Молодежные организации в ссср. Неформальные молодежные движения в ссср (45 фото)
1.1 Развитие и становление молодежных организаций в Советской России
В начале ХХ столетия из-за повышения внимания общества к детям, обрела популярность идея создания гармонически развитой личности. Не упускалось также из виду, что воспитанная таким образом молодежь сможет со временем преодолеть классовый антагонизм. В здоровом, полноценном подрастающем поколении были заинтересованы и государственные структуры - ведь это будущая рабочая сила, армейский резерв.
В теории и практике воспитания и образования произошли серьезные сдвиги. Сокращение продолжительности рабочего дня для детей и подростков привело к увеличению их свободного времени и проблеме его конструктивной занятости. Обучение стало делом государственной важности. Во многих странах появились законы об обязательном образовании. Государство взяло на себя отчасти и бремя воспитания. Совсем иначе стала решаться проблема детской преступности .
Социально-экономическое положение (условия жизни и труда, изолированность сословий), традиции воспитания (патриархальность), школьный официоз (правила для учащихся), контроль со стороны Русской православной церкви не позволяли детям и подросткам выйти за пределы устоявшейся системы.
Одной из попыток создать общественные молодежные организации в дореволюционной России было возникновение скаутов. Возникнув в начале ХХ века, это движение использовало и объединило в себе по крупице опыт существовавших до этого детских и молодежных организаций, некоторых гимнастических обществ и спортивных клубов .
1917 год, расколовший Россию на красных и белых, прошел глубокой трещиной и по скаутингу. Большинство скаутов предпочли сторону белых, но были и красные скауты. Вчерашние братья по патрулю становились порой смертельными врагами.
Новая власть настороженно восприняла существующие скаутские отряды, а затем, руками комсомола и правоохранительных органов, начала целенаправленное уничтожение скаутинга в России. Можно сказать, что государство пыталось подчинить себе молодежные организации.
Часть скаутмастеров была вынуждена заняться организацией отрядов «нового типа», так стали появляться первые группы, впоследствии названные «пионерскими» .
Пионерская организация рождалась и развивалась в нашей стране в условиях революционных преобразований в России, в мире в целом, связанных с распространением идей коммунизма, социализма, обострением классовых противоречий в капиталистических странах и особенно в России.
Пионерская организация - часть пионерства - ветви детского движения, специфического социально-педагогического, культурологического феномена XX века .
В отличие от других направлений, видов, форм детского движения пионерское в своей основе имеет несколько истоков.
Первый исток это международное рабочее, революционное, коммунистическое движение, в которое, оказались втянуты и дети.
Второй исток это собственно детское движение (в мире и России), проявившееся в опыте создания и деятельности самых различных детских сообществ (скауты, соколы, потешные, ученические организации, сельскохозяйственные союзы, самодеятельные клубы, кружки различной содержательной направленности).
Третий исток это конкретные социально-политические условия России в начале XX века (после событий 1917 года) .
Рождение и развитие пионерства отразились на своеобразии его структур, форм, характере его отношений с государственными и общественно-политическими институтами, способствовала превращению его в органичную часть Советского государства, его политической системы и его истории.
Именно новая идеология движения, его цели, принципы, направленность содержания стали в эти годы предметом острых дискуссий комсомола, партии, органов образования, педагогической общественности. Для проработки этих вопросов была создана специальная государственно-общественная комиссия, в которую вошли Н. К. Крупская, Е. М. Ярославский, В. А. Зорин, В. Ф. Васютин и другие.
Важную роль в создании детской организации сыграл III съезд комсомола (1920 г.), на котором с программной речью выступил В. И. Ленин, определив задачи союзов молодежи .
Детское движение рассматривалось как «настоятельная необходимость самоорганизации пролетарских детей», ставящая целью сплочение, воспитание и подготовку масс к борьбе за интересы пролетариата.
Все группы объединялись в «организацию юных пионеров» при местной организации Российского Комсомольского Союза Молодежи (РКСМ), во главе которой стоял совет, назначаемый комитетом РКСМ. В целях реализации самодеятельности детям предлагалось избирать из своей среды различные комиссии, и даже товарищеский суд.
В материалах V съезда РКСМ закреплялось положение о пионерах - смене комсомола. Временное бюро было преобразовано в Центральное бюро детских коммунистических групп юных пионеров (ЦБ ЮП). В него вошли С. Тарханов, В. Зорин, И. Жуков, А. В. Луначарский, Н. К. Крупская. Растет число пионеров. Продолжаются серьезные дискуссии по важным вопросам: о руководстве, о целевой направленности деятельности, о базировании отрядов и т.д. .
Присвоение организации юных пионеров имени В. И. Ленина в 1924 году (до этого отряды юных пионеров носили имя Спартака) дало мощный толчок росту ее рядов.
К 1924 году пионерские организации были созданы во всех союзных республиках. Было принято единое «Организационное положение Детской Коммунистической Организации юных пионеров имени тов. Ленина» (август, 1924 год), закрепившее факт создания и организационного оформления единой пионерской организации, как средства воспитания нового поколения строителей социалистического общества .
В марте 1926 года пионерская организация стала именоваться - Всесоюзная пионерская организация им. В.И.Ленина. Первые пионерские отряды, объединявшие детей рабочих и крестьян, работали при комсомольских ячейках заводов, фабрик, учреждений; участвовали в субботниках, помогали в борьбе с детской беспризорностью, в ликвидации неграмотности .
К концу 30-х гг. завершилась перестройка Всесоюзной пионерской организации по так называемому школьному принципу: класс - отряд, школа - пионерская дружина. В пионерских коллективах развернулась военно-оборонная работа; создавались кружки юных стрелков, санитаров, связистов, проводились военно-спортивные игры .
В конце 40-х - начале 50-х гг. Всесоюзная пионерская организация участвовала в восстановлении разрушенных городов и сёл, началось пионерское движение «Украсим Родину садами», прошли всесоюзные экспедиции по изучению родного края. Пленум указал, что главная задача пионерской организации - широкое привлечение пионеров к активной общественно-политической работе и, прежде всего, к общественно полезному труду. Пленум подчеркнул, что формы и методы деятельности пионерской организации должны отличаться от форм и методов учебной работы в школе, деятельность пионерских дружин не должна ограничиваться рамками школы .
В 1962 Всесоюзная пионерская организация за большую работу по коммунистическому воспитанию детей и в связи с 40-летием была награждена орденом Ленина.
16-й съезд ВЛКСМ (1970) принял обращение ко всем пионерам СССР в связи с подготовкой к 50-летию Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина. В обращении, резолюции съезда, в рекомендациях секции «Комсомол, пионерская организация и школа» дана конкретная программа деятельности пионерской организации на современном этапе, намечены пути повышения роли пионерских коллективов в совершенствовании учебно-воспитательного процесса в школе. Съезд уделил особое внимание вопросам подготовки кадров пионерских работников .
Конкретным воплощением самодеятельного характера пионерской организации является пионерское самоуправление (совет отряда, дружины, районный, городской штабы юных пионеров, периодически проводимые слёты). Каждый отряд имел своих представителей в активе дружины, дружина - в городских и районных штабах .
Весьма заметным явлением в сфере детского досуга конца 30-х и начала 40-х годов стало "тимуровское движение". Оно развернулось в СССР среди пионеров и школьников вначале 1940-х гг. под влиянием повести А. П. Гайдара "Тимур и его команда". Тимуровцы оказывали помощь семьям военнослужащих в годы Великой Отечественной войны, престарелым, колхозам и совхозам в сельскохозяйственных работах, детсадам, благоустройство насел, пунктов, уход за могилами погибших воинов и др .
По утверждению исследователя тимуровского движения В. П. Татаровой, тимуровская команда была задумана А. П. Гайдаром в качестве "альтернативы пионерской организации, тогда, в 30-е годы, уже намертво пристегнутой к школе, обюрокраченной, унылой. Он, по собственному признанию, готовил - и приготовил! - под нее "бомбу" .
Предложенная А. П. Гайдаром детям (в форме повести) методика организации самодеятельного инициативного объединения "самих детей", осуществляющих заботу о старших, для конца 30-х годов выглядела подозрительно. Однако повесть удалось напечатать благодаря взявшему на себя ответственность секретарю ЦК ВЛКСМ Н. А. Михайлову.
На годы войны приходится массовый размах движения. В 1942 г. газета "Московский большевик" писала, что в Москве пионерская организация расформировалась, а ее роль фактически подменена тимуровскими командами. Комсомол был озабочен ситуацией. По воспоминаниям Н. А. Михайлов, движение приобретало настолько широкий характер, что комсомольским организациям приходилось задумываться, как сделать, чтобы это движение органически вливалось в работу пионерской организации ?
Сами тимуровцы особого желания "вливаться" в пионерскую организацию не испытывали, но это движение попытался использовать как "форму работы" комсомол. Как пишет Татарова, "комсомольские, пионерские органы поспешили прибрать их к рукам. Вогнать в пионерские формирования, приковать к школе; отдать во власть спускаемым сверху циркуляров и "научных рекомендаций". И, увы, получилось. Движение тихо угасает, тлеют лишь отдельные очаги. Надежды на возрождение затеплились при "оттепели" 50-60-х годов, когда тимуровцы вырвались, было из школ во дворы..." .
