Мвф и мбрр но помимо. Международный банк реконструкции и развития (International Bank for Reconstruction and Development) - это
В целях развития сотрудничества и обеспечения целостности и стабилизации всемирного хозяйства в основном после второй мировой войны созданы международные валютно-кредитные и финансовые организации. Среди них ведущее место занимают Международный валютный фонд (МВФ) и группа Всемирного банка (ВБ), созданные в 1944 г. Россия вступила в эти организации в 1992 г.
МВФ и группа ВБ имеют общие черты. Они организованы по аналогии с акционерной компанией. Поэтому доля взноса в капитал определяет возможность влияния страны на их деятельность.
Формирование ресурсов МВФ и МБРР различно. Размер квот определяется с учетом доли страны в мировой экономике и торговле.
Основные задачи МВФ заключаются в следующем:
- содействие сбалансированному росту международной торговли;
- предоставление кредитов странам-членам (сроком от трех до пяти лет) для преодоления валютных трудностей, связанных с дефицитом их платежного баланса;
- отмена валютных ограничений;
- межгосударственное валютное регулирование путем контроля за соблюдением структурных принципов мировой валютной системы, зафиксированных в Уставе фонда.
- лимитируется размер заимствования страны в зависимости от ее квоты;
- фонд предъявляет определенные требования, иногда жесткие, к стране-заемщице, которая должна выполнить макроэкономическую стабилизационную программу. Это позволяет Фонду воздействовать на экономику стран-должников.
МБРР, как и МВФ, предоставляют не только стабилизационные, но и структурные кредиты (на осуществление программ, направленных на структурные реформы в экономике). Их деятельность взаимно увязана, они дополняют друг друга. Причем членом МБРР может стать лишь член МВФ.
Специфика МБРР заключается в наличии у него трех филиалов:
- Международная ассоциация развития,
- Международная финансовая корпорация,
- Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций.
Региональные банки развития созданы в 60-х гг. в Азии, Африке, Латинской Америке для решения специфических проблем и расширения сотрудничества развивающихся стран этих регионов.
Региональные валютно-кредитные и финансовые организации
западноевропейской интеграции представляют собой составную часть ее институциональной структуры. Они преследуют цель укрепления интеграции и создания экономического, валютного и политического союза (ЕС) в соответствии с Маастрихтским договором 1993 г., проведения согласованной политики по отношению к развивающимся странам, ассоциированным с ЕС.
К основным региональным организациям ЕС относятся:
- Европейский инвестиционный банк;
- Европейский фонд развития;
- Европейский фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства;
- Европейский фонд регионального развития;
- Европейский валютный институт.
Еще по теме 4 Международные финансовые институты МВФ, МБРР, ЕБРР и др. в международных валютных отношениях.:
- Международный валютный фонд (МВФ) и его влияние на международный бизнес
- 40. Международный валютный фонд (МВФ) - специализированное учреждение ООН. Создан в 1944 году, начал действовать с марта 1947 года. Правление МВФ находится в Вашингтоне, его отделение в Париже.
МВФ: 1944г., в настоящее время членами МВФ являются 184 страны, РФ стала членом в 1992г., штаб-квартира в Вашингтоне. Основные цели:
- содействие м/н сотрудничеству в валютной сфере, а также в м/н торговле, занятости.
- Обеспечение функционирования МВС
- Содействие в устранении валютных ограничений
- Предоставление займов и кредитов в иностранной валюте
Уставный капитал МВФ формируется за счет вкладов его членов. На 1997г. уставный капитал – 198 млрд. $. В 2001г. МВФ занимал 3-е место по объемам запаса золота и опережает США и Германию.
МВФ – эмитент специализированных прав заимствования (СПЗ).
Высший орган – Совет управляющих.
Основные функции:
Прием новых членов
Утверждение измененных паритетов
Пересмотр квот
Выбор исполнительных директоров
Сессии совета управляющих проводятся ежегодно. Оперативной деятельностью руководит исполнительный совет. Одна из функций – выбор директора – распорядителя. С 1987г.-2000гг. Мишель Камдессю. С 23 марта 2000г. – Ф. Феллер. Персонал МВФ – 2100 экспертов во главе с директором-распорядителем.
Группа Всемирного банка
Группа Всемирного банка состоит из 5 тесно связанных между собой институтов:
1. М/н банк реконструкции и развития МБРР – в 1945г., является главным составляющим Всемирного банка.
2. М/н ассоциация развития МАР – 1960г.
3. М/н финансовая корпорация МФК – 1956г.
4. Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ) – 1988г.
5. М/н центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) – 1966г.
МБРР создан в Бреттонвудсе, место пребывания – Вашингтон, объединяет 184 страны мира, уставный капитал – 150 млрд. $ и формируется за счет взносов всех членов, в настоящее время основное внимание уделяет развивающимся странам и странам с переходной экономикой. РФ вступила в 1992г.
Основные цели:
- Содействие развитию территории государств – членов путем поощрения капиталовложений для производственных целей.
