Наблюдение за деревьями. Совместная тематическая прогулка «Наблюдение за деревьями осенью
Любовь Олеговна Семенова
Конспект прогулки в старшей группе «Наблюдение за деревьями и кустарниками зимой»
Тема «Наблюдение за деревьями и кустарниками зимой»
Цель: формировать знания об особенностях жизни деревьев и кустарников в зимний период.
Задачи:
1. Дать представление о том, что деревья и кустарники – живые существа.
2. Закрепить сходство и различия деревьев и кустарников.
3. Формировать познавательно – исследовательские знания и умения
детей дошкольного возраста.
4. Развивать любознательность, способность наблюдать за живой природой.
5. Воспитывать бережное отношение к живой природе.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций деревьев, кустарников, зимнего пейзажа; беседы, чтение стихотворений и рассказов.
Ход наблюдения:
Воспитатель: Ребята, берем с собой заранее наблюдательность и вежливость, а главное – внимание. Встали все полукругом. Давайте поприветствуем солнце, небо и друг друга:
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, матушка земля!
Здравствуйте, мои друзья!
Отгадайте мои загадки, и вы узнаете, за чем мы сегодня будем наблюдать.
1. Нам в дождь и зной поможет друг, зеленый и хороший –
Протянет нам десятки рук и тысячи ладошек (дерево).
2. Как отличить нас? Очень просто!
У дерева ствол выше ростом.
Стволов же больше – у меня.
Так как же называюсь я? (кустарник)
Чем отличаются деревья от кустарников?
В чем их сходство?
Как называются деревья, которые сбрасывают листья?
Как называются деревья, которые стоят круглый год зелеными?
Как вы думаете, как чувствуют себя деревья зимой?
Посмотрите на почки, какие они?
Кто помнит, какие почки были весной и летом?
Почки на деревьях и кустарниках такие маленькие, потому что растения сбросили листву. Сокодвижение и рост замедлились. Но растения не умирают, а просто отдыхают, спят.
Зимой веточки деревьев и кустарников особенно уязвимы, они хрупкие, ломкие, поэтому их нужно оберегать. Деревья будут спокойно спать до весны. И лишь когда солнышко пригреет, они проснутся и порадуют нас зеленью, а летом укроют в своей тени.
Познавательно-исследовательская деятельность
Какая часть у дерева самая главная? (корни)
Найдите корни у дерева?
Как вы думаете, что будет, если корни замерзнут?
Есть одно средство, которое помогает корням пережить сильные морозы. Это укрывание корней снегом. Для корней деревьев снег, как для людей одеяло. Под снегом образуется воздушное одеяло и мороз не может проникнуть к корням деревьев.
Трудовая деятельность
Укрывание стволов деревьев на участке снегом, чтобы они не вымерзли.
Цель: формировать умение работать сообща; воспитывать трудолюбие.
Дидактическая игра «Узнай дерево по описанию»
Я ношу другие шишки,
Не такие, как у елки,
Ветки около макушки,
И длинней мои иголки (сосна).
Красавцы – великаны
Вошли во все дворы.
С них летом много пуха,
А осенью – листвы.
Растут они не просто так,
А воздух очищают (тополь).
Великан в нашем парке живет,
Но совсем никого не пугает!
И кто осенью в гости придет –
Желудями он всех угощает (дуб).
Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки (Береза).
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год (ель).
С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня все ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают (липа).
Подвижная игра «Хитрая лиса»
Цель: Развивать у детей выдержку, наблюдательность. Упражнять в быстром беге с увертыванием, в построении в круг, в ловле.
Подвижная игра «Гуси – Лебеди»
Цель: Развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу. Упражняться в беге с увертыванием. Содействовать развитию речи.
Индивидуальная работа.
Отработка прыжков с места.
Самостоятельная деятельность детей.
Публикации по теме:
Конспект прогулки «Наблюдение за деревьями и кустарниками на участке» Конспект «Наблюдение за деревьями и кустарниками на участке» П/с: формирование у детей знаний об отличительных особенностях деревьев и кустарников,.
Цель прогулки:Учить детей видеть красоту ярких красок весны; познакомить с особенностями весеннего состояния плодовых деревьев] (цветение);.
ЦЕЛИ: учить узнавать и различать деревья и кустарники по характерным признакам; формировать представления о корне как части растения,.
Цель прогулки: Упражнять детей в различении деревьев и кустарников по плодам (семенам) и листьям; обобщать представление об осеннем расцвечивании.