Тимуровское движение не погибло в конце 50-х гг., а "передало эстафету" коммунарскому движению.
Коммунарское движение это возникшая в 60-х годах XX века неформальная ассоциация, связывающая коммунарские клубы - неформальные коллективы, в той или иной мере являющиеся последователями определенной педагогической методики, которая известна в педагогической литературе под названиями: коммунарская методика, методика коллективных творческих дел, методика И.П.Иванова, орлятская методика и пр. Термин "коммунарское движение" появился в прессе примерно в 1963 году, когда в стране появились сотни "секций клуба Юных коммунаров" (клуба ЮК, КЮКа). "Инкубационный период" этого движения начался значительно раньше - в середине 50-х годов. По инициативе ленинградского философа и педагога-исследователя И. П. Иванова в 1956 г. в Ленинграде было создано небольшое молодежное инициативное субкультурное объединение педагогов "Союз энтузиастов" ("СЭН"). Первоначально это был кружок преимущественно пионерских вожатых (Л. Г. Борисова и другие), которые были крайне не удовлетворен современной им отечественной педагогикой, господствовавшей в пионерской организации системой воспитательной работы .
"Инкубационный период" продолжался до марта 1959 г., т. е. до того времени, когда "сэновцы" создали при Доме пионеров Фрунзенского района Ленинграда сводную районную пионерскую дружину, названную "Коммуной юных фрунзенцев" (КЮФ).
Для обозначения нового типа внешкольного воспитательного коллектива был взят термин "коммуна". С самого начала КЮФ стала самодеятельным инициативным самоуправляемым субкультурным объединением детей и их "старших друзей". По существу - объединением неформальным, хотя и считавшимся официально "районной школой пионерского актива".
Но по сути своей КЮФ стала антиподом "школ пионерского актива", которые "натаскивали" "выборный пионерский актив" обычными для общеобразовательных школ методами "учебной практики". КЮФ, прежде всего, обеспечивала условия "жизненной практики", условия для самореализации. Недаром, "кюфовцы" любили подчеркнуть, что "в коммуне никто никогда не учит, в коммуне живут".
Объективно в КЮФе происходило и воспитание и обучение, но это осуществлялось в соответствии с принципом "скрытой педагогической позиции" и делалось не средствами "открытого воспитательного воздействия", а косвенно через организацию "воспитывающих ситуаций", через воспитывающую "коллективную творческую деятельность" .
"Был опыт коммуны юных фрунзенцев в Ленинграде - хорошая школа идейной закалки пионерского и комсомольского актива. Однако создаваемые по её примеру другие коммуны превратились в своеобразные секции внутри школьных комсомольских организаций, противопоставляли себя им, пытались чуть ли не в полном объёме подменять школьный комсомол. Члены секций юных коммунаров, не стараясь улучшать содержание работы школьных комсомольских организаций, огульно критиковали их. Это приводило к неправильному, упрощённому пониманию устава комсомола. Вместо него - свои законы, отличающиеся пустой фразеологией, отсутствием конкретного содержания. Вполне естественно, что эта форма работы умерла так же скоро, как и родилась..." .
Руководящие комсомольские функционеры все больше и больше склонялись к тому, чтобы рассматривать Клуб ЮК как "форму работы школьного комсомола", как "школу комсомольского актива". Стали предприниматься попытки объявить весь "школьный комсомол" коммунарами. Лидеры движения стали сопротивляться попыткам комсомола подчинить его и формализовать. Руководители отдела учащейся молодежи ЦК ВЛКСМ настаивали на унифицировании форм жизнедеятельности коммунарских объединений. Большинство лидеров движения на унификацию не соглашались и им было объявлено, что в таком случае дальнейшая судьба коммунарских объединений будет зависеть от их взаимоотношений с комсомольскими органами "на местах". "Оттепель" заканчивалась и к концу 60-х желания быть "гвардией комсомола" в среде юных коммунаров оставалось все меньше .
Важным событием не только для "коммунарского движения", но для всего "общественно-педагогического движения" оказался январский сбор 1968 г. клуба ЮК Свердловска "Алый парус". Участники сбора пришли к выводу, что опыт "коммунарского движения" способствует профилактике отчуждения и разностороннему воспитанию. Однако для большей эффективности освоения культуры было признано целесообразным внести в, ставшую традиционной "коммунарскую методику", ряд изменений .
Можно сказать, что происходил процесс педагогизации. Если первое десятилетие "коммунарского движения" ознаменовалось резким противопоставлением "жизненной практики" "учебной практике", воспитания опосредованного воспитанию "открытому", то его новое десятилетие предполагалось, прогнозировалось и проектировалось как сочетание "жизненной практики" с "практикой учебной", сочетание педагогики "скрытых педагогических воздействий" с педагогикой "открытой педагогической позиции".
И действительно, 70-е годы ознаменовались "движением педагогических отрядов", к которому позже примкнули и те, кто сперва выступал против "открытой педагогической позиции". Переход от коммунарского движения" к "движению подотрядов" был не простым, болезненным, но в условиях "эпохи застоя" необходимым. Этот "переходный период" был по отношению к "движению педотрядов" и своего рода "инкубационным периодом", во время которого шла своего рода "лабораторная" (опытно-экспериментальная) работа по преобразованию "модели" "коммунарского объединения" в "модель" "педагогического отряда" .
В конце 1970 г., когда было выращено первое поколение "культармейских комиссаров", юные культармейцы "Ориона" были приглашены кафедрой педагогики и комитетом комсомола МГПИ им.В.И.Ленина для создания первого в Москве и стране "Экспериментального педагогического отряда". Из трёх "форпостов" этого ЭСПО, созданных в "красных уголках" разных московских микрорайонов, "выжил" (и отметил своё 30-летие) один. И "выжил", вероятно, прежде всего по причине наиболее последовательного проведения "командирской педагогики" и "культармейской методики".
ЭСПО "положил начало" массовому движению студенческих педагогических отрядов .
В самом начале движения педотрядов по инициативе московского ЭСПО начались регулярные встречи педотрядовцев и лениградского КИМа, на одной из которых было решено назвать (по предложению И.П.Иванова) это сообщество "Коммунарским-макаренковским содружеством" (КМС). Под этим названием (и при поддержке Педагогического общества РФ) КМС провело 13 всероссийских слётов и ещё несколько после смены названия на "Творческое содружество макаренковских комсомольских педагогических отрядов".
Дальнейшая история движения педагогических отрядов показала, что дольше других прожили именно те отряды, которые сохранили "командирскую педагогику". А вот КИМ сам оказался на долгое время в глубоком кризисе, прекратил существование в качестве студенческой коммуны и имеет "последействие" совсем в ином качестве - в форме ассоциации "Педагогика социального творчества". Эта общественная организация имеет большое значение в качестве "хранителя и толкователя научно-методического наследия И.П.Иванова". Но в этом качестве сообщество "кимовцев" в значительной степени утратило роль "школы педагогов-организаторов" и, тем более, "бригады энтузиастов коммунистического воспитания" .
После того, как в 1976 г. было принято Постановление ЦК ВЛКСМ о создании педагогических отрядов, они стали создаваться в обязательном порядке повсеместно. Взялся комсомол руководить и организацией слетов педотрядов. Скоро самодеятельное движение было "заформализовано" и скомпрометировано. Через несколько лет от организованных по команде комсомола педотрядов ничего не осталось. Некоторые отряды (возникшие еще до Постановления) продолжали работать .
Таким образом, можно отметить, что все молодежные организации в Советское время создавались для осуществления воспитания подрастающего поколения и рассматривались как часть системы коммунистического воспитания. В эту систему входили пионерство, коммунары и педагогические отряды. Но, для того чтобы не разрасталась чуждая политике идеология, и для того чтобы в стране существовала единая система воспитания и коммунарское движение, и педагогические отряды комсомол пытался подчинить себе. Таким образом, главными молодежными организациями, существовавшими в СССР оставались пионерство и комсомол, деятельность которых регламентировалась Коммунистической партией.
Его сторонников. Без их поддержки эта игра, безусловно, развивалась бы менее эффективно. 3. Дореволюционный этап становления футбола на Ставрополье, при всех проблемах его развития, достиг определенных успехов. В целом же деятельность футбольных клубов и кружков в начале XX веков явилась фундаментом для современного ставропольского футбола. Научное осмысление итогов данного этапа способствует...
Который был верным, надежным средством общения и сближения народов, укрепления их духовных связей. Глава II. Книгоиздательская деятельность Кыргызстана вчера и сегодня 2.1 Издательство “Кыргызстан” (“Кыргызмамбас”) Создание Киргизского государственного издательства имело огромное политическое и культурно – просветительское значение. Многие века киргизский народ не знал грамоты, не...
Традиции (заложенные в начале движения, дополняемые самими участниками).
«Обучение через дело» – метод, привнесённый в начале прошлого века из педагогики, когда основой обучения подразумевалось обязательное претворение теории в практику.