- Поощрение частных иностранных капиталовложений
- Стимулирование роста экономики страны и содействие в поддержании равновесия платежного баланса путем поощрения м/н инвестиций
Структура МБРР:
Совет управляющих – высший орган, представлен каждым членом МБРР, сессии ежегодно.
Совет директоров – исполнителей – осуществляет текущую работу
Комитет по развитию – через инвестирование и предоставление льготных кредитов, борьба с нищетой
Президент банка – Дж. Вульфенсон
МБРР начисляет проценты своим заемщикам по ставке, которая устанавливается в размере трех четвертей одного процента сверх суммы, выплаченной по заемным средствам. Займы должны быть выплачены через 15-20 лет; до начала погашения основной суммы предоставляется льготный период от трех до пяти лет.
Менее пяти процентов финансовых средств МБРР составляют суммы взносов стран, ставших членами Всемирного банка. Еще никогда не было случаев дефолта по займам МБРР.
Как Всемирный банк, так и МВФ были созданы в 1944 году на конференции мировых лидеров в Бреттон-Вудс (штат Нью Гемпшир). Цель двух "Бреттон-вудских институтов", как их иногда называют, заключалась в том, чтобы поставить международную экономику на прочный фундамент после Второй мировой войны. Миссии Всемирного банка и МВФ являются взаимодополняющими, но их индивидуальные роли довольно разные.
1. Всемирный банк представляет собой кредитное учреждение, чья цель заключается в том, чтобы помочь интегрированию стран в более широкую мировую экономику и способствовать долгосрочному экономическому росту в целях снижения уровня бедности в развивающихся странах. МВФ осуществляет мониторинг мировых валют, содействуя в поддержании организованной платежной системы между всеми странами и предоставляет займы странам, которые сталкиваются с серьезными дефицитом платежного баланса.
2. В то время как Всемирный банк предоставляет займы на реформы политики и проекты, МВФ больше занимается только вопросами политики.
3. МВФ предоставляет займы странам-членам, имеющим краткосрочные проблемы по удовлетворению потребностей в зарубежных платежах и пытается добиться полной конвертируемости среди валют своих стран-членов согласно системе гибких обменных курсов, действующих с 1973 года.
Всемирный банк предоставляет займы только развивающимся странам или странам с переходной экономикой, в то время, как любые страны-члены (богатые и бедные) могут привлечь услуги и ресурсы МВФ
Междунаро́дный банк реконстру́кции и разви́тия (МБРР, англ. International Bank for Reconstruction and Development) - основное кредитное учреждение Всемирного банка. Международный банк реконструкции и развития (МБРР) - специализированное учреждение ООН, межгосударственный инвестиционный институт, учреждённый одновременно с МВФ в соответствии с решениями Международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе в 1944 г.
Цели МБРР:
Оказание помощи в реконструкции и развитии экономики стран‑членов;
Содействие частным иностранным инвестициям;
Содействие сбалансированному росту международной торговли и поддержание равновесия платёжных балансов;
Сбор и публикация статистической информации,
Первоначально МБРР был призван с помощью аккумулированных бюджетных средств капиталистических государств и привлекаемых капиталов инвесторов стимулировать частные инвестиции в странах Западной Европы, экономика которых значительно пострадала во время Второй мировой войны. С середины 50-х гг., когда хозяйство стран Западной Европы стабилизировалось, деятельность МБРР во все большей степени стала ориентироваться на страны Азии, Африки и Латинской Америки. В отличие от МВФ Международный банк реконструкции и развития предоставляет кредиты для экономического развития. МБРР - самый крупный кредитор проектов развития в развивающихся странах со средним уровнем доходов на душу населения и в кредитоспособных бедных государствах. Страны, подающие заявку на вступление в МБРР, должны сначала быть приняты в МВФ.
В отличие от МВФ, МБРР не использует стандартных условий кредитования. Сроки, объёмы и ставки кредитов МБРР определяются особенностями кредитуемого проекта. Как и МВФ, МБРР обычно обуславливает предоставление кредитов определёнными условиями. Все займы банка должны гарантироваться правительствами стран-членов. Займы выделяются под процентную ставку, которая меняется каждые 6 месяцев. Займы предоставляются, как правило, на 15-20 лет с отсрочкой платежей по основной сумме займа от трёх до пяти лет.
МВФ -- это организация, представляющая 186 стран. Целями его работы являются:
1. Способствовать развитию международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере в рамках постоянного учреждения, обеспечивающего механизм для консультаций и совместной работы над международными валютно-финансовыми проблемами.
2. Способствовать процессу расширения и сбалансированного роста международной торговли и за счет этого добиваться достижения и поддержания высокого уровня занятости и реальных доходов, а также развития производственных ресурсов от всех государств-членов, рассматривая эти действия как первоочередные задачи экономической политики.
3. Обеспечивать стабильность валют, поддерживать упорядоченные отношения валютной области среди государств-членов и избегать использования девальвации валют в целях получения преимущества в конкуренции
4. Оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений, препятствующих росту мировой торговли.
