений в структуре ОАГ протокол по инициативе латиноамериканских стран зафиксировал ряд положений, отвечающих их интересам (детализация процедуры мирного разрешения споров между государствами-членами, осуждение агрессии, юридическое закрепление принципа суверенного равенства государств, расширение круга решаемых ОАГ экономических проблем и др.). В то же время протокол оставлял в силе многие положения устава 1948, направленные на защиту интересов монополий США. Стремясь к усилению своего влияния в ОАГ, монополистические круги США создали в январе 1970 Ассоциацию содействия ОАГ, в которую вошли представители крупных корпораций и банков США, имеющих интересы в странах Латинской Америки. Ассоциация призвана усилить финансовую поддержку ОАГ и содействовать реализации частных американских инвестиций через экономические органы ОАГ.
Углубление противоречий между латиноамериканскими странами и США проявлялось на ежегодных сессиях ГА ОАГ. На 1-й ежегодной сессии ГА ОАГ (Сан-Хосе, Коста-Рика, апрель 1971) представители Бразилии и Венесуэлы внесли проект резолюции, в которой содержался призыв к США вести торговлю с латиноамериканскими странами на более справедливой основе, не применять протекционистских мер, устранить таможенные барьеры (за резолюцию голосовали делегаты всех стран кроме США, представитель которых при голосовании воздержался).
На 2-й ежегодной сессии ГА ОАГ (Вашингтон, апрель 1972) генеральный секретарь ОАГ Г. Пласа Ласо подчеркнул, что латиноамериканская политика США в 6070-е гг., в частности дискриминационные меры, направленные на то, чтобы выйти из экономического кризиса за счёт других стран, «неблагоприятно повлияла на состояние межамериканских отношений». Делегаты Чили, Перу, Венесуэлы, Эквадора и др. осудили выступление государственного секретаря США У. Роджерса, в котором содержалась угроза применения экономии, санкций в отношении стран, национализирующих собственность американских монополий. Была принята резолюция «Об укреплении принципов невмешательства и самоопределения народов и мерах по обеспечению соблюдения этих принципов». Отражением новой расстановки сил в ОАГ явились выступления ряда делегатов за расширение связей с СССР и другими социалистическими странами, в частности за аннулирование санкций против Кубы.
На 3-й ежегодной сессии ГА ОАГ (Вашингтон, апрель 1973) представители Венесуэлы, Колумбии, Панамы, Перу, Чили, Уругвая потребовали радикальной реорганизации ОАГ, с тем чтобы строить межамериканские отношения на принципах «идеологического плюрализма», означающего признание за странами региона права избирать по своему усмотрению экономический, социальный, политический строй. Они настаивали на пересмотре устава ОАГ, её политических и юридических принципов, перенесении штаб-квартиры организации в столицу одной из латиноамериканских стран. Представитель Колумбии призвал к пересмотру Межамериканского договора о взаимной помощи 1947. Сессия одобрила декларацию об «идеологическом плюрализме», резолюцию о создании специальной комиссии по перестройке межамериканской системы. Решительному осуждению большинства делегатов на этой и последующих сессиях подверглась позиция США в вопросе о Панамском канале. По инициативе Панамы, Перу, Чили, Эквадора была принята резолюция, предусматривающая разработку системы мер «с целью недопущения вмешательства многонациональных компаний во внутренние дела государств».
Совместные выступления стран Латинской Америки в ОАГ и рост антиимпериалистических настроений на континенте вынудили правительство США наряду с дифференцированным подходом к отдельным государствам региона выдвинуть осенью 1973 лозунг «нового диалога» со странами Латинской Америки. Встречи представителей США и стран Латинской Америки и предшествовавшие им совещания латиноамериканских стран в рамках «нового диалога» происходили вне ОАГ, что свидетельствовало об углубляющемся кризисе этой организации.
«Новый диалог» не устранил острых противоречий между латиноамериканскими странами и США. На 4-й сессии ГА ОАГ (Атланта, США, апрель 1974) генеральный секретарь ОАГ Плата Ласо констатировал, что кризис межамериканской системы является символом кризиса в отношениях между США и Латинской Америкой.
Новой акцией США, направленной против интересов стран Латинской Америки, стал принятый конгрессом США закон 1974 о торговле, нанёсший тяжёлый удар по экспорту латиноамериканских товаров в США. Резолюция чрезвычайного заседания Постоянного совета ОАГ в Вашингтоне (январь 1975) квалифицировала закон как дискриминационный в отношении стран Латинской Америки и противоречащий основным принципам ОАГ. Резолюция, требующая от правительства США изменить закон в соответствии с принципами устава ОАГ, была принята также на 5-й ежегодной сессии ГА ОАГ (Вашингтон, май 1975). На сессии была создана комиссия в составе представителей Коста-Рики, Мексики, США и Уругвая для подготовки плана новой реформы ОАГ.
На специальном Совещании стран членов ОАГ (Сан-Хосе, июль 1975) был принят так называемый пакт Сан-Хосе о пересмотре некоторых положений пакта Рио-де-Жанейро 1947. В документе закреплён принцип невмешательства и право каждого государства региона самостоятельно избирать свою политическую, экономическую и социальную систему. Одна из статей предусматривает необходимость коллективной гарантии экономической безопасности стран членов ОАГ как условия поддержания мира и безопасности на континенте. В то же время сохранено положение об организации «взаимной обороны» в случае так называемого внеконтинентального вторжения, что даёт империалистическим кругам США возможность использовать ОАГ в своих интересах. Консультативное совещание министров иностранных дел стран членов ОАГ в Сан-Хосе 20 июля приняло резолюцию, предоставившую странам членам ОАГ право самостоятельно решать вопрос об их отношениях с Кубой, что означало фактическую отмену антикубинских санкций. В докладе комиссии по правам человека были документально засвидетельствованы и осуждены грубейшие нарушения прав человека в Чили после военного переворота 1973.
