Новый леопард танк. Немецкий танк "Леопард"
Доброго времени суток, уважаемые коллеги!
Представляю свой второй танк - Менговский Leopard 2A4
Полагаю, прототип в особом представлении не нуждается. Знаменитый “бронесарай”, который при больших размерах и кажущейся громоздкости, в реальности очень шустрая машина. Доводилось слышать/ читать, что немецкие танкисты полагают А4 самой толковой модификацией Леопарда 2. Однако, к настоящему времени большинство этих машин либо были модернизированы, либо проданы (отданы) в страны не столь богатые как Германия.
В наборе Менга есть ОЗ только на танки Бундесвера, меня это вполне устроило - за экзотикой не гонюсь. Я выбрал самый крайний вариант - с “коником” на забашенной корзине. По легенде, в таком виде данная машина участвовала в учениях в 2005г.
В интернете я нашел фото этого борта, хотя уже и без “коника” - немецкие коллеги пояснили, что “коники” равно как имена командиров экипажа на черном фоне на лбу башни это в оригинале магнитные доски, которые “лепятся” на броню и легко меняются без необходимости перекраски машины.
На тех фотографиях, что я видел, танк нес на себе кучу учебного оборудования - имитатор стрельбы, камеру в стволе орудия, сигнализатор попаданий и тп. Мне кажется что эти прибамбасы нарушают хищный облик машины, и я решил это все не устанавливать, хотя набор и дает такую возможность.
Что могу сказать про сам набор - он прекрасен! Литье вообще безупречное, все сходится на щелчке (справедливости ради, надо отметить что на зарубежных форумах граждане писали про то что корпус порой сходится плохо, но у меня все сразу сошлось как надо). Траки отличные - собираются легко и гусеница получается рабочая и прочная. Подвеска рабочая - танк можно поставить на диораму и ходовая будет правдоподобно огибать рельеф. Зеркала даются крепкой самоклейкой - никакой Echelon не нужен.
А что мне больше всего нравится - оптика! Я если честно этот танк купил из-за “окна” EMES-15
Большое количество опциональных деталей - можно собрать практически любой А4. Единственное исключение - ствол орудия - его надо сразу в утиль и подбирать что-то афтермаркетное
. Ну и еще дымовые гранатометы по пропорциям не очень похожи на правду - но лучше все равно никто не делает.
Собирал из коробки с минимумом дополнений:
Поручни из проволоки
- Ствол металлический RB Model - кстати, мой первый опыт в пайке латуни - крошечное зеркало системы контроля ствола. (покупал еще на пробу смоляной от Leopard Workshop - но не смог с ним подружиться - при всех нужных фишках наподобие различных видов эжекторов, он оказался кривой как в целом, так и в мелочах, а жаль (()
Цепочки на дымовые гранатометы от Magic Models/ ModelPoint
Цепочки на пылезащитные заглушки от Leopard Workshop (сами заглушки - родные из набора, полиуретановые. Они мне понравились и по форме и по фактуре больше чем смоляные)
Тросы взял металлические откуда-то из запасов. Менг дает для тросов очень удобные коуши - все встало без подгонки вообще.
Оптику на сей раз решил не красить никакими прозрачными лаками , На все приборы в том или ином виде приклеивал подложку из несущего слоя CD - на прицелах она хорошо играет, а на перископах ее видно далеко не со всех ракурсов.
Для поворотников (или габаритных огней - не очень хорошо знаю матчасть) набор дает на выбор: прозрачные детали без имитации защиты и непрозрачные с имитацией оной. На моем прототипе в жизни стоят поворотники с защитой, но я как ни старался - не смог заставить их выглядеть правдоподобно. В итоге, покривив душой, было принято решение ставить прозрачные и не мучаться.
Красил красками Tamiya - осветлял на 25% примерно, ну и игрался оттенками. Также экспериментировал с цветом грунта - где черный, где белый.
Тонировка масляными точками, фильтры АК и пигменты - но сильно пачкать не стал - уж больно рельеф хорош у деталей - жаль было бы если б он потерялся.
На этой модели много использовал металлическую ваксу True Metal от АК. Для сухой кисти и мелочевки оказался очень удобный продукт.
Популярные у любителей брони сколы мне поначалу хотелось здесь изобразить, но на фото “живых” (в смысле, работающих, а не стоящих в музее / отстойнике) бундесверовских машин я их не обнаружил. Удивительно - Леопарды бывают какие угодно грязные, но краска всегда очень хорошо держится даже на бортовых экранах.
Кстати, об экранах - на этой модели передние броневые секции свободно висят на петлях, и их можно поднимать.
Надеюсь, вы простите мне отсутствие грязи под бортовыми экранами - если их не поднимать, то кроме катков там вообще ничего не разглядеть.
Леопард 2 – это немецкий основной боевой танк, пришедший на смену устаревшему Леопарду 1. Его базовый вариант был создан в конце 1970-х, но с тех пор танк множество раз модифицировался и улучшался, и последний его вариант является, по словам многих экспертов, лучшим танком в мире. Разные его модификации активно продаются в другие страны, хотя танк и стоит чрезвычайно дорого.
История
В 1970 году немецкие инженеры решили заняться созданием чисто немецкого ОБТ, поскольку совместный с американцами проект МВТ-70 потерпел неудачу, а уже устарел. Параллельно разрабатывалось две машины – Леопард-2К с традиционным вооружением и Леопард-2FK с противотанковыми ракетами. Дополнительно тестировали разные подвески, орудия, узлы ходовой части и системы управления огнем.
В 1971 проект утвердили, и в 1973 изготовили первые Leopard-2K. Одновременно с этим ФРГ и США заключили соглашение о стандартизации, унифицировавшее вооружение и многие другие системы. Именно поэтому почти сразу была разработана новая машина, с многослойным бронированием. В 1976 году она опережала американский ХМ1 по ремонтопригодности и запасу хода, но на сравнительных испытаниях стреляла намного менее точно.
В 1977 году было заказано серийное производство второго Леопарда, и в октябре 1979 первая машина была выпущена. Почти сразу она попала в датскую армию – М1 Абрамс для нее оказался слишком дорог. В 1983 танк стала покупать Швейцария, а потом и другие государства.
![](https://i1.wp.com/tanki-tut.ru/wp-content/uploads/2017/03/%D0%9B%D0%B5%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%B4-2%D0%900.jpg)
В 1987 году производство танка Леопард 2 было завершено, но уже в 1988 была заказана его модификация, Леопард-2А4. Сейчас танк по-прежнему активно модернизируется и модифицируется, и его последняя модель, Леопард-2А7+ считается одним из лучших ОБТ во всем мире.