5. За счет временного предоставления общих ресурсов Фонда государствам-членам при соблюдении адекватных гарантий создавать у них состояние уверенности, обеспечивая тем самым возможность исправления диспропорций в их платежных балансах без использования мер, которые могут нанести ущерб благосостоянию на национальном или международном уровне.
Фондом управляют 186 государства-члена, представляющие почти все государства мира. МВФ является центральным учреждением международной валютно-финансовой системы -- системы международных платежей и курсов национальных валют, которая позволяет странам вести между собой экономические операции.
Он стремится предотвращать кризисы в этой системе, поощряя принятии государствами обоснованной экономической политики; в то же время, как следует из названия, он также представляет собой фонд, который могут использовать государства-члены, нуждающиеся во временном финансировании для решения проблем платежного баланса.
МВФ и Всемирный банк были задуманы на Бреттон-вудской конференции в июле 1944 года как организации, призванные укреплять международное экономическое сотрудничество и содействовать созданию более стабильной и процветающей мировой экономики. Эти цели остаются главными для обеих организаций, но их задачи и функции различаются, и в обоих случаях их работа формируется с учетом новых экономических тенденций и проблем.
МВФ содействует развитию международного валютного сотрудничества и предоставляет рекомендации по вопросам экономической политики, временные кредиты и техническую помощь, с тем чтобы помочь странам в установлении и поддержании финансовой стабильности и внешней жизнеспособности, в построении и поддержании сильной экономики. Кредиты Фонда предоставляются в поддержку программ экономической политики, призванных решить проблемы платежного баланса, - то есть в тех случаях, когда нельзя получить достаточное финансирование на приемлемых условиях для покрытия чистых международных платежей. Одни кредиты МВФ предоставляются на относительно короткий срок и финансируются за счет фонда взносов, предоставляемых государствами-членами в счет квот. Другие кредиты МВФ являются более долгосрочными, включая льготные кредиты, предоставляемые государствам-членам с низким доходом на основе субсидий, финансируемых за счет продаж золота МВФ в прошлом и взносов государств-членов. В своей работе со странами с низким доходом МВФ уделяет основное внимание тому, как макроэкономическая и финансовая политика может способствовать достижению главной цели сокращения бедности. Профессиональными сотрудниками МВФ являются преимущественно экономисты.
Всемирный банк способствует долгосрочному экономическому развитию и сокращению бедности, предоставляя техническую и финансовую поддержку, в том числе с тем чтобы помочь странам реформировать определенные сектора или осуществить конкретные проекты - например, такие как строительство школ и объектов здравоохранения, водои энергоснабжение, борьба с заболеваниями, охрана окружающей среды. Содействие Всемирного банка, как правило, носит долгосрочный характер и финансируется как за счет взносов государств-членов, так и посредством выпуска облигаций. Квалификации сотрудников Всемирного банка охватывают более широкий круг дисциплин, чем квалификации сотрудников МВФ.
МВФ и Всемирный банк сотрудничают в разнообразных областях, особенно в деле сокращения бедности в странах с низким доходом, облегчении бремени задолженности беднейших стран, а также оценки финансового сектора стран. Обе организации проводят совместные совещания два раза в год.
44) Основные центры международной трудовой миграции.
В процессе развития международного рынка труда в сферу его деятельности вовлекались все новые и новые страны. Постепенно сложилось несколько основных центров, в которых процессы миграции рабочей силы имеют наиболее активный характер.
Западная Европа традиционно является регионом, в котором активно протекают процессы миграции. Странами, принимающими основную часть иммигрантов, являются Германия, Франция, Великобритания, Нидерланды.
По данным на 1990 г. в Германии насчитывалось 4 630 тыс. иностранных рабочих (в основном, турки, югославы, итальянцы), во Франции - около 4 млн. (в основном африканцы), в Великобритании - 1736 тыс. В конце 80-х годов проявилась новая тенденция в использовании иностранной рабочей силы в Западной Европе: ее доля уменьшилась в отраслях промышленности и строительства, но возросла в сфере услуг, в финансовых учреждениях, в торговле недвижимостью.
Если первоначально центром трудовой миграции были в основном страны Западной Европы, то в 70-е годы стремительно сформировался рынок рабочей силы в районе нефтедобывающих стран Ближнего Востока. К началу 90-х годов здесь насчитывалось более 4,5 млн. трудящихся-мигрантов (в то время, как численность местных рабочих составляла 2 млн. человек).
Удельный вес иностранной рабочей силы в общей численности рабочей силы весьма значителен. Он составляет в Объединенных Арабских Эмиратах около 97%, в Катаре - 95,6%, в Кувейте - 86,5%, в Саудовской Аравии и Бахрейне - по 40% .
Главный экспортер рабочей силы в данном регионе - Египет, здесь также работают эмигрировавшие из Ирака, Ливана, Сирии, Иордании, из Пакистана, Индии, Бангладеш.
