Национальный парк серенгети цель создания. Национальный парк Серенгети- жемчужина Африки
Французские автомобильные дороги находятся в отличном состоянии.На главных скоростных трассах страны станции обслуживания находятся через каждые 25 миль.
Трассы обозначены номерами, но французы чаще ориентируются по названиям городов, к которым ведет данная дорога. В сельской местности дороги часто обозначены только названиями ближайших деревень, это может серьезно запутать.
Система дорожных указателей имеет ряд особенностей, которые отличают ее от других европейских стран. Достаточно часто указатели расположены непосредственно перед выездами с трасс. Из-за этого водитель не всегда успевает вовремя перестроиться в нужный ему ряд. Кроме того, на дорогах имеется большое количество сложных развязок.
Французские водители известны своим достаточно агрессивным стилем вождения. Они могут часто превышать скорость. Ограничение скорости - 110-130 км/ч, в зависимости от типа трассы. В населенных пунктах ограничение составляет 50 км/ч в и 90 км/ч за их пределами. Обязательно нужно использовать ремни безопасности. Детям до 12 лет нельзя ездить на переднем сиденье. В Париже очень трудно место для парковки. Большинство стоянок являются платными.
Взять в аренду автомобиль во Франции очень просто. Здесь работают все международные компании по прокату машин. Из бюджетных можно назвать easyCar и Sixti.
Чтобы арендовать машину. Нужно иметь при себе международные водительские права на французском или английском языке, паспорт и кредитную карточку. Иногда вместо кредитки возможен денежный залог. Водителям младше 25 лет аренда часто обходится дороже. Водитель должен быть не моложе 21 года и иметь стаж не менее года. Страховка обязательна, но очень часто она продается с франшизой. За аренду-сдачу автомобиля в аэропорту бывают дополнительные сборы. Это же касается взятия и возврата машины не в одной и той же точке.
Стоимость аренды автомобиля во Франции выше, чем в большинстве стран Западной Европы (исключая Скандинавию). На Лазурном берегу и Корсике цены еще выше. Бронировать автомобиль желательно заранее.
У такси во Франции нет специального светового сигнала. Нужно знать, что снаружи, около ветрового стекла такси имеется счетчик с флажком. Если флажок поднят, то такси свободно, опущен - занято. Проезд оплачивается по счетчику. За пределами города цены примерно на 40% выше. Поймать машину на улице совсем непросто.
Франция имеет мощную сеть внутренних авиаперевозок. Основная их доля приходится на национального перевозчика Air France и региональные авиакомпании, входящие в эту группу.
Ведущая европейская бюджетная авиакомпания EasyJetсоставляет существенную конкуренцию на маршрутах из Парижа на юг страны. Во всех крупных и средних городах страны есть аэропорты: Париж, Марсель, Ницца, Страсбург, Тулуза, Лион, Гренобль, Дижон, Брест, Бордо и Нант.
Автобусы во Франции большой популярностью не пользуются. Дальние маршруты практически отсутствуют, есть только пригородные. Главной функцией автобусов в стране является подвоз пассажиров к железнодорожным станциям.
Парижский городской транспорт состоит из автобусов, метро, пригородных поездов (именуемых RER). В некоторых городах страны также ходят трамваи.
Парижское метро состоит из 14 линий. Это наиболее плотная система метро в Европе, а возможно, и в мире.
Что касается поездов, то во Франции имеется обширная железнодорожная сеть. Кроме того, здесь есть самая крупная и самая быстрая в Европе система высокоскоростных поездов TGV. Сайт национальной железнодорожной компании не достаточно удобен, лучше пользоваться немецким сервером Deutsche Bahn.
Стандартные тарифы во Франции достаточно высокие. Большую часть билетов нужно компостировать перед посадкой в поезд. Тарифы могут изменяться в зависимости от сезона. Существует и система скидок.
Тем туристам, которые планируют много ездить по стране на поезде. Лучше всего заранее приобрести проездной InterRail, который дает возможность ездить безлимитно.
Водный транспорт во Франции используется в основном в качестве средства сообщения материковой части страны с Корсикой. Большое количество паромов курсирует между портами Лазурного берега и островом. Есть два основных перевозчика: SNCM и Corsica Ferries.