ТТХ
Общая информация:
- Классификация – основной боевой танк;
- Боевая масса – от 50,5 до 63 тонн в последних модификациях;
- Компоновочная схема – классическая;
- Экипаж – 4 человека;
- Производитель — Krauss-Maffei;
- Годы производства и эксплуатации – с 1979 года;
- Выпущено – более 3 тысяч штук.
Размеры
- Длина корпуса – 7700 мм;
- Длина с пушкой вперед – 9670 мм;
- Ширина – 3700 мм;
- Высота – 2790 мм;
- Клиренс – 490 мм.
Бронирование
- Тип брони – комбинированная противоснарядная, на 2А5 и более поздних моделях навесная.
Вооружение
- Калибр и марка пушки — 120-мм Rheinmetall Rh-120;
- Тип пушки – гладкоствольная;
- Длина ствола – 55 калибров;
- Боекомплект – 42;
- Углы ВН: -8…+18 градусов;
- Прицелы – лазерный прицел EMES-15 с тепловизорным каналом, перископический PERI-R17, вспомогательный FERO-Z18;
- Пулеметы – два 2 × 7,62-мм MG3.
Подвижность
- Тип двигателя — MB 873 Ka-501;
- Мощность двигателя – 1500 лошадиных сил;
- Скорость по шоссе – от 68 до 72 километров в час;
- Запас хода по шоссе – от 550 до 500 километров в час;
- Удельная мощность – 24,2 лошадиные силы на тонну;
- Подвеска – индивидуальная торсионная;
- Преодолеваемый подъем – 30 градусов;
- Преодолеваемая стенка – 1,1 метр;
- Преодолеваемый ров – 3 метра;
- Преодолеваемый брод – 4 метра с ОПВТ, без подготовки 1 метр.
![](https://i1.wp.com/tanki-tut.ru/wp-content/uploads/2017/03/%D0%94%D0%B2%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C.jpg)
Модификации
У Leopard-2 было множество модификаций:
- А0, А1, А2 и А3 – у этих моделей постепенно улучшался тепловизор, боеукладка, приборы наблюдения и электроника;
- 2А4 – самая популярная версия танка, с цифровой системой управления огнем, системой пожаротушения, новыми снарядами и башей. Все старые модификации, в том числе в других странах, улучшили до этого уровня;
- 2А5 – модификация 1993 года с модульной клиновидной броней и более совершенными приборами GPS и наблюдения, противоосколочным подбоем и доработанной тормозной системой. За счет клиновидной брони приобрел свой характерный узнаваемый вид;
- 2А6 – машина с новой пушкой большей длины, электрическим приводом башни и усиленной броней, а также обзаведшийся бронеплитой, защищающей танк снизу от мин;
- Леопард-2А7+ — модификация 2010 года, самый современный вариант с усиленной защитой, улучшенной системой управления огнем, «цифровой башней», командирским тормозом, вспомогательной силовой установкой и модулем дополнительного вооружения. Многие базовые системы были заменены на цифровые и связаны вместе.
Машины на базе Леопард 2
- Panzerschnellbrucke Leguan и Panzerschnellbrucke 2 – мостоукладчики;
- Pionerpanzer 3 Kodiak — инженерная машина;
- Bergepanzer 3 Buffel — БРЭМ;
- Bergepanzer 3A1 – обновленная БРЭМ, подходила для применения в Афганистане;
- Wisent 2 — БРЭМ модульной конструкции;
- Panzerhaubitze 2000 — САУ;
- Leopard 2L – мостоукладчик для Финляндии;
- Leopard 2R – инженерная машина для Финляндии.
![](https://i2.wp.com/tanki-tut.ru/wp-content/uploads/2017/03/%D0%91%D0%A0%D0%AD%D0%9C-Wisent-2.jpg)
Боевое применение
Леопард 2 немного успел повоевать в Афганистане в ноябре 2007 года. Некоторые машины подорвались на взрывных устройствах, но экипажи в основном остались живы – тогда-то на танк и поставили дополнительную защиту днища.
А вот война в Сирии, в которой приняли участие Леопарды 2А4, действительно проверила немецкую машину. В целом там танки проявили себя хорошо, хотя многочисленные фото подорванных танков заставили многих экспертов усомниться в непобедимости Леопарда 2. Впрочем, на то время А4 уже устарел, а более современные модели в сражениях так и не участвовали.
![](https://i0.wp.com/tanki-tut.ru/wp-content/uploads/2017/03/%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D1%80%D1%83%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%9B%D0%B5%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%B4-2.jpg)
Оценка танка
Последняя модификация Leopard-2А7+ многими экспертами считается самым лучшим основным танком в мире. Он имеет реально мощную броню и оружие, способное пробить почти любого противника, а отличные приборы наблюдения позволяют обнаруживать врагов на очень больших расстояниях. Но у танка есть один недостаток – очень высокая стоимость, как производства, так и ремонта.
Танк в культуре
Сегодня Леопард 2 и его модификации, вплоть до 2А7+, можно встретить в игре Armored Warfare: Проект Армата.
Фото и видео
![](https://i0.wp.com/tanki-tut.ru/wp-content/uploads/2017/03/%D0%9B%D0%B5%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%B4-2-%D0%B2-%D0%B7%D0%B8%D0%BC%D0%BD%D0%B5%D0%BC-%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D1%83%D1%84%D0%BB%D1%8F%D0%B6%D0%B5-940x529.jpg)
![](https://i2.wp.com/tanki-tut.ru/wp-content/uploads/2017/03/%D0%9B%D0%B5%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%B4-2-%D0%B2-%D0%BF%D1%83%D1%81%D1%82%D1%8B%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%BC-%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D1%83%D1%84%D0%BB%D1%8F%D0%B6%D0%B5-940x588.jpg)
![](https://i0.wp.com/tanki-tut.ru/wp-content/uploads/2017/03/%D0%9B%D0%B5%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%B4-2%D0%907-%D0%B2-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5-1.jpg)
![](https://i2.wp.com/tanki-tut.ru/wp-content/uploads/2017/03/%D0%91%D0%A0%D0%AD%D0%9C-Bergepanzer-3A1.jpg)
![](https://i1.wp.com/tanki-tut.ru/wp-content/uploads/2017/03/%D0%98%D0%BD%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%B0-Pionerpanzer-3-Kodiak.jpg)
![](https://i0.wp.com/tanki-tut.ru/wp-content/uploads/2017/03/%D0%91%D0%A0%D0%AD%D0%9C-Bergepanzer-3-Buffel.jpg)
![](https://i0.wp.com/tanki-tut.ru/wp-content/uploads/2017/03/%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%83%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D1%87%D0%B8%D0%BA-Panzerschnellbrucke-Leguan-620x221.jpg)
![](https://i1.wp.com/tanki-tut.ru/wp-content/uploads/2017/03/%D0%A1%D0%90%D0%A3-Panzerhaubitze-2000-940x627.jpg)
Leopard 2А7+ является модернизацией Leopard 2A6, вооруженного 120-мм гладкоствольной пушкой Rheinmetall с длиной ствола 55 калибров. Существует также возможность обновления варианта Leopard 2A4/Leopard 2A5 с короткой 120-мм пушкой (длина ствола 44 калибра) до последнего стандарта Leopard 2А7+.