Следует отметить, что падение цен на нефть в середине 80-х годов повлекло за собой сокращение потребности в рабочей силе в данном регионе. По оценкам западных экспертов в странах Персидского залива в начале 90-х годов безработица составляла около 3,7% трудоспособного населения. Видимо этот показатель в данном регионе будет расти, и не только в связи с неблагоприятной конъюнктурой на нефть, но и в связи с таким фактором, как быстрый рост экономически активного населения.
Некоторые арабские страны являются одновременно и экспортерами, и импортерами рабочей силы, например, Иордания, Йемен.
Традиционно крупнейшим центром, притягивающим мигрантов, являются Соединенные Штаты Америки. По оценкам специалистов в 80-е годы около половины прироста населения США приходилось на иммигрантов. В настоящее время там насчитывается около 3 миллионов легальных иностранных рабочих.
Однако следует отметить, что иммиграция в эту страну традиционно носит ассимилированный характер, то есть основная часть въезжающих в страну мигрантов стремится остаться в ней. Таким образом, здесь в основном имеет место переселенческая миграция.
Вместе с тем, здесь достаточно распространено использование труда нелегальных иммигрантов. В 1986 году был принят закон, предусматривающий наказание предпринимателей, использующих нелегальную рабочую силу, в виде штрафов и других санкций, вплоть до тюремного заключения. Но удельный вес использования труда нелегальных мигрантов все равно возрастает, особенно в сельском хозяйстве, строительстве, пищевой промышленности.
Еще один центр международной миграции страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Здесь основными импортерами рабочей силы являются Бруней, Япония, Гонконг, Малайзия, Пакистан, Сингапур, Республика Корея, Тайвань..
Для этих стран характерны различные формы трудовой миграции. Во-первых, регулируемая трудовая миграция. Она характерна для Малайзии, Сингапура, Брунея, Гонконга. Во-вторых, скрытая или нелегальная миграция, которая развита в Восточной и Западной Малайзии, Гонконге, Пакистане, Тайване. В-третьих, миграция рабочей силы высокой квалификации, которая сопровождает прямые иностранные инвестиции, осуществляемые Японией, Тайванем, Гонконгом, Сингапуром, Австралией.
Межстрановая миграция рабочей силы имеет место также и в Африке, и в Латинской Америке. В сферу международного рынка рабочей силы втягиваются все новые и новые страны. Миграционные потоки являются немаловажным фактором развития мирового хозяйства в целом..
Россия стала участников международного рынка труда только в начале 90-х годов. До этого, в период административно-командной экономики население СССР принимало минимальное участие в процессах международной трудовой миграции. Выезд за границы и въезд из-за границы были строго регламентированы государством. Советские специалисты выезжали на работу по трудовым контрактам в основном в страны третьего мира, которые провозглашали стремление идти по социалистическому пути развития. Организация процессов международной миграции производилась только государственными органами.
45) Группа Всемирного Банка, организационная структура, основные функции.
Всемирный банк (далее - Банк или ВБ) - это межправительственная финансово-кредитная организация, мощнейший мировой инвестиционный институт, объединяющий 182 государства-акционера. Учрежден одновременно с МВФ. ВБ первоначально был призван с помощью аккумулированных им средств стран-членов и привлекаемых капиталов американских инвесторов стимулировать частные инвестиции в западноевропейские страны, экономика которых была подорвана второй мировой войной. С середины 50-х гг., когда положение в западно-европейских странах стабилизировалось и начался распад колониальной системы, Всемирный банк меняет направление своей деятельности. Его основной целью становится сохранение освободившихся государств в рамках мировой системы хозяйства путем развития в них рыночных отношений.
Согласно уставу Всемирного банка его членами могут стать только члены МВФ.
Сферами деятельности Банка являются:
- предоставление займов, грантов и технической помощи в первую очередь в инфраструктурных отраслях экономики;
- оказание консультационно-аналитических и трейнинг-услуг;
- стимулирование притока инвестиций в страну из других международных финансовых источников. Основные задачи Банка:
- Координация движения капитала в мировом масштабе.
- Устранение политических и экономических различий между развитыми и развивающимися странами.
- Стабилизация мировой экономики.
- Работа в качестве ведущего интеллектуального центра.
Направления текущей деятельности Банка:
- Разработка стратегии по сокращению уровня бедности.
- Работа в области трудовых ресурсов.
- Организационное развитие.
- Защита окружающей среды.
- Рассмотрение проблем задолженности.
- Развитие частного сектора.
Всемирный банк предоставляет займы развивающимся странам с целью снижения нищеты и финансирования капиталовложений, способствующих экономическому росту. Предоставленные средства вкладываются в дороги, электростанции, школы и оросительные сети, а также используются для осуществления такой деятельности, как пропаганда сельскохозяйственных знаний и внедрение достижений в области сельского хозяйства, подготовка преподавателей и реализация программ улучшения качества питания детей и беременных женщин. Некоторые займы Всемирного банка предназначаются для финансирования изменений в экономической системе стран с целью повышения их экономической стабильности и эффективности, ориентирования на рыночную экономику. Кроме того, Всемирный банк предоставляет "техническую помощь", или консультации, своих специалистов правительствам стран с тем, чтобы содействовать им в повышении эффективности определенных секторов экономики и усиления значения этих секторов для национального развития.
