Международное сотрудничество в деятельности прокуратуры. Международное культурное сотрудничество
Тема 12. Работа органов прокуратуры с предложениями, заявлениями и жалобами граждан.
После прохождения всех инстанций, когда в удовлетворении жалобы заявителю отказано или если решение по жалобе его не устраивает, или ответ в течение месяца со дня ее подачи вовсе не получен, что должно быть документально подтверждено, заявитель вправе обратиться с жалобой в прокуратуру или суд.
Особой инстанцией, точнее, целой структурой государственных органов, специально созданных для обеспечения законности и правопорядка и не входящих в структуру организации, допустившей нарушение прав и свобод человека и гражданина, является прокуратура. В прокуратуру можно и нужно обращаться на любом этапе борьбы с чиновничьим произволом.
Порядок организации работы в органах прокуратуры с жалобами и заявлениями граждан установлен в соответствии с законом «О прокуратуре» и законом «О порядке рассмотрения обращений граждан» (2006г.)
Работа по рассмотрению обращений граждан является составной частью правозащитной функции прокуратуры. Она должна быть подчинена решению задач по охране прав и свобод человека и гражданина, укреплению законности и правопорядка. Каждое обращение должно быть своевременно, объективно и окончательно разрешено в той прокуратуре, к компетенции которой относится решение вопроса. К рассмотрению принимаются заявления; жалобы, запросы (обращения), содержащие сведения о нарушениях законодательства, охраняемых законом прав, свобод человека и гражданина, интересов общества и государства, полученные на личном приеме, по почте, факсимильной связи, телеграфом. Заявления и сообщения о любом совершенном или подготовляемом преступлении рассматриваются в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством.
Ответственность за организацию работы с обращениями граждан возлагается Инструкцией на соответствующее уполномоченное лицо. Таковыми по Инструкции являются: заместители Генерального прокурора РФ, начальники управлений и отделов (на правах управлений) Генеральной прокуратуры РФ, прокуроров субъектов РФ, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуроров, прокуроров городов, районов, военных, иных специализированных прокуроров и их заместителей.
Международное сотрудничество прокуратуры РФ предусмотрено в ст. 2 Закона о прокуратуре РФ.
Международно – правовое сотрудничество органов прокуратуры РФ можно рассматривать как вид деятельности, предусмотренный и урегулированный нормами международного и российского права, осуществляемый для достижения целей и задач прокуратуры по обеспечению верховенства закона, защиты прав и свобод человека и гражданина, национальных интересов и безопасности России.
Предметом международно – правового сотрудничества прокуратуры с соответствующими и иными структурами других государств, а также со специализированными международными организациями является:
А) защита прав и свобод человека и гражданина;
Б) борьба с организованной, в том числе международной, и иной преступностью, с иными правонарушениями;
В) возмещение причиненного преступлениями ущерба;
Г) исполнение уголовных наказаний, судебных решений по гражданским и арбитражным делам;
Д) взаимное оказание правовой помощи по уголовным делам путем проведения проверочных, следственных и иных действий, а также по гражданским и семейным делам;
Е) выявление и расследование транснациональных и иных преступлений, розыск скрывающихся преступников, обеспечение выдачи (экстрадиции) преступников в целях их привлечения к ответственности;
Ж) предотвращение, пресечение «отмывание» преступно нажитых денежный и других средств, проникновение в экономику преступно нажитых капиталов, а также других форм преступного предпринимательства;
З) выполнение запросов об оказании правовой помощи по уголовным делам посредством выполнения следственных действий;
И) совершенствование международно-правовой регламентации, сближение национальных законодательств(особенно в рамках региональных союзных структур, например СНГ, Союза Россия- Беларусь, Шанхайской организации сотрудничества - ШОС, Европейского Союза-ЕС и др.) в сфере борьбы с преступлениями и иными правонарушениями.
В процессе международно-правового сотрудничества органы прокуратуры руководствуются такими принципами, как:
1) уважение суверенитета сотрудничающих государств, неукоснительное соблюдение национального законодательства и норм международного права;
2) всемерное расширение и углубление сотрудничества и доверия между правоохранительными и иными государственными органами взаимодействующих стран;
3) приоритет защиты прав и свобод граждан сотрудничающих стран, а также общепризнанных норм международного права;
4) равноправие сторон.
