Нод грибы. Беседа с детьми о грибах старшая
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Цель: формирование представлений детей о многообразии растительного мира, развитие познавательного интереса, навыков в художественном творчестве.
Задачи
Образовательные: расширять знания детей о грибах, месте их произрастания, особенностях строения; учить сравнивать и систематизировать предметы (съедобные и несъедобные грибы).
Воспитательные: закреплять знания правил поведения в лесу; прививать любовь к природе; воспитывать дружелюбие, умение работать в коллективе; формировать у детей эмоционально-положительный отклик на совместную деятельность.
Развивающие: развивать активный словарь детей (названия грибов); совершенствовать навык работы с нетрадиционным и традиционным художественным инструментом – поролоновым «тычком» и кисточкой; формировать композиционные умения, умение расположить части изображения в необходимом месте; развивать творческое воображение, фантазию.
Предварительная работа: чтение стихотворений и отгадывание загадок о грибах, рассматривание иллюстраций с изображением грибов, исследование их муляжей, составление изображения гриба из частей на плоской поверхности.
Материалы и оборудование: мультимедийная презентация, проектор, шляпа для «грибника», комплект картинок с изображением съедобных (белый гриб, лисички, опята, подосиновик) и несъедобных (мухомор) грибов – по 1 комплекту на каждого ребенка; листы бумаги, простые карандаши, краски, кисточки, поролоновые «тычки» — по количеству детей; стенд для рисунков.
Ход НОД
І. Вводная часть
Организационный момент
(Дети стоят с воспитателем посередине комнаты, на экране слайд 1)
Воспитатель: — Здравствуйте, ребята! Какой сегодня чудесный день для прогулки, и я предлагаю вам пойти в лес в лес! Хотите?
Дети: — Да!
Воспитатель: — Дети, а можете ли вы пойти в лес сами, без взрослых?
Дети: — Нет.
Воспитатель: — Вы правы, одни мы пойти не можем, поэтому сегодня с нами пойдет сказочный провожатый. А вот и он (показывает на экран, звучит музыка, воспитатель читает стихотворение).
(Щелчок — раздаются звуки леса, на экране появляется Лесовичок, щелчок – звуки затихают)
Стихотворение «Старичок-лесовичок»
На лесной опушке
В маленькой избушке
Поживает старичок,
Старичок-Лесовичок.
Много дел у старичка,
Старичка-Лесовичка.
День-деньской он всё хлопочет,
Лес красивым сделать хочет.
Если детки в лес идут,
Старичок наш тут как тут:
Всё в лесу покажет,
Обо всём расскажет.
Воспитатель: — Теперь мы готовы идти в лес вместе с Лесовичком.
(Звучит музыка, дети с воспитателем делают импровизированный круг по комнате и садятся на ковер в кружок.)
ІІ. Основная часть.
1. Беседа «Какие бывают грибы»
Воспитатель: — Ребята, посмотрите, на какую красивую полянку привел нас Лесовичок.
(Слайд 2)
Воспитатель: — Посмотрите, а что растет на этой полянке?
(щелчок – появляются грибы)
Дети: — Это грибы.
Воспитатель: — Верно, мы нашли с вами грибную полянку. Сколько здесь грибов?
Дети : — Много!
Воспитатель: — Давайте посмотрим поближе, какие же грибы растут в лесу.
(Слайд 3)
Воспитатель:
Белый гриб растет под елкой,
Любит прелые иголки.
Загляни под елку смело –
Там растет грибочек белый!
— Ребята, посмотрите, вот он какой – белый гриб. Это съедобный гриб, он очень вкусный, не зря его называют царем грибов. У гриба есть ножка и шляпка (показывает на слайде). Какого цвета шляпка у белого гриба? (коричневая) А ножка? (белая). Посмотрите, какая она крепкая, толстая.
(Слайд 4)
— А вот еще один съедобный гриб. Он называется лисичка, потому что похож на лису. Как вы думаете, почему? (похож по цвету)
(Слайд 5)
— Нет грибов, дружней, чем эти,
Знают взрослые и дети.
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу!
— Как называются эти грибы? Это опята. Они небольшого размера и всегда растут дружной семейкой на пеньках. Какая у них ножка? (тонкая) А какого цвета шляпки? (коричневые)
(Слайд 6)
— Какие красивые разноцветные шляпки у этих грибочков! Это сыроежки, тоже съедобные и вкусные грибы.
(Слайд 7)
— А эти грибы всегда растут под деревом – осиной, поэтому называются подосиновики. Посмотрите, какие у этих грибочков симпатичные небольшие красные шапочки и крепкие ножки.
