Масса танка т 72 в тоннах. Сколько весит танк
В 1973 году на вооружение Советской армии поступили новые танки, полностью отвечающие требованиям современной войны и армейским доктринам СССР.
Фото танка Т-72 «Урал»
Хоть машина и была компромиссной, но имела высокую боевую эффективность, а главное - технологичность. Этот фактор позволил производить танк в массовых количествах в случае «горячей» войны. Машина получила рабочее название Т-72 «Урал» или Объект - 172М.
Танк Т72 допустимо назвать долгожителем. Полноценное производство модели стартовало в 1973 году, а завершилось в 1992. Несмотря на то что его больше не производят, боевая машина не снята с вооружения РФ.
Проводятся модификации уже выпущенных образцов.
Последние версии Т-72Б3 почти не уступают по своим тактико-техническим параметрам Т90. За все время эксплуатации выпущено в пределах 30 000 единиц, не считая произведенные другими странами: Польшей, Югославией, Индией и т. д.
История создания танка Т-72
После внедрения в массовое производство Т-64А мгновенно обнаружились ключевые недостатки данной машины. В первую очередь проблемы с двигателем и ходовой частью. Возникали нарекания и на автомат заряжания. К примеру, чтобы механику-водителю перейти в боевое отделение требовалось отвернуть башню на 90 градусов относительно вектора движения танка и изъять часть боеукладки.
Но главной проблемой стала высокая себестоимость и трудность с наладкой выпуска на остальных заводах страны. Это была цена инноваций, примененных харьковскими инженерами.
По вышеперечисленным причинам началась разработка нового танка, схожего по боевой эффективности, но обладающего более низкой ценой и высокой технологичностью.
Год | Событие |
1967 | Издание указа о старте разработки танка Т-72 |
1968 — 1969 | Полевые испытания двух Т-64. Одна с В-45 с эжекционной, вторая с тем же двигателем, но с вентилируемой охладительной системой и другой ходовой частью (второй вариант представило КБ Уралвагонзавода) |
1969 | Уральский вариант Т-64 успешно прошел испытания. Количество зарядов в автомате заряжания сократили до 22 штук. Установили силовую установку В-46 (780 л/с). Новой машине присвоили наименование “Объект 172М” |
1973 | Начало серийного производства Т-72 “Урал” |
1974 | Поступление Объекта 172 в армейские части Советского Союза |
1992 | Окончание производства |
2016 | Начало модернизации более ранних машин до версии Т-72Б3 образца 2016 г |
Если рассуждать о боевой эффективности танка, то машина прекрасно показала себя в многочисленных конфликтах 20-го века на большей часть Земли. Говоря про опыт эксплуатации в СССР и России, то это: Афганистан, Чечня, Южная Осетия. Именно эти машины являлись основой «танкового кулака», который, по мнению Советского командования, должен был дойти до Западной Европы, не считаясь с потерями.
Зарубежное производство
Т-72 стоит на вооружении 40 стран мира, но производством по лицензии занимается лишь малая часть из них. По большей части страны-эксплуататоры - это бывшие советские республики, страны Ближнего Востока, Индия, Финляндия, Польша. На текущий момент модификации «Урала» активно применяются в Сирии с обеих стороны.
Т-72 стоит на вооружении 40 стран мира.
Некоторые оптимистично настроенные издания утверждают, что экспортные «семьдесятдвойки» адекватно боролись с американскими «Абрамсами». На деле это не так. Более технических совершенные А1М1 уничтожали Т-72М1 пачками во время войны в Ираке.
Интересным фактом является возможность поставок Т-72 в Северную Корею. По некоторым источникам тамошние конструкторы, путем обратной инженерии, смогли скопировать танк и наладить производство. При этом первые модели оснащались 115-мм орудием и имели 4 членов экипажа, что говорит об отсутствии АЗ. Более поздние варианты стали им оснащаться.
Страны-производители:
Особенности конструкции
Танк Т-72 выполнен по классической советской схеме с разделением внутриброневого пространства на три части: отсек управления, боевое отделение и МТО (моторно-трансмиссионный). В передней части машины, за основной броней располагается место механика-водителя и органы управления движением.
Всего членов экипажа 3. Остальные размещены в боевом отделении в центре танка. Это командир и наводчик. В корме установлена силовая установка и элементы трансмиссии.
Там же расположен автомат заряжания орудия на 22 снаряда. В отличие от Т-64, устройство танка Т-72 не привязано к башке и не нужно разбирать часть боеукладки, чтобы добраться до отсека управления. После выстрела происходит очистка внутреннего пространства от пороховых газов, путем вытяжки вентилятором наружу.
В башне имеется люк для сброса поддона стреляной гильзы, которая сгорает во время залпа. Если в карусели АЗ закончатся снаряды, возможна зарядка пушки в ручном режиме. Эту функцию исполняет командир.
Средняя скорострельность составляет 6-8 выстрелов в минуту.
Башня приводится в действие гидравлическим и ручным приводом. В верхней левой части расположен основной люк для погрузки и выгрузки экипажа. На передней части устанавливается фонарь. Внутри башни имеются приборы наблюдения, включая прицелы, обзорные устройства, приборы ночного видения. В последних модификациях начали появляться тепловизоры. Для стабилизации используется двухплоскостной стабилизатор.
Бронезащита танка Т-72
Бронекорпус танка сварной, собирается из листов прочной катанной гомогенной стали, а также листов с комбинированной прослойкой из стеклотекстолита. Броня - дифференцированная. Имеется в виду, что она неравномерно распределена по сторонам. Это облегчает конструкцию. Такая концепция прослеживается на всех современных танках.
Самая толстая броня находится в передней части. Представляет собой две бронеплиты сходящиеся клином под разными углами:
- угол наклона верхней лобовой детали 68 градусов, нижней - 60;
- ВЛД в разрезе напоминает «бутерброд» из 3 слоев: верхний - 80-мм стали, средний - 105-мм стеклотекстолита, внутренний - 20-мм брони;
- НЛД - 85-мм простой бронестали без дополнительных слоев.
Такая компоновка брони позволяет выдержать попадание подкалиберных снарядов с бронепробитием 450-мм и кумулятивных с показателем 600-мм.
Все остальное бронирование выполнено полностью с применением гомогенных листов. По бортам:
- 80-мм листы прикрывают экипаж и боеукладку;
- 70-мм броня закрывает МТО;
- двойная деталь прикрывает корму танка.
В целях повышения защищенности по бортам танка навешаны 3-мм алюминиевые экраны. Основная задача - прикрытие важных частей от кумулятивных гранат и снарядов. Экраны имеют два положения: боевое и походное. В первом случае они открываются вперед под углом 60 градусов.
Впоследствии на танк стали навешивать динамическую защиту. В различных модификациях это был: Контакт-1, Контакт-5 и Реликт. Планировалась установка комплексов активной защиты (КАЗ) «Арена». Но такой модуль появится только на версиях Б3 в 2018 году. Также существовала практика наваривания дополнительных листов брони, толщиной до 30-мм.
Первые версии Т-72 имели существенный недостаток - бронирование литой башни было монолитным. В Т-72А это исправили в лобовой проекции появился комбинированный слой. В модели Т-72Б наполнитель сменили на отражающие элементы. На башне дополнительно устанавливались модули для отстрела дымовых гранат.
Вооружение
В передней части башни располагается пушка с индексом 2А26М.
- калибр орудия - 125-мм;
- длина составляет - 50,5 калибров.
