Миг 17 вьетнам боевое применение. Визиты на юг
Иранские военно-воздушные силы считаются самостоятельным видом вооруженных сил, в которые также входят силы противовоздушной обороны. Также свои собственные ВВС есть корпуса стражей исламской революции (КСИР).
В боевом составе военно-воздушных сил числится 12 авиабаз, в числе которых десять истребительных и две транспортные. Они служат местом базирования 12 эскадрилий транспортной и 25 боевой авиации, 2 вертолетных эскадрилий, около 10 самолетных и вертолетных отрядов управления и связи, а также 10 поисково-спасательных отрядов.
В период правления шаха Мохаммеда Реза Пехлеви, который поддерживал США – в 70-е годы прошлого столетия – иранские ВВС были самыми оснащенными на территории Ближнего Востока. В частности, на их вооружении было 79 самолетов F-14, кроме того было подписан контракт, который предусматривал поставку 150 единиц F-16.
Первая фотография модернизированного иранского F-14AM. Airliners.net, 16.03.2013. |
Исламская революция и разрыв отношений с Америкой привели иранскую авиацию в упадок. Поставок F-16 не было, а вскоре ВВС перестали получать запчасти.
После революции 1979 года на базе шахских военно-воздушных сил были созданы современные ВВС Ирана, которым сразу пришлось столкнуться со значительными трудностями. В частности, США ввела эмбарго на поставку оружия, что лишило иранский автопарк запасных частей. В тот момент на вооружении в основном стояли американские вертолеты и самолеты. Кроме того, новое правительство воспринимало бывших офицеров армии Шаха с недоверием, поэтому многих опытных пилотов и командиров подвергли репрессиям.
В любом случае, иранские ВВС сыграли важную роль в ранней части ирано-иракской войны, которая началась 22 сентября 1980 года.
Попытки военных Ирака уничтожить авиационные подразделения противника на территориях аэродромов провалились. На протяжении недели после начала боевых столкновений иранским самолетам (F-5Е «Тайгер II», F-4 «Фантом II», F-14 «Томкэт») пришлось совершить множество вылетов для бомбардировки ряда экономических и военных объектов, находящихся в Ираке, в том числе и в Багдаде.
Иранская авиация нанесла существенный ущерб иракской тыловой системе, что существенно замедлило темпы наступления армии Ирака.
В апреле 1981 года иранским ВВС удалось провести одну из самых удачных операций. Во время налета на территорию Западного Ирака на одном из аэродромов было уничтожено несколько десятков самолетов противника. Однако к этому времени активность ВВС начала снижаться, а после 1982 года они почти не оказывали влияния на ход боевых действий. В частях катастрофически не хватало запасных частей, поэтому техники занимались «каннибализацией», разбирая на части вертолеты и самолеты. В свою очередь, это неуклонно снижало количество машин, готовых к боевым вылетам. В 1983 году иранские летчики могли поднять в воздух около сотни машин. Столь плачевная ситуация сохранилась до завершения военных действий, хотя и проводились некоторые тайные поставки оружия из США и Израиля.
На тот момент в иранских ВВС сохранилось, в том числе и небоеспособных, 60 F-5 из 169, 70 F-4 из 325, и 20 F-14 из 79.
После завершения Ирано-Иракской войны были предприняты попытки пополнить парк боевых самолетов. Состоялась закупка 60 F-7М(китайской версии МиГ-21Ф) в КНР, правда, их уже нельзя было считать современным оружием.
Следующее приобретение – закупка в СССР истребителей МиГ-29 и фронтовых бомбардировщиков Су-24. В 1992 году Россия поставила 8 МиГ-29 и 10 Су-24. В 1994 году Украина поставила 12 Ан-74.
Неожиданное пополнение случилось в начале 1991 года, когда во время боевых действий на территории Персидского залива большая часть самолетов иракских ВВС перебралась в Иран, пытаясь спастись от авиации союзников. Иран не захотел вернуть эти самолеты, посчитав, что это своеобразная репарация за последствия восьмилетней войны. Часть этих самолетов вошла в состав иранских ВВС.
МиГ-29 ВВС Ирана. Источник: silovik.net |
В 1991 году в Иран отправилось большое количество самолетов из Ирака: 24 Су-24, 24 «Мираж», 20 Су-22, 7 Су-25, 4 Су-20, 4 МиГ-29, 4 МиГ-25, 7 МиГ-23МЛ, 1 Миг-23УБ, 4 Миг-23ВН, а также некоторые другие.
Но отсутствие налаженной системы обслуживания и запасных частей, равно как и опытных летчиков и техников, не позволило большей части самолетов войти в состав ВВС. По некоторым данным, на вооружение были приняты 4 МиГ-29, 10 «Мираж F.1», 24 Су-24, 7 Су-25.
С 80-годов поставками авиационной техники в Иран занимается КНР, а с 90-х к нему добавились Россия и некоторые другие страны СНГ.
Поэтому сейчас в авиационном парке ВВС Ирана представлены американские, советские, российские, китайские, французские и украинские летательные аппараты, а также несколько собственных уникальных разработок.
В составе истребительной и истребительно-бомбардировочной авиации находятся 60 F-14A (из них лишь 20-25 боеспособных), 35 МиГ-29, 45 F-5E/F, 10 «Мираж F-1», 60 «Фантом-2», 24 F-7M и другие.
Ударная авиация представлена 30 Су-24М, 24 Су-20/22, 13 Су-25, 25 Tazarv – легкий штурмовик, произведенный в Иране.
В частях разведывательной авиации есть 6-8 RF-4E «Фантом-2», 5 P-3F «Oрион», 2-3 RC-130H, 1 Adnan (Baghdad) - самолёт ДРЛО на базе Ил-76МД, 4-5 Dornier 228 (морская авиация), 15 Cessna 185.
Учебная авиация представлена 26 Beech F-33А/С Bonanza, 45 PC-7 Turbo-Trainer, 10 EMB-312 Tucano, 7-9 Т-33, 8 Socata ТВ-21 Trinidad, 25 MFI-17B Mushshak, 4 Socata ТВ-200 Tobago.
