Название советского самолета во время вов. Авиация времен великой отечественной войны
Самолеты-штурмовики конструкции С. В. Ильюшина стали непременным атрибутом Великой Отечественной войны, внеся огромный вклад в победу. При этом штурмовик Ил-2 официально является самым массовым боевым самолетом в истории, всего было выпущено более 36 000 данных машин. Советские конструкторы называли Ил-2 «летающим танком», немецкие летчики за способность штурмовика переносить повреждения называли его «бетонным самолетом», ну а наземные части вермахта отзывались о нем более нелицеприятно, прозвав самолет «черной смертью», «железным Густавом», «Мясорубкой». Ил-2 и его дальнейшее развитие – штурмовик Ил-10 активно применялись во всех крупных сражениях Великой Отечественной войны и в Советско-японской войне, действуя на всех фронтах.
Штурмовик Ил-2
Выступая в роли основной ударной силы советской боевой авиации, штурмовик Ил-2 сыграл очень важную роль в годы войны и оказал заметное влияние на ее исход на Восточном фронте. Перед самой войной КБ Ильюшина удалось создать самолет, в основе которого лежали самые последние достижения советской науки и техники. Мощный авиационный двигатель, штампуемая неоднородная броня (которая позволяла производить броневые детали, имеющие сложную поверхность), самолет имел бронекорпус обтекаемой формы, который оснащался не навесной, а «работающей» броней, также на самолете использовалось бронестекло для защиты членов экипажа. Самолет оснастили скорострельными авиационными пушками и реактивными снарядами. Все эти компоненты в будущем стали главными составляющими успеха штурмовика Ил-2.
Первые испытания нового самолета конструкции Ильюшина, который получил обозначение ЦКБ-55 или БШ-2 (бронированный штурмовик второй) состоялись в 1939 году. Первый полет на новой машине совершил известный советский летчик-испытатель В. К. Коккинаки. Самолет БШ-2 представлял собой двухместный свободнонесущий моноплан с мотором жидкостного охлаждения АМ-35 (мощность 1350 л.с.) и полуубирающимся шасси. Все жизненно важные узлы и агрегаты штурмовика (бензобаки, двигатель, системы охлаждения), а также экипаж располагались в бронированном корпусе.
Ил-2 одноместный
После прохождения испытаний, которые были признаны успешными, самолет подвергся ряду изменений. В частности его оснастили менее высотным, но при этом более мощным двигателем АМ-38, который был создан в КБ А.А. Микулина специально под данный самолет. Также претерпели изменения компоновка кабины и систем охлаждения. Экипаж был сокращен до 1 человека – летчика. На месте стрелка был размещен дополнительный топливный бак, было усилено вооружение и бронирование. В таком виде самолет в 1940 году прошел заводские испытания.
Первые серийные штурмовики, которые получили обозначение Ил-2, начали выходить из заводских цехов в 1941 году, а первые боевые подразделения, которые были вооружены данными машинами, были созданы перед самой войной. Появление на фронтах Ил-2 стало полной неожиданностью для немцев. Несмотря на то, что тактика применения бронированных штурмовиков еще не была до конца отработана, они сразу же стали наносить серьезный урон противнику, деморализуя его части. С большим успехом подразделения штурмовиков Ил-2 использовались против мотомеханизированных и бронетанковых частей противника.
Планер самолета представлял собой одномоторный моноплан смешанной конструкции с нижним расположением крыла. Главной особенностью самолета было включение его брони в силовую схему планера. Броня корпуса штурмовика заменяла собой каркас и обшивку всей носовой, а также средней части фюзеляжа. Несущий бронекорпус был клепанным и изготавливался из гомогенной стальной брони АБ-1. Данный бронекорпус закрывал собой двигатель, радиаторы, кабину пилота и ряд агрегатов машины (на прототипе он защищал и бортстрелка). Прозрачная лобовая броня козырька пилотской кабины была толщиной в 64 мм. и могла выдержать попадание 7,62-мм бронебойной пули при стрельбе в упор.
Ил-2 двухместный
Столкнувшись в 1941 году с большими потерями штурмовиков Ил-2, которые не имели оборонительного вооружения, представители ВВС обратились к Ильюшину с требованием сделать самолет двухместным, как это и было задумано. В итоге к концу 1942 года в самолете вновь появился бортстрелок. При этом поменять бронекорпус было уже невозможно, поэтому стрелок находился вне его и был защищен лишь 6-мм листом брони со стороны хвоста самолета. Бронекорпус, который защищал бы обоих членов экипажа, вновь появился лишь на следующей модификации штурмовика – Ил-10, который выпускался с 1944 года.
Штурмовик оснащался поршневым двигателем АМ-38. Это был 12-цилиндровый V-образный авиационный двигатель жидкостного охлаждения. Его мощность в различных режимах полета составляла от 1620 до 1720 л.с. Двигатель был создан в ОКБ Микулина. Общий запас горючего на моделях без воздушного стрелка составлял 470 литров.
Вооружение штурмовика Ил-2 было следующим:
- 2 пушки, установленные в консолях крыла (сначала 20-мм ШВАК, затем в основной серии – 23-мм ВЯ, в противотанковом варианте устанавливались 37-мм пушки), также проходил испытания образец с 45-мм пушками.
- 2 пулемёта ШКАС (крыльевые)
- авиабомбы, контейнеры с ПТАБ
- реактивные снаряды РС-132 или РС-82
- в качестве оборонительного вооружения на двухместном варианте штурмовика использовался 12,7-мм пулемет УБТ.
Штурмовик Ил-2 выпускался в одноместном (только пилот) и двухместном вариантах (пилот и воздушный стрелок). Различные конструктивные и технологические изменения вносились в самолет регулярно. К примеру, в конце 1941 года на ряд экземпляров из-за нехватки материалов начали устанавливать хвост, выполненный из дерева, с дополнительными внешними рёбрами жёсткости. Также менялось бронирование машины и состав вооружения.