(щелчок)
— Есть еще гриб – подберезовик. Как думаете, возле какого дерева он растет? Верно, подберезовик растет под деревом березой.
Воспитатель: — Ребята, как вы думаете, почему эти грибы называют съедобными?
Дети: — Потому что их можно есть, готовить из них разные блюда.
(Слайд 8)
Воспитатель: — Верно, съедобные грибы сушат, жарят, солят, готовят из них супы и другие вкусные блюда.
2. Подвижная игра «Собирали мы грибы»
(Слайд 9)
Воспитатель: — Дети, Старичок-Лесовичок, приглашает нас поиграть.
С помощью считалочки воспитатель выбирает грибника и дает ему шляпу – отличительный знак.
Вот поляночка лесная,
Здесь съедобные грибы.
Всех в игру я приглашаю,
Мы играем, водишь ты!
(Музыка запускается по щелчку, во время игры нужно делать звук громче или тише. Щелчок – переход на следующий слайд)
3. Ознакомление с несъедобными грибами.
Воспитатель: — Ребята, а какие еще грибы, кроме съедобных, вы знаете? (Ответы детей)
— Верно, есть еще грибы, которые ни в коем случае нельзя есть! Они называются несъедобные грибы. Давайте узнаем, как они выглядят.
(Слайд 10)
— Это грибы – мухоморы. Какого цвета у мухомора шляпка? (красная, с белыми точками) А ножка? Посмотрите, какой он яркий и красивый, его видно в лесу издалека. Но трогать его, а тем более есть, ни в коем случае нельзя! Мухомор — ядовитый гриб, им можно очень сильно отравиться и серьезно заболеть.
(Слайд 11)
— А это гриб – поганка. У него даже название говорит о том, что он плохой и несъедобный, и тоже очень ядовитый.
— Есть ядовитые грибы, которые очень похожи на съедобные, вот как эти – ложные опята.
(Слайд 12)
(щелчок)
— Посмотрите, похожи они с настоящими опятами? Чем? (похожи, тоже растут на пеньках, с тоненькими ножками). Только опытные грибники знают, как отличить съедобный гриб от несъедобного. Поэтому, дети, самим грибы нельзя собирать и даже трогать руками, иначе можно очень сильно заболеть!
(Слайд 13)
4. Игра «Какой гриб лишний»
(Слайд 14)
Воспитатель: — Ребята, перед вами лежат картинки, на них нарисованы грибы. Посмотрите, какой гриб здесь лишний? (мухомор) Почему вы так думаете? (он несъедобный и ядовитый). Давайте его уберем и поставим вместо него хороший съедобный грибочек. (щелчок)
— Какой гриб мы сюда можем поставить? (щелчок) Проверьте, все ли грибы у вас теперь съедобные? Молодцы!
5. Слушание песни «Мухоморы»
Воспитатель: — Хоть мухомор и несъедобный гриб, но о нем есть очень веселая песенка, давайте ее послушаем.
(Слайд 15)
6. Рисование мухомора в лесу.
Воспитатель: — Дети, давайте, чтобы лучше запомнить, что мухомор никогда нельзя трогать руками, мы его с вами нарисуем. А для начала разомнем наши пальчики.
(Слайд 16)
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять
Загибают каждый пальчик.
Мы идём грибы искать
Указательный и средний палец правой руки “шагают” по левой ладони.
Этот пальчик в лес пошёл
Этот пальчик гриб нашёл
Этот пальчик чистить стал
Этот пальчик всё съел
Загибают каждый пальчик
От того и потолстел.
Показывают большой палец.
Воспитатель: — Давайте вспомним, из каких частей состоит гриб мухомор (шляпка и ножка). Какого цвета шляпка у мухомора? (красная, с белыми точками). Мухомор мы с вами нарисуем с помощью шаблона, сначала обведем по контуру простым карандашом, а затем раскрасим с помощью поролонового «тычка». Каким цветом раскрасим ножку? (белым) А шляпку? (Красным). А чем можно поставить белые точечки на шляпке? – посмотрите на столе, что подходит для этого? – правильно, кисточка. А еще нужно нарисовать травку – мухомор ведь растет на лесной полянке.
(Воспитатель сопровождает слова показом)
Практическая деятельность детей.
В ходе работы детей воспитатель наблюдает за тем, как рисуют дети, контролирует, чтобы дети не набирали слишком много краски на «тычки» из поролона, тогда отпечаток будет иметь воздушно-окрашенную поверхность.
7. Подведение итогов.
