Номера заданий с универсальными критериями проверки. Критерии проверки экспериментального задания огэ
При наличии 9 вопросов в тесте:
8-9 правильных ответов – оценка 5;
6-7 правильных ответов – оценка 4;
4-5 правильных ответов – оценка 3;
0-3 правильных ответов – оценка 2;
Решение задач
Задача должна быть решена письменно в специальной тетради для решения задач и выполнения самостоятельных работ.
Критерии оценивания:
четко и правильно сформулированы ответы на все поставленные в задаче вопросы - 2 балла;
указаны конкретные статьи конкретных правовых источников, на основе которых строится решение задачи – 1 балл;
ответы на вопросы группы и преподавателя – 1 балл.
Выполнение самостоятельной работы
Самостоятельная работа должна быть решена письменно в специальной тетради для решения задач и выполнения самостоятельных работ.
Критерии оценивания:
четко и правильно сформулированы ответы на все поставленные в вопросы - 2 балла;
указаны конкретные статьи конкретных правовых источников – 1 балл;
высказана своя точка зрения по проблемному вопросу – 1 балл.
Защита реферата
Объем реферата – не менее 15 стр. Обязательно использование не менее 5 научных источников и не менее 5 нормативно-правовых источников. Обязательно использование электронных баз данных: КонсультантПлюс и Гарант.
Процедура защиты реферата: публичное выступление с использованием презентации и последующим групповым обсуждением, ответы на вопросы преподавателя.
Требования, предъявляемые к рефератам в ходе защиты
соответствие содержания заявленной теме, отсутствие в тексте отступлений от темы 1 балл;
соответствие целям и задачам дисциплины 1 балл;
постановка проблемы, корректное изложение смысла основных научных идей, их теоретическое обоснование и объяснение 0,5 балла;
логичность и последовательность в изложении материала 0,5 балла;
способность к работе с законодательными актами, Интернет-ресурсами, справочной и энциклопедической литературой 0,5 балла;
объем исследованной литературы и других источников информации 0,25 балла;
использование иностранных источников 0,25 балла;
способность к анализу и обобщению информационного материала, степень полноты обзора состояния вопроса 0,25 балла;
обоснованность выводов 0,25 балла;
правильность оформления (соответствие стандарту, структурная упорядоченность, ссылки, цитаты, таблицы и т.д.), соблюдение объема, шрифтов, интервалов (соответствие оформления правилам компьютерного набора текста) 0,5 балла.
Критерии оценивания письменных работ (эссе, контрольных работ)
Количество |
Критерии оценки |
Вопрос раскрыт полностью и без ошибок, эссе написано правильным литературным языком без грамматических ошибок в юридической терминологии, умело использованы ссылки на источники права |
|
4 (четыре) |
Вопрос раскрыт более чем наполовину, но без ошибок Имеются незначительные и/или единичные ошибки Допущены 1–2 фактические ошибки |
Вопрос раскрыт частично Эссе написано небрежно, неаккуратно, использованы необщепринятые сокращения, затрудняющие ее прочтение Допущено 3–4 фактические ошибки |
|
Обнаруживается общее представление о сущности вопроса |
|
Задание не выполнено (ответ отсутствует или вопрос не раскрыт) |
Задания части 2 оцениваются предметной комиссией и являются сложными для выполнения учащимися и оценивания их экспертами. Это связано с тем, что учащиеся часто дают расплывчатые ответы, не конкретизируют их, отвечают не на поставленный вопрос. Вычленить в таких ответах правильные элементы достаточно сложно. Поэтому для проверки результатов выполнения заданий с развернутым ответом по биологии используется система оценивания, ориентированная на содержание отдельного задания. К заданиям прилагается инструкция с эталонами ответов. Она позволяет эксперту соотнести ответ ученика с эталоном и правильно его оценить. При этом учитывается правильность ответов (наличие или отсутствие биологических ошибок) и их полнота в соответствии с разработанным для каждого ответа эталоном.