Поддержка взрослых. Генеральная задача для придания организации динамично развивающегося и общественного характера. Система руководства микрогруппами и курсы различных уровней, международный обменопытом, ротацияруководителей, ступенькироста, звания, должности.
Девиз скаутов – «Будь готов!» (англ. Be Prepared ); по-английски он сокращается до первых букв так же, как фамилия основателя движения скаутов (B .P .).
Происхождение этой фразы связано с исходным патриотическим характером движения скаутов. Баден-Пауэлл писал 12 февраля 1908 г. в журнале «Бойскаутинг»: «Будьте готовы умереть за свою страну, если потребуется; так что когда настанет момент, выходите из дома с уверенностью и без раздумья о том, убьют вас или нет».
2.3 Возникновение коммунистических союзов молодежи. ВЛКСМ и его деятельность
Комсомол (сокращение от Коммунистический союз молодежи), полное наименование Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодёжи (ВЛКСМ) политическая молодёжная организация в СССР.
ВЛКСМ работал под руководством Коммунистической партии Советского Союза. Российский коммунистический союз молодёжи (РКСМ) был создан 29 октября 1918 г., в 1924 г. РКСМ было присвоено имяВ. И. Ленина– РоссийскийЛенинскийкоммунистическийсоюзмолодёжи(РЛКСМ), всвязисобразованиемСоюзаССР(1922 г.) комсомол
в марте 1926 г. был переименован во Всесоюзный Ленинский коммунистический союз молодёжи (ВЛКСМ).
В 1977 г. в комсомоле состояло свыше 36 миллионов граждан СССР
в возрасте 14 − 28 лет.
Февральская революция 1917 г. способствовала увеличению общественно-политической активности молодёжи. Начали появляться молодёжные организации рабочих «Труд и свет» и другие, члены которых ориентировались на социалистические партии. В 1917 г. в Петрограде организационно оформился ориентирующийся на большевиков Социалистический союз рабочей молодёжи (ССРМ). Появление в
различных городах молодёжных большевистских организаций вызвало необходимость создания общероссийской структуры – Российского коммунистического союза молодёжи (РКСМ). 29 октября – 4 ноября 1918 г. прошёл I Всероссийский съезд союзов рабочей и крестьянской молодежи, на котором было провозглашено создание РКСМ.
Первые нагрудные значки комсомола появились в 1922 г., в центре значка располагалась надпись КИМ (Коммунистический интернационал молодёжи), надпись ВЛКСМ появилась на значках только в 1945 г., а свой окончательный вид значки ВЛКСМ (с профилем В. И. Ленина) приобрели только в 1958 г.
ПомнениюБорисаБажанова, личногосекретаряСталинав1930-хгг., основателем комсомола был Лазарь Шацкин:
– Это он придумал комсомол и был его создателем и организатором. Сначала он был первым секретарем ЦК комсомола, но потом, копируя Ленина, который официально не возглавлял партию, Шацкин, скрываясь закулисамируководства комсомолом, рядлет им бессменноруководил со своим лейтенантом Тархановым.
Очень скоро комсомол остался единственной в РСФСР, а затем и в
СССР политической молодёжной организацией. Через структуру этой организации осуществлялось идеологическое воспитание молодежи
и реализовывались политические и социальные проекты. ВЛКСМ позиционировался как «помощник и резерв» КПСС. Под руководством комсомола в 1922 г. была создана детская политическая организация: Всероссийская, а позже – Всесоюзная пионерская организация.
Во время массовых репрессий 1937 – 1938 гг. были арестованы и расстреляны многие руководители ВЛКСМ: О.Л. Рывкин, Л.А. Шацкин, Е.В. Цейтлин и другие. Генеральный секретарь ЦК ВЛКСМ (1928 – 1931 гг.) Александр Мильчаков, проведший 15 лет в сталинских лагерях, вспоминал:
– Л. Каганович однажды завёл такой разговор: «Перечислите мне всех первых секретарей ЦК комсомола, где они?» Я сказал: «Раз вы спрашиваете, стало быть, знаете, где они». Последовал перечень фамилий, оказалось, что все они арестованы – Рывкин, Шацкин, Цейтлин, Смородин, Чаплин…
Комсомол был создан партией большевиков для осуществления широкомасштабных действий. В октябре 1918 г. в РКСМ – 22 100 членов. Спустя два года, к 3-му съезду комсомола, − 482 тысячи. До двухсот тысяч комсомольцев участвовали в борьбе против интервентов и белогвардейцев.
В 1930 г. комсомол взял шефство над всеобучем, выступил инициатором создания двухгодичных вечерних школ для малограмотных. Комсомол объявил поход молодежи в науку. В 1928/29 гг. по комсомольским путевкам пошли учиться на рабфаки 15 тыс. человек, на курсы по подготовке в вузы – 20 тысяч, в вузы и техникумы – 30 тыс. В 1934 г. рабочая прослойка среди студентов достигла 48 %. По инициативе комсомола родилась новая массовая форма технического обучения рабочих – техминимум. «Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество», – с такими словами обратился В. И. Ленин к делегатам 3-го съезда РКСМ.
В 1941 г. в СССР было более 10 млн комсомольцев. Около 1 млн. членов ВЛКСМ перед войной стали «Ворошиловскими стрелками», более 5 млн сдали нормы ПВХО, по военной топографии и другим военным специальностям. Они и стали «Молодой гвардией» и «Юными мстителями». Три с половиной тысячи стали Героями Советского Союза, три с половиной миллиона были награждены орденами и медалями. Специальные подразделения из девушек-комсомолок насчитывали
в своихрядахболее200 тысячпулеметчиков, снайперовиспециалистов других специальностей. За свои боевые заслуги в борьбе с немецкофашистскими захватчиками орденами и медалями были награждены 100 тысяч девушек, 58 из которых получили звания Героев Советского Союза.
Это действительно массовая организация, которая имела колоссальное влияние во всех сферах жизни: промышленности и экономики, образовании и науке, культуре и искусстве, спорте, организации досуга. К началу 1970-х гг. выходит 131 комсомольская газета разовым тиражом 16,6 млн экземпляров, в том числе одна всесоюзная – «Комсомольская правда». Комсомольские журналы, комсомольское издательство «Молодая гвардия», премия Ленинского Комсомола. Роль комсомола – это восстановление разрушенной войной страны, освоение целины, строительство БАМа.
В дальнейшем социальная база ВЛКСМ постепенно расширялась, и в 1960 – 1980 гг. XX в. в ВЛКСМ принимались практически все учащиеся общеобразовательных школ. В поздние годы СССР членство ВЛКСМ фактически являлось необходимым атрибутом для успешной карьеры молодого гражданина. Комсомол стал не просто массовым, а практически всеобщим. Это почти неизбежно вело к организационной размытости, к тому, что членство в ВЛКСМ перестало восприниматься
как почет и ответственность одновременно. В последние годы советской власти комсомол окончательно превратился в бюрократическую систему, полностью соответствующую общей бюрократической системе последних лет СССР.
ВЛКСМ состоял из республиканских организаций отдельных союзных республик (кроме РСФСР), региональных (областных, краевых и т. д.) и первичных организаций. Как и в КПСС, в ВЛКСМ главным органомявлялсяЦК(ЦентральныйКомитет), избираемыйвысшиморганом – съездом. Формальным же лидером являлся первый секретарь ЦК.
На прошедшем 10 – 19 апреля 1990 г. XXI съезде ВЛКСМ было объявлено о преобразовании ВЛКСМ РСФСР в РСМ. В то же время из ВЛКСМ выделилось движение молодёжи «Коммунистическая инициатива» (ДМКИ), организационное собрание которого состоялось 2 октября 1990 г.
27 – 28 сентября 1991 г. прошёл XXII Чрезвычайный съезд ВЛКСМ, объявивший историческую роль ВЛКСМ исчерпанной и распустивший организацию. РСМ и другие республиканские молодёжные организации продолжили существовать как независимые национальные молодёжные организации соответствующих республик, входивших в состав
СССР. В этих условиях члены ВЛКСМ – участники ДМКИ (Маляров, Сохонько, Возняк, Езерский и другие), не входившие ни в РСМ, ни в другие республиканские организации, провозгласили своё движение, самостоятельно развивавшееся в рамках ВЛКСМ, правопреемником общесоюзной организации и создали оргкомитет по возрождению ВЛКСМ. ВпоследствиионипровеливосстановительныйсъездВЛКСМ. Этот возрождённый ВЛКСМ стал первой коммунистической молодёжной организацией на территории бывшего СССР. Примерно в это же время начали появляться новые немногочисленные молодёжные коммунистические организации, в частности, Всесоюзная молодая гвардия большевиков, ориентирующаяся на ВКПБ Н. Андреевой (созданная в
В 1993 г. большинство организаций возрождённого ВЛКСМ проголосовали за федеративный принцип построения ВЛКСМ. Тогда и появилась необходимость в воссоздании Российского коммунистического союза молодёжи (РКСМ). Во второй половине 1990-х гг. из РКСМ выделились такие молодёжные организации, как Революционный комсомол – РКСМ(б) (в 1996 г.), ставший молодёжной организацией РКРП – РПК и Союз коммунистической молодёжи Российской Федерации (в 1999 г.), созданная как молодёжная организация КПРФ.
