Международное культурное сотрудничество. Международное сотрудничество Международное сотрудничество в деятельности прокуратуры
Прокуратура, используя полномочия по взаимодействию с зарубежными странами, кроме обращений об оказании правовой помощи по уголовным делам вправе обращаться к компетентным органам сотрудничающих с Россией стран и по иным вопросам :
- о предоставлении сведений об установлении адресов, места работы и доходов лиц, к которым предъявлены имущественные требования в установленном законом порядке;
- о признании и исполнении судебных решений по гражданским делам и другим.
В феврале 2000 г. Европейская Комиссия по проблемам преступности Совета Европы разработала типовую форму запроса о правовой помощи, в соответствии с которой запрос должен содержать ряд обязательных требований, в том числе наименование запрашивающего государства и органа, дату запроса, предмет запроса и т.п. реквизиты, также может содержать просьбу к запрашиваемой стороне подтвердить получение запроса и сообщить дату, к которой можно ожидать ответы.
При оказании правовой помощи на основании Конвенции 1959 г. обращающемуся с просьбой иностранному государству может быть отказано , если:
- просьба касается преступления, которое запрашиваемая сторона считает политическим или связанным с политическим;
- запрашиваемая сторона считает, что выполнение просьбы может нанести ущерб суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим существенно важным интересам страны;
- преследование или исполнение решения по делу невозможно ввиду истечения срока давности в соответствии с законодательством Российской Федерации и иные случаи.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 25 октября 1999 г. № 190-ФЗ "О ратификации Европейской конвенции о выдаче, Дополнительного протокола и Второго дополнительного протокола к ней " Генеральная прокуратура РФ является органом Российской Федерации, к компетенции которого отнесено решение вопроса о выдаче . Указанным Федеральным законом, предусмотрена возможность судебного обжалования лицом решения компетентного органа о его выдаче иностранному государству. Данная новация, так же как возможность отказа в экстрадиции в связи с политическим характером преступления, по поводу которого поступил запрос, отличает Конвенцию 1957 г. от Минской конвенции 1993 г. и обязывает распространять содержащиеся в ратифицированной Конвенции стандарты на взаимоотношения со странами СНГ.
Указами Президента Российской Федерации (от 26 октября 2004 г. № 1362, от 18 декабря 2008 г. №№ 1799 и 1800, от 13 февраля 2012 г. № 180) Генеральная прокуратура Российской Федерации определена центральным органом по реализации положений о сотрудничестве по вопросам выдачи и правовой помощи по уголовным делам, содержащимся в Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г., Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 г., Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. и Конвенции Организации экономического сотрудничества и развития по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок от 21 ноября 1997 г.
Кроме того, Генеральная прокуратура Российской Федерации является компетентным органом по заключенной в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ) Конвенции о передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения (1997 г.).
В Генеральной прокуратуре РФ с 1996 г. функционирует международно-правовое управление (см. Положение о Главном управлении международно-правового сотрудничества, утвержденное Генпрокурором РФ 15.02.2007 г.), которое выполняет основную работу по всем направлениям международного сотрудничества прокуратуры РФ, включая вопросы экстрадиции.
Вместе с тем исполнение поручений об оказании правовой помощи, а также подготовка таких поручений для направления в иные страны возлагается на подразделения (отделы, управления) Генеральной прокуратуры РФ. Эти подразделения в пределах своей компетенции исполняют непосредственно поступившие поручения либо организуют такое исполнение нижестоящими прокурорами, органами МВД, ФСБ, иными правоохранительными органами, либо подготавливают поручения об оказании помощи.
В целях активизации международного сотрудничества с компетентными органами зарубежных государств по делам, находящимся в производстве центральных аппаратов следственных органов, а также по делам, получившим большой общественный резонанс, в сентябре 2010 г. в составе Главного управления международно-правового сотрудничества создан отдел международного сотрудничества по особо важным делам, а в марте 2011 г. в управлении правовой помощи Главного управления международно-правового сотрудничества - отдел правовой помощи и приграничного сотрудничества с государствами Восточной Азии (с дислокацией в г. Хабаровске).
Взаимодействие прокуратуры Российской Федерации в сферах обеспечения законности, и свобод человека, борьбы с преступностью с партнерами из стран СНГ осуществляется в рамках Координационного совета генеральных прокуроров государств - участников СНГ. С момента создания КСГП в декабре 1995 г. его Председателем постоянно избирается Генеральный прокурор Российской Федерации. На базе Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации функционирует научно-методический центр КСГП.
Руководство Генпрокуратуры России поддерживает тесные рабочие контакты с руководителями Совета Европы и его секретариата, в первую очередь, по вопросам прокурорской деятельности в области защиты прав человека и борьбы с преступностью.
Представители Генпрокуратуры России принимают деятельное участие в работе Консультативного совета европейских прокуроров (КСЕП), созданного в июле 2005 г. в качестве консультативного органа Комитета министров Совета Европы.
Руководители Генеральной прокуратуры Российской Федерации участвуют во встречах генеральных прокуроров Совета государств Балтийского моря. В ходе 15-й встречи (Стокгольм, 15 – 16 февраля 2012 г.) обсуждались вопросы совершенствования организации работы в рамках Совета, а также тема развития сотрудничества с использованием видеоконференцсвязи.