Если вы не принадлежите к числу проводящих весь отпуск на пляже в пределах защищённого «бастиона»-отеля, равно как и к рядам поклонников автобусных туров - иными словами, если отдых для вас неотделим от самостоятельного знакомства со страной, транспортная тема должна быть вам невероятно близка. В самом деле, планируя путешествие по незнакомой стране, в первую очередь задаёшься вопросом: на чём ездить? И пусть кто-то под «ездой» понимает расслабленное передвижение на такси до ближайшей достопримечательности, а кто-то проделывает маршруты, способные сделать честь самому Марко Поло, вопрос транспорта - пожалуй, важнейший на отдыхе.
Отправляющимся на отдых во Францию в данном вопросе повезло необычайно, ведь эта страна обладает одной из самых совершенных в мире систем транспорта. Нет того его вида, который не был бы здесь развит - и это вполне понятно: при немаленьких размерах Франция может похвастать феноменальным разнообразием ландшафтов и культур - а значит, интересующийся турист непременно захочет посетить как можно больше знаковых достопримечательностей - и природных, и исторических. И выбор у счастливчика самый широкий: от самолётов и поездов-экспрессов до демократичных автобусов и пригородных электричек. Упомянем и о локальных видах транспорта - велосипеды во Франции в чести повсюду, ну а гужевой транспорт по-прежнему оправдывает себя в провинции. Итак, на чем ездить во Франции?
А вот это лишнее
Бронируйте туры, подарите себе ! Самые популярные экскурсионные и горнолыжные предложения: — от 81 000 руб. за двоих.
Цены от TEZ TOUR! Рассрочка 0%!
Акции, подарки! Скидки детям до 30%. Успейте забронировать!
Забронируйте сейчас и отель любой категории!
По Франции на автомобиле
Автомобиль для самостоятельного туриста - определённо самый удобный вид транспорта. За исключением малозначительных недостатков - возможных пробок, трудностей с парковкой в исторических центрах популярных городов и платы за проезд (если вы передвигаетесь по автобанам) - он сулит путешественнику сплошные достоинства: возможность не зависеть от расписания транспорта общественного и упоительное ощущение свободы перемещений.
Автомобильный транспорт во Франции, в туристическое его части - то есть аренда , развит на твёрдую пятёрку с плюсом. Агентства по прокату можно найти даже в самых отдалённых регионах страны. Прокат самого доступного авто обойдётся в сумму от 35-40 EUR в день, а литр бензина будет стоить 1,35-1,43 EUR. Дороговато, скажет кто-то. Зато перед вами открываются виноградники Бордо и Шампани , лавандовые поля Прованса , предпиренейские долины, изумительные пейзажи Лазурного Берега , суровые северные ландшафты Аквитании и бескрайние равнины, пронизанные полноводными реками, региона Центр . Цены на странице указаны на август 2018 г.
Поезда во Франции - самый удобный и популярный вид междугороднего транспорта.
По Франции на поезде
Поезда во Франции - самый удобный и популярный вид междугороднего транспорта. Обширная сеть железных дорог, покрывающая всю страну, большое количество различных поездов и удобная сетка тарифов в сочетании с комфортом в вагонах и отличной инфраструктурой вокзалов и станций - всё это по достоинству ценится французами и с удовольствием открывается туристами.
Дальние расстояния удобнее всего покрывать на скоростных поездах TGV (trains a grande vitesse - дословно: «поезда высоких скоростей»). TGV ходят на всех популярных маршрутах с большим объёмом пассажиропотока. Единственный минус - довольно высокая стоимость проезда (суммы в 90-150 EUR за билет - не редкость), однако очевидный плюс - отличная экономия времени: время в пути от Парижа до южного побережья, к примеру, не превысит четырёх часов.
Предыдущая фотография 1/ 1 Следующая фотография
Поездами других видов - пригородными электричками TER, межрегиональными Intercite и ночными Lunea - имеет смысл пользоваться, если вы хотите сэкономить, а добраться из пункта А в пункт Б всё же надо. Кроме прочего, региональные поезда - зачастую единственный способ разъезжать по городам какой-нибудь маленькой провинции.
