Международные организации и органы. Международные организации и органы На какие контрольные списки можно ссылаться при осуществлении экспортного контроля
Эффективное партнерство с гражданским обществом
Гражданское общество и частный сектор могут внести ценный вклад в осуществление положений резолюции 1540 (2004). УВР ООН активно поощряет партнерство с представителями гражданского общества, частного сектора и промышленности в целях оказания поддержки национальным и международным усилиям по выполнению целей резолюции. В 2012 году УВР ООН в сотрудничестве с Германией организовало первую Конференцию международных, региональных и субрегиональных промышленных ассоциаций по резолюции 1540 (2004) Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, участие в которой приняли промышленные ассоциации и частные компании из ядерной, химической, биологической, финансовой, транспортной и аэрокосмической отраслей.
В январе 2013 года УВР ООН в сотрудничестве с Австрией провело первый Форум гражданского общества по резолюции 1540 (2004). Форум собрал 45 организаций гражданского общества, которые отражали широкую географию участников и включали представителей Азии, Ближнего Востока, Восточной и Западной Европы, Северной и Южной Америки, Северной и Южной Африки.
Целевой фонд для глобальной и региональной деятельности в области разоружения
В резолюции 1977 (2011) Совет рекомендовал государствам, которые в состоянии предоставить Управлению по вопросам разоружения ресурсы для оказания помощи государствам в осуществлении их обязательств по выполнению положений резолюции 1540 (2004), сделать это.
Управление Целевым фондом для глобальной и региональной деятельности в области разоружения осуществляет УВР ООН. Для поддержки деятельности УВР ООН, связанной с резолюцией 1540, Целевой фонд получает соответствующие добровольные взносы из Андорры, Казахстана, Новой Зеландии, Норвегии, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Соединенных Штатов Америки, а также Европейского союза и «Корпорации Карнеги».
Постоянная эффективная поддержка УВР ООН в осуществлении положений резолюции 1540 (2004) возможна только при условии щедрых добровольных взносов, к выплате которых призвал Совет Безопасности. Государства-члены могут воспользоваться возможностью предоставить добровольные финансовые взносы в Целевой фонд в качестве поощрения осуществления положений резолюции 1540 (2004).
вновь подтверждая в этой связи заявление своего Председателя, принятое на заседании Совета на уровне глав государств и правительств 31 января 1992 года (S/23500), в том числе необходимость того, чтобы все государства-члены выполняли свои обязательства в области контроля над вооружениями и разоружения, и по предотвращению распространения во всех его аспектах всех видов оружия массового уничтожения, постановляет учредить, в соответствии с правилом 28 своих временных правил процедуры, на период продолжительностью не более двух лет комитет Совета Безопасности в составе всех членов Совета, который будет привлекать по мере необходимости других экспертов, представлять Совету Безопасности для его рассмотрения доклад о выполнении настоящей резолюции и с этой целью призывает государства представить не позднее чем через шесть месяцев с момента принятия настоящей резолюции Комитету первый доклад о шагах, которые они предприняли или предполагают предпринять для выполнения настоящей резолюции;5. постановляет , что никакие обязательства по настоящей резолюции не должны толковаться как противоречащие или изменяющие права и обязательства государств - участников Договора о нераспространении ядерного оружия , Конвенции о запрещении химического оружия и Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия , или меняющие сферу ответственности Международного агентства по атомной энергии или Организации по запрещению химического оружия;
6. признает практическую значимость для выполнения настоящей резолюции эффективных национальных контрольных списков и призывает все государства-члены, в случае необходимости, стремиться к скорейшей разработке таких списков;
7. признает , что некоторым государствам может потребоваться содействие в выполнении положений настоящей резолюции на их территории, и предлагает государствам, располагающим такими возможностями, оказывать надлежащее содействие в ответ на конкретные запросы от государств, в которых отсутствует правовая и нормативная инфраструктура, опыт и/или ресурсы для выполнения вышеупомянутых положений;
8. призывает все государства:
A) способствовать всеобщему принятию, полному выполнению и, в случае необходимости, укреплению многосторонних договоров, участниками которых они являются, нацеленных на предотвращение распространения ядерного, биологического или химического оружия;
B) принимать на национальном уровне, где это еще не сделано, правила и нормативные акты, обеспечивающие соблюдение обязательств по ключевым многосторонним договорам в области нераспространения;
C) подтвердить и реализовывать на практике свою приверженность делу многостороннего сотрудничества, в частности в рамках Международного агентства по атомной энергии, Организации по запрещению химического оружия и Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении , являющихся важными средствами продвижения и достижения их общих целей в области нераспространения и содействия международному сотрудничеству в мирных целях;
D) разработать надлежащие методы работы с промышленными и общественными кругами и их информирования относительно обязательств, вытекающих из таких законов;
9. призывает все государства содействовать диалогу и сотрудничеству в области нераспространения с тем, чтобы противостоять угрозе распространения ядерного, химического или биологического оружия и средств его доставки;
10. призывает далее все государства в целях противодействия этой угрозе в соответствии с их национальными системами правового регулирования и законодательством и в соответствии с международным правом предпринимать совместные действия для предотвращения незаконного оборота ядерного, химического или биологического оружия, средств его доставки и относящихся к ним материалов;
11. выражает свое намерение тщательно следить за ходом выполнения настоящей резолюции и принимать на надлежащем уровне дальнейшие решения, которые могут потребоваться для этой цели;
12. постановляет продолжать заниматься этим вопросом.
