Мир как единое целое. Презентация-урок на тему "мир как единое целое"
Бессоюзными называют такие сложные предложения, в которых части связаны только при помощи интонации. Основным признаком таких сложных конструкций является отсутствие союзов. Вместо них употребляются знаки препинания в БСП.
Общая характеристика
Между предложениями в БСП устанавливаются смысловые отношения, сходные с отношениями в предложениях союзных: сложносочинённых и сложноподчинённых.
Например:
- Ночь всё наступала, лес придвигался ближе к костру. В предложении обнаруживаются смысловые отношения перечисления одновременно совершающихся событий.
- В один прекрасный день пикеты, сбиваясь с ног от беготни, приносят весть: сдаётся крепость. В этом предложении смысловые отношения аналогичны отношениям в изъяснительным.
- Он говорил правду - ему не верили. В предложении сочетаются отношения временные, уступительные и противительные.
В зависимости от того, как соотносятся между собой части по смыслу, бывают БСП с разными Примеры, данные выше, служат этому доказательством. В зависимости от этого бессоюзные сложные предложения делятся на три группы.
БСП с запятой и точкой с запятой
Существует несколько пунктуационных особенностей, связанных с бессоюзными предложениями. В частности, есть два правила, регламентирующие постановку запятой и точки с запятой в предложении.
В БСП. Таблица с примерами |
|
Запятая в БСП ставится, если имеет место перечисление определённых фактов, можно использовать союз и . В таком случае интонация при чтении будет перечисляющей, и перед каждой запятой необходимо выдержать небольшую паузу. | Голова у меня закружилась, в глазах заплясали звёзды. Голова у меня закружилась, и в глазах заплясали звёзды. |
Если предложение распространённое и имеет внутри свои запятые (однородные члены, обособленные члены, вводные слова и обращения), то оно отделяется от другой части точкой с запятой. | Зелёные лягушата прыгают по камням около ручья; на самом большом камне лежит, греясь на солнце, золотой уж. |
Запятую или точку с запятой нужно выбрать?
Если правило хорошо понято и усвоено, то вы легко сможете справиться со следующими упражнениями:
1.Объясните постановку точки с запятой:
1) Всходит солнце, от холода бодрое и лучистое; отблеском золотится окно.
2) Всё утро, чистые и яркие, сверкали краски; полдня серебрились на окне морозные хризантемы.
2. Какие пропущены знаки препинания в БСП в скобках?
Счастливая невозвратимая пора - детство! Как не любить воспоминания о ней? Они так освежают и возвышают мою душу.
Набегаешься досыта (…) сидишь за столом на своём стульчике (…) уже поздно(…) давно выпита чашка молока (…) сон застилает глаза (…) но не двигаешься с места (…) всё сидишь и слушаешь. Мама разговаривает с кем-то (…) голос её так сладок (…) так приветлив. Звук маминого голоса так много говорит моему сердцу, так отзывается в моей душе!
Отуманенными глазами я пристально смотрю в её милое лицо (…) вдруг она делается вся маленькая - лицо её становится не больше пуговки (…) но я его вижу всё так же ясно. Мне нравится видеть её такой малюсенькой. Я прищуриваю глаза ещё сильнее (…) она теперь уже не больше тех мальчиков (…) какие бывают в зрачках (…) когда смотришь близко в глаза (…) но вот я пошевелился - и чудо исчезло (…) я снова суживаю глаза (…) всячески стараюсь возобновить видение (…) но напрасно.
БСП с тире
Знаки препинания в БСП напрямую зависят от смысловых взаимоотношений его частей. Для постановки тире в бессоюзных предложениях необходимо наличие одного из условий, приведённых в таблице.