По Франции на автобусе
Междугороднее автобусное сообщение во Франции заметно уступает железнодорожному, хотя свои поклонники такого способа путешествий, несомненно, имеются. Причина вовсе не в низком комфорте французских автобусах и не в отсталости местных автотрасс - с этим как раз всё в порядке. Скорее, так сложилось исторически - в развитие железных дорог вкладывались немалые средства, и так они стали приоритетным видом транспорта.
Пользоваться автобусом во Франции несомненно оправдано в случае, если вы планируете как следует обследовать какой-нибудь очаровательный уголок Республики - окрестности исторического города или просто живописную сельскую местность с разбросанными по ней симпатичными деревеньками. А ещё автобус настоящий друг туриста в пределах французских городов. По Франции на самолете
Внутренние авиалинии во Франции нельзя назвать популярным видом транспорта, но воздушное сообщение действительно незаменимо при перемещениях на дальние расстояния. Как это может быть применимо к туристам? Очень просто: если вы отдыхаете на Лазурном Берегу, почему бы не съездить на пару дней в Париж? А обследуя достопримечательности Парижа или замки Луары чрезвычайно полезным будет посещение и других исторических городов Франции - к примеру, Руана или Шартра. Конечно, объять необъятное невозможно, но если очень хочется увидеть именно «ваше» место, от которого вы в данный момент ох как далеко - самолёт - ваш очевидный выбор!
Аэропорты имеются в абсолютном большинстве крупных и средних городов Республики. Обычные тарифы - не самые приятные для кошелька, но для любителей «махнуть крылом» имеется приятный бонус - наличие лоу-костов, позволяющих неплохо экономить. Самые загруженные аэропорты, конечно, парижские: Руасси - Шарль-де-Голль и Орли, откуда авиарейсы отправляются во все без исключения локальные аэропорты Франции. Другие популярные аэропорты - воздушные гавани Марселя и Ниццы - также не могут пожаловаться на недостаток пассажиров: сюда прибывают желающие отдохнуть на курортах Лазурного Берега и в тишине Прованса. Ну а зимой нагрузку принимают региональные аэропорты областей Рона - Альпы и Прованс - Альпы - Лазурный Берег - именно здесь на склонах Альп расположены без преувеличения лучшие горнолыжные курорты Европы.
Транспортная система Франции обладает достаточно развитой сетью транспортного сообщения, которая охватывает все города страны. Транспорт Франции разнообразен и надежен, поскольку большинство транспортных средств производится самими французами.
Авиатранспорт страны
Наибольшее количество авиаперевозок во Франции осуществляет национальная авиакомпания Air France. Ей принадлежит большинство прямых международных и местных маршрутов. Внутренние перевозки совершает авиаперевозчик FlyWest, на долю которого приходятся бюджетные рейсы. К примеру, чтобы добраться из одной части Франции в другую, Вам придется выложить примерно 100 евро, а воспользовавшись спецпредложениями авиакомпании, Вы потратите всего 25 евро.
Основные аэропорты Франции
Прилетев во Францию, Ваш самолет обязательно приземлится в одном из двух аэропортов международного класса. Первый из них - это аэропорт Руасси-Шарль-де-Голль, который имеет в своем арсенале терминалов. Недалеко от него располагаются ж/д станции «Aeroport Charles-de Gaulle 1» и «Aeroport Charles-de Gaulle 2-TGV». До аэропорта регулярно курсируют автобусы № 350 и 351. Второй - это аэропорт Орли, включающий в себя только 2 терминала: Южный и Западный. Официальный сайт парижских аэропортов: www.aeroportsdeparis.fr .