Пушка гладкоствольная, возможен пуск управляемых ракет при помощи системы «Свирь». Основной комплект используемых снарядов состоит из подкалиберных, осколочно-фугасных и кумулятивных. Пушка обладает раздельно-гильзовым заряжанием, осуществляемым посредством АЗ или командира танка.
В качестве дополнительного вооружения выступает спаренный с пушкой пулемет 7,62-мм ПКТМ. Для подавления живой силы, легкой бронетехники и низколетящих целей используется установленный на крыше башни пулемет 12,7-мм «Утес». В целях удешевления производства системы удаленного управления не предусмотрена.
Для стрельбы командиру приходится высовываться из люка на башне, что являет недостатком.
Подвижность
Проходимость танк находилась на высоком уровне. По пересеченной местности максимальная скорость Т-72 — 30 км/ч. Ходовая часть напоминает аналогичную на Т-62. На ней имеются 3 поддерживающих катка и 6 опорный, по каждому борту. Ведущее и направляющее колесо находится в задней части. Сама подвеска индивидуальная, торсионная.
Интересное дополнение - наличие прибора для самоокапывания.
Используя это устройство, экипаж способен вырыть траншею за 30 минут. Размешался прибор на НЛД, что придавало большую защищенность.
Изначально на Т-72 устанавливался двигатель В-46, мощностью 780 л/с. Движок являлся прямым развитием знаменитого В-2, впервые примененного на Т-34. Имеет 12 цилиндров и V-образную форму.
Способен работать от дизеля, керосина и бензина.
В поздних модификациях, в устройство танка Т-72 внедрили более совершенные силовые агрегаты. Топливная система состоит из 4 внутренних баков и 5 наружных. Один внутренний бак находится в кормовой части боевого отделения, остальные - вокруг мехвода. Объем - 705 л. Такая компоновка является фирменной чертой советской танковой школы.
Внешние баки интегрированы в правую надгусеничную полку. Объем - 495 литров. В дополнение при долгих марш-бросках на танк устанавливают дополнительные баки. Их подвешивают на корме. В зависимости от размера это 400-500 литров.
Трансмиссия состоит из:
- мультипликатора, по которому передается момент на коробку передач;
- пары коробок передач, каждая подсоединена к фрикционам по бортам танка, что дает возможность управлять машиной;
- планетарных передач.
Тактико-технические характеристики танка Т-72 (ТТХ)
Масса, т | 46 |
Боевой состав танка | 3 человека |
Длина х Ширина х Высота х Клиренс, м | 9,5 х 3,4 х 2,1 х 0,42 |
Бронирование корпуса: лоб х борт, мм | 205 х 70 — 80 |
Лоб башни, мм | Защищает в эквиваленте 410–1200 |
Гладкоствольная пушка калибром 125-мм | 2А46 |
Дальность стрельбы, км | 9,4 |
Дополнительное вооружение | 7,62-мм ПКТМ, 12,7-мм НСВТ |
V-образный 12-цлиндровый двигатель В-46 | 780 л/с |
Максимальная скорость | 35–50 км/ч |
Запас хода в среднем, км | 600 |
Объем емкостей для горючего, л | 1600 |
Модификации
Советские и российские модификации:
Т-72 | Первая серийная модель | |
Вариант для экспорта | ||
Эволюционное развитие первой модели. Лучше броня, другие СУО, двигатель и т.д. Приставка К- командирский | ||
Экспортный вариант | ||
Модификация 1985 года. Установлена КУВ “Свирь”. Поставлена пушка 2А46М | ||
Танк, принятый на вооружение под названием Т-90 | ||
Последняя модификация. Установлена новейшая СУО, улучшены боевые показатели, поменяли двигатель, добавили тепловизоры. В перспективе – КАЗ “Арена” |
Иностранные варианты.
Еще до того, как началось серийное производство танков Т-62, главным конструктором Уральского вагонного завода Л. Н. Карцевым было предложено совершенствовать модель, установив на нее новый двигатель, более мощный, и более перспективную Именно так появился танк Т-72. Характеристика транспортного средства отмечала его как бронемашину большого размера.
Немного истории
Летом 1961 года были построены первые два экземпляра танка, причем они тестировались в ускоренном режиме - сначала на заводе, затем на полигоне. Объект отличался модернизированностью, но, несмотря на все его преимущества, заводом не было получено официальное разрешение на производство нового танка. Год за годом в модель вносились определенные изменения:
- Сначала был продуман экипаж танка Т-72, который состоял из трех человек - командира, наводчика и механика-водителя.
- Танк был оснащен пушкой с автоматом заряжания и броневой защитой на основе схемы НИИ стали.
- Ходовая часть модели планировалась весом не больше 40 тонн.
Но эти изменения не принимались, только были оставлены две бортовые коробки перемены передач.
Особенности компоновки танка
Т-72 - танк, отличающийся классической конструкцией, когда силовое отделение располагается на корме. Управление сосредоточено в носовой части транспортного средства, здесь же располагаются топливный бак, бак-стеллаж, щиток контрольных приборов механика-водителя, электроаппаратура.
Отделение управления состоит из сиденья механика, который и осуществляет управление танком Т-72. Над сиденьем водителя имеется люк. В шахту броневого листа установлен прибор, позволяющий вести наблюдение за ситуацией. Механик-водитель во время движения сидит, что обеспечивается продуманной конструкцией самого сиденья в днище танка.
Боевое отделение
Боевому отделению в танке оставлено место в средней части корпуса и башне, которая отделяется от силового отделения специальной перегородкой. Продуманность конструкции обеспечивает удобное перемещение членов экипажа из отделений в отделения. Удобство и эргономичность - главные отличия, которыми может похвастаться танк Т-72. Характеристика его как боевого судна также впечатляет:
- Танк оснащен гладкоствольной пушкой в башне 125 мм, автоматом заряжения и приборами управления огнем.
- Справа от пушки оборудовано место командира, а слева сидит наводчик.
- На пушке с правой стороны имеется пулемет ПКТ, а над ним на специальных креплениях держится базовая труба прицела-дальномера.
- Рабочее место командира привлекательно оснащением: оно состоит из электромашинного стопора пушки, бака вертикального наведения, радиостанции, специального аппарата, через который снаружи подключается розетка десанта, карданного привода командирской башни.
- Башня командира накрывается крышкой с пластинчатым торсионом.
- Командирская башенка оснащена двумя приборами наблюдения ТНП-160 и командирским прибором ТКН-3.
Боевое отделение также оснащено приборами и механизмами, которые обеспечивают удобство эксплуатации танка.
Силовое отделение
Кормовая часть имеет силовое отделение. Двигатель танка Т-72 располагается с левого борта, а между ним и перегородкой для мотора находится система охлаждения, масляный фильтр, клапан расширительного бачка. С правой стороны установлен очиститель воздуха. Корпус имеет кормовой лист, где располагается система охлаждения. Также силовое отделение оснащено дополнительным и основным маслобаками, которые способствуют смазке двигателя. Силовое отделение закрыто крышкой. Расход топлива танка Т-72 на 100 км следующий:
- при движении на грунте - 260-450 л;
- на дороге с твердым покрытием - 240 л.
Особенности корпуса
Один из самых популярных советских танков - танк Т-72. Характеристика его как боевого была бы неполной, если не описать особенности корпуса. Корпус данной модели - это жесткая коробка, которая сварена из броневых листов. Здесь располагаются носовая часть, борта, корма, днище, перегородки вентиляции и мотора, а также крыша силового отделения.
