Николай лазаревич тарасов история любви. Алексей Грибов: фильмы, биография, семья и личная жизнь актера
Улица Большая Дмитровка, самый центр Москвы, почти каждый дом, из сохранившихся, таит в себе ту или иную историю. Истории могут быть грустными, курьезными или же трагическими. Вот о трагической истории, произошедшей в доме № 9-11 по улице Большая Дмитровка, и пойдет речь. Но сначала немного о том, чем знаменит сей дом, который знают хорошо те москвичи, кто учился в технических ВУЗах и вынужден был выполнять великое множество чертежей. На первом этаже этого дома располагался в советское время знаменитый магазин "Чертежник".
Улица Большая Дмитровка, дом №9. Архитектор А.Э.Эрихсон 1905 г
Первоначально на месте нынешнего дома располагался дом генерала Н.Н. Муравьева. Создавая регулярную русскую армию, Петр Великий стремился перенять многое полезное из армий европейских государств. Одним из этих новшеств было создание квартирмейстерской части, явившейся прообразом современного Генерального штаба. К началу XIX века эта служба претерпела ряд изменений и стала называться по повелению императора Павла - “Свита Его Императорского Величества по квартирмейстерской части”.
В конце 1810 года 14-летний студент Московского университета Михаил Муравьев (будущий граф), большой любитель математики, собрал вокруг себя товарищей с близкими ему интересами и организовал с ними Общество математиков. Им же был написан устав общества. Своей целью общество постановило распространение математических знаний путем сочинений, переводов и преподавания. Президентом общества был избран отец Михаила Муравьева - Николай Николаевич. Выйдя в отставку после окончания войны, Н. Н. Муравьев весной 1815 года вновь занялся в Москве у себя на дому преподаванием военных наук. Слушателями его были родственники и близкие знакомые. Узнав об этом, главный квартирмейстер князь Волконский предложил этим молодым людям вступить в колонновожатые.
В 1816 году было официально образовано училище, которое получило официальное название - Московское учебное заведение для колонновожатых. Однако оно оставалось по-прежнему на иждивении Н. Н. Муравьева, который предоставил ему свой каменный двухэтажный дом по Большой Дмитровке № 9, приличную библиотеку, большое количество инструментов и иных учебных пособий. Предоставив свой дом под учебный корпус, сам Н. Н.Муравьев жил в одном из дворовых флигелей, окружавших главное здание. Московское училище для колонновожатых воспитало многих будущих декабристов: И. Б. Абрамова, Н. Ф. Заикина, В. П. Зубкова, П. И. Колошина, А. 0. Корниловича, В. Н. Лихарева, Н. Н. Муравьева, П. П. Титова, А. А. Тучкова, 3. Г. Чернышова, А. В. Шереметева и других. Летом 1826 года по высочайшему повелению училище было упразднено. Причиной его закрытия явилось то, что большое количество выпускников Московского учебного заведения для колонновожатых было привлечено по делу 14 декабря "Декабристов". Из привлеченных осуждено было 13 человек...
С 1818 года, чувствуя нехватку средств для содержания своего любимого детища, Муравьев вынужден был сдавать под Английский клуб свой главный дом, переселив учеников во второй флигель. Английский клуб, находившийся в этом доме видел в своих стенах и А.С.Пушкина и его друзей. Потом клуб переехал и уже в 1903-1905 гг. двухэтажный особняк был перестроен и объединен в единое целое с домом № 11, став доходным домом купца Михайлова. На первом этаже располагался знаменитый меховой салон поставщика Двора Его Императорского Величества купца А.М. Михайлова, продававший горжетки, палантины и кокетливые шапочки, в общем меховые мечты многих женщин...
1910 год... именно в это время и разыгралась та самая трагедия, о которой упоминалось выше. Причиной трагедии стала и любовь и сложные человеческие отношения. Основных действующих лиц всего четверо: директор Барановской мануфактуры Журавлев, московская красавица Оленька Грибова, нефтяной магнат и меценат Николай Лазаревич Тарасов и также меценат, богатый промышленник Николай Павлович Рябушинский.
История не сохранила нам изображения Оленьки Грибовой, но внешность ее типична и пусть условно эта девушка на фото олицетворяет нашу... роковую женщину
Первый персонаж истории был удачливым карьеристом, бонвиваном. Его часто можно было встретить в "Славянском базаре" или же у цыган в "Яре". Оленька Грибова была хорошей знакомой Журавлева, дамой приятной во всех отношениях,. Она была невероятно красива и имела головокружительный успех у мужчин. В салон Оленьки Грибовой были вхожи лишь люди с деньгами и положением, она кружила головы и разбивала судьбы.
Н.Л.Тарасов
"Трудно встретить более законченный тип изящного, привлекательного, в меру скромного и в меру дерзкого денди. Вовсе не подделывается под героев Оскара Уайльда, но заставляет вспомнить о них. Вообще не подделывается ни под какой тип, сам по себе: прост, искренен, мягок, даже нежен, но смел".
В.И.Немирович-Данченко о Н.Л.Тарасове
Третий персонаж истории наиболее значителен. Николай Лазаревич Тарасов - представитель богатого армяно-черкесского рода. И при всем при том денди, спортсмен и любитель прогресса (у Тарасова был самый мощный в городе автомобиль). Пользовался английскими духами, название которых держал в тайне. Ежедневно прогуливался по Кузнецкому мосту, а по завершении прогулки в одиночестве сидел в кондитерской Трамбле (угол Петровки и Кузнецкого). Николай Лазаревич, писал изящные стихи. Но, правда, собственной манеры не имел, все больше увлекался подражаниями. К примеру, модному тогда Верлену. Актеру В. Качалову он подарил собственноручно сделанный этюдник "под Коровина". Из множества художников один лишь Бенуа смог разгадать подделку.
Но главным увлечением Тарасова все-таки был театр. Получив в наследство состояние отца, Николай Лазаревич отправился путешествовать за границу. В Германии в 1906 году труппа Московского Художественного театра, гастролирующая тогда в Европе, едва не прервала гастроли: у нее не было денег. Николай Лазаревич и его друг Никита Балиев встретились с Немировичем-Данченко и Тарасов одолжил безвозмездно труппе тридцать тысяч рублей. Театр смог продолжить гастроли, а Тарасова и Балиева записали в состав пайщиков и сделали членами дирекции МХТа. По правде сказать, Тарасов любил театр, но актрис - гораздо больше. Был увлечен Алисой Коонен и постоянно раскатывал с ней на своем шикарном авто.