Несмотря на протесты ряда латиноамериканских стран, 6-я ежегодная сессия ГА ОАГ (июнь 1976) была проведена в Сантьяго (Чили). Большинство делегатов сессии выступило с осуждением подавления гражданских и конституционных свобод в Чили. В результате позиции, занятой представителем США, сессия приняла резолюцию, в которой проблема прав человека ставилась применительно к Западному полушарию в целом и обходилось молчанием положение в Чили. В специальной резолюции, принятой на сессии, содержался призыв к конгрессу США отменить дискриминационные статьи закона о торговле.
7-я сессия ГА ОАГ (Сент-Джорджес, Гренада, июнь 1977) приняла резолюцию, призывающую отказаться от практики нарушения прав человека и осуждающую эту практику; при этом был отвергнут доклад о мнимом нарушении прав человека на Кубе. На сессии не получили реализации предложения ряда делегаций об изменении устава ОАГ с целью включить в него положения о необходимости установления нового международного экономического порядка и др.
На 8-й сессии ГА ОАГ (Вашингтон, июнь 1978) был принят ряд резолюций, отражавших недовольство латиноамериканских стран дискриминационной политикой США в области торговли, их протекционизмом и игнорированием консультативных органов ОАГ. В специальной резолюции о транснациональных корпорациях содержалось требование о невмешательстве корпораций во внутренние дела стран, на территории которых они действуют. Участники сессии осудили нарушения прав человека в Чили, Уругвае, Парагвае.
Консультативное совещание министров иностранных дел стран членов ОАГ (Вашингтон, июнь 1979) приняло резолюцию, осуждающую диктаторский режим в Никарагуа и требующую отставки диктатора А. Сомосы. В то же время сессия отклонила предложение США о создании так называемых вооруженных сил по поддержанию мира (режим Сомосы в Никарагуа пал под ударами демократических сил страны в июле 1979).
9-я сессия ГА ОАГ (Ла-Пас, Боливия, октябрь 1979) отразила озабоченность народов Латинской Америки наращиванием военного присутствия США в Карибском бассейне. На сессии была принята «Декларация Ла-Паса», проект которой представлен странами Андской группы. Декларация призывает к строгому соблюдению принципа невмешательства государств членов ОАГ во внутренние дела друг друга и призывает воздерживаться от действий, способных нанести ущерб торговле с развивающимися странами. Эти положения декларации свидетельствуют о намерении латиноамериканских стран более решительно, чем в прошлом, противостоять экономическому диктату США.
10-я сессия ГА ОАГ (Вашингтон, ноябрь 1980) характеризовалась выступлениями представителей латиноамериканских стран против гегемонистской политики США, за развитие отношений между США и странами Латинской Америки на принципах «идеологического и политического плюрализма» и равноправного партнёрства. Негативную реакцию участников сессии вызвало навязанное делегацией США обсуждение вопроса о правах человека в том направлении, как его трактовала американская администрация. Представители многих латиноамериканских стран высказывались за рассмотрение этой проблемы в более широком плане, с учётом её социально-экономических и политических аспектов.
Несмотря на постоянные попытки США сохранить и усилить своё влияние в ОАГ, в деятельности этой организации всё более даёт себя знать стремление латиноамериканских стран к защите своих национальных интересов и независимому развитию, к продолжению процесса разрядки международной напряжённости, что ведёт к повышению их роли в системе современных международных отношений. Показателем растущего стремления латиноамериканских стран к единству действий, к координации дипломатических акций в целях содействия осуществлению экономических, социальных и других мероприятий вне рамок ОАГ явилось создание ряда латиноамериканских организаций без участия США, в частности Специальной латиноамериканской координационной комиссии, Андского пакта, Амазонского пакта, Латиноамериканской экономической системы и др.
В политических и деловых кругах латиноамериканских стран членов ОАГ растёт заинтересованность в развитии связей со всеми странами мира. Усиливаются тенденции к расширению отношений с СССР и другими социалистическими странами.
Литература:
Гвоздарёв Б. И., Организация американских государств, М., 1960;
его же, Эволюция и кризис межамериканской системы, М., 1966;
его же, Латинская Америка в современных международных отношениях, М., 1974;
Неоколониализм США в Латинской Америке, М., 1970;
Внешняя политика стран Латинской Америки после Второй мировой войны, М., 1975;
Межгосударственные отношения в Латинской Америке, М., 1977;
США и Латинская Америка, М., 1978;
Manger W., Pan-America in crisis. The future of the OAS, Wash., 1961;
Dreier J., The Organization of American States and the hemisphere crisis, N. Y.Evanston, 1962;
Stoetzer О. С., The Organization of American States, N. Y.Wash.L., 1965;
El sistema interamericano. Estudio sobre su desarrollo у fortalecimiento, Madrid, 1966;
Informe del Secretario General de la Organización de los Estados Americanos, Unión Pan-americana, Wash., 195870;
Las relaciones interamericanas. Una antología de documentos, Car., 1975;
Plaza G., 19681975, seven years of change, Wash., 1975.