Лобовой лист - это многослойная комбинированная преграда из стали и стеклотекстолита, толщина которой обеспечивает износостойкое покрытие. Борта корпуса усилены вертикальными броневыми листами, в средней части дополнены защитными планками. Их назначение - увеличить внутренний объем корпуса и установить на них башню. По всему периметру бортов приварены кронштейны, на которые крепятся направляющие колеса.
Т-72 - популярный танк СССР, который внушал уважение всему миру. Корма его корпуса представляет собой кормовой броневой лист. В качестве защиты установлена вентиляторная перегородка. Она представляет собой спиральный кожух, оснащенный съемными передними и боковыми листами. В кожухе имеется вентилятор системы охлаждения, а основное назначение перегородки - организовывать поток воздуха. Борта танка дополнены бортовыми экранами, имеющими толщину 3 мм и выполненными из сплава алюминия. Чтобы сохранить состояние танка во время движения по трудным участкам местности, экраны можно поставить в походное положение - поджать их к боковым пылевым щиткам. Когда танк Т-72 в бою, пылевые щитки могут быть развернуты вперед под углом в 60 градусов.
Как устроена башня?
Для ее создания использована фасонная отливка из броневой стали, сверху к ней приварена крыша, а также головки, которые защищают базовую трубу прицела-дальномера. Башня отличается монолитной конструкцией, толщина стенок которой варьируется. Передняя часть оснащена амбразурой, где устанавливается пушка, боковые поверхности - дуговыми щеками, которые играют важную роль для бронировки стенок корпуса.
Справа от пушки предусмотрено наличие амбразуры, где располагается спаренный пулемет. Слева от пушки имеется кронштейн, где крепится осветитель ночного прицела в сочетании с трубкой, через которую подводится к пушке электрический привод. Левая половина крыши имеет основание люка, где располагается наводчик. гидравлическим и ручным механизмом. Все это отличает танк Т-72, характеристика которого позволяет сделать вывод о боевых качествах бронемашины.
Вооружение танка
Башня танка оснащена гладкоствольной пушкой Д-81ТМ, с ним спарен еще один пулемет, причем они стабилизированы в две плоскости наведения. Ствол пушки - это труба, которая соединяется с кожухом, муфтой, казенником и механизмом продувания. Он, в свою очередь, состоит из шести сопел. Затвор пушки отличается полуавтоматическим режимом работы. Т-72 следующая:
- при стрельбе бронебойными подкалиберными и кумулятивными снарядами дальность составляет 4000 м;
- при использовании осколочно-фугасных снарядов ее значение достигает 5000 м;
- при стрельбе ночью она равна 800 м;
- если снаряды выстреливаются боковым уровнем с использованием осколочно-фугасным снарядов, дальность стрельбы может достигать 9400 м.
Нужно отметить, что при автоматическом заряжении пушка отличается боевой скорострельностью до 8 выстрелов в минуту, при ручном заряжении - 1-2 выстрела в минуту.
Т-72 обеспечивается монокулярным стереоскопическим прицелом-дальномером, оснащенным дополнительной независимой стабилизацией поля зрения. С помощью прицела измеряется дальность цели в диапазоне 1000-4000 м при точности в 3-5 процентов. Если стрельба ведется ночью, используется специальный ночной прицел с осветителем на основе ИК-фильтра.
Командирская башня оснащается зенитной установкой, которая позволяет стрелять по воздушным и наземным целям. В случае с Т-72 ТТХ танка следующие: по дальним воздушным целям стрельба ведется на расстоянии до 1500 м, по наземным - до 2000 м. Зенитная установка танка состоит:
- из пулемета НСВ 12,7 мм;
- люльки с противооткатным устройством;
- зенитного прицела;
- рукоятки, позволяющей наводить орудие горизонтально и вертикально;
- магазина для снарядов;
- уравновешивающего механизма.
Основные снаряды
Одна из мощных боевых бронемашин России всех времен - Т-72. Вооружение танка предполагает наличие следующих снарядов:
- автомата АКМС 7,62 мм;
- сигнального пистолета;
- 10 ручных гранат.
Танк имеет двухплоскостной электрогидравлический стабилизатор вооружения, который сочетается с оптическим прицелом-дальномером. Главные задачи этого комплекса следующие:
- Автоматически удерживать пушку и пулемет в определенном положении при движении танка.
- Наводить стабилизированную пушку и пулемет, плавно регулируя скорость наведения.
- Наводить нестабилизированную пушку в горизонтальной плоскости.
- Создавать целеуказание от командира танка к наводчику.
- Аварийно поворачивать башню от механика-водителя.
С помощью стабилизатора обеспечиваются угловые скорости, на основе которых наводится пушка вертикально в автоматическом режиме. С составе боекомплекта танка - 39 выстрелов к пушке, 2000 патронов к пулемету ПКТ, 300 патронов к автомату, 12 патронов для сигнального пистолета и 300 патронов для зенитного пулемета.
Особенности заряжения
На танке Т-72 имеется электромеханический комплекс, который автоматически заряжает пушку. Он состоит из вращающегося транспортера, механизма подъема кассет, механизма удаления поддонов, досылателя, электромашинного стопора пушки, запоминающего устройства и пульта управления.
Боевой танк СССР оснащен вращающимся транспортером, который монтирован на корпусе машины и включает в себя каркас, электромеханический привод, настил, механизм закрывания окна выдачи со створками, стопор и ручной привод. В каркасе размещаются 22 кассеты, сам он является цельной сварной конструкцией. Кассета представляет собой сваренные две трубы и нужна для размещения выстрела разных типов.
Особенности силовой установки
Устройство танка Т-72 предполагает наличие модифицированной силовой установки. Она представляет собой дизельный мотор мощностью 780 л.с., который дополнен системой жидкостного охлаждения и приводным центробежным нагнетателем. Масса двигателя составляет 980 кг, он установлен в силовом отделении. Многотопливный мотор может работать на дизеле разных марок, бензине и керосине. Но основной вид топлива - дизельное. Система питания двигателя танка состоит из 4 внутренних и 5 наружных топливных баков.
Чтобы обеспечивалась очистка воздуха, который поступает в цилиндры двигателя, танк дополнительно оснащается двухступенчатым очистителем воздуха, который удаляет пыль из пылесборника. Очистка выполняется в несколько циклов, после чего очищенный на 99,8 процентов воздух поступает в двигатель.
Устройство танка Т-72 предполагает наличие системы смазки и охлаждения. Система смазки является циркуляционной и комбинированной, а система охлаждения - жидкостной и закрытой, она дополняется принудительной циркуляцией. Специальная система подогрева разогревает двигатель и обслуживает его системы перед запуском.
Танк Т-72 оснащен механической трансмиссией с гидравлическим управлением, включающей в себя гитару и две коробки передач. Гитарой называется шестеренчатый редуктор, который передает крутящий момент к коробкам передач.
Ходовая часть и оборудование
Боевой вес танка Т-72 составляет 44,5 тонны, при этом ходовая часть - это шесть двухскатных обрезиненных опорных катков и три односкатных катка, ведущее колесо заднего расположения, направляющее колесо с кривошипным механизмом. Танк имеет индивидуальную которая усиливается гидравлическими амортизаторами и шестью опорными катками. Гусеницы имеют мелкие звенья с числом траков в них 97.