Цель прогулки: учить детей описывать растения, отмечать их характерные признаки, различия и сходства. Воспитывать любовь к природе, интерес.
Цель прогулки: развивать у детей наблюдательность и любознательность в процессе ознакомления с явлениями природы; продолжать формировать.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Ханты – Мансийского района «Детский сад «Сказка»
п. Горноправдинск»
Конспект прогулки в старшей группе
«Наблюдение за осенними деревьями»
Выполнил:
воспитатель
(должность)
Цель: Продолжать знакомить детей с деревьями на участке детского сада;
- Формировать представления об осеннем осине и березе;
- Закреплять умение сравнивать осину и березу.
Задачи:
- Способствовать закреплению знаний о деревьях, учиться определять деревья по их признакам, учиться различать листья с различных деревьев;
- Развивать словарный запас детей;
- Формировать целостную картину мира природы;
- Поощрять заботу об окружающей среде.
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение М. Садовского «Осень»
Березы косы расплели,
Руками клены хлопали,
Ветра холодные пришли,
И тополи затопали.
Поникли ивы у пруда,
Осины задрожали,
Дубы, огромные всегда,
Как будто маленькие стали.
Все присмирело, съежилось,
Поникло, пожелтело.
Лишь елочка пригожая.
К зиме похорошела.
Воспитатель: Какое время года описывается в стихотворение?
Дети: Осень.
Воспитатель: Почему. Вы так думаете?
Дети: Потому, что все деревья поникли, пожелтели, только елочка к зиме похорошела.
Воспитатель: О каких деревьях говорится в стихотворении?
Дети: О березе, клене, тополе, иве, осине, дубе, елочке.
Воспитатель: сегодня на прогулке мы с вами понаблюдаем за деревьями. Ребята, посмотрите внимательно на деревья и скажите, что вы интересного увидели?
Дети: на деревьях листья пожелтели, стали опадать листья, деревья готовятся к зиме.
Воспитатель: Ребята, а для чего сажают деревья?
В жару деревья дают нам тень, они приносят нам съедобные фрукты и добавляют красоты пейзажам. Деревья дают кислород, очищает воздух, снижает температуру и делает воздух более .
Воспитатель: Ребята, давайте подойдем по ближе к деревьям. И Полина расскажет нам стихотворение.
Зябнет осинка, дрожит на ветру,
Стынет на солнышке, мерзнет в жару.
Дайте осинке пальто и ботинки,
Надо согреться бедной осинке.
У осины ствол гладкий, серо-зеленого цвета. Осенью ее листья раскрашены в разные цвета: розовый, красный, желтый. Листья у осины особенные, крепятся на гибких сплюснутых череночках, чуть подует ветерок, и застучат листочки друг о друга.
Воспитатель: какой ствол и листья у осинки?
Почему дрожат листья дерева?
Воспитатель: а Егор нам такое стихотворение расскажет..
Лишь осень золотая
Лист опалит огнем —
Березка облетает,
Тоскует под дождем.
Воспитатель: о каком дереве говорится?
Осенью листочки на березе начинают желтеть сначала вверху, где воздух холоднее, а затем внизу. Налетает ветер, срывает листья, и они, словно , падают на темную сырую землю.
Почему листья на березе стали желтые?
Что происходит с деревьями осенью?
Как деревья готовятся к зиме?
Воспитатель: ребята, а теперь возьмите каждый в руки по одному листочку осины и березы. И скажите одинаковые ли они по форме и цвету?
Какую форму имеет листик березы?
Какую форму имеет лист осины?
Исследовательская деятельность
Собрать листья березы и осины для гербария.
Цель: учить отличать листья (по форме, размеру, длине черенка).
Воспитатель: Ребята, а какой лист больше березовый, или осиновый? (приложить березовый листок к осиновому).
Дети: осиновый.
Воспитатель: Понюхайте листья. У осиновых листьев запах горьковатый.
Воспитатель: А давайте послушаем, как шуршат листья. Листья шуршат, будто прощаются с нами.
Воспитатель: А сейчас, ребята, мы с вами поиграем.
Подвижные игры на прогулке «Узнай дерево». Дети становятся около воспитателя. На его слова: «Раз, два, три, к березе (елочке, осине, рябине) беги!» - они бегут и останавливаются у березы. Воспитатель спрашивает, как они узнали березу. Один ответит, что у березы белый ствол; другой – что у нее желтые листья; третий – что листочки маленькие, похожие на треугольник, шершавые.