__________
* Определения только для целей настоящей резолюции:
Средства доставки:
ракеты и другие беспилотные системы, способные доставлять ядерное, химическое или биологическое оружие, которые специально разработаны для такого применения.
Негосударственный субъект:
физическое лицо или организация, не имеющие законных полномочий от какого-либо государства на осуществление деятельности, подпадающей под действие настоящей резолюции.
Материалы, относящиеся к ядерному, химическому и биологическому оружию и средствам его доставки
: материалы, оборудование и технологии, подпадающие под действие соответствующих многосторонних договоров и договоренностей или включенные в национальные контрольные списки, которые могут быть использованы для проектирования, разработки, производства или применения ядерного, химического и биологического оружия и средств его доставки.
(справка)
16-01-2014
Резолюция 1540 СБ ООН от 28 апреля 2004 г. (принята при соавторстве России) – юридически обязывающее решение Совета Безопасности по нераспространению. Основная цель резолюции – создать на национальном уровне эффективные барьеры, предотвращающие попадание ОМУ и средств его доставки в руки негосударственных субъектов, в особенности террористов. Резолюция содержит перечень комплексных мер, которые должны быть осуществлены всеми государствами ООН по укреплению национальной законодательной базы и правоприменительной практики в целях эффективного противодействия распространению ОМУ и средств его доставки.
Резолюция также способствует координации нераспространенческих усилий на региональном и международном уровнях, включая предоставление содействия нуждающимся государствам со стороны тех стран, которые располагают соответствующими возможностями. В документе указывается, что осуществление этих мер не должно препятствовать научно-техническому сотрудничеству в мирных целях.
Для реализации резолюции создан вспомогательный орган СБ ООН -Комитет 1540. В его состав входят члены СБ ООН (по состоянию на 1 января 2014 г.: Австралия, Азербайджан, Аргентина, Великобритания, Гватемала, Китай, Люксембург, Марокко, Пакистан, Республика Корея, Россия, Руанда, США, Того, Франция). Решения в Комитете принимаются на основе консенсуса или выносятся на отдельное рассмотрение Совбеза. Председателем Комитета с сентября 2013 г. является постпред Республики Корея в ООН О Чжун.
Дополнительная резолюция 1810 СБ ООН (2008 г.) призывает государства на добровольной основе подготовить и представить Комитету планы действий с указанием своих приоритетов в контексте выполнения резолюции 1540, а также информировать Комитет о сферах, в которых они могут оказать содействие другим государствам.
Техническая резолюция 1977 СБ ООН (2011 г.) продлила мандат Комитета 1540 на 10 лет, предусмотрев периодические обзоры его работы, а также подготовку ежегодных докладов. Также были образованы Группа экспертов и пост координатора. Принципы работы экспертов закреплены в рекомендациях Совету Безопасности (утверждены Комитетом 1540 в январе 2012 г.). В Группе экспертов работает и российский представитель.