15 мая 2008 г. создана Объединенная коллегия Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, которая осуществляет координацию деятельности органов прокуратуры двух стран в сферах обеспечения законности и правопорядка, прав и свобод человека и гражданина, борьбы с преступностью.
Во всем мире молодёжное сотрудничество — одно из важнейших направлений развития дружеских и партнерских отношений между государствами. Молодые люди мобильны, активны, быстрее адаптируются к изменяющимся условиям жизни, а кроме того, в массе свободны от влияния стереотипов, которыми отягощен жизненный опыт представителей старшего поколения. Им проще вне экономических, политических, социальных и иных интересов устанавливать связи со своими ровесниками, знакомиться с национальными традициями, обычаями, увлечениями, обмениваться опытом, реализовывать совместные проекты. Поэтому одним из приоритетных направлений молодёжной политики является вовлечение молодёжи в международные культурные, экономические, научные и образовательные процессы посредством постоянного развития программ международного молодежного сотрудничества, обменов в сфере работы с молодежью.
Сегодня в нашей стране международное сотрудничество в молодежной сфере реализуется на всех уровнях (федеральном, региональном, муниципальном) и в различных формах: двустороннее сотрудничество — с отдельными странами на основе межправительственных договоров; многостороннее сотрудничество с ООН, Советом Европы, СНГ, ШОС, БРИКС и др.
Основными руководящими и координирующими органами в области международного молодежного сотрудничества в РФ являются Министерство образования и науки РФ, Федеральное агентство по делам молодежи — Росмолодежь и Национальный Совет молодежных и детских объединений России . Все они работают в тесном сотрудничестве.
Национальный Совет молодёжных и детских объединений России, созданный в 1992 году (после распада СССР), принял на себя функции по координации взаимодействия общественных объединений с государственными органами и представлению молодежного неправительственного сектора РФ на международном уровне. Основной целью деятельности Национального Совета является объединение усилий молодёжных и детских объединений России для реализации их интересов, защиты прав молодежи и детей. Национальный Совет признан как субъект международного молодёжного сотрудничества и с 2001 года является членом Европейского молодежного форума — ведущей европейской молодежной организации, занимающейся вопросами молодёжной политики. Кроме того, Национальный Совет исполняет функции наблюдателя при Экономическом и Социальном Совете ООН, он партнер Совета Европы в реализации молодежных программ в России, участник Балтийского и Баренцева Евроарктического молодежного сотрудничества, учредитель Российско-Германского молодежного форума и Сети молодежных организаций Черноморского региона.
Кроме участия в реализации разнообразных по темам проектов и программ, в числе которых Международный молодёжный лагерь «Диалог», программа «Общественный дипломатический корпус», конкурс молодёжных проектов «Мы говорим на одном языке», Европейская молодёжная кампания «Все различны — все равны» (координатор), Национальный Совет создал и активно продвигает собственную многоуровневую систему подготовки, повышения квалификации и консультирования кадров для молодежной работы, основанную на существующем опыте и отработанных технологиях.
За более чем 20 лет деятельности была сформирована обширная учебно-методическая база материалов по молодёжной политике, международному сотрудничеству, молодёжной работе и другим темам. Долгое время они предоставлялись только для внутреннего пользования, но теперь они доступны всем — молодым политикам, специалистам по работе с молодёжью, лидерам и активистам общественных организаций, аспирантам и студентам и вообще всем интересующимся — на соответствующем разделе сайта организации.
Партнеры Национального Совета — Министерство образования и науки РФ, Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи, Федеральное агентство по делам молодёжи, Министерство иностранных дел РФ, Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, Россотрудничество, Фонд поддержки публичной дипломатии имени А. М. Горчакова, Общественная палата РФ, Фонд содействия развитию международного сотрудничества, а также членские организации Национального Совета молодёжных и детских объединений России.
Министерство образования и науки РФ осуществляет деятельность в области международного сотрудничества по двум направлениям. Первое и основное — содействие реализации государственной образовательной и научно-технической политики, масштабной интеграции России в мировое образовательное пространство; второе касается непосредственно молодежной политики и реализуется Департаментом международного сотрудничества в образовании и науке и Департаментом государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи. Значительную часть этой деятельности составляет сотрудничество с Советом Европы.
Основанный в 1949 году, Совет Европы является самой старой политической организацией Европы. В его состав входят 47 государств, включая Российскую Федерацию (вступила 28 февраля 1996 года). Политика молодежного развития является важнейшей частью миссии Совета Европы с момента его основания. Главный орган, реализующий молодежную политику Совета Европы, — Директорат по делам молодёжи и спорту , а также его уставные подразделения.