KMW на выставке сообщил, что Leopard 2А7+ представляет собой модульный пакет обновления, который может быть оптимизирован с учетом конкретных потребностей пользователей. Версия, показанная на Eurosatory - это верхний уровень Leopard 2А7+, в котором применены все возможности модернизации, в результате чего боевой вес танка составляет около 67 тонн.
Пакет модернизации включает в себя установку на крыше башни боевого модуля с дистанционным управлением KMW FLW 200 с пулеметом калибра 12,7 мм, а также 76-мм гранатометом. Для повышения живучести (особенно от РПГ) была установлена дополнительная пассивная броня по фронтальной дуге, а также вдоль бортов корпуса и башни. Вместе с основными доработками изменений корпуса и башни устанавливается дополнительное бронирование на днище корпуса. Ситуационная осведомленность обеспечивается за счет полного обзора на 360 градусов для всех членов экипажа - командира, наводчика и водителя, через улучшенные тепловизионные камеры.
Для улучшения условия обитания при высоких температурах в кормовой части башни установлена система кондиционирования воздуха. Для обеспечения питания бортового оборудования на стоянке в правой задней части корпуса была установлена вспомогательная силовая установка увеличенной мощности. В задней части корпуса оборудовано место подключения пехотных телефонов. При необходимости танк может быть оборудован отвалом.
Пакет модернизации Leopard 2А7 + вместе с расширенным пакетом бронирования был разработан и испытан в тесном сотрудничестве с немецкой армией, которая, как ожидается, обновит по крайней мере часть своего флота из 225 Leopard 2A6 и 125 Leopard 2A5 до этого стандарта после решения вопроса с финансированием. В некоторых источниках упоминается о планах модернизации суммарно около 150 машин. Другие члены клуба Leopard 2 также уже проявили интерес к новинке.
"...Значительно интереснее второй проект германских танкостроителей, позиционировавшийся как революция в сфере модернизации ОБТ. Продемонстрированный на парижском салоне MBT Revolution представлял собой глубоко модернизированный Leopard 2A4. Основные направления усовершенствований, призванных превратить выпускавшийся в 1985-1992 годах танк в современную боевую машину, способную противостоять фактически всем существующим вызовам, следующие:
Кардинальное улучшение защиты, накладные элементы, покрывающие всю башню и лобовую часть корпуса, а также две трети борта (то есть боевое отделение) должны защитить танк от выстрелов гранатометов всех типов и прежде всего РПГ-7, от мин, самодельных фугасов, поражающих элементов кассетных боеприпасов, ОБПС, противотанковых ракет с оптико-электронными, инфракрасными и лазерными системами наведения;
Реализация технологии «цифровой башни», то есть внедрение в состав СУО современных средств отображения, сетевых решений и компонентов, позволяющих отслеживать перемещения своих войск и сил противника в режиме реального времени, всесуточных средств наблюдения и прицеливания, обеспечивающих экипажу фактически круговой обзор из-под брони: все это позволит танкистам сократить время реакции на ту или иную угрозу;
Улучшение характеристик СУО, чтобы танк мог поражать цели первым же выстрелом, особенно в движении;
Внедрение в конструкцию машины «командирского» тормоза, позволяющего старшему члену экипажа лично остановить танк со своего рабочего места в случае необходимости: эта функция позиционируется как весьма полезная при передвижении многотонного мастодонта по городским улицам, в значительной степени лишающая его известной неловкости слона, оказавшегося в посудной лавке;
Введение в боекомплект танка современных снарядов;
Оснащение машины современным стабилизированным дистанционно управляемым боевым модулем вспомогательного вооружения;
Использование системы связи, позволяющей экипажу обмениваться информацией с окружающей танк пехотой;
Внедрение в конструкцию вспомогательной силовой установки, которая питает электроэнергией многочисленные электронные системы без необходимости включения основного двигателя: тем самым не только экономится моторесурс, но и снижается тепловая и акустическая заметность машины;
Установка оборудования, предназначенного для включения каждого основного боевого танка в единую автоматизированную систему тылового обеспечения: это значительно упрощает и ускоряет процесс обеспечения танковых подразделений боеприпасами, горючим и другим тыловым имуществом.
Набор предлагающихся изменений более интересный, чем в случае с Leopard 2A7+. Правда, здесь нельзя не отметить две особенности, которые можно рассматривать и как недостатки: очевидно, высокая стоимость переделок и значительное увеличение массы танка, вылезающей за пределы шестидесяти тонн. Вот почему следует рассмотреть отдельные элементы модернизации по программе MBT Revolution более подробно.
Один из важнейших факторов усиления защищенности машины - разработанная фирмой Rheinmetall система постановки дымовой завесы ROSY. Она не только образует мультиспектральное дымовое облако на обнаруженном направлении облучения менее чем за 0,6 секунды, но и формирует динамическую дымовую «стену», позволяющую танку быстро уклониться от поражения в случае массового подлета противотанковых ракет.
Бортовое оборудование танка включает стабилизированную в двух плоскостях оптико-электронную систему обнаружения. В ее состав входят тепловизор, дневная камера и лазерный дальномер. Необходимые командиру и наводчику для оценки ситуации данные - цель, дальность до нее, тип боеприпаса, состояние самой системы - выводятся на дисплей в боевом отделении. На нем может отображаться как круговая панорама поля боя, так и его фрагмент, видимый через обычный прицел.
Постоянное круговое наблюдение за полем боя, снижающее нагрузку на командира и наводчика, обеспечивается системой информирования (SAS). В ее функции входят автоматическое обнаружение и отслеживание потенциальных целей. SAS состоит из четырех оптических модулей (хотя для снижения цены модификации допускается установка только двух из них) на углах башни, каждый из которых имеет три объектива с углом поля зрения 60 градусов, а также цветной камеры высокого разрешения и компонентов ночного видения. Для сокращения времени реакции экипажа на угрозу информация об обнаруженной SAS цели может немедленно передаваться в СУО, в первую очередь на дистанционный боевой модуль нового поколения Qimek, расположенный на крыше башни.
