Натуральное хозяйство характерно для традиционного общества. Традиционное общество: как его понять
В научной литературе, например, в социологических словарях и учебниках, встречаются различные определения понятия традиционного общества. Проанализировав их, можно выделить основополагающие и определяющие факторы при выделении типа традиционного общества. Такими факторами являются: главенствующее место сельского хозяйств в обществе, не подверженность динамичным изменениям, наличие общественных укладов разных ступеней развития, не обладающих зрелым индустриальным комплексом, противопоставление современному , господство в нем сельского хозяйства и низкие темпы развития.
Черты традиционного общества
Традиционное общество – это общество аграрного типа, поэтому для него характерны ручной труд, разделение труда по условиям труда и общественным функциям, регулирование общественной жизни, основанное на традициях.
Единой и точной концепции о традиционном обществе в социологической науке не существует в силу того, что широкие трактовки термина « » позволяют отнести к данному типу общественные уклады, которые по своим характеристикам значительно отличаются друг от друга, например, племенное и феодальное общество.
Согласно американскому социологу Даниелу Беллу, для традиционного общества характерно отсутствие государственности, преобладание традиционных ценностей и патриархальный уклад жизни. Традиционное общество является первым по времени образования и возникает с возникновением общества вообще. В периодизации истории человечества такой занимает самый большой временной отрезок. В нем выделяются несколько типов обществ согласно историческим эпохам: первобытное общество, рабовладельческое античное общество и средневековое феодальное общество.
В традиционном обществе, в противовес индустриальному и постиндустриальному обществам, человек всецело зависит от сил природы. Промышленное производство в таком обществе отсутствует или занимает минимальную долю, потому что традиционное общество не нацелено на произведение товаров массового потребления и в нем существуют религиозные запреты на загрязнение природы. Главное в традиционном обществе – поддержание существование человека как вида. Развитие такого общества связано с экстенсивным распространением человечества и сбором природных богатств с больших территорий. Основные отношения в таком обществе складываются между человеком и природой.
1) Понятие о традиционном обществе/ Традиционное общество – фундамент формирования современной цивилизации.
2) Характерные признаки традиционных обществ:
а) аграрный характер экономики;
б) сращивание власти и собственности;
в) патриархальный характер общества и государства;
г) преобладание коллективистских форм общественного сознания;
д) низкие темпы общественных изменений и социальной мобильности.
3) Основные разновидности традиционных обществ:
а) общества древнего средневекового Востока;
б) античные общества Греции и Рима;
в) средневековое феодальное общество в Западной Европе;
г) древнерусское и средневековое российское общество.
4) Специфика социальной стратификации традиционных обществ:
а) кастовый или сословный строй;
б) преобладание предписанных статусов;
в) церковь и армия как важнейшие социальные лифты;
г) ограниченные возможности личности по изменению своего статуса.
5) Сохранение элементов традиционных обществ в современную эпоху.
8.Информационное общество и его особенности .
1) Понятие об информационном обществе / Информационное общество – современный этап истории человечества.
2) Предпосылки рождения информационного общества:
а) научно-техническая революция;
б) формирование новой научной картины мира;
в) микропроцессорная революция.
3) Характерные признаки информационного общества:
а) приоритетное развитие сферы высоких технологий и сферы услуг;
б) развитие электронных средств массовых коммуникаций;
в) применение искусственного интеллекта во всех сферах жизнедеятельности общества и человека;
г) признание приоритетности прав и свобод человека.
д) изменение социальной структуры общества.
4) Противоречивый характер информационной цивилизации:
а) вытеснение человека из целого ряда сфер;
б) усиление зависимости человека от персонального компьютера;
в) вовлечение человека в мир виртуальных контактов и общения;
г) углубление отрыва человека от естественной природной среды.
5) Необходимость сохранения человечности, гуманистической культуры в информационном обществе.
9.Проблема международного терроризма как глобальная проблема современности.
1) Угрозы и вызовы современного человечества.
2) Международный терроризм как угроза мировому сообществу.
3) Причины возникновения международного терроризма:
б) агрессивное внедрение ценностей и норм западного общества в незападный мир, притеснение незападных культур и ценностей;
в) политическое доминирование западных стран в глобальном мире.