Важнейшую роль в реализации политики молодежного развития играют Европейские молодежные центры (EYCs) Совета Европы. Европейский молодежный центр в Страсбурге был открыт в 1972 году. Будапештский молодёжный центр — в 1995. Их цель — развитие партнерских взаимоотношений между молодежными организациями и молодёжными сетями Совета Европы, вовлечение молодежи в процесс обсуждения и создания молодёжной политики. В добавление к учебным сессиям Европейские молодёжные центры проводят симпозиумы и конференции раз или два в год, приглашая представителей разных общественных организаций, государственных структур, специалистов и исследователей в области молодёжи со всей Европы, для которых создается возможность встретиться и обсудить основные темы и проблемы. Важную роль для целей формирования и развития молодежной политики играет Европейская исследовательская сеть (объединяет национальные исследовательские центры, занимающиеся молодёжной проблематикой, различные научные организации, неправительственные молодёжные организации, правительственные органы). Созданный в 1994 г. Исследовательский и документационный союз директората по делам молодёжи и спорта координирует межнациональные исследовательские проекты. Это многоуровневые исследования, затрагивающие различные сферы жизни молодёжи (социальные, социально-экономические, социально-психологические, педагогические и др.). Ежегодно представляются отчеты по результатам исследований, проводится мониторинг молодежной политики на национальном уровне. Союз ежегодно проводит обучающие курсы специалистов в области молодежных исследований.
Большое внимание Совет Европы уделяет образовательным изданиям. Два раза в год выходит журнал «Coyote». Его целевая аудитория — специалисты, работающие с молодежью, тренеры, лидеры молодежных общественных организаций. Кроме того, Совет Европы издает журнал, посвященный детской и молодежной политике «Forum 21» (с июня 2011 г. только в электронном варианте). Выпускается также большое количество обучающих пособий, методических материалов, информационных бюллетеней.
Сотрудничество в сфере молодежной политики между Советом Европы и государственными органами, ответственными за реализацию молодежной политики в Российской Федерации, начало осуществляться с 1992 года (еще до принятия России в СЕ). Основными направлениями этого сотрудничества были поддержка развития молодёжной политики, оказание помощи неправительственным молодежным организациям в реализации взаимодействия между ними и государственными структурами. Продвижение межкультурного диалога осуществлялось через участие в отдельных мероприятиях, а с 2003 по 2006 г. в рамках совместного плана мероприятий.
В 2006 г. был дан старт реализации Рамочных программ сотрудничества в сфере молодежной политики между Советом Европы и РФ.
В 2013 году Молодежный Департамент Совета Европы и Министерство образования и науки Российской Федерации разработали и подписали очередную Рамочную Программу сотрудничества в области молодежной политики на 2014—2018 годы. Одним из приоритетных направлений Рамочной Программы является повышение качества работы с молодежью и неформального образования, а также содействие организации тренингов по работе с молодёжью. Рамочная программа исходит из потребностей и инициатив российской стороны, основывается на проблематике, в которой Совет Европы имеет соответствующий опыт, поддерживает сотрудничество с другими партнерами, реализующими аналогичные задачи, определяет приоритет реализации долгосрочных проектов и системных решений. Тогда же был создан новый орган — Управляющий комитет (Managing Committee) Партнерства. В него вошли представители Министерства образования и науки РФ, Министерства иностранных дел РФ, Росмолодежи, Россотрудничества, Национального Совета молодежных и детских объединений России, Молодёжного департамента Совета Европы, Директората демократической гражданственности и участия, Генерального директората по демократии и Совместного совета Совета Европы. Основной его функцией является разработка и исполнение Плана действий по реализации Рамочной программы, в который входят мероприятия по различным направлениям.
Российская Федерация была участником Европейской молодёжной кампании «Все различны — все равны» (2006—2007 гг.), которая подчеркнула важность межкультурного обучения и межкультурного диалога как инструмента борьбы с дискриминацией и отчуждением вместе с осознанием важности общественных и политических действий, направленных на продвижение прав человека, идей разнообразия и плюрализма. Позже (в 2013 г.) присоединилась к общеевропейской кампании «Движение против ненависти» (No Hate Speech Movement), направленной на борьбу с расизмом и дискриминацией при общении в сети Интернет и продвижение прав человека в онлайн пространстве. Язык вражды в Интернете стал основной формой нарушения прав человека, имеющей серьезные последствия как в виртуальной, так и в реальной жизни, поскольку с появлением социальных медиа информационный поток движется и распространяется гораздо быстрее, как и его агрессивный контент. «Движение против ненависти» является общеевропейской кампанией, разработанной молодёжью в Совете Европы для борьбы с этим явлением. Ограничение свободы слова или призывы хорошо относиться друг к другу в сети — не цель данной кампании. Она — о борьбе с ненавистью во всех её проявлениях, включая те, которые наиболее сильно затрагивают молодежь, как кибер-издевательство и кибер-ненависть. Кампания направлена на образование в области прав человека и содействует развитию медиа-грамотности. Она реализуется всеми странами-членами Совета Европы через организацию кампаний и мероприятий в каждой стране на национальном уровне. Для проведения образовательной работы в рамках кампании было разработано пособие «Bookmarks: противодействие языку вражды через образование в области прав человека». В РФ организацией-координатором данной кампании является Национальный Совет молодёжных и детских объединений России при поддержке Министерства образования и науки РФ.
В феврале этого года на площадке Министерства образования и науки Российской Федерации состоялось очередное заседание Управляющего комитета по вопросам сотрудничества между Российской Федерацией и Советом Европы в сфере молодёжной политики. Участники Комитета подвели итоги совместной работы в 2014 году и актуализировали план действий на 2015 год. Особо были отмечены реализованные в 2014 году совместные тренинги–семинары «50/50» для специалистов по работе с молодёжью из органов государственной власти Российской Федерации совместно с представителями молодёжных общественных организаций, а также состоявшийся в Страсбурге первый семинар «Память и уроки Второй мировой войны», посвящённый 70-летней годовщине окончания Второй мировой войны. Представителям Совета Европы рассказали о принятых Основах государственной молодёжной политики РФ до 2025 года.