Структура управления. 1. Все полномочия Банка возложены на Совет управляющих. Каждое государство-член ВБ представлено в Совете одним управляющим. Обычно им является правительственное должностное лицо на уровне министра. За исключением определенных полномочий (прием новых членов, увеличение или сокращение уставного капитала, приостановление членства какого-либо государства), управляющие делегируют свои полномочия Совету директоров-исполнителей.
2. Совет директоров-исполнителей отвечает за осуществление основной оперативной деятельности - политика Банка, предложения о займах и кредитах, аудиторская проверка счетов, административные бюджеты, ежегодные доклады о политике и операциях Банка.
3. Комитет по развитию - совместный министерский комитет Советов управляющих ВБ и МВФ по вопросам передачи реальных ресурсов развивающимся странам. Он рассматривает такие вопросы, как сокращение нищеты, развитие частного сектора, воздействие политики промышленно развитых стран на развивающиеся страны, сокращение задолженности.
4. Президент Банка, кандидатура на пост которого (по традиции) выдвигается исполнительным директором, представляющим Соединенные Штаты Америки. Но он избирается Советом исполнительных директоров.
Президент Всемирного банка несет ответственность за повседневное управление деятельностью Банка и - при осуществлении общего руководства Советом директоров - за организационную структуру Банка, за назначение и увольнение его сотрудников. Президент руководит штатом сотрудников, включающим свыше 7100 человек из более чем 100 стран, с помощью трех директоров-распорядителей, которые осуществляют надзор за деятельностью сотрудников Банка в определенных областях.
Формирование ресурсов Банка. Уставный капитал Всемирного банка, образуемый путем подписки стран-членов на его акции, первоначально не превышал 10 млрд. долларов США. Переориентация деятельности Банка на обширный регион развивающихся стран вынудила руководство постоянно увеличивать его кредитные ресурсы. В результате подписной капитал к середине 1990-х гг. достиг 165 млрд. долларов США.
Таким образом, в настоящее время Всемирный банк по своему акционерному капиталу превратился в крупнейший банк мира. Несмотря на резкое увеличение капитала Банка в 1980-е гг., оплаченная часть снизилась до 7% суммы акций Банка, распределяемых среди стран-членов. Остальная часть подписки может быть востребована Банком лишь в случае отсутствия у него ресурсов для срочного погашения своих
обязательств. Именно эта (большая) часть и служит тем гарантийным фондом, под который ВБ заимствует значительные средства, прежде всего на мировом финансовом рынке, выпуская облигационные займы для расширения своих кредитных операций. Таким способом Банк содействует экспорту капитала из промышленно развитых стран в развивающиеся, выполняя роль посредника между ними и обеспечивая частных инвесторов двойной гарантией - самого ВБ и правительств стран-членов. Поэтому частные банки и другие кредитно-финансовые институты охотно вкладывают свободные капиталы в облигации Банка, задолженность по которым к середине 90-х гг. достигла 92 млрд. долларов США. Получая по этим высококотируемым облигациям солидный доход (в среднем около 7% годовых), инвесторы освобождены от риска. В последние годы Банк выступает в роли крупнейшего заемщика на мировом финансовом рынке, заняв среди межгосударственных инвестиционных банков наибольший удельный вес в сумме выпускаемых ими облигационных займов. Так, с конца 1970-х гг. ВБ выпускает облигации в среднем на 5 млрд. долларов США ежегодно, а в 90-х гг. эта эмиссия достигла рекордной суммы в 12,7 млрд. долларов США (из 7% годовых). Тем самым Банк поддерживает относительно высокий уровень ссудного процента, что отвечает интересам частных инвесторов, ищущих наиболее выгодные условия приложения своих капиталов. Следовательно, ВБ с самого начала своей деятельности оказывает заметное влияние на международное движение долгосрочных капиталов. Именно через него частный капитал США, а позднее и других промышленно развитых стран широким потоком направился в страны Азии, Африки и Латинской Америки, что способствовало возобновлению экспорта капитала, прерванного мировым экономическим кризисом 1929-1933 гг. и второй мировой войной. Акционерный капитал распределен по соответствующей формуле на основе квот стран-членов МВФ, а голоса стран-членов распределены пропорционально количеству принадлежащих им акций. В настоящее время наибольшая доля голосов принадлежит США (17,07%), за которыми следует Япония (7,09%), Германия (5,48%), Франция (5,26%) и Великобритания (5,26%). В момент учреждения Всемирного банка он представлял собой одну организацию - Международный банк реконструкции и развития (МБРР). В последующие годы у Банка появились и другие подразделения. В 1956 г. была создана Международная финансовая корпорация (МФК) для оказания содействия росту частного сектора развивающихся стран путем предоставления консультаций этим странам и осуществления в них капиталовложений без правительственных гарантий. В 1960 г. была учреждена Международная ассоциация развития (MAP), которой было поручено оказание помощи беднейшим странам мира на льготных условиях. В 1988 г. было организовано Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) для содействия иностранным инвестициям в развивающихся странах путем страхования инвесторов от политических рисков. Эти подразделения были созданы в разных целях, и каждое имеет собственный устав и собственных членов. Президент МБРР одновременно является президентом каждого подразделения, и один и тот же Совет исполнительных директоров управляет деятельностью МБРР, МФК и MAP. У МАГИ есть собственный Совет директоров, большинство членов которого входит в состав Совета исполнительных директоров МБРР. МБРР, MAP, Всемирный банк. Группа Всемирного банка МФК и МАГИ совместно образуют группу Всемирного банка. В группу ВБ входят также еще две организации: Международный центр по урегулированию инвестиционных разногласий (МЦУИР), созданный в 1966 г., с функциями советника и арбитра в конфликтах, которые могут возникать между государствами, являющимися его членами, и иностранными инвесторами, вложившими капиталы в экономику этих государств; Специальный фонд помощи для Южной Африки, образованный в 1985 г., в распоряжение которого были переданы специальные средства на оказание чрезвычайной помощи бедным африканским странам, начавшим реализацию крупных программ структурных реформ.