Также в течение 1990-х и 2000-х гг. продолжался процесс формирования различных молодёжных организаций коммунистической направленности. Так, в частности, в 1998 г. молодёжное крыло «Трудовой России» ВиктораАнпиловасталомолодёжнойорганизацией«Авангард красноймолодёжи». В2005 годутроцкисты, неучаствующиевдеятельности коммунистических партий и склонные к сотрудничеству с более радикальными анархистами, организовали Социалистическое движение «Вперёд» (СД «Вперёд»).
Условно коммунистические организации современной России можно разделить на те, которые действуют при коммунистических партиях (СКМ РФ при КПРФ, РКСМ(б) при РКРП – РПК, ВМГБ при ВКПБ),
и независимые от политических партий (РКСМ, АКМ, СД «Вперёд»). Последние более активно участвуют в блоках и коалициях с различными политическими силами, в частности c такими, как Левый фронт, Институт проблем глобализации, Институт глобализации и социальных движений, движение «Автономное действие». Процесс формирования новых коммунистических молодёжных организаций отражает ситуацию в коммунистическом движении, находящегося в затяжном кризисе,
и поиск коммунистической молодёжью новых организационных форм
и методов работы.
Коммунистической партией Российской Федерации создан ряд молодежных организаций, являющихся в современной России аналогом прошлых молодежных движений:
Российский коммунистический союз молодежи (РКСМ); Революционный Коммунистический союз молодёжи (большеви-
ков) – РКСМ; СоюзкоммунистическоймолодёжиРоссийскойФедерации– СКМ
2.4 Всесоюзная пионерская организация им. В.И. Ленина. Участие молодежи в деятельности добровольных обществ (ДОСААФ, ОСВОД, ООП и др.)
Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина – массовая детская коммунистическая организация в СССР. Была образована решением Всероссийской конференции комсомола 19 мая 1922 г., с тех пор 19 мая отмечается как День пионерии. До 1924 г. пионерская организация носила имя Спартака, а после смерти Ленина получила его
имя. Происходит от скаутского движения, однако отличалась от него по существенным аспектам: система носила всеохватывающий государственныйхарактериставиласвоейцельюидеологическуюиндоктринацию детей и их воспитание в качестве граждан, полностью преданных коммунистической партии и Советскому государству.
В странах англосаксонской культуры пионер (англ. pioneer ) – солдат-разведчик или сапер. В США «пионеры» – первопроходцы, осваиваившие новые земли в ходе колонизации Дикого Запада.
Истоки пионерского движения лежат в скаутинге. В 1917 г. в России существовала относительно разветвленная сеть детских скаутских организаций; всегоскаутовбылооколо50 тысяч. Вусловияхнаступившей Гражданской войны скауты помогали разыскивать беспризорных детей, организовывали отряды детской милиции и оказывали социальную помощь. При этом на территориях, контролировавшихся советской властью, скаутское движение распалось на несколько направлений.
Так, если Московский отряд В.А. Попова старался оставаться на традиционных принципах Баден-Пауэлла, то в ряде городов (Петрограде, Казани и др.) возникли объединения так называемых «Лесных братьев» – следопытов леса; наконец, в скаутизме возникли просоветские тенденции. Их наиболее видным выразителем был скаутский лидер РСФСР и Дальневосточной республики Иннокентий Жуков (бывший секретарьобщества«Русскийскаут»), призывавшийсоздатьВсемирное рыцарство и Трудовое братство скаутов на базе труда, игры, любви друг к другу и всему миру, призывая к тесному сотрудничеству скаутизма с комсомолом.
Параллельно существовало и течение «юкизма» (ЮК-скауты, то есть «юные коммунисты-скауты») прямо пытавшееся объединить принципы скаутизма с коммунистической идеологией. Идея создания «ЮК-скаутов» принадлежит большевистскому функционеру Вере Бонч-Бруевич. Комсомол, однако, обвинял «юковцев» в том, что они не проводят реального коммунистического воспитания, и коммунистическая идея служит им лишь формальным прикрытием для прежнего «буржуазного» скаутизма.
Едва возникнув, комсомол объявил войну скаутизму (включая юкизм), видя в нём своего соперника. Уже на съезде РКСМ 1919 года было принято решение о роспуске скаутских отрядов.
Одновременно в коммунистических кругах стала ощущаться необходимость создать собственную, коммунистическую организацию для работы с детьми. Идея была сформулирована Н.К. Крупской, которая в
20-х числах ноября 1921 г. несколько раз в разных местах выступила с докладом «О бойскаутизме» (доклад был вскоре опубликован брошюрой под заглавием «РКСМ и бойскаутизм»), в котором предложила комсомолу взять на вооружение скаутские методы и создать детскую организацию, «скаутскую по форме и коммунистическую по содержанию».
Руководители комсомола, крайне негативно относившиеся к скаутизму, первоначально восприняли эти идеи настороженно. Однако после выступления Крупской на бюро ЦК РКСМ (29 ноября) для обсуждения вопроса «О применении скаутизма для воспитания рабочей молодёжи и детей» была создана специальная комиссия. В комиссию был представлен подробный доклад И. Жукова. 10 декабря 1921 г. по докладу комиссии было принято положительное решение Бюро, начались поиски конкретных организационных форм.
В начале 1922 г. была выдвинута идея о применении скаутских методов не среди комсомольцев, а среди детей и создания детского коммунистического движения (ДКД). И. Жуков предложил для новой организации название «пионеры» (заимствованное из скаутской практики). Символы её представляли собой несколько видоизменённые скаутскую символику: красный галстук (вместо зелёного; он использовался уже «юковцами»), белая (вместо зелёной) блуза, скаутский девиз «Будь готов!» и скаутский же ответ на него «Всегда готов!»
От скаутизма в пионерской организации сохранились игровые формывоспитательнойработысдетьми, организациядетейпоотрядам, институт вожатых, сборы у костра, элементы символики (например, три лепестка лилии скаутского значка в пионерском значке заменили три языка пламени костра, три конца ставшего красным пионерского галстука стали означать три поколения: пионеров, комсомольцев и коммунистов). Сохранилсятакжескаутскийпризыв «Будьготов!» сизменением его направленности на борьбу за освобождение рабочих и крестьян всего мира.
2 февраля 1922 г. бюро ЦК РКСМ разослало местным организациям циркулярное письмо о создании детских групп при комсомольских ячейках. 4 февраля соответствующее решение было принято Московским комитетом РКСМ. С этой целью было создано особое бюро, один из членов которого, бывший скаутмастер Валериан Зорин, 12 февраля организовал детскую группу в I Коммунистическом интернате имени III Интернационала (в Замоскворечье). Отряд, названный по-скаутски «Юные разведчики», вскоре распался, и Зорин переключился на организацию детей на заводе «Каучук».
13 февраля другой бывший скаутмастер и член РКСМ, 19-летний Михаил Стремяков, организовал отряд «юных пионеров» в школе фабрично-заводского ученичества (фабзавуче) имени Н. А. Борщевского при бывшей типографии Машистова на Красной Пресне. Эта последняягруппаобычносчитаетсяпервымпионерскимотрядом(притой же типографии Стремяков в апреле начал издавать пионерский журнал «Барабан», а впоследствии стал первым редактором газеты «Пионерская правда»).
2 мартаприЦКРКСМбылосоздановременноебюродетскихгрупп с задачей разработать устав, который и был представлен в мае II Всероссийской конференции ВЛКСМ.
Принятая 19 мая резолюция гласила: «Принимая во внимание настоятельную необходимость самоорганизации пролетарских детей, ВсероссийскаяконференцияпоручаетЦКразработатьвопросодетском движении и применении в нём реорганизованной системы «скаутинг». Учитывая опыт Московской организации, Конференция постановляет распространить этот опыт на тех же основаниях на другие организации РКСМ под руководством ЦК». Было создано бюро по работе среди детей из 7 человек, из них 4 – бывшие скаутмастеры.
На протяжении 1922 г. возникают пионерские отряды в целом ряде городов и селений. 3 декабря первые пионерские отряды появились в Петрограде. Четыре первых отряда были созданы из Российского отрядаюныхразведчиков. Произошло это событиевклубестарой и молодой гвардии (Театральная площадь, дом № 14).
В октябре 5-й Всероссийский съезд РКСМ постановил объединить все пионерские отряды в детскую коммунистическую организацию «Юные пионеры имени Спартака». 21 января 1924 г., в день смерти Ленина, решением ЦК РКСМ организации было присвоено имя Ленина, а в марте 1926 года установлено официальное название – Всесоюзная пионерская организация им. В. И. Ленина (сохранявшееся за организацией до конца её существования).
Первоначально пионерские организации создавались местными ячейками РКСМ при предприятиях, учреждениях и в деревнях. Пионерские организации в школах, то есть независимо от места жительства, стали создаваться в 1923 г. (под названием «форпостов» и «баз»); они объединяли пионеров разных отрядов и использовались в борьбе за «новую школу» (фактически – в установлении коммунистического контроля над школой, в одинаковой степени в отношении учащихся и преподавателей).