Полномочия органов прокуратуры по осуществлению международного сотрудничества определяются международными договорами, а также национальным законодательством, включая УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ, и другие законы.
Формами международного сотрудничества прокуратуры РФ являются:
1) участие в разработке международных договоров;
2) непосредственное осуществление международных договоров о взаимной правовой помощи по уголовным, гражданским, семейным и иным делам;
3) заключение и осуществление соглашений о правовой помощи и сотрудничества между прокуратурами различных государств;
4) сотрудничество прокуратур через межгосударственные органы.
Прокуратура РФ тесно сотрудничает с рядом специализированных международных организаций, является их членом (международной ассоциации прокуроров- МАП, координационным советом генеральных прокуроров стран СНГ, консультативного совета европейских прокуроров).
В данной главе автор рассматривает основные направления международного культурного сотрудничества России с зарубежными странами с точки зрения современной ситуации. Общемировые процессы неуклонно влияют на развития культуры России, активное участие ее в развитии мировой культуры позволяет «сгладить» переходы, выработать концепции всемирного развития, что позволит России достичь высшей степени развития культуры, сохраняя при этом ее уникальность.
Необходимо выявить, по средствам каких инструментов достигается международное культурное сотрудничество, каковы его результаты на сегодняшний и день, а так же каким образом оно влияет на развитие культуры в отдельном регионе нашей страны.
Понятие международного культурного сотрудничества. Международные организации
В данном параграфе автор рассмотрит основные понятия по заявленной теме с целью проведения качественного анализа по результатам исследования. Автор так же рассмотрит систему международных организаций и место России среди них.
Международные отношения -- это совокупность экономических, политических, правовых, идеологических, дипломатических, военных, культурных и других связей и взаимоотношений между субъектами, действующими на мировой арене.
Главной особенностью международных отношений является отсутствие в них единого, центрального ядра власти и управления. Они строятся на принципе полицентризма и полииерархии. Поэтому в международных отношениях большую роль играют стихийные процессы и субъективные факторы. Международные отношения выступают тем пространством, на котором сталкиваются и взаимодействуют на разном уровне - глобальном, региональном, многостороннем и двустороннем - различные силы: государственные, военные, экономические, политические, общественные и интеллектуальные.
Все международные отношения можно подразделить на два основных типа: отношения соперничества и отношения сотрудничества.
Международная или мировая политика является ядром международных отношений. Мировой политикой называют процессы выработки, принятия и реализации решений, затрагивающих жизнь мирового сообщества.
В современной мировой политике действует огромное количество различных участников. Но до сих пор преобладающим остаётся взгляд, что основными субъектами мировой политики являются государства и группы (союзы) государств.
Однако сегодня обозначилась объективная тенденция расширения участников международных отношений. Всё более важными субъектами в международных отношениях становятся международные организации. Они обычно разделяются на межгосударственные или межправительственные и неправительственные организации.
Межгосударственные организации являются стабильными объединениями государств, основанными на договорах, обладают определённой согласованной компетенцией и постоянными органами.
Сложность межгосударственных отношений в политической сфере, потребность регулировать международную жизнь привели к созданию неправительственных организаций. Неправительственные организации имеют более сложную структуру, чем межгосударственные. Они могут быть и чисто неправительственными, а могут иметь смешанный характер, то есть включать и правительственные структуры, и общественные организации, и даже индивидуальных членов.