Именно друзья Тарасов и Балиев и начали при МХТ новое дело - открыли кабаре под названием "Летучая мышь", где с конферансом Балиева (и, конечно, на средства Тарасова) устраивались знаменитые мхатовские капустники. Кабаре было закрытым, для своих. Поначалу оно размещалось в подвале доходного дома Перцова (Соймоновский переулок, 1) - этаком теремке, сделанном по рисункам Сергея Малютина. Когда Тарасов и Балиев в первый раз вошли в этот подвал, им навстречу метнулась летучая мышь. Так и возникло название. Главным же правилом было остроумно шутить и, естественно, не обижаться на шутки.
Затея удалась. Один из посетителей писал: "Лица, которые мы привыкли видеть важными и деловитыми, стонали от спазм неудержимого хохота. Всех охватило какое-то беззаботное безумие смеха: профессор живописи кричал петухом, художественный критик хрюкал свиньей. Такое можно встретить только на кипучем карнавале в Италии или веселой Франции ".
Н.П.Рябушинский
Четвертый персонаж, Николай Павлович Рябушинский. Меценат, издатель роскошного журнала "Золотое руно", любитель прекрасного, устраивающий, по слухам, на своей вилле "Черный лебедь" афинские ночи с голыми актрисами. Рябушинский спонсировал в тоже время приюты, больницы, помогал художникам и композиторам. Именно ему принадлежит фраза:"Богатство обязывает!"
И тут приключилась трагедия. Оленька Журавлева успешно морочила голову и Тарасову и Рябушинскому, но ни тот, ни другой успеха не достигли. Сердце же красавицы завоевал господин Журавлев, он был робок и нежен и не сводил глаз с дамы сердца. И тут господин Журавлев прилично проигрался в карты. Обратился к своей возлюбленной, Оленьке Грибовой с тем, чтобы та одолжила необходимые средства, иначе его ждал страшный скандал за растрауте денег акционеров. Угрожал, что иначе застрелится.
У красавицы денег, не было, и она обратилась за помощью к Николаю Тарасову. Нет, Тарасов вовсе не был до беспамятства влюблен в госпожу Грибову. Но выручать соперника не позволяла честь. Естественно, Тарасов отказал. А Журавлев и вправду застрелился - тоже дело чести. Тарасов вместе с Грибовой отправились на панихиду по директору. После чего Оленька Грибова покончила с собой. Она неумело стрелялась, попала в больницу, но спасти самоубийцу не смогли.
Николай Лазаревич по газетам следил за состоянием Грибовой. И, когда прочитал о ее смерти, то накрылся одеялом (чтобы не слышали соседи) и выстрелил себе в висок. Трагедия же эта разыгралась именно в этом доме на Большой Дмитровке №9, где Николай Лазаревич Тарасов снимал роскошнейше мебелированную квартиру. Тарасов занимал целый этаж, часть аппартаментов выделил другу Никите Балиеву.
После трагедии стали расползаться слухи о том, что застрелился еще и промышленник и меценат Николай Павлович Рябушинский. Но четвертый фигурант не состоялся - Рябушинский тихим образом сидел в Петровском парке, на своей вилле "Черный лебедь", конечно, сильно горевал среди своих роскошных статуй и картин, однако же стреляться и не думал.
Памятник-надробие на могиле Н.Л.Тарасова. Скульптор Н.Андреев
Похоронили Тарасова на Армянском кладбище. Скульптор Николай Андреев (автор знаменитого памятника Гоголю) сделал по тем временам шокирующий памятник - Николай Лазаревич изображен в момент самоубийства. На постаменте возлежит мертвое тело с беспомощно откинутой рукой. Разве что пистолета не хватало. Лицо Николая Лазаревича сделано с посмертной маски, но кажется, что молодой человек безмятежно спит. Но если обойти могилу, можно понять, что это ложе смерти, поддерживаемое плакальщицами, стилизованными под восточные миниатюры. Памятник окружает высокая кованная ограда из девяти прясел, изготовленная в Венеции, по рисункам Андреева. На пряслах изображен райский сад с павлинами и гроздьями винограда. По бокам входа стоят архангелы Гавриил и Михаил. Большая часть решетки в очень печальном состоянии: часть фрагментов разъята, часть исчезла. Детали памятника можно посмотреть вот тут: Ваганьковское (Армянское) кладбище. Надгробие Н.Л. Тарасова
Н.Ф.Балиев
С прекращением финансирования Балиеву пришлось самостоятельно зарабатывать деньги на содержание "Летучей мыши". Это уже был не закрытый клуб, а общедоступный театр с весьма дорогими билетами.После революции Балиев со своим театром эмигрировал в Америку. Артисты уехали в Париж, где уже назывались "La shouve sourrie" - "Летучая Мышь", а потом с большим успехом гастролировали на Бродвее. Свои восторженные отзывы о театре оставили и Мелани Гриффит, и Чарли Чаплин. Однако, по разным причинам, театр перестал существовать. Балиев умер в Нью-Йорке, в возрасте чуть более 60-ти лет.
Вот так выглядел магазин "Чертежник" во времена СССР
Улица Большая Дмитровка, дом № 9. Детали фасада
А дом? А дому в 2003 году исполнилось сто лет и он продолжает поражать московских обывателей своим смелым фасадом, оформленным архитектором А.Э.Эрихсоном в египетском стиле. И жильцы сейчас, как и раньше... богатые и самодовольные, квартиры в доме стоят безумно дорого... все как и было раньше, только вот нет уже ни Н.Л.Тарасова, ни магазина "Чертежник"...
Тот, кто имеет представления о фильмах немого кино начала 20 века, знает, что любовные мелодрамы очень часто сопровождались сценами убийств и самоубийств. На этом сюжет и строился - "Измена? Я убью себя! Нет, сначала убью его, а потом себя! Нет, сначала ее, потом его, потом себя!" Или так: "Ты принадлежишь другому! Я не в силах это переносить! Я убью себя!" - бах, выстрел в висок - "Как я могла не ответить на его чувства! Я только теперь поняла, как люблю его! А теперь его смерть на моей совести! Я не могу так жить!" - бах, выстрел в сердце - "О, моя любовь! Ты навеки оставила меня, чтобы соединиться с другим в лучшем мире! Но я иду за тобой!" - бах, и третий труп в развитие сюжета...
Нам сейчас это кажется не трагическим и зловещим, а наивным и немного смешным, когда по прихоти сценариста (сценариуса, как тогда говорили) артисты из фильма в фильм "стрелялись" из бутафорских револьверов, а потом театрализованно "умирали". Но ведь давно замечено, что искусство так или иначе отражает реалии жизни. Самоубийства и убийства из ревности не были в начале 20 века редкостью, напротив, это было довольно распространенное деяние, отвечающее модной эстетике декаданса. До 1905 года пистолеты продавались вполне свободно, а потом (из-за разгула революционных событий) требовалось получить на покупку разрешение в полиции, но благонамеренным обывателям их как правило выдавали без лишних формальностей. И оружия на руках у населения скопилось достаточно...