БПЛА Karrar. Фото с сайта defense-update.com |
В частях транспортной авиации есть 12 Ил-76, 4 Боинг 707-3J9C, 1 Боинг-727, 5 Боинг 747, 11 Ан-74; 10 Fokker F27, 14 Ан-24, 15 HESA IrAn-140.
Кроме того в частях иранской авиации используются примерно двести легких гидросамолетов Bavar – 2, произведенных на территории Ирана.
Не менее пестрым получился состав вертолетного парка. На вооружении ударных подразделений находятся примерно 50 HESA Shahed 285, 100 Bell AH-1 Cobra. Многоцелевые и транспортные части оснащены 100 UH-1/Bell-205/Bell-206, 10 SH-53D Sea Stallion, 20 CH-47C «Чиннук», 25 Shabaviz 275.
Кроме того, на территории Ирана производится большое количество беспилотных летательных аппаратов, в числе которых есть и ударные. Самый тяжелый из них - БПЛА Karrar, способный нести тонну полезного груза. Для разведывательных операций используется БПЛА Ababil. Серия средних беспилотников Mohajer используется для разведывательных действий и наведения на цель лазерных боеприпасов.
Отметим, что в Иране активно ведется разработка и создания собственных образцов боевой авиационной техники.
У иранской классификации истребителей есть некоторые отличия от общемировой, так как определяющим фактором является время создания, а не определенные возможности и признаки.
Первое поколение представлено истребителем HESA Azarakhsh, который создали в 90-х одах. Ко второму поколению относится истребитель Saeqeh. При этом Saeqeh – это глубоко модернизированный Azarakhsh. В обоих самолетах также просматриваются черты Northrop F-5Е американского производства, который поставлялся в Иран в 70-е годы.
Разработку первого истребителя в Иране начали во второй половине 80-х годов. Самолет получил название «Молний» - «Azarakhsh». Работы над ним велись в компании IAMI (Iran Aircraft Manufacturing Industrial, она же HESA) совместно с Университетом имени Шахида Саттари и специалистами иранских ВВС. Основная причина начала собственных разработок – потеря возможности приобретать современную авиационную технику за границей, в первую очередь, в США. В 80-е годы иранские конструкторы еще не приобрели необходимого опыта, поэтому разработка «Молнии» затянулась. Первый прототип подняли в воздух лишь к 1997 году.
Azarakhsh несколько больше чем F-5E: длина 17.7 м, размах крыльев – 9.2 м. Иранских истребитель получил площадь крыла примерно в 22 кв.м. Его максимальный взлетный вес составляет 18 тонн при собственном весе без боевой загрузки в 8 тонн.
В качестве силовых агрегатов используются два турбореактивных двигателя РД-33 российского производства, максимальная тяга которых составляет 8300 кгс. В 2007 году Иран подписал контракт на поставку пятидесяти таких двигателей на общую сумму в 150 миллионов долларов.
Максимальная скорость Azarakhsh составляет 1650-1700 км/ч при запасе хода в 1200 километров.
В серийном варианте в экипаж входят два человека. Их рабочие места находятся друг за другом. Разные источники содержат разные массы полезной нагрузки самолета, а также его вооружения. Данный параметр варьируется от 3500 до 4400 килограмм. Самолет оборудован российской БРЛС Н019МЭ «Топаз».
С момента первого полета было выпущено около тридцати самолетов «Молния», причем их радиоэлектронное оборудование несколько раз модернизировалось. У самолетов этого типа есть существенные отличия друг от друга, что сильно затрудняет их обслуживание.
К моменту испытательных вылетов «Молнии» уже началась глубокая модернизация машины. Самолет второго поколения получил название «Удар молнии» - «Saeqeh».
В 2001 году появилась информация о строительстве первого прототипа Saeqeh, но в небо он поднялся только в мае 2004 года.
Основное отличие от предыдущей машины – самолет стал одноместным. Серьезные изменения затронули хвостовую часть, которая получила новые обводы и второй киль. Отказ от второго члена экипажа позволил снизить взлетный вес, не меняя двигатели и БРЭО. Вес пустого Saeqeh составляет 7800 кг, а максимальный взлетный вес – 16800 кг. Также были улучшены летные и технические характеристики: скорость поднялась до 2050-2080 км/ч, а дальность полета возросла до 1400 км.
Испытательная программа нового самолета стало более успешной, поэтому уже в 2007 году летчики иранских ВВС продемонстрировали новые «Удары молнии» на параде. А в сентябре 2007 году их официально приняли на вооружение.
В течение последующих шести лет было выпущено около 30 таких самолетов. Но, на фоне масштабных списаний американских самолетов, этого явно недостаточно.
2 февраля 2013 года был презентован перспективный истребитель Qaher-313 иранского производства. Это событие приурочили в празднованию исламской революции, произошедшей в 1979 году.
Иранские военные взахлеб рассказывали о большом боевом потенциале машины, которая не только практически незаметна на радарах, но и оснащена передовыми бортовыми решениями в радиоэлектронике.
Основная особенность нового самолета – это небольшая эффективная отражающая площадь, которая делает его слабозаметным для радарных установок противника. Министр обороны Ирана Ахмада Вахиди отметил, что свойства истребителя позволяют эффективно вести боевые действия на небольших высотах. При этом, по словам руководителя проекта Qaher-313 Хассана Парванеха, в самолете используются только иранские комплектующие.
Широкой общественности представили самолет с довольно странным внешним видом. У него интегральная компоновка, также использована схема «утка», предполагающая чрезмерное переднее горизонтальное оперения, крыло нормальной стреловидности, законцовки которых отклонены на 50-65 градусов вниз, а также «разваленные» в разные стороны кили. Внешний вид получился рубленым, по всей видимости, для снижения заметности на радарах. Еще одно инженерное решение – беспереплетный фонарь.
Вахиди отметил, что при строительстве самолета использовались высокотехнологичные материалы, передовая электроника. Машина может использовать высокоточные боеприпасы иранского производства. Еще одна особенность самолета – способность взлетать и садиться с небольших взлетно-посадочных полос.