Как субъекты международных отношений международные организации могут вступать в межгосударственные отношения от своего собственного имени и в то же время от имени всех государств, входящих в них. Число международных организаций постоянно растёт. Международные организации охватывают самые разные аспекты международных отношений. Они создаются в экономической, политической, культурной, национальной областях, имеют определённые особенности и специфику. В качестве примера различных международных организаций можно привести:
региональные организации, такие как:
· Ассоциация Государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС, Общий рынок), Лига Арабских Государств (ЛАГ) и т. д.;
· организации экономического характера, охватывающие сферу финансов, торговли и так далее, например: Международная Торговая Палата (МТП), Международный Валютный Фонд (МВФ), МБРР;
· организации в области отдельных отраслей мирового хозяйства, например: Международное Энергетическое Агентство (МЭА), Международное Агентство по Атомной Энергии (МАГАТЭ), Организация Стран Экспортеров Нефти (ОПЕК) и т. д.;
· политико-экономические организации, например: Организация Африканского Единства (ОАЕ);
· профессиональные организации: Международная Организация Журналистов (МОЖ); Международная Организация Криминальной Полиции (ИНТЕРПОЛ);
· демографические организации: Международная Демократическая Федерация Женщин (МДФЖ), Всемирная Ассоциация Молодежи (ВАМ);
· организации в области культуры и спорта: Международный олимпийский комитет (МОК), Организация Объединённых Наций по Вопросам Образования, Науки и Культуры (ЮНЕСКО);
· военные организации: Организация Северо-Атлантического Договора (НАТО), Тихоокеанский Пакт Безопасности (АН-ЗЮС);
· профсоюзные организации: Международная конфедерация свободных профсоюзов (МКСП), Всемирная конфедерация труда (ВКТ);
· различные организации в поддержку мира и солидарности: Всемирный Совет Мира (ВСМ), Пагуошское движение учёных, Международный Институт Мира;
· религиозные организации: Всемирный Совет Церквей (ВСЦ), Христианская Мирная Конференция (ХМК);
· Международный Красный Крест (МКК) -- организация, целью которой является помощь военнопленным, другим жертвам войны, катастроф и стихийных бедствий;
· экологические организации: Гринпис и др.
Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) была создана 16 ноября 1945 г. и ее Штаб-квартира располагается в Париже, Франция. Организация располагает 67 бюро и подразделениями, расположенными в различных частях мира.
Устав ЮНЕСКО был принят на Лондонской конференции в ноябре 1945 г. и он вступил в силу 4 ноября 1946 г. после сдачи на хранение актов о его принятии 20 подписавшими его государствами. В настоящее время членами Организации являются 188 государств.
Основная цель ЮНЕСКО заключается в том, чтобы содействовать укреплению мира и безопасности путем расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры в интересах обеспечения всеобщего уважения справедливости, законности и прав человека, а также основных свобод, провозглашенных в Уставе Организации Объединенных Наций, для всех народов без различия расы, пола, языка или религии.
Сотрудничество России с ЮНЕСКО охватывает самые широкие сферы.
21 апреля 1954 года СССР вступил в ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры). С декабря 1991 года Россия заняла место СССР в ЮНЕСКО как «государство-правопреемник».
Становление ЮНЕСКО проходило при активном участии СССР, хотя его формальное вступление в организацию состоялось лишь в 1954 году, когда Россия стала ее официальным членом. Штаб-квартира ЮНЕСКО располагается во Франции в Париже. В состав организации входит порядка 67 бюро и подразделений, которые располагаются во всех частях мира. В состав ЮНЕСКО официально входит 192 государства.
Основным органом, обеспечивающим участие государства в деятельности ЮНЕСКО, является Национальная комиссия. Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО была создана 21 августа 1992 года. В ее состав входят руководители министерств и ведомств, представители регионов, неправительственных организаций, видные российские ученые, деятели культуры и искусства - всего около 70 человек. Комиссия определяет базовые направления участия России в ЮНЕСКО. В сфере ее внимания и деятельности находятся все основные города и регионы России.
С момента вступления России в члены организации, Москва является неизменным членом Исполнительного совета ЮНЕСКО. Российские дипломаты входят в состав всех ключевых рабочих органов организации. Без участия наших представителей не обходится принятие практически ни одного важного решения. В 1993 году в Москве был подписан Меморандум о взаимодействии России с ЮНЕСКО, а годом позже в Москве открылось ее представительство.
Сотрудничество России с ЮНЕСКО охватывает самые широкие сферы - это совместная работа по защите российских памятников культурного наследия, работы в области информационных технологий, создание институтов соответствующего направления и многое другое.
ЮНЕСКО оказывает содействие российской стороне в реформе образования, законодательной деятельности, в области охраны культурного и природного наследия, в адаптации науки, образования и культуры к условиям рыночной экономики. В России осуществляются 13 культурных проектов ЮНЕСКО, что для нашей страны является крайне выгодным, как в финансовом, так и в культурном плане.
1. Международные отношения являются неотъемлемой частью развития как страны в целом, так и культуры в частности.
2. История отношений России с ЮНЕСКО подтверждает эффективность и перспективность сотрудничества с этой международной организацией, пользующейся большим авторитетом и уважением в нашей стране.
3. Членство в ЮНЕСКО позволяет России принимать непосредственное участие в развитии мировой культуры, а так же применять опыт мирового развития и по средствам мультипликации внедрять в его в нашей стране.