При оценивании задания с развернутым ответом следует учитывать указания: «Объясните полученные результаты» или «Ответ поясните». Отсутствие пояснения в ответе снижает его качество и соответственно понижает баллы.
В экзаменационной работе используются два типа критериев оценивания заданий с развернутым ответом: с открытым и закрытым рядом требований. В первом случае в эталоне предлагается примерный правильный ответ и указано: «Допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла». В этом случае правильный ответ может быть дан иными словами.
В случае закрытого ряда требований в эталоне предлагается единственный правильный вариант ответа, не допускаются иные интерпретации и указано: «Правильный ответ должен содержать следующие позиции» . В ответах на такие задания должны обязательно присутствовать все позиции, указанные в эталоне ответа.
Оценка письменного ответа проводится путем сопоставления работы ученика с эталоном ответа, при этом эксперт должен ориентироваться на элементы и критерии оценки ответов, которые требуется раскрыть в задании, выявить биологические ошибки и неточности.
Следует отметить, что эталоны ответов носят примерный характер, определяют самое существенное содержание ответа, сформулированы кратко. Эксперты не должны воспринимать формулировку критериев как единственно правильную, за исключением тех случаев, когда в критериях представлена схема решения задачи. Поэтому при оценке ответов испытуемых или еще на этапе предварительного ознакомления с заданиями и критериями их оценивания целесообразно спроектировать следующие позиции: характер информации, полнота отражения в эталоне элементов ответа, возможная вариативность ответа. Ответ выпускника может отличаться от эталона по форме, последовательности изложения элементов содержания. Учащиеся вправе изложить свой ответ другими словами, привести дополнительные сведения, которые не содержатся в эталоне. В этом случае допускается иная формулировка ответа, не искажающая его смысла и не влияющая на оценку.
Если в ответе выпускника наряду с элементами знаний, предложенными в эталоне, содержатся сведения, превышающие требования к ответу и не включенные в эталон, то это не позволяет повысить число баллов за ответ, поскольку максимальное число баллов указано в эталоне. В каждом случае эксперт должен объективно установить степень полноты и правильности ответа и оценить его.
Каждый ответ ученика оценивается независимо двумя экспертами. При расхождении экспертных оценок в один балл выставляется более высокая оценка. При расхождении оценок в 2 и более баллов назначается третий эксперт.
III. Виды используемых шкал для оценки заданий с развернутым ответом каждого типа
Примеры различных форм оценивания заданий с развернутым ответом с двумя элементами. Линия 22
Задания с 2-мя элементами ответа
Критерии оценивания заданий с закрытым рядом требований
Примеры различных форм оценивания заданий с развернутым ответом с тремя и более элементам. Линии 23-28
Критерии оценивания заданий с открытым рядом требований
Задание с 3-мя элементами ответа
Баллы | |
Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 3 |
Задание с 3-мя элементами ответа на нахождение ошибок в тексте
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Элементы ответа: ошибки допущены в предложениях: 1) 2) 3) | |
В ответе указаны и исправлены все ошибки. Ответ не содержит неверной информации | |
В ответе указаны две-три ошибки, исправлены только две из них. За неправильно названные и/или исправленные предложения баллы не снижаются | |
В ответе указаны одна–три ошибки, исправлена только одна из них. За неправильно названные и/или исправленные предложения баллы не снижаются | |
Ответ неправильный: все ошибки определены и исправлены неверно, ИЛИ указаны одна–три ошибки, но не исправлена ни одна из них | |
Максимальный балл | 3 |
Критерии оценивания заданий с открытым рядом требований
Задание с 4-мя элементами ответа
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Ответ включает в себя все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок | |
Ответ включает в себя три из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя четыре названных выше элемента, но содержит биологические ошибки | |
Максимальный балл | 3 |
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Элементы ответа: 1) 2) 3) 4) | |
Ответ включает в себя все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок | |
Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 3 |
В цитологических задачах используются критерии с закрытым рядом требований на 4 элемента ответа
Баллы | |
Элементы ответа: 1) 2) 3) 4) | |
Ответ включает в себя все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок | |
Ответ включает в себя два-три из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя четыре названных выше элемента, но содержит биологические ошибки | |