В реальной жизни происходили истории, которые вполне могли бы стать сюжетами для синематографа.
Всем любителям московской истории знакома книга воспоминаний Павла Бурышкина "Москва купеческая", ставшая главным пособием о жизни, лицах и коммерческой деятельности московских предпринимателей.
Павел Бурышкин
Бурышкин среди прочих купеческих родов с большим уважением говорит о миллионерах Тарасовых и упоминает о трагедии, случившейся с одним из представителей этого рода - Николаем Лазаревичем Тарасовым. А в 1910 году эта история всколыхнула всю Москву. О ней судачили, писали в газетах, кто-то горячо сочувствовал, кто-то занимался злопыхательством...
Род Тарасовых происходил от армянских купцов Торос (Торосян) из Армавира. Начинали они как владельцы текстильных и ватных фабрик, и вскоре смогли перебраться из провинции в Москву. Семья Тарасовых "поднялась" на глазах московского купечества, но тем больше уважения к себе вызывала. Бурышкин приводил слова Щукина:
"В начале братья Тарасовы, - пишет он, - жили весьма скромно; ездили по железной дороге в третьем классе, возили с собой мешки с сухарями из черного хлеба, которым питались дорогой, носили зимой потертые бараньи шубы, но потом они разбогатели, и мы увидели их в собольих шубах с бобровыми воротниками"...
К началу 20 века Тарасовы разделились на несколько ветвей, связанных между собой не слишком дальним родством, и одним из самых заметных Тарасовых был Николай Лазаревич Тарасов (Никогайос Торосян). Молодой наследник громадного состояния, он занимался уже не только семейным мануфактурным делом, но и перспективным бизнесом - нефтяными разработками в Баку, и считался нефтепромышленником. В Москве его знали как первого денди и плейбоя... У него был роскошный автомобиль - модная и редкая по тем временам техническая новинка. Костюмы он заказывал в Париже...
Николай Тарасов
"Трудно встретить более законченный тип изящного, привлекательного, в меру скромного и в меру дерзкого дэнди. Вовсе не подделывается под героев Оскара Уайльда, но заставляет вспомнить о них. Вообще, не подделывается ни под какой "тип": прост, искренен, мягок, даже нежен, но смел; ко всему, на каждом шагу подходит со вкусом, точно пуще всего боится вульгарности", - говорил о нем Владимир Немирович-Данченко.
Немирович-Данченко хорошо знал этого человека. Однажды труппа Художественного театра, будучи на заграничных гастролях, столкнулась в Германии с финансовыми проблемами и осталась без гроша, не зная даже, как и на что вернуться домой в Москву. И случайно встреченный ими соотечественник Николай Тарасов, путешествовавший вместе с приятелем "по Еропам", узнав о трудностях артистов, сразу же под честное слово дал им 30 000 рублей (крупную сумму по тем временам). И театр с блеском продолжил гастроли.
Никита Балиев
Тем самым приятелем Тарасова был Никита Балиев (Балян), начинающий режиссер, уговоривший молодого мецената открыть в Москве кабаре в парижском стиле. Они долго подбирали помещение, пока не забрели в дом купцов Перцовых, оригинальное, недавно построенное здание, в котором был большой, никому не нужный подвал. Он вполне подходил для артистического кабаре...
Дом Перцовых в Соймоновском проезде
Когда Тарасов и Балиев пришли смотреть помещение, из заброшенного подвала им навстречу вылетела летучая мышь. Сразу же родилось название - кабаре "Летучая мышь". Тарасов стал его директором. В 1908 году "Летучая мышь" распахнула двери.
Боковой фасад дома Перцовых
Тарасов оплатил ремонт, оборудование, взял на себя все первоначальные расходы... Даже билеты в "Летучую мышь" стали продавать не сразу, но в одно из самых популярных в Москве мест кабере превратилось с первых дней. Здесь устраивались остроумные представления вроде капустников, в которых принимали участие самые знаменитые актеры и режиссеры Москвы. Качалов, Книппер-Чехова и другие звезды часто представали в необычных амплуа. Станиславский, например, показывал тут фокусы...
Здесь был вход в кабаре
Тарасов и сам увлекся сценой. В качестве актера он на нее не выходил, но как увлеченный человек буквально жил этим делом - придумывал скетчи и шутки, сочинял музыку для представлений, рисовал эскизы декораций, решал финансовые и прочие проблемы актеров.
Представление в "Летучей мыши"
Вид от дома Перцовых на Храм Христа Спасителя, современное фото
Вид на дом Перцовых от Москвы-реки
Конечно, вращаясь в артистических кругах, Тарасов был знаком со многими актрисами, кого-то протежировал (например, помогал с театральной карьерой Алисе Коонен), кому-то просто симпатизировал. Но его возлюбленной стала актриса Ольга Грибова, хорошенькая и довольно легкомысленная женщина, не оставившая значительного следа в истории театра. Ольга была замужем за состоятельным предпринимателем, но к моменту знакомства с Тарасовым оказалась то ли в разъезде, то ли в разводе с мужем, и вела довольно свободный образ жизни. Роман с Николаем Тарасовым вспыхнул у Ольги мгновенно и оказался пылким, однако недолгим.
Ольга Грибова
Тарасов Ольгу обожал, но их отношения отравляли сомнения - увы, небеспочвенные, - что ей нужны скорее его деньги, чем он сам. Она довольно быстро завела другого возлюбленного, тоже известного в Москве денди и прожигателя жизни Николая Журавлева. Журавлев стал юнкером, мечтая о военной карьере (ах, эти душки-военные!), но одновременно он был совладельцем крупной Барановской мануфактуры и даже входил в состав ее директоров. Ни меценатом, ни благотворителем он не стал, легкомысленно прокучивая свои доходы. Для Тарасова это оказалось большой обидой - надо же, Ольга предпочла ему какое-то ничтожество!
Дом на Большой Дмитровке (№9), целый этаж в котором занимали апартаменты Николая Тарасова
В октябре 1910 года Ольга позвонила Тарасову и, рыдая, стала просить у него денег. Наверное, он ей не отказал бы, но все же поинтересовался - зачем ей вдруг, срочно потребовались 25 тысяч? Ольга призналась. что деньги нужны для любовника - он проигрался в карты, а наличных денег у него сейчас нет, и теперь нужно либо где-нибудь их найти, чтобы вернуть долг чести, либо придется застрелиться.
- Он застрелится, он - человек чести, он застрелится! - повторяла Ольга.