Знаки препинания в БСП. Таблица постановки тире с примерами |
|
Условия для использования тире | |
Понять тебя я рад - пойми и ты меня. (Понять тебя я рад, но пойми и ты меня). |
|
Одно предложение заключает указание на время или условие того, о чём говорится в другом предложении. Можно поставить запятую и союзы ЕСЛИ и КОГДА. | Пойдёт дождь - отменим поход. (Если пойдёт дождь, отменим поход. Когда пойдёт дождь, отменим поход). |
Во втором предложении заключён вывод или следствие того, о чём сказано в первом предложении. Можно поставить запятую и союзы ПОЭТОМУ или ТАК ЧТО. | Завтра предстоит много сделать - надо встать пораньше. (Завтра предстоит много сделать, поэтому надо встать пораньше). |
Если в предложение рисуется быстрая смена событий. Можно поставить запятую и союз И. | Раздался громкий топот - всё смолкло. (Раздался громкий топот, и всё смолкло). |
Тире или не тире?
1. Какие знаки препинания ставятся в БСП, приведённых ниже?
1) Учитель велел подать дневник (…) дневника у меня не оказалось.
2) Стоит ужасная духота (…) к ночи будет гроза.
3) Она села в кибитку около гусара (…) ямщик присвистнул (…) лошади помчались.
4) Раздался окрик (…) он бросился бежать.
5) За большим погонишься (…) маленькое потеряешь.
2. В тексте есть БСП с разными знаками препинания. С какими?
Послышалась песня (…) сразу смолкли голоса (…) стихли понукания (…) и весь обоз двигался дальше в молчании (…) лишь перестук колёс и чавканье грязи под конскими копытами можно было слышать в эти минуты (…) когда звучали слова печальной песни.
3. В каком из предложений ставится тире?
1) Солнце уже село, но в лесу ещё пока светло (…) воздух такой чистый и прозрачный (…) птицы щебечут и пересвистываются (…) молодая травка блестит, как изумрудная.
2) На душе у меня весело и празднично (…) на дворе весна (…) и воздух так чист и прозрачен (…) птицы щебечут ошалело и радостно (…) пробивается молодая травка.
БСП с двоеточием
Огромное значение в определении связи межу частями в БСП играет интонация. Если в конце первой части необходимо повысить тон голоса, то наверняка необходимо поставить двоеточие. Вот и получается, что знаки препинания в БСП зависят от интонации. Но и смысловые отношения имеют наиважнейшее значение. Рассмотрим условия для постановки двоеточия.
Знаки препинания в БСП. Таблица с примерами постановки двоеточия |
|
Условия постановки двоеточия | |
Во втором предложении говорится о причине того, о чём сказано в первом предложении. Можно поставить запятую и союз ПОТОМУ ЧТО. | Дождливую погоду я недолюбливал: она вгоняла меня в тоску. (Дождливую погоду я недолюбливал, потому что она вгоняла меня в тоску). |
Одно предложение служит для пояснения другого, раскрывает его содержание. Можно поставить запятую и вводное слово А ИМЕННО, тогда двоеточие будет стоять уже после этого слова. | В поле царит буйство красок: среди яркой зелени травы белеют ароматными сугробиками кустики ромашки, алеют мелкие звёздочки гвоздики, изредка проглядывают застенчивые глазки василька. (В поле царит буйство красок, а именно: среди яркой зелени травы белеют ароматными сугробиками кустики ромашки, алеют мелкие звёздочки гвоздики, изредка проглядывают застенчивые глазки василька). |
Второе предложение служит для дополнения первого. В таком случае можно поставить между предложениями запятую и союз КАК, ЧТО или УВИДЕЛ, ЧТО. | Я чувствую: осторожно, словно опасаясь чего-то, пальцы медленно движутся вверх к плечу. (Я чувствую, как осторожно, словно опасаясь чего-то, пальцы медленно движутся вверх к плечу). |
Двоеточие или не двоеточие?
В данном случае также есть свои правила.
1. Какие пропущены в предложении?
Как-то так получилось (…) что раньше срока уехала Вера (…) но сейчас это ничуть не пугало Сергея (…) он знал (…) что отец и все остальные вернутся к вечеру.
2. Расставьте знаки препинания в БСП. Примеры предложений даны ниже.