Ответ включает в себя один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя два-три из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки | |
Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 3 |
В генетических и цитологических задачах используются критерии с закрытым рядом требований на 3 элемента ответа
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (правильный ответ должен содержать следующие позиции) | Баллы |
Элементы ответа: 1) 2) 3) | |
Ответ включает в себя все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок | |
Ответ включает в себя два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя три названных выше элемента, но содержит биологические ошибки | |
Ответ включает в себя один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя два из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки | |
Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 3 |
Задания части 2 с 5-ю и 6 элементами ответа
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Элементы ответа: 1) 2) 3) 4) 5) 6) | |
Ответ включает в себя не менее четырёх названных выше элементов и не содержит биологических ошибок | |
Ответ включает в себя три из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя не менее четырёх названных выше элементов, но содержит биологические ошибки | |
Ответ включает в себя два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя три из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки | |
Ответ включает в себя только один из названных выше элементов, ИЛИ ответ включает в себя два из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки, ИЛИ ответ неправильный | |
Максимальный балл | 3 |
по обществознанию
Повышение объективности результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений (в новой форме) во многом определяется качеством экспертной проверки территориальными предметными комиссиями выполнения заданий с развернутым ответом. Рекомендации по формированию и организации работы предметных комиссий (подкомиссий) территориальной экзаменационной комиссии субъекта Российской Федерации, создаваемых для организации оценивания экзаменационных работ в рамках государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования (приложение 3 к письму Рособрнадзора от 29.02.2008 № 01-96/08-01), содержат положение о том, что «территориальные предметные комиссии в своей работе руководствуются… рекомендациями и инструкциями уполномоченной организации, осуществляющей по поручению Рособрнадзора разработку экзаменационных заданий по проверке и оцениванию экзаменационных работ обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования». На практике это означает необходимость ознакомления экспертов территориальных предметных комиссий с общими подходами к проверке и оценке экзаменационных работ, а также определенной тренировки для обучения их приемам работы с системой оценивания экзаменационной работы по предмету. Это позволит обеспечить «соблюдение процедуры проверки экзаменационных работ обучающихся» и повысить надежность результатов. С этой целью специалистами Федерального института педагогических измерений подготовлены методические пособия для организации подготовки экспертов территориальных предметных комиссий, подкомиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом в 2011 г. Пособие по предмету включает в себя описание экзаменационной работы 2011 года, научно-методические подходы к проверке и оценке выполнения заданий с развернутым ответом, примеры ответов учащихся с комментариями к оценке этих ответов, а также материалы для самостоятельной работы эксперта 1 .
Структура и содержание контрольных измерительных материалов (КИМ) ГИА по обществознанию, типы и сложность заданий экзаменационной работы соответствуют целям экзамена – обеспечить объективную оценку уровня общеобразовательной подготовки по обществознанию выпускников IX классов общеобразовательных учреждений с целью их государственной (итоговой) аттестации с использованием заданий стандартизированной формы.
Варианты КИМ создаются на основе требований к уровню подготовки выпускников Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по обществознанию (приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. №1089). Эти требования являются универсальными – они должны быть реализованы независимо от используемого комплекта учебников, времени изучения предмета (например, 6–9 кл. или 8–9 кл.), особенностей преподавания предмета в конкретном образовательном учреждении.
Предлагаемый на экзамене комплекс заданий нацелен на дифференцированное выявление уровней подготовки учащихся по предмету в рамках стандартизированной проверки. Объектами контроля выступают дидактические единицы знаний и требования по формированию умений, закрепленные в Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта 2004 г.