Кроме того, во Франции имеются и другие не менее значимые аэропорты, а именно:
- аэропорт Бордо - сайт: www.bordeaux.aeroport.fr/
- аэропорт Канн CEQ - сайт: www.cannes.aeroport.fr/
- аэропорт Лион LYS - сайт: www.lyonaeroports.com/
Основные авиаперевозчики
Основными авиаперевозчиками во Франции являются:
- авиакомпания Air France - это национальный перевозчик, осуществляющий международные и внутренние авиарейсы. Сайт компании: www.airfrance.ru
- авиакомпания Corsair - осуществляет рейсы на курортные направления. Сайт: www.corsair.fr/
- авиакомпания Ryanair (FR)- это европейская бюджетная авиакомпания. Сайт: www.ryanair.com/en
- авиакомпания easyJet - также европейская бюджетная авиакомпания. Сайт: www.easyjet.com/ru/
Железнодорожный транспорт Франции
Французские железные дороги находятся под управлением национальной транспортной компании SCNF (официальный сайт предприятия - www.sncf.fr). Данный ж/д перевозчик предлагает пассажирам различные варианты тарификации проезда, в зависимости от того, сколько человек путешествует. Кроме того, переезды между городами осуществляются поездами-экспрессами TER (сайт: www.ter-sncf.com) и TGV (сайт: www.tgv-lyria.fr). Поезда связывают Париж с такими городами, как Авиньон, Лион, Бордо, Оранж, Кале, а также с некоторыми странами Европы. Если Вы решили путешествовать TGV, тогда следует зарезервировать билет заранее. Осуществить это можно на любой станции, независимо от того, какой конечный пункт Вашего назначения.
Где можно купить ж/д билеты?
Ж/д билеты можно приобрести через Интернет, расплатившись пластиковой карточкой. В таком случае они присылают по электронной почте, а затем их следует распечатать на принтере. Вы можете заказать получение билетов и по обычной почте. В кассах ж/д вокзалов и в специальных автоматах также можно приобрести билеты, причем дополнительной комиссии оплачивать не нужно.
Сайты ж/д перевозчиков Франции
- общий сайт французской транспортной железнодорожной компании: www.sncf.com
- сайт железной дороги: www.voyages-sncf.com
- сайт региональных электричек: www.ter-sncf.com
- сайт французских туристических поездов: www.lafrancevuedurail.fr
- на этом сайте можно приобрести дешевые билеты на некоторые скоростные поезда: www.idtgv.com
Транспортные нюансы
Сеть железнодорожного транспорта Франции не очень удобная для использования, поскольку все поезда курсируют через Париж.
Стоит также отметить, что в скоростных поездах багаж следует оставлять либо вначале, либо в конце вагона. В обычных же поездах багаж оставляется в зависимости от того, где есть свободное место. Каждый поезд имеет вагоны первого и второго класса. К тому же, в одном поезде могут быть вагоны с купе и «общие» вагоны с креслами. На некоторых направлениях встречаются двухэтажные поезда.
Перед тем как Вы будете садиться на поезд, следует заранее прокомпостировать билет. Компостеры окрашены в оранжевый цвет и установлены у каждого выхода на перрон. Если этого не сделать, то контроллер может выписать Вам штраф.
Автобусное сообщение Франции
Автобусы - достаточно популярный вид транспорта во Франции. В больших городах благодаря тому, что городские власти выделили для движения автобусов отдельные полосы, их движение стало равномерным, за исключением часов пик. К тому же, для междугородних автобусов построены отдельные автовокзалы, которые, как правило, располагаются недалеко от вокзалов SNCF.
Сайты автобусных перевозчиков Франции
Во Франции существует 2 основных междугородних автобусных перевозчиков:
- Eurolines - транспорт данной компании связывает Францию с основными европейскими городами. Сайт предприятия: www.eurolines.fr
- Intercars - специализируется на междугородних рейсах внутри страны. Сайт компании:
Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] Кондрашов Анатолий Павлович
Какой самый распространенный вид транспорта во Франции?
Самый распространенный вид транспорта во Франции – лифт. В день французские лифты перевозят не менее 60 миллионов пассажиров. Между тем возраст 65 процентов подъемников – более 20 лет, а некоторые работают с XIX века. Ежегодно регистрируется около 2000 несчастных случаев на лифтах, из них около 200 – с тяжелыми последствиями и даже жертвами. Считается, что первый лифт установлен в 1743 году во дворце Людовика XV в Версале, чтобы 33-летний король мог, не напрягаясь, подниматься в апартаменты своей любовницы, расположенные этажом выше. Впрочем, в старинных источниках имеются упоминания и о более ранних пассажирских подъемных машинах – в монастыре Святой Екатерины (VI век, на Синайском полуострове в Египте) и даже в Древнем Риме (I век до н. э.). Гидравлический лифт изобретен во Франции и впервые показан на Всемирной выставке в Париже в 1867 году (позже он установлен на Эйфелевой башне). Первый электрический пассажирский лифт изготовлен в Германии в 1880 году.