Во всем мире молодёжное сотрудничество — одно из важнейших направлений развития дружеских и партнерских отношений между государствами. Молодые люди мобильны, активны, быстрее адаптируются к изменяющимся условиям жизни, а кроме того, в массе свободны от влияния стереотипов, которыми отягощен жизненный опыт представителей старшего поколения. Им проще вне экономических, политических, социальных и иных интересов устанавливать связи со своими ровесниками, знакомиться с национальными традициями, обычаями, увлечениями, обмениваться опытом, реализовывать совместные проекты. Поэтому одним из приоритетных направлений молодёжной политики является вовлечение молодёжи в международные культурные, экономические, научные и образовательные процессы посредством постоянного развития программ международного молодежного сотрудничества, обменов в сфере работы с молодежью.
Сегодня в нашей стране международное сотрудничество в молодежной сфере реализуется на всех уровнях (федеральном, региональном, муниципальном) и в различных формах: двустороннее сотрудничество — с отдельными странами на основе межправительственных договоров; многостороннее сотрудничество с ООН, Советом Европы, СНГ, ШОС, БРИКС и др.
Основными руководящими и координирующими органами в области международного молодежного сотрудничества в РФ являются Министерство образования и науки РФ, Федеральное агентство по делам молодежи — Росмолодежь и Национальный Совет молодежных и детских объединений России . Все они работают в тесном сотрудничестве.
Национальный Совет молодёжных и детских объединений России, созданный в 1992 году (после распада СССР), принял на себя функции по координации взаимодействия общественных объединений с государственными органами и представлению молодежного неправительственного сектора РФ на международном уровне. Основной целью деятельности Национального Совета является объединение усилий молодёжных и детских объединений России для реализации их интересов, защиты прав молодежи и детей. Национальный Совет признан как субъект международного молодёжного сотрудничества и с 2001 года является членом Европейского молодежного форума — ведущей европейской молодежной организации, занимающейся вопросами молодёжной политики. Кроме того, Национальный Совет исполняет функции наблюдателя при Экономическом и Социальном Совете ООН, он партнер Совета Европы в реализации молодежных программ в России, участник Балтийского и Баренцева Евроарктического молодежного сотрудничества, учредитель Российско-Германского молодежного форума и Сети молодежных организаций Черноморского региона.
Кроме участия в реализации разнообразных по темам проектов и программ, в числе которых Международный молодёжный лагерь «Диалог», программа «Общественный дипломатический корпус», конкурс молодёжных проектов «Мы говорим на одном языке», Европейская молодёжная кампания «Все различны — все равны» (координатор), Национальный Совет создал и активно продвигает собственную многоуровневую систему подготовки, повышения квалификации и консультирования кадров для молодежной работы, основанную на существующем опыте и отработанных технологиях.
За более чем 20 лет деятельности была сформирована обширная учебно-методическая база материалов по молодёжной политике, международному сотрудничеству, молодёжной работе и другим темам. Долгое время они предоставлялись только для внутреннего пользования, но теперь они доступны всем — молодым политикам, специалистам по работе с молодёжью, лидерам и активистам общественных организаций, аспирантам и студентам и вообще всем интересующимся — на соответствующем разделе сайта организации.
Партнеры Национального Совета — Министерство образования и науки РФ, Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи, Федеральное агентство по делам молодёжи, Министерство иностранных дел РФ, Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, Россотрудничество, Фонд поддержки публичной дипломатии имени А. М. Горчакова, Общественная палата РФ, Фонд содействия развитию международного сотрудничества, а также членские организации Национального Совета молодёжных и детских объединений России.
Министерство образования и науки РФ осуществляет деятельность в области международного сотрудничества по двум направлениям. Первое и основное — содействие реализации государственной образовательной и научно-технической политики, масштабной интеграции России в мировое образовательное пространство; второе касается непосредственно молодежной политики и реализуется Департаментом международного сотрудничества в образовании и науке и Департаментом государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи. Значительную часть этой деятельности составляет сотрудничество с Советом Европы.
Основанный в 1949 году, Совет Европы является самой старой политической организацией Европы. В его состав входят 47 государств, включая Российскую Федерацию (вступила 28 февраля 1996 года). Политика молодежного развития является важнейшей частью миссии Совета Европы с момента его основания. Главный орган, реализующий молодежную политику Совета Европы, — Директорат по делам молодёжи и спорту , а также его уставные подразделения.