Тактико-технические характеристики Ил-2 (двухместный) 1942 год:
Размеры: размах крыла – 14,6 м., длина – 11,6 м., высота – 4,17 м.
Площадь крыла – 38,5 кв. м.
Масса снаряженного самолета – 6 060 кг.
Тип двигателя – 1 ПД АМ-38, мощность 1665 л.с.
Максимальная скорость – 411 км/ч.
Практическая дальность полета: 685 км.
Практический потолок: 6 000 м.
Экипаж – 2 человека.
Вооружение: 2х23-мм пушки ВЯ, 2х7,62-мм пулемета ШКАС, 1х12,7-мм пулемета УБТ, 4 РС-132 или РС-82, 400-600 кг. бомб.
Штурмовик Ил-10
Ил-10 (по классификации НАТО Beast – «Зверь») – советский штурмовик заключительного периода войны. Был создан в 1944 году КБ Ильюшина путем глубокой модернизации штурмовика Ил-2. Первый полет новая машина совершила 18 апреля 1944 года, пилотировал самолет В. К. Коккинаки. Серийное производство штурмовика было налажено на 3 авиационных заводах: № 1, № 18 и № 64 и продолжалось в течение 5 лет. В 1945 году было собрано 2556 штурмовиков Ил-10, всего было выпущено 4475 боевых самолетов и 280 учебных вариантов УИл-10. С конца декабря 1951 по 1955 год данный штурмовик выпускался по лицензии в Чехословакии на заводе «Авиа», машина обозначалась B-33. Штурмовики чешского производства поставлялись в Болгарию, Венгрию, Польшу, Румынию. Всего в Чехословакии было выпущено 1 200 штурмовиков В-33.
Штурмовик Ил-10
Созданный в 1944 году бронированный штурмовик Ил-10 АМ-42 в наиболее полном объеме воплотил в себе концепцию «летающей боевой машины пехоты», у которой был существенно повышен интегральный коэффициент боевой эффективности во время решения задач по непосредственной авиационной поддержке войск. Повысить эффективность штурмовика удалось за счет более высокой подвижности машины над полем боя, а также частичного усиления вооружения при сохранении массы брони на уровне основного штурмовика ВВС Красной Армии – Ил-2.
Ил-10 – это двухместный цельнометаллический моноплан с нижним расположением крыла. Основное отличие от Ил-2 состояло, в частности, в том, что с учетом имеющихся рекомендаций, которые были основаны на статистических исследованиях поражаемости стрелка и пилота Ил-2, в бронекорпус была полностью включена кабина воздушного стрелка штурмовика. Также была увеличена толщина бронирования капота двигателя с боков и снизу до 8 мм. вместо 4 мм. на Ил-2. Калибр оборонительного вооружения был увеличен с 12,7 до 20 мм.
Усовершенствованный штурмовик Ил-10 с двигателем АМ-42 и винтом АВ-5л-24 приступил к государственным испытаниям в июле-августе 1944 года и успешно прошел их. Согласно постановлению от 23 августа 1944 года самолет был запущен в серийное производство. Вес пустого штурмовика Ил-10, который был представлен на госиспытания, составлял 4 650 кг. При этом нагрузка нормального полетного веса составляла 1 650 кг. и включала в себя: экипаж: 2 человека – 180 кг., бензин – 535 кг., масло – 65 кг., вес стрелково-пушечного вооружения (2х23-мм пушки ВЯ по 150 снарядов на ствол, 2х7,62-мм пулемета ШКАС общий боезапас 1500 патронов, оборонительный пулемет УБК – 150 патронов) – 420 кг., вес бомбовой нагрузки – 400 кг., вес гранат АГ-2 в количестве 10 штук – 20 кг., вес съемного оборудования – 30 кг. Самолет допускал и перегрузочные варианты бомбовой нагрузки. Например, двух авиабомб ФАБ-250 на наружной подвеске или 600 кг. мелких бомб в отсеках.
Штурмовик Ил-10
Летно-технические данные штурмовика Ил-10, который прошел государственные испытания, оказались очень хорошими. При полетном весе в 6 300 кг. (400 кг авиабомб без РС) на номинальном режиме работы двигателя максимальная скорость машины на высоте в 2300 метров составила 550 км/ч, что было практически на 150 км/ч больше, чем у штурмовика Ил-2 с двигателем АМ-38Ф. Максимальная скорость Ил-10 у земли составляла 500 км/ч, время набора высоты 1 000 метров – 1,6 мин., высоты 3 000 метров – 5 мин. Практический потолок штурмовика также повысился и составлял 7270 метров.
Тактико-технические характеристики Ил-10:
Размеры: размах крыла – 13,4 м., длина – 11,12 м., высота – 4,18 м.
Площадь крыла – 30 кв. м.
Масса нормальная взлетная – 6 300 кг.
Тип двигателя – 1 ПД АМ-42, мощность 1770 л.с.
Максимальная скорость – 551 км/ч.
Практическая дальность полета: 800 км.
Практический потолок: 7 250 м.
Экипаж – 2 человека.
Вооружение: 2х23-мм пушки ВЯ или НС-23, 2х7,62-мм пулемета ШКАС, 1х12,7-мм пулемет УБ или 1х20-мм пушка УБ-20, 8 РС-132 или РС-82, 400-600 кг. бомб.