Из книги Все обо всем. Том 1 автора Ликум АркадийКакой океан самый глубокий? Океаны во многом остаются для нас загадкой. Мы даже не знаем возраста океанов. Вполне возможно, что на первых этапах развития Земли океанов не существовало.Сегодня человек исследует океанское дно, чтобы лучше их изучить. До глубины 3600 м дно
Из книги Новейшая книга фактов. Том 1 [Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина] автора Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий ПавловичКакой астероид самый большой? Самым большим из астероидов основного пояса (между орбитами Марса и Юпитера) является Церера. Он имеет 960 километров в диаметре и массу почти в квинтиллион (миллиард миллиардов) тонн. Масса Цереры составляет около трети общей массы всех
Из книги Все обо всем. Том 3 автора Ликум АркадийКакой из астероидов самый черный? Самым черным из известных астероидов основного пояса является Матильда – «камешек» поперечником около 50 километров, обращающийся вокруг Солнца по орбите со средним радиусом 394 миллиона километров. Открыт он в 1885 году и получил свое
Из книги 3333 каверзных вопроса и ответа автора Кондрашов Анатолий ПавловичКакой из океанов самый глубокий и какой самый мелкий? Самым глубоким из океанов является Тихий. Средняя глубина его равна 3976 метрам, максимальная – 11 034 метрам. Самый мелкий из океанов – Северный Ледовитый. Его средняя глубина составляет 1225 метров, наибольшая – 5527
Из книги Новейшая книга фактов. Том 1. Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина автора Кондрашов Анатолий Павлович Из книги Кто есть кто в мире искусства автора Ситников Виталий ПавловичКакой кит самый большой? Самый большой кит в то же время является и самым крупным животным в мире. Это голубой кит - длина его может превышать 30 метров, а вес достигает 125 тонн. Его можно встретить в любых морях, но чаще всего он попадается в Тихом океане. Он относится к
Из книги Страны и народы. Вопросы и ответы автора Куканова Ю. В.У какой из планет Солнечной системы самый короткий год и у какой самый продолжительный? Самый короткий год (период обращения вокруг Солнца) у Меркурия – он равен 88 земным суткам (меньше четверти земного года). Планетой с самым длинным годом еще недавно считали Плутон,
Из книги Кто есть кто в мире природы автора Ситников Виталий ПавловичКакой из европейских языков самый трудный и какой самый легкий? Английский филолог Филип Сеймур провел сравнительное исследование проблем обучения детей чтению в 15 странах Европы и пришел к выводу, что, несмотря на свою распространенность в мире в качестве языка
Из книги автора Из книги автора Из книги автора Из книги автора Из книги автораКакой балет самый древний? С глубокой древности в африканской стране Камбодже живет и развивается театр балета. Как особый жанр он сложился в XV веке. Танцевальный спектакль проходит в сопровождении хора, который передает текст сказания, разыгрываемого перед
Из книги автораКакой водопад самый высокий? Водопад – уступ в русле реки, который вода еще не смогла срезать своим течением. Когда на пути реки возникает такое препятствие, она либо огибает его, либо низвергает с него свои воды.В Южной Америке, в тропических лесах Венесуэлы, находится
Из книги автораКакой океан самый глубокий? Сегодня человек активно исследует океаны.До глубины 3 600 метров дно океанов покрыто мягкими илистыми отложениями. Они состоят из известковых скелетов мельчайших морских животных. На глубинах, превышающих б километров, дно покрыто мелким
Национальный парк Серенгети расположен в районе Великого Африканского разлома, на севере Танзании. На карге Африки найти его довольно просто: он находится между самым большим африканским озером Виктория и самой высокой вершиной материка – вулканом Килиманджаро. На западе территория парка образует узкий коридор длиной 8 км, который почти доходит до берегов озера Викторий, а на севере простирается до границы с Кенией.