Однако, даже после громких заявлений иранских военных, при взгляде на показанный в эфире иранских телеканалов и информационных агентств самолет возникает ощущение, что он не способен взлететь. У истребителя настолько маленькая носовая часть, что непонятно, где там могла разместиться радиолокационная станция. В обнародованных снимках можно увидеть примитивную приборную панель, что позволяет предположить, что это был даже не прототип, а просто макет.
Стоит отметить, что в целом использованные при создании технические решения довольно интересны, но все же оставляют странные ощущения.
Самолет больше похож на большой макет, нежели полноценный истребитель. Кроме того, Иран уже несколько десятилетий не получает информации о мировых технических наработках, поэтому возникают сомнения по поводу заявлений о прорывных технологиях иранских ученых. У Ирана практически отсутствует собственная развитая промышленность и научный потенциал.
По всей видимости, основная цель подобной демонстрации – поднять моральный дух простых жителей Ирана.
В случае начала полномасштабных столкновений с силами США и союзников у иранских ВВС, скорее всего, не получится сделать чего-либо значительного. Относительная малочисленность, устаревшая техника, отсутствие требуемого количества современных средств поражения – все это не позволит авиационным подразделениям обеспечивать эффективное прикрытие войск и наземной инфраструктуры, а также атаковать американские базы, находящиеся на противоположных берегах Персидского и Оманского заливов.
Ситуацию можно было бы исправить проведением закупок современной боевой авиатехники за рубежом. Но наладить поставки из США или Европы попросту невозможно.
Баланс сил на территории региона могли изменить несколько десятков современных самолетов Су-30МК2 с комплектами вооружения. Но после срыва поставок ЗРС С-300П в Иран, контракт на которые был разорван под давлением Израиля и США, подобный вариант вряд ли возможен.
Использовались материалы:
http://www.airwar.ru/history/af/iran/iran.html
http://www.waronline.org/mideast/iran/airforce/
http://en.wikipedia.org/wiki/Qaher-313
Сергей Линник, Александр Дедов
ВВС Ирана были основаны в середине 20-х годов. Первоначально на вооружении состояли De Havilland DH-82 Tiger Moth, Hawker Furi, Audax и Hind. Во время шахского правления из США было поставлено большое количество самолетов и вертолетов, включая 79 F-14A Tomcat, 32 F-4D Phantom, 177 F-4E и 16 RF-4E, 140 F-5E и 28 двухместных F-5F. Однако после 4 ноября 1979 года и введенного США эмбарго поддерживать эту технику в летном состоянии было очень затруднительно, однако иранцы старались как то решать эту проблему: где закупками на "черном" рынке (показателен в этом плане скандал "Иран-контрас"), где и организацией производства запчастей на собственных предприятиях. После революции единственными закупками авиатехники на Западе были 35 Pilatus PC-7, 15 PC-6 Porter и 15 EMB312 Tucano (куплены в 1983 -90 гг.). Основу же парка составляли самолеты советского и китайского производства, как то F-7M, МиГ-29, Ан-74, Су-24МК и Ил-76ТД.
В ходе войны 1991 года в Иран перелетело несколько десятков самолетов, которые были поставлены в строй и из них организованы подразделения. Так на например произошло с "Mirage" F1BQ/EQ.
Кроме того, местная авиапромышленность активно занимается разработками собственных самолетов и вертолетов и модернизацией имеющегося парка. Все проекты перечислить затруднительно из-за продолжающейся изоляции страны, но некоторые подробности все таки приведем:
- Симорх - конверсия Northrop F-5A в F-5B фирмой Iran Aircraft Manufacturing Industries (IAMI);
- Шафагх - двухместный самолет для первоначального обучения и штурмовик. Создан на основе кооперации с российскими авиастроителями. Детали неизвестны, по крайней мере установлены российские катапультные кресла;
- Парацу - модернизация Beech F33 Bonanza;
- Азаракш - модернизация F-5E;
- JT2-2 "Тазарв" - третий прототип реактивного "Дорна", который предполагается использовать как тренировочный самолет
- Щахед 274 - вертолет иранского производства, созданный на основе компонентов вертолетов нескольких типов, прежде всего Bell 206;
- Шавабиз 75 - переделанный под другой двигатель Bell 214C;
- Проект 2061 - переделка Bell 206;
- Проект 2091 - программа модернизации AH-1J;
- Иран-140 - программа лицензионного выпуска Ан-140.
Из новых поступлений стоит отметить появление на вооружении у Корпуса Исламских стражей "новых" Су-25 в 2003 году. Источник получения неизвестен.
В середине 70-х годов от ВВС отделилась армейская авиация. В шахские времена на ее вооружении состояли около 300 Bell 214As, 200+ Bell AH-1J "Кобра", 185 Agusta-Bell 206, примерно 100 AB205 и 66 CH-47C "Чинук". Из самолетов стоит отметить Cessna O-2, Cessna-185, Cessna 310, Dassault Falcon 20E, Rockwell AC690 Aero Commander и Fokker F27. На сегодняшний день только самолеты двух последних типов все еще способны подняться в воздух. Из послереволюционных закупок стоит сказать о 9(?) Harbin Y-12.
Морская авиация состоит из 20 или 30 SH-3D Sea King и некоторого количества AB212ASW. Кроме того, на вооружении имеются также несколько RH-53D, AB205A и AB206A. Патрулирование в интересах флота осуществляют также несколько Dassault Falcon 20E и Fokker F27-400M.
Боевой состав (более или менее правдоподобный) имеется только на 2001 год:
База | эскадрилья | Тип ЛА |
Мехрабад | 11 | МиГ-29A/УБ |
12 | F-5A/B | |
83 | F-14A | |
? | Су-24MK | |
Табрил | 21 | F-5E/F |
22 | F-5E/F | |
23 | МиГ-29A/УБ | |
Шашроки | 31 | F-4 |
32 | F-4 | |
33 | F-4 | |
Вахдати | 41 | F-5 |
42 | F-5 | |
43 | F-5 | |
Умидиех | 51 | F-7M |
52 | F-7M | |
53 | F-7M | |
Бушер | 61 | F-4 |
62 | F-4 | |
82 | F-14A | |
Шираз | 71 | F-5 |
72 | Су-24MK | |
83 | F-14A | |
Хатами | 81 | F-14A |
82 | F-14A | |
Бендер Аббас | 91 | F-4 |
92 | F-4 | |
Бахар | 101 | F-4 |
Захедан | ? | F-6 |
О военно-техническом сотрудничестве между Поднебесной и Исламской Республикой Иран известно уже давно. ВС Ирана, являющиеся одними из самых сильных армий в Центральной Азии, имеют достаточно большой процент вооружений, в которых применена китайская радиоэлектронная элементная база, а также ракетное вооружение, созданное на базе китайский образцов.