В 1929 г. началась перестройка организации по школьному принципу (класс – отряд, школа – дружина). Она приняла такие размеры, что ЦК ВКП(б) особым постановлением от 21 апреля 1932 г. осудил «попытки ликвидировать пионерское движение путём слияния его со школой, атакжеизвращения, пропагандирующиепередачувоспитательных функций школы пионерскому движению». Однако заметных практических результатов это постановление не имело.
В своем классическом виде Всесоюзная пионерская организация объединяла в СССР республиканские, краевые, областные, окружные, городские, районные пионерские организации. Формально Положение
о всесоюзной пионерской организации гласило, что основой организации является дружина, которая создается в школах, детских домах и школах-интернатах при наличии не менее 3 пионеров. В дружинах, насчитывающих более 20 пионеров, создаются пионерские отряды, объединяющие не менее 3 пионеров. В детских домах и пионерских лагерях могли создаваться разновозрастные отряды. Отряд, насчитывавший 15
и более пионеров, делится на звенья. Фактически же, как указывалось, пионерские отряды (делившиеся в свою очередь на звенья во главе с звеньевыми) объединяли учеников одного класса, а дружины – учеников одной школы.
В 1980-х гг. структура организации претерпела некоторые изменения – между пионерами и комсольцами было создано новое звено – старшие пионеры (фактически пионеры перед вступлением в комсомол). Внешним отличием было ношение значка, сочетающего элементы комсомольского и пионерского. Теоретически старшие пионеры должны были продолжать ношение красного галстука, однако многие старались носить «взрослые» галстуки.
Всесоюзная пионерская организация руководилась Всесоюзным ленинским коммунистическим союзом молодёжи (ВЛКСМ), который контролировался КПСС. Все советы пионерских организаций работали под руководством соответствующих комитетов комсомола. Съезды и конференции комсомола заслушивали отчёты советов пионерских организаций, давали оценку их деятельности. Председателей, заместителей
и секретарей советов пионерских организаций от Центрального до районного утверждали пленумы соответствующих комитетов комсомола.
Базой организационно-массовой и инструктивно-методической работы с пионерами и пионерскими кадрами были многочисленные Дворцы и Дома пионеров и школьников, другие внешкольные учреждения. Комитеты комсомола обеспечивали пионерские дружины кадрами
старших пионерских вожатых, осуществляли их подбор, расстановку, повышение квалификации и воспитание. Первичные комсомольские организации направляли в пионерские дружины отрядных вожатых, подбирали руководителей кружков, клубов, секций, других объединений по интересам, помогали им в организации жизни пионерских коллективов.
Высшийоргандружины, отряда, звена– пионерскийсбор. Сборотряда принимал школьников в пионерскую организацию, предлагал советудружинырекомендоватьдостойныхпионеровврядыВЛКСМ, планировал работу, оценивал деятельность совета отряда, звеньев, каждого пионера. Сбор дружины избирал совет дружины, сбор отряда – совет отряда, сбор звена – звеньевого. Советы дружины и отрядов выбирали председателя совета дружины и отряда. Во Всесоюзной, республиканских, краевых, областных, окружных, городских, районных пионерских организациях формой самоуправления пионеров являлись пионерские слёты, которые проводились раз в 5 лет (всесоюзные и республиканские) или один раз в 2 – 3 года (краевые, областные, окружные, городские и районные). Городские (районные) советы пионерской организации создавали пионерские штабы из представителей всех пионерских дружин города. В городских штабах собиралась наиболее активная часть пионерской организации, её самая деятельная элита.
После распада СССР в России силами общественных инициативных групп и энтузиастов на общественных началах поддерживается идеологическая деятельность пионерского движения, нося чисто символический характер. Одной из такой организацией является КПРФ. Подавляющее большинство как сторонников, так и противников советского строя с ностальгией вспоминают свое участие в пионерском движении и высказываются за возвращения пионерской организации в школы на государственном уровне. В октябре 2010 г. Дмитрий Медведев высказался, что не против возрождения пионерского и комсомольского движения в России, но на уровне общественной организации, без идеологической её составляющей и без участия государства. Одной из таких организаций с 2008 – 2010 гг. было движение Мишки.
Молодежь также активно участвовала в деятельности добровольных обществ (ДОСААФ, ОСВОД, ООП и др.).
ДОСААФ (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту) России – общероссийское добровольное, самоуправляемое общественно-государственное объединение, цель которого – содействие укреплению обороноспособности страны и национальной безо-
Потерянные поколения
История детских и молодежных организаций СССР
Сергей Комяков
Береги честь смолоду
© Сергей Комяков, 2017
ISBN 978-5-4485-8083-3
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Введение
Атрибутом гражданского общества выступают организации граждан. Но в неразвитых, протогражданских обществах функция организации граждан принадлежит не им самим, а верховной институционализированной структуре, которой выступает государство. Такая организация носит весьма специфические черты и оказывает как позитивное, так и негативное влияние на развитие социальных отношений. Характерным примером такой организации граждан выступает система организации тоталитарных и авторитарных режимов, которая носит мобилизационные черты. И здесь интересен опыт отечественных организаций возникших под влиянием советского государства и коммунистической партии. Но если коммунистическая партия была специфическим органом управления, то вторичные организации, в первую очередь молодежные, комсомол и пионерия показывают особенности механизма организации населения авторитарного государства с целью его политической социализации в угодном для правящего режима русле. Влияние этого процесса Россия испытывает до сих пор, и будет испытывать еще длительное время. Поэтому проблема развития молодежных и юношеских организаций в СССР 1918-1991 годах является одной из наиболее актуальных и спорных в отечественной истории новейшего времени. Достижения молодежных движений в Советском Союзе весьма противоречивы – с одной стороны это высокий уровень организации и проведения досуга молодежи, большие достижения юношеского молодежного спорта, с другой подавление свободомыслия, догматизация общения молодежи. Все это говорит о сложности изучения истории молодежных и юношеских организациях СССР 1920-1991годах.
Именно поэтому представляется актуальным рассмотреть в исследовании историю молодежных и юношеских организаций СССР 1920-1991годах, оценить достоинства и недостатки молодежных организаций в СССР.
Важность исследования данной проблемы возрастает, если учесть то, что в современной России продолжается поиск оптимальных моделей и систем работы с молодежью, а роль и значение системной и методической социализации подрастающего поколения в современном мире постоянно возрастает.
1.Вечно молодые: российские организации скаутов
1.1.Формирование скаутских организаций
Зарю ХХ века Россия встретила в состоянии капиталистической трансформации. Российская монархия сосуществовала с обществом, развивавшимся по западноевропейскому пути, но сохранявшего серьезные сословные пережитки. Новейшие тенденции соседствовали с институтами средневековья. Такое положение оказывало влияние на российскую молодежь. Как наиболее гибкая, восприимчивая к переменам молодежь была авангардом социального развития.
Оценивая институционализацию молодежи необходимо отметить то, что до Манифеста 1905 года никаких легальных молодежных организаций в России быть не могло. Даже участие в небольшом кружке, члены которого изучали биологию, экономику или историю могло быть чревато для молодых людей. Отчисление из учебного заведения, ссылка, а то и тюрьма были наказанием за участие в молодежной организации. Манифест 1905 года, разрешивший общественные и политические движения, позволил молодежи начать процесс самоорганизации.
В это время существовало три тенденции в молодежном движении совпадавших социальной структурой российского общества. Первая была связана с отпрысками аристократических и дворянских семей. Эти семьи ориентировались на классическое воспитание детей, домашнее воспитание, обучение верховой езде, фехтованию, иначе говоря, всему тому, что считалось необходимым для молодого дворянина.
Вторая тенденция была связана с юношами из семей представителей промышленного и торгового капитала, квалифицированных рабочих. Уровень развития экономики России в это время уже привел к формированию достаточно значительной прослойки торговцев, промышленников, врачей, педагогов, чиновников, квалифицированных рабочих, приказчиков (составляла 3-5 процентов населения Российской империи). Эти люди имели экономические возможности, что дать образование своим детям, но они были скованы сословными пережитками и не могли претендовать быть принятыми в высшем свете, быть членами клубов верховой езды, яхт-клубов, различных элитных обществ .
Русское купечество и промышленники ориентировались на иные ценности, чем дворянство и аристократия. Проявлялось и в организации досуга. Так, в противовес аристократическим конным бегам, велосипедным гонкам, российские предприниматели завезли в России популярные в Великобритании бокс и футбол, устраивали соревнования по классической борьбе, лыжным гонкам и бегу на коньках.
Так же молодые люди из этой социальной группы не имели экономических возможностей получить образование равноценное образованию элиты, они не моги на таком же уровне организовать свой досуг, но в тоже время они не были связаны сословными нормами и представлениями, что позволяло им выбирать формы организации свободного времени.