Серенгети жемчужина среди национальных парков Танзании (14% территории этой страны относится к охраняемым). Он входит в список известнейших национальных парков мира. Обилие видов животных (здесь представлена вся “большая африканская пятерка”: лев, леопард, буйвол, жираф и слон), а также их общее количество и ежегодно повторяющиеся миграции тысяч копытных делают Серенгети одним из уникальных мест на Земле.
В 1929 году часть равнин Серенгети была объявлена охотничьим заказником – здесь ограничивался отстрел диких животных. С 1940 года равнины Серенгети стали охраняемой территорией. Однако охранный статус дал этой земле очень мало – не было ни средств для защиты от нарушителей, ни транспорта, ни униформы для служащих. Статус национального парка территория получила в 1951 году. Первоначально граница проходила восточнее и южнее нынешней и включала возвышенность Нгоронгоро.
В 1954 году территорию парка разбили ни дне части: нынешний национальный парк Серенгети и охраняемую территорию Нгоронгоро. В функции национального парка вошли охрана животного мира и иных ресурсов территории и туризм, а доступ людей в Серенгети был строго ограничен. Но даже после этого Серенгети по-прежнему оставался парком больше на бумаге. Количество животных продолжаю сокращаться. Стало очевидно, что при таком состоянии дел рай в Восточной Африке вскоре перестанет существовать.
Для защиты Серенгети требовались неординарные меры. Их и предложил немецкий зоолог Бернхард Гржимек. Гржимек надеялся, что сможет привлечь к парку международный интерес и прилив денежных средств в Восточную Африку. Путешествия отца с сыном, их книга «Серенгети не должен умереть», их фильмы, трагическая гибель в авиакатастрофе 10 января 1939 года Михаэля Гржимека сделали Серенгети известным во всем мире.
Однако международный природоохранный статус территория получила спустя более 20 лет, в 1981 году. Тогда вместе с прилегающим и расположенным на территории Кении резерватом Нгоронгоро, а также заказником Масауа в Танзании национальный парк вошел и состав участников программы “Человек и биосфера” и в том же году был признан памятником Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО.
В открытых восточных саваннах в сезон дождей с ноября по май собираются сотни тысяч антилоп гну и зебр. Именно отсюда стартует ежегодная миграция Серенгети. В конце мая, когда травы становятся сухими и чахлыми, гну отправляются в путь к непересыхающим источникам воды на севере парка. Огромная, волнующаяся как море лавина несущихся животных поднимает облака красной пыли и оставляет за собой ворохи травы. Тонконогие антилопы мчатся ко весь опор по холмистым равнинам и пригоркам» по просторам низкотравной саванны, преодолевая на своем пути реки и ручьи. Это огромное ревущее стадо испуганных голубых гну представляет собой одно из самых величественных зрелищ, которое можно наблюдать в дикой природе и которое называется великой миграцией животных. За антилопами следуют зебры. За ними бегут хищники. В ноябре, когда длинный северный поход заканчивается, пастбища на юге снова зеленеют, и стада пускаются в обратный путь».
В центральной части парка пейзаж более разнообразен. Кроме саванн здесь встречаются редколесья, где длинные стройные акации соседствуют с изогнутыми стволами коммифор. Именно в этой части располагается городок Серонера, в котором находится штаб-квартира парка и Научно-исследовательский институт Серенгети.
В северной части парка ландшафт становится холмистым и лесистым. Отметки на стволах деревьев говорят о появлении здесь слонов. Антилоп, жирафов и зебр почти нет. По дороге на запад, в лесах долины реки Грумети, много черных и белых обезьянок колобусов; из воды выскакивают нильские крокодилы.
Хотя основным источником доходов коренных жителей является сельское хозяйство, их привлекают на территорию парка дикие животные, за счет которых удовлетворяются растущие потребности в мясе, а также возможность заработка, связанная с туризмом. Если раньше браконьерство носило скорее единичный характер, то в конце XX века оно стало масштабным и превратилось и бизнес. Ежегодно в районе Серенгети уничтожается около 200 тысяч животных, что приводит к значительному сокращению численности некоторых видов.