Источники информации:
-http://www.airpages.ru/ru/il2_1.shtml
-http://www.airwar.ru/enc/aww2/il2.html
-http://www.airwar.ru/enc/aww2/il10.html
-http://ru.wikipedia.org/
Советские штурмовики
В этом фильме рассказывается о самой смертоносной части советских ВВС Второй мировой – о штурмовиках. Этот рассказ будет состоять в основном об Ил-2 («Летающий Танк» - так называли его наши конструкторы) и его модификациях. Немецкие пилоты за способность переносить повреждения называли его – «Бетонный Самолет». У наземных войск вермахта самолет заслужил несколько нелицеприятных прозвищ, таких как «Мясник», «Мясорубка», «Железный Густав» и «Черная смерть». Также в фильме будут описаны дальнейшие развития штурмовика Ил-2, самолеты Ил-8 и Ил-10. В фильме рассматривается самолет, который по замыслу конструкторов должен был составить основу пятнадцати тысячной воздушной противотанковой армии – самолет «Пегас».
Ctrl Enter
Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
28 мая 1935 года состоялся первый полет германского истребителя Messerschmitt Bf.109, самой массовой машины этого класса в минувшей войне. Но в других странах в те годы тоже были созданы замечательные самолеты для обороны собственного неба. Некоторые из них на равных бились с Messerschmitt Bf.109. Некоторые превосходили его по ряду тактико-технических характеристик.
«Свободная пресса» решила сравнить германский авиашедевр с лучшими истребителями противников и союзников Берлина в той войне — СССР, Великобритании, США и Японии.
1. Незаконнорожденный немец
Вилли Мессершмитт был «на ножах» со статс-секретарем министерства авиации Германии генералом Эрхардом Мильхом. Поэтому конструктор не был допущен к конкурсу на разработку перспективного истребителя, который должен был заменить устаревший биплан Хенкеля — He-51.
Мессершмитт, дабы не допустить банкротства своей фирмы, в 1934 году заключил с Румынией договор на создание новой машины. За что тут же был обвинен в предательстве. За дело горячо взялось гестапо. После вмешательства Рудольфа Гесса Мессершмитта все же допустили к участию в конкурсе.
Конструктор решил действовать, не обращая внимания на техническое задание военных на истребитель. Он рассудил, что иначе получится истребитель-середнячок. И, учитывая предвзятое отношение к авиаконструктору могущественного Мильха, конкурс выиграть не удастся.
Расчет Вилли Мессершмитта оказался верным. Bf.109 на всех фронтах Второй мировой войны был одним и лучших. К маю 1945 года Германия произвела 33984 этих истребителей. Однако коротко рассказать об их тактико-технических характеристиках весьма затруднительно.
Во-первых, было выпущено почти 30 существенно разнящихся модификаций Bf.109. Во-вторых, характеристики самолета постоянно улучшались. И Bf.109 конца войны был существенно лучше истребителя образца 1937 года. Но все же существовали и «родовые черты» всех этих боевых машин, которые и определяли почерк ведения ими воздушного боя.
Достоинства:
— мощные двигатели компании Даймлер-Бенц позволяли развивать высокую скорость;
— значительная масса самолета и прочность узлов позволяла развивать на пикировании скорости, недостижимые для других истребителей;
— большая полезная нагрузка позволяла добиваться повышенной вооруженности;
— высокая бронезащита повышала безопасность пилота.
Недостатки:
— большая масса самолета снижала его маневренность;
— расположение пушек в пилонах крыльев замедляло выполнение виражей;
— самолет был малоэффективен для поддержки бомбардировщиков, поскольку в этом качестве не мог использовать скоростные преимущества;
— для управления самолетом требовалась высокая подготовка пилотов.
2. «Я — Як-истребитель»
КБ Александра Яковлева перед войной совершило фантастический прорыв. До конца 30-х годов оно выпускало легкие самолеты, предназначавшиеся, в основном, для спортивных целей. А в 1940 году был запущен в серию истребитель Як-1, в конструкции которого, наравне с алюминием, было дерево и полотно. Он обладал прекрасными летными качествами. В начале войны Як-1 успешно давал отпор «фокерам», проигрывая при этом «мессерам».
Но в 1942 году на вооружение наших ВВС начал поступать Як-9, который боролся с «мессерами» уже на равных. Причем советская машина имела явное преимущество в ближнем бою на малых высотах. Уступая, правда, в сражениях на больших высотах.
Неудивительно, что именно Як-9 оказался самым массовым советским истребителем. До 1948 года было построено 16 769 Як-9 в 18 модификациях.
Справедливости ради необходимо отметить и еще три прекрасных наших самолета — Як-3, Ла-5 и Ла-7. На малых и средних высотах они превосходили Як-9 и побивали Bf.109. Но эта «троица» была выпущена в меньших количествах, в связи с чем основная нагрузка по борьбе с фашистскими истребителями легла именно на Як-9.
Достоинства:
— высокие аэродинамические качества, позволяющие вести динамичный бой в непосредственной близости от противника на низких и средних высотах. Высокая маневренность.
Недостатки:
— малая вооруженность, в значительной мере вызвана недостаточной мощностью двигателя;
— низкий ресурс двигателя.
3. Вооружен до зубов и очень опасен
Англичанин Реджинальд Митчелл (1895 — 1937) был конструктором-самоучкой. Свой первый самостоятельный проект — истребитель Supermarine Type 221 — он завершил в 1934 году. Во время первого же полета машина разогналась до скорости 562 км/ч и поднялась на высоту 9145 метров за 17 минут. Ни один из существовавших на тот момент в мире истребитель сделать такого не мог. Не имел никто и сравнимой огневой мощи: Митчелл разместил в консоли крыла сразу восемь пулеметов.
В 1938 году началось серийное производство суперистребителя Supermarine Spitfire (Spitfire — «изрыгающий огонь») для Британских королевских ВВС. Но главный конструктор этого счастливого момента не увидел. Он скончался от рака в возрасте 42 лет.
Дальнейшая модернизация истребителя проводилась уже силами конструкторов компании Supermarine. Первая серийная модель называлась Spitfire MkI. На ней был установлен 1300-сильный двигатель. Существовало два варианта вооружения: восемь пулеметов или четыре пулемета и две пушки.