Воспитатель: Ребята, а раньше люди говорили, т. е есть такая поговорка: Листья у березы начинают желтеть с верхушки – ждите ранней зимы, а если снизу – поздней.
Теперь поиграем в интересную игру, которая называется «Осенние листики».
ЦЕЛЬ: учить детей внимательно слушать текст и в соответствии с ним выполнять движения.
Мы листочки, мы листочки Дети стоят кружком, держа в
Мы – осенние листочки. руках листочки.
Мы на веточках сидели, Разбегаются в разные стороны.
Дунул ветер – полетели
Мы летали, мы летали – Бегают, помахивая листочками.
Все листочки так устали.
Перестал дуть ветерок – Садятся на корточки в кружок,
Все уселись в кружок. листочки держат над головой.
Ветер снова вдруг подул Разбегаются в разные стороны.
И листочки с веток сдул.
Все листочки полетели Подбрасывают листья вверх
И на землю тихо сели.
Воспитатель: вот чудесно мы с вами поиграли. А теперь можете взять выносной материал и поиграйте на песочнице.
Индивидуальная работа:
Упражнение «Прятки». Услышишь звук [Т’] закрой глазки ладошками (тополь, тапки, тяпки, тонуть, тянуть, тяжело, тачка, ток, тоска, тезка, термос, тест).
Цель: закреплять правильное произношение звука [Т’].
Воспитатель: Ребята, наша прогулка подходит к концу, нам пора возвращаться в детский сад, уберите все игрушки на свои места. Вова и Сережа берут лопатки, перекапывают песок. А Оксана и Ангелина берут и подметают песочницу.
Тема: Фенологические наблюдения за деревьями.
Целью наблюдений является ознакомление учащихся с содержанием, методикой и организацией фенологических наблюдений за деревьями и кустарниками. Фенологические наблюдения позволяют познакомиться с сезонными изменениями растений, таким образом углубить свои знания по морфологии растений. Самостоятельная работа учащихся по ведению наблюдений за сезонными изменениями растений позволяет углубить знания, навыки и умения при изучении курса ботаники, а также весьма значительную помощь в написании исследовательских работ.
Изучение динамической по сезонам морфологии развивает навыки эколого-морфологического анализа, что необходимо понимания экологических особенностей видов и их «поведения» в различных условиях.
Сезонные явления у растений.
Одним из свойств географической оболочки Земли являются закономерно чередующиеся ежегодные изменения, воспринимаемые как смена времен года. В умеренном климатическом поясе сезонные изменения принимают форму смены холодной зимы и теплого лета. Наибольшего разнообразия сезонные изменения достигают в биосфере – мире растений и животных, вся жизнедеятельность которых определяется приспособлениями к сезонной ритмике абиотических и биотических компонентов оболочки Земли.
Система знаний о сезонных явлениях природы, о сроках их наступления и причинах, определяющих эти сроки, называется фенологией. Этот термин был предложен в 1653 году бельгийским ботаником Ш.Мораном.
Широкое развитие фенологии как отдельной отрасли знаний стало возможным благодаря практике. Фенология приобретает новые функции благодаря созданию экологического мониторинга – комплексного решения проблем охраны и улучшения природной среды обитания человека в конкретном районе.
Всем организмам свойственна периодичность жизненных процессов. Она проявляется в погодичном, сезонном, и суточном ритмах. Периодическая смена времен года в умеренном климате наложила глубокий отпечаток на жизнь растений, которые в неблагоприятное время года резко снижают жизнедеятельность, впадая в относительный покой. Чередование активной жизни и покоя вызывает изменения облика растений по сезонам. Цикл сезонного развития растений состоит из закономерно сменяющихся друг друга морфологически различных этапов. Рост побегов и его прекращение, появление и опадание листьев, цветение, плодоношение, рассеивание плодов – все это хорошо заметные в природе явления обуславливают изменения картины окружающего нас мира. Кроме этих хорошо видимых явлений, происходят трудно уловимые глазом процессы внутрипочечного роста, формообразования, накопления надземной и подземной массы и ее отмирания, которые тоже идут ритмично и составляют собственно жизнь растений и их сообществ.
Количество ритмически меняющихся явлений в жизни растений огромно. Фенология отбирает такие из них, которые можно достаточно регистрировать и использовать в качестве сигналов годичного круга природы. Такие объекты наблюдений называют феноиндикаторами. Целями феноиндикации служит, например, регистрация цветения некоторых растений.