Николай возмутился. Надо же, "человек чести", который берет деньги у женщины! И как ей пришло в голову, что еще и Тарасов станет содержать ее альфонса!
Ольге он резко отказал, назвав ее просьбу абсурдной.
Николай Тарасов
Вероятно, Тарасов рассчитывал, что оставшись без денег, Журавлев проявит свою подлинную сущность, и Ольгу это оттолкнет. Но события приняли трагический оборот - легкомысленный юнкер действительно застрелился. После панихиды Ольга вернулась домой и... тоже выстрелила в себя. Она не так умело обращалась с оружием и сразу не умерла. Ее отвезли в больницу, но спасти все равно не смогли. Подруга Ольги, желая уязвить Тарасова, которого считала виновником этих смертей, сообщила ему о несчастье с Ольгой, когда та была еще жива. Николай в ужасе ожидал известий из больницы, а "добросердечная" подруга заказала гроб и велела доставить его Тарасову на дом.
Но прежде, чем заказ выполнили, Николай узнал о смерти возлюбленной. К тому моменту, когда гроб был доставлен, он тоже свел счеты с жизнью.
Ему было 28 лет.
Могила Николая Тарасова на Ваганьковском кладбище
Московские газеты писали в те дни:
"Самоубийство Н.Л. Тарасова
Вчера, в 10 1/2 час. утра, у себя на квартире застрелился пайщик Художественного театра, основат. кабарэ «Летучая мышь», Николай Лазаревич Тарасов.
Накануне рокового дня покойный был на спектакле Художественного театра и вернулся домой бодрый, веселый со своим приятелем Н.Ф.Балиевым, с которым беседовал до 2 час. ночи. Условившись, что на следующий день, после дневного спектакля, они поедут вместе обедать, покойный пошел в свою спальню. Утром, в 10 1/2 ч. прислуга услышала грохот и шум, раздавшийся из спальни г. Тарасова, и поспешила туда. Глазам ее представилась ужасная картина. На кровати, в луже крови лежал Тарасов и тяжело стонал. Тотчас же было послано за врачом, которому пришлось констатировать смерть.
Покойный никаких записок не оставил".
"Три самоубийства
Говорят, что три последних самоубийства: Н.М. Журавлева - в пятницу, О.В. Грибовой - в субботу и вчера Н.Л. Тарасова, стоят в тесной связи. В городе упорно циркулирует такая версия:
Н.М.Журавлев в пятницу, в условленный час, в 9 час. вечера, ждал решительного ответа от О.В.Грибовой. Пробило 9 часов. Ответа нет. Еще 15 минут ожидания - и из кабинета Журавлева раздается выстрел. Через 10 минут звонок от г-жи Грибовой.
На первой панихиде у гроба Н.М. Журавлева, в 7 час. веч. в субботу, присутствовала и г-жа Грибова. Тотчас после панихиды она возвращается домой, запирается в своей комнате. И новый выстрел. После тяжелых мучений О.В. скончалась только в полночь.
Какой-то неизвестный Тарасову женский голос немедленно сообщил ему о покушении Грибовой на самоубийство. Но Тарасов до 2-х часов ночи не мог добиться ответа: жива ли О.В.
И только на утро из газет узнал об ее смерти..."
Тарасова похоронили на Армянском кладбище в Ваганьково. Памятник был заказан выдающемуся скульптору Николаю Андрееву, автору первого памятника Гоголю на Гоголевском бульваре, драматургу Островскому у Малого театра и несохранившегося, но все же знаменитого обелиска Свободы на Тверской площади...
Памятник Тарасову - одна из самых необычных работ скульптора. В свое время памятник произвел сильное, но несколько шокирующее впечатление на современников - молодой человек запечатлен в момент самоубийства. Поначалу кажется, что он спит, откинувшись на спинку кресла, но по тому, как заострились черты его лица, и как бессильно откинулась рука, из которой, наверное, только-только выпал револьвер (само оружие в надгробии не присутствует), понимаешь, что уснул он вечным сном. Лицо скульптуры выполнено с использованием посмертной маски, снятой с Николая Тарасова.
Автор снимка mccuntz, 2007 год.
Плакальщицы на боковых фрагментах скульптуры, выполненные в стиле старинных армянских миниатюр, добавляют трагизма... В общий ансамбль входила и решетка, выполненная по эскизу Андреева в Венеции, но ныне она в плохом состоянии и уже наполовину разрушена.
Кружась летучей мышью
Среди ночных огней,
Узор мы пестрый вышьем
На фоне тусклых дней...
Николай Тарасов
Один из первых в нашем отечестве постперестроечных миллионеров Артем Тарасов, внучатый племянник Николая Тарасова, в своей книге "Миллионер", посвященной собственной жизни, кратко рассказывает историю родственника среди других семейных преданий. Интересно, но его рассказ не совсем совпадает со словами очевидцев. С годами что-то забывается...
В Москве ходила легенда, что памятник с надгробья Николая Тарасова в советские времена исчезал, а потом был то ли возвращен, то ли восстановлен по модели Андреева. Не уверена, что это достоверно.
А у кабаре "Летучая мышь" после смерти Тарасова начались определенные финансовые проблемы. Балиев с ними как-то справлялся, однако из дома Перцовых пришлось переехать в более скромное здание в Милютинском переулке.
Никола́й Ла́заревич Тара́сов (1882 - октябрь 1910, Москва) - меценат, нефтепромышленник–миллионер, московский щёголь и ловелас.
Прославился как меценат. В 1906 году, едва вступив в наследство, Тарасов одолжил деньги Немировичу–Данченко, когда труппа Московского художественного театра попала в трудное положение во время гастролей в Германии. Так Николай Тарасов стал пайщиком и членом дирекции МХТ и покровителем многих актрис.
Николай Лазаревич Тарасов - представитель до безумия богатого армяно–черкесского рода. И при всем том щеголь, богема, спортсмен и любитель прогресса (имел самый мощный в городе автомобиль). Пользовался английскими духами, название которых держал в тайне. Ежедневно прогуливался по Кузнецкому мосту, а по завершении прогулки в одиночестве сидел в кондитерской Трамбле. Немирович–Данченко писал о нем: «Трудно встретить более законченный тип изящного, привлекательного, в меру скромного и в меру дерзкого денди. Вовсе не подделывается под героев Оскара Уайльда, но заставляет вспомнить о них. Вообще не подделывается ни под какой тип, сам по себе: прост, искренен, мягок, даже нежен, но смел».
Если бы не богатство, которое губило Тарасова тем, что он ничего не должен был делать, он был бы жизнеспособнее. А одного жизнелюбия, чтобы жить, ему не хватало. Он никому не верил - ни друзьям, ни женщинам, за всяким их отношением к себе видел один стимул - своё богатство.