В состав боекомплекта модернизируемого танка предлагается включить новые типы боеприпасов. Помимо уже упоминавшегося осколочно-фугасного снаряда DM 11, это оперенный подкалиберный снаряд с отделяющимся поддоном DM-53 (LKE II) длиной 570 мм, снабженный сердечником из сплава вольфрама (принят на вооружение в 1997 году), его модификация DM-53А1 и дальнейшее развитие DM 63. Два последних боеприпаса позиционируются как первые в мире ОПБС, сохраняющие постоянные баллистические характеристики вне зависимости от температуры окружающего воздуха. По заявлению разработчика, снаряды оптимизированы специально для пробивания «двойной» реактивной брони и способны поражать в лоб все типы современных танков. Этими бронебойными боеприпасами можно вести огонь из 120-мм гладкоствольных орудий фирмы Rheinmetall с длиной ствола как 44, так и 55 калибров.
Комплекс бортового оборудования танка интегрирован в АСУ тактического звена INIOCHOS, разработанную все той же компанией Rheinmetall и позволяющую распространять информацию от командира бригады до отдельного военнослужащего или боевой машины. Эту систему используют в вооруженных силах Греции, Испании, Швеции и Венгрии. Все они, за исключением ВС последней, имеют в своих арсеналах и различные модификации Leopard 2.
Таким образом, модернизация танка, проведенная по проекту MBT Revolution, позволяет превратить бронированного монстра, идеология создания которого предусматривала ведение танковых битв по образу и подобию сражений Второй мировой войны, в современную машину, одинаково хорошо подготовленную как для боев с танками противника, так и с партизанскими формированиями, обладающими лишь мобильными противотанковыми средствами. Новейшие разработки в области электроники, оптики, связи дают экипажу вместо весьма ограниченных по углу зрения и дальности отрывочных «картинок» в перископах и прицелах полную панораму окружающего пространства, отображающую местоположение противника и маневры своего подразделения. Концепция цифровой башни фактически помогает экипажу смотреть сквозь броню. А ведь именно это свойство является одним из наиболее важных при создании танка нового поколения с необитаемой башней и бронекапсулой для экипажа, каким задумывался "Армата".
Характеристики
Масса, кг 67500
Длина, мм 10970
Ширина, мм 4000
Высота, мм 2640
Мощность двигателя, л.с. 1500
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 72
Запас хода по шоссе, км 450
Калибр основного орудия, мм 120
Длина ствола, калибров 55.
После прекращения совместных с США работ по созданию перспективного танка МВТ-70 в ФРГ решили спроектировать танк 3-го поколения самостоятельно. К тому времени танкостроение в Германии было полностью восстановлено, а немецкие специалисты приобрели немалый опыт в процессе создания и совершенствования основного танка «Леопард» 1.
Новый танк разрабатывался в 1967 — 1979 годах фирмами Krauss-Maffei AG («Краусс-Маффей», генподрядчик), «Порше» (общие вопросы проектирования конструкции и детальная разработка ходовой части), Wegmann (башня) и АЕС Telefunker (система управления огнём). При этом германские специалисты использовали многие конструктивные решения, полученные в ходе осуществления совместного с американцами проекта. В частности, на опытных образцах устанавливались дизельный двигатель, гидромеханическая трансмиссия и другие агрегаты и системы, предназначавшиеся для МВТ-70. В период с 1972 по 1974-й год было построено 16 корпусов и 17 башен танка «Леопард» 2. Десять опытных образцов были вооружены 105-мм нарезной, а остальные — 120-мм гладкоствольной пушкой фирмы Rheinmetal («Рейнме-талл»). На двух машинах использовалась гидропневматическая подвеска, но конструкторы отдали предпочтение усовершенствованной торсионной.
В 1974 году ФРГ заключила с США соглашение о стандартизации отдельных узлов и агрегатов при разработке перспективных танков. В соответствии с соглашением немецкие специалисты разработали основной танк «Леопард» 2А\/ с новой системой управления огнём и разнесённым многослойным бронированием корпуса и башни.
Этот вариант и был принят на вооружение Бундесвера в 1977 году Первый серийный образец был выпущен заводом фирмы «Краусс-Маффей» в г. Мюнхен в октябре 1979 года. На сегодняшний день изготовлено свыше 3000 единиц.
Танк «Леопард» 2 имеет классическую схему общей компоновки. Люк механика-водителя находится в передней части корпуса ближе к правому борту. Он частично перекрывается башней при положении пушки «вперёд». Несмотря на большой угол наклона верхнего лобового листа (81°), механик-водитель в боевом положении управляет машиной сидя. Рабочие места командира танка и наводчика находятся справа от пушки, заряжающего — слева. Высота от вращающегося полика боевого отделения до крыши башни — 1650 мм, что считается минимально допустимой для обеспечения нормальных условий работы заряжающего стоя.
Моторно-трансмиссионное отделение с продольно расположенным дизельным двигателем занимает кормовую часть корпуса танка и изолировано от боевого отделения герметичной огнеупорной перегородкой.
Корпус и башня танка — сварные. Верхний лобовой лист корпуса имеет большой угол наклона к вертикали, что наряду с применением разнесённой многослойной брони типа английской «чобхэм» обеспечивает достаточно эффективную защиту от бронебойных подкалиберных снарядов и ПТУР В то же время крыша, борт и днище танка имеют толщину броневых листов 20 — 70 мм, что делает его крайне уязвимым от ударов сверху и с боков. В крыше ниши башни над боекомплектом установлены вышибные панели. Лобовые вертикальные листы башни скошены под углами около 35° Дополнительная защита бортов от кумулятивных боеприпасов обеспечивается за счёт использования навесных экранов, представляющих собой стальные короба (1/3 длины экрана) и армированную резину (2/3 длины). Передние секции экранов имеют толщину 110 — 120 мм и для уменьшения ширины корпуса при перевозке танка по железной дороге, а также для осмотра и обслуживания ходовой части могут откидываться вверх на специальных кронштейнах.
Основным вооружением танка является 120-мм гладкоствольная пушка фирмы «Рейнметалл» . Ствол имеет теплозащитный кожух, изготовленный из стеклопластика, и эжектор. Эжектор размещён эксцентрично к оси канала ствола для увеличения угла снижения пушки, а по длине ствола смещён ближе к казённику, в зону более высоких давлений пороховых газов, с целью повышения эффективности его действия. Внутренняя поверхность трубы ствола упрочнена путём автофретирования. Живучесть ствола составляет не менее 500 выстрелов.
Затвор вертикальный, клиновой.
Для повышения точности стрельбы два тормоза отката расположены на пушке симметрично. Соединение трубы ствола с казёнником выполнено быстроразъёмным в виде секторной резьбы. Монтаж и демонтаж пушки при ремонте осуществляются через амбразуру башни, без снятия последней.