Самыми яркими примерами являются противокорабельные ракеты «Noor» и «Qader», которые разработаны на базе известнейшей китайской ПКР YJ-82 (экспортное название C-802). Именно эти ПКР формируют основной рубеж противокорабельной обороны Ирана: гибкость применения и эффективность в ВС достигается за счёт использования полноценной системы базирования ракет, среди которой известны береговые ПКРК (носители – обыкновенные грузовые автомобили), авиационные носители (тактическая истребительная авиация ВВС Ирана), морские носители (фрегаты/СК класса «Alvand», ракетные катера «Kaman» и т.д.). Ракеты «Noor» имеют тактико-технические параметры, аналогичные отечественным ПКР Х-35 «Уран», а модернизированные версии «Qader» уже сходны с более совершенными Х-35У и AGM-84D (Block 1C), дальность которых достигает 260 и 220 км соответственно.
Большинство перспективного вооружения Ирана так или иначе появилось благодаря использованию БРЭО с китайской элементной базой, которая сейчас активно развивается и практически не отстаёт от мировых темпов. Но последние новости заставляют говорить уже не только о поставках современной электроники и «оцифровке» иранской военной техники, а более глобальном, даже стратегическом партнёрстве, которое позволит Ирану превратиться не только в обороняющуюся сторону, но и в такого «большого игрока», который получит региональный паритет или даже превосходство над всеми коалициями противника, такими как «аравийская коалиция» и Израиль.
Превращение Ирана в региональную сверхдержаву идёт планомерно и стабильно, что даёт повод оценивать российскую концепцию многополярного мира как успешную и наиболее адекватную. О превосходном развитии ВПК Ирана свидетельствует разработка большого количества новых систем ПВО, включая перспективный ЗРК «Бавар-373», современных РЛС системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН) и управления воздушным движением (УВД) типа «Гадир» с четырёхсторонней АФАР метрового диапазона. Также действует отлично оснащённый штаб ВВС и ПВО, куда поступают все данные о тактической обстановке, полученные РТВ и ВВС государства.
Но есть у Ирана большая проблема, которая на сегодняшний день не позволят в полной мере реализовать как оборонительный, так и наступательный потенциалы своей не слабой армии. Речь идёт о безнадёжном состоянии устаревающего авиапарка ВВС Ирана, который нуждается в срочном обновлении машинами поколения «4+». Основной состав фронтовой тактической авиации Исламской Республики представлен 300 многоцелевыми истребителями и тактическими бомбардировщиками 3-го и 4-го поколений, которые по основным боевым качествам полностью уступают истребительной авиации «аравийской коалиции», ВВС Израиля и естественно американской палубной авиации. К ним относятся такие машины как: 44 F-14A «Tomcat», 35 МиГ-29А, 30 Су-24МК, 65 F-4E «Phantom II», 60 F-5, 10 «Дассо Мираж» F1, несколько «Qaher-313», 30 HESA «Azarakhsh».
Большинство самолётов находятся в двадцати-тридцатилетнем сроке эксплуатации и почти полностью исчерпали свой ресурс. Небольшая их часть находится на модернизации. Так, F-14A модернизированы с помощью интеграции в вооружение зенитной управляемой ракеты MIM-23 от ЗРК «Хок», также потенциал сохранён у МиГ-29А. А наиболее совершенный лёгкий малозаметный истребитель 5-го поколения «Qaher-313» существует лишь в одном или нескольких экземплярах. Самолёты «Qaher-313» имеют ЭПР менее 1 м 2 и предназначены для ближнего маневренного боя, перехвата крылатых ракет БПЛА, а также уничтожения низколетящих ударных вертолётов.
Остальные самолёты уже не приспособлены для современной сетецентрической войны и могут использоваться лишь в качестве неплохих учебно-боевых машин и самолётов наблюдения и разведки на театре военных действий. Су-24МК могут быть использованы в качестве противокорабельных самолётов, для низковысотного прорыва ПВО и организации ПЛО на морском ТВД.
После поставки в Иран ЗРК С-300ВМ или модернизированных С-300ПМУ-2 противовоздушная оборона Исламской Республики достигнет такого потенциала, что уничтожить её с помощью обыкновенной СВКНО ВВС и ВМС США, и даже с израильской поддержкой, будет очень непросто. Тем не менее, слабые ВВС не позволят Ирану эффективно уничтожать элементы ПВО-ПРО и другую технику противника на Аравийском Полуострове, который даже сейчас находится под надёжным «зонтиком» ПРО, сформированной ЗРК “Patriot PAC-2/3” и регулярно присутствующими в Персидском заливе «Иджис»-эсминцами/крейсерами ВМС США. Арсеналы баллистических ракет ИРИ не способны эффективно прорвать эту оборону. Кроме того, существующие в ВВС ИРИ истребители не способны обеспечить завоевания господства в воздухе вблизи границы государства, а также над территориями страны, где плотность размещённых ЗРК недостаточна.
На днях из Шанхая пришла отличная новость. Газета «Цанькао сяоси» сообщает о готовящемся контракте между Минобороны ИРИ и первым китайским производителем боевых самолётов – компанией «Чэнду» (CAC) на поставку в ВВС Ирана крупнейшей в иранской истории партии современных многоцелевых истребителей J-10A. Известно, что до 2020 года Иран хочет получить 2 эскадрильи из 24 самолётов «Цзянь-10», за это он предоставит китайским нефтедобывающим компаниям разрешение на разработку огромного нефтяного месторождения Азадеган, которое позволит Китаю получить в будущем большую независимость от поставщиков энергоносителей, имеющих привязку к американскому политическому и экономическому аппарату.