46) МЕРКОСУР, основные факторы, повлиявшие на формирование и функционирование группировки.
МЕРКОСУР (Mercosur) - экономический союз государств в Южной Америке, по темпам развития превосходит все другие подобные объединения. В него входят Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай и Венесуэла, как ассоциированные члены - Чили, Боливия, Перу, Колумбия и Эквадор.
Это объединение охватывает территорию 12 миллионов квадратных километров с населением 270 000 000 человек и общим валовым внутренним продуктомсвыше 3 триллиона долларов США . Это почти 60% территории Латинской Америки, 46% ее жителей и около 50% ВВП. Сейчас это пятая по мощности экономика в мире. Однако экономическую стабильность МЕРКОСУР было ослаблено 2001 падением экономики Аргентины.
Название организации происходит от исп. Mercado Comun del Cono Sur , Что в переводе означает "Объединенный рынок стран южного конуса". Первым шагом к созданию Объединенного Рынка стало соглашение о свободной торговле, которое заключили Аргентина и Бразилия 1986 1990 г. до этой соглашению присоединились Парагвай и Уругвай.
Основными административными органами объединения является [ Источник? ]
- Совет общего рынка
- Группа общего рынка
- Комиссия торговли
- Совместная парламентская комиссия,
- Социально-экономическое консультативный форум
- Административный секретариат.
Первые четыре организации работают на межправительственном уровне. Основным принципом деятельности высших органов МЕРКОСУР является консенсус. Идея создания какой-то наднациональной структуры по примеру Европейского союза не получила поддержки.
С 1 января 1995 года согласно Оуро-Претських соглашений, подписанных в 1994 г., Меркосур перешел на более высокий интеграционный уровень: от зоны свободной торговли к таможенному союзу. Для всех участников введен единый внешний таможенный тариф (ЕЗМТ) на продукцию, которая завозится из третьих стран (ставка импортных пошлин для разных товаров колеблется от 0 до 20%) [ источник? ].
Mercosur или Mercosul (исп. Mercado Común del Sur, порт. Mercado Comum do Sul, гуар. Ñemby Ñemuha, англ. Southern Common Market) - общий рынок стран Южной Америки, экономическое и политическое соглашение между Аргентиной, Бразилией, Уругваем, Парагваем(членство приостановлено 29.06.2012 до апреля 2013 года ), и Венесуэлой . Основано в 1991 году на основании Асунсьонского договора , который был позже изменен и обновлен в 1994 году договором в Ору-Прету , который в свою очередь определил структуру МЕРКОСУР .
Цель соглашения выражается в содействии свободной торговли, гибкому движению товаров, населения и валюты стран-участников объединения. Гуарани , португальский и испанский языки признаны официальными. МЕРКОСУР и Андское сообщество наций в настоящее время - основные таможенные союзы, связанные с союзом наций, способствующие процессам экономической интеграции в Южной Америке.
МЕРКОСУР возник в 1985 году, когда президенты Аргентины Рауль Альфонсин и Бразилии Жозе Сарней подписали Программу экономической интеграции и сотрудничества Аргентина-Бразилия или PICE (порт. Programa de Integração e Cooperação Econômica Argentina-Brasil,исп. Programa de Integración y Cooperación Económica Argentina-Brasil). Программа также предложила Гаучо в качестве валюты для региональной торговли.