4) Особенности терроризма на современном этапе:
а) наднациональный характер;
б) использование современных сетевых технологий и ресурсов;
в) наличие значительных финансовых, интеллектуальных, людских ресурсов;
г) использование религиозных и социокультурных программных установок.
5) Основные направления деятельности международных террористов:
а) организация психологических атак с использованием медиатехнологий;
б) подготовка и проведение террористических актов;
в) организация атак в Интернете на крупные финансовые центры, банки.
6) Пути и способы борьбы мирового сообщества с террористами.
7) Роль РФ в противодействии террористической угрозе.
10.Социально-демографические проблемы современности.
1) Социально-демографические проблемы как часть глобальных проблем современности. / Сущность социально-демографических проблем современного человечества.
2) Причины возникновения социально-демографических проблем:
а) разрыв в уровнях экономического и социального развития между странами и регионами мира;
б) изменение образа жизни людей со вступлением в информационную эпоху;
в) влияние мировых войн и деятельности тоталитарных режимов в XX веке.
3) Основные проявления глобальных проблем:
а) неконтролируемый рост рождаемости в развивающихся странах, неспособность обеспечить достойный уровень жизни людей;
б) постарение ряда европейских наций, снижение рождаемости;
в) высокий уровень смертности вследствие недостаточного развития системы здравоохранения и низкого уровня жизни.
4) Пути преодоления социально-демографических проблем:
а) укрепление семьи, традиционных семейных устоев;
б) повышение уровня жизни населения в развивающихся странах;
в) проведение целостной миграционной политики с учетом интересов стран с различными демографическими проблемами;
г) совершенствование и развитие системы здравоохранение и социального обеспечения..
5) Специфика социально-демографических проблем в РФ.
11.Процесс глобализации и его противоречия .
1) Понятие о глобализации. / Глобализация – процесс формирования единого человечества.
2) Проявления глобализации в различных сферах жизни современного общества:
а) экономическая глобализация (формирование единого мирового рынка, единых наднациональных финансовых центров (Всемирный Банк, Международный валютный фонд, Всемирная торговая организация));
б) политическая глобализация (образование наднациональных центров принятия политических решений (ООН, «большая восьмерка», Евросоюз), формирование единых стандартов демократических институтов);
в) социальная глобализация (расширение круга общения, формирование сетевых социальных сообществ, сближение между собой стран и народов);
г) глобализация в духовной сфере (распространение массовой культуры, единых культурных стандартов).
3) Основные положительные последствия глобализации:
а) ускорение экономического развития, распространение экономических новшеств;
б) повышение уровня жизни и стандартов потребления в мире;
в) распространение универсальных представлений о гуманизме и демократии;
г) сближение между собой людей разных стран посредством сетевого общения.
4) Противоречивость и неоднозначность процессов глобализации:
а) угроза ряду отраслей национальных экономик;
б) вестернизация, навязывание незападным странам ценностей и традиций западного мира;
в) угроза сохранению ряда национальных языков и культур;
г) распространение некачественных образцов и продуктов массовой культуры.
5) Участие РФ в процессах глобализации.
Избирательные системы
1. Понятие избирательных систем (Что такое политическая система?)
2. Компоненты избирательных систем
а) избирательное право
б) избирательный процесс
3. Принципы демократичного избирательного права
а) равенство
б) всеобщность
г) свобода выборов
4. Типы избирательной системы:
а) мажоритарная
б) пропорциональная
в) смешанная
1.Понятие налоги
2.Виды налогов
б)косвенные
3.Функции налогов
4.Типы налогов
а)федеральный
б)региональные
в)местные
5.Налогоплатильщики
Экономика и ее роль в жизни общества
1.Понятие экономика
а)экономика как наука
б)экономика как хоз-во
2.Типы экономических систем. а)традиционная б)командно-админ в)рыночная 2.Проблемы экономики
3.Макро и микроэкономика
4.Экономическая деятельность
5.Измерители экономич. деятельности
6.Роль экономики в жизни общества
Экономический рост
1.Понятие экономического роста
2.Измерение экономич. роста
3.Факторы экономич. роста
в)капитал
4.Пути достижения экономич. роста
а)интенсивный
б)экстенсивный
5.Новое качество экономич. Роста
1.Определение денег.