Это был самый массовый британский истребитель, выпущенный в количестве 20 351 экземпляров в различных модификациях. На протяжении войны характеристики Spitfire постоянно улучшались.
Британский огнедышащий Spitfire в полной мере продемонстрировал свою принадлежность к элите мировых истребителей, переломив в сентябре 1940 года так называемую Битву за Британию. Люфтваффе предпринял мощную воздушную атаку на Лондон, в которой принимали участие 114 бомбардировщиков Dornier 17 и Heinkel 111 в сопровождении 450 Ме 109 и нескольких Ме 110. Им противостояли 310 британских истребителей: 218 Hurricane и 92 Spitfire Mk.I. Было уничтожено 85 самолетов противника, причем подавляющее большинство — в воздушном бою. Королевские ВВС потеряли восемь Spitfire и 21 Hurricane.
Достоинства:
— прекрасные аэродинамические качества;
— большая дальность полета;
— прекрасная маневренность на средних и больших высотах.
— большая огневая мощь;
— необязательность высокой подготовки пилотов;
— у некоторых модификаций — высокая скороподъемность.
Недостатки:
— ориентирован на лишь бетонные взлетно-посадочные полосы.
4. Комфортный «мустанг»
Созданный американской компанией North American по заказу британского правительства в 1942 году истребитель P-51 Mustang существенно отличается от трех уже рассмотренных нами истребителей. Прежде всего, тем, что перед ним были поставлены совсем другие задачи. Это был самолет сопровождения бомбардировщиков дальней авиации. Исходя из этого, «мустанги» имели огромные топливные баки. Их практическая дальность превышала 1500 километров. А перегоночная — 3700 километров.
Дальность полета обеспечивалась тем, что на «мустанге» впервые применили ламинарное крыло, благодаря которому происходит обтекание воздушным потоком без турбулентности. «Мустанг», как ни парадоксально, был комфортным истребителем. Не случайно его называли «летающим кадиллаком». Это было необходимо для того, чтобы пилот, пребывая несколько часов за штурвалом самолета, излишне не тратил силы.
К концу войны «мустанг» начали использовать не только как самолет сопровождения, но и как штурмовик, оснастив его ракетами и усилив огневую мощь.
Достоинства:
— хорошая аэродинамика;
— высокая скорость;
— большая дальность полета;
— высокая эргономичность.
Недостатки:
— требуется высокая квалификация пилотов;
— низкая живучесть против огня зенитной артиллерии;
— уязвимость радиатора водяного охлаждения
5. Японский «перестарок»
Как ни парадоксально, но самым массовым японским истребителем был палубный — Mitsubishi A6M Reisen. Его прозвали «Zero» («ноль» — анг.). Этих «ноликов» японцы выпустили 10939 штук.
Столь большая любовь к палубным истребителям объясняется двумя обстоятельствами. Во-первых, у японцев был громадный авианосный флот — десять плавучих аэродромов. Во-вторых, в конце войны «Zero» стали в массовом порядке использовать для «камикадзе» В связи с чем количество этих самолетов быстро сокращалось.
Техническое задание на палубный истребитель A6M Reisen были переданы в компанию Mitsubishi в конце 1937 года. Для своего времени самолет должен был стать одним из лучших в мире. Конструкторам предложили создать истребитель, имевший скорость 500 км/ч на высоте 4000 метров, вооруженный двумя пушками и двумя пулеметами. Продолжительность полета — до 6−8 часов. Дистанция разбега — 70 метров.
В начале войны «Zero» господствовал в Азиатско-Тихоокеанском регионе, превосходя истребители США и Великобритании в маневренности и скорости на низких и средних высотах.
7 декабря 1941 года во время нападения японского ВМФ на американскую базу Пёрл-Харбор «Zero» полностью подтвердили свою состоятельность. В нападении принимали участие шесть авианосцев, на которых базировались 440 истребителей, торпедоносцев, пикирующих бомбардировщиков и истребителей-бомбардировщиков. Результат нападения был для США катастрофическим.
Наиболее красноречива разница потерь в воздухе. У США уничтожено 188 самолетов, выведены из строя — 159. Японцы потеряли 29 самолетов: 15 пикирующих бомбардировщиков, пять торпедоносцев и всего девять истребителей.
Но к 1943 году союзники все же создали конкурентоспособные истребители.
Достоинства:
— большая дальность полета;
— хорошая маневренность;
Недостатки:
— низкая мощность двигателя;
— низкая скороподъемность и скорость полета.
Сравнение характеристик
Перед тем, как сравнивать одноименные параметры рассмотренных истребителей, необходимо отметить, что дело это не вполне корректное. Прежде всего потому, что разные страны, участвовавшие во Второй мировой войне, ставили перед своей истребительной авиацией различные стратегические задачи. Советские Яки в первую очередь были заняты поддержкой с воздуха сухопутных сил. В связи с чем обычно летали на малых высотах.
Американский «мустанг» был предназначен для эскортирования дальних бомбардировщиков. Примерно такие же цели были поставлены и перед японским «Zero». Британский Spitfire был универсален. В равной степени он эффективно действовал и на малых высотах, и на больших.
Слово «истребитель» наиболее подходит германским «мессерам», которые, прежде всего, должны были уничтожать самолеты противников вблизи фронта.
Параметры приведем по мере их понижения. То есть — на первом месте в данной «номинации» — лучший самолет. Если у двух самолетов примерно одинаковый параметр, то они стоят через запятую.
— максимальная скорость у земли: Як-9, Mustang, Me.109 — Spitfire — Zero
— -максимальная скорость на высоте: Me.109, Mustang, Spitfire — Як-9 — Zero
— мощность двигателя: Me.109 — Spitfire — Як-9, Mustang — Zero
— скороподъемность: Me.109, Mustang — Spitfire, Як-9 — Zero
— практический потолок: Spitfire — Mustang, Me.109 — Zero — Як-9
— практическая дальность: Zero — Mustang — Spitfire — Me.109, Як-9
— вооружение: Spitfire, Mustang — Me.109 — Zero — Як-9.