Фенологические сезоны и фенофазы растений
Каждому сезону свойственны свои сезонные явления. Качественно отличные этапы годичного круга природы с взаимосвязями между ее компонентами и со специфическими сезонными явлениями называются фенологическими сезонами.
Для растений характерен период активной жизнедеятельности, который иначе называется вегетационным периодом. Для многолетних растений используют понятие период активной вегетации, так как у них начало и конец вегетационного периода трудно установить. Период активной вегетации определяется началом и концом видимых ростовых процессов, массовым отмиранием зеленых частей и других легко регистрируемых процессов. Сезонные изменения растения на протяжении активной жизнедеятельности рассматривают как смену визуально различимых фенологических фаз.
Задачи и организация фенологических наблюдений и исследований
Принципы организации фенологических наблюдений определяются поставленными задачами. Проведение систематических многолетних фенологических наблюдений выходит за рамки задач организации работы учащихся на уроках биологии и экологии. Основной задачей при проведении фенологических наблюдений за растениями является изучение сезонной динамики растений, детальное ознакомление с ритмом их сезонной вегетации.
Помимо этой основной задачи в ходе проводимых наблюдений учащиеся решают целый ряд дополнительных задач, направленных на приобретение дополнительных знаний, расширение и их детализацию по биоморфологии растения. Так, наблюдения за выбранным растением осенью предполагает полное ознакомление с морфологическими и анатомическими особенностями листа, что позволяет как расширить знания учащихся об этом вегетативном органе растения, так и закрепить полученные знания в курсе ботаники.
Задачи фенологических наблюдений
Ознакомление с ритмом сезонной вегетации растения.
Определение и анализ жизненной формы растения.
Подробное изучение морфологии листа, почки, годичного побега, цветка и соцветия, плода у наблюдаемого объекта.
Список растений для наблюдения
Для наблюдения предлагается список следующих растений.
Береза повислая, бородавчатая – Betula pendula Roth.
Клен остролистный или платановидный – Acer platanoides.
Клен ясенелистный или американский – Acer nequndo L.
Клен татарский - Acer tataricum L.
Дуб черешчатый – Quercus robur L.
Ясень обыкновенный – Fraximus excelsior.
Вяз шершавый или горный – Ulmus qlarbanus.
Осина или тополь дрожащий – populus tremolo.
Липа сердцевидная – Tilia cordata.
Боярышник кроваво-красный – Crataequs sanquinea pall.
Яблоня домашняя – malus domestica borkh.
Рябина обыкновенная – Sorbus aucuparia.
Груша обыкновенная – Pyrus communis.
Шиповник или роза – Rosa.
Вишня обыкновенная или садовая – Cerasus vulqaris.
Черемуха птичья или обыкновенная- Padus arium Mill.
Каштан конский – Aesculus hippocasta.
Орешник или лещина обыкновенная – Corylus avellana.
Тополь - |Polulus.
Лиственница сибирская – Larix sibirica ledeb.
Ель европейская – Picea abies.
Сосна обыкновенная – Pinus sylvestris.
Кроме предложенного списка можно остановить свой выбор на другом растении.
На мой взгляд, фенологические наблюдения за деревьями и кустарниками проводить для школьника несколько легче, чем за травянистыми растениями.
Рассмотрим признаки осенних фенологических фаз и методы их регистрации у древесных растений.
Листопад как фенологическая фаза регистрируется тогда, когда у наблюдаемых деревьев опадает около половины листьев. В позднеосеннем состоянии деревьев следует обращать внимание и на изменение окраски молодых побегов.
Фаза созревания плодов охватывает период от окончания цветения до того, как начнут опадать первые плоды или семена. Фаза рассеивания плодов (семян или других зачатков) начинается с момента полного созревания плодов до их опадания с дерева или поедания животными. Нередко эта фаза бывает очень растянутой и захватывает у дерева и кустарников всю зиму и часть весны.
После того, как учащийся выбрал вид растения, за которым будет проводиться наблюдение, необходимо определить и выбрать место наблюдения. Место произрастания растения должно быть типичным для изучаемого вида (лес, сад, парк и т.д.), а экземпляр растения должен находиться в условиях типичных для этого вида в данной местности. Следует выбирать растение не поврежденное и вступившее в пору половой зрелости.