Модель экзаменационной работы отражает интегральный характер предмета: в совокупности задания охватывают основные содержательные линии курса, базовые положения различных областей научного обществознания. В результате объектами проверки выступают : широкий спектр предметных умений, видов познавательной деятельности и знания об обществе в единстве его сфер и базовых институтов, о социальных качествах личности и условиях их формирования, о важнейших экономических явлениях и процессах, о политике, праве, социальных отношениях, духовной жизни общества.
Одной из важнейших целей изучения обществознания в основной школе является освоение на уровне функциональной грамотности необходимой для социальной адаптации системы знаний об обществе, основных социальных ролях, позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно действовать в социальной среде, сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина.
По подходам к определению содержания экзаменационной работы новая форма государственной (итоговой) аттестации по обществознанию выпускников основной школы является аналогичной единому государственному экзамену. Так, отбор материала в экзаменационную работу осуществляется на основе кодификатора элементов содержания.
В 1 части работы представлены следующие разделы курса, предусмотренные в нормативном документе 2004 г.: человек и общество, сфера духовной культуры, экономика, социальная сфера, сфера политики и социального управления, право. Задания, представляющие эти линии, сгруппированы в пять блоков-модулей . Единым блоком-модулем представлены: человек и общество, сфера духовной культуры; остальные содержательные линии даны отдельными блоками. В этой части работы место задания, проверяющего знание одного и того же компонента содержания, фиксировано и совпадает в каждом варианте экзаменационной работы.
Задания 2 и 3 частей ориентированы на выявление уровня овладения определённой группой умений. На одних и тех же позициях в различных вариантах находятся взаимозаменяемые задания одного типа и одинакового уровня сложности, представляющие разные элементы содержания. Вместе с тем, в каждом варианте устанавливается такое сочетание заданий 2 и 3 частей, что в совокупности они представляют все блоки-модули.
В число заданий с развернутым ответом (3 часть работы) входит шесть заданий, связанных с анализом предложенного текстового фрагмента. В совокупности применительно ко всему комплексу вариантов работ эти тексты охватывают все содержательные линии курса.
Специфика предмета и социально-гуманитарного знания в целом учитывается также при подборе источников информации, используемых в экзаменационной работе. Это, как правило, результаты социологических исследований, адаптированные тексты из публикаций научно-популярного, социально-философского характера, извлечения из правовых актов. Для заданий на различение суждений, отражающих факты, и оценочных высказываний конструируются небольшие тексты, по стилю приближенные к информационным сообщениям СМИ.
Задания КИМ различаются по характеру и уровню трудности, который определяется способом познавательной деятельности, необходимым для выполнения задания. Выполнение заданий КИМ предполагает осуществление таких интеллектуальных действий, как распознавание, воспроизведение, извлечение, классификация, систематизация, сравнение, конкретизация, применение знаний (по образцу или в новом контексте), объяснение, аргументация, оценивание и др. Задания повышенного и высокого уровней сложности, в отличие от базовых, предполагают более сложную, как правило, комплексную, по своему характеру познавательную деятельность.
Ряд заданий экзаменационной работы за курс основной школы по своему типу аналогичен заданиям ЕГЭ. Таковы задания части 1 и некоторые задания части 2 (например, на установление соответствия) экзаменационной работы. Этот подход обусловлен тем, что перечень формируемых умений, базовые компоненты содержания в основной и старшей школе во многом совпадают. Кроме того, важно обеспечить преемственность двух этапов итоговой аттестации. Вместе с тем, при разработке контрольно-измерительных материалов для итоговой аттестации в IX классе учитывались познавательные возможности учащихся основной школы, объем и характер предъявляемого им учебного содержания по предмету. Это предопределило особенности экзаменационной работы в рамках ГИА. Наиболее существенные отличия имеет часть 3 экзаменационной работы, которая представляет собой не только самостоятельный, но и внутренне целостный раздел: все шесть различных по типу заданий здесь непосредственно связаны со специально подобранным текстом, освещающим определенную сторону социальной действительности.
Экзаменационная работа ГИА по обществознанию состоит из трех частей, которые различаются по содержанию, степени сложности и количеству заданий. Определяющим признаком для каждой части работы является форма заданий:
– часть 1 содержит задания с выбором ответа;
– часть 2 содержит задания с кратким ответом;
– часть 3 содержит задания с развернутым ответом.