Уже после 2020 года, по-видимому, планируется приобретение ещё 126 истребителей J-10A, количество которых позволит ВВС Ирана сформировать к 2020 – 2022 году 3 полноценных истребительных авиаполка, способных прикрывать западный и юго-западный регионы государства. Уже сейчас предстоящий контракт рассматривается как крупная военно-стратегическая сделка, которая в итоге приведёт к кооперации обоих государств и серьёзно «потеснит» американские интересы в Азии и Индийском океане.
Месторождение Азадеган является громадным, полностью не разведанным источником «чёрного золота», а поэтому имеет большую привлекательность на нефтяном рынке. Его разработка может вызвать неподдельный интерес со стороны Запада, а поскольку он расположен на иранской территории, американцы не имеют никаких юридических прав претендовать на этот регион, что в итоге может привести к использованию Западом своих «козырных» инструментов воздействия на регион.
Все риски работ в Азадегане связаны с близким расположением территории месторождения с границей Ирака, где продолжает действовать вскормленная американцами террористическая организация «Исламское государство Ирака и Леванта», с помощью которой американцы очень умело управляют политической ситуацией в Центральной Азии и на Ближнем Востоке. Само собой разумеется, что для охраны объектов разработки в Азадегане и Иран, и Китай должны будут обеспечить максимальную безопасность этого района. Это автоматически потребует присутствия подразделений НОАК, ВМС Китая, а также увеличения контингента ВС Ирана.
Не исключено, что в Персидском заливе появятся современные китайские эсминцы УРО «Тип 052C/D» и другие боевые корабли, что приведёт к недовольству Пентагона и будут иметь место различные провокации, связанные с присутствием ВМС США. Негласный конфликт между Китаем и США уже давно наблюдается и вокруг Вьетнама, архипелага Дяоюйтай, а также после введения Генштабом НОАК стратегии «трёх цепей», в которой все элементы ВС США в Азиатско-Тихоокеанском Регионе, по вполне адекватной причине, становятся целями для ВВС и ВМС Китая.
150 J-10 ПОЗВОЛЯТ ИРАНУ СТАТЬ НА РАВНЫЕ ПОЗИЦИИ С «АРАВИЙСКОЙ КОАЛИЦИЕЙ»
В одной из предыдущих статей мы рассматривали ударные возможности «аравийской коалиции». Более 450 имеющихся истребителей поколения «4+», среди которых есть такие самолёты как EF-2000 “Typhoon”, F/A-18C, “Mirage-2000-9”, F-15C/E, обеспечивают Аравийскому полуострову полное превосходство на земле, воде и воздухе над своей и окружающими территориями. Эти самолёты регулярно модернизируются и могут быть носителями любого типа современного американского ВТО, включая перспективные тактические ракеты большой дальности AGM-158B и более компактные AGM-84H “SLAM-ER”. Могут они применять и более дальнобойную версию ракеты «воздух-воздух» AIM-120C-7/8 “AMRAAM”, что не оставляет никаких шансов иранской авиации на удержание превосходства в воздухе даже на собственной границе.
Приобретение же 150 истребителей поколения «4+» J-10A позволят иранским ВВС не только эффективно проконтролировать всю западную границу государства в случае военного конфликта, но и по возможности проводить локальные воздушные операции на территориях «аравийской коалиции». Стоимость одного J-10 на рынке вооружений составляет 41 млн. долларов, 150 самолётов обходятся в 6,2 млрд. долларов, исходя из его превосходных боевых качеств это гораздо выгоднее, чем закупка более дорогих машин, тем более что цена будет гораздо ниже рыночной за счёт предоставления КНР права на разработку Азадеган. Кроме того, самолёты оснащаются российскими двигателями АЛ-31Ф, так что в обслуживании силовой установки Иран всегда сможет обратиться к НПО «Сатурн», что также является достаточно выгодными для российской стороны событием.
Планер истребителя J-10 имеет схему «утка» с большим ПГО площадью 5,45 м 2 , треугольное крыло имеет площадь 33,05 м 2 . Поворотное ПГО позволяет реализовать в полёте большие углы атаки более 30 о, также резко повышает угловую скорость разворота и общую управляемость в ближнем воздушном бою. Угловая скорость разворота находится на уровне самолётов «Тайфун» и «Рафаль». J-10A имеет максимальную скорость около 2100 км/ч, потолок – 18000 м и способен проводить ударные операции в радиусе 800 км. Имеется штанга системы дозаправки в воздухе, благодаря которой J-10A может продолжительное время находится в беспосадочном патрулировании.
Надёжность двигателя АЛ-31Ф уже звучит как «брэнд», поэтому проблем с силовой установкой точно не будет. J-10A имеет неплохие разгонные возможности выраженные в высоком показателе форсажной тяги на мидель (2572 кгс/м 2), а на 11 точках подвески может быть размещено до 7300 кг различного вооружения любого класса. В БВБ J-10A оставят позади практически любой американский или западноевропейский истребитель «аравийской коалиции» или ВВС Израиля, но в ДВБ могут возникнуть сложности. «Стремительный дракон» (так называют J-10 китайцы) оснащается достаточно слабой БРЛС «Жемчуг», которая имеет максимальную дальность обнаружения и захвата цели типа «F-16C» 80 и 60 км соответственно, поэтому саудовские F-15S будут обнаруживать его гораздо раньше.
Этот момент открывает ещё один вопрос для ВВС Ирана – необходимость покупки нескольких самолётов ДРЛОиУ. Это могут быть как китайские ZDK-03, так и российские А-50. Конечно, для Ирана более целесообразным является приобретение более совершенной версии истребителя J-10B, эти самолёты будут оснащены бортовой РЛС с АФАР с технологическим уровнем радара AN/APG-68 или «Жук-АЭ», но пока даже в ВВС Китая нет этих самолётов.
Данная сделка является грандиозным событием по двум причинам. Во-первых, укрепляется стратегическое сотрудничество среди «друзей России»; во-вторых, такое сотрудничество приведёт уменьшению американского влияния в Азии и более быстрому становлению Ирана как региональной сверхдержавы. Страны Аравийского полуострова, Израиль и Турция будут всё меньше влиять на военную обстановку в регионе.