В МЕРКОСУР сосредоточено 55,3% населения стран Латинской Америки и Карибского бассейна (более 300 млн чел.), 40% прямых зарубежных инвестиций, 33% объема внешней торговли стран региона. Совокупный объем ВВП участников объединения достигает 3,3 трлн долл. Объединение представляет собой по размерам и экономическому потенциалу второй после ЕС таможенный союз и третью после ЕС и НАФТА зону свободной торговли.
В декабре 2004 года, на саммите глав МЕРКОСУР был принят акт о создании парламента. По условиям данного соглашения, он, независимо от численности населения, должен иметь 18 представителей от каждой страны к 2010 году.
Чили, Боливия, Колумбия, Эквадор и Перу в настоящее время имеют статус ассоциированных членов. Мексика и Новая Зеландияквалифицируются как официальные наблюдатели.
Международный банк реконструкции и развития (МБРР) -- основное кредитное учреждение Всемирного банка. Международный банк реконструкции и развития (МБРР) -- специализированное учреждение ООН, межгосударственный инвестиционный институт, учрежденный одновременно с МВФ в соответствии с решениями Международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе в 1944 г. Соглашение о МБРР, являющееся одновременно и его уставом, официально вступило в силу в 1945 г., но банк начал функционировать с 1946 г. Местонахождение МБРР -- Вашингтон.
Цели МБРР:
Оказание помощи в реконструкции и развитии экономики стран-членов;
Содействие частным иностранным инвестициям;
Содействие сбалансированному росту международной торговли и поддержание равновесия платежных балансов;
Сбор и публикация статистической информации.
Первоначально МБРР был призван с помощью аккумулированных бюджетных средств капиталистических государств и привлекаемых капиталов инвесторов стимулировать частные инвестиции в странах Западной Европы, экономика которых значительно пострадала во время Второй мировой войны. С середины 50-х гг., когда хозяйство стран Западной Европы стабилизировалось, деятельность МБРР во все большей степени стала ориентироваться на страны Азии, Африки и Латинской Америки.
Основные направления деятельности МБРР
В отличие от МВФ Международный банк реконструкции и развития предоставляет кредиты для экономического развития. МБРР -- самый крупный кредитор проектов развития в развивающихся странах со средним уровнем доходов на душу населения. Страны, подающие заявку на вступление в МБРР, должны сначала быть приняты в МВФ.
В отличие от МВФ, МБРР не использует стандартных условий кредитования. Сроки, объемы и ставки кредитов МБРР определяются особенностями кредитуемого проекта. Как и МВФ, МБРР обычно обуславливает предоставление кредитов определенными условиями. Все займы банка должны гарантироваться правительствами стран-членов. Займы выделяются под процентную ставку, которая меняется каждые 6 месяцев. Займы предоставляются, как правило, на 15-20 лет с отсрочкой платежей по основной сумме займа от трех до пяти лет.
Необходимо подчеркнуть, что банк покрывает своими кредитами лишь 30% стоимости объекта, причем наибольшая часть кредитов направляется в отрасли инфраструктуры: энергетику, транспорт, связь. С середины 80-х гг. МБРР увеличил долю кредитов, направляемых в сельское хозяйство (до 20%), в здравоохранение и образование. В промышленность направляется менее 15% кредитов банка. В последние годы МБРР занимается проблемой урегулирования внешнего долга развивающихся стран: 1/3 кредитов он выдает в форме так называемого совместного финансирования. Банк предоставляет структурные кредиты для регулирования структуры экономики, оздоровления платежного баланса.
Основная цель, которую изначально провозгласили учредители МБРР, заключалась в том, чтобы банк, прежде всего, был инициатором и организатором частных инвестиций, добивался для них в странах-заемщиках благоприятных условий и "климата". Банк мог предоставлять кредиты государствам под гарантии правительств, но должен был уклоняться от вложения своего капитала в высокодоходные, быстроокупающиеся предприятия. Предполагалось, что МБРР будет сосредоточивать свои операции исключительно на тех объектах, которые важны для государств, но в которые не охотно вкладывается частный инвестор. Фактически же МБРР сразу начал широко вмешиваться во внутренние дела стран-заемщиков в интересах своих хозяев (США), оказывал давление на правительства, навязывая свои "программы развития". В итоге все программы "реконструкции и развития" подразумевали сохранение стран-заемщиков в качестве аграрно-сырьевых придатков индустриальных держав. Миссии банка, его "технические советы", "консультации" и "рекомендации" сводились в итоге к развитию сельского хозяйства в странах-заемщиках и увеличению добычи полезных ископаемых для увеличения объемов их вывоза в США и ряд других индустриальных капиталистических стран. Так, миссии банка, обследовавшие в 1952 г. экономику Ирана и в 1954 г. экономику Сирии, рекомендовали правительствам этих стран сосредоточить главное внимание на развитии сельского хозяйства и транспорта. Миссия банка в Турции нашла, что ведущееся турецким правительством промышленное строительство не учитывает реальных финансовых возможностей страны, и рекомендовала ему прекратить дальнейшие вложения государственных средств в промышленность и сосредоточить свои усилия на развитии сельского хозяйства, энергетики и транспорта. Эти рекомендации вызвали возмущение турецкой общественности, что вынудило турецкое правительство в марте 1954 года потребовать удаления из Турции миссии банка.