Фото ИТАР-ТАСС/ Марина Лысцева/ фото из архива.
Во время Великой Отечественной войны главной ударной силой Советского союза была боевая авиация. Даже с учетом того, что в первые часы нападения немецких захватчиков были уничтожены около 1000 советских самолетов, все равно нашей стране очень скоро удалось стать лидером по количеству произведенных воздушных машин. Давайте вспомним пять самых лучших самолетов, на которых наши летчики одержали победу над фашисткой Германией.
На высоте: МиГ-3
В начале боевых действий этих самолетов было гораздо больше, чем других боевых воздушных машин. Но многие летчики на тот момент еще не освоили МиГ, и обучение заняло какое-то время.
Вскоре подавляющий процент испытателей все-таки научился управлять самолетом, что помогло устранить возникшие проблемы. В тоже время МиГ во многом проигрывал другим боевым истребителям, которых было очень много в начале войны. Хотя некоторые самолеты превосходил по скорости на высоте более 5 тысяч метров.
МиГ-3 считается высотным самолетом, основные качества которого проявляются на высоте боле 4,5 тысяч метров. Он прекрасно зарекомендовал себя в качестве ночного истребителя в системе ПВО с потолком до 12 тысяч метров и большой скоростью. Поэтому МиГ-3 использовали до 1945 года, в том числе и для охраны столицы.
22.07.1941 года произошел самый 1-й бой над Москвой, где на МиГ-3 пилот Марк Галлай уничтожил вражеский самолет. На МиГе летал и легендарный Александр Покрышкин.
«Король» модификаций: Як-9
На протяжении 1930-х годов 20 века конструкторское бюро Александра Яковлева изготавливало в основном спортивные самолеты. В 40-х годах был запущен в массовое производство истребитель Як-1, который обладал великолепными летными качествами. Когда началась Вторая мировая война, Як-1 успешно сражался с немецкими истребителями.
В 1942 году в составе российских военно-воздушных сил появился Як-9. Новый самолет отличался повышенной маневренностью, посредством которой можно было вести бой с противником на средних и низких высотах.
Этот самолет оказался самым массовым во время ВОВ. Он изготавливался с 1942 по 1948 года, всего было произведено более 17 000 воздушных машин.
Конструктивные особенности Як-9 отличались еще и тем, что вместо дерева применялся дюралюминий, это делало воздушную машину гораздо более легкой, чем многочисленные аналоги. Способность Як-9 к различным модернизациям стала одним из самых важных его плюсов.
Обладая 22 основными модификациями, 15 из которых были построены серийно, он включал в себя качествами и истребителя-бомбардировщика, и фронтового истребителя, а также эскорта, перехватчика, пассажирского самолета, разведчика, учебно-тренировочной летной машины. Считается, что самая удачная модификация этого самолета – Як-9У появилась в 1944 году. Немецкие летчики называли его «убийцей».
Надежный солдат: Ла-5
В самом начале ВОВ немецкие самолеты имели весомое преимущество в небе Советского Союза. Но после появления Ла-5, разработанного в конструкторском бюро Лавочкина, все изменилось. Внешне он может показаться простым, но это только на первый взгляд. Даже притом, что в этом самолете не было таких приборов, как, например, авиагоризонт, советским летчикам воздушная машина очень понравилась.
Крепкая и надежная конструкция новейшего самолета Лавочкина не разваливалась даже после десяти прямых попаданий снаряда противника. Кроме того, Ла-5 был впечатляюще маневренным, время его виража составляло 16,5-19 секунд при скорости 600 км/ч.
Еще одним плюсом Ла-5 было то, что он без прямого приказа пилота не выполнял фигуру высшего пилотажа «штопор». Если же он все-таки попадал в штопор, то сразу же выходил из него. Этот самолет участвовал во многих боях над Курской дугой и Сталинградом, знаменитые летчики Иван Кожедуб и Алексей Маресьев сражались на нем.
Ночной бомбардировщик: По-2
Бомбардировщик По-2 (У-2) в мировой авиации считается одним из самых массовых бипланов. В 1920 году он был создан в качестве учебного самолета, и его разработчик Николай Поликарпов даже не думал, что его изобретение будет применено во время ВОВ. В процессе боя У-2 превращался в ночной эффективный бомбардировщик. В то время в военно-воздушных силах Советского союза появились специальные авиационные полки, которые были вооружены У-2. Эти бипланы осуществили более 50% всех вылетов боевых самолетов во время Второй мировой войны.
Немцы называли У-2 «Швейные машинки», эти самолеты бомбили их в ночное время. Один У-2 мог за ночь осуществить несколько вылетов и при нагрузке в 100-350 кг он сбрасывал боеприпасов больше, чем, например, тяжелый бомбардировщик.
Знаменитый 46-й Таманский авиационный полк воевал на самолетах Поликарпова. Четыре эскадрильи включали в себя 80 летчиц, у 23 из которых имеется звание Героя Советского Союза. «Ночными ведьмами» прозвали немцы этих женщин за авиационное мастерство, смелость и храбрость. 23 672 боевых вылета было совершено таманским авиаполком.
11 000 самолетов У-2 было выпущено во время Второй мировой войны. Они изготавливались в Кубани на авиазаводе № 387. В Рязани (сейчас это Государственный Рязанский приборный завод) производились авиалыжи и кабины к этим бипланам.
В 1959 году У-2, который в 1944 году был переименован в По-2, закончил свою блестящую тридцатилетнюю службу.
Летающий танк: Ил-2
Самым массовым боевым самолетом в истории России является Ил-2. Всего было выпущено более 36 000 этих самолетов. «Черной смертью» прозвали немцы Ил-2 за огромные потери и наносимый ущерб. А советские летчики называли этот самолет «Бетонный», «Крылатый танк», «Горбатый».