Иранские военно-воздушные силы считаются самостоятельным видом вооруженных сил, в которые также входят силы противовоздушной обороны. Также свои собственные ВВС есть корпуса стражей исламской революции (КСИР).
В боевом составе военно-воздушных сил числится 12 авиабаз, в числе которых десять истребительных и две транспортные. Они служат местом базирования 12 эскадрилий транспортной и 25 боевой авиации, 2 вертолетных эскадрилий, около 10 самолетных и вертолетных отрядов управления и связи, а также 10 поисково-спасательных отрядов.
В период правления шаха Мохаммеда Реза Пехлеви, который поддерживал США – в 70-е годы прошлого столетия – иранские ВВС были самыми оснащенными на территории Ближнего Востока. В частности, на их вооружении было 79 самолетов F-14, кроме того было подписан контракт, который предусматривал поставку 150 единиц F-16.
Исламская революция и разрыв отношений с Америкой привели иранскую авиацию в упадок. Поставок F-16 не было, а вскоре ВВС перестали получать запчасти.
После революции 1979 года на базе шахских военно-воздушных сил были созданы современные ВВС Ирана, которым сразу пришлось столкнуться со значительными трудностями. В частности, США ввела эмбарго на поставку , что лишило иранский автопарк запасных частей. В тот момент на вооружении в основном стояли американские вертолеты и самолеты. Кроме того, новое правительство воспринимало бывших офицеров армии Шаха с недоверием, поэтому многих опытных пилотов и командиров подвергли репрессиям.
В любом случае, иранские ВВС сыграли важную роль в ранней части ирано-иракской войны, которая началась 22 сентября 1980 года.
Попытки военных Ирака уничтожить авиационные подразделения противника на территориях аэродромов провалились. На протяжении недели после начала боевых столкновений иранским самолетам (F-5Е «Тайгер II», F-4 «Фантом II», F-14 «Томкэт») пришлось совершить множество вылетов для бомбардировки ряда экономических и военных объектов, находящихся в Ираке, в том числе и в Багдаде.
Иранская авиация нанесла существенный ущерб иракской тыловой системе, что существенно замедлило темпы наступления армии Ирака.
В апреле 1981 года иранским ВВС удалось провести одну из самых удачных операций. Во время налета на территорию Западного Ирака на одном из аэродромов было уничтожено несколько десятков самолетов противника. Однако к этому времени активность ВВС начала снижаться, а после 1982 года они почти не оказывали влияния на ход боевых действий. В частях катастрофически не хватало запасных частей, поэтому техники занимались «каннибализацией», разбирая на части вертолеты и самолеты. В свою очередь, это неуклонно снижало количество машин, готовых к боевым вылетам. В 1983 году иранские летчики могли поднять в воздух около сотни машин. Столь плачевная ситуация сохранилась до завершения военных действий, хотя и проводились некоторые тайные поставки оружия из США и Израиля.
На тот момент в иранских ВВС сохранилось, в том числе и небоеспособных, 60 F-5 из 169, 70 F-4 из 325, и 20 F-14 из 79.
Спутниковый снимок Google Earth: истребители F-14 ВВС Ирана, аэродром Исфахан
После завершения Ирано-Иракской войны были предприняты попытки пополнить парк боевых самолетов. Состоялась закупка 60 F-7М(китайской версии МиГ-21Ф) в КНР, правда, их уже нельзя было считать современным оружием.
Следующее приобретение – закупка в СССР истребителей МиГ-29 и фронтовых бомбардировщиков Су-24. В 1992 году Россия поставила 8 МиГ-29 и 10 Су-24. В 1994 году Украина поставила 12 Ан-74.
Неожиданное пополнение случилось в начале 1991 года, когда во время боевых действий на территории Персидского залива большая часть самолетов иракских ВВС перебралась в Иран, пытаясь спастись от авиации союзников. Иран не захотел вернуть эти самолеты, посчитав, что это своеобразная репарация за последствия восьмилетней войны. Часть этих самолетов вошла в состав иранских ВВС.
Спутниковый снимок Google Earth: штурмовики Су-25 ВВС Ирана
В 1991 году в Иран отправилось большое количество самолетов из Ирака: 24 Су-24, 24 «Мираж», 20 Су-22, 7 Су-25, 4 Су-20, 4 МиГ-29, 4 МиГ-25, 7 МиГ-23МЛ, 1 Миг-23УБ, 4 Миг-23ВН, а также некоторые другие.
Но отсутствие налаженной системы обслуживания и запасных частей, равно как и опытных летчиков и техников, не позволило большей части самолетов войти в состав ВВС. По некоторым данным, на вооружение были приняты 4 МиГ-29, 10 «Мираж F.1», 24 Су-24, 7 Су-25.
Истребитель Мираж F.1 ВВС Ирана
С 80-годов поставками авиационной техники в Иран занимается КНР, а с 90-х к нему добавились Россия и некоторые другие страны СНГ.
Поэтому сейчас в авиационном парке ВВС Ирана представлены американские, советские, российские, китайские, французские и украинские летательные аппараты, а также несколько собственных уникальных разработок.
Спутниковый снимок Google Earth: самолёты F-14,МиГ-29,Су-22 ВВС Ирана, аэропорт Тегеран
В составе истребительной и истребительно-бомбардировочной авиации находятся 60 F-14A (из них лишь 20-25 боеспособных), 35 МиГ-29, 45 F-5E/F, 10 «Мираж F-1», 60 «Фантом-2», 24 F-7M и другие.
Лёгкий штурмовик Tazarv
Ударная авиация представлена 30 Су-24М, 24 Су-20/22, 13 Су-25, 25 Tazarv – легкий штурмовик, произведенный в Иране.
В частях разведывательной авиации есть 6-8 RF-4E «Фантом-2», 5 P-3F «Oрион», 2-3 RC-130H, 1 Adnan (Baghdad) - самолёт ДРЛО на базе Ил-76МД, 4-5 Dornier 228 (морская авиация), 15 Cessna 185.
Спутниковый снимок Google Earth: самолёт ДРЛО и ВТС С-130 ВВС Ирана
Учебная авиация представлена 26 Beech F-33А/С Bonanza, 45 PC-7 Turbo-Trainer, 10 EMB-312 Tucano, 7-9 Т-33, 8 Socata ТВ-21 Trinidad, 25 MFI-17B Mushshak, 4 Socata ТВ-200 Tobago.