Кредитная политика МБРР отвечает интересам частного капитала, функционирующего в развивающихся странах. Это проявляется в самой процедуре рассмотрения заявок стран-членов на банковские кредиты. При решении вопроса о предоставлении средств Банк требует широкой информации об экономическом и финансовом положении этих стран, направляет туда свои экономические миссии. Такие миссии, состоящие в основном из представителей промышленно развитых стран, проводят обследование экономики и финансов стран-членов, влияют на составление и выполнение национальных программ их экономического развития. В рекомендациях миссий МБРР приоритет отдается развитию частного сектора экономики и привлечению иностранного капитала в развивающиеся страны. Деятельность этих миссий не может не затрагивать суверенитет стран-членов. Если рекомендации МБРР не принимаются страной, испрашивающей кредит, то зачастую он не предоставляется. Причем делаются попытки ограничить доступ и к другим источникам международных кредитов, поскольку МБРР не только координирует свою кредитную политику с другими международными валютно-кредитными и финансовыми организациями, прежде всего с МВФ, но и возглавляет большинство консорциумов и клубов помощи отдельным развивающимся государствам, используемых развитыми странами-донорами для более эффективного использования своей двухсторонней официальной помощи развитию. Общая сумма кредитов, представленных Банком за 47 лет его активной деятельности, достигла 235 млрд. долл., причем более 1/3 этих ассигнований (80 млрд. долл.) приходится на 1989--1993 гг. Тем самым МБРР осуществляет воздействие на экономическое развитие развивающихся стран, особенно путем регламентации инвестиционной политики стран-заемщиков, поскольку кредиты Банка покрывают в среднем лишь около 30% общей стоимости кредитуемых объектов, а остальная часть расходов по объекту должна обеспечиваться за счет внутренних источников кредитования и финансирования или иных внешних источников. Основная задача МБРР -- кредитование конкретных объектов (преимущественно инфраструктурных -- транспорт, связь, энергетика) на основе их тщательного отбора. С середины 70-х годов в кредитах Банка все большую роль играют социальные аспекты развития, особенно борьба с бедностью.
Увеличиваются кредиты на развитие здравоохранения, образование, планирование семьи, развитие сельского хозяйства. Особое внимание уделяется охране окружающей среды и приватизации. Большинство кредитов МБРР выдаются на срок 15--20 лет (льготный период -- 5 лет), причем наименьшие сроки характерны для кредитования промышленности.
Зависимость МБРР от мирового финансового рынка негативно отражается на стоимости его кредитов. Получая заемные средства под высокий процент. Банк кредитует страны-члены по ставке, которая в среднем на 0,5% превышает стоимость заемных средств и изменяется по полугодиям (с 1982 г., когда кредитная ставка МБРР достигла рекордного уровня в 11,6% годовых). К середине 1993 г. основная кредитная ставка МБРР равнялась 7.43% годовых. Поэтому кредитами МБРР могут пользоваться далеко не все развивающиеся страны, а лишь самые крупные или наиболее развитые из них: Мексика, Индия, Бразилия, Индонезия, Турция, Китай. Филиппины, Аргентина, Южная Корея, Колумбия. Чтобы содействовать реализации программы урегулирования валютно-финансовых проблем крупнейших стран-должников, выдвинутой бывшим министром финансов США Дж. Бейкером и включавшей предложение наращивать кредиты МБРР для структурной перестройки, Банк увеличил к началу 90-х годов долю таких кредитов до 25% и более, тогда как в начале 80-х годов их доля в годовом объеме кредитов MБРР составляла 10-12%. Таким образом, за короткий период удельный вес приоритетного кредитования проектов, связанных со структурной перестройкой экономики стран-заемщиков, увеличился более чем вдвое.
Механизмы управления МБРР
Высшими органами МБРР являются Совет управляющих и Директорат как исполнительный орган. Во главе банка находится президент, как правило, представитель высших деловых кругов США. Сессии Совета, состоящего из министров финансов или управляющих центральными банками, проводятся раз в год совместно с МВФ. Членами банка могут быть только члены МВФ, голоса также определяются квотой страны в капитале МБРР (более 180 млрд. долл.). Хотя членами МБРР являются 186 стран, лидирующее положение принадлежит семерке: США, Японии, Великобритании, ФРГ, Франции, Канаде и Италии.
Источниками ресурсов банка помимо акционерного капитала являются размещение облигационных займов, главным образом на американском рынке, и средства, полученные от продажи облигаций.
- Таежный чай: состав, показания и условия хранения сбора Таежный чай
- Какое мясо самое полезное для человека?
- Приметы на благовещение пресвятой богородицы, а также обряды и запреты Благовещение обычаи и приметы что можно делать
- Сбор грибов: общие правила и советы начинающему грибнику Сон грибы собирать в лесу