Из дополнительных устройств на танке можно отметить радиостанцию и рассчитанное на четырех абонентов. Радиостанция работает как приемопередатчик и телефон, обеспечивая дальность связи до 20 км. Радиостанция функционирует на 1261 рабочей частоте, при этом прием и передача сигнала ведутся на общей частоте.
Защитные системы
Несмотря на то что вес танка Т-72 был внушительным, он оснащался дополнительными системами, которые защищали бронемашину от оружия массового поражения. Системы способны защитить танк и его внутреннее оснащение от ударной волны, радиации при ядерном взрыве, обеспечивая безопасность экипажа при воздействии отравляющих веществ или биологического оружия.
Защита от ударной волны выполняется продуманной броней, а также качественной герметизацией. Внутри танка используется специальный надежный материал, при этом боевое отделение и отделения управления надежно герметизируются. Система защиты выступает в качестве световой и звуковой сигнализации, контролирует уровень радиации и избыточность давления внутри танка и наличие отравляющих веществ снаружи него.
Противопожарная система представляет собой три двухлитровых баллона, которые наполнены огнегасящим составом, а также три трубопровода, которые соединяют баллоны и отделения, и девять термодатчиков. Специальная система многократного действия служит надежной защитой от дыма. Она работает на дизельном топливе.
Из дополнительного оборудования танков Т-72 можно отметить систему для подводного вождения, которая позволяет преодолевать водные преграды на глубине 5 м и ширине до 1000 м. В состав этого оборудования входят также спасательные жилеты, противогазы, рассчитанные на всех членов экипажа.
Модификации танка Т-72
Всего за годы выпуска танк был представлен в восьми основных модификациях: и их разновидностях. Кроме того, он активно продавался за границу в такие страны, как Чехословакия, Польша, ГДР, Венгрия и Болгария. По состоянию на 2007 год эти бронемашины состояли на вооружении целого ряда стран - Азербайджана, Алжира, Вьетнама, Ливии, Македонии, Киргизии и многих других. Танк Т-72 активно использовался во многих странах как основа большого количества инженерных, специальных и боевых машин.
Т-72 - это уральский танк, который долгое время считался одним из самых мощных и надежных не только в СССР, но и в мире. Модернизированные версии до сих пор производятся во многих странах, при этом постоянно совершенствуются системы управления и силовое оборудование.
Компоновка танка Т-72 - классическая, с кормовым расположением силового отделения. Внешне Т-72 очень напоминает танк Т-64.
Кликните на изображение, чтобы посмотреть продольный и поперечный разрезы танка Т-72
Отделение управления танка расположено в носовой части корпуса по оси. Оно ограничено справа правым топливным баком и баком-стеллажом, слева - левым топливным баком, щитком контрольных приборов механика-водителя и аккумуляторными батареями с установленной над ними электроаппаратурой, сзади - вращающимся транспортером автомата заряжания. В отделении управления находится сиденье механика-водителя, перед которым на днище корпуса установлены рычаги управления, педали сцепления подачи топлива и привода стояночного тормоза, избиратель передач с элементами блокирующего устройства. В отделении управления, кроме того, находятся гирополукомпас, баллоны со сжатым воздухом и аппаратура воздушного запуска двигателя, часть боекомплекта спаренного пулемета, ящик для укладки в нерабочем положении прибора ТВНЕ-4ПА, бачок для питьевой воды, топливоподкачивающий насос БЦН-1, приборы системы защиты от ОМП и другие приборы и снаряжение.
1 - педаль остановочного тормоза; 2 - педаль сцепления; 3 - ручка стопора сиденья водителя; 4 - рукоятка привода ручной подачи топлива; 5 - гирополукомпас ГПК-59; 6 - топливораспределительный кран; 7 - защитная крышка АКБ; 8 - щит контрольных приборов механика-водителя; 9 -баллон для сжатого воздуха; 10 - выключатель батарей; 11, 19- сигнальные лампы выхода пушки за габариты корпуса; 12 - ручка защелки педали остановочного тормоза; 13 - сигнальная лампа блокирующего устройства: 14 - аппарат ТПУА-3; 15- прибор наблюдения ТНПО-168; 16 - плафон освещения; 17- сигнальные лампы датчика критической температуры охлаждающей жидкости и вызов командира; 18 - заправочная горловина бачка системы ГПО; 20 - клапан системы запуска двигателя; 21 - манометр; 22 - рукоятка крышки люка водителя; 23 - бак-стеллаж; 24 - рычаг избирателя передач; 25 - кожух для ТНПО- 168В; 26 - рукоятка привода жалюзи; 77 - рычаг управления; 28 - педаль подачи топлива; 29 - кран системы ГПО; 30 - вентилятор.
В подбашенном листе корпуса над сиденьем имеется люк механика-водителя. В шахте верхнего наклонного броневого листа установлен прибор наблюдения механика-водителя ТНПО-168 с системой гидропневмоочистки стекол, а по бокам от него - две сигнальные лампы выхода пушки за габариты корпуса. В днище корпуса за сиденьем имеется люк запасного выхода. Размещенный в отделении управления механик-водитель, несмотря на большой угол наклона верхнего лобового листа корпуса, во время боя занимает положение сидя, а не полулежа, как на некоторых западных танках. Это обеспечено установкой его сиденья в специальном углублении в днище.
Боевое отделение танка расположено в средней части корпуса и башне, и отделено перегородкой от силового отделения. Конструкция и компоновка танка обеспечивают переход членов экипажа из боевого отделения в отделение управления и обратно. В башне установлена 125-мм гладкоствольная пушка, автомат заряжания и приборы управления огнем. Справа от пушки расположено рабочее место командира, слева - наводчика. Справа на пушке установлен пулемет ПКТ, а над ее люлькой на крыше башни на специальных кронштейнах - базовая труба прицела-дальномера ТПД 2-49. Перед сиденьем командира и справа по борту башни установлены: электромашинный стопор пушки; пополнительный бак вертикального наведения; радиостанция Р-123М; аппарат ТПУ А-1; аппарат А-4 для подключения наружной розетки десанта; пульт загрузки автомата заряжания; карданный привод командирской башенки. У переднего бака-стеллажа на правом борту размещен баллон системы ППО.
В крыше башни над сиденьем командира расположена командирская башенка с люком, который закрывается крышкой, имеющей пластинчатый торсион. В командирской башенке установлены два прибора наблюдения ТНП-160 и командирский прибор ТКН-3. На башенке установлен зенитный пулемет НСВ-12,7. В корме башни расположен люк для выброса поддонов, механизм подъема кассет, досылатель и элементы привода крышки люка выброса поддонов. Перед сиденьем наводчика в башне установлены: прицел-дальномер с пультом управления автоматом заряжания; ночной прицел; прибор наблюдения; подъемный механизм пушки. Слева в башне установлены: распределительный щиток; индикатор количества выстрелов; аппарат ТПУА-2; механизм поворота башни с азимутальным указателем; стопор башни; электроприборы и приборы освещения. Люк наводчика закрывается крышкой, в которой имеется лючок для установки воздухопитающей трубы ОПВТ.
В средней части корпуса установлен вращающийся транспортер автомата заряжания с редуктором и стопором. Под полом транспортера на днище боевого отделения установлено вращающееся контактное устройство ВКУ-330-1. У моторной перегородки размещен средний бак-стеллаж с боеукладкой. Между ним и правым бортом установлен подогреватель двигателя с калорифером. Над подогревателем размешена фильтровентиляционная установка (ФВУ). Кроме того, в боевом отделении расположен еще целый ряд приборов и механизмов, в том числе термодатчики и трубопроводы с распылителями системы ППО.