В частях транспортной авиации есть 12 Ил-76, 4 Боинг 707-3J9C, 1 Боинг-727, 5 Боинг 747, 11 Ан-74; 10 Fokker F27, 14 Ан-24, 15 HESA IrAn-140.
Кроме того в частях иранской авиации используются примерно двести легких гидросамолетов Bavar – 2, произведенных на территории Ирана.
Не менее пестрым получился состав вертолетного парка. На вооружении ударных подразделений находятся примерно 50 HESA Shahed 285, 100 Bell AH-1 Cobra. Многоцелевые и транспортные части оснащены 100 UH-1/Bell-205/Bell-206, 10 SH-53D Sea Stallion, 20 CH-47C «Чиннук», 25 Shabaviz 275.
Кроме того, на территории Ирана производится большое количество беспилотных летательных аппаратов, в числе которых есть и ударные. Самый тяжелый из них - БПЛА Karrar, способный нести тонну полезного груза. Для разведывательных операций используется БПЛА Ababil. Серия средних беспилотников Mohajer используется для разведывательных действий и наведения на цель лазерных боеприпасов.
Ударный БПЛА Karrar
Отметим, что в Иране активно ведется разработка и создания собственных образцов боевой авиационной техники.
У иранской классификации истребителей есть некоторые отличия от общемировой, так как определяющим фактором является время создания, а не определенные возможности и признаки.
Первое поколение представлено истребителем HESA Azarakhsh, который создали в 90-х одах. Ко второму поколению относится истребитель Saeqeh. При этом Saeqeh – это глубоко модернизированный Azarakhsh. В обоих самолетах также просматриваются черты Northrop F-5Е американского производства, который поставлялся в Иран в 70-е годы.
Разработку первого истребителя в Иране начали во второй половине 80-х годов. Самолет получил название «Молний» - «Azarakhsh». Работы над ним велись в компании IAMI (Iran Aircraft Manufacturing Industrial, она же HESA) совместно с Университетом имени Шахида Саттари и специалистами иранских ВВС. Основная причина начала собственных разработок – потеря возможности приобретать современную авиационную технику за границей, в первую очередь, в США. В 80-е годы иранские конструкторы еще не приобрели необходимого опыта, поэтому разработка «Молнии» затянулась. Первый прототип подняли в воздух лишь к 1997 году.
Azarakhsh несколько больше чем F-5E: длина 17.7 м, размах крыльев – 9.2 м. Иранских истребитель получил площадь крыла примерно в 22 кв.м. Его максимальный взлетный вес составляет 18 тонн при собственном весе без боевой загрузки в 8 тонн.
В качестве силовых агрегатов используются два турбореактивных двигателя РД-33 российского производства, максимальная тяга которых составляет 8300 кгс. В 2007 году Иран подписал контракт на поставку пятидесяти таких двигателей на общую сумму в 150 миллионов долларов.
Максимальная скорость Azarakhsh составляет 1650-1700 км/ч при запасе хода в 1200 километров.
В серийном варианте в экипаж входят два человека. Их рабочие места находятся друг за другом. Разные источники содержат разные массы полезной нагрузки самолета, а также его вооружения. Данный параметр варьируется от 3500 до 4400 килограмм. Самолет оборудован российской БРЛС Н019МЭ «Топаз».
С момента первого полета было выпущено около тридцати самолетов «Молния», причем их радиоэлектронное оборудование несколько раз модернизировалось. У самолетов этого типа есть существенные отличия друг от друга, что сильно затрудняет их обслуживание.
К моменту испытательных вылетов «Молнии» уже началась глубокая модернизация машины. Самолет второго поколения получил название «Удар молнии» - «Saeqeh».
В 2001 году появилась информация о строительстве первого прототипа Saeqeh, но в небо он поднялся только в мае 2004 года.
Основное отличие от предыдущей машины – самолет стал одноместным. Серьезные изменения затронули хвостовую часть, которая получила новые обводы и второй киль. Отказ от второго члена экипажа позволил снизить взлетный вес, не меняя двигатели и БРЭО. Вес пустого Saeqeh составляет 7800 кг, а максимальный взлетный вес – 16800 кг. Также были улучшены летные и технические характеристики: скорость поднялась до 2050-2080 км/ч, а дальность полета возросла до 1400 км.
Испытательная программа нового самолета стало более успешной, поэтому уже в 2007 году летчики иранских ВВС продемонстрировали новые «Удары молнии» на параде. А в сентябре 2007 году их официально приняли на вооружение.
В течение последующих шести лет было выпущено около 30 таких самолетов. Но, на фоне масштабных списаний американских самолетов, этого явно недостаточно.
2 февраля 2013 года был презентован перспективный истребитель Qaher-313 иранского производства. Это событие приурочили в празднованию исламской революции, произошедшей в 1979 году.
Иранские военные взахлеб рассказывали о большом боевом потенциале машины, которая не только практически незаметна на радарах, но и оснащена передовыми бортовыми решениями в радиоэлектронике.
Основная особенность нового самолета – это небольшая эффективная отражающая площадь, которая делает его слабозаметным для радарных установок противника. Министр обороны Ирана Ахмада Вахиди отметил, что свойства истребителя позволяют эффективно вести боевые действия на небольших высотах. При этом, по словам руководителя проекта Qaher-313 Хассана Парванеха, в самолете используются только иранские комплектующие.
Широкой общественности представили самолет с довольно странным внешним видом. У него интегральная компоновка, также использована схема «утка», предполагающая чрезмерное переднее горизонтальное оперения, крыло нормальной стреловидности, законцовки которых отклонены на 50-65 градусов вниз, а также «разваленные» в разные стороны кили. Внешний вид получился рубленым, по всей видимости, для снижения заметности на радарах. Еще одно инженерное решение – беспереплетный фонарь.
Вахиди отметил, что при строительстве самолета использовались высокотехнологичные материалы, передовая электроника. Машина может использовать высокоточные боеприпасы иранского производства. Еще одна особенность самолета – способность взлетать и садиться с небольших взлетно-посадочных полос.
