Настоящим меценатом был мамонтов. Савва Мамонтов – биография крупнейшего промышленника России
Савва Мамонтов - известный русский предприниматель и меценат 19 века. очень интересна и насыщенна. Современники знали его как прекрасного певца, талантливого скульптора и художника. Именно его поместье в свое время стало центром художественной жизни.
Краткая биография Саввы Мамонтова
Савва Иванович Мамонтов родился в семье купца 15 октября 1841 года. Его отец занимался железнодорожным строительством. Семья жила богато, и в их доме часто устраивались приемы и балы. После завершения учебы на юридическом факультете сын продолжил отцовское дело и сколотил на нем целое состояние. С именем Саввы Мамонтова связаны постройки крупнейших железнодорожных магистралей. Однако широкую известность и память потомков (биография Саввы Мамонтова известна не одному поколению) он приобрел благодаря своему бескорыстному служению искусству. «Московский Медичи», «Савва Великолепный» - именно так отзывались о нем благодарные современники, именно под такими прозвищами вошел он в историю русской культуры.
Образование
В семье Мамонтовых было четверо сыновей. Их образованием занимался специально нанятый для этого гувернер. Он обучал детей европейским манерам и иностранным языкам. Биография Саввы Мамонтова, возможно, была бы совсем другой, но все изменилось после смерти матери в 1852 году. Отцу с детьми пришлось переселиться в более скромное поместье, нежели они занимали раньше. Отец семейства тяжело переживал смерть жены. Именно в это время он решил отказаться от домашнего воспитания и отдать детей в московскую гимназию, а спустя два года перевез их в Петербург и определил в институт гражданских инженеров. Однако Савва не смог учиться здесь и вернулся в Москву, в родную гимназию. Одной из причин возвращения была скарлатина, которой он заболел. Учеба давалась ему нелегко. В учебных заведениях того времени были жесткие правила: ученики, отстающие по учебным предметам, должны были сидеть за последними партами. Но Савва Мамонтов, биография, личная жизнь которого обсуждается не одно столетие, уже тогда был любимчиком окружающих, и по просьбе одноклассников его всегда сажали за первую парту. Это уникальное умение объединять вокруг себя людей он пронес через всю жизнь. Однако признание одноклассников не могло повлиять на успеваемость Саввы, и после провала выпускных экзаменов он был вынужден покинуть гимназию.
Приобщение к искусству
Отец устроил сына в Петербургский университет. Во время вступительных экзаменов Савве Мамонтову пришлось пойти на обман - на экзамен по латыни вместо него отправился другой юноша. Савва был зачислен в университет Петербурга, а вскоре перевелся на юридический факультет в Москве. Однако даже в университете Савва Иванович Мамонтов, биография которого рисует нам высокообразованного человека, не слишком интересовался учебой и все свободное время посвящал занятиям в драмкружке, руководителем которого был известный драматург А. Н. Островский. В 1862 г. он сыграл роль Кудряша в пьесе «Гроза». Это был его дебют, кстати сказать, вполне успешный.
Мамонтов - предприниматель
В эти годы Иван Федорович Мамонтов как раз основал и начинал развивать новое торговое товарищество, которое специализировалось на продаже шелка. Отец решил привлечь младшего сына Савву к семейному бизнесу и отправил его обучаться торговому делу в филиал своей фирмы в Баку. Начав работать простым служащим, Савва Мамонтов показал себя отличным коммерсантом. После командировки в Персию он вернулся опытным бизнесменом. Биография Мамонтова Саввы Ивановича гласит, что жизнь его с этого момента круто меняется. Из прогульщика и лоботряса он превращается в отличного предпринимателя.
Семья Саввы Ивановича Мамонтова
Биография Саввы Мамонтова, его семья интересуют многих людей нынешнего поколения. В 1864 году младший сын отправляется в Италию, чтобы подлечиться и изучить положение на местных рынках. Здесь он знакомится со своей будущей женой - Елизаветой Григорьевной Сапожниковой. 17-летняя девушка не отличалась особенной красотой. Но Савву Мамонтова привлекло в ней совсем не это. Она увлекалась искусством, прекрасно пела, много читала и занималась музыкой. Спустя год состоялась пышная свадьба, после которой молодые поселились в Москве. Именно в это время Мамонтовы отошли от торгового дела и занялись железнодорожным строительством. Занимаясь семейным бизнесом, Савва Мамонтов, краткая биография которого изложена в статье, никогда не переставал служить искусству и вкладывал в него огромные средства.
После смерти отца в 1869 году руководство семейным бизнесом полностью перешло в руки младшего сына. Молодая семья решает приобрести собственный дом. В поместье Абрамцево, владельцем которого с 1870 года стала семья Мамонтовых, постоянно собирались именитые русские художники, литераторы и музыканты. Благодаря содействию Саввы Ивановича в то время начала развиваться опера. Зазвучали и стали знамениты такие имена, как Шаляпин, Мусоргский, Римский-Корсаков. Большое внимание меценат уделял декорациям, которые писали знаменитые художники. Сам Мамонтов Савва Иванович, краткая биография которого, конечно, не может раскрыть всех его талантов, вместе с историками и искусствоведами кропотливо выбирал все декорации, сценические детали и костюмы.