Силовое отделение расположено в кормовой части корпуса танка. Компоновка силового отделения выполнена с поперечным размещением двигателя, смещенного к левому борту. Между двигателем и моторной перегородкой размещены: расширительный бачок системы охлаждения; центробежный масляный фильтр; поплавковый клапан расширительного бачка системы питания. Между правым бортом и двигателем установлен воздухоочиститель.
Вдоль правого борта установлена гитара, передающая крутящий момент от двигателя к коробкам передач. На отдельном постаменте фундамента двигателя закреплен стартер-генератор. Конический редуктор привода вентилятора установлен на кронштейне, закрепленном на днище танка. В специальных картерах, вваренных в кормовой части корпуса с левой и правой стороны, установлены планетарные коробки передач в сборе с бортовыми передачами. На кормовом листе корпуса расположен вентилятор системы охлаждения. В силовом отделении установлены пополнительный и основной маслобаки системы смазки двигателя, а также маслобак системы смазки и гидроуправления силовой передачи. Силовое отделение закрывается крышей, состоящей из крыши над двигателем и крыши над силовой передачей. По днищу корпуса проходят торсионные валы подвески, а по бортам танка - тяги приводов управления.
Корпус танка представляет собой жесткую коробку, сваренную из броневых листов. Он состоит из носовой части, бортов, кормы, днища, а также вентиляторной и моторной перегородок и крыши над силовым отделением. Носовая часть корпуса состоит из верхнего и нижнего наклонных броневых листов, сваренных между собой, а также с передним листом крыши, бортами и днищем. Верхний лобовой лист корпуса наклонен под углом 68° к вертикали и представляет собой многослойную комбинированную преграду (сталь - стеклотекстолит - сталь) толщиной 80+105+20 мм. Эта броня обеспечивала достаточно высокий уровень зашиты от наиболее распространенных в 1970-е годы 105-мм кумулятивных и бронебойно-подкалиберных снарядов. При существующем угле наклона по некоторым данным она эквивалентна стальной броневой плите толщиной 500-600 мм.
1 - верхний лобовой лист; 2,3 - скобы; 4 - кронштейн ограждения фары; 5 - передний буксирный крюк; 6 - нижний лобовой лист; 7 - кронштейн балансира; 8 - подбашенная защитная планка; 9 - отбойник; 10 - выпускной патрубок; 11 - кронштейн крепления бочек; 12 - камне-отбойник; 13 - кронштейн ленты крепления бревна; 14 - задний буксирный крюк; 15, 16 -кормовые листы; 17- картер коробки передач; 18 - упор; 19 - кронштейн поддерживающего катка; 20 - кронштейн амортизатора; 21 - кронштейн кривошипа направляющего колеса; 22 - грязевой щиток
К верхнему наклонному листу приварены два буксирных крюка с пружинными защелками, два кронштейна ограждения фар, трубки для подвода электропроводов к фарам и габаритным фонарям, скобы для крепления и укладки буксирных тросов, кронштейны габаритных фонарей. На верхнем листе крепятся два наклонных щитка для защиты смотровых приборов механика-водителя от попадания на них грязи при движении танка. В месте соединения верхнего наклонного листа с передним листом крыши по оси танка сделан вырез, в который вварена шахта для установки прибора наблюдения механика-водителя. Сверху шахта закрыта козырьком, приваренным к корпусу. К нижнему броневому листу толщиной 85 мм, наклоненному под углом 60°, приварены бонки для установки оборудования самоокапывания и минного трала.
Борта корпуса - вертикальные броневые листы толщиной 80 мм в передней части и 70 мм в задней. В средней части бортов вварены подбашенные защитные планки для увеличения внутреннего объема корпуса и установки башни. К бортам и наклонным листам носовой части приварены кронштейны кривошипов направляющих колес. К каждому борту приварено по три кронштейна поддерживающих роликов и по два отбойника, предохраняющих полки от ударов гусениц, по одному отбойнику для очистки гусениц от грязи и посторонних предметов. К бортам приварены полки, несущие на себе наружные топливные баки и ящики с ЗИП. К полкам крепятся пылевые щитки, передние и задние грязевые щитки. В задней верхней части левого борта вварена зашита выпускного патрубка, под которой находится патрубок для направления выпускных газов.
Корма корпуса состоит из кормового броневого листа, листа кормы нижнего и картеров коробок передач. В верхней части кормового листа справа и слева приварены трубки для подвода электропроводов к габаритным фонарям, кронштейны габаритных фонарей, кронштейны лент крепления бревна самовытаскивания и кронштейны крепления бочек. В нижней части кормового листа приварены два буксирных крюка с пружинными защелками и бонки для крепления запасных траков. В буксирных крюках выполнены сквозные отверстия для осуществления жесткой сцепки при буксировке танка.
Крыша корпуса состоит из переднего и заднего броневых листов и вставок над подбашенными защитными планками, приваренных к корпусу, а также съемной части. Днище корпуса имеет корытообразную форму и состоит из трех штампованных деталей. Для увеличения жесткости и размещения торсионов в днище выполнены продольные и поперечные выштамповки. В днище корпуса, кроме того, вварены кронштейны балансиров. Перегородка, отделяющая силовое отделение от боевого, приварена к поперечной балке, бортам и днищу. Вентиляторная перегородка выполнена в виде спирального кожуха со съемными передними и боковыми листами, в котором размещается вентилятор системы охлаждения. Основное назначение вентиляторной перегородки - организация потока воздуха к выходным жалюзи в целях обеспечения заданного расхода воздуха через радиаторы системы охлаждения.
Для зашиты бортов танка от кумулятивных средств поражения предназначены бортовые экраны толщиной 3 мм, выполненные из алюминиевого сплава. Четыре правых и четыре левых бортовых экрана крепятся к надгусеничным полкам и передним откидным щиткам. Для сохранности при движении танка по лесистой и пересеченной местности бортовые экраны могут быть установлены в походное положение - поджаты к боковым пылевым щиткам. В боевом положении они разворачиваются вперед под углом 60°.
Башня танка представляет собой фасонную отливку из броневой стали, к верхней части которой приварена крыша, а также правая и левая головки для защиты базовой трубы прицел-дальномера. Башня имеет монолитную конструкцию с переменной толщиной стенок. Толщина лобовой брони в секторе ±30° (по другим данным ±35°) от продольной оси танка составляет 400-410 мм при наклоне 10-25°. Толщина бортов колеблется в пределах 395-440 мм при углах наклона 20-25°. В передней части башни расположена амбразура для установки пушки. В амбразуре имеются две расточки, в которые обоймами, надетыми на цапфы люльки, устанавливается пушка. К боковым поверхностям амбразуры приварены дуговые щеки, которые в сочетании с проточками в подвижной бронировке пушки образуют лабиринт, препятствующий проникновению внутрь башни свинцовых брызг (осколков) и снижающий воздействие взрывной волны. Для крепления наружного защитного чехла пушки по бокам амбразуры приварены желобки, а ниже амбразуры - желобок со сливным отверстием.