2.Требования к деньгам.
а)редкость в природе
б)устойчивость к износу
в)деньги должны делиться
3.Функции денег в обществе.
а)средство обращения, мера стоимости
б)средство платежей
в)средство накоплений
4.Современные виды денег.
5.Процессы связ. с деньгами.
Экономика и государство.
1.Состав экономич. политики государства
а)финансовая
б)инвестиционная, научно-техн.
в)внешнеэкономическая, аграрная
г)банковская, социальная
2.Экономические функции государства
а)стабилизация экономики
б)защита прав собственности
в)перераспределение доходов
г)регулирования денежного обращения
3.Общие экономические цели государства
4.Механизмы гос.регулир. экономикой
5.Качественно новые функц.гос. в пост-индустр. общ.
Инфляция
1.Определение
2.Виды инфляции
а)ползущая
б)галопирующая
в)гиперинфляция
3.Причины инфляции
4.Влияние инфляции на эконом.
5.Антикризисная политика гос.
Право в системе соц.норм.
1.Определение соц.норм и права
2.Признаки права
а)общеобязательные нормы
б)формально-определены
в)установленные государством
г)охраняемые силами гос.принуждения
д)системность норм
3.Структура права, отрасли права
а)конституционное право
б)административное
в)уголовное
г)гражданское
д)трудовое
е)семейное
4.Источники права
5.Правовые институты
Юридическая ответственность
1.Виды правонарушений
а) проступки (дисциплинарные, гражданские, административные);
б) преступления;
2.Понятие юр.отв.
3.Виды юр.ответсвености
а)уголовная
б)административная
в)гражданско-правовая
г)дисциплинарная
д)конституционная
3.Основания и условия наступления
4.Освобождение от ответственности
5.Особенности Юр.отв.несовершеннолетних
Социальная роль
1. Понятие «Социальная роль»
2. Ролевой набор
а) основные роли
б) ситуационные роли
3. Структура социальной роли
4. Виды ролевых конфликтов
а)межролевые
б)личностно ролевые
англ. society, traditional; нем. Gesellschaft, traditionelle. Доиндустриальные обществ, уклады аграрного типа, характеризующиеся преобладанием натурального хозяйства, сословной иерархией, стабильностью структуры и способом социо-культ. регуляции всей жизни, основанном на традиции. См. ОБЩЕСТВО АГРАРНОЕ.
Отличное определение
Неполное определение ↓
Традиционное общество
доиндустриальное общество, примитивное общество) - понятие, фокусирующее в своем содержании совокупность представлений о доиндустриальной стадии развития человечества, характерных для традиционной социологии и культурологии. Единой теории Т.О. не существует. Представления о Т.О. базируются, скорее, на его понимании как асимметричной современному обществу социокультурной модели, чем на генерализации реальных фактов жизни народов, не занятых индустриальным производством. Характерным для экономики Т.О. считается господство натурального хозяйства. Товарные отношения при этом либо вообще отсутствуют, либо ориентированы на удовлетворение потребностей немногочисленного слоя социальной элиты. Основным принципом организации социальных отношений является жесткая иерархическая стратификация общества, как правило, проявляющаяся в делении на эндогамные касты. При этом основной формой организации социальных отношений для подавляющего большинства населения является относительно замкнутая, изолированная община. Последним обстоятельством продиктовано господство коллективистских социальных представлений, ориентированных на строгое соблюдение традиционных норм поведения и исключающих индивидуальную свободу личности, равно как и понимание ее ценности. В совокупности с кастовым делением эта особенность практически полностью исключает возможность социальной мобильности. Политическая власть монополизируется в рамках отдельной группы (касты, клана, семьи) и существует преимущественно в авторитарных формах. Характерной особенностью Т.О. считается либо полное отсутствие письменности, либо ее существование в виде привилегии отдельных групп (чиновников, жрецов). При этом письменность достаточно часто развивается на языке, отличном от разговорного языка подавляющего большинства населения (латынь в средневековой Европе, арабский язык - на Ближнем Востоке, китайская письменность - на Дальнем Востоке). Поэтому межпоколенная трансляция культуры осуществляется в вербальной, фольклорной форме, а основным институтом социализации является семья и община. Следствием этого была чрезвычайная вариативность культуры одного и того же этноса, проявлявшаяся в локальных и диалектных различиях. В отличие от традиционной социологии, современная социально- культурная антропология не оперирует понятием Т.О. С ее позиций это понятие не отражает реальной истории доиндустриальной стадии развития человечества, а характеризует лишь ее последний этап. Так, социокультурные отличия между народами, находящимися на стадии развития «присваивающего» хозяйства (охота и собирательство) и теми, которые прошли стадию «неолитической революции», могут быть не менее и даже более значительными, чем между «доиндустриальными» и «индустриальными» обществами. Характерно, что в современной теории нации (Э. Гелнер, Б. Андерсон, К. Дойч) для характеристики пред-индустриальной стадии развития используется более адекватная, нежели понятие «Т.О.», терминология – «аграрное», «аграрно-письменное общество» и т.д.