Со стороны Совета Европы участниками встречи были представители Объединённого совета по делам молодёжи и члены Секретариата Совета Европы. Российскую Федерацию представляли Министерство образования и науки РФ, Федеральное агентство по делам молодёжи, Министерство иностранных дел и Национальный Совет молодёжных и детских объединений России.
Продолжение в следующем номере
Тема 12. Работа органов прокуратуры с предложениями, заявлениями и жалобами граждан.
После прохождения всех инстанций, когда в удовлетворении жалобы заявителю отказано или если решение по жалобе его не устраивает, или ответ в течение месяца со дня ее подачи вовсе не получен, что должно быть документально подтверждено, заявитель вправе обратиться с жалобой в прокуратуру или суд.
Особой инстанцией, точнее, целой структурой государственных органов, специально созданных для обеспечения законности и правопорядка и не входящих в структуру организации, допустившей нарушение прав и свобод человека и гражданина, является прокуратура. В прокуратуру можно и нужно обращаться на любом этапе борьбы с чиновничьим произволом.
Порядок организации работы в органах прокуратуры с жалобами и заявлениями граждан установлен в соответствии с законом «О прокуратуре» и законом «О порядке рассмотрения обращений граждан» (2006г.)
Работа по рассмотрению обращений граждан является составной частью правозащитной функции прокуратуры. Она должна быть подчинена решению задач по охране прав и свобод человека и гражданина, укреплению законности и правопорядка. Каждое обращение должно быть своевременно, объективно и окончательно разрешено в той прокуратуре, к компетенции которой относится решение вопроса. К рассмотрению принимаются заявления; жалобы, запросы (обращения), содержащие сведения о нарушениях законодательства, охраняемых законом прав, свобод человека и гражданина, интересов общества и государства, полученные на личном приеме, по почте, факсимильной связи, телеграфом. Заявления и сообщения о любом совершенном или подготовляемом преступлении рассматриваются в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством.
Ответственность за организацию работы с обращениями граждан возлагается Инструкцией на соответствующее уполномоченное лицо. Таковыми по Инструкции являются: заместители Генерального прокурора РФ, начальники управлений и отделов (на правах управлений) Генеральной прокуратуры РФ, прокуроров субъектов РФ, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуроров, прокуроров городов, районов, военных, иных специализированных прокуроров и их заместителей.
Международное сотрудничество прокуратуры РФ предусмотрено в ст. 2 Закона о прокуратуре РФ.
Международно – правовое сотрудничество органов прокуратуры РФ можно рассматривать как вид деятельности, предусмотренный и урегулированный нормами международного и российского права, осуществляемый для достижения целей и задач прокуратуры по обеспечению верховенства закона, защиты прав и свобод человека и гражданина, национальных интересов и безопасности России.
Предметом международно – правового сотрудничества прокуратуры с соответствующими и иными структурами других государств, а также со специализированными международными организациями является:
А) защита прав и свобод человека и гражданина;
Б) борьба с организованной, в том числе международной, и иной преступностью, с иными правонарушениями;
В) возмещение причиненного преступлениями ущерба;
Г) исполнение уголовных наказаний, судебных решений по гражданским и арбитражным делам;
Д) взаимное оказание правовой помощи по уголовным делам путем проведения проверочных, следственных и иных действий, а также по гражданским и семейным делам;
Е) выявление и расследование транснациональных и иных преступлений, розыск скрывающихся преступников, обеспечение выдачи (экстрадиции) преступников в целях их привлечения к ответственности;
Ж) предотвращение, пресечение «отмывание» преступно нажитых денежный и других средств, проникновение в экономику преступно нажитых капиталов, а также других форм преступного предпринимательства;
З) выполнение запросов об оказании правовой помощи по уголовным делам посредством выполнения следственных действий;
И) совершенствование международно-правовой регламентации, сближение национальных законодательств(особенно в рамках региональных союзных структур, например СНГ, Союза Россия- Беларусь, Шанхайской организации сотрудничества - ШОС, Европейского Союза-ЕС и др.) в сфере борьбы с преступлениями и иными правонарушениями.
В процессе международно-правового сотрудничества органы прокуратуры руководствуются такими принципами, как:
1) уважение суверенитета сотрудничающих государств, неукоснительное соблюдение национального законодательства и норм международного права;
2) всемерное расширение и углубление сотрудничества и доверия между правоохранительными и иными государственными органами взаимодействующих стран;
3) приоритет защиты прав и свобод граждан сотрудничающих стран, а также общепризнанных норм международного права;
4) равноправие сторон.
Полномочия органов прокуратуры по осуществлению международного сотрудничества определяются международными договорами, а также национальным законодательством, включая УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ, и другие законы.
Формами международного сотрудничества прокуратуры РФ являются:
1) участие в разработке международных договоров;
2) непосредственное осуществление международных договоров о взаимной правовой помощи по уголовным, гражданским, семейным и иным делам;
3) заключение и осуществление соглашений о правовой помощи и сотрудничества между прокуратурами различных государств;
4) сотрудничество прокуратур через межгосударственные органы.