Меценатство
Всю свою жизнь Савва Иванович посвятил поддержке самых разнообразных видов творческой деятельности. Он организовывал вечера, выставки, заводил новые знакомства, поощрял и продвигал талантливых людей. На это свое «увлечение» Мамонтов тратил огромные средства, несмотря на недовольство некоторых членов его семьи. У него был особенный дар видеть и распознавать в человеке талант к тому или иному виду искусства. В доме Мамонтовых постоянно жили и творили молодые художники, а хозяева старались создать для их творчества самые благоприятные условия. где проживали Мамонтовы, постоянно перестраивали и ремонтировали, чтобы иметь возможность вместить как можно больше людей. После очередного посещения Италии Савва Иванович вместе со своей женой пригласил в свое поместье молодых художников, выпускников Петербургской академии художеств, которые заканчивали обучение за границей. Благодаря Савве Мамонтову миру стали известны такие имена, как В. Д. Поленов, Е. И. Репин, В. М. Васнецов и другие.
В начале 1885 года Савва Иванович открыл Московскую частную оперу, которая положила начало великому преобразованию сцены. Именно здесь раскрылся талант знаменитого теперь на весь мир Ф. И. Шаляпина. Именно здесь выступали известные композиторы и крупнейшие деятели искусства.
Поддержка жены Елизаветы Григорьевны
Жена Саввы Ивановича во всем поддерживала своего мужа. Именно она открыла школу для детей крестьян, а чуть позже и столярную мастерскую. Выпускники этой мастерской получали в награду набор инструментов, что позволяло им и дальше заниматься трудовой деятельностью.
В доме Мамонтовых была прекрасная библиотека. Елизавета Григорьевна всегда оказывала помощь в подборе необходимых исторических сведений и документов, если кто-то из художников брался писать полотно на историческую тематику. Нередко во время работы художников она читала им классическую литературу, развивая чувство прекрасного в молодых дарованиях.
Судебное разбирательство
К сожалению, не всегда в судьбе Саввы Мамонтова все было гладко и безмятежно. В начале 1900 годов состоялось крупное судебное разбирательство, связанное с незаконной растратой денежных средств. Предпринимателю приходит в голову идея объединить крупные промышленные и транспортные предприятия. На осуществление этого грандиозного замысла требовалась большая сумма денег. Савва Иванович продает акции принадлежащей ему Северной дороги. Одновременно он получает ссуду, заложив под залог акции и векселя, которые принадлежали его семье. Поставив на карту все свое состояние, предприниматель рассчитывал его приумножить, однако все пошло не так. Савва Иванович Мамонтов попал под арест. Ему пришлось даже несколько месяцев провести в тюремной камере. К счастью, дело закончилось оправдательным приговором. Во время судебных слушаний выступало немало свидетелей. Ни один из них не сказал в адрес подсудимого ни одного плохого слова. После того как суд зачитал приговор, весь зал аплодировал. Несмотря на благоприятный исход дела, долги нужно было возвращать. Все семейное состояние было пущено с молотка.
Жизнь после суда
С момента окончания долгого судебного разбирательства и оглашения приговора жизнь Саввы Мамонтова круто изменилась. Он стал вести замкнутый образ жизни и редко появлялся в обществе. Однако верные и преданные друзья не забывали своего покровителя. Такие известные люди, как В. А. Серов, В. М. Васнецов, В. И. Суриков, Ф. И. Шаляпин часто навещали его.
Савва Мамонтов: биография, дети
Савва Иванович очень удачно совмещал служение культуре и искусству с предпринимательской деятельностью. И то и другое отнимало немало сил, но для него это было делом всей жизни. Как признавался сам предприниматель, он ни за что не бросит заниматься ни искусством, ни бизнесом. В своей предпринимательской деятельности, кстати, он видел не только денежную прибыль, но и служение людям, служение на благо людей.
Биография Саввы Мамонтова была бы неполной, если не упомянуть о детях, наследниках великого мецената и промышленника. В семье было пятеро детей. Примечательно, что всех своих отпрысков Савва назвал так, что из первых букв их имен складывалась его собственное имя. Всеволод, Вера, Александра - САВВА. Один из сыновей, Сергей, в какой-то мере продолжил дело отца. Его имя не стало таким же известным, однако он был и драматургом, и поэтом, достаточно знаменитым в своих кругах.
Жизнь после смерти
Годы революции были тяжелыми для всей тогдашней России. Крутые изменения в стране застали Савву Мамонтова тяжело больным. В начале марта 1918 года он подхватил пневмонию. 24 марта великого предпринимателя и мецената не стало. Последующие десятилетия после его смерти власть в стране принадлежала большевикам, а имя Саввы Мамонтова было оплевано и забыто. Но такие люди не уходят бесследно. И сейчас, спустя почти сотню лет после его смерти, мы помним о неизмеримом вкладе Саввы Ивановича Мамонтова в развитие русской культуры. На сегодняшний день в честь знаменитого мецената и покровителя искусства установлены памятники в Сергиевом Посаде и Ярославле. Недалеко от Москвы, на ярославском направлении, его именем названа платформа.
Савва Мамонтов учился в Петербургском горном институте и на юридическом факультете Московского университета. И. Ф. Мамонтов занялся строительством железных дорог. Летом 1863 года была запущена Московско-Троицкая железная дорога. Иван Фёдорович был избран членом правления этой дороги. Савва же всё больше увлекался театром, вошёл в театральный кружок. Отец Саввы с тревогой относился к праздным увлечениям сына. Сам Савва всё хуже учился в университете.
Видя это, Иван Фёдорович Мамонтов решил отправить Савву по делам Закаспийского товарищества (он был его сооснователем) в Баку. Осенью Савва Иванович стал руководить центральным Московским отделением товарищества.