Задания первой части экзаменационной работы с выбором ответа проверяют умения распознавать и сравнивать признаки, черты, элементы социальных объектов, соотносить изученный теоретический материал с жизненными реалиями, оценивать истинность суждений о социальных фактах, явлениях, процессах.
Вторая часть работы (задания с кратким ответом) контролирует умения сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия, классифицировать признаки, проявления, структурные элементы социальных объектов, осуществлять поиск социальной информации в различных источниках (таблица, диаграмма).
Третья часть экзаменационной работы представляет собой внутренне целостный раздел – все шесть заданий непосредственно связаны с подобранным по определенным критериям текстом – источником социальной информации, общим объемом порядка 150–200 слов. Тексты, включенные в КИМ, обладают следующими основными характеристиками:
– адаптированы с учетом возрастных познавательных возможностей выпускников основной школы;
– тематически связаны с изученным содержанием, отражают, уточняют или расширяют его;
– обладают четкой структурой и содержательной завершенностью; – поднимают социально значимую проблему или содержат потенциально полезную, интересную для выпускника информацию об отдельных социальных объектах, процессах;
Каждое задание к тексту выполняет определенную функцию, позволяя проверить качественное овладение содержанием курса обществознания и сформированность у экзаменуемых сложных интеллектуальных умений:
– понимать текст в целом, выделять его основные идеи и структуру;
– осуществлять поиск социальной информации и ее интерпретацию;
– применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
– формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
– оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.
В структуре работы все задания с развернутым ответом даются в строгой последовательности. Задание той или иной разновидности занимает определенное отведенное ему место. Среди заданий с развернутым ответом представлены задания базового (С2 и С3), повышенного (С1 и С5) и высокого (С4 и С6) уровней сложности.
Таблица 1
Распределение заданий по частям работы
Части работы | Число заданий | Максимальный первичный балл | Тип заданий |
|
Задания с выбором ответа |
||||
Задания с кратким ответом |
||||
Задания с развернутым ответом |
||||
К каждому из заданий с выбором ответа 1 части работы предлагается 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Задание считается выполненным верно, если ученик выбрал (отметил) номер правильного ответа. Каждое правильно выполненное задание части 1 оценивается 1 баллом. Задание считается невыполненным в следующих случаях: а) указан номер неправильного ответа; б) указаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа; в) номер ответа не указан.
В заданиях с кратким ответом 2 части работы ответ даётся в виде набора цифр (например, 215), записанных без пробелов. Правильно выполненные задания В1, В3 и В4 оцениваются 1 баллом, В2 и В5 оцениваются следующим образом: 2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка; 0 баллов – допущены две и более ошибок.
Ответы на задания в 3 части работы формулируются и записываются экзаменуемым самостоятельно в развернутой форме. Проверка их выполнения проводится экспертами на основе специально разработанной системы критериев .
По типу используемых критериев оценивания все задания с развернутым ответом можно сгруппировать следующим образом:
– задания, которые имеют универсальные, обобщенные критерии оценивания , не зависящие от конкретного содержания того или иного текстового источника и задания к нему (С1, С5 и С6);
– задания с оригинальными критериями оценивания (С2–С4).
Так, в любом варианте КИМ задание С1, предполагающее составление плана текста, будет оцениваться по общим критериям, отражающим полноту, четкость, логическую последовательность представления содержания в пунктах плана.
В то же время задания С2 или С3, связанные с извлечением и интерпретацией содержащейся в тексте информации, различаются в предложенных вариантах по своей структуре, и каждое из них имеет свои критерии оценивания.
Выделяют также задания с однозначно определенными элементами правильного ответа и задания, предполагающие широкий спектр вариантов ответа .
1. Задания с однозначно определенными элементами правильного ответа (правильный ответ должен содержать …).