Прокуратура РФ тесно сотрудничает с рядом специализированных международных организаций, является их членом (международной ассоциации прокуроров- МАП, координационным советом генеральных прокуроров стран СНГ, консультативного совета европейских прокуроров).
Последнее обновление: июль 2017
Сотрудничество с компетентными органами иностранных государств, а также с международными органами и организациями является одним из приоритетных направлений деятельности Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Для обеспечения этого важного направления в июне 2006 г. приказом Генерального прокурора Российской Федерации вместо Международно-правового управления было создано Главное управление международно-правового сотрудничества, в состав которого вошли управление экстрадиции, управление правовой помощи и управление международного права.
В целях повышения эффективности сотрудничества с компетентными органами зарубежных государств по делам, находящимся в производстве центральных аппаратов следственных органов, а также по делам, получившим большой общественный резонанс, в сентябре 2010 г. в составе Главного управления международно-правового сотрудничества создан отдел международного сотрудничества по особо важным делам (на правах управления). В марте 2011 г. в управлении правовой помощи Главного управления международно-правового сотрудничества образован отдел правовой помощи и приграничного сотрудничества с государствами Восточной Азии (с дислокацией в г. Хабаровске).
На сегодняшний день наиболее важное место в международной деятельности Генеральной прокуратуры Российской Федерации занимают вопросы взаимодействия с зарубежными партнерами в сфере уголовного судопроизводства. Это вопросы выдачи и оказания правовой помощи по уголовным делам, в том числе в области возврата из-за рубежа имущества, полученного в результате совершения преступлений.
В соответствии с международными договорами и российским законодательством Генеральная прокуратура Российской Федерации является компетентным органом Российской Федерации по вопросам выдачи и оказания правовой помощи по уголовным делам.
В частности, Указами Президента Российской Федерации (от 26 октября 2004 г. № 1362, от 18 декабря 2008 г. №№ 1799 и 1800, от 13 февраля 2012 г. № 180) Генеральная прокуратура Российской Федерации определена центральным органом по реализации положений о сотрудничестве по вопросам выдачи и правовой помощи по уголовным делам, содержащимся, соответственно, в Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г., Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 г., Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. и Конвенции Организации экономического сотрудничества и развития по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок от 21 ноября 1997 г.
В настоящее время Генеральная прокуратура Российской Федерации взаимодействует в сфере уголовного судопроизводства с партнерами из более чем 80 государств мира. Такое взаимодействие осуществляется на основе международных договоров или принципа взаимности, закрепленного в статьях 453, 457, 460, 462 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Генеральная прокуратура Российской Федерации является единственным компетентным органом Российской Федерации, который направляет в иностранные государства запросы о выдаче лиц для привлечения их к уголовной ответственности или исполнения приговоров, а также принимает решения по иностранным запросам о выдаче лиц из Российской Федерации.
Россия имеет специальные двусторонние и многосторонние международные договоры, регламентирующие вопросы выдачи , почти с 80 государствами (перечень этих договоров см. в разделе «Основные документы»). В частности, Россия является участником таких многосторонних договоров, как Европейская конвенция о выдаче 1957 г. с тремя дополнительными протоколами к ней 1975 и 1978 и 2012 гг., а также заключенной в рамках СНГ Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. с Протоколом к ней 1997 г.
У Российской Федерации имеются специальные двусторонние и многосторонние договоры о правовой помощи по уголовным делам более чем с 80 государствами (перечень этих договоров см. в разделе «Основные документы»). Так, Россия участвует в ряде многосторонних договоров в этой сфере: Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г. и Дополнительном протоколе к ней 1978 г., Европейской конвенции о передаче уголовного судопроизводства 1972 г., а также заключенной в рамках СНГ Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. с Протоколом к ней 1997 г.
Сотрудничество Генпрокуратуры России с компетентными органами иностранных государств в вопросах выдачи и оказания правовой помощи за последние годы развивается достаточно активно.
О масштабах этого сотрудничества говорит то, что ежегодно Генеральной прокуратурой Российской Федерации рассматривается более 10 тысяч материалов о выдаче, правовой помощи по уголовным делам, розыску и другим вопросам, отнесенным к компетенции Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сфере уголовного судопроизводства.
Наиболее эффективно сотрудничество складывается с компетентными органами Беларуси, Казахстана, Узбекистана, Германии, Испании, Сербии, Швейцарии.
Ежегодно Генеральной прокуратурой Российской Федерации в компетентные органы иностранных государств направляется около 400 запросов о выдаче лиц, а рассматривается свыше 1500 аналогичных иностранных запросов.
Расширяется география сотрудничества в сфере выдачи. Все чаще преступники пытаются скрыться от правосудия в государствах, с которыми у России нет договоров о выдаче. Однако в последние годы с некоторыми из таких стран (в частности, с Чили, Ганой, Камбоджей, Парагваем, Объединенными Арабскими Эмиратами, Таиландом) успешно решались вопросы передачи в Россию разыскиваемых лиц.
Ежегодно Генеральной прокуратурой Российской Федерации рассматривается более 6 тыс. запросов о правовой помощи по уголовным делам, как поступивших из-за рубежа, так и российских, предназначенных для направления в иностранные государства.