Жизнь Николая Тарасова закончилась трагически из–за «любовного треугольника».
Его бывшая любовница, актриса Оленька Грибова просила у Николая Тарасова денег для своего любовника, юнкера Николая Журавлёва (по его же просьбе), который сильно проигрался в карты. Юнкер обещал застрелиться если Оленька не попросит или Тарасов не даст денег. Ибо карточный долг - вопрос чести.
Тарасов отказал, рассудив, что нет смысла давать денег сопернику. Юнкер застрелился.
На следующий день Ольга Грибова тоже стрелялась и после нескольких мучительных дней умерла в больнице.
Тарасов наблюдал о судьбе Оленьки из газет. Когда же узнал что она умерла, зашел в спальню, накрылся одеялом и выстрелил себе в висок.
Когда слуга Тарасова вернулся домой, то обнаружил тело покойника, гроб и венок. Оказывается подруга Ольги Грибовой заказала гроб и венок на адрес Тарасова в отместку за свою подругу, когда он ещё не знал о смерти своей бывшей любовницы.
Похоронили Тарасова на Армянском кладбище. Скульптор Николай Андреев (автор знаменитого памятника Гоголю) сделал шокирующий памятник - Николай Лазаревич изображен в момент сразу после самоубийства. На постаменте лежит мертвое тело с беспомощно откинутой правой рукой. Лицо очень точно сделано с посмертной маски, и кажется, что молодой человек безмятежно спит. Но если посмотреть на могилу сбоку, можно понять, что это ложе смерти, поддерживаемое плакальщицами (они изображены в стиле традиционных старинных армянских миниатюр).
Прогуливаясь по армянскому кладбищу в Москве, вы можете увидеть это великолепное скульптурное надгробие - кажется, что молодой человек присел в удобное кресло и просто ненадолго задремал. Но он дремлет уже более ста лет. Подробнее об истории смерти и посмертия Николая Тарасова - в статье.
Эта могила внесена в каталог как "одно из лучших надгробий Москвы эпохи модерна" и имеет охранный статус "выявленного объекта культурного наследия". Похоронен здесь меценат, нефтепромышленник-миллионщик, основатель и вдохновитель театра-кабаре "Летучая мышь" Николай Тарасов (1882- 1910). Так он звался на русский манер, на самом же деле - его звали Никогайос Торосян, и он был представителем богатейшей армянской семьи купцов Торосянов.
Успешный купец-мануфактурщик и владелец нефтяных промыслов, он получил от отца 6 миллионов наследства, и был одним одним из богатейших людей Москвы того времени. Главной страстью Тарасова был театр - он сам писал стихи и пьесы, которые потом ставились в его театре-кабаре. Часто там собирались виднейшие театральные деятели - Станиславский, Москвин, Качалов, многие другие. Тарасов также был пайщиком и щедрым меценатом Художественного театра, а однажды практически спас труппу, которой не на что было возвращаться с гастролей из Германии. Тогда Николай безвозмездно передал Немировичу-Данченко 30 тысяч рублей.
Скончался Тарасов в 28 лет, совершив самоубийство. Всю жизнь он любил театр, и смерть его была, по-своему, театральна. Причиной стала бывшая любовница Николая, актриса Ольга Грибова. После окончания бурного романа с Тарасовым, у Грибовой появился новый друг сердца - 23-летний юнкер Журавлев. Актриса любила юношу, а он любил карты. Однажды Журавлев проиграл огромную, по тем временам, сумму - 25 000 рублей. Возможности отдать такие деньги у него не было, и он попросил Грибову помочь, грозя самоубийством. Ольга попросила для него денег у Тарасова, но тот резко отказал. Спустя некоторое время, неудачливый игрок действительно свел счеты с жизнью. На следующий день после похорон Журавлева, Грибова последовала за ним. Узнав о смерти возлюбленной из газет, Тарасов застрелился. По словам свидетелей, он быстро подошел к секретеру, вытащил из ящика револьвер, приставил дуло к виску и нажал на курок. Произошло это в конце октября 1910 года.
Похоронили Тарасова на Армянском кладбище. Скульптор Николай Андреев (автор знаменитого памятника Гоголю) сделал шокирующий памятник - Николай Лазаревич изображен в момент сразу после самоубийства. На постаменте лежит мертвое тело с беспомощно откинутой правой рукой. Лицо очень точно сделано с посмертной маски, и кажется, что молодой человек безмятежно спит. Но если посмотреть на могилу сбоку, можно понять, что это ложе смерти, поддерживаемое плакальщицами (они изображены в стиле традиционных старинных армянских миниатюр).
Могилу окружает кованая ограда, изготовленная в Венеции по рисункам Андреева с изображением райского сада с павлинами и гроздьями винограда.
По бокам входа стоят архангелы Гавриил и Михаил. К сожалению, в настоящий момент большая часть решетки в очень печальном состоянии, а часть фрагментов исчезла.
В советские годы пропадала и сама фигура на надгробии. Кто ее похитил и с какой целью - так и не выяснили.
Восстановил фигуру Тарасова-Торосяна в 1991 г. скульптор Юрий Орехов (автор другого, римского памятника Гоголю, что стоит на вилле Боргезе). И теперь молодой миллионер снова дремлет на своем прекрасном кресле.
Рассказывает экскурсовод Ирина Стрельникова:
В газете осенью 1910 года появились одна за другой три заметки:
«29 октября в доме Лопатиной, на Бол. Никитской ул., выстрелом из револьвера покончил расчеты с жизнью содиректор Барановской мануфактуры, сын действительного статского советника Николай Михайлович Журавлев, 24 лет. В оставленном письме покойный просит в смерти его никого не винить».
«Вчера, 30 октября, в 10 часу вечера, в собственном доме, по Чудовскому переулку (нынче – улица Огородная слобода – прим. СДГ) , застрелилась из револьвера жена известного в Москве негоцианта, Ольга Васильевна Грибова, урожденная Ясюнинская. Накануне покойная была в особенности грустна, но ничто не предвещало катастрофы. После обеда к супругам Грибовым пришли двое знакомых. Весь вечер разговор вращался на самоубийстве сына известного богача Журавлева и все искренно сожалели этого, всегда жизнерадостного молодого человека, не так давно окончившего Императорский лицей Цесаревича Николая. Напившись чаю, супруг покойной, Алексей Назарович Грибов, пошел с своим приятелем в биллиардную играть. Его супруга со своею приятельницею прошла в спальню и там стала ей высказывать свое горе по поводу смерти молодого Журавлева и, вынув из шифоньерки револьвер, сказала: „Не последовать ли и мне за ним?” Подруга стала ее успокаивать, и г-жа Грибова дала ей слово ничего над собой не делать, но, как только ее подруга отошла в сторону, грянул выстрел, и О.В. Грибова упала на ковер с простреленным сердцем».