Система оценивания выполнения заданий с однозначно определенными элементами правильного ответа содержит эталон правильного ответа и основана на строгом учете содержащихся в нем элементов . Критерии ориентируют эксперта на поиск в работе экзаменуемого приведенных в эталоне элементов ответа . Подобные задания, как правило, связаны с извлечением информации из текстового фрагмента. Требуемые единицы информации непосредственно определяются содержанием текста.
2. Задания, предполагающие широкий спектр вариантов ответа (правильный ответ может содержать …)
Критерии оценивания подобных заданий отличаются от критериев предыдущей группы. В качестве эталона дается примерный, не завершенный ряд верных элементов ответа . Как правило, даются примеры выполнения задания или возможные подходы к его выполнению – своеобразный «ключ» к оценке ответа экзаменуемого. Это служит для эксперта лишь ориентиром правильного направления «развертывания» мысли в ответе, при этом сами формулировки экзаменуемого могут иными, чем те, что приведены в критериях. Задача экспертов заключается в том, чтобы, используя предложенный ключ-критерий, определить корректность этих формулировок, их соответствие поставленному вопросу. К этой группе относятся, например, задания на применение контекстных знаний (С4), где невозможно предусмотреть все вероятные примеры социальных объектов, которые могут привести выпускники.
Максимальная оценка за выполнение заданий С1–С3, С5 и С6 – два балла. При неполном правильном ответе – на основании шкалы критериев оценивания - выставляется 1 балл.
За полное и правильное выполнение задания С4 выставляется 3 балла. При неполном правильном ответе в зависимости от представленности и/или качества требуемых компонентов ответа оценка будет в 2 или 1 балл.
Неправильный ответ, который содержит рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания, – 0 баллов.
Таким образом, за выполнение мини-теста с текстовым фрагментом (правильную и полную формулировку ответов по всем шести заданиям) экзаменуемый может получить 13 баллов.
Каждый из шести вопросов (заданий) к документу имеет свое назначение в экзаменационной работе и направлен на проверку определенной группы умений.
Задание С1 требует составить план текста, выделив его основные относительно завершенные смысловые фрагменты и озаглавив каждый из них. Данное задание является необходимым в логике организации работы с текстом: сначала необходимо уяснить смысл текста как целого, выявить наиболее значимые в содержательном плане идеи и представить структуру текста, а затем уже извлекать информацию по отдельным аспектам, анализировать конкретные идеи текста. Под планом понимают четкое последовательное представление частей содержания изученного текста в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную идею соответствующего фрагмента. План может быть составлен не только в назывной, но и в вопросной или тезисной форме. Очень важно учитывать, что названия пунктов плана не должны полностью воспроизводить отдельные фразы текста – основная идея каждого фрагмента должна быть кратко сформулирована выпускником после прочтения и обобщения содержания соответствующего раздела текста. При этом количество выделенных фрагментов может быть различным – система оценивания не задает какого-то конкретного числа пунктов плана, хотя в примерном содержании верного ответа представлен оптимальный, с точки зрения разработчиков, вариант плана. План может быть простым, т. е. включающим названия значимых частей текста, или сложным, включающим наряду с названиями значимых частей текста и названия их смысловых компонентов. В любом случае в дроблении текста на смысловые фрагменты должна присутствовать определенная логика – именно на основе ее понимания эксперт, проверяющий работу, может сделать вывод о том, выделены или не выделены основные смысловые фрагменты текста. Это задание относится к группе заданий с универсальными, обобщенными критериями оценивания, не зависящими от содержания конкретного текста. Эксперт при оценивании выполнения данного задания решает, по сути, два вопроса:
1) верно ли схвачена выпускником структура текста (все ли смысловые части текста выделены; нет ли «лишних», отсутствующих в тексте смысловых частей; связаны ли пункты плана по смыслу);
2) насколько точно в названиях пунктов плана передано содержание текста (насколько точно пункты плана раскрывают основную идею соответствующего фрагмента, мысль автора; соответствуют ли они общей логике раскрытия содержания текста).