Перед самой войной в декабре 1940 года Ил-2 стал изготавливаться серийно. Владимир Коккинаки – знаменитый летчик-испытатель совершил на нем свой первый полет. Эти бомбардировщики сразу же поступили на вооружение советской армии.
Советская авиация в лице этого Ил-2 обрела свою основную ударную силу. Самолет представляет собой совокупность мощных характеристик, обеспечивающих воздушной машине надежность и длительность эксплуатации. Это и бронестекло, и реактивные снаряды, и скорострельные авиационные пушки, и мощный двигатель.
Лучшие заводы Советского союза работали над изготовлением деталей этого самолета. Основным предприятием по производству боеприпасов для Ил-2 является Тульское конструкторское бюро приборостроения.
На Лыткаринском заводе оптического стекла изготавливалось бронестекло для остекления фонаря Ил-2. Двигатели собирали на заводе № 24 (предприятие «Кузнецов»). В Куйбышеве на заводе «Авиаагрегат» выпускались винты для штурмовика.
С помощью наиболее современных на тот момент технологий этот самолет превратился в настоящую легенду. Однажды, у вернувшегося из боя Ил-2 насчитали более 600 попаданий снарядов противника. Бомбардировщик был отремонтирован и отправлен обратно в бой.
Советская военная авиация начала Великой Отечественной
Когда фашисты напали на СССР, советская авиация была разгромлена на аэродромах. И немцы в первый год войны господствовали в небе, впрочем как и во второй. Какие же самолеты-истребители были на вооружении Советской армии тогда?
Основным, конечно являлся И-16 .
Были и И-5
(бипланы), доставшиеся фашистам в качестве трофеев. Доработанные из И-5
истребители И-15 бис
, которые остались после удара по аэродромам, сражались в первые месяцы войны.
«Чайки» или И-153 , тоже бипланы, продержались в небе до 1943 года. Их убирающиеся при полете шасси позволяли увеличивать скорость полета. А четыре пулемета небольшого калибра (7.62) стреляли прямо через пропеллер. Все вышеперечисленные модели самолетов устарели уже перед началом войны. Например, скорость лучшего истребителя
И-16 (с разными двигателями) была от 440 до 525 км/час. Хорошим было только его вооружение, два пулемета ШКАС и две пушки ШВАК (последние выпуски). А дальность, на которую мог летать И-16, достигала максимум 690 км.
У Германии стояли на вооружении в 1941 году Ме-109 , выпускаемый промышленностью с 1937 года, различных модификаций, которые атаковали советские границы в 1941. Вооружение этого самолета составляли два пулемета (MG-17) и две пушки (MG-FF). Скорость полета истребителя равнялась 574 км/час, это была максимальная скорость, которую позволял достичь двигатель мощностью 1150 л. с. Наибольшая высота подъема или потолок достигал 11 километров. Только по дальности полета, например, Ме-109Е уступал И-16, она равнялась 665 км.
Советские самолеты И-16
(тип 29) позволяли достигать потолка в 9.8 километров при 900-сильном двигателе. Дальность же их составляла всего 440 км. Длина разбега при взлете у «ишачков» в среднем равнялась 250 метрам. У немецких истребителей конструктора Мессершмитта
разбег равнялся примерно 280 метрам. Если сравнить время, за которое самолет поднимается на высоту три километра, то окажется, что советский И-16 двадцать девятого типа проигрывает МЕ-109 секунд 15. В массе полезной нагрузки «ишачок» тоже позади «мессера», 419 кг против 486.
На замену «ишачку»
в СССР был сконструирован И-180
, цельнометаллический. На нем разбился до войны В. Чкалов. После него на И-180-2 упал на землю вместе с самолетом испытатель Т. Сузи, ослепленный выброшенным горячим маслом из двигателя. Перед войной серийный И-180 был снят с производства как неудачный экземпляр.
ОКБ Поликарпова работало и над созданием И-153 , бипланом с мощностью двигателя в 1100 л. с. Но его максимальная скорость в воздухе достигала всего 470 км/час, это был не конкурент МЕ-109 . Работали над созданием современных истребителей и другие советские авиаконструкторы. Выпускался с 1940 года ЯК-1 , могущий летать со скоростью 569 км/час и имеющий потолок в 10 км. На него устанавливались пушка и два пулемета.
А истребитель Лавочкина ЛАГГ-3 , с деревянным корпусом и мотором мощностью в 1050 л. с, показал скорость 575 км/час. Но его, сконструированного в 1942 году, вскоре сменили на другую модель - ЛА-5 со скоростью полета на шестикилометровых высотах до 580 км/час.
Поступавшие по ленд-лизу «Аэрокобры » или P-39, у которых двигатель находился за кабиной, были цельнометаллическими монопланами. На виражах они обходили «мессеров» , заходя им в хвост. Именно на «Аэрокобре» летал ас Покрышкин.
В скорости полета P-39 также превосходил МЕ-109 на 15 км/час, но уступал в потолке на полтора километра. А дальность полета в почти тысячу километров позволяла совершать глубокие рейды в тыл врага. Вооружение иностранного самолета составляла 20-мм пушка и два или три пулемета.
- Туполевы: отец, сын и самолёты
В самом начале Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) фашистскими оккупантами было уничтожено почти 900 советских самолётов. Большая часть авиационной техники, не успев взлететь, была сожжена на аэродромах в результате массивной бомбардировки немецкой армии. Однако за очень короткие сроки советские предприятия вышли в мировые лидеры по количеству производимой авиатехники и тем самым приблизили победу Советской Армии во Второй мировой войне. Рассмотрим, какие самолёты были на вооружении у Советского Союза и чем они могли противостоять самолетам гитлеровской Германии.