Важнейшую роль в реализации политики молодежного развития играют Европейские молодежные центры (EYCs) Совета Европы. Европейский молодежный центр в Страсбурге был открыт в 1972 году. Будапештский молодёжный центр — в 1995. Их цель — развитие партнерских взаимоотношений между молодежными организациями и молодёжными сетями Совета Европы, вовлечение молодежи в процесс обсуждения и создания молодёжной политики. В добавление к учебным сессиям Европейские молодёжные центры проводят симпозиумы и конференции раз или два в год, приглашая представителей разных общественных организаций, государственных структур, специалистов и исследователей в области молодёжи со всей Европы, для которых создается возможность встретиться и обсудить основные темы и проблемы. Важную роль для целей формирования и развития молодежной политики играет Европейская исследовательская сеть (объединяет национальные исследовательские центры, занимающиеся молодёжной проблематикой, различные научные организации, неправительственные молодёжные организации, правительственные органы). Созданный в 1994 г. Исследовательский и документационный союз директората по делам молодёжи и спорта координирует межнациональные исследовательские проекты. Это многоуровневые исследования, затрагивающие различные сферы жизни молодёжи (социальные, социально-экономические, социально-психологические, педагогические и др.). Ежегодно представляются отчеты по результатам исследований, проводится мониторинг молодежной политики на национальном уровне. Союз ежегодно проводит обучающие курсы специалистов в области молодежных исследований.
Большое внимание Совет Европы уделяет образовательным изданиям. Два раза в год выходит журнал «Coyote». Его целевая аудитория — специалисты, работающие с молодежью, тренеры, лидеры молодежных общественных организаций. Кроме того, Совет Европы издает журнал, посвященный детской и молодежной политике «Forum 21» (с июня 2011 г. только в электронном варианте). Выпускается также большое количество обучающих пособий, методических материалов, информационных бюллетеней.
Сотрудничество в сфере молодежной политики между Советом Европы и государственными органами, ответственными за реализацию молодежной политики в Российской Федерации, начало осуществляться с 1992 года (еще до принятия России в СЕ). Основными направлениями этого сотрудничества были поддержка развития молодёжной политики, оказание помощи неправительственным молодежным организациям в реализации взаимодействия между ними и государственными структурами. Продвижение межкультурного диалога осуществлялось через участие в отдельных мероприятиях, а с 2003 по 2006 г. в рамках совместного плана мероприятий.
В 2006 г. был дан старт реализации Рамочных программ сотрудничества в сфере молодежной политики между Советом Европы и РФ.
В 2013 году Молодежный Департамент Совета Европы и Министерство образования и науки Российской Федерации разработали и подписали очередную Рамочную Программу сотрудничества в области молодежной политики на 2014—2018 годы. Одним из приоритетных направлений Рамочной Программы является повышение качества работы с молодежью и неформального образования, а также содействие организации тренингов по работе с молодёжью. Рамочная программа исходит из потребностей и инициатив российской стороны, основывается на проблематике, в которой Совет Европы имеет соответствующий опыт, поддерживает сотрудничество с другими партнерами, реализующими аналогичные задачи, определяет приоритет реализации долгосрочных проектов и системных решений. Тогда же был создан новый орган — Управляющий комитет (Managing Committee) Партнерства. В него вошли представители Министерства образования и науки РФ, Министерства иностранных дел РФ, Росмолодежи, Россотрудничества, Национального Совета молодежных и детских объединений России, Молодёжного департамента Совета Европы, Директората демократической гражданственности и участия, Генерального директората по демократии и Совместного совета Совета Европы. Основной его функцией является разработка и исполнение Плана действий по реализации Рамочной программы, в который входят мероприятия по различным направлениям.