Справа от амбразуры пушки в башне имеется амбразура для спаренного пулемета. Слева от амбразуры пушки приварены кронштейн для осветителя ночного прицела и трубка для подвода электропровода к нему (только на танках ранних выпусков). В передней части и на корме башни приварены крюки для захвата башни тросами при ее монтаже и демонтаже. Правее амбразуры пулемета приварен кронштейн фары и трубка защиты электропровода. К правой половине крыши башни приварено основание командирской башенки. В левой половине крыши башни вварены основание люка наводчика, фланец для установки ночного прицела, корпус для установки прибора наблюдения наводчика, а также выполнено отверстие для установки задней подвески прицел-дальномера. В верхней части кормы башни расположены люк для выброса поддонов, отверстие, в которое вварен фланец крепления антенны, резьбовое отверстие для монтажа розетки связи с десантом, кронштейн крепления фары.
Кроме того, в кормовой части башни приварены четыре кронштейна для крепления ящика ОПВТ, два кронштейна для укладки трубы ОПВТ и скобы для крепления брезента. По бортам башни приварены поручни для десанта. Башня устанавливается на шариковой опоре, верхний погон которой соединен с донным листом башни, а нижний погон крепится к крыше корпуса. Вращение башни осуществляется с помощью гидравлического и ручного механизмов поворота (МПБ). Гидравлический МПБ располагается в левой передней части корпуса машины, ручной - в башне, слева от места наводчика.
< Назад | Вперед > |
---|
Танк Т-72 стал одним из самых выдающихся в прошлом веке. Его ТТХ превзошли все ожидания, поэтому он до сих пор составляет основное вооружение России. Он приобрел массу нововведений, которые в свое время показали в бою настоящую штурмовую машину, способную выполнять различные функции.
Немного истории танка Т-72
Первые разработки начались в 1967 году. Тогда подготавливался основной танк т 72, который должен был полностью заменить все прежние тяжелые машины. Только оптимальная схема создавалась слишком долго, поэтому советский танк был проверен и утвержден лишь 7 августа 1973 года. Именно тогда началась длительная эпопея, сопутствующая лучшим проявлениям в бою и на полигонах.
Стоит заметить, что дальнейшая история тяжелой машины не менее интересна. После первого выпуска и проверки в бою, она превратилась в необходимость. В результате этого сборка продолжалась с 1974 по 1990 году на Уралвагонзаводе и на Челябинском тракторном заводе. После же распада СССР, устройство было немного изменено, и появился первый российский танк т 72. Его сборка продолжалась до 1992 года.
Правда, устройство боевой машины также было раскрыто дружественным государства. По этой причине в некоторых странах он остается главной частью военных отраслей. Пусть технические характеристики изменились, но зарубежные модификации приобрели определенную известность. В каких же государствах это произошло?
- Индия;
- Ирак;
- Иран;
- Польша;
- Чехословакия.
Причем в некоторых из них работы все еще продолжатся, поэтому пропадают даже уязвимые места. Хотя вооружение России сохранило в отдаленных регионах основную модель, обладающую интересными возможностями. Вследствие этого сбрасывать со счетов советские достижения никто не собирается.
Технические характеристики
Рассматривая технические характеристики, люди наверняка сильно удивятся. Дело в том, что даже все модификации являются совершенными и обладают оптимальными настройками. Этот факт позволяет сохранять модернизированный танк т 72 в действующих частях.
- Длина – 686 см;
- Высота – 219 см;
- Ширина 346 см;
- Масса – 41-44 т;
- Экипаж – 3 человека;
- Дальность стрельбы – до 10 км;
- Скорость по трассе – 60 км/ч;
- Скорость по пересеченной местности – 35 км/ч;
- Моторесурс – 500 км.
Сразу видно, что вес и габаритные размеры позволяют свободно перемещаться по любой местности. Однако на вооружение России в свое время поступили облегченные модификации, которые применяются в болотистой местности. Их описание не настолько интересно, поэтому стоит продолжить рассмотрение основной модели.
Управление и экипаж
Внутри боевой машины располагается экипаж в 3 человека. Казалось бы, разнообразное вооружение и сложное техническое обслуживание должно было потребовать больше места для людей. Тем не менее, конструкторы продумали все детали, что позволило добиться небывалых результатов.
Во время боевых действий управление экипаж осуществляет в одиночку. Причем существует модернизированный танк, где размещается всего 2 человека. Такие изменения считаются незначительными, поэтому обычно внутри размещается штурман, рулевой и стрелок. За счет этого вождение происходит параллельно от стрельбы, нисколько на нее не влияя.
В этом проявляется важное преимущество танка. Полное описание подскажет, что независимое управление позволяет не прерывать стрельбы во время движения. Вследствие этого вооружение России приобрело небывалую поддержку. Теперь экипаж из нескольких человек превращается в незаменимую боевую единицу, которая развивает высокую скорость и при этом продолжает вести непрерывный огонь. Такие модификации всегда устрашали противников, ведь остановить их практически невозможно.
Габаритные размеры во время движения
Наиболее популярная сборка приобрела усредненные габаритные размеры. Внутри места достаточно, и экипаж свободно справляется со всеми задачами. Однако определенная масса, длина и ширина подбирались исключительно с точки зрения ходовых показателей. Действительно, технические характеристики превосходят все ожидания, поэтому и модификации почти не появлялись за прошедшие годы.
На самом деле вес и вождение связаны напрямую. Опытные водители знают, что на пересеченной местности часто приходится сбрасывать скорость для разворота. Модель, принятая на вооружение России, легко передвигается даже по болотистой или пустынной территории. При этом скорость боевой машины почти не сбрасывается.
Относительно небольшой вес и длина сразу превратились в ужасающую мощь. Все-таки высокая скорость дает преимущество даже перед мотострелковыми войсками , а вес помогает преодолевать сложные препятствия. Неудивительно, что именно такие технические характеристики сохранились на долгие десятилетия.
Двигатель и внутреннее устройство Т 72
Теперь пора оценить двигатель танка. Все-таки вес машины не так велик, но это нисколько не повлияло на двигатель. Конструкторы предпочли сохранить и скорость, и боевую мощь. Параллельно было проработана трансмиссия, давшая большую маневренность.
На Уральском заводе собирались модели, где двигатель и трансмиссия перешли от тяжелой специальной техники. Правда, долгое время велись обсуждения, что длина корпуса должна увеличиться. Для этого пришлось бы изменить двигатель, сохранив ходовые показатели, а такое увеличение массы сгубило бы готовую модель.
Моторесурс и расход топлива
Конструкция танка России показывает отличный двигатель и достаточный боекомплект. Однако война в Афганистане показала, насколько важен расход топлива. В то время приходилось вести боевые действия вдали от базы, поэтому именно большой моторесурс позволял советской армии справляться с тяжелыми задачами.
Минимальный расход топлива позволяет танку свободно ездить по любой местности до 500 км без дополнительной заправки. Такая дальность поездок позволила избавиться от частей поддержки, ведь обслуживание спокойно проводилось на базе. Если же обратить внимание на модель с внешними боковыми баками, то ее небольшой расход топлива позволяет проехать до 700 км.
Экономичный двигатель танка сделал расход топлива одним из преимуществ. Конструкторы обеспечили немалые возможности, сохранив внутренние бензобаки. Так что иной двигатель не получали даже модификации. Все-таки расход топлива всегда оставался полезным для ведения боевых действий на пересеченной местности. К сожалению, далеко не всегда инженерные войска находятся поблизости, поэтому у танка расход топлива должен быть приемлемым.