1) Картина изменилась (…) уже на белой скатерти полей кое-где виднелись чёрные пятна и полосы оттаявшей земли.
2) Мне очень нравилось слушать девочку (…) она живописала мне о мире, неведомом мне.
3) Ещё чуть-чуть (…) оживут её глаза, расцветёт на лице улыбка.
4) Я поглядел в окно (…) на очистившемся небе ярко разгорелись звёзды.
5) Сколько лет служу (…) этакого со мной ещё не было.
Обобщим изученное
БСП являются сложной системой, включающей четыре типа предложений, в зависимости от знаков препинания, стоящих между частями сложного предложения - запятая, точка с запятой, двоеточие, тире.
Знаки препинания в БСП. Таблица с примерами |
|||
точка с запятой | двоеточие |
||
Хлопнул выстрел, потом затрещал пулемёт. | Возле дверей я увидел мальчика, от холода всего посиневшего; на нём была мокрая, прилипшая к телу одежда; он был босой, и его маленькие ноги были в грязи, как в носках; дрожь пробрала меня с ног до головы при виде его. | Летом деревья сливались в одну зелёную массу - осенью каждое стоит отдельно, само по себе. Начал брезжить рассвет - мы проснулись и вышли на улицу. Жизнь без радости - день без солнышка. Будешь давать - не возьму. | Вот что я сделаю: ночью приду с отрядом, подожгу взрывчатку и подниму тот дом, то бишь научно-исследовательскую станцию, на воздух. Про себя он подумал: доктора надо вызвать. Птица не могла летать: у неё было сломано крыло. |
БСП с знаками препинания. Правило |
|||
Ставится запятая, если предложения с соединительными отношениями. | Ставится точка с запятой, если предложения с соединительными отношениями имеют внутри себя свои запятые. | Ставится тире, если предложения с противопоставительными, временными, сравнительными, уступительными, следственными отношениями. | Ставится двоеточие, если предложения с пояснительными, дополнительными, причинными отношениями. |
Чем различаются знаки препинания в ССП, СПП, БСП
Между частями БСП устанавливаются отношения, сходные с отношениями, обнаруживающимся в союзных предложениях: сложносочинённых и сложноподчинённых.
Бессоюзные | |
В одном углу скрипнула половица, дверь скрипнула. | В одном углу скрипнула половица, и дверь скрипнула (ССП). |
Уже вечерело, солнце скрылось за сосновую рощу, находившуюся за садом; тень от неё пролегла без конца через поля. | Уже вечерело, солнце скрылось за сосновую рощу, находившуюся за садом, и тень от неё пролегла без конца через поля. |
Ему стало стыдно убивать безоружного - он задумался и опустил ружьё. | Ему стало стыдно убивать безоружного, поэтому он задумался и опустил ружьё. |
Я вошёл в избу: две лавки по стенам да большой сундук около печки составляли всю её обстановку. | Я вошёл в избу и увидел, что две лавки по стенам да большой сундук около печки составляли всю её обстановку. |
Как видно из таблицы, постановка знаков препинания в БСП значительно богаче, чем в союзных предложениях, у которых используются только запятые. Но в союзных конструкциях смысловые отношения частей понятны и ясны, благодаря союзам:
- одновременность, последовательность - союз И;
- причина - союз ПОТОМУ ЧТО;
- следствие - союз ПОЭТОМУ;
- сравнение - союз КАК;
- времени - союз КОГДА;
- условия - союз ЕСЛИ;
- дополнение - союз ЧТО;
- пояснение - союз ТО ЕСТЬ;
- противопоставление - союз А.
Постановка знаков препинания в БСП нужна для выражения смысловых отношений между предложениями, они выполняют роль союзов.
Примеры БСП
Примеры иллюстрируют варианты БСП:
- с условными отношениями: Побудешь здесь денёк - тогда и узнаешь.
- с временными отношениями: Справишься - в руководители переведём.
- со значением следствия: Дождь закончился - можно дальше двигаться.
- с условными отношениями: Солнце светит - работаем, дождик идёт - отдыхаем.