И ещё 1 ноября, в «Новом времени» — заметка «Самоубийство Н.Л.Тарасова»:
«Вчера, в 10 1/2 час. утра, у себя на квартире застрелился пайщик Художественного театра, основат. кабарэ «Летучая мышь», Николай Лазаревич Тарасов.
Накануне рокового дня покойный был на спектакле Художественного театра и вернулся домой бодрый, веселый со своим приятелем Н.Ф.Балиевым, с которым беседовал до 2 час. ночи. Условившись, что на следующий день, после дневного спектакля, они поедут вместе обедать, покойный пошел в свою спальню. Утром, в 10 1/2 ч. прислуга услышала грохот и шум, раздавшийся из спальни г. Тарасова, и поспешила туда. Глазам ее представилась ужасная картина. На кровати, в луже крови лежал Тарасов и тяжело стонал. Тотчас же было послано за врачом, которому пришлось констатировать смерть.
Покойный никаких записок не оставил.
Говорят, что три последних самоубийства: Н.М.Журавлева – в пятницу, О.В.Грибовой – в субботу и вчера Н.Л.Тарасова, стоят в тесной связи. В городе упорно циркулирует такая версия:
Н.М.Журавлев в пятницу, в условленный час, в 9 час. вечера, ждал решительного ответа от О.В.Грибовой. Пробило 9 часов. Ответа нет. Еще 15 минут ожидания – и из кабинета Журавлева раздается выстрел. Через 10 минут звонок от г-жи Грибовой.
На первой панихиде у гроба Н.М.Журавлева, в 7 час. веч. в субботу, присутствовала и г-жа Грибова. Тотчас после панихиды она возвращается домой, запирается в своей комнате. И новый выстрел. После тяжелых мучений О.В. скончалась только в полночь.
Какой-то неизвестный Тарасову женский голос немедленно сообщил ему о покушении Грибовой на самоубийство. Но Тарасов до 2-х часов ночи не мог добиться ответа: жива ли О.В. И только на утро из газет узнал об ее смерти. через три дня»…
ОСОБНЯК
Особняк, украшенный двумя симметрично расположенными эркерами с изящным лепным декором, сочетает черты модерна и неоклассицизма. Был построен в 1885 году по заказу владельца текстильной фабрики Щербакова архитектором Петером-Йозефом Дриттенпрейсом, уроженцем Баварии. Известно, что заказчик выдвинул единственное условие: чтобы дом был весь голубой. Что архитектор и воплотил (так что нынешний цвет — не совсем правильный). Но Щербаков, по всей видимости, остался не слишком доволен результатом, потому что довольно быстро продал особняк одному из Грибовых – владельцев крупной мануфактуры бумажных, шелковых и суконных товаров. Алексей Назарович Грибов поселился здесь со своей женой, актрисой Ольгой Васильевной Грибовой. Той самой самоубийцей. Драма разыгралась именно в этом особнячке. Со временем газетам удалось докопаться до причины трех самоубийств. Мало того, они заподозрили, что вот-вот произойдет и четвертое – у ворот виллы Николая Рябушинского несколько дней толкались репортеры, ожидая очередной трагической сенсации. Впрочем, обо всем по порядку. Прежде всего – о Николае Лазаревиче Тарасове, третьем самоубийце, которого горько оплакивала артистическая Москва…
СПАСЕНИЕ МОСКОВСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО
Летом 1905 года Станиславский записал: «Со смертью милого и незабвенного Саввы Тимофеевича (кстати, тоже застрелившегося — во всяком случае по официальной версии — прим.СДГ) материальные условия театра резко изменились к худшему». Конечно, в Московский Художественный по-прежнему ломилась публика. Да и сам Станиславский – человек весьма небедный, управляющий фамильной золотоканительной фабрикой Алексеевых. Но с самого основания МХТ был задуман как театр для публики недорогой, общедоступный – соответственно, продажа билетов не окупала весьма затратных постановок. А фабричные дела с театральными Константин Сергеевич никогда не путал – это в Камергерском переулке он был Станиславским. А у себя на фабрике, на Малой Алексеевской — по-прежнему Алексеевым, промышленником, предпринимателем, администратором, и отчасти не мог, а отчасти и не считал нужным финансировать МХТ за счет доходов золотоканительного производства.
Для поправки дел решили организовать первые в истории МХТ зарубежные гастроли. Взяли довольно большой кредит и отправились в Берлин. Дальше предполагались Дрезден, Прага, Париж. Да вот только деньги кончились уже в Берлине. «Немцы идут в театр очень туго», - признавал Немирович-Данченко. Зал не наполнялся, спектакли ведь шли на русском (поди-ка, сыграй по системе Станиславского на неродном языке!). Константин Сергеевич позже писал: «Мы истощились материально и готовы были возвращаться по шпалам из–за границы».
И тут пришло неожиданное спасение. Актеры Москвин и Вишневский передали Немировичу, что о встрече с ним просят два российских подданных – горячие поклонники МХТ. Эти люди давно уже не пропускали ни одного спектакля и, соответственно, поехали за труппой в Европу: Николай Лазаревич Тарасов, только что по смерти отца унаследовавший трехмиллионное состояние и семейное дело (оптовую мануфактурную торговлю), и его неразлучный друг Никита Федорович Балиев. Оба, кстати, обрусевшие армяне (Тарасовы в недавнем прошлом были Торосянами, а настоящее имя Никиты Федорвича Балиева — Мкртич Асвадурович Балян).
В первый раз к Немировичу на беседу пришел один Балиев - бойкий толстяк с круглым веселым лицом и плутовскими глазами. «Сколько вам нужно, чтобы продолжить гастроли?» - без обиняков спросил он. Оказалось, 30 тысяч. Которые Балиев тут же обещал дать. Да не в долг, а просто так, безвозмездно. На развитие театра.
Поскольку переговоры вел он, у Немировича создалось сначала ошибочное впечатление, что деньги – балиевские. На самом деле Никита Федорович был гол, как сокол, просто Тарасов всегда предпочитал выставлять вместо себя именно его, а сам вечно держался в тени из-за некоторой нелюдимости и скромности натуры. Хотя скромничать у него, объективно говоря, не было никаких причин. Немирович писал о нем: «Трудно встретить более законченный тип изящного, привлекательного, в меру скромного и в меру дерзкого денди. Вовсе не подделывается под героев Оскара Уайльда, но заставляет вспомнить о них». Остается добавить, что Тарасову было 24 года, он отличался яркой красотой, эрудированностью и, мало того, всесторонней одаренностью. С одинаковой легкостью писал (стихи, пьесы, скетчи, пародии) и рисовал (карикатуры, эскизы костюмов, да и просто картины). Как-то раз он подарил актеру Качалову картину Константина Коровина с подписью художника. И довольно долго эта картина висела в гримуборной у Качалова в качестве шедевра, вызывая восторг у поклонников Коровина. Пока Тарасов не признался, что это – его собственный этюд «под Коровина», и подпись он тоже подделал сам. При этом на оригинальное творчество, под себя самого, Тарасов не решался.