Третья тенденция была связана с институционализацией молодежи рабочего класса и крестьянства, составлявших подавляющее большинство российской молодежи. В этом направлении все было достаточно просто – большая часть молодых людей, детей рабочих и крестьян не имела ни времени, но средств для досуга. Для этой группы была характерна ранняя алкоголизация, ране начало трудовой жизни. Но незначительная часть городской молодежи из рабочих включалась в политическую борьбу. Она вела агитацию, участвовала в стачках, забастовках и террористических актах.
Все эти тенденции имели право на существование, но логика исторического развития должна была сохранить наиболее адекватную для исторического пути России.
Сначала рассмотрим организации аристократической и дворянской молодежи. Как ни странно их фактически не существовало. Связано это было с тем, что ее было сравнительно мало, а карьера и жизнь были предопределены от рождения. Рамки, которые ставило общество перед молодыми аристократами и дворянами были очень сильны. Сначала следовало домашнее воспитание, потом классическое образование – гимназия или лицей, а потом обучение в военном или гражданском учебном заведении. В начале ХХ века организация учебного процесса в России была такова, что фактически не оставляла свободного времени учащимся и студентам. Более того, золотая молодежь была вязана участием в различных общественных мероприятиях своего круга – балах, приемах, посещении родственников и т. д.
Правда, некоторые неформальные организации, подражавшие английским организациями выпускников элитных учебных заведений существовали, но широкого распространения эта форма самоорганизации молодежи в России не получила. Здесь необходимо отметить и то, что созданию молодежных организаций российской элиты препятствовал прямой запреет военным и гражданским служащим императорской России состоять в политических партиях, а фактически интересоваться политикой и выражать собственное мнение по политическим проблемам, которые считались прерогативой государя императора. Когда, после Февральской революции, это запрет был отменен, времени на организацию у молодежи элиты, выжившей в Первой мировой войне не осталось – началась гражданская война.
Значительно большие возможности для самоорганизации были у молодых людей, детей нарожавшего среднего класса. Средний класс в любой стране имеет определенные институциональные черты. Эти черты проявлялись в формировавшемся среднем классе Российской империи. Конечно, на него оказывало влияние длительное политическое бесправие, а так же возможность реализации экономических прав, которая возникла только после судебной реформы 1864 года. Однако, интересы среднего класса в отношении своих отпрысков были очевидны. Детей хотели видеть образованными, достаточно грамотными для карьеры, которая часто продолжала карьеру родителя, а так же физически здоровыми, не пьющими. Такую возможность предоставляли военизированные молодежные организации скаутов.
Скаутские организации в России возникли в тоже время, что и в Западной Европе и США. В начале ХХ века европейские страны и США были охвачены широким молодежным движением, котрое было добровольным и ориентировалось на широкие слои молодежи.
Возникновение скаутских организаций связано с несколькими внешнеполитическими событиями, среди которых можно выделить операции колониальных войск против восставших народов и англо-бурскую войну. Общим для них было то, что они показали чрезвычайно низкий уровень физической подготовки молодых офицеров, происходивших из высших и средних слоев общества. Оказалось, что среднестатистический английский офицер плохо стреляет, быстро устает даже во время езды на лошади, не умеет ориентироваться на местности, не знает как развести костер и т. д. Это было следствием воспитания в закрытых военных школах, где учили общеобразовательным предметам, шагистике и выездке в манеже, а не тому, что было необходимо в реальной боевой обстановке.
Прежде чем говорить о молодежных организациях, условимся, что под организацией мы будем понимать социальную систему, которая порождается, по замыслу, в соответствии с определенной идеологией, общей целью и частными задачами. Организация создается в соответствии с уставом, положением или инструкцией, которые предписывают ей цели, задачи, принципы строения и функционирования; имеет административно-распорядительный и исполнительный механизм (аппарат).
Социально-экономические и общественно-политические процессы в Российской Федерации, приведшие к ослаблению государственного контроля над обществом в целом и отдельной личностью в частности, обусловили дифференциацию детского и молодежного движения, существенно изменили его сущность. Этот процесс со всеми его противоречиями можно было наблюдать в нашей стране в 80-е годы, когда возникло более 60 тысяч различного рода молодежных объединений вместо единого и единственного коммунистического союза молодежи. Прежде всего, растет число и роль неформальных объединений, так как именно с неформальными движениями - различными политическими кружками, клубами, движением бардов, а затем рок-движением - было связано понятие о подлинном общественном движении в СССР. Среди появившихся неформальных объединений можно выделить асоциальные («мажоры» или хайлайфисты, хиппи, рокабилли), антисоциальные («банды»), просоциальные («зеленые», общество охраны зверей).
В сентябре 1991 года в связи с распадом СССР Всесоюзный ленинский коммунистический Союз молодежи прекратил свое существование. Комсомол потерял свои позиции как единственной молодежной организации в стране, контролирующей все молодежное движение. В январе 1993 г. ВЛКСМ был воссоздан силами активистов и патриотов прежнего молодежного движения. Правопреемником областной организации ВЛКСМ (ЛКСМ РСФСР) стала областная организация РСМ - Российского Союза Молодежи. На съезде обновленной молодежной коммунистической организации были внесены кардинальные изменения в Программу и Устав ВЛКСМ. Но это уже совсем другая история.
История современных молодежных движений началась в мае 2005 года, когда свою массовую акцию провело только что возникшее прокремлевское движение «Наши», позиционировавшее себя как антифашистское. 60 тысяч молодых людей, вышедших в честь 60-летия Победы на московские улицы, дарили красные гвоздики ветеранам Великой Отечественной войны. Такая масштабность акции призвана была показать: в нашем обществе появилась новая сила, которая станет важной частью политической жизни. В манифесте движения сказано: «История - это смена поколений. У каждого поколения есть шанс уйти незамеченным или изменить мир. Мы - те, кто верит в будущее России и считает, что судьба ее в наших руках». Сегодня в России действует более 427 тысяч молодежных и детских общественных объединений. Среди них общероссийские, международные, межрегиональные, региональные, местные. По данным социологов, более половины молодых людей поддерживают их существование, при этом войти в их состав хотели бы вдвое меньше. Реально же членами молодежных общественных объединений является 4% российской молодежи.
С провозглашением принципов плюрализма во всех сферах общественной жизни начался бурный процесс создания новых и возрождения старых, дореволюционных общественных формирований детей и молодежи, призванных стать альтернативой переживающим глубокий кризис официальным организациям. Кроме того, создается великое множество профильных объединений детей и юношества по интересам: юнкоровских, экологических и т.д. Стремительно набирают силу возрождающиеся скаутские организации. Появление такого широкого спектра общественных объединений, реализуемых ими программ взамен единой идеологии и методики воспитательной работы определяет дифференциацию молодежного движения в России. И хотя количественный их рост не адекватен качественному составу, следует особо отметить значимость молодежных общественных организаций в процессе становления Российского государства. Объединяясь по мотивам общности интересов, детские и молодежные организации способствуют реализации основной стратегии молодежной политики - ориентированное решение проблем конкретного человека, группы, сообщества. Несмотря на тенденцию роста численности организаций и их членов, они по-прежнему не являются массовыми. В органах власти и в средствах массовой информации звучат реплики относительно бессилия даже самых крупных молодежных организаций, их искусственности, слабой связи с молодежью и неумения вести работу. Но многие специалисты отмечают, что это неточная позиция, поскольку молодежные и детские объединения являются необходимым звеном самореализации личности, социализации молодежи, в конечном счете - становления правового государства и гражданского общества.
Молодежные организации, существующие в современной России можно классифицировать по различным основаниям.
По отношению к политике и политическим структурам эти организации можно разделить на 4 группы:
- 1) Аполитичные - их деятельность политически индифферентна (творческие, спортивные организации, объединения по интересам).
- 2) Идеологические - руководители и лидеры, которых умалчивают о каком-либо отношении к политике, политическим структурам или отвергают саму возможность участия в политическом процессе. Они создаются «в интересах защиты прав и реализации интересов юношества, развития личности, ее гражданского становления». К таким организациям, например, можно отнести гражданско-патриотические, поисковые объединения.
- 3) Политические - молодежные организации, создаваемые при тех или иных политических объединениях и действующие в строго заданных идеологических рамках. В качестве примера можно привести молодежный союз «Отечество», общероссийскую организацию «Молодежное единство» и другие молодежные крылья политических партий.
- 4) Политико-просветительские - общественные объединения, нацеленные на подготовку будущих представителей российской политической элиты. Особенностями деятельности подобных формирований являются: во-первых, отсутствие ориентации на доктрину определенной политической партии; во-вторых, ориентация на политическое просвещение членов объединения; в-третьих, непрофессиональная политическая деятельность подростков и юношей, стажировка в государственных структурах, участие в работе общественных комиссий, комитетов, фондов, добровольная работа в качестве помощников депутатов, политических деятелей и др.
По спектру деятельности можно выделить:
- 1) Организации, выделяющие в своей деятельности приоритетные направления - творческие, поисковые, военно-патриотические, общественно-политические, спортивные, религиозные, культурно-досуговые, исторические, профессиональные (Молодежный союз юристов), социальной направленности.
- 2). Организации, организующие деятельность в рамках свободного времени молодежи, не выделяя приоритетных направлений - штабы и союзы учащейся молодежи, студенческие организации.