Предусматривается подготовка национальных докладов о выполнении резолюции 1540, а также предоставление дополнительной информации. По состоянию на 1 января 2014 г., первоначальные национальные доклады о выполнении резолюции направило 171 государство (в группе «должников» – 22 страны, в основном африканские).
Комитетом 1540 готовятся обобщающие доклады с анализом выполнения положений резолюции. Подготовлено три таких доклада – в 2006, 2008 и 2011 гг., фиксирующих как значительный прогресс в деле имплементации резолюции на национальном уроне, так и сохраняющиеся «узкие места». Помимо масштабности поставленных задач и нехватки у многих стран ресурсов, опыта и знаний в данной сфере, сказывается недостаточное понимание важности выполнения резолюции теми государствами, которые не располагают ОМУ-материалами и потенциалом по их производству. У ряда развивающихся стран сохраняются опасения, что данное решение СБ ООН может быть использовано для ограничения их доступа к передовым технологиям.
Тематика резолюции 1540 приобретает все большее звучание в различных форматах (ОБСЕ, ЕС, АСЕАН, «Группа восьми» и др.). Выдвигаются различные идеи, нацеленные на повышение практического вклада той или иной структуры в процесс имплементации резолюции.
27 сентября 2013 г. СБ ООН единогласно принял резолюцию 2118 по химическому оружию в Сирии. Документ подчеркивает, наряду с прочим, необходимость обеспечить безусловное выполнение резолюции 1540 и тщательно расследовать все случаи ее нарушения, в том числе факты содействия негосударственным субъектам в получении доступа к ОМУ.
В русле российских усилий по имплементации Резолюции 1540 в 2013 г. состоялся ряд мероприятий: семинар по резолюции 1540 для стран СНГ (Минск, январь), XII встреча руководителей правоохранительных органов и спецслужб по противодействию терроризму с участием председателя Комитета 1540 (Казань, июнь), семинар по резолюции 1540 (Киев, ноябрь). Проблематика резолюции обсуждалась на Межпарламентской ассамблее СНГ (Санкт-Петербург, ноябрь 2013 г.).
Департамент по вопросам
безопасности и разоружения
МИД России
28 апреля 2004 года Совет Безопасности Организации Объединенных Наций в соответствии с единогласно принял , в которой подтверждено, что распространение ядерного, химического и биологического оружия, а также средств его доставки представляет угрозу для международного мира и безопасности. В соответствии с резолюцией все государства обязаны, в частности, воздерживаться от оказания в любой форме поддержки негосударственным субъектам, которые пытаются разрабатывать, приобретать, производить, обладать, перевозить, передавать или применять ядерное, химическое или биологическое оружие и средства его доставки.
Резолюция 1540 (2004) налагает на все государства обязательства в отношении принятия законодательства в целях предотвращения распространения ядерного, химического и биологического оружия и средств его доставки и предусматривает установление надлежащего национального контроля над относящимися к ним материалами в целях предотвращения их незаконного оборота. В ней также содержится призыв к расширению масштабов международного сотрудничества в контексте таких усилий. В резолюции заявлено о поддержке многосторонних договоров, нацеленных на ликвидацию или предотвращение распространения оружия массового уничтожения и подтверждается важность того, чтобы все государства этих договоров в полной мере выполняли их; в ней подтверждено, что никакие обязательства по резолюции 1540 (2004) не должны толковаться как противоречащие или изменяющие права и обязательства государств - участников , и , или меняющие сферу ответственности и ОЗХО .
27 апреля 2006 года Совет Безопасности продлил срок действия мандата Комитета 1540 на двухлетний период в , в которой были подтверждены цели резолюции 1540 (2004) и говорилось о том, что Совет Безопасности заинтересован в активизации усилий Комитета по содействию полному выполнению этой резолюции.
25 апреля 2008 года Совет Безопасности принял , в которой он продлил мандат Комитета 1540 на трехлетний период, с дальнейшей поддержкой экспертов, до 25 апреля 2011 года. В резолюции 1810 (2008) Совет Безопасности настоятельно призвал Комитет 1540 продолжать укреплять его роль в содействии оказанию технической помощи, в том числе путем активного участия в подборе предложений и просьб об оказании помощи, тем самым повышая действенность и доступность такой помощи. Совет Безопасности также просил Комитет 1540 рассмотреть вопрос о всеобъемлющем обзоре хода осуществления резолюции 1540 (2004) . В рамках этого всеобъемлющего обзора Комитет 1540 постановил провести открытое совещание с широким числом участников от и соответствующих международных организаций. Открытое совещание состоялось в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций в период с 30 сентября по 2 октября 2009 года, и его заключительный документ был опубликован на веб-сайте Комитета 1540.