Эффективно используется институт передачи уголовного судопроизводства. В компетентные органы иностранных государств направляются ходатайства об осуществлении уголовного преследования иностранных граждан, совершивших преступления на территории России, а также рассматриваются ходатайства иностранных государств об осуществлении уголовного преследования российских граждан, совершивших преступления за рубежом.
Одним из важных направлений деятельности Генеральной прокуратуры России является сотрудничество с зарубежными коллегами в вопросах розыска, ареста, конфискации и возврата из-за рубежа похищенного имущества.
Благодаря сотрудничеству с зарубежными коллегами только из Швейцарии за последние несколько лет российским компаниям были возвращены свыше 110 млн. дол. США, арестованных по поручениям Генпрокуратуры России.
На сегодняшний день по запросам Генеральной прокуратуры России арестованы и заблокированы за рубежом денежные средства злоумышленников на общую сумму порядка 250 млн. евро и недвижимое имущество на сумму около 300 млн. евро.
В мае 2011 г. в Кодекс РФ об административных правонарушениях введена глава 29-1, регламентирующая международное правовое сотрудничество по делам об административных правонарушениях. При этом Генпрокуратура России определена одним из компетентных органов по вопросам оказания правовой помощи по таким делам.
Кроме того, Генеральная прокуратура Российской Федерации является компетентным органом по заключенной в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ) Конвенции о передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения (1997 г.).
В последние годы во взаимодействии с Минюстом России и МИДом России проводится большая работа по развитию договорно-правовой базы участия нашей страны в международном сотрудничестве в сфере уголовного судопроизводства, а также по имплементации положений международных договоров в российское законодательство.
Представители Генеральной прокуратуры Российской Федерации принимают активное участие в разработке проектов договоров о выдаче и о правовой помощи по уголовным делам, в т.ч. в рамках международных организаций.
В частности, один из заместителей начальника Главного управления международно-правового сотрудничества Генеральной прокуратуры Российской Федерации более 20 лет успешно представляет российские интересы в Комитете экспертов Совета Европы по действию европейских конвенций о сотрудничестве по уголовным делам, активно способствуя реализации российской инициативы по модернизации таких конвенций, в т.ч. в вопросах ускорения и упрощения процедур выдачи.
На постоянной основе проводится работа по укреплению правовой базы межведомственного сотрудничества. В частности, в рамках СНГ подписаны:
Соглашение о сотрудничестве генеральных прокуратур (прокуратур) государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с коррупцией от 25 апреля 2007 г.;
Соглашение о сотрудничестве генеральных прокуратур государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с торговлей людьми, органами и тканями человека от 3 декабря 2009 г.
В целом на сегодняшний день Генеральная прокуратура Российской Федерации имеет 5 многосторонних и 80 двусторонних межведомственных соглашений и иных договоренностей о сотрудничестве с партнерами из 66 иностранных государств. За последние 5 лет подписано 28 таких договоренностей.
С 2007 г. на основе соглашений с компетентными органами иностранных государств разрабатываются и подписываются программы сотрудничества. Программы принимаются на 1-2 года и предусматривают обмен опытом и налаживание практического взаимодействия по актуальным вопросам, представляющим взаимный интерес. За это время подписано 48 программ с партнерами из 28 иностранных государств, реализовано 40 программ сотрудничества, проведено более 130 предусмотренных ими мероприятий: консультаций, встреч, семинаров и «круглых столов».
В настоящее время реализуются 7 программ межведомственного сотрудничества: с органами прокуратуры или юстиции Абхазии, Армении, Бахрейна, Венгрии, КНР, Кубы, Финляндии.
Особенно тесные отношения у Генпрокуратуры России сложились с белорусскими коллегами. 15 мая 2008 г. создана Объединенная коллегия Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, которая осуществляет координацию деятельности органов прокуратуры двух стран в сферах обеспечения законности и правопорядка, защиты прав и свобод человека и гражданина, борьбы с преступностью.
Представители Генеральной прокуратуры Российской Федерации участвуют в деятельности различных международных органов и организаций, в том числе в соответствующих структурах ООН, Интерпола, СНГ, Совета Европы, Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), а также Совета государств Балтийского моря.
Например, представители Генеральной прокуратуры Российской Федерации включены в состав делегаций Российской Федерации, принимающих участие в работе Комиссии ООН по наркотическим средствам и Комиссии ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию, а также в международных мероприятиях, проводимых в рамках Конвенции ООН против коррупции. Обеспечивается участие российских прокурорских работников в мероприятиях по линии Управления ООН по наркотикам и преступности, Контртеррористического комитета Совета Безопасности ООН, а также в конференциях участников Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности.
На встрече Генерального прокурора Российской Федерации Чайки Ю.Я. с Генеральным секретарем Интерпола г-ном Ю. Штоком 22 июня 2017 г. в Москве обсуждались вопросы организации эффективного розыска по каналам Интерпола лиц, обвиняемых в совершении преступлений в России.
Взаимодействие прокуратуры Российской Федерации в сферах обеспечения законности, защиты прав и свобод человека, борьбы с преступностью с партнерами из стран СНГ осуществляется в рамках Координационного совета генеральных прокуроров государств - участников СНГ (КСГП).
С момента создания КСГП в декабре 1995 г. его председателем бессменно является Генеральный прокурор Российской Федерации. На базе Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации функционирует Научно-методический центр КСГП.