Российская Федерация была участником Европейской молодёжной кампании «Все различны — все равны» (2006—2007 гг.), которая подчеркнула важность межкультурного обучения и межкультурного диалога как инструмента борьбы с дискриминацией и отчуждением вместе с осознанием важности общественных и политических действий, направленных на продвижение прав человека, идей разнообразия и плюрализма. Позже (в 2013 г.) присоединилась к общеевропейской кампании «Движение против ненависти» (No Hate Speech Movement), направленной на борьбу с расизмом и дискриминацией при общении в сети Интернет и продвижение прав человека в онлайн пространстве. Язык вражды в Интернете стал основной формой нарушения прав человека, имеющей серьезные последствия как в виртуальной, так и в реальной жизни, поскольку с появлением социальных медиа информационный поток движется и распространяется гораздо быстрее, как и его агрессивный контент. «Движение против ненависти» является общеевропейской кампанией, разработанной молодёжью в Совете Европы для борьбы с этим явлением. Ограничение свободы слова или призывы хорошо относиться друг к другу в сети — не цель данной кампании. Она — о борьбе с ненавистью во всех её проявлениях, включая те, которые наиболее сильно затрагивают молодежь, как кибер-издевательство и кибер-ненависть. Кампания направлена на образование в области прав человека и содействует развитию медиа-грамотности. Она реализуется всеми странами-членами Совета Европы через организацию кампаний и мероприятий в каждой стране на национальном уровне. Для проведения образовательной работы в рамках кампании было разработано пособие «Bookmarks: противодействие языку вражды через образование в области прав человека». В РФ организацией-координатором данной кампании является Национальный Совет молодёжных и детских объединений России при поддержке Министерства образования и науки РФ.
В феврале этого года на площадке Министерства образования и науки Российской Федерации состоялось очередное заседание Управляющего комитета по вопросам сотрудничества между Российской Федерацией и Советом Европы в сфере молодёжной политики. Участники Комитета подвели итоги совместной работы в 2014 году и актуализировали план действий на 2015 год. Особо были отмечены реализованные в 2014 году совместные тренинги–семинары «50/50» для специалистов по работе с молодёжью из органов государственной власти Российской Федерации совместно с представителями молодёжных общественных организаций, а также состоявшийся в Страсбурге первый семинар «Память и уроки Второй мировой войны», посвящённый 70-летней годовщине окончания Второй мировой войны. Представителям Совета Европы рассказали о принятых Основах государственной молодёжной политики РФ до 2025 года.
Со стороны Совета Европы участниками встречи были представители Объединённого совета по делам молодёжи и члены Секретариата Совета Европы. Российскую Федерацию представляли Министерство образования и науки РФ, Федеральное агентство по делам молодёжи, Министерство иностранных дел и Национальный Совет молодёжных и детских объединений России.
Продолжение в следующем номере
Прокуратура, используя полномочия по взаимодействию с зарубежными странами, кроме обращений об оказании правовой помощи по уголовным делам вправе обращаться к компетентным органам сотрудничающих с Россией стран и по иным вопросам :
- о предоставлении сведений об установлении адресов, места работы и доходов лиц, к которым предъявлены имущественные требования в установленном законом порядке;
- о признании и исполнении судебных решений по гражданским делам и другим.
В феврале 2000 г. Европейская Комиссия по проблемам преступности Совета Европы разработала типовую форму запроса о правовой помощи, в соответствии с которой запрос должен содержать ряд обязательных требований, в том числе наименование запрашивающего государства и органа, дату запроса, предмет запроса и т.п. реквизиты, также может содержать просьбу к запрашиваемой стороне подтвердить получение запроса и сообщить дату, к которой можно ожидать ответы.
При оказании правовой помощи на основании Конвенции 1959 г. обращающемуся с просьбой иностранному государству может быть отказано , если:
- просьба касается преступления, которое запрашиваемая сторона считает политическим или связанным с политическим;
- запрашиваемая сторона считает, что выполнение просьбы может нанести ущерб суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим существенно важным интересам страны;
- преследование или исполнение решения по делу невозможно ввиду истечения срока давности в соответствии с законодательством Российской Федерации и иные случаи.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 25 октября 1999 г. № 190-ФЗ "О ратификации Европейской конвенции о выдаче, Дополнительного протокола и Второго дополнительного протокола к ней " Генеральная прокуратура РФ является органом Российской Федерации, к компетенции которого отнесено решение вопроса о выдаче . Указанным Федеральным законом, предусмотрена возможность судебного обжалования лицом решения компетентного органа о его выдаче иностранному государству. Данная новация, так же как возможность отказа в экстрадиции в связи с политическим характером преступления, по поводу которого поступил запрос, отличает Конвенцию 1957 г. от Минской конвенции 1993 г. и обязывает распространять содержащиеся в ратифицированной Конвенции стандарты на взаимоотношения со странами СНГ.