Воспитатель: — Какие красивые грибы у вас получились! Чем вы их нарисовали? (красками, тычками, кисточкой). Давайте еще раз скажем, как же они называются. (мухоморы). Можно ли их брать руками, если такие грибы встретятся нам в лесу? Почему?
— А теперь поставим ваши чудесные рисунки на стенд, чтобы наши гости могли ими тоже полюбоваться. И попрощаемся с Лесовичком, поблагодарим его за интересную прогулку на грибную полянку!
Дети: — До свидания, спасибо!
Цель: Закрепить знания о грибах и ягодах, особенностях внешнего вида, местах произрастания. Активизировать словарный запас по теме. Развивать внимание, мышление, зрительное восприятие. Развитие общей и мелкой моторики, согласование речи с движением. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде. Развивать познавательный интерес.
Ход:
1. Огр.момент:
Ребята, вы знаете, что наша земля на которой мы живем, круглая. Земля вращается вокруг солнца и поэтому времена года имеют свою последовательность. После зимы наступает весна, затем лето, осень.
Проводится игра «Круглый год» Дети стоят в кругу, по очереди отхлопывают названия времен года соблюдая последовательность.
2. Сообщение темы:
Сегодня мы с вами отправляемся в лес.
Мы в лес шли, шли, на полянку пришли.
Здравствуй лес дремучий, полный сказок и чудес…
Встречает Лесовичок с лукошком грибов и ягод.
Грибы – это необычные растения, у них нет ни ветвей, ни листьев, ни цветов. (рассматривание картинки). Что есть у грибов? Ножка, шляпка, корни-грибница. Грибы размножаются спорами. Споры – это маленькие частицы, которые прячутся в шляпках грибов. Когда грибы созревают, споры падают на землю. Из спор вырастают молодые грибочки. Через корни – ниточки грибы получают из земли воду и полезные вещества. Людей, которые идут в лес за грибами называют грибниками. Съедобные грибы очень вкусные и полезные. Их можно варить, жарить, мариновать, сушить.
3. «Кто где растет»
У каждого гриба есть свой дом, где он растет. Белый гриб-боровик растет в сосновом и еловом лесу. Растут они семьями. В сосновом лесу растут маслята, шляпка у масленка скользкая, словно маслом смазана. Какой гриб мы нашли под осинкой? Какой под березкой? А вот в густой траве выросли лисички - рыжие лисички. Ай, а это что за чудо – пень? Весь усыпан грибами. Это опята, растут они большими семьями на пеньках.
На полянке мы увидели красивый гриб: красный с белыми пятнами. Это мухомор. Когда мухомор состарится, края его шляпки загнутся кверху и он превратится в блюдечко. Пройдет дождь, в блюдечке останется вода. Не простая – ядовитая. Напьется этой воды муха и погибнет. Поэтому и называют его Мухо-мор.
4. Пальчиковая гимнастика «За грибами»
Топ-топ. Пять шагов, в туесочке пять грибов.
Мухомор красный – гриб опасный.
А второй – лисичка, рыжая сестричка
Третий гриб – волнушка, розовое ушко.
А четвертый гриб – сморчок, бородатый толстячок.
Пятый гриб – белый, ешь его смело.
5. «Загадки-отгадки»
На фланелеграф Лесовичок расставляет картинки грибов.
Слушайте мои загадки и называйте скорее отгадки.
Этот гриб живет под елью, под ее огромной тенью.
Мудрый бородач-старик, житель бора - ... (боровик)
Я в красной шапочке расту среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту - зовусь я – ... (подосиновик)
На пеньке сидят братишки. Все - в веснушках шалунишки.
Эти дружные ребята называются... (опята)
В лесу, на радость людям, средь молодых сосенок,
В блестящей темной шляпке растет грибок... (масленок)
В платьях тонких на опушке водят хоровод подружки.
Платья – шелк в полоску: красный, белый, розовый, атласный.
В день осенний на опушке как красивы, вы... (волнушки)
Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички – золотистые... (лисички)
Возле леса на опушке, украшая тёмный бор,
Вырос пёстрый, как Петрушка, ядовитый... (мухомор)
Посмотрите-ка, ребята: тут лисички, там – опята
Ну, а это на полянке ядовитые... (поганки)
6. Физминутка «По малину»
А сейчас приглашаю вас в малинник. (Под музыку дети встают в круг, поют песню и выполняют движения согласно тексту песни)
7. Ягоды – это небольшие сочные плоды кустарников и травянистых растений. (на фланелеграфе расставляются картинки ягод). Что есть у ягод? Корень, стебель, листочки и плоды. Земляника любит много света, поэтому ее можно найти на солнечных полянках. Бруснику собирают на высохших болотных кочках. Клюква растет на болоте.