Отличное определение
Неполное определение ↓
В мировоззрении человечества. На данном этапе развития социум является разнородным, в нём вынужденно сосуществуют богатые и бедные, высокообразованные и не имеющие начального образования личности, верующие и атеисты. Современное общество нуждается в индивидах, социально адаптированных, нравственно стойких и обладающих стремлением к самосовершенствованию. Именно эти качества формируются в раннем возрасте в семье. Традиционное общество наиболее отвечает критериям воспитания в человеке приемлемых качеств.
Понятие традиционного общества
Традиционное общество – преимущественно сельское, аграрное и доиндустриальное объединение больших групп людей. В ведущей социологической типологии «традиция – современность» оно выступает основной противоположностью индустриальному. По традиционному типу социумы развивались в древнюю и средневековую эпохи. На современном этапе примеры таких обществ выраженно сохранились в Африке и Азии.
Признаки традиционного общества
Отличительные черты традиционного общества проявляются во всех сферах жизнедеятельности: духовной, политической, хозяйственной, экономической.
Община является основной социальной ячейкой. Она представляет собой замкнутое объединение людей, сплоченных по родовому или локальному принципу. В отношениях «человек-земля» именно община выступает посредником. Ее типология различна: выделяют феодальную, крестьянскую, городскую. Вид общины и определяет положение человека в ней.
Характерная черта традиционного общества – сельскохозяйственная кооперация, которую составляют клановые (родственные) связи. Отношения основываются на коллективной трудовой деятельности, использовании земельных угодий, систематических переделах земли. Такому обществу всегда свойственна слабая динамика.
Традиционное общество – это в первую очередь закрытое объединение людей, которое является самодостаточным и не допускает внешнего воздействия. Традиции и законы определяют его политическую жизнь. В свою очередь, социум и государство подавляют личность.
Особенности экономического уклада
Традиционное общество характеризуется преобладанием экстенсивных технологий и применения ручных орудий труда, господством корпоративной, общинной, государственной форм собственности, в то время как частная собственность все-таки остается неприкосновенной. Уровень жизни большей части населения является невысоким. В труде и производстве человек вынужден приспосабливаться к внешним факторам, таким образом, социум и особенности организации трудовой деятельности зависят от природных условий.
Традиционное общество – это противостояние природы и человека.
Экономический уклад вступает в полную зависимость от факторов природно-климатического характера. Основу такого хозяйства составляют скотоводство и земледелие, результаты коллективного труда распределяются с учетом положения каждого члена в социальной иерархии. Кроме сельского хозяйства, люди в традиционном обществе занимаются примитивным ремеслом.
Социальные отношения и иерархия
Ценности традиционного общества заключаются в почитании старшего поколения, старых людей, соблюдении обычаев рода, неписаных и писаных норм и принятых правил поведения. Конфликты, возникающие в коллективах, решаются при вмешательстве и участии старшего (вожака).
В традиционном обществе социальная структура подразумевает сословные привилегии и жесткую иерархию. При этом социальная мобильность практически отсутствует. Например, в Индии строго запрещаются переходы из одной касты в другую с повышением статуса. Основными социальными ячейками общества выступали община и семья. Человек прежде всего был частью коллектива, входящего в традиционное общество. Признаки, указывающие на неподобающее поведение каждого индивида, обсуждались и регулировалось системой норм и принципов. Понятие индивидуальности и следование интересам отдельного человека в такой структуре отсутствуют.