Регистрация наблюдений
Для записей всех наблюдаемых явлений и данных о сроках их протекания, а также о строении растения необходимо завести дневник фенологических наблюдений. Для коррекции своих наблюдений необходимо сравнивать получаемые данные с данными, содержащимися в различных фенологических справочниках, календарях природы и пособиях по ботанике и фенологии, список которых приводится.
Кроме словесного описания наблюдаемых явлений и хода изменения фенофаз у растения, желательно давать рисунки – схемы и подробные рисунки, а также фотографии. Ведение дневника следует начать с указания вида наблюдаемого растения и полной его систематики. Затем указывается ареал изучаемого вида, долгота и широта местности, где проводится наблюдение.
Наблюдение за растениями осенью
Работу по наблюдению за растением необходимо предварить изучением литературы по данному виду растения. Начиная с сентября необходимо фиксировать сроки наиболее характерных изменений, происходящих с растением. В течение осени (сентябрь – ноябрь) необходимо отметить следующие, визуально легко наблюдаемые изменения или фазы вегетации у растения:
Появление первых признаков осеннего расцвечивания листвы в кронах.
Полное осеннее расцвечивание листьев.
Начало листопада и поредение крон.
Массовый листопад.
Окончание листопада.
Изменение окраски молодых побегов.
Созревание плодов.
Осенняя окраска листьев.
По первым двум пунктам необходимо указать не только время начала и конца расцвечивания листьев, но и указать основной доминирующий цвет и всю имеющуюся цветовую гамму, характерную для данного вида. Уместно будет описание дополнить рисунками или цветными фотографиями как отдельных листьев, так и всей осенней кроны растения. Кроме этого следует объяснить причины изменения окраски листьев от зеленой до осенней происходящими в них процессами на уровне клеток.
Осенняя окраска листьев обычно предшествует листопаду: листья, расположенные внутри кроны, желтеют раньше, чем листья на внешней стороне деревьев, куда полностью доходит свет. Листья, которые друг друга затеняют, также часто желтеют раньше, чем незатененные. На ветке пожелтение листьев обычно происходит в такой последовательности: сначала желтеют нижние листья. Затем следуют средние и, наконец, самые молодые, расположенные на верхушке.
Осенью, кроме пожелтения листьев, наблюдается появление желто – красных, красно – лиловых и других оттенков листвы. Изменение цвета вызвано разрушением зеленого пигмента – хлорофилла и выявлением желто – красных пигментов – ксантофилла и каротина. Красно – лиловые тона обусловлены образованием антоциана и увеличением его количества в клеточном соке. Количество антоциана резко увеличивается с понижением температуры. Следовательно, в зависимости от осенних температур оттенки осенней листвы у одного и того же вида могут варьировать по годам.
Листопад.
После того, как листья достигнут предельных размеров, начинаются процессы их изнашивания, ведущие к старению и, в конце концов, к отмиранию. Видимый признак старения листа – это его пожелтение или покраснение. В тканях старых листьев накапливаются некоторые соли, откладываются во множестве кристаллы оксалата кальция. Из старого листа оттекают пластические вещества – углеводы, аминокислоты; лист «опустошается» перед опадением. Отток веществ, их перераспределение к центрам новой мобилизации можно считать одной из причин старения и опадения листьев.
У листопадных деревьев и кустарников опадение листьев на зиму имеет важное приспособительное значение. Сбрасывая листья, растения сильно уменьшают испаряющую поверхность. Листопад, или сбрасывание листьев, а иногда и целых листоносных побегов, большей частью укороченных (у тополя и ивы), представляет собой нормальный физиологический процесс, которому предшествует образование отделительного слоя. Отделительный слой формируется близ основания листа и состоит из легко расслаивающихся клеток паренхимы. По этому слою лист и отделяется от стебля, причем на поверхности будущего листового рубца заранее образуется защитный слой пробковой ткани. Лист временно держится на жилках – листовых следах, но они в конце концов разрываются под действием тяжести листа и порывов ветра, и тогда лист падает на землю.
Не всегда деревья сбрасывают все листья, в особенности часто удерживаются на зиму засохшие листья молодых дубков у которых эти листья опадают лишь весной. Из хвойных деревьев только лишь одна лиственница ежегодно теряет осенью свою хвою; у ели она остается на ветках в течение 5 – 7 лет, у сосны- 2 – 3 года.