Под листом на каждой ветке Сидят маленькие детки.
Тот, кто деток соберёт, Руки вымажет и рот. (Черника)
Мы нагнёмся до земли, Чтоб наполнить кузовки.
Стебельки раздвигаем - Огоньки собираем. (Земляника)
Я красна и кисла, На болоте росла.
Дозревала под снежком, Ну-ка, кто со мной знаком? (Клюква)
Бусы красные висят, Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти Дети, пчёлы и медведи. (Малина) .
8. Итог. Обобщение.
Вот и подошло наше путешествие в лес. Дарю вам свой кузовок. Здесь много ягод и грибов собрали мы. Приходите еще в гости в лес. Но запомните простые правила сбора ягод и грибов.
Не срывать, не топтать ядовитые грибы – они нужны лесным обитателям.
Срезать грибы аккуратно, чтобы не повредить грибницу.
Не вырывать кустики ягод.
Собирать только знакомые ягоды и грибы.
До свидания, ребята.
Тема недели «Осень в лесу. Грибы».
Тема НОД: «Сбор грибов».
Интеграция областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение
художественной литературы», «Безопасность».
Материалы и оборудование: муляжи, предметные картинки с
изображением грибов, загадки.
Программное содержание:
Закрепить представления детей о грибах. «Познание».
Упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи. «Познание».
Активизировать словарь по теме. «Коммуникация».
Составить правила сбора грибов. «Коммуникация».
Научить различать съедобные и несъедобные грибы. «Безопасность».
Продолжать учить детей отгадывать загадки. «Чтение
художественной литературы».
Организационный момент.
Отгадайте загадку:
Кто сидит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы –
Нет под шапкой головы. (Гриб).
Мы сегодня будем поговорить о грибах. Их на свете очень много. 100 тысяч видов. Какие грибы вы знаете?
Беседа о грибах.
Многие думают, что гриб растёт сам по себе. Это не так. Под землёй есть грибница, а от неё тянутся длинные тонкие нити к грибу. Значит, грибы поодиночке не растут. Вы знали об этом раньше? Так почему же грибы поодиночке не растут?
Белый гриб, его ещё называют боровиком, растёт на вырубках, в хвойных лесах, близ дорог; в глухомани его не встретишь. Шляпка у него мясистая, упругая, светло-серая, желтоватая или бурая. Низ шляпки как губка - губчатый, у молодого гриба - белого цвета, у зрелого - желтоватого с чуть зеленоватым оттенком. А сам гриб действительно, на изломе, белый.
Давайте вместе составим рассказ о белом грибе по плану: как выглядит, где растёт, каков на вкус. (Дети по наводящим вопросам описывают белый гриб.)
Но растут в наших лесах и несъедобные, ядовитые грибы; бледная поганка и мухомор. Самый опасный из ядовитых грибов - бледная поганка. Шляпка у нее в центре как шар, по краям плоская, шелковистая, бледно-зелёного или серо-зелёного цвета. Ножка белая, длинная тонкая с кольцом наверху и оторочкой у основания. Растёт она летом и осенью обычно в лиственных лесах, реже в хвойных. Ну а мухомор вы ни с чем не спутаете; шляпка у него... (ярко-красная с белыми крапинками), на ножке кольцо, как будто мини-юбочка. Мухомор - гриб не такой простой. Людям есть его нельзя, а вот многим лесным жителям без него не обойтись: их вкусы не совпадают с нашими. Мухоморами не брезгуют, например, сороки и белки. А лоси проглатывают их целиком, иногда по несколько штук за один раз. Зачем? Мухоморы для лосей - лекарство.
Что общего между мухомором и бледной поганкой?
Что ты сделаешь, увидев в лесу мухомор: пройдёшь мимо или собьёшь его ногой?
А знаете вы, что век у гриба недолог, несколько дней и всё. А вот грибница - живые подземные нити, чьи узелки превращаются в грибы, - живёт до 100 лет. А теперь решите логическую задачу: почему говорят, что маленький и старый гриб грех срывать? (Маленький должен вырасти, а старый всё равно в пищу не годится - пусть им лесные жители побалуются.)
Загадывание загадок.
Землю пробуравил,
Корешок оставил,
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся. (Гриб)
Он в лесу стоял,
Никто его не брал,
В красной шапке модной,
Никуда не годный. (Мухомор)
Глубоко был спрятан он.
Раз-два-три - и вышел вон,
И стоит он на виду.
Белый, я тебя найду! (Боровик)
Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички,
Золотистые... (Лисички).