Социальные отношения в традиционном обществе строятся на подчинении. Каждый включен в него и ощущает себя частью целого. Рождение человека, создание семьи, смерть происходят в одном месте и окружении людей. Трудовая деятельность и быт строятся, передаваясь от поколения к поколению. Выход из общины всегда сложен и затруднителен, иногда даже трагичен.
Традиционное общество – это объединение по общим признакам коллектива людей, в котором индивидуальность не является ценностью, идеальный сценарий судьбы - исполнение социальных ролей. Здесь запрещено не соответствовать роли, в противном случае человек становится изгоем.
Социальный статус оказывает влияние на положение личности, степень приближенности к лидеру общины, жрецу, вождю. Влияние главы рода (старшего) непрекословно, даже если индивидуальные качества ставятся под сомнение.
Политическое устройство
Главным богатством традиционного общества является власть, которая ценилась выше, чем закон или право. Армии и церкви принадлежит главенствующая роль. Формой правления в государстве в эпоху традиционных обществ была преимущественно монархия. В большинстве стран представительные органы власти не имели самостоятельного политического значения.
Так как наибольшей ценностью выступает власть, то она не нуждается в обоснованиях, а переходит следующему вождю по наследству, ее источником является Божья воля. Власть в традиционном обществе деспотична и сосредоточена в руках одного человека.
Духовная сфера традиционного общества
Духовной основой общества выступают традиции. Сакральные и религиозно-мифические представления имеют господство как в индивидуальном, так и в общественном сознании. Религия оказывает значительное влияние на духовную сферу традиционного общества, культура гомогенна. Устный способ обмена информацией преобладает над письменным. Распространение слухов является частью социальной нормы. Количество людей, имеющих образование, как правило, всегда незначительно.
Обычаи и традиции также определяют духовную жизнь людей в общине, которой свойственна глубокая религиозность. Религиозные догматы находят отражение и в культуре.
Иерархия ценностей
Совокупность культурных ценностей, почитаемых безоговорочно, также характеризует традиционное общество. Признаки ценностно ориентированного социума могут быть общими или сословными. Культуру определяет ментальность социума. Ценности имеют строгую иерархию. Высшей, без сомнения, является Бог. Стремление к Богу формирует и определяет мотивы поведения человека. Он выступает идеальным воплощением благонравного поведения, высшей справедливости и источником добродетели. Другой ценностью можно назвать аскезу, которая подразумевает отказ от благ земных во имя обретения небесных.
Верность является следующим принципом поведения, выраженном в служении Богу.
В традиционном обществе выделяют также ценности второго порядка, например, праздность – отказ от физического труда вообще или только в определенные дни.
Необходимо отметить, что все они имеют священный (сакральный) характер. Сословными ценностями могут выступать праздность, воинственность, честь, личная независимость, что было приемлемо для представителей знатных слоев традиционного социума.
Соотношение современного и традиционного обществ
Традиционное и современное общество тесно взаимосвязаны. Именно в результате эволюции первого вида социума человечество вышло на инновационный путь развития. Современное общество характеризуется достаточно быстрой сменяемостью технологий, беспрерывной модернизацией. Культурная действительность также подвержена изменениям, что обуславливает новые жизненные пути для последующих поколений. Для современного общества характерен переход от государственной формы собственности к частной, а также пренебрежение индивидуальными интересами. Некоторые черты традиционного общества присущи и современному. Но, с точки зрения европоцентризма, оно является отсталым ввиду закрытости от внешних связей и инноваций, примитивным, продолжительным характером изменений.
Уклад в нём характеризуется жёсткой сословной иерархией, существованием устойчивых социальных общностей (особенно в странах Востока), особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях. Данная организация общества стремится сохранить в неизменном виде социокультурные устои жизни. Традиционное общество - аграрное общество .
Для традиционного общества, как правило, характерны:
-традиционная экономика
-преобладание аграрного уклада;
-стабильность структуры;
-сословная организация;
-низкая мобильность;
-высокая смертность;
-высокая рождаемость;
-низкая ожидаемая продолжительность жизни.