Подготовка к листопаду идет уже с лета. Причины образования при листопаде отделительного слоя до конца не выяснены, но известно, что биологическими часами, сигнализирующими о приближении осени, оказывается изменение длины дня.
Как показали исследования русского ученого Б.С.Машкова, не только листопад, но и все процессы так называемого осеннего созревания побегов, как остановка роста и переход верхушечной почки в состояние покоя, развитие на поверхности ветвей слоя пробки, накопление запасных веществ и т.п., в очень большой степени регулируются соотношением продолжительности дня и ночи.
Осенью можно изучить лист и составить полное морфологическое описание, указав тип листорасположения, форму листовой пластинки 9цельная она или расчлененная), форму ее края, жилкование, опушение и т.п. Для морфологического описания листа можно использовать пособие по ботанике авторов: Васильева А.В.. Воронина Н.С., Еленевского А.Г. и др. – cтр. 204-208. Кроме изучения морфологических особенностей листа наблюдаемого растения, можно исследовать особенности анатомического строения эпидермы листа и определить тип устьичного аппарата. Для изучения строения эпидермы и определения типа устьичного аппарата необходимо приготовить временный микропрепарат эпидермы. Эпидерма в виде бесцветной однослойной пленки снимается препаровальной иглой или срезается лезвием и помещается в каплю воды под покровное стекло. Под микроскопом изучается форма и размеры основных эпидермальных клеток и определяется тип устьичного аппарата. Рисунки и возможные типы устьичных аппаратов и их описание содержатся в 4 томе книги «Жизнь растений» -cтр. 14-15.
Изменение окраски молодых побегов
Очень важным является наблюдение за изменением окраски молодых побегов осенью, что связано с образованием перидермы на поверхности побега взамен первичной эпидермы. Побег темнеет, приобретая оттенки характерные для перидермы конкретного вида растения. «Вызревшие» побеги, защищенные пробкой, подготовлены к зиме. На поверхности побега становятся четко видны чечевички. Форма, размеры и распределение чечевичек по поверхности стебля являются очень характерными для определенных видов растения. При визуальном осмотре годичного побега осенью необходимо отметить в фенологическом дневнике цвет и форму побега, размеры и число чечевичек. Путем исследования приготовленных временных препаратов поперечного среза стебля годичного побега можно изучить строение перидермы и замыкающего слоя клеток в области чечевички. При этом следует отметить число рядов клеток в феллеме и их форму, а также мощность (число слоев) замыкающего слоя клеток в чечевичке. Описание строения перидермы необходимо дополнить рисунком.
Созревание плодов. Рассеивание плодов.
Как было отмечено ранее, фаза созревания плодов охватывает период от окончания цветения до момента начала опадения первых плодов или семян. Время наступления этой фазы и ее продолжительность необходимо зафиксировать в дневнике наблюдений. Далее фиксируется время поступления и продолжительность фазы рассеивания плодов или семян. Начало этой фазы совпадает с моментом полного созревания плодов, а конец – с опадением или поеданием животными. Кроме этого плод исследуемого растения следует охарактеризовать, дав его полное морфологическое описание .
Литература
Воронин А.Г. и др. Ботаника. Анатомия и морфология растений. М., 1988.
Жизнь растений. – Собр.соч. М.. Просвещение.
Цель : расширять и углублять знания о растениях.
Ход наблюдения
После снегопадов освободить кустарники и деревья от тяжелого снега. Уделить внимание бережному отношению к деревьям, кустарникам. Почему нельзя бегать около кустарника, играть около деревьев? Побеседовать с детьми о деревьях: почему они не растут зимой, как зимуют почки, нужна ли зима для наших деревьев, почему береза не растет в тропическом лесу? В морозную погоду послушать потрескивание деревьев и скрип под ногами, рассмотреть деревья в зимнем уборе. Почему не замерзают деревья зимой? (Пробковый слой, снежное одеяло, покой, нет сокодвижения.)
Что за чудо — зимний лес,
Сколько сказочных чудес!
В сказке этой я лесной,
Сон иль явь передо мной?
Вот берез роскошный ряд,
Шали белые горят
Серебром — а вот в сторонке
В шубах елочки-девчонки.
Ах, какая тишина,
Бело-белая страна!
М. Степанов
Воспитатель задает детям вопросы.
♦ Чем деревья отличаются от кустарников?
♦ Как называют деревья, которые сбрасывают листья?
♦ Какую пользу приносят деревья и кустарники?