Задание С2 предполагает извлечение информации, представленной в явном виде. Не исключена ситуация, что в тексте можно найти большее, чем требуется в задании, количество единиц информации по конкретной проблеме. В этом случае экзаменуемый может выбрать любые из них. Эксперт при оценивании должен ориентироваться на указание в критериях о возможности иных верных позиций, фрагментов текста и проверять смысловую корректность именно приведенного выпускником варианта ответа (а не ожидать дословного воспроизведения варианта ответа, приведенного в критериях).
Задание С3 предполагает преобразующее воспроизведение или некоторую интерпретацию содержащейся в тексте информации. Данный тип заданий имеет несколько модификаций требований, связанных с анализом текста:
1) определить, что является фактом, определить его причины;
2) установить последствия описанного социального явления;
3) объяснить позицию (мнение, точку зрения и т. п.) автора и привести его аргументы (объяснения, доказательства, примеры и т. п.);
4) оценить роль тех или иных факторов и т. п.
Задания С2 и С3 – задания с однозначно определенными элементами правильного ответа и критериями оценивания. Поскольку они обращены только к тексту, направлены на проверку понимания отдельных положений текста, умения выявить содержащуюся в тексте информацию по заданной проблеме, то и система оценивания ответов на эти вопросы базируется на эталоне правильного ответа. Критерии ориентируют эксперта на поиск в ответе экзаменуемого названных в образце позиций.
В ответе выпускника требуемая информация может быть дана в форме прямой цитаты из текста, причем могут быть опущены длинноты и подробности и приведен лишь узнаваемый фрагмент фразы. Информация может быть также приведена в форме близкого к тексту пересказа. Оба эти варианта выполнения задания равноценны. Эксперту необходимо учитывать, что задания С2 и С3 непосредственно относятся к тексту, поэтому даже самые интересные или логичные стройные рассуждения экзаменуемого, не связанные напрямую с содержанием текста, не могут считаться правильным и достаточным ответом. Если ответ свелся только к подобным рассуждениям, он оценивается в 0 баллов.
Задание С4 предполагает выход за рамки содержания текста и привлечение контекстных знаний обществоведческого курса, фактов общественной жизни или личного социального опыта выпускника. Положения или понятия, которые требуется конкретизировать в ряде случаев, как правило, носят общий, иногда предельно абстрактный характер (такова специфика обществоведческого знания). Примерами могут быть факты прошлого и современности, почерпнутые из собственного опыта или получившие общественную известность; реальные события и смоделированные ситуации. В ответах допускается различная степень конкретизации, и в этой связи одни экзаменуемые могут идти по пути все большего уточнения самого исходного положения, выделяя его стороны, аспекты, формы проявления и т. д.; другие могут отдавать предпочтение отдельным фактам, которые воплощают черты (характеристики) общего.
Задание С5 – задача, имеющая, как правило, самостоятельное развернутое условие, – проверяет умение применять знания, почерпнутые из источника социальной информации, для решения конкретной проблемы. По сути, данное задание предполагает перенос содержащейся в тексте информации в совершенно иной контекст, использование ее для осмысления и объяснения актуальных фактов и процессов реальной жизни, практических жизненных ситуаций.
Задание С6 предполагает формулирование и аргументацию выпускником собственного суждения (или авторской позиции, мнения и т. п.) по актуальному проблемному вопросу общественной жизни. Это задание непосредственно связано с содержанием текста, но предполагает рассмотрение его отдельных положений в ином ракурсе. В своем ответе ученик может как согласиться с приведенной точкой зрения, так и опровергнуть ее. Объектом оценивания здесь выступает содержательная полнота, логическая обоснованность собственной позиции ученика, разнообразие приведенных им аргументов (почерпнутых из курса, из сообщений СМИ, из личного социального опыта). Важно отметить, что данный тип заданий имеет еще одну модель условия и вытекающих из него требований: "с опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту позиции (мнения, точки зрения и т. п.) автора (собственное мнение (отношение к проблеме и т. п.) формулировать не нужно).