Боекомплект состоит из 42 унитарных выстрелов с частично сгорающей гильзой, 15 из которых находятся слева в кормовой нише башни за бронеперегородкой. Время заряжания из этой укладки составляет 6 с. Остальная часть боекомплекта (27 выстрелов) размещена в отделении управления, слева от места механика-водителя. Заряжание пушки производится вручную.
Для стрельбы применяются выстрелы с бронебойными подкалиберными снарядами DM1З с сердечником из вольфрамового сплава и многоцелевыми кумулятивно-осколочными снарядами DМ12. В 1983 году в боекомплект был введён бронебойный подкалиберный цельнокорпусной снаряд DM23 и в том же году на вооружение приняли бронебойный подкалиберный снаряд DMЗЗ с сердечником, имеющим увеличенное значение отношения длины к диаметру из вольфрамового сплава диаметром 28 мм.
После выстрела поддон гильзы попадает в гильзоулавливатель, закреплённый на пушке и имеющий отсос пороховых газов. Для удаления поддонов из танка, а также для загрузки боекомплекта используется люк в левом борту башни.
Кроме пушки, танк вооружён спаренным с ней 7,62-мм пулемётом MG3 и зенитным пулемётом такого же калибра, установленным на люке заряжающего. На бортах кормовой части башни смонтировано по блоку из восьми дымовых гранатомётов.
Система управления огнём (СУО) разработана фирмой STN Atlas в содружестве с компанией Electronic Zeiss Optronik GmbH. Основными элементами СУО являются: перископический комбинированный лазерный прицел-дальномер наводчика EMES15; панорамный перископический прицел-прибор наблюдения командира PERI-R17; вспомогательный телескопический шарнирный прицел наводчика FERO-Z18; аналоговый электронный баллистический вычислитель FLT2; электрогидравлический стабилизатор вооружения WНА-Н22, система встроенного контроля функционирования СУО; коллимационная система встроенной выверки.
Основной прицел наводчика совмещён с лазерным дальномером, имеет тепловизионный канал для стрельбы ночью на дальностях до 2000 м. Поле зрения независимо стабилизировано в двух плоскостях. Диапазон измерения дальности лазерным дальномером равен 200 — 10 000 м. Для защиты глаз наводчика от лазерного облучения в оптическом канале прицела установлен светофильтр. При стрельбе ночью нажатие кнопки «Выстрел» вызывает срабатывание специальной шторки, закрывающей поле зрения для исключения ослепления вспышкой собственного выстрела.
В танке предусмотрено дублированное управление огнём из пушки от командира. Дневной прицел-прибор наблюдения РЕRI-R17 имеет независимую стабилизацию поля зрения в двух плоскостях. Он связан с основным прицелом наводчика, что позволяет командиру использовать лазерный дальномер, баллистический вычислитель и ночной тепловизионный канал. Однако при выходе из строя прицела наводчика командир теряет возможность дублированного управления огнём ночью.
Информация о дальности до цели поступает в баллистический вычислитель, который также учитывает угловую скорость цели по вертикали и азимуту, скорость и направление ветра, температуру воздуха, атмосферное давление и угол крена цапф пушки. Данные о температуре зарядов и износе канала ствола вводятся в вычислитель вручную.
Выверка прицела производится без выхода экипажа из машины. С помощью механизмов выверки достаточно совместить прицельную марку прицела-дальномера с наблюдаемой в его поле зрения выверочной маркой коллиматора.
Вооружение стабилизировано в двух плоскостях. Приводы наведения — электрогидравлические с гидроаккумулятором. Доступ к гидросистеме обеспечивается через специальный люк в крыше башни. При выходе из строя электрогидравлического привода используется дублирующий ручной гидропривод вертикальной и горизонтальной наводки. Максимальная скорость наведения в горизонтальной плоскости — 48 град/с, в вертикальной — 9,5 град/с. Углы наведения в вертикальной плоскости — от -9° до +20°.
Время подготовки прицельного выстрела наводчиком при стрельбе с ходу составляет 15 с, командиром — 17 с. При стрельбе с места это время соответственно уменьшается до 9 —10 и 11 — 12 с.
На танке установлен четырёхтактный 12-цилиндровый V-образный дизельный двигатель МВ 873 Ка501 жидкостного охлаждения с турбонаддувом и промежуточным охлаждением нагнетаемого в цилиндры воздуха. Двигатель — многотопливный, может работать на топливе различных сортов, включая авиационный керосин и бензин. На двигателе смонтированы два турбокомпрессора и два охладителя нагнетаемого воздуха, включённые в общую систему охлаждения. Воздух для питания поступает через два воздухоочистителя, закреплённых с двух сторон на двигателе и соединённых короткими патрубками с турбокомпрессорами.
Двухпоточная гидромеханическая трансмиссия HSWL-354/3 обеспечивает четыре передачи переднего и две заднего хода Планетарная коробка передач с двумя степенями свободы имеет автоматическое переключение. В трансмиссию входит механизм поворота дифференциального типа, объёмная гидропередача которого позволяет осуществлять поворот с расчётным радиусом на каждой передаче. Вокруг оси танк разворачивается за 10 с. Остановочные тормоза — комбинированные, с гидродинамическим замедлителем и двумя механическими дисковыми тормозами, работающими в масле. Они обеспечивают остановку танка при движении с максимальной скоростью за 3,6 с.
Ходовая часть танка включает (на сторону) семь опорных катков и четыре поддерживающих ролика, ведущие и направляющие колёса, а также гусеницы с резинометаллическим шарниром. Траки имеют съёмные резиновые подушки. Подвеска индивидуальная торсионная, с дисковыми фрикционными амортизаторами на первых, вторых, шестых и седьмых опорных катках. Диски двухскатных опорных катков изготовлены из алюминиевого сплава. Односкатные поддерживающие ролики установлены в шахматном порядке: один располагается под внутренней, ближней к борту, а другой — под наружной частью верхней ветви гусеницы.
1 — 120-мм пушка «Рейнметалл» Rh-120;
2 — перископический прицел-прибор наблюдения командира РЕRI-R17;
3 — люк для удаления поддонов из танка;
4 — 76-мм дымовые гранатомёты;
5 — ведущее колесо;
6—противокумулятивный навесной экран из армированной резины;
7—передняя секция экрана (стальной короб);
8 — люк механика-водителя;
9 — зенитный пулемёт MGЗ (на видах сбоку, спереди и сзади условно не показан);
10—люк заряжающего;
11 — вышибная панель над боеукладкой 120-мм выстрелов;
12 — лазерный прицел-дальномер ЕМЕS15;
13 — командирская башенка;
14 — амбразура телескопического прицела FERО-Z18;
15 — амбразура спаренного пулемёта МGЗ.