Однако, даже после громких заявлений иранских военных, при взгляде на показанный в эфире иранских телеканалов и информационных агентств самолет возникает ощущение, что он не способен взлететь. У истребителя настолько маленькая носовая часть, что непонятно, где там могла разместиться радиолокационная станция. В обнародованных снимках можно увидеть примитивную приборную панель, что позволяет предположить, что это был даже не прототип, а просто макет.
Стоит отметить, что в целом использованные при создании технические решения довольно интересны, но все же оставляют странные ощущения.
Самолет больше похож на большой макет, нежели полноценный истребитель. Кроме того, Иран уже несколько десятилетий не получает информации о мировых технических наработках, поэтому возникают сомнения по поводу заявлений о прорывных технологиях иранских ученых. У Ирана практически отсутствует собственная развитая промышленность и научный потенциал.
По всей видимости, основная цель подобной демонстрации – поднять моральный дух простых жителей Ирана.
В случае начала полномасштабных столкновений с силами США и союзников у иранских ВВС, скорее всего, не получится сделать чего-либо значительного. Относительная малочисленность, устаревшая техника, отсутствие требуемого количества современных средств поражения – все это не позволит авиационным подразделениям обеспечивать эффективное прикрытие войск и наземной инфраструктуры, а также атаковать американские базы, находящиеся на противоположных берегах Персидского и Оманского заливов.
Ситуацию можно было бы исправить проведением закупок современной боевой авиатехники за рубежом. Но наладить поставки из США или Европы попросту невозможно.
Баланс сил на территории региона могли изменить несколько десятков современных самолетов Су-30МК2 с комплектами вооружения. Но после срыва поставок ЗРС С-300П в Иран, контракт на которые был разорван под давлением Израиля и США, подобный вариант вряд ли возможен.
Использовались материалы:
http://www.airwar.ru/history/af/iran/iran.html
http://www.waronline.org/mideast/iran/airforce/
http://en.wikipedia.org/wiki/Qaher-313
16-21 октября в Иране проходят крупные учения военно-воздушных сил. Позавчера иранское государственное телевидение объявило о начале учений в Восточном Азербайджане, на северо-западе страны, недалеко от границы с Турцией.
Согласно официальному заявлению, в учениях принимают участие истребители F-4, F-5, F-7, F-14, боевые машины российского КБ "Сухой" (по всей видимости, только Су-24) и самолеты иранского производства класса "Саеге" ("Гром") и "Азаракш" ("Молния"), аналоги американских F-5 и F-18. Кроме того, обещано, что в учениях будут принимать участие иранские беспилотные самолеты.
В ходе учений должны быть произведены учебные стрельбы и дозаправка боевых самолетов в воздухе с помощью самолетов-заправщиков американского производства Boeing KS-707. Ожидается, что боевые самолеты в эти дни будут пролетать над Тебризом, Хамаданом, Дезфулом, Тегераном и Исфаханом (где имеется ядерный реактор и структуры для производства ядерного топлива).
Согласно заявленной программе, в ходе учений проверяет боеготовность иранских ВВС и отрабатывается полетная тактика в условиях крупномасштабных воздушных маневров. Особо подчеркивается, что данные учения призваны продемонстрировать "способность ВВС Ирана к наступательным действиям на фоне возросших внешних угроз".
Сообщение о начале учений сопровождалось демонстрацией кадров учебных маневров иранских боевых самолетов, учебных стрельб и дозаправки в воздухе. Эти кадры были показаны в пятницу, 17 октября, и многими западными телеканалами. Однако речь идет о кадрах учебно-пропагандистского фильма, снятого ранее. Нынешние учения только вступают в основную фазу.
Иранское телевидение заявляет, что учения ВВС Исламской республики являются "ответом на учения израильских ВВС, проведенные над Средиземным морем в июне этого года, которые, согласно заявлению Пентагона, были репетицией атаки на ядерные объекты Ирана". Дозаправка иранских самолетов в воздухе должна показать серьезность намерения иранских ВВС атаковать дальние цели (прежде всего, Израиль).
Отметим, что в июле Тегеран уже заявлял, что скоро проведет "ответные учения", но они тогда не состоялись. Вместо крупномасштабных учений Иран провел учебно-тренировочные полеты эскадрильи F-5. В сентябре были проведены трехдневные учения: в них приняли участие несколько самолетов-перехватчиков, группа самолетов, оборудованных системами наблюдения, и разведывательные БПЛА – в ходе этих учений отрабатывались действия по обнаружению самолетов противника и взаимодействие с силами ПВО, а не наступательные действия.
Напомним, что в начале июня в учениях над Средиземным морем принимали участие более 100 израильских боевых самолетов F-15 и F-16. По оценкам западных экспертов, на вооружении ВВС Ирана находятся примерно 280 боевых машин, но не более 80% из них в исправном состоянии. Тегеран стремится к модернизации своих военно-воздушных сил, рассчитывая на сотрудничество, прежде всего, с Россией. Известно, что несколько лет назад специалисты из КБ "Сухого" работали в Иране. Однако насколько далеко продвинулось это сотрудничество, неясно.
В субботу началась новая стадия учений иранских ВВС
Сегодня, в субботу 18 октября, военно-воздушные силы Ирана начали новую стадию крупномасштабных учений на северо-западе страны. Об этом заявил представитель командования полковник Хосейн Читфоруш.
По словам Читфоруша, на этой стадии истребители F-4, F-5, F-14, Су-24 и "Саеге" атакуют учебные цели. Полковник заявил, что будут устроены своего пода "соревнования", чтобы сравнить огневую мощь этих боевых машин. Кроме того, сообщил он, будут проведены испытания "умных бомб" иранского производства.
Согласно заявлению Хосейна Читфоруша, которое приводит иранское издание Press TV , на первой стадии учений, в четверг-пятницу, БПЛА и пилотируемые самолеты-разведчики производили аэрофотосъемку и вели наблюдение за воздушным пространством на всей территории Ирана. В этой фазе учений, по словам представителя иранской армии, также принимали участие самолеты-перехватчики и бомбардировщики ВВС Ирана.