Броня и вооружение
Быть может, расход топлива заинтересует многих людей, но вот дальность стрельбы до 10 км – это один из феноменальных показателей. Обычно на такие удары были способны только стационарные модели, а Т72 совершает удары прямо на ходу. При этом боекомплект в стандартной модификации предназначен для традиционной башни. В ней установлена гладкоствольная пушка 125 мм, которая обеспечивает мощный заградительный огонь.
В различных моделях гладкоствольная пушка 125 мм часто заменялась. Тем не менее, она была признана оптимальным вариантом, поэтому боекомплект лишь дополнился патронами для пары пулеметов. Да, пушка является основным орудием, но в ближнем бою от нее мало толку. В этот момент на смену приходят пулеметы, позволяющие справляться с приблизившимся противником. Так что боекомплект перед выездом обязательно проверяется.
Нужно заметить, что боекомплект и пушка важна по многим показателям, но броня танка также не должна оставаться без внимания. Так, толщина брони колеблется от 20 до 80 см, поэтому только лобовой выстрел в корпус способен нанести незначительные повреждения. Считается, что пушка не должна подпускать противника, но все-таки толщина брони была выбрана серьезной.
Конструкторы также сохранили важный секрет брони, который является последней разработкой. Она составляется в 3 слоя, что обеспечило максимальную защиту для людей. Первая катаная броня создана для отражения ракетных ударов, заставляя боеголовку взрываться на поверхности без проникновения.
Следующий слой брони – литая стальная. Это основная часть, защищающая экипаж от лобового удара. Также она отлично спасает от мелких снарядов, которые никогда не нанесут вреда танку.
Последний слой – стальная комбинированная. Она меняется в зависимости от модификации, поэтому такая броня считается одной из самых разнообразных. Наиболее распространенная – стальная наборная, помогающая исключить разброс осколков после проникающего удара. Хотя конструкторы даже пробовали использовать тончайший слой воды в качестве эксперимента. В результате этого появился танк, защищающий экипаж даже от радиации.
В российской армии до сих пор сохранился танк, который за несколько десятилетий своего существования лишь улучшил свои характеристики. Он все еще остается актуальным, а за счет дополнительных модификации постоянно обретает новые возможности.
Видео о танке Т-72
Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
Т-72 «Урал» - основной боевой танк производства СССР. Самый массовый основной боевой танк второго поколения. Принят на вооружение в Вооружённых Силах СССР с 1973 года. Т-72 разработан и производился Уралвагонзаводом в Нижнем Тагиле. Главный конструктор машины - В. Н. Венедиктов.
«Урал» состоит на вооружении стран СНГ, экспортировался в страны Варшавского договора, Финляндию, Индию, Иран, Ирак, Сирию. Модификации Т-72 выпускались по лицензии в Югославии (M84), Польше (PT-91), Чехословакии и Индии которые, в свою очередь, также их экспортировали.
История создания и производства
Разработка Т-72 началась в 1967 году. В ходе дальнейшей работы, в 1968-69 годах, были проведены сравнительные испытания танков Т-64А с двигателем В-45 и эжекционной системой охлаждения (разработка конструкторского бюро в Харькове) и образцов с двигателем В-45, автоматом заряжания пушки на 22 выстрела и вентиляторной системой охлаждения (разработка конструкторского бюро в Нижнем Тагиле). Последние показали более высокие результаты.
В ноябре 1969 года на эти машины стали устанавливать двигатели В-46 мощностью 573 кВт (780 л.с.) и ходовую часть новой конструкции. Изготовленному с указанными изменениями образцу был присвоен индекс «объект 172М». 7 августа 1973 г. совместным постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 554-172 на вооружение Советской Армии был принят танк Т-72. Производился в СССР в период с 1974 по 1992 годы. Всего выпущено около 30 000 танков.
Кроме СССР Т-72 производился и других странах:
Индия - всего около 500 единиц Т-72М1 было произведено по лицензии под обозначением Ajeya. Производство велось в период с 1988 по 1991 год, а затем было продолжено после распада СССР по российской лицензии;
Ирак - по разным данным от нескольких машин до 100 единиц Т-72М1 было произведено по лицензии под обозначением Asad babil в конце 1980-х годов;
Польша - 682 единицы Т-72Б произведены по лицензии в период с 1979 по 1991 год;
Чехословакия - 815 единиц Т-72Б произведено по лицензии в период с 1977 по 1991 год.
После распада СССР танк Т-72 производился по лицензии в Индии, Иране и Польше:
Индия - Т-72М1 производились по лицензии под обозначением Ajeya в период с 1992 по 2000 год; по другим данным производство велось до 2005 года до постановки на производство Т90С;
Иран - 300 единиц Т-72С1 было собрано по лицензии в период с 1993 по 2001 год;
Польша - 77 единиц Т-72 было произведено по лицензии в период с 1992 по 1995 год.
Описание танка
Конструкция
Т-72 имеет дифференцированную противоснарядную броневую защиту. Броневой корпус танка представляет собой жёсткую коробчатую конструкцию, собираемую из листов и плит катаной гомогенной броневой стали и комбинированной брони. Лобовая часть танка состоит из двух сходящихся клином бронеплит: верхней, расположенной под наклоном в 68° к вертикали и нижней, расположенной под наклоном в 60°. На Т-72, верхняя плита выполняется из комбинированной брони, состоящей из 80-мм стального наружного, 105-мм стеклотекстолитового и 20-мм стального внутреннего слоёв, а нижняя плита - из катаной 85-мм гомогенной броневой стали.
Приведенная толщина верхней лобовой детали составляет 550 мм, а её защитная способность, по разным данным, эквивалентна от 305 до 410 мм (показатель стойкости американского танка М1"Абрамс" против подкалиберных снарядов, по лбу башни 400мм) катаной гомогенной броневой стали против подкалиберных и от 450 до 600 мм против кумулятивных снарядов. Остальная часть корпуса выполняется полностью из катаной гомогенной брони. Вертикальные борта корпуса имеют толщину 80 мм в районе отделения управления и боевого отделения и 70 мм - в районе моторно-трансмиссионного, корма корпуса состоит из верхней и нижней бронеплит и двух штампованных картеров коробок передач. Крыша корпуса состоит из двух бронелистов, а днище имеет корытообразную форму и состоит из трёх штампованных деталей, имеющих ряд выштамповок для повышения жёсткости.
Моторно-трансмиссионное отделение отделяется от боевого поперечной броневой перегородкой. На каждом борту танка для защиты от кумулятивных боеприпасов установлены по четыре поворотных экрана из 3-мм штампованных листов алюминиевого сплава. Экраны закрепляются на надгусеничных полках и в боевом положении разворачиваются под углом 60°, а в походном, для сохранности, прижимаются к пылевым щиткам. Бронирование башен танков первых серий монолитное. Монолитное бронирование башни Т-72 считалось его главным недостатком, поэтому в 1979 году принимается на вооружение танк Т-72А с комбинированной бронёй башни.