Возник и целый ряд других проблем. В Серенгети численность слонов, оставивших свои исконные места обитания из-за вмешательства человека, увеличилась. Это повлекло за собой ущерб растительному покрову парка: слоны повреждают стволы деревьев и крупные ветки, вытаптывают травы. Эпидемия собачьей чумы в 1994 году послужила причиной гибели около трети всех львов Серенгети, а широкое распространение домашних собак вызвало эпидемию бешенства. В результате исчезли дикие собаки.
С конца 80-х годов прошлого века концепция охраняемой территории претерпела существенные изменения. Если раньше местные жители исключались из процесса развития и управления парком, то теперь при охране ресурсов учитывается и необходимость развития населения территории. Было официально признано, что дикие животные представляют собой важный экономический ресурс для местных жителей в окрестностях парка. Ожидается, что принятие подобных схем, по которым за местным населением признаются законные права на пользование ресурсами дикой природы и непосредствен нон близости от места проживания, позволит сократить сегодняшний высокий уровень браконьерства в парке. В настоящее время территории в окрестностях парка представляют собой промежуточную (буферную) зону, где местное население может пользоваться ресурсами парка, а деревенские комитеты по дикой природе осуществляют контроль за мероприятиями по охране природы.
История создания на равнинах Серенгети национального парка драматична и триумфальна одновременно. Впервые об этих местах европейцы и американцы узнали в 1913 году. Пространства Африки тогда еще были неизвестны белому человеку. Однако земли британских колонии в Восточной Африке уже превратились в места массового паломничества охотников из США и стран Европы. Львы, леопарды, слоны и другие животные становились охотничьими трофеями, чучелами в музеях. Один из таких охотников, Стюарт Эдвард Уайт, отправился как-то с проводниками из Найроби на юг. После нескольких дней пути он записал в дневнике: «Мы двигались все дальше на юг по выжженной солнцем саванне. Затем я увидел зелень деревьев у реки, прошел еще две мили и оказался в раю» Так он нашел Серенгети.
Колонизаторы узнали об этой земле в начале XX века, а коренные жители – племена масаев в течение тысячелетий пасли на равнинах скот и охотились. Они-то и называли землю Siringitu. что в переводе означает «место, где земля бесконечна».
В Серенгети и близлежащие места со всего света стали приезжать охотники за слоновой костью и рогом носорога, просто любители сафари.
Бернхард Гржимек основал Научно-исследовательский институт Серенгети с базой в парке, где ученые изучали местную природу. Гржимек верил «Африка принадлежит тем, кто считает, что на Земле все еще существуют дикие звери и девственные территории». Его телесериалы увидели 35 миллионов европейцев, что помогло собрать большие суммы денег для института и международных природоохранных организаций. Зоолог, который так много сделал для сохранения природы Восточной Африки, похоронен недалеко от Серенгети, на заповедной территории Нгоронгора под небольшой пирамидой из камня.
Фауна национального парка Серенгети. Серенгети превосходит другие парки Африки по количеству видов и общему числу животных, его населяющих. Огромные стада мигрирующих копытных – более 1,3 миллиона антилоп гну, 900 тысяч газелей Томсона, 300 тысяч зебр – постоянно перемещаются в пределах парка. Кроме этих самых многочисленных обитателей в парке живут 7 тысяч антилоп канна, 70 тысяч буйволов, 4 тысяч жирафов, 15 тысяч бородавочников, 1,5 тысяч слонов, 500 гиппопотамов, 200 черных носорогов, более десяти видов антилоп и семи видов приматов. Богатейшая фауна копытных дает пищу как минимум пяти видам хищников, включая 3 тысячам львов, 1 тысячи леопардов, 225 гепардов, 3,5 тысяч гиен. Встречаются в парке не менее 17 видов более мелких хищников, в том числе шакалов и лисиц. Среди 350 зарегистрированных видов птиц есть 34 вида хищных, шесть видов грифов, малый фламинго, ткачики. В этих местах живут птица-секретарь, канюк рыжий, чернокрылый коршун, питающийся мелкими хищниками и птицами, орел скоморох и капская неясыть, а также хохлатый орел, грифы, страусы.