Анатолий Эфрос писал об этом удивительном человеке: «Как будто был он баловнем жизни, этот изящный юноша с бархатными глазами на красивом матовом лице. Но феи, стоявшие у его колыбели, позабыли туда положить один подарок - способность радоваться жизни. А без этого подарка чего стоят все остальные, самые щедрые и прекрасные? Тарасов носил в себе жажду этой радости - и никогда не мог ее утолить. Он любил те места, где звенел смех, где порхала шутка, но сам лишь едва улыбался и редко ронял слова. В нем жила богатая фантазия, но не то застенчивость, не то какая-то необоримая лень вязали ей крылья при первом взлете, и она упадала, не воспарив». А Качалов сетовал, что богатство губит Тарасова, рождает в нем комплекс неполноценности, отравляет для него отношения с людьми. Тарасов подозревал, что всем нужны только его миллионы, и никому не мог поверить: ни женщинам, ни друзьям. Разве что одному Никите Балиеву…
30 тысяч, которые Тарасов дал Московскому Художественному театру, пошли впрок. Гастроли были продолжены, а тут германский кайзер Вильгельм выразил желание посмотреть «Царя Федора». Это послужило прекрасной рекламой: публика повалила на спектакли московских гастролеров. Газеты раструбили об их успехе, и во всех других городах проблем со сборами уже не было. Театр действительно сумел поправить дела. Ну а Станиславский с Немировичем были людьми благодарными. По возвращении в Москву Балиева приняли в труппу в качестве актера. Предлагали и Тарасову – он отказался. Хотели вернуть ему долг – не взял. Тогда его просто сделали пайщиком (со взносом 30 тысяч рублей) и членом дирекции. Эту честь Тарасов с благодарностью принял, но в управление театром деликатно не вмешивался. Просто помогал театру, чем мог.
Тем временем дела друга Тарасова Никиты Балиева в театре складывались не очень хорошо. Актерский дар, который у него, несомненно, имелся, по своей природе мало подходил МХТ. Балиев раз за разом получал маленькие роли (вроде Хлеба в «Синей птице») и проваливал их. У него было слишком комичное лицо, не поддававшееся никакому гриму, плюс армянский акцент. Но нет худа без добра! Ему поручили капустники, и тут-то талант Балиева развернулся! Так родилась знаменитая, легендарная «Летучая мышь» — театр-кабаре для увеселения и отдыха труппы. В который при этом мечтала попасть вся Москва, да только это было потруднее, чем попасть в МХТ в день премьеры…
Дом Перцевой – первый адрес «Летучей мыши». Фото Ю.Звездкина
Помещение для «Летучей мыши» Балиев с Тарасовым нашли сами — подвал в доме Перцова в Курсовом переулке. Когда они в первый раз вошли в этот подвал, им навстречу метнулась летучая мышь. Отсюда и название. Кстати, к потолку зала была подвешена матерчатая летучая мышь. Что же за представления давались в «Летучей мыши»? Об этом театре впору делать отдельную статью – он того стоит. Сейчас расскажу только пару их скетчей.
В те дни в газетах писали о поразительной политической ловкости и пробивной силе создателя партии «17 октября» Александра Ивановича Гучкова (из московской купеческой династии староверов Преображенского кладбища, о которых СДГ). Гучков был избран в III Государственную думу и поставил себе цель добиться поста председателя, причем шел к этой цели, как танк. И вот – очередное ночное представление в «Летучей мыши». На сцене – огромный бутафорский телефон, который то и дело звонит. Балиев поднимает трубку: «Откуда говорят? Из Петербурга? Здравствуйте! Очень счастлив»… Затем, после паузы: «Нет! Извините, не могу, никак не могу. Вынужден отказать. Да, спасибо, всего доброго»… Вешает трубку. Снова звонок, и снова какие-то реплики того же рода, означающие вежливый отказ. Балиев весьма комично изображает нарастающее раздражение, муку… В конце концов закрывает ладонью трубку и обращается к залу: «Гучков спрашивает, не нужен ли на нашем капустнике председатель». Зал хохочет.
Или вот еще, накануне отъезда певца Собинова (большого друга МХТ) на гастроли в Буэнос-Айрес в «Летучей миши» были устроены проводы. На сцене – фанерный поезд. Кондуктор-Балиев звонит в колокольчик, приглашает всех присутствующих занять места в купе. Начинает играть оркестр. Минуты через три Балиев опять звонит в колокольчик и объявляет: станция Витебск! Музыка умолкает. Публику приглашают выйти на перрон – то есть к столам, где расставлены рюмки с водкой. Не успевают все выпить, как снова колокольчик – пора по вагонам. Оркестр принимается играть опять. Дальше – станция Варшава. Краков. Прага. Берлин. И так далее. Много станций. И везде хлопается по рюмахе. Так и ехал поезд до утра. Правда, до Буэнос-Айреса в здравом уме и трезвой памяти добрались немногие. Собинов сошел с дистанции довольно рано – его увезли домой на извозчике с полдороги. Кстати, те гастроли так и не состоялись: разорился антрепренер Собинова… но это уж не вина «Летучей миши». Их дело было – проводить!