- с уступительными отношениями: Мне бы такую собаку - коровы не надо.
- с противительными отношениями: Красивы городские - мне деревенская милей.
- с соединительными отношениями: Мужчина, сидя за столом, говорил по телефону; ребёнок всё так же спал на диване.
- с изъяснительными отношениями: Я вам советую: не поднимайте чужих кошельков.
- с отношениями следствиями: Земля была нужна под посевы: пришлось перепахать огороды.
- с пояснительными отношениями: Изредка слышались голоса: припозднившиеся пешеходы возвращались домой.
- с отношениями причины: Надо отдать ему должное - он был очень горяч, смел и настойчив.
- с отношениями сравнения: То не ветер шумит на просторе, не море бушует в шторм - моё сердце тоскует по Родине, нет покоя и счастья в нём.
Пример задания ОГЭ
Среди предложений нужно найти сложные с бессоюзной связью между частями:
1) Святое море - так называют Байкал с давних пор. 2) Не станем уверять, что лучше Байкала нет ничего на свете: каждый волен любить что-то своё, и для эскимоса его тундра - венец творения. 3) Мы с младых ногтей любим картины родной земли, они определяют саму нашу суть. 4) И недостаточно считать, что они нам дороги, они - наша часть. 5) Нельзя сравнивать ледяную Гренландию с раскалёнными песками Сахары, тайгу Сибири со степями среднерусской полосы, Каспий с Байкалом, однако можно передать свои впечатления от них.
6) Но всё же есть у Природы свои любимцы, которые она создаёт с особой тщательностью и наделяет особенной притягательностью. 7) Таким созданием является, несомненно, Байкал.
8) Если даже не говорить о его богатстве, славен Байкал другим - своей чудной силой, не подвластным времени заповедным могуществом.
9) Вспоминается мне, как мы с товарищем ушли далеко по берегу нашего моря. 10) Было начало августа, благодатнейшее время, когда вода нагрелась, сопки бушуют разноцветьем, когда солнце заставляет сиять выпавший снег на далёких горах Саян, когда Байкал, запасшись водой из растаявших ледников, лежит сыто и спокойно, набираясь сил для осенних штормов, когда весело плещется под крики чаек рыба.
Вопрос 1. Всегда ли мир был един? Что делает современный мир единым целым?
Нет, Древний мир не был единым. В глубокой древности, когда на Земле обитали немногочисленные группы охотников и собирателей, встречавшиеся друг с другом один раз в несколько лет, нельзя было говорить о единстве мира людей. Да и в Средневековье мир был раздроблен на множество воюющих между собой княжеств, которые то распадались, то объединялись в более крупные государства. Торговые связи были достаточно редкими, автомобильных дорог, железнодорожных путей, Интернета, объединяющих сегодня разные страны, тогда не существовало. Люди путешествовали очень мало, живя всю жизнь в своём городе или деревушке.
Благодаря наличию огромного количества быстродвижущихся транспортных средств теперь можно попасть в любую точку мира за считанные часы. Технические изобретения, совершённые в одной стране, моментально становятся достоянием всего человечества. Самолётами, мобильной связью, компьютерами и Интернетом ныне пользуется практически каждый житель Земли, хотя у них есть авторы и страна изобретения. Сегодня все изобретения - предмет международной торговли.
Вопрос 2. Объясните, для чего был создан Совет Европы? Почему именно в то время остро встал вопрос о создании такой организации?
Совет Европы - международная организация, содействующая сотрудничеству между её членами, странами Европы, в области стандартов права, прав человека, демократического развития, законности и культурного взаимодействия. Целью Совета Европы является осуществление более тесного союза между его членами для защиты и продвижения идеалов и принципов, являющихся их общим наследием, и содействовать их экономическому и социальному прогрессу.
В то время необходимо восстанавливать экономику и уровень жизни людей различных европейских стран, разрушенных войной.
Вопрос 3. Что такое мировое сообщество, глобализация? Приведите примеры глобализации.