Авиационная промышленность СССР
Советские самолёты перед началом войны занимали лидирующее положение в мировом авиастроении. Истребители И-15 и И-16 принимали участие в боевых действиях с японской Маньчжурией, сражались в небе Испании, атаковали противника во время советско-финского конфликта. Кроме истребительной авиации, советские авиаконструкторы уделяли большое внимание бомбардировочной технике.
Транспортный тяжелый бомбардировщик
Так, перед самой войной миру был продемонстрирован тяжёлый бомбардировщик ТБ-3. Этот многотонный гигант был способен доставлять смертоносный груз за тысячи километров. На то время это был самый массовый боевой самолёт ВОВ, который выпускался в неслыханных количествах и являлся гордостью Военно-воздушных сил СССР. Однако образец гигантомании не оправдал себя в реальных условиях войны. Массовый боевой самолёт ВОВ, по оценкам современных экспертов, значительно уступал штурмовым бомбардировщикам люфтваффе авиастроительной компании "Мессершмитт" по скорости и количеству вооружения.
Новые довоенные образцы самолетов
Война в Испании и на Халхин-Голе показала, что важнейшии показателями в современных конфликтах являются маневренность и скорость авиационных машин. Перед советскими авиаконструкторами была поставлена задача предотвратить отставание в боевой технике и создать новые образцы самолётов, которые бы смогли конкурировать с лучшими образцами мирового авиастроения. Были предприняты экстренные меры, и уже к началу 40-х годов появилось следующее поколение конкурентоспособных самолетов. Так, Як-1, МиГ-3, ЛаГТ-3 стали лидерами своего класса боевой авиационной техники, скорость которых на расчетной полётной высоте достигала или превышала 600 км/ч.
Начало серийного выпуска
Помимо истребительной авиации была разработана скоростная техника в классе пикирующих и штурмовых бомбардировщиков (Пе-2, Ту-2, ТБ-7, Ер-2, Ил-2) и самолета-разведчика Су-2. За два предвоенных года авиаконструкторы СССР создали уникальные и современные по тем временам штурмовики, истребители и бомбардировщики. Вся боевая техника была испытана в различных учебных и боевых условиях и рекомендована к серийному производству. Однако строительных площадок в стране не хватало. Темпы промышленного роста авиационной техники перед началом Великой Отечественной войны значительно отставали от мировых производителей. 22 июня 1941 года вся тяжесть войны легла на самолёты образца 30-х годов. Лишь с начала 1943 года военная авиационная промышленность Советского Союза вышла на необходимый уровень производства боевых самолётов и достигла преимущества в воздушном пространстве Европы. Рассмотрим лучшие советские самолёты ВОВ, по мнению ведущих мировых экспертов авиатехники.
Учебно-тренировочная база
Многие советские асы Второй мировой войны начинали свой путь в воздушную авиацию с тренировочных полётов на легендарном многоцелевом биплане У-2, производство которого было освоено в 1927 году. Самолёт-легенда верой и правдой служил советским лётчикам до самой Победы. К середине 30-х годов бипланная авиация несколько устарела. Ставились новые боевые задачи, и возникла необходимость в построении совершенно нового летательного учебно-тренировочного аппарата, соответствовавшего современным требованиям. Так, на базе КБ А. С. Яковлева был создан тренировочный моноплан Я-20. Моноплан был создан в двух модификациях:
- с двигателем от французского «Рено» в 140 л. с.;
- с авиационным мотором М-11Е.
В 1937 году на двигателе советского производства было установлено три международных рекорда. А машина с двигателем от «Рено» участвовала в воздушных состязаниях по маршруту Москва-Севастополь-Москва, где заняла призовое место. До самого конца войны подготовка молодых лётчиков проводилась на самолетах КБ А. С. Яковлева.
МБР-2: летающая лодка войны
Морская авиация в годы Великой Отечественной войны сыграла немаловажную роль в боевых сражениях, приближая долгожданную победу над фашистской Германией. Так, морской ближний разведчик второй, или МБР-2 - гидросамолет, способный осуществлять взлёт и посадку на водной поверхности, стал советской летающей лодкой. Среди лётчиков воздушный аппарат имел прозвище «небесная корова» или «амбарчик». Гидросамолёт первый свой полёт совершил в начале 30-х годов, и в дальнейшем, до самой победы над гитлеровской Германией, был на вооружении Красной Армии. Интересный факт: за час до нападения Германии на Советский Союз первыми были уничтожены самолёты Балтийской флотилии по всему периметру береговой линии. Германские войска уничтожили всю военно-морскую авиацию страны, находящуюся в этом регионе. Лётчики морской авиации за годы войны успешно выполняли поставленные им задачи по эвакуации экипажей сбитых советских самолётов, по корректировке береговых оборонительных линий противника, обеспечению транспортных конвоев боевых кораблей военно-морских сил страны.
МиГ-3: основной ночной истребитель
Высотный советский истребитель отличался от прочих довоенных самолетов высокоскоростными характеристиками. В конце 1941 года это был самый массовый самолет ВОВ, общее количество единиц которого составляло более 1/3 всего авиационного парка воздушной обороны страны. Новинка самолётостроения была недостаточно освоена строевыми лётчиками, им приходилось укрощать МиГ «третий» в боевых условиях. В срочном порядке были сформированы два авиационных полка из лучших представителей сталинских «соколов». Однако самый массовый самолет ВОВ значительно уступал истребительному парку конца 30-х годов. Превосходя в скоростных характеристиках на высоте более 5000 м, на средних и малых высотах боевая машина уступала тем же И-5 и И-6. Тем не менее при отражении атак на тыловые города в начале войны использовались именно «третьи» МиГи. Боевые машины участвовали в противовоздушной обороне Москвы, Ленинграда и прочих городов Советского Союза. Из-за отсутствия запчастей и обновления самолётного парка новыми летательными аппаратами в июне 1944 года массовый самолет ВОВ был списан с вооружения Военно-воздушных сил СССР.