Танк оснащён системой защиты от оружия массового поражения (ОМП), обогревателем боевого отделения и быстродействующей автоматической системой противопожарного оборудования (ППО). При преодолении водных преград по дну над люком командира устанавливается труба-лаз, опора башни уплотняется резиновой камерой, в которую воздух подаётся от ручного насоса, на выхлопных патрубках двигателя монтируются обратные клапаны, а также ставятся уплотнения прицелов и спаренного пулемёта.
Приведённое выше описание соответствует первой базовой модификации танка «Леопард» 2. В 1979 — 1982 годах заводские цеха покинули 380 таких машин.
На танке «Леопард» 2А1 (выпускался в 1982 — 1984 гг.) были установлены тепловизионный прицел, усилена бронезащита (новый наполнитель в комбинированной броне), повышена надёжность ряда систем и агрегатов. Всего было изготовлено 750 единиц, а кроме того, все танки «Леопард» 2 были модернизированы до уровня 2А1. Такие танки получили обозначение «Леопард» 2А2.
На 300 танках модификации «Леопард» 2АЗ (1984 — 1985 гг.) установили новые радиостанции SЕМ 80/90, модернизированный стояночный тормоз и произвели другие мелкие усовершенствования. Введена трёхцветная камуфляжная окраска.
На танках «Леопард» 2А4 (1985 — 1990 гг., 695 единиц) появились цифровой баллистический вычислитель, новая система ППО, в боекомплект был введён выстрел DМЗЗ с бронебойно-подкалиберным снарядом с сердечником.
Наиболее существенные изменения были внесены в конструкцию танка «Леопард» 2А5 (в 1995 — 1998 гг. до этого уровня модернизировали 225 машин 2А4). На лобовых деталях башни и корпуса машины установили модули накладной брони с элементами встроенной динамической защиты, ввели противоосколочный подбой, электропривод стабилизатора, модернизированную СУО Krupp Atlas. В панорамный прицел командира встроили тепловизор, изображение которого выводится на специальный индикатор. Это даёт возможность командиру танка самостоятельно вести наблюдение за обстановкой на поле боя в тёмное время суток. В лазерном дальномере комбинированного прицела наводчика используется усовершенствованный процессор, исключающий появление вторичного, ложного эхо-сигнала. Боевая масса танка достигла 62,5 т.
Последней модификацией немецкого основного танка стал «Леопард» 2А6 (2001 — 2003 гг.), представляющий «Леопард» 2А5, вооружённый 120-мм пушкой с длиной ствола 55 калибров. В боекомплект введён снаряд DM53 с начальной скоростью 1750 м/с. Огонь этими снарядами может вестись на дальности до 5000 м. Высокая эффективность действия снаряда по цели достигается за счёт его большой длины, массы, скорости полёта и высокопрочного материала, применяемого для его производства. Он выполняется сплошным из специального сплава на основе обеднённого урана. В вариант 2А6 были модернизированы все 225 танков «Леопард» 2А5.
Все вышеперечисленные модификации поступали на вооружение Бундесвера. Однако нельзя обойти вниманием и варианты этого танка, поступившие и поступающие в армии других стран. Тем более, что «Леопард» 2 — один из немногих современных танков, чьё производство продолжается и ныне, причём преимущественно на экспорт.
Первой «иностранной» версией стал «Леопард» 2NL, предназначенный для вооружённых сил Нидерландов. В 1982 — 1986 годах в эту страну было поставлено 445 танков. Они представляли собой машины модификации А4, оснащённые 7,62-мм пулемётами FN МАG, 12 дымовыми гранатомётами (по 6 на каждом борту башни), радиостанцией и прибором наблюдения механика-водителя голландского производства. В 1997 — 1998 годах 114 танков голландцы поставили Австрии, а в 2001 — 2002 годах 57 танков — Норвегии. С 1996 по 2000 год 180 танков прошли переоборудование в вариант «Леопард» 2А5NL. С 2003 года 180 танков «Леопард» 2NL. проходят переоборудование в вариант «Леопард» 2А6NL.
В 1995 — 1996 годах Испания получила на условиях аренды 108 танков «Леопард» 2, эксплуатирующихся в испанской армии, но принадлежащие Нидерландам.
В декабре 1998 года между Германией и Испанией был заключён контракт о лицензионном производстве 239 танков «Леопард» 2А5. Их серийный выпуск должен был осуществляться на предприятии фирмы General Dynamics Santa Barbara Sistemas. Практически сразу же после появления 120-мм пушки с длиной ствола 55 калибров проект 2А5Е превратился в 2А6Е.
Первый серийный танк, изготовленный в Испании, покинул заводские цеха в конце 2003 года. Производственную программу планировалось завершить к марту 2008 года. Однако, на сегодняшний день, по-видимому, из-за финансовых затруднений, изготовлено только 20 машин.
Есть данные о новом контракте, предусматривающем выпуск 249 танков в период с 2006 по 2016 год. Вероятно, речь идёт о перезаключении старого контракта с продлением сроков поставок и некотором увеличении их объёма.
В декабре 1985 года парламент Швейцарии принял решение о закупке 380 танков «Леопард» 2 и принятии их на вооружение под обозначением Рz.87. Первые 35 машин изготовили в Германии, а остальные — на швейцарском государственном танковом заводе RUAG Land Systems в г. Тун до 1993 года с темпом сборки 73 машины в год. Рz.87 соответствует варианту А4, но на нём установлены пулемёты швейцарского образца, американская радиостанция АN/VRS-12, новая английская система ППО и усовершенствованная система противоатомной защиты, имеется и ряд других, более мелких доработок.
1 — 120-мм пушка;
2 — эжектор;
3 — зеркало заднего вида;
4 — крышка люка механика-водителя;
5 — заслонка амбразуры лазерного прицел-дальномера;
6 — перископический прибор наблюдения;
7 — панорамный перископический прицел-прибор наблюдения командира;
8 — сиденье командира;
9 — командирская башенка;
10 — электронный баллистический вычислитель;
11 — датчик ветра;
12 — боеукладка в башне на 15 выстрелов;
13 — гранатомёт;
14 — лючок для выброса поддонов;
15 — люк заряжающего;
16 — сиденье заряжающего;.
17 — спаренный пулемёт;
18 — боеукладка в корпусе на 27 выстрелов;
19 — сиденье механика-водителя;
20 — вентилятор;
21 — кольцевой радиатор;
22 — аккумулятор.
В 1994 году был подписан контракт на поставку 160 танков «Леопард» 2А4 из наличия Бундесвера в Швецию, где эти машины получили обозначение Strv 121. В декабре 1997 года шведской армии передали первый из 120 заказанных «Леопард» 2А5. При этом 29 из них изготовили в Германии и Швеции (фирма ВАЕ Systems Bofors осуществляла изготовление башен, после чего они оснащались в Германии компанией Wegmann и возвращались в Швецию, точно также фирмами ВАЕ Systems Hagglunds и «Краусс-Маффей» собирались корпуса), а 91 уже только в Швеции по лицензии. Танк, получивший название Strv 122, стал первой в Европе боевой машиной, оснащённой ТИУС.