Указами Президента Российской Федерации (от 26 октября 2004 г. № 1362, от 18 декабря 2008 г. №№ 1799 и 1800, от 13 февраля 2012 г. № 180) Генеральная прокуратура Российской Федерации определена центральным органом по реализации положений о сотрудничестве по вопросам выдачи и правовой помощи по уголовным делам, содержащимся в Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г., Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 г., Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. и Конвенции Организации экономического сотрудничества и развития по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок от 21 ноября 1997 г.
Кроме того, Генеральная прокуратура Российской Федерации является компетентным органом по заключенной в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ) Конвенции о передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения (1997 г.).
В Генеральной прокуратуре РФ с 1996 г. функционирует международно-правовое управление (см. Положение о Главном управлении международно-правового сотрудничества, утвержденное Генпрокурором РФ 15.02.2007 г.), которое выполняет основную работу по всем направлениям международного сотрудничества прокуратуры РФ, включая вопросы экстрадиции.
Вместе с тем исполнение поручений об оказании правовой помощи, а также подготовка таких поручений для направления в иные страны возлагается на подразделения (отделы, управления) Генеральной прокуратуры РФ. Эти подразделения в пределах своей компетенции исполняют непосредственно поступившие поручения либо организуют такое исполнение нижестоящими прокурорами, органами МВД, ФСБ, иными правоохранительными органами, либо подготавливают поручения об оказании помощи.
В целях активизации международного сотрудничества с компетентными органами зарубежных государств по делам, находящимся в производстве центральных аппаратов следственных органов, а также по делам, получившим большой общественный резонанс, в сентябре 2010 г. в составе Главного управления международно-правового сотрудничества создан отдел международного сотрудничества по особо важным делам, а в марте 2011 г. в управлении правовой помощи Главного управления международно-правового сотрудничества - отдел правовой помощи и приграничного сотрудничества с государствами Восточной Азии (с дислокацией в г. Хабаровске).
Взаимодействие прокуратуры Российской Федерации в сферах обеспечения законности, и свобод человека, борьбы с преступностью с партнерами из стран СНГ осуществляется в рамках Координационного совета генеральных прокуроров государств - участников СНГ. С момента создания КСГП в декабре 1995 г. его Председателем постоянно избирается Генеральный прокурор Российской Федерации. На базе Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации функционирует научно-методический центр КСГП.
Руководство Генпрокуратуры России поддерживает тесные рабочие контакты с руководителями Совета Европы и его секретариата, в первую очередь, по вопросам прокурорской деятельности в области защиты прав человека и борьбы с преступностью.
Представители Генпрокуратуры России принимают деятельное участие в работе Консультативного совета европейских прокуроров (КСЕП), созданного в июле 2005 г. в качестве консультативного органа Комитета министров Совета Европы.
Руководители Генеральной прокуратуры Российской Федерации участвуют во встречах генеральных прокуроров Совета государств Балтийского моря. В ходе 15-й встречи (Стокгольм, 15 – 16 февраля 2012 г.) обсуждались вопросы совершенствования организации работы в рамках Совета, а также тема развития сотрудничества с использованием видеоконференцсвязи.
15 мая 2008 г. создана Объединенная коллегия Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, которая осуществляет координацию деятельности органов прокуратуры двух стран в сферах обеспечения законности и правопорядка, прав и свобод человека и гражданина, борьбы с преступностью.
Согласно ст. 2 ФЗ «О прокуратуре РФ «Генеральный прокурор РФ в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров РФ. Осуществляя взаимодействие и сотрудничество с органами прокуратуры зарубежных стран, международными организациями, прокуратура РФ в области предупреждения преступности и уголовного правосудия руководствуется нормами и стандартами ООН, международными конвенциями, договорами, соглашениями, межведомственными соглашениями и договорами. Международное сотрудничество необходимо для выявлений и предупреждений преступлений как на национальном, так и на международном уровне. Тем более что общепризнанные нормы международного права и международных договоров РФ являются составной частью ее правовой системы. Так, например, при рассмотрении дела в суде, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, применяются правила международного договора. Прокуратура часто сталкивается с рассмотрением уголовных дел, к которым причастны иностранные граждане, и при этом прокуратура руководствуется как российским законодательством, так и международными договорами. Согласно Таможенному кодексу РФ таможенные органы сотрудничают с таможенными органами иностранных государств. Документы, регламентирующие международное сотрудничество в борьбе с преступностью, можно классифицировать следующим образом:
1) договоры, конвенции, стандарты, соглашения на мировом уровне (Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания);
2) документы, которые регламентируют сотрудничество на региональном уровне (Европейская конвенция о борьбе с терроризмом, Соглашение СНГ о сотрудничестве в борьбе с преступлениями в сфере экономики);
3) документы, которые регламентируют сотрудничество двух и более сторон (Генеральная прокуратура заключила соглашения практически со всеми странами СНГ по вопросам возбуждения уголовных дел и процессе их расследования, содействие в розыске лиц, совершивших преступления, а также лиц, пропавших без вести, охраны окружающей среды, выдачи лиц, совершивших преступление, реабилитации незаконно осужденных и репрессированных лиц, восстановления их утраченных прав, возмещения материального и морального ущерба и др.