В 1864 году Савва посетил Италию, где начал брать уроки пения, изучал живопись. Там он познакомился с дочерью московского купца Григория Григорьевича Сапожникова — Елизаветой, впоследствии ставшей его женой (свадьба в 1865 году в Киреево). Семья Сапожниковых занимала высокое положение в обществе, и согласие на брак было подтверждением прочности позиций Мамонтовых. Елизавете было около 17 лет, она не отличалась особой красотой, но любила читать, пела, много занималась музыкой. Молодая семья поселилась в доме на Садовой-Спасской улице, купленном отцом Саввы Мамонтова. Этот особняк неоднократно перестраивался.
"Посиделки" у Мамонтовых. В числе гостей Серов, Коровин...
Савва Мамонтов пел как оперный певец (итальянская опера предлагала ему выступать на ее сцене), был талантливым скульптором, художником, увлекался изготовлением майолики. В 1870‑1890 его подмосковное имение Абрамцево стало центром художественной жизни; здесь собирались виднейшие художники и музыканты. При поддержкеа были созданы художественные мастерские, развивавшие традиции народного творчества и ремёсел.
В 1885 Мамонтов основал Московскую частную русскую оперу, просуществовавшую до осени 1904. Она пропагандировала творчество передовых деятелей музыкального искусства, утверждала новые принципы в театральном искусстве и реалистический тип оперного спектакля.
Благодаря Мамонтову«поднялся» Фёдор Шаляпин . Русская частная опера, организованная Мамонтовым, породила немало талантов, но Фёдор Шаляпин также сыграл и неоднозначную роль в жизни Саввы. Мамонтов заплатил огромную неустойку за переход Шаляпина в его труппу, но был слишком ревностным учителем для свободолюбивого Фёдора. В итоге Шаляпин вернулся в Большой.
Савва Мамонтов являлся основателем и строителем крупнейших железнодорожных магистралей России (от Ярославля до Архангельска и Мурманска и от Донецкого угольного бассейна до Мариуполя), Мытищенского вагоностроительного завода, занимался добычей железной руды и выплавкой чугуна. Он был гласным Московской городской думы, почетным и действительным членом Общества любителей коммерческих знаний, председателем Дельвиговского железнодорожного училища, основателем пяти коммерческих и промышленных училищ в разных частях Российской империи. Он автор книги "О железнодорожном хозяйстве России", кавалер ордена Владимира 4‑й степени.
В начале 1990‑х Мамонтов задумал создать конгломерат связанных между собой промышленных и транспортных организаций. Он приступил к реконструкции взятого у казны Невского судостроительного и механического завода в Петербурге, приобрел Николаевский металлургический завод в Иркутской губернии. Эти предприятия должны были обеспечить транспортными средствами Московско‑ Ярославско‑Архангельскую железную дорогу, директором правления которой он был, и продолжить ее строительство, что позволило бы энергичнее осваивать Север. Из‑за нехватки финансовых вложений, связанных с промышленным кризисом в 1899 Мамонтов разорился, был арестован и посажен в Таганскую тюрьму. Несмотря на все усилия друзей и положительное мнение рабочих, Савва Мамонтов несколько месяцев просидел в тюрьме. Обстоятельства дела позволяют сказать, что освобождению Мамонтова сознательно препятствовали. Муравьёв целенаправленно искал сведения о злоупотреблениях Мамонтова, но найти ничего не смог.
В тюрьме Савва Иванович лепил скульптуры охранников и по памяти. В доме сына, куда Савву Мамонтова перевели под домашний арест , его навещал Коровин . Савва Иванович грустно сказал художнику: «А Феденьке Шаляпину я написал, но он что-то меня не навестил». Серов по этому поводу сказал Коровину лаконично: «Мало сердца». Перед смертью Мамонтов завещает, чтобы Шаляпина не пустили на его похороны (на похороны Мамонтова, конечно).
Позже в своей автобиографии Фёдор Шаляпин напишет: «Савве Ивановичу я обязан своей славой. Ему я буду признателен всю мою жизнь…». Вот и пойми этих художников после этого…
В суде его защищал известный адвокат Ф. Н. Плевако, свидетели говорили о Мамонтове только хорошее, а следствие установило, что он не присваивал денег. Присяжными Мамонтов был оправдан, зал суда был наполнен незатихающими аплодисментами.
Имущество Саввы Мамонтова было распродано почти полностью, многие ценные произведения ушли в частные руки. Железная дорога ушла в государственную собственность по стоимости, значительно ниже рыночной, часть акций досталась другим предпринимателям, в том числе и родственникам Витте. Все долги были погашены. Однако, Мамонтов потерял деньги и репутацию и был уже не способен заниматься предпринимательской деятельностью. До конца жизни Савва Иванович сохранил любовь к искусству и любовь старых друзей — творцов.
Савва Иванович Мамонтов скончался 6 апреля 1918 года. Похоронен в Абрамцево.
Виктор Васнецов. Дубовая роща в Абрамцеве.
Село Абрамцево (до 2004 ‑ дачный посёлок) расположено в городском поселении Хотьково Сергиево‑Посадского района Московской области. Впервые Абрамцево упоминается в XIV веке. Свою славную историю подмосковное имение начинает с 1843, когда его приобретает писатель Аксаков, которого посещали литераторы, актеры, философы, историки, некоторые подолгу гостили в гостеприимном доме.
В 1870, через 11 лет после смерти Аксакова, имение Абрамцево было приобретено Саввой Ивановичем Мамонтовым, оно принадлежало ему до 1900. Увлекавшийся пением, музыкой и ваянием Мамонтов привлекал молодых талантливых художников, скульпторов, композиторов, музыкантов, актеров, певцов. В течение многих лет в его имении работали и отдыхали выдающиеся русские художники, в красной гостиной старинной усадьбы собирались: Репин, В. М. и А. М. Васнецовы, Поленов, Остроухов, Врубель, Нестеров, Неврев, Антокольский, Серов, Коровин, Левитан, Шаляпин и многие другие.