- 3). Организации, реализующие широкий спектр направлений деятельности, обычно наиболее крупные. Такими молодежными общественными объединениями в России являются:
- - общероссийская Ассоциация общественных объединений «Национальный совет молодежных и детских объединений России»;
- - общероссийская общественная организация «Национальная система развития научной, творческой и инновационной деятельности молодежи России «Интеграция»;
- - общероссийская общественная организация «Российский союз молодежи»,
- - общероссийская общественная организация «Детские и молодежные социальные инициативы» (ДИМСИ);
- - общероссийская общественная организация «Союз МЖК России»;
- - общероссийская общественная организация «Молодежный союз юристов Российской Федерации»,
- - общероссийская общественная организация «Национальная молодежная лига»,
- - общероссийская общественная организация «Молодежное единство».
Среди перечисленных, одной из крупнейших молодежных общероссийских организаций сегодня является Российский Союз Молодежи. Сегодня РСМ - крупнейшая молодежная общероссийская организация России. Территориальные организации РСМ работают в 76 субъектах Российской Федерации, в программах РСМ участвуют около 5 миллионов молодых людей. С момента создания в 1990 году и по сей день, деятельность организации направлена на развитие и становление личности молодого человека, на реализацию программ, позволяющих юношам и девушкам реализовать свой потенциал, проявить себя, найти свое место в жизни. Юридически и структурно РСМ является правопреемником российского комсомола, но с 1991 года является неполитической, негосударственной, некоммерческой, самостоятельной организацией, которая работает во всех сферах жизни и деятельности молодежи: профориентация и занятость, образование и культура, досуг и спорт.
По региональному охвату организации подразделяются на:
- 1) Региональные - городские, районные, областные, краевые и др. Важной характеристикой современного общественного движения является его неравномерное распределение по стране. Большая часть союзов детей и молодежи сосредоточена в крупных городах - Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Волгограде, Саратове, в некоторых других крупных экономических центрах, в столицах республик, входящих в состав Российской Федерации. Формируются реестры детских и молодежных общественных объединений на региональном уровне, как основа их государственной поддержки.
- 2) Межрегиональные. Часто такие организации создаются на базе объединения нескольких молодежных организаций.
- 3) Международные. В настоящее время на территории Российской Федерации действуют отделения таких международных молодежных организаций, как Христианская Ассоциация Молодых Людей, организации скаутов в разных регионах, отделение Всемирного братства православной молодежи «Синдесмос» и другие.
По уровню взаимодействия с государством можно выделить:
- 1) Включенные в Реестры организаций, пользующихся поддержкой государства. Это означает возможность взаимодействия с государством на уровне частичного финансирования программ этих организаций. По состоянию на 31 декабря 1997 г. Федеральный реестр включал в себя 48 организаций, из них 32 молодежных. В 2003 году в Федеральном реестре 61общественная организация, из них 44 молодежных и 17детских.
- 2) Не включенные в Реестры, но зарегистрированные в органах юстиции. Например, по данным Министерства юстиции РФ, на начало 2002 года в РФ зарегистрировано 79 общероссийских и международных молодежных и детских общественных объединений.
- 3) Не зарегистрированные в органах юстиции РФ, но осуществляющие свою деятельность на основании учредительных документов и не преследующие антигосударственных целей. К сожалению, таковыми остается большая часть молодежных организаций, так как процедура регистрации общественных объединений постоянно усложняется.
В настоящее время идет дискуссия о том, должны ли молодежные организации быть крупными и массовыми, или же им следует быть небольшими, но свободными от давления государства или каких-либо политических сил, чтобы не допустить возврата к всеобщности и всеохватности одного-единственного молодежного движения. Так, В.И. Скоробогатова, первый секретарь ЦК Российского Союза Молодежи, считает, что: «надо расстаться с идеями создания сверху общефедеральных организаций, объединяющих всю молодежь по типу комсомола, которая время от времени возникает в различных умах: чиновников, политиков, ученых, руководителей субъектов федерации».
У нас в области активное развитие детского и молодёжного движения началось в 1996 году, когда была принята первая областная программа «Молодёжь Зауралья». С этого момента поддержка объединений со стороны государства стала носить системный и стабильный характер. Молодые люди поняли, что отныне их рассматривают не только как демографическую категорию, но и как важную часть общества, без которой невозможно полноценное развитие всех сфер общественной жизни. Молодые люди также осознали, что их инициативы, идеи и проекты интересны и необходимы Зауралью, получили гарантию поддержки.
Государственная поддержка молодёжных и детских общественных объединений на территории Курганской области осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 18.06.1995 № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» и Законом Курганской области от 10.02.97 г. №12 “О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Курганской области”.
По данным управления юстиции в Курганской области зарегистрировано около 40 молодежных и детских общественных объединений из них 17 имеют государственную поддержку (Приложение 15). Действует около 500 детских и молодежных общественных объединений, не прошедших официальную регистрацию. В программах и проектах общественных объединений участвует порядка 46 000 молодых людей. Основные направления в их работе: профилактика асоциальных явлений; экологическое воспитание; патриотическое воспитание; организация занятости детей и молодежи; решение социальных проблем молодежи; развитие спорта и туризма.
В Шадринске работу с молодежью организует Комитет по молодёжной политике. Основные направления деятельности комитета - гражданско-патриотическое, нравственное становление и самоопределение молодежи, решение социально-экономических проблем молодежи, социальная поддержка молодежи и молодых семей, эстетическое воспитание, интеллектуальное, творческое и физическое развитие молодежи. В городе реализуется целевая комплексная программа молодёжной политики «Молодёжь города Шадринска 2008-2009». В рамках, которой реализуются: программа межведомственного взаимодействия со средствами массой информации «Взаимодействие», программа по выявлению и становлению талантливой молодёжи в г. Шадринске «Родник», программа по профилактике социально-негативных явлений среди детей и молодежи «Лидер», программа, направленная на интеграцию трудных подростков в общество «Вектор успеха», программа по организации досуга и занятости подростков «Мужики», проект по трудоустройству «Наш город» и программа, направленная на профилактику негативных явлений в молодёжной среде «Перспектива». Более 10 лет в городе проводятся турнир по хоккею среди детских и юношеских дворовых команд «Золотая шайба», семейный спортивный праздник «Папа, мама, я - спортивная семья», турнир по футболу среди детских и юношеских команд на приз клуба «Кожаный мяч», фестиваль молодых исполнителей «Живой родник» и Городской сезон игр КВН. Стали постоянными такие дела, как фестиваль художественной самодеятельности среди учебных заведений города «Краски жизни», фестиваль современной музыки «Город на Исети». Организовывается работа отряда «Наш город», который занимается благоустройством и озеленением города, организацией досуга детей, помощью инвалидам и ветеранам.
В Шадринске по статистике за 2008 год насчитывается 21815 молодых людей от 14 до 30, что составляет 28,5% от общей численности населения, из них более 2400 человек состоят в молодежных общественных объединениях города Шадринска, что составляет более 11% от всей шадринской молодежи. Всего у нас в городе создано 15 молодежных общественных объединений, 8 из которых зарегистрированы в органах юстиции и 7 не зарегистрированы. Направления работы в этих объединениях очень разные. «Федерация тяжелой атлетики», занимается пропагандой здорового образа жизни, подготовкой спортсменов-разрядников, повышением спортивного мастерства.
«Спортивный клуб «Юниор» занимается популяризацией мотоциклетного спорта среди молодёжи города, а «Городской клуб туристов», организует досуг, пропагандирует и внедряет здоровый образ жизни, реализуют программу организации и развития спортивно-оздоровительного туризма. Основное направление работы Общественной организации Шадринского городского авиационного спортивно-технического объединения, военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения, довузовская подготовка учащихся для поступления в авиационные учебные заведения. Деятельность спортивного клуба бокса «Медведь» заключается в пропаганде здорового образа жизни. Физической подготовки и повышение спортивного мастерства. Детско-юношеский центр им. Поддубного развитие и популяризация Греко-римской борьбы. «Союз Молодежи ОАО ШААЗ» занимается краеведческой, благотворительной, шефской, здоровьесберегающей, художественно- эстетической работой. Молодежное движение «Лидер» занимается пропагандой здорового образа жизни, профилактикой наркомании, ВИЧ-инфекции, асоциального поведения и развитием лидерских качеств.
Познакомившись с деятельностью городских молодежных организаций, я убежден, что в них не только создается поле для социальной деятельности, но и возможность для проявления социальных и гражданских чувств, общих переживаний, стремления к преобразованию.
Результаты опроса фонда «Общественное мнение» 69 % населения России признают важность того, что молодёжь должна учувствовать в общественной жизни страны, однако, 75 % не смогли назвать ни одного существующего в Росси молодежного движения.