На ежегодные заседания КСГП выносятся наиболее важные вопросы. В частности, традиционно заслушивается информация о состоянии защиты прав граждан, в особенности находящихся за пределами своего государства на территориях государств – участников СНГ, а также о практике исполнения межгосударственных программ и международных договоров государств - участников СНГ в сфере борьбы с преступностью. Осуществляется обмен информацией о передовых практиках прокурорской деятельности в различных сферах.
27-е заседание КСГП состоится в Санкт-Петербурге в ноябре 2017 г. Ранее в России заседания КСГП проводились 8 раз, в т. ч. в Москве 5 сентября 2010 г. и Санкт-Петербурге 15 мая 2012 г.
К 27-му заседанию КСГП будет приурочено 15-е заседание генеральных прокуроров государств – членов ШОС. Решение о создании механизма регулярных встреч генеральных прокуроров государств – членов ШОС было принято в ходе состоявшейся 31 октября – 2 ноября 2002 г. в Шанхае (КНР) встречи генеральных прокуроров государств – членов Организации.
За 15 лет существования этого формата сотрудничества принято немало решений, способствовавших совершенствованию прокурорского сотрудничества в рамках ШОС, прежде всего, антитеррористического, консолидации усилий прокуратур в борьбе с организованными формами преступности, а также в защите прав и свобод человека. В России заседания генеральных прокуроров государств – членов ШОС проводились дважды (Москва, 24 ноября 2005 г. и 13 апреля 2009 г.).
Вопрос о возрастающей роли прокуроров в борьбе с терроризмом обсуждался на 14-м заседании генеральных прокуроров государств-членов ШОС (Китайская Народная Республика, Санья, 30 ноября 2016 г.).
В сентябре 2017 г. в России (г. Казань) состоится третье заседание Межгосударственного совета по противодействию коррупции (Межгоссовет), соглашение о создании которого было принято на заседании Совета глав государств СНГ 25 сентября 2013 г. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 февраля 2014 г. № 104 Генеральный прокурор Российской Федерации является членом Межгоссовета от России.
Укрепляется взаимодействие прокуратур государств, входящих в международное объединение БРИКС (Бразилия, Индия, Россия, Китай, ЮАР). Генеральной прокуратурой Российской Федерации организовано проведение первой встречи руководителей прокурорских служб государств БРИКС (Сочи, 10 ноября 2015 г.), участники которой договорились о налаживании прокурорского взаимодействия в объединении, прежде всего в целях предотвращения международного терроризма, противодействия мировой наркотической угрозе и коррупции, а также одобрили Концепцию сотрудничества прокуратур государств БРИКС.
Вторая встреча руководителей прокурорских служб государств БРИКС состоялась 1 декабря 2016 г. в г. Санья (провинция Хайнань, КНР). В ходе этого мероприятия обсуждены вопросы сотрудничества в области борьбы с коррупцией.
Представители Генеральной прокуратуры Российской Федерации участвовали также во встречах старших должностных лиц БРИКС по вопросам антикоррупционного взаимодействия (Санкт-Петербург, 1 ноября 2015 г.; Лондон, 9 – 10 июня 2016 г.), в ходе которых обсуждались вопросы функционирования Антикоррупционной рабочей группы БРИКС. А также принимали участие в заседаниях этой группы (Пекин, 26-27 января 2016 г., Берлин, 22-26 января 2017 г., Бразилиа, 14 марта 2017 г.) В 2017 г. основными пунктами повестки дня Антикоррупционной рабочей группы БРИКС являются вопросы, связанные с активно набирающей обороты проблематикой возвращения активов, полученных в результате актов коррупции.
На третьей встрече руководителей прокурорских служб государств БРИКС, намеченной к проведению в г. Бразилиа с 23 по 24 августа т.г., предполагается обсудить вопросы борьбы с киберпреступностью и преступлениями против окружающей среды.
Представители Генеральной прокуратуры Российской Федерации активно участвуют в работе созданного в 2005 г. Консультативного совета европейских прокуроров (КСЕП), который является совещательным органом Комитета министров Совета Европы – главного органа этой организации, объединяющей 47 государств старого континента. КСЕП принял 11 заключений по различным аспектам прокурорской деятельности, в разработке которых активно участвовали российские прокуроры.
Например, по российской инициативе в октябре 2008 г. принято заключение КСЕП № 3 «О роли прокуратуры вне уголовно-правовой сферы». Основой для подготовки заключения КСЕП № 3 послужил итоговый документ Конференции генеральных прокуроров европейских стран, проведенной по указанной теме Генеральной прокуратурой Российской Федерации совместно с Советом Европы 1 – 3 июля 2008 г. в Санкт–Петербурге. В ходе этой конференции высокую оценку зарубежных коллег получил опыт работы органов прокуратуры России по защите прав и свобод человека и публичных интересов вне уголовно-правовой сферы.
В развитие заключения КСЕП № 3 в сентябре 2012 г. при деятельном участии представителей Генеральной прокуратуры Российской Федерации была принята рекомендация Комитета министров Совета Европы (2012)11 государствам – членам о роли прокуроров вне системы уголовного правосудия.
Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации является членом созданной в рамках Совета Европы Лиссабонской сети по обмену информацией о подготовке прокуроров и судей.