20 апреля 2011 года Совет Безопасности принял , в которой он вновь подтвердил, что распространение ядерного, химического и биологического оружия, а также средств его доставки представляет собой угрозу для международного мира и безопасности, и продлил мандат Комитета 1540 на 10 лет - до 2021 года. Таким образом Совет Безопасности признал, что полное осуществление резолюции 1540 (2004) всеми государствами является долгосрочной задачей, которая потребует постоянных усилий на национальном, региональном и международном уровнях. В резолюции 1977 (2011) также предусмотрено проведение двух всеобъемлющих обзоров, одного - по истечении пяти лет и одного - до продления действия мандата. Кроме этого, Комитет 1540 в соответствии с резолюцией 1977 (2011) должен продолжать укреплять свою роль в содействии оказанию технической помощи и активизировать сотрудничество с соответствующими международными организациями. Комитет также должен продолжать совершенствовать его информационно-просветительские усилия и продолжать принимать меры по обеспечению транспарентности. 29 июня 2012 года Совет Безопасности принял , которая расширила состав группы экспертов в поддержку работы Комитета 1540 до девяти (9) экспертов.
15 декабря 2016 года, после представления Совету Безопасности доклада о всеобъемлющем обзоре, проведенном в 2016 году, была единогласно принята резолюция . В этой резолюции были подтверждены обязанности, зафиксированные в резолюции . В указанной резолюции, в частности, ко всем государствам был обращен призыв активизировать свои усилия по достижению полного осуществления резолюции , уделяя особое внимание, когда и где это уместно, тем областям, в которых необходимо принять меры и повысить их эффективность.
Следующий всеобъемлющий обзор должен быть проведен к 25 апреля 2021 года, когда истекает срок действия мандата Комитета 1540.
Значимую роль в процессе противодействия преступности играет деятельность различных международных организаций и органов (ООН, Шанхайская организация сотрудничества, Интерпол, органы международной уголовной юстиции и др.). Основными источниками их функционирования являются учредительные документы (например, Устав Интерпола, Римский статут МУС).
Организация Объединенных Наций
В рамках ООН основные вопросы сотрудничества государств в борьбе с преступностью рассматриваются на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН, кроме того, данной темой занимаются также Совет Безопасности ООН и Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС). При этом необходимо заметить, что борьба с преступностью является задачей прежде всего компетентных органов суверенных государств, в то время как ООН выступает неким координатором деятельности государств в мировых масштабах, т.е. на международном уровне, оказывая содействие их сотрудничеству для большей его результативности.
В 1992 г. в качестве вспомогательного функционального органа ЭКОСОС была создана Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию , заменившая действовавший с 1950 г. Комитет по предупреждению преступности и борьбе с ней. Комиссия содействует реализации принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1991 г. Программы ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию .
Комиссия координирует и способствует сотрудничеству государств в противодействии таким видам преступлений, как легализация доходов, полученных преступным путем, похищение и торговля людьми, коррупция; исследует новые тенденции в области транснациональной организованной преступности.
С 1992 г. Комиссия проводит сессии один раз в год в Вене. На 20-й сессии, которая проходила в апреле 2011 г., ее участники обсудили масштабы проблем противоправного использования новых технологий для надругательства над детьми и их эксплуатации, провели обзор ситуации с осуществлением международных документов по предупреждению терроризма, обменялись опытом по устранению угроз, создаваемых транснациональной организованной преступностью, коррупцией и незаконным оборотом оружия.
В задачи Комиссии входит также определение круга вопросов, которые целесообразно выносить на обсуждение государств в рамках созываемого раз в пять лет Конгресса ООН но предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. На XII Конгрессе, прошедшем 12-19апреля 2010 г. в Бразилии, был принят проект Салвадорской декларации, отражающей основные современные подходы государств к противодействию преступности.