ООН, МИД РФ, Совет Европы, Генеральная прокуратура, МВД РФ, другие ведомства и министерства публикуют тексты названных документов, а также публикуют к ним комментарии. В соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 03.08.1998 № 50 «Об организации международного сотрудничества прокуратуры Российской Федерации» прокуроры должны проявлять инициативу в развитии международно-правовых отношений, вносить руководству Генеральной прокуратуры РФ предложения о постановке перед компетентными органами государственной власти и международными организациями актуальных вопросов по борьбе с преступностью. Исходя из координирующей роли прокуратуры в борьбе с преступностью, прокуроры должны принимать активное участие в международных совещаниях, конференциях, семинарах и других мероприятиях, проводимых международными организациями и правоохранительными структурами других государств по вопросам правового характера, имеющих международное значение, при этом добиваться формирования у участников объективных позиций и выводов о характере деятельности правоохранительных органов РФ и их роли в борьбе с преступностью, обеспечении законности, защите прав и свобод человека. Необходимо усилить прокурорский контроль за исполнением международных поручений о правовой помощи, регулярно обобщать практику исполнения органами прокуратуры международных договоров РФ. Уполномоченным прокурорским работникам следует повысить качество подготовки заключений по проектам международных договоров и соглашений, поступающих в Генеральную прокуратуру РФ, а также подготовки проектов таких актов в прокуратуре, не допускать формализма в этой работе, вносить конкретные предложения, с тем чтобы в международно-правовом переговорном процессе проводилась четкая линия на защиту и отстаивание интересов РФ, включение в проекты договоров и соглашений, оправдавших себя на практике положений и принципов российского законодательства. Особое внимание следует обращать на положительный опыт работы правоохранительных организаций других государств, который можно использовать в практической деятельности правоохранительных органов РФ, широко разъяснять отечественный опыт и методы борьбы с преступностью в России. В целях обеспечения комплексной проработки конкретных вопросов международного сотрудничества, подготовки и реализации международных правовых актов и программ, касающихся борьбы с преступностью, органы прокуратуры должны наладить постоянное взаимодействие с соответствующими подразделениями Министерства иностранных дел РФ, правоохранительных ведомств РФ, а также Исполнительного Секретариата и Межпарламентской Ассамблеи СНГ, советов правоохранительных ведомств государств СНГ. Органы прокуратуры должны установить тесный контакт и обмен информацией с Секретариатом Координационного совета генеральных прокуроров государств СНГ и Научно-методическим центром при этом Совете. Сотрудники Генеральной прокуратуры РФ и ее органов на местах должны регулярно анализировать и обобщать практику и эффективность международного сотрудничества и вносить руководству Генеральной прокуратуры РФ предложения о мерах по совершенствованию этой деятельности. Прокуроры субъектов РФ при решении практических вопросов сотрудничества и взаимодействия с правоохранительными органами других государств и международными организациями должны исходить из того, что все отношения с правоохранительными органами иностранных государств необходимо осуществлять через Генеральную прокуратуру РФ, если иной порядок прямо не установлен международными договорами РФ. Участие прокурорско-следственных работников в мероприятиях международного характера следует согласовывать с руководством Генеральной прокуратуры РФ и информировать об итогах их проведения. Положительный опыт международного сотрудничества прокуратуры и его конкретные результаты, эффективность взаимодействия правоохранительных органов в этом вопросе должны освещаться в печати и других средствах массовой информации.