Не спорю - не белый, Нет грибов дружнее, чем эти -
Я, братцы, попроще. Знают взрослые и дети, -
Расту я обычно На пеньках растут в лесу,
В березовой роще. Как веснушки на носу.
(Подберезовик) Эти дружные ребята
Называются... (Опята)
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту –
Зовусь я... (Подосиновик)
О чем были загадки?
Подвижная игра «За грибами».
Все зверушки на опушке (дети идут в хороводе).
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали (скачут вприсядку, изображая белочек),
Рыжики искали.
Лисичка бежала (бегут),
Лисички собирала.
Скакали зайчатки (скачут стоя),
Искали опятки.
Медведь проходил (идут, изображая медведя),
Мухомор раздавил.
Словесная игра.
Скажите со словом «грибной»: дождь (грибной дождь), начинка, пирог, место, суп, запахи, ножка, шляпка, корни,
Что такое грибной дождь?
Какие места называют грибными?
Как называются корни грибов?
Кто наносит вред грибам?
Музыкальная игра «Медведь».
Один из ребят изображает медведя и ложится на землю. Остальные играющие ходят вокруг него, делают вид, что рвут ягоды и грибы, и поют:
У медведя во бору
Грибы, ягоды я рву,
А медведь не спит,
Все на нас глядит!
Лукошко опрокинулось,
Медведь за нами кинулся!
По окончании песни «медведь» вскакивает и догоняет разбегающихся ребят. Кого он первым поймает, тот становится новым «медведем», игра повторяется.
Составление правил сбора грибов.
А теперь давайте вместе сформулируем правила сбора грибов. Собирать можно только те грибы, которые ты знаешь наверняка, и только со взрослыми. Чтобы не повредить грибницу, грибы надо аккуратно срезать ножом. Ядовитые грибы лучше обходить стороной: людям они опасны, а животным могут пригодиться. И ещё: деревья и грибы между собой дружат. Тонкие, белые, похожие на паутину, нити грибницы тянутся к корням деревьев, срастаются с ними и посылают дереву воду с растворёнными в ней минеральными солями.
Для настоящего грибника поход за грибами - радостная встреча с лесом, приобщение к его красоте, его тайнам. Каждый гриб он осторожно срежет, да ещё и полюбуется им, а потом только положит в корзину. Незнакомые и несъедобные грибы не тронет. Сухую листву и мох не перевернёт, не разбросает. Настоящему грибнику лес радуется как другу и грибов для него не пожалеет. Отправляясь за грибами, не будем об этом забывать.
Дидактическая игра «Какой гриб».
Дети подбирают слова определения к слову «гриб».
Подведение итогов.
О чем мы сегодня говорили?
Что вы узнали о грибах?
Назовите грибы с коричневыми шляпками, с красными, с оранжевыми и желтыми.
Светлана Гудиева
НОД в старшей группе «Грибы»
"Грибы "
Цель :
Познакомить детей с грибами ;
Закрепить представление о лесе и растениях, произрастающих в лесу;
Учить детей различать съедобные и ядовитые грибы ;
Воспитывать у детей бережное, не потребительское отношение к природе;
Познакомить с правилами поведения в природе при сборе грибов .
Задачи :
Закрепить знания о ядовитых грибах .
Развивать внимание память, познавательные интересы.
Закрепить умение различать грибы по картинам и тем признакам, которые приводятся в загадках и объяснениях воспитателя.
Оборудование :
Картинки и фотографии грибов , силуэтные изображения грибов съедобных и ядовитых.
1. Загадка :
Кто сидит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки
Встала шляпка из травы –
Нет под шляпкой головы? (гриб )
Д.: Это - гриб .
В.: Правильно, молодцы!
В.: Грибы – это необычные растения, у них нет ни ветвей, ни листьев, ни цветов. (На доску вывешивается картинка – схема гриба ) . Что есть у грибов ? (Дети отвечают, что есть ножка и шляпка.) Правильно, ножка, шляпка, корни – грибница . Грибы размножаются спорами. Споры – это маленькие частицы, которые прячутся в шляпках грибов . Когда грибы созревают , споры падают на землю. Из спор вырастают маленькие грибочки . Через корни-ниточки грибы получают из земли воду и полезные вещества. Людей, которые идут в лес за грибами , называют грибниками . Настоящие грибники берегут лес и никогда не дёргают грибы из земли с корнем , так можно повредить грибницу , тогда не вырастут на этом месте маленькие грибочки . Гриб нужно аккуратно срезать ножом.
2. Беседа : «Гриб и его дом » .
(Воспитатель, рассказывая о грибе , выставляет картинку с его изображением.)