В ходе серийного производства танка его бронирование неоднократно усиливалось. На Т-72А с 1980 года были перераспределены толщины слоёв верхней лобовой детали, составившие 60+100+50 мм, помимо этого деталь была усилена приваркой 30-мм броневой плиты. Верхняя лобовая деталь корпуса Т-72А эквивалентна, по разным данным, от 360 до 420 мм броневой стали против подкалиберных снарядов и от 490 до 500 мм против кумулятивных боеприпасов. Откидные противокумулятивные щитки были заменены сплошным резинотканевым экраном на всю длину борта. На Т-72Б лобовое бронирование было вновь усилено, в том числе путём добавления 20-мм броневого листа. Кроме этого, Т-72Б получил комплект динамической защиты «Контакт», состоявший из 227 контейнеров, устанавливавшихся на верхней лобовой детали корпуса, лбе башни и передней половине бортов корпуса, башни и крыши башни. Аналогичная динамическая защита, отличавшаяся расположением элементов на башне (клином, как на других отечественных танках с индексом «В» в обозначении), с 1985 года устанавливалась на Т-72А в ходе их ремонта, после чего модернизированные танки получали обозначение Т-72АВ. Бронестойкость верхней лобовой детали корпуса Т-72Б западными специалистами оценивается как равная 530 мм броневой стали против подкалиберных снарядов и 900 мм против кумулятивных боеприпасов. На модификации Т-72БМ устанавливалась более совершенная встроенная динамическая защита.
На Т-72А в башню также были внесены изменения, появился наполнитель из термообработанного кварца («песчаные стержни»), алюминиевые щитки были заменены на сплошные резинотканевые бортовые экраны, на Т-72Б наполнитель башни заменили на блоки с отражающими элементами.
Вооружение
Основным вооружением Т-72 являлась 125-мм гладкоствольная пушка Д-81ТМ (индекс ГРАУ - 2А26М). Длина ствола орудия - 48(50,6 2А46м) калибров. С пушкой спарен 7.62-мм пулемёт ПКТ, в качестве зенитного пулемёта используется НСВТ-12,7 «Утёс» на открытой турельной установке, при этом по сравнению с аналогичной установкой танка Т-64 было произведено существенное упрощение - был исключён дистанционный привод зенитного пулемёта и упразднён оптический зенитный прицел ПЗУ-5, таким образом командир машины может вести огонь из зенитной установке только при открытом люке, наводя установку вручную, используя открытый прицел, хранящийся «по походному» в специальной укладке на турели. На Т-72А установлено орудие 2А46, по сравнению с 2А26М повышена точность и живучесть ствола. На Т-72Б введён КУВ (комплекс управляемого вооружения) 9К120 «Свирь», который устанавливался не на все танки.
Средства наблюдения и связи
Т-72 - комплектовался радиостанцией Р-123М (собрана по трансиверной схеме, диапазон рабочих частот радиостанции разбит на два поддиапазона: 20.0 - 36.0 МГц и 36.0 - 51.0 МГц, возможна настройка радиостанции на 4 заранее подготовленные частоты (ЗПЧ)), переговорным устройством Р-124, на четыре абонента, аппаратом ТПУ-А, и аппаратом А-4 для подключения наружной розетки десанта. В командирской башенке находятся два прибора ТНП-160, и командирский прибор наблюдения ТКН-3, ночной прицел ТПН-1-49-23, дневной прицел дальномер ТПД-2-49, в качестве источника ИК света используется осветитель Л-2АГ «Луна» с ИК фильтром. НСВТ оборудован коллиматорным прицелом К10-Т.
Т-72А - установлен дневной прицел дальномер ТПД-К1, ночной прицел ТПН-1-49-23 (позже заменён на ТПН-3-49, весь прицельный комплекс на 1А40), осветитель заменён на Л-4"Луна-4".
Т-72Б - установлена радиостанция Р-173 (диапазон рабочих частот 30 - 75.9 МГц) на командирской версии дополнительно как и раньше ставилась КВ станция Р-130 установлен прицельный комплекс 1А40-1, в состав которого входят дневной прицел дальномер ТПД-К1, комплекс 1К13-49 (введение КУВ 9К120 «Свирь», наведение ракеты по лучу лазера, Т-72Б довольно просто отличить от Т-72Б1 именно по ночному прицелу, на Т-72Б1 шахты для излучателя нет).
Двигатель и трансмиссия
На Т-72 устанавливались различные модели V-образных 12-цилиндровых многотопливных четырёхтактных дизельных двигателей жидкостного охлаждения семейства, являющегося развитием В-2. На Т-72 устанавливался двигатель В-46 с приводным центробежным нагнетателем, развиваюший максимальную мощность в 780 л.с. при 2000 об/мин. На Т-72А устанавливался двигатель В-46-6, а с 1984 года - двигатель В-84 мощностью 840 л.с. На Т-72Б устанавливался двигатель модели В-84-1.
Двигатель устанавливается в моторном отделении в кормовой части танка поперёк его продольной оси, на приваренном к днищу фундаменте. Топливная система включает в себя четыре внутренних и пять наружных топливных баков. Один из внутренних баков размещается на полу в кормовой части боевого отделения, тогда как остальные три - в отделении управления, по обеим сторонам от механика-водителя. Все пять внешних баков размещаются на правой надгусеничной полке. Ёмкость внутренних баков составляет 705 л, тогда как наружных - 495 л. Помимо них, к топливной системе могут подключаться две дополнительные бочки, закрепляемые на корме танка, общим объёмом 400 или 500 л в зависимости от объёма бочки. В качестве топлива может использоваться дизельное топливо марок ДЛ, ДЗ и ДА, бензины А-66 и А-72 и керосины Т-1, ТС-1 и ТС-2.
В состав трансмиссии Т-72 входят:
- Повышающий редуктор, передающий крутящий момент от двигателя к коробке передач («гитара»);
- Две механические семиступенчатые (7+1) планетарные коробки передач с фрикционным включением и управлением при помощи гидравлических приводов, одновременно выполняющие функции механизма поворота;
- Бортовые одноступенчатые планетарные передачи.
Подвеска катков независимая, торсионная. Ходовая часть каждого борта состоит из 3-х поддерживающих катков и 6 обрезиненных опорных катков с балансирами и лопастными амортизаторами на первом, втором и шестом, направляющего катка и ведущего колеса заднего расположения. Танк оборудован устройством самоокапывания, которое приводится в рабочее положение за 2 мин.
Боевое применение
Впервые Т-72 применили при боевых действиях в 1982 году, в Ливане, долине Бекаа. Российские/сирийские источники утверждают, что израильским танкистам не удалось подбить ни одной такой машины советского производства, а сирийские 10 танков Т-72, действуя из засады, уничтожили артогнём 60 израильских танков «Меркава». Согласно западным/израильским источникам было уничтожено до 20 T-72. На самом деле оба утверждения не противоречат друг другу, так как бо́льшая часть из уничтоженных Т-72 была поражена не танковым вооружением, а ПТУР TOW с самоходных ПТРК на базе джипов М151.
Однако, если внимательно проследить боевой путь сирийских танков Т-72 и израильских «Меркава», будет представляться сомнительной сама возможность их встречи в бою. Российский исследователь Михаил Барятинский пришёл к выводу, что «ни одна „Меркава" не подбила ни одного Т-72 и ни один Т-72 не подбил ни одну „Меркаву", потому что они просто не встретились в бою».
Т-72 (Объект 172М) | |
---|---|
Классификация | основной боевой танк |
Боевая масса, т | 41,0 (44,5) |
Компоновочная схема | классическая |
Экипаж , чел. | 3 |
История | |
Производитель | |
Годы разработки | с по |
Годы производства | с по |
Годы эксплуатации | с |
Количество выпущенных, шт. | около 30 000 |
Основные операторы | |
Размеры | |
Длина корпуса , мм | 6860 |
Длина с пушкой вперёд, мм | 9530 |
Ширина корпуса, мм | 3460 |
Высота, мм | 2190 |
База, мм | 4270 |