Для «Летучей мыши» Балиев оказался бесценной находкой. Его способность на мгновенную импровизацию, его комический дар, бурная и неутомимая натура – все было к месту. Но за всеми этими придумками, идеями, комическими куплетами, пародиями, эпиграммами, буффонадой, за всеми этими блестящими в своей веселости и абсолютной несерьезности номерами стоял Тарасов. Он же был и автором карикатур на труппу МХТ, повсюду развешенными на стенах «Летучей мыши». При этом Николай Лазаревич по-прежнему держался в тени. Будто и не имеет к происходящему никакого отношения. Эфрос пишет: «Как будто Тарасов был посторонний в «Летучей Мыши», или только ее золотой мешок. Первый среди гостей, всегда на том же месте, с цветком в петлице похожий на героя из уайльдовского романа». Ну а после представления Тарасов терпеливо ждал, пока его друг, разгоряченный и возбужденный успехом, снимет грим и переоденется. Они шли домой по ночной Москве и разговаривали. Вернее, Балиев делился радостью от успеха, обсуждал реакцию публики на ту или иную шутку, а Тарасов молча слушал. При этом за ними медленно-медленно, черепашьим ходом следовал тарасовский автомобиль – самый мощный и дорогой в Москве…
Друзья жили вместе, в роскошной квартире на Большой Дмитровке. Нет-нет, это не то, о чем вы подумали. Они просто были очень нужны друг другу. По отдельности они не могли проявлять свои таланты в полной мере. При этом оба, конечно, использовал свое холостяцкое положение в полной мере, то есть крутили бесконечные романы. Вернее, Балиев все больше «мопассанничал», то есть искал знакомств с невзыскательными дамами, бурно ухаживал, но редко добивался успеха. Его комическая фигура как-то мало вязалась с романтикой. Но и Тарасов был не так уж счастлив в любви. Всерьез увлекся замужней дамой – Ольгой Грибовой, ученицей Намировича… А она его бросила – завела себе другого. И добро бы – какого-нибудь гения, перед гениями Тарасов привык молча и скромно склонять голову. Но ее новый избранник был довольно ничтожен: юнец, папенькин сынок Николай Журавлев. Ну пристроил его отец (к слову, гораздо менее богатый, чем Тарасов) содиректором Барановской мануфактуры, а толку-то? У Журавлева-младшего были одни карты на уме. Вот он и проигрался в пух, спустил чужие деньги. Бросился к Грибовой за помощью, грозил самоубийством. Ольга, попутно кокетничавшая (а может, и не только кокетничавшая) еще и с третьим Николаем – миллионером Рябушинским, кинулась за помощью к нему. Тот, вроде бы, был в нее страстно влюблен. К тому же, он был (единственный из восьмерых братьев Рябушинских, вообще-то отличавшихся большой деловой хваткой) известным прожигателем жизни, легкомысленно швырял деньгами направо-налево (о его художествах я много рассказываю на экскурсии , где у него была вилла «Черный лебедь» — в частности, там во дворе в будке на цепи сидел леопард). Но Николай Павлович Рябушинский вовсе не был дураком. И денег сопернику не дал. Отказал и глазом не моргнул!
Тогда Грибова не нашла ничего лучше, чем обратиться к Тарасову. Уж на что жертвенный человек – но все-таки эта просьба показалась ему унизительной. Отказал и он… В самых изысканных выражениях, надо полагать. В итоге Журавлев, не получивши помощи, выполнил свою угрозу и застрелился. Вслед за возлюбленным покончила с собой и Грибова. Правда, в газете немного поспешили объявить ее мертвой – она попала не прямо в сердце и жила еще три дня. Все это время Николай Тарасов названивал в больницу, справляясь о ее здоровье…
И ведь у него уже началась после расставания с ней другая жизнь. Завязался новый роман – с восходящей звездой МХТ Алисой Коонен. Мало того, накануне описываемых событий судьба сделала Николаю Лазаревичу очередной подарок в виде дядюшкиного наследства: роскошного особняка на Спиридоновке, почти точно скопированного архитектором Жолтовским с палаццо Тьене в городе Виченце, чуда архитектуры XVI века (Жолтовский вообще много копировал итальянского архитектора Андреа Палладио, сделав подражательство своего рода собственным стилем).
Дом Тарасова на Спиридоновке https://pastvu.com/p/82478
Но и этот подарок щедрой фортуны Николай Лазаревич так же мало оценил, как и все предыдущие за все 28 лет своей недолгой, но богатой такими подарками жизни. И когда Ольга Грибова все-таки умерла, вынес себе приговор.
Алиса Коонен вспоминала: «Рано утром меня разбудил телефонный звонок. Ольга Лазаревна (сестра Тарасова, тоже актриса МХТ – прим.СДГ) каким–то странным, чужим голосом попросила меня сейчас же приехать на квартиру к Тарасову. Предчувствуя что–то страшное, я помчалась на Дмитровку. Дверь была открыта, и я прямо прошла в комнату Николая Лазаревича. Он лежал на тахте в костюме, тщательной одетый. Лицо было спокойное, чуть розовое, можно было подумать, что он спит, на виске запеклась одна-единственная капелька крови. На полу рядом с тахтой лежал маленький револьвер… Уткнувшись мне в плечо, глухо рыдала Ольга Лазаревна».
Там было еще одно страшное и дикое обстоятельство. Одна экзальтированная дама, подруга Грибовой, узнавшая о ее смерти часом-другим ранее Тарасова и посчитавшая виновником именно его, позволила себе жестокую выходку: послала на квартиру Николаю Лазаревичу могильный венок и гроб. Не понятно, застал ли Тарасова в живых этот «подарок», или пришел несколькими минутами позже. Хочется верить, что все-таки – позже. Но как бы то ни было, когда явилась полиция, гроб с венком уже стояли у дверей.
В тот вечер в Художественном театре был отменен спектакль. Кажется, в первый раз за историю театра. Ну а гражданская панихида состоялась на следующий день — в «Летучей мыши». МХАТовсцы были неутешны. Ну а Никита Балиев просто убит горем. Как назло, его в роковой час не было рядом с другом. Был бы, может, все сложилось бы иначе…
Николай Лазаревич Тарасова похоронен на Армянском кладбище. Памятник изваял скульптор Андреев (знаменитый автор сидящего, трагического Гоголя, что нынче задвинут во двор дома 7 на Никитском бульваре). И это хоть и по-своему красивый, но странный, даже шокирующий памятник: скульптор запечатлел момент самоубийства.
Впрочем, надо отдать должное, этот памятник отлично отражает эпоху декаданса. Вся эта история ее отражает. Тройное самоубийство в стиле модерн…
Ну а мне остается только прибавить, что Николай Павлович Рябушинский и не подумал присоединиться к этому «клубу самоубийц». Напрасно газетчики взволновались. Даже самый легкомысленный Рябушинский был слишком здравомыслящим для таких жестов. Его личный декоданс ограничивался леопардом и прочими диковинками виллы «Черный лебедь», да еще поддержкой символистов: Брюсова, Бальмонта… Для них он сделал, пожалуй, не меньше, чем Тарасов для Московского Художественного…
Вилла Рябушинского в Петровском парке. Фото Ю.Феклистова
Да, чуть не забыла. В этой истории есть же еще один персонаж, о котором мы как-то забыли. Владелец дома 5 по Огородной слободе — Алексей Грибов, муж роковой красавицы Ольги. Он все это время тихо пил. А овдовев, и вовсе ушел в загул, и в скором времени сам тоже умер – в момент, когда протянул руку к очередному бокалу с вином. В общем, все умерли. Кончилось кино.
#совсемдругойгород
Дом Щербаковых-Грибовых. Фото Ю.Звездкина