Важную роль в деле противодействия преступности играет Управление ООН по наркотикам и преступности (ЮНОДК), оказывающее помощь государствам-членам в обеспечении противодействия угрозам, связанным с транснациональной организованной преступностью, коррупцией и терроризмом, а также предупреждения преступности и укрепления уголовного правосудия.
С помощью своих программ по наркотикам ЮНОДК обеспечивает руководство всей деятельностью ООН по контролю над наркотиками. Оно помогает предотвращать события, способные усугубить проблему производства и контрабанды наркотиков и наркомании; содействует правительствам в создании структур и стратегий контроля над наркотиками; оказывает техническую помощь в контроле над наркотиками; способствует выполнению договоров в этой сфере и функционирует в качестве мирового центра экспертизы и хранилища данных . ЮНОДК включает Программу Организации Объединенных Наций по международному контролю над наркотиками (ЮНДКП) и Центр по международному предупреждению преступности (ЦМПП).
В настоящее время, как уже отмечалось, ЮНОДК осуществляет: Всемирную программу борьбы с коррупцией, Глобальную инициативу ООН по борьбе с торговлей людьми, Глобальную программу против терроризма, Глобальную программу против отмывания денег, Глобальные исследования по организованной преступности .
Управление тесно сотрудничает с Межрегиональным научно-исследовательским институтом ООН по вопросам преступности и правосудия (ЮНИКРИ).
Существенный вклад в борьбу с терроризмом вносят структурные органы, созданные при Совете Безопасности ООН.
Комитет по санкциям против "Аль-Каиды" и "Талибана" был учрежден Советом Безопасности 15 октября 1999 г. для целей надзора за осуществлением санкций в отношении Афганистана, находящегося под контролем "Талибана", в связи с поддержкой им Усамы бен Ладена.
Контртеррористический комитет (КТК) был учрежден резолюцией 1373 (2001) Совета Безопасности ООН, принятой единогласно 28 сентября 2001 г., сразу после террористических нападений 11 сентября в США.
Перед Комитетом, в состав которого вошли все 15 членов Совета Безопасности ООН, была поставлена задача по контролю за осуществлением резолюции 1373 (2001), в которой странам предлагается осуществить ряд мер, направленных на укрепление их правовых и институциональных возможностей в области борьбы с терроризмом у себя дома, в своих регионах и во всем мире.
Комитет 1540 (но контролю за нераспространением оружия массового уничтожения) представляет собой вспомогательный орган Совета Безопасности ООН, состоящий из 15 государств-членов, входящих на данный момент в состав Совета Безопасности. Мандат и круг ведения Комитета вытекают из резолюции 1540 (2004) и последующих резолюций 1673 (2006) и 1810 (2008) и программ работы, представляемых Председателю Совета Безопасности ООН Председателем Комитета 1540.
Рабочая группа создана в соответствии с резолюцией 1566 (2004) Совета Безопасности ООН для рассмотрения и представления Совету рекомендаций относительно практических мер, которые будут применяться к отдельным лицам, группам или организациям, вовлеченным в террористическую деятельность или причастным к ней, помимо тех, которые указаны Комитетом по санкциям в отношении "Аль-Каиды" и движения "Талибан" .
Помимо специализированных международных организаций ООН по вопросам противодействия преступности и уголовного правосудия вклад в обеспечение межгосударственного сотрудничества в сфере противодействия преступности вносят ИМО, ИКАО, МАГАТЭ, МОТ, ЮНЕСКО. К примеру, ИМО приняла большинство рекомендаций в области противодействия незаконному обороту наркотиков на море, предотвращения использованию судов для контрабанды и необоснованного задержания или конфискации судов. В рамках ИМО в 1997 г. были разработаны руководящие принципы для предотвращения и пресечения контрабанды наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров на судах, запятых в международной морской перевозке. ИКАО подготовила Конвенцию о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения, которая была принята в 1991 г. и подписана 79 государствами. Помимо ИКАО борьбой с международной преступностью занимаются и другие специализированные учреждения ООН, равно как и многие межправительственные и неправительственные организации.
- Таежный чай: состав, показания и условия хранения сбора Таежный чай
- Какое мясо самое полезное для человека?
- Приметы на благовещение пресвятой богородицы, а также обряды и запреты Благовещение обычаи и приметы что можно делать
- Сбор грибов: общие правила и советы начинающему грибнику Сон грибы собирать в лесу