Василий Поленов и Савва Мамонтов
В 1878 образовалось своеобразное творческое объединение художников, которое вошло в историю искусства под названием «Абрамцевский Художественный кружок», сыгравший большую роль в развитии национальной художественной культуры России конца XIX- начала XX века. Членов этого кружка объединяло общее стремление к дальнейшему развитию русского национального искусства, опиравшегося на народное творчество и его художественные традиции.
На протяжении четверти века подмосковное имение Мамонтова «Абрамцево» являлось крупным очагом русской культуры, местом, куда иногда на целое лето, иногда на более короткий срок приезжали художники, которые отдых совмещали с работой. В окрестностях Абрамцева В. Васнецов работал над картинами «Богатыри», «Аленушка», а в усадебном парке и поныне стоит его сказочная избушка «на курьих ножках». Знаменитый портрет Верушки Мамонтовой «Девочка с персиками» Серов написал
в столовой Абрамцевского дома.
Здесь же устраивались совместные вечерние чтения, которые незаметно вылились сначала в домашний театр, где при участии Шаляпина, Станиславского регулярно устраивались любительские спектакли, послужившие основой знаменитой Русской Частной оперы, откуда впервые зазвучал на всю Россию голос и имя Шаляпина, а волшебные
декорации к постановкам, выполненные по эскизам художников «кружка», изумили весь театральный мир.
Абрамцево. Русская изба, в которой выставлены работы Врубеля
Здесь возрождалось старорусское гончарное производство, разрабатывались новые формы предметов быта. Открылась школа для крестьянских детей.
Пытаясь возродить художественные кустарные промыслы, члены Абрамцевского кружка организовали столярно‑резчицкую и керамическую мастерские. В конце XIX века в окрестностях усадьбы появилась школа абрамцево‑кудринской резьбы по дереву. Возникновение промысла тесно связано с Е. Д. Поленовой, организовавшей в усадьбе Мамонтова столярно‑резчицкую мастерскую (1882), в которой учились и работали резчики окрестных сёл: Хотьково, Ахтырки, Мутовки, Кудрино. В настоящее время удожественно‑промышленный колледж имени В. М. Васнецова готовит мастеров абрамцевско‑кудринской резьбы.
В 1918 году усадьба была национализирована. На ее территории был создан музей, первым хранителем которого стала младшая дочь Саввы Ивановича Мамонтова Александра Саввична . Вокруг усадьбы вырос дачный посёлок художников, где жили и работали художники П. П. Кончаловский, Б. В. Иогансон, В. И. Мухина, И. И. Машков и многие другие. 12 августа 1977 было опубликовано постановление Совета Министров "О преобразовании музея‑усадьбы Абрамцево" в Государственный историко‑художественный и литературный музей‑заповедник "Абрамцево".
ria.ru ›Справки ›20080406/106100419.html
Сергиев-Пасад. Памятник Савве Ивановичу Мамонтову на привокзальной площади
Савва Мамонтов был еще и выдающимся деятелем культуры, коллекционером, спонсором, одним из главных организаторов всей художественной жизни страны в начале ХХ века.
Театрал
«Всем, что делал Савва Иванович, тайно руководило искусство», - говорил о нем К.С. Станиславский. Бизнес для Мамонтова тоже был своего рода искусством, сферой приложения творческой энергии, реализации небывало дерзких идей.
Он родился 4 октября 1841 года. Его родина - маленький западносибирский городок Ялуторовск (от Тобольска, тогдашнего губернского города, - верст 150, от Тюмени, нынешнего областного центра, - 74 км). Савва был четвертым ребенком Ивана Федоровича Мамонтова и Марии Тихоновны Лахтиной. Иван Федорович Мамонтов происходил из семьи небогатого виноторговца, но ко времени рождения Саввы уже управлял ялуторовским винным откупом, а в 1843 году вошел в первую купеческую гильдию в Чистополе.
В 1849 году И.Ф. Мамонтов с женой и детьми переехал в Москву. Теперь он принадлежал к десятке крупнейших винных откупщиков России с доходами свыше 3 млн руб. Семья потомственного почетного гражданина Мамонтова жила богато: устраивала приемы, балы, при детях были гувернер-немец и гувернантка-француженка. Савва учился в гимназии, а затем в Московском университете. В годы студенчества он страстно увлекся театром, что плохо сказывалось на его учебе и сердило отца.
После того как в 1863 году была запущена Московско-Троицкая железная дорога, Иван Федорович Мамонтов был избран членом правления этой дороги, а Савву отправил в Баку по делам Закаспийского товарищества.
Из Баку Савва поехал торговать в «дикую Персию». Дела его там сложились удачно, но молодой Мамонтов скучал по Москве, ее бурной жизни, друзьям и, конечно, театру.
Сразу после возвращения сына из поездки Иван Федорович объявил о намерении передать дела в его руки. Выделив молодому преемнику начальный капитал и сняв для него новый дом на Ильинке, Мамонтов-старший отправил Савву в «самостоятельное плавание».
Осенью того же года Савва Мамонтов возглавил московское отделение Закаспийского товарищества. Таковы были первые его шаги на ниве предпринимательства.
В 1865 году Савва женился. Его супругой стала Елизавета Григорьевна Сапожникова из старинного, известного в Москве купеческого рода. Она разделяла любовь мужа к искусству и на многие годы стала его верной помощницей во всех делах.