Природа Серенгети – одна из самых древних на Земле. Она мало изменилась за последний миллион лет, сохранившись с плейстоцена – периода, который продолжался на планете 150 тысяч лет и закончился около 8 тысяч лет назад. Это была эпоха абсолютного господства млекопитающих, в том числе и травоядных.
Нередко стада гну растягиваются по саванне на десятки километров. Земля гудит, содрогаясь под ударами миллионов копыт.
Путь на север нелегок – копытным приходится преодолевать реки, где их может унести течением или они рискуют быть съеденными крокодилами. Двигаясь вперед, антилопы гну заходят на территории львиных прайдов, а те уже ждут их в засаде. Леопарды, гепарды и гиены нападают на животных, отбившихся от стада. На останки слетаются грифы. Они ссорятся и дерутся из-за добычи, так что в итоге от туши остаются лишь кости, белеющие в саванне на жарком африканском солнце.
Парк является центром научных исследований уже я течение нескольких десятилетий. Основная тематика исследований включает в себя многолетние наблюдения за состоянием экосистем, поведенческую экологию льва, леопарда, копытных, динамику популяции и репродукцию мангустов, экологию скарабеев и термитов.
Около 30 тысяч одичавших домашних собак живут сейчас на территории Серенгети. Эти животные являются источником распространения заболеваний среди диких хищников. С 1996 года на границах парка проводят массовые вакцинации домашних собак для создания вокруг парка буферной зоны, свободной от болезней.
Климат национального парка Серенгети обычно сухой и жаркий. Среднегодовая температура составляет около +21 С, но она меняется в течение года от +15 до +25 С. Количество осадков сокращается к востоку у кратера Нгоронгоро выпадает около 550 мм осадков (примерно как в Москве), на севере и западе – около 1 – 1,2 мм. Казалось бы, достаточно внушительная величина, но при высоких температурах испарение происходит гораздо быстрее. К тому же количество дождей от года к году варьируется: сухие годы сменяются влажными, и наоборот. В течение года дожди также выпадает нерегулярно с мая – июня по октябрь – ноябрь их почти нет, почва высыхает, и растения вянут. Пик дождей приходится на декабрь и март – апрель
При таком переменна-влажном климате основным типом растительности становятся саванны. В них очень много трав, которые в сухой сезон высыхают и делают саванну похожей на пустыню. Во влажный сезон, наоборот, все зеленеет, травы достигают обыкновенной высоты – на западе, ближе к озеру Виктория, 3 – 4 м. Хотя видов растений в саваннах мало, они очень продуктивны. За год на 1 га они производят органического вещества почти столько же, сколько и леса. Обилие кормов определяет разнообразие копытных, а значит, и большое количество хищников. Таким образом, травы образуют нижнее звено пирамиды жизни в саваннах.
Сафари в национальном парке Серенгети. Огромное многообразие животных привлекает в Серенгети толпы туристов – не менее 40 тысяч человек ежегодно приезжают, чтобы принять участие в сафари. С языка суахили слово «сафари» переводится как “путешествие”. Однако в английском языке, куда перекочевало это слово, оно означает не просто путешествие, но и приключение, связанное с наблюдением за дикими животными в африканской саванне. Такое значение “сафари” имеет и в других языках. В начале XX столетия на сафари в Восточную Африку приезжали Теодор Рузвельт, Эрнест Хемингуэй, Уинстон Черчилль и другие известные любители охоты.
На современных сафари охота категорически запрещена, животных разрешается только наблюдать и фотографировать. Серенгети – прекрасное место для сафари парк настолько огромен, что любители природы не сталкиваются друг с другом, путешествовать можно как на джипе, так и пешком, в сопровождении проводника. Для туристов в Серонере и Лобо, на севере парка, построили комфортабельные дома-гостиницы. Есть и палаточные лагеря с весьма примитивными удобствами.
На территории парка нет постоянного населения, но на его восточных границах живут масаи, а земли к западу от него густо заселены. Прирост населения в этих районах в последние десятилетия весьма высок и достигает 4 % в год. Из-за роста популяции диких животных и поголовья домашнего скота земли для выпаса становится недостаточно, тем более что пастбища быстро пре вращаются в пашни.