Делегации Генеральной прокуратуры Российской Федерации принимают активное участие во встречах генеральных прокуроров государств – членов Совета государств Балтийского моря. В сентябре 2017 г. в г. Калининграде планируется провести 17-ю встречу генеральных прокуроров государств-членов Совета государств Балтийского моря.
Российская прокуратура имеет высокий международный авторитет, свидетельством чего является то, что ее представители избраны в руководящие и рабочие органы ряда авторитетных международных организаций, в т.ч. Совета Европы, Международной ассоциации прокуроров и Международной ассоциации антикоррупционных органов.
В 2011 г. в состав бюро Группы государств против коррупции (ГРЕКО) вошел заместитель начальника управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры Российской Федерации. С ноября 2013 г. руководители этого управления избираются в состав Исполнительного комитета Международной ассоциации антикоррупционных органов, созданной в 2006 г.
В ноябре 2016 г. на 85-й сессии Генеральной Ассамблеи Интерпола представитель Генеральной прокуратуры Российской Федерации по результатам тайного голосования был избран членом Комиссии по контролю за файлами Интерпола и порядка взаимодействия по каналам Интерпола в сфере международного розыска лиц.
Тесные отношения связывают Генеральную прокуратуру Российской Федерации с такой неправительственной организацией, как Международная ассоциация прокуроров (МАП). Российская прокуратура входила в число инициаторов ее создания в 1995 году.
В Ассоциации состоят более 2200 индивидуальных членов и 170 организационных членов (прокурорские службы, национальные ассоциации прокуроров и ряд органов по борьбе с преступностью). Таким образом, МАП представляет почти 250 тысяч прокуроров из 173 юрисдикций.
Генеральный прокурор Российской Федерации Чайка Ю.Я. является членом Сената МАП. Представители Генеральной прокуратуры Российской Федерации также принимают активное участие в работе Исполнительного комитета Ассоциации.
В частности, Генеральная прокуратура Российской Федерации удостоилась права провести 18-ю Ежегодную конференцию МАП, которая прошла в Москве в сентябре 2013 г. и была посвящена теме «Прокурор и верховенство закона». В ней приняло участие 115 делегаций из более чем 90 государств и 16 международных органов и организаций, в том числе 52 генеральных прокурора и директора национальных служб государственного обвинения.
В ноябре 2015 г. в Сочи проведена 7-я региональная конференция МАП для государств Центральной и Восточной Европы, Центральной Азии, посвященная борьбе с терроризмом и насильственным экстремизмом. Она собрала более 150 представителей органов прокуратуры из 34 государств и 9 международных органов и организаций, включая ООН, Совет Европы, ОБСЕ, СНГ, ШОС и Евроюст.
Укреплению связей с компетентными органами иностранных государств во многом способствовали усилия, направленные на развитие межведомственного сотрудничества с зарубежными партнерами.
Помимо заключения соглашений о сотрудничестве и программ, Генеральной прокуратурой Российской Федерации организовываются мероприятия многостороннего международного характера, в ходе которых обсуждаются наиболее актуальные вопросы международного прокурорского сотрудничества. В частности, 13 сентября 2010 г. в Москве по инициативе Генеральной прокуратуры Российской Федерации проведена первая встреча руководителей подразделений прокуратур государств-участников СНГ, в компетенцию которых входят вопросы выдачи и оказания правовой помощи по уголовным делам.
В апреле 2011 г. в Пскове проведена международная конференция по теме «Противодействие незаконному обороту наркотиков, в том числе синтетических наркотических средств и их прекурсоров. Эффективность международного сотрудничества в данной сфере».
Вопросы сотрудничества в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и противодействия незаконной миграции рассматривались на международной конференции, организованной Генеральной прокуратурой Российской Федерации и проведенной в Екатеринбурге 28 – 29 августа 2012 г.
Во Владивостоке 23 – 25 сентября 2014 г. проведен международный семинар с представителями компетентных органов ряда государств Восточной и Юго-Восточной Азии по вопросам повышения эффективности сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства.
Байкальская международная конференция прокуроров, проведенная Генеральной прокуратурой Российской Федерации в Иркутске 26 – 27 августа 2014 г., была посвящена теме сотрудничества в противодействии транснациональной организованной преступности.
14 декабря 2016 г. в Москве с участием представителей компетентных органов иностранных государств и ряда организаций международного прокурорского сообщества Генеральной прокуратурой Российской Федерации проведен Третий открытый информационный форум по вопросам международного правового сотрудничества.
Представители международного прокурорского сообщества участвовали в торжественных мероприятиях по случаю 290-летия, а также 295-летия российской прокуратуры в январе 2017 г. В последних юбилейных мероприятиях участвовали представители органов прокуратуры и юстиции из 18 государств, а также руководители Международной ассоциации прокуроров и Исполнительный секретарь КСГП.
Важнейшими задачами российской прокуратуры на ближайшую перспективу являются расширение и повышение эффективности ее участия в международном правовом сотрудничестве, особенно в сфере уголовного судопроизводства, совершенствование договорной и законодательной базы, в том числе по вопросам розыска, ареста, конфискации и возврата из-за рубежа имущества, полученного преступным путем.
Главное управление международно-
правового сотрудничества, июль 2017 г.