При проверке заданий С6 следует также обращать внимание на:
− указанные источники информации для формулирования суждений, привлечения дополнительных сведений (могут быть указаны обществоведческий курс, знание других учебных дисциплин, факты общественной жизни, личный социальный опыт);
− требуемый поэлементный состав ответа (например, требование выразить согласие или несогласие с предложенными положениями, сформулировать собственную позицию и т. п.).
При проверке и оценивании заданий с развернутым ответом специалистами ФИПИ рекомендуется следующий порядок работы эксперта 2 .
1. Ознакомиться с текстом задания, содержанием верного ответа (эталоном ответа) и указаниями к оцениванию ответов на 2 (3), 1 и 0 баллов.
В некоторых случаях при характеристике ответов приводятся несколько вариантов, разделенных союзом ИЛИ. Они являются равнозначными, и ответ оценивается соответствующим баллом, если он соответствует любому из них.
В некоторых случаях эталон верного ответа может быть разделен союзом «и» на две части. В этом случае ответ учащегося считается соответствующим образцу верного ответа, если он содержит обе части.
2. Смоделировать вероятные варианты построения ответа.
3. Ознакомиться с указаниями к оцениванию, обращая внимание на то, какой характеристике верного ответа соответствует ответ учащегося, в соответствии с этим выставляется тот или иной балл (см. указания к оцениванию заданий).
4. Проанализировать ответ учащегося, соотнести его с эталоном ответа, данным в критериях, и определить, какой из этих характеристик соответствует ответ учащегося.
5. Следует помнить, что допускаются различные формулировки ответа, не искажающие его смысла – формулировка ответа учащегося может не совпадать с формулировкой, указанной в характеристике ответов.
Таблица 2
Шкала пересчета первичного балла
за выполнение экзаменационной работы по обществознанию
в отметку по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале | ||||
Общий балл |
Максимальный первичный балл за выполнение всех заданий работы составляет 40 баллов.
Предложенная нижняя граница баллов для выставления отметки «3» является ориентиром для территориальных предметных комиссий и может быть снижена, но не ниже чем до 11 баллов.
Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 30 баллам.
1 Методические рекомендации для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ выпускников IX классов общеобразовательных учреждений Государственная (итоговая) аттестация выпускников IX классов общеобразовательных учреждений (в новой форме). 2011 год. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ /Авторы-составители: А.Ю. Лазебникова (разделы 1, 2), О.А. Котова, Т. Е. Лискова (разделы 1–4) // /binaries/1129/ob2011gia9.pdf Методические рекомендации подготовлены на основе...
2 Информационная справка о школе
Программа... экзаменационных оценок (по количеству и баллам), полученных выпускниками 9 классов по предметам, сдаваемым школьной экзаменационной ... методов текущей и итоговой аттестации школьников. 6. ... , обобщение методических рекомендаций по организации психолого...
РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений в новой форме в Республике Татарстан в 2011 году Казань 2011
Автореферат диссертации... по географии Характеристика заданий экзаменационной работы по географии в 2011 году Цель проведения экзаменационной работы государственной (итоговой ) аттестации выпускников IX классов ...
Закон российской федерации «об образовании» о государственной (итоговой) аттестации выпускников
ЗаконДокументов и методических рекомендаций при проведении государственной (итоговой ) аттестации обучающихся, ... оценивании экзаменационных работ участников единого государственного экзамена, государственной (итоговой ) аттестации выпускников IX классов по ...
- формировать у школьников потребность в учении и саморазвитии раскрытие творческого потенциала каждого ученика развитие культуры и нравственности обучающихся на основе личностно-ориентированного подхода в обучении активнее вести работу по
ДокументЧём свидетельствуют новые формы экзаменационных работ , более высокий критерий в оценке ГИА, что... государственной (итоговой ) аттестации выпускников 9 классов . По итогам 2011-2012 учебного года к итоговой аттестации были допущены все выпускники 9 класса ...