Абрамцево
В 1869 году Иван Федорович скончался, оставив все свои начинания на троих сыновей. Не будучи по натуре бизнесменом (его душу прежде всего влекло к искусству), Мамонтов все же не отказывается продолжать дело отца и разворачивает железнодорожное строительство. Его привлекала идея связать между собой отдаленные северные территории с помощью сети современных путей сообщения. В 1872 году Савва Иванович занял пост директора Общества Московско-Ярославской железной дороги. Постепенно его признали серьезной величиной в купеческом сообществе Москвы и даже избрали гласным городской думы и действительным членом Общества любителей коммерческих знаний.
С этим периодом жизни Мамонтова связано и еще одно чрезвычайно важное событие - приобретение в 1870 году подмосковного имения Абрамцево. Этой старинной дворянской усадьбе, ранее принадлежавшей Аксаковым, суждено было стать колыбелью меценатской деятельности Мамонтова, «ядром» многих его творческих и предпринимательских проектов, своего рода кузницей талантов.
В 1870-1890 годах имение Абрамцево стало центром художественной жизни России. Здесь подолгу жили и работали русские художники (И.Е. Репин, В.М. Васнецов, В.А. Серов, М.А. Врубель, В.Д. Поленов, К.А. Коровин) и музыканты (Ф.И. Шаляпин и другие). Многим художникам Мамонтов оказывал существенную поддержку, в том числе финансовую.
Именно в Абрамцеве были созданы такие живописные шедевры, как «Девочка с персиками» Серова, «Богатыри», «Аленушка», «Иван-царевич на Сером волке» Васнецова, знаменитые подмосковные пейзажи Поленова. В Абрамцеве были открыты столярно-резчицкая мастерская, возрождавшая традиции русской старины в изготовлении мебели, и майоликовая мастерская.
Донецкий бассейн
В 1876 году государство назначило конкурс на строительство Донецкой каменноугольной железной дороги. Соискатели обязаны были представить проект и смету. Савва Мамонтов принял участие в конкурсе, честно вы-играл торги и получил концессию.
Всего через два года, 1 декабря 1878-го, было открыто движение на линиях новой дороги общей протяженностью 389 верст. В 1879 году вошли в строй ветви Попасная - Лисичанск, Хацепетовка - Криничная - Ясиноватая и другие. Общая протяженность Донецкой каменноугольной достигла 479 верст.
Строительство Донецкой каменно-угольной дороги было полностью завершено в 1882 году. После окончания работ Савва Иванович с удовлетворением отметил: «Дорога построена прекрасно». И ему в самом деле было чем гордиться. Донецкая дорога принесла Мамонтову не только хорошие барыши, но и всероссийскую известность предпринимателя.
1885 год ознаменовался открытием Московской частной русской оперы - грандиозного предпринимательского и культурного проекта Мамонтова, воплощения его юношеской мечты.
Частная русская опера существовала на сцене театра Солодовникова (ныне Театр оперетты). Стержнем репертуара стали произведения русских композиторов. Там пел Федор Шаляпин, а декорации создавали Константин Коровин, Михаил Врубель, Виктор Васнецов...
После того как в 1890 году Донецкая железная дорога была выкуплена государством, Савва Иванович вложил освободившийся капитал в покупку Невского судо- и паровозостроительного завода. Также Мамонтов построил Мытищинский вагоностроительный завод.
Другой замысел Мамонтова состоял в строительстве железной дороги в почти непроходимых местах - «до самого Студеного моря». Савва Иванович основал промышленно-транспортный концерн, в котором предприятия по производству рельсов и вагонов предполагалось объединить с металлургическими заводами. Такая система позволяла сочетать производство, транспортное строительство и эксплуатацию железных дорог. В октябре 1898 года открылось постоянное движение по Вологодско-Архангельской линии протяженностью почти 600 верст.
Полностью оправдан
В августе 1898 года Мамонтов продал 1650 акций Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги Международному банку и получил ссуду под залог акций и векселей, принадлежащих ему и его родственникам. Савва переводил деньги для объединения и реконструкции заводов со счетов других предприятий. Это был очень опасный шаг, который закончился полным крахом.
Мамонтов не смог расплатиться с кредиторами. Министерство финансов назначило ревизию дел Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги. Почти полгода Савва провел в ожидании суда в одиночной камере в Таганской тюрьме. На все его имущество был наложен арест.
Cлушание дела Мамонтова состоялось в уголовной палате Московского окружного суда и длилось с 23 по 31 июля 1900 года. Савву Ивановича защищал сам Федор Никифорович Плевако, крупнейший адвокат того времени, человек, близкий Мамонтову по убеждениям.
Защитник показал, сколь грандиозен и патриотичен был замысел обвиня-емого проложить железную дорогу от Ярославля до Вятки, чтобы «оживить забытый Север», и как трагично из-за «неудачного выбора» исполнителей замысла обернулась убытками и обвалилась щедро финансированная операция. После блистательной речи Плевако Мамонтов был полностью оправдан присяжными и освобожден в зале суда.
После разорения Мамонтов почти не бывал в своей подмосковной усадьбе, но его дом у Бутырской заставы стал «новым Абрамцевом». Савва Иванович был избран почетным членом Московского литературно-художественного кружка и членом художественного совета Строгановского училища. Рядом остались и преданные друзья - Поленов, Васнецов, Серов, Остроухов, Сарьян, Кузнецов.
Савва Иванович ушел из жизни 24 марта 1918 года, когда страна уже погрузилась в бурную пучину революционных событий. Мастерскую «Абрамцево» на Бутырской заставе национализировали и отдали в распоряжение Наркомпроса. Подмосковная усадьба была также национализирована и превращена в музей.
Много лет спустя историческая справедливость восторжествовала. Савве Мамонтову были поставлены два памятника - в Ярославле и Сергиевом Посаде.