Исследовательская деятельность
Раскопать глубокий снег там, где росла трава. Под снежным покровом можно увидеть маленькие зеленые растения с прижатыми к земле слабенькими листьями. Подвести детей к выводу, что снег защищает почву, не давая ей охлаждаться.
Трудовая деятельность
Сгребание снега к деревьям.
Цель: воспитывать гуманно-деятельное отношение к деревьям.
Подвижная игра
«Что растет в разных краях?».
Цель: закреплять названия деревьев.
Конспект прогулки в средней группе
Образовательная область: «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Возраст детей: 4-5 лет.
Формы образовательной деятельности : совместная деятельность.
Формы организации: групповая.
Цель: формировать знания о жизни растений зимой;
Задачи: воспитывать бережное отношение к природе, развивать сообразительность, умение отгадывать загадки; создать интерес к движениям; упражнять в легком, стремительном беге; формировать волевые качества (выдержку, самообладание); совершенствовать деятельности двигательного анализатора; развивать двигательного воображения, фантазии; у пражнять в беге по определенному направлению, с увертыванием, развивать речь; воспитывать трудолюбие; обучать ходьбе на лыжах.
Оборудования и материалы: лыжи, лопаты, формочки, палочка, бубен.
Длительность прогулки : 1 час 20 минут
Структура прогулки:
1. Наблюдение за деревьями, художественное слово (загадка) - 10 мин
2. Подвижная игра «Пустое место» - 10 миут
3. Трудовая деятельность – 15 мин
4. Подвижная игра «Веселый бубен» -10 мин
5. Самостоятельные игры -15 мин
6. Индивидуальная работа -10 мин
7. Подвижная игра «Беги к дереву» -10 мин
Ход прогулки: Наблюдение за деревьями.
Воспитатель загадывает загадку:
Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает? (Зимой.)
Вопросы к детям:
О каком времени года идёт речь в этой загадке?
Как узнали, что зима?
Что укрывает землю зимой?
Зачем снег нужен растениям, животным?
Изменились ли деревья зимой?
Воспитатель обращает внимание детей на красоту зимних деревьев.
Рассматривание деревьев на участке:
Вопросы к детям:
Какие деревья растут на нашем участке?
Как узнать их зимой?
Что происходит с деревьями зимой?
Воспитатель просит показать березу, рябину, спрашивает детей, как они узнали деревья.
Подвижная игра: «Пустое место»
Цель: упражнение в легком, стремительном беге; формирование волевых качеств (выдержка, самообладание); совершенствование деятельности двигательного анализатора.
Ход игры.
Оборудование: палочка (султанчик, старый фломастер)
Дети встают в круг. Водящий ходит сзади круга и приговаривает:
«Я вокруг ребят хожу,
Им подарки приношу.
Повнимательнее будь,
Оглянуться не забудь».
С этими словами он кладет палочку кому-либо из игроков за спину. Ребята могут посмотреть, проверяя, не достался ли им подарок, только когда водящий отошел на 2-3 шага. Тот игрок, кому досталась палочка, должен развернуться и бежать как можно скорее в противоположную от водящего сторону, стараясь занять свое же место в кругу. Водящий пытается сделать то же самое. Тот, кто добежит до пустого места первым, остается в кругу. Опоздавший становится водящим.
Трудовая деятельность Цель: воспитание трудолюбия, желание дружно работать. Очистка участка от снега лопатами, подмести столы и скамейки от снега веником. Вызвать радость от труда, учить видеть результат труда.
Подвижная игра: «Веселый бубен»
Цель: развитие двигательного воображения, фантазии.
Дети стоят по кругу. Ведущий ударяет в бубен и пускает его по кругу. Дети передают бубен друг другу, произнося слова:
Ты, катись, веселый бубен,
Быстро – быстро по рукам.
У кого веселый бубен,
Тот сейчас станцует нам.
(или выполнит какое-то движение) .
Самостоятельные игры на участке.
Цель: развитие и совершенствование двигательных навыков и умений.
Дети катаются на санках, лыжах. Катаются с горки, пролезают по туннели. Создать условия для с/р игры «Магазин».
Индивидуальная работа .
Цель: обучение ходьбе на лыжах Данияра, Камиля и Карима. Учить плавно двигаться.
Подвижная игра : «Беги к дереву»
Цель: приучать бегать легко, не наталкиваясь друг на друга, ориентироваться в пространстве, быстро действовать по сигналу воспитателя.