В.: У каждого гриба есть свой дом , где он растёт. Белый гриб – боровик растёт в сосновом и еловом лесу. Шляпка у него мясистая, упругая, светло серая или коричневая. Ножка толстая – белая. Белые грибы сушат , а потом варят из них суп. В сосновом лесу растут маслята. Как вы думаете, почему эти грибы так называются ? (Ответы детей.) Да, у них шляпка скользкая, словно маслом смазана. А какой гриб мы нашли под осиной ?
Д.: Под осиной нашли подосиновик.
В.: Правильно, а под берёзой?
Д.: Под берёзой нашли подберёзовик.
В.: Молодцы! У подосиновика и подберёзовика длинная ножка и шляпка коричневого цвета или красноватая (как опавшие осенние листья, в которых грибы прячутся ) . А вот в густой траве выросли лисички – рыжие, как лесной зверь – лиса. Ай, а это что за чудо-пень? Весь усыпан грибами . Это опята – дружные ребята, растут они большими семьями на пеньках. Мы говорили про съедобные грибы . Их можно варить, жарить, мариновать, сушить. А вот на полянке мы увидели красивый гриб : тонкая белая ножка с юбочкой, шляпка красная с белыми пятнами. Догадались, что это за гриб ?
Д.: Это мухомор!
В.: Да. Когда мухомор состарится , края его шляпки загнуться кверху и он превратится в блюдечко. Пройдёт дождь, в блюдечке останется вода. Не простая – ядовитая. Напьётся этой воды муха и погибнет. Поэтому и называют его Мухомор. А какой ещё ядовитый гриб вы , ребята, знаете? (Ответы детей.) Правильно, бледная поганка. У этого гриба длинная тонкая ножка и бледно-серая шляпка. Запах у неё неприятный.
Теперь вы знаете, какие грибы - съедобные , а какие – ядовитые.
3. Физкультминутка и гимнастика для глаз «Дождик» .
В.: Вставайте, ребята, подходите ко мне, беритесь за руки и цепочкой пойдём по извилистой тропинке в лес.
Напомните, как нужно вести себя в лесу?
Д.: (Предположительные ответы : нельзя шуметь в лесу, ломать ветки деревьев, внимательно смотреть под ноги, чтобы не наступить на гриб , не повредить муравейник.)
(Дети за воспитателем идут змейкой от стульчиков на ковёр.
Гимнастика «Дождик»
Капля первая упала – кап!
И вторая пробежала!
(Сверху пальцем показывают траекторию
движения капли и прослеживают взгляд)
Мы на небо посмотрели :
(Смотрят вверх)
Капельки «кап-кап» запели.
Намочились лица, мы их вытирали.
(Вытирают лицо руками)
Туфли – посмотрите – мокрыми стали.
(Показывают руками вниз и смотрят на ноги)
Мы плечами дружно поведём,
Капельки с себя стряхнём.
(Двигают плечами из стороны в сторону, руки на поясе)
От дождя мы убежим,
(Бегают друг за другом по кругу)
Под кусточком посидим.
(Приседают)
4. Дидактическая игра «Что в лукошко мы берём?»
Воспитатель называет грибы , которые упоминались в ходе НОД. Если съедобный, дети хлопают (кладут в лукошко, если ядовитый – не хлопают.
5. Сбор грибов называют «тихой охотой» . Почему, как вы думаете? (Ответы детей) . Мы в лесу не хозяева, а гости. А коль уж пришли в гости – уважайте хозяев леса : растительный и животный лесной народ. Как правильно вести себя в лесу? (Ответы детей) . Не шумите, не мусорьте, не топчите, не срывайте грибы с корнем . На обычную охоту ходят с ружьями, а на грибную охоту – с ножами . Зачем, знаете? (Ответы детей) . Грибы нужно не срывать , а срезать. А для чего? (Ответы детей) . Чтобы не вырвать грибницу – корни грибов . Без грибницы не бывать новым грибам .
6. Пальчиковая гимнастика «Грибы »
Раз, два, три, четыре, пять! «Шагают» пальчиками по столу.
Мы идем грибы искать .
Этот пальчик в лес пошел, Загибают по одному пальчику,
Этот пальчик гриб нашел , начиная с мизинца.
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик только ел,
Оттого и потолстел.
7. Правила сбора грибов :
1. Грибы можно собирать только со взрослыми, которые хорошо знают лес;
2. Не срывать, не топтать ядовитые грибы - они нужны многим жителям леса;
3. Не раскапывать палкой грибницу-она может высохнуть , не покрытая листвой;
4. Не собирать грибы у проезжей части ;
5. Собирать только известные грибы ;
6. Не срывать старые и очень маленькие грибы .