Чтобы выяснить мнение и отношение к молодёжному движению среди молодых людей нашего города был проведён социологический опрос. Всего в опросе приняло участие 178 человек. Среди респондентов 64 ученика гимназии №9, 43 учащихся ПУ-15, 48 студентов Финансового колледжа и 23 студента пединститута. Результаты опроса показал, что только 18 % смогли назвать всесоюзные молодежные организации. Самыми известными оказались движения «Наши» и «Молодая Гвардия». Стоит отметить, что самыми осведомленными оказались учащиеся гимназии №9 и ПУ-15. Почти 8 % респондентов в число всероссийских молодежных организаций по-прежнему включили комсомол. Почти 57 % опрошенных знают городское движение «Лидер». На вопрос: «Как вы относитесь к молодёжным движениям?» больше 50 % ответили положительно, 48,5 % нейтрально и только 1% отрицательно. Среди опрошенных всего 7 % являются членами молодежных организаций, и только 9 % собираются в них вступить. В одном из вопросов было предложено респондентам указать причины, почему они не вступают в молодежные организации. Среди основных причин 36 % назвали отсутствие времени, у 32 % нет желания, а 21 % отметили лень. 33 % респондентов считают, что молодые люди вступают в различные организации и движения для самореализации, 39 % с целью чем-либо заняться и 27 % чтобы отстоять свои идеи. Результаты опроса, показали, что в целом молодёжь относится к молодежным организациям положительно, но мало интересуется и знает про общественные молодёжные движения всероссийского и регионального уровня. Среди молодежных организаций нашего города в основном называют «Лидер» и совсем ничего не знают о других объединениях.
Сегодня важно осознать что, для построения правового государства необходимы изменения в политической культуре общества. Поэтому активное вовлечение молодежи в общественный процесс становится все более актуальным. Несмотря на то, что у нас в городе с молодежью проводится большая работа Комитетом по молодежной политике и молодежными общественными организациями этого оказывается недостаточно. Нас, молодых, необходимо учить разбираться в политических проблемах, прививать культуру политических дискуссий, знакомить с общественно-политической деятельностью, при этом ограждая нас от экстремистских действий, ориентируя на отстаивание интересов молодежи в правовых рамках.
Детское общественное объединение - объединение граждан, в которые входят граждане в возрасте до 18 лет и совершеннолетние граждане, объединившиеся для совместной деятельности. Следует различать по своей природе и предназначению детское общественное объединение с одной стороны и объединение детей (учащихся) по интересам в системе дополнительного образовании детей, равно как и детское общественное объединение и орган ученического самоуправления.
Все детские общественные объединения осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством РФ об общественных объединениях. Возможно фиксированное членство в объединении и регистрация в органах юстиции, в этом случае данное объединение называется детской общественной организацией. Существуют и иные виды детских общественных объединений: движение, ассоциация, союз и т.д. Объединение может быть зарегистрировано в установленном порядке в органах юстиции и иных государственных органах исполнительной власти, регистрирующих общественные объединения, иметь свою печать, расчётный счет в кредитном учреждении и иметь иные права юридического лица. Возможна деятельность без регистрации, но в этом случае у неё не наступает прав юридического лица.
Детское объединение может быть: общероссийским, межрегиональным, региональным, по месту жительства детей, создано в образовательном учреждении и т.д. Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов детских общественных объединений и гарантирует условия для выполнения ими уставных задач. Им оказывается материальная и финансовая поддержка. Детским организациям предоставляется право пользования на договорной основе помещениями школ, учреждений дополнительного образования детей, клубов, дворцов и домов культуры, спортивных и иных сооружений бесплатно или на льготных условиях, в каникулярное времяорганизуются профильные смены юных активистов детских организаций в загородных оздоровительных лагерях.
Более правильным бы звучала на наш взгляд формулировка «ДОО» как объединение молодых граждан РФ, объединённых не только совместной целью, но и совместными интересами, ценностными ориентирами и увлечениями, а также совместной деятельностью по их продвижению, общественному признанию и популяризации.
Начало ХХ века ознаменовано качественным скачком в развитии детства, превращением его из объекта взрослых воздействий в относительно самостоятельный субъект, способный влиять на жизнь общества.
Л.В. Алиева пишет, что исторически объективен, закономерен подъем детского движения в России. Она рассматривает детское движение как социально-педагогическую реальность - результат двух процессов:
- - объективного процесса естественного развития ребенка и его самопроявления, самореализации в обществе;
- - субъективный социально, профессионально - педагогически организованный процесс по осознанию, осмыслению возможностей ребенка - субъекта окружающей жизни и своей собственной .
В основу периодизации детского движения в России исследователями (Т.В. Трухачева, Л.В. Алиева И.В. Руденко, А.Г. Кирпичник, В.А. Кудинов и др.) положена периодизация истории государства, тех событий его жизни, которые так или иначе влияли на развитие детского движения. Исследователи выделяют следующие периоды развития детского движения:
- - Допионерский;
- - Пионерский;
- - Постпионерский.
Л.В. Алиева дает следующую периодизацию:
- 1 этап: 10-е годы ХХ века - возникновение детского движения, как специфической социальной реальности;
- 2 этап: 20е - начало 30х годов ХХ века - становление детского движения в форме пионерства - социально-педагогической реальности, нового средства целевого социального воспитания.
- 3 этап: 30е - 80 е годы - развитие пионерского движения как массовой монопольной общественной детской организации - специфической воспитательной системы, звена системы коммунистического воспитания подрастающего поколения.
- 4 этап: 90е годы ХХ века - 10 годы ХХI века - саморазвитие и самоопределение отечественного детского движения в новых социально - экономических, исторических условиях российского общества .
Авторы другой периодизации Т.В. Трухачева и А.Г. Кирпичник связывают этапы развития детского движения с состоянием институализации детей и подростков, формой их объединений. М.В. Богуславский связывает этапы развития детского движения с личностью взрослого - руководителя, показывая как меняется образ взрослого в истории детского движения в России - от фантазеров, романтиков к рабочим - производственникам и от них к профессиональным организаторам детского движения, классным руководителям, способным работать с пионерами.
Дадим краткую характеристику основных периодов развития детского движения в России.
Допионерский период.
Началом этого периода можно считать конец ХIХ века. Это был период становления на законодательной основе объединений (обществ, союзов) самых разных направлений деятельности. Предполагается, что в них участвовали и подростки. В конце 19 начале 20 века в России добровольные объединения подростков создаются в общеобразовательных учреждениях - школах, училищах. Появляются первые скаутские отряды. Различные детские группы появляются в разных городах. Они называются по-разному: Ижевске - Дом юного пролетария, в Перми - муравейник и т.д. Попыткой приспособить воспитательную систему скаутинг к новым социально - политическим условиям можно считать отряды «юных коммунистов», создаваемые с 1918 года при активном участии многих бывших скаутмастеров.
В многообразии направлений детского движения (в 1917 г. насчитывалось более 17 значительных детских организаций) постепенно оформилась идеология детского пролетарского движения - союзника государства диктатуры пролетариата .
Развитие детского движения в допионерский период, по мнению Трухачевой Т.В. характеризуется следующими признаками:
- - выбор группы, как ребенком, так и взрослым;
- - выбор целей, задач, законов, обычаев, символов, ритуалов, программ, знаков отличия детьми вместе со взрослыми, самими детьми, самими взрослыми;
- - многочисленность состава групп и разнообразие мест их базирования;
- - отсутствие контроля за их деятельностью со стороны специально созданных для этого органов и отсутствие самих органов;
- - добровольность вступления в группу, как взрослого, так и ребенка.
Многообразие структур, разнообразие форм, методов работы детских формирований в этот период свидетельствует о фактах наличия в обществе в 10-20-е годы уникального социально - педагогического явления, характеризующегося в отличие от школы динамичностью, социальной ориентированностью, новой позицией ребенка и взрослого.
Однако постепенно детское движение в России приобретает классово - политическую направленность, постепенно унифицируя, сужая рамки движения - от широкого спектра форм к единой массовой организации.
Пионерская организация рождается и развивается с начала XX века в нашей стране в условиях революционных преобразований в России, в мире в целом, связанных с распространением идей коммунизма, социализма, обострением классовых противоречии в капиталистических странах и особенно в России.
Пионерская организация - часть пионерства - ветви детского движения, специфического социально-педагогического, культурологического феномена XX века. В отличие от других направлений, видов, форм детского движения пионерское в своей основе имеет несколько истоков.
Первый. Международное рабочее, революционное, коммунистическое движение (российское - часть его), в которое оказались втянуты и дети. Второй. Собственно детское движение (в мире и России), проявившееся в опыте создания и деятельности самых различных детских сообществ (скауты, соколы, потешные, ученические организации, сельскохозяйственные союзы, самодеятельные клубы, кружки различной содержательной направленности).
Третий. Конкретные социально-политические условия России в начале XX века (после событий 1917 года). Природа пионерства (его рождение, развитие) отразилась на своеобразии его структур, форм, характере его отношений с государственными и общественно-политическими институтами, которые способствовали превращению его в органичную часть Советского государства, его политической системы и его истории.
Таким образом, пионерский период был самым продолжительным периодом в истории детского движения в нашей стране. Длительность (70 лет) этого периода потребовала осмысления разных этапов его развития, что и пытались делать исследователи - Гордин И.Г., Алиева Л.В. и др.