Як-9: воздушный защитник Сталинграда
В довоенное время конструкторское бюро А. Яковлева в основном выпускало лёгкие спортивные самолёты, предназначенные для тренировки и участия в различных тематических шоу, посвященных силе и мощи советской авиации. Прекрасными лётными качествами обладал Як-1, серийный выпуск которого был освоен в 1940 году. Именно этому летательному аппарату приходилось отбивать первые атаки гитлеровской Германии в самом начале войны. В 1942 году на вооружение Военно-воздушных сил начал поступать новый летательный аппарат конструкторского бюро А. Яковлева - Як-9. Считается, что это самый массовый самолет времен ВОВ фронтового типа. Боевая машина участвовала в воздушных боях по всей линии фронта. Сохранив все основные габаритные размеры, Як-9 был усовершенствован мощным двигателем М-105ПФ с номинальной мощностью в 1210 лошадиных сил при условиях полета. превышающего 2500 метров. Масса боевой машины в полной комплектации составляла 615 кг. Веса самолёту добавляли боекомплект и металлические лонжероны двутаврового сечения, которые в довоенное время были деревянными. Также в самолетё был переоборудован топливный бак, увеличивающий объём горючего, что сказывалось на дальности полета. Новая разработка авиастроителей обладала высокой маневренностью, позволяющей вести активные боевые действия в непосредственной близости от противника на больших и малых высотах. За годы серийного производства военного истребителя (1942-1948 гг.) было освоено около 17 тысяч боевых единиц. Удачной модификацией считался ЯК-9У, появившийся на вооружении ВВС СССР осенью 1944 года. Среди боевых лётчиков литера «у» означала слово убийца.
Ла-5: воздушный эквилибрист
В 1942 году боевые самолеты ВОВ пополнил одномоторный истребитель Ла-5, созданный в ОКБ-21 С. А. Лавочкина. Летательный аппарат был выполнен из засекреченных конструкционных материалов, которые позволяли выдерживать десятки прямых пулеметных попаданий противника. Боевой самолет ВОВ обладал впечатляющей маневренностью и скоростными качествами, вводя в заблуждение противника своими воздушными финтами. Так, Ла-5 мог свободно входить в "штопор", и так же удачно выходить из него, что в боевых условиях делало его практически неуязвимым. Считается, что это самый боевой самолет ВОВ, который сыграл одну из ключевых ролей в воздушных сражениях при битве на Курской дуге и боевых сражениях в небе Сталинграда.
Ли-2: грузовой перевозчик
В 30-х годах прошлого века основным средством воздушного транспортного сообщения был пассажирский самолёт ПС-9 - тихоходная машина с неубиваемым шасси. Однако уровень комфорта и летно-технические характеристики «воздушного автобуса» не соответствовали международным требованиям. Так, в 1942 году на базе лицензионного производства американского воздушно-магистрального транспортного самолёта Douglas DC-3 был создан советский военно-транспортный самолет Ли-2. Машина была собрана полностью из узлов американского производства. Летательный аппарат прослужил верой и правдой до самого конца войны, а в послевоенные годы продолжал осуществлять грузовые перевозки на местных авиалиниях Советского Союза.
По-2: в небе «ночные ведьмы»
Вспоминая боевые самолёты времен ВОВ, трудно обойти вниманием одного из самых массовых тружеников боевых сражений - многоцелевой биплан У-2, или По-2, созданный в КБ Николая Поликарпова еще в 20-х годах прошлого столетия. Первоначально летательный аппарат предназначался для учебно-тренировочных целей и эксплуатации в качестве воздушного транспорта в сельском хозяйстве. Однако Великая Отечественная война сделала «швейную машину» (так называли По-2 немцы) самым грозным и эффективным атакующим средством ночной бомбардировки. Один самолет мог совершить за ночь до 20 боевых вылетов, доставляя смертельный груз на боевые позиции противника. Следует отметить, что на таких бипланах в основном сражались женщины-лётчики. За годы войны были сформированы четыре женских эскадрильи по 80 лётчиц. За храбрость и боевое мужество немецкие оккупанты прозвали их «ночными ведьмами». Женский авиаполк в Великой Отечественной войне совершил более 23,5 тысячи боевых вылетов. Многие не вернулись с боевых сражений. Звание Героя Советского Союза получили 23 «ведьмы», большинство из них - посмертно.
Ил-2: машина великой Победы
Советский штурмовик конструкторского бюро Сергея Яковлева - это самый популярный вид боевого воздушного транспорта времен Великой Отечественной войны. Самолеты ВОВ Ил-2 принимали в театре военных действий самое активное участие. За всю историю мирового авиастроения детище С. В. Яковлева считается самым массовым боевым самолетом своего класса. Всего введено в эксплуатацию более 36 тысяч единиц боевого воздушного вооружения. Самолеты ВОВ с логотипом «Ил-2» наводили ужас на немецких асов люфтваффе и были прозваны ими «бетонными самолетами». Главной технологической особенностью боевой машины являлось включение брони в силовую схему самолёта, которая была способна выдерживать прямое попадание 7,62-миллиметровой пули противника бронебойного действия с практически нулевой дистанции. Существовало несколько серийных модификаций самолета: Ил-2 (одноместный), Ил-2 (двухместный), Ил-2 АМ-38Ф, Ил-2 КСС, Ил-2 М82 и так далее.
Заключение
Вообще, воздушные машины, созданные руками советских авиастроителей, продолжали выполнять боевые задачи и в послевоенное время. Так, на вооружении ВВС Монголии, ВВС Болгарии, ВВС Югославии, ВВС Чехословакии и других государств послевоенного социалистического лагеря долгое время находились летательные аппараты СССР, которые обеспечивали защиту воздушного пространства.