Памятниками Мамонтову служат и железные дороги, и вагоноремонтный завод, и гостиница «Метрополь» со знаменитыми майоликами, и уникальная усадьба Абрамцево.
В Библиотеке "Главная мысль. Бизнес-книги в кратком изложении" Вы можете прочитать краткое изложение уникальной книги о Савве Мамонтове и узнать больше о жизни и работе этого удивительного человека.
Меценат Савва Иванович Мамонтов (рожд. 3 (15) октября 1841 г. — смерть 6 апреля 1918 г.) — крупнейший предприниматель в области железнодорожного строительства, меценат.
Происхождение. Ранние годы
Род Мамонтовых идет от Ивана Мамонтова, родившегося в 1730 г. Савва Мамонтов родился в зауральском городе Ялуторовске (Тобольская губерния). Семейство Мамонтовых проживало в роскошном особняке, в котором устраивались приемы и балы, часто устраивали вечера, на которых обсуждали спектакли и книги, пение, музицирование.
Еще когда жив был отец Савве приходилось выполнять много поручений по делам акционерного железнодорожного общества. Как в точно распределили наследство в 1869 г., неизвестно. Но Савве в его 28 лет достался контрольный пакет акций Тверской железной дороги.
Личная жизнь
1865 год — Савва женился на Елизавете Григорьевне Сапожниковой из известного в Москве купеческого рода, которая разделяла любовь супруга к искусству. Когда Елизавета выходила замуж ей было около 17-ти лет, она не отличалась особенной красотой, но любила читать, петь, много занималась музыкой.
В Москве супружеская пара жила в доме на Садово-Спасской 6, в создании и украшении которого принимали участие виднейшие художники тех времен, русские и иностранные.
Предпринимательство. Меценатство
Мамонтов имел несомненно деловую хватку и смог заработать довольно крупное состояние на развивавшемся в то время железнодорожном строительстве.
1872 год — был директором Общества Московско-Ярославской железной дороги. В 1870-х годах купец 1-й гильдии, избирался гласным Городской думы, был членом Общества любителей коммерческих знаний. 1894 год — становится председателем правления преобразованного Общества Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги, где Савва Иванович был главный акционер. Вместе с этим Мамонтов создавал конгломерат связанных между собой предприятий.
Савва Мамонтов любил общаться с крупнейшими деятелями русской культуры. В течении нескольких лет жил в Италии, где занимался пением и изучал живопись.
Савва с женой решили приобрести свой дом за городом, потому как Киреево унаследовал старший брат. Узнав, о продаже усадьбы писателя и чиновника Сергея Тимофеевича Аксакова, Мамонтовы в 1870 г. осмотрели имение в Абрамцево. Несмотря на то что он был в плохом состоянии, из-за живописной местности вокруг и архитектуры дома супруги приобрели усадьбу за 15 тыс. рублей и оформили ее на имя жены. В последствии семья неоднократно занималась перестройкой дома и благоустройством усадьбы.
Савва с супругой отличались несомненным художественным вкусом. При их содействии создавались художественные мастерские, развивавшие традиции народного творчества.
В 1870-1890 гг. подмосковная усадьба Мамонтовых в Абрамцево стала центром художественной жизни. Там любили собираться крупнейшие русские художники и живописцы, такие как: Валентин Серов, Михаил Врубель, Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, Константин Коровин, Илья Репин), музыканты (Федор Шаляпин, карьере которого Савва Иванович немало поспособствовал). 1885 год — Савва Мамонтов основал на свои деньги Московскую частную русскую оперу, действовавшую до 1904 г.
1899 год — совместно с М. Тенишевой занимался финансированием журнала «Мир искусства». Жертвовал средства в фонд Музея изящных искусств, избирался членом-учредителем Комитета по устройству музея. Был председателем Дельвиговского железнодорожного училища в Москве.
Крушение мамонтовского дела
Рос Савва в полном достатке. В особняке в Большом Трехсвятительском переулке имелась…
1890-е годы — Мамонтов решил создать объединение промышленных и транспортных предприятий. Однако долги, сделанные Саввой Ивановичем в попытке финансировать грандиозный проект, ошибки и нарушения финансового законодательства привели к крушению мамонтовского дела. 1899 год — Мамонтова арестовали, и заключили в Таганскую тюрьму. 1900 год — Московским окружным судом было признано отсутствие корыстного умысла в его действиях, но Мамонтов был объявлен несостоятельным должником.
Последние годы. Смерть
В конце 1900-х, после суда, Савва Иванович Мамонтов поселился в Бутырском проезде у Бутырской заставы при гончарном заводе «Абрамцево», где и провел последние годы своей жизни, занимаясь художественной керамикой. 1902 год, весна — дом Мамонтова на Садовой-Спасской, который стоял опечатанным после его ареста, был распродан вместе с коллекцией для уплаты долгов. Несколько картин из его собрания были приобретены Третьяковской галереей, Русским музеем, другие - частными коллекционерами.
Умер Савва Мамонтов в 1918 году 6 апреля в Москве. Погребен в Абрамцево - село в городском поселении Хотьково, Сергиево-Посадского района, Московской обл.
Своих детей Савва Иванович назвал: Сергеем, Андреем, Всеволодом, Верой, Александрой. Как видно, по первым буквам имен можно прочитать САВВА. С древнееврейского «Савва» переводится как старик, мудрец.
Когда Савва был в тюрьме, Шаляпин его так и не пришел навестить. Савва Иванович говорил: «А Феденьке Шаляпину я написал, но он что-то меня не навестил». Перед смертью бывший меценат завещает, чтобы Шаляпина не пускали на его похороны.