7. Срезать грибы аккуратно ножом , а не срывать их- можно повредить грибницу .
8. Игра «Чего не стало?»
В.: – Я положила на стол 4 гриба . Посмотрите на них и запомните. Сейчас вы закроете глаза, я уберу один, а вы скажете, чего не стало.
9. Загадки о грибах :
Может быть, вы не поверите мне,
Но я увидала грибы на сосне .
Разве грибы на деревьях растут ?
Что-то совсем непонятное тут…
Надеты на ветки маслята, опята…
Кто же их на зиму сушит, ребята? (Белка)
Стоит лепешка
На одной ножке.
Кто не пройдет,
Всяк поклон отдает. (Гриб )
Весь Антошка –
Шляпка да ножка.
Дождь пойдет –
Он подрастет. (Гриб )
Глубоко был спрятан он,
Раз-два-три – и вышел вон,
И стоит он на виду.
Белый, я тебя найду. (Боровик)
Не спорю – не белый,
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно
В березовой роще. (Подберезовик)
У кого одна нога,
Да и та без башмака? (У гриба )
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту –
Зовусь я? (Подосиновик)
Землю пробуравил,
Корешок оставил,
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся. (Гриб )
Нет грибов дружней , чем эти, -
Знают взрослые и дети –
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу. (Опята)
Он в лесу стоял,
Никто его не брал,
В красной шапке модной,
Никуда не годный. (Мухомор)
9. Игра Какие грибы "
Цель : учить образовывать отглагольные прилагательные.
Если грибы сварить , то они будут. вареные;
А если грибы пожарить , тогда они будут. жареные;
Если засолить, они будут. соленые;
Если замариновать, они будут. маринованные;
Если засушить- сушенные.
10. Физкультминутка «За грибами »
Все зверушки на опушке Идут по кругу, взявшись за руки.
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали, Скачут вприсядку,
Рыжики срывали. Срывают «грибы » .
Лисичка бежала, Бегут, собирают «грибы » .
Лисички собирала.
Скакали зайчатки, Скачут, срывают «грибы »
Искали опятки.
Медведь проходил, Идут вразвалку,
Мухомор раздавил. Топают правой ногой.
11. Игра "Посчитай"
Цель : согласование числительных с существительными
1 гриб ,. 3. , 5.
1 лисичка, 3. , 5.
1 опенок, 3. , 5.
Итог :
В.: - Вы все большие молодцы, справились со всеми заданиями!
Понравилось вам путешествие?
Что вы о нём расскажите своим родителям, о чём узнали, что делали? Ответы детей.
КОНСПЕКТ
совместной деятельности педагога и детей (ООД)
по теме « Грибы в лукошке»
Возрастная группа : 5-6 лет
Вид деятельности:
двигательная,
познавательно – исследовательская;
коммуникативная;
изобразительная;
восприятие художественной литературы и фольклора.
ООО: «Художественно-эстетическое развитие» (сюжетное рисование)
Вид (разновидности) интегрированной деятельности детей:
Коммуникативная деятельность;
Познавательная деятельность;
Игровая деятельность;
Трудовая деятельность.
Строение грибов: ножка, шляпка;
Умение держать кисть;
Умение рисовать кистью разными способами (всем ворсом и концом кисти («пятнышки»));
Понятие законченности композиции.
Интегрированная форма : сказочное (волшебное) путешествие.
Образовательные задачи
1. ЗНАНИЯ
Формировать у детей представления о сюжетном рисовании;
Формировать у детей представления об особенностях в композиции в сюжетном рисовании;
2. ОТНОШЕНИЯ
Развивать у детей интерес к рисованию;
Развивать у детей эмоциональную отзывчивость от восприятия результата своей и общей работы;
Формировать у детей интерес к окружающим предметам;
3. ДЕЙСТВИЯ
Формировать у детей умения передавать в рисунке образы предметов;
Формировать у детей умения располагать изображение по всему листу
Материалы и оборудование.
1. Стимульный материал:
Наглядные картинки грибов: боровик, подберезовик, подосиновик, опята, сыроежка, лисички, рыжики, волнушка, груздь, табак, мухомор, поганка, сморчок.
Муляжи грибов;
2. Материалы для деятельности детей:
1)материалы для представления заданий и результатов деятельности:
– мольберт с ватманом, на котором изображено лукошко.
2) материальные средства для деятельности детей:
Краски гуашевые;
Кисти для рисования;
Альбомные листы для рисования;
Стаканчики с водой;
Салфетки для промакивания кисточек.
1. Дидактический материал:
картинки с изображениями видов грибов.
4. Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей :
– мольберт;
– интерактивная доска;
– музыкальный центр;
– ноутбук;
– мультимедиапроектор.
Конструктор совместной деятельности педагога и детей
Этап
Деятельность педагога
Деятельность детей
Мотивационно-целевой
Лесовичок просит детей помочь собрать грибочки для лесных жителей в лукошко.
Лесовичок загадывает детям загадки про грибочки и просит детей их отгадать.
Лесовичок на отгаданные загадки показывает детям картинки с отгаданными грибами.
Лесовичок предлагает детям рассказать о строении, цвете и форме грибов.
Дети разгадывают загадки.
Рассматривают картинки.
Рассказывают. о строении, цвете и форме грибов.
Лесовичок предлагает детям отправиться в «лес», чтобы собрать грибочки.
Лесовичок предлагает детям
Рассмотреть материалы, предложенные им для рисования грибочков;
Вспомнить как пользоваться красками и кисточкой: как набирать краску на кисточку; как наносит ее на лист бумаги; как промывать и промакивать кисть на салфетке после рисования;
Продумать где на листе будет располагаться гриб (в центре листа или у нижнего края бумаги);
Сесть за стол и нарисовать каждому ребенку тот грибок, который больше всего ему понравился.
Лесовичок предлагает детям прикрепить нарисованные грибочки в нарисованное на ватмане лукошко, которое прикреплено на мольберте.
Собирают грибочки в лукошко.
Рассматривают предложенные им для рисования материалы.
Рассказывают как пользоваться красками и кисточками.
Показывают на какой части листа будет располагаться гриб.
Рисуют грибы красками.
Прикрепляют грибочки к нарисованному лукошку лесовичка на мольберте.
Оценочно-рефлексивный
Лесовичок предлагает детям вспомнить, чем они занимались сегодня.
Лесовичок предлагает детям рассказать о своем грибочке, который нарисовали.
Рассказывают об отгадывании загадок про грибы, о том, как и какие грибы они собирали, о рисовании грибов.
Каждый ребенок рассказывает о своем грибочке, который нарисовал для лесовичка.
Методы и приемы:
1. Методы стимулирования и мотивации деятельности :
– вводная беседа, загадывание загадок:
Этот гриб найдешь весной
На опушечке лесной.
Весь в морщинках старичок
С именем смешным... (сморчок)
Вырос он в березняке.
Носит шляпу на ноге.
Сверху лист к нему прилип,
Вы узнали? Это... (гриб)
Разместился под сосной
Этот гриб, как царь лесной.
Рад найти его грибник.
Это - белый... (боровик)
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых,
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я... (подосиновик)
Я не спорю – я не белый,
Я, братцы, попроще.
Расту обычно я
В березовой роще.(Подберёзовик)
Кто повыше, кто пониже,
На пеньке народец рыжий.
Тридцать три веселых брата.
Как же их зовут? (Опята)
Этот миленький грибок
Выбрал тихий уголок.
Ножичком его ты срежь-ка,
Ведь съедобна... (сыроежка)
Если их найдут в лесу,
Сразу вспомнят про лису.
Рыжеватые сестрички
Называются... (лисички)
Он живет под елками,
Скрытый их иголками.
Много у него братишек.
Рыжий гриб зовется... (рыжик)
Догадайтесь-ка, ребята:
Шляпка у него мохната.
Гриб, как розовое ушко.
Как зовут его? (Волнушка)
В шляпке беленькой на ножке
Рос грибочек у дорожки.
А теперь в корзинке пусть
Полежит съедобный... (груздь)
Гриб не варят, не едят.
В крапинку его наряд.
Снизу - кружево-узор.
Это - красный... (мухомор)
На грибы она сердита
И от злости ядовита.
Вот лесная хулиганка!
Это - бледная... (поганка)
– создание проблемной ситуации;
2. Методы организации и осуществления деятельности:
Игровые (приход лесовичка)
– словесные (беседа, загадывание загадок);
– наглядные (картинки грибов: боровик, подберезовик, подосиновик, опята, сыроежка, лисички, рыжики, волнушка, груздь, табак, мухомор, поганка, сморчок.)
3. Методы контроля и самоконтроля:
– вербальная оценка результатов выполнения заданий,
– коллективный смотр,
– рефлексия деятельности.
Литература:
1. Лыкова И.А.Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. – М: «Цветной мир», 2014.– 144 с.
2. Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду. – М: Издательский дом «Карапуз», 2008. – 192 с.
Теремок – детский портал. http://www.teremoc.ru/zagadki/zagadk_grib.htm
Кулебякина Наталья Анатольевна