В 2002 году греческая армия выбрала последнюю модификацию танка «Леопард» 2 в качестве основного боевого танка на перспективу. В 2003 году был подписан контракт на поставку 170 танков «Леопард» 2А6ЕХ в период с 2006 по 2009 год, получивших в Греции обозначение «Леопард» 2НЕL. Первые 30 машин должны были собираться фирмой «Краусс-Маффей» Wegmann, а остальные 140 — греческой компанией ЕLVO. Из 170 танков 56 машин выполнены в командирском варианте, с дополнительными средствами связи. Все танки «Леопард» 2НЕL оснащены ТИУС Iniochos фирмы Rheinmetall Defence Electronics, компьютеризированной СУО и тепловизи-онной системой Ophelios. Первый танк «Леопард» 2НЕL поступил на испытания в 2005 году. Точное количество изготовленных боевых машин этого типа в настоящее время сообщить затруднительно, однако есть все основания полагать, что из-за финансового кризиса поступление танков серьёзно отстаёт от графика.
В 2005 году в Грецию были поставлены 183 танка «Леопард» 2А4 из наличия Бундесвера.
Следует отметить, что большого семейства боевых и вспомогательных машин, как это было в случае с «Леопард» 1, на базе танка «Леопард» 2 не создавалось. Исключение составили только бронированная разведывательно-эвакуационная машина (БРЭМ) и учебный танк, без которых никак нельзя было обойтись.
БРЭМ ВРz 3 Buffel («Буйвол») была разработана в 1986 — 1989 годах для технического обеспечения танковых подразделений сухопутных сил Бундесвера. Машина оснащена подъёмным краном, допустимая нагрузка которого (до 30 т при опоре на бульдозерный отвал) ограничивается специальным электронным блоком.
Последний учитывает боковой крен машины, угол подъёма и вылет стрелы, предотвращая перегрузки и обеспечивая безопасную работу. Стрела может подниматься на высоту 7,9 м, её вылет вперёд составляет 4,7 м, вправо — 5,9 м. Ходовая часть рассчитана на буксировку техники массой до 61 т. В боевой обстановке или на заражённой местности экипаж (три человека), не выходя из БРЭМ, может установить жёсткую буксирную сцепку на повреждённую машину. На ВРz 3 имеются разнообразное ремонтноэвакуационное оборудование и приспособления: съёмники, блоки, крюки, тросы, аппаратура для электросварки и резки металлов, насосы для заправки топливом восстановленных машин. Бронирование отделения для экипажа обеспечивает защиту от снарядов калибра 20 мм. Машина оснащена кондиционером воздуха (который служит и для обогрева), системой защиты от ОМП и противопожарным оборудованием. Вооружение БРЭМ: 7,62-мм пулемёт и 16 дымовых гранатомётов (по восемь спереди и сзади корпуса). Масса машины — 54,3 т, максимальное усилие основной лебёдки — 34,4 т, длина троса — 180 м. Максимальная скорость движения — 68 км/ч.
Первоначальной программой производства предусматривался выпуск 100 БРЭМ Buffel: 75 — для Бундесвера и 25 — для голландской армии. По состоянию на 2007 год БРЭМ этого типа состоят на вооружении в Германии (75 единиц), Нидерландах (25), Греции (12), Испании (4 получены из Германии, ещё 12 должны быть изготовлены в Испании), Швеции (14), Швейцарии (25).
Для обучения механиков-водителей танков «Леопард» 2 был разработан учебный танк, аналогичный по конструкции учебному танку «Леопард» 1. Бундесверу поставлено 22 таких машины, голландской армии — 20. На корпусе танка установлена вращающаяся кабина с макетом ствола пушки. В кабине размещаются инструктор и двое обучаемых. У инструктора установлены дублирующие органы управления танком, благодаря чему он может исправлять ошибки третьего обучаемого, занимающего место механика-водителя.
Первый серийный танк «Леопард» 2 был передан Бундесверу 25 октября 1979 года. В настоящее время этими машинами укомплектованы все кадровые танковые батальоны. В боевых действиях танки «Леопард» 2 никогда не участвовали. С 1999 года в состав многонациональных сил по поддержанию мира в Косово — КFOR — входил 214-й танковый батальон (Рz.Вtl.214) Бундесвера, вооружённый танками «Леопард» 2А5. В составе многонациональных сил в Боснии — SFOR — в 2003 году находился 101-й танковый батальон голландской армии, также оснащённый танками «Леопард» 2А5.
По состоянию на 1 января 2010 года танки «Леопард» 2 различных модификаций состояли на вооружении Австрии (114 единиц, бывшие голландские), Германии (свыше 1000, из них 225 «Леопард» 2А6), Греции (183 «Леопард» 2А4), Дании (57 «Леопард» 2А50К), Испании (128, из них 20 «Леопард» 2А6Е), Нидерландов (262 А5 и А6), Норвегии (57, бывшие голландские), Польши (128 «Леопард» 2А4), Португалии (37 «Леопард» 2А6), Сингапура (96 «Леопард» 2А4, из них 30 предназначены для разборки на запасные части), Турции (298 «Леопард» 2А4), Финляндии (124 «Леопард» 2А4), Чили (118), Швейцарии (380) и Швеции (280).
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА «Леопард» 2
Боевая масса, т……………………………….55,15
Экипаж, чел.,………………………………………4
Габаритные размеры, мм
— длина…………………………………………9670
— ширина………………………………………3700
высота (по крыше башни)…………..2790
— клиренс………………………………………490
Двигатель:…………….МТ11 МВ 873 Ка-501,
мощность 1500 л.с. (1100 кВт) при 2600 об/мин.
Максимальная скорость, км/ч……………..72
Запас хода, км…………………………………..550
Преодолеваемые препятствия:
— угол подъёма, град…………………………30
— ширина рва, м………………………………….3
— высота стенки, м……………………………1,1
— глубина брода, м………………………….0,8*
*с ОПВТ — 4 м
В идео:
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.
Леопард Leopard 2 немецкий танк бундесвера Германии
, относится к машинам третьего поколения.
Леопард Leopard 2
разрабатывался с 1967 по 1977 г. фирмами Porsche и Krauss-Maffei AG в рамках программы , позднее «Вепрь», которая пришла на смену совместным работам с США над перспективным танком МВТ-70. В 1973 г. машина получила современное название Leopard 2, и в 1979-м началось её серийное производство. На сей день изготовлено свыше 3000 экземпляров (некоторые источники указывают цифру в 3700 танков).