Дочь Мамонтова Вера - изображена на знаменитой картине живописца Валентина Серова «Девочка с персиками».
С овременники прозвали Мамонтова Саввой Великолепным и московским Медичи. С флорентийским правителем Лоренцо Медичи Великолепным его сближали любовь к искусству и государственный ум. Как импресарио Мамонтов явил миру талант Федора Шаляпина , а как человек, действующий во благо страны, построил Донецкую и Архангельскую железные дороги.
Наследник состояния
Савва Мамонтов родился 14 октября 1841 года в сибирском городе Ялуторовске. Его отец Иван Мамонтов занимался винным откупом: откупщики платили государству налог на алкоголь и получали право продавать его по своим ценам. В 1847 году Иван Мамонтов начал торговать вином в Московской губернии. Перебравшись в Москву, он основал Закаспийское торговое товарищество, приобрел акции Московско-Курской железной дороги, участвовал в строительстве Московско-Ярославской железной дороги.
Купцы того времени считали достаточным давать детям домашнее образование. Но шестеро детей Мамонтовых учились в гимназиях и университетах. Непоседливый Савва, третий по старшинству, был в числе отстающих учеников. В 1859 году, сдав через подставное лицо вступительный экзамен в Петербургский университет, он перевелся в Москву . Учеба на юридическом факультете не сделала из Мамонтова юриста, зато он стал завсегдатаем театральной студии и политических кружков. Летом 1862 года, после студенческих беспорядков в Казани , Петербурге и Москве, отец отправил сына в Баку - подальше от полиции, которая подозревала Савву в революционной деятельности. Он хотел, чтобы сын наконец прекратил «музыкантить, петь и кувыркаться в драматическом обществе».
Савва Мамонтов. Фотография: peoples.ru
Савва Мамонтов. Фотография: rulit.me
Савва Мамонтов. Фотография: dobrohot.org
В конторе Закаспийского торгового товарищества 20-летний Савва наконец занялся делом. Почти год он провел в Баку и городах Персии, а в конце 1863 года вернулся в Москву и вскоре отправился в Милан поправить здоровье после длительного каспийского вояжа. Здесь Мамонтов начал брать уроки оперного вокала, репетировал басовые партии в миланском театре - правда, на профессиональной сцене так ни разу и не выступил. Но ясно понял, что искусство для него было бóльшим, чем просто увлечением. Савва чувствовал и понимал прекрасное как истинный художник. Позже живописец Илья Репин признавался коллеге по цеху Валентину Серову : «Я люблю с ним [Мамонтовым] советоваться, он ведь очень чуткий человек - артист и умница!» .
Вторая жизнь усадьбы Абрамцево
Валентин Серов. Прудик. Абрамцево. 1886. Государственная Третьяковская галерея
Исаак Левитан. Абрамцево. 1880-ые. Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево», Москва
Константин Коровин. Речка Воря. Абрамцево. 1880-ые. Государственная Третьяковская галерея
В Италии Савва Мамонтов познакомился с 17-летней Елизаветой Сапожниковой, дочерью богатого московского шелкоторговца. Весной 1865 года молодые сыграли свадьбу и спустя пять лет купили Абрамцево - подмосковное имение писателя-славянофила Сергея Аксакова. При прежнем хозяине здесь бывали Николай Гоголь и Иван Тургенев , публицист Михаил Погодин, актер Михаил Щепкин . При Мамонтовых же Абрамцево стало местом паломничества художников. В имении регулярно гостили Илья Репин, Виктор и Аполлинарий Васнецовы, Василий Поленов , Василий Суриков , Михаил Нестеров , Константин Коровин , Михаил Врубель . Здесь прошло отрочество Валентина Серова, мать которого была дружна с Мамонтовыми. В дружеских и родственных отношениях с хозяевами Абрамцева состоял и Константин Станиславский .
Мамонтовы много путешествовали по Европе, где заводили все новые знакомства. Скульптор Марк Антокольский, живший тогда в Риме, писал: «Вчера уехал один из новых друзей моих, некто Мамонтов. Приехавши в Рим, он вдруг начал лепить, - успех оказался необыкновенный… Лепка у него оказалась широкой и свободной… Надо сказать, что если он будет продолжать и займется искусством серьезно хоть годик, то надежды на него очень большие» . А Илья Репин как-то сказал Савве: «Тебе бы в артисты - громче Щепкина бы гремел, громче Мартынова» .
Но Савва Великолепный был слишком увлечен всеми искусствами, чтобы хранить верность одному. Он издавал альбомы с рисунками «абрамцевских» художников. Позже финансировал художественный журнал «Мир искусства». Несколько раз в год силами «абрамцевского кружка» Мамонтов-режиссер ставил любительские спектакли, которые по качеству костюмов во много раз превосходили постановки Императорских театров.
Мамонтовская опера
Савва Мамонтов, Валентин Серов, Константин Коровин, Илья Репин, Василий Суриков. 1889. Фотография: pravda.ru
Валентин Серов. Портрет Саввы Мамонтова. 1879. Государственный Русский музей
Пасхальный стол в семье Мамонтовых. 1888. Фотография: peoples.ru
Увлечение театром переросло в идею собрать свою труппу. В 1882 году была упразднена действовавшая со времен Николая I государственная монополия на зрелищные предприятия. В январе 1885 года премьерой «Русалки» Александра Даргомыжского в Москве открылся Театр Кроткова. Назван он был по имени директора, но вошел в историю как «Мамонтовская опера».