Мировое сообщество - совокупность современных обществ, существующих в мире.
Глобализация - процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации. Глобализация представляет собой процесс изменения структуры мирового хозяйства, совсем недавно понимаемого как совокупность национальных хозяйств, связанных друг с другом системой международного разделения труда, экономических и политических отношений, включения в мировой рынок и тесное переплетение экономик.
Примером глобализации может быть создание международных компаний, торговых сетей и ресторанов, банков.
Вопрос 4. В чём смысл ускорения развития общества?
Суть его состоит в том, что на каждую последующую историческую ступень развития общества уходит меньше времени, чем на предыдущую. В каждую последующую эпоху происходит больше технических изобретений и научных открытий, быстрее усовершенствуются орудия труда и технология.
Вопрос 5. Как изменялась численность населения нашей планеты во времени? При ответе используйте данные таблицы на с. 114.
Российский учёный Сергей Петрович Капица установил, что существует связь между ускорением развития общества и ростом численности населения. Чем ближе к нашему времени, тем население растёт быстрее.
В эпоху раннего каменного века на нашей планете проживало всего 100 тыс. человек. Спустя 1,5 млн лет скорость роста населения была уже в 10 тыс. раз больше, чем в начале каменного века и численность населения уже составила 10 млн.
За XX век количество людей выросло почти в четыре раза, а за ближайшие 50 лет вырастет ещё на треть. По расчётам специалистов, к 2050 году на Земле будут проживать около 9 млрд. человек.
Вопрос 6. Подумайте, почему численность населения Земли сегодня растёт большими темпами. Почему такого роста не было в Древнем мире и в Средние века?
Рост численности населения обеспечивается в основном странами Юго- Восточной и Южной Азии, население в этих странах растет большими темпами, потому что там весьма низок уровень образования и просвещенности в отличие от стран Европы, Северной Америки и Австралии, но при этом улучшается качество медицинского обслуживания, что позволяет снизить уровень смертности среди новорожденных. В древнем мире медицина была на гораздо более низком уровне.
Вопрос 7. Объясните, как влияет численность населения Земли на единство мира.
Чем больше населения на планете, тем больше контактируют между собой люди, обмениваются информацией. А значит, чем выше численность населения, тем более единым надо считать наш мир.
Практикум
1. Завершите предложения.
Современный мир можно считать единым, потому что... технические изобретения, совершённые в одной стране, моментально становятся достоянием всего человечества. Самолётами, мобильной связью, компьютерами и Интернетом ныне пользуется практически каждый житель Земли, хотя у них есть авторы и страна изобретения. В историческом прошлом технические новшества держали в глубокой тайне. Например, в Китае многие столетия хранили секрет изготовления фарфора. Сегодня все изобретения - предмет международной торговли.
2. Как вы лично в своей жизни ощущаете единство мира? Напишите 5-6 предложений.
Читаю новости из разных уголков мира, общаюсь с родственниками из другой страны с помощью интернета, заказываю вещи в интернет-магазине.
3*. Подготовьте доклад о деятельности любой международной организации. Используйте материалы газет, журналов, Интернета.
Организацию Объединённых Наций - международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.
Устав ООН был утверждён на Сан-Францисской конференции, проходившей с апреля по июнь 1945 года, и подписан 26 июня 1945 года представителями 50 государств. 15 октября 1945 года Польша также подписала Устав, вступив, таким образом, в число первоначальных членов Организации. Дата вступления Устава в силу (24 октября) отмечается как День Организации Объединённых Наций.
10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея ООН приняла и провозгласила Всеобщую декларацию прав человека.
Оказывает гуманитарную помощь в странах, которые в течение длительного времени подвергаются стихийным бедствиям или оправляются от конфликта.
Важным инструментом поддержания мира и международной безопасности являются миротворческие операции ООН. Их деятельность определена рядом резолюций Генеральной Ассамблеи, принятых в соответствии с Уставом Организации.
ООН проводит конференции и форумы, где обсуждаются и вырабатываются решения по многим насущным международным вопросам.