Интересный факт, именно Леопард 2 стоит на вооружении блока НАТО, а не Абрамс, как может показаться. Боевые характеристики обеих танков схожи.
«Леопард 2» имеет классическую компоновку. Длина - 9670 мм, ширина - 3700, высота - 2790 мм. Место механика-водителя находится в передней части корпуса, ближе к правому борту. Там же хранится основная часть боекомплекта (27 выстрелов). Рабочие места командира и наводчика находятся справа от орудия в башне, а заряжающего слева от него. В моторно-трансмиссионном отделении размещён дизельный многотопливный 12-цилиндровый высоко форсированный мотор MB 873 Ка- 501 жидкостного охлаждения мощностью 1500 л.с. В блоке с ним работает гидромеханическая трансмиссия. Отделение изолировано от боевого отсека с помощью герметичной огнеупорной перегородки. Скорость танка до 72 км/ч, запас хода - 550 км.
Масса танков «Леопард 2» первых серий составляла 50 т. Корпус и башня танка сварные. Верхний лобовой лист корпуса выполнен с большим наклоном с применением разнесённой комбинированной английской брони. Крыша, борт и днище имеют броню толщиной от 70 до 20 мм. Дополнительная защита бортов - навесные экраны. Они состоят из стальных коробов и армированной резины толщиной до 120 мм.
Leopard 2 стал первым немецким танком оснащённым 120-мм гладкоствольной пушкой фирмы Rheinmetall, с длиной ствола 44-го калибра и внутренним уплотнением структуры стали. Пушка стабилизирована в двух плоскостях. Длина её ствола короче, чем у 105-мм нарезной пушки Leopapd 1, но выдерживает большее давление. Короткий ствол позволяет уменьшить рассеивание при стрельбе на ходу, так как упрощает стабилизацию. Ствол имеет теплозащитный кожух и эжектор. Боекомплект пушки - 42 выстрела.
Танк Leopard 2А5.214-й танковый батальон Бундесвера, международные силы по поддержанию мира в Косово (KFOP). Косово, 1999 г.
Применяются бронебойные подкалиберные с сердечником из вольфрамового сплава и многоцелевые кумулятивно- осколочные снаряды. Для стабилизации траектории они имеют оперение. С 1983 г. в боекомплект введены бронебойно-подкалиберные цельнокорпусные снаряды. С орудием спарен пулемёт MG3 калибра 7,62 мм. Другой зенитный находится на турельной установке на люке заряжающего. На бортах башни расположены блоки из восьми дымовых гранатомётов. В систему управления огнём (СУО) входит прицел наводчика, совмещённый с лазерным и стереоскопическим дальномерами. Диапазон измерения лазерного дальномера от 200 до 10000 м. В качестве вспомогательного используется монокулярный перископический прицел.
Командир, благодаря панорамному перископическому прицелу, может самостоятельно наводить орудие на цель, используя механизм синхронизации оптической оси прицела и оси ствола орудия. Кроме этого в СУО входят аналоговый электронный баллистический вычислитель, электрогидравлический стабилизатор вооружения и система встроенного контроля. В тёмное время суток используются активные ИК-приборы ночного видения и наблюдательные устройства с электронно-оптическими усилителями. Это позволяет вести стрельбу ночью на дальность до 2000 м.
Ходовая часть танка включает в себя семь сдвоенных опорных обрезиненных катков на сторону, четыре поддерживающих ролика, направляющее колесо и ведущее колесо заднего расположения. Гусеницы сделаны с резино-металлическим шарниром, а траки со съёмными резиновыми подушками. Подвеска индивидуальная торсионная. Диски опорных катков изготовлены из алюминиевого сплава, а ступицы катков стальные. Танк оснащается системой защиты от оружия массового поражения и автоматической системой пожаротушения. Кроме того, он оснащён оборудованием для подводного вождения, которое позволяет преодолевать водные преграды глубиной до 4 м.
Выстрелы с танка как всегда впечатляют, это относится к любому современному танку
Кроме базовой модели Leopard 2, выпускавшейся в 1979-1982 гг., существует большое количество модификаций этой машины.
Leopard 2А1, производившийся в 1982-1984 гг.- образец с усиленной бронезащитой и тепловизионным прицелом.
SAAB Barracuda Leopard 2 с боевой мультиспектральной системой камуфляжа разработки шведской фирмы
Помимо этого в нём усовершенствовано размещение боеукладки, повышена надёжность ряда систем и агрегатов. Leopard 2А2 (1984-1987). У этой машины передние топливные баки получили наливные горловины и крышки для независимой дозаправки. На танке также установлена большая покрывная пластина для предохранения от механических повреждений системы защиты от оружия массового поражения. Leopard 2АЗ (1984-1985) оборудовали новой радиостанцией и модифицированным стояночным тормозом. В тому же у танка заварили башенный люк для загрузки боеприпасов.
Leopard 2 оснащен мультиспектральной системой камуфляжа
На Leopard 2А4 (1985-1990) установили автоматическую систему пожаротушения, внедрили цифровую систему управления огнём. Но самое главное - на танк поставили новую башню с плоской титановой/вольфрамовой бронёй. У Leopard 2А5 (1995-1998) лобовые детали башни и корпуса оборудованы модулями накладной брони с элементами динамической зашиты, в панорамный прицел командира встроен тепловизор, изображение с которого выводится на специальный индикатор. Leopard 2А6 (2001-2003) - это по сути Leopard 2А5 со 120-мм пушкой с длиной ствола 55 калибров. Боекомплект дополнен сплошными снарядами из обеднённого урана.
Модификация Leopard 2А6, бронетанковые силы германии
Leopard 2А7+ (2010) представляет собой модификацию танка Leopard 2А6. На крыше его башни появился боевой модуль с дистанционным управлением 12,7-мм пулемётом и 76-мм гранатомётом. Дополнительной пассивной защитой усилены корпус, башня и днище, обеспечен круговой обзор через тепловизионные камеры для всех членов экипажа, в состав оборудования введена вспомогательная силовая установка для электропитания бортового оборудования на стоянке.
Последний из леопардов фото с выставки Eurosatory 2010 год
Впервые засветился в 2010 году на одной из выставок Европы. Кроме перечисленных модификаций, существуют варианты танка «Леопард 2» для других государств:
- Leopard 2NL - для Нидерландов, Австрии и Норвегии;
- Leopard 2Е - для Испании; Pz.87 - для Швейцарии;
- Strv 122 - для Швеции;
- Leopard 2HEL - для Греции.
Кроме того, разработан специальный танк для обучения механиков-водителей. Для Бундесвера поставлено 22, а для Голландии - 20 таких машин.