Традиционный человек воспринимает мир и заведенный порядок жизни как нечто неразрывно-целостное, холистичное, священное и не подлежащее изменению. Место человека в обществе и его статус определяются традицией (как правило - по праву рождения).
В традиционном обществе преобладают коллективистские установки, индивидуализм не приветствуется (т. к. свобода индивидуальных действий может приводить к нарушению заведённого порядка , проверенного временем). В целом для традиционных обществ характерен примат коллективных интересов над частными, в том числе примат интересов имеющихся иерархических структур (государства, клана и т. п.). Ценится не столько индивидуальная дееспособность, сколько то место в иерархии (чиновничьей, сословной, клановой и т. д.), которое занимает человек.
В традиционном обществе, как правило, преобладают отношения перераспределения, а не рыночного обмена, а элементы рыночной экономики жёстко регулируются. Это связано с тем, что свободные рыночные отношения повышают социальную мобильность и изменяют социальную структуру общества (в частности, разрушают сословность); система перераспределения может регулироваться традицией, а рыночные цены - нет; принудительное перераспределение препятствует `несанкционированному` обогащению/обеднению как отдельных людей, так и сословий. Преследование экономической выгоды в традиционном обществе зачастую морально осуждается, противопоставляется бескорыстной помощи.
В традиционном обществе большинство людей всю жизнь живет в локальном сообществе (например деревне), связи с `большим обществом
` довольно слабые. При этом родственные связи, напротив, очень сильны.
Мировоззрение (идеология) традиционного общества обусловлено традицией и авторитетом.
Трансформация традиционного общества
Традиционное
общество
является чрезвычайно устойчивым. Как пишет известный демограф и социолог Анатолий Вишневский, `в нём все взаимосвязано и очень трудно изъять или изменить какой-либо один элемент`.
В древности изменения традиционного общества происходили чрезвычайно медленно - на протяжении поколений, практически незаметно для отдельного человека. Периоды ускоренного развития имели место и в традиционных обществах (яркий пример - изменения на территории Евразии в I тысячелетии до н. э.), но даже в такие периоды изменения осуществлялись медленно по современным стандартам, а по их завершению общество снова возвращалось к относительно статичному состоянию с преобладанием циклической динамики.
В то же время, с древних времен существовали общества, которые нельзя назвать вполне традиционными. Отход от традиционного общества был связан, как правило, с развитием торговли. К этой категории относят греческие города-государства, средневековые самоуправляемые торговые города, Англию и Голландию XVI-XVII веков. Особняком стоит Древний Рим (до III века н. э.) с его гражданским обществом .
Быстрая и необратимая трансформация традиционного общества начала происходить лишь с XVIII века в результате промышленной революции. К настоящему моменту этот процесс захватил почти весь мир.
Быстрые перемены и отход от традиций могут переживаться традиционным человеком как крушение ориентиров и ценностей, утрата смысла жизни и т. п. Поскольку приспособление к новым условиям и изменение характера деятельности не входит в стратегию традиционного человека, то трансформация общества зачастую приводит к маргинализации части населения.
Наиболее болезненно трансформация традиционного общества происходит в тех случаях, когда демонтируемые традиции имеют религиозное обоснование. При этом сопротивление изменениям может принимать формы религиозного фундаментализма.
В период трансформации традиционного общества в нём может усиливаться авторитаризм (либо с целью сохранить традиции, либо с целью преодолеть сопротивление изменениям).
Трансформация традиционного общества завершается демографическим переходом. Поколение, выросшее в малодетных семьях, имеет психологию, отличающуюся от психологии традиционного человека.
Мнения о необходимости (и степени) трансформации традиционного общества существенно расходятся. Например, философ А.Дугин считает необходимым отказаться от принципов современного общества и вернуться к `золотому веку` традиционализма. Социолог и демограф А.Вишневский утверждает, что у традиционного общества `нет шансов`, хотя оно и `яростно сопротивляется`. Согласно расчетам академика РАЕН профессора А. Назаретяна, для того чтобы полностью отказаться от развития и вернуть общество в статичное состояние, численность человечества необходимо уменьшить в несколько сотен раз.