В труппу Мамонтова набирали молодежь; самым старшим артистам - меццо-сопрано Татьяне Любатович и басу Антону Бедлевичу - было 25 лет. Главную партию в премьере доверили 19-летней Надежде Салиной. Из-за неопытности артистов спектакль не имел особого успеха: зрителей восхитили лишь декорации, написанные Виктором Васнецовым. Мамонтов понял: чтобы взрастить собственных певцов, их нужно учить у мастеров. В сезоне-1885/86 вместе со штатными певцами на сцене театра выступали европейские звезды Либия Дрог, Мария Дюран, Мария ван Зандт, братья Антонио и Франческо д’Андраде. И все-таки слишком многое в театре делалось на скорую руку, по-любительски, и в 1888 году он закрылся.
В 1896 году мамонтовская труппа возобновила работу под вывеской Частной оперы Винтер. Директором стала Клавдия Винтер, сестра фаворитки Мамонтова Татьяны Любатович. На нижегородских гастролях Частной оперы в роли Ивана Сусанина дебютировал солист Мариинского театра Федор Шаляпин. Мамонтов переманил никому не известного 23-летнего певца в Москву, где Шаляпин прославился, исполнив партии Бориса Годунова в одноименной опере Модеста Мусоргского , Ивана Грозного в «Псковитянке» Николая Римского-Корсакова , Мельника в «Русалке» Александра Даргомыжского, Мефистофеля в «Фаусте» Шарля Гуно и другие.
Служивший в театре дирижером Сергей Рахманинов прививал певцам отношение к спектаклю как к единому музыкальному полотну. Позже Шаляпин вспоминал, как Рахманинов учил отталкиваться от музыки в понимании роли, запоминать не отдельные партии, а оперу целиком. Над декорациями и костюмами для театра работали лучшие художники: Врубель, Поленов, Васнецов, Коровин.
Мамонтов едва ли не первый в России задумался о синтетической природе оперного театра.
Банкротство империи Мамонтова
Илья Репин. Портрет Елизаветы Мамонтовой. 1874. Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево», Москва
Илья Репин. Портрет Саввы Морозова. 1880. Государственный театральный музей им. Бахрушина
Константин Коровин. Портрет артистки Татьяны Любатович. 1880-ые. Государственный Русский музей
В это же время расширялась промышленная империя Мамонтова. После смерти отца в 1869 году Савва продлил железную дорогу от Ярославля до Костромы . Это решение вызвало всеобщее недовольство: торговый оборот с Русским Севером в то время не окупал затраты на строительство дороги. В 1878 году была открыта Донецкая железная дорога, тоже признанная «нерентабельной». В 1882 году ее довели до Мариуполя, и донецкий уголь стал поступать к морю. В 1897 году Мамонтов продлил костромскую дорогу до Архангельска . В его планах было начать строительство дороги Петербург - Вятка, а также железнодорожной ветки от Томска до Ташкента. При этом Мамонтов хотел создать конгломерат из заводов, которые производили бы металл и оборудование для железных дорог. Чтобы получить деньги на реализацию проекта, ему пришлось взять их из кассы Ярославской железной дороги.
В сентябре 1899 года Савва Мамонтов был арестован. Одни историки полагают, что он стал жертвой соперничества министра финансов Сергея Витте и министра юстиции Николая Муравьева. Другие считают, что разорение было срежиссировано исключительно Сергеем Витте. С его молчаливого согласия Мамонтов приступил к воплощению своего плана, и именно Витте отдал приказ об аресте. Пока промышленника держали в заключении, его предприятия и недвижимость распродали за бесценок. Сумму залога подняли с 763 тысяч до заоблачных 5 миллионов, чтобы не выпустить промышленника на свободу, ведь он успел бы спасти капитал. Бывшая любовница Саввы Любатович и директриса Частной оперы Винтер спешно вывезли из театра имущество, часть которого распродали, а часть стали сдавать в аренду «родной» труппе за немалые деньги.
Но общество встало на защиту московского Медичи. Начальник мастерских Ярославской дороги дал такие показания: «Савва Иванович - отец второй, добрая душа, другого такого не будет. Плакали мы горько, когда его взяли под арест. Все служащие сложиться хотели, внести кто сколько может, чтобы только вызволить его» . Адвокат Федор Плевако произнес на процессе речь, вошедшую в историю отечественной юриспруденции: «Ведь хищение и присвоение оставляют следы: или прошлое Саввы Ивановича полно безумной роскоши, или настоящее - неправедной корысти. А мы знаем, что никто не указал на это. Когда же, отыскивая присвоенное, судебная власть… вошла в его дом и стала искать незаконно награбленное богатство, она нашла 50 рублей в кармане, вышедший из употребления железнодорожный билет, стомарковую немецкую ассигнацию… что же тут было? Преступление хищника или ошибка расчета? Грабеж или промах? Намерение вредить Ярославской дороге или страстное желание спасти ее интересы? Судите, но отнесите часть беды на дух времени, дух наживы, заставляющий ненавидеть удачливых соперников, заставляющий вырывать друг у друга добро. В наше время мало работать - надо псом сидеть над своею работой» .
В июле 1900 года суд признал Мамонтова невиновным. Бывший миллионер поселился у дочери Александры и жил на скромные доходы от гончарной мастерской, перенесенной в Москву из Абрамцева.
Спустя 15 лет, в разгар Первой мировой войны , журналист Влас Дорошевич писал:
«Два колодца, в которые очень много плевали, пригодились. Интересно, что и Донецкой, и Архангельской дорогой мы обязаны одному и тому же человеку. «Мечтателю» и «Затейнику», которому очень много в свое время доставалось за ту и за другую «бесполезные» дороги, - С. И. Мамонтову. И вот теперь мы живем благодаря двум мамонтовским «затеям». «Бесполезное» оказалось необходимым».